Традиции празднования нового года в удмуртии. Новый год в Ижевске: Базы отдыха, где можно встретить праздник и отдохнуть в каникулы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Лучшее - всем.

Но о детях думали в первую очередь при разработке концепции празднования Нового 2019 года. Их каникулы должны быть яркими и весёлыми, независимо от того, в каких условиях проживает ребёнок. Ни один не должен остаться без праздничного представления и подарка. Именно этим руководствовались организаторы праздника.

При разработке концепции празднования Нового года мы придерживаемся тезиса -- отметить Новый год по-новому. Сделали акцент на два таких направления: максимально важно, чтобы дети почувствовали на себе все эти замечательные новогодние моменты, и второе - создание атмосферы праздника для всех жителей республики, - рассказывает о концепции Сергей Смирнов, руководитель Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики.

С 19 декабря по 8 января дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, посетят благотворительные театрализованные представления, которые подготовят для них театры. На одном из совещаний мы обратились к республиканским учреждениям культуры с предложением те спектакли, которые идут на платной основе, показать бесплатно детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Все учреждения поддержали это предложение - ни один театр не отказал. Новогодние подарки получат 41 890 детей, это принципиально больше, чем в 2016 и 2017 годах. А 25 декабря в Театре оперы и балета состоится ёлка для детей, добившихся высоких результатов в учёбе, спорте и общественной деятельности. Это мероприятие посетит и Глава Удмуртской Республики. Мы хотим сделать этот праздник аналогом кремлёвской ёлки, на которую мечтают попасть все дети. Для этого детского праздника написан уникальный сценарий, наши режиссёры разрабатывали его несколько месяцев. Здесь дети увидят всех национальных героев, которые вместе с современными героями спасают Новый год. Нам хотелось, чтобы было уникальное шоу, на которое дети стремились бы попасть и лучше учились и достигали результатов в спорте.

Что касается жителей и гостей республики, то уже сейчас они смогут составить свою личную программу празднования Нового года, чтобы не пропустить ни одно значимое событие праздника.

В Ижевске несколько площадок для новогодних праздников. Мероприятий на них будет очень много. Перечислим только некоторые из них на главной сцене праздника - Центральной площади Ижевска.

2 января можно будет увидеть световидеошоу (это вообще новинка для Ижевска!) и состоится концерт группы «Ундервуд».

Интересные мероприятия обещают и другие площадки - парк имени Кирова, набережная Ижевского пруда, Открытый сад, спортивные объекты.

Новогодний сайт и сюрпризы.

Чтобы жителям Удмуртии легче было ориентироваться в такой обширной программе, составлен единый календарь новогодних событий. Вам нужно запомнить всего два пункта: на Центральной площади Ижевска каждый день новогодних каникул представления для детей будут начинаться в 12 часов, вечерние - в 19.00.

В Удмуртии специально создан сайт к Новому году: http://2019.izh.ru Организаторы праздника держат некоторые моменты в секрете. На Центральной площади с 25 декабря по 7 января развернётся ярмарка. Здесь будет не только наша традиционная удмуртская продукция, но и пельмени с необычными начинками, безалкогольный глинтвейн и травяной чай. Также ожидается сюрприз - фирменный напиток под названием «Удмуртия заряжает», рецепт которого держится в секрете. Новинку можно будет попробовать только в Ижевске и делать его будут только в новогодние каникулы.

Ещё одним сюрпризом станут семь картин от дворника-художника Семёна Бухарина. Он поменяет метлу и лопату на снегоход и каждый день будет рисовать новую картину на поверхности Ижевского пруда.

Сюрпризом станет и новогодняя иллюминация. Город будет по-другому освещён. Более 500 различных элементов будут установлены на праздники только «Горсветом». Преобразится и Центральная площадь, проводимое там благоустройство не помешает прогулкам горожан и гостей столицы.

Забор будет максимально сдвинут к 25 декабря, для горожан и гостей столицы будет сделана прогулочная зона, которая позволит спокойно гулять в новогодние дни от Центральной площади до набережной пруда. Техническая зона останется за забором в целях безопасности горожан, само ограждение будет оформлено в стилистике новогодней кампании. Ширина прохода будет достаточной - до 15 метров, - рассказал о планах благоустройства глава Ижевска Олег Бекмеметьев.

Что будет бесплатно.

Многие мероприятия новогодней афиши бесплатные. Точнее, всё, что можно было сделать бесплатным, - сделали. Плату предполагается взимать за прокат инвентаря (лыжи, коньки и так далее), еду и напитки и вход в снежный городок «Фан в кубе» (он находится в парке Кирова). Бесплатным будет и самый длинный каток в парке Кирова - около 400 метров, там обещают залить левую сторону центральной аллеи.

