Моногамная семья. Моногамные и полигамные браки

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Критерий типологии – количество брачных партнёров.

Моногамия – брак, заключённый между одним мужчиной и одной женщиной.

Полигамия – брак, включающий несколько партнёров. Подразделяется на 2 варианта: полигиния (многожёнство) и полиандрия (многомужество).

Моногамия преобладает в большинстве известных обществ. Она считается наиболее прогрессивной формой брака, имеющий значительный потенциал развития. Развитие брака проходило в направлении ограничения сексуальной свободы. Моногамия экономически обусловлена. При утверждении права собственности мужчины было введено определение происхождения и наследования по мужской линии. В этом случае только моногамия обеспечивала достоверность рождения наследников.

Существование полигамии связывается с преемственностью брачного поведения людей и высших приматов. Считается, что тенденция к полигамии свойственна скорее мужчинам в связи с особенностями их врождённого сексуального поведения. Общество терпимее относится к полигамии мужчин.

Полигамия нарушает естественную пропорцию мужчин и женщин. При преобладании в обществе представителей какого-либо пола полигамные браки становятся более вероятными.

Существуют скрытые формы полигамии: двоеженство, союз женатого мужчины с незамужней женщиной и наоборот. Полигамия связана с значительными психологическими проблемами: ощущение двойственности статуса, эмоциональное напряжение, ревность, соперничество. Последствия могут быть непредсказуемыми. Чаще встречается полигиния. Прочность полигамии зависит от ресурсов мужчины, а также от эмоциональной устойчивости и способности к компромиссам со стороны женщины. Также влияют народные традиции.

В настоящее время в связи с увеличением количества разводов и повторных браков говорят о серийной моногамии или последовательной полигамии, когда в каждый момент времени человек состоит в браке с одним партнёром, но на протяжении жизни у него отмечается несколько браков. Биография современного человека – серийная моногамия.

Виды семей по критерию власти

Часто выделяют традиционные семьи, детоцентристские и демократические (эгалитарные)

Традиционные семьи отличаются уважением к авторитету старших. Педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основное требование – подчинение. Дети из таких семей легко адаптируются в вертикально организованных общественных структурах, легко усваивают традиционные нормы. Но они не инициативны, негибки в общении, руководствуются представлением о должном. К традиционному типу семьи относятся традиционные патриархальные, традиционные матриархальные, неопатриархальные, неоматриархальные семьи. Отношения в них асимметричны. В зависимости от типа семьи во главе стоит отец или мать, остальные им подчиняются. Младшие беспрекословно подчиняются старшим.

В традиционно патриархальной семье муж является бесспорным главой и авторитетом. Его власть не ограничена, принимается беспрекословно или под давлением. Чётко выражена зависимость жены от мужа, детей от родителей. Авторитет других членов семьи зависит от их пола и возраста. Старшие более авторитетны, чем младшие, мужчины – более, чем женщины. Интересы семьи и рода главенствуют над индивидуальными. К браку относятся прагматически, воспринимают его как данный богом, долговечный союз. Такой брак отличается патрилокальностью и патрилинейностью.Патрилокальность состоит в том, что женщина живёт в доме мужа. Сыновья, как женатые, так и нет, живут в родительском доме, дочери покидают его, когда выходят замуж.Патрилинейность – исчисление родства по мужской линии. Материальные ценности передаются наследникам по мужской линии. При этом отец, решает, вознаградить сыновей, или нет. Отцы заинтересованы в рождении мальчиков. И в настоящее время молодые мужчины часто заинтересованы в рождении мальчиков больше, чем девочек, рассматривают их как продолжателей рода, фамилии. Это результат давления многовековых традиций.

В традиционно матриархальной семье главенство принадлежит женщине. Многие народы практиковали материнское родоисчисление. Достоверность матери устанавливается более объективно, чем отца. Благодаря способности женщины к установлению и регулированию межличностных отношений она нередко одерживает победу в борьбе за власть в семье. Женщины играют большую роль в поддержании родственных связей. Часто при формальном главенстве мужчины реальная власть в семье принадлежит женщине. В частности в русской семье женское, материнское начало выражено очень сильно. В советском обществе это явление ещё более усилилось. В.Дружинин говорил о том, что доминантную роль женщине навязали советская власть и коммунистическая идеология, лишив отца основных отцовских функций. Мужчина был лишён возможности обеспечивать семью и воспитывать детей. Его роль в их социализации была минимизирована. Тоталитарное государство взяло на себя отцовские функции. Мать, неся много мужских функций, теряет психологическую связь с ребёнком. Возникает проблема материнства.

В современных семьях также стоит проблема разделения власти. Глава семьи объединяет в себе лидера и менеджера. Чтобы предупредить разрушительные конфликты, необходимо, чтобы такое разделение устраивало обоих супругов и обеспечивало выполнение функций семьи. Традиционная модель семьи может быть приемлема, если устраивает обоих супругов.

