Когда возникло крещение. В какие дни Крещение не совершается? Можно ли креститься беременной

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КРЕЩЕНИЯ

В 26-ти летнем возрасте Иисус после долгого пятилетнего отсутствия вернулся на родную землю. Узнав, что Иоанн Креститель находится у себя дома, Иисус тут же поспешил его увидеть. 3 сентября состоялась встреча двух друзей.

Обряд крещения возник после распятия Христа. Принимая крещение, человек начинал верить в Христа, распятого на кресте. Во времена Иоанна же ещё не было распятия – как символа христианства. Иоанн же в те времена просто окунал человека в воду, смывая с него все прошлые грехи.
Очистившись человек был готов к новой жизни, он как бы был готов принять новую веру.
На это Иоанн им отвечал: - Я крещу вас в воде, но придёт тот, кто могущественнее меня, я не достоин даже развязать ремни Его сандалий. Он будет крестить вас Духом Святым и огнём. Лопата, которой Он просеивает зерно от соломы, уже у Него в руках, зерно Он соберёт в хранилище, а солому сожжёт в неугасимом огне . Это выражение было понято неправильно, им воспользовались те, кто хотел навязать новую веру огнём и мечом. Во времена средневековья инквизиторы «во имя Христа» живьём сжигали на костре еретиков, они обращали в христианство целые народы по всему миру, производя крещение не водой и Божьим словом, а огнём и мечом.
Иоанн никогда не "крестил" толпы евреев со всей Иудеи - ему никто не позволил бы это делать. На страже иудейской веры стояла многотысячная армия фарисеев, саддукеев и священников. "Тора" резко отрицательно относилась к тем, кто изменял вере предков, и в таких случаях советовала забрасывать богоотступника камнями. Но римляне запретили этот вид казни. Смертные приговоры имел право выносить лишь наместник Иудеи - прокуратор.

Когда мы раскаиваемся, мы испытываем глубокое сожаление или раскаяние в том, что сделали или прекратили что-то делать. Евреи первого века, которые хотели угодить Богу, должны были покаяться в своих грехах против Христа. Некоторые верующие из язычников в Коринфе раскаялись в блуде, идолопоклонстве, воровстве и других серьезных грехах. Благодаря этому они были «вымыты» в крови Иисуса; они были «освящены», то есть отделены для служения Богу и были «объявлены праведными» во имя Христа и в духе Бога.

Покаяние имеет основополагающее значение для получения хорошей совести и облегчения, которое Бог дает от раскаяния в грехе. Что касается крещения, то что означает преобразование? Это свободный и добровольный акт со стороны тех, кто решил всем сердцем следовать за Иисусом Христом. Это подразумевает отказ от их предыдущих проступков и решение делать то, что хорошо в глазах Бога. В Священном Писании иврит и греческие глаголы, связанные с обращением, имеют смысл возвращаться, поворачиваться, то есть действие, которое означает отказ от неправильного пути и обращение к Богу.

Иисус принял «крещение» 19 января 23 г. н.э. Ему было тогда 27 лет, Иоанну Крестителю - 33 года.
«Крещение» проводилось на реке Иордан в присутствии огромной толпы народа - у Иисуса уже были ученики и последователи. В момент "крещения" неизвестно откуда появилась стая голубей – около двух сотен птиц стали кружиться над собравшимися. А когда Иоанн произносил последние слова молитвы, заканчивая таинство, с небес раздался гром. Стояла ночь, звёзды светили на небе, и ничто не предвещало ненастья. Птицы и гром среди ночи произвели на людей неизгладимое впечатление, все поняли, что это Отец Небесный благословит Иисуса на его нелёгкий путь.
В то время из галилейского города Назарета пришёл Иисус, и Иоанн также крестил Его в Иордане. Когда Иисус выходил из воды, Он видел перед собой раскрывшиеся небеса и Духа, сходившего на Него в виде голубя. С небес прозвучали слова: - Ты Мой любимый Сын! В Тебе исполнение Моей доброй воли!
Сразу после крещения Дух Святой повёл Иисуса в пустыню, и Он был там один, в окружении диких зверей. Сорок дней сатана искушал Его, а ангелы служили Иисусу
. Евангелие Марка 2.
Затем из Галилеи к Иордану пришёл Иисус, чтобы принять крещение от Иоанна. Иоанн хотел было остановить Его: - Это мне нужно креститься у Тебя, зачем же Ты пришёл ко мне?
Но Иисус ответил: - Всё должно так быть, нам надо исполнить всю истину. Иоанн согласился. Как только Иисус крестился и вышел из воды, раскрылись небеса, и Он увидел Духа Святого, спускающегося на Него в виде голубя. И с небес прозвучал голос: - Это Мой любимый Сын, в Нём - исполнение Моей доброй воли!
Евангелие Матфея 4.
Как только Иоанн провёл над Иисусом обряд "крещения", весть об этом разнеслась по всей округе. Иоанн вскоре был арестован царём Иродом Антипой (сын Ирода Великого).

Для того, чтобы быть обращением, должны быть «дела покаяния». Необходимо отказаться от ложной религии, действовать в соответствии с заповедями Бога и преданно посвящать Иегову. Преобразование изменяет наш способ мышления, цели и способ бытия. Мы «оборачиваемся», когда заменяем нечестивые характеристики новой личностью. Преданность без оговорки является фундаментальной.

Что означает посвящение учеников Иисуса? Посвящение означает выделение или отклонение чего-либо для священного использования. Этот шаг настолько важен, что мы должны сообщать Иегове в молитве наше решение дать ему навсегда исключительную преданность. Конечно, мы не посвящаем себя заданию или другому человеку, а самому Богу. Почему крестившиеся погружаются в воду?

В Сочельник Богоявления (как и в Сочельник Рождества Христова) предписывается Церковью строгий пост: принятие пищи один раз после освящения воды.

Последние святочные гадания. Крещенский сочельник не обходился без гаданий. Вся семья, от мала до велика, а иногда, и несколько семей принимали участие в святочных гаданиях. Гадания передавались в роду из поколения в поколение. Этот обряд сохранился со времен язычества. Гадание было одним из основных обрядов служения Гаду - богу фортуны и счастья у семитских народов. Христианская церковь преследовала гадание как колдовство. Но желание людей проникнуть в сокрытое от них будущее было неистребимо.

