Закон об ответственности родителей за воспитание детей рф. Старт в науке

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

«Ответственность родителей за воспитание детей.

Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитание детей»

Семья - естественная среда обитания ребенка. Именно здесь закладываются предпосылки развития физически и духовно здорового человека. К тому же семья для ребенка - это и своего рода убежище, обеспечивающее его выживание. Вот почему одним из основных прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье. Поэтому важнейшим вопросом в развитии личности ребенка является роль родителей в его воспитании.

Конвенцией о правах ребенка провозглашено, что родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, наилучшие интересы которого должны являться предметом основной заботы родителей.

В Российской Федерации п. 2 ст. 38 Конституции установлено, что забота о детях, их воспитании - равное право и обязанность родителей.

Ст. 61 СК гласит, что родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

Под родительскими правами понимается совокупность прав и обязанностей, которыми наделяются родители, как субъекты родительских правоотношений (родительские правоотношения - это правоотношения между родителями и детьми).

К личным неимущественным правам родителей относятся:

  • право на воспитание и образование детей,
  • право на защиту прав и интересов детей,
  • право на защиту родительских прав.

Семейный Кодекс. Глава 12. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

Статья 61. Равенство прав и обязанностей родителей.

1. Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

Наделение родителей правами в отношении их несовершеннолетних детей означает, что им предоставляется возможность совершать одобряемые, желательные с точки зрения государства действия и поступки, направленные на благо ребенка. Права родителей порождают соответствующие обязанности.

2. Родительские права, предусмотренные настоящей главой, прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак.

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей.

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

Право на воспитание ребенка есть личное неотъемлемое право каждого родителя. Утратить это право можно лишь в случаях, предусмотренных законом: при лишении родительских прав и усыновлении ребенка (см. ст. ст. 69, 70 и 140 СК и комментарий к ним). Право на воспитание заключается в предоставлении родителям возможности лично воспитывать своих детей. При этом родители свободны в выборе способов и методов воспитания, согласующихся с развивающимися способностями ребенка (п. 2 ст. 14 Конвенции ООН о правах ребенка).

Право родителей на воспитание детей обеспечивается исполнением родителями обязанностей по их воспитанию. В круг этих обязанностей входит забота о здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии ребенка. Таковы в самом общем виде наиболее важные обязанности родителей, составляющие как бы две группы. Одна имеет прямое отношение к физическому развитию ребенка, которое во многом зависит от его питания, среды обитания и пр. Вторая касается психического, духовного, нравственного развития несовершеннолетнего и предполагает существование более сложных по своей природе средств и методов формирования ребенка как личности. В настоящее время все более очевидной становится роль родителей в исполнении обязанностей подобного рода. Именно от этого во многом зависит духовный мир ребенка, его готовность к межличностному общению, стремление к знаниям, способность властвовать над своим умом и чувствами. Выполнение родительских обязанностей не только способствует реализации родительских прав, но и служит образцом желаемого, одобряемого поведения - его моделью.

Обладающие родительскими правами лица несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Эта ответственность является общей и обязательной для обоих родителей, где бы они ни находились, и определяет особое значение ответственности родителей в обеспечении прав и интересов своих детей. Одновременно оказывается воздействие на формирование чувства ответственности за ребенка, его воспитание, от полноты которого в значительной степени зависит качество семейного воспитания.

Предполагается существование ответственности, как нравственного порядка, так и предусмотренной различными отраслями законодательства (административного, гражданского, семейного, уголовного и др.). В первом случае ответственность влечет за собой моральное осуждение, во втором - дополнительное обременение или даже наказание в установленном законом порядке. Под дополнительным обременением понимаются неблагоприятные для нарушителя прав последствия, выходящие за рамки принудительного исполнения обязанностей. Типичной ответственностью за ненадлежащее семейное воспитание детей является лишение родительских прав (комментарий к ст. 69 СК).

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования.

Закон РФ "Об образовании" рассматривает образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Этот процесс обеспечивает не только государство, но и родители. Согласно п. 4 ст. 43 Конституции РФ родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования, т.е. образования в объеме 9 классов общеобразовательной школы. В повседневной жизни выполнение этой обязанности родителями заключается в обеспечении того, чтобы их ребенок учился. Он может совмещать свою учебу с работой, творческой, предпринимательской, коммерческой деятельностью, но какой бы ни была семейная ситуация, уровень материальной обеспеченности семьи, состояние здоровья родителей, ребенок должен получить необходимое образование . Уклонение от выполнения этой обязанности служит основанием для лишения родительских прав, отстранения опекуна (попечителя).

