Планы на каждый день в детском саду 1 младшая группа. Планирование и проведение первой половины дня в первой младшей группе

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Вид: ритмика

Место проведения : спортивный зал

Оборудование : магнитофон

Литература: Колодницкий Г.А. Ритмические упражнения, хореография, игры. М.: Академия, 2003г., Лескова Г.П., Буцинская П.П., Васюкова В.И. Общеразвивающие упражнения в детском саду.-М.: Просвещение, 1981г., Раевская Е.П., Руднева С.Д. Музыкально- двигательные упражнения в детском саду.-М.: Просвещение, 1991г

Части Содержание Дозиров- ка Методы и приемы обучения, организации, воспитания.
Начало 2 минуты Основная 7-8 минут Окончание 2 минуты -Ходьба *с высоким подниманием колена,руки на пояс: -Бег: *подскоки; *змейкой; *без задания -Ходьба, упражнение на восстановление дыхания: *на носках, руки в стороны; *на пятках, руки за спину -Перестроение в 2 шеренги Комплекс ритмической гимнастики 1)Ходьба на месте, руки в стороны 2)Легкий бег на месте, руки на пояс 3)И.п. - стойка, руки на пояс 1- шаг вправо, наклон вперед 2- И.п. 3-4 тоже влево 4)И.п.- стойка ноги врозь, руки на пояс 1- мах правой согнутой ногой 2- И.п. 3-4 прыжок на 2 ногах на месте 5-8 тоже левой ногой 5)И.п.- стойка, руки на пояс 1- приставной шаг вправо 2- присед, поворот туловища вправо 3- тоже влево 6)И.п.- сед, упор сзади Поочередное сгибание и разгибание ног на уровне угла 90 градусов 7)И.п.- стойка, руки на пояс Прыжки скрестно 8)И.п.- стойка, руки на пояс Прыжки- 2 приставных шага влево, 2- вправо 9)Ходьба на месте с высоким подниманием колена, руки через стороны вверх -Перестроение в круг -Ходьба -Легкий бег -Ходьба на внутренней и внешней стороне стопы, руки в стороны -Уход из зала 1круг 2круга 6кругов 2круга 2раза 4круга 1круг 1круг 1круг 30сек. 4-8р. 30сек. 4-8р. 4-8р. 4-8р. 3-8р. 2-8р. 4-4р. 3-8р. 10сек. 1круг 2круга 2круга Выполняем все движения под музыку. На носках. Выпрыгиваем выше. Бег в колонну по одному Выполняем самостоятельно. Следим за осанкой. Все движения выполняем за мной. На носках. Ноги прямые, наклон ниже. Колено поднимаем до уровня пояса; Ноги вместе. Шаг шире; Поворот резче; Использую зеркальный показ. Ноги не опускать. Слушаем музыку, не торопимся. Подскок выше. Восстанавливаем дыхание. Дышим носом. Следим за осанкой

Образец написания конспекта физкультурного занятия



Конспект физкультурного занятия, проведенного

В подготовительной группе

Тип: тренировочный (сюжетная круговая тренировка)

Место проведения : спортивный зал

Задачи:

· Совершенствовать навык лазанья по гимнастической стенке

· Совершенствовать навык ползания на четвереньках

· Развивать координационные способности, равновесие, силу

· Укреплять мышцы спины, брюшного пресса

· Способствовать формированию правильной осанки

· Воспитывать самостоятельность, ответственность

Оборудование: гимнастическая стенка, гимнастические скамейки, коврики, ориентиры

Литература: Шарманова С.Б., Федоров А.И., Черепов Е.А. Круговая тренировка в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. (Учебно- методическое пособие)-М.: Советский спорт, 2004г.

Части время Содержание Дози- ровка Методы и приемы обучения и организации детей
I часть 8-10 мин. II часть 20 мин. III часть 2мин. Построение «Сегодня ребята, я приглашаю вас в Страну Игрушек, там мы встретимся с разными и любимыми вами игрушками» - Ходьба в колонне по одному «Зверь забавный спит из плюша, Есть и лапы, есть и уши, Мёду зверю дай немного И устрой ему берлогу -Ходьба на внешней стороне стопы «Маленькие зверьки, Серенькие шубки, Длинные хвосты Черненькие глазки, остренькие зубки» -Ходьба на носках, руки перед грудью «Пушистый матросик, Лопаточкой носик На ножках коротеньких Красные ботинки» -Ходьба в низком приседе, руки на пояс -Бег -с «захлестом» голени - с высоким подниманием бедра - « змейкой» -Ходьба, восстановление дыхания Перестроение на ОРУ Комплекс ОРУ -И.П.-стойка ноги врозь 1-2- руки через стороны вверх 3-4- И.П. -И.П.- стойка ноги врозь, правая рука вверху 1-4- смена положения рук рывком -И.П.- стойка ноги врозь, руки в стороны 1-4- круговые движения рук вперед 5-8- тоже назад -И.П.- стойка ноги врозь, руки на пояс 1- наклон влево 2- И.П. 3-4- тоже вправо -И.П.- стойка ноги врозь 1- наклон вперед, хлопок за левой 2- И.П. 3-4- тоже за правой -И.П.- стойка ноги врозь, руки на пояс 1- присед, хлопок впереди 2- И.П. 3-4- тоже, что 1-2 -И.П.- стойка руки на пояс 1-4- прыжки на двух ногах с поворотом налево 5-8- тоже с поворотом направо -Ходьба на месте с хлопками под левую ногу Круговая тренировка - Расстановка оборудования и инвентаря «Эту «волшебную палочку» мне подарила Фея Игрушек, с помощью палочки я могу превращать вас в различные игрушки» - Дети расходятся по «станциям» Взмахиваю волшебной палочкой и говорю волшебные слова: «Эне- бене- раба!» 1-я «станция» - «Плюшевые медвежата» Влезть чередующимися шагом на первый пролет гимнастической стенки, приставными шагами переходить на следующие пролеты, на последнем спуститься вниз, используя чередующийся шаг 2-я «станция»- «Резвые мышата» Ползание на четвереньках «змейкой» между ориентирами 3-я «станция»- «Кукла» Ходьба по гимнастической скамейке: на носках руки вверх, приставными шагами руки на пояс, обычная ходьба, руки в стороны 4-я «станция» - «Ванька- встанька» И.П.- сед согнув ноги на коврике, руки за головой 1-2 лечь на спину 3-4- И.П. 5-я «станция»- «Качели» И.П.- лежа на животе, руки вверх 1-2-прогнуться, поднять руки, голову, верхнюю часть туловища 3-4- И.П. 5-6- поднять ноги 7-8- И.П. 6-я «станция»- Оловянные солдатики» И.П.- стоя лицом к скамейке 1-согнуть правую ногу вперед, поставить на скамейку 2-разгибая правую ногу, толчком левой встать на скамейку 3-шагом правой назад согнуть левую вперед на скамейку 4-приставить левую ногу в И.П. Уборка оборудования и инвентаря Подведение итогов «Рыбак и удочка» Играющие встают лицом в круг, в центре стоит рыбак с удочкой. По сигналу воспитателя начинает крутить удочку, играющие прыгают. Пойман-ные садятся на скамейку. Подведение итогов игры. Построение в общий строй. -Построение -Игра на внимание «Нос, пол, потолок» (нос- касаются носа, пол- полуприсед, потолок – встать на носки, руки вверх) Подведение итогов игры, занятия. Уход в группу 30 сек. 1 круг 1 круг 1 круг 1 круг 3круг 1 круг 1 круг 1 круг 1 круг 20 сек. 5 мин. 6-8 раз 6-8 раз 6-8 раз 6-8 раз 6-8 раз 6-8 раз 6-8 раз 14мин. 1 мин. 1-2мин 1-2мин 1-2мин 1-2мин 1-2мин 1-2мин 1 мин 30сек 6 мин. 30сек 1-2 мин. схема Соблюдаем дистанцию Дети отгадывают загадку и имитируют движения Идем « как мышки» Дети отгадывают загадку и имитируют движения Идем « как мышки» Голову не наклоняем, спина прямая Следим за осанкой Руки работают вдоль туловища, друг друга не обгоняем, бедро поднимаем выше, назад не отклоняемся Веду счет, слежу за дыханием Схема построения Тянемся выше Руки не сгибаем, рывок резче Руки не сгибаем, амплитуда больше Наклон точно в сторону, наклон ниже. Ноги от пола не отрывать Наклон ниже, ноги в коленях не сгибать Присед ниже, спину держим прямо Прыжок мягче, прыгаем На передней части стопы Схема организации на круговой тренировке Достаю «волшебную палочку» Круговая тренировка начинается При лазании не пропускать перекладины, сохранять правильный хват кистями, при спуске не спрыгивать Ползти заданным способом, не задевать за предметы Выполнять упражнения в спокойном темпе, голову не опускать, сохранять положение правильной осанки, заканчивая упражнение не спрыгивать Стопы от пола не отрывать, в положении лежа на спине разводить локти и касаться плечами пола Руки и ноги прямые, пятки вместе, увеличивать амплитуду движений Спина прямая, смотреть вперед, постепенно увеличивать темп движений Переход от «станции» осуществляется против часовой стрелки, на переход отводится 10секунд; на одной станции работают 1-2 человека Подведение итогов Схема игры Вспоминаем правила игры, выбираем водящего, играем Смена водящего Правила: прыгать на 2-х ногах; назад не отходить тот, кто ошибается делает шаг вперед Подводя итоги хвалю всех детей, указываю на ошибки отдельным детям


Примерный комплекс ритмической гимнастики №1 для старшей группы

Построение в шеренгу. Маршем дети идут по кругу,

перестраиваясь затем через центр по 4 человека в 4 колонны.

