Тематические дни в детском саду. Методическая разработка на тему: Тематические экологические дни в ДОУ

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

<...> Не скажу, чтобы рисунки, которые я делал для глав "Василия Теркина" на страницах "Красноармейской правды", украшали газетную полосу. Более серьезно надо было думать об иллюстрациях, когда речь зашла об издании первых глав поэмы отдельной книгой, а эта счастливая возможность возникла уже в 1943 году.
Мне хотелось открыть книгу фронтисписом с портретом Василия Теркина. И это оказалось самым трудным. Каков он, Теркин, собой? Многие солдаты, портреты которых я набрасывал с натуры, казались мне чем-то похожими на Теркина – кто улыбкой, кто прищуром веселых глаз, кто всем милым, усеянным веснушками лицом. Но ни один из них не был Теркиным. Я оказался в роли Агафьи Тихоновны из гоголевской "Женитьбы": "...Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича...". Разумеется, каждый раз я делился результатами своих поисков с Александром Трифоновичем. И каждый раз слышал в ответ: "Нет, это не он". Да я и сам знал – не он. Но вот однажды в нашей редакции появился приехавший из армейской газеты молодой поэт. Приехал он к Твардовскому почитать ему свои стихи. Василий Глотов всем нам сразу понравился. У него была добрая улыбка, веселый нрав. И еще мы знали, что не ведавшему снисхождения Твардовскому понравились некоторые, еще незрелые стихи молодого поэта. Прошло несколько дней, и вдруг я с пронзившим меня радостным чувством узнал Василия Теркина в Василии Глотове. Я бросился к Александру Трифоновичу со своим открытием. Он сначала удивленно вскинул брови, потом попросил меня для начала нарисовать Глотова и показать ему.
Я не был обескуражен его реакцией. Наоборот, она меня обрадовала. Александр Трифонович был далек от проблем и интересов изобразительного искусства, но он понимал, что сама жизнь и ее художественное изображение не одно и то же. Идея "попробоваться" на образ Теркина показалась Глотову забавной. Когда я рисовал его, он хитро прищуривался, расплывался в улыбке, что делало его еще больше похожим на Теркина, каким я его себе представлял. Я нарисовал его анфас, в профиль в три четверти, с опущенной головой. Показал рисунки Твардовскому. Александр Трифонович сказал: "Да". И это было все. С тех пор он никогда не допускал ни малейшей попытки изобразить Теркина другим. В дальнейших публикациях, в зависимости от характера издания и способа печати, я переделывал этот портрет, меняя только технику исполнения, но стараясь не нарушить сходства. Кстати, о сходстве. Естественно, мои наброски с Глотова не были протокольным, точным повторением его черт, да и вряд ли буквальное копирование чьего-либо лица может привести к созданию облика литературного героя. Все мои прежние поиски теркинских примет в других лицах, конечно, не пропали даром. Я аккумулировал их, рисуя того Теркина, основой которого стал Глотов. Но все же Глотов надолго стал Теркиным – товарищи по армейской газете не называли его иначе. Сейчас писатель Василий Глотов живет и работает во Львове, недавно ему исполнилось шестьдесят лет. То, что я был свидетелем событий, которые либо вошли в главы "Теркина", либо стали фоном для них или толчком для их возникновения, то, что я видел и мог с натуры рисовать места, где происходили описанные в них события, помогло мне в работе над иллюстрациями к "Василию Теркину" и "Дому у дороги". Помогло не буквально пересказать содержание, а идти как бы параллельно со стихами, со своим изобразительным рассказом. Вместе с тем я мог сохранить в рисунках конкретность и времени, и места действия. И разрушенный, сожженный Смоленск, и мощенные бревнами болота Белоруссии, и равнины Восточной Пруссии с дальними готическими шпилями, и тот прусский городок, где писалась глава "В бане", даже тот стул из графского дома – все это виденное, хоженое и рисованное. <...>

ЗАДАЧИ:

Развивать навыки самообслуживания: самостоятельно засучивать рукава, мыть руки и лицо, правильно пользоваться мылом, не мочить одежду, тщательно вытирать лицо и руки полотенцем, вешать полотенце на отведенное место;

Учить своевременно пользоваться носовым платком, туалетом; соблюдать опрятность, устранять самим или с помощью взрослых непорядок в одежде;

Учить детей одеваться и раздеваться в определенной последовательности: снимать, одежду, надевать, складывать, вешать, вывертывать на лицевую сторону, застегивать и расстегивать пуговицы;

Формировать навыки аккуратной еды у детей: не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не проливать суп, чай, правильно пользоваться ложкой, салфеткой.

