Мода как искусство свадебное платье историческая справка. История возникновения свадебного платья

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Выбирая сегодня свадебное платье , вот так просто, придя в любой свадебный салон, мы не задумываемся о том, что так было не всегда. Когда-то и свадеб, в привычном нам понимании, не было, и свадебных платьев, как таковых, тоже.

В пятнадцатом веке началась мода на пышные венчания, с которых все и началось. На венчании было много гостей, родственников, знакомых и просто случайных прохожих. Невеста должна была надеть свое самое лучшее платье. Богатые невесты шили платья на заказ , невесты из простых семей надевали свое любимое и самое нарядное платье. Все о свадебной моде, платьях и аксессуарах можете прочитать на сайте моды сайт .

Белых платьев в средневековье не носили. Во-первых, белый считался цветом траура, во-вторых, гигиенические нормы тогда отсутствовали, и ходить в белом платье было просто невозможно.

Средневековые подвенечные платья были жутко неудобными, но крайне эффектными. Выбор свадебного платья по фигуре считался не актуален, так как все платья шились по определенной моде того времени. Рукава платья иногда были такой длинны, что достигали уровня земли.

Талия была завышенной, практически прямо под грудью, а вот на живот, с внутренней стороны платья, прикреплялась специальная подушечка, которая изображала беременность. Это было для того, что невеста в положении, ценилась выше, чем не беременная. Это означало, что невеста способна оставить наследников, что в те времена, было сделать совсем непросто.

Главным украшением невесты была шляпка – энена, это такой колпак с вуалью, вы не раз видели его на полотнах средневековых живописцев. Высота шляпы иногда достигала полуметра, а бывало и больше.

В семнадцатом веке выбор свадебного платья по фигуре стал уже более-менее возможен. Юбки платья состояли из верхней и нижней. Чем-то уже напоминает современное бальное платье . Верхняя юбка, обычно была немного темнее цветом, чем нижняя. Обязательным атрибутом свадебного платья того времени был корсет. В моде была осиная талия, и объемные бедра. Верх платья обнажал плечи и увеличивал грудь.

Платья обильно декорировали цветами , драгоценными камнями, рюшами, оборками, вышивкой золотыми нитями и так далее. Такое произведение искусства украшало любую фигуру.

В эпоху рококо выбор свадебного платья по фигуре стал возможен , появилось разнообразие в фасонах. Эта эпоха оставила свой след в современной свадебной моде .

Именно оттуда в наше время пришли пышные платья , корсеты, вуали, оборки, кружево, и тот самый, белый цвет, который постепенно стал входить в моду, начиная со светло-розовых, золотистых и персиковых платьев.

Декор тоже до боли знаком – бисер, вышивка, камни, рюши, банты и ажурные вставки.

Туфли, которых ранее не было видно под платьем, вдруг оказались на виду. Так стала появляться мода на нарядные свадебные туфли , украшенные пряжками с драгоценными камнями и бантиками из шелка.

Наступила эпоха Просвещения. Именно тогда в моду вошли простые строгие платья , выбрать свадебное платья по фигуре тогда было совсем не сложно. У платьев были короткие рукава и завышенная талия. Они были настолько лаконичны, и из-за этого так прекрасны, что единственным украшением их была дорогая, благородная ткань, такая как бархат, атлас и муслин.

Тогда укрепилось понятие белого свадебного платья . Со временем все эти исторические наряды слились в единый современный свадебный наряд современной невесты. Где-то подсознательно, нам, наверное, очень хочется почувствовать себя героиней средневекового романа, и тогда, мы идем в свадебный салон за пышным бальным платьем с открытыми плечами и цветами в волосах.

Сегодня выбор свадебного платья неограничен ничем, ни модой, ни порядками. Мы вправе выбирать свадебное платья по фигуре , по цвету, по фасону, по настроению. И это прекрасно, что веяния последних тенденций моды в одежде настолько свободны, и мы можем ни от кого не зависеть в таком важном деле, как выбор свадебного платья .

История платья

Самым красивым, самым нарядным, самым запоминающимся... Века сменяют друг друга, очередная невеста все так же трепетно готовит свои наряды, а остальные жадно интересуются - в чем, в чем же она будет в этот день?

Коротко изложить историю свадебного платья почти невозможно. Это все равно, что коротко изложить всю историю костюма, всю историю моды. Ведь то, что мы с вами сегодня привыкли считать устоявшимся, и даже порой поднадоевшим из-за своей привычности вариантом - белое платье той или иной степени пышности - появилось не так уж и давно, не прошло и двухсот лет. А до этого... О, что только не надевали невесты в свой главный день! А и в самом деле, что?

То же, что носили в другие дни. Только более нарядное. Выбирали более тонкие или, наоборот, более плотные и роскошные ткани . Более яркие, более дорогие. Больше вышивки, больше отделки, больше драгоценностей . А уж что именно - зависело от эпохи, от страны, от культуры. Женщины на протяжении истории успели перепробовать все, от тончайших хитонов и покрывал древних гречанок до тяжелых, расшитых драгоценными камнями нарядов красавиц эпохи Ренессанса, от скромных платьев крестьянок до роскошных одеяний аристократок...

Вспомним знаменитый роман Алексея Толстого «Петр I» , где подробно описано, во что обряжали русскую невесту в конце XVII века - в традиционный, но только особенно роскошный, в данном случае царский, наряд: «Все было по древнему чину. Невесту привезли с утра во дворец и стали одевать. Сенные девки, вымытые в бане, в казенных венцах и телогреях, пели, не смолкая. Под их песни боярыни и подружки накладывали на невесту легкую сорочку и чулки, красного шелка длинную рубаху с жемчужными запястьями , китайского шелка летник с просторными, до полу, рукавами, чудно вышитыми травами и зверями, на шею убранное алмазами, бобровое, во все плечи, ожерелье, им так стянули горло, - Евдокия едва не обмерла. Поверх летника - широкий опашень клюквенного сукна со ста двадцатью финифтяными пуговицами, еще поверх - подволоку, сребротканую, на легком меху, мантию, тяжело шитую жемчугом. Пальцы унизали перстнями, уши оттянули звенящими серьгами. Волосы причесали так туго, что невеста не могла моргнуть глазами , косу переплели множеством лент, на голову воздели высокий, в виде города, венец».


