Корнелиус вандербильт биография. Железнодорожные короли: Корнелиус Вандербильт

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Синдром выученной беспомощности- это психологическое состояние, при котором человек не может избежать аверсивного стимула, даже если есть возможность убежать, так как был вынужден исполнять это раньше, и теперь не контролирует его.

Выученная беспомощность — психическое состояние, при котором организм вынужден терпеть отвращение на раздражители, которые болезненны или неприятны, становится неспособным или не желающими избегать последующих столкновений с этими стимулами, так как ложно решил, что не может контролировать ситуацию.

Теория приобретенной беспомощности была разработана американским психологами Steven F. Maier и Мартином Е. П. Селигманом, Университет Пенсильвании в конце 1960-х, 70-х годов.

Проводя экспериментальные исследования, которые были разработаны как вариация знаменитого эксперимента «классического обусловливания» Павлова, Селигман случайно обнаружил, что собаки, получавшие неизбежные поражения электрическим током, не смогли принять меры при последующих ситуациях — даже те, которые были возможны — побег или уклонение.

Эксперимент был воспроизведен с людьми (с использованием громкого шума, а не электрических ударов), дал аналогичные результаты. Селигман придумал термин «выученная беспомощность» для описания результатов.

Синдром выученной беспомощности с тех пор стал основным принципом поведенческой теории, демонстрируя, что предыдущее обучение может привести к резкому изменению поведения. Она объяснила, почему люди принимают и остаются пассивными в негативных ситуациях, несмотря на явную способность их изменить.

Открытие

Ученые экспериментировали на собаках, вырабатывая условный рефлекс: когда звонил колокол давали пищу, у собаки вырабатывалась слюна. Позже, если просто звонили в колокольчик, животные выделяли слюну. Затем профессор Селигман попытался экспериментировать, сдерживая собаку безвредными электрическими ударами.

Собаки помещались в коробку, которая содержала две камеры, разделенные низким барьером. Пол был электрифицирован с одной стороны. Собаки, ранее подвергшиеся классическому обусловливанию, не пытались убежать, несмотря на то, что избежать шока можно было просто перепрыгнув через небольшой барьер.

Для исследования этого явления, разработали еще один эксперимент.

  • В первой группе собаки были привязаны к упряжкам в течение определенного периода времени, а затем отпущены.
  • Собаки во второй группе были помещены в одни и те же ремни безопасности, но подвергались электрическим ударам, которых можно было избежать, нажимая панель носами.
  • Третья группа получила те же удары, что и во второй, за исключением того, что не могли контролировать шок. Для собак третьей группе шок казался совершенно случайными и вне их контроля.

Собаки затем помещали в короб. Животные первой и второй группы быстро узнали, что прыжок через барьер устраняет шок. Однако участники третьей группы не пытались уйти от боли. Из-за своего предыдущего опыта они разработали когнитивное ожидание, что ничто не предотвратит, не устранит потрясения.

Эта же теория применяется и к поведению человека, объясняя психологию депрессии. Человек попадает в депрессию, потому что пережил сложные отношения или потерял любимого человека, был жертвой физического, психического насилия или пережил тяжелое заболевание.

Однако депрессия также может быть генетической, у людей с низкой самооценкой, пессимистическим мышлением, которые не могут справиться со стрессом.

Симптомы

Выученная беспомощность — это когда человек начинает полагать, что у него нет контроля над ситуацией.

Мантра человека, который страдает от синдрома: «Какой смысл пытаться?»

Селигман обнаружил — собаки «научились» в ранней части эксперимента, что удар током произошел случайным образом, он неизбежен, не зависит от их собственного поведения. Животные фактически, могли просто выпрыгнуть из коробки, чтобы избежать шока, но думали иначе.

Такая модель поведения продемонстрирована у людей, если они подвергались наказаниям или дискомфорту, кажущимся случайными и неизбежными.

Чувство беспомощности и отсутствие возможности улучшить свои обстоятельства является одним из ключевых факторов депрессии.

Выученная беспомощность приводит человека к ложному мнению, что он более бессилен, чем есть на самом деле. Это приводит к тому, что делается плохой выбор, ухудшает ситуации, порождает порочный круг проблем.

Связь между беспомощностью и расстройствами личности

Если находитесь в отношениях с человеком, который страдает от расстройства личности, есть вероятность, что вы подверглись повторным разочарованиям, которые появляются случайно. Действия и отношения человека с расстройством личности часто не имеют логического смысла для других. Близким, часто приходится искать ответы с небольшим успехом.

Некоторые ищут причины и корреляции, чтобы объяснить поведение человека, нарушающего настроение. Иногда корреляции идентифицируются, но часто эти открытия терпят крах, так как поведение больного не может легко контролироваться.

В большинстве случаев партнер испытывает дальнейшие разочарования и со временем начинает чувствовать, что ситуация безвыходна.

Реальность такова, что человек с расстройством личности является тем, кто контролирует свое поведение. Хотя такие люди обычно не имеют прямого контроля над тем, как себя чувствуют, у них есть контроль над тем, как они себя ведут.

Так в чем проблема?

Люди часто борются с поведением любимого человека, которое считают неприемлемым. Выясняют, как изменить его.

