Хореография в доу. Специфика работы хореографа в доу

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Конспект открытого занятия

по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности

в подготовительной к школе группе

Тема: «Удивительные свойства магнита»

Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности.

Задачи:

Образовательные: сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать металлические предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит; ввести в речь детей понятие «магнетизм»; познакомить об использовании магнита человеком.

Развивающие: развивать стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность, активизировать словарь детей, умение делать выводы.

Воспитательные: способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств.

Оборудование и материалы: магниты разной величины (на каждого ребенка), металлические, пластмассовые, деревянные, стеклянные, бумажные предметы, стаканы с водой, автомобильные трассы нарисованные на картоне формата А 4, тарелки одноразовые, мяч.

Предварительная работа: беседа о научно-исследовательских институтах (чем занимаются, кто работает…).

Ход опытно-исследовательской экспериментальной деятельности

Дети и гости сидят на стульчиках

Уважаемые младшие сотрудники, сегодня к нам в научно-исследовательский институт им.Магнитолика пришли гости, чтобы посмотреть, чем занимается наш институт.

Давайте с ними поздороваемся!

Дети здороваются

Ребята, вчера поздно вечером к нам в институт привезли какой-то предмет для исследования, попробуйте угадать, что же это за предмет?

Бывает маленьким, большим,

Железо очень дружит с ним.

Ответы детей

Правильно, магнит!

Воспитатель достает из коробки магнит и показывает

Вот перед вами обычный магнит,
Много секретов в себе он хранит.

А кто знает, что такое магнит?

Ответы детей

(Это камень, который притягивает к себе железные предметы…)

Правильно!

А вы знаете, почему этот камень так называют?

Ответы детей

Тогда я предлагаю вам послушать одну старинную легенду о необычном камне

Легенда

(Легенда, как правило, описывает события, которые были на самом деле)

В старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой - притягивать к себе некоторые предметы. Неподалёку от горы был город Магнезия, в котором жил храбрый рыцарь Магнитолик. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей. Смело разгуливал Магнитолик, где хотел. Только в одном месте ещё ни разу не был - возле той самой горы. С детства рассказывала ему мама, что ни один рыцарь мимо неё проехать не может. Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает... Но Магнитолик был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за волшебство в этом месте скрыто, вот и поспорил он, что мимо горы проедет и живым и невредимым в город вернётся. Но как ни был Магнитолик силён и отважен, гора всё равно притянула его к себе. Магнитолик был не только храбрым, но и умным. Он нашел способ как от неё освободиться и освободил всех рыцарей.

Ребята, вы догадались, как называлась эта гора?

Ответы детей

(Магнитная гора)

Как вы думаете, какой способ нашёл Магнитолик, чтобы освободиться от этой горы?

Ответы детей

(Снял доспехи, сделанные из металла, железа…)

Правильно! Магнит обладает уникальной способностью притягивать к себе металлические предметы. И чтобы проверить так ли это, я приглашаю вас и наших гостей отправиться в волшебный мир опытов и экспериментов с этим удивительным камнем на базе нашего института им.Магнитолика.

Воспитатель приглашает детей к столам. На столах стоит все необходимое для опытов и экспериментов с магнитом на каждого ребенка.

Опытно-экспериментальная часть

Ребята, что вы видите на своих рабочих столах?

Ответы детей

(Магниты, металлические скрепки, монеты, гвоздики, крышки от бутылок, счетные палочки, кусочки картона и ткани…)

Правильно ребята, здесь лежат предметы из разных материалов. И сейчас мы с вами проведем эксперимент с этими материалами, и проверим, притягивает магнит только металлические предметы или это всего лишь легенда.

Опыт № 1

У вас на столах, находятся предметы из разных материалов. Возьмите магнит и с помощью него разделите ваши предметы на две группы: в первой группе у вас будут предметы, которые притягиваются магнитом, а во второй группе - предметы, которые не притягиваются магнитом. Те предметы, которые притягивает магнит, мы положим на розовую тарелочку, а те которые не притягивает – на синию.

Дети берут по одному предмету, подносят к нему магнит и разделяют их по тарелочкам

Назовите, какие предметы притянул магнит.