Виктория

Но пройдет совсем немного времени, и благодаря все тому же Петру I барышни-россиянки станут носить то же, что и барышни европейские, следуя общей моде, а старинные костюмы и головные уборы останутся уделом крестьянок. Да и их костюмы постепенно изменятся...

Но невесты вовсе не обязательно обзаводились специальным платьем для церемонии, им могло послужить просто самое нарядное платье. Или же, если платье все-таки специально шили , его потом могли надеть на любое другое торжественное событие, тем более, что платья могли быть самых разных цветов. Сохранился даже английский стишок-поговорка, в котором речь шла о том, что с невестой, если она выбрала платье определенного цвета. Примерный перевод звучит так: «Белое - выбрала правильно, голубое - любовь будет настоящей, желтое - стыдится жениха, красное - предпочла бы умереть, черное - хотела бы вернуться, серое - будет далекое путешествие, розовое - он всегда будет думать о тебе, зеленое - невеста не хочет (стыдится), чтобы ее видели».

Фотография 1 из 6

История свадебного платья

Фотография 2 из 6

Во весь экран Назад в галерею

История свадебного платья

Фотография 3 из 6

Во весь экран Назад в галерею

История свадебного платья

Фотография 4 из 6

Во весь экран Назад в галерею

История свадебного платья

Фотография 5 из 6

Во весь экран Назад в галерею

История свадебного платья

Фотография 6 из 6

Во весь экран Назад в галерею

История свадебного платья

Удаление изображения!

Вы хотите удалить изображение из этой галереи?

Удалить Отмена

А вот по-настоящему культ свадебных платьев начался в XIX веке.
Очень часто, когда речь заходит о белых, ставших классическими, свадебных нарядах, можно услышать, что все началось со свадьбы знаменитой английской королевы Виктории в 1840 году. Однако это не совсем так. В белом платье герцогиня Анна Бретонская вышла замуж за французского короля Людовика XII в 1499 году, а в 1810 в белом была австрийская эрцгерцогиня Мария-Луиза Австрийская , вторая супруга императора Наполеона. Нередко невесты монархов шли к венцу в серебряной парче - например, принцесса Елизавета, дочь Иакова I в 1613 году, или немецкая принцесса Эдвига, невеста шведского принца, в 1774.

В белом выходили замуж не только принцессы и аристократки. Начиная с 1790-ых годов, когда мода резко пошла по пути упрощения, и вместо громоздких платьев с пышными юбками на каркасах женщины начали носить простые платья с завышенной талией, а самой распространенной тканью стал белый муслин, свадебные платья, соответственно, чаще всего тоже бывали белыми (в таком платье, например, венчалась племянница знаменитой английской писательницы Джейн Остен, автора многих любимых нами романов). Но и когда мода снова начала усложняться, в 1820-ых годах, белые свадебные платья становились все более распространенными.

Однако действительно именно благодаря королеве Виктории, а также красавице Евгении Монтихо, которая стала супругой императора Франции Наполеона III, белый цвет этих платьев не просто вошел в моду, он постепенно вытеснил все другие цвета!


В одном американском дамском журнале писали в 1849 году: «Согласно обычаю, сохранившемуся с древнейших времен, самый подходящий цвет - белый. Белый - символ невинности девичества и чистого сердца, которое дева отдает избраннику».

И хотя замуж и тогда, и сейчас не всегда выходят в белом, при словах «платье невесты» в воображении возникает именно белоснежный наряд . А уж каким он будет на самом деле - может, и вовсе не белым, может, коротким с заниженной талией, как в 1920-ые, или с пышной юбкой, как в 1950-ые, может, веселым мини-платьицем или торжественным, с длинным шлейфом, может, роскошным или обманчиво-простым, может, «как у такой-то актрисы» или созданным по собственному эскизу - все это зависит от вас.

Ведь сегодня, в начале XXI века, мы можем выбрать из предыдущих веков то, что нам нравится. Долгие столетия свадебной моды - к нашим услугам!

Свадебные платья в том виде, в котором мы знаем их сейчас, появились в моде относительно недавно. До 20 века свадебных платьев как отдельного вида костюма просто не существовало! Самые ранние изображения свадебного костюма, дошедшие до наших дней, датированы, начиная с 15 века. Заметим, что термин "свадебное платье" существует исключительно в советской терминологии, поскольку брак при социализме не был церковным. В контексте разговора об историческом костюме корректней употреблять термин "подвенечное", т.е. платье, в котором "шли под венец", венчались.

Цветовые сочетания свадебного костюма, которые сложились к 19 веку и окончательно закрепились в 20-м, а именно - разные оттенки белого и экрю, появились очень поздно, только в эпоху Наполеона. До этого свадебных платьев как отдельного вида костюма просто не существовало. Свадебные платья были просто лучшими, самыми нарядными и дорогими одеждами, в которых венчались.
Свадебная одежда сильно разнилась в зависимости от вероисповедания и конфессиональной принадлежности - то, что носили католики, православные, иудеи, мусульмане и представители других конфессий, имело больше отличий, чем сходства.

