Что такое дискриминация? Примеры расовой, гендерной, религиозной дискриминации. Сами придумали, сами обиделись: почему дискриминация мужчин - это миф

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Тот, кто говорит, что современное общество покончило с дискриминацией, сильно ошибается. Дискриминация никуда не исчезла. В развивающихся странах Азии, Африки и Южной Америки она буднична, доступна для понимания. Однако – в остальных странах она тоже есть, просто принимает более уродливые формы, те, которые сложно разглядеть и понять…

На планете Земля живут уже более 7 миллиардов людей. Все они различны по цвету кожи, национальности, вероисповеданию… Можно сказать, что на всей Земле не найти двух абсолютно идентичных людей. Колониальное прошлое многих стран породило дискриминацию, состояние, которое подразумевает существование высшей, привилегированной касты и всех остальных, которые имеют право на существование в определённых пределах и определённое время.

Однако – ничто так более не делило людей, как гендерные признаки. Мужчины и женщины, созданные, чтобы быть единым целым, были разделены по разным полюсам.

Женская дискриминация – это одно их самых уродливых явлений общества. Она может быть скрытой и явной. И если явная дискриминация в большинстве своём присуща странам так называемого «третьего мира», то скрытая – это большая проблема самых феминизированных западных государств.

Если вы когда-нибудь были в развивающихся странах Африки или Азии, причём не с туристической поездкой, а жили или работали, то женская дискриминация не могла не броситься вам в глаза. Причём это бывает во всех странах, независимо от религиозной принадлежности.

Как правило – эти женщины не работают, или работают на тех местах, на которые не стремятся попасть мужчины (в основном – тяжёлый и грязный ручной труд). Если же кому-то из женщин посчастливится получить образование и её родственники разрешат ей работать, то у неё непременно возникнут проблемы с трудоустройством (женщина для работодателя – нежелательный элемент) и с оплатой (нормальным считается, что женщина получает оплату на 30 % ниже, чем мужчина на этой же должности).

Если заглянуть в классы школы, колледжа и тем более университета, то в них явно преобладает мужская часть общества. Частное образование оплачивать родители всегда предпочтут для сына, в государственные школы девочек тоже часто не пускают, поскольку они «должны сидеть дома и учиться вести домашнее хозяйство». Семьи в большинстве случаев большие и малышей нянчат старшие сёстры.

Отношение к новорождённым девочкам тоже чаще всего негативное, считается, что они, получая приданое, уносят из дома деньги (тогда как сыновья женятся и получают приданое жены – а стало быть, приносят деньги в дом). Нередки случаи, когда новорождённых девочек просто убивают (активно или пассивно). В последнее время участились случаи гендерных абортов, когда женщина, предположив (умственно или основываясь на данные ультразвукового исследования), что ждёт девочку, совершает аборт (чаще всего в домашних условиях). Нередко при этом погибает не только ребёнок, но и мать (от кровотечения или сепсиса).

Ещё более интересны случаи изменения пола новорождённого ребенка, проводимые в хороших больницах за очень высокую оплату. Из этого можно заключить, что уровень образования и счёт в банке никак не влияют на дискриминацию женщин в семье.

В развивающихся странах более 90 % женщин страдают железодефицитной анемией. В практике врача-акушера препараты железа занимают первое место по количеству назначений. Но и в этом случае женщина будет принимать их только, если её муж согласится их выкупить. Количество отказов от лечения переваливает за 50 %. Причём, если мужчина сам оказывается в ситуации пациента, то себе он может позволить и дорогих врачей, и дорогие лекарства.

Столь широкое распространение железодефицитной анемии в первую очередь связано с качеством и количеством питания. Женщины развивающихся стран практически не употребляют в пищу мяса (основного источника железа), и это связано не с особенностями кухни, а с особенностями питания.

Традиционно в семьях сначала кормят мужчин (очень часто ещё и пришедших к ним гостей). Женщинам же достается то, что осталось от мужской трапезы, причем очень часто от мяса не остаётся ничего. Белковая недостаточность, нехватка витаминов и микроэлементов – это реальная картина «уровня здоровья» женщин «стран третьего мира».

В любых военных конфликтах тоже в первую очередь страдает женщина. Она может остаться без детей, родственников, мужа. Она подвергается насилию с противоборствующей стороны. Число изнасилований (чаще групповых), убийств и самоубийств женщин коррелирует только с числом абортов и внебрачных детей после окончания конфликта. Число заражённых вирусными гепатитами и ВИЧ растёт в геометрической прогрессии.

