Не быть ведомым: как научить ребенка иметь свое мнение. Начинайте сразу с прописных букв

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В любой своей беде они находят виновных среди окружающих. Такой взгляд на жизнь типичен для человека, неспособного брать на себя ответственность.

С позиции нытика

Ответственный человек все ситуации рассматривает с позиции: «Это сделал я. И я сам могу это исправить». Работа меня не устраивает? Значит, я должен найти новую. Не нашел ничего лучшего? Значит, нечего ныть. Это я поддался на уговоры родителей и выбрал институт, не подумав. Но что сделано, то сделано. Если сейчас мне недостает образования, я могу его получить. Это я выбрал такую жену. И я сам решаю, жить мне с ней дальше или нет.

Человек, не умеющий брать на себя ответственность, считает, что он - только жертва обстоятельств. Все должны заботиться, чтобы ему было удобно и комфортно. Начальник должен входить в его положение, жена в любой момент должна радостно принимать его друзей. Родители всю жизнь должны каяться, что послали его в технический вуз, а не в экономический…

Кто намочил штанишки?

Об ответственности за свои поступки мы говорим ребенку с раннего возраста. С того момента, когда выражаем сомнения, что штанишки намочил котик. «А может, это все-таки сделал Петя? И мы зря ругали котика?» Позже мы начинаем призывать его к ответственности за сломанную игрушку, порванную одежду. Сюжет о том, как тяжело дается ребенку признание в том, что именно он разбил любимую мамину вазу или съел сливы, встречается во многих детских книгах. И неспроста. Это действительно трудно - отвечать за свои поступки.

Современные дети начинают учиться задолго до поступления в школу, но взрослые стараются строить это обучение с учетом «хочу» ребенка. Не хочешь читать сегодня? Почитаем завтра. Вчера помог маме убирать в квартире - молодец! Сегодня не хочешь помогать? Ничего, поможешь в другой раз. В общем, условия для дошкольного обучения в большинстве случаев выбираются щадящие, и это правильно.

Под грузом «надо»

С приходом в школу все меняется. Теперь никакое «не хочу» в расчет не берется. Задания надо выполнять регулярно, необходимо работать столько минут, сколько длится урок, выполнять требования учителя независимо от того, нравятся ли эти требования и сам учитель. И это еще далеко не все «надо», которые обрушиваются на первоклассника.

По своим нервно-психическим возможностям здоровый ребенок уже в состоянии справляться с этими требованиями. Однако не все дети на первом этапе школьного обучения считают себя обязанными это делать. «Поиграв» некоторое время в школу, часть детей пытаются выйти из этой утомительной игры и отстоять свое право делать то, что хочется, и тогда, когда хочется. В мягком варианте протест выражается в небрежном выполнении школьных заданий, невнимании на уроках. В жестком варианте - в истериках по утрам, психосоматических заболеваниях (тошнота и боли в животе, небольшой подъем температуры, когда надо идти в школу), отказе садиться за выполнение домашних заданий. От исхода этой борьбы будет зависеть многое в жизни ребенка.

Спасительный баланс

Каждый взрослый балансирует между «хочу» и «надо» (на научном языке - индивидуацией и социализацией). Человек, который в большинстве случаев отдает предпочтение «хочу», в значительной мере асоциален. Он не удерживается на работе, поскольку каждая работа предполагает должностные обязанности, он не удерживается в семье, потому что и семейная жизнь налагает обязательства. Человек, который, наоборот, всегда делает выбор в пользу «надо», не проживает собственную жизнь. Он является предметом безжалостной эксплуатации начальства, жены (мужа), собственных родителей и детей.

В норме мы находим баланс между желаниями и обязательствами. Заработал деньги? Можешь потратить их так, как считаешь нужным. Позаботился о другом - можешь рассчитывать на ответную заботу.

Поступив в школу, ребенок учится поддерживать баланс между «хочу» и «надо». Но без помощи взрослых ему не справиться. Именно взрослые помогают ребенку прочувствовать, что новые обязанности и достойное их выполнение дают ему также новые права, новые возможности.