Самые ранние изображения средневекового свадебного костюма относятся к 15 веку. Главное, что сохранилось в готическом свадебном костюме из древности, это его новизна - свадебный наряд должен был быть не просто лучшим из имевшихся, он непременно должен был одеваться впервые, т.е. он специально готовился к этой церемонии. Подвенечное платье заказывалось вместе с приданым невесты и составляло часть этого приданого. Наличие приданого было необходимым условием заключения брака. Невеста должна была привнести в дом большое количество добра, с помощью которого будет осуществляться быт новой семьи. В частности, приданое включало в себя: комплекты постельного белья, парадного и повседневного; оговоренное количество платьев и других предметов одежды; набор столового серебра, ножей и ложек, а после 16 в. - и вилок; посуду; комплекты ювелирных украшений (бриллианты вошли в обиход только после 16 в., а в эпоху Средневековья ценились украшения с изумрудами, рубинами, сапфирами…); мебель, осветительные приборы, ковры и многое другое. Вклад мужа в благосостояние будущей семьи заключался в том, что он обеспечивал дом - место, где новая семья обустраивала свою жизнь. Все это тщательно фиксировалось в свадебном контракте.

Необходимо отметить, что в заключении брака в эпоху cредневековья практически не было места романтическим отношениям, браки заключались исключительно по расчету, и все условия предварительно оговаривались и фиксировались в свадебном контракте с помощью свахи. Свахи действовали во всех классах, сословиях и слоях населения и подбирали невесте жениха в соответствии с ее уровнем, обстоятельствами и даже характером. В подавляющем большинстве случаев браки заключались исключительно внутри одного сословия. У невесты был минимальный шанс с помощью замужества попасть в высшее сословие - для этого ей необходимо было быть поистине прекрасной.
В 15 в. уже носили платье с корсетом!

Самый древний элемент подвенечного платья, дошедший до наших дней - это фата. Идея фаты пришла с наступлением христианской эры, таким образом, этому аксессуару уже 2000 лет! Конкретная форма и фасон фаты варьировались в зависимости от эпохи и местности, но ее смысл, как символа целомудрия и непорочности невесты, во все века оставался неизменным. В Средние века фата делалась из белого шелка и стоила очень дорого.

Красный цвет стал наиболее популярным для уборов невест в конце Средневековья и в эпоху Ренессанса. Однако, появление в 16 в. такого религиозного течения, как протестантизм, и его германской ветви - лютеранства, во главе которого стоял Мартин Лютер, заставило отойти от ярких цветов.

В эпоху Барокко в моду вошла полнота. Большие, объемные вещи с крупными рукавами, органично смотрелись на пышнотелых красавицах с пухлыми щечками. В этот период завоевали популярность подвенечные платья желтого и золотого цвета. Главным элементом их декора стало кружево, тоже превратившееся затем в традиционную отделку свадебного наряда.

Начало 17 в., эпоха мушкетеров - это время огромных кружевных воротников. Нижнее белье невесты состояло из трех и более нижних юбок и чулок до колен, и этим ограничивалось. Поскольку ношение панталон в ту эпоху считалось принадлежностью ремесла женщины легкого поведения.
Чулки держались на подвязках, представлявших собой валик, для мягкости набитый хлопковой ватой и завязывавшийся под коленом на бант из лент. Подвязки украшались не только бантами, но и изысканной вышивкой, нередко с кокетливыми девизами, вроде "Каждый охотник знает, где живут кролики" или "Если Вы забрались так высоко, то можете продолжать еще выше". Вторая половина 17 в. привносит в свадебные наряды моду на розовый и коралловый цвета.

В случае, если невеста уже была однажды замужем, т.е. вдова, предполагалось менее роскошное платье предпочтительно темных цветов, например, красное с черным подбором. Однако кружевные элементы допускались и, по-прежнему, играли важнейшую роль. Одним из таких элементов являлся воротник фрэза, который по-русски называли брыжжами или плоеным воротником.
Далее пришла эпоха воротников-медичи. Подвенечные платья, по-прежнему, были цветными, но богато украшенными, часто золотом или вышивкой, и отделанными кружевом. В 18 в. в моду для подвенечных платьев вошли пастельные тона - нежно-голубой, нежно-розовый, светло-зеленый. Эпоха Рококо ввела в моду серебряные и серебристо-жемчужные тона.

Юбки платьев Рококо были очень широкими, поскольку надевались на панье - специальную конструкцию, обеспечивавшую форму крутых широких боков, практически параллельных полу. Корсеты таких платьев были настолько узкими и так сильно подпирали грудь, что она практически выходила наружу. Наряд дополнялся обувью на небольшом каблучке и длинными панталончиками в сборку. Характерным элементом декора эпохи Рококо является обилие цветов и цветочных гирлянд и множества бантов, сочетавшихся с живописными, часто асимметричными подборами.
Концом платьев 18 века - из шелка на корсетах с большими фижмами была Великая Французская Революция 1789 г., которая упразднила многие привилегии аристократии и дворянства. Ушли в прошлое пудреные парики, богато вышитые роброны, корсеты, обувь на каблуках. Под влиянием идей античности, Древней Греции и Рима, в моду в конце 1790-х гг. входят высокая талия и белые платья, которые стали главенствующими в период Директории и Консульства. Эта мода стала предвестницей приоритета белого цвета в подвенечных нарядах последующих эпох. Подвенечные платья стали белыми первоначально просто потому, что все платья в эпоху Ампир были белыми, подражая белизне античных мраморных статуй, находимых в раскопках. Силуэт этих платьев с максимально высокой талией и очень маленьким рукавчиком, со струящимися до пола драпировками из полупрозрачных тканей был навеян силуэтом античной колонны. Такой фасон не предполагает корсета, поэтому под платьем-ампир носили белье из трикотажа телесного цвета. Эта мода не была адаптирована к холодной погоде, и платье-ампир сопровождалось, как правило, теплой шалью или меховым боа. Эпоха наполеоновских войн, когда мужчин стало мало, поскольку все они воевали, ставила женщин в условия жесткой конкуренции, вынуждая их максимально обнажаться, зачастую подвергая опасности свое здоровье - воспаление легких и туберкулез были распространеннейшими заболеваниями того времени.

