Жажда власти. Причины и следствия

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Как разговаривать с ребенком, чтобы его речь развивалась? Общаться с ним на его «марсианском» наречии или требовать нормальных слов? Обращать ли внимание на жесты или не реагировать? Как правильно строить диалог с неговорящим малышом?

Опытный логопед-дефектолог Анна Маковей делится с мамами простыми и эффективными приемами, которые помогут разговорить даже самого упрямого молчуна, сделают ваше общение с малышом интереснее и разнообразнее.

1. Долой «Скажи» и «Повтори»

Не просите кроху: «Скажи: МА-МА, ДАЙ» или «ПОВТОРИ: «БУЛЬ-ДО-ЗЕР». А уж наказывать малыша за отказ или неправильное произнесение вовсе не стоит! Очень часто подобные просьбы приводят к такому явлению, как речевой негативизм - при вышеозначенных просьбах малыш крепко сцепляет зубы и бежит от Вас стремглав, либо просто игнорирует настойчивые просьбы мамы что-либо сказать.

Как же тогда быть? Секрет прост - играйте и во время игры озвучивайте то, что делаете:

  • Вот кукла Ляля идет по дорожке: топ-топ-топ. Вот как Ляля топает». Слова должны быть простыми, а фразы - максимально короткими.
  • «Паровозик гудит «ЧУ-Чу-у-у-у-у! Садись, Саша, прокачуууууу!!!» Эмоциональность - хороший способ привлечь кроху к игре. Используйте в речи разные интонации, меняйте тембр (окраску) голоса и добавляйте междометия - так кроха не только научится повторять за Вами простые слоги и слова, но и будет делать это очень выразительно!
  • «Будем строить дом. Возьмем кубик. Вот этот, большой кубик. Вот какой большой! Теперь возьмем вот этот кубик - маленький. У тебя какой кубик?» - непременно делайте паузу - дайте малышу почувствовать себя полноправным участником диалога - «Да! Это маленький кубик. Давай его сюда поставим. Вот! Готово! Получился дом! Кто в доме будет жить? - пауза - Котик! Вот здОрово! Заходи, котик. - пауза - Добро пожаловать!»

Вопросы задавайте ненавязчиво, без требовательных ноток в голосе. Малыш не должен чувствовать подвох и давление с Вашей стороны. Если карапуз не захотел или пока не может Вам ответить, после короткой паузы ответьте сами - так Вы даете ребёнку речевой эталон, который поможет ему в дальнейшем правильно строить фразы!

Маме на заметку!

Постарайтесь контролировать себя и не срываться на «Скажи», «Повтори». Не ждите быстрых результатов. Пройдет день, два, может быть и месяц - и малыш начнет повторять за Вами! Главное - спокойно общаться и играть, вовлекать кроху в диалог, хотя бы формальный (сами задаете вопрос и после короткой паузы - отвечаете).

Если карапуз не хочет играть в предложенную Вами игру - присоединитесь к той, которая его в настоящий момент увлекает. Катает машинку? Превосходно! Попросите прокатить на машинке зайчика или съездить в магазин за продуктами или строительными материалами. А то и мелкий бумажный сор довезти до мусорного ведра! Любит греметь кастрюльками - класс! Положите в кастрюлю кубики и сварите из них кашку для зверей. Периодически пробуйте её на «сахар» и «соль», предлагайте «попробовать» и малышу - чаще всего крохи с большим энтузиазмом откликаются на такие мамины проделки =)

2. «Ти-ти! ПТИчка, леТИ» или как использовать в речи лепетные слова

Часто мамы и другие близкие люди недооценивают речевые возможности крохи. «Сколько слов малыш говорит?» - «Да два-три…». Вопрос при этом: что считать словами? Считать ли словами «топ-топ» и «би-би»? Считать ли тремя разными словами слово «А-а-а», если это «больно», «вкусно пахнет» и «спи, моя куколка, засыпай»?

