Проблема воспитание эмоций и чувств. Высшие чувства

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Сегодня средства массовой информации ежедневно сообщают нам о катастрофах, стихийных бедствиях, переворотах, эпидемиях, войнах. Все это происходило в обществе и раньше: и в глубокой древности, и в средневековье, и в совсем уж недалеком девятнадцатом веке. Однако радио, телевидение, компьютерные сети сделали такого рода информацию ежедневной и доступной буквально каждому человеку. Поток негативной информации, обрушиваясь на современного человека, вызывает страх перед будущим, неуверенность в своих силах, горечь, тревогу. В его внутреннем мире постепенно водворяется хаос. Поэтому люди так легко верят разного рода целителям и экстрасенсам.

Психологическое воздействие само по себе - это суть работы любого грамотного психотерапевта, который нередко с помощью своих методов возвращает людям уверенность, радость жизни, а значит, и здоровье. Но в руках шарлатанов те же самые методы воздействия становятся разрушительной силой - люди теряют волю, способность принимать самостоятельные решения, отрываются от реальной жизни. В средние века эпидемии психозов охватывали большие массы людей. Не то же ли происходит и сегодня? Мы нередко узнаем о случаях самосожжения, самоуничтожения больших групп людей - все это приметы нездоровья общества в целом.

Что же делать обычным людям, чтобы сохранить душевное равновесие и противостоять враждебным и вредным влияниям? Нужно соблюдать некоторые несложные правила - они относятся к области, которую я бы назвала психологической экологией. В самом деле, мы говорим об экологии воды, почвы, воздуха, но почему-то не заботимся о главном - об экологии человеческой психики, которая в конечном счете определяет и наше самочувствие, и настроение, и отношение к другим людям.

Прежде всего необходимо вспомнить о том, что главное средство воздействия на человека - это слово. Словом можно убить человека, а можно и возродить его к жизни. Вот история одного из моих пациентов. Молодой человек, закончивший среднюю школу, полный сил и энергии, приехал поступать в летное училище, стал проходить медицинское обследование. В рентгеновском кабинете врач произнесла протяжно и многозначительно: "Да-а-а..." Молодой человек насторожился и, выходя из кабинета, спросил, что значит ее реплика. Рентгенолог бездумно ответила, что у него с сердцем не все в порядке. Эта мысль так засела в сознании пациента, что он отказался от всякой мысли о полетах и потратил несколько лет на "уточнение" своего заболевания. У молодого человека начались сердцебиения, неприятные ощущения в области сердца, дрожь в руках и ногах, слабость, хотя серьезных нарушений в работе сердца у него не было. Он много и безуспешно лечился, пока не осознал, что причина болезни - его собственный постоянный страх за свое здоровье. Так одно неосторожно сказанное слово может привести к болезни. Помня об этом, старайтесь не поддаваться внушениям, которые сознательно и бессознательно исходят от других людей в виде тех или иных словесных формулировок.

Лучше всего помогает противостоять чужим влияниям самовнушение, настрой на выздоровление, на борьбу с болезнью (см. "Наука и жизнь" № 9, 1997 г.).

Самовнушение - это внутренняя позиция человека, готовность к определенному действию, ситуации, переживанию. Самовнушение создается определенным настроем мыслей. А каждая возникшая у вас мысль рождает нервный импульс, который реализуется в организме в виде тех или иных биохимических и физиологиче-ских реакций, изменяющих деятельность внутренних органов и систем. Происходит это потому, что любая мысль, образ, воспоминание вызывает эмоции. Все, что окружает нас - звуки, шум, запахи, вибрации, цвета, - всю эту информацию собирает мозг, чтобы использовать как фундамент для наших мыслей и эмоций.

