Обувь древних римлян. Найдена самая старая кожаная обувь в мире

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Древнеримское государство возникло в VIII в. до н.э. Первоначально это был город-государство, занимавший лишь небольшую часть Апеннинского полуострова (территорию современного Рима), надалеко от устья реки Тибр. Предки древних римлян - латины, обитавшие в Лации, расположенной в районе Тибра, отличались мужеством, выносливостью и суровостью.
Вся история римского народа, все этапы ее развития отразились и в одежде древних римлян. В далеком прошлом римляне отличались простотой нравов, и их простая одежда служила им лишь для защиты от жары или холода. Ее делали из шкур и шерсти животных, позже - из льна. Мужчины и женщины носили рубашки и плащи, обувались в сандалии и башмаки с ремешками.
В истории Римского государства выделяются два периода: республиканский и императорский. Быт римлян в республиканский период оставался еще довольно строгим. Римский костюм походил на греческий, он также был драпированным, но эстетическим идеалом древних римлян было не прекрасное человеческое тело, а суровые мужественные воины и величественные женщины. Поэтому сложный римский костюм, который первоначально изготовлялся из шерсти, а позже и из льняного полотна, придавал фигуре статичность, величественность, некую театральность. В императорский период одежды становятся богаче и пышнее. Появляются привозные шелковые ткани.
В период расцвета Римского государства его границы очень расширились, включив территорию современной Англии, Франции, Испании, Голландии и других стран. Рим стал огромной мировой державой, которая вела бесконечные войны и обширную торговлю. Награбленное богатство, множество рабов, выполнявших всю работу, вели к роскоши даже в обыденной жизни. Все это отразилось и в характере древнеримского костюма.
Римляне одевались в одежды ярких цветов: красные, пурпурные, фиолетовые, желтые, коричневые. Костюм белого цвета считался парадным, его надевали для торжественных выходов.
Изготовлением одежды у римлян занимались женщины. До времен империи римляне носили одежду домашнего изготовления. Даже император Август (I в. до н.э.) гордился тем, что его туника и тога были сделаны руками матери и жены. В отличие от греков, которые свои одежды ткали цельными на станке, римские одежды сшивались.

Мужской костюм в Древнем Риме

Основой римского костюма являлась «туника», которая считалась нижней, домашней одеждой. Появляться в ней на улице без верхней одежды было неприличным для римского гражданина. Туника имела много общего с греческим хитоном, но, в отличие от него, была накладной одеждой: на плечах она сшивалась и надевалась через голову. Длина туники могла быть разной, но в основном она доходила до середины икр. Существовало несколько видов туник: «колобиум», «таларис» и «далматика». У колобиума были короткие рукава, и он подпоясывался. Таларис носила знать, у этой туники были длинные узкие рукава. Далматика была более длинной, с широкими рукавами, которые в развернутом виде напоминали крест. Поэтому далматику носили римляне-христиане.
Туники представителей различных общественных слоев зависели от их знатности и богатства. Пурпурный цвет в Древнем Риме был символом власти. Лица, занимавшие высокие общественные должности, носили туники с нашитыми пурпурными полосами. Так, на тунике сенатора была нашита широкая вертикальная пурпурная полоса («клавус»), на тунике всадников - две узкие пурпурные полосы. Полководцы-триумфаторы носили туники пурпурного цвета, расшитые золотыми пальмовыми ветвями.
Иногда (особенно в холодное время года) римляне надевали сразу несколько туник. Известно, что император Август носил одновременно четыре туники.
Самой главной верхней одеждой древних римлян служила «тога» - плащ из большого прямоугольного или эллипсообразного куска шерстяной ткани. Размер тоги был приблизительно 6 метров на 1 метр 80 сантиметров, и обычно рабы драпировали в нее своего хозяина. Для римлян тога была их отличительным признаком, и они называли себя «gens togata» - «одетые в тогу». Тога являлась символом гражданского достоинства римлянина. Если он совершал преступление, то по закону лишался права носить эту одежду. Рабы, чужеземцы и ссыльные также не имели права носить тогу. Полководец-триумфатор появлялся в затканной золотом пурпурной тоге - пикте. Позже ее заменил пурпурный плащ - «палудаментум», родоначальник мантий европейских королей.
Существовали и другие виды плащей. Римские императоры и высшая знать носили «палудаментум», который накидывался на спину и левое плечо, а на правом скалывался пряжкой. Его можно было также носить, несколько раз обмотав в виде шарфа вокруг левой руки.
Парадным плащом была также «лацерна» - прямоугольный кусок ткани, который закрывал спину и оба плеча и скалывался впереди. Лацерну делали из очень дорогой, затканной золотом и серебром ткани, и доходила она до колен.
Бедняки носили «пенулу» - шерстяной или кожаный плащ в виде полукруга, часто с пришитым капюшоном. Пенула была одеждой пастухов и путешественников. Ее часто делали из плотной шерстяной ткани с «начёсом». Римские щеголи носили пенулу из драгоценных тканей.
Штаны в обиход римлян вошли с III в. н.э. - эта деталь костюма была также заимствована ими от варваров (до войны с галлами они не носили их). Но постоянно носили их только солдаты.

Женский костюм в Древнем Риме

Женский костюм древних римлянок во многом схож с мужским. Он должен был придавать монументальность и величественность фигуре римской матроны, подчеркивать неторопливую плавную походку. Изготовляли его вначале из шерстяных тканей, а позже, в период империи, - из легких шелковых разноцветных тканей - иногда полупрозрачных, затканных золотом и серебром, которые со II в. до н.э. стали во множестве привозиться из других стран.
Римские женщины отличались особой страстью к богатым нарядам и украшениям. Чтобы ограничить эту страсть к щегольству, в Риме даже был издан строгий закон, запрещавший излишнюю роскошь. Впрочем, это ни к чему не привело: после войн с Малой Азией в Рим стало поступать еще больше восточных товаров и драгоценностей, и стремление к роскоши только усилилось. Если в более ранние времена римские матроны одевались в белую одежду, украшенную всего лишь узкой пурпурной каймой, то позже они стали шить одежды из разноцветных, клетчатых или ярких однотонных (лиловых, пурпурных, зеленых, желтых, красных) тканей. И несмотря ни на какие запреты, римлянки одевались в полупрозрачные, золотые и драгоценные пурпуровые ткани.
Длинную и довольно широкую тунику римлянки носили в качестве нижней или домашней одежды. Обычно она была шерстяной и подпоясывалась. Туники изготовляли как без рукавов, так и с длинными рукавами; рукава могли также быть разрезными, с застежками по всей длине руки.
Знатные женщины надевали поверх туники «столу» - верхнюю одежду, похожую на тунику. Она была длинной, с рукавами или без них и подпоясывалась под грудью красивым поясом. Внизу пришивалась широкая плиссированная оборка («инсиста»), расшитая золотыми блестками и жемчугом или украшенная пурпурной оторочкой. Широкой каймой украшались также воротник и проймы. На тунику без рукавов надевалась стола с рукавами (и наоборот). Стола считалась одеждой замужних женщин. Ее обязательно надевали, появляясь в общественных местах. Рабыням носить столу запрещалось.
Верхней одеждой также служил плащ - «палла», похожий на греческий гиматий. Его драпировали разными способами, с напуском у пояса, а верхним краем иногда покрывали голову. Палла скреплялась на плечах застежками («аграфами»).
Древние римлянки придавали фигуре стройность, стягивая под туникой куском плотной ткани или тонкой кожи талию и поддерживая ею грудь (что предвосхитило будущие женские корсеты).

Одежда римских патрициев:

На мужчине - туника с вышивкой, тога, обувь - кальцеус.

На женщине - стола и пеплум. Причёска с начёсом и накладными локонами.

Костюм римских воинов

Завоевательные походы Рима привели к тому, что одежда воинов стала более удобной и не мешала при их передвижении.
В ранний период Римской республики воины носили короткую шерстяную тунику без рукавов, а поверх нее надевали «лорик» - кожаный панцирь, покрытый металлическими пластинками. Верхней одеждой был плотный шерстяной плащ - «трабея». В эпоху Империи верхней одеждой простых воинов стал «сагум» - короткий плащ из шерстяной ткани, заимствованный римлянами от галлов. Это была настолько типичная одежда римского воина, что выражение «надеть сагум» означало: «начать войну». Кожаные или полотняные панцири покрывались тонкими металлическими или костяными пластинками в виде чешуй или перьев. Чешуйчатые панцири носили римские военачальники.
На ноги воины надевали сандалии или сапоги и металлические или кожаные поножи. Позже они стали носить шерстяные штаны ниже колен, плотно облегающие ногу. Ноги до щиколотки и выше защищались сапогами («калигами»), которые удерживались прочными ремешками.
Металлические или кожаные шлемы римских воинов были самой разнообразной формы. В императорские времена шлемы центурионов украшались посеребренным гребнем и султаном из перьев или конского волоса. Особо искусной работой отличались шлемы полководцев и императоров. А шлемы знаменосцев обтягивались звериной шкурой.

