Невысказанные прямо претензии. Событие плюс отклик равно результату

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Семейные конфликты довольно парадоксальное явление. Парадокс заключается в том, что участники отношений совершенно по-разному чувствуют себя в них: один из супругов считает отношения в семье благополучными и стабильными, а другой - чувствует себя глубоко несчастным. При внешнем благополучии, человек начинает отдаляться, закрываться, испытывая глубокое неудовлетворение своей семейной жизнью.

Неудовлетворенность становится фоновым состоянием

Такие умонастроения чаще присущи женщинам, хотя и мужчины их тоже могут испытывать. Появляется серьезная основа для внутреннего конфликта. С одной стороны, все же хорошо, причин печалиться нет, а с другой стороны – все плохо, все настолько плохо, что руки опускаются. Саму себя трудно понять, а партнеру и подавно. Ведь было все хорошо, но в один миг ты начинаешь думать о разводе.

Внутри накопилась масса невысказанного, скрытого, не проявленного. И ты пытаешься партнеру что-то объяснить, но выходит с трудом. Твои доводы похожи на необоснованные претензии, и мужчина начинает упрекать в том, что от тебя у него взрывается мозг. Именно поэтому среди мужчин бытует заблуждение, что женщин удовлетворить невозможно в принципе, и сколько ни старайся, им всегда мало. А так как это невозможно, то и пытаться не хочется. Отсюда и разговоры о непонятной женской логике. Мужчины не без иронии это отмечают, женщины еще больше закрываются в себе.

Но однажды этот Ящик Пандоры открывается, и из него вываливается все то, что копилось месяцами и годами. Все невысказанные обиды, все претензии.

Это может быть похоже на цунами. Волна деструктивных чувств обрушивается на мужчину, который, словно ошпаренный рак, округляет глаза в недоумении. Ему кажется, что обиженная женщина готова на все, кроме адекватных поступков. Откуда это все, с чего такая немилость?

В лавине обвинений вспоминается все: не выброшенный утром пакет с мусором, «важная» дата, ваши «постоянные» встречи с друзьями и то, что вы не навещали родителей уже 3 недели. Такую порцию обвинений мужчине переварить за раз невозможно, и он очередной раз отметит для себя, что угодить вам невозможно. Он в принципе не готов очередной раз возвращаться к обсуждению тех событий, срок давности которых уже истек. Для него это проблемы, высосанные из пальца, появившиеся на пустом месте и придуманные вами. О многих из них он вовсе ни слухом, ни духом, понятия не имел, что его действия причинили женщине боль. Ведь в настоящем моменте нет причин для ссоры, а если и есть, то уж точно ваше поведение неадекватно причине.

Что же происходит на самом деле с женщиной?

Природа женщины имеет волнообразный характер. Она то балансирует на подъеме, то впадает в хандру и депрессию. Хорошая новость в том, что она сама же себя может поднять на гребень волны. Плохая новость заключается в том, что попадая на эмоциональное дно, она к текущим своим сложностям приплюсует прошлые разочарования и обиды.

К тому же, у женщин особые отношения со временем. Мужчины ориентируются во времени понятиями «давно», «недавно» и «сейчас». Данная градация времени распространяется на сферу личных отношений, так как в делах и бизнесе мужчины отлично осваивают различные техники тайм-менеджмента и оперируют делами с виртуозной ловкостью. Женщины же всегда точно знают, когда последний раз ребенок посещал дантиста, когда у ребенка появился первый зуб, когда у вас было первое свидание, и во что она была одета.

Если что-то повторяется более двух раз, это автоматически переходит в разряд «постоянно». То есть, если мужчина в недавнем прошлом несколько раз задерживался с работы или встречался с друзьями - он услышит обвинение в том, что он делает это постоянно. Кстати, этим же и объясняется желание регулярно обновлять гардероб – не хочется «постоянно» ходить в одном и том же.

Волнообразное поведение женщины объясняется еще и тем, что на женскую природу и ее энергетику влияет Луна. А, как известно, положение Луны относительно Земли создает такие природные явления как приливы и отливы в морях и океанах. Так что у женского поведения есть вполне природные причины.

Незначительная ссора, переросшая в грандиозный скандал, указывает на наличие у одного или у обоих партнеров внутреннего конфликта. Его причина в несоответствии ожиданий и текущей реальности. Эти ожидания могут долгое время копиться внутри, провоцируя то самое недовольство на фоне внешнего благополучия, о котором я говорила в начале статьи. Подобно спящему вулкану: до определенного времени он абсолютно безопасный, но стоит ему проснуться – катастрофа неизбежна. Дай Бог, если обойдется без жертв. Отрицательные эмоции могут годами копиться, но неизбежно и часто неожиданно дают о себе знать.