От родителей также зависит, какое дополнительное образование и где получат их дети. Свое право выбора родители осуществляют с учетом мнения ребенка. При этом неважно, сколько ему лет. Для детей младшего возраста может иметь значение привязанность к друзьям, с которыми он хотел бы учиться, его способности, склонности. Дети более старшего возраста действуют осознанно и реалистично, сообразуя свой выбор со своей будущей профессиональной ориентацией. На выбор родителем и его ребенком вида образовательного учреждения, формы обучения оказывает воздействие и состояние здоровья ребенка, степень материальной обеспеченности семьи, семейные традиции, профессия родителей и т.п. В любом случае учет мнения ребенка означает уважительное к нему отношение. Однако родители вправе не посчитаться с точкой зрения несовершеннолетнего, если она противоречит его интересам или ее невозможно реализовать по объективным причинам.

Статья 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей.

1. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.

Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

К числу важных прав и обязанностей обоих родителей относится защита ими прав и интересов своего ребенка. Предоставляя родителям возможность защищать ребенка, возлагая на них подобного рода обязанность, государство, во-первых, стремится не допустить незащищенности несовершеннолетнего, во-вторых, подчеркивает, что речь идет о гражданском долге, прежде всего родителей. Защита родителями прав и интересов ребенка осуществляется в соответствии со ст. 8 СК (см. комментарий к этой статье). Предметом защиты являются все права детей, перечисленные в ст. ст. 54 - 58, 60 СК. В круг объектов защиты входят также жилищные, наследственные и другие права ребенка, в числе которых и его права как члена общества (на охрану жизни и здоровья, социальное обеспечение, защиту чести и достоинства и др.). Способы защиты зависят от специфики принадлежащих ребенку прав, характера правонарушения, возраста несовершеннолетнего и др. Родители в полной мере защищают права и интересы ребенка, которому нет 14 лет. А подросткам старшего возраста они помогают себя защищать. При отсутствии единого мнения, кому из родителей и как защищать своего ребенка, возникшие разногласия могут быть разрешены по желанию родителей органами опеки и попечительства.

Прямое указание на родителей как обладателей прав и обязанностей по защите прав и интересов ребенка означает, что они являются его законными представителями без специального на то полномочия. Им достаточно в необходимых случаях предъявить свидетельство о рождении своего ребенка. Родители, будучи его законными представителями, могут иметь дело с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе с органами местного самоуправления, внутренних дел, судом и прокуратурой. Причем вовсе не обязательно ждать, когда состоится нарушение прав или интересов ребенка. Родители могут совершать действия, направленные на предотвращение возможного правонарушения.

2. Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.

Противоречия между интересами родителей и детей любого возраста не относятся к исключительным событиям. Они могут возникать по разному поводу и касаться как личной, так и имущественной сферы отношений. В данном случае родители могут руководствоваться только собственными эгоистическими соображениями, либо глубоко заблуждаться относительно правильного понимания потребностей своего ребенка. Но чем бы эти противоречия ни вызывались, в таких случаях возникает ситуация, когда нельзя доверять родителю роль представителя интересов своих детей.

Статья 65. Осуществление родительских прав

1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Здесь говорится о невозможности осуществления родительских прав в противоречии с интересами детей. Тем самым определяются допустимые пределы действий, поступков, связанных с семейным воспитанием. Это ориентир, которого надо придерживаться как в повседневной жизни, так и при разрешении разногласий и споров по вопросам воспитания ребенка. Для родителей главное - обеспечивать интересы своего ребенка, а не свои собственные.

Кроме того существуют более конкретные указания относительно того, что родители делать не вправе . Они не могут, во-первых, причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию, во-вторых, допускать в своей семейной педагогике преступное обращение с ребенком, его оскорбление, эксплуатацию. В первом случае внимание сосредоточено на недопустимом конечном результате поведения родителей как воспитателей. Во втором - в категорической форме запрещаются действия родителей разной степени опасности для ребенка - от пренебрежения его разумными запросами и потребностями, грубого с ним обращения до жестоких по своему характеру методов воспитания; от унижения ребенка как личности, оскорбления его словом и действием до эксплуатации ребенка, под которой следует понимать выходящее за рамки семейной педагогики использование помощи и труда ребенка независимо от возраста. Всякое отступление от этих правил чревато лишением родительских прав, отменой усыновления, отстранением опекуна (попечителя), досрочным расторжением договора о передаче ребенка на воспитание в семью.

