Детская психология от 1 по месяцам. Психология детей до года: как обеспечить малышу отличный старт? Психология ребенка и новые навыки

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Развитие младенца – после рождения уже поздно!
Первый год жизни ребенка – бесценное время, определяющее все последующее развитие детей раннего возраста. К сожалению, именно в этот период молодые родители совершают большое количество ошибок в воспитании, которые впоследствии уже сложно исправить. Причин тому несколько:

Психология детей от1 до3-х лет

Информация на этом веб-сайте должна быть общей. Если вас беспокоит развитие вашего ребенка, лучше проконсультироваться с врачом. В течение следующих нескольких недель он начнется. Узнавать знакомый голос и успокаиваться, когда он слышит его, потому что это зависит от людей, которые заботятся о нем, особенно в стрессовых ситуациях, сообщая его настроения, такие как гнев или радость, плачущие по-разному. У вашего ребенка уникальная индивидуальность, которая будет развиваться в его собственном темпе.

Но вы можете способствовать этому развитию, применяя на практике подход к воспитанию, играть и учиться. Этот подход был разработан, чтобы легко интегрироваться в повседневную жизнь.

Психология детей от1 до3-х лет

Информация на этом веб-сайте должна быть общей. Если вас беспокоит развитие вашего ребенка, лучше проконсультироваться с врачом. В течение следующих нескольких недель он начнется. Узнавать знакомый голос и успокаиваться, когда он слышит его, потому что это зависит от людей, которые заботятся о нем, особенно в стрессовых ситуациях, сообщая его настроения, такие как гнев или радость, плачущие по-разному. У вашего ребенка уникальная индивидуальность, которая будет развиваться в его собственном темпе.

Сложности адаптации. Появление малыша – момент, к которому невозможно подготовиться на 100%. Даже для очень эрудированных мам и пап это - совершенно новый опыт. Благодаря обилию новых обязанностей, хроническому стрессу и постоянному недосыпанию, первые моменты жизни ребенка проходят для близких как в тумане.

Недооценка значимости младенческого возраста. В понимании большинства взрослых ранние годы ребенка – это, прежде всего, подготовка к будущей взрослой жизни. В то время как младенческий возраст обладает самостоятельной ценностью. Здесь закладываются движущие силы психического и физического развития.

Особенно много хлопот доставляет родителям первый малыш. В данной статье мы попытаемся охарактеризовать типичные ошибки родителей и представим полезные рекомендации. Постарайтесь их соблюдать, и у вас вырастет здоровый малыш!

Итак, с какого момента начинается психическое развитие малыша? Ученые утверждают, что особенности психологии детей закладываются еще до рождения. Будущие родители, обратите внимание! Психическое здоровье детей зависит от вашего поведения. На формирование психики ребенка влияют эмоциональное состояние мамы и особенности взаимоотношений в семье. Рождение ребенка должно быть значимым событием для всех членов семьи. Малышу важно чувствовать, что его появления ждут. Безусловно, будущей маме полезно почитать соответствующую литературу, описывающую развитие малыша, посетить специальные занятия для беременных. Тем не менее, погружаясь в бескрайнее море информации про младенцев, помните, что все хорошо в меру. Переизбыток знаний может провоцировать повышение тревожности. У беспокойных мам, как правило, рождаются беспокойные детки.

ОШИБКА №1. Концентрация внимания на информации, анализирующей возможные отклонения в развитии ребенка, накопление избыточного количества таких данных. Опытные родители с удовольствием делятся с «новичками» всевозможными страшилками. Впечатлительные мамочки начинают незамедлительно искать и находить у себя разнообразные симптомы.

РЕКОМЕНДАЦИЯ №1. Позитивный настрой. Находите в любой информации рациональное зерно, а к эмоциям относитесь философски. Ваши волнения могут и материализоваться. Думайте о хорошем. Представляйте, какой умный, красивый, спокойный и здоровый малыш у вас вырастет. Если тревожные мысли не дают вам покоя, займите свой мозг более нейтральной, но не менее важной работой: выбором имени малыша или цвета стен в детской.

Первый год жизни ребенка: формируем доверие к миру.
Индивидуальное развитие малыша начинается с кризисного возраста. Первые дни жизни ребенка - это кризис новорожденности. На протяжении этого этапа ребенку необходимо приспособиться к новой окружающей среде, отрегулировать теплообмен, наладить пищеварение. Длится этот кризис около двух недель. Затем наступает младенческий возраст. Может показаться, что основная деятельность ребенка не изменилась. Он по-прежнему спит и кушает. Многие родители считают, что развитие младенца сводиться к физическому росту. На самом деле младенческий возраст – период формирования базового доверия к миру. Если родители вовремя и полностью удовлетворяют потребности ребенка, у малыша появляется представление о том, что мир добрый и жить в нем будет хорошо.

