Трансовая терапия милтона эриксона. Вы смотрите, но вы не слушаете

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Приводимые далее цитаты, взятые из различных статей и лекций Милтона Эриксона, представлены здесь для того, чтобы передать его мысль о важности наблюдений в развитии научного понимания и в формировании клинических умений. Кроме того, они являются примерами способности к наблюдению самого Эриксона.

Следует отметить, что многие цитаты, использованные в этой и следующих главах, взяты из “Сочинений Милтона Эриксона, посвященных гипнозу” в четырех томах, изданных под редакцией Эрнеста Росси в 1980 году издательством “Ирвингтон” (“The Collected Papers of Milton H. Erickson on Hypnosis ”, 4 volumes, edited by Ernest L. Rossi, Irvington Publishers, 1980). Каждый раз, когда представится такая возможность, в скобках после цитаты будет указываться год написания или год публикации, чтобы читатель мог лучше ориентироваться в действительном времени появления различных высказываний и источниках, откуда они взяты. Полный перечень источников приводится в списке литературы.

Большая часть наших знаний о психологических процессах получена в результате клинических наблюдений .

(Erickson , 1980. Vol . III , 16, р . 145)

Любые дискуссии в отношении психотерапии или гипнотерапии требуют объяснения некоторых общих соображений, сформировавшихся на основе непосредственных клинических наблюдений .

(Erickson , 1980. Vol . IV , 4, р . 36)

Человек испытывает личное удовлетворение, когда предлагает свои теории и гипотезы, но было бы куда лучше исследовать действительные явления. Исследования должны быть организованы вокруг реальных феноменов, а не вокруг репутации самого исследователя или хорошо аргументированных теорий, изложенных в публикациях и пытающихся объяснять некоторые неисследованные явления .

(Erickson , 1980. Vol . II , 33, р . 344-345)

Говоря иными словами, нам необходимо взглянуть на исследования гипноза не на основании тех наших терминов, в которых мы мыслим и разрабатываем свои гипотезы, а с точки зрения того, что мы можем реально сделать, - с точки зрения действительных наблюдений, открывающих уникальные, многообразные и удивительные формы человеческого поведения, при нашем правильном понимании оказывающиеся состояниями сознания, которые могут быть направлены и использованы в соответствии с внутренними законами, присущими человеку, но пока неведомыми нам .

(Erickson , 1980. Vol . II , 33, р . 350)

Когда я намерен узнать что-либо, я бы хотел, чтобы это знание не было искажено несовершенным знанием кого-то другого .

(Erickson , 1980. Vol . I , 4, р . 114)

Каждый раз, когда я демонстрирую что-либо перед профессиональной аудиторией, я говорю: “Сейчас вы ничего не видите, ничего не слышите, ничего не думаете. Вот три последовательных шага”. Люди обычно заявляют: “Эриксон делает что-то мистическое и таинственное”. Гораздо проще думать обо мне, что я делаю нечто особенное, чем научиться действительно наблюдать и реально мыслить.

(Erickson & Rossi , 1981, p . 249)

Вы не были полностью внимательными по той простой причине, что, разговаривая с вами, я то входил в транс, то выходил из него. Я научился входить в транс произвольно и могу обсуждать что-либо с вами, наблюдая в то же время, как плед поднимается до вот такой высоты (Эриксон показывает)... Я могу входить в транс и выходить из него так, что ни вы, ни кто-либо другой не заметит этого.

(Zeig, 1980, p. 191)

Вы смотрите, но вы не слушаете.

(Zeig, 1980, p. 70)

Итак, ходите вокруг с ничего не выражающим лицом; ваш рот закрыт, а глаза и уши открыты. Вы не торопитесь высказывать свою оценку до тех пор, у вас не будет явных доказательств, подтверждающих ваши умозаключения.

(Zeig, 1980, p. 234)

Понимание того, что является нормальным или обычным, необходимо для обретения понимания ненормального и необычного .

(Erickson , 1980. Vol . II , 18, р . 179)

Каждому, кто занимается психотерапией, следовало бы знать всю широту диапазона человеческого поведения.

