Посвящение в казаки. Запорожская Сечь

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Посвящение в казаки имело четыре этапа – младенчество, 5 – 6-летие, подростковый возраст и юношество. Мальчик в казачьих станицах сызмальства должен был осознавать себя воином, его готовили к сражениям едва ли не с колыбели.

«На зубок» дарили оружие

Казак-отец дожидался, когда у сына появится первый зуб, опоясывал мальчика шашкой и сажал в седло своего коня. С появлением первого зуба можно было впервые подрезать малышу чуб, один из знаковых элементов внешнего вида «классического» казака. Проделав этот ритуал, отец вручал мальца матери со словами: «Бери казака!». «На зубок» принято было что-то дарить, и обязательно связанное с войной, со сражением – луки, стрелы, порох… Старший казак в семье мог одарить малыша шашкой или даже ружьем.

Упал – казаком не стал

Следующий этап казачьей инициации наступал, когда мальчику исполнялось 5 – 6 лет. Как правило, к этому времени дети из донских станиц уже хорошо умели ездить верхом. Собственно, умение удержаться в седле и было экзаменом для казачат. Наездники давали круг, и если мальчик не свалился с лошади, его признавали казачком рода, к которому он относился. В противном случае кандидат оставался «на второй год». Этот ритуал проходил в торжественной обстановке, на главной площади станицы (майдане), с обязательным присутствием атамана. На казачка надевалась алая лента с надписью о принадлежности к казачьему роду.

Первые сражения

Своеобразный курс молодого бойца будущие казаки начинали проходить с раннего детства. В играх маленьких станичников преобладала военная тематика, с малых лет мальчишек учили обращаться с лошадьми, без которых казаков невозможно себе представить. С пяти лет казачата уже скакали верхом во всю прыть, играли в войну, учились метко стрелять из лука. С взрослением игры усложнялись, дополняясь другими навыками: подростков учили обращаться с холодным и огнестрельным оружием, биться в рукопашной схватке, хорошо плавать, разбираться в следах, справляться с понесшим табуном… Как только паренек набирался сил для поднятия ружья, он уже охотился на степную пернатую дичь. Ребенку внушали: стрелять нужно всегда метко, потому что от этого может зависеть твоя жизнь. Многовековая история, в частности, «общение» с татарами, сама по себе была суровым учителем для «донцов».

Подростковая инициация у будущих казаков проходила в 14 – 15 лет. На этом этапе уже выстраивалась модель сражения, битвы, пока, правда, только потешной. Группа подростков разбивалась на две части, каждая из которых строила себе «укрепление». Бились с применением камышовых пик, лубочных сабель. Нужно было непременно захватить знамя противника и пленить недругов. В этих потешных боях присутствовали элементы театрализованного представления – бумажные шапки и знамена «вояк», победные марши под дудки, гребни и трещотки… Но определенные навыки поведения в схватке такие поединки все же давали.

Поднять монету на скаку

По-настоящему в казаки принимали, начиная с 17 – 19-летнего возраста, такие станичники-«допризывники» считались «малолетками». Сначала они должны были пройти обучение в летнем военном лагере, потом наступал черед публичного состязания, где полученные навыки проверялись на практике. В лагерь будущий казак прибывал на лучшем из имевшихся в семье коне и будучи полностью вооруженным. Для лагеря обычно выбиралось место у реки: в «курсе молодого бойца» предусматривались и «водные процедуры». Руководили обучением старики станицы, атаман тоже присутствовал.

Программа обучения была разноплановой: юные станичники осваивали стрельбу на скаку, умение стоять в седле и одновременно рубиться шашкой, высшим пилотажем было «на полном ходу» изловчиться и подобрать с расстеленной на земле бурки монетку или казачью плеть…

На публичные состязания «малолеток» съезжались целыми станицами, это было шоу того времени. Будущие казаки вместе с лошадьми, в полной амуниции, переправлялись через реку, сшибались верхом друг с другом и боролись на конях, стреляли в цель, фланкировали шашкой и пикой…

Итожил состязания атаман, он определял наиболее метких стрелков, самых лихих наездников. Каждому из них доставалась от батьки по нарядной уздечке, разукрашенному седлу или предмету казачьего вооружения.

Туникова Марина
Сценарий мероприятия «Посвящение в казаки»

«ПОСВЯЩЕНИЕ В КАЗАКИ » 1

Звучит казачий напев , на его фоне звучат слова :

Казачий край ! Во тьму веков

Смотрю я, твой потомок дальний

И вижу славу казаков ,

Казачек слышу плачь печальный….

Святую память славы той

От молодого поколенья

Давно уж кроет пеленой

Туман холодного забвенья….

Да будут славны в наши дни,

Кто возвращает память краю.

Я перед ними до земли

В поклоне голову склоняю!

Входит ведущий в казачьем костюме .

Ведущий : Здорово дневали! Здорово ночевали! Гости званые!

Рады видеть вас в полном здравии!

