Вежливый ребенок – «визитная карточка» родителя. С ним приятно находиться в транспорте, безопасно посещать общественные места, легко ходить в гости и комфортно приглашать гостей к себе. И, согласитесь, любой маме больно, когда ей делают, пусть даже взглядом, замечание: «Твой ребенок такой невоспитанный».
А как научить детей вежливости, правилам этикета, вежливому общению? Давайте попробуем заботливо и без давления привить детям созидательные манеры поведения.
В современном обществе сбитых ориентиров родителям важно осознанно, критически и в то же время творчески подходить к теме детской вежливости. Ведь поведенческие нормы имеют отношение к формированию личности. Требуется немалое мастерство и чуткость, чтобы за манерами не спрятались лицемерие и подавленные эмоции. Каждая семья формирует свой этический кодекс, опираясь на глубинные ценности, унаследованные традиции и личный жизненный опыт.
Этикет для детей. Уроки вежливости
При обучении детей правилам поведения, можно использовать условный алгоритм:
- Озвучить правило, норму поведения
- Показать на практике или в игре
- Поддержать ребенка в исполнении
- Дать позитивное подкрепление: похвалить, одобрить (словом, взглядом, жестом, мимикой)
- Контролировать, чтобы правило соблюдалось в обозначенных условиях всеми участниками процесса
Примечание: Доброжелательный тон и приветливое лицо – более мудрые учителя, чем крик, приказ, выговор.
8 способов обучения детей вежливости
1. Игра.
Ориентируясь на этикет, можно придумать не одну захватывающую игру. Давайте попробуем: почему бы нам вместе с ребенком не побывать на приеме у короля Людовика XIV? При входе во дворец всем вручают «этикетки».
Если ребенок не читает, можно нарисовать условные обозначения. Но даже маленькие детки любят имитировать чтение.
Королем, придумывающим правила, может быть и мама, и ребенок поочередно. Королевскими гостями с удовольствием будут все мягкие и твердые игрушки (кого король захочет пригласить).
Естественно, во время игрового застолья озвученные правила важно соблюдать. Можно поразмышлять с детьми: а зачем Людовик придумал правила поведения за столом, что побудило его даже карточки-напоминалки раздавать гостям? Пофантазировать, какие именно правила придумал французский король или прочитать об этом в энциклопедии. Для закрепления вручать детям сделанные во время игры карточки перед обедом, например.
В качестве игровой разминки чудесно подходят стихи про вежливость по типу «доскажи словечко»:
Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома —
Не стесняясь, не лукавствуй,
А скажи погромче… (здравствуй
).
Порвал Воробей
Паутинные нити.
Чирикнул смущенно:
Ну…(извините)
.
Вылез Крот на белый свет
И сказал Ежу… (привет
).
Если встретилась компания,
Не поспешно, не заранее,
А в минуту расставания
Всем скажите…(До свидания
).
Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать… (пожалуйста
).
Когда я что-то подарю,
Мне говорят: …(Благодарю)
.
Тебе подарят что-нибудь —
Благодарить не позабудь
!
Если невежей прослыть не хотите,
Очень прошу вас — будьте мудры,
Вежливым словом просьбу начните:
Будьте…(любезны
),
Будьте…(добры
).
Если, словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить … (спасибо
)!
Основные правила поведения за столом:
- Вымыть руки перед едой
- Пользоваться салфеткой
- Не разговаривать, пережевывая
- Не ковыряться руками в тарелке
- Начинать кушать вместе со всеми
- Не шататься на стуле
- Благодарить за вкусную еду
- Пользоваться столовыми приборами
- Просить передать то, что не можешь достать
- Обслуживать соседа по столу
В видео ниже малышка Ариша очень наглядно рассказывает и показывает, как нужно вести себя за столом. Посмотрите это видео с детьми — будет, что обсудить!
2. Чтение книг.
Не стоит обходить стороной книжные магазины. Там можно найти такой клад по семейному и общественному этикету, что ваши дети с навостренными ушами и горящими глазами будут вечером выпрашивать: «Мама, ну почитай еще эту страничку!», а потом цитировать как-бы невзначай, и поучать младшеньких. К числу лучших книг по обучению вежливости уже не один десяток лет относится . Чудесное сказочное знакомство с этикетом и ненавязчивое обучение следовать его правилам.
Из современных изданий популярна энциклопедия для и « » Татьяны Шорыгиной.