Многие взрослые начинают формировать у малыша ощущение тесной взаимосвязи между правами и обязанностями задолго до его поступления в школу. Например, просят его не отвлекать их от важного дела. Наградой будет похвала, высокая оценка его выдержки и ответное уважительное отношение к его делам со стороны взрослых: например, позволение доиграть «еще пять минут». Желательно, чтобы похвала следовала сразу за одобряемым поведением (особенно это важно для маленьких детей), а вот расширение прав ребенка может быть отсрочено. Одно увязывается с другим комментарием взрослого. Дети, которых воспитывали таким образом, как правило, легко воспринимают переход к школьной жизни.

Не будьте идеалистами

Описанный способ воспитания ответственности вытекает из логики жизни. Он удобен и родителям и детям. Почему же он практикуется далеко не во всех семьях? Почему так часто в первый класс приходят дети, не знающие никаких обязанностей и не желающие их иметь?

Чаще всего причина коренится в том, что родители сами ощущают долг и ответственность только как бремя. В их собственной жизни «надо» задавило «хочу». И они стараются уберечь своих детей от этого «преждевременного» бремени: «Еще наработается».

Это может случиться и с теми родителями, которые большими усилиями добились того, что уже могут себе позволить заниматься тем, чем хотят, и поступать так, как считают нужным. Свои достижения они распространяют и на близких. Такие родители легко подхватывают лозунг «учения с удовольствием», толкуя его односторонне. Для них учение с удовольствием (как и работа с удовольствием) - это учение, основанное на «хочу». Хочу выучить. Хочу ходить в школу. Такое представление нереалистично. Даже самое любимое дело не всегда хочется делать. А ведь есть и много скучных, но необходимых дел.

Радость преодоления

Удовольствие может доставлять не только удовлетворение своего «хочу», но и преодоление трудностей, исполнение долга. Я смог. Я могу гордиться собой. Чтобы почувствовать удовольствие такого рода, ребенку необходима эмоциональная поддержка взрослых. Именно взрослые должны одобрять стремления ребенка соответствовать принятым в обществе нормам, выражать восхищение по поводу его способности преодолеть себя.

Когда доделано неприятное дело, человек испытывает чувство эмоционального подъема. Погонять мяч после выполненного домашнего задания - огромное удовольствие. Обращайте внимание ребенка на эти положительные эмоции, радуйтесь вместе с ним.

Постепенно, пережив множество напряженных и часто неприятных ситуаций, ребенок начинает испытывать удовольствие от того, что он соответствует положительному эталону. Именно тогда можно говорить, что он стал на путь, который позволит ему стать ответственным человеком. Не по принуждению, а по свободному выбору.

Личное мнение

Сергей Светлаков:

У нас все просто. Если говоришь, что нужно обязательно что-то сделать, а ребенок на это забивает, то тут нужны кардинальные меры. Наказание, даже возможна порка ремнем, если слов не понимает.

Александр Цекало:

Помню наставление своего отца. Когда я пошел учиться в первый класс, он сказал: «Всегда приходи на встречу раньше, уже будут должны». Сейчас-то я понимаю весь глубокий смысл этой фразы. Время - штука особенная. Когда ты ценишь свое время и время других людей, у тебя автоматически вырабатывается чувство ответственности: не подвести, не опоздать, а вдруг ты опоздаешь и что-то жизненно важное пройдет мимо. А вообще, я считаю, воспитывать ребенка лучше всего своим примером.

Дети капризны и агрессивны. Тогда и возникают мысли, как научить ребенка слушаться родителей. Не всегда причина в психологии малыша. Зачастую, чтобы узнать, как научить ребенка слушаться, взрослые должны "заглянуть внутрь себя".

Воспитание ребенка очень трудоемкий процесс для родителей. Он требует полную отдачу энергии, терпения, понимания, самоконтроля и безграничной любви. До двух лет малыш не проявлял абсурдности в поведение. Теперь все изменилось.

