Произведения шри бхагавана. Университетские годы Ошо, учёба и преподавательская деятельность

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Феномен Шри Багавана и Шри Аммы уникален. За всю историю человечества ещё не было подобных примеров, по крайней мере, насколько это известно. Однажды один искатель спросил Шри Багавана о том, когда и в связи с чем у него возникло желание пробудить духовное сознание человечества, и он ответил: "Ещё будучи ребёнком, я размышлял о человечестве и о том состоянии, в котором оно находится. Я всегда знал, что отличаюсь от остальных людей, и я хотел привести их к состоянию, в котором нет разделённости".

Мы задали свои вопросы, и вот что ответил Шри Багаван.

Беседа с Шри Багаваном

Шри Багаван, вы аватар?

Шри Багаван : Я аватар — аватар, который призван к пробуждению сознания человечества. Мы можем сказать, что сейчас в Индии происходит своего рода возрождение, и у нас миллионы последователей. Нас услышали все слои общества, мужчины и женщины, молодые и старые, богатые и бедные. В последнее время у многих людей появляется великое стремление к пробуждению, и моя роль как аватара — помочь им в этом.

В прошлом было много аватаров. Что Вас отличает от них?

Шри Багаван : Я думаю, дело не в том, что меня отличает, а в том, что я пришёл в другое время. Прежние аватары готовили людей к духовному пробуждению, но они не могли передать его, и не потому, что они были не способны, а потому что ещё не наступило время. Я пришёл в то время, когда энергии Земли изменились, и человечество стало очень восприимчивым и ему уже можно передать состояние пробуждения. То есть моё преимущество в том, что я пришёл в подходящее время, когда это возможно дать человеку.

И Вы готовились к этому долгое время?

Шри Багаван : Да, вся моя жизнь была чем-то вроде подготовки к этому. С самого детства моей единственной заботой была мысль о том, как освободить человека от страданий. Я пришёл к этому сам, и не в результате своего жизненного опыта, так как был ещё ребёнком, а скорее, я просто не мог не беспокоиться о страданиях людей и сидеть сложа руки, так как чувствовал их страдания. И именно поэтому я — аватар. Я никогда не приходил к такому выводу — меня побуждала действовать некая высшая сила, высшая энергия, которую мы называем Божественной энергией или Богом. Ни один человек не просил меня делать этого, меня побуждали высшие силы. Так я смог давать людям способность передавать дикшу . Сам я не даю дикши, я передаю эту способность другим. Я больше выполняю роль "электростанции", а дикшедаватели — как "трансформаторы", которые получают эту энергию и передают другим.

Что такое Университет Единства, который Вы создали в Индии?

Шри Багаван : Этот университет трансформирует вас в истинно человеческих существ. Другие университеты дают вам технические или гуманитарные знания, но они не помогают вам стать тем, кем вам предназначено быть, — пробужденными.

Полное раскрытие человеческого существа возможно только когда его сердце расцветёт. Но, к сожалению, то, как сегодня родители зачинают детей, вынашивают и рожают их в больницах, воспитывают в школах, колледжах, в обществе — все это разрушает ребёнка. Вот поэтому так мало истинно человеческих существ. Вы видите какое варварство в мире? Как мы жестоки, как примитивны? Мы разделили себя на расы, нации, по уровню благосостояния и по другим самым разным признакам. Мы продолжаем сражаться во имя Бога, во имя религии, во имя любви. Сколько было войн в истории человечества — племенных, национальных, мировых войн! Только вид, который полностью сошёл с ума, может вести себя так, как мы.

Дома продолжается молчаливое мучение: муж изводит свою жену, жена изводит мужа. Все используют друг друга, желая господствовать над другими. Жена хочет командовать мужем, муж — женой, дети родителями, а те в свою очередь — детьми; служащий работодателем и наоборот. Везде, куда бы вы не повернулись, проявляется самость. И это — ад, другого ада не существует!

Итак, вопрос за внутренней трансформацией. Когда сердца пробудятся, у нас здесь будет рай, настоящий рай на Земле.

Как нам понять наши взаимоотношения?

Шри Багаван : Сколько раз у вас получалось изменить себя? Нисколько. А как часто вы пытались изменить кого-то другого? Если вы не можете изменить себя, то как вы можете ждать изменений от других? Вы ничего не можете сделать с этим. Только Милость может изменить вас. Попытка понять взаимоотношения не поможет никогда. Это как очищать лук: вы продолжаете снимать один слой за другим, а когда снимите последний — там ничего нет. Вам следует научиться искусству переживать другого. На курсах в Университете Единства мы стараемся научить вас чувствовать то, что испытывают близкие люди, переживать это вместе с ними. Когда происходит такое принятие, это становится источником большой радости. ТО, что казалось таким сложным становится естественным. Многие люди пройдя процесс уже живут так.

Все говорят о любви, мы ищем ее, мы хотим обрести её в жизни. Что такое любовь с Вашей точки зрения?

Шри Багаван : Я не могу сказать вам, что такое любовь, но могу сказать, что ею не является. Давление — это не любовь, эмоция — не любовь, обладание — не любовь. Любовь, о которой мы говорим, невозможно описать словами. Её нужно испытать. Нет смысла говорить об этом, потому что все, что вы знаете — условно. Любовь, о которой я говорю, — абсолютно безусловная: для неё нет причины, ей нет объяснения. Она просто есть и все.

Мы хотим, чтобы вы испытали это. Тогда вы будете полноценным человеческим существом. Потому что в момент, когда вы открываете эту любовь, вы открываете также и своё единство. Вы ощущаете связь со своими родителями, с братьями, друзьями и со всеми в мире. Сейчас у вас нет этого чувства. Когда приходит эта любовь, сперва ты чувствуешь соединенность со своими родными и близкими, потом — со своими друзьями, потом — с окружающим миром, растениями, животными и в конечном итоге — с Богом. Вот то Единство, о котором мы говорим.