Принцип 90/10

Понять глубину их действия можно с помощью принципа 90/10. О чем говорит нам этот принцип?

Когда мы чувствуем обиду, расстроены из-за чего-то, постоянно прокручиваем в голове заезженную пластинку негативных мыслей, то на 90% эти переживания связаны с прошлым опытом и только 10% - с текущей ситуацией. Иначе говоря: 10% - это то, что объективно имеет место быть и 90% - наши мысли по поводу происходящего. Этот принцип универсален как для мужчин, так и для женщин.

Если учесть волнообразный характер поведения женщин и принцип 90/10, то можно согласиться с французской пословицей - из ничего настоящая женщина может сделать три вещи: салат, шляпку и скандал. Это, конечно, юмор, но в каждом шутке лишь доля юмора, все остальное – правда.

Совсем не важно, кто первый взорвется и начнет выяснять отношения. Важно, чтобы это произошло. Невысказанные обиды, как гнойные раны на теле вашей семьи. Любой врач подтвердит: если гной выходит наружу – это хорошо; если во внутрь – это заражение. Не нужно воспринимать конфликты как нечто плохое по определению. Посмотрите на них сквозь призму развития и спасения ваших отношений.

Конечно, бывают тяжелые случаи, когда конфликты являются способом эмоционального развлечения, но сейчас не об этих парах. Я говорю о зрелых отношениях и конфликтах как о способе раскрыть внутреннюю боль.

Не вовремя высказанные обиды сейчас, послужат поводом для конфликтов в будущем. Рано или поздно, но гнойник прорвет. Утешает одно: если мы неожиданно попадаем под власть своих негативных эмоций и невысказанных обид, мы можем быстро освободиться от них. И конфликты нам в этом помогают. Важно только соблюдать технику безопасности при их проведении. Как это делать?

Откажитесь от обвинений и жалоб в адрес ваших обидчиков

Пусть книгу жизни писать начали они, но возможность продолжить историю вашей жизни и закончить ее happy end"ом никто не отнимал. Никто не виноват в том, что вы накопили в своей эмоциональной памяти не то, что нужно. Помните: только 10% вашего состояния связаны с ситуацией, остальное - ваше отношение к ней. Если все же хочется отыскать виновного в своих несчастьях - подойдите к зеркалу и познакомьтесь с ним. Это правило распространите не только на прошлых обидчиков, но и на настоящих и будущих.

Возьмите тайм аут

Минимум на час. В идеале на 24 часа.

Чтобы справиться с нахлынувшим негативом, нужно, прежде всего, дистанцироваться от объекта вашей агрессии. Физически дистанцироваться: уйдите в другую комнату, отправьтесь на улицу. Наедине с собой постарайтесь добраться до сути своих эмоций. Не прогоняйте их прочь, не пытайтесь их вытеснить из своего сознания. Подавленная эмоция никуда не исчезает, она отправится на задворки вашей эмоциональной памяти и при похожей ситуации вновь даст о себе знать. Наблюдайте за эмоциями, отнеситесь к ним как к гостям в вашем доме: вы их принимаете и спокойно отпускаете. Это называется быть осознанным.

Проведите менеджмент своих эмоций, спросите себя.

  • Что я чувствую прямо сейчас?
  • Почему я это чувствую? Что во мне запускает это чувство?
  • Это ситуация или мое отношение к ситуации запустило во мне вспышку гнева?
  • Имеет ли партнер отношение к моей реакции?
  • Какую цену мне придется заплатить, если я промолчу о своих эмоциях сейчас и проигнорирую данную ситуацию?
  • Какую цену мне придется заплатить, если я открыто выскажу все свои эмоции? Никто не может обидеть вас без вашего на то согласия.

Событие плюс отклик равно результату

Вы и только вы решаете, как поступать. В любой жизненной ситуации – только вы решаете, что ощущать, что чувствовать, думать и делать. Не пытайтесь оправдать свои поступки и решения поведением другого человека. Казалось бы, все просто, но нет. «Из-за тебя я чувствую себя плохо. Ты виноват в моем настроении» - примерно так начинается большинство конфликтов. Но наша реакция – это свободный выбор. Господь наградил человека свободной волей, а человек все равно пытается свои реакции списать на кого-то: на мужа, жену, детей, Бога и т.д.

Возьмите себе за правило следующую фразу: решаю я.


Скажите о своих чувствах

Если, освободившись от своих проекций, прошлых обид, выдержав паузу, вам есть, что сказать партнеру и ваша реакция на 100% состоит из текущего момента - скажите о своих чувствах. Если есть, что сказать – скажите. Не смотрите на это как на конфликт. Что хочешь увидеть, то и увидишь.