Возьмите за правило записывать «речевую продукцию» ребёнка. Пусть это будет тетрадка, блокнот или просто листок, в который Вы будете заносить все те звуки, слоги, слова, которые малыш уже может произносить. Это даст Вам представление об артикуляционных возможностях малыша и отличный материал для выдумывания и введения в игры простых и доступных крохе слов. Например:

  • «Ти-ти». На их основе вводим слова «пТИчка» и «леТИ». На прогулке насыпьте зернышки и позовите птичек: «Птичка, леТИ, покушай. Вот, леТИт птичка. Кушай!». Потом просите малыша позвать птичек.
  • «Мяу» и «ми». Если есть кошечка дома - отлично. Поиграйте так: «Киска, где твоя МИска? Давай молочка нальем! Вот, киса, молоко. Лакай!» Можете передразнить, как киска лакает язычком - это хорошее артикуляционное упражнение. «Вот, киса, МЯсо, кушай!»
  • «Ня-ня» превращаем в слово «няня» Придумайте игру со словом НЯНЯ: куколку возьмите и попросите малыша покачать, успокоить, спать уложить. «Куколка устала, хочет спать. Давай её укачаем! А-а-а-а, Бааай-баааай, спи, куколка (или по имени, если таковое имеется), засыпай! Спи. Вот, Саша, какая НЯНЯ хорошая! Куколка быстро уснула!»
  • «Пи» превращаем в глагол «пить» (появление в речи ребёнка глаголов - добрый вестник!!! Он очень хорошо притягивает к себе существительные, прилагательные и все прочие части речи). «Пойдем» и дальше нужное присоединяете — «чай пить», «сок пить», «морс пить», «молоко пить», «кисель пить», «компот пить». «Быстро», «медленно» — «Быстро не надо пить. Надо пить медленно». «Пей маленькими глотками». «Я пью чай. Ты (дотроньтесь рукой до крошкиного плеча) пьешь - сок. Папа пьет кофе».

Маме на заметку!

В придумывании нужно упражняться - не сразу на ум приходят словечки. Но! Терпение и труд все наши «не могу» и «не получается» перетрут =) Если в речи малыша уже довольно много слов - используйте словарь для составления простых фраз, которые можно использовать в играх.

3. «Даёшь контакт!»

Этот рецепт простой и очень естественный во взаимоотношениях мамы и малыша - чаще обнимайтесь! Барахтания, немного дурашливости, любовные пощипывания и покусывания только приветствуются! А ещё? Танцы, где Вы берётесь за руки, простые объятия после игры: «Как хорошо получилось!», да и просто посиделки на коленочках!

Для чего всё это нужно? Как тактильный контакт влияет на развитие речи? Очень хорошо влияет!

1. Возникает взаимное доверие, ощущение защищенности и комфорта.

Малыш доверяет и поэтому открыт ко всем Вашим затеям, не боится осуждения и критики. А Вы лучше понимаете кроху, его возможности и желания, становитесь менее требовательной и более расслабленной, что очень хорошо для равноправного и развивающего общения.

2. Игры проходят более естественно и комфортно, доставляют массу удовольствия и Вам и крохе. А если что-то нам очень приятно, хочется это повторить, так ведь?

3. Малыш на Вашем примере учится выражать свои чувства словами и делами, проявлять внимание к близким и оказывать им поддержку. Помните закон объятий? Четыре объятия в день нужны для выживания, восемь — для поддержания здоровья и хорошего самочувствия, двенадцать объятий в день — для роста и чувства собственного достоинства. Обнимайтесь чаще!

Маме на заметку!

Все проявления Ваших чувств должны быть естественными и уместными, не стоит приставать к малышу тогда, когда он явно этого не хочет. Говорите крохе, как Вы его любите! Называйте ласковыми именами, рассказывайте о том, какой он был маленький, ничего-ничего не умел: ни сидеть, ни ходить, ни разговаривать! А сейчас - всё умеет! Прыгать, бегать, самостоятельно кушать, ходить в туалет! Вот сколько всего! Такие беседы вызывают много положительных эмоций, малыш начинает гордиться собой. А следом за уверенностью в себе появляются попытки самовыражения. В речи - в том числе.

4. «Игрушки, на помощь!»

Игрушки - наши незаменимые помощники в развитии речи малыша. Они помогут внимание привлечь и познакомят с новыми словами - существительными, прилагательными, глаголами, местоимениями, научат пользоваться предлогами и строить фразы. Как?

С 1 года до 3 лет крохе для развития НЕОБХОДИМА манипуляция с предметами. Однако важно помнить, что развивает не сама по себе игрушка, предмет, а те действия и манипуляции, которые малыш с ними производит. А делает он это с Вашей помощью!

Как правильно играть с предметами, чтобы в речи крохи появлялись новые слова?

1. Существительные

Возьмите машинку, покажите крохе, назовите, что это: «Смотри - машина!» Продемонстрируйте все те разнообразные действия, которые с ней можно выполнять: катать, нагружать и высыпать кубики, катать любимую игрушку. Первоначально новое слово тесно связывается с тем предметом, который так назвали. Машинка - это именно вот эта - с желтой кабиной и красным кузовом! Когда кроха усвоит это понятие - «машина», покажите ему машинку другую - скажем, зелёную. Это тоже машина! И вот эта маленькая - тоже машина! И эта - с большими колесами! Так произойдет расширение понятия «машина», а малыш начнет лучше понимать речь окружающих.