Римский воин в лорике:

На мужчине - костюм воина: кожаный панцирь, шлем-кассик с гребнем из конского волоса.

На женщине - стола и пеплум, накинутый на голову, сандалии.


На женщине: плащ-пенула на подкладке, туника с каймой

На мжучине: кожаный панцирь с надплечниками, плащ-сагум, сапоги-кальцеус

Обувь в Древнем Риме

У римлян не было привычки ходить босиком.
Свободные римляне в быту носили сандалии - «солеа». Они привязывались к ноге крест-накрест двумя ремнями. Носить солеа публично считалось неприличным. Римляне также носили полусапоги и сапоги, башмаки с ремнями и др. Отправляясь в общественные собрания, римляне надевали вместе с тогой высокие (закрывавшие ступню до лодыжек) кожаные полусапоги - «кальцеус». В отличие от греческих крепид, они полностью закрывали ногу. Высшие должностные лица (а также император во времена Империи) носили кальцеус из красной кожи, на высоких каблуках, с серебряными украшениями; сенатор - черные, со скрещенными впереди ремнями. Дорогая мужская обувь изготовлялась из кожи разных цветов и украшалась золотыми и серебряными бляшками. Бедняки и рабы обувались в простые деревянные башмаки. Обувь у римлян была необходимой частью туалета, снимать ее считалось неприличным даже в домашней обстановке. У полководцев-триумфаторов башмаки были пурпурные.
Крестьяне носили башмаки деревянные или из грубой невыделанной кожи.
Женщины надевали сандалии и башмаки из мягкой цветной кожи. Башмаки, которые носили знатные римлянки, были в основном из светлой тонкой кожи, расшитые жемчугом и золотом и очень плотно облегали ногу. Иногда римлянки носили мягкие полусапожки.

Прически и головные уборы в Древнем Риме

Древние римляне первоначально (до конца III в. до н.э.) носили длинные волосы и бороды, но затем стало модным стричься и гладко бриться или носить небольшие завитые бородки. Первые цирюльники появились в Риме из Сицилии в 290 г. до н.э.
Прически римлян были самыми разными: с челкой надо лбом, с гладко расчесанными или завитыми в локоны волосами. В императорские времена щеголи не только завивали свои волосы или носили парики, но и умащали их дорогими маслами, посыпали золотой пылью.
Обычая покрывать голову у римлян, как и у греков, не было. Головные уборы надевали только судьи и жрецы. Во время непогоды римляне защищали голову капюшоном, могли набрасывать на голову часть тоги. Но иногда они надевали шапки и шляпы, похожие на греческие (например, петас). Простой народ носил соломенные шляпы или кожаные шапки.
Прически знатных римлянок-патрицианок были сложными и очень разнообразными, а подчас и причудливыми. Они носили «греческие» прически, гладко расчесывая волосы и завязывая их узлом на затылке. Разделяли волосы на прямой пробор, заплетали их в косы, которыми обвивали голову. Завивали длинные локоны, обрамляя ими лицо, или взбивали впереди завитые волосы, гладко зачесывая остальные назад.
Типично римской женской прической была высокая прическа из локонов, укрепленных на каркасе, по форме напоминавшая русский кокошник. Часть локонов укреплялась рядами на каркасе, а остальные волосы заплетались в косу и укладывались на затылке или спускались в виде кос вдоль висков и на затылке.
Самыми модными считались белокурые и русые волосы, и римлянки пользовались различными средствами для осветления волос. Они также носили парики и накладные волосы, для чего использовались косы светловолосых германских женщин.
Головные уборы римских женщин были такими же, как и у гречанок: головные повязки, круглые шапочки, обтянутые золотыми или серебряными сеточками. Знатные патрицианки прикрепляли к головному убору тонкое покрывало в виде вуали, спускавшееся на плечи.

римские женские прически:

Украшения в Древнем Риме

Древние римляне носили венки из живых цветов. Во время пиров они возлагали на голову венки из плюща, мирта, роз и фиалок. Венками украшали головы полководцев, ораторов, жрецов, победителей спортивных состязаний, участников жертвоприношений. Знаменитых поэтов увенчивали лавровым венком (слово «лауреат» происходит от латинского названия лавра - «laurea»). Полководцу, который сумел спасти войско из опасного положения, солдаты подносили сплетенный ими самими венок из травы. Триумфатора увенчивали лавровым венком, который позже стал делаться из золота, а затем превратился в зубчатый венок, называвшийся «корона радиата».
Римлянки вплетали в волосы повязки, украшенные жемчугом, золотом, драгоценными камнями, носили золотые плетеные сетки, прикрепляя их к волосам красивыми шпильками из слоновой кости.
Мужскими украшениями были «буллы» - круглые медальоны-амулеты, охранявшие детство, которые юноши носили до гражданского совершеннолетия (до наступления 17 лет). На безымянном пальце левой руки римляне носили перстни - вначале они были железными, позже золотыми. Некоторые щеголи украшали свои руки сразу несколькими перстнями. В качестве украшений могли также служить пряжки.
Знатные римлянки отличались особым, доходящим до крайности пристрастием к украшениям. Большинство их они переняли у греческих женщин и украшали себя ювелирными изделиями тонкой работы из золота, индийского жемчуга, драгоценных камней. Они носили шейные цепочки и ожерелья, кольца и браслеты в форме свернувшейся змеи, головные обручи и диадемы, красивые пряжки. Нитками жемчуга украшали волосы. Золотые и серебряные серьги, которые носили римлянки, имели самую разнообразную форму. Самыми красивыми и самыми дорогими считались жемчужные, имеющие форму капель. Особой популярностью пользовались янтарные и хрустальные шары, которые римские матроны держали в руках: считалось, что они освежают руки.
Костюм знатной римлянки дополнялся очень дорогим опахалом из павлиньих перьев или зонтиком, который служил защитой от солнца или дождя.
Древние римлянки были искусны в употреблении косметики. Они заимствовали ее у греков и египтян. Римские женщины пользовались пудрой, душистыми маслами, мазями, румянами и притираниями, особыми средствами для осветления волос, для омолаживания кожи. Они научились искусству грима, употребляли различные лосьоны и помады для омоложения кожи лица, применяли свинцовые белила, зубной порошок из пемзы.
Римлянки также пользовались зеркалами, которые вначале делались из смеси олова и меди, а позже появились очень дорогие, из чистого серебра, с позолотой на оборотной стороне. Кроме ручных зеркал, у римлян были и большие стенные.
Туалетные принадлежности римлянки держали в несессерах: серебряные четырехугольные зеркала, подобно этрусским, украшенные на оборотной стороне; гребни из слоновой кости; щипцы для завивки волос; золотые и серебряные шпильки и булавки; ножницы; банки с румянами, помадами, белилами, флаконы с духами, ленты и пр.

Источник - "История в костюмах. От фараона до денди". Автор - Анна Блейз, художник - Дарья Чалтыкьян

Что такое обувь? Под этим словом подразумевают все ее виды, форму-основу которых составляет подметка, покрывающая всю ступню и защищающая ногу от вредных внешних влияний.

С античных времен и вплоть до средневековья самой популярной обувью были сандалии со шнуровкой. До сих пор на Балканском полуострове носят «опанки» — сандалии, очень похожие на эти.

В Средние века начали носить специальные носки из кожи или фетра, доходящие до колена, на которые, особенно в холод и ненастье, обували деревянные сандалии. Каблуки появляются только в 17-м столетии вместе с обувью до щиколоток. Эта обувь украшалась бантами, лентами и розетками. Придворные дамы и господа имели особую привилегию — они носили обувь с красными каблуками и красными кантами. Еще один популярный вид обуви в 17-м столетии — большие сапоги, которые воронкообразно оттопыривались на уровне икры,а позднее даже украшались кружевом.

В 18-м веке в моду входят дамские туфли на высоком каблуке, а уже в 19-м их сменяют высокие или полувысокие ботинки. Щеголи 18-го века носили башмаки с пряжкой — серебряной или золотой (все зависело от благосостояния франта), иногда пряжку украшали драгоценными камнями. Такие роскошные башмаки кавалеры надевали в особенно торжественных случаях и на выход. Носили их с белыми чулками и короткими обтягивающими панталонами.

В 80-е годы 19-го века в Англии появилась практичная обувь на низком каблуке и с тупым носом. Это были полуботинки или ботинки на шнуровке, исключительно из черной или коричневой кожи, а легкие летние ботинки делались из белого полотна.

Но самая древняя обувь, конечно, это сандалии. Сначала это были просто подошвы, прикрепленные к ногам ремешками. Древние египтяне изготовляли эту обувь из соломы, лыка или папируса. Римляне называли свои сандалии «solea».

В Античной Греции в высших сословиях пользовалась популярностью обувь на толстой пробковой подошве. Со времен Эсхилла ее носили актеры в греческих трагедиях, чтобы выглядеть выше на сцене. Котурны — так называлась эта обувь — изготовлялись из цветной кожи и богато украшались.