В неопатриархальной семье стратегическим и деловым лидером является муж, а тактическим и эмоциональным – жена. Муж определяет долгосрочное направление жизни семьи, устанавливает приоритетные цели, выбирает способы и средства их достижения, организует деятельность семьи. Выполняет представительскую функцию. От него зависит положение семьи. Его внесемейная активность поощряется членами семьи. Он обладает высокими притязаниями, заботится о материальном благосостоянии и социальном статусе близких. Его мировоззрение, способ жизни служит ориентиром для членов семьи. Он задаёт стиль семейной жизни и обеспечивает его реализацию. Участвует в воспитании детей: способствует формированию навыков, собственного мнения, правильной ориентировки в окружающем мире, служит образцом волевых качеств, организаторских способностей. Является предметом гордости семьи. Жена находит в нём жизненную опору.

Можно говорить также о квазипатриархальном укладе, когда мать укрепляет власть отражённым авторитетом отца.

Неоматриархальная семья . Аналог неопатриархальной, но роль лидера выполняет жена.

В неопатриархальных и неоматриархальных семьях при общем главенстве матери или отца, приоритет в некоторых сферах жизни семьи может принадлежать его супругу. Общая черта рассмотренных вариантов семей – совместное лидерство мужа и жены при разделении сфер влияния. Конфликтность может возникнуть вследствие нечёткого распределения сфер влияния, притязаний кого-либо из супругов на другую роль, некачественного выполнения или невыполнения обязанностей.

В детоцентрической семье главная задача родителей – обеспечить благополучие и счастье ребёнка. Семья существует для ребёнка. Воздействие осуществляется снизу вверх. Возможен симбиоз родителя и ребёнка. У детей в таких семьях отмечается высокая самооценка, ощущение собственной значимости. Это приводит к возникновению социальных конфликтов за пределами семьи, возникновению социальной дезадаптации. Мир может оцениваться как враждебный. Возможно, распространение детоцентристских семей связано с нуклеаризацией семьи, снижением числа детей в семье, увеличением возраста родителей, увеличением продолжительности переходных (подросткового и юношеского возрастов), заменой практических связей в совместном труде эмоциональными.

Эгалитарная семья характеризуется равенством положения всех её членов. Цель такой семьи – взаимное доверие, принятие и автономность её членов. Воздействия осуществляются горизонтально, как диалог равных. Учитываются взаимные интересы. У детей формируются демократические ценности, представления о правах и обязанностях, свободе и ответственности, активность, самостоятельность, доброжелательность, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость. Используются гуманистические методы воспитания, опирающиеся на доверие к ребёнку и уважение его прав, потребности в автономии, развитии индивидуальности, творчестве. Но при этом может быть не выработан навык подчинения социальным требованиям. В среде, построенной на вертикальном принципе, они адаптируются плохо. Дети, происходящие из таких семей, могут иметь тенденцию к созданию такой модели отношений и в своём браке. Муж и жена вносят примерно равный вклад в материальное благосостояние семьи, совместно принимают важные решения, занимаются воспитанием детей. Их роль в создании психологического климата одинакова, статус семьи устанавливает тот супруг, статус которого выше. Круг общения формируется обоими супругами. Такой брак иногда называют биархатным или кооперативно-симметричным. Идеальная модель эгалитарной семьи представлена в концепции открытого брака: каждый из супругов может оставаться самим собой, раскрывать свои способности, сохранять индивидуальность. Супруги не являются «одним телом и душой». Брак строится на взаимном влечении и доверии, отсутствует манипулирование, стремление подчинить супруга. Существование такого брака имеет основой принцип равенства мужчины и женщины, заявленный в Конституции Российской Федерации и Семейном кодексе.

Существуют противоречивые взгляды на такой брак. Некоторые учёные говорят о такой семье как о конфликтной: властные функции распределены, но их распределение является почвой для конфликта. Появление в России таких семей связано с ростом независимости семьи от тоталитарного государства, а также возрастанием экономической, социальной и политической роли как мужчины, так и женщины.

Особым типом современной семьи является бикарьерная семья . В ней равно значимыми признаются профессиональные интересы обоих супругов. Они сочетают ценности создания собственной семьи и построения карьеры. Такая семья обладает высоким уровнем интегрированности и единством ценностных ориентаций. Домашние обязанности распределяются равномерно, отношение к профессиональным интересам друг друга уважительное, проявляется взаимная терпимость, готовность оказать помощь и поддержку. Время используется рационально, досуг направлен на восстановление ресурсов. Дети причастны к семейным делам. В них воспитываются ответственность и самостоятельность. Они хорошо знакомы с профессиональной деятельностью родителей.

Бикарьерная семья возникла благодаря изменению социального положения женщины.

Таким образом, произошли значительные изменения в отношениях между мужчиной и женщиной в браке в сторону эгалитарности. Но, несмотря на это, «женская дилемма» продолжает существовать. Это конфликт ролей, противоречие между профессиональной занятостью женщины и её внутрисемейными обязанностями. Подлинного равноправия в сфере труда не удалось достичь. Женщины заняли хуже оплачиваемые и менее престижные рабочие места. Они заняты и в физически тяжёлом труде. Существует понятие «стеклянного потолка» для женщин-менеджеров. Беременных и женщин с маленькими детьми не берут на работу. Возросшая трудовая активность не освобождает замужних женщин от домашних дел. Воспитание остаётся делом женщин. Существует предубеждение, что мужчины мало подходят для воспитания. Мужчины стремятся к неограниченной самореализации в сфере профессионального труда, вовлекают в этот процесс не только личные, но и семейные ресурсы. Тройная нагрузка (материнство, ведение домашнего хозяйства, работа) препятствует социальной и политической активности женщин. Понятие «женская дилемма» сложно. Оно включает не только конфликт профессиональной и семейной ролей. Это конфликт моделей самореализации: автономия или служение ближним, эмоциональность или рационализм, независимость или привязанность к близким. Для многих женщин, реализующих себя в профессиональной деятельности характерен страх потери любви. Становление бикарьерной семьи во многом зависит от решения «женской дилеммы». Её решение зависит от жизненных позиций супругов, их интерпретации супружеских ролей. В развитых странах бикарьерная семья обладает значительным потенциалом развития. Это связано с деятельностью ряда факторов: практическая возможность участия женщин в общественно-политической жизни, активизация мужчин в воспитании детей, рациональное разделение домашнего труда, привлечение техники и помощников, повышение социальной значимости домашнего труда, модернизация традиционных ролевых структур.