2. Глаголы

Просите кроху совершить с игрушкой какие-либо действия: «Кати машинку. Вот так!», «Накладывай кубики. Вот, много кубиков положили». Кубики можно СКЛАДЫВАТЬ, СТРОИТЬ, СТУЧАТЬ, ПЕРЕКЛАДЫВАТЬ, СОБИРАТЬ, РАЗБИРАТЬ, ВОЗИТЬ - вот сколько глаголов можно присоединить только к одному существительному - КУБИКИ.

3. Прилагательные

Рассказывайте малышу в игре о различных качествах того предмета, которым вы в настоящий момент играете. Машинка может быть красная и синяя, большая или маленькая, тяжелая или легкая. Любимая мягкая игрушка малыша - мягкая, пушистая, бархатистая, нежная, ласковая, тёплая. Кубики твердые, жесткие, красные-желтые-синие, звонкие, деревянные, пластмассовые! «Потрогай, какая киска у нас мягонькая. Вот какая! Пушистая! Шкурка красивая, серенькая. Давай кисоньку погладим. Вот так, вот так - смотри, как кисе приятно, она глазки закрыла и песенку поёт».

4. Наречия

Мячик летит высоко, далеко; машинка едет быстро; игрушечная киска тоже бежит быстро, а черепашка ползет - медленно. У мишки каши много, а собачки - мало, дудочка играет тихо, грустно, а барабан - громко, радостно! В комнате игрушки прибрали: «Вот как стало чисто!». Озвучивайте эти и другие признаки предметов и действий, и малыш тоже начнет использовать их в речи.

5. Местоимения

В игре просите кроху: «Дай мне» и местоимение «тебе»: «Это мне кубик, а это - тебе», «Мне ложку (к примеру, играете в кухню и приготовили «кашу» из кубиков) и тебе ложку». «Моя очередь, твоя очередь». «Вот моя любимая куколка. А где твоя?», «Давай мишку укачаем. Он устал». Так легко и незаметно местоимения займут прочное место в словарике Вашего карапуза.

6. Предлоги.

Предлоги помогают ребёнку лучше понять пространственно-временные отношения и правильно строить фразы. Усвоение их происходит отлично и в игре, и в ходе уборки после неё. «Принеси мячик. Он В коробке. Спасибо!», «Ой! Кубики упали НА пол! Давай соберем!». Посади куколку ЗА стол. Будем чай пить». Давай игрушки уберем. Машинку поставим В гараж. Кубики положим В коробку. Мячики положим В ведро. А куколку куда посадим? Вот сюда - НА диванчик. Вот как хорошо стало!»

Маме на заметку!

Чтобы слова появились и закрепились в речи крохи необходимо МНОГОКРАТНОЕ повторение.

Вводимые Вами новые слова должны быть понятными ребёнку, «осязаемыми», такими, которые он сможет прочувствовать на реальном опыте. Фразы, которые Вы используете в игре, являются для малыша эталоном. Поэтому не усложняйте их. Простое предложение из 2-4 слов - то, что нужно.

5. «Мама, помоги!» или как реагировать на жестовую речь

1. Начните работу с себя: проанализируйте, как Вы реагируете на такое поведение малыша.

В том случае, если Вы бросаетесь выполнять желание крохи ещё до того момента, как оно успело оформиться у него в голове - речи ждать придется довольно долго. Зачем ребёнку говорить, ведь и так всё хорошо, все потребности удовлетворены и желания выполнены. А бывает ещё и так: нервы у мамы не железные. Уже в предвкушении истерики, многие готовы дать малышу всё, что угодно, лишь бы не плакал. Узнали себя? Нет? Замечательно. Значит, можно перейти к шагу 2.

2. «Оречевляем» жест ребёнка.

Что ты хочешь? - пауза — Ты хочешь рисовать! Да! Будем рисовать!

Такое построение фразы даёт малышу уверенность в том, что мама его понимает (в отличие от игнорирования жестовых просьб), мама поможет. А вслед за уверенностью, появятся и попытки самостоятельного высказывания.

3. Провоцируем малыша на просьбу или отказ.

Правила формального диалога те же, что и описаны выше: «Хочешь покатать машинку? Да (кивок головой). На», «Будешь пить сок? Не будешь (покачиваем головой из стороны в сторону). Нет».