(Erickson & Rossi , 1981, p . 86)

Вам необходимо наблюдать обычное человеческое поведение и быть готовым использовать его.

(Erickson & Rossi , 1981, p . 17)

Я знаю, что вы смогли бы сделать это, потому что все другие люди делали это!

(Erickson & Rossi , 1981, p . 231)

Вы работаете с пациентами и вы работаете со своим собственным пониманием, а ваше понимание возникает из вашего знания о том, как вы ведете себя. В своих наблюдениях поведения других людей вам необходимо опираться на наблюдения своего собственного поведения в прошлом.

(Erickson , Rossi & Rossi , 1976, p . 289)

Кэй Томпсон (1975) говорил, что Милтон Эриксон собрал все лучшее, что было в психотерапии в простом слове, которое мне кажется весьма подходящим - это слово “Наблюдай!”

(Beahrs, 1977, p. 60)

Таким образом, у вас есть ум, открытый восприятию всего нового; не критический, оценивающий ум, а исполненный любопытства ум ученого, удивляющийся каждой реальной ситуации. И уже только потом вы можете попытаться давать оценку.

Чем больше вы будете расширять понимание природы человека, биологических процессов, истории индивидуальной жизни, а также знания о своих собственных индивидуальных реакциях и потенциальных возможностях, тем лучше вы будете практически действовать и тем лучше станет ваша жизнь.

(ASCH, 1980, Запись лекции 16. 07. 1965)

Я думаю, для вас чрезвычайно важно наблюдать все возможное, а затем, если вы захотите использовать гипноз, вы будете знать, как именно выразить словами ваше внушение, чтобы оказать наибольшее воздействие на пациента и добиться от него ответной реакции.

(ASCH, 1980, Запись лекции 16. 07. 1965)

Если вы тщательно будете наблюдать за большим количеством людей, вы научитесь осознавать их поведение.

(Zeig, 1980, p. 161)

Когда вы смотрите на какие-либо вещи - смотрите на них внимательно.

(Zeig, 1980, p. 169)

Если вы научитесь наблюдать, вы сможете научиться осознавать происходящие изменения почти мгновенно.

(Zeig, 1980, p. 233)

Именно по этой причине необходимо наблюдать за людьми, наблюдать и еще раз наблюдать.

(Zeig, 1980, p. 351)

А теперь я хочу подчеркнуть еще одну вещь. Ради Бога, посмотрите же внимательно на своего пациента! Увидьте его.

(ASCH, 1980, Запись лекции 16. 07. 1965)

Встречаясь с пациентом, вы наблюдаете за ним. Познакомьтесь получше с ним. Осознайте малейшие моменты, проявляющиеся в его поведении.

(ASCH, 1980, Запись лекции 16. 07. 1965)

Моя задача состоит в том, чтобы наблюдать за пациентом и работать с ним .

(Erickson , 1980, Vol . II , 34, р . 352)

Я очень внимательно наблюдаю за всем происходящим.

(Zeig, 1980, p. 285)

Я обучал его (доктора Росси ) искусству наблюдения.

(Erickson & Rossi , 1981, p . 107)

Когда бы я ни занимался наблюдениями, я всегда записываю их, запечатываю в конверт и прячу в ящик стола. Позднее, когда я сделаю новые наблюдения, я снова записываю их и сравниваю со сделанными ранее.

(Zeig, 1980, p. 159)

Когда я начинаю беседу с пациентом, я прежде всего делаю визуальный и слуховой обзор ситуации. Я хочу узнать, что может видеть и слышать мой пациент и как перемещение взгляда или изменение положения может изменить содержание его визуального поля. Мне интересны все возможные звуки, в том числе и шумы на улице, которые могут вторгаться в ситуацию .

(Erickson , 1980, Vol . II , 34, р . 352)

Я отмечаю, как она облизывает свои губы; отмечаю направление ее взгляда и все остальные движения ее тела .

(Erickson , 1980, Vol . II , 9, р . 222)

Я всегда интересовался антропологией, и думаю, что эту науку должны знать все психотерапевты, так как различные этнические группы имеют разный образ мысли.