Предупредите партнера, что вы не хотите его ни в чем обвинить или задеть его чувства. Вы просто хотите сказать о том, что ВЫ чувствуете в связи со сложившейся ситуацией. Расскажите, почему вы это чувствуете, чтобы ваши слова не воспринялись как претензии и излишняя эмоциональность. И обязательно скажите, чего вы хотите на будущее и почему это для вас важно.

В этот момент важно напомнить себе, с какой целью вы пришли в эти отношения. Скорее всего, вы хотели заботы, любви, взаимоуважения. Помня об этом, вы постараетесь рассказать о своих чувствах без претензий и прямых обвинений. Атакуя с шашкой, вряд ли удастся получить все то, чего хочется от отношений. Скорее всего, ваша атака встретит не менее эмоциональное сопротивление.

Находясь в отношениях, мы загнаны в силки собственных убеждений, требований, проекций, правил кто и что должен делать, начисто забывая о той Личности, которая находится перед ним, но которую мы в упор не видим. Мы ставим штампы «муж», «жена», наделяем их списком обязанностей и свойств характера. Смотрим друг на друга и, кроме собственного штампа, ничего не видим.

Высказывая свои чувства, учитесь смотреть не на штамповку, а на уникального человека, со своим внутренним миром, детскими воспоминаниями, убеждениями и травмами. Перед вами не «муж» или «жена» - перед вами уникальный человек. Осознайте, что такого второго человека нет, не было и не будет больше никогда.

Как повлиять на свое окружение и научиться виртуозному общению, ты узнаешь на онлайн-тренинге Ицхака Пинтосевича " ". Регистрируйся прямо сейчас!

Тревожность свойственна людям с низкой самооценкой. Они склонны к контролирующему типу поведения. Я же учу родителей выходить из психопатических кругов на уровень творческой реализации, своей и ребёнка. Этот выход сопряжен с обучением навыкам эмпатического слушания. И мой курс предназначен для тех, кто выводит детей из школьной системы. Самообразование предусматривает иные способы коммуникации с миром.

За претензиями стоят невыраженные напрямую потребности человека. Очень часто, когда дети говорят о своих желаниях, они слышат в ответ: «Мало ли, чего ты хочешь!!!». Такие дети рано получают опыт того, что говорить о желаниях напрямую опасно: будет больно от них отказываться. Да и когда ребёнок чего-то хочет, то и делать это надо ему самому. А когда результатом взрослые будут недовольны, то, пожалуй, ещё и влетит. Усваивается урок «инициатива - наказуема», а значит и брать ответственность на себя уже не хочется.

А если родители результатом будут довольны, то обязательно припишут заслугу успеха себе? Так бывает. И нередко. Стоит ли тогда стараться, если даже порадоваться не дадут? А когда хотел-хотел, а насытившись процессом, расхотел? Ведь заставят продолжать! И тогда дитё начинает тихой сапой ненавидеть всей душой это самое дело, которое совсем недавно заставляло сердце трепетать от радости. Как видите, причин для того, чтобы разучиться желать, в детстве бывает немало у каждого. Когда я веду тренинг, моя копилка таких причин каждый раз пополняется.

К чему же приводит отказ от знания своих потребностей и смелости их выражать?

Самая главная поломка в понимании себя, на мой взгляд, происходит тогда, когда не удовлетворяются базовые потребности младенца и ребёнка первых трёх лет жизни: потребность в защите, внимании и безусловном приятии. Для раскрытия истинного Я ребёнку важна не любая обратная связь, а только эмпатическая.

Напротив меня сидит пара.

Она: «Вечно ты уходишь с друзьями именно в тот момент, когда мне нужна твоя помощь!».

Что же стоит за этим сообщением? И почему на него такая резкая реакция - парень прямо взвился: «Опять ты начинаешь!...». Кстати, это самый часто употребимый выпад в качестве защиты от словесного нападения.

Итак, девушка обиделась на то, что парень ей уделяет мало времени. Причем, причина упрека не в «мало», а в том, что, когда парень уходит без неё к своим друзьям, девушка испытывает бессознательное разочарование в себе, которое впервые появилось в детстве, когда мама оставляла её, не реагируя на её запросы.

У ребёнка есть потребность в маме, так как все остальные его потребности в еде, игре и развитии удовлетворяются ею же. Сам он пока не в состоянии их удовлетворить. А раз с уходом мамы потребности не удовлетворяются, то ребёнок испытывает горе. Он не может разочароваться в маме, так как испытывает страх остаться без её любви. Вот и разочаровывается в себе: «Я не достоин маминой любви» и «Со мной что-то не так». Обида переполняет сердце ребёнка.

Теперь, когда девушка уже взрослая, она может удовлетворить любую свою потребность без посторонней помощи, но она бессознательно реагирует, как ребёнок, которого покидает любимый человек. Она хочет получить подтверждение своей значимости за счет друга, так как сама себе уже давно выставила низкую оценку.