Также обучаем малыша бережно относиться к печатным изделиям:
- Не заламывать углы
- Не рвать страницы
- Возвращать книги на место
- Не рисовать
- Анализировать прочитанное
- Делиться прочитанным с другими членами семьи
- Спрашивать разрешения, прежде чем взять чью-то книгу
3. Песочная терапия.
Говорят, что этикет начинается с песочницы. Учите ребенка выстраивать свои границы, оберегать их и уважать чужие. Фразы в помощь:
- Давай поменяемся: я тебе ведро, а ты мне пасочку
- Я поиграю сам, а потом дам тебе
- Мне не нравится (неприятно, больно), когда ты….
- Пожалуйста, перестань делать….
- Можно я поиграю твоей лопаткой, а ты можешь взять мою машинку
- Давай вместе строить тоннель
- Перейди, пожалуйста, в тот угол, я здесь начал строить...
- Присоединяйся, вместе веселее!
4. Фольклор.
Поведенческие нормы формировались веками и передавались из поколения в поколение. Фольклор может оказаться хорошим помощником для родителей. Обязательно обратите внимание на пословицы и поговорки и старайтесь, как можно чаще использовать их в речи:
Этикет в пословицах и поговорках
- Сперва подумай, а потом скажи.
- Лучше недоговорить, чем переговорить.
- Говорить не думая, что стрелять не целясь.
- Береги одёжу снову, а честь смолоду.
- Не тем богат, что есть, а тем богат, что рад.
- Часом опоздал, годом не вернёшь.
- Не стыдно молчать, когда нечего сказать.
- В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.
- Когда больше двух, говорят вслух.
- Умей сказать - умей и смолчать.
- В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
- На ласковое слово не кидайся, на грубое – не гневайся.
- Напои, накорми, а после расспроси.
Насыщая свою речь народным колоритом, стоит помнить, что – хоть простые, но сильные фразы. Они исподтишка влияют на картину миру. Создают в подсознании фундаментальные убеждения о себе, о других, о ценностях и правилах поведения. Поэтому тщательно отбирайте только созидательные народные изречения.
5. Сказки .
Куда без сказок? — Вежливый Колобок. Гостеприимный Журавль. Непослушный Петушок. Заносчивый Заяц. Кажется, в сказках прячется весь необходимый ребенку этический курс:
- Ходить в гости с пустыми руками неприлично
- Открывать дверь незнакомым людям в отсутствии родителей опасно
- Хвастаться нехорошо
- Принимать в свою компанию тех, кому одиноко
- Предлагать помощь нуждающемуся
6. Мамины истории.
Сочиняйте их сами! Это очень ценно – сказки под маминым авторством. Выберите героя, близкого вашему ребенку, и пусть он попадает в самые разные ситуации:
- Вежливо отвечает на звонок
- Просит о помощи, когда не может справиться сам
- Благодарит за оказанную услугу
- Придерживает дверь, если следом кто-то идет
- Пропускает сестричку вперед
- Уступает место пожилому человеку
- Говорит искренние комплименты вслух
- Спрашивает, который час
- Хранит доверенную тайну
- Уходя, прощается
- Пишет письмо
- Дарит открытку другу на день рождения
7. Обсуждения.
Разговаривайте с детьми о том, что зацепило их на детской площадке, в садике, школе, в гостях, магазине. Стимулируйте мышление. Задавайте вопросы: «А как ты думаешь? Как, по-твоему, было бы лучше?». Здесь есть одна особенность: мы обговариваем поступки, а не людей, поэтому ярлыки «плохой мальчик», «некультурная девочка» недопустимы.
8. Личный пример .
А теперь о самом главном. Без теплых отношений и качественного родительского примера уроки вежливости не состоятся. Ну, невозможно передать то, чего не имеешь сам!
И помните, этика – это не чтение моралей, это область философского знания! А философия не терпит дилетантов.
Современная мультиндустрия создала не один десяток поучительных мультфильмов о вежливости и правилах поведения. Приглашаю посмотреть один из них прямо сейчас:
Вежливого вам окружения!
С теплотой и любовью,
Тема. Понятие этикета и этики. Развитие этикета в исторической ретроспективе. История становления и развития этикетных норм.
Цель: рассказать студентам о том, что такое этикет, о значении этикета в жизни общества, обсудить основные правила этикета.
Задачи: 1) образовательная – раскрыть понятие этикета, рассмотреть основные виды этикета, рассказать об истории возникновения этикета в человеческом обществе;
2) развивающая – развивать мышление, грамотную, вежливую речь, умение общаться с ровесниками и взрослыми;
3) воспитательная – прививать правила этикета, воспитывать интерес к изучению правильного с точки зрения этикета поведения.
