Кружевное искусство на руси. Малый бизнес: изготовление и продажа кружев

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

* В расчетах используются средние данные по России

История украшения ткани кружевами насчитывает много веков, и популярность кружевных изделий остается неизменно высокой. Кружева используют при производстве одежды, нательного белья, домашнего текстиля, постельного белья. Ежегодно всемирно известные дома мод выпускают коллекции кружевной одежды, и кружево периодически объявляется трендом сезона. Все это говорит нам о том, что производители кружев не остаются без заработка.

Изначально кружево изготавливалось вручную, но поскольку труд этот был чрезмерно трудоемким и отличался низкой производительностью, в XIX веке была изобретена первая машина по производству кружев, и с тех пор оборудование только совершенствовалось, улучшалось качество продукции, увеличивалась скорость производства.

Кружева, произведенные машинным способом, бывают четырех видов: басонные, вязаные, тканые и вышитые.

Басонное кружево – это вид плетеного кружева, которое изготавливается с помощью многочленной плетеной машины с жаккардовым механизмом. Жаккардовый станок позволяет делать кружева гладкие и рельефные, с различными геометрическими или растительными узорами. Кружево может быть шириной от 10 до 120 миллиметров. В качестве сырья для басонного кружева используется хлопчатобумажная, вискозная и текстурированная нить низких и средних размеров (от 10 до 100); плетеных кружев из пряжи высоких номеров не бывает. Плетеные кружева – наиболее прочные из всех машинных кружев. По виду они напоминают ручные, а некоторые узоры неотличимы от старинного русского кружева, плетущегося на коклюшках.

Современная жаккардовая машина удовлетворяет самым высоким требованиям производителей кружев, оснащается компьютерным управлением и имеет широкие возможности для реализации дизайнерских идей. В оборудовании последнего поколения присутствует новая система узорообразования, в основе которой лежит традиционная система рисунчатых гребенок. Рашель-машины производятся в Европе и Китае. Оборудование можно найти и на вторичном рынке в России, но выбор невелик. Лучшим решением будет обратиться напрямую к производителям, некоторые из них имеют свои представительства в России. Стоимость такого оборудования европейского производства начинается от миллиона рублей. Китайские станки дешевле (от 600 тысяч рублей).

Вязаные кружева изготавливаются на основовязальных кружевных машинах. Вязаные кружева тоньше басонных. Узор кружева проходит по грунту из квадратных или шестигранных ячеек. Такой грунт называется тюлем. Рисунок вязаного кружева может быть очень сложным. Как правило, узор представляет собой растительный или геометрический орнамент. Ширина вязаного кружева может составлять от 10 до 200 миллиметров. Вязаное кружево эластично, хорошо тянется. Больше всего предложений о продаже основовязальных машин делают китайские поставщики. Цена – от 500 тысяч рублей.

Для производства вышитого кружева используются вышивальные автоматы. В качестве основы берется тюль, трикотаж или капроновая ткань. Вышивка осуществляется тонкими искусственными или синтетическими нитями. Изначально вышивается широкое полотно, которое затем разрезается на полоски нужно ширины. Вышитые кружева чаще всего используются для отделки трикотажного белья, блузок, платьев.

Существует две разновидности вышитого кружева: воздушная вышивка и шитье. Воздушная вышивка напоминает по виду вышивку ришелье, а шить представляет собой узкую полоску ткани, на которой узор вышивается гладью с проколами.

Вышивальные машины стоят от 10 тысяч долларов. Самая простая машина способна вышить незамысловатый узор на салфетке или носовом платке. Для создания изысканных кружев понадобится оборудование стоимостью от 25-30 тысяч долларов.

Тканые кружева изготавливают на ткацких кружевных машинах. Виды тканых кружев – ва-лансьенн, малин, бретон, брабант, торшон и т.д. Качество кружев зависит от класса машины и толщины пряжи. Самое лучшее тканое кружево делается из тонкой пряжи. Кружевное полотно, изготавливаемое на ткацкой машине, может быть весьма широким и применяться для пошива блузок и платьев. В качестве сырья используется, как правило, гладкий капроновый тюль, хлопчатобумажная ткань разных цветов, вискозная нить, капроновая нить.

Для открытия цеха по производству кружев потребуется помещение производственной площадью не менее 30 квадратных метров. Оптимальная высота потолков – не менее 4 метров. Помимо цеха, где будет осуществляться изготовление кружев, необходимо оборудовать склад сырья (ниток, тюля) и склад готовой продукции, а также зону отдыха сотрудников.

Промышленное помещение должно быть сухим, хорошо вентилируемым, оборудованным системой кондиционирования воздуха, совершенно необходимой в летний период, так как машины сильно нагревают воздух.

Освещение в цехах по производству кружев можно использовать комбинированное: искусственное и естественное. По санитарным нормам, световой поток должен не менее чем на 60 процентов исходить от естественного источника. Однако не следует допускать попадания прямых солнечных лучей на рабочие поверхности. Наилучшим вариантом будет помещение с окнами, выходящими на север или северо-восток. Для искусственного освещения используются люминесцентные лампы.

При работе оборудования неизбежно возникают шум и вибрация. Лучше всего они поглощаются бетонным полом. Обычно пол покрывают кафельной плиткой, поскольку она легко моется. Машины, как правило, работают от сети напряжением 380 вольт. Электрическая проводка должна быть спрятана в короба, а розетки, используемые на промышленном производстве, должны быть закрытого типа.

В целях обеспечения пожарной безопасности на окнах не должны стоять решетки. Исключение составляют те случаи, когда наличие решеток вызвано объективной необходимостью и согласовано с инспектирующими органами, но и тогда решетки должны быть распашными, а ключ от них должен находиться в легкодоступном месте.