Эмоции - и положительные и отрицательные - могут быть и полезны и вредны для организма. Так, страх может мобилизовать внутренние резервы организма, а может привести к депрессии. Кратковременный страх возбуждает эндокринную систему, заставляет работать надпочечники, побуждая их к выработке стрессовых гормонов, в первую очередь адреналина. В результате меняется весь гомеостаз организма - весь режим его внутренних процессов. Убыстряются сердцебиения, поднимается кровяное давление, учащается дыхание. Все эти изменения помогают организму освободиться от шлаков, токсинов, и он постепенно возвращается в исходное состояние. Но когда страх повторяется часто или продолжается длительное время, организм может исчерпать свои внутренние резервы и перейдет на другой режим работы - развиваются различные заболевания, в первую очередь вегетососудистая дистония, а также колиты, гастриты, нарушения работы щитовидной железы, аллергия. Длительный страх блокирует пути саморегуляции организма, а нарушения развиваются в первую очередь на том участке, который слабее - где тонко, там и рвется.

Таким образом, мысль рождает эмоции, а эмоции приводят к тем или иным сдвигам в работе организма, которые прокладывают дорогу болезни. Поэтому бояться нужно не болезни, а своих мыслей о ней и связанных с этим отрицательных эмоций. Эмоции - это как бы окраска наших мыслей, они усиливают или ослабляют наши внутренние установки. В мозгу существуют центры удовольствия, агрессии и другие, длительное возбуждение которых и создает общий фон эмоциональной окраски. Вспомните - как часто, проснувшись, вы чувствуете себя бодро и весело, несмотря на то, что погода хмурая и множество дел, однако в другой день - несмотря на то, что ничего плохого не происходит, все не так - "встал не с той ноги"... У вас иначе бьется сердце, иной ритм пульса, тонус сосудов, уровень выработки гормонов.

При нормальной нервной регуляции эти изменения помогают организму приспособиться к ситуации и адекватно отреагировать на происходящее, а затем все возвращается "на круги своя". В случае же нарушения регуляции внешние раздражители уже исчезли, а изменение состояния организма - ответ на раздражитель - остается, и человек продолжает чувствовать тревогу, страх, у него комок в горле, спазмы сосудов, учащенное дыхание. Такого рода "зажимы" сказываются на работе внутренних органов и постепенно способствуют развитию так называемых психосоматиче-ских болезней, первопричина которых - в нарушении нервной регуляции деятельности организма.

Таким образом, чтобы быть здоровым, надо научиться управлять своими эмоциями. Воспитание эмоций - непростая задача. Начинать нужно со своих мыслей - в течение дня стараться думать (и говорить) только о хорошем, приятном для вас и окружающих, избегать конфликтных ситуаций, осуждения, перечисления своих обид... Помогает и увлечение каким-то новым для себя делом, а также различные методики самовнушения, аутотренинг, медитация, для религиозных людей - молитвы.

Конечно, в жизни невозможно избежать отрицательных эмоций, и не надо их бояться - это само по себе создает стрессовую ситуацию. Наш организм рассчитан и на периоды отрицательных эмоций, важно только, чтобы они были непродолжительными. Длительные переживания, связанные с потерей чего-либо, разочарование в работе, друзьях, несбывшиеся мечты - все это вызывает избыточное образование в крови веществ, по действию противоположных адреналину, что приводит к засорению организма солями, к вялости, ожирению, снижению тонуса сосудов. Организм постепенно как бы смиряется со своим нездоровым состоянием, принимает болезнь как должное.

Положительные эмоции тоже могут действовать разрушительно - всем известно, что от чрезмерной радости можно получить инфаркт, а любовь может лишить человека сна и аппетита, захватить его настолько, что он действительно заболеет.

Поэтому старайтесь в меру и радоваться и огорчаться, бойтесь слишком раскачать внутренний маятник эмоций. Библейские заповеди не случайно ограничивали человека в его переживаниях, излишние эмоции считались неправедными, высшая гармония - в равновесии чувств. Мы должны властвовать над своими эмоциями, а не они над нами. Только тогда эмоции станут тем рычагом, который поможет нам обрести и сохранить здоровье.


День меркнет ночью, а человек печалью.

С печали не мрут, а сохнут.

Не тот болен, кто лежит, а кто над болью сидит.

Ржа железо ест, а печаль сердце.

Радость прямит, а кручина крючит.

Не тужи: перемелется - все мука будет.

У горькой беды нет сладкой еды.

На ласковое слово не кидайся, на грубое не гневайся.

Ни радости вечной, ни печали бесконечной.

