Праздник русской окрошки сценарий. Сценарий на тему русских народных праздников «Свет души русской»

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Сценарий праздника «Русские посиделки»

Подготовила

заместитель директора по УВР

МБОУ ООШ д. Лаптево Багдасарова М.Н .

Цель мероприятия: пропаганда здорового образа жизни через изучение традиций, обычаев, особенности уклада жизни русского народа.

Участники: ученики и педагоги МОУ ООШ д. Лаптево, родители.

Оформление: плакаты с пословицами и поговорками, старинная утварь и посуда (самовар, деревянные ложки, чугунки, ухваты и т.д.), принадлежности для бани.

Звучит музыка. На сцену выходят три скомороха.

1-й скоморох: Добрый день вам, гости дорогие Гости званые, гости желанные!

2-й скоморох: Люди старые и молодые, Женатые и холостые!

3-й скоморох: Добро пожаловать в наш высокий терем, B чистую светлицу гулять и веселиться!

1-й скоморох: K нам сюда собирайся народ! Сегодня вас много чудесного ждет!

2-й скоморох: Игры, танцы, чудеса из чудес! Спешите, спешите,

Времени осталось в обрез!

3-й скоморох: Веселись, честной народ!

Праздник, праздник к нам идёт! Больше шуток, больше смеха –

Нам погода не помеха!

Вместе: Эй, народ, не унывай, Праздник общий начинай!

Ну-ка, ну-ка, веселей!

Ты улыбок не жалей!

Входит ведущая (В) и 1-й скоморох(С).

В: Добрый день, веселые ребята, дорогие педагоги и уважаемые гости. Мы сегодня, действительно, будем петь, танцевать, участвовать в конкурсах. А еще вспомним традиции и обычаи русского народа и постараемся понять, почему предки наши были крепки и телом, и духом и чего же нам, жителям России 21 века, не хватает.

С: (с досадой): Ну вот, я думал мы веселиться будем, а тут опять как на уроке – разбираться, понимать…

В: Не переживай, мы постараемся о серьезном – с улыбкой. Согласен?

С: Ну, не знаю. Давайте попробуем.

В: Скажи мне, пожалуйста, откуда у русских богатырей сила бралась?

С: Откуда – откуда. Наверное, кушали хорошо…

В: Молодец! (Обращается к залу) А вы согласны, ребята? Тогда я объявляю первый конкурс – «Самое полезное блюдо русской кухни». В жюри мы позвали директора школы Мокеева Н.В., нашего гостя и учителя школы Курникову Т.В. Давайте попробуем накрыть свой обеденный стол, где будут только полезные блюда.

Человеку нужно есть.
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться,
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.

Следующие классы объявляются ведущей и скоморохом по очереди. Время выступления – 5 – 7 минут.

С: Первое нам приготовил …

7 класс – щи.

В: Посмотрим, что же у нас на второе…

6 класс – каши (презентация).

8 класс – пироги.

С: Ух как вкусно все это выглядит. У меня даже слюнки потекли. А что там на третье?

1, 3 классы – кисель и блины.

2,4 классы – моченые яблоки, чай.

С: Да, вот это молодцы, наши ребята. И рассказали, и приготовили, а попробовать можно?

В: Да, в конце праздника угоститься этими блюдами смогут все желающие! Только послушайте совет: даже если вы очень проголодались, сразу все это кушать не стоит, потому что наш с вами организм не сможет справиться с такими разными блюдами. Ну, а напитки лучше пить через час после приема пищи.

С: Вот оно как… А мне все-таки интересно, а в чем готовили пищу, из чего кушали наши предки.

В: Давай спросим у ребят.

    Как называется посуда, в которой раньше готовили первые блюда и каши? (чугунок)

    А в чем раньше хранили молоко? (в глиняной посуде, в крынках)

    А чем кушали наши с вами предки? (деревянными ложками)

    Чем все эти предметы выгодно отличаются от современной посуды? Вывод: сделаны из экологически чистых материалов, лучше сохраняли тепло и т.д.

С: Здорово! А где раньше готовили пищу? Ведь ни газа, ни электричества не было.

В: Сразу видно, что ты современный скоморох. А вот послушай.

Входит русская печь и произносит небольшую речь.

Здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки. Здравствуйте взрослые, умные и рослые! Все вы догадались, меня зовут (обращается к залу). Что-то среди вас богатырей маловато, румяных да крепких совсем не видать. Сразу понятно стало, не кушали вы кашу да щи из русской печки. А я ведь раньше великая труженица была: и пищу готовила, и дом обогревала, старичкам, да деткам косточки грела… Скучно мне стало, вот узнала про ваш праздник и пришла к вам в гости.