Я опять оговорюсь – подобные варианты женской дискриминации присущи равнозначно странам «третьего мира» с абсолютно любыми исповедываемыми религиями. Хотя это довольно странно для так называемых «исламских стран» или просто мусульман. Поскольку роль женщины очень высоко поднята Исламом, очищена от предрассудков и возведена на пьедестал. Вероятно, подобное связано с уделением большего внимания традициям и обычаям, идущим из глубины веков, чем законам Ислама.

Однако поговорим о развитых странах. Здесь женщина тоже дискриминирована, хотя это и не так явно и не особенно бросается в глаза.

Работодатель явно предпочтёт нанять на работу мужчину, чем женщину. Это связано напрямую с тем, что женщина рано или поздно будет нуждаться в дополнительном отпуске в связи с беременностью, родами и воспитанием детей. Не редкость, когда в контракте при приёме на работу прописывается (или просто устно рекомендуется) «не заводить детей» определённое время. Соответственно женщина не имеет возможности создать полноценную семью тогда, когда она готова к этому физически и морально.

Работа женщин-сотрудниц даже в самых феминизированных странах оплачивается по нижнему тарифу, и в итоге, как правило, бывает ниже, чем у мужчин-сотрудников на подобной должности. Нередко – трудоустройство женщины возможно только при оказании «специфических личных услуг» работодателю.

Гламурная мода, диктующая женщинам мира стандарты красоты, становится причиной анорексии, булимии, белковой недостаточности уже для женщин цивилизованного мира. Можно, конечно, сказать, что параметры красоты не обязательны, и никто никого не заставляет следовать им. Однако на многие профессии берут женщин только с определёнными параметрами красоты.

Распущенность и вседозволенность, внебрачные и добрачные связи выливаются в проблемы матерей-одиночек, абортов, бурное развитие контрацептивной фармацевтики, эпидемии вирусных гепатитов и ВИЧ-инфекции. Чаще всего к подобным связям также принуждаются (явно или скрыто) женщины.

Конечно, данная статья – это очень короткое изложение проблемы. На самом деле – понятие женской дискриминации намного более широкое. Но есть общие тенденции. В любой точке мира женщина подвергается дискриминации, от места проживания только зависит: каковы будут её причины, а последствия – они одинаковы. И это страшно.

В своё время Ислам остановил дискриминацию женщин, однако, сейчас даже под маской этой миролюбивой религии вершатся страшные дела. В деле возрождения религии необходимо помнить, что невежество и слепое следование традициям только способствует росту угнетения женщин. Истинные законы Ислама не допускают даже мысли о дискриминации и об этом нужно знать и помнить не только женщинам, но и тем, от кого она зависит – мужчинам!

Несмотря на ощутимый прогресс по всему земному шару, коренные проблемы дискриминации женщин, существовавшие на протяжении столетий, остаются.

Образ женщины 21 века - уверенная, успешная, сияющая красотой и здоровьем. Но для многих из 3,3 миллиардов представительниц прекрасного пола, населяющих нашу планету, блага века кибернетики так и остаются недоступными. Они продолжают испытывать вековое насилие, угнетение, изоляцию, насильственную безграмотность и дискриминацию.

6 557140

Фотогалерея: Дискриминация женщин - 10 худших стран

«Это происходит повсеместно», - утверждает Taina Bien-Aime, исполнительной директор Нью-Йоркской организации «Теперь равны» (Equality Now). «Нет ни одной страны, где женщина могла бы чувствовать себя в абсолютной безопасности».

Несмотря на ощутимый прогресс в отношении прав женщин по всему земному шару - усовершенствованные законы, участие в политике, образование и доход - коренные проблемы унижения женщин, существовавшие на протяжении столетий, остаются. Даже в богатых странах существуют очаги частной боли, когда женщина незащищена, и подвергается нападениям.

В некоторых странах - как правило, в самых бедных и охваченных конфликтами, уровень насилия достигает такой степени, что жизнь женщин становится просто невыносимой. Богатые люди могут обременять их репрессивными законами или заметать проблемы наименее защищенного слоя населения под ковер. В любой стране женщина-беженец принадлежит к числу наиболее уязвимого населения.

Трудности настолько распространены, что выделить худшие для женщин места в мире представляется затруднительным. В некоторых исследованиях их проблемы оцениваются качеством жизни, в других - показателями здоровья. Группы по защите прав человека указывают на страны, где имеют место столь грубые нарушения прав человека, что даже убийство считается в порядке вещей.

Грамотность является одним из лучших показателей статуса женщины в стране. Но, по словам участницы канадского отделения кампании за права женщин «Международная амнистия» Cheryl Hotchkiss, одного лишь строительства школ недостаточно, чтобы решить проблему равного образования.
«Женщина, желающая получить образование, сталкивается с массой разнообразных проблем», - говорит она. «Образование может быть бесплатным и доступным, но родители не пошлют своих дочерей в школу, если их могут похитить и изнасиловать».

