Роль семьи в патриотическом воспитании детей. Патриотическое воспитание в семье

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Истоки патриотизма в семье.

"Как нет человека без самолюбия,- так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...”

К.Д.Ушинский.

В условиях модернизации российского образования воспитание гражданственности становится одним из главных направлений в работе с детьми.

А что значит гражданственность, о чем мы говорим, когда объявляем, что воспитываем в наших детях патриотизм?

Н. М. Карамзин утверждал, что «патриотизм есть любовь к благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях. Он требует рассуждения - и потому не все люди имеют его». Н. М. Карамзин не сводил патриотизм лишь к чувству любви к Родине, привязанности к месту рождения или людям, с которыми вместе росли. Для него патриотизм - это «великая добродетель», она выражает разумно-деятельную сущность его жизни.

Русский критик В. Г. Белинский указывал на то, что патриотизм содержит в себе общечеловеческие ценности и идеалы и делает личность членом общечеловеческого сообщества. «Любить свою родину, - подчёркивал он, - значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому».

Воспитание гражданских и патриотических качеств в учащихся, ощущение себя гражданином начинается, прежде всего, с чувств уважения, гордости и ответственности за свою семью, образовательное учреждение, как общность людей, связанных общим делом, в том числе и профессиональным выбором.

Патриотическое чувство свойственно всем национальностям и народностям. А зарождается патриот с формирования родственных чувств в своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке и дальним родственникам. Это первая ступень формирования патриотизма. Вторая ступень идет через воспитание любви к малой родине – своему селу, ученическому коллективу, местным традициям и истории. Без чувства малой родины нет и большого патриотизма. Третья ступень формирования патриотизма – воспитание любви к Отечеству, обществу, народу, их истории, культуре, традициям. Таким образом, начинается процесс формирования патриотизма в семье, любовь к Родине – его финал.

Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. В современных условиях развития общества особенно сложно привить любовь к своему отечеству, помочь детям и подросткам осмыслить историю родной страны, научить искренне переживать за судьбу народа и страны, вызывать у молодого человека в душе те качества, которые и определяют его как личность, как гражданина. Концепцией модернизации Российского образования на период до 2010 года определена исключительная роль семьи в воспитании ребенка. В связи с этим будет не лишним обратиться к богатейшим традициям семейной педагогики, истории семьи, участия ее членов в Великой Отечественной войне, в общественной жизни страны – все это поможет решать воспитательные задачи.

Первые уроки гражданственности дети получают в семье. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребёнком в форме требований, предъявляемых родителями, предстают воплощёнными во всём образе жизни семьи и, даже ещё, не будучи осознанными, усваиваются как единственно возможный способ поведения. Именно в семье формируются привычки, жизненные принципы. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети.

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому.

Родители пример ему!

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них все то, чему их учит.

Не волк воспитывал овец,

Походку раку дал отец!

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе,

И за слова: легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом.

Гражданин – это личность нравственно свободная. Её поведение не является следствием стихийного подчинения чужой воле. Убеждать, увлекать детей полезными делами – важная задача взрослых. Родители и дети могут найти много интересных совместных занятий: спорт, туризм, коллекционирование, посещение театра и кино. Так, постепенно в процессе совместной деятельности воспитывается гражданственность. Чем больше у родителей и детей общих дел, увлечений, тем крепче влияние взрослых на сыновей и дочерей, значительнее сила их примера, прочнее контакты между старшим и младшим поколениями, успешнее воспитание. Когда родители знакомят детей с родной природой, помогают им пережить возвышающее душу чувство красоты, чувство прекрасного, величественного, они готовят предпосылки для восприятия идеи Родины, народа, общности гражданских интересов и устремлений.

Семья помогает ребёнку постепенно входить в мир больших социальных идей и чувств. Сначала это только любящий своих родителей и заботящийся о них сын, дочь. Шаг за шагом у ребёнка формируется чувство долга: перед родителями, школой, перед Отечеством. В период формирования мировоззрения это высокое чувство приобретает полноту и многогранность. Это и долг по отношению к семье, школе, долг защитника Родины, долг труженика.