Родители несут ответственность за осуществление своих прав и обязанностей в ущерб правам и интересам ребенка. При этом имеется в виду не только злоупотребление родительскими правами, но и другие действия, поступки родителей, которые наносят или могут нанести ущерб правам и интересам ребенка как личности. То же самое можно сказать применительно к имущественным правам ребенка. Речь идет об ответственности, предусмотренной законом. Это может быть ответственность административно - правовая - ст. 5.35, 6.10, 20.22 КоАП РФ, гражданско - правовая - ст. ст. 1073, 1074 ГК РФ, семейно - правовая - ст. 69 СК РФ, уголовная - ст. 156, 157 УК РФ и др. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

2. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.

Процесс семейного воспитания детей включает в себя решение множества вопросов преимущественно педагогического свойства. Они решаются либо обоими родителями, либо одним из них с одобрения или молчаливого согласия другого. При этом предполагается, что оба родителя соблюдают интересы своего ребенка с учетом мнения детей. Само собой разумеется, что учет мнения детей должен быть целесообразным с педагогической точки зрения.

3. Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей.

При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).

Кодекс РФ об административных правонарушениях

Статья 6.10(2)

1. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции или «одурманивающих веществ» - влечет наложение административного штрафа в размере от одной до трехсот тысяч рублей.

2. Те же действия, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних, - влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Статья 20.22.

Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах

Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах -

влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от одной тысячи пятисот рублей до двух тысяч рублей.

При этом для определения правонарушения достаточно появления несовершеннолетнего в состоянии алкогольного опьянения в общественном месте и употребление им любого спиртосодержащего продукта вне зависимости от содержащегося в нем алкоголя.

Несовершеннолетние в возрасте старше шестнадцати лет, которые появились на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность несут административную ответственность по ст. 20.21 КоАП самостоятельно, данное правонарушение влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Ст атья 5.35.

1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

2. Нарушение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних прав и интересов несовершеннолетних, выразившееся в лишении их права на общение с родителями или близкими родственниками, если такое общение не противоречит интересам детей, в намеренном сокрытии места нахождения детей помимо их воли, в неисполнении судебного решения об определении места жительства детей, в том числе судебного решения об определении места жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства, в неисполнении судебного решения о порядке осуществления родительских прав или о порядке осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения либо в ином воспрепятствовании осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пяти суток.

У родителей может возникнуть вопрос, а как же им поступать, если ребенок не поддается их положительному воздействию, игнорирует их требования. В таком случае хочется обратить внимание на то, что касается обязанностей ребенка в семье, то они определяются только нормами нравственности, поскольку понудить его к их исполнению с помощью закона невозможно, и зависят только от его воспитания.

Несомненно, при проведение бесед, лекций с подростками обращается их внимание на то, чтобы они более осмысленно относились к собственному поведению, так как своими действиями они в первую очередь подводят собственных родителей. Поэтому темы административной и уголовной ответственности несовершеннолетних подаются через призму внутрисемейных и внутришкольных взаимоотношений.

Но основным фактором в воспитании было и остается постоянное влияние родителей на формирование личности ребенка с момента его рождения. Если же в какой-то период жизни ребенка воспитательное воздействие на него было утрачено или ослаблено, то пожинать плоды придется в первую очередь самим родителям. И происходить это будет как в моральном, так и в правовом плане.

И напоследок хочется всем вам посоветовать – будьте друзьями для своих детей, интересуйтесь их проблемами и заботами, и тогда они обязательно будут радовать вас своими хорошими делами и поступками.


Семья, являясь ячейкой общества, представляет ценность для социума и государства. Одной из важнейших задач, возложенных на семью, а именно на родителей, является забота о своих детях.

Согласно Конституции Российской Федерации родители в одинаковой мере обязаны проявлять заботу о ребенке. Как правило, совершение проступков, преступлений, причинение ущерба имуществу или вреда здоровью несовершеннолетними детьми является следствием недостаточного воспитания. Поэтому законодательством предусмотрена ответственность родителей не только за ненадлежащее воспитание, но и ответственность за причиненный их детьми вред.

Ответственность за вред причиненный несовершеннолетними детьми

Ответственность родителей (опекунов, попечителей) за вред, причиненный третьим лицам их несовершеннолетними детьми предусмотрена исключительно Гражданским кодексом.

Гражданская (имущественная) ответственность

Степень гражданской (имущественной) ответственности опекунов за вред, причиненный действиями несовершеннолетних детей, зависит в основном от возраста ребенка и иных обстоятельств. Рассмотрим подробнее.

За детей в возрасте до 14 лет родители несут полную имущественную ответственность (ст. 1073 ГК РФ). Опекуны обязаны полностью возместить имущественный вред, причиненный третьим лицам. Например, в случае боя товара на прилавке магазина, покрытие ущерба полностью возлагается на попечителей. Связано это с тем, что лица до 14 лет не обладают полной дееспособностью, в полной мере не могут нести права и обязанности.