Если проследить истории всех известных крупных капиталов, тех, которые теперь называются «старые деньги», то чаще всего у истоков первых прибылей будет стоять человек с сомнительными нравственными принципами, но с огромной харизмой. И это касается любого из современных князей, лордов и сенаторов. Стоит вспомнить отечественную историю, даже не столь далекую, чтобы понять: через каких-нибудь сто лет потомки людей, сколотивших состояние в 90-е годы прошлого века, если и не будут с титулами, то наверняка станут уважаемыми людьми на всех континентах. Если, конечно, капиталы будут приумножаться. Иногда изнеженные потомки просто проматывают состояние. Так случилось с наследием первого богатейшего человека Америки.

Имя Корнелиус Вандербильт в США знают все, его операции вошли в экономические учебники, его именем потрясают коучи и преподаватели стратегий личностного роста. Но его история и история рода заканчивается на его сыне. Не об этом мечтал миллиардер.

Семейство Ван дер Бильт

Корнелиус был четвертым ребенком в семье, полностью его имя звучит как Корнелиус Вандербильт-младший, свое имя он получил в честь отца. Местом рождения была случилось это в мае 1794 года. Как и все американцы, Бильты были эмигрантами, страстно желавшими наладить свою жизнь до приемлемого уровня. О миллионах никто не мечтал. Хорошо и много работать, чтобы прокормить семью и заработать на спокойную старость, - пожалуй, это было единственной финансовой мотивацией для семьи. Фамилия Вандербильт изначально складывалась из трех составляющих: Ван дер Бильт. С течением времени пробелы сгладились, и фамилия приобрела слитность как в произношении, так и в написании.

Отец будущего магната заработал на маленькую ферму, нанимаясь на работы в порту. В его понимании морская, портовая жизнь - это очень тяжелое бремя, в котором есть только грязная работа и маленькие заработки. Эту мысль он внушал своему четвертому сыну, но мальчик все понимал по-своему. В его мечтаниях морская жизнь означала свободу, богатство и неограниченные возможности. С детства отличаясь крутым нравом, Корнелиус Вандербильт мечтал бросить школу в 11 лет, с тем чтобы заняться собственным делом. И даже покинул ее стены, но до порта дошел не сразу, до 16 лет вкалывал на семейной ферме. Но даже если бы и хотел продолжить учебу, ему это не удалось бы. Свой первый бизнес и скандал он устроил в стенах учебного заведения.

Первый опыт торговли и шантажа

Прежде чем отправиться за первым миллионом, Корнелиус Вандербильт проявил скандальность характера, предприимчивость и жесткость в решении проблем. Дело произошло еще в стенах учебного заведения, где юный стяжатель постигал чтение и арифметику.

Учителя в местной школе ничем не отличались от окрестных работяг, кроме умения писать, читать и считать. Остальной список «добродетелей» был обычным, и пьянство занимало первую строчку. Заметив однажды муки похмелья у одного из своих преподавателей, Корнелиус решил облегчить страдания и предложил в качестве лечения маисовую водку сомнительного происхождения. Разумеется, она стоила определенных денег. Учитель устоять не мог и признался «спасителю» в своем грешке, тем более что принесенный напиток был дешевле, чем во всех окрестных салунах.

Сколько длился этот симбиоз, история умалчивает, но однажды незадачливый педагог решил вырваться из цепких лап ученика. Вот тут-то и открылся истинный характер акулы бизнеса: Корнелиус Вандербильт сообщил, что всю эту историю он расскажет директору школы и всем окружающим людям, от которых зависит пребывание преподавателя на должности. Тому пришлось незамедлительно сдаться. История в конце концов стала явной, разразился грандиозный скандал, учителя изгнали с позором, Корнелиус ушел сам.

Позже он говорил: «Если бы я тратил время на учёбу, я бы вообще ничего не успел заработать». Такое отношение к школе философски роднит его со всеми нуворишами периода индустриализации Америки.

Бизнес за 10 баксов

Вандербильт Корнелиус недолго размышлял, как именно заработать деньги и где взять стартовый капитал. У родителей он попросил десять долларов для покупки Сумма для фермеров довольно крупная, и отец не мог решиться на такой авантюрный шаг, тем более если дело касалось порта и всего, с ним связанного. Но мать отлично знала своего сына и предпочла удовлетворить его просьбу, но с условием прежде отработать на ферме. Чтобы получить стартовый капитал, Корнелиусу пришлось изрядно попотеть на домашнем хозяйстве: таскать камни, вскапывать землю, сажать растения и прочее - работы на земле всегда много. Выполнив все обещанное, он получил от матери ее личные сбережения.

Первое плавсредство

Не откладывая дело в дальний ящик и не занимаясь рефлексией, шестнадцатилетний новоявленный моряк сразу отправился за покупкой парусника. Купленное судно было утлым, едва держалось на плаву, но капитан был полон решимости стать главным перевозчиком в районе нью-йоркского порта. Конкуренция по перевозкам жителей с одного берега на другой была огромной, это была единственная возможность попасть из одной части города в другую. Многие предпринимали вояж несколько раз в день, плавучие такси боролись за каждого пассажира и за место под солнцем между собой. Корнелиус Вандербильт был слишком молод, и, по мнению бывалых извозчиков, расправиться с ним не представляло никакого труда.

