В этой статье:
Для всех детей в определенном возрасте обязательно прохождение проверки у логопеда. Если появились проблемы с речью, то ваши визиты станут частыми – врач проведет необходимую терапию.
В любом случае для малышей от 4 лет проводится обязательная диагностика речевого развития. Это совсем не страшно, так что успокойте малыша перед походом к доктору.
Существует несколько общепризнанных методик проверки речи. Самая простая форма проведения обследования - игровая. В возрасте 3-4 лет легче всего поправить дефекты, ведь речь все еще формируется.
Не игнорируйте проверку у логопеда, ведь нормальная речь очень важна для дальнейшего развития малыша . Потом дефекты речи будет гораздо сложнее исправить, и у ребенка могут развиться серьезные комплексы.
Поход к логопеду
Первый прием у логопеда назначается детям в 4 года. Если родители замечают сильные дефекты: ребенок не говорит или говорит очень плохо - можно отвести его и раньше, в 3 годика
. Родителям нужно понимать, что посещение логопеда обязательно в любом случае и крайне важно.
Даже если вам кажется, что речь ребенка развивается прекрасно, малыш общительный, разговорчивый, все произносит правильно. Только специалист может заметить некоторые дефекты.
В возрасте 3-4 лет их легко устранить, немного позанимавшись с ребенком. А вот позже они же могут обернуться серьезными проблемами с речью: заиканием, глотанием слогов… С такими проблемами тяжело учиться, работать, находить друзей, да и вообще, человек чувствует себя подавленно . А всего-то нужно было в детстве удостовериться, что у малыша все идет хорошо, без отставаний и проблем.
Еще родителям стоит помнить: у детей до 3 лет речевое развитие только начинается. Это нормально, что они что-то произносят неправильно, имеют проблемы с согласными или гласными звуками. Эти проблемы «лечатся» дома, без помощи специалиста.
До 3 лет ваши коррективы речи ребенка должны быть минимальными. Просто правильно повторите для него неправильно произнесенное слово. Не стоит акцентировать внимание на неправильном варианте и уж точно не нужно ругать детей за ошибки.
Как проводится диагностика
Диагностика речи у логопеда всегда комплексная:
Проверка слуха
Проблема речевого развития может заключаться не в самой речи, а в слухе. Например, снижение слуха, глухота на одно или оба уха. Тогда все остальные этапы не рассматриваются. Некоторые нарушения слуха не серьезные , но могут существенно навредить речи малыша. Тогда потребуется посещение ЛОР-врача, возможно, и операция. Если же исправить дефект слуха нельзя, то ЛОР порекомендует вам, как нужно заниматься с крохой.
Состояние артикуляционного аппарата
Проверка состояния носоглотки, гортани, голосовых связок, языка . Здесь тоже могут быть врожденные проблемы или последствия травмы, которые мешают правильно произносить звуки. Часто проблема кроется в строении носоглотки. Тогда назначается массаж для развития связок, разработки гортани.
Проверяется произношение отдельных звуков
Логопед просит детей произносить определенные звуки. Тут упор делается на шипящие согласные и звук [р]. Для правильного развития речи не должно быть дефектов произношения согласных. Исправить их помогут простые упражнения на шипение, рычание. Важно помнить, что больше 7-10 минут кроха не может концентрировать внимание на одном упражнении . Хороший специалист понимает это и периодически меняет задания.
Обследование уровня психического развития
Определение уровня психического развития крайне важно, особенно если врачом был выявлен серьезный дефект или отставание речевого развития. В возрасте 4 лет может быть поставлен диагноз «задержка речевого развития». Если нарушения психической деятельности все же есть, то для таких случаев существует своя шкала оценки речи, но проводит ее уже дефектолог.
Особенности диагностики речи у дошкольников
В старшем дошкольном возрасте проверка речи проводится перед поступлением в первый класс. Логопед должен определить, все ли нормально, сможет ли ребенок успешно учиться.
Детей с сильным отставанием речевого развития, к сожалению, не принимают в обычные школы. Их направляют в класс коррекции. Но еще до школы вполне возможно снять этот диагноз, если родители будут заниматься с малышом .
С малышом 4 лет логопед проводит занятия в игровой форме. Например, ребенку предлагаются картинки с изображениями животных, растений, людей. Слова подобраны так, чтобы сложные звуки находились в самом начале слова или же в конце.
Еще один вариант - сложный согласный звук в середине слова. Малыша попросят произнести названия изображенных предметов . Так логопед сможет понять, в каком положении сложный звук дается ребенку с трудом. Часто такая простая диагностика бывает достаточной.
Дети 4 лет
Если проблем с произношением не выявлено, то врач еще немного поговорит с ребенком
. Так он определяет объем словаря использованных слов. Логопед просит малыша назвать как можно больше слов на одну букву.
Нормальный словарный запас детей 4 лет составляет от 1000 до 2000 слов. Меньше 1000 считается недостаточным показателем.
Логопед проводит еще несколько тестов для малыша, предлагая ему:
- подобрать слова-синонимы;
- образовать уменьшительно-ласкательную форма слов (медведь-медвежонок, мяч-мячик);
- назвать как можно больше названий чего-либо (деревьев, животных, профессий…);
- пересказать известную малшу сказку или сюжет фильма.
Таким образом, всего за 15-20 минут логопед получает полное представление об уровне развития речи, определяет, есть ли проблемы и дефекты, дает соответствующие рекомендации. Очень важно вовремя пройти эту проверку.
АНАМНЕЗ
Мать___
Отец________________________________________________________________________________________
Наследственные заболевания ___________________________________________________________________
Наличие нервно-психических, хронических, соматических заболеваний до рождения ребенка_____________
Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников_________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Ребенок от _______________беременности
- Характер беременности_________________________________________________________________
- Токсикоз (1-ой, 2-ой половины беременности)______________________________________________
- Хронические заболевания матери (печени, почек, сердечно-сосудистые, эндокринные)___________
_____________________________________________________________________________________________
- Простудные и инфекционные заболевания (1-ая, 2-ая половины беременности)__________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Влияние химических средств, применяющихся в быту и промышленности
_____________________________________________________________________________________________
Употребление алкоголя, никотина, наркотиков
Психические и физические травмы матери(1-ая, 2-ая половины беременности)
_____________________________________________________________________________________________
Роды
- В срок, досрочные_____________________________________________________________________
- Характер родов: _______________________________________________________________________
- Нормальные_____________Стремительные____________Затяжные (обезвоженные)_____________
- Слабость родовой деятельности матери, стимуляция: механическая химическая, электростимуляция, наложение щипцов____________________________________________________________________
- Когда закричал ребенок________________________________________________________________
- Наблюдалась ли асфиксия (синяя, белая) _________________________________________________
- Резус фактор (+, -, совместимый) ________________________________________________________
- Вес и рост при рождении_______________________________________________________________
Вскармливание
- Принесли кормить на ___________день
- Характер грудного вскармливания:
Сосал активно, отказ от груди, трудности удерживания сосков, засыпание во время кормления, быстрая утомляемость, частые поперхивания, срыгивания, обильные срыгивания, грудное вскармливание
До_______________________________________________________________________________________
- Последующее вскармливание: смешанное, искусственное____________________________________
Характер жизненного ритма ребенка: без особенностей, чрезмерное беспокойство, постоянный и ничем не обоснованный плач, стойкое нарушение сна_____________________________________________________
- Держит голову с ________________месяцев (в норме с 1,5 мес.)