(Zeig, 1980, p. 119)

Если вы будете наблюдать за детьми, то поймете, что они делают подобные вещи постоянно .

(Erickson , 1980, Vol . I , 21, р . 441)

У меня восемь детей, и я видел, как каждый из них открывал свою физическую идентичность. Все они следовали одному и тому же общему паттерну.

(Zeig, 1980, p. 236)

Не разглядывайте слишком пристально близких вам людей или членов вашей семьи. Ведь при этом происходит вторжение в личную тайну другого человека.

(Zeig, 1980, p. 161)

Когда вы наблюдаете за другими людьми или за членами вашей семьи, ваше врожденное чувство вежливости и уважения перед личной тайной другого человека удержит вас от попыток изучения.

(Zeig, 1980, p. 162)

(Zeig, 1980, p. 162)

Когда женщина начинает половую жизнь, изменяется биологическое функционирование ее организма, и в этот процесс вовлечено все тело. Когда половая жизнь становится регулярной, изменяются ее волосы, брови становятся на миллиметр длиннее, подбородок становится немного тяжелее, губы - полнее; изменяется форма рта, содержание кальция в позвоночнике, центр тяжести, грудь становится больше, а жировая прослойка на бедрах - плотнее.

(Zeig, 1980, p. 161)

Несколько лет назад я записал около 40 страниц текстов своих внушений, сократил их до 20 страниц, а потом и до 10. Затем я тщательно сформулировал каждую фразу, сжав текст еще больше, до пяти страниц. Каждый, кто серьезно хотел бы научиться искусству внушения, должен сделать нечто подобное, чтобы действительно осознать произносимые им слова .

(Erickson , 1980, Vol . I , 23, р . 489)

Я бы хотел отметить, насколько все связано - даже если это не сразу заметно. Есть язык, который я тщательно изучил. Я знаю все части речи, значение всех слов. Поскольку я тщательно изучил все это, я могу легко разговаривать на этом языке.

(Erickson & Rossi , 1979, p . 295)

Мне кажется, никто не понимал смысла моих вопросов о дыхании. Вскоре я начал оставлять свои вопросы при себе, поскольку все отвергали их как глупость. Но это лишь усиливало мое любопытство .

(Erickson , 1980, Vol . I , 16, р . 363)

Милтон Эриксон - об авторе

Милтон Эриксон от рождения был лишен правильного цветоощущения, не различал звуки по высоте и был не способен воспроизвести музыкальную мелодию. В детстве страдал от нарушения процесса чтения и дислексии, а в семнадцатилетнем возрасте Милтон перенёс полиомиелит и смог вести полноценную жизнь благодаря разработанной им самим программе реабилитации. Однако в пятьдесят лет метод перестал давать результаты и в последние годы жизни Милтон был прикован к инвалидному креслу, его мучили постоянные сильные боли и он был частично парализован.

В 1936 году Милтон Эриксон написал статью, в которой изложил результаты своего эксперимента с тестом словесных ассоциаций, суть которого состоит в том, что человек бессознательно дает ассоциативную связь на стимульное слово теми словами, которые описывают его проблему. Например, на стимульное слово «живот» испытуемая дала такие слова: большой, беспокойство, младенец, бояться, операция, болезнь, забыто. И это была информация о её нежелательной беременности, которую она не помнила. Используя некоторую обратную логику, Эриксон понял, что психотерапевт мог бы обратить весь процесс и послать замаскированное сообщение клиенту в виде рассказа. Именно тогда у него возникла идея создания особого языка гипноза, в котором внушение проводится мягко, без насилия минуя сознание пациента. Составляющими этого гипнотического языка является поэтичность и образность, разноплановость подаваемой информации для Сознательного и Бессознательного, бережность и уважение желаний пациента.

Эриксон стал основателем удивительного направления в психотерапии, — краткосрочной стратегической психотерапии, нового способа гипноза-транса, который сегодня называют эриксоновским.

Милтон Эриксон - книги бесплатно:

Книга посвящена детальному разбору случая из практики Милтона Эриксона – легендарного и, возможно, самого крупного целителя нашего времени...

