Рассказ о воспитании детей в далекие времена. Как воспитывали детей на Руси

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Кошки Древнего Египта прославились на весь мир благодаря почтительному отношению египтян к этим восхитительным животным. Они наделяли их положительными человеческими качествами. Считалось, что кошки обладают и им известно, какие тайны хранятся в потустороннем мире. Кошки становились свидетелями проведения религиозных обрядов. Защищали своих хозяев и дома от злых духов. Нигде и никогда, ни в одной стране древнего мира, кошка не почиталась так, как в Древнем Египте. Воистину, это был золотой век в истории кошки, время поклонения и обожествления. Культ кошки в древнем Египте появился в один из самый ранних периодов древнеегипетской истории. Упоминания о божественности кошек встречаются ещё во времена второй династия древних царств. Кошек продолжали почитать ещё очень и очень долго.

КУЛЬТ БАСТЕТ

Немногим позднее, после объединения верхнего нижнего Египта под властью одного царя, сформировался весьма значительный и влиятельный культ богини – кошки Бастет (Баст), считавшейся также олицетворением солнечного и лунного света. Богиню изображали как женщину с головой кошки и она входила в «священную девятку» (девять верховных богов Египта). Уподобляемая солнечному и лунному свету царственная Баст была наделена властью открывать зарю нового дня. На обелисках и основаниях статуй богини высекались священные тексты-молитвы: «Я кошка, мать жизни. Она может даровать жизнь и силу, всё здоровье и радость сердца».

Именно Баст считалась защитницей детей фараона, силой, посылающей царям пищу, а всем женщинам - детей. Она чтилась как покровительница беременных и рожающих. Учёные считают, что на эту мысль жрецов натолкнуло наблюдение за кошками, которые часто и легко котятся, а затем становятся заботливыми матерями. Египтяне верили, что богиня оберегает детей от болезней и укусов скорпионов, поэтому малыши носили амулеты с изображением Бастет или даже соответствующие татуировки. Кошек настолько почитали, что во время пожара египтянин сначала спасал из горящего здания мурлыку, а уже потом начинал тушить огонь.

Баст изображалась в камне, бронзе и в золоте: она бывала запечатлена в виде либо кошки, либо девушки с кошачьей головой и с систром (музыкальным инструментом), а у её ног находились четыре котёнка.

Существует миф о том, как бог Ра, желая помочь людям, послал на землю свою дочь. Она приняла облик львицы Сехмед и, обезумев от крови, принялась истреблять человеческий род. Тогда бог Онурис пошёл на хитрость: он налил на землю подкрашенное в красный цвет пиво. Львица подумала, что это кровь, и принялась лакать. Она опьянела и уснула. Тогда Онурис превратил кровожадную львицу в пушистую мурлыку. Так что, кроме кошачьей сущности, Баст обладала львиной, преображаясь в жестокую Сехмед. Таким образом, вероятно, египтяне хотели выразить двойственность кошачьей натуры: ласковой мурлыки и коварной хищницы.

Религиозным центром поклонения богине-кошке был город Бубастис, недалеко от дельты Нила. По описаниям древнегреческого историка Геродота, там находился самый прекрасный храм Египта, посвящённый Баст. А в храмовом комплексе Саккары, недалеко от ступенчатой пирамиды Джосерра, в ее честь был воздвигнуто главное святилище храма Баст. Там возвышалась огромная статуя богини, высеченная из дорогого Ассуанского мрамора. Во время ежегодных религиозных празднеств статую выносили из храма и торжественно провозили на ладье вдоль берегов Нила.

В подобном обожествлении проявилось восхищение египтян чистоплотностью кошки, её заботой о котятах. Кроме того, загадочный ночной образ жизни, светящиеся во мраке глаза и невероятная способность мгновенно и бесшумно исчезать и появляться, неслышно ступая мягкими лапками. Всё это вызывало удивление, смешанное со страхом. Возможно, кошка завоевала уважение и своим свободолюбивым характером и независимостью. Она хоть и живёт рядом с человеком, но в то же время гуляет сама по себе и вхожа в иной, потусторонний мир. Храмовые кошки жили припеваючи, питаясь самой лучшей пищей. Специально для них в прудах разводили рыбу, а приставленные рабы денно и нощно стерегли и ухаживали за хвостатыми богинями. Им служили свои жрецы, поклонялись многочисленные почитатели. Присматривать за кошкой считалось делом почётным и особо уважаемым. Жрецы Баст внимательно следили за каждым движением храмовой кошки, что бы истолковать знаки, которые таким образом подаёт через своё земное воплощение богиня.

