Что такое духовное воспитание. Воспитание духовности у детей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

На сегодняшний день нам доступна практически любая информация , и на любую тему, будь то планирование беременности или – легко можно найти ответы на все свои вопросы. Также о развитии ребенка , стали общедоступными разные исследования, например, методика Глена Домана, игры по пособиям Зайцева, игры Никитиных. И вот молодая мамочка начинает изучать и практиковать разные системы.

Практически всех заботит, когда малыш сядет, пойдет, скажет первое слово. Многих волнует, чтоб ребенок научился пораньше читать, писать и считать. И рано или поздно, к сожалению, часто позже, мы приходим к пониманию, что что-то мы упускаем, для того чтоб росла гармоничная личность – нужно что-то еще. – может этого не хватает нашим детям?

Наблюдаем за детьми

Давайте понаблюдаем, за тем как играют друг с другом дети. Я наблюдала и нередко видела печальную картину. Приведу пример, летом на пляже играла кучка ребят и они решили строить замки из песка. Естественно все старались что б и покрасивее, и побыстрее показать свою работу. И когда был построен первый замок, остальные как то приуныли, но продолжили свое дело. Так на песке выросло 4 замка, а пятый никак не достраивался. Так вот дети начали ругаться и спорить, кто и почему построил замок первым или вторым. И в глазах у детей читались совсем не детские эмоции, чувствовалась ненависть какая то.

А в школе часто дети собираются кучками против кого-то одного, нередко издеваются над «гадким утенком», подшучивают.

Вот тут учителя и родители задумываются. Почему так происходит? Как в таком прекрасном малыше могут жить такие уродливые чувства и эмоции?

Лучше поздно, чем никогда

Когда же начинать духовное ? Чем раньше, тем лучше. По мере взросления, ребенка будет сложнее воспитывать в этом плане, но начинать все-таки нужно.

Что такое духовное воспитание детей ? С чего начать?

На самом деле все просто. Нужно научить ребенка сопереживать, радоваться своим и чужим успехам, уважать мнение других, любить и заботиться о природе, о мире в котором мы живем.

Воспитывая своих детей, мы сами становимся лучше. Ведь самый главный пример для ребенка – это родительский пример . И научить ребенка не бросать на улице мусор легко, если мама будет выбрасывать мусор в ближайшую урну.

Если папа учит ребенка, что переходить дорогу нужно на зеленый свет, а сам периодически переходит на красный, то и эту науку ребенок с легкостью усвоит.

Примеры действий

Прививайте детям любовь к животным. Заведите традицию кормить голубей в парке, берите с собой хлеб, семечки. Рассказывайте малышу, какое доброе и полезное дело вы делаете. Расскажите о том, что голуби очень благодарны вам за заботу.

У нас дома нет собаки и как правило все остатки еды я выбрасывала, а теперь все собираю в пакетик и потом мы с сыном кормим в парке собак и котов.

Дома вместе с малышом поливайте цветы. Комментируйте свои действия. Расскажите, что о цветке нужно заботиться, поливать его, ухаживать за ним – иначе он погибнет. Можно провести аналогию с людьми, что о людях тоже нужно заботиться и любить их. Все люди изначально хорошие, а если человеку не хватает любви, то он становится угрюмым и грубым. Злобного человека просто нужно пожалеть – видимо ему, просто не хватает любви и о нем не кому заботиться.

Я привела примеры самых простых действий, которые может использовать каждый. Приоткрыта дверца в вопросе воспитания духовности у детей . Этой теме я буду уделять должное внимание, ведь от нас зависит, какими вырастут наши дети и каким будет наш мир!

Все в ваших руках.

Сегодня уже все понимают, какое большое значение имеет духовная и моральная сторона развития человека. Ни морали, ни духовности у других живых существ нет. Мы знаем, что человек рождается с задатками стать моральным и духовным, но готовых качеств моральности и духовности у него нет. В процессе жизни человеку необходимо сформировать эти качества. Путь для этого один – воспитание: вначале как приобретение простых качеств (эдукация), а далее как приобщение к более высоким ценностям и развитие духовных качеств (робурсация). К высшим духовным качествам относятся знание истины, ответственность, человеколюбие, достоинство, свобода. Человек, обладающий такими качествами, высок и свободен в наивысшем, космическом значении.