Час в добре побудешь - все горе забудешь.

Не радуйся, нашедши, не плачь, потеряв.

От радости и старики со старухами помолодели.

Подымешься - дух захватит, опустишься - обухом хватит.

Э. Панченко, врач-психиатр.

При воспитании советских людей воспитанию чувств уделяется большое внимание. Но при этом не всегда учитывают то, что чувства — это человеческое проявление эмоций, а эмоции неразрывно связаны с активной деятельностью человека. Иногда родители жалуются, что дети их не любят. А ведь это важно не только само по себе.

На основе любви к родителям воспитывается потом и любовь к коллективу, любовь к Родине. Нередко воспитание любви к родителям проводится только путем словесного воздействия. Детям «разъясняют», почему и за что они должны любить родителей. Это, как правило, не дает должного эффекта. Любовь к родителям появится у детей только тогда, когда они будут совершать определенные действия, в которых они проявляют заботу о родителях.

Ведь и сами родители любят детей не только в силу родительского инстинкта, но и потому, что они заботятся о детях. Ребенка надо приучить заботиться о родителях всеми доступными в его возрасте способами. Разумеется, эти заботы должны быть добровольными и радостными. Именно это и укрепит любовь детей к родителям. Любовь к Родине тоже нельзя воспитать одними лекциями.

Эта любовь воспитывается в труде на благо Родины, в заботах об ее благополучии. Любовь к больным также воспитывается в труде на благо больных, в заботах о них. Конечно, интерес к медицине может начаться и умозрительно, но только в практической работе по оказанию помощи больным решится окончательно — полюбит ли человек профессию медика или останется к ней равнодушным. Конечно, чувства — это синтез переживания и понятия, и в воспитании чувств словесному воздействию принадлежит большая роль.

Но первое место принадлежит действиям.
Только при помощи соответствующих действий воспитываются чувства (и моральные, и эстетические, и интеллектуальные). Воспитание эмоций и чувств важно не только для формирования личности человека. Как мы увидим далее, особенности эмоциональной сферы играют большую роль в механизмах заболевания и выздоровления. Поэтому воспитание эмоций и чувств важно для профилактики и терапии.

Патология эмоций может быть связана как с органическими, так и с функциональными поражениями мозга, в особенности его диэнцефальной области. Следует помнить, что изменения настроения могут быть симптомами развивающейся опухоли мозга, сифилиса мозга, предынсультного состояния и т. п. На эмоции также влияют интоксикации, возникающие при различных заболеваниях, изменение потока импульсов от органов при их патологии.

Особенно сильно влияют на эмоции гормоны, и поэтому нередко болезненные изменения эмоций наблюдаются при эндокринных заболеваниях, а также в период полового созревания и в климактерический период.

«Руководство по медицинской психологии»,
И.М.Тылевич

Эмоции играют своеобразную ориентирующую и регулирующую роль в той деятельности, в которой они формируются.

Когда взрослый предлагает ребенку задание, он объясняет, зачем оно выполняется, т. е. мотивирует необходимость деятельности. Однако то, что выдвигает в качестве мотива взрослый, далеко не сразу становится мотивом действий ребенка. И хотя он принимает задание взрослого и приступает к его выполнению, мотив действий ребенка может не только не совпадать с мотивом взрослого, но и существенно отличаться от него. Другими словами, и ситуация деятельности, и выполняемые в ней действия могут иметь для малыша совсем иной смысл, нежели смысл, задаваемый взрослым,- глубоко личностный, субъективный.

С первых дней жизни ребенок сталкивается с многообразием окружающего мира (люди, предметы, события). Взрослые, прежде всего родители, не только знакомят малыша со всем тем, что его окружает, но всегда в той или иной форме выражают свое отношение к вещам, поступкам, явлениям с помощью интонаций, мимики, жестов, речи.

Результатом такой познавательной деятельности, опосредствованной отношением взрослого, является наблюдаемое уже в раннем детстве выраженное, субъективное, избирательное отношение ребенка к предметам, которые находятся вокруг него. Малыш четко выделяет из окружающей среды прежде всего близких ему людей. Он начинает искать мать, плачет, если ее нет рядом, даже в ситуации, когда его непосредственные биологические потребности в пище, тепле удовлетворены. Постепенно меняется отношение ребенка к другим объектам. В раннем и дошкольном возрасте у детей появляются особо любимые игрушки, книги, посуда, одежда, отдельные слова, движения.