Культ Баст продержался до IV века нашей эры. Историки связывают возвышение этого божества и, соответственно, принижение роли Исиды с политическими переменами на территории Египта. В этот период центральная власть переместилась из Верхнего Египта в Нижний, в новую столицу Пер-Баст (дом Баст). В этом городе был построен роскошный храм богини, куда стекались паломники со всей страны.

Храмовые кошки жили припеваючи, питаясь самой лучшей пищей. Специально для них в прудах разводили рыбу, а приставленные рабы денно и нощно стерегли и ухаживали за хвостатыми богинями. Им служили свои жрецы, поклонялись многочисленные почитатели. Присматривать за кошкой считалось делом почётным и особо уважаемым. Жрецы Баст внимательно следили за каждым движением храмовой кошки, что бы истолковать знаки, которые таким образом подаёт через своё земное воплощение богиня.

КУЛЬТ КОШЕК В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

Культ кошки Бастет имеет и экономические предпосылки. Ведь Египет - аграрная страна. Египтяне сильно зависели от урожая и его сохранности, а он нередко истреблялся полчищами грызунов. А ведь, по подсчётам специалистов, одна кошка, охотящаяся на мышей, спасает от них в год до десяти тонн зерна. Кошки-защитницы урожая были необходимы для выживания нации.

А еще они уничтожали гадюк, которых в Древнем Египте было очень много. Там распространены рогатые гадюки – ядовитые змеи, имеющие пару клыков, с помощью которых они способны при укусе впрыскивать в жертву яд. Яд гадюк может быть весьма опасен для людей и даже смертелен.

Удивительно, но факт: египтяне использовали кошек в качестве охотничьих животных, как сейчас нередко используют собак. Кошки сопровождали хозяев на охоту на птиц или на рыбную ловлю.

Египтяне очень чтили кошек. Например, при каждом храме, где жили кошки, был человек, исполняющий почётную должность - «страж кошек». Эта должность была наследственной.

СМЕРТЬ КОШЕК В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

Почти в каждой семье простых египтян была дома кошка. За ней ухаживали, как за самым дорогим существом. Если, не допусти Боги, в доме начинался пожар, кошек выносили из огня в первую очередь, раньше, чем детей.

За убийство кошки, даже непреднамеренное, человек мог поплатится жизнью. Так, например, греческий историк Диодор Сицилийский описал случай, как один римлянин случайно переехал кошку на колеснице и был за это немедленно убит разъяренными египтянами.

Поклонение кошке однажды подвело Египтян. Согласно историку Птолемею, в 525 г. до н. э. кошки решающим образом повлияли на исход осады пограничного города Пелузия войсками персидского царя Камбиза II. Персы не умели штурмовать укрепленные города и были вынуждены остановиться у стен города. Однако, персидский царь Камбиз, прекрасно знал о том, какое влияние на египтян оказывает кошка. Был отдан приказ найти в округе кошек и привязать их к щитам впереди идущих воинов, так чтобы она хорошо была видна. (по другой версии, кошки были просто нарисованы солдатами на своих щитах). Когда армия персов двинулась вперед, защищенная щитами с привязанными кошками, фараон не осмелился обратить стрелы и копья во врагов, боясь убить кошек. Возникло замешательство и сумятица. Бой был проигран. Тем не менее, кошки в Египте не утратили своего положения бога до завоевания страны греками, а чуть позднее и затем римлянам.