Оборудование: раб. тетр., лекционный материал, иллюстрации.
Ход уроков
I. Орг. момент
Сообщение темы и целей урока.
Введение в тему.
Этика – это наука, а этикет – это правила поведения. Можно сказать, что этика изучает правила этикета.
Сегодня на уроке мы будем говорить о правилах этикета.
II. Основная часть (Объяснение нового материала, закрепление)
Лекционный материал
История возникновения этикета
Слово «этикет » появилось при короле Людовике XIV во Франции. На одном из пышных приемов короля всем приглашенным были вручены карточки с правилами поведения , которые должны соблюдать гости. Эти карточки назвали «этикетками ». Отсюда и произошло понятие «этикет» - воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе .
Этикет Средневековья
Многие правила зародились еще в средневековье . Например, снимать шляпу или перчатку при приветствии . Средневековый рыцарь, желая показать, что он находится в кругу друзей и ему нечего опасаться,снимал шлем или поднимал забрало .
Впоследствии, когда шлем уступил место другим головным уборам, дворянин снимал или приподнимал шляпу
с той же целью показать, что он находится в кругу друзей.
Еще позже шляпу стали снимать перед вышестоящим лицом, а приветствуя равного себе, к ней лишь притрагивались. Женщин всегда приветствовали, снимая головной убор. И в таком виде этот ритуал сохранился и в XIX веке, не меняясь на протяжении столетий. Даже короли Франции, которые не снимали шляпы ни перед кем, дотрагивались до нее при появлении дамы.
Обычай рукопожатия имеет более древнюю историю. Человек протягивал невооруженную ладонь с вытянутыми пальцами правой руки в знак отсутствия враждебных намерений. До наших дней сохранилась традиция, согласно которой младший по возрасту или положению никогда не протягивает руку первым, так как ее могут просто не принять.
Этикет в Египте
С давних времён летописцы, философы, писатели и поэты давали многочисленные рекомендации относительно поведения человека за столом.
В Древнем Египте в III тысячелетии до н. э. одной из популярных рукописей был сборник добрых советов «Поучения Кочемни» .
В сборнике в виде рекомендаций отца сыновьям объяснялась необходимость практически обучать молодых людей правилам приличия
и образцового поведения в обществе
.
Уже тогда у египтян считалось необходимым пользоваться столовыми приборами, также умение есть красиво, бесшумно. Такое поведение расценивалось как большое достоинство и необходимый компонент культуры.
Соблюдение правил этикета доходило до абсурда. Даже была такая поговорка:
«Этикет делает королей рабами двора».
Случаи из истории, когда стремление соблюсти этикет могло стоить людям жизни.
Испанский король Филипп III во имя этикета пожертвовал своей жизнью. Сидя у камина, в котором слишком сильно разгорелся огонь, король не позволил никому из придворных поставить заслонку и не отодвинулся сам. Придворный, который должен был следить за огнем в камине, отсутствовал. Король решил не двигаться с места, хотя пламя уже обжигало его лицо, и загорелись кружева на его одежде. Получив сильные ожоги, он умер через несколько дней.
А при испанском дворе Филиппа II королева однажды упала с коня, застряв ногой в стремени. Конь поволок королеву за собой, но никто не рискнул помочь ей, чтобы не оскорбить ее величество прикосновением к ее ноге. Когда двое придворных все же решились спасти полумертвую королеву, то они поспешили немедленно скрыться от гнева короля за грубое нарушение правил этикета.
Развитие этикета в России
В русский язык слово этикет вошло в начале XVII века. Сначала этикет использовался как придворный церемониал. При появлении книгопечатания, стали появляться первые пособия по этикету .
Первая книга по этикету называлась «Домострой» . В ней были изложены правила поведения человека в повседневной жизни .
Петр I, который много путешествовал по Европе, очень хотел, чтобы его подданные были похожи на европейцев. Он хотел перенять их обычаи, нравы.
При Петре I в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием «Юности честное зерцало» или "Показания к житейскому обхождению ". Эта книга была адресована молодежи и рассказывала о правилах поведения в обществе .
Воспитанному дворянину полагалось, например, быть всегда вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к старшим.
Что такое этикет?
Определение : Этикет - совокупность правил поведения, которые касаются внешнего проявления отношения к людям. Уважение к человеку - вещь не абстрактная.
История этикета в далёком королевстве
У одного короля был очень невоспитанный сын Фредерик. Сердце у мальчика было доброе, плохого он не делал, но просто не думал о других.