1. “Наклоны головы в сторону”

1 – наклонить голову вправо 2 - И.п., 3 –наклонить голову влево, 4 - И.п.

2.“Наклонны головы вперед и назад”

И.п.: стойка ноги врозь, руки на поясе.

1 – наклонить голову вперёд, 2 – И.п., 3 – наклонить голову назад, 4 – И.п.

3.”Поднимание плеч”

И.п.: стойка ноги врозь, руки на поясе.

1 - поднять плечо, 2 – опустить, 3-4 – повторить. Упражнение выполняется с правого плеча, затем с левого.

4. “Плечи вперед и назад”.

И.п.: стойка ноги врозь, руки на поясе.

1-2 – поднять оба плеча, перевести их вперед, 3-4 – И.п., 5-6 – поднять плечи, перевести их назад, 7-8 – И.п.

5.”Поднимание стопы на носок”

И.п.: стойка, руки на поясе.

1 – поднять правую ногу на носок согнув её в колене, при этом делая плавные движения руками перед собой, 2 – тоже с левой ноги,

3-4 – повторить. Тоже на обеих ногах.

6.“Хлопни”

И.п.: основная стойка.

1 –развести руки в стороны, 2– подняться на носки, хлопнуть над головой прямыми руками, 3 – И.п., 4 – согнуть ноги в коленях, хлопнуть внизу перед собой.

7.“Повернись”.

И.п.: стойка ноги врозь, руки в стороны.

1 – повернуться вправо, присесть, сделать хлопок, 2 – И.п., 3 – то же в левую сторону, 4 – И.п.

8.”Часики”.

И.п.: ноги на ширине плеч, руки прямые в замочке над головой. 1 –

наклониться вправо, сказать “Тик”, 2 – И.п., 3 – наклониться влево,

сказать “Так”, 4 – И.п.

9.”Спрятались-показались”.

И.п.: о. с. 1- присесть, 2 – выпрямить ноги, 3 – присесть, 4 – И.п.

10. “Хлопни под ногой”.

И.п.: ноги вместе, руки на поясе. 1 – поднять правую ногу, согнутую в

колене, сделать хлопок, 2 – И.п., 3 – то же с левой ноги, 4 – И.п.

11. “Попрыгаем”.

И.п.: ноги вместе, руки на поясе.

“Крестик” – прыжки, скрещивая ноги.

“Из стороны в сторону”

12.”Бег на месте, захлест назад”

13.”Марш на месте”.

обе руки вверх, сделать вдох, 3-4 - маршируя на месте опустить

руки, сделать выдох.

Волнообразные движения руками в сторону и вперёд.

14.“Спрячем ножки”.

И.п.: сидя на полу, ноги вместе, прямые, руки упор сзади. 1 – согнуть в

колене правую ногу, 2 – И.п., 3 – то же с левой ноги. Затем тоже 2

ноги вместе.

15.”Наклонись пониже”.

И.п.: сидя на полу, ноги врозь, руки на поясе. 1-4 – наклониться

вперёд, делая шагающие движения руками, 5-8 – возвратиться в

исходное положение. Затем делать наклоны к правой и левой ноге.

16.”Потянемся”.

И.п.: сидя на коленях, руки внизу.1 – подняться на колени, сделать

хлопок над головой, 2 – опуститься, коснуться носочков ног справа,

3 - подняться на колени, сделать хлопок над головой, 4 -

опуститься, коснуться носочков ног слева.

17.”Повернём ноги”.

И.п.: лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки за головой. 1 – обе

ноги положить вправо, 2 – И.п., 2 – тоже влево, 4 – И.п.

18.”Брёвнышко”.

И.п.: лежа на спине, ноги прямые, вместе, руки прямые над головой.

1-2 - перевернуться на живот, стараясь не сгибать рук и ног, 3-4 – И.п.

19.”Корзиночка”.

И.п.: лёжа на животе, ноги вместе, руки вдоль туловища. 1-4 – ноги

согнуть в коленях, взяться руками за голеностопы, погнуться,

удерживая такое положение, 5-8 – И.п.

20.”Отдыхаем”.

И.п.: лёжа на спине в любом удобном положении.

Марш, перестроение из колонн в круг, уход из зала.

Комплекс ритмической гимнастики №2 для старшей группы

Построение в шеренгу. Маршем дети идут по кругу. Перестроение в 3

1. “Наклоны головы”

И.п.: стоя, ноги врозь, руки на пояс.1- повернуть голову направо,

поднять правое плечо, 2-И.п., 3-то же в другую сторону, 4- И.п.

2. “Круг головой”

И.п.: стоя, ноги врозь, руки на пояс.1-8 – повернуть голову на

право, сделать круг головой, 9-16 – то же в другую сторону.

3. “Поднимем плечи”

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. 1 – поднять

оба плеча, подняться на полупальцы, 2 – И.п.

4. “Будь внимательным”

И.п.: о.с. 1 – правая рука на пояс, 2 – левая то же, 3 – правая к

плечу, 4 – левая то же, 5 – правая вверх. 6 - левая то же, 7-8 – хлопки над

головой, 9-18 – действия выполняются в обратном порядке, хлопки по бедрам.

5.“Спрятались-показались”

И.п.: о.с. 1 – полуприсесть, руки к плечам, 2 – левая рука вправо с

поворотом туловища вправо, 3 - полуприсесть, руки к плечам, 4 – правая рука

влево с поворотом туловища влево.

6.“Наклоны вперёд”

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. 1 – наклон

вперёд с отведением правой прямой руки вперед, 2 – И.п., 3 - – наклон

вперёд с отведением левой прямой руки вперед, 4 – И.п.

7.“Каблучок”

И.п: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – наклониться в

правую сторону, поднимая левую руку через верх вправо, поставить правую ногу

на каблук, 2 – И.п., 3 – то же в левую сторону, 4 – И.п.

8.“Присядь”

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – повернуться на

право, присесть на левое колено, поднять обе руки вверх, 2 – И.п., 3 – то

же в другую сторону, 4 – И.п.

9.“Крестик”

И.п.: ноги на ширине плеч, руки прямые в стороны. 1 - согнуть,

поворачиваясь немного вправо, левую ногу, локтём правой руки коснуться

колена левой ноги, 2 – И.п., 3 – то же с поворотом влево, 4 – И.п.

10. “Скакалка”

И п.: стоя, ноги вместе, в руках будто скакалка. Исполняются прыжки

в такт музыке на двух ногах, затем на правой, на левой, потом поременный

бег, руками имитируются движения скакалкой.

11.“Марш на месте”.

И.п.: ноги вместе, руки вдоль туловища. 1-2 - маршируя на месте поднять

обе руки вверх, сделать вдох, 3-4 - маршируя на месте опустить руки,

сделать выдох.

12. “Хлопни”

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-3 – волнообразные

движения правой рукой перед собой, 4 – хлопок, 5-7 – то же в другую

сторону, 8 – хлопок.

13. “Ногу выше”

И.п.: сидя на полу, ноги вместе, вытянуты, руки упор сзади. 1 –

поднять правую ногу, 2 – согнуть ногу в колене, поставить за левой ногой, 3

– поднять правую ногу вверх, 4 – И.п., 5-8 – повторить с левой ноги.

14. “Шлепаем по лужам”

И.п.: сидя на полу, ноги вместе, согнуты в коленях, руки упор

сзади.1 – поднять правую ногу, выпрямить её в колене, наклонить голову

вправо, 2 – опустить правую ногу, поднять левую, голову налево.

