Феминистки требуют. «Правда, что феминистки ненавидят мужчин?» Отвечаем на сложные вопросы о феминизме

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Материал подготовлен в партнерстве с «Коалицией за Равенство», которая борется с дискриминацией и продвигает соблюдение прав человека.

Феминизм - что это?

Во многом феминизм воспринимается как борьба за права женщин. Однако это определение не совсем точное. Феминизм - это борьба за равенство и равноправие между мужчинами и женщинами . То есть, это справедливое требование женщинами таких же прав и отношения со стороны общества, какими обладают мужчины.

Разве женщин в Кыргызстане притесняют - они же равны с мужчинами?

В Кыргызстане складывается ошибочное представление, что это равенство и так есть - женщины могут выбирать те же самые профессии, что и мужчины, получать образование и одеваться так, как они хотят. В стране даже существует закон о государственных гарантиях равных прав и возможностей для мужчин и женщин .

Но, к сожалению, этого недостаточно.

Мужчины по-прежнему доминируют над женщинами во всех сферах жизни в Кыргызстане: политической, социальной и экономической. Например, нынешний созыв парламента на 85% состоит из мужчин - иными словами, интересы женщин в парламенте представляют всего 18 депутаток.

Женщин в Кыргызстане часто похищают для принудительного вступления в брак, оправдывая это обычаями и традициями (ала качуу). На пострадавшую часто давят свои же родственники, которые уговаривают девушек остаться в семье похитителя и не жаловаться в милицию. Да, похищение карается законом (от 5 до 7 лет лишения свободы), но милиция редко проявляет интерес в расследовании таких случаев.

Если говорить о женщинах как о лидерках, то история Кыргызстана действительно помнит женщин, которые в сложные для страны годы брали на себя ответственность за судьбу страны. Но процесс принятия решений в Кыргызстане все еще во многом остается за мужчинами. Один из недавних примеров - заявление влиятельного топ-менеджера и мецената Бабура Тольбаева, который назвал женское лидерство «хренью» и сравнил феминизм с терроризмом. Из уст Тольбаева - который может быть для кого-то примером успешного человека - эти слова звучат как минимум безответственно.

Трафаретный рисунок: Бишкекская феминистская инициатива (БФИ)

Окей, так что нужно феминисткам?

Еще раз - равных прав и отношения со стороны общества. Например, в Кыргызстане (и не только) девочек воспитывают покладистыми и скромными, а мальчиков наставляют на достижение целей и лидерство, хотя такой подход к воспитанию с самого детства закладывает несправедливость и неравенство. Как следствие, общество больше одобряет женщин, показавших себя в качестве хороших матерей и жён, чем тех, кто поставил в приоритет построение карьеры или творчество.

Феминизм поднимает важные вопросы представленности женщин в обществе . Попытайтесь вспомнить, сколько женщин в политике и духовенстве вы знаете? А сколько женщин-писательниц, художниц и ученых по сравнению с количеством мужчин в этих сферах? Согласитесь, что их гораздо меньше, чем мужчин.

Феминизм анализирует и критикует сложившиеся убеждения о женщинах, давая им больше пространства, чтобы начать говорить, действовать и принимать решения за себя и в своих интересах. А это очень важно.

Трафаретный рисунок: БФИ

Если так хочется равных прав, пусть идут в армию и работают в шахтах. Равенство же!

Классический аргумент. С одной стороны, с ним не поспоришь - если феминистки борются за равенство, то они должны служить в армии или выполнять тяжелый «мужской» труд. Но давайте разберемся в ситуации чуть глубже.

Феминистки считают, что армии и военных структур не должно быть вовсе. По их мнению, армия - это сугубо патриархальная структура и институт насилия, который колонизирует, угнетает и выстраивает отношения с четкой иерархией, где одна группа людей должна подчиняться другой.

Но если все же изучить опыт службы женщин в армии, то получится плачевная ситуация - женщин редко повышают в званиях, они редко добиваются высоких чинов, а в закрытых условиях армейского быта до них домогаются собственные сослуживцы-мужчины.

А что с шахтами? Дело в том, что среди женщин есть много желающих по разным причинам пойти в ту профессию, которая считается сугубо «мужской». Но во многих странах, в том числе и в Кыргызстане, есть список запрещенных для женщин профессий .

В Кыргызстане это достаточно обширный перечень профессий, на которых женщинам в связи «с вредными и (или) опасными условиями труда» запрещено работать. В докладе Всемирного банка «Женщины, бизнес и право» было сказано, что женщинам в Кыргызстане запрещено работать монтажницами, горнорабочими, асфальтобетонщицами и машинистками.

Так как же быть, когда с обеих сторон на женщин идет давление?