Справка *

27 декабря в 16.00 на Центральной площади будет открыта главная ёлка и ледовый городок. Оформление полностью посвятят Году театра, объявленному в новом 2019 году. На площадке у главной сцены появятся фигуры сказочных персонажей: Щелкунчик, Жар-птица, композиция «Руслан и Людмила». А также большой игровой комплекс «Дворец Спящей красавицы» и лабиринт-горка «Сырный город». У главной сцены установят фигуры Деда Мороза и Снегурочки.

Инициатором строительства ледового городка выступила арт-группа «Творческая дача». Это художники, которые работают на фестивалях «Удмуртский лёд» и «Ангелы и архангелы». Уже сейчас завезён лёд из Пычанского пруда (Завьяловский района), и начинаются работы.

Со второй декады декабря и Ижевске появится фирменное оформление. В основу фирменного стиля легли салюты, фейерверки и уличные конструкции. В Ижевске всего планируется установить 100 ёлок.

Ежедневно с 28 декабря на центральной сцене на Центральной площади (с 12.00 до 13.00) будут показывать новогодние детские интерактивные представления.

Пожалуй, только новогодние праздники способны вернуть любого, даже самого серьезного взрослого человека в детство, подарить массу приятных впечатлений и светлых переживаний. Все мы на рубеже старого года и нового года вопреки всему верим в сказку и ждем новогодних чудес. А ведь сказка в это время всегда рядом, да и чудеса частенько сбываются на фоне звездного неба и тихо падающих снежинок. К сожалению, в удмуртских семьях этот светлый праздник проходит в русских традициях. Многое из того, что знали и умели наши предки мы стали забывать, а это ведет к отмиранию нации народа.

Зимний цикл календарной обрядности в дни зимнего солнцестояния и назывался Вожодыр. Под влиянием христианства в быту удмуртов утвердились элементы рождественско-новогоднего празднества, объединенного традиционным названием Вожодыр, которым стали именовать период от рождества до крещения. Характерными элементами этого периода были ряженье и гадание. Начинался он праздником, назывался раньше Толсур, позже - ымусьтон, рошво (рождество). На него приглашали гостей, назначали свадьбы. Звали гостей и на крещение.

Что представляет собой новогоднее ряжение? Надевают вывернутые наизнанку тулупы, лица мажут сажей или надевают маски и ходят так из дома в дом, а хозяева должны их ублажать. Интересен процесс узнавания. Ряженые пляшут, импровизируют и при этом не произносят ни звука - просто создают много шума. А хозяева в этот момент должны узнать их. Это ведь все знакомые - соседи, родственники, живущие на соседней улице. Хозяева пытаются сорвать маску или ущипнуть ряженого так, чтобы он заорал и выдал себя. Считается, что если узнаешь ряженого, то в этот год все будет хорошо в твоей семье.

Наступление нового года - это время перехода, время транзита. Из старого года в новый, из зимы в лето. Время зимнего солнцестояния, солнцеворот в конце декабря. А переходное состояние само по себе таит опасность. В удмуртской традиции есть даже особое божество этого перехода - Вожо. Это скорее злой божок, поэтому все связано еще и со страхом. Отсюда - предостережения, запреты. Во время обрядов-переходов нельзя было греметь, издавать громкие звуки железом, железными предметами. Персонажи ряженых - это все представители мира предков, представители иного, потустороннего. Они не говорят или пытаются говорить на каком-либо странном языке.

У удмуртов в святочную неделю было распространено много гаданий. Например, девушки кидали валенок за плетень, во двор и потом смотрели, в какую сторону указывает его носок. В какую указывает – значит, в ту сторону девушка и выйдет замуж. Еще наливали в большую ложку воды и клали эту ложку на подоконник, туда, где холодно – чтобы вода замерзла. Утром смотрели: если на замерзшей поверхности появляются бугорки – это недобрый знак. Значит, у девушки будет внебрачный ребенок. Если ровная поверхность, то никаких подобных ситуаций не будет. Другой пример. Девушки шли по направлению к забору с раскрытыми руками (насколько хватало размаха рук) и пытались «захватить» как можно больше досок забора. Затем доски пересчитывали слева – направо, при этом приговаривая: «Мешок – короб, мешок – короб » Если «мешок» - выйдет замуж за бедного, если «короб» - за богатого.

В русских традициях и удмуртских традициях гадания имеют много общего.

Катание с горы.

Зимний цикл праздников и обрядов у куединских удмуртов был не развит. К нему можно отнести проводимое в начале зимы моление Тол вось и праздник Масленицы Вой. Ритуалами были наполнены первый и последний дни праздника Масленицы.