В знак такого посвящения мы погружаемся в воду, как это сделал Иисус в реке Иордан, чтобы символизировать его представление перед Богом. Стоит отметить, что Иисус молился по этому важному случаю. Какими надлежащими способами мы можем продемонстрировать нашу радость, когда мы станем свидетелями крещения?

Крещение Иисуса было счастливым моментом, но и серьезным. То же самое относится к нынешнему христианскому крещению. Когда мы видим, что кто-то символизирует его преданность Богу, мы можем выразить нашу радость, аплодируя с уважением и восхваляя его с любовью. Мы демонстрируем радость достойным образом. 17, Что позволяет определить, заполняет ли человек или нет требования о крещении?

ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ

Обряд инициации - крещение - посвящение Эгрегору христианства.
"Безгрешный - подобно грешникам приемлет от Иоанна крещение, дабы соделать его спасительным для грешников. Погружается в Иордане пречистым Телом Своим - и водному естеству от Себя сообщает силу очищения грехов в Святом Таинстве Крещения, которое Он установил Своим примером для всех вступающих в Святую Церковь Его. По погружении выходит тотчас из воды - и первое Его по крещении действие есть ходатайственная о нас, грешных, молитва к Отцу Небесному".
Крещение Святым Духом и огнём - сошествие Святого Духа на человека .
См. Таинство Крещения
О крещении ребенка.
Поздравления с крещением в стихах.
Наречение имени.

Более того, они не крестят тех, кто не отвечает духовным требованиям. Даже до того, как человек станет некрещеным проповедником добрых вестей, христиане старейшины убеждаются, что они понимают фундаментальные учения Библии, живут в соответствии с ними и отвечают утвердительно на такой вопрос: От Ты действительно хочешь быть Свидетелем Иеговы? Это позволяет вам определить ответ, который вы даете более ста вопросов о библейских доктринах.

Некоторые не отвечают необходимым условиям, и поэтому они не одобряются для принятия христианского крещения. Что может помочь некоторым людям, которые еще не были крещены? Они наполняют требования, чтобы креститься, потому что они следуют указаниям Божьего Слова в своей жизни и любят его «всем своим сердцем, душой, силой и умом». Есть те, кто понимает, что Свидетели Иеговы «поклоняются Богу с духом и истиной», но они еще не подражали примеру Иисуса и не давали публичное свидетельство их искренней любви и исключительной преданности Иегове посредством крещения.

КРЕЩЕНСКАЯ НОЧЬ

Темный ельник снегами, как мехом,
Опушили седые морозы,
В блестках инея, точно в алмазах,
Задремали, склонившись, березы.
Неподвижно застыли их ветки,
И меж ними на снежное лоно,
Точно сквозь серебро кружевное,
Полный месяц глядит с небосклона.
Высоко он поднялся над лесом,
В ярком свете своем цепенея,
И причудливо стелются тени,
На снегу под ветвями чернея.

Конкретные и горячие молитвы об этом фундаментальном шаге могут дать им стимул и мужество, которые им нужно, чтобы полностью повиноваться Слову Божьему, посвящать себя без оговорок Иегове и креститься. 21, Почему некоторые люди откладывают свою преданность и крещение?

Некоторые не посвящают себя и крестит, потому что они так сосредоточены на делах мира или пытаются получить богатство, что у них едва ли есть время для духовных аспектов. Как бы они были счастливы, если бы изменили свои идеи и цели! Крещение, безусловно, что-то известно почти всем. Однако большинство из них, конечно, не понималось в библейском смысле. Существует много путаницы в истинном значении крещения, поэтому в этой статье мы надеемся осветить некоторые из этих сомнений.

© Бунин



Крещение. Покрова-на-Нерли





СВЯТАЯ ВОДА

"Святая Вода" – вода заряженная определённой благоприятной информацией. Она обладает большими очистительными способностями от чёрной энергии.

Крещение, что это значит в Библии?

Крещение означает действие, в котором вода используется как символ очищения, который уже произошел в жизни человека, то есть достигнут Бог, кается в своих грехах, очищается, оправдывается Иисусом по вере, а затем, становится Его учеником. Это внутренняя трансформация, которая происходит до того, как человек крестится.

Оттуда человек готов креститься, запечатать это преобразование и очищение, которое уже произошло в его жизни. Крещение также представляет собой приверженность человека Богу и Его работе. Многие люди путают мышление крещения спасает. Когда их допрашивают, они скоро связывают, что их нужно крестить, чтобы их спасение было запечатано или достигнуто. Однако ошибочно думать так, потому что а не крещением. Слова Иисуса показывают, что да, смотрите: «Иисус сказал ему в ответ: истинно говорю тебе: сегодня ты будешь со мной в раю».

Два раза в году в открытых водоёмах вся вода на земле становится "святой". А потом поcтепенно вода в природных водоемах возвращается в своё обычное состояние .

Вода, набранная в Крещенскую ночь с 18 на 19 января, с 24.00 до 4.00 утра является "Живой водой".
Сошествие Святого Духа на воду - это ничто иное, как облучение воды положительной, чистой информацией.
«Живая вода » (католит, щелочная вода, биостимулятор) – очень мягкая, бесцветная жидкость со щелочным вкусом. После реакции в ней выпадают осадки – все примеси воды, в т.ч. и радионуклиды и вода очищается. Эта вода - отличный стимулятор, восстанавливает имунную систему организма, обеспечивает антиоксидантную защиту организма, особенно в сочетании с применением витаминов, источник энергии. Не напрасно её назвали «живой водой». Она активизирует биопроцессы организма, повышает кровяное давление, улучшает аппетит, обмен веществ, прохождение пищи, общее самочувствие. Она быстро заживляет различные раны, в т.ч. язвы желудка и 12-пёрстной кишки, пролежни, трофические язвы, ожоги. Эта вода смягчает кожу, постепенно разглаживает морщины, уничтожает перхоть, делает волосы шелковистыми и т.д. В «живой воде» быстро оживают увядшие цветы и зелёные овощи и долго сохраняются, а семена после замачивания в этой воде быстрее, дружнее прорастают, при поливе – лучше растут и дают больший урожай.