С одной стороны твердят идти работать на шахту, если требуешь равенства, а с другой - запрещают работать на шахте, потому что организм слабее и не выдержит нагрузок, и женщина может подорвать своё здоровье, а значит не сможет родить. Предположим даже то, что женщина смогла устроиться на «мужскую» работу - её там, как и в армии, ждут домогательства, угрозы изнасилования и неприятные комментарии и шутки со стороны мужчин.

Ситуация почти безвыходная.

Правда, что все феминистки агрессивные и ненавидят мужчин?

Нет, сам вопрос поставлен неправильно.

Во-первых, давайте определимся с тем, что внутри самих феминисток есть несколько движений, и стричь всех под одну гребенку - неправильно.

Во-вторых, ненависть и агрессия может и есть, но они направлены не против мужчин, а против патриархата и мизогинии - защитниками мужского доминирования в обществе и сторонниками притеснения женщин могут быть не только мужчины, но и сами женщины.

В феминизме есть несколько направлений, которые касаются отношения к внешнему виду его сторонниц. Если коротко, то все не так однозначно - у разных феминисток свои предпочтения.

Например, существуют такие направления как поп-феминизм и lipstick-феминизм, среди которых есть звезды мировой величины, такие как Бейонсе. Они утверждают, что, пользуясь косметикой, надевая каблуки и украшая себя, женщины делают это для себя, а не для мужчин . Сторонницы такого подхода считают, что «выглядеть хорошо» - это их «свободный выбор» вне рамок патриархальных установок, и что они обретают силу и политическую власть, когда пользуются косметикой и всячески украшают себя.

Идеи поп-феминизма и lipstick-феминизма встречают сопротивление со стороны радикальных феминисток, которые видят в косметике, удалении волос с тела, каблуках или определенной одежде давление со стороны патриархальной культуры.

Они считают, что женщины стараются выглядеть так, чтобы соответствовать мужским представлениям о красоте, а не так, как сами того хотят. Идея радикального феминизма в отношении внешнего вида заключается в том, чтобы отказаться от любых путей выглядеть красиво в мужском понимании этого слова. Таким образом феминистки хотят избавиться от восприятия женщины как объекта для услаждения мужского взора.

Что за движения внутри феминисток?

Движений на самом деле много, так как феминизм - это не одна единая идеология.

Например, существуют исламский феминизм, интерсекциональный феминизм, постколониальный феминизм, либеральный феминизм, анархо-феминизм, радикальный феминизм и лесбосепаратизм.

У каждого движения своя история и причины возникновения, но так или иначе, они связаны с волнами феминизма - первой, второй и третьей - которые охватывали мир в разное время.

Первая волна зародилась в конце XIX - начале XX века с движением суфражисток. В те времена на повестке стоял вопрос предоставления женщинам права голоса и обеспечения достойных условий труда.

Вторая волна началась в конце 1960-х годов и продолжалась вплоть до конца 80-х. Она вылилась из первой волны - феминистки стали осознавать, что между культурным, политическим и социальным насилием есть взаимосвязь. С этой же волной пришло понимание, что насилие есть абсолютно во всех сферах жизни.

В то же время был придуман слоган «Личное - это политическое», который означал, что все женские практики - от бритья подмышек до вопросов сексуальной жизни - имеют глубокий корень в патриархальной культуре. В связи с этим феминистки начали критиковать порнографию и гетеронормативность и подняли на обсуждение темы абортов, гомосексуальности, психологического насилия и восприятия собственного тела.

Третья волна вышла из движения афроамериканцев за свои права в США в начале 90-х годов. Под критику попали привилегированные белые западные феминистки - за то, что не включали в обсуждение проблемы цветных женщин, когда изучали и анализировали опыт женского угнетения, а исходили из собственного опыта.

Афроамериканские феминистки считали важным учитывать в борьбе за равенство аспекты расы, происхождения и культурных особенностей. Третья волна принесла еще больше течений, например, таких, как квир- и трансфеминизм, которые пытаются уйти от привычного бинарного деления людей на мужской и женский пол и гендер и защищают права трансгендеров.

Фото: Даниль Усманов для сайт

Насколько феминизм и религия совместимы?

Разные направления феминизма по-своему смотрят на этот вопрос.

Например, сторонницы радикального феминизма считают, что религия и феминизм несовместимы. Они утверждают, что большинство существующих религий поддерживают принижение женщин по отношению к мужчине, а женщину считает «грязным» и «дьявольским» созданием.

Но есть такое направление, как, например, исламский феминизм. Его приверженки считают, что Коран говорит об изначальном равенстве мужчины и женщины, а большинство течений ислама интерпретируют его в пользу мужского доминирования.

Зачем мужчинам поддерживать феминизм?

Мужчины - как часть патриархальной системы - стали заложниками стереотипов, с которыми их воспитывают с детства. Они же от этих стереотипов страдают, когда не могут им соответствовать. Общество ограничивает мужчин в свободе выбора, подталкивая заниматься «мужскими» делами или увлечениями, или навязывает какие-то обязательства только потому, что «ты же мужик», или «чё как не пацан?»