От котурнов произошли «пантофли» — пробковая обувь. В конце 15-го века это была модная мужская обувь, призванная делать мужчин более импозантными. В 14-м и 15-м веках пантофли сажались на толстую деревянную подошву и обувались на модную в то время клювообразную обувь. В 16-м веке пантофли стали носить только женщины, а в конце 18-го века они попросту превратились в домашние туфли.

Во время крестовых походов в Европу с Востока завезли клювовидные башмаки. Они были пестрые, как и одежда того времени. Мысы башмаков были в два раза длиннее, чем сама подошва, поэтому их приходилось прикреплять небольшими цепочками под коленом, чтобы в них вообще можно было ходить.

После 1450 года острый клюв клювообразных башмаков становится более круглым. Такую обувь называют «утиный клюв», «вольи пасти», «медвежьи лапы». Чаще всего такие башмаки делали из черной или желтой кожи, а дворяне носили «утиный клюв» из бархата или шелка.

В приморских странах до сих пор носят деревянные башмаки. Эту древнюю обувь вырезают из куска дерева. Раньше такие башмаки украшались различным способом и даже инкрустировались серебром. Жители Голландии, Финляндии и Фризских островов убеждены, что по песку удобнее ходить на деревянной подошве, чем на кожаной.

Еще один распространенный тип античной обуви — карбатина. Она представляла собой кусок коровьей кожи, вырезанный в форме подошвы, который прикреплялся к щиколотке шнурками, пропущенными через дырки в кожаной подметке. Позднее такую обувь носили крестьяне. Сельские жители пользовались ею вплоть до 16-17-го веков. С 13-го века они стали символом народных масс, а с 15-го века — даже боевым символом восставших крестьян. А теперь попробуйте угадать, что это такое: «Из липы свито дырявое корыто, по дороге идет, клетки кладет». Конечно, это — лапти. А это: «привяжешь — пойдут, отвяжешь — останутся». Догадались?



2007 год — Год русского языка

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ

Не убий и не начинай войны. Не помысли народ свой врагом других народов. Не укради и не присваивай труда брата своего. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло ради корысти. Уважай мысли и чувства братьев своих. Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай. Чти природу как матерь свою и помощницу. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое. Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным.

(Лихачев Д. С. «Раздумья»)

Такие заветы оставил вам, ребята, выдающийся ученый-гуманист Дмитрий Сергеевич Лихачев. Это имя вы все хорошо знаете. Осенью во всех школах нашей страны прошли уроки, посвященные Году русского языка, и уроки памяти Д. С. Лихачева. В Петербурге и Ленинградской области на этих уроках школьники познакомились с замечательными книгами Д. С. Лихачева в рамках общегородской программы «Толерантность». Эти уникальные издания подарил ребятам и педагогам петербургский Фонд «Мир книжной культуры».

Благотворительный фонд «Мир книжной культуры», созданный в память Д. С. Лихачева, в Год русского языка провел при поддержке Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации масштабную акцию «Книги Д. С. Лихачева школьным библиотекам» по всей России. Теперь каждый из вас, ребята, сможет взять в библиотеке своей школы и прочесть «Письма о добром» Д. С. Лихачева, а школьники Санкт-Петербурга и Ленинградской области — еще и книги «Великое наследие. Заметки о русском» (Классические произведения Древней Руси), «Слово о полку Игореве» и даже послушать аудиокнигу— «Д. С.Лихачев читает древнерусский текст "Слова о полку Игореве"».

С сентября по декабрь этого года Фонд и Сбербанк России проводят еще одну замечательную акцию — «Книги в дар библиотекам Петербурга». Все библиотеки муниципальных образований города на Неве получат в подарок от Фонда книги Д. С. Лихачева «Воспоминания», «Раздумья о России», «Письма о добром» и другие произведения выдающегося исследователя русской культуры, нашего великого современника.

Более двадцати лет назад на звездном небосклоне появилась новая звезда — малая планета № 2877 получила имя Дмитрия Сергеевича Лихачева. Пусть ее лучи, сияние этого имени осветит вашу дорогу в мир чтения и культуры, дорогие наши юные друзья! Радостных вам открытий и впечатлений!

Находки скандинавских военных кладов дали историкам и археологам наглядное представление об оружии и защитном снаряжении германцев III–IV веков. До этого основными источниками служили античная письменная традиция и памятники изобразительного искусства, которые не были свободны от стереотипов своего времени: они должны были формировать у читателей и зрителей определённый образ противников Рима. На рельефах и картинах мы видим германцев полуголыми дикарями. По словам римского историка Тацита,

«у германцев нет панцирей, нет шлемов, да и щиты у них не обиты ни железом, ни кожею - они сплетены из прутьев или сделаны из тонких выкрашенных дощечек. Только сражающиеся в первом ряду кое-как снабжены у них копьями, а у всех остальных - обожжённые на огне колья или короткие дротики».

Этот идеологически заряженный образ продолжает транслироваться современными художественными произведениями. Наиболее памятна сцена из фильма «Гладиатор», в которой римскому военачальнику, гладко выбритому, облачённому в блестящий доспех и нарядные одежды, противостоит предводитель германцев - огромный косматый варвар, ряженный в мех и войлок, с огромной секирой в руках.

Благодаря находкам археологов сегодня мы знаем, что в действительности дело обстояло совершенно иначе. Риму на своих границах приходилось сталкиваться не с ордами дикарей, а с хорошо организованными и вооружёнными дружинами германских вождей . Результаты количественного анализа находок показывают, что германские армии были небольшими - от нескольких сотен до нескольких тысяч профессиональных воинов. До трети из них сражались мечами, преимущественно римского производства . Остальные вооружались копьями и дротиками, защищались щитами. Некоторые, возможно, носили доспехи. Всё оружие отличалось высоким качеством исполнения и украшениями: щиты ярко расписывались, рукояти мечей и ножны снабжались металлическими накладками, пряжки поясов покрывались серебром и т.д. Некоторые находки поражают роскошью отделки и богатством серебряных украшений. Такое оружие, скорее всего, могли позволить себе лишь вожди, чтобы с его помощью обозначить свой высокий статус.

Представленный на реконструкции германец является высокопоставленным дружинником. Он хорошо одет - значительно лучше, чем большинство рядовых воинов. Его военное снаряжение содержит элементы показной роскоши, включая римский меч, портупею, пояс с бронзовыми накладками и фибулу. Защитное снаряжение включает большой щит с бронзовым умбоном и шлем. Вместе с тем этот воин не носит кольчугу, которая у германцев являлась редкостью. Его шлем, вероятно, был подарком вождя за многолетнюю верность.

В новом интерактивном проекте Warspot представлена реконструкция внешнего вида, одежды, оружия и снаряжения германского воина III–IV веков.


Вооружение и части снаряжения воина обозначены значками-маркерами. Чтобы ознакомиться с историей и описанием интересующего элемента, щёлкните по соответствующему маркеру.

Шлем

Уникальной находкой из Торсберга являются остатки двух шлемов. Возможно, кроме них существовал и третий, от которого сохранилась лишь декоративная серебряная накладка. Первая находка представляет собой типичный римский кавалерийский шлем начала III века. Железная основа шлема и нащёчников полностью утрачена. Однако хорошо сохранившиеся бронзовые накладки позволяют легко восстановить его первоначальную форму. Шлем имел глубокий купол, его задняя часть достигала основания черепа. Защитой шеи служил отгибавшийся назад назатыльник. Утраченные нащёчники закрывали с боков лицо и уши. Украшением шлема служила лобная пластина, покрытая стилизованным изображением волос. По бокам шлем украшали бронзовые изображения змей. Эти и другие признаки объединяют шлем из Торсберга с Кавалерийским типом Н по классификации Расселя Робинсона. Его находки локализуются в Рейнской и Дунайской пограничных областях империи.


Римский шлем начала III века из Торсберга. Музей Шлезвига

Наиболее известной находкой из Торсберга является серебряная маска. По-видимому, она представляет собой римский шлем, переработанный германским мастером в соответствии со вкусами его заказчика. Аналогии показывают, что первоначально маска принадлежала лицу амазонки, для которой была характерна высокая прическа. Мастер удалил лицевую часть маски вокруг глаз, носа и губ и внёс существенные изменения в причёску. Под его руками она превратилась в рельефный валик, щедро украшенный чередующимися серебряными и позолоченными накладками в характерном германском стиле. В римском оригинале маска крепилась к задней части шлема, закрывавшего затылок, заднюю часть головы и шеи.


Серебряная маска из Торсберга. Музей Шлезвига

Реконструируя шлем-маску для экспозиции музея в Фленсбурге, Конрад Энгельхардт соединил её с найденным здесь же украшением для волос, с которым маску объединяло несомненное сходство техники изготовления и стилистики оформления. Полученный им образ стал широко известен и был отражён в самых разнообразных реконструкциях. В настоящее время эта гипотеза уже не пользуется поддержкой исследователей. Считается установленным, что маска и украшение для волос не имеют друг к другу отношения. По-видимому, тыльная сторона шлема-маски имела вполне обычную для римских наголовий того времени форму, к сожалению, до нашего времени не сохранившуюся.