Считается, что первым белым подвенечным платьем было платье, сшитое при французском дворе для бракосочетания принцессы Мюра. С тех пор подвенечные платья остаются белыми вот уже 200 лет подряд, хотя просто нарядные платья по окончании наполеоновских войн вновь стали цветными.

Свадебное платье от Лагерфельда parisianevents.com

Ты не задумывалась, почему модельеры традиционно звершают показ своей коллекции свадебным платьем? Просто это самое главное платье на свете, и все остальные, может, даже более красивые, модные и удобные, рыдают на вешалках магазинов, потому что им никогда не стать центром внимания на свадьбе.

Каким же образом белое пышное платье с фатой стало международным нарядом невесты? Надо признать, оно прошло долгий путь.

Начало начал

Сначала свадебное платье было даже не платьем. В древности бракосочетание было в первую очередь пышным обрядом, и каждая деталь наряда невесты имела конкретное значение. Часто к повседневной одежде просто добавлялись праздничные составляющие.

Иван Куликов Убор невесты 1907 г.

Русский народный свадебный наряд трудно назвать воздушным и легким, но он нес иную смысловую нагрузку. Самым свадебным цветом считался красный. В зависимости от региона на невесте мог быть красный сарафан или понева (своеобразная предшественница юбки), которые надевались на традиционную белую рубаху, с вышивкой на вороте, рукавах, иногда сверху надевался еще передник. Считалось, что красный цвет отпугивает злых духов, поэтому ленты, вышивки и отделки полыхали на невесте огнем.

Приметы и суеверия
День, который мы сейчас называем счастливейшим в своей жизни, для наших бабушек был полон мрачных предчувствий.

Например, толстую шерстяную поневу, которую носили только замужние женщины, народ окрестил «бабьим хомутом». А свадебная белая рубаха в некоторых областях называлась «убивальницей», потому что невеста в нем «убивалась», прощаясь песней-плачем с родителями, махая при этом длинными, суживающимися к запятьям рукавами. Длинный рукав, который полностью скрывал кисть, также был нужен для того, чтобы невеста и жених не касались друг друга голыми руками во время свадебнего празднества. Это считалось плохой приметой и сулило бедность и прочие неудачи. Свою свадебную рубашку девушка должна была носить долго, где-то - пока она не истлеет, где-то – пока не родится первенец, а кое-где – в ней вообще потом хоронили.

Также страшным позором для замужней женщины считалось показаться на людях простоволосой, без головного убора. На свадьбе впервые девичья повязка в виде ленты, венца или обруча менялась на массивный головной убор, самый известный из которых кокошник. Он состоял из многих частей, а весить он мог все 5 килограммов. В некоторых областях в знак скромности и тайны, а также для защиты от нечистой силы, лицо невесты до венца закрывали платком, он мог быть и длинным, до самого пола. Эта традиция напоминает современную фату, у которой, правда, осталась одна только видимость прикрытия.

Ветер перемен
В начале 18 века после реформ Петра Первого Россия стала следовать европейской моде. Традиционный русский венчальный наряд просуществовал в деревнях до 19 века, а кое-где даже до революции 1917 года. Собственно, с 18 века русская свадебная мода практически шла «в ногу» с европейской.

Свадебная пара эпохи модерна vam.ac.uk

В Европе и Америке в это время свадебное платье могло быть и белым, и каким угодно. Совершенно нормальным считалось выбрать голубой, розовый, зеленый, темно-коричневый и даже черный наряд. Это делалось из практических соображений: улицы были в разы более грязными и пыльными, а стирка являлась дорогим удовольствием, доступным самым богатым, к тому же платье неброского цвета могло потом использоваться еще не раз в качестве наряда на выход. Черные платья были в основном у невест, выходящих за вдовца. Например, в Гудвилл Музее в Вашингтоне хранится черное свадебное платье шестнадцатилетней девушки, связавшей свою жизнь с овдовевшим отцом шестерых детей.

Кстати, белый цвет тогда не считался цветом невинности, его роль выполнял голубой, и жених с невестой надевали голубые ленты. Отголосок этого звучит в стишке-поверии, что на невесте должно быть «something old and something new, something borrowed and something blue» («что-нибудь новое и что-нибуль старое, что-нибудь одолженное и что-нибудь голубое»).

GeorgeHayter Свадьба королевы Виктории 10 февраля 1840 года


Белый наступает

В 1840 году состоялась свадьба английской королевы Виктории, на которой она стала не только женой принца Альберта, но и прообразом современной невесты – в белом платье с огромным шлейфом, который несли 12 дочерей королевских лордов. Все «подружки невесты» были в одинаковых платьях, и с золотыми брошами в виде орлов, украшенными жемчугом - в знак настоящей любви, рубинам – в знак страсти и бриллиантами – в знак нерушимости чувств. Внешний вид платьев придумала сама королева – наброски сохранились в ее записной книжке, а дизайн броши разработал жених.

К концу 19 века белый цвет стал фаворитом у готовящихся к свадьбе девиц. Вовремя случившаяся индустриальная революция, повсеместно открывшиеся универсальные магазины дали возможность каждой исполнить свою мечту и стать Белой королевой на собственной свадьбе. После торжественного дня некоторые практичные особы перекрашивали платье, укорачивали его рукава, частично перешивали и использовали как вечерний туалет. Считалось даже, что если женщина приходит на прием в переделанном свадебном платье, то этим самым она оказывает особенную честь хозяйке дома.