Усиление воспитательного потенциала семей возрастёт в результате помощи в воспитании детей со стороны старшего поколения – бабушек, дедушек и других родственников. Они служат своеобразным транслятором социального опыта, накопленного поколениями. Факторами, способствующими установлению связи поколений, являются: родословная книга семьи, реликвии прожитых лет, которые передаются по наследству от отцов к детям и внукам, семейные традиции. В семьях, где есть реликвии старших поколений, и дети восхищаются их героическими поступками – воспитание патриотических чувств ребенка на высоком уровне.

Живой пример родителей – специфическая форма передачи социального наследования, нравственно-эмоциональный климат формируется отношениями между матерью и отцом.

Истоки гражданственности и патриотизма детей – в нас, взрослых, в нашей любви к Родине, в чувстве гордости за её успехи и искреннем стремлении разделить все её беды, встать на защиту, оказать ей посильную помощь, деятельно, активно разделить все её заботы, в нашем стремлении сохранить и умножить духовную и материальную культуру своего народа. Родители сами должны жить полной, сознательной, нравственной жизнью гражданина своей страны..

Одними из основных методов воспитания в семье являются пример, организация жизни ребенка, помощь ребенку. Совместные занятия и деятельность детей с родителями: чтение, работа по дому и вне его, игры, спорт, музеи, театр - все это служит патриотическому воспитанию.

Плановые мероприятия по формированию у молодежи патриотизма заведомо невыполнимы. Такое высокое и хрупкое чувство без всяких планов обычно зарождается дома, в семье. Нельзя же по плану сформировать любовь к матери, к отцу, тем более к Родине.

Очевидно, что слово “Отечество” происходит от “отец”, в тоже время привычно до тривиальности словосочетание “Родина – мать”. Специфика детско-родительских отношений могут дать ключ к пониманию сущности патриотизма. С одной стороны в патриотизме присутствуют субъективные детские проекции:

  1. благодарность детей по отношению к родителям (за порождение на свет);
  2. уважение детьми родителей (признание авторитета отца, отец носитель социальных норм);
  3. возможности детей получить физическую защиту, моральную поддержку, совет в трудное время (сильный отец – защитник, покровитель, наставник);
  4. возможности детей получить тепло, ласку, возможность быть принятым, несмотря на все ошибки, обиды, заблуждения (со стороны любящей матери).

С другой стороны, в рамках этих отношений дети несут обязанность заботы о родителях в старости, болезни и т.п.

В этом плане можно констатировать составляющую отношения субъекта и страны, определяемой им в качестве Родины или Отечества.

Жизнь каждой семьи – это часть жизни страны. Для воспитания гражданственности необходимо, чтобы семья жила в едином ритме со всем народом, чтобы цели, стремления и заботы народа были и её целями, стремлениями и заботами. Ведь гражданственность и патриотизм – это чувства неразрывной связи с народом, сознание ответственности за её безопасность и процветание. Воспитать гражданина и патриота – это значит подготовить растущего человека к участию в решении текущих и перспективных задач нашего государства, к управлению его делами, защитника Родины, и, конечном счёте, к участию в сознательной и активной деятельности.


В независимой Украине пока нет еще стройной системы патриотического воспитания подрастающего поколения. В связи с этим, Днепропетровское областное общественно-патриотическое объединение «Приумножим славу Приднепровья» взяло на себя такую миссию подготовить некоторые рекомендации по деятельности родителей в направлении патриотического воспитания своих детей. Вот некоторые наши размышления и предложения.

Вопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности. Личность – это человек, развившийся в лоне культуры своего народа. Человек вне патриотизма – это существо вне истории, духовного бытия, лишенное человеческих свойств. Итак, мы обсуждаем актуальнейшую тему, связанную непосредственно с защитой человека, и весь наш разговор по существу об этом.