За детей в возрасте от 14 до 18 лет на родителей не возлагается обязанности по возмещению, причиненного их детьми ущерба (ст. 1074 ГК РФ). Связано это с тем, что лица, достигшие возраста 14 лет являются частично дееспособными. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность. Однако, если у ребенка отсутствуют какие-либо доходы, самостоятельно покрыть причиненный ущерб он не в состоянии, то обязанность по возмещению ущерба возлагается на их опекунов.

Стоит отметить, что на родителей не возлагается обязанности по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетним лицом, если в момент причинения ущерба ребенок находился под надзором образовательного учреждения либо медицинской организации. В этом случае обязанность по возмещению ущерба возлагается на специализированные учреждения. Однако, если организация докажет, что вред произошел не по ее вине (например, вследствие ненадлежащего воспитания), то обязанность по возмещению ущерба будет возложена на попечителей.

Особенностью российского законодательства является возможность привлечения к ответственности родителей за вред, причиненный несовершеннолетними детьми, которые лишены родительских прав (ст. 1075 ГК РФ). Таким образом, законодатель установил зависимость причинения вреда от воспитания. В данном случае необходимо установление между фактом причинения вреда и ненадлежащем воспитанием причинно-следственной связи. На родителей не может быть возложена обязанность по возмещению ущерба, если с момента лишения родительских прав прошло более 3 лет.

Ответственность за ненадлежащее воспитание

Обязанности, предусмотренные семейным законодательством

Обязанность по воспитанию несовершеннолетних детей предусмотрена Семейным кодексом (ст. 63 СК). Воспитание включает в себя целый комплекс мер, направленных на адаптацию ребенка в обществе. Опекуны вправе самостоятельно выбирать приемы и методы воспитания. Однако при этом они не должны нарушать права и интересы своих подопечных.

Родители должны создать условия по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних (ст. 63-67, 80 СК РФ).

Под воспитанием понимается привитие элементарных навыков поведения в обществе, вежливости, уважения к старшим и прочее.

Обучение – в первую очередь создание условий для посещения образовательных учреждений, а также обеспечением всем необходимым (тетради, учебники).

Защита интересов детей подразумевает представление интересов ребенка в суде или иных публичных организациях.

При уклонении от воспитания, ненадлежащем воспитании, злоупотреблении родительскими правами, а также жестоком обращении Семейным кодексом предусмотрены меры воздействия — ограничение либо полное лишение родительских прав (ст. 69 СК РФ).

Административная ответственность за ненадлежащее воспитание детей

За неисполнение возложенных на родителей обязанностей, предусмотренных Семейным кодексом, на опекунов может быть возложен административный штраф (ст. 5.35 КоАП РФ). Как правило, рассматриваемое правонарушение совершается в форме бездействия. Дела об административных правонарушениях уполномочены рассматривать комиссии по делам несовершеннолетних (п. 2 ч. 1 ст. 22.1. КоАП РФ).

Отдельно стоит отметить нарушение одним из родителей обязательств по уплате алиментов, так как алименты можно отнести к обязанности по содержанию детей (ст. 5.35.1. КоАП РФ).

Положения статьи 5.35.1 КоАП РФ являются новыми для российского законодательства, появившиеся в 2016 году в результате проведения реформы по декриминализации отдельных статей Уголовного кодекса. Рассматриваемой статьей предусмотрена ответственность за неуплату алиментов свыше 2 месяцев.

При совершении указанного правонарушения неоднократно (2 и более раза) лицо подлежит уголовному преследованию.

Уголовно-правовая ответственность за несовершеннолетних детей

Неоднократное неисполнение обязанности по уплате алиментов влечет привлечение опекунов к уголовной ответственности (ст. 157 УК РФ). Одним из обязательных условий является наличие вступившего в силу административного наказания по ст. 5.35.1. КоАП РФ.

Также Уголовным кодексом предусмотрена мера наказания за ненадлежащее воспитание, которое сопряжено с жестоким обращением (ст. 156 УК РФ). Понятие жестокого обращения в контексте рассматриваемого вопроса довольно обширное – это и избиение ребенка, и игнорирование требований лечащего врача опекунами, и отсутствие в доме необходимых продуктов для поддержания организма ребенка в нормальном состоянии и т.д. Таким образом, жестокое обращение с детьми является квалифицирующим признаком, позволяющим применить к родителям меры именно уголовного, а не административного воздействия. Уголовная мера воздействия может быть применена не только в отношении опекунов, но и в отношении педагогов, врачей или других лиц, под присмотром которых находится ребенок.