А что будет с чувством отдельного существования?

Шри Багаван : Ощущение "моё" и "твоё", ощущение отдельности — это иллюзия, на самом деле этого не существует. Но чтобы испытать состояние Единства, наши чувства должны замедлиться. По мере продвижения вы все более и более открываете Единство с Божественным.

В чем разница между мыслями и умом?

Шри Багаван : Если взять, к примеру здание,— оно сделано из кирпичей. Без кирпичей нет здания. Как вы сможете иметь ум без мыслей? Их невозможно отделить друг от друга. Ум — не что иное, как поток мыслей, которые являются потоком воспоминаний. Если стереть всю вашу память, то не стало бы и ума. Невозможно представить ум без мыслей.

Возможно ли контролировать ум?

Шри Багаван : Как вы собираетесь контролировать ум? Чем больше вы пытаетесь контролировать ум, тем больше он выходит из-под контроля, и в этой борьбе вы наверняка проиграете. Если кто-либо когда-либо начинает борьбу с умом, то ум всегда выиграет, потому что благодаря вашей борьбе он становится сильнее. Единственный способ освободиться — это наблюдать за умом. Если вы наблюдаете за ним очень дружелюбно, без осуждения, обвинения или комментариев, он вскоре ослабевает и постепенно успокаивается.

Не могли бы Вы рассказать нам что-то об искусстве видения?

Шри Багаван : Ключевая вещь в учении — это видеть . Когда дело касается внутренних проблем, внутреннего роста или духовного продвижения, вам необходимо научиться видеть. Например, если есть ревность — вам нужно научиться видеть ревность. Нас не волнует сама ревность как таковая, но вы должны видеть, что она есть. Видеть — значит быть свободным. Мы не имеем в виду освобождение от ревности, просто само видение уже является свободой. Эта свобода есть медитация. Это радость. Это покой. Это любовь.

Что мы должны делать, встретившись со страданием?

Шри Багаван : Когда вы говорите, что страдаете, в действительности вы избегаете страдания. Именно бегство от страдания является страданием, но вы не знаете об этом. Внутренне вы все время убегаете от страдания, пытаясь анализировать его или найти его причину. На самом же деле причина вашего страдания — не в самом факте, вызвавшем страдание, а в бегстве от него. Сопротивляясь ему, вы находитесь в постоянном напряжении, на это уходит вся ваша энергия. Если же вы сможете повернуться лицом к страданию и обнять его, принять его без попыток к бегству или анализа, то сначала это будет болезненно, но затем оно станет радостью. Тот, кто владеет искусством превращения страдания в радость, — почти пробуждён. Не пробуждён, но почти пробуждён. Дикша помогает вам развить это искусство.

Скопировано с сайта «Самопознание.ру»

Беседа 4
ОПИУМ, НАЗЫВАЕМЫЙ РЕЛИГИЕЙ
2 ноября 1984 года
Бхагаеан, Вы мессия?
Нет, Шила, абсолютно нет. Сама идея в корне неверна. Не только я не мессия, но никогда не было и никогда не будет никакого мессии.

Вам нужно будет углубиться в эту концепцию. Идея мессии - вторичная идея. Сначала вы должны верить в Бога, как в личность, только после этого вы можете начать думать о Боге, посылающем специальных посланников, мессий.

Для меня совсем нет личностного Бога, который мог бы послать...

1. Предлагая мои приветствия Махарши Рамане,

Картикейе в человеческой форме,

Я представляю его учение

В этой прозрачной работе.

От рождения Сына Божьего,

Когда все ученики сидели вокруг с сосредоточенным умом,

Я попросил его, Бхагавана Махарши,

Дать точные ответы на следующие вопросы.

Первый вопрос:

4. Будет ли различение между «Реальным» и «нереальным»

Само по себе достаточным для Освобождения?

Или существуют какие...

Шри Шешадри Свамигал получил большую известность благодаря Его великим духовным достижениям и обретённым Им посредством аскезы йоговским чудотворным способностям. Внимательное изучение Его жизни показывает, что Он был святым очень высокого уровня, обладавшим полным контролем над чувствами и умом. Его самоограничение было выдающимся. Он стал медитировать в очень раннем возрасте и получил благословения главенствующей богини Канчипурама – Камакши.

Хотя подлинные аскеты достойны всяческих похвал...

Шри Сарада Деви, известная среди приверженцев и последователей Шри Рамакришны как Святая Мать, родилась 22 декабря 1853. Она была прославленной супругой Шри Рамакришны Парамахамсы, святого из Дакшинесвара и великого пророка религиозной гармонии и духовного возрождения в современной Индии.

Первый столетний юбилей со дня рождения Сарады Деви отмечался 27 декабря 1953. Этот специальный выпуск «Прабуддха Бхараты», подготовленный в ознаменование Столетия со Дня Рождения Святой Матери, является...

Шри Нагананда Свами родился в г. Буккапатнаме (6 км от Путтапарти) 1 мая 1951 года. Ещё во времена Его раннего детства местные жители наблюдали знаки, которые показывали им, что Ему присуща исключительная духовная природа.

В двух отдельных случаях местные жители видели, как кобра танцевала вокруг спящего мальчика, и Он был известен тем, что проводил многие часы в уединённой медитации.

С тех пор такие Его сверхъестественные способности, как исцеление людей (в частности от смертельных укусов...

Семя и Чрево Вселенной
"Шри Баладева - это Сам Верховная Личность Бога. По своему

Величию он равен Верховному Господу, причем когда бы ни являлся

Кришна, Шри Баладева является как брат Кришны, иногда старший, иногда

Младший". (ШБ 10.1.24 комментарий). "В Своей форме вайбхава-пракаша

Господь Кришна проявляет Себя как Баларама. Форма Баларамы так же

Прекрасна, как и форма Самого Кришны, единственное различие состоит в

Том, что оттенок тела Кришны темный, а Баларамы - светлый...