Ответы детей

(Скрепки, монеты, гвоздики…)

- Из чего сделаны предметы, которые притягиваются магнитом?

Ответы детей

(Из металла, железа)

А какие предметы не притянул магнит?

(Счетные палочки, крышки от бутылок, ленточка, карточки…)

Из чего сделаны предметы, которые не притягиваются магнитом?

Ответы детей

(Из дерева, пластика, бумаги и т. д.)

Как вы считаете, почему притянулись скрепки, монеты, гвоздики…?

Ответы детей

(Потому что они металлические, железные)

Правильно, все они металлические, железные. Значит, магнит притягивает к себе только металлические предметы. Предметы из других материалов не притягиваются.

Это свойство притягивать к себе предметы называется магнитной силой или магнетизм, от слова магнит, а материалы магнетическими.

Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.

Опыт № 2

Ребята, как вы считаете, если магнит притягивает предметы только из железа, действует ли его сила через преграду? Например, картон, стекло, воду?

Ответы детей

Хорошо. Давайте проверим.

Первой преградой у нас будет лист обыкновенного картона с нарисованной автомобильной трассой. И мы сейчас попробуем по этим дорожкам провести железный предмет (монетку, скрепку) с помощью магнита через преграду - картон.

Дети берут со стола листы картона с нарисованной на них трассой и скрепку

Представьте, что скрепки – это автомобили, а вы – гонщики. Установите свой «автомобиль» на старте сверху, а магнит приложите снизу. Нужно двигать скрепку с помощью магнита как можно точнее, не заезжая на бордюр и не выскакивая на обочину.

На старт, внимание, марш!

Видите, авто двигается, повторяя движения магнита, который вы двигаете под картоном.

Отчего так происходит?

Ответы детей

(Магнит действует на металлическую скрепку через преграду - картон…)

Совершенно верно. Сила магнита, проходя через картон, притягивает металлические скрепки (монетки) и вынуждает их следовать за магнитом. Это значит, что сила магнита действует через преграду.

Вывод: Магнит сохраняет свое свойство и действует через преграду – картон.

Опыт № 3

Ребята, а как вы считаете, если магнит действует через преграду - картон, действует ли он через другие преграды, например - стекло, воду и другие препятствия?

Ответы детей

Давайте проверим.

У вас на столах стоят стаканы с водой. Бросьте в него скрепку и представьте, что это затонувший корабль.

Как вы думаете, можем ли мы с помощью магнита через стекло достать затонувший корабль со дна моря?

Ответы детей

Тогда давайте проверим.

Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх.

Что мы видим?

Ответы детей

(Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх...)

Может магнит притягивать через преграду - стекло?

Ответы детей

Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: Магнит сохраняет свои свойства и может действовать через преграду - стекло.

Опыт № 4

А сейчас давайте проверим, действует ли магнит через преграду - воду.

Перед вами стоят стаканы с водой. Возьмите скрепку, монетку, кнопку и бросьте их в этот стакан, они будут играть роль различного мусора в пруду, а мы попробуем этот пруд очистить от мусора с помощью магнита и выяснить, сохраняет ли магнит свои свойства притягивать металлические предметы через преграду - воду.

Берите магнит и опускайте его в воду. Что же мы видим?

Ответы детей

(Предметы примагничиваются через воду…)

Вот так с помощью магнита мы сделали доброе дело и очистили пруд!

Какой вывод мы можем сделать из этого эксперимента?

Вывод: Магнит сохраняет свои свойства и может действовать через воду.

Ну, что пора немного отдохнуть, и я приглашаю вас поиграть в игру «Притянет – не притянет».

Воспитатель приглашает детей на ковер

Игра с мячом «Притянет - не притянет»

(Мяч - это магнит, дети – предмет, который называет воспитатель. Дети должны определить, притягиваются они магнитом или нет, в соответствии - ловят или не ловят мяч).

Воспитатель предлагает детям вернуться к рабочим местам

Опыт № 5

Продолжим опыты с магнитом. Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась. К скрепке подношу вторую, она тоже притянулась, теперь – третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно возьму пальцами первую скрепку и уберу магнит. Смотрите внимательно цепочка не разорвалась. Скрепки, находясь рядом с магнитом намагнитились и стали магнитами, но скрепки обладают магнетическими свойствами незначительное время. Магнит может быть не только постоянным, но и временным.