Задач воспитания очень много – не то, что выполнить, упомнить все невозможно, – поэтому волей-неволей приходится выделять приоритетные по важности. Но кто докажет, что воспитание ответственности за свои поступки по отношению к природе – задача менее важная, чем, например, подготовка к жизни в гражданском обществе? Попытка делить задачи на главные и второстепенные, основные и сопутствующие вряд ли продуктивна. Единственный выход: взять за основу вечные человеческие добродетели, которые имеют ценность сегодня и будут иметь ее всегда, а затем с учетом нынешних реалий и будущих изменений определить на их основе базисные (стержневые) качества и сделать их перечень обозримым.

Наша тревога – воспитание нравственности, духовности. Если бы это было возможно, то все воспитание следовало бы сосредоточить вокруг простых и понятных каждому истин – библейских заповедей, которые постулируют примерно одинаковые для всех конфессий ценности. В Священном писании воспитатель найдет и добродетели, к которым следует стремиться, и грехи, которых надо избегать. Задача воспитателя – прививать школьникам нравственность не декларированием моральных заповедей в сочетании с угрозами наказания, а прежде всего личным примером.

Задачи воспитания множатся, и этому не будет конца, потому что усложняется жизнь и на ее вызовы необходимо искать адекватные решения. Но если мы будем только наращивать ответы, не устраняя причин возникновения новых проблем, то далеко продвинуться не сможем. Вечная мудрость подсказывает единственный правильный выход: чтобы не натыкаться всякий раз на очередной нерешенный вопрос, нужно устранить общую причину, решить коренную проблему. Ни одну конкретную задачу мы не сможем решить, пока не будет решена общая задача – повышение духовности. Тогда сами собой отпадут недостатки нравственного, сексуального, экономического, трудового воспитания. Духовный человек настолько возвышен, что контролировать его по мелочам как несмышленого ребенка нет никакой необходимости. Повышение духовности устраняет общую причину невоспитанности человека во всех сферах. Следовательно, если мы хотим достичь стабильного успеха, нужно прекратить суету по каждому конкретному поводу и все воспитание подчинить генеральной цели – воспитанию духовности.

Как российской школе удавалось стоять на прочных основах духовности в прежние времена? История сохранила для нас ценный опыт и надежные способы решения воспитательных задач, и нет никакой необходимости уходить от того, что давало надежные результаты в прошлом. Российская педагогика духовности и нравственности всегда стояла на крепких основаниях мудрости, традиций, православия. Она всегда шла в русле мирового духовного процесса. Вопросами духовности много занимался российский философ, поэт и педагог Г. С. Сковорода (1722–1794). Он считал, что основная задача воспитания – сохранить здоровье ребенка, научить его признательности, привить чувство долга. Признательность (евхаристия) – главный показатель духовной зрелости. Все беды происходят от того, что молодежь не чувствует признательности, благодарности и не знает своего долга по отношению к тем людям, которым она обязана всем: "Из неблагодарности – скука, кража, разбой, кровопролитие и вся беззаконностей бездна". Важным ориентиром на пути формирования духовных ценностей личности Г. С. Сковорода считал второе, символическое, рождение – духовное преобразование человека, которое достигается при условии спокойной, чистой совести.

К. Д. Ушинский пытался вечные способы формирования духовного человека внедрить в практику русской школы. Он пламенно призывал к организации надлежащего морального влияния на подрастающие поколения, но вместе с тем весьма прохладно относился к изучению в школах основного духовного предмета – Закона Божьего, требовал религиозное воспитание заменить светским. На этой почве даже возникли недоразумения, вследствие которых Ушинский был фактически отстранен от преподавания. Отдавая должное педагогическому гению Ушинского, мы должны теперь отметить, что великий педагог ошибался, пытаясь противопоставить отточенным веками методам формирования духовной личности "школьные" способы незрелого светского воспитания.