Однажды соседский король пригласил короля с принцем на бал, который был в честь принцессы.
- Что же делать, мой сын так дурно воспитан, что ни одна принцесса его не выберет!
Созвали лучших учителей хороших манер
, чтобы они учили принца. Он очень хотел понравиться соседскому королю, но запомнить столько правил не мог. Наконец он закапризничал и сказал, что отказывается от этой учёбы.
Оставалось три дня. Министры посоветовали королю обратиться за помощью к одному старому мудрецу. Мудрец согласился научить принца хорошим манерам за один час.
Чтобы быть не только хорошим, но и даже воспитанным, считай, что все другие лучше тебя, и потому всех люби и уважай. Если будешь думать сначала о других, а потом о себе, то ничего плохого или неприятного не сделаешь. И все правила поведения исполнятся сами собой.
- Как я могу думать, что горбатый карлик или противный лакей лучше меня?
- А ты представь, что карлик - не карлик, а заколдованный принц. Главное никогда не отступай от этого правила. Если будешь помнить его, то сможешь снять колдовство и с шута, и с себя.
В поисках карлика Фредерик успел открыть дверь и пропустить вперёд министра, поднять платок придворной даме, попросить прощения у придворных за громкое пение. Встретив шута, юноша ласково поздоровался с ним. Карлик решил, что принц как обычно смеётся над ним, и потому начал кривляться, гримасничать.
- Прости меня
. Мне очень стыдно, как я к тебе относился, - сказал принц.
Глаза карлика изменились и Фридерик увидел совсем другого человека. Скоро они стали преданными друзьями.
А вот и долгожданный бал. Все королевичи были любезны и приветливы.
Но когда король спросил принцессу Ильзу, кто же лучше всех, она воскликнула:
- Конечно, принц Фридерик! Он такой добрый и воспитанный, что его нельзя не полюбить.
Эта сказка как нельзя лучше показывает нам, что такое ЭТИКЕТ
.
Этикет в Библии
Уважай и думай о других
– вот главное правило вежливости и воспитанности
.
Об этом говорится и в Священном Писании
: «Возлюби ближнего своего…»
.
Мы учимся, бываем в театрах, занимаемся спортом, посещаем концерты, выставки, лекции музеев, ходим в гости. У каждого из нас в течение одного только дня происходят десятки контактов с другими людьми - в школе, в магазине, в автобусе, в библиотеке.
Контакт – прикосновение к человеку. Это может быть 5 уроков за одной партой с товарищем, минутный разговор в перемену, взгляд, которым обменялся ты с учителем. И всякий раз настроение, самочувствие, работоспособность людей во многом зависят от того, приветливы ли они были, доброжелательны или раздражительны и грубы, нашли ли правильную линию поведения. Это очень важно – найти правильную линию поведения. Ведь люди все разные.
Этикет в сказках
Есть у итальянского писателя Джанни Родари
сказка о путешественнике Джованнино Периджорно
.
Этот Джованнино в своих путешествиях попал однажды в страну соломенных людей. Они вспыхивали не только от огня, но даже от горячего слова. Жители страны восковых людей были мягки, податливы, со всем соглашались.
А Стеклянные люди отличались такой хрупкостью, что могли погибнуть от неосторожного прикосновения.
Мы прекрасно понимаем иносказательный смысл сказки. Не надо путешествовать, чтобы встретить подобных людей. У каждого из нас есть знакомые, которые могут вспыхнуть, вспылить от одного слова, есть товарищи, которые во всём соглашаются с вами или, наоборот, всегда готовы спорить. Мы встречались с людьми, обижающимися из-за пустяков, с ребятами самодовольными и хвастливыми.
Среди наших друзей, наверное, есть спокойные, уравновешенные и нетерпеливые, несдержанные. Мы общаемся, учимся и играем вместе, требуем и просим, ссоримся и миримся.
Разобраться во всём этом не так–то просто. Попробуем в этом вместе разобраться.
Этикет в стихах
Что такое ЭТИКЕТ
-
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения
?
Как знакомиться
?
Как есть
?
Как звонить
?
Как встать
?
Как сесть
?