Первоначальная реконструкция шлема-маски из Торсберга. Музей Шлезвига

Кольчуга

К настоящему времени известно около десятка находок германских кольчуг и примерно столько же их фрагментов. Наиболее известной и полной является кольчуга из Вимозе. Как и весь комплекс, она датируется 220–240 годами.


Кольчуга из Вимозе. Национальный музей, Копенгаген

По своему покрою кольчуга представляет собой рубашку с короткими, до локтя, рукавами и подолом, закрывающим бёдра. Кольца, из которых составлена кольчуга, имеют диаметр 12 мм и толщину 1,6 мм. Все кольца одинаковы по размеру. Половина из них - цельные, половина - клёпаные. Способ вязки соответствует общераспространённому образцу: четыре кольца продеваются в одно. Соответственно, ряд, состоящий из склёпанных колец, соединяется с рядом из цельных и наоборот. На линии под рукавами кольчуги направление рядов колец меняется на 90 градусов. Нижняя часть рукавов и края подола состоят из одних цельных колец. От горловины до края подола насчитывается 115 рядов колец, ширина по груди - 145 рядов.


Верхняя часть кольчуги из Торсберга с декоративными застёжками. Музей Шлезвига

Особенности покроя кольчуги из Вимозе свидетельствуют о том, что образцом для неё являлась форма туники. Как и в тунике, передняя и задняя половины кольчуги совершенно одинаковы по покрою и размерам. Вырез для горловины и защита горла также отсутствуют. Чтобы владелец кольчуги мог продеть голову, в её верхней части имеется довольно широкий горизонтальный «разрез». По обоим краям разреза в кольчугу вмонтированы две пары железных пластинок, которые при ближайшем рассмотрении оказываются системой крепления, предназначенной для фиксирования кольчуги на плечах. Такая же система крепления с крючками и петлями вдоль горловины обнаруживается на фрагменте кольчуги из Торсберга.


Декоративные застёжки для кольчуги из Торсберга. Музей Шлезвига

Редкость находок шлемов и доспехов определённо свидетельствуют в пользу элитарного статуса этих элементов снаряжения, доступных лишь вождям и отборным дружинникам. Воины попроще должны были идти в бой без доспехов.

Щит

При раскопках в Торсберге было найдено 122 фрагмента щитовых досок, а также три полностью сохранившихся щита. Все они имеют круглую форму и диаметр 0,65 м, 0,86 м и 1,03 м. Первый состоит из пяти склеенных встык тонких досок, причём средние три доски очень широки, а две крайние значительно у́же. Два других щита состоят из семи досок: две самые узкие размещались в центре, а более широкие примыкали к ним с боков.


Два деревянных щита из Торсберга. Музей Шлезвига

Для изготовления щитов использовалась древесина ольхи (79,5%), тополя (18%) и дуба (2,5%). Возможно, доски разных пород использовались для изготовления разных частей щита. Посередине щит имел толщину 0,8–1 см, постепенно утончаясь к краям до 0,5–0,3 см. Большинство фрагментов щитовых досок имеет толщину 0,7–0,6 см.

Держали щит кулачным хватом за горизонтальную рукоять, крепившуюся гвоздями к тыльной стороне щита. Для удобства в щитовой доске делался круглый пропил, снаружи закрывавшийся металлическим умбоном. Последний крепился к деревянной части щита четырьмя гвоздями.


Бронзовая оковка края щита из Торсберга. Музей Шлезвига

Снаружи поверхность щита проклеивалась и покрывалась сыромятной кожей, предохранявшей дерево от расщепления. Также она служила дополнительной защитой от ударов оружия противника. В соответствии с описаниями римских авторов, щит расписывался яркими красками. Исследователям удалось выделить использовавшиеся при этом пигменты красного и жёлтого цвета. Элементами украшения также являлись бронзовые накладки, крепившиеся с лицевой стороны щита. Края щита обкладывались бронзовыми обоймами, закреплявшимися на месте при помощи бронзовых же заклёпок. Возможно, в большинстве случаев края щита обшивались сыромятью.

Щиты из Торсберга отличались лёгкостью и давали хорошую защиту от метательных снарядов и копий. В рукопашной схватке воин мог манипулировать рукоятью, фехтовать щитом, поворачивая его в ту сторону, откуда грозила наибольшая опасность. Такая защита соответствует тактике действий небольшими группами, неожиданных стычек и быстрых передвижений, которую практиковали германцы.


Роскошно украшенный щит из Иллерупа. Музей Мёсгард, Орхус

Умбон

Умбоны щитов представляют собой одну из наиболее распространённых находок. В Иллерупе было найдено боле 300 умбонов, в Вимозе - 180, в Эйсболе - 175, в Торсберге - 122. Исследователи выделяют восемь типов умбонов, форма которых варьирует от куполовидной до конусообразной. Все они служат основному предназначению умбона - наружной защите кисти воина, сжимавшей рукоять щита.


Бронзовые и железные умбоны щитов из Иллерупа. Музей Шлезвига

Материалом для умбона в большинстве случаев служит железо, реже - бронза. Большинство бронзовых умбонов относится к числу импортных изделий, изготовленных руками римских ремесленников. На одном из таких умбонов, обнаруженных в Торсберге, отчётливо просматривается имя его предыдущего владельца - AEMILIANUS. Некоторые экземпляры умбонов отличаются роскошью используемых материалов и оформления. Изделиями особого рода являются пять серебряных умбонов, украшенных золотыми маскаронами и вставками из жемчуга и полудрагоценных камней.

Типология умбонов из скандинавских военных кладов согласно Й. Иллькеру

Соотношение находок различных видов, по мнению исследователей, отражает существовавшую в германской дружине социальную иерархию. Из примерно 300 найденных в Иллерупе умбонов пять изготовлены из серебра и, несомненно, принадлежат верховным военачальникам. Ещё 36 умбонов выполнены из бронзы и представляют собой дорогостоящие римские импорты, принадлежавшие предводителям меньшего ранга и привилегированной части дружины. Изделиями из железа владели рядовые воины. Схожие пропорции обнаруживаются в кладах из Вимозе и Эйсбола.

Меч

В составе скандинавских военных кладов было найдено более 500 мечей. Технология производства и ремесленные клейма свидетельствуют о римском происхождении большинства этих клинков. Соответственно, они могут рассматриваться в более широком контексте находок, сделанных как в Центральной Европе, так и на территории Римской империи. Археологи выделяют 12 групп и около 60 подгрупп мечей, которые относятся к периоду между второй половиной II века и началом V века.


Классификация мечей из скандинавских военных кладов согласно Й. Иллькеру

Все они представляют собой прямой, длинный и довольно широкий клинок с лезвиями, незначительно сужающимися к округлому и короткому острию. Полная длина меча может достигать 95 см, из них 15–20 см приходится на рукоять. Средняя длина клинка колеблется от 65 до 85 см, ширина у рукояти обычно составляет 4,4 см. Пропорция между длиной и шириной составляет от 15:1 до 17:1, но в некоторых экземплярах может доходить до 23:1. Схожие параметры характерны для находок на территории Римской империи.

Клинки мечей изготавливались по технологии фальшивого дамаска. Прутья высоко- и низкоуглеродистой стали переплетались в общем пакете и многократно перековывались друг с другом так, что в клинке оказывались перемешаны тысячи отдельных слоёв металла. Подобное соседство делало клинок прочным без хрупкости и гибким без мягкости. К тому же гладко полированная поверхность клинка образовывала красивый орнамент. Лезвия и остриё из высокоуглеродистой стали приваривались к клинку отдельно. Вес готового клинка составлял 700–800 г. Для уменьшения веса и увеличения жёсткости в нём протачивались долы, количество которых могло варьироваться от одного до четырёх. Некоторые клинки в верхней части украшены инкрустированными изображениями военных штандартов, орлов, Марса, Виктории, Минервы. Изображение как правило плакировано золотом, орихалком и другими металлами контрастных цветов.


Мечи из Нидама. Музей Шлезвига

Эфес насаживался на длинный хвостовик в верхней части клинка. Он состоял из трёх частей: перекрестья, рукояти и навершия. Материалом для них обычно служили дерево или слоновая кость. По-видимому, скандинавы экспортировали лишь клинки, создавая и монтируя эфес на месте в соответствии со своим вкусом. На это указывает значительный разброс форм и украшений дошедших до нас элементов эфеса. Некоторые из них выполнены из дерева, и их простая форма явно копирует римские оригиналы. Другие рукояти, напротив, самобытны по форме и обильно украшены серебряными накладками, фольгой и проволокой. Роскошные украшения, в некоторых случаях сделанные с большим художественным вкусом, вероятно, должны были засвидетельствовать стоимость оружия и высокий социальный статус его владельца.