Следовательно, одновременно со знакомством с различными свойствами и качествами вещей маленький ребенок получает некоторые эталоны отношений и человеческих ценностей: одни предметы, действия, поступки приобретают знак желаемых, приятных; другие, наоборот, «метятся» как отвергаемые. В дальнейшем ребенок учится сопоставлять эти эталоны с предметами собственной деятельности, действиями, поступками. Нередко уже здесь происходит несовпадение между тем, какие объекты (или действия) взрослый задает ребенку как значимые и какие становятся значимыми для него на самом деле, т. е. мотив деятельности, заданный взрослым, может подменяться иным, собственным мотивом, может смещаться на другие объекты или действия.

На протяжении детства особенности эмоций (их сила, длительность, устойчивость) изменяются в связи с изменением общего характера деятельности ребенка и ее мотивов, а также в связи с усложнением отношений ребенка с окружающим миром. Наряду с переживаниями удовольствия и неудовольствия, связанными с удовлетворением или неудовлетворением непосредственных желаний, у ребенка возникают более сложные чувства, вызванные тем, насколько хорошо выполнил он свои обязанности, какое значение имеют совершаемые им действия для других людей и в какой мере соблюдаются им самим и окружающими определенные нормы и правила поведения.

Как одно из условий возникновения у дошкольника сложных эмоций и чувств обнаруживаются взаимосвязь и взаимозависимость эмоциональных и познавательных процессов - двух наиболее важных сфер его психического развития.

Воспитание чувств у ребенка должно служить, прежде всего, формированию гармонически развитой личности, и одним из показателей этой гармонии является определенное соотношение интеллектуального и эмоционального развития. Недооценка этого требования, как правило, ведет к преувеличенному, одностороннему развитию какого-то одного качества, чаще всего интеллекта, что, во-первых, не дает возможности глубоко понять особенности самого мышления и управления его развитием, а во-вторых, не позволяет до конца уяснить роль таких мощных регуляторов поведения ребенка, как мотивы и эмоции.

Можно предположить, что в ходе любой деятельности ребенок одинаково готов раскрыть свои интеллектуальные возможности и проявить эмоциональное отношение. Однако реально в определенных условиях активизируются именно те процессы и особенности поведения, которые соответствуют поставленной перед ним задаче. Другими словами, получаемая ребенком информация может приобретать совершенно разный смысл. Поэтому в одних случаях перед ним возникают чисто познавательные задачи, а в других - задачи мотивационно-эмоционального характера, которые требуют уяснения смысла этой ситуации.

Основную роль в развитии чувств ребенка, как мы уже указывали, играет его практическая деятельность, в ходе которой он вступает в реальные взаимоотношения с окружающим миром и усваивает созданные обществом ценности, овладевает социальными нормами и правилами поведения. Придавая решающее значение практической деятельности в развитии детских чувств, следует иметь в виду, что уже в первые годы жизни на ее основе начинают складываться особые формы ориентировочно-исследовательских действий, направленных на выяснение того, какое (положительное или отрицательное) значение имеют те или иные объекты для самого ребенка, для удовлетворения его материальных и духовных потребностей.

Простейшие виды такого рода ориентировки, называемой мотиационно-смысловой, осуществляются при помощи системы пробующих действий. Ребенок как бы предварительно испытывает воспринимаемый объект с точки зрения своих потребностей и возможностей, проникаясь соответственно положительным или отрицательным отношением к нему, что определяет в значительной мере характер и направленность последующей детской деятельности.