- Сидит с _______________________месяцев (в норме с 6 мес.)
- Ходит с _______________________месяцев (в норме с 11-12 мес.)
- Первые зубы с _________________месяцев (в норме с 6-8 мес.)
- К одному году зубов____________
ПЕРЕНЕСЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
До года (простудные заболевания, инфекционные)_________________________________________________
После 1 года__________________________________________________________________________________
До 3 лет______________________________________________________________________________________
ДАННЫЕ О НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОМ, СОМАТИЧЕСКОМ СОСТОЯНИИ, О СОСТОЯНИИ СЛУХА И ЗРЕНИЯ РЕБЕНКА В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ (в соответствии с данными мед. карты )______________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
РАННЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Время появления, характер гуления______________________________________________________________
Время появления, характер лепета (в норме 4-6 мес.) _______________________________________________
Первые слова (в норме около 1 года) ____________________________________________________________
Первые фразы с (в норме около 1,5-2 лет)_________________________________________________________
Использование жестов_________________________________________________________________________
АНАТОМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
1. Лицо: ассиметрия мимической мускулатуры, парезы, параличи__________________________________________
Рефлексы орального автоматизма_____________________________________________________________________
Тонус мускулатуры_________________________________________________________________________________
Непроизвольные движения мимической мускулатуры____________________________________________________
Произвольные движения (после 2,5 лет)
Поднять брови_____________________________________________________________________________________
Нахмурить брови___________________________________________________________________________________
Улыбнуться_______________________________________________________________________________________
Надуть щеки_______________________________________________________________________________________
2. Губы: тонкие, толстые, укороченная верхняя губа, расщелина верхней губы (частичная, полная, односторонняя, двусторонняя) ______________________________________________________________________________________
Непроизвольные движения_____________________________________________________________________
Произвольные движения:
(с 1г. 6 мес.)
«Поцелуй» __________________________________________________________________________________
(с 2 лет 6 мес.)
«Улыбка» ___________________________________________________________________________________
«Трубочка» __________________________________________________________________________________
Тонус________________________________________________________________________________________
Насильственные движения______________________________________________________________________
3. Зубы: нормальные, отсутствие зубов, редкие, неправильной формы, вне челюстной дуги, сверхомплектность, диастема___________________________________________________________________
4. Прикус: нормальный, прямой, глубокий, переднеоткрытый, боковой открытый (односторонний, двусторонний), перекрестный, прогнатия, прогиния. __________________________________________________________________
5. Верхняя и нижняя челюсть:
Непроизвольные движения(при звуковых и речевых реакциях, во время еды) ________________________________
Произвольные движения (с 1г. 6 мес.)
Открыть/закрыть рот________________________________________________________________________________
Закусить нижнюю/верхнюю губу______________________________________________________________________
6. Язык :строение, аномалии, парезы, параличи__________________________________________________________
Положение в покое__________________________________________________________________________________
Подъем уздечки_____________________________________________________________________________________
Непроизвольные движения___________________________________________________________________________
Произвольные движения (с 1 года 6 мес.)
Высунуть вперед____________________________________________________________________________________
Убрать назад_______________________________________________________________________________________
На верхнюю губу___________________________________________________________________________________
«Часики» __________________________________________________________________________________________
Пощелкать_________________________________________________________________________________________
7. Твердое и мягкое небо: нормальное,высокое,излишне низкое небо; _____________________________________
- расщелина (сквозная, односторонняя, двусторонняя); _____________________________________________
- несквозная (полная, неполная), субмукозная; _____________________________________________________
- укорочение мягкого неба, отсутствие; ___________________________________________________________
- укорочение, раздвоение маленького язычка; _____________________________________________________
- рубцовые изменения неба и боковых стенок глотки; _______________________________________________
- искривление носовой перегородки; _____________________________________________________________
- срастание мягкого неба с дужками или задней стенкой глотки; _____________________________________
- увеличение глоточной миндалины. _____________________________________________________________
Тип физиологического дыхания (верхнее-ключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)__________________
1 ГОД 1 МЕСЯЦ – 1 ГОД 3 МЕСЯЦА.
ПОНИМАНИЕ РЕЧИ
1. Понимание названий
- 3-4 предмета – транспорт, животные, игрушки
Покажи, где: _
Поменять игрушки местами_________________________________________________________________________
- Предметы одежды и обуви (3-4)
Покажи, где: _____________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
2. Понимание действий (ситуация естественная)
- Кукла, тарелка, кроватка
Покорми куклу ____________________________________________________________________________________
Положи куклу спать _______________________________________________________________________________
Дай кукле попить ________________________________________________________________________________
3. Ориентировке в помещении (не менее трех поручений)
Покажи, где: (стол, часы, рыбки и т.д) _________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
АКТИВНАЯ РЕЧЬ
Наблюдение за ребенком в течение 20 минут
Лепет _____________________________________________________________________________________________
Облегченные слова _________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
1 ГОД 4 МЕСЯЦА – 1 ГОД 6 МЕСЯЦЕВ
ПОНИМАНИЕ РЕЧИ
1. Обобщение предметов по существенным признакам
- Материал: 2 однородных предмета, различающихся по одному признаку и контрольный предмет.