Можно сколько угодно верно говорить о любви к Отечеству, но в сущности оставаться чуждым ей. Ибо любовь – это, прежде всего, умение жертвовать во имя того, что любишь. Жертвовать многим, а иногда и жизнью. Тот, кто любит по-настоящему, жертвует с радостью, с ощущением исполненного долга. Повторив слова классика, скажем: «любовь – долг». И этот долг – великое счастье. Родина дала нам счастье быть, знать достоинство нашего народа. Разве можно забыть, что история наша преисполнена примеров, достойных восхищения?

Нельзя забывать, что патриотизм воспитывается в семье. Трудность здесь в том, что во многих нынешних семьях утрачено ощущение патриотизма. Ныне папы и мамы не стесняются ходить в рубашках, расцвеченных под американский флаг. Им следуют дети. Можно ли их винить? Виноваты мы. Ибо не помогаем молодежи понять, что унижает наше достоинство, что неприлично в обездоленной, униженной, затоптанной стране носить чужой флаг. Это – духовное предательство. Как об этом сказать человеку с поврежденным сознанием? Итак, нужна немалая работа по восстановлению здорового национального сознания в семье.

К патриотизму нельзя призвать. Нужно медленно и серьезно воспитывать духовное начало в человеке. Тогда человек сам обратится к нему. Патриотизм возникает через внутреннюю потребность, через сознание своей причастности к народу, Родине, и тем самым к человечеству. Поэтому, прежде всего надо воспитывать личность. Повторим еще раз: без патриотизма нет личности. Без личности каждый превращается в получеловека, лишенного человеческого разумения жизни. Мы же хотим, чтобы ребенок не потерял естества осознания, чтобы все дети были личностями и потому должны преследовать единственную цель – воспитать человека, взрастить, укрепить духовное начало. А это невозможно без патриотизма. Поэтому сегодня патриотическое воспитание остаётся наиглавнейшей и благороднейшей нашей задачей.

Эту задачу мы решим успешно, если не будем забывать активной и коварной "работы" тех сил, которые пытаются уничтожить патриотизм, оскорбляют патриотическое чувство. Они действуют открыто, постоянно; это можно видеть каждый день, включая телевизор. И об этом нельзя забывать всем любящим своё Отечество. Некоторые исходные положения.

Патриотизм - это любовь к Родине, нравственно-ценностная характеристика личности гражданина, объединяющая в себе весь спектр мироощущения, возникающая в процессе отношений в разных сферах жизни и видах коллективной творческой деятельности. Это, прежде всего, осознание себя ответственным за свою землю, за ее благосостояние, осознание себя в диалоге с живой историей земли, то это, наконец, и осознание себя в ряду поколений, способность простить (не осудить) ошибки отцов и дедов, стремление искупить их своей жизнью. Последнее можно назвать выпрямлением пути рода (семьи) и народа в целом.

Гражданин-патриот - это человек, владеющий интеллектуальной, нравственной, правовой и политической культурой своей страны и мира, культурой межнациональных отношений. Это созидатель и творец-преобразователь, способный и готовый к самоорганизации и самовоспитанию, умеющий адаптироваться в любой жизненной ситуации, обладающий осознанным желанием и сформированным умением жить для Родины, для людей, способный и готовый встать в нужный момент на защиту Отечества.

Семья - это необходимый компонент социальной структуры любого общества, выполняющий многие социально-значимые функции. Она играет важную роль в общественном развитии. Через семью сменяются поколения людей, в ней осуществляется «производство» самого человека, продолжение рода. В семье происходит первичная социализация и воспитание детей вплоть до достижения ими гражданской зрелости, а также в значительной степени реализуется обязанность заботиться о старых нетрудоспособных членах общества. Семья является также ячейкой организации быта и важной потребительской единицей. Кроме того, она выступает как один из основных объектов социальной политики.