Феминизм в основном борется с такими стереотипами в отношении женщин («ты же девочка»), но во многом и критикует такое же отношение к мужчинам.

Конечно, мужчинам может нравиться поддерживать существующее положение вещей, потому что они сохраняют власть, а это выгодно для них. Но надо понимать, что патриархат поощряет насилие в обществе, и как минимум несправедлив в отношении женщин. Феминизм же - это не борьба против мужчин, а борьба за равноправие и одинаковое отношение и восприятие со стороны общества, от чего выигрывают и женщины, и мужчины.

Фото: Даниль Усманов для сайт

Может ли мужчина быть феминистом?

Здесь тоже все зависит от течений феминизма.

Существует, например, либеральный феминизм, который подразумевает, что мужчины наравне с женщинами должны участвовать в борьбе за права женщин, и что мужчин так же можно называть феминистами.

Радикальные феминистки утверждают, что мужчины не могут быть феминистами, потому что они не представляют собой угнетенный класс женщин (в радикальном феминизме борьба между мужчинами и женщинами рассматривается с точки зрения классовой борьбы - это отсылка к Марксу и его понятию борьбы классов). По их мнению, возглавлять борьбу за права женщин должна только сама женщина.

Моя девушка - феминистка. Как не ляпнуть глупостей и не выглядеть дураком?

В первую очередь надо проявить тактичность. Не следует задавать вопросы на травмирующие темы (насилие, домогательства, внешность), а также настойчиво требовать от девушки ответить, почему она поддерживает феминизм. Феминисток утомляют заведомо издевательские вопросы о феминизме, когда собеседник требует на них серьезно ответить.

Для феминисток (да и для девушек в целом) неприемлемы шутки про изнасилования и домогательства - многие переживали подобный опыт, и такие вопросы могут вызвать неприятные воспоминания.

Судить остальных, исходя из своего опыта, тоже не стоит. У каждой женщины свой пережитый опыт, все переживают и реагируют тоже по-разному. Не надо обобщать и говорить, что «я смог, значит и ты сможешь» - это выставит вас не в лучшем свете, потому что обесценит опыт другого человека.

На самом деле, так стоит обращаться не только с феминистками, но и со всеми женщинами в целом.

Фото: Даниль Усманов для сайт

Что могут сделать мужчины, которые хотят помочь феминисткам?

Во-первых, стоит задуматься над собой и своим положением в обществе - осознать все те привилегии, которые дает патриархальное общество, и перестать ими злоупотреблять во всех отношениях.

Во-вторых, можно устраивать собственные программы для мужчин по борьбе с насилием и всячески объяснять всем, что такое гендерное насилие.

В-третьих, не указывать, что и как делать феминисткам, потому что мужчина не переживал тот печальный опыт, с которым сталкиваются женщины - насилие, домогательства, дискриминацию. А это значит, что он не может говорить от лица феминисток, но может, конечно же, помогать и поддерживать их.

И напоследок - вы очень поможете, если поделитесь этим текстом со своими друзьями.

Неудивительно, что большинство женщин в России не понимают и даже осуждают феминисток. С кого им брать пример? У нас нет своих Бейонсе, Эммы Уотсон и Мерил Стрип, которые бы публично ответили Елене Мизулиной. Чего же ждать от общества, если даже эта публичная дама(и одна из немногих во власти) заявляет: «Женское дело — рожать и воспитывать детей, а науку и образование оставьте мужчинам. Нам нужны православные здоровые девушки, а не бледные феминистки-заучки». У нашего феминизма нет лица, поэтому даже самые умные из нас иногда выдают такое…

«За что они вообще борются?»

Формально в России у полов равные права, но де-факто слабый пол дискриминируют. За равный с мужчинами труд мы получаем меньшую плату, нам официально запрещены 456 профессий, жертвы домашнего насилия не находят защиты, а жертвы сексуального — часто не считаются жертвами. И некоторых даже эти примеры не убеждают: «Запрещенные профессии опасны, я бы все равно их не выбрала. А побитые жены сами виноваты. Выходят замуж за быдло, а потом жалуются! У меня нет таких проблем, меня окружают прекрасные мужчины!» И это, вероятно, чистая правда. Тем, кто заявляет подобное, повезло родиться и вырасти в достойной среде и верно настроить внутренний фильтр, чтобы легко отсекать неблагополучных во всех смыслах мужчин. Но можно ли это считать достижением? Нет. Скорее везением. Достижение — способность понять, что те, кому не повезло, все же не «сами дуры виноваты». Достижение — приобрести навык эмпатии и войти в положение менее удачливых женщин. К счастью, некоторые с возрастом осознают реальную ситуацию и вступают в борьбу за права обделенных.