Дети повторяют опыт

Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Под действием магнита металлические предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами.

Ребята, а вы знаете, что у магнита существует два полюса: северный и южный?

Ответы детей

Кто знает? Какие полюса притягиваются, а какие отталкиваются?

Ответы детей

(Если полюса разные – притягиваются, если одинаковые – отталкиваются)

Хотите проверить. Тогда я сейчас подойду к каждому из вас, и вы приложите свой магнитик к каждой из сторон моего магнита и узнаете так ли это.

Воспитатель подходит к каждому, дети прикладывают магнитик

Итог опытно-экспериментальной деятельности

На этом наша работа на сегодня окончена. Давайте вспомним:

С каким удивительным камнем мы сегодня познакомились? (Магнитом)

Какие предметы притягивает магнит? (Металлические)

Как называется свойство притягивать к себе предметы? (Магнетизм, от слова магнит, а предметы магнетическими)

Какие свойства магнита вы запомнили?

(Магнит притягивает только металлические предметы; Магнит действует через препятствие – картон, стекло, воду…; Под действием магнита металлические предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами).

Сколько полюсов у магнита?

(Два - северный и южный)

Где в окружающей нас обстановке можно увидеть магниты?

Ответы детей

(Магниты на доске для удержания картинок, буквы и цифры на магнитах, картинки с магнитами…)

Ребята, а вы знаете, где еще используются магниты?

Ответы детей

(В медицине, в различных приборах, для очистки водоемов, в качестве поисковиков, при строительстве и ремонте подводных сооружений, так как с их помощью удобно держать инструменты)

Если дети затрудняются ответить, то воспитатель им помогает

Молодцы, вы хорошо сегодня поработали, много нового узнали об удивительном камне магните. Вы были настоящими исследователями. Спасибо, вам, за вашу научную работу. Давайте попрощаемся с нашими гостями.

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Сохраним воду».

Программные задачи : Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни людей: вода источник жизни, необходима для поддержания жизни и здоровья человека; о свойствах воды: прозрачная, без цвета и запаха, растворитель, имеет три агрегатных состояния – твёрдая (снег, лёд), жидкая, газообразная (пар).
Дать детям представление о том, что вода иногда нуждается в чистке (процесс фильтрации).
Развивать познавательный интерес, желание экспериментировать, умение анализировать, сопоставлять факты, делать вывод.
Воспитывать бережное отношение к воде.
Предварительная работа : рассматривание глобуса, картинок с изображением рек, озёр, морей, пустынь, схем круговорота воды в природе, с сюжетами использования воды, чтение рассказа «Что такое кислый дождь», сказки А.Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино», Г.Х.Андерсена «Дюймовочка», знакомство с водными животными и растениями, конкурс рисунков «Берегите воду».
Словарная работа: мировой океан, голубая планета, агрегатное состояние воды, лаборатория, фильтрация, исследование.
Материал к НОД : рисунки на тему «Вода», «Вода в организме человека», схема круговорота воды в природе, широкая и длинная полоска голубой ткани, много узких голубых ленточек, кроссворд, одноразовые стаканчики, воронки, ватные диски для фильтрации, растительное масло, соль, сахар, молоко, песок, гуашь, кусочек льда, чайные ложки, термос с горячей водой, плакат «Помыл руки – не забудь плотно закрыть кран».