Арендовать помещение в центре города нет смысла. Для расположения собственного производства лучше подойдут окраинные районы с хорошими подъездными путями. Стоимость аренды помещений с подходящими параметрами в регионах начинается от 500 рублей за квадратный метр.

Производственный процесс начинается с работы дизайнера (хотя у большинства машин есть шаблонные схемы, и для начала можно использовать их). Придумывается узор, а затем вводится в программу оборудования. На старых кружевных машинах, которые, кстати, до сих пор используются на некоторых европейских фабриках кружев, узор программируется перфорационными карточками, после чего мастера вручную вдевают нитки в иголки, иногда этот процесс занимает больше месяца. Современное оборудование позволяет внести программу вышивки довольно быстро.

Производительность машины зависит от ее характеристик и заданной ширины кружев. В среднем за рабочую смену можно произвести около1000 метров кружев.

Станки, как правило, оборудованы системой автоматического сматывания кружев, поэтому дополнительные устройства для комплектации товара не требуются.

Поставщика пряжи для производства кружев можно найти через Интернет. Компании, занимающиеся поставкой оборудования, иногда предлагают также и оптовую продажу ниток. Многие производители предпочитают заказывать пряжу из Китая. При больших объемах закупок это оказывается самым выгодным вариантом. Стоимость килограмма тонкой хлопчатобумажной нити составляет около 200 рублей.

Современные машины для производства кружев – техника весьма сложная, именно поэтому закупки у китайских производителей, хоть и являются самым дешевым вариантом, но могут повлечь за собой массу трудностей, поскольку найти специалистов, способных настроить оборудование и обучить работе на нем, нелегко. Проще обратиться к российским компаниям, специализирующимся на поставке машин для текстильного производства. Они могут предложить последующее обслуживание машин и провести необходимые консультации. Для обслуживания одного станка достаточно 1-2 человек.

При работе в две смены один станок может давать прибыль порядка 10 тысяч рублей. Как и в любом другом производстве, в производстве кружев важно найти надежные рынки сбыта: сети магазинов тканей и фурнитуры, фабрики одежды, нижнего белья, ателье.

149 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 46634 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

аренда + зарплаты + коммунальные услуги и т.п. руб.

Производство подушек, матрасов, одеял с натуральными наполнителями не требует дорогостоящего оборудования, больших производственных помещений, высококвалифицированного персонала. Как правило, достаточ...

Для небольшого магазина посуды сумма закупки первой партии редко превышает полмиллиона рублей, но если открывать магазин с большим ассортиментом и в ассортименте которого представлено большое количест...

Для открытия небольшой гончарной мастерской потребуется от 250 тыс. рублей. Сроки окупаемости такого вида бизнеса составляют от одного года.

Если магазин ковров будет ориентирован на людей с низким уровнем дохода, то за 100-200 тысяч рублей можно купить достаточно товара для хорошей представленности, если брать в расчёт людей среднего клас...

Открытие бизнеса по производству столового белья не требует больших стартовых инвестиций, нужно арендовать подходящее помещение и приобрести некоторое оборудование, какое именно, зависит от масштаба п...

Открытие своего собственного производства потребует очень больших инвестиций, однако сумма может быть разной, ведь всё зависит от предполагаемых объёмов выпуска продукции, от номенклатуры и многих дру...

Стоимость оборудования для производства изделий из хрусталя зависит от множества факторов - это производительность, сложность выполняемых работ, дополнительные возможности и, конечно, производит...

При работе с японскими ножами выгоднее закупать их большими партиями напрямую от изготовителя и продавать в России через розничные сети. Для организации бизнеса по продаже керамических ножей потребует...

Для изготовления циновок используют различные материалы: камыш, тростник, сизаль, дут, солома и т.д. Технология изготовления зависит от выбранного материала. Как правило, материал стоит недорого, но и...

Рентабельность производства деревянной посуды составляет примерно 200 процентов. Величина заработка упирается в производительные возможности мастера и наличие каналов сбыта продукции.

Кружева с самого начала изготавливали в ручную, но труд был очень трудоёмкий, производительность труда так же была низкой. В итоге как сделали первый станок, который производил кружева, люди, перестали шить кружева вручную и доверили это дело машинам, хотя остались и фанаты этого дела, которые всё равно продолжают делать и по сей день вручную. Хотя и оборудование достаточно дорогое, оно достаточно быстро себя окупает. Начальная стоимость начинается от 10.000 $, а действительно хорошее оборудование, способное делать самые сложные узоры стоит порядка 30.000$. Для производства средняя норма 1 километр различных кружев за смену. А Средняя прибыль за 1 рабочую смену 5.000 рублей, за 2 смены доход достигает 10.000 руб.

А разделяются кружева на 4 подвида:

  1. Вязаные кружева
  2. Басонные
  3. Вышитые
  4. Тканые

Немного о каждом из них:

1. Вязаные кружева – производятся на основовязальных машинах по производству кружевных изделий. Вязаные кружева значительно тоньше басонных. Вязаные кружева могут быть как очень сложными, так и простыми. Ширина готового изделия обычно составляет от 1 до 20 см. Вязаный кружев хорошо тянется, оно очень эластичное. Что касается оборудования, то цена начинается от 18.000$. Чаще всего станки продаются китайского производства, не думайте, что всё что сделано в Китае плохого качества, есть дешёвые изделия, а есть и дорогие очень качественные. Действительно в последнее время сложилась такая ситуация, что многие европейские производители могут позавидовать.

2. Басонные кружева – действительно мало, чем отличаются от кружевов ручной работы, которые изготавливали на древней Руси. В общем-то басонные кружева самые распространённые. Изделие, изготовленное на жаккардовом станке рельефное и гладкое. В ширине такое изделие обычно 1 – 12см. Сырьём для изготовления басонных кружев служит вискозная или хлопчатобумажная нить. Цена на оборудование начинается от 20.000$ за оборудование китайского производства и от 25.000$ за оборудование европейского производства.