Маме на заметку!

Поддержите малыша, похвалите за попытку сказать что-либо, пусть даже и не совсем удачную. Озвучивать жест необходимо всегда до того момента, пока малыш не начнет делать попытки заговорить самостоятельно.

6. «Мама, говори!» — оречевление в повседневной жизни

Чтобы речь малыша развивалась, вовсе не обязательно организовывать специальные занятия и тратить час-полтора ежедневно на логопедические игры!

Проговаривайте всё, что делаете: манипулируя игрушками, называйте их цвет и те действия, которые можно с ней производить: «Вот какой мячик! Красный! Яркий! Большой! Лёгкий! Давай его покатаем: вот так! Теперь мне кати - вот как здорово катится! Лови мячик (легонько бросаете его в ручки малыша так, чтобы поймал) - вот как ловко поймал!»

Используйте повседневные ритуалы: умывание, подъем и отход ко сну, одевание для пополнения словаря крохи новыми словами и закрепления уже знакомых.

Иногда малыши не понимают наши словесные просьбы и инструкции, так как действие, которое от ребёнка требует мама, слишком обобщено и малыш просто не понимает, что именно он должен сделать! Например: «Прибери игрушки!» Что значит «прибери»? Куда их прибрать? Что сначала убрать, что потом?» Дробите деятельность на составляющие её действия и озвучивайте их: «Давай приберем игрушки. Сначала машинки поставим в гараж - вот. Поставили. Теперь давай мячи положим в корзину. Положили. Теперь кубики нужно собрать. Давай уберем их в коробку». Так детки не только пополнят словарь, научатся понимать и использовать в речи предлоги, правильно строить простые фразы, но и овладеют навыками самообслуживания и планирования своей деятельности.

Давайте малышу простые поручения:

  • донести сухое белье до гладильной доски («Унеси трусики. Унеси носочки. Унеси шортики. Вот спасибо! Очень маме помог!»);
  • положить на стол ложки («Давай на стол накрывать. Вот ложки. Положи, пожалуйста, на стол»);
  • вытереть сухой тряпочкой пыль («Давай порядок наведем. Сначала пыль будем вытирать. Намочим тряпочку. Вот, намочили. Теперь выжмем её немного. Готово! Давай столик протрем. Вот так! (помогите - накройте своей рукой детскую ручонку с тряпочкой и проведите по столу). Всё! Чисто!»;
  • выложить на стол продукты, только что принесенные из магазина.

Выполняя такую простую работу по дому, кроха усваивает названия предметов и действий, учится помогать маме. Подключайте карапуза к приготовлению еды - это очень увлекательно и полезно для развития речи!

Можно поручить почистить вареное яичко или картофелину, размешать муку в чашке с кефиром или взболтать яйца в миске, нажать кнопку на ручке блендера, а то и овощи нужные подать: «Давай будем оладьи печь! Нам нужен кефир. Где у нас кефир? Да! Вот он, в холодильнике! Давай нальем его в стакан. Вот столько, достаточно. Выливай кефир в миску. Теперь яичко разобьем: кок! Готово! Размешай немного вилкой. Вот так, спасибо!» и т.д.

Маме на заметку!

Все предложения должны быть короткими и простыми. Делайте паузы, если задаёте вопрос - давайте малышу возможность ответить. Даже если кроха произнес что-то непонятное или вовсе молчит - непременно ответьте ему: «Куда положим кубики? - «пауза или ответ малыша» - Я тоже так думаю! Положим в коробку!»

Со временем называние действий замените вопросами: «Что сначала сделаем? Куда положим кубики? Куда поставим машинку? Где у тебя маечки лежат?» и т.д.Если ребёнок предпочитает в общении использовать жесты - озвучивайте все его «слова»: Куда мяч укатился? Да! Вот он! Под кроваткой! Достань, пожалуйста. Как ловко ты его достал! Спасибо =)» Малышам нравится такое выражение понимания со стороны мамы! Со временем они и сами охотнее начинают озвучивать свои желания и действия сами.

Анна Маковей,
Логопед-дефектолог, педагог раннего развития.
Соавтор тренинга "Развиваем речь в игре" по методике Тепляковой.

Как? Один из самых важных вопросов, с которым приходится столкнуться родителям, ведь нужно не только говорить, но и делать это правильно.