Здоровье - еще один ключевой показатель. Сюда также относится забота о беременных женщинах, которых иногда заставляют вступать в ранние губительные браки и вынашивать детей, а также заражают СПИДом/ВИЧ. Но опять же, статистика не в состоянии отразить всю картину целиком.
«На одном озере в Замбии я познакомился с женщиной, которая не сказала своему мужу о том, что заражена ВИЧ», - рассказывает David Morley, исполнительный директор канадского отделения организации «Спасите детей» David Morley. «Она уже жила на грани, так как у нее не было детей. Если бы она рассказала своему мужу, то ее бы вышвырнули с острова и одну отправили бы на материк. Он понимала, что у нее нет выбора, так как совсем нет прав».

Сторонники соглашаются, что для улучшения жизни женщин во всех странах, необходимо дать им права. Будь то беднейшие страны Африки, либо наиболее репрессивные страны Среднего Востока или Азии, отсутствие возможности управления собственной судьбой - вот, что разрушает жизнь женщин с раннего детства.

Ниже я приведу список из 10 стран, в которых быть женщиной сегодня хуже всего:

Афганистан : в среднем, афганская женщина доживает до 45 лет - это на один год меньше, чем афганский мужчина. После трех десятков лет войны и религиозных репрессий, подавляющее большинство женщин безграмотны. Более половины всех невест еще не достигли возраста 16 лет. А каждые полчаса одна женщина умирает при родах. Домашнее насилие распространено настолько, что 87% женщин признают, что страдают от него. С другой стороны на улицах оказывается более миллиона вдов, зачастую, вынужденных заниматься проституцией. Афганистан - единственная страна, где уровень самоубийств женщин выше, чем уровень самоубийств мужчин.

Демократическая Республика Конго : в восточной части ДРК вновь разгорелась война, уже унесшая более 3 млн. жизней, и женщины в этой войне находятся на линии фронта. Изнасилования настолько часты и жестоки, что следователи ООН называют их беспрецедентными. Многие жертвы погибают, другие заражаются ВИЧ и остаются одни со своими детьми. Из-за необходимости добывать еду и воду женщины подвергаются насилию еще чаще. Не имея ни денег, ни транспорта, ни связей, они не могут спастись.

Ирак : вторжение США в Ирак с целью «освободить» страну от Саддама Хусейна повергло женщин в ад сектантского насилия. Уровень грамотности - когда-то высший среди арабских стран, сегодня опустился до низшей отметки, потому что семьи боятся отправлять девочек в школу, опасаясь, что их могут похитить и изнасиловать. Женщины, которые раньше работали, сидят дома. Более миллиона женщин были выселены из своих домов, и миллионы не в состоянии заработать себе на пропитание.

Непал : ранние браки и роды истощают плохо питающихся женщин страны, и одна из 24 погибает во время беременности или при родах. Не выданные замуж дочери могут быть проданы еще до достижения совершеннолетия. Если вдова получает прозвище «бокши», что означает «ведьма», она сталкивается с крайне жестоким обращением и дискриминацией. Малая гражданская война между правительством и повстанцами-маоистами вынуждает женщин-крестьянок вступать в партизанские отряды.

Судан : несмотря на то, что женщины Судана получили кое-какие улучшения благодаря реформистским законам, положение женщин Дарфура (запад Судана) только ухудшилось. Похищения, изнасилования и насильственные выселения, происходящие с 2003 г., разрушили жизни более миллиона женщин. Джанджавиды (суданские боевики) используют регулярные изнасилования в качестве демографического оружия, и добиться правосудия жертвам этих изнасилований практически невозможно.

Среди других стран, в которых жизнь женщин значительно хуже жизни мужчин, числится Гватемала, где женщины из низших и беднейших слоев общества страдают от домашнего насилия, изнасилований и имеют второй уровень заболеваемости ВИЧ/СПИДом среди стран Африки, расположенных к югу от Сахары. В стране бушует эпидемия страшных, нераскрываемых убийств, в которой гибнут сотни женщин. Рядом с телами некоторых из них находят записки, исполненные ненависти и нетерпимости.

В Мали , одной из беднейших стран мира, немногим женщинам удается избежать мучительного обрезания половых органов, многих заставляют вступать в ранние браки, и одна женщина из десяти погибает во время беременности или при родах.

В племенных пограничных районах Пакистана женщины подвергаются групповым изнасилованиям в качестве наказания за преступления мужчин. Но еще более распространены убийства «чести» и новая волна религиозного экстремизма, нацеленная на женщин-политиков, работников организаций по защите прав человека и юристов.

