Женщина и брюки мнение святых в православии. Можно ли мусульманке, носить брюки? Откуда же взялся запрет на ношение брюк женщинами? Каковы причины его происхождения

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

fotoimedia / ImaxTree

Правильно подобранная тельняшка вместе с белой сорочкой и простыми синими джинсами станет основой базового гардероба. Классическими тельняшками мы обязаны морякам, а популяризацией их среди модниц — французскому дизайнеру Жану-Полю Готье, который еще в 80-х сделал тельняшки« фишкой» своих коллекций. Именно поэтому, кстати, тельняшка является обязательной составляющей« парижского шика». Синие полоски никогда не выходят из моды, а черно-белая тельняшка в сочетании с темным низом станет равноценной заменой сочетанию« белый верх, черный низ», если того требуют обстоятельства.

Маленькое черное платье


fotoimedia / ImaxTree

Популярное

Мадмуазель Шанель, как известно, знала толк не только в маленьких черных платьях, но и в твидовых жакетах, шляпках и трикотажных кофточках. Однако именно платье чаще всего связывают с ее именем, добавляя, что такое должно быть у каждой женщины. Замечание удивительно верное: в свои 53 года Анна Делло Руссо(на фото) смело носит платье с ассиметричными рукавами и контрастной сетчатой вставкой на боку. Пример Анны скорее исключение, чем правило: универсальному черному платью следует быть проще и скромнее. Но оно должно быть у всех — и это факт.

Юбка-карандаш


fotoimedia / ImaxTree

Юбка-карандаш обладает одной неоценимой функцией — она одинаково хорошо умеет скрывать недостатки и подчеркивать достоинства. Когда юбку-карандаш надевает фигуристая Ким Кардашьян, от ее форм сложно оторвать взгляд не только мужчинам, но и женщинам. Когда на Неделе моды в юбке-карандаш перед фотографами прогуливается Анна Винтур, она напоминает хрупкую и точеную статуэтку. Спокойные оттенки впишут юбку в офисный дресс-код, а яркий принт(в комплекте с кроп-топом) сделает ее лучшим нарядом для пляжной вечеринки.

Жакет с принтом или вышивкой


fotoimedia / ImaxTree

Кто сказал, что жакет должен быть скучным? Если вечерний смокинг — это классика, то вариант на каждый день стоит выбирать нетривиальный и обращающий на себя внимание широкой общественности(читай: людей на улице, в офисе, в магазине). Беспроигрышным принтом считается клетка — шотландская, мадрасская или гусиная лапка — но нам больше нравятся жакеты сочных оттенков с аппликациями или вышивкой. Правда, с таким жакетом остальные вещи в комплекте должны быть неброскими, чтобы все внимание досталось только ему.

Объемный свитер


fotoimedia / ImaxTree

Когда-то ходили слухи, что объемный свитер способен испортить даже самую идеальную фигуру. Зато сегодня он(и вполне справедливо) считается неотъемлемым атрибутом расслабленного городского стиля. Объемный свитер, джинсы и сумка на тонком ремешке — образ« без возраста» на раннюю осень, который хочется дополнить фетровой шляпой осеннего оттенка(подойдет горчичный или травяной) и неторопливыми прогулками. Крупная вязка не является обязательным условием, но она сделает свитер еще более« пышным», что пойдет ему только на пользу.

Платье простого силуэта


fotoimedia / ImaxTree

Платье-трапеция с короткими рукавами длиной выше колена, равно как и маленькое черное платье, должно быть в каждом женском гардеробе. Просто потому, что оно спасет тебя в ситуации, в которой пару раз в неделю оказывается каждая девушка(рабочее название: «Бог мой, мне нечего надеть!»). С поясом и без — получаем два разных по силуэту платья, которые и выглядеть будут абсолютно по‑разному. А если платье довольно короткое, ты можешь носить его как тунику: с леггинсами, шортами, длинной юбкой или легкими брюками — зависит от времени года и твоего настроения.

Кожаная куртка


fotoimedia / ImaxTree

Черная кожаная куртка, джинсы и белый топ — вряд ли тебе удастся придумать что-то лучше для прогулки по городу или дружеских посиделок. Кожаная куртка вообще из тех вещей, которые не только идут всем возрастам, но и сами с возрастом становятся только лучше. Качественная куртка будет стареть красивыми потертостями и со временем превратится в бесценный винтаж. Другое дело, что с определенного возраста всегда актуальные байкерские куртки нужно носить осторожно, что, впрочем, не означает, что их носить нельзя(69-летняя и прекрасная Хелен Миррен — для тех, кто считает иначе).

Слипоны


fotoimedia / ImaxTree

Что касается обуви, то здесь, если честно, выбор гораздо больше. Никак нельзя, например, обойтись без , которые превратят в вечерний комплект хоть платье-трапецию, хоть джинсы и куртку. Но если бы нам предложили выбрать только одну пару для всех возрастов, то это, несомненно, оказались бы слипоны — классика нового поколения. Их легко сочетать с подвернутыми джинсами и летящими платьями, короткими шортами и юбками-миди . И самое главное, что они ко всему этому еще и невероятно удобные. Как говорила Верочка из «Служебного романа»: «Надо брать!»