Ребята, я хочу пригласить вас в лабораторию, сегодня мы будем юными учёнными. Но сначала давайте разгадаем этот кроссворд, который подскажет тему нашего исследования.
1. В первой клеточке живёт буква, которая спряталась в слове совок и стоит в нём на третьем месте (В).
2. Во второй клеточке живёт буква, которая спряталась в слове гром и стоит в нём на третьем месте (О).
3. В третьей клеточке находится буква, с которой начинается слово дорога (Д).
4. В четвёртой клеточке вторая буква из слова рама (А).
Какое слово у нас получилось? Правильно, ВОДА. Сегодня мы поговорим о воде, её значении в жизни человека, узнаем некоторые секреты, связанные с водой.
Для чего нужна вода человеку? (Пить, мыться, готовить себе пищу, стирать бельё, поливать растения, поить своих животных).
Ребята, а что ещё вы знаете о воде? (Человек без пищи может прожить до 50 дней, а без воды 4 дня, после этого наступает смерть). Посмотрите на эту схему, человек на 80% состоит из воды.
А сейчас представьте себе, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды, что тогда произойдёт? Почему? (Всё живое на Земле погибнет, планета останется без живых существ).
Игра «Заклинание».
Закройте глаза и представьте, что мы с вами вышли на замечательную лесную полянку. Устали? Смотрите, о нас кто – то позаботился, приготовил нам воду. Давайте присядем, отдохнем. Закройте глаза и представьте, чтобы вы сделали, если бы стали добрыми волшебниками. А теперь откройте глаза и представьте, что вы волшебники. Давайте превратим нашу воду в волшебную, чтобы она сняла нашу усталость и добавила нам здоровья.

Дети делают пассы над водой и говорят «заклинание»:

Водичка вкусная и приятная, я никогда не буду болеть, буду бодрым и сильным

Вот волшебная водица
В солнечных лучах искрится,

Она сладкая, как мед,
Здоровье, силу нам несет

Воспитатель: Какой стала вода? (волшебной, вкусной, полезной).

Воспитатель: Теперь выпейте эту воду, чтобы никогда не болеть.
(Дети выпивают воду).

Да, ребята, на земле много воды, она везде.
Стихотворение Н.Рыжовой:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает.
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
Скажите, какая модель Земли есть у нас группе? (Глобус).
Какой видят космонавты нашу Землю из космоса? (Моря и океаны окрашивают нашу планету в голубой цвет, поэтому её ещё называют Голубой планетой, все моря и океаны на Земле составляют единый Мировой океан).
Какая вода нужна человеку? (Человеку необходима только пресная вода, которая течёт в ручьях, реках, озёрах).
А как же рождается речка? Хотите узнать? (Приглашает детей подойти, кладёт перед ними широкую и длинную полоску голубой ткани). На Земле много разных рек – большие и маленькие, все они куда – то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков. Хотите сделать свою большую реку? Вот эта широкая и длинная полоска ткани – главная река, а узкие голубые ленты – ручейки. Расположите их так, чтобы ручейки впадали в большую реку. Интересно, а как попадает вода в речку? Давайте рассмотрим схему круговорота воды в природе, как капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу.
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».
Воспитатель говорит, что она - мама Тучка, а ребята – её детки Капельки, и им пора отправляться в путь. (Звучит музыка, напоминающая звуки дождя). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка подсказывает, что им делать. Полетели Капельки на землю… Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли весёлыми маленькими ручейками. (Капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут Капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали Капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, Капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.
А сейчас мы с вами пройдём в лабораторию, чтобы продолжить разговор о воде, и с помощью опытов выяснить, какая бывает вода.
Опыт № 1. Вода прозрачная.
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? Почему? (В воде видны).
Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.
Опыт № 2. У воды нет запаха.
Дети нюхают воду. Чем она пахнет? (Совсем не пахнет). Вода не имеет запаха, если она чистая. Вода из водопроводного крана может иметь запах (хлор), т.к. её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной.
Вывод: чистая вода не имеет запаха.
Опыт № 3. Вода растворитель.
Предложить детям в один стакан с водой положить ложечку сахара, а в другой – соль и хорошо размешать, попробовать на вкус. (В одном стакане вода стала сладкой, а в другом стакане – солёной. Сахар и соль растворились в воде, но при этом она осталась прозрачной).
Дети в стакан с водой добавляют капельку гуаши любого цвета и размешивают. Гуашь растворяется в воде, при этом меняет её цвет.
Далее в один из стаканов с водой дети насыпают речной песок и тщательно размешивают ложкой. (Вода слегка мутнеет, а песок оседает на дно стакана).
В стакан с водой дети добавляют несколько капель растительного масла и снова хорошо мешают ложкой. (Масло плавает на поверхности воды в виде жёлтых капелек или растекается плёнкой).
Вывод: вода растворитель, но не все вещества в ней растворяются.
Опыт № 4. Агрегатное состояние воды.
Дети кладут на блюдце кусочек льда и ставят его на миску меньшего диаметра с горячей водой. Лёд тает, превращаясь в воду. Наблюдают за паром, поднимающимся над горячей водой.
Вывод: лёд (снег) – твёрдое агрегатное состояние воды, в тепле превращается в жидкое состояние, если нагреть – станет паром.
Опыт № 5. Фильтрация воды.
Воду с гуашью, маслом, мутную воду дети пропускают через ватные диски. Гуашь, масло, грязь, песчинки остаются на фильтре.
Вывод: после фильтрации вода становится чистой и прозрачной.
Ребята, как же мы должны относиться к воде? (Бережно, экономить воду, не загрязнять реки и озёра).
Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду надо беречь, плотно закрывать кран. Давайте у себя в умывальной комнате повесим вот такую памятку (рассматривают плакат «Помыл руки – не забудь плотно закрыть кран».