ОШИБКА №2. Боязнь избаловать ребенка. Некоторые родители считают, что не следует часто держать младенца на руках. Мнение о том, что, оставаясь в одиночестве, малыш скорее станет самостоятельным, - глубоко ошибочно. Таким варварским способом развивается не самостоятельность, а эмоциональная холодность. Если ваш малыш плачет – значит, ему плохо. И первая задача родителей – сделать так, чтобы ребенку стало хорошо. Избалованный ребенок – это совсем другая история. До определенного возраста малышей вообще нельзя избаловать. Полноценное развитие ребенка происходит только в том случае, если он постоянно чувствует внимание и заботу. Не чувствуя эмоциональной связи с мамой, ребенок начинает отставать в развитии. Через некоторое время малыш на самом деле перестанет часто привлекать внимание близких плачем и другими сигналами. Но это - как раз один из признаков нарушения социальных навыков.

РЕКОМЕНДАЦИЯ №2. Уделяйте как можно больше времени общению с ребенком. Используйте доступные ему средства коммуникации: взгляд, прикосновение, звук вашего голоса. Еще задолго до появления первых слов, малыш и родители должны установить между собой прочную эмоциональную связь. Разговаривайте с малышом, пойте ему песенки. В русском фольклоре есть очень интересное и полезное направление – пестушки – песенки, которые мама поет малышу. Через содержание и интонацию песенки мама передает ребенку свою любовь, рассказывает ему о том, какой он замечательный, о том, как она рада его появлению. Поглаживая ребенка, прикасаясь в процессе песни к разным частям его тела, мама не только успокаивает, но и помогает малышу начать знакомство со своим телом, сформировать представление о своем физическом облике. Доказано, что дети, к которым мама часто прикасалась в младенческом возрасте, вырастают эмоционально открытыми и доброжелательными.

Иногда поведение родителей младенца отличается другой крайностью – они ведут себя излишне беспокойно и нервозно: вскакивают при малейших звуках из детской кроватки, постоянно проверяют спящего ребенка, пытаются найти объяснение любому, даже самому незначительному изменению в поведении малыша. Такое пристальное внимание оказывает обратное влияние на развитие малыша. Ожидания родителей становятся самоисполняющимся пророчеством: как будто услышав мысли родителей, младенец начинает капризничать, сон малыша становится беспокойным, ребенок часто просыпается, плачет, отказывается от определенных продуктов, бросает игрушки.

ОШИБКА №3. Культ ребенка в семье. Все окружающие ребенка взрослые ходят «на цыпочках» и разговаривают шепотом, боясь побеспокоить чадо. Все разговоры в семье ведутся только на детские темы. Интересы всех членов семьи безжалостно подчиняются удовлетворению потребностей младенца. Веселый малыш становится единоличным повелителем серьезных взрослых людей. Желания детей не должны быть единственным центром жизни родителей. Это серьезно искажает представления детей о мире. Находясь в подчиненном положении, родители не смогут дать ребенку адекватное представление об отношениях.

РЕКОМЕНДАЦИЯ №3. Развивайте свои собственные интересы. Передавайте своему малышу энергию активности, созидательной деятельности, творчества. Как только младенец научился фокусировать взгляд, показывайте ему реальные предметы, с которыми вы взаимодействуете: дайте потрогать нитки и ткани, проведите по его пальчикам кисточкой для рисования, покажите елочное украшение, сделанное своими руками. Ближе к пяти месяцам, когда малыш сидит, его возможности значительно расширяются. Привлекайте малыша к своей деятельности: знакомьте его с продуктами, посудой, приборами и т.д. Под вашим тщательным наблюдением как можно раньше познакомьте малыша с ножом, иголкой и другими «важными» объектами. Не стоит откладывать это на потом и ждать когда младенец подрастет.

Первые шаги в новый мир
Еще не так давно ваш малыш не умел самостоятельно держать головку и вот он уже делает уверенные повороты, учится хватать и удерживать предметы, пробует все на вкус… Первый шаг еще далеко, но уже сейчас можно предположить каким будет характер ребенка. Как понять младенца? Наблюдайте за малышом: что он делает, когда просыпается? Есть малыши, которые оставшись наедине с самим собой, удваивают исследовательскую активность: изучают свои пальчики, рассматривают все вокруг, пытаются достать интересующую их вещь, открыть мамину помаду, проверить наличие глаз у кота и т.д. Будьте уверены - у вас растет деятель, будущий творец. А если младенец при любом изменении окружающей обстановки начинает плакать, прячется за мамину юбку, требует взять его на руки – возможно, в дальнейшем он будет пытаться манипулировать окружающими. Чтобы обеспечить оптимальное развитие младенца, необходимо выбрать правильную и согласованную стратегию поведения.