Ты наверняка открыл эту статью только для того, чтобы не читая и не вдаваясь в суть, написать в комментариях свое веское «нет» и уличить автора в грехе мужеложества. Но мы не говорим о переодевании в женскую одежду. Речь пойдет о вещах, которые привычно видеть на женщинах. Однако же у этих предметов гардероба исключительно мужские корни, и если отбросить стереотипы, то можно обнаружить, что на мужчинах они смотрятся не менее обворожительно и даже брутально.

Каблуки

Если мы говорим о каблуках, то резонно будет спросить: а женщинам самим в них можно? Поскольку создавалась эта прибитая к подошве деревяшка в те незапамятные времена, когда и роскошью, и средством передвижения был конь. Чтобы сапог не вываливался из стремени, а клячей было проще управлять, забытый гений и придумал каблук. Другая версия: жителям средневековых городов, утопавших в стекающем дерьме и грязи, надоело шкварить обувь. Вот они и придумали обувь на высокой платформе, которая со временем переросла в каблук. Так что это, ко всему прочему, еще и практично.

Поэтому если речь не идет о шпильках, то каблуки не только можно, но и нужно носить. Например, они визуально прибавят несколько сантиметров, если природа обделила. А если речь идет о здоровенных ботинках или классических туфлях, то это, ко всему прочему, красиво и мужественно. Брутальная изысканная классика - это не мокасины и топсайдеры, а мощные, отполированные до зеркальности туфли с острым носом.

Сумки

Женщинам удобно - у них есть небольшие сумки, куда они могут свалить всё что угодно: от косметики до россыпи перцовых баллончиков и пакета с пакетом, и чувствовать себя комфортно. Мужикам же приходится распихивать скарб по карманам, из-за чего кажется, что либо у тебя квадратное, угловатое тело, либо кирпичи в карманах. Выглядит это ужасно и по факту неудобно, поэтому боги моды дали свое добро - носи маленькие, женоподобные сумки.

Хотя почему женские, нынче выпускается немало мужских сумок, чьи корни отчетливо читаются в сумках посыльных и почтальонов - тех самых квадратных кожаных сумках на лямке, в которых прятались пакеты особой важности. Если хватит денег на изделие из хорошей кожи или неплохого дермантина, то образ моментально прибавит пару очков в брутальности. Однако помни, что ходить с ними на работу, деловую встречу и крупные события вроде симпозиума юных производителей кумыса не стоит - для этих случаев подходит только портфель.

Шарфы

Некоторые парни не решаются носить шарфы, потому что они… мягкие, женственные, и их носят вальяжные критики сомнительной ориентации. Но если ты живешь в краях, где минус 20 градусов - это нормальное явление, то должен понимать, что шарф лучше ларингита и ангины. В конце концов, не обязательно носить его поверх верхней одежды, можно спрятать и под куртку.

Шарфы мягки, потому что должны держать шею в тепле и комфорте. Около ста лет назад, когда самолеты были открытыми и часто падали, летчики носили шелковые шарфы во время полета, чтобы защитить шею и лицо от обветривания. Более того, на протяжении тысяч лет шарфы использовались для дифференциации солдат в армии. Проще говоря, их использовали вместо погон. У каждого полка был свой цвет - так в пылу битвы можно было различать друг друга и контролировать подчиненных тебе людей.

А чем отличаются мужские шарфы от женских? Длиной и высотой. Даже не яркостью и узорами, хотя многих мужиков отталкивает как раз излишняя аляповатость и яркость. На самом деле женщины носят серые шарфы с не меньшим удовольствием.

Но вот в чем парадокс: возможно, тебе стоит попробовать именно женский вариант. Видишь ли, он просто может оказаться удобнее и выглядеть на твоей длиной шее более уместно. Визуально понять, чье это - мужское или женское - нереально. Зато выглядеть будет лучше.

Ну а чтобы сомнений вообще не было, поэкспериментируй с узлами. Некоторые считаются более мужественными, некоторые - более уместными для торжеств, а некоторые нужно выбирать строго под верхнюю одежду. Попробуй узел под названием «аскот», считающийся самым мужским и удобным. Но как ни старайся, тебе всё равно будет далеко до брутальности Боярского в клипе «Зеленоглазое такси».

Пальто

Сейчас все, от захлебывающейся булемией модели до бухгалтера из Саранска, носят длинные куртки и пальто. Но если перенестись назад во времени, то мы увидим, что мужчины носили подобные предметы гардероба веками.

Взять хотя бы тренч - длинный до колена, водостойкий дождевик был первоначально сделан для солдат времен Первой мировой войны, чтобы защищать их от холода и дождя. Сражались они преимущественно в окопах, наполненных водой и крысами, и, само собой, большого движения в таких условиях не предполагалось. Позже тренч стал неотъемлемой частью образов инспектора Клузо («Розовая пантера») и Рика Блейна («Касабланка»).

