Формы повышения педагогической культуры родителей дошкольников. Формы и методы повышения педагогической культуры родителей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Кравчук А.А.,

студентка 2 курса УО «БНТУ», г. Минск, Республика Беларусь

Научный руководитель – Лопатик Т.А., доктор пед. наук, профессор

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия различных многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям.

Целью данной работы было исследование состояния проблемы педагогической культуры родителей и ее воспитательного потенциала. В процессе исследования нами были использованы следующие методы: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, экспериментальное тестирование, анализ и полученных данных.

В жизни каждого человека родители занимают особое место. Семья является важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа жизни членов общества. В семье проходит процесс первичной или ранней социализации ребенка. Социализация личности зависит от отношений внутри семьи, авторитета и власти родителей.Степень и благотворность воздействия семьи на ребенка определяется педагогической культурой родителей и ее воспитательным потенциалом. Как и любой социальный институт, семья удовлетворяет определенные общественные потребности, а также организует, контролирует и направляет жизнедеятельность людей. Семейному воспитанию свойственны непрерывность и продолжительность.

В научной литературе имеются разнообразные определения сущности понятия «культура». Культура (лат. cultura, от colere - заботиться, обрабатывать). 1) обработка почвы, возделывание, уход за растениями. 2) образование, просвещение, развитие, совершенствование духовной и материальной жизни народа. Культура - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Следовательно, культура - важнейшая субстанция человеческой жизни, проникающая повсюду, проявляющаяся в самых разнообразных формах. Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека. Культура родителей обусловлена историческим процессом преобразования естественных начал жизни искусственными средствами для удовлетворения нужд ближайших родственников.

Педагогическая культура родителей – это особая подсистема, особый вид общей культуры, проникающий во все сферы жизни, где есть элементы социального наследования. Педагогическая культура соотносится с общей культурой как элемент, фиксирующий способы реализации сущностных сил человека. По широте воздействия на воспитуемого родителям нет равных, только они формируют человека во всех без исключения сферах его жизни. Поэтому педагогическая культура родителей является тем фактором, который в конечном итоге определяет педагогическую культуру всего общества. В содержании педагогической культуры актуальными на современном этапе являются знания о разумной организации жизнедеятельности детей в семье, о специфике различных видов их деятельности и роли в формировании личности. Знание родителями задач, основных направлений образовательной работы поможет осуществлять преемственность в воспитании ребенка, что отвечает интересам его развития.

Для исследования проблемы педагогической культуры родителей и ее воспитательного потенциала нами была проведена диагностика трех семей. В исследовании приняли участие шесть родителей и трое детей. Для диагностики семей мы использовала тестовую методику «Стратегии семейного воспитания», тест-опросник родительского отношения, опросник А.И. Зарова. По тестовой методике «Стратегии семейного воспитания» было выявлено, что в 2 семьях родители отдают предпочтение авторитетному стилю воспитания, в одной семье был выявлен противоречивый стиль воспитания. По тесту-опроснику ОРО было определено, что в трех семьях родители стремятся к симбиотическим отношениям с детьми.

Таким образом, исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что, несмотря на инновационные процессы, происходящие в сфере образования сегодня, родителей эти процессы практически не затрагивают. Одним из наиболее серьезных факторов повышающих уровень конфликтности поколений, все больше становится низкая педагогическая компетентность родителей.

Литература:

1. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для студ. Сред. и высш. Пед. Учеб. Заведений / Т.А. Куликова - М.: издательский центр «академия», 1999. - 232 с.

2. Ахмерова, Н.М. Пути повышения эффективности педагогического руководства семейным воспитанием / Н.М. Ахмерова - М., 1993.

3. Богомолов, М.М. Повышение педагогической культуры родителей / М.М. Богомолов - М., 1982.

Консультации для родителей проводимые в ДОУ являются одной из форм дифференцированной работы с семьей. Такой вид работы позволяет педагогу дать квалифицированный совет родителю по воспитанию и развитию ребенка. Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет. Консультации могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми. Плановые консультации проводятся в детском саду систематически: 3-4 консультации в год в каждой возрастной группе и столько же общих консультаций по детскому саду согласно годовому плану. Продолжительность консультации 30-40 минут. Неплановые возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон. Консультация, как и беседа, требует подготовки для наиболее содержательных ответов педагогов родителям.