УТРО

СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ.

Педагог рассказывает детям, что утром, когда она пришла в детский сад, заглянула в почтовый ящик и нашла там письмо. Рассматривает вместе с детьми конверт, читает от кого письмо (от Хрюши). Хрюша сообщает, что придет в гости к детям.

Дидактическая игра «Добавь слово».

ЦЕЛЬ: дополнить предложения с пропущенными глаголами, найти нужное по смыслу слово.

Оборудование: кукла Хрюша.

Организация: В гости к детям приходит Хрюша и начинает хвастаться тем, что он умеет следить за своим здоровьем. Хрюша предлагает детям поиграть в игру, где они должны догадаться, что же умеет делать Хрюша:

Я умею зубы…чистить.

Я умею руки…мыть.

Я умею ногти…подстригать.

Я умею волосы…расчесывать.

Я умею платье…одевать.

Я умею пуговицы…застегивать.

Я умею шнурки…завязывать.

Пальчиковая игра - упражнение «Мамины помощницы».

ЦЕЛЬ: развивать мелкую моторику рук, закрепить навыки самообслуживания.

Организация: под песню «Маленькие прачки» дети учат Хрюшу стирать свою одежду.

ЗАВТРАК

ЦЕЛЬ: формировать у детей правильную осанку за столом.

ХОД: воспитатель разговаривает с ребятами и Хрюшей о том, как нужно правильно сидеть за столом, и что будет если этого не делать.

Воспитатель показывает картинку, на которой нарисован человек со сгорбленной спиной. И спрашивает у детей, как они думают, почему у него такая спина. (Ответы детей). Педагог подводит итог: этот человек с детства не следил за своей осанкой и вот результат - у него повредились кости и хрящи позвоночника, теперь у него некрасивая фигура и часто болит спина.

Дает советы детям, что нужно делать, чтобы была прямая спина:

Укреплять мышцы спины и живота,

Не поднимать тяжести,

Спать на жесткой постели с невысокой подушкой,

Стоять и сидеть прямо,

Не ходить на высоких каблуках и не носить груз в одной руке.

ДЕНЬ

ЗАНЯТИЕ: музыкальное развитие.

ЦЕЛЬ: формировать у детей навыки опрятности и культуру личной гигиены через песенку «Я - Хрюша».

ЗАНЯТИЕ.

ТЕМА: ЗАЧЕМ ЛЮДЯМ ОДЕЖДА НУЖНА.

ЦЕЛЬ: дать представление о том, для чего людям нужна одежда; отметить, что в разные времена года человек меняет одежду в зависимости от сезонных изменений. Дифференцировать мужскую и женскую одежду. Вызывать желание помогать тем, кто нуждается в помощи, получать от этого удовольствие. (см. В.Н. Волчкова, стр.194)

Подготовка к прогулке.

Ребята учат Хрюшу одеваться на прогулку в правильной последовательности, используя алгоритм.

ПРОГУЛКА

Игра «Кто больше».

ЦЕЛЬ: дифференцировать предметы одежды и обуви, развивать внимание, мышление.

Дети делятся на две команды: 1-я команда называет предметы одежды, 2-я - предметы обуви. Побеждает та команда, которая назовет наибольшее число предметов.

Игра «Кто быстрее».

Санки расставляются параллельно друг другу на расстоянии примерно 2-3 шагов. Каждый из детей становится рядом со своими санками. По сигналу воспитателя дети обегают каждый свои санки два раза и как можно быстрее становятся в исходное место. Побеждает тот, кто быстрее выполняет задание.

Игра «Змейка».

Дети берут друг друга за руки, образуя цепь. Одного из крайних в цепи играющих выбирают ведущим. Он бежит, увлекая за собой всех участников игры, на бегу описывает разнообразные фигуры: по кругу, вокруг деревьев, вокруг оборудования.

Правила.

  1. Играющие должны крепко держать друг друга за руки, чтобы змейка не разорвалась.
  2. Точно повторять движения ведущего.
  3. Ведущему не разрешается бегать быстро.

Подготовка к обеду.

  1. После прогулки дети самостоятельно раздеваются и вешают свою одежду в шкаф. Воспитатель поощряет попытки помощи друг другу.
  2. Хрюша садится за обеденный стол, не вымыв руки (лапы), дети делают ему замечание и учат его мыть руки, используя алгоритм.
  3. Воспитатель беседует с детьми на тему «Дружи с водой».

Цель: рассказать детям, как умываются разные животные и зачем они это делают.

2 половина дня

Рассматривание иллюстраций и выборочное чтение книги В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».