Процесс общения с ребенком начинается с самых первых минут его жизни, постепенно приобретая разнообразные формы и включая в себя новые факторы, позволяющие исключать ссоры и превращая взаимодействие с ребенком в увлекательный процесс. Именно поэтому отвечая на вопрос: «Как правильно разговаривать с ребенком?» следует выделять несколько факторов: поведение родителей и особенности возрастного развития своего чада.

Первый возрастной этап начинается, по мнению многих психологов еще тогда, когда малыш находится в утробе матери и заканчивается примерно в три года. Начинать общение с еще не родившимся малышом личное решение каждого, но благоприятно согласно специалистам в это время все-таки говорить, петь песни, включать классическую музыку. После появление младенца – общение становится обязательным и рекомендуется включать в него:

  • Тихую, мягкую речь, сопровождаемую улыбкой, благодаря этому младенец будет чувствовать себя комфортно и безопасно.
  • Звуковое подражание малышу, таким образом, можно дать понять младенцу, что его любят и понимают, но затягивать «аукание» нельзя, поскольку необходимо приучать младенца к нормальной речи, поэтому стоит делать плавный переход от детской речи на более взрослую. Добавляя в речь другие звуки, далее слова и после чего общение происходит только на словах. Такой прием не только помогает малышу, но и помогает родителям вспомнить, что они, когда были такими же маленькими детьми.
  • Сделать общение с детьми более живым можно с помощью невербальные средства, то есть жестов. Рассказывая малышу о чем-либо, старайтесь указывать на объект, привлекая тем самым к нему внимания своего чада.
  • Использование коротких, простых предложений. Рекомендуется повторять сказанное, если малыш не понял или не запомнил.
  • Воспитывать и развивать детей можно и нужно в игре. Один из эффективных приемов «Зеркало». Необходимо сесть напротив ребенка и в точности повторять все его движения, мимику, звуки, после того как малыш заинтересовался, говорите познавательные и интересные вещи, пока ребенок снова не начнет терять внимание. Такой прием можно повторить около двух трех раз за один день, но не стоит им злоупотреблять, иначе он может потерять свою эффективность.

Использование таких простых способов нужно, поскольку именно благодаря им, можно показать своему чаду свою любовь и заинтересованность.

Второй возрастной этап – от трех до семи лет, в это время детьми активно познается мир и все окружающее, они задают много вопросов, строят свои догадки и теории. Важно соблюдать некоторые рекомендации, чтобы малыш не вырос угрюмым, грустным, с заниженным интересом к миру или самооценкой.

  1. Слово нельзя употребляется крайне редко и после запрета на что-либо, следует объяснение «почему». Поскольку именно в этом возрасте дети начинают понимать причинно-следственную связь и для того чтобы им не пришлось все пробовать самостоятельно для получения собственного опыта, нужно объяснять каждый шаг и его последствия.
  2. Использование перефразирования. Количество нельзя должно быть сокращено, поэтому приходится учиться одному из приемов психологии – перефразированию. Например, если ваше чадо хочет оторвать что-нибудь кукле или намерено сломать машинку, можно превратить ее в живое существо: а не будет ли больно машинке, а если бы так сделали тебе? Такая формулировка дает вашему чаду возможность подумать и понять, что так делать нежелательно.
  3. Бесконечное «почему» ведь не зря этот возраст называют «почемучкой». И именно поэтому с маленькими детьми очень интересно, ведь они смотрят на мир по-другому, интересуются тем, что взрослые совсем забыли. Отвечать на вопросы обязательно и только на понятном малышу языке. Если вдруг окажется, что вы не знаете ответа на вопрос, превратите ситуацию в игру и дайте ему почувствовать себя, например: детективом и найдите ответ на вопрос совместно.

Но, пожалуй, самым тяжелым в плане общения – является подростковый возраст, если в детстве родители – безусловный авторитет и пример для малыша, то подростки часто делают все наперекор, совершая своеобразные революции. Не стоит думать, что таким поведением ваше чадо старается оттолкнуть семью, именно в это возрасте дети нуждаются в повышенном внимании и поддержке.