Для нашей страны считают предпочтительнее семью, в которой наряду с равенством прав, ответственность за содержание семьи и воспитание детей возьмёт отец при сохранении за матерью и детьми других семейных обязанностей. В настоящее время в России более молодые и лучше образованные мужчины настроены более эгалитарно и берут на себя больше домашних обязанностей, чем это было принято раньше.

В борьбе общественных и частнособственнических начал победа оказалась за малой индивидуальной семьей. Появилась общественная потребность в социальном отце.

Мужчина почувствовал необходимость знать своих детей, чтобы передать собственность по наследству. С введением института наследования собственности детьми впервые появилась возможность строго моногамной семьи. Моногамия - единобрачие.

С точки зрения материалистического понимания истории основной предпосылкой появления моногамной семьи было появление частной собственности. Моногамия явилась первой формой семьи, в основе которой лежали экономические условия, а именно победа частной собственности над первоначальной общей собственностью.

Признавая прогрессивную сущность смены первобытного коммунизма классовым обществом, ее историческую неизбежность, марксистская социология вскрывает антигуманную направленность нарождающихся классовых антагонистических отношений. Ф. Энгельс увидел наряду с возникновением классовых антагонизмов антагонизм между полами.

Появившаяся в истории противоположность классов совпадает с развитием антагонизма между мужем и женой при единобрачии, и первое классовое угнетение совпадает с порабощением женского пола мужским. Единобрачие было великим историческим прогрессом, но вместе с тем оно открывает наряду с рабством и частным богатством ту продолжающуюся до сих пор эпоху, когда всякий прогресс в то же время означает и относительный регресс, когда благосостояние и развитие одних осуществляется ценой страданий и подавления других .

Помимо экономической предпосылки возникновения моногамии значительную роль сыграл исторический уровень развития самой человеческой личности, которая начала подниматься над родом.

Роль субъективного фактора в становлении моногамии подчеркивал Ф. Энгельс, считая, что переход к единобрачию совершился главным образом благодаря женщинам. Ф. Энгельсу принадлежит очень тонкое наблюдение, касающееся нравственного прогресса: с развитием новых экономических отношений, с разложением древнего коммунизма унаследованные издревле отношения между полами утрачивали свой наивный первобытный характер и должны были казаться женщинам унизительными и тягостными. Поэтому женщины должны были добиваться как избавления права на целомудрие, на временный или постоянный брак лишь с одним мужчиной .

С возникновением моногамной индивидуальной семьи ведение домашнего хозяйства утратило свой общественный характер. Оно перестало касаться общества, стало частным занятием. Женщина была устранена от участия в общественном производстве, стала служанкой, рабыней мужа. Началась история женского рабства. На этот раз исторический прогресс потребовал великой жертвы - женщины надолго утратили свободу личности.

Процесс перехода от группового брака к моногамии получил своеобразное отражение в религиозных, мифологических воззрениях.

Первой религиозной формой мышления был тотемизм, который являлся фантастическим отражением в сознании людей складывающихся родовых отношений. Тотемизм довольно точно отражает социальную картину жизни материнского рода. Показательно, что древнейшие легенды, восходящие к матриархату, изображают демиургом женщину. Эти мифы донесли до нас отражение реальной власти матерей-родоначальниц.

У всех народов Земли древние сказания возвеличивают всесильных матерей - владычиц земельных кладовых (хозяйка “медной горы”), богинь плодородия, хранительниц воды и, наконец, правительниц мира. Не случайно в этих древнейших мифах духи мужского пола отсутствуют.

Некоторые народы, которые до наших дней остались на уровне первобытного развития, до сих пор сохраняют в своих верованиях культ женщины. Например, индейцы пуэбло утверждают, что вначале везде была вода, а потом мать камня создала зверей, а затем девушку, от которой пошел человеческий род. Полинезийцы верят, что Великая Матерь Вселенной породила небо и все существующее. Туземцы острова Борнео уверены, что первоначально существовал хаос, из которого вышла богиня, создавшая небо и землю. Народ йоруба в Нигерии и сейчас верит, что богиня Одудаа сотворила мир. Религиозная фольклористика Китая, Индии, Египта доносит представление о женщине - создательнице Вселенной.