В течение первого времени его судно пыталось затонуть каждую ночь. Выясняя, в чем дело, Вандербильт понял, что в лодке пробивают дно. Гнев был велик, в ход пошли кулаки, ругань. Сумасшедший напор сделал свое дело - его стали опасаться. Внушить страх своим оппонентам помогал огромный рост под два метра, луженое горло и запас нелитературных слов и словосочетаний, четко доказывавших в споре свое преимущество.

После первого инцидента конкурентная борьба не утихла, но парень получил «прописку». Еще множество раз ему придется решать вопросы подобным образом, но так ковалась легенда под именем Корнелиус Вандербильт. Биография магната пестрит драками, чудачествами, жестокостью и умением достигать целей.

Стратегический демпинг

За короткое время поняв, что играть по общим правилам невыгодно и быстро заработать не удастся, Корнелиус Вандербильт создал собственные правила. Судно с названием «Быстроходный», по слухам, едва держалось на плаву и грозилось затонуть каждую минуту, но тем не менее пассажиры пользовались его услугами. Три доллара с человека - именно столько стоило переехать на другую сторону Нью-Йорка, и столько брали все. Вандербильт снизил стоимость проезда до одного доллара, и пассажиропоток увеличился в разы. Жаждущие перебраться через реку стали драться за место в его лодке и готовы были сидеть друг у друга на коленях, лишь бы сэкономить.

Через двенадцать месяцев Корнелиус отдал матери взятые в долг десять долларов, а семейную кассу пополнил на целую тысячу. Созданная им атмосфера в среде перевозчиков не способствовала взаимопониманию, цену приходилось снижать всем, кто-то разорился. Избавиться от выскочки хотели все. Драки были постоянным делом для Вандербильта, словарный запас пополнялся за счет морских терминов и отборного мата. Тем не менее Корнелиус Вандербильт заработал средства на расширение своего бизнеса.

Первая флотилия

Прикупив несколько суден, Вандербильт подобрал команду под стать самому себе: все ругались, умели запугивать конкурента свирепым видом, крепким словом, а если нужно, то и кулаком. Маленькая флотилия активно работала, безбожно демпингуя, он бы занял весь рынок. Но в 1812-1815 гг. случилось противостояние между Англией и Америкой. К. Вандербильт, рискуя суднами и жизнью, продолжал морские перевозки, только теперь он возил снаряжение и провиант для армии.

Услуги по снабжению армии были не бесплатными, к тому же Корнелиус наладил спекулятивную схему: покупал популярные товары в одной части Нью-Йорка и продавал в другой. Гешефт от перепродаж он считал побочным, но ведь главной целью было обогащение, а потому этот бизнес тоже был отлично налажен. Постепенно он скупил все плавучие средства перевозчиков и почти стал монополистом. На это ушло семь лет. Он стал мастером каботажных перевозок, одним из лучших снабженцев, заработал имя Командор, скопил пятнадцать тысяч долларов, но... наступила эра пароходов.

Капитан

Не сразу Корнелиус Вандербильт оценил перспективы пароходных судов, а поняв, решил действовать наверняка. Для успеха ему нужны были знания о новых судах и их возможностях. Как человек, не терпящий половинчатых решений, он продает весь свой флот и нанимается капитаном на пароходное судно Томаса Гиббонса с заработной платой в одну тысячу долларов в год. В это же время он женился на скромной барышне с соседней фермы, Софии Джонсон.

Пароходик Гиббонса под руководством капитана Вандербильта бодро совершал рейсы из Нью-Йорка в Нью-Джерси. Перевозились грузы разного назначения и пассажиры. Изучив за несколько лет все тонкости пароходного извоза и крупного бизнеса, Корнелиус Вандербильт убедил Гиббонса совместно построить новое судно.

Новая эра бизнеса

Вандербильт вложил в новый пароход все свои средства и сам сделал проект. Новое судно назвали Bellona, а Вандербильт Корнелиус, как лидер предприятия, возродил собственный стиль ведения бизнеса - он стал отчаянно демпинговать. Стоимость проезда на «Белонне» составляла всего 1 доллар, что было вчетверо меньше, чем у всех остальных перевозчиков.

Конкуренты, на стороне которых был закон, несколько раз подавали на него в суд, за ушлым капитаном приходили приставы, но он каждый раз от них ускользал. Поговаривали, что на судне есть потайные каюты, о которых знает только Командор, и поэтому он с такой легкостью скрывается от Фемиды. Завоевывая главенствующее положение в бизнесе, он вел себя как захватчик и волк, рвущий конкурента в клочья, собственно, так, как и положено человеку с именем Корнелиус Вандербильт.

Также он основал еще один бизнес: приобрел небольшую гостиницу с таверной на берегу реки, где уважаемая публика могла жить в ожидании его парохода и просто приятно проводить время. Хозяйкой заведения стала его жена. Так продолжалось до 1829 года. В кармане уже скопилось тридцать тысяч долларов, но он был алчен, этот К. Вандербильт, первый миллион переливался зазывными перспективами еще далеко впереди. Пора было начинать большую игру.

Отказ как форма дохода

Корнелиус Вандербильт - великий предприниматель, и это стало понятно в период организации первой монополии. Горя желанием начать собственное дело без компаньона, он продает свою долю в Нью-Джерси и переезжает в Нью-Йорк. Жена сопротивлялась смене места проживания, но глава семейства убедил ее весьма экстравагантным способом: не согласную с его решением супругу он поместил на два месяца в дом для умалишенных.