В первый день молодежь обходила дома деревни, спящих вытаскивали на улицу и бросали в снег. В течение масляной недели устраивали катания на лошадях, катание с гор. На Масленицу приезжали гости из других деревень. Но самым любимым развлечением молодежи было катание с гор на санях, санках, ледянках, лотках, лошадках, жердях

Украшение елки

Ель как символ жизни

С глубокой древности у европейских народов (германских, финно-угорских, славян) вечнозеленые деревья (ель, сосна, можжевельник, кедр, пихта, лиственница) символизировали вечную жизнь, бессмертие, были вместилищем сакральным жизненной силы, имели культовое значение.

Новогодняя традиция украшать елку восходит к древним представлениям кельтов, эстов, литовцев, славян, финно-угорских народов о том, что особая жизненная сила и энергия этих деревьев может приближать весну, помогает плодородию и обещает благополучие, а духов, обитавших в зеленых ветвях, надо ублажать подношениями, подарками, которые развешивали на елке.

А откуда пришел обычай наряжать елку? При Петре елки в домах не ставили, а украшали веточками, хвойными лапами. А что было до этого? По существующему благородному и красивому обычаю, ко дню новогоднего праздника выращивали в кадках цветущие вишни и свечи мира горели рядом с цветами на маленьком деревце. Так с незапамятных времен во многих домах на Новый год покрытая бело-розовыми и нежными лепестками благоухала, подобно нарядной невесте, славянская новогодняя вишня, а не колючая ель. Но справедливости ради, следует отметить, что обычай наряжать елку то же очень давний: ему около двух тысяч лет. Почему же люди стали украшать деревья? Уж очень велика была в древности магия дерева. В известном Гороскопе друидов (древних кельтских жрецов, поклонявшихся лесу, деревьям) характер и судьба человека связанна с его деревом (у каждого человека, в зависимости от даты рождения). Наши древние предки верили, что в деревьях обитают еще и духи растительности и плодородия, от которых якобы зависит урожай хлебов, фруктов и овощей. Но могущественные духи были не только добрыми, но и злыми, и нужно было их умилостивить подарками.

УДМУРТСКИЕ НОВОГОДНИЕ ПЕРСОНАЖИ

ЛЕГЕНДА О ТОЛ БАБАЕ (ДЕД МОРОЗ)

В древние времена, когда не было еще на свете людей, в окрестностях Кар-горы (сейчас это центральная часть природного парка «Шаркан») жили алангасары. Эти великаны не отличались большим умом. Потом появились люди. Алангасары, опасаясь их разума, спрятались в яме на самой вершине Кар-горы. И только самый маленький из них, перед тем как прыгнуть в нее, оглянулся, чтобы в последний раз окинуть взглядом родные места. В это мгновение яма исчезла. Так маленький алангасар остался один. Пока он бродил по свету, набрался разума, выучил язык птиц и зверей, узнал целебные свойства растений. Однажды зимой алангасар повстречал детей. Они не испугались его, напротив, стали с ним играть. В знак благодарности алангасар решил сделать детям небольшие подарки. С помощью своих друзей белок набрал шишек с высоких деревьев. Ударил посохом о землю, и на поляне растаял снег, появились цветы. Ребятишки обрадовались и прозвали алангасара Тол Бабаем. С тех пор их дружба продолжается, а Тол Бабай каждую зиму старается порадовать детей подарками.

ЛЫМЫНЫЛ (СНЕГУРОЧКА)

Поселился Тол Бабай в Шарканском районе и что-то грустно ему стало. Тогда обратился он к метели. Она соткала ему из снежинок ледяную девочку. Так с 2007 года у Тол Бабая появилась помощница – Лымыныл (Ледяная девочка). С тех пор Лымыныл всегда рядом с Тол Бабаем, она помогает ему во всех делах. Внучке, как и деду, сшили костюм. За основу взяли костюм древних удмурток, живших в 3-7 веке нашей эры. На голове у Лымыныл шапочка (такья), она скрывает волосы снежной красавицы. Грудь закрывает оберег.

Изучив все особенности нарядов новогодних персонажей мне захотелось нарисовать открытку к новому году. Вот что у меня получилось.

КАЛЕНДАРЬ УДМУРТСКИХ ПРАЗДНИКОВ НА 2017 ГОД

В России Новый Год давно приобрел характер сугубо светского праздника, лишенного каких-либо элементов религиозности, и вобрал в себя немало примет и обычаев других народов.

Новый Год - праздник семейный, поэтому не забудьте пригласить родителей или сами посетите их. Можно всей семьей съездить в резиденцию удмуртского деда Мороза – Тол Бабая. Живет Тол Бабай в живописном уголке, называемом «Удмуртской Швейцарией», в селе Шаркан, расположенном в 90 километрах от города Ижевска и в 30 километрах от ближайшего города Воткинска.

Место, где живет удмуртский Дед Мороз, называется культурно-туристический центр "Усадьба Тол Бабая".