Ныне семья переживает сложный период: она несет повышенную социально-экономическую нагрузку и вынуждена сосредоточиться на решении проблем жизнеобеспечения, выживания в ущерб воспитанию. Постепенно социально-экономическая ситуация в стране меняется в сторону улучшения жизненного уровня семьи, меняется и нравственный климат внутри самой ячейки общества, родители начинают всерьёз задумываться о воспитании детей об обеспечении их достойным уровнем образования и воспитания, заботе об их здоровье. Появилась необходимость возрождения всего лучшего, что накоплено в семейном воспитании в прошлые годы, и создания новой системы семейного воспитания, взаимодействия семьи и школы, возрождения системы работы по месту жительства, педагогического просвещения родителей.

Родина - понятие, объединяющее в себе все стороны жизни, весь спектр отношений школьника к окружающему миру. Важно, чтобы все эти отношения (к Родине, к людям, природе, культуре, труду, коллективу, к самому себе) носили патриотическую направленность, чтобы стержнем этих отношений был идеал Родины, осознанное желание и развитое умение жить для нее.

Память - важнейшая составная патриотического воспитания, отражающая связь поколений, их преемственность, желание узнать историю нашей Родины, ее боевые и трудовые достижения и гордость этими достижениями, уважение к старшему поколению. Память определяет заботу о ветеранах, уважительное отношение к памяти погибших в боях за Родину, заботу о местах захоронения воинов, уход за мемориальными памятниками. Память способствует возрождению и созданию музеев как хранителей этой памяти, организации походов по местам боев, создании книг о подвигах героев. Память живет в каждой семье: поколения внесли свой вклад в боевую и трудовую славную летопись Украины. В каждой семье рождается необходимость изучения своей родословной, семейных традиций, трудовых династий. Все это находит отголосов в сердцах юных поколений, гордость за свою Родину, восхищение подвигами старших поколений, уважительное и заботливое отношение к ним.

Зарождение патриотических чувств берет начало в семье. С семейной традиции и, благодаря ей, на основе особого почитания предков и родительских могил, семейного очага, и национальных обычаев, создавалась культура национального чувства и патриотической верности. Сама идея «родины», «отечества», земного гнезда наших родителей и предков, возникла из недр семьи. Патриотизм заключается в нашем поведении, в уважении к предкам, почитании традиций, соблюдении своего как физического, так и морального здоровья, создании крепкой семьи, и воспитании детей на тех же основах.

Одними из основных методов воспитания в семье являются пример родителей, организация жизни ребенка, помощь ему. Совместные занятия и деятельность детей с родителями: чтение, работа по дому и вне его, игры, спорт, музеи, театр – все это служит патриотическому воспитанию. Так, одной из форм семейного досуга могут быть музейные экскурсии. Музей – учреждение, занимающееся собиранием, хранением и выставкой для обозрения памятников искусства, предметов техники, научных коллекций, предметов, представляющих исторический интерес и т.п. Знакомство с музейными экспонатами позволяет ребенку окунуться в события прошлых лет, познакомиться с жизнью замечательных людей своего города, края и страны, узнать о достижениях в разных областях искусства, науки и техники.

Родители должны объяснить детям, что значат понятия Родина, Отечество, защитник, герой, героизм. Для этого используют поездки на экскурсии, где шли сражения в годы ВОВ. Ребенок с малых лет не должен забывать поздравить соседа-ветерана с днем Победы, днем защитника Отечества. Памятник воинам освободителям в Великой Отечественной войне, памятник воинам–афганцам должны составлять важную часть в системе патриотического воспитания в семьях. Рассказы, фотографии, подборки документов, наград дедушек о прохождении службы в рядах Вооруженных сил, прадедушек-ветеранов ВОВ – о своих боевых подвигах могут послужить основой для составления генеалогического древа. Сюда же можно отнести коллекционирование открыток, книг, монет, символики, альбомов на военную тематику.