С: Здравствуй, печка, проходи. А мы про тебя многое знаем. Ведь ты еще была героиней сказок. Ребята, назовите эти сказки. (Гуси-лебеди, Емеля).

В: Опоздала ты печка немного, ребята нам про блюда русской кухни рассказывали. А теперь давайте послушаем жюри, да узнаем, какой класс лучше справился с заданием.

Жюри объявляет результаты и вручает грамоты и призы.

В: Спасибо, уважаемые члены жюри. А мы продолжаем.

С: Послушай, печка, вот ты говоришь, что у нас богатырей нет. Я готов тебе доказать обратное. Как, ребята, поможете?

В: Объявляется конкурс «Богатырское здоровье» (звучит музыка). Приглашаем на сцену мальчиков из каждого класса.

Ребятам предлагаются следующие состязания (в младшей и в старшей группе отдельно):

- кто кого (мальчики встают парами и прыгая на одной ноге пытаются друг друга столкнуть с места)
- знатоки (вопросы про оружие, снаряжение, занятия богатырей)

- прдолжить пословицы и поговорки о здоровье.

Печка: А знаете, еще почему крепкими были люди русские? Любили они в баньке попариться.

С: Знаем, знаем. А ну-ка, ребята, расскажите! Звучит песня «Ах, баня, баня, баня».

Сообщение или презентация о бане.

Награждение «богатырей».

В: После бани не только парни телом и духом крепчали, но и девушки краше становились.

С: Конкурс «Русская красавица (костюмы )».

Девочки-участницы рассказывают о костюме, ведущие задают вопросы.

Обращается внимание на натуральные ткани (лен, шерсть).

Печка: Встряхнитесь, улыбнитесь, да с гармошкой подружитесь

Танец под аккомпанемент ученика 5 класса Королева А.

Награждение.

Печка: Смекалистые да ловкие у вас юноши, красивые у вас девушки. А вот что они будут делать, если вдруг заболеют?

С: Как что? Пойдут ко врачу, таблеточку выпьют.

В: Погоди, современный ты наш скоморох. Есть и другой выход. Вот послушай.

Печка: Если кто-то простудился, голова болит, живот,

Значит, надо подлечиться, значит путь – на огород,

С: С грядки мы возьмем микстуру, за таблеткой сходим в сад,

Быстро вылечишь простуду, снова будешь жизни рад.

В: И снова конкурс, называется «Здоровье с грядки». Мы будем читать загадки, а вы – отгадывайте.

Ведущая, скоморох и печка загадывают загадки об овощах и фруктах, жюри отмечает самых активных участников .

В: Молодцы ребята! Понравились тебе наши лаптевские мальчишки и девчонки?

Печка: Да, порадовали.

В: А ведь это еще не все. Скажите-ка мне, без чего еще не обходился ни один праздник на Руси (без частушек)? Ответы из зала.

С: Без народной старой шутки не прожить и двух минут.

Говорят врачи частушки как лекарство выдают.

Сообщение о частушках – 9 класс

Печка: Пляски, песни, хороводы никогда не выходят из моды.

Веселье и смех доступны для всех.

Вот и мы, как говорится, будем петь и веселиться!

Выступают частушечники.

Печка: Ой, порадовали вы меня, ребятушки! Повеселилась я сегодня от души! Да пора уж мне. Емеля меня, поди, уже заждался. До свидания.

С: До свидания, печка, приходи к нам еще.

В: И нам с вами, дорогие ребята и уважаемые гости пора прощаться. А напоследок хочется сказать: издревле русские люди славились крепким здоровьем и сильным духом. Наши предки оставили нам богатое наследство – это те традиции и обычаи, о которых мы знаем, но ленимся применять. А ведь это так просто: кушать здоровую пищу, заниматься спортом и физическим трудом, радоваться каждому дню, приносить радость людям. Подумайте об этом. А мы всем желаем, чтобы в вашем здоровом теле был здоровый дух!

«Свет души русской».
(Сценарий на тему русских народных праздников).

На сцене уголок быта – начало века: лавка, стол с самоваром, прялка, на полу половики и др. В зале столы, накрытые к чаю.

Действующие лица, участники:
КРАСНА ДЕВИЦА,
ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ,
ГОСТИ.
(Желателен фольклорный ансамбль).

КРАСНА ДЕВИЦА. С тех пор как деревенские посиделки собирали наших прабабушек, много воды утекло. Так много, что не каждый нынче знает: посиделки на Руси обычно начинались 1 сентября по старому стилю на Семена – летопроводца. Полевая страда завершалась, домашняя начиналась. Женщины пряли, ткали, шили приданое девушки, сапожничали парни. Жужжали прялки, лилась протяжная песня, вспоминались старинные предания, были, небылицы. Кто говорил, кто слушал, и все вместе учились.
Следуя мудрости прадедов наших, решили и мы на посиделках собраться.

ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ. Основу большинства народных праздников составляли обряды и обрядовые игры.

КРАСНА ДЕВИЦА. О христианских праздниках и играх сейчас пой¬дет речь. В каждом доме приготовляли к празднику Рождества Христова из пшеничного теста фигурки, изображающие маленьких коров, быков, овец, животных и пастухов. Эти фигуры хозяйка хранит до Крещения, в Крещение же после водосвятия размачивает в святой воде фигурки и дает скоту.
«Пришли колядки – блины да ладки» – то есть наступила пора взаимных угощений, веселья и радости.
«Зима – за морозы, а мужик – за праздники».
Святки праздновались всеми, но в основе своей это был праздник молодежи: ее игры, песни, обходы домов, посиделки, гадания – создавали неповторимую атмосферу святочного веселья. На всей территории России был распространен обычай новогоднего обхода домов. Подобные обходы в течение святок проводились трижды: в рождественский сочельник, под Новый год и накануне Крещенья.
Каждая семья ожидала колядовщиков – приготавливала для них угощенье, с неподдельный удовольствием выслушивала колядки.
Коляда – маляда!
Ты пришла на двор
Накануне Рождества
По снежному полю,
Гулять на просторе!
Сею – вею – посеваю
С Новым годам поздравляю.
Гуси-лебеди летели!
Мы Малешеньки, Калядовщички,
Мы пришли прославлять,
Хозяев величать!
Чтоб здоровы были,
Много лет жили.
Открывайте сундучок
Доставайте пятачок
Хоть блин, хоть сала клин.

КРАСНА ДЕВИЦА. И одаривали хозяева ряженых печеньем, конфетами, различными угощеньями.

ВЕДУЩИЙ. Ряженые благодарили хозяев:
Дай бог тому,
Кто в этом году
Полтораста коров, девяносто быков.
Надели Вас Господь
И житьем, и бытьем, и богатством!

Но если же ничего не давали, могли сказать и такое:

Коляда, Маляда!
Уродилась Коляда!
Кто подаст пирога –
Тому двор живота,
Кто не даст пирога,
Сведем корову за рога.
Кто не даст лепешки,
Завалим окошки.
Кто не даст ни копейки,
Завалим лазейки.
Кто не даст хлеба,
Уведем деда.
Кто не даст ветчины,
Тем расколем чугуны.

ВЕДУЩИЙ. Угрозы в адрес очень жадных хозяев могли быть и страшнее.
На Новый год –
Осиновый гроб,
Кол на могилу.
Ободрану кобылу.
Но таких страшных угроз почти не было, потому что праздничное настроение и желание, чтобы в наступающем году жилось хорошо, делали людей щедрыми, терпимыми, гостеприимными.
После шумного, веселого обхода домов молодежь собиралась и одной избе и устраивала общую пирушку – съедали все, чем их одаривали односельчане.
Вот такие двухнедельные новогодние празднества – святки проводятся и поныне.

КРАСНА ДЕВИЦА. Несколько недель, отделяющие Крещение от Масленицы, назывались «мясоедом» и считались свадебными.

ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ. Масленицу праздновали накануне Великого поста, широко, раздольно. Длится этот праздник неделю, а ждали его целый год. Каждый день недели имел свое название:
Понедельник – «встреча».
Вторник – «заигрыш».
Среда – «лакомка, разгул, перелом».
Четверг – «разгуляй четвертог» – «широкий».
Пятница – «темны вечера», «тещины вечерки».
Суббота – «золовкины посиделки», «проводы».
Воскресенье – «прощеный день».
Вся же неделя именовалась «Честная, широкая, веселая боярыня-масленица, госпожа масленица».
Именно на масленицу дети закликали птиц, звали весну.
Ой, кулики – жаворонушки,
Прилетите к нам у оконушки.
Прилетите к нам, поспешите к нам
Весну – красную принесите нам.
Уходи зима, приходи весна.
Уходи зима ко дну
Присылай весну.

ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ. И уступала Зима порогу Весне в говорила ей такие слова: «Ну, что же видно и вправду мне пора уходить – царствуй Весна на славу, твое время пришло».
Дети провожали Зиму – пели ей величальную.
Ты прости, прощай Зима белая,
Ты прости, прощай Зима белая.
Зима-матушка, зима-матушка!
Ты прости прощай – да. (Протяжно) .

КРАСНА ДЕВИЦА. Когда мы печем блины? На поминки, на Масленицу. По народным приметам считалось, что Солнцу надо помочь победить злую зиму, поэтому не случайно обязательной едой на празднике считались блины. Крутые с пылу, с жару они были символом светила Ярилы – Солнца и Весны.