Он крестился? Если крещение было необходимым условием спасения, вор креста не мог быть спасен. Что скажет, например, человек, который вскоре преобразуется и умирает? Разве она не спасется, потому что она не крестится? Очевидно, это будет спасено, потому что спасение связано с работой, которую Иисус уже сделал в своем сердце. Разумеется, этот факт не уменьшает важность крещения, поскольку крещение является важным символом и должно быть получено теми, кто был очищен Иисусом по вере. То, что вам не нужно, - это спешка и отчаяние, что приводит к механическим и бессмысленным крещениям.

При смешивании «живой» и «мёртвой» воды происходит взаимная нейтрализация и полученная вода теряет свою активность.

Молитва

Перед принятием "Святой воды" читается молитва:
"Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь ".

Многие деноминации крестили людей почти в оптовой торговле, даже не сопровождая этих людей в ученичестве и объясняя им основные вещи о покаянии и работе Христа. Повторяю: крещение никого не спасает. Все, кто был достигнут Иисусом, будут спасены, но не все, кто был крещен, будут спасены, только те, кто был действительно достигнут Иисусом, будут спасены.

Когда в форме есть по крайней мере три способа крещения, практикуемые церквями. Прежде чем упомянуть их, важно отметить, что в Библии нет ни одного случая, где четко указывается точная форма того, как крещение должно быть исполнено. Спрей: Вода распыляется на человека. Здесь нет необходимости в бассейнах или поездке, где есть река. Достаточно одной чаши воды.


Резкое окунание в холодную крещенскую воду оздоравливает организм. Механизм этого чрезвычайно мощного средства прост. Кожные покровы сжимаются, теплообмен с окружающим воздухом резко сокращается, энергия как бы аккумулируется внутри организма. А главное, ваша Аура не только принимает самую экономичную форму (яйца), но и уплотняется и как бы выталкивая часть негативной энергии, и потому станет менее пробиваемой для внешних воздействий.


Погружение: в погружении человек помещается внутри воды и поднимается министром. Обычно он проводится в реке или в каком-то бассейне. Эффузия: Очень похоже на опрыскивание. Вода также бросается в голову человека. Тот, кто воспитывался и воспитывался под руководством католической церкви, знает, что крещение является одним из самых важных таинств для христиан. Это обряд посвящения, в котором ребенок или взрослый ранней христианской жизни, становясь дитем Бога и учеником Христа.

В настоящее время принято, что церемония крещения не ограничивается только религиозным праздником, но также стала датой празднования и празднования воссоединения семьи и близких. Но разве каждый немой человек знает истинный смысл крещения в Католической церкви? Здесь, что символизирует эта церемония, в какое время жизни ее можно реализовать и понять роль крестных родителей в жизни крещения. Прежде чем мы подробно расскажем о церемонии, давайте сначала поймем о функции крещения в Католической церкви.

ИОРДАНСКАЯ СЕНЬ XVII века

Город Суздаль

Единственно сохранившийся образец в России. Сень устанавливалась на реке Каменке на праздник Богоявления, посвящённый принятию крещения Христа в Иордане. В этот день к «иордани» совершали крестный ход, и священник трижды опускал крест в прорубь, освящая воду, а после все желающие могли совершить омовение. Как говорят, вода в крещенской купели кристально чистая и обладает огромной целебной силой.
Она ежегодно собиралась в праздник Крещения, а в остальное время хранилась в разобранном виде. Сень изготовлена из 260 деталей, вырубленных и обтесанных топором из сосновых брёвен, представляет собой навес в виде пятиглавого шатра на четырёх круглых резных столбах. Высота шатра – 8.5 метра. Сень и ограда расписаны «травами»: орнаментом из сплетённых ветвей, листьев, цветов, растительных завитков. Роспись выполнена темперными красками в конце XVII века.
См. Иорданская сень. Иоанн Креститель.
Крещение Руси .

Он является первым из семи христианских таинств, и без него никто не может достичь ни одной из шести других. Католическая церковь признает три типа крещения. Водное крещение является наиболее распространенным и может быть сделано путем погружения или вливания. Уже крещение кровью относится к людям, которые не крестились в церкви, но кто умер, сражаясь за веру и во имя Иисуса. Наконец, крещение желания - это тот, который был предоставлен тому, кто хотел креститься и почему-то был предотвращен. Последнее крещение очень распространено у детей, которые умирают преждевременно.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Крещением Господним установлено таинство крещения – священнодействие, посредством которого человек, омываясь от первородного греха и воссоединяясь с Богом, рождается в жизнь вечную.

Повествование о событии Крещения содержит упоминание о том, что, когда Иоанн Предтеча, по смирению, стал противиться, не смея совершить над Спасителем обряд омовения от греховной скверны, который и в отношении простых смертных иудеев несколько странновато выглядел, как уместный лишь в отношении язычников, обращающихся к Богу, то Господь ему говорит: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3; 14–15).

Из трех типов крещения наиболее распространенным и отмеченным является водное крещение. Это прекрасная церемония, проводимая католической церковью, и, как мы уже говорили, это может быть как актом погружения, так и инфузией. Погружение является самым традиционным методом и до сих пор сохранилось в некоторых церквях. В нем крещение погружается три раза в воду, чтобы представить самую святую троицу, и создает метафору смерти и рождения для новой жизни. Уже в церемонии вливания святая вода также наливается три раза в голову крещения и имеет тот же символизм крещения погружения.

Речь о правде в более широком смысле, чем это могли понять современники Христа. Не только о правде Закона, но о правде, которая Законом лишь в общих чертах намечалась, и теперь с Его пришествием должна была открыться в полноте.

«Братия! – обращается апостол Павел к галатам, – говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет, и не прибавляет к нему . Аврааму даны были обетования и семени его.

Помимо воды, есть и другие существенные элементы, которые составляют празднование крещеных католиков. Масло: в некоторых церемониях, помимо воды, священник передает священное масло на грудной клетке ребенка, чтобы сила Иисуса проникала в жизнь крещения.

Роль крестных родителей в крещении

Белая одежда: хотя и не обязательная, белая одежда часто используется для представления чистоты ребенка. Свеча: свеча представляет собой пасхальную свечу, которая символизирует Христа как свет мира. Крестные родители играют ключевую роль в католическом крещении. Их обязанность заключается в том, чтобы крещение соответствовало христианской доктрине и обеспечивало их связь с церковью. Вот почему для того, чтобы крестить ребенка, родители не должны быть католиками, но крестные родители обязательно должны принять таинство крещения.