Программные задачи:

1. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность; вызвать радость от открытий, полученных из опытов;

Воспитывать умение работать в коллективе.

2. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности; способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами; развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

3. Обобщить и расширить знания детей об окружающем мире; познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества, и возможностью снятия его с предметов. Показать взаимодействие двух наэлектризованных предметов; уточнить и расширить представления детей, где "живет" опасное электричество и как оно помогает человеку.

Закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.

Материалы к занятию:

1. Игрушка с батарейкой.

2. Карточки к игре "Найди пару". (Ковер - пылесос, швейная машина - рваное платье, стиральная машина - грязный фартук, торт - миксер, колбаса - холодильник, волосы - фен, солнце - вентилятор) .

3. Карточки- схемы по правилам пользования электроприборами.

4. Обруч для игры "Все вместе".

5. Оборудование для опытов:

Воздушные шарики по количеству детей.

Расчески по количеству детей, полоски бумаги.

Шерстяной платок, шелковый фартук, пластмассовые шарики, линейки, перышки, пенопласт.

На подставке оргстекло, под которым лежат разноцветные шарики из пенопласта, шерстяная варежка.

Ход занятия:

Ребята, к вам в гости пришла ваша любимая игрушка. Давайте поиграем. Почему робот не двигается? Что случилось? (высказывания детей)

Вы правы нет батарейки.

Сейчас попробуем поставить батарейку (минус к минусу, плюс к плюсу)

Игрушка заработала! Почему?

Что же за сила такая скрывается в батарейках? (Ответы детей) .

Когда мы поставили батарейку, через игрушку пошел электрический ток, и она заработала.

Ребята, а у нас в группе есть электричество?

Как вы догадались? (В группе есть розетки, выключатели, провода, лампочки) .

Что работает с помощью электричества? (Электроприборы)

А они помогают человеку? (Да)

Докажите мне это, используя эти карточки, подберите к ним соответствующие электроприборы.

Игра "Найди пару»

Почему ты взял эти карточки?

Какие ты карточки подобрал?

Объясни свой выбор.

Молодцы! Я с вами согласна, электроприборы наши лучшие помощники, без них человеку было бы трудно.

Электричество, при помощи которого работают электроприборы - опасно для человека? (Да). Пойдемте в наш "Уголок безопасности" и вы мне докажете это.

Выберете карточки-схемы, которые относятся к электричеству.

1) Что означает эта карточка?

(Нельзя без взрослых пользоваться электроприборами) .

2) О чем предупреждает эта схема?

(Нельзя мокрыми руками трогать электроприборы) .

3) О чем говорит эта карточка?

(Нельзя вставлять в розетку пальцы и предметы) .

Какое стихотворение мы знаем о розетке?

Гвоздик или пальчик

В розетку не вставлять

Электричество опасно

Это каждый должен знать.

При не правильном обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших врагов. Будьте всегда внимательны и осторожны с электричеством. Оно опасно.

Дети читают стихи:

1. Ты запомни, юный друг:

Ток не любит мокрых рук.

Прежде чем прибор включать,

Надо руки вытирать!

2. Знай, любые провода

Поврежденные – беда!

Ведь они опасны слишком –

Замыкание, как вспышка!

3. Дать друзьям такой совет

Просто каждый может:

Уходя, тушите свет

И приборы тоже!