Если в доме умирала кошка то ее похороны проходили с большими почестями, вся семья погружалась в траур, который длился 70 дней.Члены семьи, скорбя о ее утрате, надевали траурные одежды, пели погребальные песни и брили головы и брови в знак траура. Умерших кошек оборачивали льняной тканью, умащивали благовонными маслами и мумифицировали, используя бальзам. Только тогда, согласно верованиям и представлениям о загробной жизни, душа их любимицы мола возродиться в новом теле после смерти. Чтобы кошки хорошо себя чувствовали в загробном мире, к ней в могилу клали игрушки, любимые ей при жизни, и даже мумии мышек. Кошки богачей заворачивались в тканное льняное полотно с узорами и священными текстами, на голову накладывалась золотая маска. Мумия помещалась в деревянный или известняковый саркофаг, иногда украшенный золотом. Даже котят хоронили в маленьких бронзовых ящичках.

До нас дошло много кошачьих мумий, поэтому мы знаем, как выглядели древнеегипетские кошки. Они были среднего размера, рыжеватого однотонного окраса, очень худощавые, похожие на современных представительниц абиссинской породы.

В древнеегипетской Книге мёртвых изображён Великий Мату – светлый кот, спасающий людей от змея Апопа. Вероятно, кошки почитались в двояком обличии: как богиня-кошка Бастет (женская ипостась), и как кот-свет (мужская).

КАК КОШКИ ПОПАЛИ ЗА ПРЕДЕЛЫ ЕГИПТА

Культ кошек в Древнем Египте существовал много столетий. Египтяне препятствовали распространению кошек за пределы страны. Все египетские мурлыки с точки зрения закона являлись собственностью фараона. Поэтому вывести кошку из страны означало похитить собственность фараона и было тягчайшим преступлением заслуживающим смертной казни. Когда Египтяне ходили в походы или снаряжали торговые караваны и в других землях находили домашних кошек, они покупали или выкрадывали их, чтобы вернуть тех обратно

Однако кошки в Европу всё-таки попадали: их крали и тайком вывозили хитрые финикийские купцы, торговавшие с Египтом. Они понимали, что за такой редкий товар можно получить очень высокую цену. В Грецию кошки, по-видимому, попали за полтысячелетия до нашей эры. А вот в Италии и Швейцарии мурлыки стали известны лишь во II или III веке после Рождества Христова. Значительно раньше мурки появились в Индии, Таиланде и Китае. Но широкое распространение эти животные получили не раньше второго тысячелетия нашей эры.