Не сказано: „и потомкам“, как бы о многих, но как об одном: «и семени твоему», которое есть Христос. Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.

Ибо, если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию. Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника. Но посредник при одном не бывает; а Бог один.

Кроме того, церкви также требуют, чтобы крестные родители проходили подготовительный курс для крещения, чтобы лучше понять смысл церемонии и узнать ее функции в жизни крещения. Следует отметить, что спонсорам не нужно вступать в брак, но рекомендуется, чтобы они были очень близки к семье и имели обычай посещать церковь.

Каков наилучший возраст для крещения в Католической церкви?

Для ребёнка или взрослого нет возрастных ограничений для крещения. Однако католическая церковь рекомендует провести церемонию как можно раньше, предпочтительно в первые месяцы жизни. В Бразилии для семей стало традицией проводить небольшую вечеринку, чтобы отметить дату крещения ребенка. Конечно, этот тип праздника не является обязательным, но каждый, кто хочет сделать его, может планировать более близкую вечеринку и даже предлагать сувениры для крещения, для родственников, друзей и крестных родителей.

Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак. Ибо, если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона. Но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа. А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.

Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.

Ибо все вы – сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы – семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал. 3; 15–29).


Комментируя это послание, святитель Феофан Затворник пишет:

«Итак могли думать: пусть в Аврааме дано было обетование вере, но после пришел закон, и, может быть, отменил то обетование. Святой Павел рассеивает сие недоумение, сравнивая обетование с обычным у людей завещанием.

Как завещания, законно составленного и законно утвержденного, никто не может ни отменить, ни изменить прибавкою или убавкою, так и обетования данного Аврааму, как завещания, Богом утвержденного прежде закона, не мог отменить закон, пришедший спустя столь долгое время после.

Сила убеждения заключается в слове никто , разумеется, сторонний, причем закон представляется лицом. Соглашаясь с таким понятием, не встретим недоумений, тем паче, что в сравнении, как и в притче, не следует искать соответствия сравниваемых предметов полного, черта в черту. Но нельзя не видеть, что при сем уместно новое недоумение, именно: сторонний никто не может изменять или отменять завещания; но тот же завещатель, пока жив, может и изменить и отменить свое завещание. <…>

…Один и тот же завещатель может делать разные завещания, и коль скоро последующее завещание, особым пунктом, не отменяет всего предыдущего, или части его, то оно остается в полной силе, особенно когда и по предметам, и по лицам, и по условиям они разнятся между собою.

Закон Моисеев есть точно другой Божий завет относительно завета с Авраамом; но в нем нет пункта, которым бы отметался сей последний, как указывает и слово Апостола: «Завета, предутвержденного с Авраамом, бывший по летех закон не отметает», не говорит гласно, что этот закон разоряет обетование Авраамово (ст. 17).

По содержанию же своему завет с Авраамом и завет чрез святого Моисея различны. Обетование Аврааму обнимает все человечество, закон же обдержит исключительно один народ иудейский; цель первого – всех объединить разлитием на всех благословения Авраамова, цель последнего – отособить от всех народов народ иудейский, чтобы в нем сохранить обетованное всем благословение о семени Авраама, до времени сокровенно; условие первого – верная вера, условие второго – дела, между прочим и как средства отособления (ст. 18)» .

«Итак, для чего же закон?

Определенное для явления Спасителя миру время, по планам Божиим, было еще далеко. Между тем наступал для человечества период юношеский (мысль высокопреосвященного митрополита Филарета), когда возбуждение жизненных сил и потребностей, и душевных и телесных, не дает разуму и совести держать человека в должных пределах. Предстоял всеобщий разлив многообразной страстности. А при этом неизбежна потеря всякой даже мысли об имеющем исцелить всех от уязвления змия Семени жены.

Чтобы этого не случилось, благое Промышление Божие, оставляя все народы идти своим естественным путем, избирает одно племя, организует его так, чтоб оно и от беззаконных порывов было обуздываемо, и хранило веру, что придет наконец Семя, емуже обетовася . Для этого дан закон и посылаемы были Пророки.

Закон обуздывал, налагая цепи: не коснися, ниже вкуси, ниже осяжи… Но внутренних позывов грешных не отнимал, сердца не обрезывал, не оживлял духовно. Этим стеснением внешним без внутреннего изменения он располагал подзаконников жаждать избавления, иначе, желать внутреннего изменения, которое сделало бы излишними и внешние цепи. В этом существо избавления; и оно могло быть подано только от веры Иисус Христовы (ст. 22). Таким образом закон, как бы за руку взявший подзаконников, приводил их ко Христу: был пестуном во Христа.

В этом, впрочем, отношении не совсем были забыты и язычники. В духе их оставлены неистребимыми – страх Божий и требования совести. Эти две духовные силы, крайне тревожные для грешного сердца, у подзаконных были отчасти утоляемы ведением истинного Бога и поклонением Ему, и удовлетворением правде Божией самим Богом определенными до времени способами.

Язычники же преданы были полному их действию: так что при всем том, что оно было крайне парализуемо страстностью и неведением, совсем никогда не исчезало среди их и заставляло их, – всякий народ по своему, искать разных способов утоления сих тревожных возбудителей.

Таким образом, эти две духовные силы были для язычников то же, что для иудеев закон со своими грозными карами. И они заставляли искать избавления, оставляя, однако ж, ищущих в полной неопределенности относительно сего искания.

Такою определенностью обладали подзаконные иудеи. И в этом их исключительное преимущество, делающее их народом драгоценным для всего человечества. Закон сам, в духе своем, указывал на Христа Спасителя; потом Богом посылаемые Пророки все подробно возвестили о Нем.

Даровано сие затем, чтобы когда придет Христос Господь, был Он узнан иудеями, и ими указан всем народам. В этот момент и иудеи, определенно искавшие, и язычники, определенно искавшие, равно сретали Искомого и становились все едино. Так это и совершилось. Теперь несть иудей, ни еллин: все едино о Христе Иисусе (ст. 28)».