Молодой человек сходу закипает, потому что с детства у него закрепилась реакция агрессивно реагировать на всякое нарушение его границ. Именно так на него самого реагировали те, в ком он нуждался и нужду эту выражал неумело, выпрашивая у взрослых внимание. Его называли капризным и говорили о том, что мальчики себя так не ведут. Его стыдили при всех.

Из страха наказания лишением общения с мамой, ребёнок подавляет агрессию и вытесняет её в бессознательное.

Во взрослом состоянии вытесненная агрессия находит свой выход всякий раз, когда ситуация зеркалит его потребности быть понятым и принятым значимым для него человеком.

Итак, у обоих персонажей этой истории есть потребность во внимании, то есть ответной реакции приятия. Но эти потребности они не выражают напрямую, так как даже не понимают природу своей болезненной реакции.

Обидевшись, каждый из них надеется на пополнение энергии за чужой счет: есть надежда, что, как только потребность во внимании будет реализована, человек испытает радость. Но радостью наполниться не получается, так как она тут же сливается через клапан вины, которую человек чувствует, испытывая угрызения совести маленького человечка, сидящего внутри и испытывающего своё неудовольствие собой и миром.

Ребенок вынужден приспосабливаться, чтобы сохранить иллюзию того, что его любят и желают удовлетворить его потребности. Иначе он не выживет. Однажды он разочаровывается. Недоверие - вот причина неумения, а, порой и осознанного нежелания, говорить о своих потребностях и ценностях.

Зрелый же человек вполне способен трезво взглянуть на себя, увидеть истинную подоплеку многих своих поступков и не ждать удовлетворения своих нужд за счет других людей, используя для этого манипуляции, замешанные на обиде. Стоит ли тратить время и усилия на взращивание в своём внутреннем малыше таких зрелых качеств, каждый решает сам.

Вариант 18

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

1)Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обозначение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чем говорится. (2)Владение образными средствами языка украшает речь и обогащает приемы ораторского искусства, иными словами, фразеологические средства способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления. (3) очень важно знать значение разных фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых они могут употребляться.

1.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Важнейшая функция фразеологизмов – выражение отношения к тому, о чём говорится, ими нужно умело пользоваться, чтобы украсить и обогатить речь.
2) Фразеологизмы украшают речь и обогащают приемы ораторского искусства, потому что выражают отношение к тому, о чем говорится.
3) Фразеологизмы способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления.
4) Фразеологизмы не обозначают тот или иной предмет, а выражают отношение к тому, о чем говорится, и это их важнейшая функция.
5) Чтобы публичное выступление было ярким и воздействовало на слушателей, необходимо знать значение фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых их употребление уместно.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
1) Наоборот, 2) Поэтому
3) Однако 4) Вероятно, 5) Например,

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РЕЧЬ Определите значение, в котором это слово употреблено в втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

РЕЧЬ, речи, мн. речи, речей, жен.
1 . только ед. Способность пользоваться языком слов. Речь - один из признаков, отличающих человека от животных. Развитие речи. Владеть речью (книжн.).
2 . только ед. Звучащий язык, язык в момент произношения. Севернорусскую речь легко узнать по оканью. «Есть ли и тень рабского унижения в его поступи и речи?» Пушкин (о русском крестьянине).
3 . только ед. Характер произношения или произнесения. Невнятная речь. «Странная гортанная речь (цыгана) трещит в ушах.» Максим Горький. Спокойная речь. Тихая, отчетливая речь.
4 . только ед. Тот или иной вид, стиль языка, слог. Художественная речь. Стихотворная речь. Деловая речь.
5 . мн. в том же знач., что ед. Слова, разговор, то, что говорят. «А как речь-то говорит, словно реченька журчит.» Пушкин. «Живые эти речи в года минувшие слыхал когда-то я.» Лермонтов. «Об этой истине святой премудрых бы речей на целу книгу стало.» Крылов. «Наконец я слышу речь не мальчика, но мужа.» Пушкин. «Я вспомню речи неги страстной, слова тоскующей любви.» Пушкин. «Эти речи поберечь вам лучше для другого.» Некрасов. «Он всю дорогу осыпал ее своими восторженными речами.» Максим Горький. Дружеские речи.
6. только ед. Разговор, рассуждение, беседа (разг.). «В то время, о котором идет наша речь.» А. Тургенев. О поездке и речи быть не может. О чем у вас (была, будет) речь? Не о том (не об этом) речь (не в том дело). Опять завел речь о ней. Речь идет (шла, пойдет, будет идти) о чем-нибудь. Об этом и речи нет.
7. только ед. Слух, молва (обл.). Речь идет в народе.
8. Публичное выступление, высказывание на определенную тему, обращенное к слушателям. «Одна маститая особа сказала речь, хотя и не была записана в числе ораторов» Салтыков-Щедрин. Приветственная речь. Речь прокурора. Защитительная речь. Надгробная речь.
9 . только ед. Группа слов, предложение, представляющее собой чье-нибудь высказывание (грам.). Косвенная речь. Прямая речь.
❖ Часть речи (грам.) - грамматическая категория слов, объединенных общностью форм, значения и синтаксической роли.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный звук. Выпишите это слово.