Вернувшись в Нью-Йорк, он основывает пароходную компанию и занимается знакомым делом: перевозит грузы и пассажиров, но стоимость проезда составляет всего двенадцать центов.

Пароход курсирует между Нью-Йорком и Пикссиллом, на этом маршруте к моменту появления Вандербильта уже был монополист. И он был вытеснен с рынка. Затем он затеял конкурентную борьбу с Гудзоновской речной ассоциацией, пустив в ход тяжелую артиллерию - вообще не брал денег за проезд. Но наивных пассажиров ждал тяжкий удар от дармового проезда: стоимость еды и напитков на судне была завышена в несколько раз, что частично компенсировало Вандербильту демпинговые игры. Ассоциация речников Гудзона сдалась: это был первый случай, когда компания просила частного перевозчика свернуть свою деятельность. В качестве компенсации предлагалось сто тысяч долларов и по пять тысяч долларов каждый год в течение десяти лет. И Командор согласился!

Первый миллион

Вандербильт переносит свою деятельность и возит пассажиров в Бостон, Лонг-Айленд и в города штата Коннектикут. Бизнес расцветает, к сорока годам у Корнелиуса скопилось состояние уже в полмиллиона долларов, но жажда денег не утолена. Семья снова переехала, теперь в Лонг-Айленд. Беспрерывно демпингуя, Командор выживает конкурентов, получает отступные и к 1846 году его пароходы швартуются во всех крупных городах Америки. Именно в этом году К. Вандербильт заработал первый миллион на судоходном бизнесе.

Панамский канал

В 1848 году в Калифорнии открыли золотые месторождения, и очередная лихорадка охватила Америку. Проще всего было добраться через Панаму, идея прорыть канал была не новой, но энергию по реализации идеи первым проявил Вандербильт. Увы, технических средств тогда не хватило, и Корнелиус решил вопрос сокращения времени в пути для старателей собственным способом. Договорившись с правительством Никарагуа, он организовал чартерные рейсы, благодаря которым искатели быстрой наживы оказывались на месте на два дня раньше, чем их коллеги, обратившиеся в другие компании. Каждый год транзита пассажиров приносил Командору один миллион чистого дохода.

Идея прокладки Панамского канала не покидала Вандербильта. В очередной раз продав весь бизнес, Корнелиус отправился на поиски компаньонов. Так была основана Панамская компания Accessory Transit Co.

Частная жизнь

В преддверии шестидесятилетия главы семейства Вандербильты в полном составе отправились на собственной яхте в путешествие вокруг Европы. Судно называлось «Северная звезда», ее проектом и дизайном занимался лично Корнелиус Вандербильт. Фото яхты с удовольствием печаталось в тогдашней прессе. Вкус у миллионера был специфичен, и все, что касалось его личных владений, выходило помпезным, кричащим о роскоши. Эпатировать публику Командор очень любил, с кичливостью напоминая окружающим, откуда он вышел «в люди» и сколько классов у него образования. Газеты тех времен часто брали у него интервью, в одном из них он заявил: «Всю свою жизнь я сходил с ума по деньгам, изобретение все новых способов делать их не оставляло мне времени на образование».

Не менее помпезным был и его дом на Стейтен-Айленде, построенный с учетом всех желаний магната. Он представлял собой фантастическую гремучую смесь разных стилей, имел три этажа, обстановка была самая богатая по стоимости и безвкусная по оформлению. Самым вызывающим арт-объектом дома была статуя с подписью «Корнелиус Вандербильт». Фото особняка часто публиковалось в СМИ того времени.

Железнодорожный магнат

В 1853 году семейство Вандербильтов отправилось в путешествие, это был первый полноценный отпуск Корнелиуса. Управлять делами компании Accessory Transit Co он оставил двух своих ушлых сотрудников, которые путем махинаций завладели контрольным пакетом акций. Гнев Командора вылился в телеграмме: «Господа! Вы посмели обмануть меня. Я не буду подавать на вас в суд, так как судейская машина очень медленна. Я уничтожу вас. С глубоким уважением, Корнелиус Вандербильт». Как сказал, так и поступил - прибыль от войны за свое достояние возвратилась в тройном размере. Судебный процесс длился несколько лет, победил в нем Корнелиус Вандербильт. Высказывания магната в адрес Фемиды и бывших служащих широко цитировались в прессе.

Однажды, совершая поездку по железной дороге, Командор осознал, что сухопутная перевозка безопаснее и дешевле, а перспективы развития этого бизнеса сулили огромные барыши. Вандербильт в очередной раз продает весь свой бизнес и покупает самую убыточную на тот момент железную дорогу - Гарлемскую.

Скупая короткие железнодорожные ветки и акции других компаний, он работал над слиянием и поглощением. Вкладывая деньги в развитие, он сумел сделать из мелких веток протяженный железнодорожный маршрут. Так образовалась Центральная Нью-Йоркская железная дорога. Действуя обычным способом - снижая цены на перевозки, Корнелиус Вандербильт довольно быстро становится владельцем двух протяженных и прибыльных железных дорог - Гарлемской и Нью-Йоркской. В этот период он ведет жесткую конкурентную борьбу, которая только добавляет перца в жизнь. За время пятилетней железнодорожной эпопеи Вандербильт опутал железнодорожными рельсами половину Америки, стоимость билетов на его поезда была всегда ниже, чем у остальных.