Не только российская школа, но и образовательные учреждения многих стран мира сделали ошибку, встав на светский путь воспитания. Вместе с Законом Божьим из учебных заведений ушла духовность. Чтобы совсем не лишить школу духовного источника, читались курсы философии, логики, этики, но это не могло решить задачу полновесного духовного воспитания детей и подростков. Окончательно разрушила духовные основы воспитания атеистическая пропаганда, внедренная в советскую школу. Духовность заменили идеологией, формирование которой поручили молодежному крылу партии, состоявшему из октябрятской, пионерской и комсомольской организаций. Система работала великолепно: последствия ее атеистических усилий еще долго будет ощущать наше общество. Но сегодня в молодежных организациях состоит едва 5–7% подростков, поэтому естественно, что такие организации не могут стать ни центрами, ни источниками духовного воспитания.

Что же остается? Интуитивно чувствуя нарастающую деградацию духа, общество начинает требовать от учебных заведений возрождения духовного воспитания. Родители начинают искать для своих детей школы, где учат не только основам наук, но пытаются формировать духовные основы жизни, прививать определенные нравственные ценности. В прессе появляются статьи с требованиями родительских комитетов открыть курсы, классы, предметы, факультативы, где дети могли бы получить представление о вечных человеческих добродетелях, приобщиться к духовно-нравственной культуре. Направления духовного возрождения открываются во многих учебно-воспитательных заведениях. Университеты строят церкви и часовни, воскресные школы при духовных заведениях продолжают наборы слушателей, многочисленные религиозные организации набирают учеников. Процесс развивается в нужном направлении, но стихийно и неуправляемо, поэтому необходимо выработать общую платформу, единую точку зрения, чтобы вернуть школу на дорогу духовного развития, с которой она когда-то сошла.

Магнетизм понятий "духовность", "дух" очень велик и будет увеличиваться с каждым днём. Причина не только в том, что стремительно разлагающиеся "материи" уходящего мира обнаруживают отсутствие во многих человеческих сознаниях прочных опор, которые стали бы в этом быстро меняющемся мире новой и более надёжной основою для развития более сознательной нравственности, более устойчивой в Добре воли, более ясного ума, более широкого мировоззрения. Духовность востребована как никогда прежде: и теистами и атеистами, и просвещёнными сознаниями, знающими о предстоящем, обусловленном Законом Эволюции, новом взлёте в развитии человечества, и теми, кто вопреки закону необратимости Времени, мечтает вернуть устойчивость этому миру путём возвращения к прежним формам жизни. Но процессы постоянно сменяющихся волн бытия необратимы, и ни патриархальность взаимоотношений поколений, ни закостеневшие в невежестве религии, ни тем более ограниченный узким прагматизмом интеллектуализм современного образования не могут решить задачу преодоления бездны бездуховности и бескультурья, разверзшейся перед человечеством. Только новый уровень Знания о Жизни, о Человеке станет опорами моста, по которому человечество пройдёт в Будущее, к раскрытию всех потенциальных возможностей своего духа и сознания. И главной причиною магнетизма всех понятий, производных от слова "дух", является именно наличие в человеке внутренней, глубокой природы, которая, будучи достаточно развитой, проявляет себя в том числе и как свет духовности. И первым сознательным проявлением духовности является так называемое искание Истины - стремление сделать достоянием сознания ощущаемое сердцем наличие имманентного единого Гармонического Потока Бытия, познать его Великие Закономерности, обрести единство с ними, став сознательной и творческой силой в этой прекрасной неразделимой Величественной и Безграничной Целостности - Мироздании. Эти искания Истины - то есть подлинной Реальности - присущи каждой человеческой душе, достигшей соответствующего "возраста" в своём духовном развитии, и потому могут проявляться как главные потребности духа уже в раннем детском возрасте. В каких бы формах эта достигшая уровня активности духовность ни проявлялась: как стремление к самым возвышенным формам красоты, к глубоким сущностным познаниям или деяниям добра для всех людей - это всегда проявления внутреннего человека в человеке, его бессмертной индивидуальности.