ЧАСТУШКИ:
Мы давно блинов не ели –
Мы блиночков захотели
Ой блины, мои блины,
Ой блиночки мои.
Моя родная сестрица
Печь блины-то мастерица.
Напекла она поесть
Сотен пять, наверно, есть.
На поднос блины кладет,
И сама гостям несет.
Гости будьте же здоровы
Вот блины мои готовы
Ой, блины, мои блины,
Ой, блиночки мои.

(Ставят блины на стол гостям).

КРАСНА ДЕВИЦА. В завершение праздника Масленицы разыгрывали представление «Похороны масленицы». Делали чучело – соломенную бабу и сжигали ее, при этом пели веселые, прощальные песни.
Прощай, Масленица-вертушка.
Настает Великий пост.
На деревне все приели.
Подают селедки хвост!
Прощай. Масленица,
Прощай, Красная!
Наступает Великий пост,
Радует нас редьки хвост.
А мы редьку не берем,
Кота за уши дерем!

ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ. И в преддверии Великого поста, стремясь очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощения.
С той же целью в прощеное воскресенье ходили на кладбище, оставляли блины на могилах и поклонялись праху родных.

КРАСНА ДЕВИЦА. Сразу за семью днями разгульного масленично¬го веселья начинался семинедельный период строгости, святости, воздержания – Великий пост.

ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ. У крестьян существовало поверье, что на Пасху «солнце играет» и многие старались подкараулить это мгновение, молодые взбирались на крышу, чтобы встретить солнце, а дети обращались к солнцу с песенкой.
Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, покатись,
Красное, нарядись!

ВЕДУЩИЙ. Во время пасхальной службы девушки тихонечко шепчут: «Воскресение Христово! Пошли мне жениха холостого, в чулчонках, да в порчонках!», «Дай Бог жениха хорошего в сапогах, да с галошами, не на корове, а на лошади!»

ВЕДУЩИЙ. На Пасху совершался еще один обход дворов, напоми¬нающий святочное колядование и исполнялся он группой молодых ребят.
Ну-те, братцы-товарищи!
Собирайтесь до кучечки!
Пойдемте в то село,
Поздравим их с праздничком,
Их с праздничком, с Христовым днем,
С Христовым днем, красным яйцом!
И не шум шумит, и не гром гремит –

Хозяинушка, ты наш батюшка!
Христос Воскрес на весь свет!
Ай спишь лежишь, оли так лежишь?
Христос Воскрес на весь свет!
Подари ты нас, молодых ребят!
Христос Воскрес на весь свет!
Наши дары не велики, малы.
Христос Воскрес на весь свет!
Пару яиц, да рюмку вина.
Христос Воскрес на весь свет!
Рюмку вина, да кусок пирога!
Христос Воскрес на весь свет!
Хозяюшка, ты наш батюшка!
Христос Воскрес на весь свет!
Что у твоем дворе случилося!
Христос Воскрес на весь свет!
Зажги огонь, сходи на двор.
Христос Воскрес на весь свет!
На твоем дворе три радости.
Христос Воскрес на весь свет!
Перва-то радость корова телилась.
Христос Воскрес на весь свет!
Друга-то радость овечка ягнилась.
Христос Воскрес на весь свет!
Третья-то радость кобыла жеребилась.
Христос Воскрес на весь свет!
Твоим дочкам на приданочки.
Христос Воскрес на весь свет!
Подари ты нас молодых ребят.
Христос Воскрес на весь свет!
Пару яиц, да рюмку вина.
Христос Воскрес на весь свет!

ВЕДУЩИЙ. Хозяева выносили яйца, сало, денег, пирогов, молока. В адрес скупого хозяина могли прозвучать очень неприятные слова, которых боялись.
Кто не даст нам яйца - околеет овца,
Не даст сала кусок - околеет телок.
Нам не дали сала - коровушка пала.

ВЕДУЩИЙ. Как всякий большой праздник, неделя Пасхи заполнена различными играми, развлеченьями, хождением в гости. На пасху принято поздравлять друг друга с воскресением Христовым, христосоваться и обмениваться крашеными яйцами.

ВЕДУЩИЙ. Один из самых главных, ответственных периодов народного земледельческого календаря падает на седьмую неделю Пасхи – наступает Троица. Седьмой четверг после Пасхи считался очень большим праздником, это был обряд прощания с весной и встреча лета. Прославляется зеленеющая земля с центральным персонажем – березой. Дома и улицы украшали срезанными березками, ветками, цветами. На Троицу прихожане являются на обедню в церковь с букетами полевых цветов, а пол в храме устилается свежей травой.