Но спустя годы женщины стали появляться в тренчах гораздо чаще мужчин. А с учетом того, что единственное различие между мужскими и женскими моделями - расположение кнопок на разных сторонах, то некоторым стремно носить одежду, которая последние лет 20 ассоциируется с дамским гардеробом. Но если вдруг решишься купить - не стесняйся, бери в память о союзниках в Первой мировой и не парься. Это одна из самых удобных и практичных моделей верхней одежды, которые когда-либо были изобретены.

Перестань думать о том, что все будут видеть в тебе извращенца в женской одежде. Все будут думать, что ты фанат Коломбо, Джона Константина или олдскульный фанат фильма «Самурай». Может, даже слишком олдскульный. Лучше задумайся над тем, чтобы выбрать правильный тип пальто или плаща. Учти свой рост, ибо если мужчинам можно носить плащ до колен, то всё, что короче, лучше не брать. Людям же невысоким лучше выбирать модели покороче.

Вьетнамки

Вьетнамки, они же сланцы (в честь завода из одноименного города, который выпускал их в эпоху очередей и поклонения Ленину), они же шлепки через палец. Сланцы - обувь очень легкая и ненавязчивая, как в плане носки, так и визуально. Поэтому когда легкие зеленые тапочки болтаются на чьей-то здоровой волосатой щиколотке, у окружающих возникают вопросы и сомнения. Особенно когда гардемарин во вьетнамках попадается в местах, где азиатская обувь неуместна - например, в банке или универе. Поэтому настоятельно рекомендуется использовать сланцы строго по назначению - то есть на пляже, в сауне, в бассейне или у себя дома.

Если речь идет о передвижении по городу в жаркую летнюю пору, то лучше воспользуйся сандалиями. Они гораздо функциональнее, удобнее и смотрятся логично. Главное, чтобы не было носков. Мы понимаем, насколько это красиво и изящно, но ради Бога, не позорься.

Есть другой выход - ходить в легкой летней обуви типа топсайдеров, но тут, как говорится, нужно смотреть по погоде, поскольку есть вероятность, что после прогулки из них можно будет выливать пот. Да и носить их умеет далеко не каждый.

Солнцезащитные очки

Нужно рассказывать, почему солнцезащитные очки - это не столько для стиля, сколько для сохранения работоспособности твоих ясных очей? Они защищают глаза от вредного воздействия ультрафиолетовых лучей, грязи и мусора, а также могут уменьшить нагрузку на глаза, когда мы на открытом воздухе.

А теперь вопрос: сколько очков стиля унисекс ты знаешь? Правильно, практически все популярные нынче модели и формы. Есть, конечно, гигантские очки на пол-лица слишком плавных форм и изящных оттенков, которые выдают женское. А если при этом ты обмотаешь голову платком, никаких сомнений на твой счет не останется. Но в остальном различия между мужскими и женскими очками незначительны. Поэтому выбирай очки в соответствии с формой головы, размерами и пропорциями лица. Главное, чтобы было удобно и красиво. Не по-гейски, а красиво, мужественно, как у Харви Кейтеля. Знаешь ли, порой то, что предназначено вроде как для дам, смотрится на мужской морде так же здорово, как на Сталлоне в «Кобре».

Макияж

Реальность такова, что макияж не всегда был орудием, присущим исключительно женщинам. Макияж - это культурная практика с более чем 2000-летней историей, присущая обоим полам. Римляне использовали масло и ячменную муку, чтобы скрыть прыщи. Некоторые уже тогда мелировали свои волосы, чтобы выглядеть моложе, так что не ругай Месси, Смолова и своего соседа, которого ты считаешь педерастом за измененный волосяной окрас - может, у него латинские корни, и он свято чтит предков. Более того, суровые бродяги моря - викинги, подводили глаза и носили макияж еще в 950 году. Конечно, выглядели они при этом не как румянощекий авангард гей-парада, но всё равно весьма специфично.

В наши дни красятся не только геи, но и различные теледеятели, которые не очень хотят, чтобы следы вчерашнего порока были видны всей стране. Поэтому все свои мешки под глазами, все свои прыщики и герпесы они замазывают как могут. Потому что зритель привык к фотогеничным красивым людям, и телекартинка должна быть соответствующей. Если вдруг когда-нибудь тебя угораздит попасть в студию, по твоему лицу в любом случае пройдется припудренная кисть.

И всё, больше краситься не надо и незачем. Люди не поймут. Если у тебя кожа страшная как ядерная атака, то ухаживай за ней, лечи свое акне, а штукатурить лицо… мы очень беспокоимся за твое здоровье. Тебя ведь убьют и обзовут нехорошим словом.

Некоторые интересуются, можно ли покрывать ногти бесцветным лаком, чтобы они хоть на секунду перестали крошиться. Так вот, бесцветным укрепляющим лаком мазать ногти можно. Ходить на маникюр тоже можно. Но лучше попробуй изменить рацион, чтобы ничего больше не крошилось.