3. Вышитые кружева – один из самых простых видов, обычно можно встретить на женском нижнем белье, различных платьев и блуз. Что касается ширины, то тут всё гораздо проще чем в предыдущих, шьют широкое полотно, после чего разрезают на полоски нужной ширины и длины.

4. Тканые кружева – используют для пошива различной одежды, из-за возможности делать кружева очень широкими. А изготавливают их на ткацких машинах. Качественные кружева тонкие, т.к изготавливаются из тонкой пряжи. Чем дороже ткацкая машина, какой у неё класс может давать абсолютно разные результаты. Чем выше класс машины, и её стоимость, получим качественные кружева, которые и в цене гораздо выше, а низкокачественные менее дорогие, а значит и оборудование дешевле. Обычно в тканых кружевах используются капроновые и вискозные нити.
Для цеха подойдёт помещение от 30 метров квадратных. Насчёт расположения, то лучше всего подальше от города, на окраины. Во первых вы очень существенно сэкономите на аренде, во вторых на окраинах всегда проще вести бизнес, чем в центре городе из-за конкуренции и не бояться, что завтра помещение у тебя заберут и отдадут другому арендатору, который готов заплатить больше. А так же из-за большой вибрации на производстве, нужно расположение на 1 этаже, а если у Вас есть соседи сверху, поверьте они будут не рады и постараются сделать всё, чтобы Вы из офиса съехали. А так же в здании должна быть розетка на 380В и хорошая электросеть. Обычно здания на окраине уже изначально заточены под высоковольтные сети, а значит, Вам не придётся ставить трансформатор, а следовательно Вам не надо будет тратить нервы, чтобы дали разрешение.

Нет явления более уникального, чем русские кружева. В дореволюционное время в России насчитывалось семнадцать районов, где плелись кружева. Впоследствии в некоторых из них возникли промыслы, а в других кружева плели только для собственных нужд. В современной России осталось очень мало кружевных промыслов. Ранее (в советские времена), самыми крупными промыслами обладали Вологда, Советск (Кировская область), Елец.

Понятие "русское кружево" было введено в историю мировой культуры русскими мастерицами, неимоверно талантливыми и самобытными, перенявшими на Западе это искусство.

Воспринятое в XVII веке в Западной Европе, русское кружевоплетение не только сберегало и следовало лучшим традициям мастеровых европейских государств, но и превратилось в подлинно национальное художественное явление. Самостоятельность русского кружевоплетения содержит богатый колорит, разнообразие технических приемов и, самое главное, изобразительный характер орнамента, который характерен для всего русского народного искусства./Из книги Фалеевой В.А. "Русское плетеное кружево"/.

Несмотря на общие черты в русском кружеве, в различных местностях его производство имеет характерные особенности. Кружевоплетение было широко распространенно в России и заняло полагающее ему место в общенациональном декоративном искусстве, но единая основа русского народного орнамента (композиции, мотивы узоров) в различных местностях трактовалась по своему, в соответствии со вкусами и пристрастиями мастериц, местной моды. Благодаря такому индивидуальному подходу вещи в разных местностях создавались оригинальные, самобытные. Необходимо учитывать, что большинство мастериц работали непосредственно на себя, на свои семьи, создавали предметы домашнего обихода и одежду. Кроме того, отсутствовала информация с других мест и обмен опытом между ними, поэтому в каждой местности сложились свои традиции в имеющихся узорах и способах их передачи, в результате чего сохранились своеобразные отдельные типы русских плетеных кружев.

Тверская губерния

Кружево гор. Калязина

Город Калязин был образован в начале ХIХ века из трёх ремесленных слобод и назывался городом кружев и крахмала. Здесь сложились самые ранние кружевные промыслы в России в конце XVIII века, кружево плелось на продажу. Мастерицы создавали группы с исполнением только определенных типов кружев. "Фантажное (или многопарное) кружево предназначалось для украшения модных головных уборов". В большом количестве выплетали тюлевое кружево, в котором присутствовали характерные обобщенные мотивы. К середине XIX века было создано сцепное кружево, не мерное, а выплетаемое целенаправленно для декоративных полотенец и простыней.

Кружево Торжка

Кружева здесь так же появились рано, и с самого начала использовалась сцепная техника. Затем, уже в первой половине XIX века появилось оригинальное многопарное кружево. В нём изобразительные мотивы подчёркивали самые архаичные сюжеты двустороннего шитья, которое было довольно широко распространено в Тверской губернии и сохранялось долгое время. Особенность этого типа кружева заключается в активном использовании скани (толстая нить обрисовывает силуэты фигур). Для продажи производили сцепное льняное кружево с растительным узором, имеющее крупные зубцы для штор и простыней, с характерными крупными орнаментальными формами.

Орловская губерния

Точно не доказано, где производилось тонкое многопарное кружево - либо в городах (Орле, Ельце, Мценске), либо в помещичьих мастерских. Затем его перестали плести, т.к. стали заниматься сцепным вологодским кружевом. Благодаря тонкости и рельефной скани обводом, обилию сквозных элементов и мелким ячейкам фонов, елецкое многопарное кружево по своей изысканности стало редким для России.

Елецкое кружево

Эти кружева являются более тонкими и легкими, чем вологодские. Используется полотнянка, которая изменчива по плотности и ширине, часто переходящая в сетку. Решетка елецкого кружева может быть и разреженная и очень плотная. Скань всегда выполняют из трёх ниток, из которых плетут основное кружево и проходит она по краям полотнянки и сетки. Кроме того, в Ельце часто для изготовления штучных плечевых изделий (блуз, жилетов) используют мерное многопарное кружево.