Одна из традиций, требующая возрождения – это семейные чтения былин, употребление в повседневной жизни пословиц и поговорок о Родине и родном крае. Любовь к родной земле проявляется в любви к родному дому, родной школы, родной улицы, города. Это первоначальное состояние патриотизма. А далее следует формировать способность ребенка познавать себя как члена семьи, детской группировки; жителя города или села, воспитывать в нем любовь к родному дому, школе, улице, стране, природе, родному слову, быту, традициям.

Не говорите при ребенке плохо о той стране, где вы живете. В то же время не сильно приукрашивайте ситуацию, учите ребенка быть реалистом. Обязательно путешествуйте. Не нужно сразу ехать за границу, и в родной стране есть места, от которых просто дух захватывает. Да и вряд ли вы успели везде побывать. Показывайте ребенку наглядно всю красоту и увлекательную историю родного края. Чаще рассказывайте о подвигах, великих войнах, победах и поражениях, правителях и государях, и даже простых людях которые, за столько веков, сотворили эту историю, а вместе с ней и страну, в которой вы сейчас живете. Обязательно отвечайте на все его вопросы. История, уважительное отношение к ней, а так же к предкам, донесенная вами до сознания ребенка, поможет вам воспитать патриота в семье.

Главным примером для подражания являетесь вы, и не следует поступать так, чтобы потом было обидно за утраченную возможность. Находите позитив в любых действиях. Воспитать патриота невозможно в атмосфере вечной проблемы, плохого настроения и отсутствия веры в будущее. Для помощи себе не игнорируйте результаты труда ученых и техников, используйте все возможности, которые нам предоставляет современный уровень развития данной отрасли. Смотрите научные и документальные фильмы, находите интересную информацию, проводите свои расследования, обсуждайте увиденное, радуйтесь и переживайте вместе с героями.

Семьи у мальчиков формируют представления о необходимости всегда становиться на сторону слабых, не давать их в обиду, оказывать помощь. Им должно закладываться с детства то, что мужская работа – трудная, тяжелая, требующая от мальчиков и мужчин выносливости, решительности, смелости. У ребят формируется эталон настоящего мужчины, следуя которым каждый с детства должен заниматься гимнастикой, закаливанием, спортом.

У девочек формируются представления о необходимости сохранять мирные, добрые отношения между близкими людьми. Нужно учить их умению утешать и заботиться о них, прививать опыт взаимодействия с окружающими людьми, который не требует проявления, заботы, чуткости. Не каждая девочка знает: чтобы стать настоящей женщиной, нужно научиться играть с детьми, уметь приласкать, успокоить расстроенного человека, испуганного малыша.

Естественно, что всех случаев в жизни, которые можно отнести к патриотическому воспитанию, перечислить нам не удастся. Но то, что мы попытались донести к сведению родителей и их личная заинтересованность, чтобы их чадо со временем стало настоящим человеком, Гражданином, сможет подтолкнуть взрослых к более пристальному отношению к своим малышам. Успехов вам на этом благородном поприще!

 /  Воспитание патриотизма в детях

Как пишет слово «родина» ваш ребенок? С большой или маленькой буквы? Конечно, это не говорит об истинных чувствах к родной стране. Так нужно ли воспитывать в ребенке любовь к нашему региону, городу, Российской Федерации? И кто должен заниматься патриотическим воспитанием: родители или учителя? Поговорим обо всем подробно в нашей статье.

Вы узнаете все о патриотическом воспитании вашего ребенка. Мы расскажем о том, когда, зачем и кто должен прививать любовь к родине.

Что такое патриотизм?

Патриотизмом называют как родину для конкретного человека вообще, так и чувство преданности своему отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов.

Патриотическому же воспитанию можно дать с десяток определений, но мы остановимся на том, которое, как нам кажется, лучше всего отражает суть этого процесса. Итак, патриотическое воспитание - это систематическая деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своей родине, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов страны.

Но если со взрослыми все понятно: кто-то получил порцию патриотизма в армии, кто-то профессионально изучал историю и военное дело — оказать влияние на взрослого человека могли очень многие факторы, то как рассказать ребенку, что любить Россию — это хорошо. И нужно ли это делать?