Сколько лет женщины в России носят брюки, столько же существует стереотип - «в храм Божий в брюках нельзя». Для кого-то из дам это становится предлогом не заходить в церковь вообще, или, по крайней мере, долгие годы, для других - перед входом в храм повязывать вокруг джинсов шаль, для третьих - ходить в юбке всегда: хоть в поле копать картошку, хоть в лес по грибы, а на «грешниц в брюках» поглядывать свысока.

Как же относится православие к женским брюкам на самом деле? Этим вопросом прихожанки до такой степени замучили своих пастырей, что даже одному из высших иерархов Русской церкви, главе Отдела внешних церковных связей митрополиту Илариону, пришлось отвлечься от вопросов богословия и церковной политики, чтобы разобраться в особенностях современной моды и дать ответы в нескольких радио- и телепередачах. «Если женщина пришла в церковь без платка или в брюках, то никто не вправе ни из прихожан, ни из клира грубо указывать на это», - заявил он полтора года назад в эфире «Русской службы новостей». Владыка Иларион также отметил, что традиция надевать на богослужение юбку и платок - "не универсальная" для всех поместных церквей и, например, в Западной Европе "не только не соблюдается, но было бы даже немыслимо заставить, например, во Франции надеть женщину юбку - это значит, что она должна выглядеть как мусульманка".

Тем не менее, при входе во многие храмы и монастыри Московского Патриархата можно увидеть объявления типа «Женщинам в брюках вход воспрещен» или «Не подобает христианке носить брюки». Часто они сопровождаются цитатой из Ветхого Завета: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Второзаконие, глава 22, стих 5). Противники брюк как предмета женской одежды также любят ссылаться на постановления Шестого Вселенского и Гангрского соборов, которые также запрещают женщинам носить мужскую одежду.

А теперь подумаем логически: являются ли брюки исключительно мужской одеждой в наши дни, когда выпуск этого предмета одежды специально для женщин происходит уже более 80 лет, а юбку или платье в уличной толпе можно увидеть от силы на одной женщине из десяти? И что за явление, собственно, было осуждено законом Моисея и соборными правилами?

В 62-м правиле Шестого Вселенского собора, которое любят упоминать в объявлениях из серии «посторонним вход воспрещен», сказано: «...в честь богов, ложно так Еллинами именуемых, мужеским или женским полом производимыя плясания и обряды, по некоему старинному и чуждому Христианскаго жития обычаю совершаемые, отвергаем, и определяем: никакому мужу не одеваться в женскую одежду, ни жене в одежду мужа свойственную; не носить личин комических, или сатирических, или трагических». Речь здесь идет о языческих ритуалах, в ходе которых люди придавали себе вид, свойственный противоположному полу, мужчины играли роли женщин, а женщины - мужчин. Сегодня это назвали бы парадом трансвеститов. Но сегодня вы ведь не принимаете женщину в брюках за мужчину, не обращаетесь к ней «молодой человек»?

А вот 13-е правило Гангрского Собора, якобы тоже запрещающее женские брюки - это совсем другая тема. Оно гласит: "Аще некая жена, ради мнимаго подвижничества, пременит одеяние, и, вместо обыкновенныя женския одежды, облечется в мужскую: да будет под клятвою". На том же соборе были осуждены ереси Евстафия и его последователей, которые практиковали ложный аскетизм. Они верили, что те, кто живет в браке, не спасется, бросали своих жен и мужей, постились в воскресные дни, а употребление в пищу мяса отвергали в принципе. Женщины-евстафианки коротко стригли волосы и носили мужскую одежду, и это правило было написано конкретно против них. Сегодня их аналогом могла бы послужить секта каких-нибудь убежденно одиноких и агрессивно настроенных дам, которые бреются наголо, носят камуфляж, спят в палатках, питаются исключительно гречневой кашей из котелка и осуждают всех, кто совершил предательство и надел обручальное кольцо на палец.

Что же касается объявлений, запрещающих вход в храм для кого-либо, дело тут вообще не в брюках. В переводе на русский язык их следует понимать так: «У нас и так прихожан уже достаточно, извините, нам не нужны новые люди. Здесь уже собралась теплая компания, все свои, нам в своем кругу комфортно и, простите, некогда отвечать на ваши дурацкие вопросы и уделять вам внимание».