Начиная проявлять свой характер, малыши пытаются показать свое место в семье. В это время взрослые часто задаются вопросом, как научить ребенка слушаться в 3 года, чтобы в дальнейшим не возникали более серьезные конфликты. Если родители принимают его некоторые условия, не выходящие за рамки возможного, то отношения также продолжают складываться в положительном резонансе. И это относится не только к раннему возрасту. Когда происходит межличностный конфликт в семье, связанный с непринятием определенных требований родителей или ребенка, возникают скандалы, иногда даже с наказанием и угрозами, истерики, заставляющие недоумевать взрослых. Для того, чтобы разобраться с причинами такого поведения, необходимо в первую очередь заглянуть внутрь себя и поискать источник конфликтов. В большинстве случаев именно реакция родителей вызывает соответствующую отдачу ребенка. И очень редко встречаются действительно психологические расстройства у детей, связанные с патологией нервной системы.

Ребенок - это губка не только для "поглощения" знаний, но и поведения, привычек, манеры разговаривать, доказывать свою точку зрения, отношения к посторонним людям. А где он этому может научиться? Конечно же в первую очередь у родителей. И это необходимо понимать. Если по отношению к ребенку взрослые позволяют себе применять грубость и любого рода оскорбления, то не стоит ожидать от своего чада вежливых и понимающих поступков. И на любые уговоры, иногда приказы, прекратить столь не уподобляющее поведение, ребенок начинает игнорировать высказывания, изображать глухоту, психовать, устраивать истерики и показывать полную отрешенность от требований.

Но если в семье царит гармония и согласие во всем, тогда почему есть место такому агрессивному поведению. В этой ситуации недоумевающие родители начинают искать важную информацию, объясняющую причину таких действий, а также решение, расписанное по пунктам. Но любая книга или квалифицированный психолог приведут к тому, что необходимо сначала задуматься над своими поступками, требованиями и найти конфликтный момент в сложившейся ситуации. И в такие периоды практически все родители задаются вопросом, как научить ребенка слушаться и понимать, что ему говорят. Существуют несколько правил для взаимоотношений, которые в первую очередь не должны нарушать взрослые. Ребенок еще не достиг того возраста, когда он полностью понимает, что от него требуют и осознает серьезность своих поступков, так же как и внутренние чувства старших. Он учится добиваться своих желаний эмоционально и чаще "Нет", после которого следуют истерики и, соответственно, родительское "Да", воспринимается, как "Попытайся еще".

Стоит внимательно слушать своего ребенка, не зависимо от степени занятости и важности сообщения. Давая понять, что его слова очень важны, он учится воспринимать высказывания других, придавая им важное значение. Именно с этого момента начинается, так называемое, перевоспитание. Для того, чтобы ребенок стал слушаться своих родителей, нужно набраться колоссального терпения и самоконтроля за эмоциями. Многие могут подумать, что в данном случае не все зависит от взрослых, но и напрямую от самих детей. Ведь, если они не захотят соблюдать принципы, то и эффективность будет минимальная. Это не совсем так. Если ребенок довольно долгое время воспитывался либо в слишком жестких, либо в через чур мягких, потакающих условиях, то быстрой положительной реакции придется добиваться довольно долго. Главное набраться терпения и из-за всех сил стараться держать свои эмоции под контролем. Не сегодня, так завтра ребенок начнет правильно реагировать на требования и просьбы, выраженные в нужной форме и с правильной интонацией.

Как уже говорилось, существует несколько основных принципов, которые помогут в дальнейшем не вспоминать о том, как научить ребенка слушаться родителей, и приведут к положительному результату. На них стоит остановиться поподробней.

При любых сложившихся, иногда даже абсурдных, обстоятельствах, следует к ребенку обращаться спокойно, тихо, даже немного понижая голос. Но если стоит выразить свое недовольство поведением, не желательно мягко разговаривать. Тон должен быть спокойным, но твердым, определяющий границу дозволенного.

Если предстоит серьезная беседа, желательно избавиться от всех отвлекающих и раздражающих предметов, таких как телевизор, компьютер, домашние животные, одним словом все, что может отвлечь внимание ребенка.

Следует выяснить эмоциональное состояние и готовность своего чада к разговору. Нужный настрой поможет правильно принять поступающую информацию.

Не стоит выражать все свое недовольство его поступком на лице, но голос должен при этом быть строгим, не кричащим и не угнетающим.

Существующие в семье правила не стоит отменять, лишь бы угодить ребенку. Если принято в 0.0 садиться ужинать, в 2.0 - спать, распределены четкие обязанности по дому, то не желательно их нарушать.