Тол Бабай - удмуртский Дед Мороз, добрый и справедливый сказочный персонаж, пропагандирующий традиционные семейные ценности и бережное отношение к окружающей среде. Согласно легенде, Тол Бабай - единственный оставшийся в живых из алангасаров, которые жили до появления людей. Он долго бродил по свету, выучил язык птиц и зверей, узнал целебные свойства растений. Однажды зимой алангасар повстречал детей. Они не испугались его, а стали с ним играть. В знак благодарности алангасар решил сделать детям подарки. Ребятишки обрадовались и прозвали его Тол Бабаем. Удмуртский Дед Мороз носит фиолетовую шубу. В руках у него согнутый посох, а на плече - традиционный удмуртский берестяной короб пестерь. У Тол Бабая есть помощница - Лымы Ныл (снежная девочка).

Радостные улыбки детей, слова благодарности - самые лучшие подарки! А помощники Тол Бабая делают всё, чтобы каждый гость уехал из Усадьбы хорошим настроением!"

И www.astromeridian.ru "

Зимний цикл календарной обрядности удмуртов начинался в дни зимнего солнцестояния, называвшегося вожодыр. Первый зимний праздник в честь всего собранного урожая, установления последующего благополучия - Толсур. Со временем его приурочили к Рождеству, отмечаемому 7 января. Поэтому бытовали и другие названия праздника - Ымусьтон (Рождественский), Толсур кезьытълс (Рождественские морозы).

В этот день старались сделать в доме уборку, готовили кушанья, варили пива и кумышку (вотский самогон), приглашали гостей и назначали свадьбы. Со дня Толсура начинались Святки (Вожодыр) с участием молодежи. Обрядовые обычаи праздника - это ряженье (портмаськон) для отпугивания злых духов, а также вечера загадок (мадиськон жыт) и поговорок (визькыл), где играли в жмурки (чимали), пели и плясали. Под влиянием христианства в быту удмуртов утвердились элементы рождественско-новогоднего празднества, объединенного традиционным названием Вожодыр, которым стали именовать период от рождества до крещения. Характерными элементами этого периода были ряженье и гадание.

Работать можно было только днем и поздно вечером. Обязательным обрядовым блюдом в этот день были пельмени, перепечи, яичные лепешки. Заранее договорившись, со всей деревни в один дом несли по тарелке муки и пекли куарнянь - пресные лепешки. Вечером, освятив их, ели. С 7 января начиналось ряжение - портмаськон, пеноаськон, вожояськон, чокморскон, продолжавшееся до 19 января. Каждый ряженый должен был наряжаться три дня подряд. Одним из обязательных моментов ряженья было переодевание мужчин в женщин, а женщин в мужчин. Ряженые шли по деревне от верхних домов вниз по течению реки. По улице проходили со страшными криками, воем, ударяли палками по углам домов. Для святочных игр молодежь подыскивала отдельный дом (старый нежилой дом или новый, но еще не заселенный), где можно было бы проводить вечера. Там в эти дни рассказывали сказки, загадывали загадки, разыгрывали комические сценки пели, плясали

Полное название праздника, который отмечают 19 января – Крещение или Богоявление. Когда-то давно Крещение был главным праздником, даже важнее Рождества. Связано это с тем, что во время обряда перерождается душа человека, что для верующих более важно, нежели рождение тела. Потом Рождество постепенно отделилось от Крещения. Согласно Библии 19 января Иисус Христос был окрещен Иоанном Крестителем в водах реки Иордан. Люди, которые собрались на это события, услышали Бога, который возвестил им о том, что Иисус – это благословенный сын Божий. Именно поэтому второе название праздника – Богоявление.

Крещение господне в 2016 году, как и в другие годы, отмечаются 19 января. Этот праздник имеет постоянную дату. Праздник начинается с вечерней службы в храмах. После службы проводится освящение воды, которую можно набирать, начиная с полуночи.

После службы проводится крестный ход к реке или любому другому водоему. Здесь проходит второе освящение воды и совершается молебен.

Накануне Крещения, как и перед Рождеством, удмурты наводили в домах чистоту и порядок, готовились принимать гостей. Всякие работы в этот день запрещались.

С утра шли к реке, топором чертили на льду крест и на этом месте рубили прорубь: по народным воззрениям, в этот день все злые духи уходили под воду. После завершения официальной обрядовой части взрослое население деревни гуляло, сгруппировавшись по родственному, семейному признаку; переходя поочередно из дома в дом, гостили понемногу у всех. Между угощениями время проводили в разговорах, беседах о хозяйстве, семейных делах, рассказывании побывальщин, и, конечно, пели, главным образом застольные, а также плясовые песни.