Наследники

У магната было 11 детей, четверо из них - мальчики. В силу своего воспитания на девочек отец внимания не обращал - они не будут носить его фамилию после замужества, а семейное дело надо передавать сыну, который его продолжит. Из сыновей самым перспективным, еще при жизни отца признанным финансовым гением был Уильям Вандербильт. Ему и досталось практически все состояние Корнелиуса: 90 миллионов долларов. Общая сумма наследия была самым большим состоянием Америки на то время - 102 млн долларов. Остальные 12 млн были распределены между благотворительными организациями и другими детьми.

Как бы ни относились к нему его современники и потомки, его деятельность вольно или невольно служила развитию страны, пусть даже главной целью была нажива, но таков уж был Корнелиус Вандербильт. Цитаты из его интервью разошлись по книгам, и многие из них стали мантрами для предпринимателей. Но решающим фактором в деятельности магната был характер и неуемная изобретательность в «отъеме средств у населения».

Обозреватель сайт изучил историю американца Корнелиуса Вандербильта, построившего транспортную империю и ставшего одним из первых в мире мультимиллионеров. Как и многие предприниматели 19 века, Вандербильт начинал с нуля - не имея ни связей, ни денег, ни образования.

Ранние годы Корнелиуса Вандербильта

В любом случае Вандербильт, которого не поддерживало правительство США, выглядел для обывателей предпочтительней Коллинза. Корнелиус снизил цены, строил огромные пароходы, вовремя платил команде и предоставлял услуги всем желающим, а вдобавок его корабли не тонули.

Коллинз же в 1856 году потерял два корабля. К тому же, чтобы не потеряться на фоне конкурента, он потратил баснословную сумму на свой гигантский пароход. Вот только у Вандербильта были связи и четкие требования к судну, а Коллинзу построили пароход плохого качества. Он выдержал несколько путешествий и был продан, а его владелец потерял $900 тысяч.

После этого Вандербильт стал выглядеть предпочтительнее даже для правительства. Коллинз потерял государственное субсидирование и обанкротился еще до конца 1850-х годов. Кунарду повезло больше, и его компания существует до сегодняшнего дня. Вандербильт свой бизнес в этом направлении продал в 1861 году за $3 млн.

Стоит рассказать, что в 1850-е годы Вандербильт стал причиной важного кулинарного открытия. В 1853 году он ужинал в ресторане одного из фешенебельных отелей Moon"s Lake Lodge. Едва прикоснувшись к заказанному фирменному блюду - это был жареный картофель, - гость приказал вернуть его на кухню: картофель для него был порезан слишком толсто. Есть сведения , что Корнелиус забраковал блюдо трижды.

Шеф-поваром в ресторане был знаменитый впоследствии Джордж Крам. Со злости или шутки ради он нарезал картофель очень тонко, пожарил и приказал подавать. Крам рисковал, ведь Вандербильт не славился добротой, но предпринимателю и его друзьям блюдо понравилось . После этого в меню ресторана появилось новое фирменное блюдо «Чипсы Саратога». Постепенно чипсы стали известны во всем мире.

Империя Вандербильта в гражданскую войну. Железнодорожный король

В 1861 году началась гражданская война в США. Вандербильт тогда пытался продать северянам свой самый крупный корабль «Вандербильт». В правительстве оценили стоимость сделки и отказали предпринимателю, и тогда он стал сдавать его в аренду военным.

Все изменил броненосец конфедератов «Вирджиния», успешно прорвавший блокаду. В такой ситуации Линкольну пришлось обратиться к Вандербильту за помощью. Предприниматель согласился предоставить свой крупнейший корабль и даже не стал брать с правительства денег, похоже, посчитав, что помощь может окупиться в будущем. «Вандербильт» был переоборудован и снаряжен тараном.

«Вандербильт» в период Гражданской войны

Кроме того, на корабль была тщательно подобрана команда. Уничтожить «Вирджинию» флагману флота Вандербильта все же не довелось, но в войне он поучаствовал. В частности за пиратствующим кораблем конфедератов «Алабама».

В 1864 году Вандербильт, которому в тот год исполнялось 70 лет, продал весь свой флот и заработал на этом $40 млн. По общему мнению, в то время этот шаг восприняли, как старческий каприз богача.

Следующим шагом Вандербильта стало вхождение в железнодорожный бизнес. У него уже были какие-то владения в этой области, но их предпринимателю было недостаточно. Первым делом Вандербильт собрался приобрести Harlem Railroad.

История этой покупки тесно связана с именем старого противника Вандербильта - Дэниэла Дрю. Тот стал видным брокером и ввел термин «разводненный капитал». Используя свои возможности, Дрю занимался биржевыми спекуляциями и играл на понижение акций. Так случилось, что и он, и Вандербильт владели акциями Harlem Railroad. Руководство собиралось увеличить протяжность линий, и Вандербильт их в этом поддерживал.