Смена материнского рода патриархальным, которая привела к резким изменениям в положении женщины, с удивительной точностью воспроизводится в религиозных представлениях. Мифы показывают постепенное ослабление, а затем отрицание роли женщины. В образной форме фольклорные сказания изображают гибель матриархата. Духи приобретают мужские черты. Известны мифы, рассказывающие о расправе бога с богиней и создании из ее тела неба и земли. Например, ирокезский бог Ениго- рио (добрый разум) сделал солнце из головы своей матери, а месяц из ее туловища. Согласно ацтекскому мифу двое богов схватили богиню земли и, разорвав ее на две части, создали небо и землю .

С возникновением стратифицированного общества, сменившего эгалитарное, религия услужливо подтверждает и закрепляет униженное положение женщины.

В связи с появлением моногамии оформляются моральные требования, запрещающие прелюбодеяние. Возникает новое понятие внебрачных отношений. До возникновения моногамии в условиях группового брака требование “не пожелай жены ближнего своего” было нелепым, оно не имело реального социального основания. Заповедь “не прелюбодействуй” появилась с возникновением моногамии, она ограждала мужа от возможного нарушения супружеской верности его женой, т. е. от посягательства на частную собственность. Религия объявила это моральное требование божественным промыслом, божественной заповедью. Религия, мораль веками освящали социальное неравенство женщины, требуя от нее послушания, покорности, воспитывая в ней рабские черты.

С другой стороны, история моногамной семьи связана с нравственным прогрессом человечества. Возникновение моногамии было необходимой предпосылкой появления индивидуальной половой любви. Появляются новые представления о нравственности и ценности отношений пары, связанные с любовью. Любовь считается предметом поэзии и литературы. Однако любовь можно изучить как социологическую категорию. Становление человеческого рода прямо связано с очеловечением сексуальности.

Романтическая любовь - результат длительного исторического развития, она органически связана с процессом формирования человеческой личности, ее индивидуальности. В отличие от примитивного полового влечения романтическая любовь предполагает сложившуюся личность, все проявления которой глубоко индивидуальны. Отличительное свойство любви - индивидуальность этого чувства. Любовь - индивидуальное половое чувство.

Моногамия, послужившая основой появления любви, не стала ее формой. Диалектика истории заключалась в том, что любовь редко была супружеской, т. е. связанной с браком, скорее это было исключением. Любовные отношения чаще всего имели место вне официального брака.

Мировая художественная литература и искусство отразили трагизм этой исторической коллизии. Поскольку моногамию вызвала к жизни частная собственность, основная ее функция заключалась в охране семейного богатства. С начала возникновения моногамии отсутствовала свобода вступления в брак и выбора супруга. Браки заключались или общиной, или родителями вступающих в брак сторон. При этом решающую роль играли интересы дома, а не личные чувства и желания.

Для элитарных слоев браки становились часто политическим актом либо средством увеличения богатства и могущества. Брак приобретает характер династический и строго сословный. Моногамия в течение ряда веков существовала в патриархальной форме при абсолютном господстве хозяина, отца, мужа над женой и детьми.

Первобытное общество было самым длительным в истории человечества; оно получило название эгалитарного и было основано на общественной собственности и принципах социального равенства. В пределах шести тысяч лет произошел переход к так называемому стратифицированному обществу, получившему название цивилизации.

Первые цивилизации возникли в Азии и Африке на рубеже 5-3 тысячелетий до н. э., в Европе - в 1 тысячелетии до н. э., в других областях Земли позднее. Историки подсчитали, что если принять всю историю человечества в условных временных единицах за 24 часа, т. е. все историческое время существования человека представить как условные сутки, то из этих 24 часов 23 ч 56 мин относятся к эгалитарному первобытному обществу и всего 4 исторические минуты существует цивилизация.

Таким образом, моногамная семья, основанная на частной собственности, относительно молодое историческое явление, которое имеет огромные резервы цивилизационного развития.

Существует трагическая историческая закономерность: прогресс требует жертв. Каждый раз новая ступень развития человечества основывается на огромных потерях, бедствиях, страданиях, социальных и экологических рисках. Этот вывод полностью приложим к истории семьи. Древние греки эту закономерность отразили в знаменитом мифе о Хроносе - Боге Времени, который “...пожирал своих собственных детей...”.

Семья от эгалитарных первобытных форм шагнула к отношениям, связанным с рабовладельческим строем. Частная собственность сформировалась в условиях складывания рабовладения. Рабовладельцы оказались безраздельными собственниками средств производства, а рабы -полностью отчужденными от собственности. Рабовладельческая экономическая ячейка была единицей полной собственности как на все средства производства, так и на личность работников, входивших в нее .

На основе рабовладельческой формы частной собственности, помимо единобрачия, индивидуальной семьи, в те же исторические времена начала цивилизации возникла полигамия в двух вариантах: полигиния - многоженство, полиандрия - многомужество (у одной женщины несколько мужей).

Полигиния могла иметь гаремную форму. Слово “гарем” происходит от арабского слова “харим”, что означает “то, что запрещено”. Так называли любое священное место. Со временем ха- римом стали называть женскую половину дома. В европейской транскрипции появилось слово “гарем”.

Поздний синоним гарема - “сераль” происходит от турецкого слова “сарай” - дом, дворец, комната для жилья.

Самые древние гаремные браки возникли около 5 тыс. лет до н. э. у шумеров и в Древнем Египте. В Древнем Царстве первые гаремы были у царей. Большое распространение гаремы получили также в Месопотамии, Персии и Древнем Китае, Иудее. В книге Збигнева Лев-Старовича “Секс в культурах мира” рассказано, что китайские императоры имели большое количество женщин: первую жену, трех вторых жен, девять третьих жен, двадцать семь четвертых и восемьдесят одну наложницу.