Одним из распространенных способов консультирования родителей является наглядная информация в виде папок передвижек, стендов, газет. Так как родитель в виду своей занятности не всегда успевают пообщаться с педагогом лично, ему удобнее посвятить 3-5 минут для прочтения информационного блока. Стенды и папки, оформленные педагогами группы, являются наглядной пропагандой, которая направлена на ознакомление родителей с содержанием, методами воспитания в ДОУ, оказанием практической помощи малышу в семье. Содержание и темы определяется пожеланиями родителей или по усмотрению педагогов.

Как и формы, методы работы с родителями делятся на несколько групп.

Е.П. Арнаутова выделила следующие методы активизации опыта родителей [Арнаутова Е.П. Педагог и семья. - М.: Карапуз, 2001] :

Методы активизации

    на основе вербального канала общения: дискуссионные вопросы и обсуждение нескольких точек зрения на проблему; решение проблемных задач семейного воспитания; обращение к опыту семейного воспитания; обмен мнениями между родителями по поводу детских высказываний о чем-либо; рисунков на заданную тему; других результатов продуктивной деятельности; использование примеров из литературы: детской, художественной, научно-популярной и пр.; анализ педагогических ситуаций взаимодействия взрослого с ребенком и мотивов детского поведения в них.

    на основе межличностного канала общения: целевые наблюдения за детьми в деятельности с фрагментарным вовлечением родителей в эту деятельность;самотестирование родителями собственного опыта семейного воспитания; непосредственное практическое взаимодействие родителей с ребенком в различных детских видах деятельности (игровой, учебной, спортивной и др.) и его анализ; игровое моделирование и ролевое проигрывание способов родительского поведения и анализ; тренинговые занятия с элементами игровых действий, учебных по смыслу; элементы артметодов общения (совместные танцы родителей и де детей, рисуночные методики, театрально-игровое взаимодействие); метод «сочинений».

Е.П. Арнаутова указывает, что перечисленные методы предоставляют родителям возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке. Поле зрения родителей на воспитательную проблему расширяется, они могут даже поставить под сомнение свое собственное представление о проблеме.

Использование различных методов активизации родителей способствует повышению гибкости родительской позиции, дает им возможность пересмотреть привычные способы взаимодействия с ребенком. Результаты внедрения активных методов общения с родителями в работу дошкольного учреждения показывают, что родители, находившиеся ранее в роли «зрителей» и «наблюдателей», постепенно становятся активными участниками воспитательной деятельности, исследователями собственного родительского поведения. Они начинают самостоятельно анализировать свои затруднения, реалистичнее оценивать свои отношения с ребенком, чувствуют себя более компетентными в вопросах воспитания.

Другая группа методов - методы формирования педагогической рефлексии.

О.Л. Зверева в понятие «педагогическая рефлексия» включает умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить адекватные причины, как своих педагогических удач, так и просчетов, осуществлять выбор воздействия на ребенка, соответствующих его особенностям и конкретной ситуации [Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ. Методическое пособие. - М., Айрис - пресс, 2006].

Под воздействием каких социально-экономических преобразований менялся институт семьи и родительства? Современный родитель оказался на пороге возникновения множественности форм собственности, в том числе частной, которую специалисты называют «исторической базой» возникновения экономического расслоения семей на малообеспеченные, со средним достатком и высокообеспеченные. У родителя появились разные роли на рынке труда: от безработного, наемного работника до предпринимателя и бизнесмена. Поколение российских родителей последнего десятилетия столкнулось с нарушением общественно необходимого уровня платы за труд, с практикой неплатежей, отсрочек, низкой индексацией доходов на фоне инфляции, с потерей работы и пр. Российская семья испытывает до сих пор стресс от последствий либерализации отношений с государством, когда резко снизилась его роль в области социальных гарантий, в то время как далеко не все семьи были готовы к этому. В условиях экономического давления и социальной напряженности более чем для 70 % российских семей стало тяжелой ношей преодолевать в одиночку критические эмоциональные нагрузки, которые испытывают и бедные, и богатые семьи, ощущают на себе и молодые, и старые члены семей, и здоровые, и больные. В результате в обществе обострились такие трудноразрешимые социальные проблемы, как детская безнадзорность, эксплуатация несовершеннолетних детей, делинквентное родительство (отказ от родившегося ребенка, жесткие формы обращения с ребенком и др.), преступность и виктимогенность социума, рост социально значимых заболеваний и др. В условиях столь динамично меняющегося общества именно дети оказались наиболее социально уязвимыми и незащищенными от реальных и потенциальных опасностей социализации. Не случайно, по официальным данным, значительно увеличилось число детей с неврозами и поведенческими расстройствами. [Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е.П. Арнаутова // Детский сад от А до Я. – 2004. - №4. – с. 23-35.]