ЦЕЛЬ: вызвать доброжелательное отношение к хорошим поступкам и негативное - к плохим; формировать интерес к произведению, желание рассматривать иллюстрации.

Организация: Хрюша принес в подарок детям книгу, но никак не может разобраться, о чем в ней написано и что нарисовано на картинках.

Чтение художественной литературы.

ЦЕЛЬ: развивать речь детей, закрепить знания, полученные в течении дня.

К. Чуковский «Мойдодыр».

Воспитатель просит детей назвать все предметы личной гигиены, встречающиеся в данном произведении (мыло, мочалка, полотенце, зубной порошок, густой гребешок).

Игра «На приеме у стоматолога».

Рассказ воспитателя о том, как беречь зубы;

Из чего состоят зубы;

Как надо правильно чистить зубы.

ЦЕЛЬ: научить детей пользоваться зубной щеткой и пастой, воспитывать бережное отношение к своим зубам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста.
  2. В.А. Дрязгунова. Дидактические игры.
  3. В.В. Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо.
  4. Г. Зайцев. Уроки Мойдодыра.
  5. К. Чуковский. Сказки.
  6. Е.А. Алябьева. Тематические дни и недели в детсом саду.

Тематический день: В гостях у доктора Айболита для детей среднего дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ:

Закрепить знания детей о понятии «здоровье»;

Уточнить правила сохранения здоровья;

Сформировать интерес к собственному организму, самочувствию, настроению, связанному с состоянием здоровья;

Закрепить знание правил общежития, связанных с сохранением здоровья других людей.

ИГРОВОЙ ПЕРСОНАЖ: доктор Айболит, роль которого исполняет воспитатель (атрибуты: белый медицинский халат, шапочка, очки, в кармане - фоноскоп).

СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ

Когда соберутся все дети, педагог обращает внимание детей на большую, яркую книгу К.И. Чуковского «Айболит», которая появилась в группе. Кто же ее принес? Может кто-то хочет убедиться, как хорошо мы знаем сказку?

Рассматривание иллюстраций книги, чтение отрывков.

ЦЕЛЬ: замотивировать детей; вызвать интерес; привлечь внимание; активизировать речь, память.

Педагог предлагает детям отправиться в сказку, выбрать себе роли. Но оказывается, что нет самого доктора Айболита. А может он приходил? Дети зовут Айболита, воспитатель уходит, переодевается в доктора и появляется перед детьми. Он осматривает детей, шутит, просит сделать несколько упражнений, подышать, ставит «диагноз» и говорит, что дети нуждаются в зарядке.

Утренняя гимнастика (ритмическая).

Нас не надо вам лечить,

Добрый доктор Айболит.

Будем бегать и дышать,

Будем силы набирать.

Не болят у нас животики,

Как у бедных бегемотиков.

К солнцу руки мы потянем,

А потом к траве присядем.

Как орлы, летим, парим,

Во все стороны глядим.

Где же Африка страна?

Может помощь нам нужна?

Вместе с Читой мы поскачем,

Как веселый, звонкий мяч.

Скок-поскок, скок-поскок,

Не цепляйся за сучок.

Дружно к бедным страусятам

По траве пройдут ребята,

Ноги будут поднимать,

По густой траве шагать.

Всем мы помощь оказали,

Сами сильными мы стали.

Вместе в хоровод вставайте,

Дружно песню запевайте.

ЦЕЛЬ: формировать осознанное отношение детей к сохранению собственного здоровья, интерес к повседневным гигиеническим процедурам; развивать речь.

При подготовке к завтраку доктор Айболит осматривает вымытые руки, уши детей. Спрашивает, для чего мы моем руки, что может случиться, если не мыть руки перед едой, почему надо насухо вытирать руки.

До начала завтрака доктор спрашивает детей, почему нельзя разговаривать, когда во рту находится пища, почему пищу надо тщательно пережевывать.

ИГРА С ВОДОЙ

ЦЕЛЬ: закрепить знание свойств воды, отметить ее влияние на здоровье человека; порадовать детей.

Доктор Айболит спрашивает у ребят, знают ли они такую поговорку: Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья. Предлагает поиграть с водой. Дети пускают кораблики, совершают простейшие опыты с предметами разного веса и качества (наблюдают, как ведут себя на воде разные предметы).

ЗАНЯТИЕ: Беседа с детьми о том, что такое здоровье и как его сохранять и преумножать.

ЦЕЛЬ: закрепить знания детей о том, как надо сохранять здоровье, укреплять его, какие правила безопасности соблюдать, чтобы не повредить своему здоровью; развивать любознательность, внимание к собственному организму, ощущениям; развивать диалогическую речь.