Каждое свое распоряжение и просьбу необходимо формулировать четко, а также не задавать риторических вопросов типа "Почему беспорядок в комнате? " Более правильная фраза звучит следующим образом: "Убери в своей комнате игрушки по местам! "

Если у ребенка не появляется реакция на просьбу родителей ни с первого, ни со второго раза, не стоит его уговаривать и ждать от него соответствующего поведения. Лучше подойти, спокойно взять его за руку и отвести в то место, где он должен выполнить поручение.

Не стоит допускать разногласий в вопросе наказания и утвердительного решения между родителями. Это может привести к разному отношению самого ребенка, для которого один будет плохой, а другой хороший.

Не желательно прибегать к постоянной критике, контролю, выполнению каких-либо поручений. При этом вся нагрузка должна ориентироваться на способности малыша.

По возможности, нужно говорить ребенку периодически повторять все просьбы, которые адресованы ему. После того, как четко проговорено задание малыш понимает его лучше, запоминая нюансы выполнения.

Когда у ребенка не получается выполнить поручение, лучше предложить ему помощь. Это избавит от истерики при несоблюдении требования.

И последнее, все поведение взрослых отражается на поступках детей. Поэтому не стоит делать то, что запрещено ребенку.

Главное не терять любовь и веру в своего малыша. Он готов исправиться, но для этого ему необходимо немного помочь. А в этом случае именно терпение может принести в семью спокойствие и благополучие.

Успехи детей в учебе и других видах деятельности во многом зависят от их способности быть внимательными.

Когда ребенок становится учеником, к нему предъявляются разного уровня новые требования, у него появляются новые обязанности. Кто-то с ними справляется легко и просто, а для кого-то это сложный и порой трудный процесс.

Школа, в свою очередь, стремится не только дать определенный багаж знаний своим ученикам, но и ставит более значимую цель — научить детей учиться.

Это сделать не так просто, так как в первую очередь эта цель требует развития у детей всех необходимых для учения познавательных процессов. Это мышление, память, воображение, внимание.

Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих.

Очень часто оказывается, что успехи наших детей в учебе и других видах деятельности во многом зависят от сформированности у них способности быть внимательными.

Как часто мы говорим своему ребенку-школьнику: «Ты невнимательный!», когда ребенок допускает нелепые ошибки, не может их найти.

Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Маленький ученик словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится труднее, т.к. поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.

Внимание — это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Конечно, в школе предусмотрены практически на всех уроках задания на внимание. Но надо заметить, что как бы ни старались учителя использовать эти задания в своей педагогической деятельности, они могут только поддерживать тот уровень развития внимания, который имеется у учеников на данном этапе. На это существуют определенные причины: во-первых, объем учебного материала достаточно велик; во-вторых, должна быть определенная система заданий и работа, как правило, должна быть индивидуальной, что в классе осуществить трудно.

Тем не менее, ученику необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. Самому младшему школьнику это сделать еще трудно. И главным помощником ребенку могут стать его родители.

Работать есть над чем. Это показали результаты анкетирования, проведенного среди учащихся 2-ых классов.

На вопрос «Часто ли ты отвлекаешься во время выполнения домашнего задания?» только 31 % учащихся ответили, что они не отвлекаются. Причинами того, что может отвлечь называли разное. Чаще всего отвлекают сами родители (так считают ваши дети!). Не меньше отвлекают другие родственники, среди которых чаще назывались младшие братья и сестры. Могут отвлечь и домашние животные, реже были названы такие причины как телефон, телевизор (громкий звук).

Был и еще один вопрос: «Считаете ли вы себя внимательными?» Из всех учащиеся ответили «нет» — 53 %, «да» — только 19 %.

Так же были и другие интересные сведения, которые доказывают, что развитию внимания родители не придают большого значения.

Например, по ответам детей, дома помогают делать уроки 79% родителей, из них помогают и подсказывают 27 %, проверяют работы, иногда объясняют непонятное — 31%, за двойки ругают 41%, расстраиваются и выясняют причину двойки — 8%, не занимаются дополнительно и не играют со своими детьми — 66% .

Чтобы помогать ребенку, мы должны знать, что надо делать и как.