Причина этого явления следующая: существует особая околоцерковная субкультура, которая даже не возникла как ответная реакция простого народа на насильственную маргинализацию верующих в годы коммунистических гонений. Она сформировалась тремя веками раньше, во времена Петровских реформ, как ответ на секуляризацию государства, отделение церковного от светского. Именно тогда возникла особая субкультура «церковных людей» с такими отличительными чертами, как ношение подчеркнуто ветхой одежды темных тонов, напоминающей не то нищенскую, не то монашескую, почитание авторитета «старцев» выше епископата, осуждение власти как «беззаконной», «антихристовой», неприятие «мирской», особенно европейской, культуры. Наверное, это древнейшая из существующих сегодня в России протестных субкультур. Новообращенные православные христиане конца прошлого века подарили церковной субкультуре второе дыхание: придя в храмы и не имея перед глазами иных образцов православной культуры, внешности и поведения, они приняли эту наиболее экзотичную среду за самую ревнительскую, подвижническую. Действительно, принадлежность к данной субкультуре кажется самым простым способом достижения «высокой духовности»: стоит отказаться от косметики и маникюра, а лучше совсем перестать следить за собой, облачиться в мятую черную юбку и серую бесформенную кофту, покрыть голову платком «внахмурку», намотать на запястье четки, желательно поизношеннее, «намоленные», научиться в знак благодарности отвечать «спаси, Господи», а при зевании крестить рот, и «церковная среда» с радостью признает вас своей, «знающей», вы получите в ней психологическую поддержку и одобрение, уверенность в правильности выбранного пути.

Проблема в том, что когда человек надевает в церковь нечто странное, неуместное в обычной жизни, а на работу или для отдыха одевается совсем иначе, и сама вера начинает восприниматься как ролевая игра. А когда приходят настоящие, «взрослые» искушения, человек оказывается не в силах с ними справиться, и это оборачивается для него серьезным мировоззренческим кризисом.

Означает ли это, что в церковь одеваться можно как угодно: хоть в мини, хоть в бикини? Конечно, нет. Авторитетные для каждого православного человека святые отцы писали об одежде совсем немного, но их советы актуальны по сей день. У святителя Иоанна Златоуста, святителя Кирилла Александрийского, преподобного Макария Египетского, преподобного Ефрема Сирина мы видим следующие рекомендации: не носить одежду подчеркнуто богатую, признаком которой в древности служила «пестрота и многоцветие», особенно в том случае, если к этому тебя не обязывает социальный статус. Также святые отцы призывают христиан не допускать во внешнем виде чего-либо, что способно возбуждать в лицах противоположного пола похоть, причем речь здесь идет гораздо в большей степени о манерах поведения и косметике, нежели об одежде. Неоднократно повторяется совет верующим не выделяться своей одеждой из народа, среди которого они живут, не носить чего-либо странного.

Если перенести святоотеческие советы из мира сандалий и хитонов в нашу реальность, то картина получается примерно следующая. Во-первых, одежда однозначно не должна быть сексуальной. Во-вторых, она не должна служить средством демонстрации материального успеха, особенно в том случае, если его у вас на самом деле нет. И, в-третьих, вы не должны выглядеть чудно, «не как все». Из этих соображений и следует выбирать одежду, если вы собираетесь в церковь целенаправленно. А уж что именно надеть, подскажет здравый смысл. В русской традиции - женщинам покрывать голову, но к этому следует относиться как к национальному обычаю, а не как к догмату. В Греции, напротив, голову покрывать не принято, зато даже в сорокаградусную жару не приветствуется одежда без рукавов, молящийся человек в майке может услышать в свой адрес замечания.

Но в любом случае, если желание зайти в церковь возникнет у вас внезапно, всегда лучше зайти, чем не зайти. Если вы одеты совсем уж «не по форме», например, в мини-юбку и топ на бретельках, попросите у свечницы или сторожа халат, обычно они в этом не отказывают. Кстати, главное, что мы можем найти об одежде христианина в Евангелии - это призыв Господа Иисуса Христа не заботиться о ней: «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?» (Евангелие от Матфея, глава 6, стих 25).

С пор о брюках, платочках, помаде, прическах и других, ничего не значащих вещах, более всего может навредить человеку, который пришел в Церковь, чтобы не выглядеть верующим, а быть им.

Задайте этот вопрос православным и вы получите быстрый и четкий ответ: Не положено, традиция такая. Более искушенные в Писании могут добавить: апостол Павел сказал, что женщине нельзя ходить в мужской одежде.

На самом деле, этот запрет содержится в Ветхом Завете. «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор. 22:5 ). А апостол Павел, если и имеет в виду нечто подобное, то говорит не об одежде, а о прическе и головном уборе (1 Кор. 11:4–15 ).

Какой мужской одежды не должно быть на женщине? Поинтересовавшись, как выглядела мужская и женская одежда в те времена, мы будем удивлены. Речь не только не идет о брюках, их не было ни во времена Ветхого Завета, ни во времена Нового, ни, даже, в Средние Века. Брюки, как мужская одежда появляются только в XIX веке. А в женской и мужской одежде древнего времени мы не увидим особой разницы: нижняя рубаха до колен и верхний плащ, такой была одежда и мужчин и женщин. Об отличиях в Библейском словаре Брокгауза сказано: «Женская одежда была похожа на мужскую, но все же имела некоторые отличия,.. одеяния женщин были длиннее и шире мужских, и, вероятно, изготавливались из более тонких тканей...» Как видим, разница не принципиальная. Это заставляет думать, что речь идет не столько о внешнем, сколько о внутреннем отличии мужчин и женщин, о котором, по заповеди, не стоит забывать ни тем не другим.