Примечательно, что сегодня в общественном дошкольном образовании все больше руководителей и целых педагогических коллективов, выполняя функцию связи семьи и общества, стремятся работать как учреждения открытого типа, как социально-педагогические центры, интегрирующие семейный фактор социализации детей; социально-образовательную среду дошкольного учреждения и культурно-воспитательные силы других социальных институтов образования, прежде всего школ; а также муниципальные службы социальной поддержки. Социально-педагогический аспект их деятельности ориентирован на гармонизацию единого социального пространства жизни воспитанников, педагогически целесообразное влияние на семейную среду каждого ребенка и ценностные ориентации детей и взрослых. Такая интеграция способна обеспечивать непрерывность сопровождения процессов социализации ребенка с раннего до младшего школьного возраста в едином социальном пространстве жизни ребенка «семья – детский сад – школа – микрорайон». Важно то, что для каждой семьи она выступает равнодоступным социальным стартом при переходе дошкольника в следующую социально-демографическую группу с вхождением его в школьную жизнь.

Осознание специалистами дошкольных образовательных учреждений ценности соответствия своей профессиональной деятельности интересам и социокультурным потребностям семейного социума ребенка является важным шагом обновления связей семейного и общественного воспитания в современных условиях. Ведь, по единодушному признанию специалистов, именно семейная социализация ребенка сегодня наиболее кризисное звено в совокупности социальных сред. Поэтому интеграцию социальных институтов важно осуществлять через призму интересов семьи как первичного источника социализации в дошкольные годы, когда эмоциональный и социальный опыт ребенка сильно зависит от семейных связей, качества детско-родительских отношений и педагогической компетентности родителей.

Актуальной задачей социально-педагогической практики дошкольного образовательного учреждения является также повышение педагогической компетентности родителей. Задача не новая, но с течением времени подвергающаяся различным модификациям. Реализуя эту задачу сегодня, важно помнить, что приоритетная ценность и социальная функция семьи – выступать для ребенка «эмоциональным тылом», обеспечивать базисную потребность в безопасности и безусловном принятии. С этой точки зрения любая инициатива педагога, обращенная к семье, должна быть нацелена на укрепление, обогащение и оздоровление эмоциональных связей и отношений ребенка со значимыми взрослыми (матерью, отцом, бабушками, дедушками, сестрами, братьями). Отсюда все содержание общения с родителями подчинено, по существу, единственной теме – как достичь взаимно счастливых и эмоционально здоровых отношений взрослых и детей в семье. Чрезвычайно важно, чтобы содержание общения с родителями дошкольников отражало специфику вклада семьи в воспитание, развитие и социализацию дошкольника, а не дублировало функции и методы общественного воспитания ребенка. В противном случае такая ситуация создает преграду к тому, чтобы рекомендации специалистов были услышаны и приняты родителями. Рискнем предложить воспитателям примерный перечень тематических встреч с родителями, ценных с точки зрения семейной социализации ребенка. Сам воспитатель или другой специалист дошкольного учреждения могут корректировать последовательность, количество тем и примерное закрепление их по возрастным группам.

Оказание реальной помощи родителям становится возможным только при условии комплексного подхода к проведению работы, включающего:

    изучение семей воспитанников;

    проведение работы по повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей;

    создание условий для формирования доверительных отношений родителей с педагогическим коллективом детского сада в процессе повседневного общения и специально организованных мероприятий (праздников, консультаций, выставок детского рисунка, игротек, совместного просмотра театрализованной деятельности и т.п.).

От квалификации и культуры педагога зависит соблюдение прав детей, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье. Воспитатель осуществляет профилактическую, диагностическую и коррекционную работу с детьми и родителями. Направляет, просвещает и даже контролирует родителей. [Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина и др. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.]