Анализ этого случая содержит многоуровневую коммуникацию с бессознательным пациентки и...

Читателю предоставляется уникальная возможность ознакомиться с избранными работами самого Милтона Эриксона и, таким образом, заглянуть в его `творческую мастерскую`. Оригинальный афористичный стиль, блестящая клиническая интуиция...,

Официальное место Милтона Г. Эриксона (1901 — 1980) в пантеоне крупнейших врачевателей века общепризнано: создатель нового — недирективного, “мягкого”, или эриксоновского — гипноза и короткой стратегической психотерапии. Одного этого...

Милтон Эриксон - всемирно признанный психотерапевт XX века. "Мой голос останется с вами" - самая известная и читаемая книга Милтона Эриксона. Этот тщательно подобранный сборник психотерапевтических историй и анекдотов доставит вам массу...

Название: Стратегия психотерапии.

Милтон Г. Эриксон признан во всем мире как автор высокоэффективного направления психотерапии. Среди психотерапевтов ему нет равных: настолько разнообразен его творческий подход, велики проницательность, изобретательность и интуиция. Возможно, он был лучшим психотерапевтом XX века. Это, пожалуй, не преувеличение. Вклад Эриксона в практику психотерапии столь же значителен, сколь и вклад Фрейда в ее теорию.

Индукция различных состояний транса - первейшая задача гипнотерапевта. Однако при ее решении, особенно при наведении глубокого гипноза, возникает множество проблем. Погружение пациента в состояние легкого транса и удержание его в этом состоянии в течение продолжительного времени также связано с немалыми трудностями. Большие сложности возникают и при индукции транса той или иной стадии у разнородных групп пациентов или когда приходится раз за разом в течение лечебного курса погружать одного и того же пациента в одно и то же гипнотическое состояние.
Это объясняется тем, что стадии и течение транса зависят от самооценки пациента и его межличностных отношений. Эти отношения и самооценка непостоянны и меняются вместе с субъективными реакциями в ходе каждого гипнотического сеанса. Кроме того, каждая отдельная личность уникальна, и ее поведение, как непроизвольное, так и сознательное, меняется в зависимости от времени, ситуации, поставленных целей и от тех людей, с которыми она вступает в контакт.

Оглавление
Предисловие редакции 2
Глубокий гипноз и его индукция 3
Общие положения 3
Описание глубокого гипноза 7
Приспособление всех гипнотических приемов к испытуемому 8
Необходимость оберегать личность гипнотика 9
Манипулирование сознательным и непроизвольным поведениями испытуемого во время индукции транса 10
Метод путаницы 15
Репетиционный метод 17
Метод множественной диссоциации 19
Метод внушения постгипнотических действий 19
Метод овладения поведением больного 20
Исторические заметки о левитации руки и других идеомоторных методах 35
Методы пантомимы при гипнозе и их скрытый смысл 37
Методы “сюрприза” и “мой друг Джон” (минимальные “ключи” и естественные эксперименты) 41
Метод путаницы в гипнозе 51
Природа и характер постгипнотического поведения 70
Гипнотическое исследование психосоматических явлений; психосоматические взаимосвязи, изучаемые с помощью экспериментального гипноза 86
Специальное исследование природы и характера различных состояний сознания, проведенное совместно с Олдосом Хаксли. 93
Использование автоматического письма при интерпретации и коррекции симптомов навязчивой депрессии 108
Избавление от навязчивой фобии посредством коммуникации с подсознательной второй личностью 117
Псевдоориентация во времени как гипнотерапевтическая процедура 133
Специальные методы краткой гипнотерапии 148
Терапия психосоматической головной боли 163
Гипнотерапия психосоматических проявлений у стоматологических пациентов 166
Педиатрическая гипнотерапия 170
Натуралистические методы гипноза 173
Идентификация безопасной реальности 179
Гипнотически ориентированная психотерапия при органическом поражении головного мозга 183
Гипнотически ориентированная психотерапия при органическом заболевании мозга (дополнение) 199
Груз ответственности при эффективной психотерапии 201
Метод гипноза для пациентов с настойчивым сопротивлением: пациент, методика лечения, основы лечения и эксперименты 204
Метод и его рациональное зерно 205
Первый рабочий эксперимент 211
Второй рабочий эксперимент 216
Третий рабочий эксперимент 218
Анализ и комментарии 222
Гипноз при неизлечимых заболеваниях, сопровождающихся тяжелым болевым синдромом 224
Библиография 227