Да в хорошем настроении!

Сегодня снова праздник с вами

Вы ребят пришли принять в свою дружную, казачью семью .

Мы вас ждали поджидали

Ворота для вас открывали

В наш курень… приглашаем!

Звучит казачья муз ., открывается занавесь. Казачий курень оформлен празднично. В центре стоят казачата - девочки в руках поднос с хлебом и солью

1. Здорово дневали! (кланяется) .

2. Здорово ночевали! (кланяется) .

Гости : Слава Богу!

1. Дорогих гостей встречаем,

Хлебом, солью угощаем.

В нем тепло сердец и рук,

Кто отведает тот друг.

2. Просим, вас мы, не стесняться

Добрым хлебом угощаться.

Дети угощают хлебом, солью гостей, затем ставят на стол.

На середину зала выходят ведущий и 2 мальчика

Ведущий : Ребята, сегодня у нас необычный день, к нам пришли почетные гости атаман ___

Пришли они к нам. чтобы принять вас в казачата . Вы - будущие защитники родного края и всей нашей страны! Ответственно и почётно быть казаком .

1. Мальчик-казак :

Казаком родиться не каждому дано, 2

Безо всяких традиций,

А просто – суждено!

Раз так – наденешь форму

И встанешь в общий строй,

Для казака – как норма :

Хранить людской покой!

Ведущий : Раньше по обычаю, когда в семье казака рождался сын , родные и знакомые приносили ему стрелу, патрон, пулю, лук, ружьё. Мать поздравляли с рождением казака .

Существовал обряд посвящения в казаки . Едва дождавшись первого зуба, отец сажал сына на коня, привязывал к поясу саблю и впервые подрезал чуб. Подрезание чуба, вероятно, подчеркивало мужскую сущность мальчика, его будущий статус воина-казака .

Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле С детства мальчик - казак приучался думать по-военному. О сражениях ему пела мать, рассказывала в сказках бабушка, дед - старый воин, отец, вернувшийся со службы.

2. Мальчик-казак :

Дед фамильную папаху подарить мне обещал.

Эх! Не дал бы только маху!

Нынче день такой настал

Посвящают в казачата .

С дедом я стаю в строю!

Атаману крикнем-

Все : «Любо! Не сробеем мы в строю!»

Ведущий : Большим событием для казака были проводы в армию, куда он должен был явиться на собственном коне и с собственным оружием.

Отец говорил ему следующие слова :

(Запись)

Послушай моих речей, сын, наперёд, Служил твой дед, служил твой отец. И твой теперь пришёл черёд. Даю тебе коня лихого, пику, саблю, портупей. Холи, корми коня гнедого и ничего ты не жалей. Слушай старших и начальство, и береги свово коня, он твоего отца седого возил в огонь и из огня.

Звучит строевая музыка, дети выстраиваются в центре зала.

Мальчики-казаки :

1. Группа ребят- дошколят детского сада «Сказка»

Для посвящения в казачата построена .

2. Заветы старины в семье казаков ,

Хранились испокон веков.

Эти заповеди святы-

Сейчас расскажем вам их мы.

3. ЧЕСТЬ И ИМЯ КАЗАКА 3

В ЖИЗНИ ГЛАВНЫЕ ВСЕГДА.

С ДЕТСТВА ЧЕСТЬЮ ДОРОЖИ

И ДОСТОИНСТВО ДЕРЖИ.

4. СЛОВО ДАЛ – ЕГО ДЕРЖИ,

КАЗАЧЬЕЙ СЛАВОЙ ДОРОЖИ !

ВЕРЫ ПРЕДКОВ ПРИДЕРЖИСЬ,

ЗА ОБЫЧАЙ СВОЙ ДЕРЖИСЬ.

5. БЕРЕГИ СВОЮ СЕМЬЮ,

ПОЧИТАЙ СВОЮ РОДНЮ.

СТАРШИХ В ДОМЕ УВАЖАЙ,

МЛАДШИХ ТЫ НЕ ОБИЖАЙ.

6. СТОЙКИМ БУДЬ, СЛУЖИ НАРОДУ,

ОХРАНЯЙ МИР И ПРИРОДУ. !

НАДО КАЗАКОМ РОДИТЬСЯ ,

ЧТОБЫ ВЕК СУДЬБОЙ ГОРДИТЬСЯ!

7. МЫ ДОНСКИЕ КАЗАЧАТА ,

СЛАВНЫХ ПРАДЕДОВ ВНУЧАТА,.

ВЕК ГОТОВЫ МИРНО ЖИТЬ,

ДОНУ - БАТЮШКЕ СЛУЖИТЬ!

Песня «Если хочешь быть военным»

1. Если хочешь быть военным,

Дисциплину соблюдай.

Припев : Шашку бери, бери

Да бурку бери, бери,

Российское знамя

Неси впереди! Да! Да! Да!

2. А из строя самовольно

Никуда не выходи!