Что же такое внимание? Внимание — это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из нее полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание.

Когда учитель говорит об отсутствии внимания вообще — это очень обобщенно. Внимание имеет такие основные свойства как концентрация, объем, устойчивость, распределение и переключение. И у ребенка может быть развито хорошо одно из названных свойств внимания и совершенно отсутствовать другое, которое как раз и требует коррекции.

Поэтому прежде, чем приступать к занятиям по развитию внимания, надо знать, какие именно свойства слабо развиты у вашего ребенка, ибо каждое свойство очень значимо для успешной учебной деятельности.

Концентрация внимания — умение сосредоточиться на нужном объекте, его частях, способность вникнуть в задачу. Ребенок с хорошей концентрацией внимания отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, тот, у кого не развито это свойство, бывает рассеянным и несобранным.

Объем внимания — это количество одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от 3 до 5. При хорошем объеме внимания ребенку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Умение выполнять эти операции говорит о развитии логического мышления.

Устойчивость внимания — это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте. Ребенок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряженная работа (интерес к заданиям повышенной трудности).

Распределение внимания — это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: заниматься работой и наблюдать за окружающим (легко ли воспринимаются дополнительные разъяснения и беглые замечания учителя).

Переключение внимания — это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи.

Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, может ли быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях и действиях (продолжают решать, когда все закончили; все считают устно, а некоторые пытаются в это время записывать то, что до этого сделать не успели).

Когда вы изучите внимание своего ребенка и выявите, какое свойство наименее развито — можно приступать к занятиям.

К числу эффективных средств развития внимания относятся игры и игровые упражнения, которые можно включать в любую, даже очень серьезную деятельность.

Примеры игр и игровых упражнений

  1. «Кто внимательный?» Читают текст. Дети должны понимать смысл и считать количество слов со звуком [М], например.
  2. «Сколько чего?» Детям нужно осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся в ней предметов, отбирая по любым признакам: цвет, форма, материал, из которого сделаны предметы, чтобы была определенная буква в их названии.
  3. «Повтори быстро». Ребенок может повторять за вами слова только тогда, когда вы говорите слово «повторите» (диалог идет быстрый). Можно использовать слова: скажите, произнесите и т.д.
  4. «Построй в темноте». На столе кубики и спичечные коробки или иные предметы (части от конструктора, кубики разного размера). Ребенок с завязанными глазами должен быстро построить одной рукой столбик с основанием в один кубик (возможен соревновательный момент).
  5. «Не собьюсь». Счет до 30. Определенные числа (содержащие цифру 3, делящиеся на 3) называть нельзя. Вместо них — любое движение или слово (подпрыгнуть, сказать «не собьюсь»).
  6. Бросать мяч, называя существительные. Ребенок, принимая мяч, называет подходящий по смыслу глагол и говорит свое существительное и т.д.
  7. Игры в шашки и шахматы. Эти игры не зря называют школой внимания. Надо просчитать ходы наперед, сделать выводы.
  8. Игра в перепутанные действия. Если я подниму руки вверх, дети — в стороны, если я присяду — дети подпрыгивают и т.д. Нельзя забывать, что задания на развитие внимания часто встречаются в различных детских журналах и др. изданиях. Это хорошо вам знакомые лабиринты, рисунки с перепутанными линиями, нахождение отличий на картинках, вычеркивание в тексте определенных букв (через три), решение различных головоломок и др. Так вырабатывается сосредоточенность.
  9. Учитель или родитель предлагает решить устно несколько арифметических примеров. Например, даны 2 числа — 84 и 26. Первую цифру второго числа нужно умножить на вторую цифру первого, к полученному произведению надо прибавить вторую цифру второго числа и из этой суммы вычесть первую цифру первого числа (2 × 4 + 6 -8 = 6) (устойчивость внимания).
  10. Предлагается удержать восприятие рисунка (усеченная пирамида, приближающаяся к нам — уходящая внутрь; профиль — ваза), только в одном положении определенное время. При изменении ставить черточку на бумаге (объем внимания).
  11. Посмотреть на предметы в течение 1 секунды и потом назвать: сколько и какие предметы изображены? какие цифры изображены? в какую фигуру вписана та или иная цифра? (распределение внимания).
  12. Одновременно решать несложные математические примеры и слушать пословицы. Затем назвать ответы и повторить, что за пословицы были названы.
    • Писать числа от 1 до 20, а называть их при этом в обратном порядке.
    • По таблице с буквами и цифрами — сначала назвать цифры по порядку, потом — буквы по алфавиту, потом чередуя букву — цифру (переключение).
  13. На листочке числа от 1 до 20 вразброс, надо указать и назвать их по порядку как можно быстрее.