Проводит систематическую работу по изучению семьи:

    осуществляет наблюдение за детьми и их общением с родителями (как дети вечером встречают своих родителей, с какими просьбами обращаются к ним и др.), какие вопросы родители чаще всего задают педагогам, какова реакция родителей на детские шалости и капризы;

    посещает семьи, в процессе чего педагог может оценить характер взаимодействия взрослых членов семьи с ребенком, создание условий для традиционных детских видов деятельности – игры, чтения, рисования, конструирования;

    проводит анкетирование родителей, что позволяет получить информацию о возрасте родителей, их образовании, интересах, отношении к ребенку; выявить трудности, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, их желания и надежды относительно будущего своего ребенка, пожелания и предложения. Итогом всей этой работы должен стать портрет родителей, в котором найдут отражение результаты проведенного изучения;

Педагог проводит работу по повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей:

    информирует родителей о нормативных основах прав детей;

    вовлекает членов семьи в процесс воспитания и развития детей на праздниках, выставках детского рисунка, игротеках и других мероприятиях детского сада;

    консультирует родителей, используя очно заочную форму (при индивидуальном общении и в письменном виде);

    индивидуально консультирует и посещает на дому детей, родители которых относятся к «группе риска»;

    совместно с родителями разрабатывает общегрупповые традиции, организует праздники, посвященные началу и окончанию учебного года, календарные праздники, связанные с семьей (День матери, День защиты детей и т.п.);

    организует выставки, на которых представлены результаты художественно эстетической деятельности детей и родителей (фотоматериалы, поделки, музыкальные номера, инсценировки и т.п.);

    проводит спортивные мероприятия, походы, организует обмен опытом по использованию здоровых сберегающих технологий в домашних условиях;

    разрабатывает игры и игровые упражнения, которые родители могут использовать с целью познавательно речевого развития детей в домашних условиях.

Под психолого-педагогическим образованием родителей в том значении, в котором будет использован этот термин в данном исследовании, понимается систематически проводимая работа по передаче знаний, формированию соответствующих представлений и практических умений у родителей в различных областях семейного воспитания.

Принципы взаимодействия сотрудников дошкольного образовательного учреждения с родителями:

    Осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь ребенку; с уважением и пониманием относиться к родителям.

    Помнить о том, что ребенок – уникальная личность. Поэтому недопустимо его сравнивать с другими детьми. Такого как он (она) нет больше в мире, и мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать ее. Поэтому в педагогах ребенок всегда должен видеть людей, готовых оказать ему личную поддержку и прийти на помощь.

    Воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, которые дали им жизнь и приложили много душевных и физических сил для того, чтобы они росли и были счастливы.

    Учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни группы.

    Изменить свое отношение к воспитанию и развитию детей и рассматривать их не как свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребенком и его родителями на основе знаний психологических особенностей возраста, учитывая предшествующий опыт ребенка, его интересы, способности и трудности, которые возникли в семье и образовательном учреждении.

    Проникнуться чувством искреннего уважения к тому, что создается самим ребенком (рассказ, песенка, постройка из песка, бумаги или другого строительного материала, лепка, рисунок и т.п.). Восхищаться вместе с родителями его инициативой и самостоятельностью, что способствует формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях, а у родителей – уважение к воспитателям их детей.

    Регулярно, в процессе индивидуального общения с родителями, обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей.

    Проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей.

Для того чтобы, при общей занятости, у воспитателей и родителей нашлось время для такого взаимодействия, его надо специально организовывать. Каждое направление развития ребенка предполагает особую организацию, содержание и формы общения воспитателей с родителями, в процессе которых и будет повышаться их психолого-педагогическая культура. [Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений».– М., 2002. – 120 с. ]

Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. И если детский сад не будет уделять должное внимание совершенствованию воспитательного процесса, направленного на взаимодействие родителей и педагогов то, произойдет отчуждение семьи от образовательного учреждения, педагогов - от семьи, семьи - от интересов творческого и свободного развития личности ребенка. Залогом успеха в реализации данной идеи является объединение усилий родителей и педагогов посредством психолого-педагогического семейного консультирования.

Педагогическая культура - это компонент общей культуры человека, в котором находит отражение накопленный предыдущими поколениями и непрерывно обогащающийся опыт воспитания детей в семье. Педагогическая культура родителей служит основой воспитательной деятельности родителей. От уровня педагогической культуры родителей зависит успешность и результативность домашнего воспитания детей.

Структура педагогической культуры:

Понимание и осознание ответственности за воспитание детей;

Знания о развитии, воспитании, обучении детей;

Практические умения организации жизни и деятельности детей в семье, осуществления воспитательной деятельности;

Продуктивная связь с другими воспитательными институтами (дошкольное учреждение, школа).