На протяжении 20 века белое платье с фатой послушно следовало всем указаниям диктаторши-моды.

Время с 1890 до 1914 года, до начала первой мировой войны называют Le Belle Epoquе – «прекрасная эпоха». В моде, как и везде, господствовал стиль «модерн» с его плавными округлыми линиями. Утонченная, изнеженная и загадочная – таким был женский идеал этого времен. Кажется, сложно придумать более подходящий наряд для такого идеала, чем свадебное платье. Корсеты создавали четкий силуэт с удлиненной талией, а юбки напоминали опущенный книзу цветок. Так что невеста в то время была похожа изогнутый стебель лилии – любимый символ модернистов.

Короче, еще короче

Свадебная пара 20х годов.vam.ac.uk

В 20-х годах 20 века свадебное платье впервые стало коротким, и тут не обошлось без вездесущей Коко Шанель. Она одна из первых представила платье по колено длиной с огромным шлейфом и пышной фатой. Изменение роли женщин в обществе сделало форму платья более простой, тугие корсеты стали уходить в прошлое, а из под юбок стали сверкать лодыжки, к радости женихов и неудовольствию будущих свекровей.


Свадебная пара 30х годов vam.ac.uk

30-е годы окончательно укоротили дамам юбки до колена. Раскрепощение нравов плюс экономия материи! У платьев заниженная талия и бесформенный силуэт, фата прикрепляется к модным маленьким шапочкам, плотно сидящим на голове. Можно сказать, что в это время рождается новый компонент свадебного наряда – туфли и чулки, теперь их видно во всей красе.

Не до платьев
В 40-е военные годы свадьбы происходили настолько быстро и незапланированно, что порой на них обходились и вовсе без свадебных нарядов, а если жених и невеста оба служили на фронте, то женились прямо в военной форме. В послевоенные годы произошел настоящий взрыв спроса на свадебные наряды. Дизайнеры ринулись его удовлетворять. Некие смышленые предприниматели стали предлагать большое количество излишков кремового парашютного шелка домашним швеям, присовокупляя инструкции о том, как превратить его в шесть разных предметов одежды, включая подвенечное платье.

Сказка наяву
Когда нехватка тканей, связанная со Второй Мировой войной, ушла в прошлое, невест охватило настоящее кружевное безумие. В 50-е свадебные платья представляли собой воплощение скромности с традиционной длиной рукава, чувствительной линией шеи, длинной юбкой и немногочисленными украшениями.

Грейс Келли в подвенечном платье ИСТОЧНИК НЕИЗВЕСТЕН

В 1956 году более чем 30 миллионов телезрителей наблюдали за свадьбой знаменитой актрисы Грейс Келли и князя Монако Ренье III, как за волшебной сказкой, происходящей наяву. На уникальный подвенечный наряд будущей принцессы ушло больше километра шелковой тафты и раритетного, 125-летней давности кружева из роз. В прошлом году москвички смогли собственными глазами увидеть это платье на выставке «Эпоха Грейс Келли, принцессы Монако». Эта, как ее называют, «свадьба века» окончательно утвердило представление о том, что невеста должна выглядеть, как сказочная принцесса в белоснежном платье.

С тех пор индустрия свадебной моды развивается бешеными темпами, в разных странах ежегодно проводится своя «Неделя свадебной моды». Самая известная из них проходит в Нью-Йорке в рамках Couture Fashion Week.

Свадебные модельеры

Барби от Веры Вонг barbiecollector.com

Невесты всего мира знают имя американского дизайнера Веры Вонг (Vera Wang). Это самый любимый свадебный модельер знаменитостей. В ее платьях выходили замуж известные модницы Мэрайя Кэри, Дженнифер Лопез, Аврил Лавин, Виктория Бекхэм, Шарон Стоун и Ума Турман. Она придумывала свадебные платья для сериала «Секс в большом городе» (одно из тех, в которых Кэрри снималась для Vogue) и «Дурнушка Бетти», и даже Барби стала невестой от Вонг – причем дважды. Ее платья стоят 2 до 7 тысяч долларов, эксклюзивные еще дороже, но для своего особенного платья звездам никаких денег не жалко. В шикарных платьях Вонг любая будет выглядеть прекрасной и женственной, но любительницам экстравагантной одежды в них будет скучновато. Не зря наша любимая Кэрри все-таки выбрала платье от Вивьен Вествуд на свою настоящую свадьбу.

Керри из «Секса в большом городе» в платье от Вивьен Вествуд ИСТОЧНИК НЕИЗВЕСТЕН

Самые-самые
Конечно, каждый великий модельер делал попытку по-своему переосмыслить свадебное платье.

Например, Ив Сен Лоран поместил свою невесту в вязаный кокон. То ли он представлял себе невесту как гусеничку, собирающуюся стать прекрасной бабочкой, то ли как заложницу собственного семейного счастья.

Свадебное платье кокон Ив Сен Лоран ©Foundation Pierre Bergé

А другая его невеста, наоборот, была почти полностью лишена одежды, украшена венками и цветами, как языческая богиня. Особенно интересно модельерам экспериментировать с фатой. Например, Кристиан Лакруа однажды прикрепил ее на солнцезащитный зонтик, а Жан-Поль Готье вообще с ней не церемонится и видоизменяет как хочет. Карл Лагерфельд каждый год удивляет поклонников Chanel своими невестами – то это молодежное мини с сапогами-ботфортами, то наряд волшебной феи, то какое-то чудо в перьях, с муфтой и в темных очках. А невеста из последней коллекции Лакруа выглядит очень по-русски – матрешка, да и только.