Вой дыр – последний праздник в зимнем сезоне календарного года. Поскольку «вой» (масло) и «дыр» (время), то «вой дыр» означает «масленое время». Март назывался «вой толэзь». Следовательно, у удмуртов, как и у русских, Масленица проводилась в конце февраля – начале марта в течение недели (Масленая неделя).

Праздник начинался в нырысету нунал (понедельник) – вой пырон (встреча Масленицы) и завершался в арня нунал (воскресенье) – вой келян (проводы Масленицы). По народному обычаю на Масленую неделю пекли блины (мильым), приглашали родню в гости и сами ходили, устраивали гулянья из дома в дом, справляли свадьбы.

Молодежь и дети в Масленицу развлекались играми. Самым радостным развлечением для молодежи было катание на разряженных лошадях. А женщины и девушки гадали – много ли женщина напрядёт кудели. Старались прокатиться на прялке, чтобы лён вырос высокий.

Проводы Масляницы носили массовый развлекательный характер. На проводах устраивали ряженье, организовывали гондыртон (медвежью пляску). После Масленицы перед Пасхой наступал Великий семинедельный пост, во время которого земледельцы готовились к весенне-полевым работам.

Удмуртские деревни разделялись на две группы. В деревнях первой праздновалось начало масленицы, в деревнях второй – её проводы.

Йo Кеян (Проводы льда)

Проводится во время весеннего половодья, ледохода (дата подвижная, связанная с конкретным событием - вскрытием реки). Празднично одетые жители деревни шли к реке, неся с собой причитающиеся обрядовые блюда и напитки. Каждая хозяйка расставляла их на скатерти, постланной на мосту. Распорядитель обрядов в родовом святилище отрезал от каждого каравая горбушку и опускал её в реку с молитвой-заклинанием. Приносили в жертву кусочки всех блюд, выливали в реку часть напитков.

После жертвоприношения начиналось взаимное угощение и веселье, сопровождаемое песнями и плясками на мосту. В основе празднества и жертвоприношения - умилостивление духа реки с пожеланиями поить водами реки людей и скот, орошать поля и луга, предохранять от засухи и неурожая, пожаров и мора. Молодёжь на мосту веселилась, пела, плясала под гармошку. С берега толкали лёд баграми, рубили его топором, жгли на нём солому, таким образом, провожая лёд.

Шорт миськон

Заметным событием в крестьянской жизни было завершение заготовки пряжи, которое тоже падало на февраль – начало марта. Устраивали общий праздник шорт миськон – стирка пряжи, с гулянием из дома в дом. Женщины носили с собой прялки как символ этого праздника.

Стиркой пряжи женщины занимались около двух недель, поочередно устраивая помочи (веме). Женщины и девушки запрягали лошадь, к дуге привязывали колокольчики. Корчаги и кадки с пряжей устанавливали на сани и с песнями отправлялись к проруби. Перед началом работы одна из старших женщин совершала моление с жертвоприношением: нашептывая молитву (куриськон), в прорубь выливала немного кумышки и бросала кусочек хлеба. После этого все приступали к делу, сопровождая его шутками, песнями.

Закончив работу, с песнями возвращались во двор хозяйки, развешивали моты пряжи и уходили домой ужинать у организатора помочи. На другой день собирались у следующей хозяйки. У северных удмуртов, после завершения стирки пряжи во всех семьях, женщины устраивали праздник шорт туй, т. е. праздник пряжи. Его отличие от других деревенских праздников состояло в том, что женщины при гулянии из дома в дом носили с собой прялки и, зайдя в очередной дом, садились как бы для прядения на прялку, которая была атрибутом этого праздника.

Начало нового земледельческого цикла сопровождалось обрядами изгнания Шайтана, чтобы не испортил праздника, защитой дома в ночь на Великий четверг от нечистой силы.

Акаяшка - весенний праздник в честь начала сева яровых. У Акаяшки много народных названий: Акашка (первая борозда), Геры поттон (вывоз сохи) и Гырон потон (выезд на пахоту). Полевые работы проводились в ветреные, сухие и ясные дни в конце апреля или в начале мая. Накануне Акаяшки устраивали омовение (баню), надевали белые рубахи; готовили кушанье, варили пиво, кумышку; забивали птицу (обычно утку) для жертвоприношения Воршуду (хранителю домашнего очага) в куале (шалаше) в целях «благословения хлеба и питья». Каждая семья (род) выезжала на свой участок (межу) земли и начинала сохой пахать землю. Вспахав часть земли, сделав небольшое углубление, они зарывали «в честь предков» принесенную провизию (лепешку, яйцо и др.), окропляя ее кумышкой. После ручного посева ярового клина с помощью лукошка (куды) засеянное заделывали граблями (мажес).