В современных условиях одной из главных задач родительских объединений остается организация и осуществление педагогического всеобуча. Лектории, родительские университеты, «круглые столы», конференции, родительские школы, многие другие постоянные и разовые формы педагогического просвещения помогают тем родителям, которые хотят лучше понять своего ребенка, правильно организовать процесс общения с ним, помочь в решении трудных вопросов, преодолеть конфликтные состояния. Многие родительские комитеты выделяют средства на закупку педагогической литературы для родителей, поддерживают издание и распространение популярных педагогических газет и журналов.

Родительские собрания наиболее распространенная форма работы с семьями воспитанников. Эффективность родительских собраний напрямую зависит от уровня подготовки специалистов к их организации и от правильной оценки места и роли предлагаемой темы в целостной структуре психолого-педагогической работы. Общие собрания для родителей целесообразно проводить 2-3 раза в год, периодически - в возрастных параллелях. Каждое родительское собрание необходимо завершать конкретными рекомендациями, которые понятны людям с разным уровнем родительской мотивации и реально ими выполнимы.

В родительских лекториях проводят лекции-беседы о задачах, формах и методах семейного воспитания; психофизиологических особенностях; подходах к воспитанию детей различного возраста; отдельных направлениях воспитания - нравственном, физическом, трудовом, интеллектуальном; новых сферах интеллектуального освоения действительности - экономическом, экологическом, хозяйственном, правовом воспитании; проблемах укрепления здоровья детей, организации здорового образа жизни; гражданственности и патриотизме; воспитании сознательной дисциплины, долга и ответственности. Отдельно следует рассмотреть наиболее острые вопросы семейного воспитания - преодоление отчужденности между родителями и детьми, конфликтных и кризисных состояний, возникновение затруднений в семейном воспитании, ответственность перед обществом, страной и Богом.

Широко используется индивидуальное консультирование , которое включает в себя несколько этапов: 1) создание доверительных, откровенных отношений с родителями, особенно с теми, кто отрицает возможность и необходимость сотрудничества; 2) проводится по итогам всестороннего обследования ребенка; 3) коррекционная работа, предполагающая формирование у родителей педагогической компетентности через расширение круга их психолого-педагогических знаний и представлений.

Родительские тренинги предназначены для наиболее «продвинутых» родителей, для тех, кто понимает, что помочь ребенку можно лишь в том случае, если меняешься сам. Формы занятий здесь могут быть различны: контакт-группы, тренинги личностного роста, группы психодрамы, арт-терапия и т.д.

Алена Немсадзе
Повышение педагогической культуры родителей в современных дошкольных учреждениях

Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись – и не обходятся – без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек.

На современном этапе семейное воспитание признано ведущим, что отражено в Законе РФ «Об образовании» (ст. 18) . В законе сказано, что родители – первые педагоги ребенка . В помощь семье существуют дошкольные образовательные учреждения . Современные родители достаточно грамотны и образованны, многие из них имеют доступ к педагогической информации .

Заботясь о благе каждой семьи, делая все для ее укрепления, современное общество требует от родителей высокой ответственности за воспитание подрастающего поколения, но далеко не каждая мать и не каждый отец понимают важность этой задачи. История семьи доказала : чем совершеннее общество, тем более высокой культуры воспитания оно требует. Еще совсем недавно считали, что чем выше уровень образования, общая культура родителей , тем больше у них возможности правильно воспитывать своих детей.

«Каждой семье – педагогическую культуру » - этот девиз становится в последние годы определяющим в организации педагогических знаний среди родителей в нашем ДОУ . Минимум педагогических знаний , имеющийся в большинстве семей, не удовлетворяет требований современного общества . Поэтому так необходимо совершенствовать педагогическую культуру каждого родителя .

В соответствии с этим изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей . Очевидна важность дальнейшего совершенствования содержания, форм и методов сотрудничества детского сада и семьи во всестороннем развитии ребенка. Педагог дошкольного учреждения выступает не только как воспитатель детей, но и как воспитатель родителей .

О типичных ошибках родителей сказано немало в педагогической литературе , много опубликовано материала о негативных факторах семейного воспитания. Родители нуждаются в поддержке со стороны специалистов, хотя некоторые из них и не осознают этой потребности. Роль педагога в просветительской работе с родителями возрастает , ее ничем нельзя заменить.