ОШИБКА №4. Стремление все сделать за ребенка, предупредить возможные трудности, максимально облегчить жизнь малыша. Именно здесь часто кроются проблемы воспитания детей. Малыши привыкают надеяться на взрослого, ждать от него указаний, теряю инициативу, становятся пассивными.

РЕКОМЕНДАЦИЯ №4. Создавайте малышам посильные трудности. Ребенок бросил игрушку и требует ее обратно? Не спешите поднимать – помогите ребенку самостоятельно добраться до цели. Второй вариант потребует от вас больших физических усилий. Но зато малыш поймет, что для достижения желаемого необходимо действовать и действовать самому. То, что сегодня ребенок может сделать с вашей помощью – зона его ближайшего развития. Завтра он сможет сделать это самостоятельно. Покажите пример, предложите несколько способов решения. Малыши очень наблюдательны. Они обожают подражать. Используйте этот потенциал развития.

Нередко родители уверены, что развитие малыша полностью обеспечивают развивающие игрушки.

ОШИБКА №5. Превращение детской комнаты в магазин игрушек. Многие родители не совсем верно понимают смысл словосочетания «развивающие игрушки». Зайдите в комнату малыша, внимательно присмотритесь к его игрушкам. Да, они яркие и озвученные. Но что они развивают? Они готовят малыша к реальной жизни? Детские игрушки, купленные в магазине, в большинстве случаев, максимально далеки от реальности. Неправильные пропорции, невообразимые цвета, искаженный звук… Это не развитие, это - травма для детской психики. Не говоря о материалах, из которых могут быть сделаны игрушки для малышей.

РЕКОМЕНДАЦИЯ №5. Заботливые родители знают, о том, что самые лучшие развивающие игрушки для малыша – кастрюли, ложки, баночки и, конечно, самые важные родительские вещи: паспорт, билеты на самолет, годовой отчет, самый дорогой крем для лица… Не нужно населять мир ребенка искусственными объектами. Проявите фантазию. При соблюдении определенных мер безопасности, самые обычные предметы могут с успехом заменить самые дорогие развивающие игрушки. К примеру, возьмите несколько пластмассовых яиц из киндер-сюрприза, в одно положите шарик, в другое насыпьте крупу, в третье – соль или сахар, в четвертое – макароны и т.д. Оберните каждое яйцо термопленкой для пасхальных яиц и на несколько секунд опустите в кипяток. Яркая и полезная, а главное безопасная, развивающая игрушка готова! Микробы уничтожены воздействием высокой температуры. Термопленка надежно защищает игрушку от несанкционированного вскрытия – мелкие части не попадут в дыхательные пути малыша. Каждая такая игрушка имеет свой звук и вес. Это прекрасный источник, обеспечивающий не только развитие мелкой моторики, но и сенсорное развитие малыша.

Для ребенка первого года жизни характерно полевое поведение – окружающие предметы притягивают его к себе, стимулируют исследовательскую активность. Именно природное любопытство приводит к тому, что младенец предпринимает попытки ползать и делает первый шаг. Как только малыш начал относительно уверенно передвигаться в пространстве, начинается новый психологический возраст - раннее детство. О психологических особенностях этого возраста читайте в статье «Развитие детей раннего возраста. Что нужно знать родителям?».

Рождение ребёнка- самое радостное событие вжизни каждой мамы. Маленький человечек прижимается кмаминой груди ибеспомощно елозит ручками повоздуху… Вэтот момент счастливые родители ещё незадумываются отом, что ожидает ихвближайшие несколько лет. Заэто время измаленького комочка счастья сформируется уникальная личность. Иименно отродителей зависит, каким человеком станет ихребёнок.

Психология детей догода

Поведение детей впервые месяцы жизни вполне предсказуемо. Они плачут, если хотят кушать, испытывают боль или дискомфорт. Малыши пока неимеют возможности пользоваться всем спектром эмоций, например, проявлять гнев, разочарование, страх. Для них эти чувства пока расплывчаты, иони рефлекторно отвечают налюбое неудобство плачем.