В богатой нефтью Саудовской Аравии с женщинами обращаются как с пожизненными иждивенцами под попечительством родственника мужчины. Лишенные права водить машину или публично общаться с мужчинами, они ведут строго ограниченную жизнь, страдая от суровых наказаний.

В столице Сомали городе Могадишо ужасная гражданская война поставила женщин, которые традиционно считались оплотом семьи, под удар. В расколовшемся обществе женщины подвергаются ежедневным изнасилованиям, страдают от угрожающе плохого ухода в период беременности и подвергаются нападениям вооруженных бандитов.

«В то время, как потенциал женщин признается на международном уровне», - говорит генеральный директор Всемирной организации здравоохранения Margaret Chan, «он не будет реализован до тех пор, пока не улучшатся условия жизни в странах и сообществах, причем зачастую требуются кардинальные изменения. Слишком много сложных факторов, укоренившихся в общественных и культурных нормах, которые продолжают быть препятствием на пути женщин и девушек к реализации собственного потенциала и получению выгоды от социального прогресса».

  • ПОЛИТИКА
  • ЭКОНОМИКА
  • ГЕНДЕРНАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА
  • НАУКА

В статье рассматриваются вопросы дискриминации женщин не только в России, но и за рубежом. Обосновывается необходимость внесения коренных изменений в государственную политику в сфере защиты женщин от дискриминации.

  • Проблема моббинга в системе внутриорганизационных коммуникаций
  • Зарубежный опыт создания эффективных систем стимулирования рабочих
  • Анализ проблемы рекрутирования молодежи в деятельность общественных организаций
  • Потребительское поведение молодежи (на примере г. Белгород)
  • Опыт решения проблемы организации образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья в НИУ «БелГУ»

Равноправие полов - это главные принцип всех демократических обществ, а также государств, которые направлены на социальную справедливость, уважение прав каждого человека. Но если смотреть на историю, то женщины постоянно отстаивали свои позиции за равноправие и реализацию этого права. Обеспечение женщинам одинаковых возможностей в жизни на правовом уровне зафиксированы, в основном, в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин , Декларации об искоренении насилия в отношении женщин и др.

Тем не менее в наше время можно наблюдать явную и скрытую дискриминацию женского населения. Эта проблема имеет международный характер. Вопреки существованию вполне масштабной законодательной базы, большинство исследователей выделяют, что огромная отрицательная реакция на выдвижение женщин по карьерной лестнице оказывает наличие старомодных гендерных принципов и патриархальных установок в обществе. Ущемление прав зачастую наблюдается в профессиональной сегрегации, то есть в неравном размещении женщин и мужчин в экономике, а также в повышенных запросах, дискриминации при приеме на работу, при профессиональном прогрессе, расхождении в оплате труда, в сексуальном домогательстве на работе, предубеждении, давлении или неуважении руководителей и коллег.

Социальная незащищенность женщин, а также экономическая зависимость делают их намного чувствительными в общественной жизни. Однако не стоит забывать, что женщины являются значительной частью населения планеты и занимают немалую роль в трудовой сфере.

Согласно статистике американки сегодня защищают практически половину всех степеней в точных науках, однако заполняют в данных областях лишь 21% рабочих мест соответственно. К тому же средняя заработная плата женщины-ученого в Соединенных Штатах является лишь 82% от зарплаты ее коллеги мужского пола, а в некоторых отраслях, таких как физика, астрономия, - около 60% . Все это может быть спровоцировано неправильным поведением или натиском со стороны мужского научного состава в процессе обучения женской части в высших учебных заведениях.

Важно выделить такое серьезное обстоятельство для женщины, как тема материнства. Молодые ученые обоих полов, которые не имеют детей, но обладающие научной степенью, в равной степени решают остаться в науке. Однако женщины-ученые, ставшие матерями или планирующие детей, покидают научную сферу в 2 раза чаще, чем ученые мужского пола в подобных ситуациях. Масштабный вопрос - это «выпадение» юных студенток и молодых ученых на стартовых этапах академической карьеры, которое связано, с большим отсутствием ролевых моделей (правдивых успешных примеров женщин, которые сочетают и работу, и дом) успешных женщин на высоких научных должностях. Такие известные миру женщины, как: певица Бейонсе, экс-госсекретарь США Кондолиза Райс и др. поучаствовали в создании ролика в поддержку прав женщин, который назывался Ban Bossy. Данный протест был нацелен против словесного ущемления женщин в бизнесе, а если точнее - против унизительной формы bossy, которая используется к успешным женщинам-руководителям как уменьшительно-ласкательный эквивалент слова «босс» . В России этой лингвистической проблемы не существует, но более приблизительным примером может быть эксплуатирование таких слов, как «директриса» или «училка», по отношению женской части. Акция была призвана уделить внимание обществу на то, как трудно большей части женщин продвигаться вертикально по карьерной лестнице, а также как редко хороший результат в достижении цели воспринимается обществом и мужчинами позитивно.