Воспитатель дошкольного учреждения выступает одновременно и официальным лицом и доверительным собеседником. Путь к установлению контакта с родителями видится в том , что педагог обеспокоен неудачами ребенка или гордится его успехами, проявляет искреннюю заинтересованность его развитием. Он может доходчиво рассказать родителям о режиме дня , об организации занятий, прогулок и других видов деятельности детей в дошкольном учреждении .

В настоящее время педагогические знания буквально обрушиваются на родителей из теле- и радиопрограмм, популярной педагогической литературы , журналов, Интернета. Сегодня телевидение, радио, популярные публицистические издания предлагают родителям возможность получить грамотно и доступно изложенную информацию, касающуюся разнообразных аспектов воспитания детей. Многие телевизионные программы, представляющие новые методики воспитания детей, периодические издания «Игра и дети» , «Мой Кроха и Я» , «Родители » , «Наш малыш» и другие созданы специально в помощь родителям .

Говоря о применении Интернета можно добавить, что в некоторых дошкольных учреждениях родители и педагоги переписываются по электронной почте. Но порой родители сетуют на то , что, вроде бы, и знания есть, но они не могут их применить в конкретной ситуации.

Чтобы знания «работали» , актуализировались, родителям нужно обладать педагогическим тактом , выдержкой, соблюдением единства требований к ребенку со стороны всех взрослых членов семьи. Помимо сообщения родителям знаний о воспитании , необходимо формировать у них рефлексивное отношение к своей воспитательской деятельности.

Что возьмут дети в будущее? Ответ на этот вопрос кроется в воспитании чувств : необходимости формировать в ребенке с ранних лет умение не только брать, но и отдавать; развивать бескорыстие, доброту, умение испытывать радость от того, что сделал кому-то доброе дело. Ведь именно в любви к своему ребенку заложена необходимость постоянного самосовершенствования личности самого родителя . Совместное проживание, общие заботы по дому – все это способствует выполнению семьей главной задачи – воспитания детей.

Но эти объективно существующие условия лишь тогда окажутся полезными, когда родители , другие члены семьи в сотрудничестве с педагогами будут для маленьких детей примером поведения дома и в общественных местах, если они смогут организовать их жизнь : повседневный быт, игру и труд, полезные интересные занятия. Если родители обладают определенной педагогической культурой (психолого-педагогическими знаниями и умениями , желанием целенаправленно воспитывать детей, им удается успешно воспитывать дошкольников .

Таким образом, в основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество, инициатором установления которого являются педагоги дошкольного учреждения , поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а стало быть, понимают, что ее успешность зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ СОТРУДНИЧЕСТВА

Бондарь Н.И.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Иркутска детский сад комбинированного вида № 78

Проблема формирования педагогической культуры у родителей является актуальной и очень значимой на современном этапе. Педагогическая культура - сложное понятие, включающее в себя определённый объём знаний воспитания и обучения, развития дошкольника, о методах и способах и приёмах, а также умения руководить разными видами действия и устранение конфликтов.

Для проведения работы с родителями нам было важно определить понятие «педагогическая культура» родителей. Наиболее полное определение дала Д. В. Сергеева: «Педагогическая культура родителей включает понимание родителями целей и задач нравственно-трудового воспитания, применительно только к трудовой деятельности; владение его методами, соответствующая организация жизни и деятельности детей, их систематического участия, например, в труде».

Мы попытались дать определение «педагогической культуры». Под педагогической культурой родителей понимается определенный объем педагогических знаний, умений и навыков, овладение методами педагогического воздействия на ребенка и умение применять эти педагогические знания самостоятельно с целью воспитания полноценной личности ребенка.

Как показал анализ литературы, педагогическая культура родителей включает несколько компонентов: мотив - это та побудительная сила, которая направлена родителями на приобретение знаний; знания и представления об основных задачах воспитания на данном возрастном отрезке; определенные волевые усилия и качества , направленные на умение общаться (эмпатия).

Современные родители, как правило, люди от 26 до 30 лет. По мнению геронтологов, это благоприятный период для освоения педагогических знаний, благодаря образованию идет более высокий уровень интеллектуального развития, способность к логическим обобщениям и умение выделять конкретные связи. Т. о., формирование педагогической культуры у родителей - сложный процесс, включающий мотивы, знания, умения. Возраст современных родителей является сензитивным для повышения уровня педагогической культуры.

Аналитический обзор литературы показал, что на протяжении многих веков рассматривался вопрос о семейном воспитании. Проследив динамику развития данной проблемы, мы выделили следующее положение: на протяжении двадцати веков ученые независимо от мировоззрения, национальной принадлежности подчеркивали роль семьи в воспитании детей, при этом определяя педагогическую культуру родителей как основное условие полноценного семейного воспитания.