15. “Ползём” И.п.: сидя на полу, ноги врозь, вытянуты, руки согнуты в локтях. 1-8 – продвижение вперёд поочередно то с правой, то с левой ноги, 9-16 – то

же назад.

16. “Ветерок”

И.п.: стойка на коленях, руки вверх. 1-2 – наклон вправо, 3-4 –

наклон влево, 5-6 – наклон вперёд, руки назад, 7-8 – И.п.

17.“ Кошечка”

И.п.: упор на коленях. 1 – низко опустить голову, прогнуть спину

вверх, 2 – поднять голову, прогнуть спину вниз.

18. “Лягушка”

И.п.: упор лежа на бедрах, ноги врозь. 1-4 – прогнуться, согнуть

ноги в коленях, головой коснуться стоп, 5-6 – удержать принятое положение,

19.”Отдыхаем”

И.п.: лёжа на животе, руки под подбородком, локти в стороны. 1-2 –

согнуть правую (левую) ногу, отводя колено в сторону, 3-4 – И.п

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ И ПОДВОДЯЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДЕЙСТВИЯМ С МЯЧОМ «Школа мяча»

Подбрасывание мяча

1. Подбросить мяч вверх и поймать двумя руками.

2. То же, хлопнуть в ладоши и поймать мяч.

3. То же, вверх и поймать его после удара об пол.

4. То же, хлопнуть в ладоши и поймать его после удара об пол.

5. То же, хлопнуть в ладоши впереди и сзади себя, поймать мяч.

6. То же, руки убрать за голову, поймать мяч.

7. То же, и отбить 3-5 раз правой (левой) рукой, поймать мяч.

8. То же, и поймать его правой (левой) рукой.

9. То же, хлопнуть под коленом, поймать мяч.

10.То же, повернуться вокруг себя и поймать мяч.

11. Продвигаясь вперед, подбрасывать мяч вверх.

Игры с ударом мяча об пол

1. Ударить мячом об пол и поймать его двумя руками.

2. То же, хлопнуть в ладоши и поймать его.

3. То же, повернуться вокруг себя и поймать его.

4. То же, и поймать его правой (левой) рукой.

5. То же, перенести ногу над мячом, поймать его.

6. То же, двумя руками 5-6 раз подряд.

7. То же, двумя руками, продвигаясь вперед.

8. То же, правой (левой) рукой по 5-6 раз, продвигаясь вперед.

9. То же, хлопнуть впереди и сзади себя, поймать мяч. 10.То же, сделать хлопок под коленом, поймать мяч.

11.Непрерывно ударять мячом об пол, перенося над ним ногу.

Игры с ударом мяча о стену

1. Ударить мячом о стену и поймать его двумя руками.

2. То же, хлопнуть в ладоши, поймать мяч.

3. То же, хлопнуть руками под коленом, поймать мяч.

4. То же, хлопнуть впереди и сзади себя, поймать мяч.

5. То же, дать ему удариться об пол и поймать его.

6. То же, дать ему удариться об пол, повернуться и поймать его.

7. То же, повернуться вокруг себя и поймать мяч.

8. Повернуться к стене спиной, бросить мяч через голову в стену, повернуться и поймать его.

9. То же, бросить мяч через голову в стену, повернуться и поймать тогда, когда мяч ударится об пол.

10.Бросить мяч одной рукой в стену и поймать его.

11.Отбивать мяч двумя руками о стену 5-6 раз ладонями, пальцами - вниз, вверх.

12.Ударить мячом о стену, перепрыгнуть через него, поймать мяч.

13.То же, присесть и поймать мяч.

14.То же, из-под ноги правой (левой) рукой, поймать.

15.То же, из-под правой (левой) руки, поймать.

16.То же, из-за спины, поймать.

17.То же, из-за головы, поймать.

18.Ударить мячом о колено и поймать мяч двумя руками.

19.То же, и поймать мяч правой (левой) рукой.

20.Ударить мяч коленом о стенку и поймать его двумя руками.

21. То же, и поймать его правой (левой) рукой.

22.Один бросает мяч в стенку, а другой ловит его.

23.Один бросает мяч в стенку с ударом мяча об пол, а другой ловит его.

24.Стоя спиной к стене, бросить мяч между ногами так, чтобы он

ударился об пол и о стену, и поймать его после отскока от стены.

Перебрасывание мяча

1. Перебрасывание мяча друг другу снизу.

2. То же, двумя руками от груди.

3. То же, из-за головы.

4. То же, с ударом об пол.

5. То же, из-под колена.

6. То же, с хлопками перед ловлей.

7. Перебрасывание мяча, стоя на расстоянии 2,5 м, всеми выше указанными способами.

Перебрасывание мяча через веревку или сетку

1. Перебрасывание мяча через сетку снизу.

2. То же, из-за головы.

3. Перебросить через сетку: тот, кто ловит, дает мячу удариться об пол.

4. Подбросить мяч вверх перед собой и отбивать его через сетку.

5. Отбивать через сетку (2-3 раза).

Передача и перебрасывание мяча, стоя в кругу

1. Передавать мяч друг другу, не пропуская, влево и вправо (на близком расстоянии).

2. То же, не пропуская, влево и вправо за спиной.

3. То же, над головой, после передачи быстро опускать руки.

4. То же, через круг.

5. То же, с отскоком об пол.

6. Передача мяча друг другу во время ходьбы по кругу.

Подвижные игры для детей дошкольного возраста

Название Текст Движения
«Шалтай-Болтай» Шалтай-Болтай сидел на стене, Шалтай-Болтай свалился во сне. Вся королевская конница, Вся королевская рать Не может Шалтая, Не может Болтая, Шалтая-Болтая собрать. Переменный шаг влево. Переменный шаг впра­во. Шаг на месте, высоко поднимая колени. Подскоки вокруг себя с остановкой в конце строки.
«Лиса» Лиса по лесу ходила, Лиса голосом вопила, Лиса лычко драла, Лиса лапотки плела - Мужу двое, себе трое И детишкам по лаптишкам. Ходьба по кругу. Шаг с притопом. Шаг польки (на месте).
«Козы» Как же козам не бодаться, Если рожки есть? В пляс девчонкам не пускаться, Если ножки есть? За рога возьмем козленка, Отведем на луг. А девчонку за ручонки В наш веселый круг. Дети идут в круг то­пающим шагом. Отходят из круга назад подскоками. Имитация движений. Кружение в парах подскоками.
«Плетень» Вейся, вейся, плетень, Завивайся, плетень, Завивайся кружком, Будто камешком. Ведущий ребенок или воспитатель завивает спираль, двигаясь сна­чала шагом, затем лег­ким бегом.
«Жаба и голо­вастики» Головастики играли, Головастики плясали, Кувыркались, баловались. А старая бабушка жаба Сидела на кочке, Вязала чулочки И строго сказала им: «Спать!» Дети двигаются свобод­но или по указанию вос­питателя и останавли­ваются по сигналу.
Название Текст Движения
«Огуречик» Огуречик, огуречик, Не ходи на тот конечик. Там мышка живет, Тебе хвостик отгрызет. 1 вариант.Дети-«мышки» идут к «огуречику», который с заклю­чительными словами собирает у них ленточ­ки-хвостики. 2 вариант.«Мышки» прыгают вокруг «огуречика», с заключитель­ными словами пытаются оторвать у него «хво­стик».
«Ворон» Ой, ребята, та-ра-ра, На горе стоит гора, А на той горе дубок, А на дубе воронок. Ворон в красных сапогах, Позолоченных серьгах. Черный ворон на дубу, он играет во трубу. Труба точеная, позолоченная. Труба ладная, Песня складная. Топающим шагом дети идут к центру круга. Возвращаются назад. «Ворон», оставшись в центре круга, ходит, кружится, изображает игру на трубе, дети по­переменно выставляют ногу на пятку и на но­сок. Все хлопают.
«Белки, шишки и орехи» Сигнал водящего: «Белки!» Сигнал водящего: «Орехи!» Дети стоят по кругу по трое (белка, шишка, орех). Белки меняются места­ми, водящий старается занять освободившееся место. Местами меня­ются и «орехи». И т.д.
«Карлики и великаны» Сигнал водящего: «Карли­ки!» Сигнал водящего: «Велика­ны!» Дети идут обычным шагом. Дети идут мелким ша­гом или в полуприседе. Дети идут ши-роким ша­гом или на носках.