Можно вспомнить и Ветхий Завет, в котором говорится, что у царя Соломона было “...шестьдесят цариц, восемьдесят наложниц и девиц без числа”.

В современном мире цивилизованные страны связаны с моногамной формой семьи. Полигиния распространена среди народов Африки, Азии, Океании, в основном у мусульманских народов. Самой экзотической формой семейных отношений сегодня является полиандрия, сохранившаяся у некоторых племен, живущих на уровне непроизводящей экономики в условиях матриархальных порядков. Это буквально музейная форма, по которой можно реконструировать древние семейные отношения.

При высоком темпе современного развития общества действует закон неравномерного развития народов. Современная эпоха полна разнообразия и загадок.

  • См.: Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 21. - С. 68, 69.
  • См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 21. - С. 56.
  • См.: Шахнович М. И. Первобытная история и философия. - Л.,1971. -С. 201-204.
  • Современную разработку типологии частной собственности предпринял Ю. И. Семенов в книге “Философия истории” (М., 2003).

Моногамная семья.

Моногамия в сложившейся форме проявляется в позднейшем периоде варварства. Морган восстанавливает моногамную семью на ранней стадии её развития по описаниям древних писателей, которые в свою очередь подробно останавливаются на том, каково было положение женщины. Автор исследуемой мною работы склонен утверждать, что переход счёта происхождения из женской линии в мужскую повлиял неблагоприятным образом на положение и права жены и матери: «она оказалась одинокой в домохозяйстве своего мужа, изолированной от её родичей. Это должно было ослабить авторитет матери, значительно снизить её положение в обществе и остановить её повышение по социальной лестнице». Детально рассматривая моногамную семью у римлян и у греков, Морган приходит к выводу, что, совершенствуясь вместе с прогрессом, моногамия не достигла своего идеала в классический век, по крайней мере, наиболее высокого совершенства она достигла только в новое время. В своей вполне развитой форме эта семья сделала достоверным отцовство, поставила индивидуальную собственность на недвижимое и движимое имущество на место собственности коллективной и исключительное право наследования детей на место наследования агнатов. Современное общество покоится на моногамной семье. Весь предшествующий опыт и прогресс человечества завершается и кристаллизируется в этом влиятельнейшем учреждении. Оно развивалось весьма медленно, и корни его достигают периода дикости; вместе с тем оно является конечным результатом, к которому неуклонно шёл весь опыт веков. Несмотря на всю свою современность, моногамная семья представляет собой продукт широкого и разнообразного опыта.

Так от общества к обществу, от эпохи к эпохе варьировали социальные нормы, предписывающие правила выбора и количества супругов, роль главы семейства, права и обязанности родственников, место поселения молодой семьи. Под влиянием экономического и политического развития общества, культурных и национальных традиций менялись и основные характеристики семьи. Но с течением времени не изменяется сама социальная необходимость семьи. На всех этапах общественного развития она обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве.

С институтом семьи тесно связан институт брака. Брак - это официально оформленные супружеские отношения; это признанная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной с целью создания семьи. Институт брака регулирует отношения между супругами и определяет их права и обязанности по отношению ко всем членам семьи, а также составляет первооснову семьи. Т.е. семью создает отношение родители-дети, а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей. Особенно необходимо отметить, что всякое расторжение брака есть расторжение семьи и что даже с чисто юридической точки зрения положение детей и их имущества не может быть поставлено в зависимость от произвольного усмотрения родителей, от того, что им заблагорассудится А.И. Антонов, В.М. Медков Социология семьи, 1996. С. 64-65..

Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подтвержденных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются А.И. Антонов, В.М. Медков Социология семьи, 1996. С. 88-89.:

1) вступление в брак - образование семьи;

2) начало деторождения - рождение первого ребенка;

3) окончание деторождения - рождение последнего ребенка;

4) «пустое гнездо» - вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;

5) прекращение существования семьи - смерть одного из супругов.

На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Например, ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальные стандартами поведения, нормы, которыми руководствуются жена и муж, родители и их дети и т.д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.

На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальные контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы.

Моногамия – это исторически сложившаяся форма семейных взаимоотношений, заключающаяся в создании семьи двумя особами противоположной гендерной принадлежности. Сегодня единобрачие возможно и среди представителей одного пола в государствах, где разрешены такие брачные союзы законодательно. Данная вариация ячейки общества противопоставляется многобрачию, которое подразумевает, что один партнёр может иметь несколько брачных партнёров иной гендерной принадлежности. Современные биологи, исповедующие теорию эволюции, данный термин рассматривают в качестве феномена, присущего не только гомо сапиенс, но и представителям фауны.

Моногамия в отношениях

Взаимодействие полов, подразумевающее сожительство, совместный быт, основанное на верности, именуется моногамным. Супруги в такой связи словно заключают негласное соглашение между собой об отсутствии измен.

Моногамия это форма брака, при которой индивид имеет одного партнёра либо на протяжении всего своего бытия, либо на определенном жизненном этапе (последовательная моногамия).