Вопрос об ущемлении женщин актуален и для Российской Федерации. Основными женскими рабочими сферами в России в основном считаются образование, здравоохранение, социальное обслуживание, гостиничный, а также ресторанный бизнес. К мужским работам относят рыболовство, добычу полезных ископаемых, строительство, промышленность и транспорт. Исходя из статистических данных нам известно, что в ходе обучения, трудовой деятельности и научной карьере 40,4% от общего числа женского населения хотя бы однократно, но все же сталкивались с проявлениями дискриминации. По данным Росстата, женщины преобладают на государственных должностях: 70% российских чиновников - женщины . Они же занимают около 2/3 рабочих мест финансовых организаций: банков, страховых фирм. Тем не менее несмотря на превосходящее количество женщин в Государственной Думе, а также финансовых предприятиях, более значительная часть мужчин находится на руководящих должностях, когда женщины - лишь подчиненные.

Важно отметить, что средняя зарплата у женщин в России - 24721 руб., что на 25,8% ниже заработной платы мужчин - 33303 руб. А также необходимо выделить огромный разрыв между временем обучения и карьерой в науке у женщин. Женщины являются 56% студентами вузов, превалируя в направлениях естественных, гуманитарных, социальных наук, а также в экономике, педагогике, культуре и искусстве. В том числе существует «пропасть» в «бюджете времени». В рабочие дни экономически активная мужская часть отдает работе по 8,5 часов и 1,5 часа в день - домашнему хозяйству, в то время как женщины трудятся 7 часов и уделяют домашним заботам более 3 часов. В Российском индексе научного цитирования, то есть РИНЦ нет поиска и классификации авторов по признаку пола. У нас нет возможности определить количество публикаций, выполненных женщинами, в отличие от его американского аналога Web of Science. Это провоцирует определенные трудности в измерении количественного соотношения публикаций женщин и мужчин.

Проблема ущемления прав женщин в России до сих пор актуальна. Вопреки существованию разного рода социальных программ, нам необходимо признать, что в Российской Федерации все еще имеет недостаток всесторонняя, сбалансированная, а также сформированная государственная политика в области защиты женщин. Без создания и систематического воплощения указанной политики в реальность, действия государственных органов в данной сфере будут носить хаотичный, противоречивый, а также непоследовательный характер, не позволяющий уничтожить истинные причины дискриминации женщин. Фундаментом для этого должно стать переосмысление места и роли женщин в современном обществе.

Список литературы

  1. Хорошун Н. А., Шамаева О. П. Рынок труда и мотивация трудового поведения молодежи / Диагностика и прогнозирование социальных процессов: материалы междунар. науч.-практ. конф. В 2 ч, Ч. 2. Белгород, 27-28 окт. 2016 г. / Белгор. гос. технолог. ун-т; отв. ред. Н. С. Данакин, В. Ш. Гузаиров, И. В. Шавырина. - Белгород: Изд-во БГТУ, 2016. - Ч. 2. - С. 14.
  2. Ловкис Е. Все меньше немецких женщин работают полный рабочий день [Электронный ресурс] // Deutsche Welle [Официальный сайт]. 08.03.2010. URL: www.dw.de/все-меньше-немецких-женщин-работают-полный-рабочий день/a-5333145 (дата обращения: 11.08.2014).
  3. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций [Официальный сайт]. URL: http://www. un.org/ru/documents/declconv/conventions/ cedaw.shtml (дата обращения: 12.08.2014).
  4. Декларация об искоренении насилия в отношении женщин [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций [Официальный сайт]. URL: http://www.un.org/ru/documents/declconv/declarations/violence.shtml (дата об- ращения: 12.08.2014).
  5. Вайнман Т. Интерледи: нелегкие пути успешной карьеры [Электронный ресурс] // Deutsche Welle [Официальный сайт]. 29.01.2013. URL: ww.dw.de/интерледи нелегкие пути успешной карьеры/a-16548023 (дата обращения: 11.08.2014).

В чем состоят особенности социологического подхода к исследованию социальной дискриминации женщин?

Первая особенность. Необходимость анализа степени дискриминации женщин, т. е. масштабов и форм ограничения их прав в любой сфере общественной жизни: прежде всего производственной, но также семейно-бытовой, социальной, политической, духовной. Такой подход позволяет исследовать механизм интеграции женщин во всю систему управления государством, обществом экономикой.