Может быть, основание для неприятия брюк можно найти в канонах Православной Церкви? В 62 правиле Шестого Вселенского собора действительно сказано: «...определяем: никакому мужу не одеватися в женскую одежду, ни жене, в одежду, мужу свойственную...», и тут же продолжение: «...ни носити личин комических... при давлении винограда в точилах не возглашати гнусного имени Диониса...» и т. д. и т. д. Оказывается речь идет о так называемых ряженых, а не об обычных одеждах. Все это правило посвящено разным языческим обычаям, проникающим в христианскую среду. Есть еще одно каноническое правило, на этот раз, ближе к нашей теме. 13 правило Гангрского поместного собора гласит: «Аще некая жена, ради мнимого подвижничества, пременит одеяние, и вместо обыкновенныя женския одежды, облечется в мужскую, да будет под клятвою». Это правило, как мы видим, обличает не одежду а мнимое подвижничество, увлекаясь которым, женщина перестает быть такой, какой ее создал Бог.

Типичная фарисейская черта - буквальное понимание слов, сказанных в духовном смысле. Так, в свое время, заповедь: «Не вари козленка в молоке матери его» (Исх. 23:19 ), в фарисейском истолковании, превратилась в гастрономическую заповедь о не вкушении молока и мяса одновременно. Но, даже если понять запрет на мужскую одежду для женщины буквально, причем здесь женские брюки? Ведь они спроектированы, скроены и пошиты специально для женщин. Что это за мужская одежда, которую ни один мужчина под страхом пыток не оденет? Брюки появляются на женщинах уже с начала XX века, а в шестидесятых годах, благодаря Иву Сен-Лорану, окончательно становятся женской одеждой. Теперь к ним просто не подходит определение мужская одежда.

Таким образом, мы ясно видим, что о брюках, как модели одежды, ничего не сказано ни в Ветхом, ни в Новом Заветах. О брюках, и вообще об одежде ничего не говорят канонические правила Православной Церкви. Наконец, сам мир воспринимает женские брюки, как женскую одежду. Более того, в Церкви были случаи, когда женщины одевали действительно мужскую одежду, самую настоящую. Например, или старец Досифей Киевской Китаевской пустыни, оказавшийся, как говорят, переодетой женщиной, искавшей иноческого подвига и, таким образом, скрывшейся от родных. Осуждала ли их Церковь? Ведь, в обоих случаях, можно вспомнить правило Гангрского поместного собора, о котором мы упоминали. Но Церковь, вместо осуждения, наоборот, признала их святыми, потому что никогда не принимала ни ветхозаветного, ни канонического правил об одежде во внешнем смысле, как требование моды и стиля, но придавала ему духовный смысл.

В Церковной традиции, как мы видим, оснований для запрета на женские брюки нет. Откуда же такой запрет взялся? Каковы причины его происхождения?

Первая причина имеет духовный характер. Фарисейская приверженность к внешнему исполнению заповедей часто играет с людьми злую шутку. Присмотритесь к женщинам, особенно ревностно соблюдающим запрет на брюки. Насколько они женственны? Внимательно выслеживая всякий факт ношения брюк в Церкви, и обличая его, такая женщина, как правило, в духовном смысле давно натянула на себя штаны своего мужа, взяв бразды правления в семье в свои руки, не признавая ничьего мнения кроме своего даже в Церкви. А ведь апостол Павел, кроме внешнего вида говорит еще кое о чем: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1 Кор. 14:34–35 ). И еще: «...а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем...» (1 Тим. 2:12 ). «Брючное» искушение - хороший пример того, как внешнее смирение становится поводом для дерзости. Примеров на памяти, к сожалению, немало. Пришлось однажды видеть, как в фойе Православного Университета, молодая смиренная студентка обмолвилась об относительности «юбочного» обычая в Церкви (сама она была одета в юбку). Стоявшая рядом женщина неопределенного возраста буквально пришла в бешенство, выкрикивая проклятие брюкам, чем ввела в смущение не только бедную девушку, но и всех присутствующих, включая священников. Другой пример произошел в детском психоневрологическом санатории. На работу устроилась женщина, которую по виду можно было принять за мусульманку. Она всегда носила платок и длинную юбку потому, что была православной. Постепенно она стала требовать себе льгот, объясняя это тем, что вокруг больные дети, и они могут на нее напасть, и, наконец, уволилась, не отказавшись от своих претензий. У кого повернется язык назвать безбожниками подвижников, с любовью работающих с болящими детьми, от которых часто брезгливо отворачиваются люди на улице, а иногда бросают даже собственные родители. И как назвать христианкой ту, которая, в юбке и платке, подала на них в суд.