Так же Уголовным кодексом предусмотрены санкции за склонение ребенка к совершению преступления (ст. 150 КУ РФ) или вовлечение в совершение антиобщественных действий (ст. 151 УК РФ). Санкции статей 150 и 151 УК РФ могут быть применены не только к опекунам несовершеннолетнего ребенка, но и к иным лицам.

Для справки. Антиобщественными действиями признаются действия ребенка, выражающиеся в систематическом употреблении запрещенных веществ (наркотики, а также алкогольная и табачная продукция) занятии проституцией, попрошайничеством.

Родительский лекторий на тему:

«Обязанности и ответственность родителей

за воспитание детей»

Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети будут участниками исторического процесса в разных качествах, они будут отцами и матерями, они будут воспитателями своих детей. Но и это не все: наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми. Поэтому, дорогие родители, мы всегда должны помнить о великой важности дела воспитания.

Конституция РФ говорит о том, что родители ответственны за воспитание и обучение детей, не школа, не общественность, не друзья и приятели отвечают за воспитание детей, а родители.

В наше время, когда родителям часто бывает некогда проводить время с детьми, так как приходится много времени проводить на работе, чтобы обеспечить семью, дети предоставлены сами себе. Очень хорошо, когда у родителей есть время на общение с ребёнком: гулять, заниматься спортом, просто беседовать дома со своей дочерью или сыном. Очень часто в подростковом возрасте ребёнку хочется вырваться из дома, больше времени проводить на улице с друзьями.

Знаете ли Вы, как ваш ребёнок проводит свободное время?
Условия проведения детьми своего свободного времени за последнее десятилетие изменилось во всех развитых странах мира. В связи с повышением мобильности населения и бурным развитием средств массовой коммуникации (прежде всего телевидения) и индивидуального досуга (сотовые телефоны, компьютерные игры, аудиомузыкальные устройства и т.д.) существенным образом изменились и отношения между родителями и детьми. Главным «пожирателем» времени и взрослых, и детей стал телевизор и компьютер, сотовый телефон. И всё реже современные дети проводят время за чтением.

Почему современные дети не любят читать?
У современного ребёнка наблюдается отсутствие желания читать, хотя чтение книг полезно: развивается интеллект, воображение, логическое мышление.
Необходимо заинтересовать ребёнка так, чтобы он уделял время чтению книг. Например, воздействовать собственным примером. Ведь очень часто в семьях, где родители не читают, ребёнок не берёт в руки художественную литературу.
У каждого ребёнка есть заветные желания и мечты, которые должны воплотиться в жизнь. Общение с людьми и реализация своих желаний развивает у человека чувство собственного достоинства и самоуважения (желание нравиться, желание быть кому-то необходимым и нужным, желание быть известным, желание общаться с интересными людьми). Хочу отметить, что удовлетворить чувство общения можно не только в антиобщественных молодёжных группировках, а в школьном, спортивном, творческом коллективе, в дружбе со своими одноклассниками. Поэтому, уважаемые родители, вам необходимо поощрять желание ваших детей посещать какие-либо кружки, спортивные секции.

Знаете ли Вы, какие кружки, факультативы и спортивные секции предлагает наша школа?
Если ребенку нечем заняться он «болтается» на улице, что может привести к правонарушениям или вовлечением ребёнка в антиобщественную группировку.
Современная улица, бесконтрольное времяпровождение, незанятость подростков являются факторами, которые могут спровоцировать противоправное поведение наших детей: курение, употребление пива и алкоголя, хулиганские действия и т.д. В нашей школе за хулиганские действия на учёте в полиции состоит 4 обучающихся. На ВШУ – 1 обучающийся. По сравнению с предыдущими годами, у нас идёт увеличение детей стоящих на учёте в полиции. За последние три года у нас таких детей не было. Данные правонарушения можно было бы предотвратить при соответствующем контроле родителей за воспитанием и поведением детей. Часто можно увидеть наших детей прогуливавших компаниями в позднее время, а порою и в ночное время. А как запрет на нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) в вечернее или ночное время. Согласно статьи 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации" установлено, что ночное время - время с 22 до 6 часов местного времени.

Согласно пункта 3 статьи 14.1. Федерального закона № 24-ФЗ установлено, что в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию могут устанавливаться:

Меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, и в иных общественных местах БЕЗ сопровождения родителей (лиц, их заменяющих).

Таким образом это влечет наложение административного штрафа на граждан (родителей, лиц, заменяющих родителей, или лиц, осуществляющих) - от пятисот рублей до одной тысячи рублей, а если повторное нарушение то от одной тысячи рублей до двух тысяч рублей.

Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели - отец и мать. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи - это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.

Семья является важнейшим фактором, влияющим на формирование личности. Именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни.