Перестройка организма, шалящие гормоны, смена роли, половая осознанность – это только малая часть того с чем приходится столкнуться подрастающему человеку. В общении с детьми подросткового возраста можно опираться на следующие рекомендации:

  • Подкрепление уверенности в себе, именно в этом время уверенность ребенка катастрофически мала. Упреки и претензии только усугубляют ситуацию, превращая семью во врагов. Поэтому необходимо чаще хвалить своего дитя, поощрять новые полезные увлечения и интересы.
  • При совершении негативного поступка, смотрите и ругайте поступок, а не самого ребенка. Дайте ему понять, что вы не отворачиваетесь от него.
  • Нужно научиться слушать ребенка и говорить с ним, лучшая роль для родителей – друг, в вас не должны сомневаться, вы главная поддержка и опора, которая поймет и не осудит. Но стоит соблюдать меру и не опекать ребенка, пришло время, когда он должен научиться нести ответственность за свои поступки сам.
  • Воспринимайте свое чадо, как взрослого человека, это очень тяжело, но это важно. Ребенок вырос и сейчас он становится взрослым, именно сейчас взрослый из роли наставника, перерастает в друга и только в руках родителей случится ли этот переход или нет.

При общении с детьми любого возраста, но особенно с подростками, нужно не воспринимать ребенка, как существо ниже себя, которое обязательно должно слушаться, такой подход не принесет ничего хорошего. Золотое правило взаимодействия с ребенком – воспринимать как равного, тогда он будет не только слушать, но и сам просить совета или поддержки в той или иной ситуации.

Общие правила плодотворного общения с ребенком

  1. Дети не воспринимают открытых нравоучений или морализаций, но часто без этого не обойтись, поэтому для этого выбирают креативные формы: притчи, сказки, подобранные фильмы или ролики. Главное чтобы было интересно.
  2. Постоянно самосовершенствуйтесь и заинтересовывайте свое чадо. Ведь согласно мнению большинства педагогов лучшее воспитание то, что построено на личном примере.
  3. Искренность, дети – самый эффективный датчик на ложь, они ее чувствуют за версту. Поэтому вступая в диалог, вы должны верить в свою правду.
  4. Краткость – залог понимания, дети концентрируются на маленький промежуток времени, поэтому, чем содержательнее и чем будет меньше ваша речь, тем лучше.
  5. Всегда помните, что вы говорите с ребенком, контролируйте свою речь так, чтобы он сумел ее понять. Не употребляйте незнакомых, тяжелых слов, избегайте подтекстов и намеков. Максимально точно излагайте свои мысли и поскольку у маленьких детей не развито абстрактное мышление, старайтесь не использовать обобщения.

Используя данные советы и помня, что дитя – отражение своих родителей, процесс воспитания превращается из тяжелой задачи, в увлекательное путешествие «взросление» из малыша во взрослую самостоятельную личность.


К сожалению, между родителями и подрастающим поколением часто вспыхивают конфликтные ситуации. Какие-то из них перетекают в ссоры, другие переходят в разряд невысказанных обид.

Психологи уверены: изменив собственное поведение по отношению к малышу, вы сможете избежать различных проблем в его воспитании. Как же правильно общаться с детьми, чтобы избежать многочисленных конфликтов?

Как отмечают специалисты, серьезные трудности во взаимоотношениях между детьми и взрослыми зачастую появляются из-за неправильного поведения последних.

Подавление личности малыша постоянной опекой, необоснованные придирки, неумение выслушать – вот всего лишь несколько причин для конфликтов «отцов и детей». В результате ребенок может вырасти несамостоятельным или протестовать против любого родительского предложения.

Пожалуй, общий язык с трехлетками найти проще, чем с 14-летними детьми. Если вы выстроите правильные отношения с крохой с ранних лет, то сможете избежать серьезных проблем с подростком. Как же следует общаться с детьми?

1. Игнорируйте плохое поведение

Зачастую взрослые сами поощряют неправильные поступки ребенка тем, что обращают на них внимание. Даже негативное отношение может раззадорить малыша. Психологи советуют овладеть техникой игнорирования, только выполнять ее нужно правильно:

  • вообще не реагируйте на кроху – не стоит разговаривать с ним, кричать и даже смотреть на него, если он устроил истерику (в то же время, оставайтесь в поле его зрения);
  • наберитесь терпения, так как ребенок может вести себя плохо и пять минут, и полчаса;
  • заручитесь поддержкой домочадцев, которые также должны игнорировать плохое поведение;
  • похвалите малыша, как только он успокоится: «Я очень рада, что ты перестал плакать и кричать».

Подобная техника требует от родителей выдержки. Также стоит помнить, что вы игнорируете детское поведение, а не самого ребенка.

2. Отвлеките внимание малыша

Этот способ достаточно эффективен, правда, срабатывает он до того, как у детей начнется истерика. Иначе вы попросту не сможете до них достучаться.

Младенца отвлечь очень просто, для этого вам потребуется яркая игрушка или любой другой интересный предмет. Однако как только детки подрастут, вам придется постараться, чтобы перенести их внимание от предмета ссоры.