Как здороваться со взрослым
?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет.
| |||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||||
|
Основы этикета
Можно с уверенностью утверждать, что вопросы нравственности, воспитанности и приличного поведения волнуют человечество уже на протяжении многих тысяч лет. Первые правила того, что мы сегодня называем этикетом, зародились, видимо, еще до появления письменности и были зафиксированы в древнейших текстах в уже сформированном виде. Литературные памятники древнего Египта, Индии и Междуречья, созданные за много веков до нашей эры, содержат наставления, касающиеся того, каким должен быть человек, и как ему надлежит вести себя в общении с окружающими. В трудах античных философов и поэтов часто поднимались вопросы воспитания и нравственности, вежливого и уважительного отношения к людям. Об этом писали Гомер, Платон, Аристотель, Овидий и многие другие выдающиеся люди той эпохи. Поэтому можно сказать, что основы этикета, являющегося частью европейской культуры, начали формироваться именно тогда.
С наступлением Средних веков многое было утеряно и забыто. Невежество и грубость нравов господствовали почти повсеместно, а «право сильного» долгое время оставалось лучшим аргументом в общении. Однако даже тогда находились люди, стремившиеся напомнить современникам о нравственности, необходимости вести себя, как подобает человеку, а не зверю. В первую очередь это были лица духовного сословия, которые, опираясь на непререкаемый авторитет церкви и Священного писания, в своих проповедях и трактатах призывали к доброте, скромности, человечности. С развитием общественной жизни и международных контактов появилась необходимость составления руководств по поведению. Первое из них, дошедшее до наших дней, принадлежит перу испанца Петруса Альфонса. Этот труд, появившийся в 1204 году, носил название «Дисциплина клерикалис» и адресовался духовным лицам. Однако страной, которая по праву может считаться родиной этикета, является все же Италия. Там внимание изящным манерам, правилам хорошего тона и поведения в обществе стало уделяться значительно раньше, чем в Англии, Франции или Германии, где вплоть до XV-XVI веков царили нравы, которые нельзя назвать иначе как варварскими. В Италии Эпохи Возрождения произошел возврат к наследию античности и его духовным ценностям, в том числе и нормам поведения. Первые руководства по этикету предназначались для придворных и аристократии, и поэтому хорошие манеры, учтивость и вежливость довольно долго оставались принадлежностью высших слоев общества. Так, при короле Франции Людовике XIV, любившем пышные торжества и роскошные банкеты, всем приглашенным на приемы во дворце раздавали небольшие карточки, на которых были указаны основные правила поведения в этой обстановке. Именно благодаря подобным мерам постепенно сложились предпосылки для появления в XVII-XVIII веках придворного этикета, многие правила из которого впоследствии перешли в современный дипломатический протокол.
С наступлением Эпохи Просвещения этикет перестал быть достоянием избранных. Стали появляться и расходиться большими тиражами книги о культурном поведении в обществе. Хорошие манеры уже не были отличительным признаком аристократии, а начали цениться и в других слоях общества. И если требования придворного этикета со временем становились все более сложными и запутанными, то в средних слоях общества зародилось стремление к демократизации норм поведения, подчинения их актуальным жизненным требованиям и целесообразности. Именно эта тенденция и по сей день играет немаловажную роль в формировании норм этикета, принятых в странах современной Европы.
В современном мире не знать правил этикета - значит плевать против ветра, выставив себя при этом в неудобном положении. К сожалению, многие воспринимают соблюдение определенных норм и правил общения как нечто зазорное, считая это признаком высоколобых эстетов, которые совсем далеки от реальной жизни. Однако эти люди забывают о том, что грубое и бестактное поведение может вызвать такую же реакцию в ответ.
На самом деле основы этикета достаточно просты. Это культура речи, элементарная вежливость, опрятный внешний вид и умение управлять своими эмоциями. И то и другое касается как мужчин, так и женщин.
- Если вы произносите фразу: «Я вас приглашаю», - это значит, вы платите . Другая формулировка: «А давайте сходим в ресторан», - в этом случае каждый платит за себя, и только если мужчина сам предлагает заплатить за женщину, она может согласиться.
- Никогда не приходите в гости без звонка . Если вас навестили без предупреждения, можете позволить себе быть в халате и бигуди. Одна британская леди говорила, что при появлении незваных гостей она всегда надевает туфли, шляпку и берет зонтик. Если человек ей приятен, она воскликнет: «Ах, как удачно, я только что пришла!». Если неприятен: «Ах, какая жалость, я должна уходить».
- Не стоит приглашать девушку на свидание через и, уж тем более, общаться так с ней.
- Не кладите смартфон на стол в общественных местах. Поступая таким образом, вы показываете, насколько важную роль в вашей жизни играет устройство связи и насколько сильно вам неинтересна происходящая рядом надоедливая болтовня. В любую минуту вы готовы оставить бесполезные разговоры и лишний раз проверить ленту в Instagram, ответить на важный звонок или отвлечься, чтобы узнать, какие пятнадцать новых уровней вышли к Angry Birds.