4. Если гости к вам пришли

Или навестил вас друг,

Перед тем, как с ним играть

Не забудьте выключить утюг!

5. Каждый знает, что утюг –

Добрый, но серьезный друг.

Тот, кто с утюгом знаком,

Не играет с утюгом.

Молодцы, ребята! Я вижу, вы умеете обращаться с электроприборами.

А есть электричество неопасное, тихое, незаметное, оно живет повсюду, само по себе. И если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть,

Я приглашаю вас в страну "Волшебных предметов", где мы научимся ловить доброе электричество.

На чем бы вы хотели отправиться в это путешествие? (например, на ракете) .

Это наша ракета (на полу обруч) .

Нам надо всем вместе поместиться в нее.

Кто первый войдет в ракету? Приглашай следующего (ребенок приглашает: "Коля, я был бы рад видеть тебя в ракете" и т. д.) .

А вы меня с собой возьмете? Приглашайте меня. Давайте обнимемся и полетим (звучит музыка)

Вот мы и волшебной стране.

Посмотрите, на стене висит шарик и на полу шарики. А давайте их повесим на стену (дети пытаются повесить шарик на стену) .

Почему этот шарик висит, а ваши падают? (Предположения детей)

Он волшебный.

А давайте наши шарики тоже сделаем волшебными. Посмотрите как! Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Все шарики висят. Вот и наши шарики стали волшебными.

Как вы их сделали такими?

Вывод: В наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать шарик о волосы, он стал электрическим, поэтому притянулся к стене.

А когда еще можно увидеть электричество в волосах? (когда расчесываемся) .

Что происходит с волосами? (они электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны). Это еще раз доказывает, что в волосах живет электричество.

А давайте попробуем другие предметы сделать волшебными.

Порвите полоску бумаги на мелкие кусочки. (Дети выполняют)

Поднесите расческу к бумаге.

С бумагой что-то происходит? (нет) .

Как заставить бумагу притянутся к расческе?

Как шарики притянулись к стене? (натирали о волосы, ловили электричество в волосах) .

Что надо сделать, чтобы бумага притянулась к расческе? (потереть ее о волосы) .

Ловите электричество, (бумага прилипла, притянулась, зашевелилась) .

Почему притянулись кусочки бумаги? Какая расческа стала? (электрическая, волшебная) .

Как она стала такой? (потерли о волосы, поймали электричество в волосах) .

Молодцы! Вы опять поймали электричество.

Это игровое электричество живет не только в волосах. Девочки возьмите пластмассовые шарики, а мальчики-линеечки. Прикоснитесь к перышкам.

Что вы видите? (лежат спокойно) .

Сейчас попробуйте сделать эти обычные предметы волшебными, электрическими, чтобы они могли к себе притягивать при помощи одежды, которая лежит на столе. А как это сделать? (потереть) Ловите электричество. - Прикоснитесь шариками к пенопласту, а линеечками к перышкам. Что вы видите? (Предметы притянулись, прилипли) .

Какие стали предметы? (Электрическими) .

Как они стали электрическими?

Вывод: Доброе электричество живет не только в волосах, но и в одежде.

А я тоже хочу быть волшебником, покажу вам интересный фокус. (Дети садятся вокруг стола) .

Что лежит под стеклом? (разноцветные шарики)

Как заставить шарики двигаться, прыгать? (натереть стекло, сделать его электрическим) .

Чем удобнее натереть? (одеждой)

У меня есть обычная варежка, сейчас я буду делать стекло волшебным, электрическим.

Что происходит с шариками? (они зашевелились, запрыгали) .

Почему они зашевелились?

Как стекло стало волшебным?

Вывод: Когда натирали стекло варежкой, оно стало электрическим, поэтому шарики задвигались и притянулись к стеклу.

Вам понравился фокус? Вот как можно интересно играть с этим добрым электричеством.

Какие вы молодцы!

Чему вы научились сегодня? (делать предметы волшебными)

А почему мы их называем волшебными?

Что происходит с этими предметами? (к ним все притягивается) .

А как мы их делали волшебными? (ловили электричество в волосах и одежде) .

Вам понравилось играть с этим электричеством?

