Нод по развитию речи в младшей группе "рассказывание русской народной сказки "теремок". Восприятие художественной литературы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Галина Мансурова
Театрализованное занятие по сказке «Теремок» (первая младшая группа)

Тема : Сказка «Теремок »

Задачи : Приобщать детей к русскому фольклору; включать в инсценировку; учить говорить и действовать от имени персонажей.

Обогащать речь, воображение и чувства детей. Помогать формировать четкое и правильное произношение.

Способствовать выразительности имитационных движений, звукоподражаний.

Развивать образное мышление детей, умение отгадывать загадки.

Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.

Ход занятия

Дети рассаживаются на ковре. В руках воспитателя коробочка. Рассматривание. «Кто-то в коробочке пищит! Угадайте, дети, кто это?» . Загадка «Маленький шарик под лавкою шарит» . (Мышка) Коробочка открывается, и воспитатель достает мягкую игрушку-мышку, ставит на стол.

«Я мышка-норушка. Хотите поиграть со мной?» – спрашивает мышка. Дети отвечают.

Игра-знакомство

Мышка поднимается по руке одного из детей и говорит :

Вот приходит мышка в гости,

Повязала бант на хвостик.

Динь-дон, динь-дон,

А сегодня … (имя ребенка) дома?

Мышка называет имя ребенка, малыш говорит «дома» . Затем игра повторяется с остальными детьми.

Мышка : Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи!

Воспитатель : А где живут твои соседи?

Мышка : Они живут в сказке , вон в том лесу (показывает на стол, где стоит лес и домик – фигурки из настольного театра )

Воспитатель : А как нам туда попасть?

Мышка : Я вам помогу! Нужно пройти по тропинке, перепрыгнуть через ручей, пройти по кочкам. (Дети проходят по массажному коврику, перепрыгивают через «ручеек» , аккуратно перешагивают с мешочка на мешочек и рассаживаются на стульчиках.)

Воспитатель : Вот мы и пришли в лес. А вот и мышкины соседи, угадайте, кто они?

Летом в болоте вы ее найдете. Зеленая квакушка, кто это? (Лягушка) .

Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки. Живо отгадай-ка, кто же это? (Зайка) .

Хитрая плутовка, рыжая головка. Хвост пушистый - краса! Как зовут ее? (Лиса) .

В зайцах с детства знает толк злой, зубастый, серый … (Волк)

Зимой спит, - летом ульи ворошит. (Медведь) .

Воспитатель : У нас есть и мышка – норушка, и лягушка – квакушка, и зайчик - побегайчик, лисичка - сестричка, волчок – серый бочок, мишка косолапый. В какой сказке они живут ?

Дети : Эти звери живут в сказке «Теремок » . (Если дети затрудняются с ответом, воспитатель им помогает) .

Дети, как вы думаете, что это? (Воспитатель показывает на домик)

Дети : Домик.

Воспитатель : Как он называется?

Дети : Теремок . (Если дети затрудняются ответить, помочь им) .

Мышка говорит : «Вы знаете, ребята, один раз я шла по полю и увидела теремок . Хотите, я расскажу вам про это сказку

Все садитесь рядом,

Поиграем ладом.

Приготовьте ушки, глазки,

Начинаем нашу сказку .

Кукольный театр «Теремок » (Звучит музыка «Стоит в поле теремок » .)

Воспитатель : Стоит в поле теремок , теремок ,

Он ни низок, ни высок.

Вдруг по полю-полю

Мышка бежит…

Как бежит и пищит мышка – норушка? Пи-пи-пи! (Дети пищат) .

(Предложить побегать одному ребёнку) Кто еще хочет быть мышкой – норушкой? (Все дети подражают мышке) .

Воспитатель приглашает одного ребенка, дает ему фигурку мышки.

У дверей остановилась и стучит…

Предлагает всем вместе постучать – произнести «тук-тук» . Побуждает ребенка сказать :

Кто, кто в теремочке живет ?

Войду я в теремок , закрою двери на замок

И буду жить.

Ребенок вставляет фигурку мышки в окошко и уходит на свое место.

Воспитатель : Вот по полю лягушка бежит.