Помогайте вашим детям стать внимательными. Приобретайте и читайте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания.

Играйте вместе с детьми. Это дает возможность лучше понять ребенка, лучше его узнать, найти правильный подход, расположить его к себе.

Не забывайте о спортивных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание.

Учите детей быть наблюдательными — умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире (что-то переставили дома, сломалась ветка дерева, сорвали цветок, который вчера еще был и т.д.) Все это будет способствовать обогащению и развитию личности.

Л. П. Прохватилова, преподаватель гимназии (г. Печоры),
победитель областного конкурса «Учитель года»

Обсуждение

меня сегодня будила старшая сестра катя я не как не пороснулась в школу и катя моя старшая сестра меня до сих пор очухивает в школу ставит мне будильник под ухо я его не слышу

Комментировать статью "Как помочь ребенку стать внимательным?"

Как развить в ней концентрацию внимания? Вроде и возраст уже не совсем маленький... Ругаться лишний раз на нее не хочется, говорю с ней, она обижается. Надо подумать, что помогает и непросто пинать, а приучить ребенка к некоторым палочкам-выручалочкам.

Обсуждение

Не перегружена, а чего ей напрягаться. В секции какие нибудь ходит? Спорт очень дисциплинирует

Есть конрктные советы, можно поискать, например, на рабочем месте ничего лишнего, меньше раздражителей. Помогает порядок, расписание. Надо подумать, что помогает и непросто пинать, а приучить ребенка к некоторым палочкам-выручалочкам. Немного на дрессировку похоже. С уроками: можно встать и сделать перерыв, когда сделаешь русский/м-ку и пр., пока не сделала - не вставать или "занимаешься 20 минут", таймер ставить, но это сложнее. Больше автоматизма, все на своих местах. Приучить вести дневник и планировать день.

Как выработать у ребенка усидчивость и сосредоточнность? Как научить его не отвлекаться каждую минуту? Как добиться, чтобы домашнюю работу, где дел от силы на 40 минут, он делал меньше 3 часов? Уверена, что мне сейчас напишут про отсутствие мотивации у ребенка, про...

Обсуждение

нам психолог школьный поставила "диагноз" - отсутствие саморегуляции. Сразу спросила: ребенок родился при помощи кесарева? Такая проблема как правило именно у кесарят. Мы ходили на обследование к нейропсихологу, психологу, невропатологу. Все в порядке по большому счету, но невропатолог сказала, что это проблема детей 21 века. Вот прям резко с началом 2000 года увеличилось количество детей с подобными проблемами. Почему? никто не знает толком. Прописала попить пантогам и еще что-то, помогать ребенку, спорт, прогулки и ждать, ждать, когда подрастет и дозреет

Не знаю, подойдет ли наш опыт вашему сыну. Старший, будучи во втором классе, ныл, что слишком много времени тратит на уроки. Хотел делать их быстрее (хотя с моей т.зрения он и так не слишком долго их выполнял). Предложила ему провести исследование: делать уроки в разное время - сразу после школы, после обеда, после 16, глубоким вечером... И записывать сколько времений он тратит на предмет в зависимости от времени суток.Еще предложила поэкспериментировать с порядком выполнения заданий (устные, письменные, любимые, не очень). Он увлекся, развлекался так с месяц, обсуждал со мной результаты, делал выводы (понято, что вполне предсказуемые), но ему-то они казались откровением, и насколько я могу судить, до сих пор придерживается стратегии, выбранной тогда как оптимальная.

Так вот как научить ребенка не расстраиваться по пустякам и не считать шутки по отношению к себе обидными? У меня средний такой, сначала обижался, потом научился смеяться над собой... а потом ушел в "штатные клоуны" класса, еле-еле вытянула с этой роли.