Праздник продолжался три дня. Первый день - вывоз сохи, во второй день - проводы льда, в третий - чествование сохи и сливался с Пасхой - Акашка уй (буквально - Пасхальная ночь). В четверг перед Пасхой (Великий четверг) женщины стегали своих овец ивовыми прутьями, приговаривая пожелания большого здоровья и приплода. На Пасху съедали освященные во время молитвы сыр, творог и яйца.

Лудэ лэзён

Лудэ лэзён содержал множество разнообразных форм культа домашних животных. Он не имел установленной даты и проводился во время первого выгона скота на летний выпас. Впоследствии слился с христианским днем Святого Егория - 23 апреля (по старому стилю). В этот день животных прогоняли по улице. На Егория, а также в Великий четверг выполняли магические действия, связанные с началом календарного года. Так, накануне Великого четверга вечером мужчины деревни отгоняли из ближайшего леса стуком, выстрелами и громкими криками волков и других хищных зверей. Затем выполняли на усадьбе обережные действия, направленные на защиту людей и скота от «злобных действий оборотней и колдунов»: втыкали в двери избы и хлева можжевеловые или рябиновые ветви, чертили острым железным предметом (серп, коса) круг, чертили сажей христианские кресты. Членов семьи и животных окуривали дымом небольшого костра, разведенного во дворе или можжевеловыми ветками.

Рано утром топили баню. Часть воды, принесенной с реки, женщины отливали в особую кадушку и грели. Согретой водой поили и кормили овсом или хлевом всех домашних животных и птиц. В курятник несли золу, обсыпали скот муравейником, пускали в хлев мошкару, чтоб скота было много. Очень важным действием в этот день, как и во время выгона скота на пастьбу, считалось пересчитать до восхода солнца весь домашний скот и птицу в дымовое окошко или печную трубу. После свершения этих и других действий в день лудэ лэзён садились за семейный праздничный стол.

Государственный герб Удмуртской Республики представляет собой круглый щит красно-чёрного цвета с изображенным на нём белым лебедем с раскрытыми крыльями. Окружность щита обрамлена лентой красно-бело-чёрного цвета. Красная половина щита находится в верхней части круга.

Крылья птицы вписываются в окружность, диаметр которой равен расстоянию от верхних точек внутренних линий хвостового оперения до высшей точки окружности ленты, обрамляющей щит. Верхние перья крыльев птицы касаются линии, проведенной по высшим точкам малых солярных знаков, и выходят за пределы щита, доходя до середины белой полосы ленты, обрамляющей щит. Угол, образуемый верхними линиями крыльев, равен 90 градусам. Его вершина находится в центре головы птицы. На крыльях птицы по 26 перьев, в хвостовом оперении - 8. Угол, образуемый внешними линиями оперения, равен 36 градусам. Его вершиной является центр щита.

На груди птицы расположен восьмиконечный солярный знак - оберег красного цвета, вписывающийся в окружность, диаметр которой в 4,5 раза меньше диаметра щита. Ширина полос солярного знака равна 1/3 диаметра его окружности. Каждая полоса завершается двумя симметричными зубцами, внутренние стороны которых образуют угол в 90 градусов с вершиной, углубленной к центру знака на 1/2 ширины полосы. Центр солярного знака ниже центра щита на 1/10 диаметра щита. Над каждым крылом лебедя расположен солярный знак белого цвета, вписывающийся в окружность, диаметр которой в два раза меньше диаметра окружности большого солярного знака.

Центры трёх солярных знаков являются вершинами равнобедренного треугольника, высота которого равна половине диаметра щита, а верхняя горизонтальная сторона в 2,5 раза меньше его диаметра. Ширина обрамляющей щит ленты равна 1/10 диаметра щита. Лента состоит из равновеликих полос чёрного, белого и красного (к центру круга) цветов. Между красной полосой ленты и окружностью щита имеется просвет, ширина которого равна 1/12 ширины трёхцветной ленты. В верхней части щита концы ленты не смыкаются. Каждый из них завершается двумя симметричными зубцами, внутренние стороны которых образуют угол в 90 градусов с вершиной, углубленной в саму ленту на 1/2 её ширины. Расстояние между вершинами этих углов равно диаметру окружности, описывающей большой солярный знак.

В нижней части щита лента образует складку. На красной полосе складки расположена надпись чёрного цвета «Удмурт Республика», на белой - «Удмуртская Республика».

Тулыс Геры - обряд весенних работ

Обряд начала весенних полевых работ. Сроки его проведения определялись на деревенском сходе.

Гербер, Гырон быдтон, Гершид

Это один из значительных праздников – молений (куриськон) удмуртов о предстоящем урожае. Праздник известен почти всем этническим группам удмуртов, хотя названия могут быть разные: Гербер (т.е. после плуга), Гершид (буквально: гери шид, т.е. суп (каша) в честь плуга), Гырон быдтон (завершение вспашки).