"Как нерожденный, он поддержал широкую землю; он поддержал небеса своими Мантрами Истины" (1) -РигВеда

"Она является формой Шабда-Брахмана. Посредством ее призывается тот, кто находится за Шабда" (2) -Джнанарнава

Когда Трансцендентный Брахман желает проявиться, по своей собственной воле, то происходит пульсация, движение, немедленно дающее начало сериям вибраций. Они принимают форму звука. Нада, являющегося предвестником сотворения объектов. Артха сриштех пурвам шабда сриштих...

Печально, но факт: одной из самых характернейших черт нынешнего поколения Кали-юги (темного века лжи, мрака и конфликтов) является полнейшее неумение людей, - даже тех, кто причисляет себя к категории преданных (бхактов) Бога.

Мыслить в полной мере Божественно, то есть складывать у себя в уме Единую и непротиворечивую интегральную картину мира, базирующуюся на Абсолютной Божественной Реальности; вместо этого, у людей в голове каша, хаотическое нагромождение непереваренных понятий и навал...

Кто я? – одна из наиболее ранних записанных работ Шри Раманы, осно­ванная на ответах, которые Он дал в 1902 году. Издана в 1923 году. См. .

Позднее Шри Бхагаван Сам переписал вопросно-ответную редак­цию в форме эссе. Он изменил порядок изложения основных идей, логически более тесно упорядочив их. См. .

Эта небольшая работа содержит суть всего учения Шри Раманы Махарши.

Открытая Истина [Сад-видья ] издание Шри Раманашрама, содер­жащее "Сорок стихов о Реальности" и "Дополнение к Сорока сти­хам о Реальности". См. .

Песнь об аппаламе [Аппалапатту ] – стихотворение из пяти строф, написанное Шри Бхагаваном в 1915 году ради Своей матери. Он тогда жил в пещере Вирупакша, а мать была с Ним и готовила Ему пищу. Сам Бхагаван умел хорошо готовить и часто помогал ей. Од­нажды мать попросила Его помочь ей приготовить аппалам – тон­кую круглую лепешку из темной муки. Он, однако, вместо этого написал стихотворение, в котором дал наставление на духовном пути, используя символику приготовления аппалама. Во второй строфе , в частности , говорится:

Ржаное зерно – это "я", или эго,

Выращенное в плодородном поле тела,

Состоящего из пяти слоев.

Брось его под жернова мельницы поиска Мудрости –

вопрошания "Кто я?".

Превратив эго в тончайшую муку,

Мы разрушим наши привязанности,

Только так Атман обретёт Свою свободу.

А в третьей строфе:

Добавь из виноградных гроздей

Сок общения со святыми людьми.

К этому необходимо прибавить тминное зерно

контроля ума,

К ним добавляй перец ограничения

изменчивых чувств

И соль безразличия к видимому миру;

Не забудь ещё приправу стремления

к целомудренной жизни.

Таковы значения ингредиентов духовной кухни.

См. .

Познание Атмана [Атма-видья ] удивительное стихотворение из пяти строф, написанное Шри Раманой по просьбе ученика, выда­ющегося поэта Муруганара. Последний написал строфу, утвержда­ющую, что "Познание Атмана – легкая вещь, легчайшая вещь из существующих..." и попросил завершить стихотворение. Махар­ши сделал это, выразив и Учение и практику в одном стихе!



Во второй строфе, в частности, говорится:

Мысль "Я – тело" есть нить,

на которую нанизаны различные мысли,

словно бусы.

Следовательно, при глубоком погружении

С вопросом "Кто я и откуда?" мысли исчезнут

И осознание Я вспыхнет как "Я – Я"

В пещере Сердца каждого искателя.

И это – Небеса,

Это – то Безмолвие, обитель Блаженства.

А в четвёртой строфе:

Для того чтобы путы судьбы и их следствия

были окончательно развязаны,

А также для освобождения от круговорота

рождения и смерти

Этот путь гораздо легче других.

Поэтому сохраняйте спокойствие

и храните внутреннюю Тишину –

В речи, в мыслях, в движеньях.

Тогда Лучезарный Атман откроется внутри.

Это – Высочайший Опыт.

Страх исчезнет.

Это – беспредельное море

Совершенного Блаженства!

См. .

Пять драгоценностей Аруначале [Аруначала Панчаратнам ] – пя­тый гимн Аруначале, в котором сокровенно говорится о различных путях Реализации. Этот гимн ежедневно исполняется в Шри Раман­ашраме во время пения Вед. См. .

Само-исследование [Вичара Санграха ] – первая работа, написанная Махарши (1901). В те годы Он говорил редко, а потому записал свои ответы на вопросы Гамбирама Сешайи. Эта работа отличает­ся от последующих тем, что в ней изложен не только путь Само­исследования, но и другие Пути, в том числе – раджа-йога. См. . Позднее Свами Натанананда написал по этой работе эссе. См. .

Свадебная гирлянда посланий Аруначале [Аруначала Акшара Ма­намалай ] это, по сути, Гимн всего Рамана-движения. Он также известен как "Аруначала-Шива" благодаря своему припеву. Произ­ведение написано языком "мистицизма свадьбы" от имени души, невесты, которая в день свадьбы хочет подарить своему возлюблен­ному Жениху – Богу, Аруначале – гирлянду любовных Посланий. Поэма Шри Бхагавана в пылких символах говорит о любви и союзе между человеческой душой и Богом и находится в одном ряду с наиболее трогательными творениями мировой поэзии. Русский текст и комментарий известного философа адвайта-веданты, профессора Т. М. П. Махадэвана, см. в .