Обсуждение

не советую. У меня средний такой, сначала обижался, потом научился смеяться над собой... а потом ушел в "штатные клоуны" класса, еле-еле вытянула с этой роли.

Мне тоже кажется, что если какие-то шутки обижают, то это-ОБИДНЫЕ ШУТКИ.
И тот, кто видит, что обидно, и тем не менее, продолжает,-поступает некрасиво, неправильно, и т.п.
А тому, кого шутки обижают, грамотней не смеяться (через силу) вместе со всеми, а предпринять некие действия, эти шутки прекращающие.
Хотя... "посмеяться вместе со всеми" -это один из способов прекратить обидные и нежелательные шутки.
Но есть и другие.
Не идет этот способ,-искать и использовать другие.
И не принимать манипуляцию "ну чего ж ты обижаешься, это же не обидно, это же по-дружески". Если обидно, то это вовсе не по-дружески.

Да, уметь быть веселым клоуном-это искусство. Которое не каждому дано.
Но в нашем праве,-быть им, когда захочется. И не быть им, когда захочется. А для маленьких детей есть риск остаться "клоуном" надолго.

Научить ребенка красиво и с выражением читать стихи перед зрителями – не так уж и сложно. Как научить усидчивости? Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков.

Как привить (выработать, научить) ребенку усидчивость или хотя бы внимательность? Мой сын (ему три года), даже когда занимается любимым делом, все время норовит "встать на голову" (попрыгать,сесть на шпагат, залезть мне на шею).

Ну вот в кого он такой? - сокрушается моя подруга Ира, мама пятилетнего Тимофея. - Сегодня на прогулке в садике выкинул шапку в лужу. Спрашиваю, зачем, говорит, Илья так сказал. Он этого Илью во всем слушается!

Как избавиться от подобной ведомости? Для этого надо воспитать в ребенке чувство собственной значимости. И уверенность, что его собственное мнение, мнение маленького человека так же важно, как и чье-либо другое. Даже взрослого. А еще умение это самое мнение отстаивать.

Для начала задумайтесь, позволяете ли вы ребенку самостоятельно принимать решения, которые семья принимает и поддерживает. Например, он сам выбирает, куда вы идете в выходные, сам придумывает сценарий своего дня рождения или высказывает свои пожелания относительно еды. Может ли он самостоятельно выбрать одежду, решить, с кем играть? Если все это у него получается с трудом, пора начинать действовать.

Чтобы ребенок не вырос безвольным и пассивным человеком, психологи советуют родителям придерживаться нескольких правил. Они несложные, но почему-то о них всегда забывают.

1. Не навязывать малышу свое мнение и всегда интересоваться его предпочтениями.

Если вы задаете вопрос, какую футболку (платье) он хочет надеть, получив ответ, согласитесь с его выбором. Если видите, что выбор явно не подходит, объясните причину (аргументированно), и предложите другие варианты.

Кстати, это поможет справиться с такой проблемой, как детские капризы. Например, ребенок не хочет идти в садик. Вы спрашиваете, наденет ли он сегодня футболку с пингвином или рубашку в клеточку. Ребенок переключается на проблему выбора, и истерика по поводу садика сходит на нет.

2. Советуйте, но правильно. Подталкивайте к решению, но не решайте за него.

Это должны быть именно советы, подсказки, но ни в коем случае не ругань. В противном случае у ребенка останется негативное отношение к родительским советам. Да-да, спустя несколько лет это будет закатывание глаз в потолок просто при звуке вашего голоса. Независимо от качества совета.

Можно просто намекнуть, что он в данном случае делает не самый лучший выбор, и тут же объясните, почему и как ему стоит поступать в такой ситуации. Но если настоит на своем, то будут некие последствия, за которые ему придется нести ответственность. И тут уж малыш пусть самостоятельно решит, как правильно.

Детское послушание напрямую связано со сном

  • Подробнее

3. Слушать ребенка – и слышать.