Современная наука узкоматериалистична, религия же не владеет знанием, поэтому все разговоры о духовном: о духовных потребностях, духовном воспитании, о духовности - лишены прочной опоры - точного знания, и эта опора должна быть обретена. Агни-Йога, Учение Е.П. Блаватской - это Учение о человеке и о законах духовного развития. Вне этих современных и прогрессивных знаний невозможно строить современное воспитание.

Не должно быть ничего отвлеченного в понятии духовность, так же как в понятиях дух, душа, сердце. Сущность явления "духовность" открывается в свете знаний о внутреннем строении человека.

Духовность есть накопление сознанием тончайших энергий. В основе человеческого сознания - бессмертное зерно духа, искра, единосущная с Единым Началом Бытия. На основе этого сокровенного зерна человеческой природы происходит накопление тончайших энергий: в результате проявлений воли и стремлений, в результате мышления и деятельности под воздействием магнетизма искры духа эти накопления нарастают, постепенно становясь проводником излучений зерна духа во внешний мир. Духовность подлинная - это свет искры духа (зерна духа) в человеке и следствие накоплений высших энергий.

«Духовность есть основа всякого Бытия вечного, или бессмертного. Духовность развивается на яром росте врожденного инстинкта» (Рерих Е.И. Письма Том IX (1951-1955 гг.). - М., 2009 - С.322).

Безусловная любовь и безусловная радость, героизм и сострадание - все высшие чувства и высшее мышление, стремление к познанию сущности и цели Бытия - это энергии проявляющейся духовности, которые в то же время обеспечивают ее накопление.

Только энергетический подход ко всем важнейшим понятиям психологии даст продвижение в понимании явлений внутренней природы человека, выведет из состояния абстракции все высшие понятия, в том числе понятие духовность. «Ярая сознательность есть развитие психической энергии, которая и является Божественным Даром, уявляя распознавание. Именно психическая энергия является основою совершенствования Космоса и утончения его всеначальной энергии. Всеначальная энергия является основою созидания Космоса, и ярая в страстном напряжении при сочетании с разнообразными элементами на протяжении эонов бесконечных слагает сложнейший психический аппарат, через который действует уже психическая энергия, явленная в каждом существе в различной степени… Интеллект, уравновешенный с высокой духовностью, - великая Мощь в Космосе. Высокая Духовность есть ярая Любовь ко всему Прекрасному» (Рерих Е.И. Письма Том IX (1951-1955 гг.). - М., 2009 - С.323).

Все высшие человеческие качества есть прежде всего энергии, или качества единой энергии, со всеми свойствами энергии: неуничтожимость, магнетизм, способность к взаимодействию.

Все высшие и тончайшие энергии, явленные человеческой личностью, образуют ее нетленные накопления. Неуничтожимость духовных накоплений есть один из главных законов развития человеческого сознания и духовности, без осознания которого невозможно правильно подойти к вопросам воспитания.

В свете этого закона каждый ребенок - не tabula rasa, но и не обязательно гений. Множество взаимоисключающих концепций воспитания обретут золотую середину истины, если будет осознано, что каждый вновь родившийся человек - носитель своих собственных накоплений, достижений труда и мышления в прежних существованиях. И, соответственно, обладатель разной степени духовности - единственного неотъемлемого и подлинного сокровища каждой человеческой личности (как и разной меры опыта мыслительной и творческой деятельности, меры развития различных качеств, наследуемых у себя же самого). Закон перевоплощения, благодаря которому и осуществляются накопления всех способностей, талантов, духовности и эволюция человека в целом, - важнейший закон развития человека в его беспредельном пути жизни.

Духовные потребности человека не имеют ничего общего с перечислениями потребностей личности, ошибочно называемых духовными: интеллектуальных, социальных, творческих, эстетических, потребностей в "самореализации", "самоактуализации" и т.д.