Таким образом, в развитии разносторонних взаимоотношений ребенка с определенными людьми, в понимании им эмоционального состояния сверстников существенную роль играет не только и не столько исполнительная часть детской деятельности, сколько ее ориентировочная часть. Дошкольники в ряде случаев нарушают элементарные правила поведения в группе и не выполняют простейших обязанностей по отношению к сверстникам не потому, что не знают эти правила (обязанности) или не хотят их выполнить, а потому, что они не ориентируются на этих сверстников, не обращают внимания на их состояние, на возникающие у них трудности, на их нужды и интересы. В таких случаях требуется особая воспитательная работа, чтобы переориентировать ребенка, привлечь его внимание к тому, что происходит с его товарищами, вызвать сочувствие к ним и вместе с тем побудить выполнить определенные обязанности.

Мотивы и эмоции тесно связаны между собой и их проявления часто трудно отличить друг от друга. Однако это не дает основания для их отождествления: при одних и тех же потребностях в зависимости от обстоятельств могут возникать совершенно различные эмоции и, наоборот, при разных потребностях подчас возникают сходные эмоциональные переживания. Так, потребность в любимом человеке вызывает радость при свидании с ним, тоску при разлуке, горе, когда мы его теряем, когда кто-то другой пользуется его симпатией. Все это говорит о том, что эмоции - это своеобразные психические процессы, возникающие в ходе удовлетворения потребностей и регулирующие поведение в соответствии с имеющимися у субъекта мотивами, которые реализуются в сложных и изменчивых условиях.

Существенное значение для эмоционального развития детской личности имеет деятельность не только реальная, но и воображаемая, позволяющая эмоционально предвосхитить отдаленные последствия своих поступков. В процессе такого воображения происходит своеобразное проигрывание данной ситуации, во время которого можно обнаружить ценность для субъекта сложившихся обстоятельств или действий, которые в этих обстоятельствах могут быть выполнены.

Ребенок, достигший относительно высокого уровня эмоционального воображения, пытается, прежде чем приступить к решению задачи, предварительно проиграть в воображаемом плане различные варианты действия и предугадать их последствия для окружающих людей, а следовательно, и для него самого. Так, он стремится определить направление своего последующего поведения, избегая тех поступков, которые может совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний.

Существенным отличием эмоций от органических ощущений является их связь с предметным миром. За одним и тем же качество эмоций может стоять бесконечное разнообразие предметных связей. Эмоция может лишь казаться беспредельной, но не являться таковой. Внимательное наблюдение позволяет обнаружить адресованность эмоций к чему-то внешнему, взволновавшему человеку, выведшему его из душевного равновесия. Вернемся еще раз к обсуждению проблемы жизненной роли эмоций, и в частности к той функции, которую они выполняют по отношению к мотивам поведения. Наиболее явно обнаруживается роль эмоций в реализации уже имеющихся у ребенка мотивов поведения. Есть основание предполагать, что эмоции играют существенную роль не только в регуляции деятельности в соответствии с уже сложившимися у ребенка потребностями, но и способствуют формированию, развитию и активизации мотивов.

По-видимому, эмоции оказывают специфическое влияние на актуализацию мотивов поведения. Например, у некоторых детей уже в известной мере сложились простейшие социальные мотивы поведения в виде стремления сделать что-то полезное для детей и взрослых, однако для реализации этого желания требуются особые условия. Так, старшим дошкольникам предлагают убрать помещение или изготовить игрушку для малышей, чтобы им было удобно и интересно играть. Пока малыши, для которых надо что-то сделать, находятся вне поля зрения и дети плохо представляют себе их нужды и потребности, предложенная работа обычно выполняется без интереса и в большинстве случаев не доводится до конца.

Отношение детей к предложенному заданию меняется, и эффективность его выполнения значительно возрастает, когда с помощью образных описаний и наглядных пособий (например, картин) взрослый пробуждает у ребенка эмоциональное воображение. Оно позволяет не только представить, но и прочувствовать, как плохо и неуютно малышу в неубранной комнате и без игрушек и как ему будет хорошо и радостно, когда работа, связанная с уборкой помещения или с изготовлением игрушек, будет доведена до конца. В этом случае эмоции придают мотивам действенный характер.