«Это против нашей природы!»

Некоторые противницы феминизма уверены, что женщины, которые борются за свои права, пытаются обмануть природу. Мол, эволюция распорядилась так, чтобы доминировал самец, нет смысла с этим спорить. Бессмысленно как раз сравнивать человека с животными. Во‑первых, разным видам млекопитающих свойственны различные модели отношений. И если бы у человечества сформировалась лишь одна модель, не было бы гаремных видов брака или наказаний для прелюбодеев. Но они есть, потому что есть и склонность к полигамии. Моногамия утвердилась в цивилизациях лишь по одной причине: люди ее осознанно выбрали. Выгодна она, кстати, именно мужчине. Только так он мог убедиться, что кормит свое потомство. Женщине не так уж важно быть под защитой одного человека, потому что позаботиться о ребенке ей помогла бы община.

«Я не хочу ничего решать!»

Многие убеждены, что суть феминизма — стать во всем подобной мужчине. А это значит — лишиться преимуществ, которые обещает патриархат: мужской галантности, жизни« за мужем как за каменной стеной», возможности работать только ради удовольствия и быть« истинной женщиной», прекрасной и беззаботной. Те, кто боится потерять статус« слабой», не понимают: им повезло получить пряники, но не отведать патриархального кнута. За всю мировую историю у женщин не имелось столько возможностей быть« девочкой-девочкой», как сегодня, потому что феминизм дает свободу. Но девушка, которая« не хочет ничего решать, она хочет платьице», пользуется своей слабостью лишь до тех пор, пока молода. Патриархат не прощает женщине старения и увядания. Ухаживания скоро сменят адресата, и ей придется смириться с ролью« ягодки опять». И это в лучшем случае. В худшем — она вообще перестанет для мужчин существовать.

«Не мешайте мне быть матерью»

Против феминизма часто выступают женщины, которые считают материнство главной целью в жизни. По их мнению, феминистки предлагают обесценить репродуктивный труд: родила — бросай ребенка и иди работать как мужчина! Мы за равноправие! Но равноправие подразумевает, что один пол не должен ущемлять другой. А у матерей, которым когда-то не повезло связаться с домашним тираном, часто не остается всех возможностей свободной зрелой личности. Что касается права на материнство, то оно у нас есть именно благодаря феминизму. Право, а не обязанность! Ведь раньше вынашивание, рождение и воспитание детей считались долгом женщины, который она не могла не выполнять.

«А женское счастье-то где?»

Почему многие сильные женщины остаются равнодушными, когда речь идет о защите наших прав? Они всего добились сами — и не благодаря, а вопреки. Им удалось пробить головой стеклянный потолок и занять« мужскую» должность. Хватило решимости избавиться от мужа-алкоголика, абьюзера или пожирателя ресурсов и самой вырастить детей. Сейчас они не разделяют идею защиты« слабачек»: «Вот я, простая русская баба, все преодолела. А другим что мешает, кроме их лени и трусости?» Да и вообще недоумевают: зачем еще и феминизм? И так счастья-то в любви нет, мужика нормального тоже, одни козлы кругом. Проблема в том, что эти железные леди хоть и взломали патриархальную модель мира, все еще остаются в ней. В этой модели« сильная женщина» — это не женщина вообще, это мужик в юбке. И пока она остается в рамках этой модели, то обречена либо на одиночество, либо на союз с человеком, который тоже, как и она, сменил свою роль, только с «мужской» на «женскую». Это замкнутый круг, но из него есть выход: равноправное партнерство. Именно его отстаивает феминизм.

Теперь здравствуй, сестра!

С тех пор как появились феминистки, прошло немногим больше ста лет. В масштабах истории это очень мало, наше сознание не перестроилось. И если ты выступаешь против феминизма, мы не против тебя. Феминизм — это борьба за права женщин. Ты — женщина. Мы на твоей стороне. Возможно, ты позже решишь, готова ли присоединиться. Пока попробуй жить по принципу« Поддержи другую». Худой мир лучше доброй войны.

Ну что, граждане-спермобаки, гендерные узурпаторы и членомрази, поговорим о том, до чего мы довели несчастных женщин, а именно про три волны феминизма. В узком смысле в самом понятии «феминизм» нет ничего отвратительного. Просто женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнивание их в правах с мужчинами. Но с каждой новой волной становится страшнее и страшнее. Самое время разобраться, чего они хотят.

Первая волна

У первой волны были веские причины бороться за свои права. Напомним: тогда у женщин действительно было куда меньше прав, чем у мужчин. Прежде всего, борьба шла за политические и экономические права: возможность избирать и быть избранными в республиканские органы власти, права собственности в браке (в это время замужняя женщина не имела формальных прав не только на свое приданое, но и на заработанные ею деньги), равноправие в браке, возможность получения образования и выбора профессии.