Сорок стихов о Реальности [Улладу Нарпаду ] – поэма о природе Реальности (букв.: "Сорок о том, Что Есть"), основное собственно "философское" сочинение Шри Раманы, написанное Его собственной рукой. Русский текст, историю создания этого произведения, а также полный "практический" комментарий к нему одного из выдающихся учеников, ашрамита С. С. Когана, см. в .

Суть Наставления [Упадеша Ундийяр / Упадеша Сарам ] – поэма, являющаяся четкой формулировкой практического руководства, даваемого Бхагаваном Шри Раманой Махарши. Это единственное произведение, которое Он написал "по некоторому плану, с опреде­ленной целью и за один присест". По просьбе ученика, поэта Муру­ганара, – завершить его поэму наставлениями Шивы – Шри Бхагаван сочинил 30 стихов на тамили [Упадеша Ундийяр ]; позднее Махарши сам перевёл их на санскрит [Упадеша Сарам ]. Махарши говорит о разных путях Освобождения и показывает, что наилучшим путем является Само-исследование. Русский текст и полный комментарий, построенный на основе комментариев Его известных учеников, см. .

Произведения о Шри Бхагаване
и Его наставлениях

Маха-йога, или Знание Упаиишад в свете поучений Бхагавана Шри Раманы (Maha Yoga or The Upanishadic Lore in the Light of the Teachings of Bhagavan Sri Ramana Maharshi) – глубокое изложение, которое проливает свет на многие важные и тонкие моменты в по­учениях Шри Бхагавана, таким образом обеспечивая прочную тео­ретическую основу для понимания их практической стороны. Книгу написал Шри К. Лакшмана Шарма, скрывшийся под псевдонимом "Кто", который более 20 лет был близко связан с Учителем. Первое издание вышло в 1937 году с предисловием Поля Брантона.

В конце девятой главы автор пишет: "Мудрец (Шри Рамана) од­нажды сказал пишущему эти строки, что Поиск есть Великая Йога [Маха-йога ], потому что, как показано здесь, все йоги включены в Поиск" и поэтому он назвал эту книгу "Маха-йога". Однажды, не­сколько лет спустя после её публикации, Шри Бхагаван натолкнул­ся на стих в Курма Пуране (2.11.7), в котором Господь Шива заявля­ет: "Та йога, в которой человек видит Себя, Атман, который есть Я , единое незапятнанное и вечное блаженство, рассматривается маха-йогой , подобающей Высочайшему Господу". Шри Бхагаван перепи­сал этот стих в Свою копию "Маха-йоги" в конце девятой главы. Во всех последующих изданиях "Маха-йоги" Шри Раманашрам воспро­изводит факсимиле этой записи.

Путешествие в тайную Индию (A Search in Secret India) – первая книга, из которой мир вне Индии узнал о Шри Рамане Махарши. Три главы этой блестяще, глубоко и с чувством написанной книги, посвящены непосредственно Шри Бхагавану и прямым пережива­ниям ее автора - английского журналиста Поля Брантона. Первое издание – 1934 год. Именно эта книга привлекла к Шри Рамане таких выдающихся "западных" учеников, как Алан У. Чадвик, С. С. Коган и других.

Само-Реализация (Self-Realization) – самая первая обширная био­графия Шри Бхагавана, подготовленная Б. В. Нарасимхасвами (ле­жащая в основе известной книги Артура Осборна "Рамана Махарши и Путь Самопознания", изданной на русском языке – ). Первое издание вышло в 1931 году, задолго до того, как Учи­тель оставил тело (1950). Современные издания содержат эпилог, написанный С. С. Коганом.

Шри Рамана Гита (Песнь Шри Раманы) – поэма, которую написал Кавьякантха Ганапати Муни, замечательный поэт-импровизатор на санскрите и выдающийся ученик. В ней изложено содержание бе­сед автора и его собственных учеников со Шри Раманой (1913–1917). Поэма построена как священное Писание, как Бхагавад-Гита, и является шедевром духовной литературы. Русское издание содер­жит факсимиле почерка Шри Бхагавана, которым Он переписал по­эму. См. .

Шри Бхагаван даёт мало словесных наставлений, предпочитая учить Тишиной, Безмолвием – состоянием внутреннего Мира. Оно динамичное, вибpиpующее, насыщенное силой, что подтвеpждено пpеживаниями многих сpеди тысяч постоянных посетителей Его Ашрама.

Тишина очаpовывает - безмолвие и спокойствие ума гоpаздо сильнее влияют на них, чем чьи-либо самые кpасноpечивые слова. Центральное же и едва ли не единственное наставление, которое Учитель даёт всем искателям для самостоятельного изучения и опыта, таково:

Сознание бытия, вечно присутствующее чувство “Я есмь” , которое является постоянным во всех трех состояниях:

  • бодрствования,
  • дремоты (сна со сновидениями)
  • и глубокого сна,

представляет Истину или Реальность, равнодушную к тому, что я есть, такому, как;

“я есть это тело”,
“я есть Рама”
или “я - учитель”.

То, которое сияет внутри каждого из нас как “Я есмь”, суть наша истинная природа, истинное “Я” , единственная реальность, а все остальное - просто кажимость .

Шри Рамана Махарши говорит всем искренним искателям Истины:

На каждом шагу и по любому поводу вы говорите “я”, “я”: “я хочу узнать это”, “я чувствую это”, “я думаю это” и так далее. Спросите себя, кто есть этот “я”, откуда эта мысль о “я” возникает, что является ее источником?

Сохраняйте свой ум прочно установленным на мысли “Кто я и откуда я?”, чтобы исключить все остальные мысли, и этот процесс рано или поздно приведет вас к осознанию своей истинной природы, к осознанию Себя, к Само-Реализации.

Вы спрашиваете себя: “Кто я?” и пытаетесь удержать целиком весь ум сконцентрированным на получении ответа на этот вопрос. Правда, внутри вас будут возникать различные незваные мысли и пытаться отвлечь ваше внимание. Однако для всех этих мыслей мысль “я” является источником и пищей.