У Дрю было другое мнение, и он, используя связи в городском совете Нью-Йорка, с помощью взятки смог заблокировать строительство. Следующим его шагом стала игра на понижение акций. Идея оказалась прибыльной, но было препятствие в лице Вандербильта, который ставил на рост Harlem Railroad, недолюбливал Дрю и терял деньги.

Ответным шагом предпринимателя стала докупка акций до $5 млн, а также более щедрое предложению городскому совету Нью-Йорка. Стараниями Вандербильта стоимость акций с $90 увеличилась до $285. Дрю потерял $1,5 млн, а Вандербильт получил желаемое и мог продолжать успешно работать. В 1865 году Harlem Railroad окончательно оказалась в руках Вандербильта. Затем он добавил к ней еще и Hudson River Railroad.

Налаживая бизнес, Вандербильт столкнулся не только со старыми врагами, но и с не до конца честными партнерами. Среди них значилась знаменитая New-York Central Railroad. Одна из линий Вандербильта в Олбани соединялась с ней, что делало их стратегическими партнерами.

Central Railroad в зимнее время использовала услуги одной из линий Вандербильта для доставки пассажиров в Нью-Йорк. Летом руководство Central Railroad это прельщало меньше, а потому пассажиры компании добирались до Нью-Йорка на ее же пароходах в обход линии Вандербильта.

Эта бизнес-модель не понравилась предпринимателю, и он быстро нашел выход из сложной ситуации. Он стал высаживать пассажиров за несколько миль до Олбани, при этом от станции Central Railroad их отделял Гудзон. Клиенты были в ужасе, а бывшие партнеры Вандербильта начали переговоры. По другой версии, Вандербильт зимой отказался принимать пассажиров и грузы Central Railroad, фактически отрезав ее от подконтрольных себе регионов.

Все закончилось тем, что Корнелиус купил контрольный пакет и получил линию длиной в 400 миль под свой контроль. Объединив ее с остальными своими дорогами, Вандербильт стал одним из крупнейших игроков в отрасли. В это же время предприниматель ввязался в одну из самых жестких бизнес-войн в его карьере.

Теперь его интересовала линия Erie Railroad, и в битве за нее предприниматель вновь столкнулся с Даниэлем Дрю. Он гораздо раньше приобрел акции этой компании на $500 тысяч, а в 1857 году вошел в число ее директоров и стал казначеем. Дрю усвоил опыт последнего поражения и в этот раз не стал бороться против Вандербильта один на один, найдя сильных сторонников в лице Джея Гулда и Джима Фиска.

Вандербильт, принявшись за поглощение Erie, не ожидал противостояния, но ответил привычным методом: благодаря быстрому приобретению акций он заполучил третью часть компании и место в совете. Чтобы спровоцировать держателей избавляться от акций, Вандербильт нанимал людей, которые нападали на поезда и наносили Erie убытки. Оппоненты не отступали, и Гулд приобрел списанные пушки для охраны поездов. Так бизнес война стала походить на настоящую.

Кроме манер Вандербильта, общество потешалось над его вкусами. В частности, вызывал смех его особняк на Статен-Айленде, который представлял собой безвкусно оформленный дворец с бронзовой статуей самого Вандербильта. Скульптор изобразил заказчика античным богом на троне.

Американскому высшему обществу и представителям европейских аристократических семей поведение Вандербильта казалось бестактным, но тот не считался с их мнением и позволял
себе разного рода выходки - от матросских ругательств в обществе дам, до аренды целого театра в Лондоне, чтобы развлечься с друзьями и семьей. Манеры Вандербильта копировали такие же разбогатевшие бизнесмены, вышедшие из бедноты. При этом сам Корнелиус нуворишей не любил и все же стремился стать частью высшего общества.

Рады вас приветствовать, уважаемые читатели блога! Мало кто знает, кто такой Корнелиус Вандербильт, но на самом деле он заслуживает большего внимания, так как считается самым богатым и гениальным предпринимателем 19 столетия.

Детство

Родился 27 мая 1794 года в Нью-Йорке в семье среднего класса, особо ни чем не отличающейся от остальных. Отец, также Корнелиус, был очень работящим человеком, и бережливым. Он работал паромщиком, в то время как мать Феба занималась домашними делами. Со временем они смогли накопить достаточно денег, чтобы купить ферму на Статен-Айленде, где, в принципе, и родился наш герой.

Когда мальчишке было 11 лет, отец позвал его к себе, так как тяжело было справляться с работой в одиночку, поэтому об обучении пришлось позабыть. За его воспитание взялась «улица», где будущий миллионер усвоил очень важный урок – нужно уметь постоять за себя, и подниматься при каждом падении. Так, познавая науку жизни и оттачивая ремесло, к 16 годам Вандербильт задумался о собственном бизнесе, чтобы заработать большие деньги, а не откладывать копейку к копейке, как родители.

Решено было продолжить род лодочников (дед Ян Ван Дер Бильт первым занялся перевозками, передав знания и опыт сыну), только на собственный транспорт необходимо было найти денег. Помогла мать, дав в долг сотню долларов, выставив условие, что он сам вспашет и засеет больше трёх гектар земли. Возможно, она надеялась, что он не справится, так как это очень большой труд для подростка, причём земля была каменистая, и необходимо было приложить массу усилий, чтобы её вспахать. Но Корни был работящим, как и отец, а ещё упрямым, поэтому в положенный срок поле было готово, а матери ничего не оставалось, как выполнить условия договора.