  • Кошка фараонов

    Трудно представить себе существо, так мало походящее на все знакомые породы кошек. Кем только не называют сфинкса. Однако, это действительно кошка. И прозаическое «мяу» никак не вяжется с ее сверхэкзотическим обликом. Практически все, кто впервые увидел кошку этой породы, испытывают легкий шок. Но каким бы ни было Ваше отношение к животному, Вы никогда не сможете забыть сфинкса или просто остаться к нему равнодушным.
    Безволосая порода, кошек была известна, еще во времена, фараонов Египта. Легенда гласит, что белый голубоглазый сфинкс охранял египетские храмы. Считается, что безволосые кошки были у ацтеков и в древней Мексике. Но их облик отличался от облика современных сфинксов.
    Сейчас существуют три пород голых кошек-сфинксов: канадский сфинкс и две - выведенные в России - донской сфинкс и петербургский сфинкс. Правда мировое признание получили пока только канадские сфинксы (на донских сфинксов есть пока, только предварительный стандарт). О канадских сфинксах и пойдет сегодня речь.
    Начало современного разведения сфинксов пришлось на 1966 год. Тогда у домашней кошки в Онтарио (Канада) родился бесшерстный котенок. Он и стал родоначальником новой породы экзотических кошек, которая впоследствии получила название канадский сфинкс.
    Сегодня чистокровных канадских сфинксов очень мало. Из-за крайне ограниченного числа животных, в программе разведения использовались другие породы. Наиболее часто в формировании канадских сфинксов использовались курчавые кошки девон-рексов. Дело в том, что потомки уже первого поколения не имеют шерсти. Но эти породы различны по экстерьеру. Если девон-рекс нарядная грациозная кошка, легкого типа, то сфинкс - «бульдог среди кошек». И это емкое сравнение как нельзя лучше отражает суть породы.
    Главная отличительная черта сфинкса - отсутствие шерсти, хотя было бы неправильно утверждать, что на сфинксе нет ни единого волоска. На ощупь кожа напоминает замшу хорошей выделки. Иногда, особенно в холодное время года, у сфинксов появляется легкий пух, который впоследствии они почти полностью теряют. Котята сфинксов покрыты складочками кожи и выглядят очень забавно. У взрослого животного морщины остаются в основном между ушами, на шее, за скулами. И чем больше морщинок сохранится у взрослой кошки, тем лучше.
    Сфинксы многих современных линий больше похожи на изысканные фарфоровые статуэтки, чем на чудных морщинистых гномов, какими были в самом начале разведения. Эти кошки обладают удивительной мягкостью очертаний. В их фигурках нет ни одной прямой линии, все они округлены, все формы выпуклы, и вместе с тем, плавны. Может быть поэтому второе, менее известное название канадского сфинкса - «лунная кошка».
    Характер у сфинксов совсем не кошачий. Похоже, что кошками они себя совсем не считают: добродушны, миролюбивы, привязчивы к человеку, хорошо относятся к собакам и другим животным.
    Новые естественные мутации бесшерстности и сейчас встречаются среди кошек. Таких животных очень ценят и стараются максимально использовать их потенциал в племенной работе. «Новые лысые» обычно становятся гордостью питомников.
    Для полного комфорта сфинксу нужна та же температура, что и человеку. Они не требуют специальной диеты, но достаточно прожорливы и едят больше, чем другие кошки. Это объясняется тем, что им нужно гораздо больше энергии для обогрева тела. Ведь собственная температура тела сфинксов приближается к 42 ° С. Может быть поэтому древние индейцы использовали голых кошек в качестве живых грелок.
    Сфинксы живут так же долго и обладают таким же здоровьем, как и другие кошки. Разведение не представляет особых сложностей. И поэтому в последнее время популярность этой породы растет во всем мире. В Америке любители сфинксов даже выпускают собственную газету «Naked Truth» - «Голая правда».
    Человека сфинксы воспринимают как своих собратьев и относятся к нему «на равных», совсем «по-человечески». Общаться с такой кошкой всегда очень приятно. Возможно, что из-за отсутствия шерсти создается ощущение контакта уже не с животным, но с существом, стоящим на ступень ближе к человеку - и, как знать, только ли внешне?..

    Кошка фараонов

    Трудно представить себе существо, так мало походящее на все знакомые породы кошек. Кем только не называют сфинкса. Однако, это действительно кошка. И прозаическое «мяу» никак не вяжется с ее сверхэкзотическим обликом. Практически все, кто впервые увидел кошку этой породы, испытывают легкий шок. Но каким бы ни было Ваше отношение к животному, Вы никогда не сможете забыть сфинкса или просто остаться к нему равнодушным.

    Безволосая порода, кошек была известна, еще во времена, фараонов Египта. Легенда гласит, что белый голубоглазый сфинкс охранял египетские храмы. Считается, что безволосые кошки были у ацтеков и в древней Мексике. Но их облик отличался от облика современных сфинксов.

    Сейчас существуют три пород голых кошек-сфинксов: канадский сфинкс и две - выведенные в России - донской сфинкс и петербургский сфинкс. Правда мировое признание получили пока только канадские сфинксы (на донских сфинксов есть пока, только предварительный стандарт). О канадских сфинксах и пойдет сегодня речь.

    Начало современного разведения сфинксов пришлось на 1966 год. Тогда у домашней кошки в Онтарио (Канада) родился бесшерстный котенок. Он и стал родоначальником новой породы экзотических кошек, которая впоследствии получила название канадский сфинкс.

    Сегодня чистокровных канадских сфинксов очень мало. Из-за крайне ограниченного числа животных, в программе разведения использовались другие породы. Наиболее часто в формировании канадских сфинксов использовались курчавые кошки девон-рексов. Дело в том, что потомки уже первого поколения не имеют шерсти. Но эти породы различны по экстерьеру. Если девон-рекс нарядная грациозная кошка, легкого типа, то сфинкс - «бульдог среди кошек». И это емкое сравнение как нельзя лучше отражает суть породы.