Свежая статистика говорит о том, что с чувством патриотизма у подрастающего поколения в наше время туговато: опросы в школах, секциях среди детей разных возрастов показывают, что молодежь не интересуется особо своей родиной, ее судьбой, историей. А чувство любви к ней практически исчезло с радаров.


Как привить ребёнку любовь к школе? Читайте в нашей статье!

Патриотическое воспитание заключается в прививании ребенку любви к своему родному краю и стране в целом. Благодаря патриотизму была выиграна Великая Отечественная война, когда мощь немецкой армии разбилась о чувство гражданского долга советских людей.

Сегодня много говорят об экономике, необходимости развивать страну, занимаются производством и строительством. Патриотизм почему-то уходит на задний план, его стирает восхищение западными ценностями. Пришедшая к нам демократия взамен советского режима учит терпимости ко всем взглядам и мировоззрениям. Но нужно не потерять ценности своего общества, ведь именно с ними и связан патриотизм.

Дайте вашему ребенку лист бумаги и попросите написать слово «Отчество» . Если слово написано с большой буквы, то ваш ребенок в школе получил первое понятие о патриотизме и любви к Родине. Если первой является маленькая буква, то вам нужно обратить внимание на семейное патриотическое воспитание и прививание патриотизма с ранних лет.

Взрослые люди в своем большинстве получили порцию патриотизма. Кто застал Советский Союз, тем не нужно рассказывать, чем для них являлось звание пионера или комсомольца. Для мужчин огромный вклад в патриотическое воспитание сделала армия. Сейчас нет единой и официальной идеологии, как это было в Советском Союзе. Поэтому детям в большом потоке самой разноплановой информации сложно уловить, что нужно любить именно свою Родину и свою землю.

Пока мы будем патриотами своего края и хозяевами в своей стране с нами будут считаться другие государства. Для этого мы должны любить свою страну, свою землю и ее богатства. Огромную – дети копируют поведение родителей и подсознательно привязываются к их точке зрения.

Воспитание патриотизма в семье

Начните воспитывать ребенка патриотом с нормального микроклимата в своем семейном гнездышке. Нельзя ссориться со своей второй половинкой, вести аморальный образ жизни, распивать алкоголь и курить сигареты. Родители сами должны любить Родину, тогда никаких усилий с их стороны для воспитания детей не потребуется вовсе. Уроки воспитания будут проходить естественно и непринужденно, а дети будут проникаться любовью к Отечеству без особого для себя труда.

Гражданско-патриотическое воспитание в семье

    Чумакова Татьяна Леонидовна учитель начальных классов

Гражданско-патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины. Все основы будущего гражданина закладываются в семье и школе. В семье дети получают первые уроки гражданственности. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребенком в форме требований, предъявляемых к нему родителями, предстают воплощенными во всем образе жизни семьи, и, даже еще не осознавая, усваиваются как единственно возможный способ поведения. Именно в семье в основном происходит формирование привычек, жизненных принципов. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. Да, первые уроки гражданственности дает сама жизнь семьи.

Первостепенная задача семьи - научить ребенка жить среди людей, жить по нормам и принципам общества, тех самых, которые закреплены в Конституции. В.А. Сухомлинский утверждал: "Важнейшая мудрость жизни, которую должен постигнуть наш гражданин,- это человеческие взаимоотношения". В эти отношения ребенок вступает буквально с самого своего рождения. Следовательно, и гражданское воспитание начинается с первых же дней его жизни.

Есть только один способ воспитать гражданина - включить его с самого рождения в отношения, соответствующие нашему строю, обществу, образу жизни, в отношения гуманности, справедливости. Эти отношения предполагают, с одной стороны, уважение всех окружающих к ребенку, с другой стороны, его уважение ко всем окружающим.
Значит, семья должна быть подлинным коллективом, где каждый окружен любовью и заботой, каждый имеет и права, и обязанности. Семья, обладающая всеми признаками коллектива, говорил А.С. Макаренко, - это "организация воспитания и счастья". В такой семье радостно жить. Взрослые в такой семье - старшие члены коллектива, ответственные за него перед обществом. В ней каждый готов прийти на помощь.