Закон, согласно святоотеческим толкованиям, приводимым святителем Феофаном, был дан как бы вместо узды, обучающей, усмиряющей и удерживающей от нарушения хотя бы некоторых заповедей; он (Закон) есть нечто придаточное по отношению к обетованию, данному Богом Аврааму.

Закон – временное придаточное средство для осуществления обетования. Писание всех обличало в грехе и заключало под ним (ст. 22), оно держало подзаконных, «как в оковах, в темнице какой».

В этом случае Писание следует понимать как «ветхозаветное учреждение, письменно от Бога преданное и как иго, возложенное на иудеев. Ибо центр ветхозаветного Писания – закон, чрез Моисея данный; предшествовавшие ему книги суть введение к нему; а последующие пророческие Писания – разъяснение его».

Апостол Павел последовательно проводит мысль о том, что Закон сам по себе не подает силы к жизни по заповедям и не воссоединяет с Богом, не подает жизни вечной, но лишь обвиняет и содержит «в сознании своей грешности, следовательно, подсудности и безответности».

Это «иго Закона» спасительно лишь в том смысле, что оно обличало падшее состояние подзаконного человека и «раздражало жажду вечной жизни» (святитель Феофан Затворник), побуждая с надеждой ждать Мессию, с пришествием Которого Закон оставляется, как исполнивший свое временное служение.

Закон отнюдь не был противником обетования данного Аврааму, но хранителем подзаконных, и подготовителем их к достойному принятию возрождающей и освящающей благодати, которую они со временем должны были принять верою.

Святитель Иоанн Златоуст говорит:

«Если бы не дан был закон, то все погрязали бы в беззакониях, и никто из иудеев не стал бы слушать Христа. Теперь же, когда закон был дан, то он приносил двойную пользу: во-первых, руководил к посильной добродетели внимающих ему, во-вторых, возбуждал в каждом сознание своих грехов, что располагало их искать Сына Божия» .

Далее для уяснения роли закона в домостроительстве нашего спасения обратим внимание на образ детоводителя, пестуна (слав.), педагога, который использует Апостол. «Закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя» (Гал. 3; 24 – 25).

Педагог (παιδαγωγός ) <пэдагогос > – детоводитель, раб, сопровождающий ребенка в школу, помогающий готовить уроки, а если надо, то и наказывающий (традиционно – сандалией по ягодицам) – все же является рабом, хотя его порой уважают больше, чем учителя.

Педагога подбирали зачастую не особо тщательно, ибо функции его сводились поначалу к обузданию шалостей питомца, и назначали на эту должность, как правило, людей увечных, немощных, не способных к более трудной работе.

Со временем отношение к педагогу меняется. Его воспитательное служение почетно, оно как бы преемствует служению гомеровских наставников, но все же его функции временны, его господство над мальчиком закончится, когда тот повзрослеет.

Закон – педагог, дядька, приставленный наблюдать и корректировать, пресекая шалости воспитанника, а христианство – эпоха вступления человечества в права наследования и от личного выбора каждого человека зависит, станет ли он причастником Царства, станет ли он сонаследником Христу.

Цель рассматриваемого апостольского послания – вразумить галатов не впадать в законничество, к которому их склоняли иудействующие лжеучителя. Время и власть «детоводителя» прошли, теперь настало время веры и усыновления Богу во Христе Иисусе.

Они, галатские христиане из иудеев и язычников, родились водою и Духом по вере во Христа. Не достойно им теперь произвольно отпадать в прежнее детское состояние, в законническую инфантильность .

«Отец обычно отдает сына под пестунство до известного времени. Кончается это время: кончается и пестунство; сын вступает в права сына. Как было бы нелепо, если бы этот сын все жался под пестунство, когда уже облечен в права сына?! Так и мы были под пестунством закона до времени. Но пришел конец этого времени; послал Бог Сына Своего, и чрез Него ввел нас в сыновство, в права сынов. Как нелепо теперь нам жаться под закон и держать себя наряду с рабами, когда мы уже сыны?!.. <…>

Но… (язычники – И.П .) могли сказать: да как же нас прежде обращали в иудейство и совершенно сближались только с теми из нас, которые вполне подчинялись всему закону?! – Тогда было другое дело, отвечает им Апостол. Тогда иудейство было единая истинная на земле вера, и вы хорошо делали, принимая его. Ныне же, когда Бог Сам Себе вас присвоил помимо закона, ваше обращение к немощным стихиям закона не имеет никакого смысла» .

Продолжая противопоставлять рабство закона ветхозаветного новозаветному богоусыновлению, Апостол концентрирует мысль на воплощении Христовом, «когда пришла полнота времени» (Гал. 4; 4). Комментируя ее, святитель Феофан пишет:

«Христос – центр движения человечества во времени. К Нему – все до пришествия Его во плоти; и от Него – все по пришествии Его. <…> Сын Божий пришел и сделал сынами; не объявил только, а сделал, – дал область чадами Божиими быть ради того, что в Нем мы рождаемся от Бога. Тут сыновство не номинальное, а существенное.

Поставляя сию мысль в отношении к закону, получим такой ход мысли: закон, как дядька, остепенял со вне, удерживая порывы на грех; но Сын Божий, пришедши, даровал Св. Духа, Который, возрождая верующих к новой жизни о Иисусе Христе, подсек самые порывы, истребляя грех внутри благодатью. После сего внешняя опека закона сама собою отпадает. Закон престает подобно тому, как разламывается куколка, когда внутри образовалась и ожила бабочка» .

«Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», – поется во время хождения крещаемых вокруг купели. Святитель Феофан Затворник акцентирует именно эти слова, разъясняя смысл таинства:

«Крещающиеся уже потому самому, что в крещении рождаются от Бога, суть сыны Божии. Но Апостол углубляет мысль и сыновство Богу крещаемых показывает преискреннейшим в словах: во Христа облекостеся. Рождение от Бога, которое в существе то же, что и творение, не необходимо сближает с Богом рождаемого, яко творимого: он может остаться очень вдали от Бога.