ВЕДУЩИЙ. После обедни девушки меняют свой наряд на лучшее платье, идут в лес, подходят к березе и начинают ее украшать цветами, напевая песню:
Не радуйтесь, дубы,
Не радуйтесь, зеленые,
Не к вам девушки идут,
Не к вам красные.
Ты не радуйся, осина,
А ты радуйся, береза:
К тебе красные идут
Со куличками, со яичками!
Завивайся ты, береза,
Завивайся ты, кудрявая!
Мы к тебе пришли.

ВЕДУЩИЙ. На Троицу девушки вьют венки и потом эти венки бросают в воду. Чей венок пристанет к берегу, та останется в девках, чей уплывет, та выйдет замуж, чей потонет, та умрет. Одно и то же «поведение» венков в разных местах понималось по-разному. Так, потонувший венок мог означать смерть, измену иди конец любви, а также противоположное – свидетельствовать о том, что милый помнит и тоскует,
Святой дух – Троица!
Позволь нам гуляти,
Венки завивати!
Завью я веночек
На круглый годочек,
Пойду на реку,
Стану на крутом берегу,
Брошу венок на воду,
Отойду, погляжу
Тонет ли, не тонет
Мой веночек на воде.
Мой веночек потонул.
Меня милый вспомянул.
О свет, моя ласковая,
О свет, моя приветливая.

К вечеру снимают с деревца ленты, отламывают по прутику, но их не выкидывают, а втыкаются они над воротами во дворе для охраны скота или кладутся в сусек от мышей. А саму березку бросают в воду с криком: «Тони березка, топи сердитых мужей!»

ПЕСНЯ БЕРЕЗЫ:
Вы подруженьки мои, да отнесите вы меня,
Киньте-бросьте вы меня да в речку быструю
И поплачьте надо мной да над березонькой.

ВЕДУЩИЙ. И несчастная березка плывет туда, куда понесет ее течением воды.
Также на Троицу девушки спрашивают у кукушки, когда она кукует, долго ли мне быть в доме у отца. Сколько раз прокукует кукушка, столько лет и ждать им замужества.

ВЕДУЩИЙ. Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году, в нем принимало участие все население, причем традиция требовала активного включения каждого во все обряды. Ивана Купалу называют «чистоплотным» оттого, что на заре этого дня принято купаться и такого рода купанию приписывается целебная сила. В день Ивана Купалы девушки завивают венки из трав, водят хороводы и поют.
Девицы цветы щипали
да у Ивана пытали:
«Что это за цветы? –
Это цветы купалы,
Девицам – умывалы,
А пареням – воздыханья!»
Сохнут, сохнут парни
На девиц смотрючи,
Что девицы хороши,
А ребята голыши.

ВЕДУЩИЙ. Главная особенность купальской ночи – очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше – тот будет счастливее. Костры устраивали за селением обычно на высоком месте, в огонь подбрасывали бересту, чтоб горело веселей и ярче. Обвязывали соломой старые колеса, поджигали их и спускали их с пригорков. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельем сгорели и болезни. Молодежь, подростки, дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные веселые игры, бег наперегонки. Обязательно играли в горелки. Слова к игре:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо –
Птички летят,
Колокольчики звенят.
Диги – дон, диги – дон –
Убегай скорее вон.

ВЕДУЩИЙ. Однако главным на Ивана Купалу было предание о папоротнике. С цветком папоротника, раскрывающимся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они не находились. По рассказам, около полуночи из широких листьев папоротника внезапно появляется почка, которая поднимается все выше и выше – то заколышется, то остановится – и вдруг зашатается, перевернется и запрыгает. Ровно в 12 часов ночи созревшая почка разрывается с треском и взору представляется ярко-огненный цветок, столь яркий, что на него невозможно смотреть, невидимая рука срывает его, а человеку никогда почти не удается сделать этого. Невидимкою обладатель цветка пробирается к любой красавице и нет ничего, что было бы невозможно для него, такова сила и власть этого цветка.
Петров день «разговения» – конец Петровского поста. В этот день ходят в гости, принимают у себя гостей. В вечернем застолье принимают участие, как правило, только женатые и старики.
Молодежь еще с вечера уходит в поле и здесь проводит всю ночь «карауля солнце». По народному понятию, солнце в день Петра и Павла играет какими-то особенными цветами, которые переливаются и искрятся, как радуга. В эту ночь жгли костры, гуляли всю ночь, до рассвета звучали песни. Сугубо Петровских песен известно мало, вот одна из них.
Петровская ночка,
Ночка невеличка
Реля, реля, реля!
Ночка невеличка!
А я молодая,
Я не выспалась
Реля, реля, реля!
Я не выспалась,
Я не выспалась,
Яне нагулялась,
Реля, реля, реля!
Не нагулялась
Я с милым дружочком,
Не настоялась!
Реля, реля, реля!
Не настоялась!
Не настоялась,
Не наговорилась.
Реля, реля, реля!
Не наговорилась!
Я пришла до дому,
С печали свалилась
Реля, реля, реля!
С печали свалилась!
А пока молода
У сени войду я
Реля, реля, реля!
У сени войду!
В сени войду я
Постель постелю я,
Реля, реля, реля!
Постель постелят!
А ложуся спать я,
Слезой обольюся
Реля, реля, реля!
Слезой обольюсь!

ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ. Не только талантлив, но мудр русский народ. Им создана огромная изустная литература – сказки, пословицы, прибаутки, песни, загадки. В старину говорили: «Красна речь с притчею». Кто из вас назовет больше всех пословиц, приговорок, прибауток?

КРАСНА ДЕВИЦА. Особой любовью среди жанров фольклора пользуются загадки. Попробуем мудреные народные загадки отгадать?

ЗАГАДКИ:
1. На горе, горушке стоит старушка, руками машет, хлеба просит. Дашь ей хлеба – назад отдает. (Мельница).
2. Что за зверь: в зиму ест, а летом спит. Тело теплое, а крови нет. Сесть на него сядешь, а с места не свезет. (Печь).
3. По-блошьи прыгает, по человечески плавает. (Лягушка).
4. Не король, а в короне, не гусар, а при шпорах. (Петух).

КРАСНА ДЕВИЦА. Молодцы! Все мои загадки отгадали. А что называют самым большим чудом в народном творчестве? Я думаю – сказку. Все вы, наверное, любили и любите, чтобы на сон бабушка или мама рассказывала вам сказку, а вы, засыпая, уносились бы в зачарованный мир.
«Было это на море – океане, на острове Кидане,
Стоит дерево – золотые маковки, по этому дереву
Кот Баюн ходит, вверх идет – песню поет,
А вниз идет – сказки рассказывает».
Благодаря собирателям-фольклористам дошли до нас сказки русские, какие нашим прадедам сказатели сказывали. А вот и к нам сказательница пожаловала. Встречайте бабушку Настасью, слушайте сказку волшебную. Не обходятся посиделки без чая.

КРАСНА ДЕВИЦА. Самовар наш греется. Вот-вот закипит. Давайте, гости, располагайтесь поудобнее:
Вот уже струится пар,
Закипает самовар.
Пора его на стол нести,
Чай гостям преподнести.
Сядем рядком, да поговорим ладком.
(Гости пьют чай с пирогами. Пока наливает чай в чашки – небольшой рассказ о чае).

КРАСНА ДЕВИЦА. Чай появился на Руси в XVII веке, а до этого наши предки пили другие напитки. Кто назовет исконно русские напитки? (Сбитень, квас, морсы, рассолы, и др.) . Одни напитки согревали, другие освежали, третьи – утоляли жажду. Главное же в них то, что только натуральные компоненты использовались.
У каждого народа, пьющего чай есть много пословиц и поговорок о нем.
Японская: «В хорошей посуде и чай вкуснее».
Китайская: «Выпьешь чаю – прибавятся силы».
Туркменская: «Пей чай, удовольствие получай».
А какие пословицы и поговорки знаете вы, гости дорогие?
«Самовар кипит – уходить не велит».
«Выпей чайку – позабудешь тоску».
«С чая лиха не бывает».
«Чай сладок, если друг рядом».
«Чай пить, не дрова рубить».

Загадки о чае.
«Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо». (Самовар).
«В середине баня, в носу решето, на голове пуговица, одна рука, да и та на спине». (Чайник).
Молодцы! Хорошо отгадывали загадки.
Вот и закончились наши посиделки. Приходите еще! И захватите с собой сказки, да загадки, былины да песни русские – кто чем богат.
Милости просим!

В первый весенний месяц приятно съесть тонизирующий, утоляющий жажду холодный суп. В русской кухне наибольшей популярностью среди таких супов пользуются окрошка, ботвинья, свекольник и холодник. Чаще других и в городских, и в сельских домах весной и летом готовится окрошка.

Интересно, что еще в начале прошлого века окрошка подавалась не как первое блюдо, а как закуска. Вероятно, это связано с тем, что в ее состав входят различные овощи, которые вместе с резким кислым квасом являются хорошими возбудителями аппетита и служат прекрасной закуской. Само название блюда говорит о том, что все входящие в него продукты очень мелко измельчаются, т. е. крошатся.