Семья - ячейка общества, и в ней, как в капле воды, отражаются отношения в обществе. Все, что есть у нас - это воспитано строем, школой, воспринято от родителей. И это духовное наследство изо дня в день передается подрастающему поколению. Передаем все то, что составляет силу, гордость, славу народа, и что бережно хранится в семейных традициях. В семье, в быту человек ведет себя так, как для него стало естественным вести себя. Здесь проходит проверку истинный уровень нашей нравственности и гражданственности.

Воспитание гражданственности предполагает выработку у человека активной жизненной позиции, то есть сознательное сочетание общественных и личных интересов, умение подчинять личное общественному, чувство долга и ответственности, единство слова и дела.
Ребенок видит, каким уважением у всех окружающих пользуются его родители, и ему хочется заслужить в будущем такое же уважение. Он понимает, что это уважение можно заслужить только честной, трудовой, достойной жизнью. Не столько из слов родителей, сколько из наблюдения за их поведением, ребенок выносит свои первые понятия о чести, долге, любви к Родине.

Родители сами должны жить полной, сознательной, нравственной жизнью гражданина - вот главный секрет воспитания. Макаренко писал: "Вы должны быть не только отцом и шефом ваших детей, вы должны быть еще и организатором вашей собственной жизни, ибо вне вашей деятельности как гражданина, вне вашего самочувствия как личности не может существовать и воспитатель".

Центральное место в воспитательной системе семьи занимает гражданско-патриотическое воспитание: формирование гражданственности, патриотизма, трудолюбия, нравственности, формирование социально значимых ценностей, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе; развитие познавательных интересов потребностей.

Патриотизм – это важнейшая ценность, которая несет в себе не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурный и военно-исторический компоненты.Патриотизм начинается с любви и уважения к тому, что завещано отцами, дедами. Нам можно гордиться не только завоеваниями науки и покорением природы, но и великой культурой,историей родного края,котораяспособствует воспитанию истинного гражданина.Патриотическое воспитание – важнейшее направление работы по формированию морально-политических качеств.
Формированию чувства патриотизма у учащихся помогают беседы, чтение книг о мужестве и героизме людей, знакомство и дружба с воинами, с бывшими фронтовиками.Родители учат детей ценить историю своей земли, дорожить ее памятниками, преклоняться пред подвигами людей, чьим мужеством утверждена и рождена слава Родины.
Детский жизненный опыт, эмоции, впечатления, открытие Мира для Себя и Себе делают нас теми, кем становимся в своей взрослой жизни.
Формирование патриотизма в семьях и нашей стране все чаще рассматривается как возможная национальная идея, способная сплотить наше общество на пути укрепления могущества России. Реализация программы немыслима сегодня без активной совместной краеведческой деятельности семьи и школы. Русский педагог В.А. Сухомлинский так сказал о сущности краеведческой работы: «Самое главное в нашем деле – чтобы в юном сердце жила святыня. Чтобы Отечество, его счастье и могущество, его величие и слава – чтобы все это стало безмерно дорого, незыблемо и непоколебимо, как образ родной матери и родного отца, как вечное сияние звезд, как прекрасный мир, открывающий перед глазами человека».
Воспитание гражданственности и патриотизма проявляется через любовь к своей стране, преданность ей, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков. Хорошим примером в этом служат семейные архивы . В процессе роста нового гражданина нашего общества родители акцентируют внимание ребенка на мысли, чувствах, которые формируют патриотизм и гражданственность, например: Как проявилась храбрость русских людей, их верность Отчизне? Что помогло героям одержать победу над врагом? Смог бы ты поступить также? Считаешь ли ты героем своего прадеда, который защищал Родину в ВО войне? Задавая вопросы родитель мотивирует ребенка, побуждает его к действию. Ребенок, в свою очередь, листает архивы, читает, узнает, ищет интересующую информацию . (Приложение №2)