Поэтому, как только та или иная мысль появляется, спрашивайте, не допуская ее развития: “Кто получает эту мысль?” Ответ будет: “я”.

Тогда спросите себя: “Кто этот ‘я’ и откуда?”; при этом происходит успокоение возникшей мысли. По мере возникновения мыслей их следует разрушать, используя само-исследование “Кто я?”.

Когда все мысли исчезнут, то и центральная, или коренная, мысль - “я”, ум или эго - также перестанет существовать, и истинная природа, истинное “Я”, будет одно сиять - безмолвно, самопроизвольно, не описуемо умом, нечто такое, что может быть пережито лишь после того, как ум перестает существовать.

Пребывать в своей истинной природе (санскр. А т м а н), поскольку эго, мысль “Я есть тело”, исчезла полностью, без остатка, как река, ставшая единой с океаном, - это Мудрецы и называют Освобождением.

Исследование “Кто я?” - это единственный метод, значение которого Он постоянно подчеркивал. Шри Бхагаван, однако, совсем не отрицал каких-либо других хорошо известных методов, таких, как кармa, бхакти или раджа йоги, повторение мантр, церемонии почитания, посещение храмов, соблюдение ритуалов и т. д., выбранных преданными для достижения Бога. Он советовал каждому следовать тому методу, который покажется ему наилучшим или самым легким.

Он уверял, что все паломники, идущие различными путями, достигнут одной Цели, которая, Он настаивал, есть реализация Сат-Чит-Ананды, Бытия - Сознания - Блаженства.

Систему Махарши, само-исследование “Кто я?”, называют “Маха-йога” , что позволяет сравнить ее с четырьмя видами йоги, хорошо известными в Индии.

В карма-йоге существует индивидуальная душа (джива), пытающаяся освободить себя от уз рождения и смерти выполнением действий (кармы) без привязанности.

В бхакти-йоге существует джива, чувствующая отделенность от своего Бога, который является ее отцом, матерью, учителем, другом или любимым, и желающая воссоединиться с Ним посредством преданности и любви.

В раджа-йоге джива чувствует отчуждение от своей подлинной природы и хочет восстановления единства путем различных практик, включая управление дыханием.

В джняна-йоге джива пребывает в неведении и уничтожением всего ложного ищет достижения Знания Реальности.

Используя метод Бхагавана Шри Раманы Махарши, вопрошание “Кто же это ‘я’ и откуда?”, духовный практик исследует происхождение, природу и источник самой дживы.

  • Искатель обнаруживает, что “я”, которое, по общему мнению, проводит все эти практики, является не существующим, а только видимостью,
  • и что единственной Реальностью является истинное “Я”, А т м а н , Одно-без-второго, чья природа есть Сат-Чит-Ананда, Бытие - Сознание - Блаженство.

Haставления Бхагавана Шри Раманы Махарши сейчас доступны из многих книг на различных языках. На русском языке Шри Раманашрам опубликовал семь книг (составитель-переводчик – Олег Маркович Могилевер).

Небольшая работа “Кто я?”, которую Учитель написал ясным, прозрачным языком, в наиболее сжатой форме дает суть Его философии и техники Само-исследования. В издании 1991 года приведена ранняя, вопросно-ответная, версия этой работы. В изданиях 1995 и 1999 года – “связная” версия.

В мае 1957 года Шрила Гурудев, будучи редактором «Шри Бхагават-патрики», получил вопрос от читателя из Дехрадуна (горный регион Северной Индии), который касался трудности понимания взаимосвязи между Брахманом, Параматмой и Бхагаваном. В ответ Шрила Гурудев составил и опубликовал статью, которая дает глубокий анализ истин об этих трех аспектах Верховного Господа.

Вопрос:

Уважаемый редактор «Шри Бхагават-патрики»! Предлагая поклоны вашим лотосным стопам, смиренно обращаюсь к вам с просьбой. Пожалуйста, милостиво объясните, поклонение кому является самым высшим – Брахману, Параматме или Бхагавану? Кого мы можем называть Брахманом, кого – Параматмой и кого – Бхагаваном, а также каковы их функции? Будьте так добры, объясните истину простым языком, чтобы такой глупый и обладающий нечистым разумом человек, как я, смог понять.

Молясь о милости Вайшнавов,

Шри Бихари-лала Тханияла,

Дехрадун

Ответ:

В ведических писаниях источник всего мироздания и единственный высший объект поклонения для всех известен как адвая-гьяна пара-таттва , недвойственная Абсолютная Истина. Не следует понимать Абсолютную Истину так, как Ее трактует абхедавада , учение о тождестве, или кевала-абхедавада, учение об абсолютном тождестве. Данные философские убеждения противоречат Ведам. Живые существа отличны от Парабрахмана, Верховного Господа, и одновременно тождественны Ему – оба положения являются непреложной истиной. Дживы и материальная вселенная созданы энергией Господа. Из этого следует, что изначальная истина, или сущность, не лишена атрибутов, напротив, Она вечно преисполнена трансцендентных качеств.

Дживы пребывают в двух состояниях: чистом и оскверненном. Чистое состояние называется освобождением, а оскверненное – обусловленностью. В обусловленном состоянии духовный облик живых существ покрыт майе й, следовательно обусловленные души не могут осознавать ни свое положение, ни таттва-васту , Абсолютную Истину. В полностью чистом состоянии нет влияния майи . Поэтому, достигнув освобождения, душа может осознать как свой духовный облик, так и Высшую Абсолютную Истину. Другими словами, только освобожденная душа может получить наиболее полный даршан адвая-гьяна-пара-таттвы . Эта наиболее полная таттва-васту , Абсолютная Истина, является высшим объектом поклонения.