Мценское кружево

По общим характеристикам оно близко к елецкому, но является более архаичным. В нем долгое время сочеталось численное плетение и набор излюбленных мотивов, применялось также сцепное плетенье с использованием узкой полотнянки и традиционных народных узоров с густыми фонами. С 1860 года стало преобладать парное мерное кружево, с геометрическими рисунками. Для большинства узоров необходимо было всего 20 пар коклюшек, но в некоторых - больше 100. В конце XIX века в Мценске стали заниматься общераспространенными клюнями, гипюрами и другими модными типами кружев.

Рязанская губерния

Михайловское кружево

Это кружево является льняным, многопарным, украшенным разноцветным мулине. Преобладает мерное кружево с характерными веерообразными формами кружевных мотивов, фестонами и зубцами, т.н. бубенцами, мысами и городками.

Скопинское кружево

Им отделывались нарядные подарочные полотенца. Это кружева со сложными ажурными узорами, слегка подсвечены синей или голубой ниткой, их нельзя сравнить с более плотными Михайловскими кружевами, в расцветке которых преобладающими являются красные тона.

Зарайское кружево

Никогда не продавалось. Является сцепным кружевом особого типа, производилось только в первой половине девятнадцатого века. Отличительные черты: "На всем протяжении узора чередуются полотнянка и сетка. Узоры могут быть растительными, густыми, почти без фона". На каждом предмете со всех сторон имеется кант из полосы сетки, по которой проложена сканью цепочка из треугольников и ромбов.

Ярославская губерния

Ростовское кружево

Кружевом в основном занимались послушницы из монастырей близ Ростова и крепостные мастерицы. В 1880 году насчитывалось в Ростове 14 кружевниц, но промысел так и не сформировался. Известно несколько подлинных работ, имеющие прекрасное качество плетения. Ростовское кружево является исключительно льняным, тонкая пряжа, многопарное, и сцепное, в восемнадцатом веке использовался и шелк.

На протяжении XIX века мастерицы выполняли сканые узоры, имеющие разнообразные фоны. Мастерицами в сцепном плетении был придуман свой собственный фон в виде ростовского креста, затем он распространился по всей России, но сохранил свое первоначальное название.

Узоры местного кружева представлены в трёх группах:

Геометрическими (со свойственной строгостью контуров с плотными свисающими мотивами, окаймленными и сопровождающимися решетчатыми элементами, зачастую обведены яркими шерстяными нитками).

Цветочными парного плетения.

Сцепными изобразительными. В XIX веке сцепное кружево производилось с преобладанием народных узоров, на которых изображались птицы, деревья, цветущие кусты. Для растительных мотивов характерна динамичность рисунка. Силуэты фигур весьма отчетливые, из-за сквозного ростовского фона и узкой полотнянки, имеющей высокий рельеф скани. В другом приеме оживления полотнянки вводится большое число дырочек-закидок, благодаря чему обеспечивается нарядность всего изделия.

Романово-Борисоглебское кружево (Тутаев)

Кружево плелось исключительно по заказу. Отделывались постельные принадлежности и выполнялось оно кусками по длине изделия. Использовали нитки Егорьевской Хлудовской фабрики. Использовался сцепной и многопарный способы. В городе насчитывалось примерно 50 мастериц.

В Романове кружево плели лучше, чем в Борисоглебске, где оно было существенно грубее. Рисунки кружев назывались своеобразно: бантики, бачино, в сцепном - бараньи рожки, шлёнский (в парном в виде решетчатых ромбов, простого фона с паучками и плотных сердцевидных мотивов, по середине треугольные зубцы).

Для украшения полотенец плели деревенское ярославское льняное кружево, с вводом шелка-сырца в виде скани желтого, золотистого и коричневого оттенков. Геометрическими узорами в численной технике применялись зигзагообразные полосы, ромбов или квадраты, зубцы полукруглые или острые.

Костромская губерния

Во второй половине восемнадцатого и первой четверти девятнадцатого веков в Галиче отмечался расцвет кружевоплетения. В конце восемнадцатого века в городе плели кружева с собственной манерой исполнения определенного типа, имеющего особые, только здесь известные узоры. Кружево было многопарным, трудоемким, использовался тонкий слабоотбеленный лён, золотная металлическая нить, цветные шелка: кораллово-красные, травянисто-зеленые, ярко-голубые.

Из кружева выплетали парадные декоративные полотенца из тонких фабричных тканей. Зачастую прошвы и края намеренно использовались разные рисунки, в целях внесения неожиданности и многообразия в изделие.

В богатых домах крепостные мастерицы назывались плетеями. Рисунки кружева были многообразными: в виде геометрических узоров сложных форм рококо (в небольшом количестве), мотивов птиц, двуглавых орлов, деревьев. Только галичское кружево тех времен имеет мотив дерева, имеющее четко выраженный ствол и две лесные птицы в воздухе.

Солигалич

Промысла не было, кружево плели только в личных целях. Техника была многопарной (но не больше 20 пар). Преобладали геометрические узоры. Кружево по рисункам было однообразным (чередовались две близкие по характеру сложные фигуры).

Московская губерния

В Серпухове, Верее, Подольске, Дмитрове, Звенигороде и в 43 селениях этих уездов во второй половине XVIII века занимались кружевоплетением. Лучшими мастерицами считались Подольские мастерицы. Кружево плели многопарным, имеющее цветочный рисунок на тюлевом фоне, тонкие решетки, со сканью обводом. Для выполнения узоров использовалось 150-200 пар коклюшек. Образцы кружев этого времени не сохранились.

Калужская губерния

Плели кружево в Жиздринском, Боровском, Тарусском и Козельском уездах, такое же, что и московское. В геометрических узорах имеются какие -либо схематические растительные элементы. Такое кружево не представляет интереса.

Новгородская губерния

Белозёрск

Кружевоплетением начали заниматься в конце XVIII века. Кружево плели многопарное и сцепное. Промысел сложился во второй половине XIX века. Кружево было прекрасного качества и исполнения. Отличалось большим количеством местных рисунков.