Припев :

3. Трехлинейную винтовку

Никому не отдавай!

4. Если ранят тебя сильно,

Себе рану первежи.

Припев :

Ведущий : Предоставляем слово атаману___ ___

Ведущий : Сегодняшнее событие совпало с одним из любимейших праздников казаков - Святки . Святки считались самыми радостными, веселыми днями в году и начинались с празднования Рождества Христова. Казаки отмечают эти дни красочно и почти две надели до Крещения. К Святочной неделе в казачьих семьях готовились тщательно. Мы тоже с вами готовились к празднику - вон как принарядились, прибрались, наготовили угощения разные. В Святочную неделю казаки веселились от души , играли в разные игры, пели песни и частушки. А вы, ребята, готовы гостей повеселить? Ну тогда пора песни играть да казачью удаль показать . Казачьи песни наши слушать - что мёд ложкой кушать!

1. Казак Пролетели дни без оглядки

Вот и пришли долгожданные святки!

2. Казачка :Святки мы долго ждали

Курень для колядок откупали

Молодежь у родителей отпрашивали

У отца разрешение спрашивали.

Звучит музыка, в зал заходят дети ясельной группы

Ведущий : А вот и колядовщики пожаловали

Воспитатель-Казачка : Не усидели мои детки – малолетки тоже хотят колядовать : Сеем, веем, посеваем с новым годом поздравляем!

Песня «Как у нашего соседа»

Ведущий : А вот и угощение вам. (дает детям угощение)

Звучит музыка

Ведущий : Праздник не кончается. Праздник продолжается. К нам еще колядовщики идут, да не идут, а едут на лихих своих конях, да девчат с собой везут. Как говорит пословица - «Казак с конем и ночью и днем.» Так и наши ребята-казачата не расстаются с ними.

Вбегают казачата средней группы , мальчик на лошади, а сзади бежит девочка, держит руку на плече у мальчика, в другой руке ложки.

Казачата вместе :

Куда конь хвостом,

Туда жито кустом

Куда коза рогом- там жито стогом

С Новым годом! С Новым счастьем!

1. Кто не знает группу нашу?

Здесь ребята – молодцы!

Просят все добавку каши,

Казачата – удальцы .

2. Дом казачий есть у нас ,

В нем старинные предметы :

И кувшин, кровать и таз

Сабля и папаха

3. Казаком я смелым буду , 5

Шашку на ремне носить,

Мать родную не забуду,

Буду Родине служить.

4. Мы казачки не простые ,

Просим помнить это вас.

Все казачки , эх донские,

Все веселые у нас.

5. Дайте лошадь мне донскую,

Поскачу я по степи.

Песню нашу удалую

Запою, как казаки .

6. А я, топну ногой,

Да притопну другой,

Сколько я не топочу,

Все равно плясать хочу.

Танец с ложками (дети средней группы)

Ведущий : Ох, и любо дорого на вас удальцы поглядеть! Смена добрая будет! Ставьте своих коней резвых, не подвели они вас. Недаром в народе говорится : каков казак , таков и конь. Казачки тоже не отстают , ох и лихо справляется с ложками. Настоящие казаки растут в нашем детском саду. Угощу я вас настоящей казачьей едой , которая и вкусная и полезная, сил прибавляет, настроение повышает. (Дети проходят за стол) . Только есть мы будем по-казачьи . Знаете как? Из одного чугунка черпать деревянными ложками по очереди, а кто без очереди, тому ложкой по лбу щелкнем. Вот такие правила.

Игра «Чугунок»

Описание игры : Звучит музыка, дети черпают по очереди ложками, кто ошибся, получает щелчок в лоб.

Ведущий : Ну что, казачата , наелись (усаживает детей на стульчики)

Посмотрите, гости наши,

Как мы весело вам спляшем!

Нам плясать и петь не лень,

Мы б плясали целый день!

Выходят дети-казачата старшей группы

1. Обойди хоть всю планету,

Лучше казачьей пляски нету .

Балалайка и гармонь

Разжигают в нас огонь!

2. Выходи, честной народ! 6

Не пыли, дорожка!

Казаки сейчас идут

Поплясать немножко!

3. Эй, играй моя гармошка

И пощады не проси!

Посмотрите, полюбуйтесь вы

Как пляшут казаки !

Казачий танец «Чубарики»

Ведущий : Ну и дружные вы ребята, здорово вы танцевали – любо-дорого глядеть.

Мальчики -казаки

1. Мы донские казачата ,

Очень дружные ребята.

Век готовы мирно жить,

Дону - батюшке служить!

2. Малышей не обижать,

Славу предков умножать,

Чтить законы казаков

Каждый с юности готов.

3. А без шашки и коня

Не прожить нам даже дня,

Ведь не зря все казаки

Дону – батюшке верны.

4. Вот такие мы ребята –

Все лихие казачата

Век готовы в дружбе жить

И Россией дорожить!

Ведущий : Казаки съезжаются , песни - пляски начинаются, а вы знаете, что казаку и камешек подпевает .