Как тут не вспомнишь: «Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» (Мф. 23:26 )

Вторая причина более обыденна. Связанна она с неприятием пожилыми людьми, не имеющими должного такта и уважения к другому человеку, мирской моды, появившейся в 60-е - 70-е годы. Реакция эта объясняется типичной советской серостью и задавленностью, нетерпящей яркости и необычности ни в суждениях, ни в цветах и фасонах одежды. Исчерпывающее доказательство тому, тот факт, что «церковная традиция» неприятия женских брюк и обязательного ношения платочка существует только в церквях на территории бывшего Советского Союза. В Православной Церкви других стран о ней ничего не знают. Одна православная христианка переехала жить в Великобританию и при входе в Православный храм, по своей традиции, одевала платочек. Очень быстро она заметила, что выглядит экстравагантно и невольно приковывает к себе внимание на службе. Чтобы не смущать верующих, она решила платочек больше не одевать.

Характерны слова одной современной «святой», имени которой не буду называть, чтобы не травмировать ее почитателей. «Со скорбью говорила матушка о женщинах и девушках, которые ходят в брюках: Нельзя женщинам надевать мужскую одежду, ... За это отвечать придется перед Господом... И знайте, женщины, носящие брюки, во время грядущей войны будут призваны в армию - и немногие живыми вернутся... И ты на огороде ходишь в штанах, не делай этого, особо ответишь!» устами этой матушки говорит не святая, а запуганная советская старушка, даже не понимающая, как абсурдно звучат ее слова.

Конечно, дело не в брюках и платочках. Само желание выглядеть верующим, носить какую-то особенную форму, таит в себе большую опасность. Ведь верующим надо быть «...не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне» (Мф. 6:18 ). Иначе мы соберем сокровище от людей, как дальше говорится в этом евангельском отрывке, но пригодится ли оно нам? Недаром многие святые избегали благочестивого вида, стараясь выглядеть обычными, а то и совсем никчемными и даже безумными. Стремиться к тому, чтобы выглядеть верующим - это и есть фарисейство, от закваски которого предостерегает Христос (Мф. 16:6 ). И спор о брюках, платочках, помаде, прическах и других, ничего не значащих вещах, более всего может навредить человеку, который пришел в Церковь, чтобы не выглядеть верующим, а быть им.

На самом деле запрет ношения одежды противоположного пола содержится в Ветхом Завете. «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор. 22:5). А апостол Павел, если и имеет в виду нечто подобное, то говорит не об одежде, а о прическе и головном уборе (1Кор. 11:4-15).

Какой мужской одежды не должно быть на женщине? Поинтересовавшись, как выглядела мужская и женская одежда в те времена, мы будем удивлены. Речь не только не идет о брюках — их не было ни во времена Ветхого Завета, ни во времена Нового, ни даже в Средние века. Брюки как мужская одежда в христианской культуре появляются только в XIX веке. А в женской и мужской одежде древнего времени мы не увидим особой разницы: нижняя рубаха до колен и верхний плащ, такой была одежда и мужчин, и женщин. Об отличиях в Библейском словаре Брокгауза сказано: «Женская одежда была похожа на мужскую, но все же имела некоторые отличия, одеяния женщин были длиннее и шире мужских, и, вероятно, изготавливались из более тонких тканей…» Как видим, разница не принципиальная. Это заставляет думать, что речь идет не столько о внешнем, сколько о внутреннем отличии мужчин и женщин, о котором, по заповеди, не стоит забывать ни тем не другим.

Может быть, основание для неприятия брюк можно найти в канонах Православной Церкви? В 62 правиле Шестого Вселенского собора действительно сказано: «Определяем: никакому мужу не одеватися в женскую одежду, ни жене в одежду, мужу свойственную…», и тут же продолжение: «…ни носити личин комических… при давлении винограда в точилах не возглашати гнусного имени Диониса…» и т. д. и т. д. Оказывается, речь идет о так называемых ряженых, а не об обычных одеждах. Все это правило посвящено разным языческим обычаям, проникающим в христианскую среду. Есть еще одно каноническое правило, на этот раз ближе к нашей теме. 13 правило Гангрского поместного собора гласит: «Аще некая жена, ради мнимого подвижничества, пременит одеяние, и вместо обыкновенныя женския одежды, облечется в мужскую, да будет под клятвою». Это правило, как мы видим, обличает не одежду, а мнимое подвижничество, увлекаясь которым, женщина перестает быть такой, какой ее создал Бог.

Типичная фарисейская черта - буквальное понимание слов, сказанных в духовном смысле. Так, в свое время, заповедь «Не вари козленка в молоке матери его» (Исх. 23:19) превратилась в гастрономическую заповедь о невкушении молока и мяса одновременно. Но даже, если понять запрет на мужскую одежду для женщины буквально, при чем здесь женские брюки? Ведь они спроектированы, скроены и пошиты специально для женщин. Что это за мужская одежда, которую ни один мужчина под страхом пыток не оденет? Брюки появляются на женщинах уже с начала XX века, а в шестидесятых годах благодаря Иву Сен-Лорану окончательно становятся женской одеждой. Теперь к ним просто не подходит определение «мужская одежда».