Искание Истины, или потребность в Знании основополагающем, потребность в Красоте абсолютной и стремление к деяниям Блага для всех людей - эта триада является единым основанием для определения "степени"духовности проявляемых потребностей. Духовные потребности - это выявление накопленной духовности в центростремительном движении этого синтеза тончайших энергий к своему Истоку - к Началу Бытия.

Воспитывая ребенка, каждый взрослый должен знать, что всякое проявление познавательной потребности ребенка должно быть освещено знанием Основ Бытия: о бессмертии человеческого сознания, о перевоплощении, о Высшем Мире, о Высших Руководителях человеческой эволюции, о Жизни и Мысли, разлитых во всем бесконечном Пространстве… Эти основные знания о Мире станут прочной основой детского оптимизма в любых условиях жизни и основой правильного развития интеллектуальных сил и потребностей, которые должны быть также объединены с чувством Красоты и желанием делать добро для всех людей. И сама потребность в Прекрасном, присущая каждой человеческой душе, должна быть направлена к утончению, а качество трудолюбия одушевлено сознанием полезности труда не корыстного, но приведенного в созвучие с эволюционной необходимостью. «…даже ребенка можно спросить: что считаешь наиболее важным сейчас?» («Озарение», §341).

Современная школа не может разрешить ряд мнимых противоречий: демократичность и необходимость безусловного авторитета учителя, свобода воли и необходимость дисциплины и др. Только просвещение и учителя, и учащихся об основных Законах: Закон свободной воли, Закон причин и следствий, утверждающий абсолютную ответственность каждого за все свои выявления, Закон Иерархии, говорящий человеку о существовании бесконечной восходящей Лестницы Сознаний и необходимости подчинения низшего Высшему… - даст равновесие и верный путь для развития взаимоотношений в образовательной сфере. Так, несоизмеримо в свете этих знаний говорить о каждом школьнике как об "Ученике", также безответственно по отношению к юным ставить под сомнение абсолютный авторитет учителя, ибо каждый делящийся хотя бы крохой полезных знаний и своей энергией, будет достоин высшего уважения (и высших условий жизни и труда). В древнеиндийской Нити-шастре говорится, что ученик даже всеми богатствами мира не мог бы оплатить деяние учителя, раскрывшего ему духовный смысл хотя бы одной буквы.

Воспитание духовности как процесс накопления энергий Мысли, Красоты, сердечного устремления и общения с Высшим Миром, не нуждается в обязательной причастности к церковным организациям, но лишь в основных знаниях о Бытии и человеке, укрепляющих духовный инстинкт. «Религии запугали человечество судом и лишили дерзаний. Человек, отдавшийся слепо государственной религии, подобен ослу, несущему неизвестный груз. Можно ли религию допускать как полицейское требование? Можно ли принимать на веру приговор неизвестных людей, получающих плату за общение с небом?» («Агни-Йога», §245).

За Просвещение молодёжи вполне несет ответственность старшее поколение, интеллигенция, также, как государство несет ответственность за то, чтобы каждый ребенок был обеспечен всеми необходимыми условиями для здоровой жизни и развития, получил доступ к знаниям и мог выбирать свой путь в соответствии со своими способностями, а не сиюминутными требованиями рынка или материальным положением родителей.

Утверждение закона социальной справедливости - тема неотделимая от темы "Духовные горизонты детства". Если в стране важнейший для человеческого развития труд стоит в шкале ценности на низшей ступени, все горизонты детского развития будут затемнены мышлением узкого прагматизма, а немногие герои по-прежнему будут пополнять ряды мучеников за благо и просвещение людей. «Можно настаивать, чтобы учителя пользовались наилучшими условиями, чтобы они могли всецело посвятить себя тончайшему воспитанию. Но таких государств еще не существует. Между тем, сложность жизни и научных открытий требует проникновения в напутствии детей» («Надземное», §425). «…нужно возвысить понятие народного учителя так, чтобы он был одним из первых деятелей страны. …Пусть во всех странах учителя будут истинными воспитателями народа. Они должны так много дать, что народ должен им устроить жизнь, полную достижений. Может ли человек, униженный и утесненный, говорить о Надземном, указать красоту небосклона и расширить мысль маленьких слушателей?» («Надземное», §663).