«Хитрая лиса»

Играющие стоят в кругу, закрывают глаза. Ведущий обходит круг за спинами детей и дотрагивается до одного ребенка, который ста­новится хитрой лисой. Затем дети открывают глаза и трижды зовут: «Хитрая лиса, где ты?» Ребенок, до которого дотронулся ведущий, выходит на середину, говорит: «Я здесь!» - и начинает ловить играющих. Пойманных он отводит в свой дом. Затем игра повторя­ется.

Варианты:

1. Ведущий дотрагивается до 2-х или 3-х детей, которые становятся водящими.

2. Вводится ограничение для лисы: салить левой рукой.

3. В игру играют не дети, а разные животные: зайцы, утки, медведи и т.д., - поэтому двигаться они во время игры должны в соответствии с образами.

«Охотники и звери»

Дети, изображающие различных зверей, двигаются по площадке в соответствии с избранными образами. Два охотника, у каждого из которых по 2 мягких мяча, стоят в стороне. По сигналу «Охотники!» звери останавливаются и замирают. Охотники метают мячи со свое­го места, стараясь попасть только в ноги играющим. Тех, кого они «подстрелили», отводят в свой дом.

Варианты:

1. Число охотников увеличивается до 3-4 человек.

2.Охотники могут бегать за зверями до определенной черты, за которой звери в безопасности.

3.Охотники не должны стрелять в зверей, забравшихся на возвы­шение.

«Птички и кошка»

В центре нарисованного круга спит кошка. Птички располага­ются за кругом. По сигналу воспитателя птички запрыгивают в круг и летают там, клюют зерна. После слов воспитателя «Кош­ка проснулась!» птицы убегают из круга, кошка старается их пой­мать.

Варианты:

1.Птички летают только парами, взявшись за руки.

2.Кошка сидит на кубе и должна спрыгнуть с него и ловить птиц.

3.Птички могут вылетать из круга и залетать обратно.

«Птица и птенчики»

Воспитатель предлагает детям стать птенчиками, которые будут жить в гнезде (круг). Птица и птенчики вылетают из гнезда, клюют зерна, пьют воду и по сигналу - «Птенчики, домой!» они возвраща­ются в гнездо.

Варианты:

1.Птенцы повторяют движения птицы, сопровождая движения словами (пьем водичку, клюем зернышки и т.д.)

2.Птица не вылетает из гнезда вместе с птенцами. Птенцы летают за кругом, а птица в это время меняет свое местоположение, и птен­цы должны найти свое новое гнездо.

3.Возвратясь в гнездо по сигналу птицы, птенцы забираются на жердочки (скамейка).

«Совушка»

Играющие бегают по площадке, в стороне «спит» сова. По сигна­лу «Ночь!» сова вылетает, а дети замирают. Тех, кто пошевелился, сова уводит в свой домик.

Варианты:

1. Прежде чем вылететь из дупла, сова может пролезть в обруч, спрыгнуть с куба или скамейки.

2. Дети бегают по площадке боковым или прямым галопом.

3.По сигналу дети останавливаются и замирают, стоя парами, тройками или на одной ноге.

4.Сова останавливается перед ребенком и называет прилага­тельное, ребенок отвечает словом с противоположным значе­нием.

5. Игра сопровождается стихотворным текстом:

Лесные зверюшки: бельчата, пичужки -

На солнышке летают, друг с дружкой играют.

Летит сова, летит сова, скорей спасайся, детвора,

И все на счет: «Раз, два, три!»

К березе (тополю, флажку) беги!

6. Дети двигаются, передавая образы насекомых:

Над лугом бабочки летают,

Пыльцу с цветов крылом сбивают.

Встречаются друзья, подружки,

Нарядом хвастаясь друг дружке.

Но только ночь наступает,

Свое гнездо сова покидает.

Она ночной хищник,

Ищет себе пищу.

«Перелет птиц»

Дети (птицы) находятся на одной стороне площадки. С другой стороны расположены снаряды для лазания (гимнастическая стен­ка, лесенки и др.) По сигналу «Птицы улетают» дети бегают по пло­щадке. После сигнала «Буря!» забираются на гимнастические сна­ряды, спасаясь от бури.

Варианты:

1.Во время перелета появляется «сокол», птицы, прячась, присе­дают, затем продолжают движение.

2.Во время перелета появляются охотники и стреляют птиц (1-2 ребенка бросают мягкие мячи).

«Медведь и пчелы»

Играющие делятся на две группы - пчелы и медведи. Пчелы - большая часть детей - размещаются на скамейке (улей), медведи - в стороне. По сигналу воспитателя пчелы улетают за медом, а мед­веди забираются в улей (на скамейку) и лакомятся медом. По сигна­лу пчелы возвращаются и жалят (ловят) медведей.

Варианты:

1.Медведи пробираются к улью, перешагивая через препятствия, пролезая под дугу и т.д.

2.Движение пчел к улью начинается после третьего сигнала (бу­бен, колокольчик, аккорд на фортепиано).

«Лиса в курятнике»

На одной стороне площадки находится курятник, на другой - но­ра лисы, в середине - птичий двор. Куры спрыгивают с насеста (скамейка) и ходят по двору, клюют зерна. По сигналу ведущего «Лиса!» куры убегают в курятник, лиса старается их поймать.

Варианты:

1.Вместо скамейки куры располагаются в обручах, из которых они выпрыгивают, направляясь во двор.

2.В каждом обруче располагается по 2 курицы. Возвращаясь, они также должны находиться в каждом обруче по двое.

3.Куры живут в гнездах разного цвета и возвращаются в свои до­мики в соответствии с этим.

«Воробушки и кот»

Дети стоят на краю площадки, в стороне расположился кот. По сигналу дети бегают по площадке, имитируя действия птиц. Когда кот просыпается, он мяукает, и воробушки возвращаются на место.

Варианты:

1.Дети спрыгивают с какого-либо возвышения и начинают игру.

2.Дети прыгают из обруча в обруч, а затем бегут на площадку.

3. Дети выполняют действия в соответствии со словами стихотворения:

Вы скачите по дорожке,

Поднимайте выше ножки,

Собирайте зернышки,

Собирайте крошки,

Только уж не попадитесь

В лапы серой кошки.

На последних словах убегают от кошки.

«Затейники»

Дети стоят в кругу, один из них назначается (выбирается по счи­талке) затейником и становится в середину круга. Дети идут по кру­гу со словами:

Ровным кругом друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте.

Дружно вместе

Сделаем вот так.

Затейник показывает какое-либо движение, дети повторяют.

Варианты:

1.Затейник должен показать движения какого-либо животного, птицы, вида спорта и т.д.

2.После показа детьми движения затейник выходит из круга, идет за спинами детей и кладет сзади одного из них какой-либо предмет. По сигналу дети, не поворачиваясь, ищут предмет за спиной; на­шедший пытается догнать затейника.

3.После показа движения затейником дети должны сделать про­тивоположное движение.

«Бездомный заяц»

На площадке обозначают круги (домики для зайцев) по количеству на 1 меньше, чем число играющих детей. Зайцы бегают по площадке. По сигналу ведущего появляется охотник, который старается пой­мать зайцев. Зайцы прячутся в домики. Бездомный заяц подбегает к домику какого-нибудь зайца и просит пустить его. Хозяин домика уступает ему свое место, а сам становится бездомным и убегает от охотника.

Варианты:

1.Из числа играющих выбирается 2-3 охотника.

2.Охотник может салить зайцев мячом, левой рукой.

3. Перед тем как пойти на прогулку, зайцы занимаются гимнастикой, аэробикой или упражняются в основных движениях.

«Ловля обезьян»

Дети, изображающие обезьян, располагаются на одной стороне площадки, 2-3 охотника - на другой. Охотники договариваются, какие движения они будут выполнять, выходят на середину пло­щадки, воспроизводят их и уходят. Обезьяны, наблюдавшие за охот­никами с деревьев (гимнастическая стенка и другое физкультурное оборудование), спускаются вниз и повторяют движения охотников. По сигналу «Лови!» охотники стараются поймать обезьян, которые прячутся на деревьях.

Варианты:

1. Ловцы оставляют на поляне флажки, погремушки или другие предметы. Обезьяны стараются собрать их как можно больше, а убе­гая, оставляют у первых ступенек лестницы.

2. Обезьяны переходят с пролета на пролет, а затем спускаются вниз и начинают двигаться на полу.

3. Охотники салят обезьян мягкими мячами.

«Караси и щука»

Дети делятся на две подгруппы: караси и камешки, выбирается водящий - щука. Камешки располагаются по кругу, караси в кругу. Караси плавают в пруду, пока не прозвучит сигнал «Щука!», после которого щука начинает ловить карасей. Караси, приседая, прячут­ся за камешками.