Вторая особенность. Социологический анализ предполагает использование на определенных стадиях исследования процесса социальной дискриминации женщин психологического подхода. Для социолога необходим анализ общественной психологии как сферы жизнедеятельности общества в целом и женского социума, в особенности с позиций больших социальных общностей. Таким образом, можно в наиболее полной мере учесть влияние психологических, эмоциональных факторов на поведение женщин, на их противостояние любым проявлениям неравноправия. Здесь идет речь о социолого-психологическом подходе.

Третья особенность. Социальную дискриминацию женщин наиболее целесообразно исследовать в двуедином плане. С одной стороны - это массовидное, социальное явление, охватывающее большую демографическую общность, состоящую из разных социально-профессиональных, возрастных, статусно-должностных групп. С другой - это социальный процесс с последовательной сменой состояния объекта. Под влиянием внешних и внутренних условий, объективных и субъективных факторов процессу присуще устойчивое взаимодействие женского социума с различными социальными институтами и общностями с целью достижения равенства прав и возможностей, устранения дискриминации по признаку пола.

Четвертая особенность. Цель ликвидации социальной дискриминации женщин заключается в достижении реального равноправия полов, их гендерной симметрии в обществе и устранения главной угрозы - угрозы безопасности личности женщины и реализации ее ролевых функций труженицы, матери, общественной деятельницы. Для решения этих задач необходимо создание национального механизма по преодолению неравноправия женщин.

Пятая особенность. Формы социальной дискриминации женщин в зависимости от сфер их деятельности могут быть различными (например, немотивированное увольнение с работы или сексуальные притязания со стороны начальника). По своим видам дискриминация может быть как насильственная, так и ненасильственная. В любом случае в основе дискриминационных действий лежит насилие над личностью женщины.

Шестая особенность. Дискриминация женщин меняет их социальный статус и социальные установки в конкретной ситуации (как семейно-бытовой, так и общественной) и влечет за собой перемены в ролевых функциях женщины. Социологический анализ учитывает эти обстоятельства.

Седьмая особенность. Социологический подход к исследованию процесс социальной дискриминации женщин предусматривает междисциплинарное изучение этой проблемы, которая находится "на перекрестке" нескольких наук: юридической, исторической, философской, психологической и собственно социологической. При этом методология изучения проблемы исходит из принципов социального и экономического детерминизма, исторической преемственности.

Восьмая особенность. Социологическое исследование социальной дискриминации женщин опирается на данные ряда частных социологических теорий: социологии личности, социологии семьи, геронто-социологии, социологии молодежи и, прежде всего, гендерной социологии.Каковы основные понятия зарубежной гендерной социологии? Среди них, во-первых, - понятие гендерной идентичности. Оно отражает наши представления о собственном поле, а через их сознание - отождествление со своим полом. Как показали многочисленные психологические исследования, осознание своего пола не всегда соответствует биологическим признакам индивида. Во-вторых, понятие гендерных идеалов отражает общественные представления о мужском и женском поведении. В последние десятилетия они существенно изменились. В-третьих, категория биологического пола означает учет первичных и вторичных признаков, типичных для мужчин и женщин. И, наконец, в-четвертых, понятие сексуальной роли связано с разделением труда, с правами и обязанностями полов. Все эти четыре компонента, находящиеся в единстве, отражают "половое самосознание".

Девятая особенность. С позиций социологического подхода объектом социальной дискриминации являются женщины как особая социогендерная общность, обладающая конкретными демографическими характеристиками, многоролевыми функциями и определенным социальным статусом. Вместе с тем дискриминации подвергаются и девушки, и девочки, как возрастная подгруппа женской социогендерной общности.

Десятая особенность. Социологический подход исходит из того, что субъектами социальной дискриминации женщин являются: а) мужчины (если анализ ведется на уровне семейно-бытовых отношений), обладающие конкретными демографическими характеристиками, своей социальной ролью и гендерной идентичностью; б) общество при исследовании социальных отношений; в) государство в лице его социальных институтов, регулирующих отношения полов, способствующее или, напротив, нарушающее принципы гендерного равновесия в составе властных институтов в вопросах распределения рабочей силы в различных сферах занятости. Действия субъектов социальной дискриминации женщин проявляются либо непосредственно в индивидуальных поведенческих актах, либо опосредованно - через принимаемые исполнительными и законодательными властями постановления; либо в действиях, учитывающих сложившиеся в массовом сознании гендерные идеалы. И тогда официальная политика предлагает россиянкам в условиях перехода к рыночным отношениям и роста безработицы "вернуться в семью, к мужу и детям". По сути, это попытка переложить заботу о трудоустройстве женщины на ее семью, конкретно - мужа, которому тот же гендерный идеал предписывает функции "добытчика" материальных благ. Причем в современной России ряд федеральных законов, особенно в труде, закрепил дискриминацию женщин. В роли субъекта насилия фактически может выступить любой социальный институт, в деятельности которого целенаправленно нарушается принцип равноправия полов.