Это долгосрочные творческие семейные проекты."Семейные герои" вызывают у учащихся чувство искреннего восхищения и дают конкретные представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, храбрость и мужество в отстаивании ее чести и независимости.
Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны нашли отражение в проекте " Моя семья в истории ПОБЕДЫ" Актуальность проекта: Исторически сложилось так, чтолюбовь к Родине, патриотизм во всевремена в Российском государстве быличертой национального характера. Но всилу последних перемен все болеезаметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложностьрешения острейших проблем воспитанияпатриотизма в работе с детьми. Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является теснаявзаимосвязь по данному вопросу с родителями.Прикосновение к «живым» документам истории семьибудит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляетсопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросуспособствует бережному отношению к традициям,сохранению семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особеннотрудна, требует большого такта и терпения, так как вмолодых семьях вопросы воспитания патриотизма,гражданственности не считаются важными и, зачастую,вызывают лишь недоумение.

Семейный проект предполагает, прежде всего, самостоятельную, творческо – поисковую, исследовательскую деятельность учащихся и родителей. Семьи используют такие формы как экскурсии по архивам, викторины, заочные путешествия, рефераты, презентации, создание стендов,связанных с историей семьи, Источниками изучения истории семьи для учащихся становятся воспоминания родных, домашние архивы, материалы на сайтах"Мемориал", "Книга памяти" и другие...

Формы творческих работ учащихся различны: описание родословной, отчеты, сочинения, исследовательские работы. За последние два года обучающиеся МБОУ « Кадетская средняя общеобразовательная школа имени Героя РФ В.И.Шарпатова » выполняют исследовательскую работу: «Странички из истории семьи», «Солдаты Отечества», «Дорогие сердцу имена», В исследовательских работах можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения отчизне. История страны складывается из истории отдельных семей, поэтому привлечение исторических фактов необходимо и оправдано. (Приложение №1)

Вопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности. Личность – это человек, развившийся в лоне истории и культуры своего народа. Человек вне патриотизма – это и человек вне истории, вне духовного бытия, т.е. человек, лишенный человеческих свойств. Значит, без патриотизма можно воспитать лишь получеловека.
Родители и учителя сеют зерна разума и доброты, а прорастают они еще не скоро, не вдруг. Иногда к нашей общей печали не прорастают совсем.
Но если после совместных трудов семьи и школы учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то тандем родитель-ребенок-школа могут считать свою задачу выполненной, пусть и не полностью.

Родительский наказ:

    Дорожи своим именем. Добрые дела могут быть неприметными, потому что доброе дело - это норма. А вот твой скверный поступок способен надолго запятнать твое имя.

    Твое имя - это твоя честь и достоинство. Если ты не дорожишь своим именем, значит, ты не дорожишь именем семьи, именем родителей, именем твоего коллектива.

    Научись уважать свое имя. А это значит, ты должен каждый день прибавлять к своей доброй славе такие дела и поступки, которые способны украсить твое имя.

    Помни: богатство коллектива - это достоинство отдельных личностей, способных приумножать богатство добрых отношений и развивать формы общения.

    Не торопись судить товарища, помоги ему научиться дорожить своим именем.

    Умей вникнуть в чужую судьбу. Помни: сегодня человек мог совершить проступок, а завтра и всю жизнь он окажется способным на благородные дела.

    Никогда не покидай отверженных. Если ты покидаешь человека, попавшего в беду, ты уничтожаешь лучшее, что есть в тебе.

    Высшее призвание человека состоит в том, чтобы стать гражданином. Это означает способность разрешать острые противоречия, возникающие в жизни. Это значит быть причастным к судьбе своего народа, Родины.



Рассказать друзьям