Но облекшийся во Христа Сына Божия, не может быть далеко от Бога. Становясь едино со Христом, существенно единится он и с Богом. Св. Златоуст говорит: „почему он не сказал: елицы во Христа крестистеся, от Бога родистеся? Потому что употребленное им выражение сильнее и величественнее. Ибо если Христос есть Сын Божий, и ты в Него облекся, имеешь Сына в самом себе, и Ему уподобился, то ты приведен чрез сие в одно с Ним родство и в тот же образ“.

Что значит облечься во Христа? Сопоставим два выражения: крещаемый получает новую жизнь, и крещаемый облекается во Христа. Выйдет, что новая жизнь есть облечение во Христа, или что то же, новая жизнь есть получение жизни Христовой, организование внутреннего нашего строя по образу Христа Господа. <…>

…Очевидно, что в крещении, дающем сыновство Богу или облечение во Христа, совершается существенное изменение всего внутреннего и нравственного строя человека. Он становится Христоподобным, а от того потом и жизнь начинается Христоподражательная» .

И вот еще очень важные слова святителя Феофана:

«Дух Божий делает сынами – возрождая, всех ли? Не всех, а только тех, кои уверовали в Господа, положили следовать Ему во всем, и ради сих расположений приняты в благоволение Божие, как бы преднаречены быть сынами. После сего Дух Святой, пришедши чрез таинства, делает их сынами существенно, и, сделав их такими, пребывает в них и научает возноситься к Богу, как к Отцу» .

Антитеза закона и благодати проходит красной нитью через весь Новый Завет. Этой проблеме посвящены многие размышления святоотеческие, а святитель Иларион, первый русский митрополит Киевский составил и произнес проповедь, которая так и называется: «Слово о законе и благодати» (полное название: «О законе, данном через Моисея, и о благодати и истине, явленной Иисусом Христом, и о том, как закон миновал, а благодать и истина наполнила всю землю и вера распространилась во всех народах вплоть до нашего народа русского; и похвала великому кагану нашему; Владимиру, которым мы были крещены; и молитва к Богу от всей земли нашей») .


Почему методологически важно со всей возможной глубиной раскрыть сущность этой антитезы? Потому что проблема рабства закону – не анахронична, к сожалению, но актуальна. Если во времена апостола Павла духовная инфантильность выражалась в стремлении подчиниться игу Моисеева закона, как если бы Христос не искупил их и не усыновил Богу, то нынче, хотя и нет прежних иудео-христианских стремлений обрезываться и исполнять прочие ветхозаветные обрядовые постановления, все же наблюдается (и набирает силу) тенденция порабощаться «немощным и бедным вещественным началам» (Гал. 4; 9). В чем это проявляется? Отнюдь не в том, в чем усматривают сектанты.

Как бы во исполнение апостольских слов, сектантствующий рассудок побуждает в смысле «вещественного балласта» воспринимать все Предание с его установлениями и формами. Блаженный Иероним опровергает подобный взгляд, говоря, что хотя и у христиан имеются дни, которые они чтут, однако, «у христиан все духовно, и все совершается в духе свободы» .

Святитель Феофан продолжает его мысль:

«Прибавим к этому, что не дни только религиозно чтимые есть у христиан, но и свои священнодействия, свои и лица освященные, и свои места Богослужебные. И все сюда относящееся определено уставом. Не есть ли это связа, узы, рабство? – спрашивает святитель. – Все это есть у христиан, потому что без внешнего нельзя быть в выражениях наших благоговейных к Богу отношений. <…> Без внешних чинов нам, временно пространственным, быть нельзя» .

Но если сами обрядовые установления не являются пережитком прошлого, в чем же порабощенность? – В недолжном отношении к благочестивому и полезному . Потому что, как объясняет святитель Феофан,

«устав хоть и определяет: так и так действуй, но не говорит, что, исполнив все по писанному, ты исправил дело, и довольно. Напротив, предписывает входить в дух уставленного, чтоб действовать из духа, как бы от себя, самоумно, самоохотно, и, следовательно, свободно.

Внешнее действование одно, точно, связа и узы; но когда то, для чего установлено это действование, воспринято умом и сердцем, тогда действование перестает быть связывающим, – оно свободно развивается из духа. И вся наша христианская внешность изошла из духа.

Иудейство шло от внешнего к внутреннему. Христианство исходит извнутрь и облекается в благолепную внешность, как полное жизни растение одевается листьями и цветами. То, что все это установилось в определенную форму, не мешает тому быть во всяком месте и во всяком лице живым, исходящим из духа, свободным.

Надо только держаться одного закона: входи в дух установленного, сродняй его с умом и сердцем, и всегда исполняя его, будешь действовать из себя свободно, не чувствуя никакой связи с внешностью.

<…> Чтим благоговейно установившиеся внешние чины ради того, что они освящены древностью и свое достоинство или целесообразность засвидетельствовали тем, что образовали и препроводили в небесные селения столькие сонмы святых.

Но при этом установившиеся у нас чины не такого рода, чтоб Церковь была ими связана, как узами рабства, и ничего в них не могла ни изменить, ни отменить. Церковь, христианство, в отношении к ним совершенно свободна, и если найдет, что что-нибудь перестало быть полезным, она может то или совсем отменить или заменить новым, равно как ввести вновь, чего нет, но что она признает нужным» .


Когда же начинается иудействование? – Когда подобающее Богу благоговение переносят на саму форму и средства выражения. Вот как раскрывает эту мысль святитель Феофан:

«Благоговейно, со страхом и трепетом должно быть совершаемо всякое действие уставное, – чтение, пение, движение… поколику оно обращается к Богу. <…> Кто стал бы утверждать, что страх и трепет должны относиться к самым действиям и совершать их в этом духе, тот обнаружил бы в себе иудействующий дух.

Благоговейно совершая уставные чины, веруем, что привлекаем Божие на нас призрение, Божие к нам благоволение; но не потому, что совершили такой именно чин: не в чине – сила, а в сыновнем полном веры и преданности Богу возношении, при том, ума и сердца. Кто стал бы самым чинам, поколику таковым, кроме Божественных таинств, приписывать особую силу, тот стал бы иудействовать» .