Одиннадцатая особенность. С позиций социологического анализа в основе социальной дискриминации женщин лежит их социальное неравенство с мужчинами. Это неравенство американский социолог Н. Смелзер определяет как "условия, при которых люди имеют неравный доступ к таким социальным благам как деньги, власть, престиж". Только социальное равенство мужчин и женщин обеспечивает им равный доступ к экономическим и трудовым ресурсам, к формированию политики на всех ее уровнях, к участию в общественной жизни, в принятии решений по экономическим, социальным, культурным и политическим вопросам.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.

Уральская государственная юридическая академия

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема:

Дискриминация женщин

Екатеринбург

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОКИ НЕРАВНОПРАВИЯ 4
2. ЖЕНЩИНА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
2.1. Неравноправие, где и в чем проявляется 10
2.2. Открытие собственного дела как способ избавления от дискриминации 11
2.3. Женские общественные организации 13
3. МЕЖДУНАРОДНЫЙ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ
МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЖЕНЩИН 17
3.1. Современный подход к проблеме 17
3.2. Федеральный закон «О государственных гарантиях 21
равных прав и свобод и равных возможностей
мужчин и женщин в Российской Федерации
ВЫВОД 24
ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС 25

"Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы

все они одинаково были подчинены законам".

Жан Леро́н Д’Аламбе́р

– великий французский просветитель.

ВВЕДЕНИЕ

Каждый из нас слышал о дискриминации по половому (гендерному) признаку, т.е. дискриминации по отношению к женщинам. О дискриминации мужчин мы никогда ничего не слышали.

Почему мы выделяем права женщин в контексте прав человека? Потому что тысячелетиями под правами человека подразумевались права мужчин, а женщины, согласно философской традиции, считались существами второго сорта. Для оправдания разделения ролей, между мужчиной и женщиной, сложился миф о "природном назначении" каждого пола, об особенностях "мужского" и "женского" характера, о "тайне" пола. В его основе лежит строгая соподчиненность в отношениях между полами: мужчина - полноценный человек, субъект истории, женщина - жена мужа своего, объект его власти - власти патриархального рода.

Таким образом, философия заложила основы патриархата, которые в том или ином виде воспроизводились в последующих обществах и культурах. Она создала механизмы, автоматически воспроизводившие систему власти, при которой на вершине социальной пирамиды патриархатного общества всегда оказывался мужчина, и он обладал правом прибегать к насилию ради сохранения власти и поддержания своего авторитета.

В своей работе я проанализирую истоки социальной дискриминации, состояние этого вопроса в мире и в России в частности, разберусь в нормативно-правовых актах затрагивающих эту сторону нашей жизни.

Что несет за собой само понятие? Социальная дискриминация женщин (от латинского слова - discriminatio - различие) означает ограничение или лишение прав по признаку пола во всех сферах жизни общества: трудовой, социально-экономической, политической, семейно-бытовой. Социальная дискриминация ведет к снижению социального статуса женщины и является одной из форм насилия над ее личностью, а иногда и угрозой для ее безопасности.

1. ИСТОКИ НЕРАВНОПРАВИЯ

Истоки социальной дискриминации женщин следует искать в глубокой древности. Уже тогда ученые и политики прикрывали неравноправное положение женщины в обществе, ее угнетение и эксплуатацию спорами о том, является ли женщина человеком и имеет ли она душу.

В древние времена женское начало в большинстве культур считалось началом темным, губительным, искушающим. Для большинства традиционных культур искушение - это то, что сбивает с истинного пути. В древнем мире женщина - всегда источник соблазнов. Японская пословица гласит: «Красавица - это меч, разрубающий жизнь». Этой мысли вторит древнееврейский мудрец Екклесиаст: «И нашел я, что горче смерти женщина, потому что она - сеть, и сердце ее - силки, руки ее - оковы».

В ветхозаветном обществе, описывающем состояние человека после грехопадения, положение женщины на «вторых ролях». Она практически исключена из общественной жизни и во всем подчинена мужчине. В вопросах взаимоотношений с мужчинами ей, как правило, отводится роль пассивной стороны. Эта традиция сохраняется и в средневековом иудаизме. Так, например, если женщина в традиционных утренних молитвах должна возносить хвалу Господу за то, что Он создал ее по Своей воле, то мужчина за то, что Бог не создал его женщиной. Можно соглашаться или не соглашаться с библейской интерпретацией человеческой истории и смысла взаимоотношений между мужчиной и женщиной, но факт остается фактом: известное нам древнее традиционное общество - это общество патриархальное, в котором царит женское бесправие...