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Стратегия психотерапии. Эриксон М. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

В психологии есть много ученых, которые так или иначе повлияли на развитие науки. Но особое место среди них занимает Милтон Эриксон, который своими идеями перевернул сознание многих людей. Это выдающийся психотерапевт двадцатого века, который сделал значительный вклад в современную медицинскую и психологическую науку. Об этом свидетельствуют не только авторские труды, но и многочисленные публикации о нем.

Милтон Эриксон: биография

В конце девятнадцатого века родители известного психотерапевта переехали в Неваду с целью добычи серебра и золота. Там 5 декабря 1901 года родился известный психотерапевт Милтон Эриксон.

В школу он пошел уже в Висконсине. Учеба давалась ему нелегко из-за дислексии. В 1919 году, после окончания школы, Милтон заболел полиомиелитом. Эта инфекция сказалась на всех системах его организма, и врачи прогнозировали ему недолгую жизнь, проводимую только в лежачем положении. Имея большой запас времени, будущий известный ученый тратил его на воспоминания и тренировку чувств, которые отвечают за восприятие. Он тратил месяцы на мысленную разработку необходимых ему движений для того, чтобы посмотреть в окно, взять ложку в руки и так далее. Не прошло еще и года после парализации всего тела, как Милтон Эриксон уже мог на костылях приходить в Висконсинский университет. Упорный физический труд привел к тому, что через два года молодой студент мог уже ходить без костылей, слегка прихрамывая, также у него увеличилась масса тела, решились все проблемы с позвоночником. Тщательно изучая работы Лурия и других психотерапевтов, Эриксон на основе своих ощущений вывел много принципов в работе с людьми с помощью гипноза и просто консультирования.

В 50 лет Милтона Эриксона настиг синдром постполиомиелита, после чего он смог восстановить свои силы лишь частично. Оставшиеся годы он провел в инвалидном кресле, а умер в 78 лет.

Принципы Милтона Эриксона и сейчас активно используются в медицине и психологии, помогая людям обрести душевное равновесие. Он не только увлекался гипнозом, но и верил в силу подсознания, которой отдавал львиную долю выздоровления и изменения личности человека.

Личность Милтона Эриксона

Биография этого ученого только подтверждает силу его духа. Не каждый может добиваться результатов с помощью только мышления и большого желания. Эриксон - пример сильного человека, смело идущего к своей цели. У него была цель - начать ходить, и он начал. Он хотел восстановить все двигательные функции организма - у него в молодом возрасте это получилось.

Также многие отзывались о нем как об оптимистичном человеке с отменным чувством юмора. Он никогда не позволял себе падать духом, верил в силу подсознания и движущие силы человека, которые могут делать практически невозможное. О силе его духа свидетельствуют цитаты Эриксона. Вот некоторые из них:

  • "Ничего по-настоящему не заканчивается, пока мы живы".
  • "Мы очень быстро обучаемся в ситуациях, которые нам не нравятся".
  • "И в каждой жизни должен дождь пролиться. И будут дни, что мрачны и печальны".
  • "Всегда ставьте себе реально выполнимую цель в ближайшем будущем" и так далее.

Истории Милтона Эриксона и его взаимодействие с пациентами свидетельствуют о сильном влиянии его на них. Ему нравилось косвенное влияние на людей - в ходе беседы, не указывая прямо на проблемы, Милтон изменял мышление и поведение человека.

Отношение Эриксона к оплате своего труда

Милтон Эриксон никогда не отличался жадностью или любостяжанием. Он брал плату за свои услуги психотерапии или гипноза, но у него не было конкретной суммы для всех. Ученый был уверен, что для работы над собой человек должен жертвовать чем-то материальным, но входил в положение каждого клиента. С бедных людей и студентов он практически ничего не брал. Психотерапевт был одним из немногих людей, которые работали за идею. Он никогда не ставил на первый план свое обогащение, а полностью посвящал себя науке. Милтон хотел как можно больше ее развивать и изучать формы поведения разных людей.