- Мужчина никогда не носит женскую сумку . И женское пальто он берет только для того, чтобы донести до раздевалки.
- Обувь всегда должна быть чистой.
- Если вы идете с кем-нибудь, и ваш спутник поздоровался с вам человеком, следует поздороваться и вам.
- Многие считают, что можно есть только палочками. Однако это не совсем правильно. В отличие от женщин, мужчинам суши можно есть руками .
- Не ведите по телефону пустой болтовни . Если вы нуждаетесь в душевной беседе, лучше встретиться с другом с глазу на глаз.
- Если вас оскорбили, не следует отвечать аналогичной грубостью, и, тем более, повышать голос на оскорбившего вас человека. Не опускайтесь до его уровня. Улыбнитесь и вежливо удалитесь от невоспитанного собеседника.
- По улице мужчина должен идти слева от дамы . Справа могут идти только военнослужащие, которые должны быть готовы выполнить воинское приветствие.
- Водители должны помнить о том, что хладнокровно обрызгивать прохожих грязью - вопиющее бескультурье .
- Женщина может не снимать в помещении шляпу и перчатки, но не шапку и варежки .
- Девять вещей следует держать в тайне : возраст, богатство, щель в доме, молитву, состав лекарства, любовную связь, подарок, почет и бесчестье.
- Придя в кино, театр, на концерт идти к своим местам следует только лицом к сидящим . Первым проходит мужчина.
- Мужчина входит в ресторан всегда первым , главная причина - по данному признаку метрдотель вправе сделать выводы о том, кто является инициатором прихода в заведение, и кто будет платить. В случае прихода большой компании - входит первым и платит тот, от кого исходило приглашение в ресторан. Но если у входа посетителей встречает швейцар, то мужчина обязан пропустить первой женщину. После чего находит свободные места.
- Никогда не следует прикасаться к женщине без ее желания , брать ее за руку, притрагиваться к ней во время разговора, толкать ее или брать за руку выше локтя, кроме случаев, когда вы помогаете ей войти в транспорт или выйти из него, а также перейти улицу.
- Если вас кто-нибудь невежливо окликает (например: «Эй, ты!» ), не стоит отзываться на этот оклик. Однако не нужно читать нотаций, воспитывать других во время короткой встречи. Лучше преподать урок этикета собственным примером.
- Золотое правило при использовании духов - умеренность . Если к вечеру вы ощущаете запах своих духов, знайте, что все остальные уже задохнулись.
- Воспитанный мужчина никогда не позволит себе не проявить должного уважения к женщине .
- В присутствии женщины мужчина курит только с её позволения .
- Кто бы вы ни были - директор, академик, пожилая женщина или школьник, - входя в помещение, здоровайтесь первым .
- Соблюдайте тайну переписки . Родители не должны читать писем, предназначенных их детям. Супругам следует так же поступать и по отношению друг к другу. Тот, кто шарит по карманам близких в поисках записок или писем, поступает крайне некрасиво.
- Не стремитесь угнаться за модой . Лучше выглядеть не модно, но хорошо, чем и плохо.
- Если после извинения вы прощены, не стоит еще раз возвращаться к обидному вопросу и просить прощение повторно, просто не повторяйте подобных ошибок .
- Слишком громко смеяться, шумно общаться, пристально разглядывать людей - оскорбительно .
- Не забывайте благодарить близких людей, родственников и друзей. Их добрые поступки и готовность предложить свою помощь не обязанность, а выражение чувств, достойное благодарности.
Я очень трепетно отношусь к правилам хорошего тона. Как передать тарелку. Не кричать из одной комнаты в другую. Не распахивать закрытую дверь без стука. Пропускать вперед даму. Цель всех этих бесчисленных простых правил - сделать жизнь лучше. Мы не можем жить в состоянии хронической войны с родителями - это глупо. Я тщательно слежу за своими манерами. Это не какая-нибудь абстракция. Это всем понятный язык взаимного уважения.
американский актер Джек Николсон
Я вспоминаю случай, который рассказывала мне мама моей подруги. На дачу, где она с двухмесячным сыном коротала лето, приехала с визитом свекровь, женщина дворянского происхождения. Невестка заметалась по веранде, чтобы посадить свекровь на чистую табуретку, но та остановила со словами: «Милая моя, неужели ты можешь допустить, чтобы муж увидел тебя в этом халате? Переоденься скорее! Он же может войти». Пожилую женщину не смущал антураж, ведь он был вынужденным. Но пренебрежение к своему виду казалось ей недопустимым и в этой, и в любой другой ситуации.