Таким образом, мы ясно видим, что о брюках как модели одежды ничего не сказано ни в Ветхом, ни в Новом Заветах. О брюках, и вообще об одежде ничего не говорят канонические правила Православной Церкви. Наконец, сам мир воспринимает женские брюки как женскую одежду. Более того, в Церкви были случаи, когда женщины одевали действительно мужскую одежду, самую настоящую. Например, св. блж. Ксения Петербуржская, или старец Досифей киевской Китаевской пустыни, оказавшийся, как говорят, переодетой женщиной, искавшей иноческого подвига и, таким образом, скрывшейся от родных. Осуждала ли их Церковь? Ведь в обоих случаях можно вспомнить правило Гангрского поместного собора, о котором мы упоминали. Но Церковь, вместо осуждения, наоборот, признала их святыми, потому что никогда не принимала ни ветхозаветного, ни канонического правил об одежде во внешнем смысле, как требование моды и стиля, но придавала ему духовный смысл.

В церковной традиции, как мы видим, оснований для запрета на женские брюки нет. Откуда же такой запрет взялся? Каковы причины его происхождения?

Первая причина имеет духовный характер. Фарисейская приверженность к внешнему исполнению заповедей часто играет с людьми злую шутку. Присмотритесь к женщинам, особенно ревностно соблюдающим запрет на брюки. Насколько они женственны? Внимательно выслеживая всякий факт ношения брюк в храме и обличая его, такая женщина, как правило, в духовном смысле давно натянула на себя штаны своего мужа, взяв бразды правления в семье в свои руки, не признавая ничьего мнения, кроме своего, даже в церкви. А ведь апостол Павел, кроме внешнего вида, говорит еще о кое-чем: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1Кор. 14:34-35). И еще: «…а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем…» (1Тим. 2:12). «Брючное» искушение - хороший пример того, как внешнее смирение становится поводом для дерзости. Примеров на памяти, к сожалению, немало. Пришлось однажды видеть, как в фойе православного университета молодая смиренная студентка обмолвилась об относительности «юбочного» обычая (сама она была одета в юбку). Стоявшая рядом женщина неопределенного возраста буквально пришла в бешенство, выкрикивая проклятие брюкам, чем ввела в смущение не только бедную девушку, но и всех присутствующих, включая священников. Другой пример произошел в детском психоневрологическом санатории. На работу устроилась женщина, которую по виду можно было принять за мусульманку. Она всегда носила платок и длинную юбку, потому что была православной. Постепенно она стала требовать себе льгот, объясняя это тем, что вокруг больные дети, и они могут на нее напасть, и, наконец, уволилась, не отказавшись от своих претензий. У кого повернется язык назвать безбожниками подвижников, с любовью работающих с болящими детьми, от которых часто брезгливо отворачиваются люди на улице, а иногда бросают даже собственные родители? И как назвать христианкой ту, которая, в юбке и платке, подала на них в суд?

Как тут не вспомнишь: «Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» (Мф. 23:26)

Вторая причина более обыденна. Связанна она с неприятием пожилыми людьми, не имеющими должного такта и уважения к другому человеку, мирской моды, появившейся в 60-70-е годы. Реакция эта объясняется типичной советской серостью и задавленностью, не терпящей яркости и необычности ни в суждениях, ни в цветах и фасонах одежды. Исчерпывающее доказательство этому тот факт, что «церковная традиция» неприятия женских брюк и обязательного ношения платочка существует только в церквях на территории бывшего Советского Союза. В Православных Церквах других стран о ней ничего не знают. Одна православная христианка переехала жить в Великобританию, и при входе в православный храм, по своей традиции, одевала платочек. Очень быстро она заметила, что выглядит экстравагантно и невольно приковывает к себе внимание на службе. Чтобы не смущать верующих, она решила платочек больше не одевать.

Характерны слова одной современной «святой», имени которой не буду называть, чтобы не травмировать ее почитателей. «Со скорбью говорила матушка о женщинах и девушках, которые ходят в брюках: Нельзя женщинам надевать мужскую одежду, … За это отвечать придется перед Господом… И знайте, женщины, носящие брюки, во время грядущей войны будут призваны в армию — и немногие живыми вернутся… И ты на огороде ходишь в штанах, не делай этого, особо ответишь!» Устами этой матушки говорит не святая, а запуганная советская старушка, даже не понимающая, как абсурдно звучат ее слова.

Конечно, дело не в брюках и платочках. Само желание выглядеть верующим, носить какую-то особенную форму, таит в себе большую опасность. Ведь верующим надо быть «… не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне» (Мф. 6:18). Иначе мы соберем сокровище от людей, как дальше говорится в этом евангельском отрывке, но пригодится ли оно нам? Недаром многие святые избегали благочестивого вида, стараясь выглядеть обычными, а то и совсем никчемными и даже безумными. Стремиться к тому, чтобы выглядеть верующим - это и есть фарисейство, от закваски которого предостерегает Христос (Мф. 16:6). И спор о брюках, платочках, помаде, прическах и других ничего не значащих вещах более всего может навредить человеку, который пришел в Церковь, чтобы не выглядеть верующим, а быть им.



Рассказать друзьям