Семейные связи базируются именно на единобрачии. Помимо того ученые, пропагандирующие эволюционную теорию, утверждают, что своим прямо хождением человек обязан именно моногамии.

Невзирая на общепринятость и распространённость единобрачия, в семейной жизни отнюдь не редкость.
Психологи объясняют подобное поведение незрелостью партнёров. Для моногамных взаимоотношений человек должен созреть в душевном и умственном плане. Люди несовершенны и слабы. Они излишне склонны потакать собственным желаниям, имея глубокие чувства к партнёру, одновременно с этим не гнушаться опуститься в омут прелюбодеяния с головой. Нередко измены бывают следствием алкогольного опьянения либо семейной ссоры. Реже наблюдаются случаи затяжного адюльтера, когда индивид имеет брачного партнёра и внебрачного в течении длительного периода.

Человеческие чувства довольно сложны по структуре и природе своей. Зачастую они характеризуются противоречивостью. Вследствие неумения противостоять влечениям собственного организма, очарованию противоположного пола, возникают измены в единобрачных отношениях. У отдельных лиц отсутствуют нравственные ориентиры и моральные устои, поэтому даже не стараются противостоять искушению, зачастую осознанно стремясь к внебрачным связям.

Существуют люди, пропагандирующие , утверждая, что моногамия в отношениях противна человеческому естеству. Такие субъекты вступают в связи, заранее обговаривая с партнёром подобный расклад, дабы не было претензий и обид.

В европейских государствах официально разрешены лишь моногамные брачные узы. При этом множество партнёров, создавших ячейку общества официально, всё равно заводят романы на стороне, нередко обвиняя в этом собственную половинку.

Восточные же жители, исповедующие ислам, являются приверженцами полигамии, а именно полигинии (многоженство). При этом полиандрия (многомужество) там запрещена.

Выделяют четыре вариации моногамии :

– семейная (брачная) – относится к союзам, включающим только двух партнёров (при этом, данная форма, в свой черёд, подразделяется на одну брачную связь в жизни и на союз одновременно с одним супругом – последовательная моногамия);

– социальное единобрачие подразумевает сожительство партнёров, вступающих в интимные отношения между собой (возможен промискуитет) и взаимодействующих для приобретения базовых ресурсов, например, жилья, материальных благ, еды;

– интимная моногамия заключается в эксклюзивных половых отношениях двух партнёров между собой (партнёры вступают в интимные взаимоотношения лишь друг с другом);

– моногамие генетического типа относится к предыдущей вариации единобрачных уз с генетическими подтверждениями отцовства.

Поведенческие экологи, физические антропологи и биологи зачастую применяют рассматриваемый термин не в генетическом смысле, а в интимном. Культурные и иные представители социальных наук подразумевают понятием «моногамия» социальное единобрачие или семейную моногамию.

Принято ошибочно считать, что животные характеризуются полигамностью, вследствие чего им неважно с кем свершится спаривание. Большинство представителей фауны действительно полигамны, однако существует достаточно представителей животного царства, которые склонны к моногамии.
Так, например, все слышали о лебединой верности. Пары, создающиеся лебедями, часто существуют многие года или до смерти одной из особей. Именно поэтому сегодня лебеди считаются своеобразным образом любви и символом верности.

Ярчайшим примером преданности партнёру считаются волки. Если погибает самец, то, как правило, волчица остается одинокой до собственной кончины. В свой черед самец готов защищать собственное потомство и волчицу до смерти.

Бобры также отличаются верностью. Пока самка готовится разродиться потомством, самец добывает пропитание для неё. Затем они несколько лет вместе растят кроху, после чего отпускают в вольную жизнь.

Пингвины в паре живут продолжительный период. После формирования пары они, возвращаясь в колонию, стремятся среди остальных пингвинов друг друга отыскать.

Таким образом, принято считать, что моногамные связи являют собой особое взаимодействие между партнёрами, которое не допускает возможность взаимоотношений с другим индивидом либо интрижки на стороне. Именно на данном фундаменте базируется семья, являющаяся не только структурной единицей социума, но и местом, где рождаются и получают воспитание новые граждане общества. Поэтому для дальнейшего прогрессивного развития социума и его благосостояния, взаимоотношения полов должны выстраиваться исключительно на взаимоуважении и любви.

Может для многих представителей современного социума и привлекательна полигамия, но она разрушающе и губительно воздействует на душу и в целом личность индивидов. Раздираясь между несколькими отношениями, человек утрачивает собственное «я», его глубину, целостность. Моногамия же позволяет ощущать индивиду умиротворение и уверенность в будущем. Но и помимо этого, живя в социуме и следуя нормам этого общества, семья не поддается порицанию. Её признают и понимают. Семейным парам, следующим морально-этическим устоям общины, рады в любом жилище, ведь хозяева не опасаются, что свободные воззрения гостей могут негативно воздействовать на нравственную устойчивость половинки.

Еще одним положительным моментом единобрачия, является такой аспект как здоровье. Доказано, что люди, придерживающиеся моногамных отношений гораздо здоровее своих полигамных сотоварищей. Поскольку они уверены, что единственны, любимы, а потому не ощущают , отсутствия доверия и дискомфорта. Они не конкурируют с другими партнёрами половинками, поэтому не существуют в постоянном стрессе. В моногамных связях, где партнёры любят своих избранников, меньше конфликтов: супруги не чувствуют угрозы распада семьи. Зато они ощущают абсолютное единение с половинкой, стремятся открыть душу избраннику, согреть теплом и окутать всей накопленной заботой.