По мере продвижения от оскверненного состояния к чистому живые существа по-разному воспринимают адвая-гьяна пара-таттву , ибо обладают разной квалификацией.

Так, в зависимости от этой квалификации дживы делятся на три основных типа: гьяни , йоги и бхакты . Каждый из трех типов живых существ воспринимает недвойственную Абсолютную Истину по-своему: гьяни видят Ее в форме Брахмана, безличного духа, йоги – как Параматму, Высшую Душу, а бхакты видят Абсолютную Истину воочию – как Бхагавана, Верховную Личность, наделенную всем величием и великолепием.

Эту тему проще понять на примере. Предположим, мы смотрим на Гималаи издалека, с более близкого расстояния и находясь совсем рядом. Издалека Гималаи выглядят как безликая тень. С более близкого расстояния можно увидеть общие очертания Гималаев. Те же, кто находится у подножия или взбирается на саму гору, видят разнообразную растительность, животных, птиц, насекомых, ручьи и реки, водопады, деревья, пещеры и т.д.

Таким образом, те, кто видит адвая-гьяна-пара-таттву издали, воспринимают ее как Брахман. Получить даршан Брахмана означает увидеть сияние трансцендентного лика Абсолютной Истины – но это не то же самое, что увидеть ее саму.

Те, кто подступает к Абсолютной Истине ближе, созерцают ее как личность размером с палец. Она известна как Параматма, Высшая душа, которая является вечным свидетелем всего сущего.

Те же, кто очень близко видит адвая-гьяна-пара-таттву , Высшую Абсолютную Истину, воспринимают eе как Верховную Личность, имеющую имя, облик, качества, совершающую деяния, окруженную спутниками и всегда занятую трансцендентными, полными блаженства играми.

Я приведу еще один пример. Авторы писаний приводят аналогию с вайдурья-мани , особым драгоценным камнем. Под разным углом он кажется окрашенным разными цветами. Подобно этому живые существа в соответствии со своим уровнем по-разному представляют единую Верховную Личность, адвая-гьяна-пара-таттву – как Брахмана, Параматму или Бхагавана.

Бра хман и Бхагаван

Брахман – это частичное проявление адвая-гьяна-пара-таттвы , следовательно Абсолютная Истина не выражена в Нем полностью. Слово «Брахман» указывает на нирвишеша-бхаву , или высший дух, лишенный каких-либо характерных особенностей, материального имени, облика, качеств и деяний.

Глядя материальными глазами на солнце, живые существа видят только его сияние – подобным образом последователи пути гьяны воспринимают недвойственную Верховую Личность как нирвишеша-бхаву (аспект Абсолютной Истины, лишенный какого-либо разнообразия).

Приведем пример с планетой Марс. С Земли эта планета выглядит просто как свечение. Но благодаря самопроявленному знанию известно, что эта мангала-граха чем-то похожа на нашу Землю – там тоже есть горы, реки, деревья и множество видов живых существ. Таким образом, становится понятно, что безличной Абсолютную Истину видят те, кто из-за своей низкой квалификации находится очень далеко от нее. Тем не менее, достигнув духовного видения, живое существо прорывается сквозь безличный аспект сияния Брахмана и созерцает внутри источник этого сияния – акхила-расамрита-мурти , обитель всех божественных вкусов, Бхагавана Шри Кришну.

джйотир абхьянтаре рупам атулам шьямасундарам

(Нарада-панчаратра)

«Внутри сияния духовного мира пребывает несравненный Шьямасундара, Верховный Господь».

Далее. Является ли Брахман гуной (качеством) или же бхавой ? Такие известные авторитетные писания, как Веданта, «Бхагаватам» и «Гита», объясняют, что Брахман сам по себе не является сущностью, – это качество адва я-гьяна-бхагавата-таттвы , Личности Господа. Бхагаван является гуни , источником всех качеств, а Брахман – это Его гуна , качество. Поэтому Ямуначарья в своей «Алавандара-стотре» признает Брахмана великолепием (вибхути ) Бхагавана: «паратпаран брахма ча те вибхутаях ».

Гуна (т.е. Брахман) не существует независимо. Ее прибежищем является гу ни , обитель всех качеств. Поэтому источником Брахмана является Бхагаван.

Кто такой Бхагаван? Об этом говорится в «Шримад-Бхагаватам»: «кришнас ту бхагаван сваям – Кришна является Изначальной Личностью Бога». Слово ту здесь означает «безусловно». В «Брахма-самхите» это описано следующим образом:

ишварах парамах кришнах

сач-чид-ананда виграхах

анадир адир говиндах

сарва-карана-каранам

(Брахма-самхита, 5.1)

«Кришна, известный как Говинда, – Верховный Господь всех живых существ. Его духовное тело исполнено вечности, знания и блаженства. Все исходит из Него, но Сам Он не имеет начала и является причиной всех причин».

Этот Шри Кришна – высшее проявление божественности. Он сама обитель бесконечных трансцендентных качеств. С полной уверенностью можно сказать, что Шри Кришна – олицетворение бесчисленных божественных качеств, а Брахман – это всего лишь одно из этих качеств.

В «Гите» эта конечная истина представлена так:

брахмано хи пратиштахам амритасьявьяясья ча

шашватасья ча дхармасья сукхасьяикантиксья ча

(Б.-г., 14.27)

«Я – источник безличного Брахмана и единственное прибежище вечности, дхармы и трансцендентного блаженства премы ».

Бхагаван Шри Кришна говорит Арджуне: «Я, Шри Кришна, стою перед тобой в образе трансцендентного бытия, знания и блаженства, Я источник кевала-чит-сварупы Брахмана, вечной дхармы и основа всего счастья. В Моей форме ниргуна-савишеша-таттвы нет материальных качеств, но Я полон духовных атрибутов. Более того, Я – прибежище Брахмана, являющегося конечной целью всех гьяни . Мой облик ниргуна-савишеша-таттвы – это оплот бессмертия, незыблемости, премы (любви к Богу, т.е. нитья-дхармы , или вечной природы всех живых существ) и враджа-расы , олицетворения высшего счастья».