Урок второй
Главное украшение женщины прическа. Переменять прическу следует вместе с туалетом, в соответствии с погодой, временем дня, сезоном или настроением.
Аккуратной голова должна быть в течение всего дня. Для этого надо просто чаще причесываться. Но аккуратная голова - не обязательно прилизанная. Утром хороши убранные волосы, вечером - уложенные более свободно. Вообще, прическу можно менять несколько раз в день, если у вас есть на это время. Только помните: никогда не стоит расчесывать волосы на людях - ни в общественном месте, ни дома.
Одна моя знакомая говорит о себе так: «Я встаю в половине седьмого, чтобы успеть привести себя в порядок - сделать легкий макияж и прическу. А как иначе? Не могу же я появиться в затрапезном виде перед молодым зятем!» Недавно я узнала, что этой женщине исполнилось 86 лет, а ее молодому зятю - 61 год. Ну разве не прекрасно так воспринимать жизнь?
Урок третий
Порядочная женщина должна переменить в сутки по крайней мере семь костюмов: утренний, для завтрака, для прогулки и визитов, обеденный, послеобеденный, вечерний и ночной. Сообразно костюмам полагается семь перемен белья и семь перемен обуви, включая ночные туфельки.
Ну, это уже перебор, скажете вы. Но давайте отнесемся к этой рекомендации не дидактично, а творчески. Ведь главное - быть подтянутой и свежей. А значит, не ходить все время в одном и том же, не носить рваных тапочек и засаленного фартука, иметь при себе чистый носовой платох, а лучше два: один «для дела», второй в сумочке про запас. Современным женщинам я бы посоветовала забыть о халате или вспоминать о нем лишь ранним утром и перед самым сном. Ходить по дому гораздо удобнее в домашнем платье или брюках.
Совсем неплохо было бы перенять у людей минувшего века традицию переодеваться к обеду. Обед - это высшая точка дня, предвестник прекрасного вечера. В выходные дни за обеденным столом обычно собирается вся семья. Красивая одежда, легкий запах духов создают приподнятую атмосферу на обедом, которая сохраняется затем до конца дня. За счет таких мелочей наши бабушки и дедушки умели оставаться свободными от быта, не погрязать в нем. Кроме того, красивые ритуалы служат укреплению чувства собственного достоинства, сближают домочадцев. На таких мелочах держится культура семейных отношений.
Приведу пример из истории, который служит для меня эталоном. Княгиня М.Н.Волконская, жена декабриста С.Г.Волконского, поехав за мужем на каторгу в Сибирь, не изменила своим привычкам. Она не появлялась на людях без перчаток и вуалетки.
ОРКСЭ (Модуль» Основы светской этики»)
Тема урока – «Этикет»
Цель урока : Формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций народа и норм этикета.
Задачи урока:
Познакомить с понятием «Этикет», и его значением в жизни человека через работу в группах, просмотр видеосюжетов;
Познакомить с некоторыми правилами этикета, обобщить и расширить уже имеющиеся знания о правилах этикета;
Развивать логическое мышление, внимание, воображение, коммуникативные способности;
Воспитывать чувство терпимости друг к лругу, аккуратность и самостоятельность в работе
Оборудование:
ТСО (компьютер, проектор, экран),
компьютерная презентация «Этикет»,
раздаточный материал «Кроссворд»
тетрадь по ОРКСЭ
Формы и виды деятельности:
беседа, комментированное чтение, устное
высказывание на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная
работа с источниками информации, участие в учебном диалоге, работа в группе.
Ход урока
1.Организационный момент (Эмоциональный настрой на урок)
Добрый день! Встаньте, пожалуйста! Возьмитесь за руки. (Стоят у доски, взявшись за руки)
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Всем, всем добрый день
И работать нам не лень.
Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. Хотите начать прямо сейчас?
Проходите, пожалуйста, на свои места.
2.Актуализация знаний (Слайд 1).
Тему сегодняшнего урока сформулируем, разгадав кроссворд.
Повторим пройденный материал.
(Разгадывание кроссворда на раздаточных листах).
1. Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. (Этика)
2.Что мучает человека, который совершил плохой поступок? (Совесть)
3.Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей. (Эгоизм)
4.Действия, результатом которых является причинение зла себе или другим людям. (Порок)
5.Положительное нравственное качество, высокая нравственность. (Добродетель)
6.Мораль, правила, которые регулируют отношения между людьми при распределении благ, наград и наказании. (Справедливость)
3. Целеполагание.