ОБОРУДОВАНИЕ: картинки, иллюстрации, предметы ухода за телом.

Доктор Айболит спрашивает, что дети знают о здоровье, своем организме, как они стараются не болеть.

Игра - путешествие «На речке».

ЦЕЛЬ: закрепить знания детей о речной фауне и флоре, развивать воображение, выразительность движений, мимики; формировать желание общаться в игре со сверстниками и взрослыми; повышать двигательную активность.

Доктор Айболит предлагает детям отправиться на речку, чтобы искупаться в воде и принять солнечные ванны.

Сюжетно - ролевая игра «Больница».

ЦЕЛЬ: развивать у детей игровой диалог, игровое взаимодействие; закрепить знания о профессиях врача, медицинской сестры.

Педагог превращает детей в персонажей сказки «Доктор Айболит», предлагает посетить больных зверей.

ПРОГУЛКА

ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ЦЕЛЬ: научить детей самостоятельно делать выводы; развивать пытливость, любознательность.

Доктор Айболит предлагает детям ответить на вопрос: Действительно ли снег такой чистый, каким кажется, можно ли его есть? Дети набирают снег в ведерко, чтобы принести его в теплое помещение и посмотреть, что с ним будет.

Подвижная игра «Волк и зайцы».

ЦЕЛЬ: развивать ловкость, быстроту, умение двигаться в соответствии с текстом, смелость.

ОБОРУДОВАНИЕ: маска волка.

2 половина дня

После сна во время одевания, педагог обращает внимание детей на то, как надо расчесывать волосы, почему это надо делать личной расческой, какие заколки могут испортить волосы и т.д.

Игра - драматизация по сказке «Доктор Айболит»

ЦЕЛЬ: развивать творческую активность детей, выразительность речи; закреплять знание содержания произведения; формировать интерес к художественной литературе.

Педагог вносит элементы костюмов и приглашает детей в театр, чтобы порадоваться, ведь от смеха и радостного настроения улучшается наше здоровье.

Приход Королевы Зубной Щетки.

ЦЕЛЬ: закрепить знания детей о том, что зубы надо чистить два раза в день, правильными приемами, определенной зубной пастой.

Педагог обращает внимание на то, что в кармане халата доктора Айболита что-то шевелится. Находит там зубную щетку (бантик, нарисованное лицо).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алябьева Е.А. Нравственно - этические беседы и игры с дошкольниками. Москва. 2004.
  2. Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе. Москва, 2003.
  3. План-программа «Детство».
  4. Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. Москва, 2005.

Тематический день «Волшебница вода» для детей старшего дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ:

Закрепить знание свойств воды;

Прививать детям навыки экологически грамотного поведения в быту и в природе;

Учить понимать необходимость бережного отношения к воде, как природному ресурсу.

ИГРОВОЙ ПЕРСОНАЖ: Волшебница - вода (фигура, вырезанная из бумаги, украшенная капельками; наряд сине-голубого цвета).

СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ.

Когда соберется большее количество детей, воспитатель обращает внимание на присутствие в группе Духа банки с водой. Две банки закрыты крышками, обратная сторона которых окрашена гуашью красного и синего цвета. Встряхивание банки окрашивает воду все больше и больше.

В течение всего дня в качестве звукового оформления группы используются записи с шумом моря, дождя, журчанием ручья и т.д.

ЗАГАДКИ О ВОДЕ.

  1. Что может быть жидким, твердым и испаряться?
  2. Какой формы бывает жидкость? (принимает форму сосуда)
  3. Где вода столбом стоит? (в бутылке, в стакане)
  4. В огне не горит и в воде не тонет (лед).
  5. Сперва летит, потом бежит,

Потом на улице лежит…

Тогда без бот или калош

Его сухим не перейдешь. (Дождь).

БЕСЕДА «ВОЛШЕБНИЦА -ВОДА».

ЦЕЛЬ: познакомить детей с тем, в каком виде вода существует в природе, с различными явлениями (дождь, роса, снег, иней, лед, пар и т.д.) и состоянием воды в окружающей среде.

ИГРА «КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ СЪЕДОБНОЙ ЖИДКОСТИ».

ЗАДАЧА: назвать как можно больше продуктов питания, напитков, блюд, которые содержат жидкость.

Примеры: чай, кофе, компот, молоко, кефир, минеральная вода, сок, кисель, бульон, суп, морс, кока-кола, и т.д.

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА.

Используется запись «Шум моря».

Подготовительный этап: общеразвивающие упражнения (комплекс №5 из книги Буцинской П. П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. Стр.104).

Игра «Купание в море».