    Главная отличительная черта сфинкса - отсутствие шерсти, хотя было бы неправильно утверждать, что на сфинксе нет ни единого волоска. На ощупь кожа напоминает замшу хорошей выделки. Иногда, особенно в холодное время года, у сфинксов появляется легкий пух, который впоследствии они почти полностью теряют. Котята сфинксов покрыты складочками кожи и выглядят очень забавно. У взрослого животного морщины остаются в основном между ушами, на шее, за скулами. И чем больше морщинок сохранится у взрослой кошки, тем лучше.

    Сфинксы многих современных линий больше похожи на изысканные фарфоровые статуэтки, чем на чудных морщинистых гномов, какими были в самом начале разведения. Эти кошки обладают удивительной мягкостью очертаний. В их фигурках нет ни одной прямой линии, все они округлены, все формы выпуклы, и вместе с тем, плавны. Может быть поэтому второе, менее известное название канадского сфинкса - «лунная кошка».

    Характер у сфинксов совсем не кошачий. Похоже, что кошками они себя совсем не считают: добродушны, миролюбивы, привязчивы к человеку, хорошо относятся к собакам и другим животным.

    Новые естественные мутации бесшерстности и сейчас встречаются среди кошек. Таких животных очень ценят и стараются максимально использовать их потенциал в племенной работе. «Новые лысые» обычно становятся гордостью питомников.

    Для полного комфорта сфинксу нужна та же температура, что и человеку. Они не требуют специальной диеты, но достаточно прожорливы и едят больше, чем другие кошки. Это объясняется тем, что им нужно гораздо больше энергии для обогрева тела. Ведь собственная температура тела сфинксов приближается к 42 ° С. Может быть поэтому древние индейцы использовали голых кошек в качестве живых грелок.

    Сфинксы живут так же долго и обладают таким же здоровьем, как и другие кошки. Разведение не представляет особых сложностей. И поэтому в последнее время популярность этой породы растет во всем мире. В Америке любители сфинксов даже выпускают собственную газету «Naked Truth» - «Голая правда».

    Человека сфинксы воспринимают как своих собратьев и относятся к нему «на равных», совсем «по-человечески». Общаться с такой кошкой всегда очень приятно. Возможно, что из-за отсутствия шерсти создается ощущение контакта уже не с животным, но с существом, стоящим на ступень ближе к человеку - и, как знать, только ли внешне?..

    Кошки Древнего Египта прославились на весь мир благодаря почтительному отношению египтян к этим восхитительным животным. Они наделяли их положительными человеческими качествами. Считалось, что кошки обладают мистической силой и им известно, какие тайны хранятся в потустороннем мире. Кошки становились свидетелями проведения религиозных обрядов. Защищали своих хозяев и дома от злых духов.

    Вот что написано на одном из постаментов в Долине царей:

    «Вы, Великий Кот, воплощение справедливости, покровитель вождей и святой дух. Вы действительно Великий Кот».

    Высокая роль животных в египетском обществе объявляется тем, что основным промыслом в государстве было занятие сельских хозяйством. А это означает, что постоянно требовалось бороться с нашествием мышей, крыс и змей. По-видимому, египтяне узнали, что кошки могут охотиться на незванных гостей и подбрасывали им специально еду, чтобы они приходили на склады и поля почаще.

    Все это происходило рядом с населенными пунктами, поэтому кошки постепенно начали привыкать к людям и стали проживать совместно с ними. Котята начали появляться уже в безопасном укрытии – человеческом доме. Кошек использовали для толкования сноведений. Они могли предсказать, хорошим ли будет урожай.

    Различия между дикими и домашними кошками в Египте не было. Всех их называли «миу» или «миут». Происхождение этих слов неизвестно, но вероятно, что они возникли от звука, который произносят животные – мяуканье. Так называли даже маленьких девочек, подчеркивая их отличные черты: мягкость характера, хитрость и ум.

    Кошки в истории Древнего Египта

    Кошки Древнего Египта

    В древнем Египте существовали две породы кошек. «Камышовый кот» и «Африканская дикая кошка». Последние имели более спокойный характер и были одомашены. Существует доказательство того, что все родословня всех домашних кошек пошла с Египта.