одолжиИт

принЯтый

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

В IV веке до нашей эры греки начали возводить ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ храм Артемиды, превосходящий красотой все другие святилища.

Некоторые формулировки в проекте закона допускают ДВОИЧНОЕ толкование.

Самый ДЕЙСТВЕННЫЙ способ борьбы за чистоту - регулярная уборка.

На людях Горюнов был неизменно ДЕЛОВИТЫМ и собранным.

Вы несправедливы: он уже понёс наказание за свой ПРОСТУПОК.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Мощные КОМПЬЮТЕРЫ

икра из БАКЛАЖАНОВ

ПОМАХАЙ рукой

административные ОКРУГА

ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ заданиями

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки

Предложения

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с

несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

1) Самый длинный эскалатор в мире установлен на станции «Адмиралтейской» Петербургского метрополитена.

2) Горе тому, кто, оказавшись в беде, надеются исключительно на помощь извне и не стараются найти выход из положения сами.

3) Памятник А. С. Пушкину в Москве был создан на деньги, собранных народом.
4) Храня важные сведения о прошлом, старинные рукописи были ценнейшим материалом для историков.

5) Сашка требовал, что подавай ему новый телефон.

6) По возвращению из командировки отец всегда расспрашивал нас о школьных новостях.

7) Дождь, ливший с утра и который помешал нашей прогулке, закончился после обеда.
8) Размышляя о значении литературы, понимаешь, что насколько серьёзно она влияет на формирование личности человека.

9) Русские писатели, как правило, подвергают своих героев испытанию любовью и этим раскрыли сущность своего героя.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

пон..мание

пров..рять

выт..реть

бл..снуть

к..мпромисс

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

нед..чёты, не..знакомленный,

пр..вращение, пр..земление

ра..хаживать, и..вержение

дез..нформация, под..грывать

по..строчный, о..строить

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

перекра..вая

обидч..вость

передёрг..вать

солом..нка

затм..вать

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

несмолка..мый

толка..шь

слыш..мый

обурева..мый

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово

(Не) высказанные прямо претензии директора беспокоили Киру.

(Не) знакомая нам компания оказалась очень приятной.

Сестра сообщила далеко (не) радостные новости.

Туристы уснули, (не) дождавшись ужина.

Не(у) кого узнать, как найти этот дом.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

ЧТО(БЫ) договориться, не надо (НИ) КОГО так настойчиво уговаривать.

(НИ) КАКАЯ родина другая (НЕ) ВОЛЬЁТ мне в грудь мою теплынь.

Хоть в шёлк одень (НЕ) РЯХУ, всё глядеть (НЕ) (НА) ЧТО.

КА(БЫ) знал, где упасть, СОЛОМКИ(БЫ) постелил.

ЧТО(БЫ) ни случилось, отец не оставит меня в беде, (ПО) ЭТОМУ я его и люблю.

14.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В конце XIX века Александром Паншиным были сконструирова(1)ы невида(2)ые, удлинё(3)ые коньки, которые и позволили ему победить фи(4)ского и норвежского скороходов.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В хмуром небе низко летели журавли и громко и протяжно курлыкали.

2) Стёпушка то сидит редьку грызет то ведро с водой куда-то тащит и кряхтит то у себя в чуланчике деревяшкой постукивает.

3) Где-то поблизости раздавалось «теньканье» зябликов да короткая трель овсянки.

4) Его старая и сварливая жена целый день не сходила с печи беспрестанно ворчала и бранилась.

5) Через несколько дней после ухода «Святой Марии» в Карском море разразился страшный шторм и тотчас стали распространяться слухи о гибели экспедиции у берегов Новой Земли.

16. Расставьте знаки препинания:

У низенькой полуоткрытой двери дремал (1) опираясь (2) на ружьё (3) солдат (4) одетый в мундир Преображенского полка (5) и треуголку.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Удивительно приятным занятием (1) помнится (2) было для меня лежать на спине в лесу и глядеть вверх. Тогда (3) казалось (4) небо бездонным морем, расстилавшимся перед глазами.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В начале 1930 года (1) С.М. Бонди (2) идеи (3) которого (4) позже осуществились при издании академического собрания сочинений Пушкина (5) начинает систематическое изучение рукописей поэта.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Полина вышла к гостям на открытую веранду (1) и (2) пока дамы восторженно выражали восхищение её изящным нарядом (3) она думала о том (4) как хорошо было бы оказаться вдалеке от этой надоевшей пустой суеты.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25

(1)Вечером молодой пастух Гришка Ефимов, которого за большие хрящеватые уши, торчащие в разные стороны, будто остренькие рожки, называли Чертёнком, пригнал в село табун. (2)Бешено вращая зрачками, он рассказал толпившимся возле гаража мужикам, что видел в степи настоящую антилопу.