Кириллов

Сильное влияние для развития промысла оказал вологодский промысел. Основным способом плетения был сцепной.

Вологодская губерния

Вологодское кружево отличается крупным, выразительным узором, для исполнения которого использовалась плотная, непрерывная, одинаковая по ширине, плавная полотнянка. Узор четко вырисовывается на фоне узорных решеток. Толстая скань, часто цветная, проходит по середине полотнянки. Кроме растительных мотивов в орнаменте часто использовались подковы, гребешки, веера.

Петербургская губерния

Киришское (захожское) кружево

Это более скромный крестьянский кружевной промысел. Редкая вилюшка украшена треугольниками из плетешков. В узорах использовались старинные мотивы в форме пяти- и семилепестковых медвежьих лап; решётки (квадратной сеточки, заполняющей промежутки внутри полотнянки); звездочки из насновок.

Вятская губерния

Кукарское

Прекрасное качество плетения. Орнаментально сходно с елецким и вологодским кружевом, но отличается техникой исполнения. Использовались приемы пересечения полотнянки (так называемая "вятская петля"). На Московской политехнической выставке 1872 года впервые было обращено внимание посетителей на кукарское кружево.

Тульская губерния

Белёвское кружево

Расцвело к 1840 году. Кружево изготовляли в уезде, в помещичьих усадьбах, было оно многопарное, тонкое, льняное. В Белеве увлекались мерным "верховым" кружевом для постельного и столового белья. Затем стали исполнять небольшие штучные предметы - воротнички, оплеты носовых платков, иногда одежду. В конце XIX века стали работать по сцепной технике. Сильное отличие от других из-за замкнутого орнамента, состоящего из разнообразных квадратов, тесемок, "змеек" паучков. Насновки прямоугольные, способом выплетения отличается от других видов насновок.

Преобладала техника сцепного плетения, в качестве образца использовались белевские узоры. Промысел возник после 1880 года и охватывал более 500 человек. Не оригинальный.

Нижегородская губерния

Кружево Балахны

В первой половине XIX века сложился особый тип сцепного кружева. Мотивы узоров в форме пав, орлов, цветущих деревьев. Узоры имеют четкие очертания, изысканность силуэтов. В формах деревьев большое разнообразие. В кружеве ритмично располагаются ветви и цветы, имеющие характерные загнутые концы листьев. Орлы с ясно обозначенными перьями и выраженным взмахом крыла.

Опознавательный признак в балахнинском сцепном кружеве - различные решетки в одном предмете и явно преобладают насновочные. Насновки выполнены в различной конфигурации: овальными, квадратными, треугольными, собранными в розетки, образующими клетки, в форме зигзагов и параллельных полос.

На плетешковых решетках обильное украшение в виде петелек и выглядят то, как поле скозных овалов, то, как косая клетка, то в виде чешуек. Все кружево является льняным, скань витой, изготовляли его для праздничных простыней, встречаются с металлическими краями. Такое кружево не продавали.

Многопарное кружево Балахны было разных типов, для которых использовали от 15 до 200 пар коклюшек. Благодаря нему и возник промысел. Использовалась шелковая нить черного или золотистого цвета, позднее тонкая хб пряжа.

Кружевоплетение имеет богатую многовековую историю и в наш механизированный век вызывает к себе неподдельный, живой интерес.

Слово «кружево» на Руси появилось в летописи XIII века. По одной из версий имеет своё происхождение от глагола «кружится». Имеется в виду первоначальное предназначение кружева — украшение, обвязывание элементов одежды по кругу.

Историки и искусствоведы констатируют, что уже в IX–XVI веках прикладное искусство на Руси было насыщено разнообразными видами кружев. А в начале XX столетия русское кружевное искусство стало уже своеобразным брендом. В Российском государстве насчитывалось около 20 уникальных центров кружевоплетения.

В. А. Тропинин. Кружевница. 1823. Третьяковская галерея, Москва

С начала XIX века производство кружевных узоров было поставлено на поток, то есть мастерицы-кружевницы стали создавать свои творения не только для себя, но и с целью их продажи. Было положено начало развитию фабричного изготовления кружевных изделий. Во многих губерниях помещики организовывали производство кружев в своих поместьях.


Вологда. Плетение кружев

В межвоенное время XX века преобладал экспортный характер производства кружев. Наибольшее распространение в то время получили мерные или численные кружева . Но, несмотря на простоту и незамысловатость этого приёма, уже в то время можно говорить о существовании своего уникального узора практически в каждом «кружевном» центре России.

Кружевной кокошник, елецкое кружево.

Мерные кружева того времени могут похвастать большим разнообразием рисунков, а также методов плетения. Мастерицы украшали кружевом постельное и столовое белье, а также плели покрывала, накидки и другие большие по объёму вещи.

Доминирующим направлением кружевоплетения в то время являлся стиль модерн. Его характерными особенностями можно назвать замысловатые очертания и растительные мотивы.

Большой вклад в развитие кружевоплетения в России внесло появление и деятельность специальных профессиональных школ. А после Парижской выставки 1937 года, где работы елецких мастериц были удостоены высших наград, мировая история искусства обогатилась понятием «русское кружево» .

Таким образом, можно отметить, что на Руси сложилось два типичных образца плетения кружева. К ним специалисты-историки и искусствоведы относят сколочное или сцепное и мерное или численное.

Сколочное кружево плетётся по основному рисунку (сколку), нанесённому на бумажную основу. Узор выполняется частями, которые затем соединяются.

Для выполнения же мерного кружева берётся определённое количество петель, из которых набирают симметричные узоры в виде типичных геометрических форм.

Какие же «кружевные» центры существовали на Руси?