Отом, как родителям реагировать наплач, идут постоянные споры. Приверженцы традиционной теории утверждают, что если ребёнок сухой инакормленный, новсё равно плачет, его нужно оставить одного, пока неуспокоится сам. Таким образом, изнего вырастет самостоятельный человек. Более поздние книги подетской психологии опровергают этот метод. Вних советуют неоставлять кричащего ребёнка водиночестве, анаоборот постараться его успокоить, прижав ксебе. Обосновано это тем, что ребёнок втечение девяти месяцев находился внепосредственной близости смамой, иему нужно примерно столькоже времени, чтобы адаптироваться кновым условиям.

Поповоду того, где должен спать ребёнок- смамой или отдельно вкроватке- также нет единого мнения. Ноесли малыш спит отдельно отмамы, тоспокойного сна невидать ниодному изних. Авот, если ребёнок вовремя сна согрет маминым теплом иимеет возможность влюбое время воспользоваться грудью, нервная система обоих будет намного крепче. Но, тем неменее, рано или поздно ребёнка все-таки придётся приучать спать отдельно отмамы. Поэтому, выбирать один издвух подходов нужно взависимости отконкретной ситуации.


Мамин голос изапах младенцы узнают уже вдвухмесячном возрасте, авот отличать её отдругих людей визуально они начинают только после пяти месяцев. Детская возрастная психология утверждает, что вэтот период папу имаму дети воспринимают по-разному : папу как игрушку, амаму как человека, который оних заботится. Дети вэтом возрасте хоть инепонимают слов, нохорошо реагируют наинтонацию голоса, поэтому кричать ивыяснять отношения при ребёнке нивкоем случае нельзя.

Психология детей от1 до3-х лет

После одного года ребёнок уже имеет больше возможностей для познания окружающего мира. Оночень любознателен инаблюдателен. Причём эти наблюдения касаются нетолько явлений, происходящих вего окружении, ноиреакции взрослых наего действия. Ребёнок вэтом возрасте уже понимает, что если онзаплачет, томама обязательно пожалеет. Дети активно пользуются этими наблюдениями всвоих целях.

Если реагировать навсе эмоциональные вспышки ребёнка, оночень быстро поймёт, что таким образом может добиться всего, чего захочет. Лучшим решением вэтой ситуации будет игнорирование его капризов. Ктомуже, малыша 1– 2 лет очень легко отвлечь. Если онначинает плакать, когда мама недаёт ему поиграть стелефоном, можно быстро переключить его внимание наяркую игрушку. Правда, это невсегда срабатывает, поэтому родителям лучше запастись терпением инеподдаваться желанию исполнить все желания бьющегося вистерике карапуза.


Вэтот период ребёнка обычно отучают отгруди иприучают кгоршку. Оба эти процесса могут сильно повлиять напсихику ребёнка. Особенно деликатно нужно относиться кпроцессу приучения ребёнка « ходить нагоршок» . Если слишком сильно давить намалыша икричать нанего зато, что онникак непривыкнет кновому порядку вещей, это может нанести ему психологическую травму. Есть мнение, что жадность развивается учеловека именно вэтом возрасте, если родители слишком настойчиво требуют « покакать» .

Распространённой ошибкой родителей является запугивание маленьких детей, чтобы они нелезли туда, куда ненужно. Разношёрстные « бабайки» недают потом детям спокойно спать, асвозрастом, страх перед Бабкой Ёжкой, которая притаилась втёмном уголке, может перерасти вбоязнь темноты. Детям 1– 2 лет нужно чувствовать себя вбезопасности, чтобы вырасти бесстрашными иуверенными всебе людьми.


Любознательность ребёнка также стоит поощрять, ведь так онузнаёт окружающий мир. Отмахиваться отбесконечных « почему?» нивкоем случае нельзя. Так онможет навсегда потерять интерес кзнаниям. Лучше запастись терпением икучей энциклопедий, чтобы объяснить малышу, « почему трава зелёная» .

Удетей 2,5-3-х лет начинает развиваться самосознание. Они уже узнают себя взеркале, прислушиваются, когда оних говорят, называют себя поимени. Вэто время начинает формироваться ихсамооценка, малыши вплотную подходят кпериоду, который детская психология окрестила « кризис3-х лет» .

Психология детей 3– 4 лет

Психология детства называет этот период кризисным потому, что вэто время происходит переход ребёнка отраннего детского возраста кдошкольному. Характерные черты кризиса 3-х лет подробно описал Л. С. Выготский .



Согласно его теории существует семь основных характеристик этого явления:

  • негативизм- проявляется вострой негативной реакции навсе просьбы или запреты взрослых;
  • упрямство- настаивание насвоём даже, если ребёнок неуверен всвоей правоте или ему это ненужно;
  • строптивость- стремление идти против правил;
  • своеволие- желание делать всё по-своему ;
  • протест-бунт - постоянная конфронтация сродителями;
  • обесценивание- изменение интересов ипривязанностей;
  • деспотизм- попытки навязать свои правила окружающим.