– (3)Да чего этого Чертёнка слушать: он собаку от курицы не отличает! – недоверчиво отмахивались от него. – (4)Откуда в наших местах антилопы?

– (5)Да я лично видел! (6)Она в лощине паслась!

– (7)Так, может, это не антилопа, а северный олень или мамонт?! – вкрадчиво спросил визжащего от обиды Чертёнка дед Кадочников, пряча улыбку в большой окладистой бороде. (8)Смеясь, мужики стали расходиться. (9)Не смеялся только рослый механик Николай Савушкин. (10)Он строго посмотрел на пастуха и тихо спросил его:

– (11)Ты точно антилопу видел?

– (12)Точно! (13)Видел! (14)Мамой клянусь! – пастух неуклюже перекрестился. – (15)А зачем тебе, Колёк, антилопа? (16)Лето ведь – мясо испортится!

– (17)Мне не мясо, мне рога нужны, я из них лекарство сделаю! (18)Дочка у меня сильно хворает, уже третий год.

(19)Ранним утром, едва только рассвело, Савушкин взял ружьё и отправился в лощину. (20)Туман тугими лентами покрывал степь, и сквозь белые кружева синели одинокие берёзы, похожие на старинные корабли, застрявшие во льдах. (21)Савушкин исходил всю лощину, пролазил все перелески, но не нашёл следов антилопы. (22)Он знал, что ничего не найдёт. (23)Так уж, видно, суждено. (24)Суждено видеть стеклянные глаза девочки, которая с тоской смотрит куда-то внутрь себя, как будто чувствует, как по её крошечному телу крадётся боль. (25)Боль, похожая на большую чёрную кошку.

(26)Нещадно палило полуденное солнце, и воздух, словно горячий жир, стекал густыми струями на землю. (27)Нужно было возвращаться назад. (28)Савушкин спустился с холма и заплакал. (29)По его лицу, мешаясь с потом, текли слёзы и, будто кислота, разъедали кожу… (30)Она молчит, просто смотрит внутрь себя и молчит, потому что знает: никто не поможет. (31)И ты видишь, как твой ребёнок в одиночестве блуждает по бесконечным лабиринтам боли.

(32)Вдруг Савушкин замер. (33)В овражке, прорытом вешними водами, стояла антилопа. (34)Совсем близко, под самым носом, шагах в двадцати. (35)Савушкин осторожно снял с плеча ружьё, взвёл курки. (36)Антилопа смотрела на него, но почему-то не убегала.

– (37)Стой, стой, миленькая, стой! – шёпотом уговаривал её Савушкин. (38)Он шагнул влево и увидел рядом с антилопой детёныша. (39)Малыш примостился возле матери, на траве, поджав тонкие ножки, и, сморённый жарой, устало смотрел куда-то в сторону. (40)Мать стояла возле него, закрывая своим телом от палящего солнца. (41)Прохладная тень, будто фиолетовое покрывало, лежала на сонно вздрагивающей головке детёныша. (42)Савушкин вздохнул и попятился назад...

(43)Солнце жгло прокалённую землю. (44)Дочка сидела на крыльце и ела землянику, которую он нарвал в овраге перед самым селом.

– (45)Вкусно, миленькая?

– (46)Вкусно!

(47)Савушкин наклонился и погладил её мягкие волосы. (48)На голову ребёнка, будто фиолетовое покрывало, легла прохладная тень.

(По А. Владимирову*)

* Александр Павлович Владимиров – современный писатель-прозаик .

20. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

1) Дочка Савушкина была больна.

2) Савушкину нужны были рога антилопы, чтобы приготовить лекарство для дочери.

3) Пастух Гришка собирался охотиться на антилопу и исходил всю лощину в её поисках.

4) Савушкин увидел антилопу с детёнышем и не стал в неё стрелять.

21. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) В предложениях 1 – 2 представлено рассуждение.

2) Предложение 18 объясняет содержание предложения 17.

3) В предложении 20 содержится описание.

4) В предложениях 38–40 содержится объяснение того, о чём говорится в предложении 36.

22. Укажите предложение, в котором употребляется фразеологизм.