Кацман Е. А «Калязинские кружевницы» 1927 г

Впервые кружевоплетение стало промыслом благодаря мастерству Калязинских мастериц ещё в начале девятнадцатого века. Они украшали узорами головные уборы. Такой вид кружева стали называть фантажным. Также создавали тюлевые и сцепные кружева. Образец Калязинского кружевоплетения – это довольно массивный рисунок, выполненный на общем фоне. Он использовался в основном для украшения простыней или полотенец, а также подушек.

В отличие от Калязинского кружева, излюбленным узором Елецких мастериц были лёгкие, воздушные мотивы, из которых плелись блузы, жилеты.


Елецкие кружевницы

Характерной особенностью Мценского кружевного узора специалисты называют появившийся в конце 1800-х годов модный для того времени гипюровый рисунок .


Свадебные гипюровые платья всегда в тренде.

Уникальным в своём роде было искусство кружевоплетения в городе Михайловске , где самым распространённым материалом был лён. На основе мерного кружева кружевницы создавали на своих полотнах городки, мысы, фестоны, бубенцы и другие узоры.


Льняное кружево

В Ростове кружевоплетением занимались как крепостные девушки, так и послушницы монастырей. Распространённым материалом был лён и шёлк. Узоры создавались в технике сцепного многопарного плетения. Любимым мотивом Ростовских мастериц был сканый узор на разнообразном фоне. А также Ростовское кружево известно наличием своего особого рисунка – Ростовского креста , который можно встретить довольно часто.

Отличительной особенностью Вологодской школы можно назвать выполнение узора полотнянкой с наличием плотной цветной скани. Основные элементы Вологодского кружева – это веера, гребешки, разнообразные растительные мотивы.


Вологодские кружевные изделия. Фото: snejinka.ru

Оригинальный вид кружева сложился в Балахне . Здесь можно найти плетёные работы с изображениями орлов, павов, цветущих деревьев и других узоров. Мастерицы использовали при работе своеобразные решётки и насновки.

Несмотря на то, что кружевоплетение сейчас не имеет такой массовой популярности, как раньше, существует профессия «кружевница». Необходимо обладать такими качествами, как усидчивость, терпение, точность. Но потраченное время и силы легко компенсируются самим присутствием в доме пусть даже нескольких кружевных изделий, привносящих теплоту и уют.

Это интересно:

— В Испании на кружева тратилось так много денег, что король Филипп III издал в 1623 году закон, запрещающий носить кружева.

— В 2016 г. парижский дом моды Chanel инвестировал средства в старейшую фабрику Sophie Hallette по производству кружева. Мануфактура известна своими свадебными кружевами, которые использовались в подвенечных нарядах Кейт Миддлтон и Анджелины Джоли.

— Присутствие кружева в нарядах издревле считалось признаком высокого социального положения как у женщин, так и у мужчин.

— Историки и по сей день затрудняются дать четкий ответ на вопрос – где и когда зародилось кружево. Ажурные ткани с похожим орнаментом были найдены в древнеегипетских захоронениях, но полноценное кружевоплетение как техника появилось лишь в эпоху Возрождения.

— Долгое время мастерицы, которые плели кружева, работали в подвалах. Делалось это для того, чтобы кудель была влажной, а нить эластичной и тонкой. А вместо булавок мастерицы изначально использовали рыбьи кости.

— «Настоящими» считаются кружева, выплетенные на коклюшках. Коклюшечные кружева разделяют на сцепное, многопарное и численное (бессколочное и безбулавочное). В отличие от других видов кружев, эти плетутся не одной, а сразу несколькими нитками, намотанными на специальные приспособления - коклюшки. На Руси такие кружева известны с тринадцатого века. Первые известные русские кружева были сплетены из золотых и серебряных нитей и украшены жемчугом. Это так называемое «золотное» кружево.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Виды кружевных тканей

Кружевная ткань по красоте и изяществу нередко сравнивается с причудливыми морозными узорами на оконном стекле. Кружево – один из самых популярных видов тканей, способных украсить любое изделие – свадебное платье, нижнее белье, гардины или постельные принадлежности.

Кружево – это тонкая ткань, в которой сложное оригинальное переплетение нитей образует необыкновенной красоты узоры . При его изготовлении могут использоваться как натуральные – лен, хлопок, шелк, – так и синтетические нити.

Впервые кружево появилось в Италии еще в середине XVI века. Тогда его называли Punto Aria, что в переводе означает «воздушные петли». Мастера создавали потрясающей красоты плетения при помощи обычной швейной иголки. Кружево быстро распространилось по Европе и завоевало популярность не только у итальянской, но и у французской, английской, испанской и бельгийской знати. Уже в конце XVII века кружевное плетение добралось и до России. Русские мастерицы-белошвейки не только повторили сложное ажурное плетение изделий иностранных кружевниц, но и внесли в него свой особый колорит.

С тех пор уже на протяжении нескольких веков славятся во всем мире красота, воздушность и изящество вологодских, вятских, елецких и михайловских кружев. По типу изготовления все виды кружева делятся на рукодельные и машинные.

Кружево ручной работы

Кружева, производимые вручную, обычно классифицируют по технике исполнения или месту производства.

Еще царь Петр I, пытавшийся завести в патриархальной России иностранные порядки, ввел моду на кружевные воротнички и манжеты. Именно тогда коклюшечное плетение, которым издавна гордились русские кружевницы, получило широкое распространение.

Коклюшки – специальные деревянные палочки с накрученными на них нитками. Перебрасывая их с одной стороны полотна на другую, вязальщица создает причудливые воздушные узоры, которые имеют в каждой местности свои отличительные особенности.

Кружево на коклюшках изготавливают двумя способами – парным и сцепным. При парном получается длинная мерная полоса, которую потом разрезают на отрезки необходимой длины.

При сцепном методе выплетаются отдельные детали узора, которые в дальнейшем соединяются между собой при помощи крючка.