Варианты:

1.Роль камешков выполняют предметы.

2.Щука салит карасей мягким мячом.

3.2-3 щуки, взявшись за руки, образуют сеть и ловят карасей.

4.Камешки держатся за руки и не пускают в пруд щуку. Когда щу­ка попадает в пруд, караси прячутся за камешки.

5.Камешков должно быть на 1 меньше, чем карасей. Когда щука появилась в пруду и караси прячутся за камешками, она начинает охотиться за бездомным карасем. Другие караси могут уступать ему свои домики и убегать от щуки.

«Волк во рву»

В центре площадки обозначается ров (ширина 80-100 см). С од­ной стороны рва живут козы. По сигналу дети, изображающие коз, перебегают или перепрыгивают через ров и бегут на полянку пас­тись. Волк, живущий во рву, старается в это время их осалить.

Варианты:

1.Дети перепрыгивают ров на одной ноге.

2.Дети перепрыгивают ров парами, взявшись за руки.

3. Перед рвом расставляются дуги, дети пролезают под ними, а потом бегут через ров.

4. Назначается несколько водящих.

«У медведя во бору»

На одной стороне площадки располагаются дети, на другой живет медведь. Дети направляются к медведю, имитируя действия в соот­ветствии со словами:

У медведя во бору грибы, ягоды беру,

А медведь не спит и на нас рычит.

С последним словом медведь рычит и начинает ловить детей.

Варианты:

1. Дети идут к медведю

По кочкам (перепрыгивая из обруча в обруч),

Змейкой,

Приставным шагом.

2. По дороге к медведю дети перелезают через препятствия, пролезают под дуги.

«Самолеты»

Дети бегают по площадке, изображая самолеты. По сигналу «Са­молеты, на посадку!» они возвращаются на аэродром.

Варианты:

1.Самолеты двигаются по указанию воспитателя парами, тройка­ми, друг за другом, в разном темпе и т.д.

2.Самолеты возвращаются на определенные аэродромы (по цве­ту, форме, величине).

«Мы веселые ребята»

Дети располагаются на одном конце площадки, ловишка - на ее середине.

Дети произносят слова:

Мы веселые ребята,

Любим бегать и играть.

Ну, попробуй нас догнать!

Раз, два, три, лови!

Дети перебегают на другую сторону площадки, ловишка пытается их осалить.

Варианты:

1.Слово «ребята» в стихотворении заменяется словом «зайчата», и дети прыгают на двух ногах с продвижением вперед.

2.Слово «ребята» заменяется словом «утята», и дети идут в полу­приседе.

3.Назначается несколько ловишек.

4.Варьируется ритм подачи сигнала к движению.

«Коршун и наседка»

Дети-цыплята встают в колонну, держа друг друга за пояс, впере­ди стоит воспитатель (наседка). Водящий (коршун) пытается пой­мать последнего в колонне цыпленка. Наседка поворачивает колон­ну таким образом, чтобы помешать ему.

Варианты:

1.Дети стоят парами в две колонны и вместе убегают от водяще­го.

2.Роль наседки может исполнять ребенок, а воспитатель - роль хозяйки.

«Цветные автомобили»

У каждого играющего в руках воображаемый руль. Автомобили выезжают на площадку, ездят в разных направлениях и по сигналу возвращаются в гараж.

Варианты:

1.Автомобили двигаются, следуя указаниям воспитателя: между предметами, в разном темпе и т.д.

2.У детей в руках цветные рули, и они возвращаются в гаражи в соответствии с цветом руля.

3.Автомобили двигаются поочередно в соответствии с названным воспитателем цветом.

4.Автомобили двигаются в соответствии с сигналами светофора.

«Зайцы и волк»

Играющие (зайцы) располагаются в конце площадки, отгороженной скамейками. Логово волка в стороне. Ведущий читает стихотворение:

Зайцы скачут, скок-скок,

Да на беленький снежок,

Приседают, слушают,

Не идет ли волк.

Играющие перелезают через скамейку и прыгают к середине площадки. По сигналу «Волк!» они убегают, волк старается их осалить.

Варианты:

1. Зайцы спрыгивают со скамейки, пролезают под дугу (или выполняют другое движение) и идут гулять.

Удовлетворение потребности детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет) в двигательной активности является одной из приоритетных задач программы работы детского сада. Среди форм проведения физкультурно-оздоровительной работы особое место занимает утренняя гимнастика. Кроме своего основного предназначения: сохранения и укрепления здоровья, зарядка с утра помогает воспитывать волевые качества ребёнка. Учитывая столь широкий спектр целей и задач организации утренней гимнастики в учебно-воспитательной деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), психолого-педагогическим и методическим аспектам её проведения в старшей группе стоит уделить особое внимание.

Роль зарядки в образовательном процессе

Утренняя гимнастика (зарядка, гигиеническая гимнастика) представляет собой комплекс физических нагрузок в игровой форме, составляющий часть двигательного режима воспитанников детского сада, который помогает укреплять, сохранять и совершенствовать физическую форму, а также способствует успешному началу рабочего дня и организации последующих видов деятельности.

Цели и задачи организации зарядки

В работе с детьми старшей группы целями подготовки и проведения утренней гимнастки является:

  • совершенствование двигательных навыков (бега, прыжков, приседаний);
  • проведение профилактических мер, направленных на предотвращение развития плоскостопия, нарушений осанки;
  • выработка красиво ходить;
  • закрепление умения соотносить свои движения с темпом и ритмом, в которых работают товарищи;
  • воспитание основ культуры здоровья, связанных с осознанием его ценности;
  • приобщение к занятиям спортом (многие ребята старшего дошкольного возраста пробуют свои силы в занятиях любительским или профессиональным спортом);
  • воспитание трудолюбия, целеустремлённости, дисциплинированности, а также поощрение самостоятельности.

Утренняя зарядка направлена на общее физическое развитие детей

Чтобы реализовать поставленные цели, при проведении зарядки педагог решает следующие образовательные задачи:

  • способствовать пробуждению организма ребёнка (к примеру, в старшем дошкольном возрасте у большинства детей уже вполне сформирован биологический ритм подъёма и отхода ко сну, поэтому «совам» начинать новый рабочий день приходится нелегко, а значит, они нуждаются в помощи);
  • стимулировать работу сердца, сосудов и органов дыхания (например, с помощью беговых упражнений и прыжков), активизирует зрительные и слуховые каналы восприятия;
  • тренировать и укреплять мышцы;
  • повышать выносливость (это достигается за счёт обогащения тканей и органов кислородом в процессе выполнения зарядки);
  • задавать организованный характер занятиям другими видами деятельности;
  • объединять ребят общим видом активности (утренняя гимнастика переключает внимание детей с игр, общения на выполнение единого для всех комплекса физических упражнений);
  • знакомиться с разными видами спорта, в том числе и сезонными (дети также узнают факты из истории того или иного вида спорта, имена известных спортсменов и пр.);
  • выделять виды спорта для занятий вне стен детского сада (одним из способов это сделать является близкое знакомство с разными видами спортивных занятий - посещение местного катка, бассейна).

Условия для организации зарядки в старшей группе

Требования к проведению комплекса физических упражнений с утра регламентированы Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).


Виды упражнений для утренней гимнастики в старшей группе

Скука - главный враг любого вида деятельности, в том числе и зарядки. Однако у этого вида активности есть ещё и задача воздействовать на все группы мышц. То есть помочь всестороннему физическому становлению малыша и при этом не наскучить можно созданием комплексов упражнений игрового характера, направленных на решение конкретной задачи развития. Поэтому существует несколько видов заданий для зарядки:


Это интересно. Последний вид утренней гимнастики применим в том случае, если материально-техническая база ДОУ позволяет обеспечить спортивный зал подобным оборудованием. Но при отсутствии такой возможности, упражнения можно разнообразить применением ручных эспандеров в виде зверушек, «стреляющих» мягкими мячиками. Как показывает практика, малыши с большим азартом включаются в соревнования «Кто дальше выстрелит».

Видео: зарядка с массажными ковриками в старшей группе

https://youtube.com/watch?v=ZOn6VWbI14M Video can’t be loaded: Утренняя гимнастика в старшей группе ДОУ (https://youtube.com/watch?v=ZOn6VWbI14M)

Из чего состоит утренняя гимнастика

Вне зависимости от того, сюжетный или бессюжетный комплекс отрабатывается, каждая зарядка включает задания на:

  • укрепление мышечного скелета;
  • бег (с препятствиями и без, медленный и быстрый и т.д.);
  • ходьбу в спокойном темпе и/или игру подвижного характера.