Гырон быдтон проводится на лугу в период цветения. По поверьям удмуртов, их Бог Вось 1 июня из молитвенного храма Купалы улетает на луга и возвращается обратно в Петров день (12 июля). Поэтому в этот период они молятся не в храме, а на природе.

Гырон быдтон продолжается несколько дней, молодежь водит хороводы, игры. Проводятся соревнования, скачки на лошадях, а победителям в качестве приза вручали вышитые узорами полотенца и кисеты. Их заранее заготавливали замужние женщины (молодухи). В этот день играли свадьбы и устраивали молодежные гулянья. Празднество, как правило, завершалось кратким молебном о будущем урожае.

Казалось бы, до Нового года еще почти два месяца. Но задуматься о том, где его отметить, стоит уже сейчас. Именно поэтому «Комсомолка» подготовила для вас справочник с базами отдыха, где для гостей готовят праздничную программу с поздравлениями Деда Мороза и Снегурочки.

Оздоровительный комплекс «Березка»

9 км Якшур-Бодьинского тракта

2-местный номер – 3500-5000 руб.

4-местный номер – 5500-6000 руб.

В стоимость входит: поздравление Деда Мороза и Снегурочки, новогодняя дискотека с 00:30 до 05:00, игровая комната с аниматором 31 декабря с 18:00 до полуночи.

Еду и напитки нужно брать с собой.

Дополнительные услуги:

Баня (до 10 человек) – 2100 руб. за 2 часа, каждый последующий час – 850 руб., каждое дополнительное место в баню – 200 руб.

Мангал с дровами (без угля) – 500 руб. за 8 часов

Решетка для барбекю – 50 руб.

Инвентарь (лыжи, коньки, тюбинги) – 100 руб. за час

Бронирование по тел. 59-25-15

Оплата по адресу: ул. Карла Маркса , 219а, оф. 206

Лыжный комплекс им. Галины Кулаковой


14-й км Як-Бодьинского тракта (лыжная база «Югдон»)

Цена за сутки: без банкета – 1900-2000 руб. с человека, с банкетом – 3700-4900 руб. с человека.

В стоимость входит:

Без банкета - проживание в номере выбранной категории, дискотека, праздничные гуляния 1 января, страховка

С банкетом - проживание в номере, банкет, развлекательная программа, завтрак, праздничные гуляния 1 января, бассейн, страховка.

Дополнительные услуги:

Баня с бассейном, сауна (до 12 человек) - 1000 руб. за 1 час

Прокат лыж, тюбингов, аренда мангала, бильярд - 100 руб. за час

Настольный теннис - 50 руб. за час

В каникулы:

Комната на дневное пребывание - 1000 руб.

Комната на сутки - 550-800 руб. с человека

Бронирование по тел.: 8-912-745-93-97, 8-912-858-53-04

Детский оздоровительный лагерь «Дружба»

14 км Якшур-Бодьинского тракта, за п. Югдон

Цена за сутки: взрослый – 3300-5800 руб., ребенок – 2700-4000 руб.

В стоимость входит: проживание в номере, новогодний банкет с развлекательной программой, поздний завтрак, праздничные гуляния 1 января, страховка.

Шоу-программа: ведущий, Дед Мороз и Снегурочка, конкурсы и розыгрыши, музыкальные, танцевальные шоу, зажигательная дискотека.

Дополнительные услуги:

Сауна (до 15 человек) - 1400 руб. за час

Баня (до 12 человек) - 950 руб. за час

Русская баня - 1200 руб. за час

Прокат лыж, коньков, тюбингов, аренда мангала - от 50 руб.

Бильярд - от 120 руб. за час

Настольный теннис - от 60 руб. за час

Аэрохоккей - от 50 руб. за час

Катание на собачей упряжке - 200 руб. за круг

Лазертаг - 300 руб. за час

Пейнтбол - от 600 руб. за игру

Веревочный парк - от 250 руб. за 1 проход

Бронирование по тел. 8-912-858-53-04

Клуб-отель «Радуга»


33 км Якшур-Бодьинского тракта

Цена за двое суток: взрослый – 5500-11 000 руб., ребенок до 3 лет – 1000 руб., ребенок до 14 лет – 5000-8000 руб. (цена зависит от уровня номеров).

В стоимость входит: проживание, новогодний банкет с развлекательной программой (меню утвержденное, спиртные напитки заказывают по алкогольной карте заранее, дети до 14 лет по детскому меню), 2 завтрака по системе «шведский стол», развлекательная программа на улице, праздничный ужин с развлекательной программой 1 января, спортинвентарь (лыжи, тюбинги, коньки, бильярд, настольный теннис, дартс), сладкие подарки для детей, детский мини-клуб, детская новогодняя елка, медицинская страховка, стоянка.