Это была в буквальном смысле настоящая борьба. Орды выдающихся женщин организовывали демонстрации, устраивали голодовки и открыто говорили о феминизме. Отважные женщины начали буквально расшатывать устои патриархального общества, которые складывались не один век. Их сажали в тюрьмы, подвергали гонениям, но неожиданно отчаянная борьба вызвала сочувствие у общества, и в 1894 году им наконец дали право голосовать на местных выборах. Спасибо Эммелин Панкхерст, которая сделала для женщин не меньше двух подруг Клары и Розы.

Наибольших успехов во время первой волны феминизма достигла Америка. В 1848 году съезд по защите прав женщин подписал «Декларацию чувств». В документе говорилось о праве на образование, равенстве в браке и праве на собственность. По сути, первое признание женщины как человека.

В 1860 году, после обращения Элизабет Стентон, Законодательное собрание штата Нью-Йорк приняло закон: «Акт о собственности замужних женщин». Теперь у женщин появились права на заработанные ими деньги, равное право с мужем на попечительство над детьми и имущественные права вдовы. В 1869 году были созданы две суфражистские организации, а в 1890-м они объединились в «Национальную американскую ассоциацию за женское избирательное право».

А 8 марта 1908 года 15 тысяч женщин вышли на улицы Нью-Йорка – это был митинг за равноправие в работе с мужчинами. Позже Социалистическая партия Америки объявила последнее воскресенье февраля международным женским днем. Они вышли бороться за равноправие, а мы обязаны делать им подарки. Кто кого еще должен одаривать, спрашивается? Надо сказать, что в нашей стране этот праздник отмечали еще в 1914-м году.

В ту пору у феминизма появилось два оскала: марксистский и либеральный. Цели у них были немного разные: марксисты напирали на частную собственность и борьбу с капитализмом, а либералы боролись за получение равных прав во всех сферах.

Вторая волна

Казалось бы, все наладилось, бояться нечего, жить стало лучше, жить стало веселей. Но с появлением «Второго пола» Симоны де Бовуар постепенно стала нарастать вторая волна феминизма.

Она началась в бурные 60-е. Суфражизм из понятия, которым занимались маленькие девочки, превратился в понятие, преподаваемое в школе как великое достижение демократии. Да, женщины имеют право голосовать, но в парламенте их гораздо меньше, чем мужчин. Многие женщины, несмотря на большую свободу выбора профессий, чем до войны, оставались домохозяйками, не получали образование и занимались в основном детьми. Примеров Кюри и Ковалевской было недостаточно, они все равно считали себя забитыми, притесненными, униженными и оскорбленными. Тут же зашла речь о репродуктивных правах женщин, праве на аборт, доступной контрацепции и вечной, с точки зрения воинствующих феминисток, проблеме, о которой они говорят при любом случае - насилии.

Активистки призывали к раскрепощению женской сексуальности, причем можно было раскрепощать ее и без участия мужчин. Собственно, для второй волны было характерно стремление убедить женщин в том, что, прежде всего, их порабощает и подчиняет мужскому миру именно рождение и воспитание детей, которое на исходе «бэби-бума» рассматривалось как чисто женское дело. «Сиди, баба, воспитывай детей, а муж денег пойдет заработает», - вот как выглядело это со стороны.

Какая ирония, черт возьми: примерно половина современных девушек в этой стране мечтает сидеть дома и воспитывать детей, пока муж всех обеспечивает. Ради чего боролись-то? Ах да, надо, чтобы к ней относились как к королеве, уважали и любили. Но если деньги и айфон есть, то не обязательно.

Некоторые радикальные голоса призывали всех женщин мира к тому, чтобы на какое-то время полностью отказаться от рождения детей, таким образом вынудив ученых срочно изобрести внематочную беременность - технологию появления на свет потомства, при которой женщина не становится «агрегатом» по вынашиванию детей. Действительно, почему она должна мучиться и вынашивать дитя? Что за дискредитация, заложенная природой? В некотором роде это протест против патриархата в природе, если хочешь.

Другие, более умеренные, утверждали, что и биологическое материнство, если оно будет освобождено от всего того, что в нем есть патриархального и угнетающего, может остаться вознаграждающим и даже возвышающим женщину личным опытом. Патриархальным считалась жесткая привязка материнства к необходимости безвылазно сидеть дома с детьми, «самореализуясь» исключительно в домашнем хозяйстве.

Активисты и исследователи того времени полагают, что несправедливость не сводится к сфере легального, но коренится в самом общественном устройстве, в том, как мужские и женские опыты организованы социально. Дискриминация женщин рассматривается как следствие патриархального порядка, который воспроизводится и в публичной, и в приватной сферах. Причитания о том, что патриархат есть в экономике, семейной жизни и сексуальных отношениях, вскоре достал самих женщин, поскольку даже английский язык феминистки объявили орудием угнетения.