Мы сильно заблуждаемся, если думаем, что жизнь ребенка в школьном возрасте вся принадлежит школе; нет, школа имеет только весьма небольшую долю в том естественном развитии ребенка, на которое гораздо большое влияние оказывают время, природа и семейная жизнь. (К.Д. Ушинский)

Воспитание и образование детей – старейшее из человеческих дел. Зависит оно от трех переменных: взрослые, дети и отношения между ними. Домашнее воспитание – это задача с тремя неизвестными.

Ведь как бы высоко не занесла нас судьба, как бы круто не обошлась с нами, счастье или несчастье наше – в детях. Чем старше становимся, тем больше это понимаем. Часто учим одному, а научаем другому.

Одной из причин неблагополучия во всех сферах нашей жизни является бездуховность. Она влечет за собой нежелание некоторой части людей честно выполнять свою работу, свои обязанности и зачастую приводит их на путь совершения преступлений. Многие родители, представители общественности заблуждаются, считая, что центром воспитания является школа. Это не так. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: семья – 50%, СМИ – 30%, школа – 10%, улица –10%. Школа, семья и ребёнок - это краеугольный камень, на котором держится и развивается общество. Мы призваны вместе решать все проблемы.

К сожалению, у нас немало родителей, которые уклоняются от своих прямых обязанностей. Мужского влияния на сыновей и дочерей не хватает. На родительские собрания ходят в основном женщины, либо вообще никто не ходит, причём не предупреждая классного руководителя о том, что не смогут присутствовать, не считая это нужным. Не смогли в назначенное время – придите в удобное для Вас, узнайте о проблемах или успехах ученика. Также пример, ребёнок отсутствует на занятиях по какой-либо причине, родители не считают нужным поставить классного руководителя в известность. Объясните почему? Ведь у нас учреждение не развлекательного характера, которое посещают желающие, а общеобразовательное, где ребёнок по закону обязан посещать его и получать знания. А это один из моментов ответственности Вас, товарищи родители, за воспитание ваших детей. Ребёнок в свою очередь думает, ну раз папа или мама себе это позволяют, значит и мне можно не выполнять обязанности школьника. Так формируется безответственность во всём и к жизни в целом. Ваши дети берут пример с Вас, зачастую они копируют не только поведение родителей, но и стиль общения. Если педагога в кругу семьи обсуждают не с лестной стороны, так и школьник в последствии с неприязнью начинает относиться к педагогу, не выполняя его указаний. А ведь успех воспитания зависит в основном от семьи . Порой трудно понять тех, кто после рождения ребенка, переложив его воспитание на бабушкины плечи, продолжает жить так, будто бы ничего в собственной жизни не изменилось. Зачем вообще ребенок, если он не становится главным содержанием наших мыслей и чувств. Любая женщина знает, что порой приходится пользоваться дистанционным управлением. Кто из нас не слышал телефонных переговоров работающих мам со своими детьми: помой руки, разогрей обед, садись делать уроки. Печальная необходимость, но объяснимая и простительная. Ребенок не может быть дополнением к жизни, он должен быть её смыслом.

К сожалению, некоторые взрослые бывают легкомысленными, если не сказать больше: они иногда недооценивают проступки ребят и даже вольно или невольно – порой поощряют их, зачастую обвиняя других.

Иногда налицо беспечность родителей, их невнимание к интересам ребенка, к его товарищам. Отсутствие должного контроля.

«Доверяй, но проверяй» – гласит народная мудрость. Конечно, делать это родители должны тактично и деликатно, не оскорбляя достоинства ребенка, не высказывая подозрений, а наоборот, всячески подчеркивая, что верят ему.

О правах, обязанностях и ответственности родителей в Федеральном законе об образовании

Ваш ребенок учится в общеобразовательной организации – школе. Права, обязанности и ответственность родителей (законных представителей) в части обеспечения конституционного права ребенка, как гражданина России, на образование определяются федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 44, 45),

Согласно закону

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

1) обеспечить получение детьми общего образования;

2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

5. Иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).

6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Лучшая школа дисциплины есть семья.
Воспитание увы, не ограничивается только школой.

Правила жизни таковы: чтобы поняли тебя, должен и ты понять другого. Пусть ваши дети будут здоровы и физически, и духовно, поддерживайте их, направляйте на благие дела и Вы увидите - Ваш труд будет не напрасен. Счастливы там, где есть взаимопонимание.

Только когда мы вместе - ребёнок чувствует себя комфортно. А это в наших силах и возможностях.

