Интересные факты о осенних обрядовых песнях. Осенины - любимые славянами осенние праздники

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Считается, что осень - это пора замирания, пора "маленькой смерти", потому после Осеннего Равноденствия во власть сильнее вступала богиня Мара - в славянской мифологии богиня Смерти и Ночи. Это логично и справедливо, потому именно после этого дня чаще всего Ведающие люди проводили обряды, которые были связаны косвенно или прямо с Марой и её "компетенцией". А это - переклады разного рода, порчи, избавления от злой Судьбы (недоли) и т.д.

Дорогие мои Друзья! Дорогие читатели моих статей и публикаций! Я искренне рада, что мои статьи вызывают достаточно сильный интерес у многих людей, значит - я иду по верному Пути и я могу принести многим из Вас много полезных Знаний!

Сегодня я хочу поговорить с Вами про самое прекрасное, как по мне, время года - Осень , золотая пора которой будет радовать нас целых три месяца! Осень на самом деле - период подведения итогов, период, когда природа и всё живое готовится к Зиме, а значит - в какой-то степени - к перерождение и обновлению . Именно потому Осень для наших предков Славян всегда была необычной порой, осенью старались делать многие обряды, которые имели необычную силу именно из-за присутствия "умирающего" элемента Осени...

Особое место в традиции славян занимал День Осеннего Солнцестояния , который называли еще Осенним равноденствием, "новолетием", так как славяне отмечали Новый Год именно в этот период!

  • 1. Обряд "Рябинкины Именины"
Осень всегда связывается с прекрасными плодами рябины, которые для славян имели очень большое значение. В вечер осеннего солнцестояния обязательно возьмите кисти рябины , прямо с листьями, можете вставить в оконные рамы, поставить рябину на подоконник, в углы своей квартиры или дома - считается, что рябина именно в этот день имеет уникальные свойства защиты, которые она пронесет через весь год, защищая Вас от "нечистой силы" и любого негатива.
Славяне называли этот обряд "Рябинкины Именины" , так как именно в этот день рябина наливается тем чудодейственным соком, который помогает защититься от беды и от зла.
  • 2. Обряд "Кукла Недоля"
Именно в начале осени, до Осеннего Солнцестояния, наши предки славяне любили делать особый обряд, который позволял избавиться от плохой Судьбы (недоли), от зла и негатива, который накопился на человеке за весь год.
Принцип обряда таков: Вы собираете свежие травы, а после - плетете с них куклу , представляя, что Вы вплетаете в неё свою плохую Судьбу. Нужно подождать, чтобы трава высохла и превратилась в солому, сухую траву. Обязательно обвяжите пояс куклы белой ниткой, так как это будет символизировать очищение, избавление. После этого Вы должны сжечь эту куклу в таком месте, чтобы пепел от нее не мог найти живой человек, иначе он возьмет на себя остатки Вашей плохой Судьбы.
Кстати, можете посмотреть видеоролик со мной, где я рассказываю про этот обряд:
  • 3. Обряд "Фекла-Заревница"
Считалось, что именно в день Осеннего Равноденствия лучше всего гадать и общаться с Духами. Существует славянская легенда про Духа, который ходит в этот день и помогает влюбленным соединиться навсегда. Вот как звучит поверье: "...Ходит в этот день Фекла-заревница, подоткнув подал красного сарафана. Волосы у Феклы - соломенные лохмы. Что огненные пряди волосы. Не плетет их Фекла в косу, не завязывает в бабий узел...". Именно у Феклы девушки и спрашивали про своего суженого, считалось, что Фекла умеет "открывать" сердца, кроме этого, девушки обращались и к Домовому, который в этот день был более "настроен" на общение.
Вот существовал такой обряд гадания с домовым: девушка должна была закрыться одна в бане (или в другом темном месте) и, взяв в руки бублик (или булочку), должны была вытянуть вперед руки, закрыв глаза, при этом приговаривая: "Овинный домовой, батюшка заревной, не смейся, не лукавь, возьми оржаной калач и назначь: мне житье-бытье собирать ли? Суженого ждать ли?" После этого девушка обращала внимание на ощущения. Считалось, что если к её руке и к бублику не прикоснется никто - пока что сидеть ей в девках, если же прикосновение будет холодным - семейная жизнь будет несчастливой, если же покажется, что притронулась "лохматая теплая лапа" к руке - будет муж у нее богатый и щедрый.
  • 4. Обряд "Гнездо".
Если в семейной жизни не везло, или хотелось внести в дом больше гармонии и понимания, наши предки славяне проводили особый обряд в период Осеннего Солнцестояния, который назывался "Гнездо". Проводила обряд чаще всего молодая женщина- ведунья, но пытали счастья и "обычные" женщины, которые хотели семейного счастья.
На рассвете женщина отправлялась в лес, на поиски пустого гнезда. Перед тем, как зайти в лесную чащу, обязательно нужно было поклониться Хозяйке леса , иначе обряд не только не принесет ничего хорошего, но и может навредить. Смысл обряда в том, чтобы найти пустое, но не разрушенное гнездо. Найти пустое гнездо не всегда было очень просто, потому иногда женщинам подолгу приходилось бродить в лесной чаще в поисках. Иногда и вовсе не находили ни одного гнезда, что говорило о том, что Хозяйка леса не приняла этих женщин и не станет им помогать.
Вообще, всегда гнездо у славян являлось символом домашнего очага, защиты и уюта, потому, если женщина находила такое гнездо, оно было своего рода оберегом семьи, или же - талисманом, который помогал обрести семью. Такое гнездо женщина с осторожностью несла в дом и оставляла в "красном углу", рядом с другими талисманами и оберегами, на самом почетном месте.
Иногда к Хозяйке леса обращались также люди, отчаявшиеся обрести семью, которые были одиноки не один год, но стремились к созданию семьи. Они просили дать им такое гнездо, чтобы этот талисман помог им в обретении семьи, домашнего очага и уюта. Но к Хозяйке леса нельзя было обратиться просто так. Нужно было пообещать ей что-то взамен, дать "обет", пояснить ей, почему плохо без семьи и на что ты готов ради обретения семьи и домашнего уюта.