Меч с роскошно убранной серебром рукоятью, ножнами и портупеей из Иллерупа. Такого рода оружие должно было демонстрировать высокий статус своего владельца. Музей Шлезвига

Ножны

Меч хранили и носили в ножнах, изготовленных из деревянных планок, снаружи обтянутых богатой тканью или тонко выделанной кожей. Сложный узор рельефного профиля, вырезанный на деревянной планке, должен был эффектно проступать на поверхности ножен. Окончание ножен снабжалось бронзовыми или костяными накладками, часто роскошно украшенными, для защиты острия меча. Среди находок из Торсберга весьма распространены римские бронзовые литые оконечности так называемого типа Новезий, к которому относятся 23 из 53 находки.

Деревянные ножны из Нидама

Носили ножны на портупее по римскому образцу на левом бедре. К портупее его подвешивали или по-римски, пропуская кончик ремня через прорезь костяного или бронзового слайда с прорезью на лицевой стороне ножен, или соединяя концы портупейного ремня с парой колец по обеим сторонам ножен. Последний способ более характерен для местной традиции и удобен для пешего воина.


Бронзовые окончания ножен из Торсберга

Многочисленные находки слайдов ножен демонстрируют изящный вкус местных мастеров и их способность к импровизации.


Бронзовые слайды на ножнах из Торсберга

Копья и дротики

Наконечники копий и дротиков являются наиболее распространённой находкой в составе скандинавских военных кладов. В одном только Иллерупе было обнаружено 410 наконечников дротиков и 366 наконечников копий. Это может говорить о том, что дротик был основным оружием, имевшимся у всех воинов. Большинство при этом носило также и копьё. Аналогичное соотношение характерно для других кладов.


Эволюция формы наконечников копий и дротиков в III–IV веках

Копейный наконечник имел в длину около 30 см и весил примерно 100 г. Вытянутая треугольная плоская форма наконечника с акцентированным посередине ребром жёсткости предназначалась для того, чтобы пронзить защиту противника и нанести ему глубокую и широкую рану, чреватую обильным кровотечением. Наконечник насаживался на древко посредством короткой втулки и закреплялся на месте при помощи железной заклёпки. Диаметр втулки и, соответственно, толщина древка, равнялись примерно 2 см.

В Торсберге были найдены пять сохранившихся копейных древков, длина которых в среднем составляла 2,2–2,6 м. Для их изготовления использовалась древесина ясеня, имевшая оптимальное соотношение прочности, лёгкости и гибкости. В верхней части, где древко соединяется с наконечником, оно нередко украшалось резным плетёным орнаментом.


Наконечники дротиков из Нидама. Музей Шлезвига

В сравнении с копейным наконечником головка дротика меньшего размера. Она насажена на длинный металлический стержень, который переходит в короткую и тонкую втулку. Форма наконечника более раннего времени широкая и плоская, с акцентированным ребром жёсткости. В нижней части её снабжали расходящимися зубцами, которые препятствовали извлечению наконечника из раны. Со временем наконечники дротика становились всё уже, пока не превратились в длинное и тонкое остриё, почти квадратное в сечении. Очевидно, эти изменения связаны с повышением бронебойной функции наконечника дротика.

При количественном анализе находок бросается в глаза высокая степень их унификации. Из 366 наконечников копий из Иллерупа 316 экземпляров (86%) относятся к типу Vennolum. В Вимозе этот тип столь же распространён, как и в Иллерупе, а на втором месте стоит тип Skiaker. Эта однородность находок указывает на общий источник, каким являлись производившие большие серии оружия крупные мастерские. Эту гипотезу подтверждают также результаты металлографического анализа находок. Дополнительным указанием являются три копейных наконечника из Иллерупа, снабжённые руническим клеймом Wagnijo tawide («Вагнийо [меня] сделал» ). То же клеймо встречается на ещё одном наконечнике копья из клада в Вимозе, что свидетельствует о широком распространении производимой таким образом продукции.

Наконечники копий и дротиков из Иллерупа: 1 - Vennolum, 2 - Simris, 3-4 - Skiaker

Лук

Заметную часть германских армий составляли лучники. Среди прочих находок в Нидаме были обнаружены 40 луков. Ещё несколько были найдены в Вимозе и Крагехуле. Все эти находки были простыми луками, вырезанными из цельного куска дерева. Для их изготовления использовалась древесина тиса или пихты. Длина луков варьировалась от 168 до 198 см. В сечении они напоминали букву D. Как и позднейшие английские луки, они были устроены так, что заболонь использовалась для изготовления внешней, а древесина - внутренней части лука. Концы лука были усилены костяными накладками. Место хвата рукой обмотано шнуром.

Луки из Нидама и реконструкция колчана. Музей Шлезвига

Луки, по-видимому, относились к вооружению самых бедных воинов и вряд ли входили в представленный на реконструкции комплект вооружения вождя или богатого дружинника.

Колчан со стрелами

Наконечники стрел были найдены в Торсберге (632 единицы), Нидаме (542), Эйсболе (675), Иллерупе и других местах. Все они имеют самую простую форму. Сходство отдельных наконечников рассматривается как свидетельство централизованного производства. Железный наконечник насаживался на древко посредством вставлявшегося в раскол шипа, после чего место соединения заливалось смолой и заматывалось волокнами крапивы. Благодаря особым свойствам болотистой почвы в Торсберге были найдены сохранившиеся древки стрел длиной от 68 до 85 см. Материалом для их изготовления служила древесина сосны и орешника. Интересно, что эта сосна часто встречается на Скандинавском полуострове и южном побережье Балтики, однако редко в Дании. На многих древках хорошо видны кольца и зарубки, которые интерпретируются, как владельческие знаки.


Реконструкция колчана для стрел

В Нидаме был найден целиком сохранившийся деревянный колчан для хранения стрел. Он представляет собой цельную трубку (длина -т79 см, внутренний диаметр - 8,4 см), выточенную на станке из липовой заготовки. В верхней части колчан немного расширяется, чтобы не мять оперенье стрел. Сверху он, скорее всего, закрывался не сохранившейся крышкой. Носили колчан на боку на портупейном ремне.


Деревянный колчан для стрел из Нидама. Национальный музей, Копенгаген

Портупея

Меч в ножнах германские воины по римской моде носили на широкой ременной портупее. С этой целью кончик ремня портупеи пропускали сквозь прорезь слайда и охватывали им ножны затяжной петлёй. Её конец прикреплялся к петле на изнаночной стороне бронзовой фалеры, которая украшала лицевую сторону портупеи. Две таких импортных портупеи с двумя бронзовыми фалерами каждая были обнаружены в составе клада в Торсберге. Большая портупея имеет длину 1 055 см и ширину 91 мм.


Украшения портупеи и ножен

Портупея, как и пояс, обладала значительной символической ценностью и являлась знаком принадлежности мужчины к числу воинов. Её обильно украшали бронзовыми, часто посеребрёнными накладками, декорированными в характерном северном стиле.


Римская портупея из Вимозе

Пояс

Пряжки и металлические накладки необыкновенно широко представлены в скандинавских военных кладах, что отражает символическое значение пояса как знака принадлежности к военной группе. Все находки делятся на две группы. К первой относятся детали фурнитуры, роскошно украшенные серебряной фольгой, позолотой, фигурными изображениями и стеклянными вставками. Эти пояса, как правило, лишены подвесных крючков, использовавшихся для крепления кресал, ножей или кошельков. Они представляют собой символы власти, носить которые могли лишь вожди. К числу подобных реликвий относится, например, серебряный с позолотой пояс из Нидама.


Пояса из Эйсбола. Верхний является примером роскошно украшенного пояса, который мог принадлежать предводителю высокого ранга. Два нижних, также богато украшенных, принадлежали вождям рангом пониже. Национальный музей, Копенгаген

К другой группе принадлежат поясные наборы, также зачастую богато декорированные, снабжённые разнообразными крючками, кольцами и подвесками. К ним подвешивались разнообразные мелкие хозяйственные предметы, которые воины носили на поясе в кошельках и футлярах. При достаточно большой выборке несложно увидеть базовое сходство формы и конструкции поясных деталей, а также единство художественного стиля украшений, найденных в Шлезвиг-Гольштейне, Дании, а также в Норвегии и Швеции. Несомненно, речь идёт о централизованном производстве украшений в ряде крупных мастерских и последующем распространении их продукции вдоль торговых путей.


Реконструкция пояса с украшениями и набором, около 325 года

Количество пряжек и поясных накладок, найденных при раскопках, хорошо коррелирует с числом выявленных здесь же ножей, шил, роговых и костяных гребней, кресал и кремней, которые воины носили на поясе. Ножи и шила хранились в особых ножнах, а для других предметов, возможно, использовались кожаные сумки или кошельки. Вероятно, в одном кошельке воин хранил кремень, кресало, трут и другие мелкие вещи хозяйственного значения, а в другом, возможно, носимом скрытно, - предметы личной гигиены: гребень, зубочистку, пинцет и прочее. К числу изредка встречающихся объектов относятся римские монеты, которые далеко за пределами империи являлись чем-то вроде сувенира.