Эти слова святителя Феофана тем более актуальны сегодня, когда получает распространение обрядоверие, полагающее основой спасения «правильное» совершение тех или иных ритуальных действий в определенное время, совершенно не вникая в смысл совершаемого, наблюдающее лишь за внешним «соответствием инструкции» (все сводится к тому, что «сделать», кому «поставить», что и кому заказать – дальше интерес не идет, зато внешнюю сторону стараются изучить скрупулезно); когда за норму благочестия принимают одностороннее почитание богослужебного устава и св. канонов, вырванное из контекста евангельской любви (составляющей основу и сущность Божественного Права). Духовную фальшь этих тенденций и разоблачил святитель Феофан в приведенных выше словах.

Что же побуждает, как обличаемых Апостолом галатов, так и современных «законников», уклоняться от пути сыновнего достоинства? – Плотское, «оземлененное» помышление. Закон ближе нам по нашему «ветхому человеку», он «земнее», понятнее, а потому приемлемее, чем вера.

Благодать нами воспринимается зачастую исключительно потребительски, как утешающая, укрепляющая сила Божия, но мы не воспринимаем ее как средство преодоления своей косности, как силу (при нашем согласии, известном усилии, самоотвержении) преображающую душу.

Манна небесная служила евреям пищей в пустыне, но не только для того, чтобы они не умерли от истощения, а чтобы двигались навстречу земле обетованной. Так и нам не следует воспринимать благодать только в актуальном аспекте, как укрепляющую и утешающую силу, но именно в перспективе, чтобы мы последовали ей, живя евангельскими заповедями, и соблюдая законы и обычаи человеческие лишь так и тогда, как и когда они способствуют воплощению Евангелия.


Как пишет Б. Вышеславцев:

«Закон может быть нарушен, если конкретное творчество любви разрывает формальные рамки нормы, как общего правила, не могущего предусмотреть всего богатства конкретных случаев жизни» .

В качестве иллюстрации – пример из «Достопамятных сказаний»:

«Некогда в Ските дано было братьям повеление: поститесь во всю эту неделю. По случаю, в это самое время пришли к Авве Моисею братья из Египта. Старец сварил для них немного кашицы. Соседи, увидев дым, сказали клирикам: вот Моисей нарушил повеление, – и варил у себя кашицу. Клирики отвечали: когда придет, мы скажем ему об этом. Когда наступила суббота, клирики, зная высокую жизнь Аввы Моисея, сказали ему перед всем народом: Авва Моисей! ты нарушил заповедь человеческую и исполнил заповедь Божию» .

Но мы всё еще живем как бы в ветхом завете. Мы стремимся под иго закона, ибо надеемся оправдаться делами, в глубине совести чувствуя, что вера наша мертва. Но «дела мнимо-добрые, – пишет святитель Игнатий Брянчанинов, – по влечению падшего естества растят в человеке его я , уничтожают веру во Христа, враждебны Богу; дела веры умерщвляют самость в человеке, растят в нем веру , возвеличивают в нем Христа» .

А делами падшего естества являются не только дела людей нерелигиозных, не соотносящих своего поведения с Божиим замыслом и волей, но и дела тех, кто, будучи верующими, даже и в добрых действиях руководствуется побуждениями падшего естества, благодетельствуя по тщеславию, восставая против зла не столько из сострадания, сколько от избытка ненависти и т.д.

Дела внешние конкретны, они поддаются исчислению, классификации, поощрению и наказанию в системе канонических координат. Совершая дела закона, человек иногда как бы откупается от Бога твердо установленной платой, отдав которую чувствует себя будто бы заплатившим цену своего спасения. Это удобно – не надо сомневаться, все ли сделано в евангельском духе, с чистым ли сердцем, без примеси ли лукавых, корыстных, неприязненных помыслов, не в гордом ли самооправдании…

Просто: сделал, и по закону ему как бы принадлежит право считать себя христианином и презирать (якобы на основании канонов (!)) явных грешников, гордо сообщая кому какое наказание положено и по какому Правилу; если же сам нарушил – понес соответствующую епитимию, и совесть «чиста»… несмотря на то, что основная цель епитимии (покаяние, изменение, преображение личности с помощью наложенного наказания) не достигнута.

«Удобному» закону дел апостолом Павлом противопоставляется «неудобный» благодатный закон веры: «Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры. <…> Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем» (Рим. 3; 27, 31).

И далее: «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим, и хвалимся надеждою славы Божией, и не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5; 1 – 5).

Когда человек совершает добрые дела, движимый одним только своим естеством (не говоря уже о корыстных побуждениях), это добро имеет сравнительно небольшое значение, как принадлежащее по природе к непреображенному, безблагодатному миру.

«Зло, поразившее нас, по объяснению Отцами слов Пророка, не частное, но во всем теле, объяло всю душу, овладело всеми силами ее. Не осталось в естестве нашем никакой частицы, неповрежденной, незараженной грехом: никакое действие наше не может обойтись без примеси зла. Когда вода смешана с вином или уксусом, тогда каждая капля ее содержит в себе подмес; так и естество наше, будучи заражено злом, содержит примесь зла в каждом проявлении деятельности своей» .

Но добро должно проистекать из самого содержания веры, из того, что человек «облечен во Христа»:

«Новая кровь потекла в жилах человечества, оно стало здраветь и освящаться. <…> Вера знаменует великий переворот в верующем, и великое изменение отношений к нему Бога. В верующем качествовать начинает возлюбление всякой правды и возненавидение всякого беззакония, ради любви к Господу, а свыше разверзается заключенное прежде небо, и изливает в сердце верующего обильную благодать, дающую ему силу плодоприносить правду и святыню, подобно дереву, посаженному при исходищах вод» .

В противоположность вере, закон близок людям своей адаптированностью.

«…Дело в том, что Закон, „Законодательство“ никогда не есть непосредственная встреча человека с Богом, никогда не есть непосредственное единство человеческой и божественной воли. Закон всегда дается через посредника , через законодателя, например через Моисея, воля Божия проходит через призму человеческой природы; и притом через двойную призму: через природу дающего закон и через природу принимающего закон. Ибо закон должен быть приспособлен к духу народа, иначе он не будет принят! <…>

Таким образом, закон никогда не содержит в себе непосредственно божественных ценностей (хотя может их иметь в виду), между ним и этими ценностями есть посредник – человеческая природа, и притом природа, искаженная грехом: она формулирует норму в зависимости от искажений и преломляет лучи божественных ценностей в своей среде … <…>

То, что в законе есть вечного и божественного, это вечные ценности, которые он хочет защитить, например ценность жизни, верности; но сама формула закона не вечна и не божественна, ибо она формулируется „посредником“ и всегда имеет в виду определенные склонности и характер народа, к которому обращается» .