Роль эмоций в формировании новых мотивов поведения. Обычно новые формы деятельности ребенка организуются таким образом, чтобы эта деятельность привела к определенному социально значимому результату (трудовому, учебному и т. д.), но на первых порах такого рода результаты в ряде случаев не являются содержанием мотивов поведения. Ребенок действует вначале под влиянием других, ранее развившихся побуждений (стремления использовать данную деятельность как повод для общения со взрослым, желания заслужить его похвалу, избежать его порицания). Конечный социально значимый результат в этих обстоятельствах выступает пока для ребенка как промежуточная цель, которая достигается ради удовлетворения другого рода побудительных мотивов. 11 Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. - М.: Просвещение, 1985.- С.10

Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, Венкатагири, 09.09.1958 . Сатья Саи говорит, том 1.

Еще час назад организаторы этой встречи нервничали из-за того, что Я будто бы могу не прийти. Услыхав, что Годавари вышла из берегов, а Я нахожусь в Раджахмандри, они заранее примирились с разочарованием и начали лихорадочно подыскивать замену. Они сразу испугались, что Я не смогу преодолеть вышедшую из берегов реку и прибыть на встречу вовремя. Но, исходя из факта, что Я разрешил им объявить о Моем прибытии на это собрание, они должны были прийти к заключению, что вода спадет, и что Я непременно буду здесь. Если уж из Моих уст вышло Слово, все произойдет в соответствии с ним. Не сомневайтесь в этом. Гигантские волны успокаивались пред Рамой, а для Меня наводнение прекратилось вовремя.

Мы покинули Чеброль вчера в 11 часов вечера и прибыли в Нузвид на восходе. Оттуда мы ехали на автомобиле в течение дня, без единой остановки в пути, не замедлив хода даже тогда, когда увидели Кумарараджу и других возле моста на окраине этого города. Ибо Мне было необходимо появиться здесь в 5 вечера, как было обещано. Разрешите Мне выдать маленькую тайну: организаторы были застигнуты врасплох, их смутили слухи, будто Я задержусь, будто Мне невозможно будет ни написать, ни послать телеграмму, ни позвонить. Они попросили Меня о некотором времени, около двух часов, чтобы все уладить. Поверьте Мне, Мне ничто не сможет помешать, Моя воля всегда восторжествует. Те, кто распространяли слухи о том, что Я задержан наводнением, не ведают о Моей сущности.

Причина, по которой людей называют именами богов

Ничто не может задержать Меня или помешать Мне, бросить тень на Меня, пришедшего в данной Человеческой Форме, будьте уверены в этом. Ни волоска не может быть затронуто силами клеветы, недоверия или невежества. Моя Божественная Воля (Санкальпа) всегда преобладает. Мое задание должно быть выполнено. Моя миссия достигнет цели. Я пришел осветить человеческое сердце Божественным Светом, и избавить людей от заблуждения, которое уводит их с пути Мира (Шанти), и совершенной уравновешенности, рожденной Осознанием.

Эта школа ассоциируется с покойным братом Раджа Сахеба, человеком, вспоминавшим Мое имя даже в последние минуты своей жизни, и поэтому Я согласился торжественно открыть ее. Я обнаружил, что его имя является соединением нескольких прекрасных имен Бога, каждое из которых напоминает о божественной Славе. Они были сокращены до перечня отдельных букв, которые уже не имеют того аромата, вкуса и значения. Так делать — неправильно. Зачем лишать имя ореола, сокращая или вовсе уничтожая всю его ауру? Искаженный перечень букв, который мы имеем сейчас, кажется мне еще более запутанным, чем подлинное имя, которое, хотя и длинное, но зато оживляет в памяти одно из могущественных и совершенных имен Господа. В этом заключается причина, почему подобные имена рекомендовались Шастрами: ведь когда бы они ни упоминались, перед внутренним взором каждого мог явиться один из образов Господа, лучезарный и совершенный.

В самом деле, хорошо, что девушки этого города имеют теперь среднюю школу. Я ценю усилия всех, кто организовал ее, и Я вижу, что здание и оборудование очень хороши. Выслушайте Мое благословение в том, чтобы девушки, обучающиеся здесь, как и повсюду в других местах (так как все школы — Мои, вне зависимости от того, открывал Я их сам или нет), могли совершенствоваться в вере и праведном поведении (Дхарме), чтобы относиться ко всему благожелательно.