Мы пришли к выводу, что проблема повышения педагогической культуры родителей на современном этапе является актуальной, что обусловливает необходимость использования все более новых форм по повышению педагогической культуры у родителей. Одним из важных условий повышения педагогической культуры у родителей является правильный выбор условий, путей и форм содержания работы. И только в условиях сотрудничества ДОУ и родителей процесс повышения педагогической культуры будет протекать более эффективно.

Работа по формированию педагогической культуры должна строиться последовательно и поэтапно.

этап

блок

цель

Формы и методы работы.

Образовательный

Дать родителям знания об индивидуально-психологических особенностях развития детей. Способствовать интересу к проблемам воспитания детей дошкольного возраста . Развивать интерес к повышению педагогической культуры.

Родительское собрание на тему «Индивидуально- психологические особенности развития детей».

Беседа на тему «Ваш ребенок».

Консультации «Основные виды нарушения поведения у детей».

Индивидуальные консультации «Индивидуальный подход к ребенку».

Практический

Учить родителей находить эффективные способы воздействия. Привлечение родителей к взаимодействию и сотрудничеству с детьми, с ДОУ . Формировать у родителей коммуникативные качества . Сформировать педагогические умения: руководство игрой, устранение конфликтов

Родительское собрание и дискуссия по теме «Роль семьи в воспитании старшего дошкольника и взаимодействие между детьми и родителями».

Консультация «Дружеское отношение взрослых и детей в семье - основа воспитания положительных черт характера ребенка».

«Родитель-воспитатель » (решение педагогических ситуаций)

Релаксационный

Способствование развитию межличностных отношений в семье, умение понимать, чувствовать ребенка

Консультация «Психология семьи».

Педагогический ринг по теме «Влияние педагогической культуры родителей на развитие личности ребенка».

Тренинг.

Были подобраны тренинговые упражнения, которые позволяют родителями приобретать необходимую тактику поведения с детьми.

Название занятия.

Цель.

«Я и мой ребёнок - поиски взаимопонимания. Поддержка, как стратегия конструктивного взаимодействия с детьми».

Создание эмоционального настоя на работу, атмосферы доверия; выбор поддержки как стратегии поведения, формирующей у ребёнка уважение к себе.

«Типы семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания в семье».

Типы воспитания; психологические причины отклонений в семейном воспитании; возможности изменения стиля родительского отношения к детям.

«Помощь родителей, - какой она должна быть? Проблемы ошибок».

Выработка умения грамотно взаимодействовать с ребёнком.

«Как найти путь к бесконфликтной дисциплине. Правила о правилах».

Сформировать у родителей возможности выходить из конфликта не унижая достоинство ребёнка.

Мотивы «плохого поведения» детей. Причины стойкого непослушания

Учить выявлять мотивы поведения ребёнка, давать правильную оценку капризу и упрямству детей.

Чувства родителей и детей. Правила выражения чувств.

Учить использовать жесты, мимику, пантомиму для
выражения чувств.

«Поощрение хорошего поведения. Какой должна быть похвала?»

Вооружить родителей методами поощрения.

На каждом этапе работы с родителями доминировал тот или иной метод. Так, с целью увеличения объёма знаний о целях, задачах воспитания оправдали себя родительские собрания и консультации.

На практическом этапе наиболее эффективными оказалась совместная деятельность с детьми. Безусловно, перспективным направлением в работе с родителями явилось приобретение соответствующих качеств, позволяющих родителям установить правильное общение с детьми и спрогнозировать дальнейшее развитие ребёнка, в этом плане оправдали себя тренинги.

Повышение уровня педагогической культуры у родителей способствовало улучшению межличностных отношений в семье, что сказалось на уровне воспитанности детей.

Литература

  1. Антонова Г. и др. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов ДОУ с семьей// Дошкольное воспитание.- 2006 г. - № 2. - С. 66-70.
  2. Доронова Т.О. О взаимодействии ДОУ с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей «Из детства – в отрочество»// Дошкольное воспитание. – 2000 г.- № 2. - с. 87.
  3. Сергеева Д.В. Задачи и основы семейного воспитания // В кн.: Энциклопедия семейного воспитания и обучения. – СПб. 2008 г. - 243 с.



Рассказать друзьям