Это электричество опасно? (нет, оно доброе, неопасное) .

Нам пора прощаться со страной волшебных предметов. А давайте на память о волшебной стране возьмем воздушные шарики, которые висят на стене. Но взять их можно только тогда, когда они опять станут обыкновенными неэлектрическими.

Как снять электричество с шариков? (смочить водой). (Дети брызгают на шарики воду)

Релаксационная пауза.

А теперь возьмите шарики, прижмите их к себе. Они помогут нам вернуться в детский сад. Сядьте удобнее, закройте глазки. (Звучит спокойная музыка).

Представьте себе, что вы летите на воздушном шарике. Ярко светит солнышко, дует легкий ветерок, мы вдыхаем его чистый, свежий воздух, нам хорошо и приятно. Открываем глазки. Вот мы и в детском саду.

Вам понравилось наше путешествие?

Конспект открытого занятия по экспериментированию с воздухом в подготовительной группе

Тема: «Богатство нашей планеты Земля»

Воспитатель Власова Алла Викторова Группа №4

Москва 2014

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Программное содержание: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом - кляксографией.

Предварительная работа: Беседа: «Живая и неживая природа», рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром.

Материал: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, 2 баночки с плотными крышками, краски, бумага, резиновая игрушка, горячая вода в термосе, 2 пустые бутылки, технические средства обучения (компьютер, мультфильм «Фиксики»).

Словарная работа: кляксография.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)

В: А сейчас давайте пройдем на ковер и встанем в круг, и поздороваемся друг с другом.

(ИГРА на общение) коммуникация

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте! » друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет! » и «Добрый день! »;

Если каждый улыбнётся -

Утро доброе начнётся.

- ДОБРОЕ УТРО!

Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный, ой, а что это случилось с синим шариком? Он какой- то стал грустный, маленький (ответы).

А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?

Д: - Надо его посильнее надуть.

В: - Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри, посмотрите?

Д: - Воздух.

В: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.

В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.

В: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов)

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество - внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

В: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы. (дети садятся)

В: Итак, начнем наши опыты:

Эксперимент № 1 «Как поймать воздух? »

В: - Ребята, чтобы увидеть воздух, нужно его поймать. Я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он.

В: Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст) .

В: Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. (ответы) .

Ребята, как вы думаете, можно почувствовать воздух. (Ответы)

В: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Вывод: воздух можно почувствовать.

В: А вы знаете, как можно увидеть воздух? (ответы детей)

Эксперимент № 2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»

В: - Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы) .

В: - А давайте проверим!

В: - Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.

В: - Ой, ребята, что это происходит с водой?

Д: Выходят пузырьки.

В: - Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы) .

В: - Я поняла, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

А почему пузырьки поднимаются на поверхность?

Потому что воздух легче воды.

Эксперимент № 3 «Имеет ли воздух вес? »

В: Это мы сейчас проверим.

В: На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины

В: Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.

Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?

(воздух)

Вывод: Правильно. Потому что воздух легче воды.

Физминутка. «Мыльные пузыри».У меня для вас есть небольшой сюрприз. (Достаю мыльные пузыри). Что это? Как думаете, что находится внутри пузырей? Давайте немножко поиграем. Я буду надувать пузыри, а вы ловите.

А теперь пройдём в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия.

В: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)

Эксперимент № 4 «Слышим воздух»

В: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.

В:Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.

В: А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.

С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик) .

Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)

В: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)

Эксперимент № 5 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

Что это? Наверное, это волшебные баночки.

В: - Посмотрите, а в них что - ни будь есть? (ответы) .

В: - Правильно, воздух, а как он вкусно пахнет, понюхайте чем пахнет?

В: - Действительно, пахнет апельсином.

В: - Ребята, а давайте проверим, что же лежит во второй баночке.

В: - Чем пахнет воздух в этой баночке? (ответы) .

В: Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по - разному (ответы) .

В: - Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.

В:Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Вывод: Воздух не имеет запаха.

В: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография.

В: Хотите попробовать?

В: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать)

В: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите вам понравилось проводить опыты (ответы детей)

В: - А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе.

В: Какой опыт вам показался интересным больше всего?

В: Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?

Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными и активными.



Рассказать друзьям