Песня «Ой, при лужку»

1. Ой, при лужку, при лужку,

При широком поле,

При знакомом табуне

Конь гулял но воле.

2. Ты гуляй, гуляй, мой конь,

Пока не споймаю.

Как споймаю, зануздаю

Шёлковой уздою.

3. Как споймал казак коня ,

Зануздал уздою.

Вдарил шпорой под бока – 7

Конь летит стрелою.

4. Ты лети, лети, мой конь,

Да не торопися,

Возле милого двора

Стань, остановися.

Ведущий : А теперь пришла пора поиграть- свою удаль показать .

Игра : «Наряди казачку » .

Описание игры : выходят 2 казака и 2 казачки . На середине зала стоит дерево, на нем висят по 2 пары : бусы, фартук, косынка. По сигналу казаки на «конях» скачут, преодолевая препятствия за бусами и т. д. Наряжают казачку . Кто быстрее.

Ведущий : Поглядите-ка на наших казачек , приоделись они, принарядились. Какие они красивые да нарядные. Выходи, казачье племя , запевать частушку время.

Выбегает девочка-казачка :

Эй, девчонки-хохотушки,

Затевайте-ка частушки,

Запевайте поскорей

Чтобы было веселей!

Ведущий : Где песня льется, там легче живется.

Запевай песню шуточную.

Частушки

1. Чтобы дом свой защитить,

Сильным должен казак быть !

Чтоб границу охранять,

Должен на коне скакать.

2. Я сидела на окошке

Ехал казачок на кошке

Стал к окошку подъезжать

Не смог кошку удержать!

3. Ты до сборов не дорос,

Маленьким остался.

На коня тебя сажать

Дядька отказался !

4. Ну-ка, цыц, вы хохотушки!

Вам бы только все игрушки!

Незаметно год пройдёт,

И казак наш подрастет .

5. Мы девчата - казачата

Не умеем мы тужить

Без частушек - прибауток

Нам и суток не прожить

Ведущий : Молодцы казачки . Вот они у нас какие ладные, да справные. Детишек воспитывать – не курочек пересчитывать!

За сценой раздается стук барабана.

Ведущий : Что это? Что такое? Ай, барабан… Кто это бьет?. Верно казаки

Эй, хозяева! Слезайте с печки, зажигайте свечки!

Коляда пришла, отворяйте ворота!

Ведущий : Ой, колядовщики идут!

Входите, входите! Пожалуйте сюда.

Казак (входит с барабаном у пояса, кланяется) . Здорово ночевали!

Ведущий : Слава Богу!

С тобой кто-то пришел, зови сюда всех.

Что же нам не показываешь, кого ты привел?

Казак : Погодите, погодите…

Вот сейчас, не торопите!

Мои спутники боятся

Сразу в люди показаться :

Надо с духом им собраться (говорит в двери) .

Эй, красавица рисованная,

Сажей с углем размалеванная!

Звучит музыка,в дверях показывается Коза.

Ведущий : (смеясь) . Ай да Коза! Какая смешная!

Казак (обращаясь к Козе) . Подойди сюда поближе

Да отвесь поклон пониже.

Коза выходит на середину и кланяется налево.

– Вот люблю послушных, право,

Поклонись же и направо.

Коза кланяется направо.

Ведущий : Здравствуй, здравствуй, Козонька!

Казак : Где коза проходит, там пшеница родит.

Ведущий : Где коза махнет хвостом, там и хлеб взойдёт кустом!

Казак : А где стукнет рогом, там хлеб взметнётся стогом!

Хором. Идёт коза рогатая! Идёт коза бодатая!

Звучит музыка Коза идет выплясывает. Вдруг Коза спотыкается и падает,садится на лавочку.

Ведущий : А что случилось? Почему Коза упала?

Казак : Наша коза просит угощенье.

Нашей козе немного надо : ведерко гречки на перепечки.

Решето овса, сверху – колбаса да три куска сала, чтобы коза встала!

Ведущий : Ну что, ребята накормим козу?

Дети выносят корзину с едой

Казак (ведущей) . Позову теперь приятеля,

Степных полей обитателя. (В двери.)

Ну-ка, конь мой будь смелее

И смотри повеселее!

Для чего тебе дичиться,

Когда можешь отличиться!

Вывози честной народ

В наш веселый хоровод!

Лошадь вывозит калядовщиков-казачек .

Пляска «Трава моя травушка»

Казачка 1 . Мы пришли вас прославлять да хозяев величать!

Ой, колядка, коляда, всем здоровья принесла!

Казачка2 . Ой, колядка, коляда, золотая борода!

Позолоченный усок, по рублю волосок!

Казачка 3 . Подай, тётушка, подай, матушка!

На тарелочке да на блюдечке!

Казачка 4 . Не отдашь пирожок – мы корову за рожок,

Свинку за щетинку, быка за хребтинку!