Покажи, где:
Черная собака_____________________________________черная кошка_____________________________________
Белая кошка_______________________________________кукла___________________________________________
Поменять местами__________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
- Материал: ложка (чайная, столовая, игрушечная), совочек, кукла
Покажи, где:
ложка_____________________________________совочек_____________________________________
кукла_____________________________________
Поменять местами___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
2. Практическое понимание предлогов и предложно-падежных конструкций (В, НА)
- Материал: коробка с крышкой и кубик
Спрячь кубик в коробку _______________________Положи кубик на коробку _____________________________
Положи кубик в стол __________________________Положи кубик на стол _________________________________
Различение неречевых звуков (с 1 г. 6 мес)
- Материал: набор игрушек (2 бубна, 2 колокольчика, деревянные ложки (4 шт)), ширма
Угадай, что звучит. Покажи _________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
АКТИВНАЯ РЕЧЬ
- Материал: 4 предмета и мешочек из которого они вынимаются
Кто это? __________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
1 ГОД 7 МЕСЯЦЕВ – 1 ГОД 9 МЕСЯЦЕВ
ПОНИМАНИЕ РЕЧИ
1. Понимание несложного рассказа по сюжетной картинке. Ответы на вопросы
- Материал: Сюжетные картинки
Покажи, где: _____________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
2. Понимание предложно-падежных конструкций (ПОД)
- Материал: коробка с крышкой, кубик
Спрячь кубик под крышку_____________________________под стол____________________________________
Под стул____________________________________________под кровать___________________________________
3. Понимание единственного и множественного числа существительных
- Материал: картинки (стод – столы, мяч – мячи и т.п., с окончаниями Ы, И) не менее 5-и
Покажи, где: _____________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
4. Понимание слов-действий, выраженных в категории возвратности глагола (1 год 9 мес)
- Материал: картинки (мишка моет руки – мишка моется) не менее 3-х пар
Покажи, где: моет________________________________________моется____________________________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
5. Понимание суффиксальных отношений. Суффикс уменьшительности
Покажи , где машина___________________________________машинка____________________________________
_________________________________________________ ________________________________________
СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ И ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
Различение звуков речи
- Материал: 2 кошки, 2 собаки, 2 коровы, 2 петуха
Угадай, кто тебя позвал? ___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
АКТИВНАЯ РЕЧЬ
1. Обозначение своих действий словами и двухсловными предложениями (в естественной ситуации, в игре, на занятиях) __________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
2. Слоговая структура (1 год 9 мес.)
Двухсложные слова__________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
Односложные слова_________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
3. Звуковая сторона речи (1 год 9 мес.)
Гласные___________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
Согласные ________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
1 ГОД 10 МЕСЯЦЕВ – 2 ГОДА
ПОНИМАНИЕ РЕЧИ
1. Понимание короткого рассказа без показа картинок (о событиях, которые есть в опыте ребенка)
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
2. Понимание предложных конструкций (У,С)
- Материал: шарик, коробка с крышкой, дощечка – скат.
Покати шарик с горки_____________________________________со стола_________________________________
Положи шарик у коробки________________________________у книжки__________________________________
3. Понимание единственного и множественного числа глаголов (с 2-х лет)
- Материал: картинки (мальчик строит – мальчики строят) не менее 3-х
Покажи, где ______________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ И ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
- Материал: картинки - животные и детеныши (не менее 3-х)
Покажи, кто говорит? _____________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
АКТИВНАЯ РЕЧЬ
1. 2-х – 3-х словные предложения (в естественной ситуации)
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
2. Употребление Винительного падежа (с 2-х лет)
- Материал: картинки (девочка, мишка и т.п.)
Кого ты видишь на картинке? _________________________________________________
_________________________________________________ __________________________________________
_________________________________________________ ___________________________________________
3. Употребление предложного падежа
- Материал: предметы, игрушки (мишка)
Скажи, на чем сидит мишка? _______________________________________________________________________
Лежит мячик?____________________________________________________________________________________
Лежит книжка?_________ _________________________________________________________________________
4. Употребление слов с суффиксом уменьшительности
- Материал: 4 пары игрушек – большая/маленькая
машина___________________________________машинка____________________________________
_________________________________________________ ________________________________________
_________________________________________________ ________________________________________
_________________________________________________ _________________________________________
5. Практическое употребление существительных именительного падежа во множественном числе (с окончаниями Ы, И)
- Материал: картинки (стол – столы, мяч - мячи)
_________________________________________________ _____________________________________________
_________________________________________________ _____________________________________________
_________________________________________________ _____________________________________________
6. Слоговая структура (3-х сложные слова без стечения)
_________________________________________________ __________________________________________
_________________________________________________ __________________________________________
_________________________________________________ __________________________________________
_________________________________________________ __________________________________________
7. Звуковая сторона речи
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
2 ГОДА 1 МЕСЯЦ – 2 ГОДА 6 МЕСЯЦЕВ
ПОНИМАНИЕ РЕЧИ
1. Понимание названия предметов
- Материал: игрушки, картинки
Покажи, где
Посуда: чашка_______________________тарелка_______________________ложка
Одежда: шапка______________________пальто_______________________ботинки_______________________
платье______________________рубашка_____________________штанишки_____________________
Части тела: голова_______________________руки_______________________ноги_______________________
шея_______________________
Части лица: щеки_________________________лоб_______________________глаза_______________________
рот___________________________нос_______________________
Транспорт: машина_______________________автобус___________________поезд_______________________
самолет_______________________
Домашние животные:собака_______________________кошка_______________________
петух_______________________лошадь _______________________корова_____________
Фрукты: яблоко_______________________ апельсин_______________________слива_______________________
Овощи: морковь_______________________огурец_______________________помидор_______________________
Части тела животного: голова_______________________ноги_______________________хвост________________
глаза_________________________усы_______________________
2. Понимание действий
- Материал: картинки
Покажи, где
одевается_______________________ест_______________________пьет_______________________
улыбается______________________играет_______________________строит_______________________
катается________________________моет_______________________гладит_______________________
лечит_______________________
3. Понимание признаков
- Материал: картинки
Большой - маленький_______________________кислый - сладкий_______________________
Длинный - короткий________________________
Цвета: красный_______________________зеленый_______________________
синий_________________________желтый________________________
4. Понимание наречий
- Материал: картинки
Близко - далеко____________________________низко - высоко_______________________
Быстро - медленно________________________темно - светло________________________
5. Понимание предлогов (ЗА, ПОД, ПО, ДО, НАД)
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
6. Понимание единственного и множественного числа прилагательных
- Материал: картинки (синий флажок – синие флажки)
Покажи, где _______________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
7. Понимание настоящего и прошедшего времени глагола
Беседа с ребенком __________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ И ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
Различение слов близких по звучанию (с 2 лет 6 мес.)