    Считается, что первые животные были завезены в Египет из около 2000 г. до н.э. из Нубии во время Нового царства. Хотя на самом деле это мнение ошибочно, посколько археологи нашли в кургане рядом с Асьют на юге страны мужчину, преданного земле вместе с кошкой. Захоронение датируется около 6000 г. до н.э. Предполагается, что кошки были одомашнены около 2000 г. до н.э. А собаки – примерно 3000 г. до н.э.

    В период Нового царства изображения кошек можно встретить в гробницах людей. Хозяева часто брали с собой на охоту кошек для ловли птиц и рыб. Наиоблее распространены рисунки, где кошка сидит под или рядом со стулом хозяина дома, что означает защиту и дружбу.

    Когда был построен город Бубастиса (Пер-Баст) в качестве царской резиденции для Шешонка I (XXII династия) культ кошки Баст находился в центре управления великой державы.

    Геродот посетил Бубастиса примерно в 450 г. до н.э. и отметил, что даже не смотря на то, что храм Баст был не такой большой, как в другихх городов, но он был богато украшен и представлял интересное зрелище». Он также подтвередил, что ежегодный фестиваль Баст проводился в одном из самых популярных городов Египта.

    Сотни тысяч паломников приезжали со всех районов Египта, чтобы веселиться, пить вино, танцевать, петь и молиться кошке. Фестиваль был настолько хнаменит, что пророк Иезекииль, предупредил, что «Молодые люди Авен и Бубастина падут от меча, а их города попадут в плен» (Иезекииль 30:17, VI в. до н.э.). Бубастин был разрушен персами в 350 г. до н.э. Культ Баст был официально запрещен указом императора в 390 г. до н.э.

    Культ кошки в древнем Египте

    Самым известным культом поклонения кошке была Баст. Также существовало несколько других древних идолов, связанных с животным. Нейт иногда принимала форму кошки. Кот был одним из священных символов Мут.

    В Книге Врат и Книге Пещеры указано, что кошка представляла собой священное животное по имени Миути (Мати). Ей посвящен 11 раздел Дуате в Книге Ворот (предрассветные часы). И время, когда Ра ведет борьбу с врагами в Книге Пещер. Возможно, что этот культ связывался с Маути, изображенным в гробнице фараона Сети II и относится к Мау или Мау-Аа («Великая кошка») как одна из форм проявления Ра.

    В 17 главе Ра принимает вид кошки, чтобы убить змею Апеп:

    «Я, кот Май, бросился на дерева Персе в ночь Анну, когда враги Неб-эр-тчер» (вид Осириса) были уничтожены!»

    Кошки также были связаны с «Глазом Ра» и Исидой, потому что они воспринимались как великие матери.

    Убийство кошки в Древнем Египте

    Мумия кошки в Древнем Египте

    Многим животным, особенно в ранний период развития цивилизации, присваивались магические силы, как например, крокодилы, ястребы и коровы. Каждая кошка была связана с потусторонним миром и защищала простого человека при входе его в Царство Мертвых. Только фараон считался настолько могущественным, что все животные находились под его опекой.

    За причинение вреда ей взимались очень высокие штрафы на протяжении всей истории Египта.

    Во время популярности культа Баст, убийство кошки каралось казнью.

    Диодор Сицилийский писал:

    «Кто убьет кота в Египте, будет приговорен к смерти, совершил он это преступление умышленно или случайно. Люди собираются убить его. Несчатный Роман, он случайно убил кошку, но его жизнь не может быть сохранена. Так повелел царь Птолемей Египта» .

    Тем не менее, исследования мумий кошек свидетельствуют о том, что в Бубастисе им были причинены травмы или они были убиты преднаменно.

    Процветала контрабанка по незаконному экспорту кошек в центр страны. Судебные записи подтврждают, что армия фараона была отправлена, чтобы спасти похищенных животных.

    Геродот утверждал, что когда в доме случался пожар, сначала выносили кошек. Это объяснялось тем, что испуганные видом незнакомого человека кошки могут «прыгнуть в огонь». Может быть, эта история преувеличена, но она подчеркивает высокий статус животного в египетском обществе.

    Философ рассказывает историю про любовь египтян к кошкам. Судя по всему, персы захватили несколько семей кошек и вывезли их за пределы Пелусии. Когда египетские войска увидели испуганных кошек на поле боя, они сдались, выручив своих верных друзей.