Таким образом, моногамная семья это – форма единобрачного союза, являющаяся наиболее распространённой среди аборигенов планеты. Это единение двух любящих сердец, готовых вместе воспитывать потомство. Лишь в моногамной ячейке общества в наличии все предпосылки для формирования здоровых личностей.

Почему мужчины полигамны, а женщины моногамны

Данный вопрос не совсем корректен. В природе встречается около 90% разновидностей пернатых собратьев и 5% представителей млекопитающих относят к моногамным, то есть они создают стабильные пары и совместно воспитывают потомство. Среди приматов 23% видов являются моногамными. Также к отряду приматов относится и гомо сапиенс. При этом по сей день, учёные ведут громкие споры на тему моногамия и полигамия, что более присуще роду людскому.

Одни исследователи убеждены, что человек в соответствии с собственной природой полигамен, вследствие чего биологической задачей сынов Адама является оплодотворение как можно большего числа самок. При этом задача дочерей Евы состоит в беременности от наиболее физически развитого и статусного партнёра.

Однако данное воззрение опровергается антропологами и историками. Они утверждают, что далёкие предки, равно как и нынешние примитивные общности, образовывали пары для совместного существования и воспитания детей. Подобные союзы выгодны с позиции выживания популяции, так как позволяли родителям разделять обязанности, заботиться о чадах. Согласно исследованиям Т. Смита рассматриваемая модель отношений детям и супруге гарантирует поддержку со стороны отца семейства и одновременно с этим даёт мужу уверенность, что потомство, в которое он вкладывает собственные силы, труд и заботу от него.

При этом вопреки расхожему мнению нет и никогда не существовало общин, где интимные отношения и любовные связи не были бы урегулированы законодательно и регламентированы традициями. Такие обычаи и устои могут быть жёсткими либо не очень, но они всегда имеют место быть.

Однако не зависимо от точки зрения, которой придерживаются учёные различных областей, все они сходятся в том, что к полигамным либо моногамным следует относить весь род людской, не разделяя на сынов Адама и Евиных дочерей.

Рассуждая о различиях полов, учёные отмечают, что у сильной половины значительно выше концентрация тестостерона, отвечающего также и за либидо. Однако основываясь лишь на данной гипотезе нельзя делать вывод о полигамности сынов Адама. Ведь данный гормон стимулирует лишь интимное влечение, а не стремление к половым контактам с разными партнёршами.

Современные учёные проводят множество социологических исследований и экспериментов, дабы выявить наличие причинно-следственной связи между половой принадлежностью и предрасположенностью к полигамии или моногамии. Эти исследования показали, что действительно мужчины желают иметь много интимных партнёров, они быстрее готовы перейти к интимным отношениям, а также предаются думам об интиме значительно чаще фемин.

В США провели социальный эксперимент, который показал, что 72% сынов Адама согласились на половой контакт с прелестной незнакомкой. При этом женщины, которые принимали участие в этом же исследовании, отказались вступить в интимную близость с симпатичным незнакомым мужчиной.

Одно из проведённых анкетирований наглядно продемонстрировало, что американские мужчины предпочли бы в среднем всего иметь около 18 половых партнёрш на протяжении своего бытия, тогда как американские барышни предпочли бы иметь не более 4.

При этом действительность такова, что испытуемые имели приблизительно равное число половых партнёров: мужчины – приблизительно 4, женщины – 3,5. Помимо того довольно значительный процент американцев (25% тридцатилетних лиц и около 40% лиц старше 60) не зависимо от гендерной принадлежности на протяжении жизни сохраняют верность одному партнёру.

Таким образом, социологические интервьюирования показали, что Адамовы сыны и дочери Евы высказывали, как правило, лишь желаемую позицию. При этом они стремились максимально гармонировать с негласно принятыми социальными нормами, которые предписывают сильной половине иметь как можно большее количество интимных партнёров, а слабой – стремиться отыскать «единственного». Действительность же разительно отличается от данных «сухой» статистики. Практика показывает, что число половых партнёров мало чем разнится у прекрасной половины и у сынов Адама.

Подводя итоги, следует акцентировать, что именно двойные стандарты морали, основанные на патриархальности социума, ограничивающие влечение дочерей Евы, и привели к появлению рассматриваемого вопроса. На самом деле эти самые морально-нравственные ориентиры, прочно устоявшиеся в социуме, снижают возможность на половое удовлетворение у фемин, а также и их среднюю половую активность в сравнении с мужественными сынами Адама, что соответственно понижает шансы сильной половины найти интим.

В действительности мужчинам довольно выгодно, чтобы их считали полигамными, а фемин, в свой черед, моногамными. Ведь это развязывает им руки. Они получают некоторую долю половой свободы, при этом ограничивая ее у прекрасного пола. И в этом своем стремлении они совершенно упускают отсутствие научной обоснованности мужской полигамности, забывая даже об исконном смысле данного термина, перекручивая его себе на пользу.

Термин полигамность означает именно многобрачие, а не беспорядочные половые связи. При этом выделяют два варианта полигамии: полиандрию (женщина имеет одновременно несколько супругов) и полигинию (соответственно – многоженство). Следовательно, даже само наличие такого разделения подразумевает, что согласно своему естеству и прекрасные фемины, и сыны Адама могут быть полигамными либо моногамными.