Уважаемые родители! Только совместными усилиями мы сможем добиться желаемого результата как в воспитании так и в обучении ваших детей. Давайте плыть по течению школьной жизни, по течению требований общеобразовательной организации, а не против. Надеемся на понимание и сотрудничество с Вами в дальнейшем.

Спасибо за внимание.

Согласно п. 1 ст. 63 Семейного кодекса РФ родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Они обязаны заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обеспечивать им получение основного общего образования, а также защищать права и интересы своих детей.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Конвенции ООН о правах ребёнка ответственность за воспитание и развитие детей должна быть общей и обязательной для обоих родителей, где бы они ни находились. При передаче ребёнка на воспитание опекуну, попечителю, приёмным родителям в установленном законом порядке родители несут ответственность вместе с заменяющим лицом. Временная передача родителями своих детей на воспитание родственникам, посторонним лицам либо в одно из детских учреждений не освобождает родителей от ответственности за воспитание и развитие детей.

Действующее законодательство предусматривает различные виды ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по воспитанию детей, а именно: уголовно-правовая ответственность, административно-правовая ответственность, гражданско-правовая ответственность, ответственность, предусмотренная семейным законодательством.

Родители могут быть привлечены ко всем вышеуказанным видам ответственности.

Если в действиях родителей содержатся элементы нескольких противоправных деяний, которые регулируются различными нормами права, так например, при совершении уголовного преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ, родители могут быть привлечены как к уголовной ответственности, так и к семейно-правовой ответственности, т.е. лишены родительских прав.

Лишение родительских прав является мерой ответственности, предусмотренной нормами семейного законодательства, и как всякая мера ответственности, служит не только целями защиты прав и интересов детей, но и выполняет карательную функцию в отношении родителей.

Родитель, который допустил факты нарушения своих обязанностей, например, не исполнил свои обязанности по предоставлению ребёнку питания и одежды, что повлекло причинение вреда здоровью ребёнка, может быть привлечён к гражданско-правовой ответственности в форме компенсации морального вреда и возмещения убытков.

Одновременно в ст. 65 СК РФ законодатель указал, как нельзя воспитывать детей, какие способы не должны применяться в процессе воспитания. Недопустимы пренебрежительное, жёстокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатация детей, причинение вреда физическому или психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Ненадлежащее выполнение родительских обязанностей, безусловно, представляет угрозу для полноценного развития ребёнка, для безопасности общества в целом.

46. Основные категории наследственного права

Наследование.В теории наследственного права ключевым является понятие «наследование», так как от него происходят такие понятия, как «наследственное право», «наследство» и т. д.

Наследование представляет собой переход имущества умершего (наследодателя) к одному или нескольким наследникам. Кроме того, наследование необходимо рассматривать как совокупность прав и обязанностей наследодателя, переходящих к его наследникам.

При наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, т. е. в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил ГК РФ не следует иное (п. 1 ст. 1110 ГК РФ).

Основания наследования.Согласно ст. 1111 ГК РФ выделяют два основания наследования: наследование по завещанию и наследование по закону. В ранее действовавшем законодательстве на первом месте было наследование по закону, а затем – наследование по завещанию. Наследование по закону на практике встречается чаще, чем наследование по завещанию.

Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных ГК РФ. Так, наследование по закону будет иметь место в следующих случаях:

Если наследодатель не составил завещания;

Если завещание было составлено, но признано полностью недействительным в судебном порядке;

Если завещание было составлено, но признано недействительным в отдельной части;

Если наследодатель завещал только часть наследства (например, завещано только движимое имущество, а недвижимое будет унаследовано по закону);

Если наследник по завещанию отказался от наследства;

Если наследник по завещанию не принял наследство;

Если наследник по завещанию умер раньше завещателя;

Если наследник по завещанию – юридическое лицо, которое было ликвидировано.

Наследство.Наследство (наследственное имущество, наследственная масса) представляет собой вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности, принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства, которые входят в состав наследства.

В состав наследства не входят:

а) права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя (право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, права одаряемого по договору дарения в будущем (если в договоре не предусмотрено иное), обязанность выполнения работы по авторскому договору заказа, право умершего на получение пенсии, пособия по социальному страхованию и др.);

б) права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается ГК РФ или другими законами (доля в праве на получение ренты по договору пожизненной ренты, права и обязанности наследодателя по договору социального найма жилого помещения, права ссудополучателя по договору безвозмездного пользования, права и обязанности сторон по договору поручения);

в) личные неимущественные права и другие нематериальные блага (достоинство личности, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, которые неотчуждаемы и непередаваемы иным способом).

Время открытия наследства.Время открытия наследства является юридическим фактом и играет важную роль в развитии наследственных правоотношений, так как на момент открытия наследства устанавливается применимое законодательство, определяется круг лиц, призываемых к наследству, состав наследственного имущества, порядок и сроки его принятия, основания призвания к наследованию, а также решаются другие важные вопросы.