Казачка 5 Разрешите станцевать, очень постараемся.

Казак : Есть таланты на Дону

Говорю уверенно

Раз народ еще поет

Знать не все потеряно!

Выходи честной народ, а ты раздайся хоровод!

Песня : «Ой,вы морозы" (поют взрослые)

Ведущий : Мы гордимся стариною

Стала нам она родною

Всех нас очень радуют

Песни наших прадедов

Выходят мальчики-казаки

1. И хорошо что в наши дни

Традиции с тобой мы сберегли

В чудесном крае, где живём мы

У Дона батюшки - реки

Где жили наши предки – казаки

2. Мы – донские казачата ,

Мудрых прадедов внучата.

С острой шашкой и конём

Мы в бою не подведём!

Наших дедов и отцов –

Донских славных молодцов

Песня «Эх,казачата »

1. Приуныли казаки , пыльная дорога,

Не ведёт их в дальний путь, не звенят клинки.

Позабыты дни былые, песни боевые.

Ратный дух угас и вот,уснули казаки .

Припев :

Эх, казачата , ребята удалые

Подхватите песню дедов и отцов,

Пусть они припомнят годы боевые.

Будут новые ряды славных казаков .

2. И пускай пока немного велика папаха,

Но в седле казачьем старом я уже держусь.

Подрастают казачата песня раздаётся .

Скажет атаман довольно : «Сменой я горжусь!

Припев :

3. И пускай казачья песня над рекой льётся.

Заклубился дым над люлькой, вспыхнули костры,

Вам лихие казачата песня достаётся ,

Вместе с шашкой передали Вам её отцы!

Припев :

После песни мальчик-казак читает стихотворение

Мальчик- казак : Всех не спеть нам славных песен,

Добрых слов всех не сказать .

Донской – край чудесный,

Все : Как и вся Россия-мать.

Ведущий : А сейчас я предоставляю слово нашим почетным гостям___

Ведущий : Спасибо за теплые слова.

1. Казачка : Мы и пели для вас,

И плясали для вас,

Если любо вам веселье,

Все : Приходите еще раз!

2. казачка : Играми да плясками сыт не будешь.

Славится наш народ угощеньем знатным.

Чай горячий - наша сила, украшение стола

«С чая лиха не бывает» - так в народе говорят.

3. казачка : А вас просим гости,

За стол к нам присесть.

И с чаем душистым баранок поесть!

Ведущий : Кипит в курене самовар,

Милости просим к нам на чаепитие!

Вот так мы и живем-

Блинчики жуем, чаем запеваем-

Всех в гости приглашаем!

Младенческая инициация (посвящение) обычно описывается следующим образом: «Обряд этот, существующий ныне, состоит в том, что, дождавшись появления у сына первого зуба, отец, надев на него шашку, сажает его верхом на своего оседланного коня и в этот момент в первый раз подрезает ему чуб». Затем возвращает его матери со словами: «Вот тебе казак!». Новорожденному все друзья и знакомые отца приносили что-нибудь на зубок. Этот подарок непременно был военный: патрон пороха, стрела, лук, пуля, дед дарил шашку или ружье.
Этим обрядом мальчика посвящали в казаки, признавали его принадлежность к сообщности вольных сынов Тихого Дона: «Воин по рождению и воспитанию, казак с детства приучался думать и чувствовать по-военному. Сын, внук и правнук служилого казака, он ребенком - уже был казаком.

В сословной культуре младенческая инициация трансформировалась в обряд посвящения в казаки. В обряде, как правило, участвовали официальные лица. Посвящение в казаки проходило лет в шесть. На майдане собирались на круг казаки. Мальчиков сажали на лошадей. Каждый из них должен был проехать на лошади по кругу. Кто не удержится в седле, того посвящали в казаки через год. Для тех мальчиков, кто проехал по кругу и не упал с лошади, начиналось посвящение в казаки. Обряд проходил в торжественной обстановке на майдане. Каждому из них атаман надевал ленту из красной материи с надписью: «казачок рода Астаховых». Но перед тем как ленту надеть, мальчиков сажали на лошадей старшие казаки из их казачьего рода. После надевания ленты атаман важно всех обходил, поздравлял посвященных в казака, приветствовал старых казаков-воинов.