- Материал: картинки
Покажи, где: мышка - мишка
АКТИВНАЯ РЕЧЬ
1.Многословные предложения (более 3-х слов) в беседе
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
2. Родительный падеж
Чего не стало? _________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
3. Дательный падеж
Кому я даю мячик? _________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
4. Творительный падеж
Я сейчас занимаюсь с кем? _________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
5. Единственное и множественное число существительных
Что это?
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
6. Возвратные глаголы (СЯ)
Что делает мишка? (одевает – одевается)
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
7. Единственное и множественно число глаголов
Что делает мальчик? (поет)
Что делают мальчики? (поют)
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
8. Слоговая структура слова
Употребление двухсложных слов с закрытым слогом (батон, лимон)
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
9. Звуковая сторона речи
Гласные: _______________________ _________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
Согласные ___
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
2 ГОДА 7 МЕСЯЦЕВ – 3 ГОДА
ПОНИМАНИЕ РЕЧИ
1. Предложно- падежные конструкции и предлоги (ЧЕРЕЗ, ОКОЛО,ПЕРЕД)
- Материал: шарик, кубик, коробка с крышкой
Положи около :____________________________________________________________________________________
Положи перед :____________________________________________________________________________________
Перебрось через :__________________________________________________________________________________
2. Понимание слов с суффиксом увеличительности (дом – домище)
Покажи, где:____________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
3. Понимание префиксальных отношений. Глаголы с различными приставками (вышел, пошел, зашел)
Покажи, где :____________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ И ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
Различение слов близких по звучанию
Покажи, где: мышка - мишка _________________________стол - стул______________________________
усы - уши______________________________ежата - мышата_________________________
коса - коза_____________________________
АКТИВНАЯ РЕЧЬ
1. Сложные придаточные предложения (в ходе беседы с ребенком)
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
2. Использование в речи вопросов: «Почему?» «Когда?»
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
3. Родительный падеж
Чего не стало? _________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
4. Дательный падеж
Кому я даю мячик? _________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
5. Творительный падеж
Я сейчас занимаюсь с кем? _________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
6. Единственное и множественное число существительных
Что это? (кубик – кубики) _________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
7. Возвратные глаголы (СЯ)
Что делает мишка? (одевает – одевается)
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
8. Единственное и множественно число глаголов
Что делает мальчик? (поет)
Что делают мальчики? (поют)
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
9. Единственное и множественное число существительного и связанного с ним прилагательного (в 3 года)
Что здесь нарисовано и какой он по цвету? _________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
10. Слова со стечением согласных (чашка, ложка, мишка)
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
11. Звуковая сторона речи
Гласные: ________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
Согласные
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
СОСТОЯНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
1. Строение: врожденные аномалии, мышечный тонус, положение пальцев)_________________________________
_________________________________________________________________________________________________
2. Сформированность дифференцированных захватов
Ладонный захват___________________________________________________________________________________
Захват нижней третью пальцев_______________________________________________________________________
Захват большим и указательным пальцем______________________________________________________________
Захват тремя пальцами______________________________________________________________________________
3. Ведущая рука ___________________________________________________________________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
Логопед____________________________
« »_____________________20 года
« »_____________________20 года
Скачать готовый расчет по данной методике
|
По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.
Диагностика развития детей 3 – 4 лет поможет Вам самостоятельно оценить уровень психического развития Вашего ребенка и узнать, над чем стоит еще поработать. Диагностика предполагает шесть небольших тестов, которые займут у Вас совсем немного времени. Если результаты диагностики Вас обрадуют, то продолжайте заниматься с ребенком так, как оно у Вас есть, у Вашего ребенка есть все необходимое для полноценного развития. Если диагностика показывает низкий уровень развития Вашего ребенка, то Вам стоит провести более углубленную диагностику для определения причин низкого уровня развития того или иного психического процесса. В этом случае лучше обратиться к психологу, который профессионально проведет углубленную диагностику и даст соответствующие рекомендации.
Цель: оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений, способности производить анализ расположения фигур в пространстве.
Процедура проведения. Возьмите ящик с фигурными прорезями и соответствующими фигурками, который, наверняка найдется у Вас среди игрушек ребенка. Поставьте этот ящик перед ребенком. Дайте ребенку фигуры-вкладыши.
Инструкция: «В этом домике живут фигуры. У каждой своя дверка. Найди дверку для каждой фигуры».
Критерии оценки:
- Ребенок выполняет задание на основе зрительного соотнесения - 2 балла.
- Ребенок часто примеривает, прикладывает фигуру-вкладыш к подходящей прорези и выполняет задание правильно - 1 балл.
- Ребенок не справился с заданием - 0 баллов.
Цель: выявление понимания ребенком инструкции, сформированности понятия величины; оценка уровня развития наглядно-действенного мышления.
Процедура проведения. Ребенку показывают матрешку, взрослый ее разбирает, а затем собирает. После этого матрешку ставят перед ребенком и предлагают ему сделать то же самое. Кроме того, ребенка просят показать самую большую матрешку, самую маленькую, поставить их по росту.
Критерии оценки
- Ребенок понимает инструкцию, самостоятельно путем проб разбирает и собирает матрешку - 2 балла.
- Ребенок справляется с заданием при помощи взрослого - 1 балл.
Цель: оценка сформированности наглядно-действенного мышления, степени овладения зрительным синтезом (объединением элементов в целостный образ).
Процедура проведения. Возьмите картинку с крупным изображением знакомого для ребенка предмета, разрежьте ее на две части, как показано на рисунке. Разложите части так, чтобы их надо было не просто сдвинуть вместе, а придать им нужное пространственное положение. Взрослый спрашивает: «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?»
После выполнения задания картинку убирают и предлагают ребенку собрать другую картинку, разрезанную уже на три части.
Критерии оценки
- Ребенок узнал, что нарисовано на картинке, и верно собрал части в обоих случаях - 2 балла.
- Ребенок выполнил задание путем проб - 1 балл.
- Ребенок составляет картинки после многочисленных неадекватных проб или не справляется с заданием - 0 баллов.
Цель: оценка способности воспринимать цвета, соотносить их, находить одинаковые, знания названий цветов, умения работать по устной инструкции.
Процедура проведения. У взрослого и ребенка по одинаковому комплекту цветных кубиков (синий, желтый, зеленый, красный).
- Взрослый берет один из кубиков и предлагает ребенку показать такой же. Аналогично выполняются задания со всеми кубиками.
- Ребенку предлагают показать красный кубик, затем синий, желтый, зеленый.
- Взрослый поочередно берет кубики и спрашивает, какого они цвета.