В других древних культурах, основанием которых стала не монотеистическая традиция иудаизма, положение женщины еще более бесправно. На Древнем Востоке от женщины требовалось абсолютное послушание мужу во всем. Семейные законы были суровы: непокорную жену супруг мог наказать, и наказать довольно жестоко. Согласно одному древнеассирийскому закону, муж имел право за непослушание, лень или отказ от исполнения супружеских обязанностей избить жену, остричь ее, отрезать ей уши, нос, выжечь на лбу рабское клеймо или выгнать из дома. При этом, что бы ни совершил мужчина, никто не мог привлечь его к ответственности, тогда как он мог все.

Согласно законам вавилонского царя Хаммурапи, мужчина имел неограниченную власть над членами своей семьи. Несмотря на то, что какие-то права у женщины были, по большому счету она являлась собственностью мужа. Хотя и жена и муж имели право на развод, у мужа эти права были несравнимо шире, а жена обязана была хранить верность супругу и после смерти последнего. Даже овдовев, она не могла заключать договоров, вести денежные дела, ставить свою подпись - все делалось только через опекуна. К людям («авилумам») приравнивались только женщины-жрицы, которые, однако, были строго исключены из семейных отношений.

Ни древняя Греция, ни Древний Рим небыли исключением в плане отношения к женщине. В Греции женщина практически не участвовала в общественной жизни. В греческих полисах (городах-государствах) женщины никогда не имели гражданства (т. е. фактически приравнивались к рабам), не обладали властью распоряжаться имуществом (исключением была Спарта), целиком находясь под опекой мужчин. Опекуном до замужества являлся отец либо ближайший родственник-мужчина, после замужества вся власть переходила к законному супругу. Супружеская измена в Древнем Риме каралась смертью. Естественно, если изменяла женщина.

Аристотель утверждает, что причиной неравенства является качественная разница между полами, которая предполагает большую значимость мужчины, чем женщины. Мужчина не просто сильнее, умнее и т.д., он качественно лучше, поэтому его природа a priori предназначена для того, чтобы властвовать, тогда как природа женщины побуждает ее подчиняться.

Чувство примитивно-грубого мужского превосходства над женщиной Сократ выразил следующими словами: "Три вещи можно считать счастьем: что ты не дикое животное, что ты грек, а не варвар, и что ты мужчина, а не женщина". Эта цитата известна, по-моему, всем феминисткам нашего столетия и они с удовольствием оперируют ею. Со времен Сократа прошло почти два с половиной тысячелетия, но и в наши дни многие государственные и общественные деятели, ученые и в их числе социологи выступают против самого понятия "социальная дискриминация женщины".

Еще долгие столетия женщина не принимала никакого участия в общественно-политической и интеллектуальной жизни.

Всерьез же против положения женщины «босой, беременной и на кухне» начинает восставать лишь сознание европейца конца XVIII - начала XIX века. Хотя существенно - ничего не меняется. Знаменитый кодекс Наполеона выдержан вполне в патриархальном духе: текст кодекса закрепляет верховную власть мужа в семье, в суде не могут быть рассмотрены показания жены в качестве свидетельских, проституция оправдывается как способ сохранения единобрачия и т. д.

На смену крайностям древнего мира, обрекавшего женщину на бесправное существование, пришли крайности феминизма, заразившего женщину стремлением обязательно быть «не хуже» мужчины во всем: одежде, спорте, профессии и т.д. И если во многом такое стремление справедливо и оправдано, то, доведенное до крайности, оно становится абсурдным отрицанием половых различий и, на самом деле, мешает, а не помогает женщине полноценно развиться как личности.

Октябрьская революция в России 1917 г. дала толчок к решению ключевого вопроса о равенстве женщины и мужчины во всех сферах жизни, в том числе гражданских и юридических правах, в труде и образовании, в семье.

Но дискриминация “слабого пола” сохранялась и при советском режиме. Для женщин была закрыта служба в вооруженных силах и других силовых структурах (за исключением ряда технических или вспомогательных специальностей). Им законодательно был закрыт доступ к “тяжелым” и “вредным” производствам, что полностью исключало свободу личного выбора.

Многовековое противостояние мужчины и женщины до сих пор не получает своего конечного разрешения.

Потребовались столетия, прежде чем в развитых странах Европы и Америки были провозглашены равные права граждан независимо от пола. Общество стало постепенно отходить от жесткой привязки тех или иных экономических и поведенческих норм по признаку пола, от традиционных понятий о построенном на гендерном факторе разделении домашних, родительских обязанностей и трудовой активности вне дома. Если посмотреть с позиций сегодняшнего дня, особенно часто видны принципиальные сдвиги в положении женщин, отражающие сближение социальных и экономических ролей мужчин и женщин.



Рассказать друзьям