Подростковая инициация происходит в 13-15 летнем возрасте. Историки и этнографы Дона почти единодушны в определении приоритетов воспитания растущего поколения: с первых сознательных шагов мальчиков приучают к обращению с лошадью. Трехлетки сами ездили по двору, а пятилетки бесстрашно скакали по улице, стреляли из лука, играли в бабки, ходили войной. Конь занимал особое место в жизни казака, он был непременным спутником казака на всех путях его жизни - и мирных, и немирных. От знания повадок лошадей, навыков обращения с ними подчас зависела сама жизнь казака. Конь был своеобразным посредником между казаком и Доном - т.е. родной землей, родным домом, родной семьей. В Области Войска Донского сложился настоящий культ коня, связанный не только с традициями древнерусских дружинников, но и с укладом жизни степных кочевников, у которых казаки переняли множество способов обращения с лошадью, которые и сами нередко становились казаками.
Постепенно сфера воспитания мальчиков расширялась, в нее включались элементы следопытства, навыки обращения с оружием, рукопашного боя, преодоления водных преград и т.п. Мальчиком казак играл в айданчики на станичной улице, наметывая себе глаза, или, прыгая и бегая, гонял кубарь. Едва хватало у него силы, он уже брал пищаль и шел стрелять чутких дроф, или скакал по степи, загоняя сорвавшийся в метель табун. Он ползал на животе, подкрадываясь к зверю, он переплывал Дон, спасаясь от татар, он знал, что промах из ружья для него - часто смерть или плен. Он делал сам все то, чему теперь мы учим казака на случай войны, учителем его была жестокая, смертельная опасность, а это учитель суровый!…
Финалом подростковой инициации можно считать «потешные сражения» между группами подростков станицы или хутора. Так, в книге «Донцы» читаем: «По временам все ребячье население Черкасска выступало за город, где, разделившись на две партии, строили камышовые городки. В бумажных шапках и лядунках, с бумажными знаменами и хлопушками, верхом на палочках, противники сходились, высылали стрельцов или наездников-забияк и, нападая, сражались с таким азартом, что не жалели носов; рубились лубочными саблями, кололись камышовыми пиками, отбивали знамена, хватали пленных. Победители под музыку из дудок и гребней, с трещотками или тазами, возвращались торжественно в город; сзади заливаясь слезами, понурив от стыда головы, шли пленные».

Юношеские инициации предназначалась для 17-19 летних парней, именуемых малолетками, что соответствует по значению современному слову «допризывник». Два главных события определяют характер этой инициации: обучение в летних военных лагерях и публичное состязание молодых казаков. Обстановка летнего лагеря казаков-малолеток живо представлена в следующем описании: «когда была введена перепись «малолетков», то все достигшие 19-летнего возраста собирались в заранее назначенном месте, на лучших конях и в полном вооружении. На ровном месте, возле речки, разбивался большой лагерь, где в продолжении месяца обучались малолетки воинскому делу под руководством стариков, в присутствии атамана. Одних учили на всем скаку стрелять; другие мчались во весь дух, стоя на седле и отмахиваясь саблей, третьи ухищрялись поднять с разостланной бурки монету или же плетку. Там выезжают поединщики; здесь толпа конных скачет к крутому берегу, вдруг исчезает и снова появляется, но уже на другом берегу». Атмосферу публичного состязания передает автор «Картин былого Тихого Дона»: «со многих станиц в одно место собираются казаки-малолетки на смотр. Что смотреть? - когда их никто ничему не учил. И вот начинались скачки, стрельба в цель, стрельба на всем скаку, рубка и фланкировка. Разгоревшись отвагою, целые станицы малолеток с полного разгона кидались в реку и плыли на ту сторону с лошадьми, амуницией и пиками. Они рассыпались лавою, скакали друг против друга, схватывались в объятия и боролись на коне». Итоги состязания подводил атаман: «Самым метким стрелкам, самым лихим наездникам атаман дарил нарядные уздечки, разукрашенные седла, оружие».
Малолетки во многих станицах принимали участие в кулачных боях в качестве зачинщиков на их начальной стадии. Последующий ход сражения они наблюдали со стороны. Однако это тоже являлось своеобразной школой, т.к. кулачки развивали смелость, отвагу идти в пешем строю на грудь неприятеля и быструю в казаке смекалку разбираться, кого выручить, кого смять в свалке.

Во времена казачества почетный чин казака хотел заполучить каждый парень. Однако, не всем это удавалось, ведь процесс посвящения был довольно непрост. Он состоял из 4 длительных этапов, соответствующих возрастным категориям:

  • Младенчество.
  • 5 – 6-летие.
  • Подростковый возраст,
  • Юношество.

При отборе учитывался и характер. Мальчик должен был ощущать себя настоящим воином. С малого возраста отцы даже устраивали для своих сыновей импровизированные сражения.

Военная амуниция «на зубок»

Этап младенчества наступал после появления молочных зубов. Его начало отмечалось неким ритуалом, который в народе называли «На зубок». На мальчишку надевали шашку и усаживали в седло к боевому коню. Ему подрезался чуб, который являлся одним из признаков бывалого казака. По завершению сын передавался матери со словами «Забирай казака!». В честь события было заведено дарить вещи, связанные с военными действиями. Будущий вояка получал первые стрелы лук и порох. А глава семьи даже мог одарить потомка настоящим ружьем или саблей.