Кроме кваса, огурцов, лука, картофеля, репы, яиц, в окрошках используют мясо, грибы, квашеную капусту и многие другие продукты. Подают окрошки двумя способами. При первом способе все продукты кладут в заправленный растительным маслом, солью, горчицей и сахаром квас, размешивают и затем разливают по тарелкам. При втором - нарезанные продукты укладывают в салатники, а квас подают отдельно в кувшинах. При этом каждый самостоятельно накладывает в свою тарелку гарнир и наливает по вкусу квас.

В старинной русской кухне в окрошках наряду с хлебным квасом использовались кислые щи (напиток), кислое молоко, огуречный и капустный рассолы. Сегодня перечисленные заправки используются крайне редко, хотя это не совсем оправданно. В тарелку с окрошкой, как правило, кладут 1-2 ложки сметаны.

Окрошка на квасе

1,5 л кваса, 2 яйца, 1 чайная ложка горькой горчицы, 1 столовая (без верха) ложка сахара, хрен по вкусу, 2 свежих огурца, 150-200 г зеленого лука, пучок укропа, 1/2 стакана сметаны или 4 столовые ложки растительного масла, соль по вкусу.

Для наборов:

Вариант 1. 200 г вареной говядины, 120-150 г вареной телятины, 100-150 г ветчины.

Вариант 2 . 150 г жареной мякоти дичи, 200 г жареной или отварной телятины.

Вариант 3 . 200 г вареной мякоти рыбы (лучше разных видов) .

Для кваса : 80 г ржаного хлеба, 2 столовые ложки сахара, 3 г дрожжей, 12 стаканов воды.

Сварить вкрутую яйца, остудить, отделить белки от желтков. Желтки положить в миску, где будет готовиться окрошка, растереть с горчицей, сахаром, солью и хреном (по вкусу), смешать с половиной стакана кваса.

Мясо, входящее в один из наборов окрошки, мелко изрубить и положить в миску с заправкой. Туда же мелко накрошить огурцы, зеленый лук, белки яиц. Влить в миску 2 стакана кваса, хорошо, но осторожно размешать, слить в посуду с плотной крышкой и на 2-3 ч поставить в холодильник. Перед подачей влить в окрошку оставшийся квас. В тарелку с окрошкой положить ложку сметаны или растительного масла и рубленую зелень укропа. Чтобы сметана не свернулась, ее нужно быстро и хорошо размешать в тарелке.

Овощи в окрошке могут быть самые разные (картофель, морковь, репа, редис и др.). Те из них, которые не употребляют обычно в пишу в сыром виде, нужно сварить. Все продукты мелко шинкуют. Огурцы в окрошке можно заменить отжатой из рассола мелко шинкованной квашеной капустой или солеными грибами, телятину и ветчину - вареной колбасой.

Квас для окрошки готовят так . Ржаной хлеб необходимо нарезать ломтиками и обжарить на сухой сковороде или в духовке до образования темно-коричневой окраски. Залить сухари горячей кипяченой водой (80°С) и оставить настаиваться в течение 4 ч. Настой процедить, добавить сахар и дрожжи (предварительно разведенные водой) и поставить в теплое место на 8 ч. Готовый квас процедить и поставить в холодильник. Лучше готовить сразу 5-10 л кваса. Вместо кваса иногда окрошку заправляют кефиром.

Окрошка с редисом на кефире

По 1/2 л кефира и воды, 3 свежих огурца, 4 ст. ложки рубленого зеленого лука, 5 редисок с листьями.

Огурцы и редис нарезать соломкой, добавить промытые и нарезанные листья редиса, рубленый зеленый лук, соль. В холодную смесь из кипяченой воды и кефира добавить подготовленные овощи.

Окрошка из свекольных листьев на квасе

3 пучка молодой свеклы с листьями, 3 свежих огурца, 1,5 л кваса, 2 ст. ложки рубленого укропа, 4 ст. ложки сметаны, соль.

Листья промыть и порубить. Свеклу очистить и нарезать соломкой. Свеклу и листья залить кипящей водой, добавить 1 ст. ложку лимонного сока и варить 1-2 минуты. Охладить. Свежие огурцы нарезать соломкой, залить квасом, добавить свеклу с листьями, соль.

Окрошка с репой

2 репы, 1 л. хлебного кваса, 1/2 небольшого кочана цветной капусты, 1 морковь, 2 свежих огурца, 1/3 стакана зеленого лука, 2 яйца, 2 ст. ложки сметаны, 1 ч. ложка сахара, соль.