Учеников необходимо обучать также и древним дисциплинам

Бхарата (Индия) вновь должна принять на себя роль Учителя всего человечества, и поэтому каждый мальчик или девочка нашей земли должны воспитать в себе безупречный характер и вести строго моральную жизнь. Бхарата — это слово, образованное от Бхагавана и Ратхи (Бога и его постоянной спутницы) и также оно означает людей, посвятивших себя служению и духовному подъему Божественного в каждом. Поэтому наряду с обучением, которое вы получаете в настоящее время в подобных заведениях, помогающим вам зарабатывать на жизнь и придающим определенную «полировку» и «блеск», вы должны также изучать древние дисциплины, усмиряющие инстинкты, контролирующие порывы и вырабатывающие твердость характера. Это необходимо для вас самих, не говоря уже о той роли, которую должна сыграть в истории Бхарата.

Воспитание чувств и эмоций (Сикшана) — это процесс, в котором взаимодействуют учитель и ученик, он должен быть приятным и полезным для обоих, должен придавать импульс бодрости. «Кшана» значит — секунда, и Я бы хотел, чтобы каждую секунду вашей школьной жизни вы получали хороший урок. К примеру, когда учитель входит в класс, дети должны приветствовать его, это урок смирения, уважения к возрасту и учености, урок выражения признательности за оказанную услугу. Тогда и учитель решит быть достойным такого приветствия со стороны вверенных его заботам детей. Его работа превратится в бескорыстное и искреннее служение. Ученик должен уважать учителя не из страха, но из любви. Учитель должен избегать любых методов, связанных с запугиванием и давлением. Образование — процесс медленный, он похож на распускание цветка. По мере того как в безмолвии распускается один лепесток за другим, все более явным становится аромат цветка.

Лучший инструмент воспитания — пример, а не лекции

Помощь такому раскрытию будет максимальной, если учитель сам является прекрасным примером того, как соединить благоразумие, мудрость и ум (Вивеку) с деликатностью и дисциплиной (Винайей), а также с проницательностью и умением принимать правильные решения (Вичакшаной), если он не будет человеком, поглощенным исключительно монотонной проработкой заданий и натаскиванием к экзаменам. Пример, а не лекции — вот лучший инструмент учителя.

Особое значение здесь следует придавать воспитанию добродетельного характера. Ведь это школа для девочек. И такие черты характера, как скромность и вера в Бога, являются истинными украшениями женщин, которые хранят лучшие традиции нашей культуры и оберегают покой нации. Если пренебречь воспитанием характера женщин, наступит разруха, а не процветание, поверьте Мне. Поэтому направляйте все усилия образования на формирование характера учениц. Имея это, потом уже можно спокойно думать о построении остального курса обучения.

Ученики должны познать секрет счастливой жизни и то, как наладить счастливое сотрудничество с другими членами общества. В этом заключается долг и перед собой, и перед своей семьей, и перед окружающими. Его нужно выполнять с умом и радостно. Только тогда жизнь может оказаться гармоничной и плодотворной. Я заявляю, что процесс перестройки образования является частью Моей Миссии. Вскоре вы увидите, что Я займусь этим вплотную, и Я буду наказывать тех, кто лишь говорит, громко и долго, о восстановлении и сохранении духовных ценностей.

В нашей стране на таких девочках держится домашний очаг, и поэтому эта школа является основополагающим учреждением, очень важным особенно для вашего города. На нашей земле женщину почитают, на нее смотрят как на Лакшми в собственном доме — как на Богиню богатства, судьбы и красоты, как на Дхармапати или верную спутницу на пути к Богу и к самореализации, но еще и как на хозяйку дома.

Девочки должны бояться совершить нравственные ошибки

Если женщины в стране счастливы, здоровы и почитаемы, мужчины в этой стране будут отважны, честны и счастливы. Тхьягараджа (его имя значит — Владыка царства самоотречения) пел о том, что даже сильнейшие из героев, Кантадасы, и те подчиняются желаниям женщин, следовательно, женщины играют решающую роль в личном и общественном процветании. Поэтому Я бы не перегружал девочек изучением подробностей географии Америки, Австралии или Германии. Меня бы больше устроило, если бы они владели навыками установления тишины в разуме и гармонии в обществе, чтобы они умели услужить и поддержать экономический достаток. Пусть они совершенствуются в отвращении ко лжи и в страхе перед тем, как бы не допустить нравственной ошибки, это гораздо важнее, чем даже развитие страха перед Богом.