Бизнес

Начало

На полученные деньги будущий миллионер взял старенькую лодку-плоскодонку «Быстроходная». Внимательно изучив карту Нью-Йорка, он решил составить конкуренцию сотне других лодочников, переправляя клиентов со Статен-Айленда до Манхеттена, и наоборот. В то время не существовало точных расписаний отправления и прибытия, не было фиксированных цен и прочее. Поэтому молодой предприниматель, сделав ставки на свою железную волю и кулаки, оценивает переправу на своей «Быстроходной» в 18 центов.

К нему мгновенно «повалил» народ, который был готов переплавляться стоя или сидя друг у друга на руках, потому что экономил порядка 82 центов каждый раз. А ещё Корни не боялся переправляться в шторм, как остальные паромщики, искусно управляя плоскодонкой.

Кстати, он действительно был мастером своего дела, потому что в его биографии существует только один факт аварии. Начиная свое дело, он не справился с управлением, из-за чего столкнулся со встречной лодкой. Больше ни один корабль, ни одна шхуна, которые были в его владении, в передряги не попадали, да и отличались качеством и комфортом.

К концу первого самостоятельного рабочего года Корнелиус мало того, что отдал долг матери, так ещё и получил доход – $ 1 000. Что позволило ему нанять персонал и приобрести ещё лодок. Чтобы выжить в жестокой конкуренции, главным требованием к соискателям было умение драться, поэтому через некоторое время шхуны его хулиганов захватили воды Нью-Йорка. Немного позже герой нашей публикации решает расширить свое дело, и начинает торговать продуктами, которые перевозит с Манхеттена.

Решающей в его деятельности стала война в 1812 году, вернее контракт с правительством. Договор заключался в том, что ловкий предприниматель будет совершать поставки продуктов солдатам, которые оказались в блокаде. Это принесло немалый доход, который он вложил в покупку двух кораблей, и занялся продажами китового жира, алкоголем, устрицами и прочим товаром, поставляя его на суда, пришедшие издалека. Именно в этот период он получил прозвище «Коммандор».

Расширение

Заработав чуть больше 9-ти тысяч, он уходит из лодочного бизнеса, который стал приносить доход, который его совсем не удовлетворял. Устроился на пароход к Томасу Гиббонсу со скромной зарплатой – $1000 в год. Это решение было обоснованно и взвешенно. Наш герой решил изучить пароходное дело, чтобы заниматься в дальнейшем более серьезным занятием, чем перевозки на плоскодонках.

Освоив тонкости судоводства, он строит собственный пароход «Беллона», становясь партнёром Томаса. Борьба с конкурентами осуществляется с помощью старых методов — максимально снизив стоимость за проезд, он опять «покорил» всех клиентов. Что, конечно же, вызвало массу возмущения среди других «водных таксистов». Они обратились в полицию, но нашему гению при каждой попытке ареста удавалось скрыться.

В 1813 году он женился на Софии Джонсон, своей кузине. Вместе они переехали в Нью-Брусквик и открыли гостиницу с таверной возле реки. Теперь каждый путешественник или моряк мог отдохнуть, выспаться и плотно, вкусно поесть перед дальнейшей дорогой. Управлялась со всем сама София, и у неё это отлично выходило, по крайней мере, там всегда было много клиентов. Существует версия, что изначально она отказывалась переезжать, но супругу удалось её «убедить». Проведя 2 месяца в сумасшедшем доме, София была согласна на всё, лишь бы выйти оттуда.

Сам Командор в это время борется с Гудзоновской речной ассоциацией. Снижение стоимости за перевозки показалось ему недостаточным, и он вовсе сделал проезд бесплатным. Расходы окупались за счёт высокой цены на продукты, которые пассажиры приобретали во время поездки. Это было верхом наглости. Учитывая, что Корни был упёртым, хитрым и бесстрашным, Ассоциации не оставалось ничего другого, кроме как договориться «по-хорошему», чтобы он ушёл с маршрута и не саботировал работу других перевозчиков.


Договор обошёлся в $ 100 000, плюс $ 50 000, выплачиваемых на протяжении 10 лет. Командор изменил маршрут, постепенно «разрастаясь» кораблями. И уже в 1840 году в его владении было около 100 пароходов, что позволило ему стать самым крупным предпринимателем в Нью-Йорке.

Золотая лихорадка

В 1848 году Калифорнию охватила «золотая лихорадка». Люди массово прибывали туда в надежде заработать, и Вандербильт понял, что это его шанс. Изучив маршруты жителей разных стран, которые стремились поработать старателями, он предложил наиболее короткий и дешевый вариант. Корнелиус заключил с правительством Никарагуа сделку, которая состояла в том, что он получает право на организацию чартерного рейса.

Заплатив за это $10 тысяч, он открывает компанию Accessory Transit. Вложив ещё денег в безопасность нового маршрута (расчистка русла реки сан-Хуан, строительство дороги из щебня, чтобы была возможность добраться до порта, и сооружение доков) предприимчивый гений лично занялся перевозками на своём пароходе. За год он заработал больше миллиона долларов. А всё потому, что выбирая его судно, золотоискатели экономили минимум 2 дня и $200, поэтому спрос был большим.