Существует 5 принципов Милтона Эриксона в работе с клиентами, которые помогали ему и его последователям изменять мышление человека.

Первый принцип работы с людьми по Эриксону

С людьми все Ок . Он гласит, что каждый человек может развиваться и изменяться всю жизнь. Каждый достигнутый уровень развития является опорой для дальнейшего личностного роста. С процессом возрастания личности возникают различные точки зрения, видения ситуации, с помощью которых мы можем анализировать все происходящее и извлекать уроки. Зная, что в каждый момент жизни с нами все Ок, мы видим немного больше, чем видели раньше, то есть выходим за рамки привычного, прежнего. На основе этого имеем возможности выбора.

Второй принцип психотерапевта

Фокусировка на ... Сознание ограничивает наши возможности анализа информации. Гораздо больше мы воспринимаем своим подсознанием. С помощью определенных техник Милтон поворачивал беседу так, что человек мог лучше узнать и понять свои ощущения, сделать правильный для него в этой ситуации выбор. После этого клиент обретает внутренние силы, уверенность в себе, перестает нуждаться в советах посторонних.

Наилучший выбор человека

На данном этапе жизни человека он всегда делает наилучший выбор из того, что может проанализировать. У Эриксона не было понятия "плохие решения", он был уверен, что для клиента определенной решение - оптимальное в конкретной ситуации. Если ориентироваться на "так должно быть", человек постоянно будет о чем-то сожалеть. Эриксон утверждал, что важно понять клиента, ведь он -

Четвертый принцип по Эриксону

Положительное намерение в поведении . Этот принцип гласит о том, что каждое действие человека базируется на хороших намерениях. В определенный момент мы имеем конкретные потребности, которые с помощью некоторых форм поведения удовлетворяем. Через время мы можем уже не понимать, почему приняли то или иное решение или поступили так или иначе. Но если верить, что любое действие имеет положительное намерение, Милтон Эриксон утверждал, что мы будем выходить на новый уровень понимания, влекущий за собой изменение личности.

Неизбежность изменений

В постоянном изменении мышления внешнее поведение человека также меняется. Настраивая себя на положительный лад, применяя эриксоновские принципы, человек становится способным помочь сам себе в трудностях, а также может оказывать элементарную терапевтическую помощь другим.

Техники психотерапевта

Техники Милтона Эриксона в практике гипноза широко используются во многих странах мира. Развивая в других положительное отношение к себе и всему миру, он совершенствовал свои терапевтические техники в работе с клиентами. Существует несколько известных техник наведения транса Эриксона.

  1. Скажите "Да" - в процессе беседы психотерапевт использует утверждения, с которыми клиент постоянно соглашается, усыпляет его бдительность, и на утверждение, с которым он, может быть, и не согласен, он тоже отвечает "да".
  2. - поведение, несвойственное в конкретной ситуации. Собеседник находится в замешательстве, а психотерапевт дает указания, которые клиент точно выполняет.
  3. Забалтывание. Этим приемом пользуются цыгане. Психотерапевт произносит набор слов, перескакивая с одной темы на другую. Человек, пытаясь понять смысл, теряется, его сознание не справляется с потоком информации, в это время инструкция к действию поступает прямо в подсознание.
  4. Перегрузка - двойное наведение. Два человека становятся с разных сторон по отношению к клиенту, жестикулируют, прикасаются и забалтывают его. Все модальности получаются перегруженными (аудиальная, кинестетическая и визуальная), сознание отключается.
  5. Этим приемом активно пользовался его автор - Милтон Эриксон. Цитаты, истории, посылы в нем используются, но первые две рассказываются не до конца, в самом интересном месте прерываясь. Третья история с указаниями к поведению рассказывается до конца, затем заканчивается вторая и первая. Человек входит в легкий транс.


Рассказать друзьям