Плетение кружева на коклюшках – очень сложный вид рукоделия. Порой для создания особо причудливого узора мастерица использует одновременно до 1500 палочек.

Один из самых трудоемких методов изготовления кружева, включающий в себя несколько стадий.

Вначале придумывается узор и рисуется на тонкой бумаге. Она закрепляется на материи, толстой нитью делается контур, а затем постепенно стежок за стежком заполняют все внутреннее пространство.

Классический узор для игольного кружева – розы, хризантемы и другие цветы. Отдельно вывязанные кружевные кусочки-мотивы сшиваются в полотно необходимого размера. При этом мастера работают такой тонкой иглой, что обнаружить места соединения невооруженным глазом практически невозможно.

Эта технология ручного плетения пришла из холодной Норвегии. В качестве основы используется белое льняное полотно.

Вначале гладью вышиваются контуры рисунка, а затем специальными миниатюрными ножничками вырезаются отдельные фрагменты.

На образовавшейся сетке при помощи различных стежков формируют узоры. Чаще всего для хардангера используют белые льняные нитки. В последнее время некоторые мастерицы добавляют немного бежевых или коричневых.

Кружевом хардангер украшают не только одежду, но и домашний текстиль, в частности скатерти и постельные принадлежности.

Фриволите

Искусство вязания кружева фриволите возникло во Франции и в переводе означает «свободный», «легкомысленный». Это кружево из крученых особым способом ниток.

Плетут фриволите узелковым способом при помощи специальных челноков. При помощи этой техники вяжут салфетки, украшают им скатерти, полотенца, постельное белье.

В последнее время фриволите широко используется при создании бижутерии: колье, брошей, серег, подвесок и т. п.

Интересный факт! Весьма распространенная техника плетения макраме также относится к узелковому кружеву. Впервые плести таким образом талисманы и обереги начали моряки в древней Турции. В наши дни макраме используется при изготовлении шарфов, шалей, палантинов, различных предметов декора.

Ришелье

Этот вид ручного кружева выполняется на тончайшем полотне. В качестве основы используется батист, муслин, органза и даже сетка.

На ткани стежками различной глубины вышиваются различные узоры, а затем промежутки между ними аккуратно вырезаются.

Это создает эффект темных и светлых ниток, что придает кружеву объем. Одним из самых известных кружев ришелье является итальянская ретичелла.

Достоинства и недостатки кружев ручной работы

Какими бы техниками ни пользовались кружевницы разных стран, результат их работы отличается красотой, благородством и изысканностью.

Кроме того, кружева ручной работы, несмотря на немалую стоимость, весьма популярны благодаря следующим качествам:

  • экологичность – для их изготовления используются только натуральные материалы;
  • гигиеничность, воздухопроницаемость;
  • безопасность для здоровья: они не вызывают раздражения кожи и аллергических реакций;
  • отсутствие статического электричества.

Помимо высокой цены у рукодельных кружев есть еще один недостаток – они весьма прихотливы в уходе. Стирать эти изделия нужно только руками, сушить в расправленном состоянии, разложив на горизонтальной плоскости. Утюжить кружево следует через тонкую ткань или марлю. Изделия с выпуклыми узорами не гладят.

Кружевные полотна машинного производства

Высокая стоимость кружев ручной работы делала их недоступными для большинства ценителей красивой одежды. С приходом эры механизации производство кружев началось в промышленных масштабах.

Первые станки для изготовления кружевного полотна появились во Франции в конце XIX века. С тех пор они неоднократно совершенствовались и модернизировались. В настоящее время это многофункциональные программируемые агрегаты, способные воспроизвести кружевную ткань с любыми узорами, в том числе многоцветными, с добавлением металлизированной нити, приклеенными декоративными элементами. Наиболее яркими представителями машинных кружевных тканей являются ажур и гипюр.

Ткань с ажурной красотой

Во французском языке слово «ажур» означает «видимый насквозь». И действительно, ажурное кружево настолько прозрачно, что во многих случаях требует наличия подкладки. Ажурная ткань изготавливается из различных натуральных волокон – льна, хлопка, шелка и даже шерсти. Для придания ей прочности и эластичности добавляют искусственные или синтетические нити – эластан, лайкру, полиэстер, вискозу.

Современная ажурная кружевная ткань может быть как однотонной, так и многоцветной. Существует также «псевдоажур» — ткань для обивки мебели, имитирующая кружевной узор.

Интересно знать! В последнее время появилась мода на кружево из искусственной или натуральной кожи. Его получают путем перфорации цельного полотна специальными выемками и иголками.

Основные характеристики ажурного кружева

Ажурная ткань никогда не потеряет популярность, поскольку обладает целым рядом несомненных достоинств:

  1. Благородный вид, привлекающий внимание своей изысканностью и красотой.
  2. Тонкость и изящество, позволяющие изготавливать неповторимые наряды.
  3. Ажур отлично сочетается и с легкими, и с плотными тканями.
  4. Кружевное полотно воздухопроницаемо, вызывает приятные ощущения при соприкосновении с телом.
  5. Несмотря на легкость и воздушность, ткань хорошо держит форму, прекрасно драпируется.

В отличие от кружев ручной работы, ажурное полотно не столь требовательно в уходе и дольше сохраняет свой первоначальный вид.

Но, к сожалению, на фоне сплошных положительных качеств ажур имеет и негативные стороны:

  1. Эффект просвечивания предполагает сочетание ажурного кружева с другими тканями, что не всегда нравится покупателям.
  2. Перегородки между основными «мотивами» ткани иногда столь тонки, что при неосторожном обращении могут рваться, нанося изделию урон.

Важно знать! Изделия из ажурной ткани нельзя вешать на «плечики», поскольку материал может растянуться и потерять форму. Лучше всего одежду аккуратно сложить на полку шкафа.