1) 18 2) 2 3) 33 4) 34

23. Среди предложений 27 – 35 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами

24.«Автор, рассказывая историю своего героя, использует разнообразные средства выразительности, которые усиливают эмоциональное воздействие на читателя. Это приём – А__________ (в предложениях 23–24, 24–25), а также тропы: Б__________ («будто фиолетовое покрывало» в предложениях 41, 48), В__________ («стеклянные глаза» в предложении 24) и Г__________ («по лабиринтам боли» в предложении 31)».

Список терминов:

1) антитеза

2) метафора

3) сравнение

4) анафора

5) ряд однородных членов

6) лексический повтор

7) риторический вопрос

8) риторическое восклицание

10) восклицательные предложения

Часть 2

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы к варианту

Вариант 18

Принятый

Помаши рукой

Проверять

Недочёты неознакомленный

Затмевать

Слышимый

Незнакомая

Чтобы никого

Не секрет, что всем людям в процессе общения хотелось бы решать возникающие разногласия мирным путём. К сожалению, это не всегда возможно в силу наплывающих отрицательных эмоций, хотя накопление недовольства, несогласий и претензий – дело естественное. Проблема в том, как преподнести неприятное безболезненно, но действенно. Ещё труднее - умело выслушать негатив в свой адрес с пользой для себя и ближнего. Тем не менее, учиться правильно высказывать и выслушивать претензии необходимо.

Наши достоинства имеют способность плавно переходить в недостатки, и обратно. Так устроено Природой. Поэтому нужно принять человека таким, каков он есть, взвесив, что для вас важнее - черты его характера как достоинства или они же – как препятствия в общении.

Что для директора и администрации ценнее – учитель, выдерживающий по просьбе начальства немыслимую почасовую нагрузку, за 45 минут способный проверить 40 диктантов семиклассников, или ошибки в этих диктантах, пропущенные этим же учителем по неграмотности или в спешке? Наше мудрое руководство высказывало претензии в корректной форме, но учитель сама не выдержала «военных» условий школы научно-исследовательского направления.

Однажды по весне на отчётный педсовет опоздал учитель по немецкому языку. Пришёл хорошо навеселе. Не заметить этого было невозможно. Директор, заслуженный учитель, незнающий как правильно высказывать претензии , сделал вид, что всё в порядке. Завучи, скрывая улыбки, склонились над классными журналами. Двухметровый огромный Юра долго искал свой журнал, шмыгая между нашими рабочими столами. Затем отлично сдал отчёт, дыша алкоголем в лицо завучу. Он был блестящим переводчиком и таким же пианистом. Учителя и дети обожали его. Много времени спустя, я спросила его, каким образом после педсовета директор выразил недовольство? Юра удивился:

А что, кто-то заметил, что я был того?
- Конечно, дорогой.
- И все молчали?!

Таким был наш коллектив. Все недовольства и претензии либо высказывались прямо, но в деликатной форме, либо… учитель сам должен был осознать свои недостатки и сделать выводы. Директор говорил:

Каждого сотрудника я подбирал с любовью, каждый – личность, и равен по достоинствам остальным. Я долго шёл к мечте работать так.

Так мы и работали. Завучи приглашали нас на неприятный разговор. Мы шли по привычке, принятой везде, как на эшафот, а вылетали от начальства «на крыльях», решив рабочие, а заодно и личные проблемы и получив помощь в виде советов. Каждый из нас знал, что необходим в коллективе единомышленников, хотя ошибки были у всех, никто от них не был застрахован.

Сказано в общечеловеческой заповеди: «Не судите, да не будете судимы». Наше недовольство поступками и поведением ближних часто перерастает в суд над ними, причём свидетелями и участниками его становятся не причастники, а люди, не имеющие отношения к случившемуся. Почему? Исторических и социальных причин много. Случайный слушатель не побьёт тебя за грех осуждения: ему это дело «до фени», и «не пошлёт» в ответ на высказанное (не ему, а при нём) недовольство. А пар будет выпущен, что немаловажно. Этот способ - «прятать» собственное недовольство от его источника есть те «медные трубы» молвы, сквозь которые проходит, практически, каждый человек. В конце концов, осуждение доходит до своего объекта, но в искажённом «глухим телефоном» виде. Человеческая природа такова, что прямое замечание сделать неприятно, а оставить непорядок незамеченным – неприлично. Современный ритм времени требует срочного пересмотра этой черты: сказать нужно прямо, но так, чтобы слово дошло до цели и не обидело. У великого русского языка такие возможности есть.

Заметьте, что человек и его поступок – не одно и то же. Решая проблему вашего недовольства, говорите человеку именно о его негативном поступке. Тогда глаза ваши не будут выражать отрицания самого человека, и отношение окружающих к вам, соответственно, не изменится.