Эти характеристики очень похожи наповедение подростков впереходном возрасте. Иэто неудивительно. Ведь оба периода ознаменованы началом изавершением формирования человека, как личности.


Унекоторых детей кризис 3-х лет проходит очень бурно, удругих- онменее выражен. Ноэто случается скаждым ребёнком. Поэтому родителям остаётся только смириться ивочередной раз запастись терпением. Номожно попробовать облегчить свою участь, перенаправив бурлящую энергию малыша вдругое русло, например, увлечь его танцами, спортом или рисованием. Это поможет иусмирить ребёнка, иразвить его таланты. Кроме того, никогда непомешают разные отвлекающие предметы, которые всегда должны находиться под рукой: любимая игрушка, мамины идеи устных игр или поощрений и т. д. Кризис 3-х лет обычно длится напротяжении нескольких месяцев, азатем ребёнок переходит встадию дошкольного возраста.

Дети после четырёх лет становятся менее активными. Маме уже ненужно следить заребёнком каждую секунду, она может спокойно заниматься своими делами, пока её чадо сосредоточенно рисует или раскладывает игрушки. Дети вэтом возрасте более сосредоточенные, аихмозг отличается повышенной восприимчивостью кновым знаниям. Поэтому вэтот период нужно начинать учить ребёнка читать, считать иписать. Также рекомендуется отдать его вспортивную секцию, натанцы, пение, или вкружок изобразительного искусства. Это поможет выявить наклонности италанты ребёнка ивовремя ихразвить.


Вместе стем некоторые родители начинают переживать опсихическом состоянии своего малыша, испешат показать его специалисту. Ихбеспокоит пессимистический настрой изакрытость детей. Детский психотерапевт вэтой ситуации может посоветовать лишь уделять больше времени общению сребёнком, так как чаще всего именно недостаток родительского участия вызывает грусть ипассивность вдетях.

Проблемы детей прекрасно раскрывает психология детского рисунка. Когда малыша просят нарисовать свою семью, оннабумаге высказывает всё то, что неможет сказать лично. Например, если ребёнок нарисовал всех, кроме папы, или изобразил его встороне отвсех остальных, значит, умалыша есть какая-то обида наотца. Аесли наобщем семейном портрете отсутствует сам « автор» , значит, ребёнок невидит себя членом семьи, считает, что онникому ненужен. Детские рисунки можно использовать как подсказку нетолько дипломированным психологам, ноиобычным родителям.


Психология воспитания детей настаивает натом, что именно отродителей зависит первичное формирование самооценки ребёнка. Если мама ипапа будут регулярно хвалить своего малыша, отмечать его успехи, говорить, какой онкрасивый, послушный, умный и т. д. , уребёнка появятся все шансы стать уверенным всебе человеком.

Психологическое состояние детей младшего школьного возраста относительно стабильно, единственное потрясение, которое может его нарушить- поход впервый класс. Большинство детей довольно легко вливаются вновый коллектив, особенно, если некоторых изсвоих одноклассников они знали ранее подетскому саду или кружкам самодеятельности.

Нонекоторых ребят ожидают серьёзные испытания. Особенно это касается первоклашек сзаниженной самооценкой. Они стесняются отвечать перед всем классом, чувствуют себя неуверенно вобщении сосверстниками иучителями, инередко попадают внеловкие ситуации. Дети, как известно, могут быть очень жестокими, иодин фатальный поступок может испортить малышу отношения сколлективом надолгое время. Родителям нужно внимательно следить занастроением ребёнка, если оннехочет идти вшколу, значит, унего какие-то проблемы содноклассниками, инужно помочь ему ихпреодолеть.


Некоторые родители требуют отсвоего ребёнка только отличных оценок, ижестоко наказывают даже засредние баллы. Это развивает умалыша страх перед ошибками, что непременно скажется наего взрослой жизни. Невсе дети могут стать круглыми отличниками, иродителям нужно смириться стем, что ребёнок немного « недотягивает» . Это вовсе незначит, что онстанет неудачником, просто какая-то сфера наук ему даётся лучше, акакая-то хуже.

Налюбом этапе развития ребёнка ему крайне необходима поддержка илюбовь родителей. Только тогда онвырастет счастливым иуверенным всебе человеком. Без этого даже самые прогрессивные педагогические приёмы будут малоэффективными.

Детская психология was last modified: Январь 22nd, 2016 by Елена Погодаева



Рассказать друзьям