Критерии оценки
- Ребенок правильно показывает и называет цвета кубиков - 2 балла.
- Ребенок верно показывает кубики, но путается в названиях цветов - 1 балл.
- Ребенок не справляется с заданием - 0 баллов.
Цель: оценка способности концентрировать внимание на предъявляемых объектах, наблюдательности, зрительной памяти.
Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают картинки (или предметы). Аналогичный набор находится у взрослого. Ребенку поочередно предъявляют картинки, предлагают найти такую же и сказать, что на ней изображено.
Критерии оценки
- Ребенок правильно сказал, что изображено на картинках, и нашел пары - 2 балла.
- Ребенок правильно назвал 3-5 изображений, но испытывал затруднения при выполнении задания - 1 балл.
- Ребенок назвал меньше трех изображений на картинках, не смог подобрать пары - 0 баллов.
Цель: оценка уровня развития непроизвольной памяти, понимания инструкции, внимания.
Процедура проведения. Перед ребенком размещают шесть игрушек и предлагают назвать их, затем ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает две игрушки: «Сейчас игрушки будут играть с тобой в прятки. Ты закроешь глаза, а какие-то игрушки спрячутся. Когда ты откроешь глазки, надо будет сказать, каких игрушек нет».
Критерии оценки
- Ребенок запомнил 2 игрушки - 2 балла.
- Ребенок запомнил 1 игрушку - 1 балл.
- Ребенок не назвал ни одной спрятанной игрушки или не понял инструкции - 0 баллов.
Оценка результатов
Высокий уровень -8 -12 баллов.
Средний уровень -5-7 баллов.
Низкий уровень - 0-4 балла.
Обследование уровня развития речи проводится по следующим параметрам, которые выстроены с учётом возрастных психологических особенностей детей, имеющих отклонения в развитии:
- понимание речи;
- сформированность фонематического слуха;
- предметный и глагольный словарь;
- слоговая структура слов;
- уровень развития активной речи;
- состояние артикуляционного аппарата и звукопроизношение.
СЕРИЯ 1
Задания направлены на понимание ребенком обращен-ной к нему речи.
- ПОКАЖИ ИГРУШКУ. Выясняется умение ребенка выделять определенную игрушку среди других (выбор из четырех), выполнять действия по словесной инструкции.
Оборудование: игрушки - машинка, матрешка, миш-ка, зайчик.
Методика обследования: перед ребенком на столе рас-кладывают игрушки, а затем педагог предлагает: «Пока-жи, где зайчик. Возьми матрешку. Возьми машинку. Поставь матрешку в машинку»
Фиксируются: выбор ребенком игрушки и выполнение действий соответственно инструкции.
- ПОКАЖИ КАРТИНКУ. Выясняется понимание ребенком функционального назначения предметов, изображенных на картинках.
Оборудование: картинки с изображением предметов, знакомых ребенку: шапка, варежки, очки, иголка с нит-кой, зонт, ножницы.
Методика обследования: перед ребенком раскладывают картинки и предъявляют речевую инструкцию, которая не соответствует последовательности разложенных карти-нок. Ребенок должен выбрать картинку среди других, ори-ентируясь на следующие задания и вопросы: «Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять. Если ручки замерзнут, что наденешь на них? Что нужно маме, чтобы пришить пуговицу? Что нужно бабушке, чтобы луч-ше видеть? Чем будешь резать бумагу? Что возьмешь на улицу, если пойдет дождь?»
Фиксируется: выбор ребенком картинки в соответствии с инструкцией.
- СПРЯЧЬ ИГРУШКУ. Проверяется понимание простых предлогов типа: на, под, в, за
Оборудование: машинка, коробка.
Методика обследования: ребенку предлагают выпол-нить следующие действия: «Спрячь машинку в коробку. Поставь машинку на коробку. Спрячь машинку под ко-робку. Поставь машинку за коробку».
Фиксируется: выполнение действий в соответствии со словесной инструкцией.
- НАЙДИ КАРТИНКУ. Выясняется понимание ребенком единственного и множественного числа имени существи-тельного.
Оборудование: картинки с изображением одного и не-скольких предметов.
Методика обследования: перед ребенком попарно рас-кладывают картинки и предлагают: «Покажи, где шар и шары. Покажи, где гриб и грибы. Покажи, где кукла и куклы. Покажи, где яблоко и яблоки. Покажи, где стул и стулья. Покажи, где карандаш и карандаши»
Фиксируется:
Формирование связной речи у ребенка и тесно связан-ное с ним усвоение грамматического строя родного языка невозможно вне овладения звуковой системой речи. В ус-воение звуковой стороны языка входят два взаимосвязан-ных процесса: развитие восприятия звуков (фонематиче-ский слух) и формирование произнесения звуков речи. Поэтому в предпосылках к развитию речи рассматривают-ся состояние фонематического слуха, готовность артику-ляционного аппарата к произнесению звуков и произно-шение отдельных звуков.
СЕРИЯ 2
Задания направлены на проверку уровня сформирован-ности фонематического слуха.
- ПОКАЖИ, КТО КАК ГОЛОС ПОДАЕТ. Проверяется слу-ховое восприятие близких по звучанию звукоподражаний.
Оборудование: картинки с изображением животных: кошки, барашка, коровы.
Методика обследования: перед ребенком раскладывают картинки и просят: «Покажи, кто кричит му, бе, мяу». Затем и ему предлагают произнести звукоподражания: «Скажи, как мычит корова. Скажи, как мяукает кошка. Скажи, как кричит барашек».
Фиксируются: показ картинок в соответствии с инст-рукцией и возможность произнести звукоподражание.
- ДАЙ КАРТИНКУ. Выясняется умение ребенка дифференцировать слова, близкие по звучанию.
Оборудование: предметные картинки.
Методика обследования: перед ребенком раскладывают парные картинки, его просят: «Покажи, где коса, а где коза (уточка и удочка, ложки и рожки, мышка и миш-ка, сабля и цапля, уши и усы)»
Фиксируется: показ картинок в соответствии с инст-рукцией.
СЕРИЯ 3
Задания этой серии направлены на обследование уров-ня развития предметного и глагольного словаря.
- НАЗОВИ, ЧТО ПОКАЖУ. Выясняется состояние пред-метного словаря по темам: «Игрушки», «Одежда», «Наше тело»
Оборудование: игрушки - кукла, машина, пирамидка, матрешка; картинки: одежда - куртка, рубашка, платье; части тела и лица - голова, рука, нос, глаза.