В это же время появляется вещь, которая одинаково бесит представителей всех полов. Радикальный феминизм, который взялся было выкорчевывать патриархат из почвы вечности и по сей день активно имитирует эту деятельность. Получается, что вторая волна толком ни за что не боролась. Их главной задачей было озвучить особую женскую позицию, вскрыть неравенства, вплетенные в нашу повседневную жизнь.

Третья волна

Самое страшное, что происходит в наши дни, - это третья волна феминизма. У нее нет адекватных лидеров, весомого повода. Они борются скорее не за, а против. Базой стали проблемы насилия, доступ к контрацепции и репродуктивные права.

Смысл третьей волны - в переосмыслении многих вещей. Во-первых, женщины и мужчины разные, у них разный опыт и разные интересы. Во-вторых, некоторые женщины могут угнетать женщин по разным признакам: расы, национальности, сексуальной ориентации. Появляется интерсекциональный феминизм - как женщины с разным опытом сталкиваются и борются с дискриминацией.

Может быть, третьей волны и не было бы без признания множественности женских и мужских миров, но с тех пор к пониманию пола приравнялась ориентация и раса. Еще феминисткам всего мира не дает покоя «эффект стеклянного потолка», то есть специфические препятствия, стоящие перед женщинами, стремящимися достичь самых высоких ступеней в карьере, распределение домашних обязанностей и обязанностей по уходу за детьми и их воспитанию.

Проблема в том, что он обусловлен исключительно экономическими причинами. Это не бравада на тему того, что «мир создан мужчинами. Даже компьютер, с которого они пишут свои гнусные комментарии, создан и собран мужчиной». Этот вопрос можно решить, но если на чистоту, то это никому не выгодно. На лицо неконкурентоспособность некоторых женщин и лень многих представительниц слабого пола. Для серьезного карьерного роста нужно трудолюбие, помноженное на способности и образование, с выходным разве что в воскресенье.

Женщины в подавляющем большинстве находятся на работе с 9 до 17, а еще у них обычно есть дети. Начальник зачастую и правда предпочтет на ответственном посту мужика, который не забеременеет, в декрет не свалит и не станет уделять 2/3 времени походам в соцзащиту за росписями. С другой стороны, мужчины тоже пропащие, и по-хорошему только единицы способны на что-то претендовать.

Сам посуди. Оголтелые (подчеркиваем: оголтелые, а не нормальные) феминистки начали упиваться собственным успехом, и единственной целью их существования стал поиск новых поводов для придирки. Женщины получили равные права, но при этом продолжили вести себя как женщины. По-прежнему полно рабочих мест, на которых женщин не особо много. В забой они спускаться не хотят - какое ж тут равноправие?

В итоге получилась странная ситуация. Женщина все еще следует древним инстинктам: по ее мнению, мужчина должен быть богатым, сильным, желательно еще красивым и умным. Что же должна женщина? Ничего, ибо она слабый пол, и вообще рождена для любви: очаровывать и соблазнять. Это и есть современное понимание феминизма у обширных слоев общества.

Так что, мужики, самое время ныть и говорить, что нас дискредитируют. Хотя мы дали достаточный повод для очередного всплеска эмоций у борцунов за женские права. Наверняка в комментариях будет тонна говна от угнетенных воительниц против патриархата.

По сути своей, третья волна - это очередной всплеск активности на старых дрожжах. Проблемы остались старыми, потому что большинству женщин даром не нужен этот дивный женский мир, о котором говорят активистки. Все это давно поняли, но для феминисток наличие борьбы - это в некотором роде возвышение над проклятыми гендерными узурпаторами.

Третья волна привлекла в свои ряды кучу несведущих, недалеких активисток, которые дискредитируют само понятие. Есть нормальный феминизм, а есть радикальный, который, кроме слов «изнасилования», «аборты» и «расизм», ничего не знает и готов заступаться за пьяных девочек, засаживающих парней за решетку на 8 лет. Мы не против сильных женщин. Мы целиком и полностью за равноправие. Но когда борьба высосана из пальца, становится страшно.

Бишкекские феминистские инициативы совместно с кризисным центром "Шанс", ЛГБТ-организацией "Лабрис" и объединением девушек с инвалидностью "Назик кыз" создали петицию "Обеспечьте справедливый доступ к правосудию женщинам Кыргызстана!" Размещена она на сайте change.org .

В петиции отмечено, что женщины Кыргызстана не имеют равного и справедливого доступа к правосудию. Дискриминация, домогательства, избиения, изнасилования, похищения для вступления в брак - большинство преступлений остаются безнаказанными.

Указано, что система правосудия КР не соответствует национальным и международным стандартам обеспечения равного доступа к правосудию.