Как скачет и квакает лягушка? Кто покажет? (Дети подражают лягушке) . Воспитатель приглашает другого ребенка, дает ему фигурку лягушки, побуждает участвовать.

У дверей остановилась и стучит (произносят вместе «тук-тук» )

Лягушка (скачет возле теремка ) . Кто, кто в теремочке живет ?

Кто, кто в невысоком живет?

Мышка. Я - мышка-норушка. А ты кто?

Мышка. Ступай ко мне жить.

Ребенок вставляет фигурку лягушки в окошко и уходит на свое место.

Воспитатель : Стали они жить вместе. Вот по полю-полю зайка бежит (достает фигурку зайчика) . Покажите, какие у зайчика уши.

Воспитатель приглашает следующего ребенка, дает ему фигурку зайки, побуждает произнести его слова.

Увидал он теремок и стучит (вместе «тук-тук» ).

Зайка. Кто, кто в теремочке живет ?

Кто, кто, кто в невысоком живет?

Мышка. Я - мышка-норушка.

Лягушка. Я - лягушка-квакушка. А ты кто?

3айка. Я - зайка-побегайка.

Мышка и Лягушка. Ступай к нам жить.

Ребенок вставляет зайку в теремок и уходит на стульчик.

Воспитатель : Стали они жить вместе. Вот бежит лисичка-сестричка. Приглашается следующий ребенок, ему дается фигурка лисички, ребенок говорит от ее лица.

Увидала теремок и стучит (произносим «тук-тук» )

Лисичка. Кто, кто в теремочке живет ?

Кто, кто в невысоком живет?

Мышка. Я - мышка-норушка.

Лягушка. Я - лягушка-квакушка.

3айка. Я - зайка-побегайка. А ты кто?

Лисичка. А я -лисичка-сестричка.

Зайка. Ступай к нам жить.

Малыш вставляет лисичку в теремок идет на свое место .

Воспитатель : Стали они жить вместе. Бежит волчок - серый бочок. Как воет волк? (У-У-У)

(Дети по желанию изображают волка) . Приглашается следующий ребенок, ему дается фигурка волка.

Увидал он теремок и стучит (вместе : «Тук-тук» )

Малыш произносит :

Волк. Кто, кто в теремочке живет ?

Кто, кто в невысоком живет?

Мышка. Я - мышка-норушка.

Лягушка. Я - лягушка-квакушка.

3айка. Я - зайка-побегайка.

Лисичка. Я - лисичка-сестричка. А ты кто?

Волк. Я - серый волк - зубами щелк.

Лисичка. Ступай к нам жить. (Вставляет волка в окошечко теремка и уходит .)

Воспитатель : Стали они жить вместе. Живут звери в теремке , горя не знают.

Вот идет по полю медведь. Идет и ревет, весь лес дрожит, как он рычит? (Э-э-э-э) А как медведь - косолапый переваливается? (Дети по желанию изображают медведя)

Увидал он теремок и стучит (произносят грубо : «Тук-тук» ). Следующий ребенок говорит :

Медведь. Пустите меня к себе жить!

Звери. Нет, мишка-медведь, ты в теремок не поместишься .

Медведь. Ну, я хоть с краешку посижу.

Воспитатель : Навалился медведь на теремок – домик и сломался (ребенок опрокидывает домик на бок) . И выскочили оттуда и мышка-норушка, и лягушка-квакушка, и зайчик-побегайчик, и лисичка-сестричка, и волчок-серый бочок.

Вот и сказка вся .

После спектакля воспитатель спрашивает у детей, понравилась ли им сказка . «Мышке тоже понравилась, а теперь она приглашает нас поиграть с ней» .

Физминутка «Мыши»

Мышка предлагает детям отправиться к часам и посмотреть, сколько сейчас времени. Мышка и дети на цыпочках идут по направлению к часам, приговаривая :

Вышли мыши как-то раз

Поглядеть, который час.

Раз-два-три-четыре (хлопают в ладоши)

Мыши дернули за гири (делают вид, будто дергают за гири)

Вдруг раздался страшный звон (обхватывают голову руками)

Убежали мышки вон (дети убегают на стульчики) .

Звучит русская народная мелодия («Уж вы, сени» , создающая радостное настроение у детей. Дети прощаются с мышкой.