Методика обследования: ребенку предлагают показать и назвать игрушки, части тела и предметы одежды.
Фиксируется: умение называть предметы звуком, сло-гом, звукоподражанием, словом или показывать жестом.
- СКАЖИ, ЧТО ДЕЛАЕТ. Обследуется состояние глагольного словаря, называние слов-действий.
Оборудование: картинки с изображением действий, зна-комых детям из их опыта: играет, рисует, поливает, мо-ет, танцует, катается, кормит, прыгает.
Методика обследования: ребенку предлагают рассмот-реть картинки с изображением различных действий и от-ветить на вопросы: «Что делает мальчик? Что делает де-вочка? Что делает мама? Что делают дети?»
Фиксируется: умение ребенка объясняться жестом, сло-гом, звукоподражанием, словом.
- СКАЖИ КАКОЙ. Проверяется наличие у ребенка слов, обозначающих признаки предметов.
Оборудование: набор разноцветных (красный, желтый, синий, зеленый) больших и маленьких мячей.
Методика обследования: взрослый играет с ребенком: сначала ему катит маленький мяч, затем - большой. По-сле того как ребенок поймает мяч, у него спрашивают: «Какой это мяч?» Сначала мячи отличаются только по размеру, а затем отличаются только по цвету.
Фиксируются: понимание инструкции и наличие слов, обозначающих признаки предметов.
СЕРИЯ 4
Задание направлено на проверку состояния слоговой структуры слов.
- ПОВТОРИ ЗА МНОЙ. Выясняется умение ребенка про-износить слова различной слоговой структуры. Слова да-ются с учетом усложнения. Ребенок отраженно повторяет за психологом 5 наборов слов (дву- и трехсложные с от-крытыми слогами, односложные без стечения согласных, двусложные с закрытым слогом, двусложные со стечени-ем согласных в середине слова: пила, рыба, часы; сапо-ги, молоко, корова; мяч, лук, нож; диван, лимон, ба-тон; ложка, мишка, туфли).
Оборудование: набор сюжетных картинок по три на каждый набор слов.
Методика обследования: взрослый показывает картин-ку, произносит слово и просит ребенка его повторить.
Фиксируется: умение ребенка отраженно повторять сло-ва различной слоговой структуры.
СЕРИЯ 5
Задания направлены на проверку уровня развития ак-тивной речи.
- ИГРА С ЗАЙКОЙ И МИШКОЙ.Проверяется уровень развития активной речи.
Оборудование: игрушки - зайка, мишка.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку поиграть с зайкой и мишкой. Вначале взрослый показы-вает разные действия с игрушками: зайка прыгает, бега-ет; мишка медленно идет, топает. Затем взрослый, демон-стрируя ребенку действия с игрушкой, просит его назвать это действие: «Назови, что делает зайка. Назови, что делает мишка».
Фиксируются:
- РАССКАЖИ СТИШОК. Выясняется уровень развития связной речи.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку рассказать стихи (А. Барто. «Зайка», «Мишка косола-пый»). Если ребенок затрудняется, то взрослый начинает читать первым.
Фиксируются: высказывания ребенка - звукоподража-ния, лепет, слова, фразовая речь.
- РАССКАЖИ. Проверяется состояние фразовой речи и грамматического строя.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением дей-ствий, часто встречающихся в жизни детей: мальчик играет на дудочке, девочка рисует, девочка поливает цве-ты, мама моет малыша, мальчик кормит голубей, девоч-ка танцует, девочка катается на коньках, девочка прыга-ет со скакалкой.
Методика обследования: ребенку предлагают рассмот-реть картинки, затем дается инструкция: «Расскажи». Ес-ли ребенок не справляется с заданием, то задаются во-просы: «Что делает мальчик? Что делает девочка? Что делает мама?»
Фиксируются: умения ребенка отвечать на вопрос сло-вом, фразой, грамматически правильно строить предложе-ния, употреблять простые предлоги.
СЕРИЯ 6
Задания этой серии направлены на выявление состоя-ния артикуляционного аппарата и звукопроизношения.
Состояние артикуляционного аппарата проверяется по следующим параметрам.
И н н е р в а ц и я м и м и ч е с к о й м у с к у л а т у р ы:
движение оскаливания (улыбнись Петрушке);
надувание щек (надуй щечки, как воздушные шары);
наморщивание (удивись, увидев Петрушку);
нахмуривание (рассердись на Петрушку).
Если выполнение задания по словесной инструкции не доступно ребенку, то оно выполняется по показу и обяза-тельно в игровой форме.
С т р о е н и е а р т и к у л я ц и о н н о г о а п п а р а т а:
губы (толстые, тонкие, расщепление верхней губы и т. д.);
зубы (норма, редкие, кривые, отсутствие зубов);
прикус (прогения, прогнатия, открытый передний, от-крытый боковой);
язык (норма, массивный, маленький, подвижный, малоподвижный);
уздечка (толстая, укороченная, подрезалась ли ранее);
твердое и мягкое небо (аномалии строения).
Д в и ж е н и я а р т и к у л я ц и о н н о г о а п п а р а т а:
уточнение возможности движений губами:
- раздвинуть углы губ («улыбка» - улыбнись Петрушке);
- выдвинуть губы вперед («трубочка» - вытяни губки и поцелуй киску);
- округлить губки («баранка»);
уточнение возможности движений языком:
- высунуть язык на нижнюю губу (покажи киске язы-чок);
- высунуть язык на верхнюю губу (достань язычком нос);
- пощелкай язычком (лошадка поскакала);
- «часики»;
упражнение для выявления подвижности мягкого неба:
произнести звук а при широко открытом рте.
При обследовании важно отметить, производится тре-буемое движение по словесной инструкции или по пока-зу. Если ребенку не доступен уровень воспроизведения движений по показу, отмечается непроизвольный уровень движений (тянется ли ребенок губами к конфете, сладко-му шпателю, слизывает ли варенье с нижней губы, с верх-ней губы, может ли захватить трубочку губами, а также особенности движений органов артикуляции во время еды, мимических проявлений, во время произнесения звуков, слогов, фраз). Выясняется, все ли движения доступны ре-бенку и, если доступны, с какой точностью и в каком темпе они производятся. Отмечаются явления истощаемости, паретичности, напряженности, наличие непроизволь-ных движений, насильственных движений, саливация. Су-щественное значение имеют упражнения на переключение движений губ, языка. Отмечаются трудности переключе-ния, застревания на одном движении. С этой целью мож-но использовать следующие упражнения:
«улыбка» - «трубочка» (улыбнись Петрушке - поце-луй его);
«трубочка» - «улыбка» (поцелуй Петрушку - улыб-нись ему);
высовывание языка на нижнюю губу - высовывание языка на верхнюю губу (покажи Петрушке язычок - по-тяни его к носику);
высовывание языка на верхнюю губу - высовывание языка на нижнюю губу (потяни язычок к носику - по-кажи его Петрушке).