Поясной набор

Фибула

Полы плаща скреплялись на правом плече бронзовой фибулой, которая была одним из личных индикаторов своего владельца. Найденные в составе скандинавских военных кладов фибулы варьируются от дорогостоящих, роскошно украшенных изделий импортного происхождения, принадлежавших вождям и знатным дружинникам, до относительно простых моделей, которые носила основная масса воинов. Будучи подверженными изменчивому влиянию моды, фибулы являются одним из важнейших источников датировки находок.


Фибулы из Торсберга. Музей Шлезвига

Фалеры

Среди находок в Торсберге представлены две роскошно украшенные фалеры. Бронзовая основа обеих сверху покрыта серебряной фольгой, в свою очередь, позолоченной. Поверхность фольги имеет чеканные украшения, которые воспроизводят мифологические сцены. По оценкам исследователей, украшения одной фалеры выполнены в провинциально-римской мастерской, а украшения другой являются подражанием, выполненном в стилистике северного звериного стиля.


Фалеры из Торсберга. Музей Шлезвига

Обе фалеры были найдены отдельно друг от друга, однако их идентичные размеры (диаметр обоих изделий равен 13,2 см), а также несомненное сходство формы и стиля украшений позволяют предполагать их парный характер. Предназначение фалер едва ли может быть точно установлено. По-видимому, они не являлись частью лошадиной сбруи, как предполагалось изначально. Одна из фалер была найдена в свёрнутой железной кольчуге вместе с двумя богато украшенными застёжками. Возможно, фалеры носили поверх доспеха как ценное украшение.

Туника

В отличие от римлян, носивших длинные и широкие, собиравшиеся в складки туники, германцы предпочитали узкую одежду, пригнанную по фигуре, с короткими полами и длинными рукавами. Хорошее представление о том, как она выглядела, даёт находка из Торсберга, включавшая мужскую тунику, штаны и плащ.

Рубаха из Торсберга, современная реконструкция. Музей Шлезвига

Туника состояла из двух кусков шерстяной ткани, сшитых по бокам. Длина каждой из частей равнялась 86–90 см, ширина - 52–56 см. Горловины не было. Для головы в верхней части туники была проделана горизонтальная прорезь. Длина узких приставных рукавов - 58 см каждый. Шов находился сзади. Чтобы лучше сохранить ткань от повреждений, нижняя часть рукава отворачивалась наружу. С этой целью в манжетах имелись разрезы с завязками. Анализ пигмента показывает, что изначально туника была окрашена в красный с простым узором из крупной синей клетки. Это свидетельствует о том, что одежда принадлежала состоятельному человеку. Бедняки, скорее всего, носили одежду из неокрашенной шерсти.

Штаны

Римские изобразительные источники обычно представляют германцев одетыми в широкие шаровары свободного покроя. Напротив, штаны, найденные в Торсберге, были довольно узкими. Выкройка состояла из шести частей, возможно, пригнанных по фигуре заказчика. В отличие от туники и плаща, штаны не были окрашены и изначально имели цвет натуральной шерсти. В холодное время года штаны могли носить вместе с обмотками, также найденными при раскопках.

Штаны из Торсберга, современная реконструкция. Музей Шлезвига

Плащ

Найденный в Торсберге плащ имел четырёхугольную форму и размеры 2,36 м в длину и 1,68 м в ширину. Его ткали на вертикальном станке из грубой длинноворсной овечьей шерсти одним куском. Анализ пигментов на ткани показал, что первоначально шерсть была окрашена в два оттенка синего цвета, соединявшиеся друг с другом таким образом, что возникал простейший клетчатый рисунок. На изобразительных источниках края плащей часто украшены бахромой. В зимнее время плащ могли изнутри подбивать мехом.

Реконструкция плаща из Торсберга. Музей Шлезвига

Плащ надевали, скрепляя его края на правом плече бронзовой или железной застёжкой-фибулой. Правая рука при этом оставалась открытой, а мужчина всегда был готов к защите. По длине полы плаща достигали колен и не мешали быстрой ходьбе или бегу. Для воина плащ был универсальной защитой. В дождь его край забрасывали на голову наподобие капюшона. Ночью на привале воины спали, завернувшись в него, как в одеяло. Даже в бою, плотно скатав и обвязав плащ вокруг груди, его могли носить как простейшее средство защиты.

Башмаки

Известные находки башмаков, как правило, представляют собой открытые модели. Как и римские сандалии, они кроились из одного куска толстой кожи. Центральная часть лоскута образовывала подошву, её края загибались кверху и с боков охватывали стопу. По краю заготовки делались прорези для продевавшегося через них кожаного ремешка, с помощью которого башмак закреплялся на ноге. Такая ажурная конструкция башмака обеспечивала ногам хорошую вентиляцию. Для утепления в холодное время года башмаки носились с обмотками или набивались сеном.


Башмаки из Торсберга, современная реконструкция. Музей Шлезвига


Приобретение новой пары обуви считается одним из самых эффективных средств шопинг-терапии. Обращая пристальное внимание на внешний вид, удобство колодки и качество подгонки обуви, редко задумываемся об истории происхождения обуви. Многообразие моделей и фасонов обуви отражает богатую и долгую историю «приземленного» предмета гардероба. Первые свидетельства о прототипах обуви относятся к доисторическим временам и насчитывают не одно тысячелетие.

Историк Эрик Тринакус из частного Университета Вашингтона в Сент-Луисе, штат Миссури, США, считает, что обувь появилась 26-30 тыс. лет назад на западе Евразии. Ученый проанализировал особенности скелета людей, живших в эпоху среднего и позднего палеолита. Особое внимание он обратил на мизинец стопы, заметив, что мизинец становился все слабее, а затем начала изменяться форма стопы. Возможно, это происходило из-за ношения тесной обуви.

С резким похолоданием и развитием первых цивилизаций, древние люди начали одеваться в шкуры животных и обматывать ноги кожей. По мнению палеонтологов, первая обувь в истории человечества представляла собой подобие армейских портянок из шкур животных, утепленные изнутри сухой травой, а для крепления на ноге использовалось лыко деревьев. Но до наших дней древняя обувь со стельками из сена не сохранилась.

В Древнем Египте во дворце фараона и храмах полагалось ходить босиком. В повседневной жизни древние египтяне защищали ноги от горячего песка обувью, похожей на сандалии. Вся обувь шилась по одному лекалу без учета естественного изгиба стопы. Подошва обуви изготовлялась из пальмовых листьев или папируса, а крепилась к ступне кожаными ремешками. Богатые египтяне украшали ремешки сандалий изысканной декоративной росписью, драгоценными и полудрагоценными камнями. Также при археологических раскопках найдена египетская обувь, отдаленно напоминающая тапочки, с закрытым носом без задника.

Древняя Греция знаменита классическими сандалиями без каблука с высокой шнуровкой, благодаря богу - покровителю торговли Гермесу и его крылатым сандалиям. Законодательницами женской обувной моды считались греческие гетеры, которые могли посещать места скопления мужчин. По их заказу сапожники подбивали гвоздями обувь так, чтобы она оставляла на песке следы с надписью «Следуй за мной». Это стало настоящей революцией в обувном производстве, так как началось разделение обуви на правый и левый, которые шились по двум разным лекалам - так появилась первая обувная пара.

Главным элементом щегольства были «крепиды» - сандалии в виде подошвы с бортиком и задником, на котором ремешки переплетались до щиколотки, подчеркивавшие стройность ног. В VIII-II вв. до н.э. у греческих женщин большим спросом пользовались «эндромиды» - высокие резные сапоги, состоящие из подошвы и кожаных голенищ, закрывающих ногу сзади, а спереди стянутых шнуровкой, пальцы ног оставались открытыми. Также у гетер пользовались спросом высокие сапоги-чулки - персикаи.

Впервые обувь на высокой платформе - котурны, начали носить древнегреческие актеры театров во время представлений, чтобы увеличить свой рост и быть виднее публике.

В Древнем Риме обувь выполняла утилитарные и статусные функции, каждой социальной прослойке предназначалась своя форма обуви. Повседневная женская обувь была белого, а мужская - черного цвета. Только в особо торжественных случаях состоятельные жители Рима надевали пурпурные и алые туфли, украшенные жемчугом и вышивкой.

Патриции и плебеи носили solea - кожаные сандалии, прикрывающие только подошву ноги и прикрепляющиеся к стопе ремешками. Только обувь знати прикреплялась к ноге четырьмя ремнями, а у плебеев крепилась одним ремешком.

Простолюдины носили calceus - туфли, закрывающие полностью ногу и завязывающиеся спереди ленточкой или шнурком. Появляться в публичных местах в открытой обуви считалось моветоном. Солдатам полагалось носить caligae - прочные башмаки, подбитые гвоздями, а актеры носили socci - специальные веревочные тапочки.

У древних евреев, несмотря на традицию снимать обувь в присутствии гостя, которому хозяева хотели выразить особое уважение, обувь отличалась разнообразием и высоким качеством. Для ее изготовления использовались кожа и шерсть, тростник и дерево. В обувном гардеробе состоятельных городских жителей помимо сандалий и башмаков, были туфли и сапоги. Первая обувь на каблуках появилась в Древнем Израиле. В каблуки дорогой обуви вставлялись флаконы с благовониям.