Иметь гарантию бабьей верности желает много мужчин, однако сами не торопятся хранить верность собственным избранницам. Тем самым сильные мужи загоняют себя в капкан собственного эгоизма. Поскольку стремление к упрочнению в социуме установки, что мужчина априори полигамен, а дочери Евы нет, приведет лишь к тому, что вступать ему придётся лишь в связи среди представителей своего пола.

Моногамная семья - это тот вид семьи, который мы на сегодняшний момент привыкли считать классическим - муж, жена и дети. Семья и брачные отношения в современном их виде сегодня кажутся нам довольно заурядным, привычным явлением. Это определенная сложившаяся система, которую мы воспринимаем, как нечто само собой разумеющееся. Однако брак в процессе своего исторического становления претерпел значительные изменения, о которых теперь мало кто задумывается. История возникновения моногамной семьи насчитывает многие тысячелетия.

В первобытном обществе брака как такового не было, вместо него существовал так называемый промискуитет, который характеризовался неупорядоченными половыми отношениями, когда самцы спаривались поочередно с разными самками. Постепенно с развитием человеческого общества и становлением родов беспорядочные половые связи сменяются избирательностью полового влечения. Сексуальные отношения определенным образом упорядочиваются. Вместо коллективного брака приходит групповой.

С появлением группового брака в заточном виде возникают собственно права и обязанности, связанные с понятием брака вообще. Прежде всего, это обязанности по обеспечению питанием и воспитанию детей и подростков. Сам групповой брак представляет собой союз двух родов, в рамках которого существуют половые отношения между мужской и женской группами, входящими в данный союз. Условно говоря, каждый мужчина, принадлежавший к данной группе, считает себя мужем всех женщин той же группы. Группы женщин и мужчин живут рядом, ведут совместное хозяйство. Дети, рождающиеся в рамках такого родового союза, в малолетнем возрасте воспитываются в женской группе, а, повзрослев, переходят в мужскую. Наследственное право считается по матери, так как материнство всегда было достоверно известно, а отцовство – нет, отцом мог быть любой из членов мужской группы.

Следующим этапом развития брачных отношений явился моногамный или парный брак. Однако путь, который прошла моногамная семья к тому типу семьи, который мы можем наблюдать сегодня, был довольно долгим и сложным, и отношения между полами претерпевали существенные изменения. Возникновение моногамной семьи было связано с формированием частной собственности и активным развитием торговли. В рамках данного процесса на первый план выдвигается мужчина, поскольку в его руках концентрируется основной экономический ресурс. В связи с этим моногамный брак сильно расширяет возможности и права мужчины, складывается тот тип общества, который принято называть «патриархальным». Мужчина занимает доминирующее положение и, так как он является владельцем всех материальных благ, наследственное право переходит от линии матери к отцу. Встает вопрос о верности браке, поскольку мужчине необходимо закрепить за собой своих детей, чтобы передать им свое имя и имущество. В отличие от группового брака, где отец был неизвестен, здесь мужчина должен был быть уверен в своем отцовстве, и женская верность не только подразумевалась на обыденном уровне, но и прописывалась в законодательстве. К примеру, в кодексе законов Хаммурапи (Вавилон, ок. 1759 до н.э.) оговаривается суровое наказание за измену жены, в то время как мужу разрешается брать наложниц. Патриархальная система ценностей зачастую подразумевала принудительный брак, когда замуж не выходили, а замуж выдавали независимо от предпочтений и чувств женщины.

Начало моногамной семьи современного типа и складывание привычного для нас образа семьи можно отсчитывать со времен Французской революции 1793 г. – исторического события, которое явилось важнейшим этапом для развития многих сфер человеческой жизни, в том числе и для семейных взаимоотношений. Именно во Франции конца XVIII века было на законодательном уровне провозглашено равенство мужчин и женщин, установлен брак по взаимному согласию, оговорен порядок разводов и отменено различие детей на законных и незаконных.

Современная семья в нашей сегодняшней реальности также не является застывшей формой. В течение второй половины XIX века и весь ХХ век ее развитие определяла все более набирающая силу городская культура, которая сформировала маленькую семью, состоящую из мужа, жены и детей, в отличие от больших деревенских семей, в рамках которых существовали вместе несколько поколений родственников. Урбанистические тенденции определили увеличение возраста вступления в брак и уменьшение количества детей в семье.

Если взять последние несколько десятилетий, то тут можно отметить все более возрастающую индивидуализацию всех членов семьи, окончательное освобождение семьи от религиозных, национальных, социально-демографических предрассудков, возникновение альтернативных форм брачно-семейных отношений, формирование новых способов решения семейных проблем. В любом случае, поскольку любые формы человеческих взаимоотношений не стоят на месте, а неизбежно исторически развиваются, мы на протяжении нашей жизни, возможно, увидим и дальнейшую эволюцию отношений в браке, возникновение новых семейных ценностей и взглядов на семью, как на определенный общественный феномен.

Дополнительная информация

  • seotitle: Моногамная семья - это... - Все о семье

Прочитано 4513 раз Последнее изменение Суббота, 17 Сентябрь 2016 12:31



Рассказать друзьям