Дети распределяются по парам, берут друг друга за руки. Входят в воображаемое море. В парах выполняется упражнение: один ребенок закрывает рот, глаза, опускает лицо в воображаемую воду, после паузы поднимает лицо; другой ребенок держит первого за руки. Затем меняются ролями.

Упражнения:

Достать игрушки со дна;

Подуть на воду;

Выдохнуть в воду;

Выдохнуть под водой.

Игра «Мы плывем».

Каждый ребенок «плывет» по-своему.

УМЫВАНИЕ.

ЦЕЛЬ: вызвать интерес к процессу умывания.

Педагог с помощью полотенца, зубной щетки и таза превращается в Мойдодыра. Спрашивает детей, из какой сказки он пришел. Дети умываются, при этом повторяют потешки «Водичка, водичка…», «Ай, лады…».

ЗАНЯТИЕ: Обучение детей правилам поведения на воде.

ЦЕЛЬ: познакомить детей с правилами поведения на воде и через игровые ситуации отработать их применение.

СХЕМА ЗАНЯТИЯ:

  1. Знакомство детей с правилами поведения на воде.
  2. Упражнение - разминка.
  3. Игровое упражнение.
  4. Игровые ситуации.
  5. Игра «Водолазы».

(см. Как обеспечить безопасность дошкольников. Стр. 61.)

ЗАНЯТИЕ: Рыбки плавают в водице (аппликация).

ЦЕЛЬ: развивать у детей умение композиционно располагать фигурки на листе, учить вырезывать силуэт, дополнять аппликативное изображение графическим.

ПСИХОГИМНАСТИКА «ЗОЛОТЫЕ КАПЕЛЬКИ» проводится в середине занятия (см. План -программа, стр. 52).

ПРОГУЛКА

Подвижные игры:

«Снег и лед»

«Через ручеек»

«Солнышко и дождик».

Изготовление цветных льдинок.

Цель: закрепить знание свойств воды, льда; развивать творческое воображение.

Наблюдение за таянием снега, образованием сосулек и капель.

2 половина дня

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:

  1. «Удивительные капельки».
  2. «Волшебные льдинки».

СИТУАЦИИ, ОБЩЕНИЕ:

  1. Какие песенки поет дождь? (с использование грамзаписи).
  2. Я стираю в стиральной машине.

ОПЫТЫ, ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ.

ОПЫТ: вода обладает способностью растворять соль, сахар, лимонный сок.

ОПЫТ: испарение воды (белье на морозе, вода в чайнике, вода на блюдце).

ЧТЕНИЕ: СКАЗКА «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»

ВОПРОСЫ ПО СОДЕРЖАНИЮ СКАЗКИ:

  1. Куда отправился Ваня на рассвете?
  2. Кого он поймал?
  3. Что сказала мальчику золотая рыбка?
  4. Почему она предостерегла Ваню от купания возле мостков?
  5. Куда привела Ваню и его друзей золотая рыбка?
  6. Кто присматривал за ребятами во время купания?
  7. Почему детям нельзя купаться без присмотра взрослых?
  8. Почему нельзя шалить в воде?
  9. Почему нельзя купаться в незнакомом месте?

Повторение правил безопасности на воде.

См. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. План -программа «Детство», стр.24, 52, 78.
  2. Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду, стр.86, 148, 36, 87.
  3. Как обеспечить безопасность дошкольников, стр.60, 62.
  4. Волчкова В.Н. Познавательное развитие, стр.159, 161.
  5. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество, стр.118.
  6. Осокина Т.И. Игры и развлечения детей на воздухе, стр.155.
  7. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию, стр.52.
  8. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой, стр.93.
  9. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки,стр.49.

Тематический день «Выпуск журнала «Здоровье» для детей подготовительной группы

ЗАДАЧИ:

Сформировать привычку к здоровому образу жизни;

Удовлетворить потребность детей в двигательной активности;

Развивать игровые умения, умение вести игровой диалог, социальные навыки.

Когда соберутся все дети, педагог прикрепляет к себе значок с нарисованной открытой книгой и представляется редактором журнала «Здоровье», в котором работают научные сотрудники в разных отделах. Предлагает детям стать его помощниками.

РАЗРАБОТКА СТРАНИЦ ЖУРНАЛА.

ЦЕЛЬ: вызвать интерес у детей; дать возможность проявить самостоятельность мышления.

ОБОРУДОВАНИЕ: листы бумаги, маркеры, шаблоны значков.

Редактор предлагает детям подумать, какие страницы будут в журнале, как будут называться рубрики, какие значки будут носить сотрудники разных отделов.



Рассказать друзьям