В экипировке древних ассирийских воинов кроме сандалий, снабженных задником для защиты пятки, были высокие башмаки, отдаленно напоминающие современные ботинки.

У скифских племен - предков восточных славян, основным видом обуви были мягкие высокие сапоги, в которые заправлялись штаны. Сапоги обтягивали ногу, напоминая кожаный чулок. Обувь крепилась к ноге ремнями, охватывающими ступню и щиколотку. Под сапоги скифы надевали длинные войлочные чулки с пришитой войлочной подошвой. Верхняя часть чулка выправлялась наружу поверх сапога, и расшивалась полосками орнамента из разноцветных лоскутов. Поверх чулок натягивались сапоги с мягкой кожаной головкой, с голенищами до колен - так, чтобы был виден орнаментированный верх чулок. Голенища сапог были мозаичными: они сшивались из чередующихся квадратиков меха, кожи и цветного войлока. Обувь выглядела несколько своеобразно, была похожа на современные унты, древние прозвали такую обувь «скифской».

Женщины в скифских племенах носили невысокие полусапожки, которые надевались на войлочный чулок, окантованный красной тесьмой. Женские полусапожки изготовлялись из тонкой кожи красного цвета и были богато орнаментированы узорами. По месту соединения головки с голенищем была вшита полоска красной шерстяной тесьмы, украшенной кожаными аппликациями. Оригинально были отделаны и подошвы - для украшения использовали кожу, бисер, сухожильную нить.

Богатая отделка подошв скифской обуви удивляет историков - у степных народов Азии при обычае сидеть, сложив ноги пятками наружу, тоже надевали обувь с такими украшениями.

Средневековая Европа отличалась необыкновенной вычурностью нарядов и обуви. Она отвергла открытую обувь, которую было не принято носить в высшем свете, отдав предпочтение закрытым туфлям с длинными, загнутыми вверх носами. По моде того времени, кончик носка украшался колокольчиками или бубенцами. Французский король Филипп IV издал специальный закон, согласно которому вся знать должна была носить только закрытую обувь.

В XIV веке по длине носка обуви судили о состоятельности и знатности владельца. Обувь князей была на три сантиметра длиннее стопы, сапоги баронов - на два сантиметра, а туфли рядовых дворян - на полтора сантиметра длиннее естественного размера ноги. Ходить в длинной обуви было крайне неудобно, поэтому чтобы не спотыкаться, носки обуви загибали вверх, а для надежности их приматывали к ноге бечевкой или кожаным шнурком.

По мнению историков, самой древней обувью на территории России считаются поршни (постолы) - башмаки, которые сделаны из мягкой кожи. Факты из истории обуви в России подтверждают, что богатые и знатные женщины и мужчины носили мягкие сафьяновые сапожки, яркие, украшенные богатыми деталями. Бедные люди носили сапоги из грубой кожи, лыковые лапти с онучами - современные портянки и оборами - завязками.

Невероятное облегчение принес европейцам XV век, когда обувь с длинными узкими носками сменилась на широкие короткие туфли. Она имела массивные носки и слишком легкий задник, который при ходьбе норовил соскользнуть с ноги, поэтому туфли фиксировали на подъеме стопы тканевыми или кожаными завязками. Для большей изящности туфель, обувщики прибивали к ним деревянные каблуки, а на носках делали разрезы, через которые становилась видна тканевая обувная подкладка.

В Европе в моду постепенно входила тупоносая обувь. С увеличением и расширением передней части обуви, сужалась и уменьшалась задняя, и уже в 20-х годах XVI века башмаки стали так мелки, что едва держались на ногах и поэтому крепились завязками на подъеме.

Особой изящностью отличалась обувная мода XVI века: каблуки были достаточно высоки и отделаны кожей, а голенища сапог были настолько длинными, что доходили до середины бедра. Такая обувь была особенно удобна для верховой езды и для охоты - основных развлечений европейской знати.

Женская обувь была ничем не примечательна, приличия категорически не позволяли дамам демонстрировать даже носки своих туфель на публике, не говоря уже о щиколотках. Зато обувная мода была исключительно мужской прерогативой, мужчины щеголяли в роскошной обуви - в ботиночках на высоких красных каблуках. Своего предела высота подошвы и каблуков достигла в начале XVII века.

Период конца XVII - начало XVIII веков можно назвать ренессансом женской обуви. В истории одежды произошло значимое событие для развития обувного дела: юбки дам стали гораздо короче и игривее. Грубые башмаки сменили изящные, легкие туфельки из бархата, шелка и парчи на изящных каблучках, позаимствованных у мужчин. Когда обувь скрывало длинное платье, высота подошв башмаков была умеренной, а с укорачиванием юбки высота подошв увеличивалась. Светским дамам стало дозволено демонстрировать изящную и богато украшенную обувь, которую они охотно выставляли напоказ. Туфли отшивали из яркой парчи и шелка, декорировали вышивкой и камнями.

Галантные кавалеры не упускали возможности щегольнуть обувью на высоких каблуках, расписанной лаковыми миниатюрами. В эпоху барокко и рококо мода на роскошные балы привела к вычурности обуви, к обильному украшению женской и мужской обуви тканевыми бантами, лентами и бисером. Обувь шили из кожи, бархата, шелковой и шерстяной ткани красного, голубого, желтого цветов. Сапоги с широким округлым носком продолжали шить из мягкой кожи натурального цвета.

Повседневная мужская обувь была чрезвычайно изысканна: для верховой езды по-прежнему были популярны ботфорты до середины бедра с голенищами-раструбами, которые подворачивались до колена, и квадратными носами. Непременный атрибут мужской обувной моды того времени - шпоры. Изначально они были предназначены для верховой езды, но в эту эпоху становится хорошим тоном носить ботфорты как аксессуар на балах и повседневной жизни.

Простолюдинам в европейских городах XVII - XVIII веков не было особого дела до роскошных бантов, шпор и гамашей - основной обувью для бедных жителей городов и деревень были сабо - грубые деревянные башмаки.

Эпоха Просвещения тоже внесла свои коррективы в обувную моду. В начале - середине XIX века место шелковых туфель занимают удобные и практичные кожаные ботиночки. В женской и мужской обувной моде основной доминирующей моделью стали ботинки и полуботинки эргономичной формы с удобными застежками и шнуровками. Форма обуви становится более жесткой, самая модная модель - полуботинки с меховой отделкой на каблучке-«рюмочке» средней высоты.

В начале прошлого века российских башмачников называли «волчками» за то, что они тачали обувь в малюсеньких мастерских, сидя в стороне от людей, как одинокие волки. Меккой башмачного дела была Марьина роща. Именно туда приезжали многие заграничные модники, чтобы заказать обувь.

XX век стал триумфальным для обувной моды: радикальное изменение стиля одежды вывело обувь на первый план и сделало ее важным элементом при создании модного образа. С точки зрения эргономики наблюдаются две разнонаправленные тенденции. С одной стороны, женская и мужская обувь тяготеет к комфорту - это ярко проявляется в спортивной, полуспортивной и повседневной обуви. С другой стороны, «парадная» женская обувь экспериментирует с высотой каблука и формой колодки, временами приобретая гротескные и абсолютно не эргономичные формы.

Новаторство XX века состоит в том, что форма обуви начинает повторять очертания стопы, стелька становится ассиметричной. В 20-е годы очередной бум переживают сандалии. А после II Мировой войны дизайнеры начинают экспериментировать с материалами более дешевыми, чем кожа: войлоком, парусиной, резиной. Этот век стал революционным в истории производства обуви. На это повлияло разнообразие материалов и обувной фурнитуры для изготовления обуви.

В XXI век совершенствуются не только колодки, стельки и модели обуви, но и формы розничных продаж. Появляются обувные салоны-магазины и бутики. Представленные в магазинах коллекции не уступают по красоте и изяществу обуви прошлых веков. Только сейчас обувь себе может позволить не только человек знатного происхождения, но и любой другой.

В настоящее время в обувной промышленности используются натуральные и синтетические материалы. Использование искусственного сырья позволяет существенно снизить себестоимость обуви, а современные технологии позволили приблизить их свойства к характеристикам натуральных материалов. Для изготовления подошвы каблука, используются различные виды пластика, резина, дерево и кожа; обувная подкладка, в идеале, должна быть кожаной в демисезонной и зимней обуви - текстильной и меховой, но допустимо применение искусственных материалов. Верх обуви может быть изготовлен из кожи и ее разновидностей - замша, нубук, или искусственной кожи, резины, текстиля и пластика.