Слушать – это не только слышать звучание голоса, отдельные слова и целые фразы. Важно понять говорящего, причем не только смыл, но и восприятие ребенком данной темы, его чувства и эмоции. Давайте ребенку обратную связь: он должен понимать, что вы его слышите, вам интересно его мнение. И ни в коем случае не обрывайте его на полуслове: «Короче, делаем так…»

4. Никогда не отвечать на вопрос ребенка фразой: «Потому что я так сказала!»

Во-первых, данная формулировка не объясняет ребенку, почему же надо поступать так, а не иначе. Во-вторых, если он привыкнет к тому, что все решает только мама (папа), о каком личном мнении может идти речь? Он поймет, что гораздо проще брать готовое решение и тупо следовать инструкциям.

5. Дайте побыть главным.

Позвольте малышу «врубить босса» и решить что-то за всю семью. В данном случае мы, конечно, не говорим о каких-то серьезных вопросах или проблемах. Здесь речь идет о таких вещах, как, например, совместная прогулка. Пусть ребенок выберет, куда вы отправитесь всей семьей в выходные. Так малыш почувствует, что его мнение действительно ценят и учитывают.

6. Беседовать с ребенком на равных – без сарказма и иронии.

В зависимости от того, как вы говорите с ребенком, когда он делится с вами своими мыслями, о чем-то рассказывает, зависит, захочет ли он и дальше это делать. Возможно, вам кажутся его переживания глупыми, но ни в коем случае не насмехайтесь над ними. Также психологи советуют не похлопывать ребенка по голове или по плечу, для детей все это – выраженное пренебрежение. Как собаку по загривку потрепать.

Да, каждой маме хочется, чтобы дом был как крепость, и все сказанное в его стенах не выносилось за его пределы. Но с появлением малыша многим приходится «придерживать свой язык», чтобы не сболтнуть при крохе лишнего, того, что вынесется, благодаря ему, из семьи. Что нужно сделать, чтобы подобное не происходило? Как объяснить болтливому карапузу, что не все, что он слышит дома, можно рассказывать другим? У сайта Твой Малыш есть несколько советов, которые тебе помогут.

Как научить ребенка не болтать лишнего?

1. В возрасте каждого ребенка наступает такой этап в развитии, когда он становится слишком болтливым. И важно родителям не ругать за это своего кроху (он все равно не поймет, почему они расстроены), а вовремя провести с ним беседу. Объясни своему малышу, чем отличаются близкие люди от знакомых и посторонних. Поинтересуйся у него, было бы ему приятно, если ты расскажешь чужой тете, с которой будешь сидеть рядом в маршрутке, о том, что твой ребенок сегодня разбил чашку, или же на этой неделе ночью «намочил кровать»?

Естественно, что малышу такая затея не понравится, и он не захочет делиться такими подробностями с чужими. Вот на таком примере и расскажи, что тебе не хотелось бы, чтобы малютка рассказывал другим о том, что происходит дома и о чем разговаривают родители. Скажи своему сокровищу, что это все называется семейными секретами. А секреты на то и секреты, чтобы посторонние о них ничего не знали.

2. Помни, что ребенок - это маленький попугайчик, который полностью копирует Чтобы избежать конфуза, начни с себя и с мужа. Определите, что можно обсуждать в присутствии малыша, а чего ему ушкам слышать не положено. Если ты себя будешь контролировать в разговорах, то и не придется краснеть в детском саду или на детской площадке.

3. Все мультфильмы, фильмы и телепередачи, которые попадают в поле зрения малютки нужно фильтровать. Некоторые, не совсем корректные, фразы и слова он может «подцепить» из них. А затем добавь к этому немного детской фантазии… И объяснения с воспитательницей или бабушкой избежать не удастся.

4. Если все же не удалось сдержаться и пришлось высказать мнение не в совсем приличной форме при малыше, обязательно после этого поговори с ним. Расскажи ребенку, что бывают ситуации, когда сдержаться очень сложно, проще сказать словами высказать свою обиду или злость. Но повторять эти при посторонних не нужно, так как любые чувства - это вещь интимная.

5. Помни, что ребенку не все равно, о чем ты разговариваешь со знакомыми и родными. Особенно, если разговор касается его «проколов». В таких случаях не стоит ждать понимания от чада, ждать проявления уважения, если сама рассказываешь посторонним о фактах из личной жизни малютки.



Рассказать друзьям