Дополнительные услуги : бани, сауна, мангалы, катание на лошадях, караоке, пейнтбол (по предварительному бронированию и договоренности).

Бронирование по тел. 500-100

Спортивный комплекс «Чекерил»


Завьяловский р-н, дер. Шудья

Аренда дома на двое суток: взрослый – 12 200 -17 000 руб., ребенок до 12 лет – 6 100-15 100 руб., ребенок до 6 лет – 1000-4000 руб.

В стоимость входит:

Для взрослых - проживание, новогодний банкет с развлекательной программой, 2 завтрака, развлекательная программа на улице 1 января, глинтвейн, пользование бассейном, джакузи, финской сауной с 7.00 до 11.00, мангальная зона, расширенная медицинская страховка, карточка на услуги СК «Чекерил» номиналом 500 руб., стоянка.

Для детей – проживание и питание по выбранной программе, детская новогодняя елка, сладкий новогодний подарок, работа детской игровой комнаты, развлекательная программа на улице 1 января, безалкогольный глинтвейн, пользование бассейном, джакузи, финской сауной с 07.00 до 11.00, расширенная медицинская страховка.

Дополнительные услуги: прокат горнолыжного оборудования, беговых лыж, тюбингов, коньков, аренда банного комплекса вместимостью до 30 человек: бассейн – 11м, джакузи, турецкий хамам, 2 финские сауны, ведро «Русский душ», купель, барная зона.

Бронирование по тел. 930-493

КСТАТИ

Базы отдыха, где не будет праздничной программы. Но здесь можно организовать праздник самим.

База отдыха «Рябинушка»


Сарапульский район, д. Дулесово

Заселение: комната на 2 человека – 2000 руб. в сутки, дом на 8 человек – 9600 руб., дом на 6 человек – 7100 руб., дом на 4 человека – 4700 руб., дом на 4 человека – 4700 руб.

Баня – 1000 руб. за 2 часа, банная простыня – 50 руб., полотенце – 70 руб.

Мангал – 200 руб. за разовое пользование (одно приготовление), дрова (не более 3 кг) – 200 руб., уголь – 200 руб. за 3 кг, шампуры, решетки-барбекю – 50 руб. за разовое пользование

Бильярд – 250 руб.за час

Предоставление посуды (кастрюля, половник, сковорода) – 100 руб. за сутки

Бронирование по тел. 64-08-88

База отдыха «Молдаванский пруд»

с. Завьялово, ул. Гольянская, Молдаванский пруд

Дом – 30 000 за сутки на 10 человек.

В стоимость входит: русская баня на дровах с душем (не ограничено), бассейн, караоке, спутниковое ТВ , камин, кухня, большой двор с живой новогодней елкой и детской площадкой, мангал, казан, крутая горка с тюбингами, ныряние в прорубь, игры в шашки, шахматы, нарды, подарки детям от Деда Мороза.

Новогоднее меню: в стоимость войдет небольшой набор алкогольных и безалкогольных напитков.

Дом (без ночевки) – от 900 руб. за час (до 10 человек)

Бронирование по тел. 77-57-98

Коттедж «Бобровый лог»


Завьяловский р-н, с. Юськи

Коттедж (в новогоднюю ночь) - 30 000 руб.

В стоимость входит: 12 спальных мест, баня - 3 часа (каждый последующий час – 700 руб.), постельное белье, мангал, решетки-барбекю, посуда.

В каникулы:

Большой дом – от 15 000 руб. (до 15 человек за сутки)

Маленький дом – от 8000 руб. (до 12 человек за сутки)

Баня по договоренности

Бронирование по тел.: 8-982-998-44-75, 8-965-844-33-36

Тюбинг-парк «Болгуры»

Воткинский район, д. Болгуры, 38 км от Ижевска

Места на новогоднюю ночь в парке уже заняты. Зато здесь можно весело провести рождественские каникулы.

Цены:

Аренда дома (от 6 человек) – 6000 руб. за сутки за весь дом

Баня (до 10 человек) – 1000 руб. за час. Действует акция: при оплате 4 часов бани, 2 часа в подарок

Тюбинг + 2 подъемника – 300 руб. за час

Троллей (тарзанка 520 метров) – 300 руб. за спуск (40 секунд)

Банан со снегоходом - 250 руб.

Банкетный зал (до 50 человек) – от 8000 руб.

Беседка – от 500 руб. 3 часа

Бронирование по тел. 56-13-26

Усадьба «Мирное»

12 км от Ижевска, район Ягула

Аренда дома - 1000 руб. с человека в сутки

Баня с бассейном - 700 руб. в час (до 20 человек)



Рассказать друзьям