Правильно высказать претензию, значит, обдумать её и лаконично изложить, без лишних эмоций и тона осуждения, не обидев самого человека. Из этого положения вытекает несколько необходимых условий:

  • Не обобщайте. «Прицеливайтесь» и попадайте без промаха в конкретный поступок, оставив живым и здоровым самого человека.
  • Учитывайте объективный фактор. Решите для себя, устраивает ли вас общение или сотрудничество с человеком данного психического типа, умственных способностей и возраста. Примите его, как есть, или откажитесь от контакта.
  • Не применяйте «удар ниже пояса». Говорите от своего имени. Нет ничего более обезоруживающего и обидного, чем ваша собственная претензия, высказанная от имени коллектива: это уже не только отсутствие ответственности за свои слова, но и открытая негативная позиция по отношению к оппоненту.
  • Будьте искренни. Скажите о своей обиде или несогласии открыто и получите либо объяснение, либо такое же искреннее извинение. Во всяком случае, всё будет расставлено по своим местам.
  • Не домысливайте за оппонента: «Вам не интересна эта тема…». Ограничьтесь замечанием, что работа затянулась. Задайте интересующие вас вопросы и дождитесь ответов.
  • Учитывайте место, время и условие «глаза в глаза». Удобно высказывать претензию не сгоряча, но и не затягивая выяснение отношений до времени, когда проблема перестанет быть актуальной. Обдумайте её сами, успокойтесь и дайте возможность оппоненту настроиться на разговор, предупредив его заранее. Правила чести подсказывают форму разговора «с глазу на глаз».

Как ни трудно высказывать претензии, а выслушивать их не легче.

«Золотое правило» вежливости: относись к людям так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе, - должно быть частью образа жизни любого человека. Это условие, позволяющее исключить выслушивание претензий в свой адрес. Часто приходится слышать фразу: «Лучшая защита – это нападение». Печально, если, прожив четверть века, человек выработал манеры поведения по этому принципу. Это означает, что он «надел шкуру носорога» и стал непробиваем для любых неприятностей и претензий, способствующих укреплению духа в лучшем смысле этого понимания. Поведение его не вписывается в нормы принятой морали, а люди теряют здоровье и время, чтобы наладить с ним отношения, но… безрезультатно. «Носорог» пропускает претензии мимо ушей, уводит разговор «в сторону», чтобы больше не донимали, делает вид, что обиделся, и уходит.

Все люди становятся очень ранимыми, когда им предъявляются претензии, чувствуют себя оскорблёнными несправедливым подходом и ложным, на их взгляд, видением ситуации. Они принимают взгляды оппонента только для того, чтобы быстрее «закрыть» вопрос и не слышать критики в свой адрес или настаивают на своей правоте, апеллируя к своему возрасту и статусу.

Можно ли извлечь пользу для себя из претензий, так негативно воздействующих на нашу психику и настроение? Мы не можем видеть себя объективно, поскольку для себя мы субъекты, значит видим себя субъективно. Со стороны виднее. Упомянутое выше «золотое правило» и есть наше зеркало. Реакция человека на наше отношение помогает нам понять свои достоинства и пороки. Поэтому будем учиться смиренно выслушивать претензии в свой адрес, смотреть на себя глазами других людей и меняться.

Одним из самых страшных моментов в моей жизни был период, когда я увидела себя глазами мужа, свекрови, свёкра, дяди мужа, сестры мужа и каждого его отдельного родственника одновременно. Я не могла ответить себе на вопрос, кто я на самом деле, есть ли у меня стержень и что я за чудовище. После долгих мучений я, наконец, поняла, что теряю себя. Докопалась до причин, рассмотрела все условия и… вернула себе себя. Но, благодаря видению себя глазами других людей, многое пересмотрела, перетряхнув «бытие мое», как Падчерица перину в гостях у Морозки.

Лишь поняв как правильно выслушивать претензии, и признав право других на претензию к вам, вы получите право видеть себя их глазами и понимать суть обращённого к вам недовольства. Можно высказать свою позицию, отличную от услышанной, но сделать это аргументировано и спокойно.

К сожалению, бывают случаи, когда «ваша карта бита». Вы знаете, что правы, но любые аргументы бесполезны. Это моменты, когда прозрачно просматриваются интересы оппонента и ценности, стоящие за ними. Останьтесь, молча, при своём и прервите отношения. Это бывает настолько редко, что называется, например, поворотом судьбы. Чаще претензии разрешаются общими усилиями, при условии их обоснованности. В таком случае они корректируют наше поведение, одновременно, улучшая отношения с оппонентом.

Выслушивание претензий необоснованных должно быть не менее серьёзным. Выясните причины, не устраивающие оппонента в вашем поведении, признайте их и извинитесь. Вы почувствуете огромное удовлетворение. Глубина его безмерна и распространяется до заповеди «любите ненавидящих вас». Желаем успехов в общении!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .



Рассказать друзьям