Приёмы для проведения зарядки

Поскольку зарядка является полноценной частью образовательного процесса, то при её подготовке и проведении педагог пользуется стандартным набором из четырёх групп приёмов.

Словесные приёмы

В старшем дошкольном возрасте слово становится основным средством воздействия на ребёнка, оставив позади даже зрительный канал восприятия. Ребята 5–6 лет учатся составлять цельные, логичные монологические высказывания, активно включаются в диалог, поэтому речь взрослого для них представляет своего рода образец, модель для подражания.

Объяснение

Как уже было сказано, педагог вдаётся в детальное описание порядка выполнения упражнения только в первый-второй день знакомства с комплексом. Затем взрослый призывает самих детей вспоминать, что за чем выполняется. При этом даже в те первые 1–2 дня объяснения нужно строить логично, используя конкретные понятия, простые синтаксические конструкции и доступную для понимания малышами лексику.

Это интересно. Во многих ДОУ в старших группах вводятся дополнительные часы изучения иностранного языка. К тому же со многими детьми родители занимаются английским языком (французским, испанским и т.д.). Поэтому методически целесообразным может быть проведение зарядки на иностранном языке с привлечением актуального лексического материала. Например, при изучении частей тела, времён года и т.д.

Видео: утренняя гимнастика на английском языке «Части тела»

https://youtube.com/watch?v=h4eueDYPTIg Video can’t be loaded: Head, Shoulders, Knees & Toes - Exercise Song For Kids (https://youtube.com/watch?v=h4eueDYPTIg)

Загадки и стихотворения

Одним из наиболее актуальных вопросов, связанных с организацией любого вида деятельности в детском саду, является поиск подходящих способов мотивировать малышей. К беспроигрышным вариантам включить детей в работу относятся загадки: кроме актуализации опорных знаний, этот словесный приём ещё и пробуждает в ребятах азарт разгадать вопрос и дать ответ быстрее товарищей.

Загадки помогают привлечь внимание детей и отвлечь их от других видов деятельности

В своей практике я использую загадки перед началом сюжетных комплексов. Например, для блока «Явления природы», мы с малышами отгадываем, о каких именно проявлениях окружающей среды пойдёт речь:

  • Ходил, бродил по крыше, То громко, то потише. Ходил, бродил, постукивал, Хозяев убаюкивал. (Дождь);
  • Летом он, как дождь идёт, И собой природу бьёт. Плачет от него природа, Что же бьёт так с небосвода? (Град);
  • Что за мостик разноцветный Мы увидим каждым летом Через речку, через лес. Повисел он и …исчез! (Радуга);
  • Лёгкий, белый и пушистый, А на солнышке искристый, Лишь зимой у нас бывает И в ладошке быстро тает. (Снег).

Стихотворения также представляют собой отличную мотивационную основу. При проведении зарядки, состоящей из упражнений общеразвивающего характера без сюжета, с воспитанниками старшей группы мы повторяем стихотворение о пользе физкультуры:

  • Мы бежим быстрее ветра! Кто ответит, почему? Ваня прыгнул на два метра! Кто ответит, почему? Оля плавает, как рыбка! Кто ответит, почему? На губах у нас улыбка! Кто ответит, почему? Может «мостик» сделать Шура! По канату лезу я. Потому что с физкультурой Мы давнишние друзья!

Рифмовки могут использоваться не только в качестве способа начать утреннюю гимнастику, но и как основа проведения зарядки, в которой слова иллюстрируются движениями.

Это интересно. Некоторые рифмованные комплексы могут носить соревновательный характер.

Таблица: примеры гимнастики в стихах для старшей группы

Название Слова движения
«Лесные животные» Мишка ходит косолапый,
Сильно расставляя лапы (изображаем, как, переваливаясь, ходит мишка),
Белка прыгает по лесу –
Рыжехвостая принцесса (подпрыгиваем).
Очень плавно и без страха
Ходит в поле черепаха (становимся на четвереньки и медленно передвигаемся).
Лошадь бегает рысцою
И прокатит нас с тобою (бегаем, перебирая ногами, как лошадь).
Ну, а цапля, чудо-птица,
Длинноногая девица,
Простояла, словно свечка,
На одной ноге весь вечер!
(Все поджимают одну ногу и стоят так, кто сколько выдержит. Ведущий считает: один, два, три и т.д., дожидаясь проигравших. Кто дольше всех продержался, стоя на одной ножке, тот и выиграл).
«Грибы» Боровик ведёт зарядку:
-Рассчитаться, по порядку!
В шляпках круглых и на ножке,
На полянах, у дорожки,
На траве, во мху, в песочке,
Появляются грибочки.
Вот маслята-крепыши,
Вот опята-малыши.
Дождевой попив водички,
Смотрят весело лисички,
В шляпках красных сыроежки
Приготовились к пробежке,
Бодрый груздь бежит по склону,
Рыжик делает наклоны,
Загорелый моховик
Среди листьев -
Прыг,
Прыг,
Прыг!
Только бледные поганки,
Нахлобучили панамки
И стоят под косогором
С вредным дядькой мухомором.
Без лентяев начинаем,
Упражнения повторяем!
Раз - повыше потянулись,
Два - под листики пригнулись,
Три - ползком в пушистый мох,
Поворот на солнце, вдоооох.
Приседаем - раз, два, три!
Пять отжимов от земли!
Молодцы! Скорее в душ
И бегом в лесную глушь!

Видео: зарядка в стихах в старшей группе

https://youtube.com/watch?v=FH8fXAJv_nA Video can’t be loaded: Зарядка в старшей группе детском саду № 54 СЕМИЦВЕТИК (https://youtube.com/watch?v=FH8fXAJv_nA)

Сказочные сюжеты

В 5–6 лет дети по-прежнему любят сказки. Поэтому в работе с детьми старшей группы я периодически использую этот словесный приём не только для мотивации малышей, но и как основу для обсуждения важности здорового образа жизни. Примером такой работы может служить сказка «Про Белку, которая зверей приучила делать зарядку по утрам». «В одном лесу жили-были медведь Топтыга, ёж Пыхтун, жаба Квакша и белка Стрелка. Каждый из них занимался своими делами: медведь мёд собирал, ёж грибами запасался, а жаба мух и комаров ловила. И так они уставали, что только диву давались, как это Стрелка всё успевает: орехи собирает, с детишками играет, домик свой каждый день убирает, а ещё и с подружками по вечерам встречается. Собрались звери и спрашивают у белки: «И как это ты, Стрелка, не устаёшь? Мы вот немного поработаем и засыпаем на ходу». А белка и отвечает: «Друзья, а вы замечали, чем я по утрам занимаюсь?» Но в такую рань Квакша, Топтыгин ещё спят, один ёжик Пыхтун вспомнил, как однажды проснулся рано и видел, как Стрелка зарядку делает. Тогда белка объяснила медведю, ёжику и жабе, что утром ей помогает проснуться утренняя гимнастика. И потом за целый день Стрелка много дел всяких успевает переделать. Попросили животные и им показать, как делать зарядку. Стала по утрам Стрелка их будить пораньше, упражнения разные показывать. И скоро Топтыгин, Пыхтун и Квакша перестали жаловаться на усталость, а стали успевать переделывать много-много дел, да потом ещё и вечерами на чай друг к другу ходить, своими достижениях хвастаться». После прослушивания сказки мы с ребятами обсуждаем сюжет, отвечая на вопросы:

  • «Что удивило зверей в образе жизни Белки?»;
  • «Почему Белка была такой шустрой и всё успевала?»;
  • «Как помогла Стрелка медведю, ежу и жабе?»;
  • «Как вы думаете, делать зарядку важно, или лучше поспать подольше?»

Это интересно. В старшей группе в перечень вопросов нужно включать 1–2 проблемных, чтобы ребята приучались рассуждать, анализировать и делать выводы.

При разработке сюжета следует учитывать, что:

  • в сказку не стоит включать больше 1–2 поворота сюжета;
  • персонажи должны быть запоминающимися (например, своими привычками или именами);
  • к сюжету стоит подобрать игрушки или картинки, иллюстрирующие персонажей.

Сказки можно сопровождать наглядностью в виде картинок, подходящих по сюжету

Группа наглядных приёмов

Несмотря на то, что в старшем дошкольном возрасте при проведении зарядки наглядность не играет столь важной роли, как, например, в средней группе, иллюстрации к комплексам в работу включать всё равно стоит: детям так будет проще воспринимать порядок выполнения действий. То же самое можно сказать и о демонстрации: личный пример педагога - это лучший способ добиться от малышей правильности выполнения упражнения. Постепенно демонстрацию стоит оставлять за ребятами, которые успешно освоили выполнение того или иного движения.