Страны, которые игнорируют сущностные духовные потребности ребенка, потребности в высших формах Красоты, Познания, в бескорыстном деянии добра, вынуждая с ранних лет думать о выживании, и в выборе образования и профессии руководствоваться не призванием, а мотивом жизнеобеспечения, обрекают себя на регресс.

Чтобы открыть детям духовные горизонты их развития, красоту бесконечного и радостного пути жизни, необходимо:

1) создать достойные жизненные условия каждому ребенку;

2) обеспечить высшее положение в стране учителю - человеку, от которого зависит воспитание новых поколений;

3) утвердить широкое просвещение об Основах Бытия, о сущности и цели человеческой жизни.

И, наконец, Культура должна стать единым подходом ко всем вопросам жизни, образования детей, главным принципом и энергетическим критерием.

Понятие Культура для человечества на данном этапе истории является понятием спасительным, ибо объединяет в себе все важнейшие явления: и духовность, и высокое мышление, и Красоту, и мотив Общего Блага во всякой деятельности и творчестве. Именно поле Культуры в самом высшем значении этого понятия: Свет, истинность, соответствие жизни с Законами Бытия - явится той необходимой средой, в которой будет развиваться каждый ребенок, открывая новые горизонты своих сил и возможностей.

М.В. Гореликова (Беларусь, Полоцк)

Чувства долга, справедливости, искренности, ответственности и др. качеств, способных придать высший смысл делам и мыслям человека.

Педагогический словарь. - М.: Академия . Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров . 2005 .

Смотреть что такое "Воспитание духовное" в других словарях:

    Воспитание духовное - воспитание души, духовной культуры. По своей сущности оно отражает направленную деятельность всех институтов социума по воспитанию человека определенной культуры... Источник: РАСПОРЯЖЕНИЕ префекта ЮВАО г. Москвы от 27.12.2007 N 2764 ОБ ОКРУЖНОЙ… … Официальная терминология

    Воспитание духовное - формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека. В.д. это воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности и др. качеств, способных придать высший смысл делам и… …

    Воспитание нравственное - формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения. (Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь.… … Педагогический терминологический словарь

    воспитание - Аристократическое, благородное, благочестивое (устар.), бережное, всестороннее, гармоническое (устар.), гармоничное, демократическое, доброе (устар.), дурное, духовное, европейское, жесткое, жестокое, заботливое, зверское (разг.), идиллическое,… … Словарь эпитетов

    Духовное воспитание - это процесс формирования духовности как свойства личности, а также качественная характеристика воспитания, основанного на духовных началах. И в том, и в другом смысле воспитание в поиске смыслов жизни, нравственного поведения и в духе свободы.… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    ВОСПИТАНИЕ ХРИСТИАНСКОЕ - процесс формирования человеческой личности, способной к активному и творческому усвоению ценностей христ. жизни. Традиция В. х. представляет собой конкретное воплощение в нравственной жизни человека принципов христ. практической морали. В… … Православная энциклопедия

    Воспитание - Содержание 1 Общие механизмы научения и воспитания 1.1 Млекопитающие … Википедия

    Воспитание детей - В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    Воспитание - – целенаправленный и организованный процесс формирования личности; целенаправленное создание условий для разностороннего развития и саморазвития человека, становления его социальности; целенаправленный процесс передачи социального опыта от одного … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

    Воспитание - процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле В. осуществляется в процессе организованной совместной… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Духовное воспитание детей , Читтапад. Духовное воспитание детей - книга, рассчитанная на самый широкий круг читателей. Каждый педагог, психолог и родитель, заботящийся о духовности детей, найдёт здесь новую, необычную информацию… Купить за 308 грн (только Украина)
  • Духовное воспитание в мусульманской семье. Бабочки в раю , Бахадори Наталья, Расул Камила бинт. С чего начинается духовное воспитание детей? Очень важно учиться быть родителями, находить вашим детям хороших учителей, формировать подходящий им круг общения и делать все, что мы описали в…