И не забывайте, шансы на успешный выход из конфликтной ситуации вырастут значительно, если вы вмешаетесь как можно раньше, а ваш отвлекающий маневр будет ярким и оригинальным.

3. Предложите альтернативу

Если вас не устраивает детское поведение, это не повод начинать конфликт. Объясните ребенку, как следует правильно себя вести, то есть покажите желательную альтернативу. Например:

  • если малыш начинает рисовать фломастером на столе, дайте ему лист бумаги или раскраску;
  • если юная модница любит использовать мамину косметику, купите тушь и помады, предназначенные для детей;
  • если кроха взял хрупкий предмет, дайте ему на выбор любую другую игрушку.

Умение родителей находить замену плохому поведению малыша поможет общаться с ним без конфликтов.

4. Критикуйте конструктивно

Конечно, мало кто любит, когда его критикуют. Вот и дети ощущают обиду и раздражение, не желая идти на контакт. И все же указывать на ошибки в поведении необходимо. Как это сделать без конфликта? С помощью небольшой похвалы:

  • «Ты замечательно поешь, только не нужно это делать за столом»;
  • «У тебя хорошо получается играть в футбол, но лучше пинать мячик не в классе, а на поле»;
  • «Я рада, что ты признался, но прежде чем идти в гости, следует спросить у меня разрешения».

5. Предлагайте выбор

Психологи отмечают, что сопротивление родительским указаниям со стороны детей связано с их желанием отстоять свою независимость. И в этом случае взрослые могут избежать конфликтных ситуаций – достаточно предложить малышам выбор. Например:

  • «Чем будешь завтракать – бутербродом или кашей?»;
  • «Ты какую кофту наденешь в садик – зеленую или голубую?»;
  • «Ты сложишь игрушки сейчас или после обеда?».

Предоставлять выбор детям – очень мудрое решение. Вы тем самым удовлетворяете желание чада быть самостоятельным и одновременно сохраняете контроль над его поступками.

6. Будьте конкретны

Не следует наставлять детей такими фразами, как «Будь хорошей девочкой», «Веди себя в садике хорошо». Подобные указания слишком абстрактны и могут смутить ребенка. Распоряжение должно быть четким и конкретным.

Используйте в речи, особенно при общении с детьми раннего возраста, короткие предложения. Если малышу исполнилось три года и он умеет полноценно разговаривать, попросите его повторять ваши просьбы. Такое повторение поможет ее лучше запомнить.

7. Говорите твердое «нет»

Малыши очень чувствительны к тону, которым вы произносите разные слова. Категоричный отказ необходимо произносить четко и настойчиво. Кричать не следует, однако в некоторых ситуациях голос можно и нужно повышать.

Если ребенок пытается изменить ваше решение, ответьте ему: «Я уже сказала тебе «нет». Дальнейшие попытки малыша повлиять на вас следует игнорировать или повторять слово «нет» до тех пор, пока он не смирится с ситуацией.

8. Разговаривайте спокойно

Хотя мы выше говорили, что реагировать на нехорошее поведение лучше сразу, в некоторых случаях все же стоит немного подождать и успокоиться. Если вы кипите от злости и чувствуете, что готовы «наломать дров», вам необходимо расслабиться.

Когда раздражение пройдет, поговорите с ребенком о его поступке. Старайтесь не критиковать, иначе малыш начнет обороняться. Разговаривайте с ним так, как хотели бы, чтобы общались с вами. Поэтому ни в коем случае не унижайте, не обзывайте и не кричите. Громкие крики всегда раздражают и пугают деток.

9. Учитесь слушать

Если ваше чадо находится в расстроенных чувствах, постарайтесь его внимательно выслушать.

Активное слушание – это умение «возвращать» собеседнику то, что он вам рассказывает, при этом описав его эмоции.

Принципы активного слушания можно описать следующим образом

Оставьте все дела – отложите книжку в сторону, отключите ноутбук, закончите разговаривать по телефону. Пусть малыш почувствует, что вы готовы его услышать.

Присядьте или повернитесь лицом к крохе, чтобы расположиться с ним приблизительно на одном уровне. Обязательно установите зрительный контакт с вашим маленьким собеседником.

Старайтесь не задавать вопросов огорченному или раздраженному ребенку.

Изредка повторяйте те фразы, которые вы слышите от малыша, чтобы показать, что слушаете его внимательно. Также озвучивайте его чувства: «Я понимаю, ты начал кричать, потому что хотел ту красивую машинку. Наверное, ты в тот момент разозлился на папу».