Вареные и охлажденные репу, цветную капусту, морковь, а также свежие огурцы нарезать мелкими кубиками. Зеленый лук мелко нарезать и размять ложкой, добавив немного соли, чтобы он сделался мягким и дал сок. Сваренные вкрутую яйца очистить, отделить белки от желтков, белки нарубить мелкими кусочками, а желтки растереть с горчицей. Растертый зеленый лук соединить с растертыми желтками, сметаной, сахаром, солью, все это перемешать, развести квасом, положить нарезанные репу, морковь и цветную капусту. При подаче на стол положить в окрошку нарезанную зелень.

Окрошка полевая

200 г ржаного хлеба, 2-3 стакана кваса, 2 ст. ложки растительного масла, по 1 ст. ложке тертого хрена или редьки и мелко нарезанного лука, соль.

Ржаной хлеб нарезать маленькими кусочками, добавить растительное масло, тертый хрен или редьку, мелко порезанный лук, посолить и развести квасом.

Окрошка с донником

Мясо, огурец, картофель, яйцо мелко порезать, измельченный зеленый лук и донник растереть с солью и горчицей, залить квасом, охладить.

Подавать со сметаной.

100 г вареного мяса, 100 г вареного картофеля, 2 огурца, 50 г зеленого лука, 50 г донника, 2 вареных яйца, 1 л кваса, соль, горчица по вкусу, сметана.

Окрошка с бораго (огуречная трава)

Приготовление, как и с донником. Только донник и огурец заменить бораго, добавить укроп и сахар.

Окрошка мясная

Вареное нежирное мясо, свежие огурцы нарезать кубиками. Мелко порезать зеленый лук, добавить немного соли и размять ложкой в тарелке, чтобы дал сок, сделался мягким. Белки сваренных вкрутую яиц порубить, желтки растереть, добавить немного соли, сахара и горчицы. Развести хлебным квасом.

Подавать со сметаной и мелко нарезанным укропом.

Укроп можно заменить пряными травами (мята, мелисса, любисток и т.д.). Мясо - колбасой или холодцом.

2413

Праздник, посвященный любимому в России летнему блюду, состоялся 5 июля 2014 года на территории Этнографического комплекса "Национальная деревня народов Саратовской области". Традиционный фестиваль Русской окрошки, организованный комитетом общественных связей и национальной политики с Саратовским филиалом ЗАО "ИД "Комсомольская правда", второй год радует жителей и гостей Саратова.

Фестиваль открылся с гимна традиционному русскому блюду, написанного автором и исполнителем Светланой Тамариной (г.Энгельс). В программе концерта прозвучали - русские песни от дуэта "Возрождение", Татищевский район, громкими аплодисментами гости праздника приветствовали зажигательные танцы от группы "Карамельки", детский центр "Гулливер", а так же "Казачью лезгинку" от Саратовского казачества.

Порадовали всех игровые и конкурсные программы "Русские потешки", "Михайловская курочка", "Будь здоров", "ТВЦ", проведенные ведущими праздника: Лобановой Викторией, Лобановой Светланой, Тарабриным Аркадием, ДПО СРО "ЭкоСпас", с призами от партнеров фестиваля.

На территории русского подворья команды "Покровские огоньки" (Энгельсский район), журналистская - "Вот это новость!" (ТВЦ), "Станица казачья" (Саратовское казачество, "Красавицы России" ("Хрустальная корона"), "Ума палата" (Общественная палата Саратовской области) встретились в поединке на приготовление самой вкусной и оригинальной окрошки, блюда национальной русской кухни, любимого летнего лакомства.

Жюри конкурса в составе атамана, казачьего полковника Андрея Викторовича Фетисова и народного художника России, почетного гражданина г.Саратова и Саратовской области Анатолия Васильевича Учаева оценивало скорость приготовления блюда, его вкусовые качества, оригинальность рецепта и презентацию окрошки.

Победителем конкурса "Лучшая окрошка губернии" стала команда "Ума палата", опередившая соперников во всех номинациях. Второе место заняла команда "Вот это новость!", третье - "Покровские огоньки", приготовившие окрошку "Русскую, традиционную, музыкальную", и подавшие ее под русскую народную песню. В выигрыше остались и все гости праздника, которые, с удовольствием продегустировали приготовленную командами окрошку.

Только мы задумали этот фестиваль, как он уже прочно завоевал место среди постоянных и традиционных. И это не удивительно. В основе фестиваля - традиционные ценности великой русской культуры. Они понятны всем, кто мыслит и говорит на русском языке. На фестивале звучит русская речь, старинные русские песни, показаны русские танцы. Это ценности, которые важны и хороши не тем, что они старые, а тем, что они вечные. В этот же вечер на канале "Мир" вышел большой сюжет об этом вкусном народном празднике, проходившем в "Национальной деревне народов Саратовской области".



Рассказать друзьям