    Процесс мумификации и погребения кошек в Египте

    Когда кошка умирала, семья хозяина впадала в глубокий траут и брели брови. Тело кошки мумифицировали и хоронили, обустраивая склад с мышами, крысами и молоком. Некоторые могилы были обнаружены в Бубастиса, Гизе, Дендере, Бени Хасан и Абидосе. В 1888 г. в Бени-Хасане был найден кошачий некрополь с 80 тыс. мумий кошек.

    Тело кота бальзамировали. Диодор писал:

    «Обрабатывали кедровым маслом и специями для придания приятного запаха и сохранения тела в течение длительного времени».

    Праславяне, жившие родовыми общинами, воспитывали детей трудом. Малыши уже с 4 лет участвовали в полезных делах, обучаясь мастерству у старших. Играть детям тоже дозволялось, но забавы были вовсе не бессмысленными, они направлялись на выработку нужных навыков - развитие мелкой моторики, ловкости, выносливости. Во время игр малыши ухаживали за игрушечными животными, охотились за воображаемыми зверями, ткали, собирали фрукты и орехи для пользы всего сообщества.

    В 7 лет девочек и мальчиков разделяли. Будущих женщин обучали ведению хозяйства, собирательству. Важным аспектом воспитания оставался уход за младшими сестрами, братьями и другими родственниками.

    В дохристианскую эпоху на Руси детей воспитывали общественно полезным трудом.

    Мальчикам предстояло учиться ратному делу, производству орудий труда, охоте. Они жили и учились на мужской территории. Позднее, когда на смену общинному укладу быта пришла семья, сыновей племенной знати по достижению 7 лет селили к ремесленнику, делу которого планировали обучить ребенка. Это явление называлось кормительство или аталычество.

    Вместо учебников детям служили произведения фольклора, передававшие ценности общества - это почтение к старшим, стремление помогать сородичу, уважение и бережное отношение к природе. Личные интересы подчинялись интересам общины. Педагогический подход был довольно строгим, похвала и потакание капризам считались вредными.

    Письму детей учили в языческих святилищах. Предкам славян была известна пиктографическая система письма - схемы и рисунки.

    В 14 лет подростки проходили инициацию. Чтобы мальчика начали считать полноправным членом общины, ему предстояло убить дикого зверя, переплыть реку, развести огонь в сырую погоду и перечислить несколько поколений предков. Последнее испытание считалось особенно важным. Юнец, не знающий предков, мог быть изгнан из общины.

    Древний Египет — цивилизация, уважающая детство

    В Древнем Египте дети знати учились в школах, расположенных при храмах. Такие учебные заведения функционировали еще в 3 тысячелетии до Рождества Христова, принимались малыши с 5-летнего возраста, продолжительность курса составляла 12 лет.


    Перед тем, как ученикам разрешали писать на папирусе, они много тренировались на дощечках и черепках.

    Ученикам преподавали астрономию, геометрию, историю, музыку. Особенно трудоемким было обучение чтению - детям следовало запомнить более 700 иероглифов, каждый из которых можно было писать двумя способами - беглым и классическим. Это нужно было усвоить и уметь применять.

    В школах учились преимущественно мальчики, девочек, как правило, воспитывали матери дома, подготавливая к управлению хозяйством и взращиванию детей. Но учиться в школе девочкам не запрещалось - Древнеегипетское государство известно уважительным отношением к женщинам в сравнении с другими древними цивилизациями.

    Детей из простых семей грамоте обучали редко. Им предстояло перенять мастерство родителей или какого-либо ремесленника.

    Важную роль в воспитании занимала мораль. Египтяне верили в загробную жизнь, поэтому старались выполнить все предписания жрецов и фараона. Праведность позволяла надеяться на благополучный исход посмертного суда Осириса. Отношение к детям в Древнем Египте следует выделить на фоне других цивилизаций тех времен, здесь к подрастающему поколению относились наиболее бережно и уважительно. В число педагогических задач также входила защита детей от психологических травм.