Настоящий казак — виртуозный наездник

Когда парню исполнялось 5 или 6 лет наступал очередной этап посвящения. К этому периоду времени будущий казак был обязан хорошо держаться верхом на коне. Потому как умение ездить в седле было основным испытанием. Оно проводилось в торжественной обстановке на главном майдане. При этом обязательно присутствовал атаман. Наездник делал круг верхом на лошади. Если ему удавалось удержаться, тогда ему присваивался титул казачка рода. На него надевалась ярко-красная лента, которая и давала знать о принадлежности к определенному роду. Если же, по воле случая, мальчик падал, тогда его оставляли «на второй год».

Первые бои

Детство будущего казака было своеобразным курсом юного бойца. Все игры носили сопернический характер. Мальчики учились управляться с луком. Настоящего казака нельзя представить без хорошего боевого коня, поэтому они должны были уметь управляться с лошадью. И уже в 5 лет казачонок скакал во всю прыть. В старшем возрасте игры несколько усложнялись и дополнялись специальными навыками такими как обращение с огнестрельным и холодным оружием. Подростки участвовали в рукопашных боях, прекрасно плавали и умели противостоять несшемуся табуну.

Хорошим учителем были и многовековые стычки с татарами. Практически с младенчества детям внушалась мысль: «стрелять нужно метко, потому как это умение однажды может решить судьбу». И как только малыш был способен удержать в руках боевое ружье отец забирал его охотится на пернатых степных обитателей.

Инициация в подростковый этап проводилась в возрасте 15 лет. Устраивались бои в игровой форме. Группу подростков разбивали на несколько частей (чаще всего на две). Каждая из них строила собственное укрепление. Участники групп должны были «завоевать» своего соперника. В качестве оружия использовались лубочные сабли и камышовые пики. Несмотря на то, что это действие больше походило на театрализованное оно несло в себе и учебный характер. Участники параллельно обучались тактике и стратегии, проверяли свои силы и возможности.

Настоящий казак способен поднять монетку на скаку

Начиная с 17 лет парней принимали в «настоящие» казаки. Но прежде они должны были пройти полное обучение в военном лагере. Прибывали туда при полном вооружении верхом на лучшем коне, которым владела семья. Учителями были мудрые старейшие воины. Также там присутствовал и атаман. Лагерь располагался у водоема, потому как в программу обучения входили «водные уроки». Учебный процесс включал и уроки стрельбы на скаку, рублю шашкой стоя в седле. Высшим пилотажем считалось умение поднять монету или плеть с расстеленной бурки во время галопа.

По окончанию обучения юношей ожидало публичное состязание. На него съезжались целыми станицами, ожидая настоящего шоу. Выпускники лагеря в полном вооружении верхом на своих лошадях переправлялись через водоем. Они демонстрировали навыки на практике: стреляли с лука в цель, боролись на лошадях, фланкировали пикой и саблей, а также многое другое. Итоги обучения подводил атаман. Он называл самых лучших наездников, сильных борцов и метких стрелков. Им и доставалось по нарядной уздечке, предмету казачьего вооружения или хорошему седлу от главнокомандующего.

Сценарий

праздника посвящения в казачата

(Звучит музыка – позывные. Под торжественную музыку входят классы строевым шагом)

1 ученик.

Могучие горы, степные просторы, приморского берега грань.

Леса и поляны, сады и лиманы – всё это родная Кубань!

2 ученик.

Дары свои щедро открыли нам недра, морями разлились хлеба.

Весёлые песни летят в поднебесье, открытая высь голуба…

И нету красивее края в России, чем наша родная Кубань!

Звучит песня «Это наш рай и наш край – это Россия»

Ведущий- учитель1

Добрый день, гости дорогие!

Доброго вам здоровья,!

Мы приветствуем вас на торжественном празднике «Посвящения в казачата», учащихся 2 «А» и «Б» классов.

Ведущий- учитель2

Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить песни да обычаи казачьи, чтоб не сгинули они в веках, а достались детям да внукам нашим.

Ведущий- учитель1

А сегодня у нас в гостях атаман Новомышастовского казачьего войска Слюсарь П.Г., глава сельского поселения Вервыкишко А.Т.

Ведущий- учитель2

Казаки! Ваше имя служилое
Никому не испачкать в грязь!
Господь бог да Отчизна милая –
Вот кто ваша верховная власть
Кто черпает для жизни силы
В водах матушки – Кубань-реки?
Кто до смерти служит России?

– Это славные казаки!

Звучит гимн Кубани

Входит казачок

Господин Атаман, дозволь слово молвить.

Атаман

Что у тебя, малец за дело? Скажи.

Казачок читает прошение

Прошение

Господин, атаман! Просим Вас провести смотрины наших хлопцев и дивчат, тай посвятить их в казачата, бо хотят они быть, як отцы наши и деды, защитниками и хранителями земли русской, Кубани родной!

Атаман

Ну, что сказать? Достойное «Прошение» составили!

Казачок

Господин атаман! Учащиеся 2 – х классов к посвящению в казачата готовы!

Атаман

Посмотрим, достойны ли вы стать казаками?

Ученик 3

Даль степей сквозная

Гор красот орлиный

Сторона родная,

Край наш тополиный!