Предательство партнеров

В 1853 году он впервые решил отдохнуть, и организовал строительство паровой яхты по самому высшему разряду, потратив почти полмиллиона долларов. В то время это была самая шикарная яхта. Мебель в которой была выполнена из позолоты и бархата, залы украшала мраморная отделка, а кают-компания была оформлена в стиле Людовика 15. Собрав друзей и семью (а у него, между прочим, в браке с Софией родилось 13 детей, но двое из них умерли, не дожив до среднего возраста) он отправился в Европу. Отдых оказался славным, только с плебейскими замашками. К примеру, он мог сорвать представление в Лондонской опере, арендовав зал на вечер.

Оказавшись дома после отпуска, он был крайне неприятно удивлён. Менеджеры, Морган и Гаррисон, которым он доверил управление компанией Accessory Transit, совершили переворот и захватили её. Корни проявил свой жесткий характер и в этом случае. Он написал им письмо о том, что за такой поступок не намерен судиться, потому что это долго, он их просто раздавит в ближайшие сроки.

И действительно, организовав другой маршрут, через Никарагуа, с помощью старых методов завоевав всех клиентов, буквально за год он вернул себе обратно своё детище, обанкротив предателей. А конкуренты, взяв обещание закрыть перевозки по Никарагуа, ежемесячно выплачивали отступные в размере $40 тысяч, со временем увеличив до $56 тысяч. Что было очень кстати, ведь поток золотоискателей снижался, да и интерес переместился на трансатлантические перевозки.

Уход из судоходного бизнеса


Три его судна бороздили воды Атлантического Океана, доставляя людей с Нью-Йорка до Франции. Самым мощным был пароход «Вандербильт», перевозивший в основном пассажиров среднего класса за минимальную стоимость. Будучи уверенным в своих «детищах» Корни отказывается их страховать, что позволило значительно сэкономить финансы. Но особо долго поработать в этом бизнесе не удалось, так как в 1861 году началась гражданская война, накануне которой он успел его продать за 3 млн. долларов.

Пассажирский лайнер «Вандербильт» превращается в боевой корабль, и защищает воды его страны. Существует три версии, согласно которым он отдал любимое детище на войну. Первая – о помощи попросил лично Авраам Линкольн. Вторая – он сдал его в аренду, получая неплохие дивиденды. И третья, что просто подарил (несмотря на то, что стоимость его строительства составила примерно $600 000).

Ещё в молодости, в 30-х годах он пытался освоить и наладить железнодорожный бизнес. Случилась авария, взорвался котел, и молодой предприниматель с серьезными ожогами и травмами оказался на больничной койке, проведя там 2 месяца. Это происшествие надолго лишило его желания заниматься наземным транспортом, но в 60-х годах решил вернуться к этой идее.

Скупив акции различных железнодорожных компаний, он объединил практически все сообщения возле Нью-Йорка. В его владения попала дорога всей реки Гудзон, а также Гарлемская дорога. В общем, через пять лет он «сделал» 25 миллионов долларов и стал самой мощной личностью в сфере транспортного бизнеса США.

Личность и характер

Помните, герою нашей публикации пришлось оставить школу, чтобы помогать отцу? Так вот, до конца своих дней он оставался безграмотным, не умея даже ставить подпись. Но никогда этого не стыдился, объясняя, что добился всего благодаря фокусу внимания именно на работе, а не учёбе.

Интересно, но, несмотря на свои миллионы, он жил довольно скромно, не считая отпуска в Европе. К примеру, лежа на смертном одре, он отказывался употреблять прописанное врачом шампанское, а знаете почему? Потому что оно дорогое. Не желал заниматься благотворительностью, помог однажды лишь университету, который впоследствии назвали в его честь, а также Церкви странников.

В 1869 году скончалась его супруга, но буквально через год, будучи 75-летним стариком, он женился вновь на дальней родственнице, которой было на тот момент 35 лет.
Его биография заканчивается 4 января 1877 года. Корнелиус покинул этот мир на 83 году жизни, оставив после себя серьезный скандал, так как очень странно распорядился накопленным капиталом.

Завещание

В завещании было указано, что 90 миллионов долларов из примерно 100, получает старший сын Уильям для того, чтобы развивать дальше его дело. Остальные дети получили по $100 тысяч, а вдова $500 тысяч. Хотя изначально он планировал оставить в наследство весь капитал младшему сыну Джорджу, но тот умер в 25-летнем возрасте. Средний сын был зависим от алкоголя и азартных игр, плюс ко всему страдал эпилептическими припадками, поэтому показался отцу совсем ненадежным и не достойным денег.

Остальные – девочки, не смогли бы выдерживать конкуренцию и управлять столь мощным отцовским делом. Конечно же, «обделённые» родственники были злы и подали в суд на Уильяма, опираясь на то, что Корнелиус был не в своём уме, когда составлял завещание. Дело было проиграно, и воля Крокодила (так его называли, когда он увлёкся железными дорогами) была исполнена.

Заключение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Как вы могли заметить, без образования вполне возможно стать миллионером, главное – верить в себя и свои силы, а также упорно трудиться. Рекомендую также ознакомиться и с другими вдохновляющими на свершения биографиями, во по этой ссылке одна из них, .

Материал подготовила Журавина Алина.



Рассказать друзьям