Права женщин, переживших насилие, нарушаются, начиная от приема заявления и заканчивая исполнением судебных решений. Милиционеры делают все, чтобы женщины отказались от обвинений; следователи спешат поскорее закрыть дело, игнорируя доказательства и уничтожая улики; расследование превращается для жертв насилия в изматывающую, полную унижений и обвинений пытку. Суды позволяют преступникам избежать ответственности, назначая административные санкции или номинальные сроки.

"Полтора года условно за многократное изнасилование 10-летней девочки. Три года – за жестокое изнасилование на глазах ребенка. Повторное изнасилование потерпевшей милиционерами после того, как они были осуждены, но не взяты под стражу. Избиение беременной девушки в отделении милиции потому, что ее приняли за секс-работницу (никто не имеет права избивать человека из-за его рода деятельности). Один год условно за сексуальное насилие над девочками 6 и 8 лет! И это только случаи, которые были преданы широкой огласке. Тысячи подобных случаев остаются в стенах системы "правосудия", которая защищает и покрывает преступников, укрепляя культуру насилия над женщинами", - говорится в тексте петиции.

"На протяжении всего процесса борьбы за справедливость мы подвергаемся дискриминации и стигматизации, имеем дело с виктимблэймингом* и газлайтингом**, встречаемся с неприкрытой враждебностью и агрессией. Даже после обращения в милицию мы не защищены от обвиняемых и подвержены повторному насилию с их стороны. Более того, мы не защищены от самих "блюстителей порядка", которые применяют систематическое насилие и повсеместно нарушают закон", - пишут инициаторы петиции.

*Виктимблэйминг - перенесение ответственности за преступление на жертву.

** Газлайтинг - форма психологического насилия, задача которого - заставить человека сомневаться в объективности своего восприятия.

По данным Министерства социального развития, 23% женщин в республике подвергаются насилию. Но исследования показывают, что эти цифры значительно выше – до 50%. Согласно отчету Ассоциации кризисных центров Кыргызстана, 4 женщины из 100 испытывают насилие каждый день, 83% женщин терпят насилие различных видов от своих мужей или партнеров. За одни сутки в стране совершается 32 случая насильственных краж девушек, каждая пятая из них подвергается насилию.

Правоприменительная практика исполнения законов настолько слабая, что большинство потерпевших предпочитает не защищать свои права с помощью закона.

Согласно международному исследованию 2015 года, 62% пострадавших от сексуального насилия не обратились в милицию. За 15 лет правоохранительные органы республики отказали в возбуждении уголовных дел по более 20 тыс. фактов семейного насилия. В ходе журналистского расследования в Оше было выяснено: исходя из числа выездов, которые милиционеры совершают, получив сигнал о "семейном скандале", суд признает виновным лишь одного из 42 обвиняемых. При этом большинство дел квалифицируется в суде как хулиганство или нанесение легких телесных повреждений, предусматривающие лишь административный штраф - только 7% от общего числа заявлений по семейному насилию, рассматриваемых судом, были уголовными.

"Мы, женщины Кыргызстана, требуем, чтобы государство обеспечило равный и справедливый доступ к правосудию всем женщинам Кыргызстана, не делая исключений ни для кого из нас, будь это возраст, национальность, социальный статус, вид деятельности, инвалидность, сексуальная ориентация, гендерная идентичность или другие личные моменты частной жизни", - указано далее.

Инициаторы петиции также требуют:

  1. Изменить законы и практики, препятствующие доступу женщин к правосудию.
  2. Принять надлежащие меры для регистрации, расследования и судебного преследования всех случаев насилия в отношении женщин, которые бы приоритезировали интересы и права пострадавших без обвинений и стигматизации жертв, ориентируясь не на примирение сторон, а на безопасность, здоровье и благополучие потерпевших.
  3. На всех этапах правосудия со стороны сотрудников правоохранительных и судебных органов обеспечить потерпевшим уважительное отношение на принципах равенства, этики и недискриминации в соответствии с рекомендациями Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин.
  4. Обеспечить набор на службу сотрудников милиции из числа женщин, в том числе на должности участковых инспекторов, а также поощрять их карьерный рост.
  5. Привлекать к ответственности должностных лиц, которые блокируют расследование и судебное преследование случаев насилия в отношении женщин.
  6. Осуществлять расследование случаев насилия в отношении женщин, совершенных сотрудниками правоохранительных органов, по всей строгости закона.
  7. Выделять необходимое финансирование для борьбы с насилием в отношении всех женщин, включая насилие на основе гомофобии и трансфобии.

Женщины часто становятся жертвами насилия, угнетения, странных сексистских стереотипов, поэтому возникает ощущение, что их не воспринимают как равных мужчинам членов общества.