Согласно ГОСТу, по своему назначению обувь подразделяется на мужскую, женскую, детскую, комнатную, спортивную и обувь специального назначения. Список разновидностей обуви поражает воображение:

Ботинки, оксфорды, ботильоны и полуботинки;

Сапоги и полусапоги;

Калоши и галоши;

Туфли: голливудские, балетки, деленки, лодочки;

Сабо и мюли;

Мокасины;

Ботфорты;

Ковбойские сапоги и казаки;

Зимняя обувь: валенки, унты, угги, апрески;

Летняя открытая обувь: босоножки, сандалеты, сандалии, котурны;

Вьетнамки, сланцы, шлепанцы;

Спортивная обувь: кеды, кроссовки, сникерсы, вибрамы, конверсы, эспадрильи;

Национальная обувь: лапти, черевики, ичиги;

Домашняя обувь: тапки, чувяки;

Ботфорты, кирзовые сапоги, калиги, берцы;

Детская обувь: гусарики, пинетки.

События

На фото – самый древний образец кожаной обуви из всех известных в мире, найденный в одной из пещер Армении. Этот "удивительно современный", как считают специалисты, башмак сохранился благодаря сухости и… органическим отходам жизнедеятельности обыкновенных овец.

Самый древний образец обуви, сделанный из кожи, поразил одного из самых известных дизайнеров обуви в мире. "Это изумительно! - сообщил Блахник (Blahnik) в своем письме, отправленном электронной почтой. - Как похожа эта обувь на современную!"

На прошлой неделе во время раскопок, проводимых в одной из пещер Армении, была найдена похожая на мокасины обувь, возраст которой примерно 5500 лет ! Она набита травой, которая выступала, видимо, в роли одной из первых распорок для обуви. Обувь превосходно сохранилась до наших дней – судя по всему, благодаря органическим отходам жизнедеятельности овец.

Размер этой туфли соответствует примерно 25-му размеру обуви для современных женщин. Туфля была сшита на заказ на правую ногу ее предполагаемого владельца. Сложно сказать с уверенностью, был ли этот заказчик мужчиной, или женщиной – слишком уж мало известно о размерах ног людей, живших в те незапамятные времена на территории современной Армении.

Эта древняя мокасина сделана из цельного куска коровьей кожи . Среди современных производителей обувь, сделанная подобным образом, ценится особенно высоко и позволяет им запрашивать за нее высокую цену. Найденный башмак переплетен кожаным шнуром вдоль швов на носке и на пятке.

"Кусок кожи был разрезан на две полоски и обработан посредством дубления, что было, судя по всему, новейшей, по тем временам, технологией", - сообщил Рон Пинхаси (Ron Pinhasi) , один из руководителей раскопок в Армении, археолог Ирландского Университета.

Иветт Уоррелл (Yvette Worrall) , производитель обуви компании Конкер Хенд-мейд-шу кампани (Conker handmade-shoe company) , Великобритания, добавляет: "Как я себе представляю, кожа вначале была вымочена, а уж затем разрезана и подогнана под ногу, при этом нога использовалась, как форма (модель), под которую обувь сразу строчили".

Конечный результат выглядит на удивление похожим на современную обувь для такой древней вещи. И это мнение не только одного Блахника.

"Она сразу же напомнила мне что-то очень похожее на традиционную форму балканской обуви, известной как опанке , которую одевают и сейчас, как часть национальной одежды в данном регионе, на праздники, - говорит Элизабет Семмелхак (Elizabeth Semmelhack) , смотритель Музея обуви Батя (Bata Shoe Museum) , Торонто, Канада. - Я думаю, как это ни удивительно, не многое изменилось с тех пор".

Набольшее удивление вызывает тот факт, что самая старая кожаная обувь на земле сохранилась на удивление превосходно!

Радиоуглеродный анализ, определивший возраст туфли в районе 3500 лет до нашей эры, относит обувь к, так называемой, Армянской Медной Эре. Доисторическая обувь сжата в пятке и носке, как будто бы в ней прошагали не один километр. Туфля эта, вне всякого сомнения, достаточно изношена.

Образцы обуви подобного возраста – явление чрезвычайно редкое, потому что кожа и растительный материал обычно разрушаются очень быстро. Но в данном случае, содержимое ямы в пещере под названием Арени-1 в Армении, было, что называется, запечатано несколькими слоями отходов жизнедеятельности овец, которые накапливались в пещере после того, как жители Медной Эры покинули ее.

"Среда пещеры сохранила обувь в холоде и сухости, и находка была надежно зацементирована под отходами", - говорит Пинхаси, который также является ведущим инициатором исследования, опубликованного в журнале PLoS ONE, в минувшую среду.

Зачем вообще было надо изготавливать эту древнейшую кожаную туфлю по такой сложной технологии, если в тот период были широко распространены гораздо более простые способы изготовления обуви?

Защита ног была одной из главных причин, почему люди вообще начали носить обувь, и, вне всякого сомнения, это также послужило причиной для изготовления и этой самой древней кожаной обуви на земле. В окрестностях этой Армянской пещеры "территория труднопроходимая, завалена острыми камнями и покрыта колючими кустарниками", - говорит археолог Калифорнийского Университета и соорганизатор исследования Грегори Арешян (Gregory Areshian) , который частично субсидировался Комитетом по Исследованиям и Открытиям (Committee for Research and Exploration) Национального Географического Общества . Кроме того, подобная обувь давала возможность людям справляться с экстремальными температурами в этом регионе – до 45°C летом и ниже нуля зимой – и путешествовать на сравнительно большие расстояния.

"Эти люди проходили большие расстояния. Мы обнаружили вулканическое стекло в пещере, которое принесли туда с места, находящегося как минимум на расстоянии 120 километров от пещеры", - говорит Арешян.

Блахник, дизайнер обуви, поделился размышлениями на тему, что даже обувь с таким простым дизайном носили не только с практической целью, но и для красоты.

"Обычно задача обуви – это защитить ногу, но у меня нет никаких сомнений, что внешний облик найденной туфли указывает на принадлежность ее владельца к определенному клану, - говорит Блахник, который является большим специалистом в своей области и очень неплохо разбирается как в одежде, так и в социальном статусе людей, носящих эту одежду. - Я уверен, что эта обувь является частью снаряжения, которое определенное племя или клан носили для того, чтобы отличать себя от других".

Но действительно ли найденный образец обуви является одним их самых древних на Земле?

Ранее, самая старая обувь с закрытым носком принадлежала Отци , так называемому Ледяному человеку, найденному в Австрийских Альпах в 1991 году. Отци умер примерно 5300 лет тому назад.

Между тем, такая обувь, как сандалии, имеет еще более древнюю историю, о чем говорят древнейшие их образцы, найденные в пещере Арнольда, в центре штата Миссури. Эти образцы имеют возраст более 7000 лет!

Однако очевидно, что люди начали носить обувь очень давно, гораздо раньше того периода, к которому относится старейший из найденных экземпляров обуви. К примеру, в окаменелостях, возраст которых около 40000 лет, были найдены останки древних людей с притупленными большими пальцами ног. Этот факт, несомненно, указывает на то, что эпоха обуви уже наступила…

По мнению Джакуи Вуда (Jacqui Wood) , независимого великобританского археолога, который изучал Отци, самый древний кожаный башмак выглядит абсолютно открытым по сравнению с обувью Отци.

"Обувь Ледяного человека относилась к совсем другому классу, - объясняет Вуд. Каждая подошва была сделана из кожи бурого медведя; бока были сделаны из оленей кожи; а внутренняя часть сплеталась из древесной коры, которая плотно затягивалась вокруг ноги. В сравнении с этой обувью, армянский образец является более простым. Подобную обувь, по-видимому, изготавливали во всем мире еще с тех пор, когда люди вообще решили носить обувь".

Действительно, похожую обувь находили по всему миру, в разных местах раскопок и в разные времена. И исследование Пинхаси и Арешян находит вполне правдоподобным, что сам стиль подобной обуви зародился в Армении.

"Многие другие открытия, такие как гончарное колесо, клинопись и производство шерсти эволюционировали в древние времена на Ближнем Востоке, - говорит Пинхаси. - И, вполне возможно, что мы нашли в Армении самое раннее доказательство того, что подобная обувь зародилась там и впоследствии распространилась по всей Европе".

Ребекка Шоукросс (Rebecca Shawcross) , специалист Музея и Картинной Галереи г. Нортхемптона, Великобритания, говорит: "Вы даже можете найти подтверждения того, что данный башмак, а вернее его дизайн, является прообразом мокасин в Северной Америке, которые создали впоследствии очень популярный стиль обуви. Влияние этого стиля можно наблюдать и в наши дни - парусиновые туфли; мягкая, похожая на тапочки мужская обувь; и так далее".

Однако загадок, связанных с самой старой обувью на свете также хватает . Наряду с самым старинным башмаком, исследовательская команда в Арени-1 обнаружила немало других тайн и загадок. Вместе с обувью, под окаменелыми экскрементами древних овец были найдены рога дикого козла, кости благородного оленя и перевернутый разбитый горшок.

"Странный набор предметов! - говорит Пинхаси. - "И я не удивлюсь, если окажется, что они появились там не случайно, а имеют определенное символическое значение".

Возможно, новый сезон раскопок в Арени-1 поможет ответить на этот вопрос?



Рассказать друзьям