    Древний Иран — за непослушание ребенка могли казнить

    Персы растили детей до 7 лет в атмосфере вседозволенности. После наступления этого возраста от ребенка требовали абсолютного повиновения. Ослушаться можно было лишь три раза, строптивых детей ждала смертная казнь. Считалось, что непослушный ребенок - неполноценный, нечистый. Он не сможет стать опорой государства и отцом достойных сыновей.


    В Древнем Иране была не только начальная школа, но и высшее образование

    Детей обучали не только грамоте и религиозным обрядам, но также езде верхом, стрельбе из лука. Важной воспитательной задачей было научить ребенка говорить всегда правду. Считалось, что сын должен вырасти патриотом, воином и мудрым человеком. В Древнем Иране очень трепетно относились к знаниям, считая их подарком богов.

    Здесь существовало высшее образование, в частности действовала Академия Джунди Шопур, где учили военному делу, астрономии, медицине.

    Древняя Греция — гармония ума и тела

    Греки стали основоположниками 3-ступенчатой системы образования. Структурный подход позволил достичь высоких результатов, а именно - величия философской мысли, разностороннего развития, успехов в ораторском искусстве. Первая ступень обучения предлагала базовые знания - счет, письмо, чтение. На этом этапе заканчивалось образование детей бедняков. Вторая ступень предполагала чтение признанных поэтов, философов и ораторов, изучение истории. Третья ступень основывалась на риторике, философии и праве. Также уделяли значительное внимание музыке. Данная наука, по мнению греков, облагораживала и возвышала.


    Гомер, древнегреческий поэт, произведения которого выполняли роль священных книг

    Наравне с интеллектуальным развитием личности имело значение и состояние тела. В Афинах появилась первая гимназия - учебное заведение, которое специализировалось на развитии силы и ловкости. Здесь тренировались метать диск, копье. Важными предметами также были бег, прыжки, борьба. Хорошая физическая форма, развитая мускулатура, выносливость считались проявлением сильной воли.

    Древнегреческая педагогика имела в основе соревновательный принцип - ученики постоянно состязались в танцах, гимнастике, ораторском искусстве, совершенствуя свои навыки.

    Физические наказания были обычным делом. Даже среди девочек Спарты было принято гордиться следами от розог. Подростки, у которых не было шрамов, высмеивались сверстниками, получали прозвище неженок.


    Картина Э.Дега «Юные спартанцы».

    В Древнем Китае практиковали индивидуальный подход

    В Китае образование стало общедоступным благодаря деятельности великого мыслителя Конфуция. Древний философ разработал уникальную систему обучения, конфуцианство, которая при его жизни была лишь одним из множества направлений. Позже конфуцианство возымело значение государственной идеологии.

    Китайские дети начинали учиться в 7 лет, срок окончания не устанавливался. Процесс считался завершенным, когда наступало торжество «света знаний над тьмой невежества». В китайской цивилизации одобрялся индивидуальный подход.


    В древнекитайском обществе талант и трудолюбие важнее происхождения.

    Изучали такие предметы, как история, мораль, арифметика, музыка, военное дело. Также преподавались естественные и точные науки. В Древнем Китае была и высшая школа. Прообразом современных университетов стало императорское учебное заведение Тайсюэ, это учреждение было самым грандиозным в древнем мире.

    Авторитет и социальное положение учителя в китайском обществе были чрезвычайно высокими. Начиналось обучение с ритуала, когда ребенок дарил педагогу бамбуковую палку, которая символизировала дисциплину и физические наказания. Она могла ни разу не пойти в ход, но к послушанию и трудолюбию требования выставлялись очень высокие.

    В основе конфуцианства лежит уважение к личности и мораль. К основным принципам относятся: осмысленное получение знаний, способность делать собственные выводы. В китайском обществе считали, что престижные посты в государстве должны занимать те, кто обладает талантом, а не высоким рангом.

    Конкурсный отбор на государственные должности осуществлялся по результатам экзаменов. Дети аристократов должны были усердно учиться и прилагать все усилия, чтобы доказать, что достойны служить государству. Занять престижные посты могли талантливые молодые люди более низкого происхождения. Это явление было беспрецедентным в древнем мире.

    Именно китайские школьники стали первыми писать на бумаге, в то время как представители других цивилизаций использовали глиняные или восковые дощечки.



Рассказать друзьям