Программное содержание:

Учить эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий благодаря методу моделирования;

Упражнять в умении отгадывать загадки, в словообразовании;

Развивать фантазию, навыки подражания, побуждать детей к импровизации;

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Словарь: активизировать в речи детей слова хвостатая, веселая, ушастик рыженькая, зубастый, большой.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, отгадывание загадок, моделирование сказок.

Материал: сундучок, колокольчик, иллюстрации и модели к сказке, мольберт.

Методические приемы:

Сюрпризный момент,

Художественное слово,

Игра «Перевоплощение»,

Рассказывание сказки,

Иллюстративный материал,

Беседа по содержанию сказки,

Моделирование сказки,

Речевое упражнение на словообразование.

Дети заходят в группу, приветствуют гостей. Замечают на столе сундучок.

Ребята, посмотрите, какой красивый сундучок. Давайте посмотрим, что там внутри? (колокольчик). Это волшебный колокольчик. Он может превращать людей в разных животных. Только нужно произнести волшебные слова:

Колокольчик прозвени

Детей в зверюшек преврати.

(Дети повторяют слова, воспитатель звенит колокольчиком).

А в кого мы превратимся, вы сейчас отгадаете сами. Послушайте загадку:

Живет в норке, грызет корки,

Короткие ножки, боится кошки.

В кого будем превращаться? (в мышей). Как пищат мышата? (пи-пи-пи).

А кем вы сейчас станете?

Зеленые мы как трава,

Наша песенка: «Ква-ква». (лягушка)

Покажите лягушат. Как они квакают?

Следующая загадка:

Маленький, беленький

По лесочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык. (зайчик)

Покажите, как скачут зайчата.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка.

Хвост пушистый – краса!

А зовут ее …(лиса)

Покажите хитрую лисичку.

Кто осенью холодной

Ходит хмурый и голодный. (волк)

Давайте покажем, как ходит по лесу голодный волк.

И последняя загадка:

Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в берлоге снеговой. (медведь)

Покажите, как ходит медведь.

Молодцы, ребята, отгадали все загадки. Теперь можете сесть на стульчики.

Кто сможет назвать всех животных, которых мы изображали?

Сейчас я вам расскажу сказку, в которой все они жили дружно, в одном домике. Сказка называется «Теремок».

Воспитатель рассказывает сказку с использованием иллюстраций.

Вот какая сказка о животных. Как она называется? Назовите тех, кто поселился в домике-теремке?

Как просились в теремок звери? Что они говорили?

Вспомните, какие в сказке у каждого зверька прозвища?

Мышка-норушка, лягушка-квакушка и т.д.

Ребята, давайте поиграем в сказку. Посмотрите, на эти картинки. (На мольберте висят модели сказки вразброс). На каждой из них нарисован герой из сказки. Помогите мне составить их по порядку. Я начну, а вы продолжите.

«Стоит в поле теремок, он не низок, не высок». (Воспитатель берет модель теремка и вешает на доску).

Кто пришел первым? (мышка). Какая она? (хвостатая, потому что у нее длинный хвостик). Ребенок ставит рядом модель мышки.

Кто пришел за мышкой? (лягушка). Лягушка громко квакает, у нее большой рот, как будто она все время улыбается. Значит, она какая? (веселая).

За лягушкой кто прискакал? (зайчик). У зайчика длинные уши, поэтому как мы может назвать его? (ушастиком). Ставится модель зайчика.

Кто прибежал потом? (лисичка). Какого цвета лисичка? (рыженькая).

За лисичкой пришел…(волк). У волка большие острые зубы, поэтому он какой? (зубастый).

Последний пришел… медведь. Он сломал теремок. Почему? (он большой).

Спасибо, ребята, помогли мне расставить все картинки на место.

Напомните, как называлась эта сказка?

Итоговая совместная деятельность по сюжету сказки «Теремок» с использованием ИКТ в первой младшей группе.