Уясните этот момент. Бхагаван Шри Кришна – это гхана-мурти , олицетворенная форма сат-чит-ананды . Сат (существование) + чит (знание) + ананда (блаженство) = саччидананда . Брахману свойственно только качество чит, или сознание. Соответственно, вера в этот аспект Абсолютной Истины является первым уровнем ее постижения.

Таким образом, источник Брахмана – это Шри Кришна.

Посмотрите, как эта истина представлена в «Брахма-самхите»:

ясья прабха прабхавато джагад-анда-коти

котишв ашеша-васудхади вибхути-бхиннам

тад брахма нишкалам анантам ашеша-бхутам

говиндам ади пурушам там ахам бхаджами

(Брахма-самхита, 5.40)

«Я поклоняюсь Говинде, Шри Кришне – предвечному Господу, чье сияние является источником безличного Брахмана, упомянутого в Упанишадах. Никакие богатства миллионов вселенных не могут сравниться с лучезарным сиянием Его тела. Он воплощенный принцип единой, вечной и беспредельной истины».

В основном знатоки Упанишад обсуждали Брахман, частичный аспект Бхагавана. Они были так погружены в брахма-бхаву , что не могли сконцентрироваться ни на чем другом. Они считали эту частичную (амшика ) бхаву всем и вся, Высшей Сущностью. Однако Вьясадева, осознав, что такое бхава-антара в сиянии Брахмана, ясно описал трансцендентные имена, образ, качества, деяния и обитель Шри Кришны:

сатья-джнананантананда-

матраика-раса-муртаях

аспришта-бхури-махатмья

апи хй упанишад-дришам

(Ш.-Б., 10.13.54)

«Все вишну-мурти были вечными, бесконечными, полными знания и блаженства и неподвластными времени. Слава Их столь велика, что гьяни , изучающие Упанишады, не могут даже коснуться ее».

После того как Брахмаджи украл телят, он принял прибежище у Шри Кришны и увидел Его трансцендентный лик. Однако знатоки Упанишад не могут постичь Его славы.

В писаниях, процитированных ниже, ясно показано, что Шри Кришна, а не Брахман, является высшей истиной (адвая-гьяна-пара-таттвой ).

тасьяравинда-наянасья падаравинда-

кинджалка-мишра-туласи-макаранда-ваюх

антар-гатах сва-виварена чакара тешам

санкшобхам акшара-джушам апи-читта-танвох

(Ш.-Б., 3.15.43)

«Когда мудрецы во главе с Санакой вдохнули принесенный ветром аромат листьев туласи с лотосных стоп Верховного Господа, они почувствовали изменения в теле и уме, хотя и были привязаны к концепции безличного Брахмана».

От благоухания туласи с лотосных стоп Шри Бхагавана концентрация Шри Санаки и других риши , последователей Брахмана, была нарушена. Это ясно показывает главенство Бхагавана над Брахманом.

ити санчинтья бхагаван маха-карунико харих

даршаям аса локам свам гопанам тамасах парам

сатьям гьянам анантам яд брахма-джйотих санатанам

яд дхи пашьянти мунайо гунапайе самахитах

те ту брахма-храдам нита магнах кришнена чоддхритах

дадришур брахмано локам ятракруро ‘дхьягат пура

(Ш.-Б., 10.28.14-16)

«После глубоких размышлений всемилостивый Господь Хари, Личность Бога, явил пастухам Свою обитель, лежащую по ту сторону материального творения. Господь Кришна явил им нетленное духовное сияние, безграничное, вечное и исполненное сознания. Мудрецы созерцают это духовное бытие, погружаясь в транс, когда сознание их полностью освобождается от влияния гун материальной природы. Приведя пастухов к Брахма-храде, Кришна велел им окунуться в воду, а затем поднял их. В том самом месте, где Акрура некогда созерцал духовный мир, пастухи увидели обитель Абсолютной Истины».

Здесь сравнение нетленного духовного сияния, сатьям гьянам анантам брахма-джйотих , с видением вечной обители Голоки подтверждает превосходство обители Бхагавана над безличным Брахманом.

брахма-бхутах прасаннатма

на шочати на канкшати

самах сарвешу бхутешу

мад-бхактим лабхате парам

(Б.-г., 18.54)

«Тот, кто находится в этом трансцендентном состоянии, сразу постигает Верховного Брахмана и его сердце наполняется радостью. Он никогда не скорбит и ничего не желает. Он одинаково расположен ко всем живым существам. Достигнув такого состояния, человек обретает чистое преданное служение Мне».

Здесь утверждение, что практикующий брахма-бхуту достигнет бхакти , ясно доказывает: слава Бхагавана полностью затмевает славу Брахмана.

Парам атма и Бхагаван

Как солнце отражается повсюду и кажется, что существует множество солнц, так и Параматма только одна, хотя и присутствует в сердцах бесчисленных движимых и неподвижных существ. Йоги, достигшие совершенства в медитации, непрерывно созерцают постоянно пребывающую с ними Параматму, личность размером с палец.

Следующие утверждения шастр подтверждают вышеупомянутую истину, а также высшее положение бхагавата-таттвы по сравнению с параматма-таттвой :

атха ва бахунаитена

ким джнатена таварджуна

виштабхьяхам идам критснам

экамшена стхито джагат

(Б.-г., 10.42)

«Но зачем тебе, о Арджуна, знать все эти подробности? Одной лишь Своею частью Я пронизываю и поддерживаю всю вселенную».

Высказывание, что одной лишь Своей частью Шри Кришна пронизывает и поддерживает все мироздание, подтверждает превосходство Бхагавана над Параматмой.