Это интересно. В качестве демонстрационного образца можно использовать видео ролики, в которых упражнения выполняются сверстниками.

Практические приёмы при проведении утренней зарядки

Обычно такие способы взаимодействия с детьми применяются после завершения утренней гимнастики в качестве рефлексии. Отобразить свои впечатления от упражнений малыши могут в:


Группа игровых приёмов

Зарядка проводится в игровой форме, что помогает детям легче и быстрее осваивать комплексы упражнений. Кроме того, подвижные игры с элементами театрализации могут составлять отдельные блоки зарядки.

Таблица: примеры подвижных игр для утренней гимнастики в старшей группе

Какое умение (навык) отрабатывается Название игры Цели игры Содержание
Бег, ориентирование в пространстве «Гуси-Лебеди»
  • отрабатывать навык бега с увёртыванием;
  • развивать умение выполнять движения по сигналу.
Участок зала отделяется под дом для гусей, в центре площадки - логово волка, а остальная площадь - луг. Пастух выгоняет гусей на прогулку, проговаривая рифмовку «Гуси, гуси, га-га-га…». На последние слова из логова выходит волк и старается поймать гусей, которые бегут к своему дому. По сигналу водящего-взрослого подсчитываются «потери».
Развитие равновесия «Танцующие платочки»
  • отрабатывать умение держать равновесие;
  • развивать чувство ритма.
Дети кладут яркий платочек на какую-то часть тела и стараются выполнять движения под ритм звучащей музыки.
Укрепление мышц туловища, позвоночника, свода стопы «Скок-поскок» Учиться прыгать под ритм рифмовки, оттолкнувшись двумя ногами. Малыши строятся в две шеренги напротив друг друга. По очереди прыжками добираются навстречу друг другу, параллельно выполняя дополнительные задания: присесть, поднять руки и т.д.
Навык подражания «Наш цирк»
  • тренировать навык копирования движений друг друга;
  • отрабатывать умение двигаться слаженно.
Дети становятся друг за другом, положив руки на плечи партнёра. Воспитатель называет животное, а малыши все вместе, не расцепляясь, показывают манеру движения этого персонажа.
Развитие ловкости «Ловишка, бери ленту»
  • развивать сообразительность, ловкость;
  • упражняться в построении в круг.
Дети становятся в круг, в центре - ловишка. Участники закладывают за пояс ленточку, по сигналу «бегите» разбегаются, а ловишка старается выхватить ленточки. По сигналу «собирайтесь в круг» дети возвращаются по местам и подсчитывают, сколько ленточек у ловишки. Повторяют игровые действия, выбрав другого ловишку.
Навык лазания «Котята и ребята»
  • закреплять умение лазить по гимнастической стенке, стараясь не пропускать рейки;
  • учиться выполнять действия по сигналу.
Дети делятся на тройки, в каждой есть хозяин и котята, которые забрались на 3 рейки гимнастической стенки. Хозяин зовёт котят выпить молочка, те спускаются. Но по сигналу «Усатенькие, песенки поют» возвращаются, а хозяин старается поймать «котёнка». Если удалось, игроки меняются местами.
Развитие внимания «Шишки, жёлуди, орехи» Учиться концентрировать внимание на выполняемых действиях. Дети становятся в круг, разбиваясь на тройки, в которых есть «жёлудь», «орех» и «шишка». По сигналу водящего, те, кого он назвал, должны поменяться местами. А сам водящий старается как можно быстрее занять пустующее место. Если ему это удалось, он становится персонажем, а тот, кто замешкался, водящим.

Это интересно. В зарядку периодически, 1–2 раза в неделю, нужно вводить дыхательные и пальчиковые упражнения.

Картотека утренней гимнастики в старшей группе

При составлении блоков заданий для зарядки нужно стараться включать упражнения разных видов.

В комплексах утренней гимнастики можно чередовать упражнения с предметами и без

Таблица: пример составления сюжетных комплексов зарядки в старшей группе (фрагменты)

Название комплекса Название упражнения Содержание
«Способные художники» «Готовим краски»
  1. Ходьба в колонне по одному (20 секунд).
  2. Ходьба перекатом с пятки на носок (20 секунд).
  3. Бег широким и мелким шагом (20 секунд).
  4. Обычный бег (25 секунд).
  5. Ходьба по кругу (20 секунд).
  6. Построение в круг.
«Рисуем солнышко»
  1. Круговое движение головой.
  2. Далее каждый ребенок «рисует лучики для солнышка».
  3. Повторить 6 раз.
«Рисуем воздушные шары локтями»
  1. Исходная позиция: стоя, ноги на ширине плеч, руки подняты к плечам.
  2. Делаем несколько круговых движений локтями вперед.
  3. Выполняем круговые движения локтями назад.
  4. Повторить 8 раз.
«Рисуем колёса туловищем»
  1. Исходная позиция: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе.
  2. Делаем круговые движения туловищем в левую сторону.
  3. Выполняем круговые движения туловищем в правую сторону.
  4. Повторить по 4 раза в каждую сторону.
«Рисуем домик коленом»
  1. Исходная позиция: стоя, правая нога согнута в колене, руки за спиной.
  2. Рисуем домик коленом правой ноги.
  3. Вернуться в исходную позицию.
  4. Исходная позиция: левая нога согнута, руки в замок за спиной.
  5. Рисуем домик коленом левой ноги. Вернуться в исходную позицию.
  6. Повторить по 4 раза каждой ногой.
«Размешиваем краску»
  1. Исходная позиция: стоя, правая нога согнута в колене, поднята, носочек оттянут, руки на поясе.
  2. Выполняем вращательные движения стопой правой ноги.
  3. Возвращаемся в исходную позицию. Повторить 4 раза.
«Загадочные рисунки»
  1. Исходная позиция: лежа на спине, ноги вместе, руки за головой.
  2. Поднять обе ноги и в воздухе нарисовать ногами кто что захочет на счёт до 16.
«Радуемся рисункам»
  1. Исходная позиция: стоя, руки на поясе.
  2. Прыжки на двух ногах вперед-назад.
  3. По 10 прыжков, чередуя с ходьбой на месте. Повторить 3 раза.
«Виды спорта» «Спортсмены на тренировке»
  1. Исходная позиция: стоя, ноги врозь, руки на поясе.
  2. Рывки прямыми руками назад 5 раз - пауза.
  3. Повторить 5 раз.
«Штангисты»
  1. Исходная позиция: основная стойка, руки опущены, кисти сжаты в кулаки.
  2. С силой поднять руки вверх, разжать кулаки.
  3. Вернуться в исходную позицию.
  4. Повторить 10 раз.
«Атлеты»
  1. Исходная позиция: стоя на коленях, голова вниз, руки на поясе.
  2. Правую (левую) ногу отвести в сторону - верх, держа голову прямо.
  3. Вернуться в исходную позицию.
  4. Повторить по 5 раз каждой ногой.
«Гимнасты»
  1. Исходная позиция: основная стойка, руки на поясе.
  2. Присесть, разводя колени в стороны, спина прямая.
  3. Вернуться в исходную позицию.
  4. Повторить 8 раз.
«Пловцы»
  1. Поднять голову и верхнюю часть туловища, руки вытянуть вперёд-вверх, прогнуться.
«Футболист»
  1. Исходная позиция: лежа на животе, руки под подбородком.
  2. Поднять голову и верхнюю часть туловища, руки вытянуть вперед-вверх, прогнуться.
  3. Вернуться в исходную позицию. Повторить 8 раз.
«Бегун»
  1. Исходная позиция: основная стойка.
  2. Бег на месте, высоко поднимая колени.
  3. Повторить 3 раза по 20 секунд, чередуя с ходьбой.
«Отдохнём»
  1. Исходная позиция: ступни параллельно, руки опущены.
  2. Поднять руки дугами через стороны вверх, потрясти ими.
  3. Медленно вернуться в исходную позицию. Повторить 7 раз.