Ребенок, чтобы стать сильной, адаптированной к жизни личностью, должен развиваться не только физически, эмоционально и психологически, но еще и духовно. Развитие духовности в ребенке во многом зависит от его ближайшего окружения – родителей и других членов семьи. Какую обстановку родители создают в доме, в какой атмосфере растет малыш, какую картину изо дня в день он наблюдает? Все это непременно скажется на его духовном развитии. По мнению некоторых психологов, о духовном развитии ребенка необходимо начать беспокоиться еще в утробе матери.

Условия духовного развития ребенка

С самого рождения ребенок начинает активно исследовать мир, узнавать его особенности. Ребенок, который с первых дней в жизни видит и ощущает любовь, доброту, внимание и заботу в семье, активно духовно развивается. Родители должны обращать особое внимание на то, какую информацию от внешнего мира получает их чадо. Приучение ребенка к таким важнейшим человеческим чувствам и состояниям, как вера, любовь, осознанность, поможет ребенку духовно развиваться. Он должен расти, веря в свои силы, в победу. Задача родителей – дать ему понять, что основа всего – это вера, которая формируется в душе у малыша. Ребенок, направляемый родителями, осознает, что вера является источником его силы и стойкости.

Развить сочувствие у ребенка

Духовный рост невозможен без способности любить окружающий мир, а эта любовь зарождается в сердце благодаря умению сопереживать, сочувствовать, ценить. Важно приучать малыша ценить природу, видеть ее красоту, любить животных и заботиться о них. Психологи рекомендуют завести для малыша . Знакомство с домашним животным и дружба с ним являются важнейшим этапом духовного развития ребенка . Родители должны научить малыша помогать другим людям, осознавать важность сострадания и любви к окружающим.

Оградить ребенка от внутрисемейных конфликтов

Все, что происходит в семье, ребенок впитывает, как губка, в том числе и ссоры, скандалы, ругательства. Семейные конфликты – это первый враг духовного и нравственного развития малыша . Ведь он неосознанно копирует родительское поведение, уверенный в том, что пример, который он видит, единственно правильный и его нужно повторить. Если малыш не будет расти в любви, гармонии и мире, то о его духовном развитии можно забыть.

Давать ребенку свободу

Неправильно и даже глупо постоянно держать ребенка рядом с собой, не давая ему возможность изучить окружающий мир и познать его так, как он этого хочет. Разумеется, не без помощи и наблюдения родителей, обеспечивающих малышу безопасность. Но если его жизнь и здоровье находятся вне опасности, то почему бы не позволить ему дать свободу в познании мира?

Родители должны научить малыша самостоятельно искать ответы на свои вопросы, не требовать их у взрослых. Это очень ценный навык, который, несомненно, пригодится в будущем. Ни в коем случае нельзя игнорировать детские вопросы, даже если они кажутся родителям глупыми.

Привить любовь к моральным ценностям

Важно научить малыша ценить дружбу, любовь, поддержку, честность. Ребенок с детства должен знать, что игрушки ломаются, теряются и счастье заключается не в них. Задача родителей - объяснить своему чаду, что такое счастье и как стать счастливым. Если ребенок с ранних лет видит счастье в простых вещах, умеет ими дорожить, то в будущем ему будет гораздо легче, приятнее жить.

Важно строго следить за тем, что читает ребенок или смотрит в интернете, по телевизору. Сказки должны быть добрыми, истории поучительными, никакой агрессии, зла, мести. Нельзя навязывать малышу свои убеждения, нужно мягко и безболезненно его направлять, давая свободу в пределах разумного и . Нужно помнить о том, что он – отдельная личность, которая должна обрести самодостаточность. Тогда ребенок станет счастливым и довольным своей жизнью человеком.



Рассказать друзьям