Также свадебное платье – излюбленный объект для современных художников. Сколько оно таит в себе разных метафор! Какой простор для интерпретаций!
Британская художница Сьюзи Макмюрей (Susie MacMurray) представила вниманию публики свадебное платье, сделанное из 1400 резиновых перчаток. Кто-то скажет, что это она про замученную бытом современную женщину, кто-то – что это про одноразовость отношений между полами, но точно никто не останется равнодушным.

Другая художница, Лесли Дилл, украсила бумажную статую, сделанную в виде свадебного платья, словами стихотворения Эмили Дикинсон «The soul has bandaged moments». Тут даже и гадать не надо, у невесты будет все на лбу, груди, руках и ногах написано – «я в панике!»


Lesley Dill Dada Poem Wedding Dress, 1994
acrylic and thread on paper on mannequin ©omart.org

Наверное, про каждое свадебное платье можно рассказать трогательную историю. Вот, например, удивительное платье Луизы Фейрберн, которая занимается разведением овец. Она пожелала выйти замуж в платье из шерсти своей любимой овечки Оливии. Платье принесло новобрачным удачу: славу о нем, а заодно и овцах, разнеслась по округе, и через год пара праздновала победу на престижном овцеводческом конкурсе в Линкольншире.

Луиза Ферберн ©Jon Corken

Если ты собираешься в ближайшем будущем замуж, то тебе будет интересно подробно изучить тенденции свадебной моды на сайте www.brides.com . Если вкратце, то в следующем году нам обещают невест в полупрозрачных платьях (шифон, тюль и кружево), с приспущенными плечиками и цветочными деталями.

Кстати, если набраться в интернете идей и вдохновения, то можно заказать у портнихи какое-нибудь сверхъестественное платье. Главное, помнить: чтобы стать уникальной невестой, необязательно быть королевой Викторией или Грейс Келли. Свадебная мода консервативна, и чтобы не слиться с толпой у ЗАГСа, надо проявить всего лишь немного фантазии и капельку смелости.

Этот необычный наряд таит в себе историю веков, народные традиции и вековые устои общества. Поэтому, по сей день свадебное платье остается волшебно-привлекательным и завораживает своим видом, цветом и фасоном.

Меняется, история обновляется, время идет, земля вертится, а подвенечное платье остается популярным и самым красивым нарядом женщины. Этот необычный наряд таит в себе историю веков, народные традиции и вековые устои общества. Поэтому по сей день свадебное платье остается волшебно-привлекательным и завораживает своим видом, цветом и фасоном. Но многие не знают, что наряд для невесты прошел долгий путь прежде, чем появился в 21 веке таким каков он есть. С "миру по нитки" и наши женщины получили в "наследство" совершенный образ невесты.

История свадебного платья начинается с одной стороны очень давно, а с другой — то платье, которое мы привыкли считать свадебным, появилось совсем недавно. До определенного времени как такового понятия свадебного или подвенечного платья не существовало — девушки выходили замуж в самых лучших одеждах, которые могли показать и подчеркнуть древность и знатность их рода. Покровительницей невест была богиня Афродита: в честь неё невесты надевали золотую накидку и украшали голову венками из цветов.

В Древнем Риме невеста одевалась строго, в соответствии с образом Юноны. На голове невеста носила алое покрывало, символизирующее страсть, любовь и невинность невесты.

В Древней Греции невест одевали красиво и изысканно, окутывая фигуру пеплосом — длинным куском ткани. Чтобы выделить невесту среди окружающих, платье украшалось двумя застежками. И чем богаче был род невесты, тем изысканнее и драгоценнее были застежки. Голова же выходящей замуж девушки была накрыта желтой тканью, символизирующей солнечную радость, счастье и чистоту.

Древние римлянки одевали более строгие одежды, драпирующие тело и спускавшиеся ровными складками, как изгибы одежд Юноны, богини бракосочетания и материнства. Голову римлянки покрывали алой тканью, чтобы на ее фоне выглядеть томно-бледными как мраморные статуи.

В России ситуация обстояла несколько иначе: наряды невест со времен Древней Руси отличались неимоверным консерватизмом. Много веков девушки выходили замуж в традиционном одеянии: длинная белая рубаха с широкими рукавами, поверх сарафан, украшенный позументом, и душегрея. На Руси любили красный цвет, символизировавший радость, солнце и красоту (отсюда и выражение «красна девица»), поэтому свадебный наряд состоял не только из алого сарафана, но и лент, вплетенных в волосы. После свадьбы девичьи косы расплетались и укладывались вокруг головы («окручивались»), что показывало окружающим, что перед ними замужняя дева. Невесты-аристократки надевали поверх такого одеяния плащ-мантию - обычно парчовый и с золотым шитьем. Голову красавицы украшал венец-обруч с мелодично звенящими подвесками.

Начиная с XVIII века, русские красавицы по указу Петра I стали следить за европейской модой и сменили сарафаны на модные платья. Тем не менее, простолюдинки еще как минимум век выходили замуж в сарафанах и рубахах.

Первые упоминания свадебного костюма, который должен одеваться только на это мероприятие, относятся к XV веку. В это время свадебное платье заказывалось вместе с приданным невесты и делало невесту «слегка беременной». В моде была беременность, поэтому в гардеробе каждой средневековой модницы имелся небольшой накладной животик. Надевался он в том числе и на свадьбу.

В готическом свадебном платье обязательными были корсет, высокая талия, треугольный вырез и длинные рукава. При этом цветовая гамма платья могла быть абсолютно любой, и чаще всего платье было максимально разноцветным (чем больше красителей могла позволить себе невеста, тем богаче был ее род).