Пусть они узнают о радости, которую может принести помощь нуждающимся, именно помощь без всякой мысли о преимуществах, которые могли бы последовать вслед за проявленным вниманием. Пусть они узнают, как избавиться от эгоизма, который отравляет Служение (Севу). Даже опытные в этой сфере люди иногда начинают превозносить себя в качестве основателей и покровителей в деле помощи бедным и больным. Такое случается то тут, то там. Радость служения заключена в самом служении. Плоды служения — в победе над эгоизмом, а не в его раздувании.

Что следует воспитать в детях

Ученицам этой школы в дальнейшем суждена славная и ответственная роль матерей. Поэтому учителя, особенно в школах для девочек, решают важнейшую задачу: они формируют будущую историю нашей страны. Мать — это опора семьи, общества, нации и всего человечества. Матери должны владеть тайнами покоя ума, внутренней тишины, духовного мужества, удовлетворенности. В этом заключается величайшее богатство духовной дисциплины (адхьятмики), дарующей нескончаемую радость.

Мать должна передать детям ценность Намасмараны, то есть жизни с постоянной мыслью о Боге, ценность духовного и физического очищения. Она должна быть похожа на мать из истории, рассказанной Вивеканандой. Та мать посоветовала своему сыну, которому приходилось в одиночестве и без всякой защиты ходить в школу через лес, призывать Кришну.

Отец и мать должны помогать детям закрепить дома навыки, данные учителем в школе. Они должны знать, что проходится на уроках, а также следить, чтобы их собственное поведение и советы не противоречили тому, что ребенок узнал от почитаемого им учителя.

Учителя и родители должны заботиться, чтобы за эти годы, когда формируется характер, дети выработали необходимые полезные навыки и отношения. То, о чем прочитано в книгах, должно быть обдумано в тишине, в молчаливом созерцании. Это хорошее упражнение для умственного развития и для достижения спокойствия ума. Склонность спорить и ссориться по поводу любого недоразумения должна быть поставлена под контроль.

Дети не должны подвергаться наказаниям, причиняющим боль или иные физические и душевные страдания. У них следует воспитать чувство ответственности, по крайней мере, за сохранность и бережное содержание учебников. Они не должны с удовольствием хвастаться своими нарядами и украшениями, происхождением и богатством перед менее счастливыми товарищами по школе. Они должны быть обучены правилам личной гигиены. А важнее всего — привычке молиться в определенные часы.

Значение молитвы дома и в школе

Они должны быть приучены отправляться ко сну в 9 часов вечера и вставать в 5 часов утра. После того как будет умыто лицо и почищены зубы, они должны молиться и даже медитировать. Не надо думать, что позже в жизни будет достаточно времени для молитвы, например, в преклонные годы. Сейчас — самое время заложить основание привычки. Занятия в школе должны начинаться пятиминутной молитвой, которая должна твориться серьезно каждым в отдельности и всеми вместе. Она не должна превращаться в пустую формальность или в фарс, как это происходит в большинстве школ. Малейший признак пренебрежения, продемонстрированный школой в отношении молитвы, отложится в умах детей, и они сразу же распознают притворство. Поэтому относитесь к молитве как к основе всей системы воспитания мировоззрения в школе.

Когда прозвенит звонок после последнего урока, попросите учеников постоять немного в тишине, пусть они созерцают молчание минуту или две и только после этого расходятся. Ничто, кроме тишины, не может успокоить волнение нашего сердца. Учителя должны рассказывать детям вдохновляющие истории о святых и героях и прививать любовь к духовной литературе. Если школа будет развиваться в таком направлении, то деньги, так великодушно подаренные для ее строительства, будут израсходованы правильно, и Я абсолютно уверен, что эта школа за короткий срок превратится в очень полезное заведение.



Рассказать друзьям