Выясняется возможность удержания определенной позы:
«улыбка» (улыбнись Петрушке, он тебя будет фотогра-фировать);
«покажи язычок киске».
При обследовании артикуляционного аппарата обраща-ют внимание на общее выражение лица ребенка: осмыс-ленное, выразительное, с живой и активной мимикой или безучастное, амимичное.
При обследовании произношения отдельных звуков де-тям предлагаются звуки раннего онтогенеза:
гласные: а, и, у, о;
согласные: м, п, б, т, д, н, в, ф, к, г, х;
йотированные: я, ю, е, ё;
мягкие согласные: сь, зь, ль.
Задание: «Скажи, как гудит поезд (у-у-у-у-у), как пла-чет маленькая девочка (а-а-а-а-а) , как кричит лошадка (и-и-и-и-и) » и т. д.
Фиксируются: способность ребенка к звукоподражанию; особенности дыхания, темпа речи и общего звучания го-лоса.
В случае затруднений прибегают к отраженному про-изнесению звуков в звукоподражаниях. Кроме того, ана-лизируется звуковой состав слогов и слов, произносимых самим ребенком в других заданиях обследования. Отмечаются особенности собственного и отраженного произнесе-ния звуков. Методика предъявления изолированных зву-ков не используется, так как она нецелесообразна в данном возрасте.
Результаты обследования речевого развития ребенка фиксируются в протоколе.
СХЕМА ПРОТОКОЛА
ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 3-4 ЛЕТ
СЕРИЯ 1
- ПОКАЖИ ИГРУШКУ
Покажи, где зайчик _____________________________________________________________
Возьми матрешку ______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Возьми машинку _______________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Поставь матрешку в машинку ____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
- ПОКАЖИ КАРТИНКУ
Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять __________________________
Если ручки замерзнут, что наденешь на них? ______________________________________
Что нужно маме, чтобы пришить пуговицу? ________________________________________
Что нужно бабушке, чтобы лучше видеть? ___________________________________________
Чем будешь резать бумагу? ______________________________________________________
Что возьмешь на улицу, если пойдет дождь? _________________________________________
- СПРЯЧЬ ИГРУШКУ
Спрячь машинку в коробку______________________________________________________
Поставь машинку на коробку______________________________________________________
Спрячь машинку под коробку____________________________________________________
Поставь машинку за коробку _____________________________________________________
- НАЙДИ КАРТИНКУ
Покажи, где шар и шары ________________________________________________________
Покажи, где гриб и грибы _______________________________________________________
Покажи, где кукла и куклы_______________________________________________________
Покажи, где яблоко и яблоки_____________________________________________________
Покажи, где стул и стулья________________________________________________________
СЕРИЯ 2
- ПОКАЖИ, КТО КАК КРИЧИТ
Кто так кричит: му, бе, мяу? ______________________________________________________
Скажи, как мычит корова _______________________________________________________
Скажи, как мяукает кошка_______________________________________________________
Скажи, как блеет барашек _______________________________________________________
- ДАЙ КАРТИНКУ
Покажи, где коса и коза __________________________________________________________
Покажи, где уточка и удочка_____________________________________________________
Покажи, где ложки и рожки______________________________________________________
Покажи, где мышка и мишка_____________________________________________________
Покажи, где сабля и цапля _______________________________________________________
СЕРИЯ 3
- НАЗОВИ, ЧТО ПОКАЖУ
Игрушки _____________________________________________________________________
Предметы_____________________________________________________________________
Части тела______________________________________________________________________
- СКАЖИ, ЧТО ДЕЛАЕТ
Что делает мальчик? ____________________________________________________________
Что делает девочка? ____________________________________________________________
Что делает мама? _______________________________________________________________
Что делают дети?_______________________________________________________________
- СКАЖИ КАКОЙ
Какой это мяч (по размеру)?_____________________________________________________
Какой это мяч (по цвету)? _______________________________________________________
СЕРИЯ 4
- ПОВТОРИ ЗА МНОЙ
Пила, рыба, часы_______________________________________________________________
Сапоги, молоко, корова _________________________________________________________
Мяч, лук, нож _________________________________________________________________
Диван, лимон, батон ____________________________________________________________
Ложка, мишка, туфли ___________________________________________________________
СЕРИЯ 5
- ИГРА С ЗАЙКОЙ И МИШКОЙ
Назови, что делает зайка ________________________________________________________
Назови, что делает мишка _______________________________________________________
- РАССКАЖИ СТИШОК
«Зайка» ______________________________________________________________________
«Мишка косолапый» ___________________________________________________________
- РАССКАЖИ
Мальчик играет на дудочке ______________________________________________________
Девочка рисует________________________________________________________________
Девочка поливает цветы _________________________________________________________
Мама купает малыша ___________________________________________________________
Мальчик кормит голубей ________________________________________________________
Девочка танцует________________________________________________________________
Мальчик катается на коньках ______________________________________________________
СЕРИЯ 6
Иннервация мимической мускулатуры:
движение оскаливания __________________________________________________________
надувание щек _________________________________________________________________
наморщивание_________________________________________________________________
нахмуривание _________________________________________________________________
Строение артикуляционного аппарата:
губы _________________________________________________________________________
зубы _________________________________________________________________________
прикус _______________________________________________________________________
язык _________________________________________________________________________
уздечка _______________________________________________________________________
твердое и мягкое небо_____________________________________________________________
Движения артикуляционного аппарата:
раздвинуть углы губ ___________________________________ __________________________
выдвинуть губы вперед _________________________________________________________
округлить губы________________________________________________________________
высунуть язык на нижнюю губу __________________________________________________
высунуть язык на верхнюю губу __________________________________________________
пощелкать язычком_____________________________________________________________
«часики» ______________________________________________________________________
произнести звук а при широко открытом рте________________________________________
«улыбка» - «трубочка» _________________________________________________________
«трубочка» - «улыбка» _________________________________________________________
высовывание языка на нижнюю губу - высовывание языка на верхнюю губу______________
высовывание языка на верхнюю губу - высовывание языка на нижнюю губу _____________
«улыбка» _____________________________________________________________________
«показать язычок киске» ________________________________________________________
Гласные: а, и, у, о ______________________________________________________________
Согласные: м, п, б, то, д, н, в, ф, к, г, х _____________________________________________
Йотированные: я, ю, е, ё _________________________________________________________
Мягкие согласные: сь, зь, ль ______________________________________________________
Как гудит поезд? _______________________________________________________________
Как плачет маленькая девочка? ____________________________________________________
Как кричит лошадка? ___________________________________________________________
Заключение: ___________________________________________________________________
Ольга Бардюг
Карта обследования ребенка с 3–4 лет. Методическое пособие в помощь логопедам ДОУ
Карта обследования ребенка (с 3–4 лет младшая группа)
Год рождения ___
Откуда прибыл ___
Взят на учет ___
Домашний адрес ___
Мама (Ф. И.) ___
(где и кем работает) ___
Папа (Ф. И.) ___
(где и кем работает) ___
Анамнез :
Беременность___ Протекание беременности ___ Роды ___ Протекание родов ___
Раннее физическое развитие :
Голову держит (1,5м.) ___Сидит (6 м.) ___ Ползает (6-7 м.) ___Стоит (10- 11 м.) ___
Ходит (11-12 м.) ___ Перес заболевания ___
Раннее речевое развитие
Гуление (2 м.) ___ Лепет (4-6 м.) ___ Слова (к 1 г.) ___ Фраза (1,5- 2 г.) ___
Прерывалось ли речевое развитие ребенка (причина) ___
Зрение ___ Слух ___
1. Вводная беседа :
Как тебя зовут? ___ Сколько тебе лет? ___ Ты мальчик или девочка?___
Как зовут маму?___ Где мама работает?___
Как зовут папу? ___ Где папа работает? ___
Где ты живешь? ___ С кем ты живешь?___
2. Поведение и эмоциональная сфера.
Сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм
Характер игровой деятельности :
(Манипуляция с предметами, игры с воображенными предметами, сюжетные игры)
3. Обследование неречевых психических функций.
Слуховое восприятие : (контрастное звучание 2-х игрушек)
Молоточек – дудочка ___ Колокольчик – свисток ___
Зрительное восприятие : величина (большой - маленький)
Большой мяч___ маленький мячик ______ Большой дом___ маленький домик___
Цвета (покажи)
Красный ___ Синий ___
Зеленый ___ Желтый ___
Геометрические формы (покажи)
Разрезные картинки из 2-х частей по образцу
Юла___ Платье___ Чашка___
4. Анатомическое строение артикуляционного аппарата :
Губы- (толстые, тонкие, расщелина, шрам)
Зубы- (мелкие, редкие, кривые, отсутствуют)
Прикус- (нормальный, прогения, прогнотия)
Твердое небо- (высокое, готическое, плоское)
Язык- (массивный, маленький, короткий)
Уздечка- (нормальная, короткая, укороченная)
Подвижность- (медленный, умеренный, быстрый)
5. Обследование фонематической стороны речи : (повторить)
Кукла плачет- А-А-А
Мышка пищит- И-И-И
Ребенок плачет- УА-УА-УА
Заблудились в лесу- АУ-АУ-АУ
Поезд гудит- У- У- У
Собака___ Кошка___
Корова___ Петух___
А) Обследование звуко- слоговой структуры слов : (повторить)
Дом___ Вода ___ Бананы___ Кот___ Панама ___ Шар___
Вагоны ___ Снег___Дома___
Б) Обследование фонематической стороны речи (покажи)
Стол___ стул___ Папа___ баба___
Коса___ коза___ Киска___ миска___
6. Обследование понимания речи (покажи предметы, части)
Голова___ Руки ___ Ноги ___ Глаза___ Нос___ Рот___ Волосы ___
Чайник ___
Ручка___ Крышка___ Носик___
Спинка ___ Сиденье ___Ножки ___
Колеса___Кабина___ Кузов___
Понимание обобщающих слов (выбрать картинки по темам )
Игрушки ___ Посуда ___ Одежда ___
Понимание действий (покажи где)
Девочка спит___ Рисует___ Играет ___ Ест___ Моет___ Стоит___
Понимание форм единственного и множественного числа существительных
(покажи где)
Мяч- мячи___ Машинка- машинки___ Кукла- куклы___ Кубик- кубики___
Понимание предложно- падежных конструкций (из, на, в)
Положи мяч в корзин___ Мяч на стол___ Достань из коробки мяч___
Понимание у/ласкательного суффикса существительных :
(покажи где)
Дом___ домик___ Кукла___ куколка___ Машина___ машинка___ Мяч___ мячик___
7. Обследование экспрессивной речи :
Есть, отсутствует, лепетная, отдельными словами, фразовая)
Активный словарь.
Существительные (назвать 3-4 картинки по теме )
Игрушки___ Посуда___
Одежда___ Обувь___
Глаголы (назвать действия по картинкам )
Моет посуду___ Спит ___ Бежит___ Ест___ Сидит___ Играет___
Словарь признаков (назвать признаки)
Цвет :
Помидор какой?- красный___ Шарик какой? синий___
Лимон какой? – желтый___ Огурец какой?- зеленый___
Величина :
Мяч какой?- большой___ Мячик какой?- маленький___
Форма : (покажи такой же) ___ ___ ___
Вкус :
Арбуз какой? – сладкий___ Лимон какой?- кислый___
Грамматический строй.
Именительный падеж единственное и множественное число (назвать)
Машина___ машинки___ Шар___ шары___ Кукла___ куклы___ Мяч___ мячи___
Винительный падеж единственное число (вижу кого)
Вижу мяч___ куклу___ машинку___ дом___ собаку___ стул___ Согласование прилагательных с существительным
Флажок какой? - красный___ Автобус какой?- синий___
Роза какая? – красная___ Сумка какая? – синяя___
Предложно- падежные конструкции
Мяч у мальчика___ Волк в клетке___ Котенок на окне___ Щенок под стулом ___
Существительные с у/ласкательным суффиксом (назови маленький предмет)
Машинка___ Мячик___ Домик___ Куколка___ Шарик___
9. Обследование связной речи (при наличии фразы)
«Кот лакает молоко» ___
10. Заключение логопеда : ___
Список использованной литературы
1. Филичева Т. Б. «Особенности формирования речи детей дошкольного возраста» . Москва. «Просвещение» . 1999.
2. К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях» . Москва. «Просвещение» . 1986г.
3. Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Е. Б. Волосова «Раннее детство : познавательное развитие» . Москва. «Мозаика-синтез» . 2000.