Таблица: пример составления картотеки упражнений с мячом для бессюжетной зарядки в старшей группе (фрагменты)

Упражнение Суть
Комплекс с мячом
«Подбрось-поймай»
  1. Исходное положение (И. П.): ноги слегка расставлены, мяч у груди, хват снизу.
  2. Подбросить мяч.
  3. Вернуться в и. п.
«Покажи соседу»
  1. И. П.: ноги на ширине плеч, мяч в прямых руках перед грудью.
  2. Поворот вправо, показали мяч соседу.
  3. И. П., то же влево.
«Наклоны»
  1. И. П.: ноги на ширине плеч, мяч над головой, в прямых руках.
  2. Наклон вправо.
  3. Наклон влево.
«Переложи мяч»
  1. И. П.: ноги слегка расставлены, мяч внизу, в правой руке.
  2. Поднять руки через стороны вверх, переложить мяч из правой руки в левую.
  3. То же в другую сторону.
«Приседания с мячом»
  1. И. П.: пятки вместе, носки врозь, мяч у груди.
  2. Присесть, вынести мяч вперёд.
«Прыжки»
  1. И. П.: ноги вместе, мяч у груди.
  2. Прыжки ноги врозь, мяч вверх, ноги вместе, мяч у груди.
Заключительный этап
  1. Подскоки.
  2. Ходьба.
Комплекс с гимнастической палкой
«Палку вверх»
  1. И. П.: основная стойка, палка внизу.
  2. Поднять палку на грудь.
  3. Палку вверх.
  4. Палку на грудь.
«Наклоны вниз»
  1. И. П.: стойка ноги врозь, палка внизу.
  2. Палку вверх.
  3. Наклон к правой ноге.
  4. Выпрямиться, палку вверх.
  5. То же к левой ноге.
«Приседания»
  1. И. П.: основная стойка, палка на плечах.
  2. Присесть медленным движением, спину и голову держать прямо.
«Лёжа на животе»
  1. И.П.: лёжа на животе, палка в согнутых руках перед собой. Прогнуться, палку вперёд - вверх.
  2. Вернуться в и.п.
«Прыжки»
  1. И. П.: основная стойка, палка хватом сверху шире плеч внизу.
  2. Прыжком ноги врозь, палку вверх.
  3. Прыжком ноги вместе. На счёт 1–8.
Заключительный этап
  1. Перестроение в колонну по одному.
  2. Ходьба в колонне по одному.

Временной план утренней гимнастики

Работа над упражнениями в комплексах зарядки проводится в три этапа.

Таблица: хронометраж этапов гигиенической гимнастики

Этап Цели Виды упражнений Время
Вводный
  • мотивация детей на выполнение упражнений;
  • отработка навыка согласованного выполнения движений;
  • подготовка организма к более сложным упражнениям.
  • построения (в круг, шеренгу, колонну);
    повороты в разные стороны;
  • перестановка из одного круга в два, три;
  • непродолжительная ходьба, в том числе на носках, с поднятыми, согнутыми руками, на пятках, на носках;
  • направленный бег друг за другом.
1–2 минуты
Основной
  • укрепление всех групп мышц;
  • выработка правильной осанки.
  • задания на разработку мышц плечевого пояса, рук;
  • задания на укрепление мышц туловища, ног и свода стопы;
  • прыжки.
3–4 минуты
Заключительный Восстановление давления и пульса
  • малоподвижная игра;
  • медленная ходьба.
1–2 минуты

Это интересно. Иногда в заключительный этап вводятся элементы самомассажа.

При проведении зарядки на улице в первый и последний этапы необходимо добавить по 2 минуты на сборы и переодевание

Таблица: пример конспекта бессюжетного комплекса зарядки в старшей группе (фрагменты)

Этап (музыкальное сопровождение) Содержание
Вводный
песня гр. Барбарики «Бананамама»)
  1. Построение и ходьба обычная в колонне по одному.
  2. Корригирующая ходьба с различным положением рук: ходьба на носках - руки вверх, ходьба на пятках - руки в стороны, ходьба на внешней стороне стопы - руки на поясе.
  3. Подскоки.
  4. Бег в умеренном темпе.
  5. Ходьба с высоким подниманием коленей.
  6. Ходьба обычная с перестроением в 3 звена.
Основной (песня «Забавы» из м/ф «Летучий корабль»)
  1. И. п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе.
  2. Наклон головы вправо, плечи поднять.
  3. И. п.
  4. Наклон головы влево, плечи опустить.
  5. И. п.
  6. Повторить 6 раз.
  1. И. п.: ноги на ширине плеч, руки прямые перед собой.
  2. Правую руку отвести в сторону.

Надежда Загороднева
Конспект утренней гимнастики в старшей группе «На корабле»

Цель : создание условий для оздоровления детского организма посредством выполнения комплекса физических упражнений; поднятие эмоционального фона.

Задачи:

1. Развивать координационные способности, скорость.

2. Способствовать к созданию бодрого и жизнерадостного настроения.

3. Воспитывать дисциплину.

4. Способствовать формированию правильной осанки.

Вводная часть

В скобках дана дозировка

«Построение» - построение в шеренгу, повороты направо, налево, кругом (1 мин)

«Идем на пристань» - Ходьба на носках (1 круг, на пятках (1 круг, спиной вперед (1 круг, в полуприсяде (1/2 круга).

«Преодолевая препятствия» - прыжки вперед на двух ногах.

«Слушай команду» по сигналу (1 свисток) бег по часовой стрелки;

(2 свистка) бег против часовой стрелки (1 мин).

Построение в 2 – е колонны через середину зала

Основная часть

ОРУ

1. «Где корабль?»

И. п. – стойка руки на поясе.

1 – поворот головы вправо;

3 – 4 в другую сторону. (4 раза).

2. «Багаж»

И. п. – стойка ноги врозь, руки внизу

1 – кисти рук сжать в кулаки;

2 – руки в стороны;

3 – руки вниз;

4 – И. п. (6 раз)

3. «Волны бьются о борт корабля»

И. п. - стойка ноги врозь, руки вперед.

1-2 круговые движения правой рукой вперед;

3-4 тоже левой рукой. (6 раз)

4. «Мачта»

И. п. – узкая стойка, руки на пояс

1 – наклон вправо, левая рука вверху;

3-4 в другую сторону (6 раз)

5. «Драим палубу»

И. п. – стойка ноги врозь, руки за головой

1-3 наклон вперед, взмахи прямыми опущенными руками вправо-влево;

4 – И. п. (6 раз)

6. «А когда на море качка»

И. п. – широкая стойка.

1-2 – выпад правой вправо, руки в стороны;

3-4 - в другую сторону (6 раз)

И. п. – О. С

1- прыжком ноги врозь, хлопок над головой;

2 – И. п. (6 раз)

Заключительная часть

Перестроение в колонну по одному.

Обычная ходьба, руки через стороны – вдох носом, выдох через рот – руки вниз.

Подвижная игра «Рыбаки и рыбки». Считалочкой выбираются 2 водящих – рыбаков, остальные дети - рыбки. Рыбаки, крепко держась за руки, двигаются по залу и стараются окружить любую рыбку и поймать ее. Рыбки убегают, «уплывают» от них. Кого поймали становиться рыбаком. Кого не поймают, то будет самой быстрой и ловкой рыбкой. (2мин)

Обычная ходьба, руки через стороны – вдох носом, выдох через рот – руки вниз.

Публикации по теме:

Комплекс утренней гимнастики в старшей группе Комплекс утренней гимнастики в старшей группе «Путешествие в Африку». Дети вместе с воспитателем выполняют упражнения по тексту, идут в.

Комплекс утренней гимнастики в старшей группе «Цветы» I. Вводная часть. Светлым лесом, желтым лугом Ходьба обычная. Мы шагаем друг за другом. Чтоб цветы нам не помять, Нужно ноги поднимать.

Комплекс утренней гимнастики в старшей группе «Мы - моряки» I. Вводная часть. Ходьба друг за другом, на прямых ногах, с поворотом в другую сторону по сигналу, со сменой ведущего, по диагонали, приставным.

Комплекс утренней гимнастики в старшей группе «Мы веселые птички» I. Вводная часть. 1. «Галки» - ходьба гимнастическим шагом. 2. «Вороны» - ходьба на носках, руки на поясе. 3. «Голуби» - ходьба на пятках,.

Комплекс утренней гимнастики в старшей группе «На огороде» I. Вводная часть. На огород мы все пойдем И овощей там наберем. Ходьба друг за другом. Дорога коротка, узка, Идем, ступая мы с носка, Ходьба.

Комплекс утренней гимнастики в старшей группе «Птицы» I. Вводная часть. 1. Ходьба. 2. Ходьба с высоким подниманием колен. 3. Ходьба обычная, на носках. 4. Ходьба обычная. 5. Ходьба на наружной.

Комплекс утренней гимнастики в старшей группе «Сбор яблок» I. Вводная часть. Чуть слышно осень наступает, Ходьба друг за другом. Плоды на ветках созревают, Уж ягод сладких полон лес, И дождь осенний.



Рассказать друзьям