В XV веке «готические» невесты взяли за правило непременно надевать на свадьбу новое платье, ранее никем не виданное, ну и, разумеется, по красоте это платье должно было перечеркнуть все уже имеющиеся в гардеробе. Возможно, для невесты Средневековья красивое платье было единственной радостью от замужества, ведь браки в те времена заключались, как сделки, по расчету, с непременным свадебным контрактом. Подвенечное платье тоже являлось частью контракта - в нем было прописано, из какой ткани оно должно быть пошито (обычно брались бархат или парча), чем украшено, каким мехом подбито - беличьим или горностаевым. Одним из самых модных фасонов считался «котарди» с завышенной талией, длинными рукавами и треугольным вырезом.

Внешность женщин также подгонялась под моду - в частности, на монголоидные лица с раскосыми глазами, которые, по мнению общественности, были прекрасны. Ресницы беспощадно выщипывались, брови выбривались, зрительно приподнимая лоб, а вот косметикой пользоваться строжайше запрещалось церковью - естественно, к свадьбе девушку готовили с особой тщательностью (выбривая и выщипывая еще больше, чем обычно, видимо). На голову невесты водружали головной убор в виде башни — энен. Чтобы удержать этот тяжелый и порой достигающий метра в высоту убор, невесты всегда смотрели вниз, опуская голову. Энен обязательно украшала фата до пола, как правило, из натурального шелка. У фаты был сакральный смысл - она не только защищала невесту от злых духов, но и от взоров других мужчин, которые, увидь невесту во всей красе, могли бы пожелать ее похитить. Цвет платья зависел от пожеланий семьи жениха, но особо популярными считались красный, алый или пурпурный. представляла собой ультрамодные ботинки с длинными носами.

В конце XV века во Франции начали устраивать «белые балы», которые ввели моду на однотонные наряды. Первой в Европе рискнула пойти под венец в белом платье Маргарита Валуа — королева Марго. И вскоре все невесты континента оделись в белое. Но только в том случае, если шли замуж впервые. При втором браке женщина (ни разведенная, ни вдова) не имела права на белое одеяние. Мода эта держалась более двух столетий.

В эпоху барокко силуэт свадебного платья коренным образом изменился, как и общий look невесты. В моду вошла полнота, объемные платья с пышными юбками и рукавами. Самым популярным цветом подвенечного наряда стал золотистый. Платья богато украшались кружевом, ставшего впоследствии традиционным элементом украшения свадебного платья. Основным драгоценным камнем стал жемчуг, который вплетали в волосы, надевали жемчужные ожерелья и браслеты.

Также в эпоху барокко в моду вошли подвенечные платья желтого и зеленого цветов, а чтобы пышнотелая невеста казалась еще более похожей на розочку, платья начали украшать кружевами, которые после этого так и остались в свадебной моде.

В начале XVII века в моду вошли гигантские воротники, которые так любили всем известные мушкетеры. Для пущей пышности под платье невесты поддевали минимум три нижние юбки, а также надевали непременные чулочки до колен с кокетливыми завязками, пышными бантами и прочим декором. Во второй половине XVII века модными стали свадебные наряды розового, коралловых цветов. Вдовы тоже могли выходить замуж, но вот колор для них был иным - допускалось надеть черное платье с красным декором. Но доминировать в наряде непременно должен был темный цвет, как память о первом супруге. Кружевной воротник - фрэза — по-прежнему являлся важным атрибутом наряда, который по-русски называли брыжами или плоеным воротником. К тому времени, как пришла мода воротников-Медичи, начали украшать золотой вышивкой. Кстати, в ту эпоху свадебное платье вовсе не являлось «платьем одного дня» — после церемонии уже жена нередко встречала гостей в подвенечном наряде.

В XVIII веке мода на свадебные платья вновь изменилась и все невесты заказывали исключительно наряды с воротником Медичи. Платья богато украшались вышивкой, кружевом и золотом. Цветовая гамма оставалась разнообразной, но наиболее популярны были пастельные тона: светло-розовый, светло-зеленый, нежно-голубой. Хотя зеленый — весьма спорный цвет. Например, в Англии он считался привлекающим злых гномов и других отрицательных сказочных героев. Девушки-простолюдинки имели свою моду на наряды и часто выходили замуж в сером платье. Популярны были и коричневые, и бежевые наряды, которые потом использовались для воскресных походов в церковь.

В эпоху рококо все больше невест выбирали себе серебряные наряды. Юбка достигла апогея пышности, благодаря конструкции «панье». При этом корсеты подбирались невероятно узкие, затягивающие невесту в «осиную талию». Грудь при таком корсете практически вываливалась из декольте - впрочем, это не считалось вульгарным, скорее модным. Непременным атрибутом платья был шлейф - его длина определяла статус невесты. В моду вошли напудренные парики и высокие прически.

В эпоху рококо невеста напоминала нежную цветочную клумбу: пышная юбка подпиралась специальной конструкцией, обеспечивавшей форму крутых широких боков, практически параллельных полу, узкий корсет высоко поднимал грудь, а все платье украшалось цветочными гирляндами и бантами.

Моду на светлые, но еще не белые платья принесла эпоха неоклассицизма, когда вовсю шли раскопки античных статуй, ставших законодателями моды. В Европу пришла мода на драпировку тела шелками, поэтому невесты стали напоминать древних римлянок.

В конце 1790-х годов под влиянием Древнего Рима и Греции в свадебную моду вошли белые платья.

Первыми обладательницами белого подвенечного наряда, хоть и с разницей в несколько веков, стали знаменитые королева Марго, Анна Австрийская, Мария Стюарт и английская принцесса Виктория.

Считается, что первым белым подвенечным платьем было платье, сшитое при французском дворе для бракосочетания принцессы Мюра, при этом само платье было с высокой талией и нежно струилось вдоль стройного тела. Рюши и корсет заново вернулись в свадебную моду только в XIX веке, тогда же появился «символ невесты» — специальный убор из цветов апельсина «флер-д"оранж».