Какое ключевое слово получилось? (этикет)
А вы знаете, что такое этикет? (ответы детей).
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (ответы детей: этикет – ключевое слово в кроссворде).
Сегодня мы поговорим о том, что такое этикет и какую роль он играет в нашей жизни.(Слайд2)
Сформулируйте цель нашего урока.
Что такое этикет? Дайте определение.
Посмотрим в учебнике на стр. 56
4. Беседа по теме:
Что такое этикет?
Кто-то знает, кто-то нет.
Это правила такие поведения,
Когда мы привычки все плохие
Забываем навсегда.
Ты усвоил этикет
И дурных привычек нет! (Юрий Чичев)
(Слайд 3,4) «Этикет» - слово французское. Слово "этикет" произошло от названия карточек, "этикеток", которые раздавали всем гостям во время изысканных приемов у короля Людовика XIV. На карточках были написаны правила поведения. В XIV-XVII веках соблюдение правил этикета стало отличительным признаком светского человека. «Этикет» - это значит «воспитанность», «хорошие манеры», «умение вести себя».
Слайд 5
Существуют разные виды этикета. Сегодня рассмотрим только некоторые из них: этикет общения, этикет за столом, этикет внешнего вида.
В 21 веке россияне живут по общим правилам цивилизованного этикета.
Зная эти правила, можно быть уверенным, что, за исключением небольших нюансов, в любой стране они будут уместны. Правил этикета множество, запомнить их все очень трудно. Но одно правило следует помнить твердо: человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим.
5. Это во-первых, речевой этикет. Слайд 6,7
Употреблять в речи вежливые слова: (Слайд 8)
Растает даже ледяная глыба от слова теплого (спасибо).
Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день).
Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо).
Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь (здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости, говорим (простите, пожалуйста).
И во Франции и в Дании на прощание говорят (до свидания!)
6. Просмотр отрывка фильма «Ералаш»:
(Слайд 9) «Ну, почему мы так говорим?»
Почему мы так говорим?
Все ли вам было понятно в его речи?
Что вам показалось смешным?
Как вы думаете, а почему он так рассказывал произошедший случай? (Потому что мальчик привык так разговаривать в повседневной жизни).
Учитель: Такие слова, как “гикнулся”, “закочевряжился”, “фитиль”, “шнобель”, “велик”, “училка”, относятся к молодежному жаргону – сленгу. Эти слова звучат некрасиво из уст ребят. Поэтому нужно говорить такими словами, чтобы было понятно всем окружающим.
7. (Слайд10,11,12,13) Этикет внешнего вида.
В настоящее время в школах вводится школьная форма. В разных странах - она разная, но очень приятно на нее смотреть.
Задание: Нарисовать в тетради, какую бы школьную форму вы хотели носить в школе.
8. Этикет за столом.(Слайд 14)
Правила (Слайд 15)
Просмотр отрывка из журнала “Ералаш”
“Царевна Несмеяна”(Слайд 16)
Когда вы будете смотреть, обратите внимание на поведение мальчика и подумайте, что в нем было необычного.
Обсуждение просмотренного отрывка.
Что было необычного в поведении мальчика?
Назовите, какие ошибки допустил ученик во время обеда.
А как вы ведете себя за столом?
9. Работа в группах. (Слайд 17)
Поработаем в группах. Посмотрите, над каким видом этикета будет работать ваша группа. Сформулируйте и запишите свои правила этикета.
10 . Задание (Согласен ли ты…) Слайд 18
Стихотворение
Если ты воспитан, если вежлив даже,
О тебе плохого никогда не скажут.
Ты старушке место в транспорте уступишь.
Маме помогая, хлеб к обеду купишь.
С другом на уроке ты болтать не будешь
В комнате порядок наведёшь, конечно.
И друзей поздравишь с праздником сердечно.
В разговоре взрослых перебить не сможешь.
И в несчастье другу ты всегда поможешь.
Слабому в защите, верно, не откажешь,
О другом, конечно, слов плохих не скажешь.
Вежливый ребёнок-это просто клад!
С вами повстречаться каждый будет рад!
11.Подведение итогов (Слайд 19)
Что такое этикет? Виды этикета.
Какие правила этикета запомнили?
Нужны ли сейчас знания этих правил?
12 . Домашнее задание (Слайд 20)
13. Рефлексия (Слайд 21)