там имам ахам аджам шарира-бхаджам

хриди хриди дхиштхитам атма-калпитанам

пратидришам ива наикадхаркам экам

самадхи-гато ‘сми видхута-бхеда-мохах

(Ш.-Б., 1.9.42)

«Теперь я могу с глубокой сосредоченностью медитировать на Тебя – Верховного Господа, Шри Кришну. Я осознаю, что на самом деле это Ты находишься в сердцах всех живых существ. Ты внутри и снаружи всех и вся, и, хотя Ты один, именноТы вдохновляешь их, даруя различные представления о Себе, подобно солнцу, которое разными людьми может быть воспринято по-разному».

Здесь, подобно тому, как одно солнце можно увидеть разными глазами, Параматма, часть Бхагавана Шри Кришны, в сердцах всех воплощенных душ воспринимается по-разному. В этом утверждении показано превосходство Кришны, так как Параматма описана всего лишь как Его частичное проявление.

Еще о дин аспект

Еще один момент заслуживает внимания. Часто в ведических писаниях используются слова Парабрахман, Пурнабрахман и Параматма, но нигде нет слова «Парам-бхагаван». Там, где слово «Брахман» употребляется для обозначения безличного сияния, лишенного качеств (нирвишеша-таттвы ), слова Парабрахман, Парамбрахман или Пурнабрахман указывают на наиболее полную Абсолютную Истину, наделенную всеми трансцендентными качествами (савишеша ).

Рассмотрим следующие примеры. В «Бхагавад-гите» Арджуна молится Кришне: парам брахма парам дхама / павитрам парамам бхаван (Б.-г., 10.12). Здесь Кришна описан как Парамбрахман, Абсолютная Истина, высшая обитель и наичистейший.

После того, как Брахма украл мальчиков-пастушков и телят, он, увидев изумительное величие Шри Кришны, стал молиться:

ахо бхагьям ахо бхагьям

нандагопавраджаукасам

ян митрам параманандам

пурнам брахма санатанам

(Ш.-Б., 10.14.32)

«Насколько же удачливы Нанда Махарадж, мама Яшода, все гопы и гопи Враджа! Их удача не знает границ, ибо Шри Кришна – Абсолютная Истина, источник трансцендентного блаженства, вечный Верховный Брахман, стал их другом».

Приведем другой пример. Кое-кто в высшей степени удачливый (великий вайшнав Шри Рагхупати Упадхьяя – прим. ред. ), получив мимолетный даршан Парабрахмана в доме Нанды, был просто очарован этим видением. Он произнес:

шрутим апаре смритим итаре

бхаратам анйе бхаджанту бхава-бхитах

ахам иха нандам ванде

йасьялинде парам брахма

(Падьявали, 126)

«Из тех, кто страшится материального бытия, одни почитают шрути (Веды), другие смрити (своды религиозных законов, дополняющие Веды), третьи – “Махабхарату”. Но что касается меня, то я поклоняюсь Шри Нанде Махараджу, во дворе которого сама Абсолютная Истина играет как ребенок».

Таким образом, везде слова Парабрахман, Парамбрахман и Пурнабрахман использованы для обозначения Верховного Господа, Бхагавана Шри Кришны.

Суть всего вышесказанного заключается в следующем:

1. Шри Кришна – это Высшая недвойственная Абсолютная Истина, адвая-гьяна-пара-таттва .

2. Брахман, Параматма и Бхагаван являются различными аспектами одной адвая-гьяна-пара-таттвы .

3. Живые существа, обладающие склонностью к гьяне , воспринимают сияние тела Шри Кришны как Брахман. Он лишен формы, качеств и атрибутов и не является самостоятельным объектом, – это качество (гуна ) Высшего Существа. Осознание этого Брахмана является первым уровнем (пратити ) постижения Верховной Личности, Бхагавана Шри Кришны.

4. Склонные к йоге живые существа осознают частичную форму Шри Кришны – Параматму, личность размером с палец, присутствующую во всех существах и материи. Это второй уровень осознания Бхагавана Шри Кришны.

5. Живые существа, способные практиковать бхакти , осознают Парабрахмана Шри Кришну как основу и прибежище всех качеств, всего величия и сладости. Это третий, высший уровень осознания живыми существами Абсолютной Истины.

6. Шри Кришна – высший объект поклонения для всех живых существ.

7. Так как Брахман лишен качеств (нирвишеша ), у него нет и функций. Брахман – объект медитации брахмавади-гьяни .

8. Присутствуя как свидетель в сердце каждого, Параматма, вознаграждает всех джив результатами их действий.

9. Бхагаван является изначальной причиной всех причин. Вся деятельность как обладающих сознанием, так и инертных существ поддерживается силой Его энергии.

Я заканчиваю свое утверждение концепцией Шри Чайтаньи Махапрабху, выраженной Шри Вишванатхой Чакраварти Тхакуром:

арадхьо бхагаван враджеша-танаяс-тад-дхама вриндаванам

рамья качид-упасана враджа-вадху варгена йа калпита

шримад-бхагаватам праманам амалам према пумартхо махан

шри-чайтанья махапрабхор матам идам татрадаро нах парах

(Чайтанья-манджуша, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур)

«Высшим объектом поклонения является Шри Кришна, сын Нанды Махараджа. Шри Вриндавана-дхама – это Его трансцендентная обитель. Она почитается так же, как и Сам Господь. Самый лучший способ поклонения Кришне – тот, которым Ему поклонялись девушки-пастушки Враджа, и “Шримад-Бхагаватам” безупречно и наиболее авторитетно доказывает это. А наивысшая цель жизни – это кришна-према . Таково мнение Шри Чайтаньи Махапрабху. Мы доверяем только ему и не принимаем никакое другое мнение, отличное от него».

Тридандисвами Шримад Бхактиведанта Нараяна



Рассказать друзьям