«Все женщины и мужчины были созданы равными» — именно под таким лозунгом открылся первый в мире съезд по защите прав женщин в 1848 г. в городке Сенека Фоллз, на востоке США. С тех пор прошло почти 170 лет, общество изменилось, но проблемы прав женщин все еще актуальны.

Феминистское движение, которое получило толчок к развитию во время войны за независимость США (1775-1783), претерпевало серьезные изменения на протяжении всей истории. Но что в XVIII веке, что сейчас перед ним стоит одна важная цель – добиться равноправия. Впервые женщины выступили против сексизма, когда первая американская феминистка Абигейл Смит Адамс заявила: “Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов”. В конце XVIII века движение обретает своих сторонников и в Европе. Во Франции начинают впервые издаваться женские журналы, посвященные борьбе за равенство, во время Великой французской революции создавались женские клубы, члены которых активно участвовали в борьбе за равенство. Однако позже их деятельность была призвана незаконной и в соответствии с указом Наполеона I (1804 г.) женщинам было запрещено появляться в общественных местах и на собраниях, они лишались всех гражданских прав и помещались под опеку мужа. В Англии борьбу за права женщин возглавила Мэри Уолстонкрафт, которая в своей книге «Защита прав женщин» излагала основные постулаты феминистской теории.

В новой и новейшей истории феминизм принято подразделять на «три волны» :

Первая волна , начавшаяся в XIX – начале XX века, относилась к суфражистскому движению, когда женщины в первую очередь боролись за предоставление избирательных прав;

Вторая волна , которая берет начало в 1960-х годах охарактеризовалась выступлениями за полное социальное и юридическое равенство мужчин и женщин. Феминистки призывали женщин осознать, что многие аспекты их личной жизни были порождены сексисткими порядками в государстве и ограничивали их возможности. В этот период был издан трактат Симоны де Бовуар «Второй пол», который лег в основу всех последующих феминистских движений. Автор детально анализирует природу угнетения женщин и патриархальные порядки, которые, по ее мнению, должны уйти в прошлое ради будущего развития общества;

Третья волна началась с подъема феминистских движений в 1990-е гг. в США. Отличие третьей волны от предыдущих заключается в том, что женщины отказались от понимания гетеросексуальности как нормы и расширили термин сексуальности, который стал атрибутом раскрепощения женщин. Феминизм третьей волны включает в себя многие политические тезисы, сформулированные предшественницами первой и второй волны.

Феминизм сыграл большую роль в истории международного сообщества и продолжает быть важным сегментом в глобальной системе до сих пор. Благодаря развитию феминистской теории, в обществе произошли коренные изменения, касающиеся всех сфер жизни. В XX веке во многих странах женщины начали получать избирательные права. Первой страной, где женщины получили право голосовать стала Новая Зеландия (1893), затем Австралия (1902), Финляндия (1906), Норвегия (1913), в России электоральное право было даровано в 1917 г. а в США только в 1920 г. Первое международное соглашение провозгласившее равенство мужчин и женщин, стал Устав ООН (1945), а в 1979 была принята Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации женщин. В XX веке активизировались выступления женщин не только за право избирать, но и быть избранными. До настоящего момента главами государств и правительств являются женщины в 15 странах мира. Первой женщиной, возглавившей правительство стала Сиримаво Бандаранаике (1960, Шри-Ланка), первой женщиной-президентом - Изабель Перон (1974, Аргентина) .

Феминизм повлек за собой множество перемен обществе. Перед женщинами открылся широкий спектр профессий с заработной платой, сравнимой с заработной платой мужчин, было предоставлено право подавать на развод, право иметь контроль над собственным телом и право решать, какое медицинское вмешательство допустимо. Многие сторонники феминистской теории полагают, что дискриминация по половому признаку все еще существует не только в восточных странах, но и в государствах западного мира. Некоторые думают, что мир был бы лучше, если бы в нем было меньше мужчин (радикальный феминизм), другие убеждены, что решение проблем кроется за более углубленным изучением и искоренением проблем в сфере свободы личности.

Идеи феминизма начали зарождаться очень давно, когда женщины, рожденные в патриархальном обществе, фактически не имели никаких прав. Тогда началась длительная борьба за признание. Феминистская теория претерпела ряд изменений на протяжении всей истории человечества, но в ее основе всегда лежала идея равенства всех людей, в независимости от их гендера, сексуальных предпочтений, расы. Со временем борьба за права принесла свои плоды: во многих западных государствах женщины получили избирательные права, стали активно участвовать в политической жизни общества. Позже были предоставлены права, расширившие возможности женщин в социальной и эконмических областях. Феминизм имеет большое количество течений, в рамках которых по-разному определяются насущные проблемы и ищутся пути их решения. Важно помнить, что феминизм говорит не о ненависти к мужчинам, а о равноправии абсолютно всех членов общества. «Феминизм – это радикальное мнение, что женщина – человек» (Мэри Шир).



Рассказать друзьям