Родственница Наполеона, принцесса Мюра, стала красивейшей невестой в белом и положила моду на этот цвет для свадебного платья.

Жозефина — прекрасная возлюбленная императора Наполеона. Благодаря этой утонченной аристократке в моду на все времена вошли женственные наряды, в которых каждая женщина сможет почувствовать себя настоящей богиней. Именно богиней, потому что стиль ампир — это частичное возвращение античных образов.Откуда такое название? Почему «Ампир»? Потому что императорский! Кстати, другим важным достижением той далекой эпохи следует признать появление в женском гардеробе коротких спенсеров и рединготов, прародителей современных женских жакетов.


Elizabeth Patterson Bonaparte


Платья в стиле ампир, 19 век

Завышенная талия, низкая линия декольте и короткие рукава-фонарики — вот типичные черты женского наряда в стиле ампир. Этот стиль на самом деле универсален: он подчеркивает линию бюста, визуально делает талию тоньше, помогает скрыть мелкие недостатки, а также создает образ чистоты и невинности. Цвета ампира просты и неброски, очень часто это просто белый, с однотонной рельефной вышивкой или симметричной декоративной отделкой.

К концу века появились широкие платья на креолине, тогда же началось возвращение рюш и кружева из барокко и рококо.

В XIX веке невесты поголовно стали использовать для декора своего наряда шелковые кружева «блонды» красивейшего янтарно-золотистого цвета. Недостатком «блонд» была их чрезмерная хрупкость - они быстро рвались, разрушались и секлись на солнечном свету. Как правило, для невесты шили платье с декором из этих кружев и с фатой, полностью сотканной из «блонд». Высокая талия оставалась популярной, но ее начали украшать рюшами. В эпоху Бидермайер (20-30-е годы XIX века) типичное свадебное платье состояло из низкого декольте, рукава-фонарика и нормальной, не завышенной, линии талии. Платье имело колоколообразную форму, благодаря вшитому в подол «рулону». Под юбкой непременно скрывался кринолин, держащий пышную форму.

Мода стала чаще меняться, чем в прошлые века, поэтому каждое десятилетие невесты слегка видоизменялись. Так в 30-е годы голову невест стали украшать убором из цветов апельсина - флер-д’оранжем. Этот «венок» надолго закрепился в свадебной моде, став своеобразным символом невесты. Бутоны были искусственными и изготавливались из шелка, бархата и ваты. Флер-д’оранж венчал не только голову — на груди или талии невесты красовалась брошь в том же стиле, а рукава платья были обшиты цветочными веточками.

В 50-х годах XIX века в свадебную моду вошли перчатки и ювелирные украшения - все, кроме бриллиантовых. Горный хрусталь и жемчуг стали явными фаворитами. Юбки все еще оставались широкими, также в моду вошли широчайшие рукава-пагоды. Невесты постепенно стали переходить к другому виду кружев - брюссельским. Французская императрица Евгения закрепила моду, выйдя замуж в платье, сплошь сотканном из такого рода кружев. Ближе к 90-м годам в моду вошли более узкие юбки, а вот рукава стали еще шире - рукава-жиго. Самым популярным материалом считался атлас-дюшесс.

В начале XX века, с наступлением эпохи Модерна, невероятный объем юбок окончательно вышел из моды. Юбки отделывались «крепо» — деревянными шишечками, обмотанными кружевом. Подвенечные платья стали более закрытыми — с воротником-стойкой. Надо сказать, корсет, хоть и частично вышел из моды, все же появлялся часто на свадьбах, маскируя недостатки невестиной талии. Стала меняться и длина платья - оно уже едва прикрывало лодыжки.

Лишь после Первой мировой войны корсет утратил свою актуальность, так как изменилась и форма платья - в моду вошла заниженная талия. Флер-д’оранж тоже канул в лету, его заменили свадебным букетом, как правило, белыми розами или каллами. Именно в этот период невесты стали активнее пользоваться косметикой и выходить замуж не только с «нарисованным» личиком, но и с ярким маникюром. В свадебную прическу часто вставлялись перья, которые могли украшать и свадебное платье. В эти же годы переворот в моде совершила Коко Шанель, предложив весьма смелые по тем временам свадебные наряды: с короткой юбкой до колена и длинным шлейфом сзади.

В 30-х годах XX века невесты вновь перешли к корсетам и пышным платьям, нередко в комплекте с короткими жакетами. Появились также и подкладные плечики, ставшие непременным атрибутом наряда модной невесты. В течение XX века много раз менялась: в 50-х Кристиан Диор ввел моду на пышные юбки, в 60-х многие выходили замуж в мини, а ближе к 80-м длинные платья с романтичными рюшами и вышивкой вновь завоевали сердца невест.

В свадебной моде XXI века сплелись все прошлые веяния — популярны и платья «ампир», и невероятно пышные юбки, и отделка кружевом, и корсеты. Современная невеста может выбрать для себя платье с мотивами любой эпохи, облачиться в мини или даже в брюки - и ее назовут максимум чудачкой.

Несмотря на эксперименты с мини, брюками и яркими цветами в XX веке, современные невесты часто выбирают классическое белое пышное свадебное платье, украшенное кружевом и рюшами.

French bride in white 1823


Miss Stephens as Susanna 1827


Beckingham wedding of 1729


"Pamela is married" from the novel

"Pamela" by Richardson (1740)


The wedding of George Prince of Wales and Princess Caroline Amelia Elizabeth of Brunswick-Wolfenbuttel on April 8, 1795


Princess Charlotte of Wales and Prince Leopold of Cobourg returning from the Altar, after the Marriage

Ceremony on May 2 1816

Свадебные причёски


А это коллекция платьев 19 века.
London and Paris Fashions 1841



Рассказать друзьям