Для чего применяется ажурная ткань

Ажурное полотно традиционно применяется для создания женской и детской одежды:

  • свадебные наряды и платья для торжественных случаев;
  • бальные платья, карнавальные и театральные костюмы;
  • нижнее белье, чулки, колготки, перчатки;
  • шарфы и палантины;
  • блузки для нарядных костюмов;
  • воротнички, манжеты и другие элементы повседневных нарядов.

Ажурная ткань широко используется для украшения домашнего интерьера. Из нее шьют гардины, скатерти, салфетки, украшают полотенца и постельные принадлежности.

Уход за изделиями из ажурной ткани

Для того, чтобы кружевные ажурные изделия как можно дольше сохраняли свой первоначальный вид, нужно обеспечить им правильный уход.

  • Стирать кружево лучше руками, а при использовании машинки установить самый щадящий режим.
  • Ажурные ткани несовместимы со стиральными порошками, для них подходят только жидкие средства.
  • Дорогие изделия лучше всего отдавать в специальную чистку или стирать в полотняном чехле.
  • Ткань не выкручивают, а слегка отжимают в махровом полотенце.
  • Сушат изделие в расправленном виде.
  • Гладят ажурное кружево с изнанки через влажную марлю, установив утюг на режим «шелк».

Гипюр – родом из Венеции

Хотя «гипюр» слово французское, в дословном переводе означающее «плести», «оплетать», родиной этой красивейшей ткани является Венеция. В давние времена гипюр производился только вручную мастерицами высокого класса.

В наше время для изготовления гипюровых тканей используют специальные машины, которые, действуя по заданной программе, плетут ткань из натуральных или синтетических нитей.

В первом случае гипюровое полотно получается плотным, с выраженным выпуклым рисунком. Во втором выходит тонкая бельевая ткань.

Интересный факт! Классическим способом производства гипюра является так называемый «выдерг». На ткань накладывается сетка, при помощи которой размечаются нити, подлежащие удалению. После их выдергивания для придания кружеву жесткости оставшиеся нити обвивают, делая их кручеными.

Виды гипюра и его применение

Подразделяется на несколько видов:

  1. Классический гипюр . Эта универсальный материал, подходящий как для нарядной одежды, так и для гардин. Чаще всего используются натуральные волокна с небольшим добавлением синтетики.
  2. Гипюр с полиэфирными волокнами . Благодаря добавлению люрексовой нити ткань блестит, что позволяет шить одежду для особо торжественных случаев.
  3. Гипюр на сетке . Легкое и воздушное кружево идеально для блузок, легких платьев, пеньюаров.
  4. Стрейч-гипюр . Вплетение нитей лайкры делает кружевную ткань эластичной. Одежда из этой ткани прекрасно облегает фигуру, повторяя все изгибы.
  5. Гипюр-кожа . Эта ткань получила свое название за повышенную плотность и прочность.
  6. Трикотажный гипюр . Для изготовления используются шерстяные или искусственные волокна. Из него делают свитера, блузоны, кофты и т п.

Гипюр – положительные стороны и недостатки

Достоинства гипюра, как и всех других кружевных полотен, неоспоримы:

  1. Даже небольшая гипюровая вставка сделает из повседневной одежды нарядную.
  2. Учитывая разнообразие видов, узоров и оттенков, гипюр можно подобрать для любого типа фигуры.
  3. Ткань хорошо пропускает воздух и не парит.
  4. Гипюр универсален – он подходит и для изысканных свадебных платьев, и для пошива гардин и занавесей.

Ну и, как обычно, не обойтись без минусов:

  1. Гипюр чересчур прозрачен, поэтому требует подкладки из более плотного материала.
  2. Ткань не слишком проста в пошиве. Для того, чтобы изделие выглядело эстетично, нужно тщательно подбирать рисунок при раскрое.
  3. Если материя слишком тонкая, то неосторожное обращение может вызвать затяжки или разрывы.

Если на ярлычке нет другого описания, то ухаживать за изделиями из гипюра следует так же, как и за ажурным кружевом.

Французское кружево

Франция не является родиной кружевной ткани, однако французские монархи одними из первых оценили красоту и изящество нового полотна. Екатерина Медичи, будучи уроженкой Флоренции, первой надела кружевное платье на свою свадьбу, положив тем самым начало новой моде.

Состоятельные французы украшали кружевами не только одежду, но и домашние интерьеры, постельные принадлежности и даже кареты. Именно мастерами Франции была разработана новая техника плетения кружев, известная всему миру как французское кружево.

В Алансоне, что в Нижней Нормандии, выпускаются уникальные кружева, внесенные в список наследия Юнеско. На тончайшую сетку с шестигранными ячейками наносится мелкой иглой узор из цветов и бутонов. Контуры узора укрепляются волосом от белогривых лошадей.

Плетение алансонских кружев – очень трудоемкое занятие. Для того, чтобы сделать один квадратный сантиметр кружева, мастерице требуется не менее 5 часов. В настоящее время алансонские кружева могут делать и машины. Но все равно кружево ручной работы ценится буквально на вес золота.

Мода на шантильи – кружева из черных нитей – появилась в XIX веке во времена Наполеона III. Название ткань получила от одноименного городка, где работали кружевницы. С помощью техники шантильи плетут шали, накидки, пелерины, декорируют платья. В конце XIX века самым большим шиком среди французских модниц было иметь платье из черного шантильи, посаженное на белый чехол.

Французские кружева всегда на вершине модного Олимпа. Даже представительницы английской королевской династии надевают на свадьбу наряды из французских кружевных тканей. Кружевные ткани ручной и машинной работы – прекрасный материал для пошива и декорирования одежды, нижнего белья, домашнего текстиля. Стильные, воздушные и прекрасные кружева способны превратить повседневную жизнь в яркий праздник.



Рассказать друзьям