Так пишет Вышеславцев в «Этике преображенного эроса», где он рассматривает антиномичность двух ценностных систем, доказывая, что «христианская этика, или лучше – христианская аксиология, вырастает и раскрывается не иначе как в противопоставлении закона – и Царства Божия, закона – и благодати, закона – и Духа, закона – и веры, закона – и любви, закона – и свободного творчества» .

Христос не нарушает закон, а «исполняет» его (Мф. 5; 17) – раскрывает в полноте Откровения, освобождая от временной формы. Собственно даже не закон противопоставляется благодати, а его метод, срок действия которого истек.

В человеке прочно сидит законничество , которое противится благодати, свободе Духа, вере и любви. Именно законничество должен преодолевать в себе каждый христианин, если не хочет оказаться по отношению к Церкви Христовой иудействующим еретиком. Апостол Павел приводит аналогию с детьми Авраама (Гал. 4; 21 – 31), видя в библейском повествовании о них кроме исторического смысла и иносказание. «Матери упомянутых сынов – Сарра и Агарь. Что они означают? Два завета, два закона» .

Подобно тому, как старший Измаил был сыном рабы и рожден был по плоти (не столько в смысле естественного рождения, но в первую очередь как уступка плотскому в смысле естественному желанию иметь ребенка, наследника), а младший Исаак родился по обетованию Божию от свободной (хотя тоже естественным образом, но по особому домостроительному Промыслу, чудесно отверзшему «заматоревшую утробу» Сарры), так же и закон Синайский старше по времени, но рождает в рабство, а благодать рождает в свободу чад Божиих.

Закон, подобно Измаилу, притеснявшему Исаака, всегда будет в нас теснить благодать. Выход в одном: поступить как Авраам – изгнать рабское начало законничества из своей души, возводя ее «на новую, высшую ступень благодати, открытием новых святынь и ценностей» .

Святитель Феофан Затворник так говорит о сравнении двух сыновей Авраама в приложении к антитезе закона и благодати:

«…Из двух сынов Авраама, один от рабы раб, другой от свободной свободный; один по плоти, другой по обетованию, то есть один – естественным путем родился, другой – образован высшею силою, хотя из элементов естества; тот низшего, земного происхождения, а этот высшего, небесного. Уже этим одним воспоминанием Апостол внушал галатам: подклоняясь под иго закона, вы хотите стать чрез то в права чадства Аврааму.

Дело хорошее, достойное забот и ревнования. Но смотрите, не сделайте ошибки в способе достигнуть сего. У Авраама ведь было два сына, совершенно противоположные. И вам предлежит поточнее определить, по духу какого из этих сынов (выделено нами. – И.П .) вы хотите стать чадами Авраама. Ошибка в выборе столь значительна, что вы, мнящиеся быти сынами Авраама, на деле будете не более как рабы» .

Потому что «подзаконность вырабатывает личности с духом рабства, которым они бывают до того проникнуты, что им и на мысль не приходит свобода» .

Свобода, к которой призывается человек, облекшийся во Христа, проистекает из любви Божией, которой претит насилие. Именно любовь Божия изрекла заповеди Десятословия, лишь приоткрываясь в ветхом завете. Она же в новозаветной полноте благовествовала свободу и усыновление Богу всем, кто желает Ему последовать во Христе путем евангельских заповедей, путем святости.


  1. Свт. Феофан Затворник. Толкования посланий св. апостола Павла. Послание к Галатам. – М.: Московский Сретенский монастырь; Паломник; Правило веры, 1996. С. 250 – 252.
  2. Там же, с. 261 – 263.
  3. Там же, с. 270.
  4. Там же, с. 271.
  5. Цит. по: Свт. Феофан Затворник. Толкования посланий св. апостола Павла. Послание к Галатам. – М.: Московский Сретенский монастырь; Паломник; Правило веры, 1996. С. 273.
  6. См.: Зелинский Ф., проф. Педагогические воззрения Платона и Аристотеля. – Петроград, 1916. С. VIII – IX.
  7. Свт. Феофан Затворник. Толкования посланий св. апостола Павла. Послание к Галатам. – М.: Московский Сретенский монастырь; Паломник; Правило веры, 1996. С. 285 – 286.
  8. Там же, с. 289, 293.
  9. Там же, с. 279 – 280.
  10. Там же, с. 295.
  11. Златоструй. Древняя Русь. X – XIII вв. – М.: Молодая гвардия, 1990. С. 106 – 121.
  12. Цит. по: Свт. Феофан Затворник. Толкования посланий св. апостола Павла. Послание к Галатам. – М.: Московский Сретенский монастырь; Паломник; Правило веры, 1996. С. 308.
  13. Там же, с. 308 – 311.
  14. Там же, с. 308 – 310.
  15. Там же, с. 310.
  16. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. – М.: Республика, 1994. С. 21.
  17. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. – Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1993. С. 114.
  18. Свт. Игнатий Брянчанинов. Вера и дела // Свт. Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. – М.: Донской монастырь; Правило веры, 1993. Т. 1, с. 501.
  19. Свт. Игнатий Брянчанинов. Слово о спасении и христианском совершенстве // Свт. Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. Т.II. – М.: Донской монастырь; Правило веры, 1993. Т. 2, с. 333.
  20. Свт. Феофан Затворник. Толкования посланий св. апостола Павла. Послание к Римлянам. – М.: Московский Сретенский монастырь; Паломник; Правило веры, 1996. С. 237 – 238.
  21. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. – М.: Республика, 1994. С. 22 – 23.
  22. Там же, с. 25.
  23. Свт. Феофан Затворник. Толкования посланий св. апостола Павла. Послание к Галатам. – М.: Московский Сретенский монастырь; Паломник; Правило веры, 1996. С. 339.
  24. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. – М.: Республика, 1994. С. 30.
  25. Свт. Феофан Затворник. Толкования посланий св. апостола Павла. Послание к Галатам. – М.: Московский Сретенский монастырь; Паломник; Правило веры, 1996. С. 337.
  26. Там же, с. 340.


Рассказать друзьям