Ты красив и весел,

Щедр ты по кубанский,

Край хлебов и песен,

Край наш Краснодарский!

Дети исполняют песню «Ой да Краснодарский край»

Ученик -4

Время вспомнить,

И время земно поклониться

Твоим древним годам,

Дорогая станица.

Ученик -5

Щедрым нивам твоим,

Твоим травам и злакам,

Твоим первопроходцам – чубатым казакам.

Ученик -6

Согнулись ковыли – седые старцы,
И мудрость, и молчание храня.
Им кажется, казачьи кони мчатся,
В бою вот-вот вдруг шашки зазвенят.

Ученик -7

Хранит землица славу боевую
И помнят степи то, как орды шли.
Как шли враги на Родину Святую,
Но покорить её всё ж не смогли!

Ученик -8

Хранили, казаки, Россию,
Свой дух крепили, Родину любя.
Родные степи, край, что сердцу милый,
Нам пасть в бою не страшно за тебя!

Ученик -9

Много было под конями ветра.

Шли они в пустынях и лесах

вместе )

Ученик -10

Путь тот не измерить в километрах,

Он пролег сквозь моры, славу, страх…

Память о казачестве бессмертна,

Подвиги казачества в сердцах. (вместе )

Дети исполняют песню «Спивай казаки»

Ученик -11

Кубань!
Как это много!
И в мыслях не объять границ.
А для меня она - дорога,
петляющая между станиц.

Ученик -12

А для меня она - речонка,
пересыхающая в зной.
В нее, как в зеркальце, девчонки
глядятся каждою весной.

Ученик -13

Кубань -
вот слово-то какое!
Эх, так и просится в распев!
Она вспахала поле боя,
озлобить сердце не сумев.

Ученик -14

А сейчас споём казаки

Пусть услышит нас Кавказ,

Все российские просторы

Пусть равняются на нас!

Дети исполняют песню «Мы с тобой казаки»

Ученик -15

Земля отцов! Кубань родная!

Воистину волшебный уголок,

Цвети в веках от края и до края,

Как истинного счастья островок!

Ученик -16

Люблю леса, поля люблю,

Люблю я родину свою…

И сотни раз я повторю:

«Люблю Новомышастовскую!»

Ученик -17

Кубань, российская земля,

Сады бескрайние, поля…

Тебе родной, тебе одной,

Мы посвящаем танец свой!

(танец)

Атаман:

Молодцы детвора, согрели мою душу тем, что знаете и храните нашу удаль казацкую, песни да танцы! Я вижу, здесь все веселиться умеют, значит, живут с открытой душой! Достойная смена подрастает!

Ведущий.

А- ну детвора все сюда! У казаков веселья не бывает без казачьей шутки – прибаутки да игры – казачьей удалой!

Разыгрываются шутки и казачьи игры, шуточная песня «Як служил я в пана…»

Атаман: Люди добри! Как на ваш погляд, любо казачата поют и танцуют,да веселятся?

Гости: Любо! Молодцы!

Атаман: Вот и я так розумею, что негоже таким хлопцам и дивчатам в босяках ходить, пора их в казаки приписать! Братья- казаки, согласны вы с атаманом?

Гости (зал) : Согласны! Любо!

Атаман:

Казачьему роду – нет переводу!

Слава, тебе, Господи, что мы - казаки!

Казаком надо не родиться,

Казаком надо стать!

Казаком быть – значит Родину любить!

Казачок

Мальцы, слушай мою команду!

Для принятия клятвы второклассникам приготовиться.

Чтоб казачьему роду

Не было переводу

Присягаем на верность

Отчизне и народу!

ПРИСЯГАЕМ,

Присягаем быть честными и смелыми

ПРИСЯГАЕМ

Присягаем защищать справедливость

ПРИСЯГАЕМ

Присягаем не нарушать клятву

ПРИСЯГАЕМ

«Слава Кубани!

СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА!

Мальчики – казачата: Благодарим, господин Атаман!

Девочки – казачки: Спасибо, Батька Атаман

Ведущий- учитель2

Для поздравления мы приглашаем ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ученик -17

Мы (хором) казачата!
Сердце гордо и радостно бьётся.
Как награда нам звание это,
А она только лучшим даётся.

Ученик -18

Мы (хором) казачата!
Будто крылья растут за спиною.
И в красивую форму одеты,
Мы, конечно, недаром с тобою.

Ученик -19

Мы (хором) казачата!
В этом наше единство и сила.
За тебя мы, Отчизна, в ответе,
Наша светлая гордость - Россия!

За Благословение священника дети идут в храм Архангела Гавриила к отцу Александру)

Ведущий.

Наш праздник подходит к концу.

Я надеюсь, что сегодняшний праздник станет доброй ежегодной традицией посвящения юных второклассников в казачата!

До свиданья, до новых встреч!

Атаман: Слава, Кубани!

Все стоящие на сцене: Героям слава



Рассказать друзьям