В соответствии со ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина. День смерти может быть определен на основании медицинского заключения или судебным решением по делу об установлении факта смерти.

Место открытия наследства.Определение места открытия наследства имеет ключевое значение для решения практических вопросов, связанных с наследованием. В частности, с учетом места и времени открытия наследства устанавливается круг лиц, призываемых к наследованию, и применимое законодательство; по месту открытия наследства подаются заявления наследников о принятии наследства, об отказе от наследства; кредиторы наследодателя предъявляют требования к наследникам, принявшим наследство; подаются заявления о принятии мер охраны наследства; наследники обращаются за выдачей свидетельств о праве на наследство, а также совершаются иные юридические действия.

47. Наследование по закону.

По закону наследуется имущество наследодателя, которое не было им завещано. Все возможные наследники по закону делятся на несколько очередей. Наследники каждой очереди могут наследовать имущество, если наследники всех предшествующих очередей отсутствуют, не приняли наследство, отказались от него, либо утратили на него право (согласно завещанию или в результате своих противоправных действий). Имущество, наследуемое по закону, делится поровну между наследниками соответствующей очереди.

В настоящее время в России установлены восемь очередей наследников по закону :

Первая очередь - супруг(а), родители и дети (а также внуки и их потомки по праву представления);

Вторая очередь - родные братья и сёстры (в том числе неполнородные), дедушки и бабушки (а также племянники и племянницы по праву представления);

Третья очередь - родные дяди и тёти (а также двоюродные братья и сёстры по праву представления);

Четвёртая очередь - прадедушки и прабабушки;

Пятая очередь - дети племянников и племянниц, родные братья и сёстры бабушек и дедушек;

Шестая очередь - внуки племянников и племянниц, дети двоюродных братьев и сестёр, двоюродные дяди и тёти (дети родных братьев и сестёр бабушек и дедушек);

Седьмая очередь - пасынки, падчерицы, отчим и мачеха.

Нетрудоспособные наследники по закону, из первых 7 очередей (и независимо от этой очереди), не менее года до смерти наследователя состоявшие на его иждивении (независимо от того, проживали они совместно или нет), наследуют вместе и наравне с наследниками той очереди, которая призывается к наследству.

Нетрудоспособные лица, не входящие в первые 7 очередей, но не менее года до смерти наследователя состоявшие на его иждивении и проживавшие совместно с ним, наследуют вместе и наравне с наследниками той очереди, которая призывается к наследству, а при отсутствии таковых - составляют восьмую очередь.

Если наследник по закону умирает раньше наследодателя или одновременно с ним, то в некоторых случаях потомки этого наследника получают возможность наследовать вместо него по праву представления: в этом случае доля, которая причиталась бы этому умершему наследнику, делится между его потомками.

В настоящее время в России наследуют по праву представления:

Внуки наследодателя и их прямые потомки - вместо детей наследодателя (1 очередь);

Племянники и племянницы наследодателя - вместо родных братьев и сестёр (2 очередь);

Двоюродные братья и сёстры наследодателя - вместо родных братьев и сестёр родителей наследодателя (3 очередь).

Во втором и третьем случае право представления ограничено только детьми умерших наследников; более дальние потомки относятся к 5 и 6 очередям или не наследуют по закону вообще.

48. Наследование по завещанию

Завещание - односторонняясделка, распоряжение своим имуществом на случай смерти. Оно вступает в действие с момента открытия наследства, когда уже нет в живых наследодателя. Оно представляет собой выражение воли завещателя, которая непосредственно связана с его личностью. Право завещать имущество является элементомправоспособности. Завещатель вправе распорядиться любым своим имуществом, в том числе и тем, которое он приобретёт в будущем. Кроме того, завещатель вправе лишить наследства одного или нескольких наследников по закону.

Завещание должно быть составлено в письменной форме и заверено нотариусомили иным должностным лицом прямо указанным в законе. Не соблюдение требования об удостоверении завещания влечет его недействительность, однако в особых случаях (указанных ст.1129 Гражданского Кодекса) допускается составление завещания в простой письменной форме.

Завещатель по принципу свободы завещания вправе отменить или изменить (дополнить) составленное им завещание в любое время после его совершения и не обязан сообщать кому-либо об этом, а также указывать причины его отмены/изменения. При этом новое завещание, даже не содержащее явных указаний об отмене предыдущего, отменяет те его положения, которым оно противоречит.

Наследниками по завещанию могут быть физические и юридические лица, международные организации т.д.



Рассказать друзьям