Не стоит заполнять паузы в разговоре. Такие перерывы помогают детям разобраться в своих переживаниях и настроении, а также подталкивают к большей открытости.

С помощью этих несложных, но эффективных советов специалистов вы сможете избежать конфликтов и ссор со своим малышом. Кстати, обязательно прочитайте замечательное произведение «Общаться с ребенком. Как?» психолога Ю. Гиппенрейтер.

Главная же рекомендация звучит следующим образом – старайтесь принимать деток такими, какие они есть. Обязательно выслушивайте их желания и просьбы, спокойно, но твердо высказывайте собственную позицию. Тем самым вы сможете не только успешно разрешать, но и предупреждать конфликтные ситуации.

Другая информация по теме


  • Учимся общаться правильно

  • Как научить ребенка ходить?

  • Нарушение внимания у детей с гиперактивностью

Психологи и педагоги уже давно заметили, что все больше детей становятся

неуправляемыми. Они не только не слушаются и шалят, но и просто не слышат того, что им говорят взрослые. И вина в этом лежит прежде всего на самих родителях. Поэтому все папы и мамы должны знать, как общаться с детьми.

Большинство родителей совершают ошибки в общении с ребенком по нескольком причинам:

1. Они считают, что должны воспитывать его, и дисциплина прежде всего. Поэтому читают много нотаций и нравоучений, а просто поговорить по душам им некогда.

2. Ругая ребенка, они отыгрываются на нем за свои неудачи и неприятности в жизни.

3. Родители считают, что раз их самих так воспитывали, то так и нужно вести себя с ребенком. Ведь никто им не рассказывал, как общаться с детьми правильно.

Последствия такого общения чаще всего не нравятся не только детям, но и самим родителям. Со временем ребенок просто перестает замечать их, совершенно не слушая, что они говорят. В подростковом возрасте такие дети грубят взрослым, ведут себя агрессивно. Такого бы не было, если бы все родители знали, как правильно общаться с ребенком.

Психологи считают, что для этого им нужно соблюдать несколько правил.

Правило первое: никогда нельзя высмеивать или унижать ребенка. Ранимая детская психика принимает все слова мамы и папы, даже сказанные в шутку или в порыве гнева, за правду. Если родители часто повторяют своему ребенку, что он плохой, неумеха, толстый или неуклюжий, это не только приведет к низкой самооценке у него, но и будет причиной того, что ребенок просто перестанет их слушать.

Правило второе: никогда не сравнивайте своего ребенка с другими и не говорите, что соседский мальчик лучше него. Ребенку обязательно нужно знать, что его любят таким, какой он есть, а не за то, что он хороший или красивый. Чаще повторяйте своему малышу, как вы его любите и как он вам нужен.

Правило третье: если ребенок ошибся или сделал что-то не так, никогда не обсуждайте его самого, а только его поступок. И ни в коем случае нельзя обобщать: "вечно ты опаздываешь", "ты опять все сделал плохо", "все из-за тебя". Такие фразы, брошенные родителями сгоряча, могут полностью нарушить взаимопонимание их с ребенком. Поэтому знание того, как общаться с детьми, поможет избежать многих проблем.

Правило четвертое: не требуйте от ребенка того, что он не может сделать в силу своего возраста, отсутствия знаний или опыта. Ведь дети умеют только то, чему их научили взрослые, и нельзя их ругать за неумение, иначе они просто будут избегать такой работы, а потом и родителей.

Правило пятое: ребенок такой же человек, как и вы. Он нуждается в нормальном человеческом общении. Никогда не бойтесь сказать ему прямо, что вас что-то беспокоит, у вас что-то болит или вы чем-то недовольны. Всегда, если вы были не правы, нужно попросить у ребенка прощения. Не беспокойтесь, что он не поймет вас, наоборот: он будет вам больше доверять.

Психологи, объясняя родителям, как общаться с детьми, подчеркивают, что психика ребенка очень ранима, поэтому нужно внимательно следить за своими словами. Часто случайно брошенная оценка или обвинение сильно Психологи также считают, что нельзя при общении с ребенком говорить очень много. Взрослые привыкли в

разговорах употреблять много сравнений, эпитетов и намеков. Но дети, особенно маленькие, принимают эти слова за правду.

Хочется верить, что скоро каждая семья сможет сказать: "Мы учимся общаться с ребенком правильно". В этом случае меньше будет конфликтов, несчастных детей и самоубийств среди подростков. Родители, учитесь слушать своего ребенка, и тогда он будет слышать вас!



Рассказать друзьям