Программное содержание:

Социально-коммуникативное развитие:

    создать радостное настроение от занятия;

    воспитывать любознательность, познавательный интерес, доброту, эмоционально-положительное отношение к персонажам;

Познавательное:

    закрепление знаний о лесных животных на основе русской народной сказки «Теремок» и «Колобок»;

    выявить умение различать цвета: красный, синий, зеленый, желтый и называть их;

    закрепить знание геометрических фигур – круга, квадрата, треугольника;

    закрепить знания правил дорожного движения;

Речевое:

    активизировать речь детей, закрепить умение отвечать на вопросы

воспитателя;

Художественно-эстетическое:

    вызвать у детей желание построить новый красивый теремок;

Физическое:

    формировать умение выполнять движения, соответствующие тексту.

Предварительная работа : Чтение детям сказки «Теремок», показ кукольного театра «Теремок», рассматривание иллюстраций по сказке, обсуждение содержания сказки, беседа о жизни зверей – персонажей сказки, конструирование по сюжету сказки «Теремок», обыгрывание построек.

Материалы и оборудование : ПК для демонстрации слайдов по сказке «Теремок», кукольные персонажи из сказок «Теремок» и «Колобок», схема проезжей части с пешеходным переходом, муляжи продуктов, мольберт, схема бус, деревянные бусины в форме геометрических фигур.

Словарная работа :

Активный словарь: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, мишка-косолапый.

Пассивный словарь: жить-поживать, не тужить, продрог.

Ход НОД:

Вводная часть :

Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас в нашу любимую сказку. Отгадайте, в какую? На компьютере – изображение теремка . Но сегодня, ребята, нам нужно помочь зверям добраться до теремка. Вы готовы?

Основная часть:

1. Стоит в поле теремок-теремок

Как по полю, полю Мышка бежала,

Теремок увидала.

Достает игрушечную мышь.

Чтобы добежать до теремка, нужно перейти дорогу. А на дороге машин видимо-невидимо! Едут быстро-быстро! Давайте покажем, как едет машина:

Физкультминутка.

Ребята, нужно помочь мышке-норушке. Где можно перейти дорогу? Правильно, по пешеходному переходу. Помогите мышке перейти дорогу.

Забежала мышка-норушка в теремок и стала там жить-поживать, песни распевать (на компьютере – мышка в теремке ).

2.Воспитатель: Стоит в поле теремок-теремок.

Он не низок, не высок, не высок.

Лягушка скачет по болоту,

В теремке ей жить охота.

Пока лягушка скакала,

Бусы потеряла.

Плачет бедная:

Беда!

Помогите, детвора!

Поможем лягушке-квакушке бусы собрать?

(На картинке схема бус, дети находят соответствующую фигуру и нанизывают на веревку).

Прискакала к теремку Лягушка-квакушка.

Пустила ее Мышка-норушка.

Стали они вместе жить,

Песни петь и не тужить.

3. Воспитатель: Как по полю, полю Зайка бежит,

У дверей остановился и кричит:

Вы пустите меня в теремок

Обогреться, я весь продрог.

Физкультминутка «Зайка серенький сидит»

Согрелся Зайчик-побегайчик, а тут и угощение готово. Чего только нет на столе! Ребята, что из всех этих продуктов любит Зайчик? (Морковку и капусту).

4.Воспитатель: Тихо-тихо, не шумите,

Кто-то к нам идет сюда…

Ну, конечно же, Лиса:

На компьютере изображение Лисы.

Что за чудо теремок-теремок,

Он не низок, не высок, не высок…

Вы пустите в теремок меня,

Будем с вами мы друзья.

Пустили и Лисичку-сестричку в теремок, ведь она знает много игр.

Игры по сказке «Колобок»: «Кто лишний?», «Кто сначала, кто потом?», «Кто спрятался?»

5.Воспитатель: А по лесу уж медведь идет… (На компьютере изображение медведя).

Физкультминутка «Мишка косолапый»

Подошел Медведь к теремку и ревет:

Вы пустите меня в теремок,

Я принес вам в горшочке медок.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, теремок какой? (Маленький). А Медведь какой? (Большой). Поместиться он в теремке? (Нет). Залез Медведь на теремок да и развалил его. Еле успели звери выскочить из теремка. Только где же теперь им жить, песни петь да не тужить? (Дети предлагают построить новый теремок).

Заключительная часть:

А я вам принесла конструктор, чтобы построить для зверей новый теремок. (Дети садятся за стол и строят теремок по желанию).



Рассказать друзьям