Как видите, дорогие Друзья, наша культура и традиции воистину настоящий клад, потому их нужно беречь и чтить!
Напоследок напомню Вам отличную славянскую примету:
"Рябины в лесу много - осень будет дождливая, если мало - сухая. Много ягод на рябине предвещает суровую зиму."
Любите свою РОДную культуру, почаще ходите в лес, пользуйтесь знаниями нашим предков, чтобы сделать свою жизнь лучше!

С уважением, Ваша Юлианна Колдовко.

Круг земледельческих праздников замыкали жатвенные обря­ды и песни. Их содержание не было связано с любовно-брачны­ми отношениями, они носили хозяйственный характер. Важно было сохранить плодородящую силу хлебного поля и восстано­вить потраченное здоровье жней.

Воздавали почести первому и последнему снопу. Первый сноп называли именинным, с песнями несли на гумно (с него начина­ли молотьбу, а зерна сохраняли до нового посева). В конце жат­вы последний сноп также торжественно приносили в избу, где он стоял до Покрова или Рождества. Затем его скармливали ско­тине: считали, что он обладает целебными свойствами.

В_ жатвенных песнях всегда величалисъ. _женщины, ..так как урожай собирали серпами и этот труд был женским. Образы жней идеализировались. Они изображались в единстве с окружающей природой: месяцем, солнцем, ветром, зарей и, конечно же, ни­вой. Звучал мотив заклинания урожая:

В поле копами <копнами>,

На гумне стогами!..

В клети закромами!..

В печи пирогами !

Почти повсеместно оставляли недожатым последний пучок колосьев - на бородку мифическому образу (козлу, полевику, хозя ину, Волосу, Егорию, Богу, Христу, Илье-пророку, Николе и др.). Колосья завивали различными способами. Например, связывали пучок сверху и снизу, колосья пригибали, расправляли по кругу согнутые стебли. Затем бороду украшали лентами и цвета­ми, а в середину клали кусочек хлеба с солью, лили мед. В основе этого обряда лежали представления о духе нивы - козлообразном хозяине поля, скрывающемся в последних несжатых ко­лосьях. Как и у других народов, козел -олицетворение плодородия, его старались задобрить, чтобы не оскудела сила земли. При этом пели песню, в которой иронически величали козла («Ходил козел по меже... ").

Во многих местностях женщины, окончив жатву, катались по жнивью, приговаривая: "Нивка, нивка, отдай мою силку, я тебя жала, силу свою теряла". Магическое прикосновение к земле должно было "отдать силушку". Окончание жатвы отмечалось сытным обедом с отжиночным пирогом. В деревнях устраивали складчины, братчины, варили пиво.

Осенью были забавные обычаи изгнания насекомых. Напри­мер, в Московской губернии устраивали похороны мух - делали гробики из моркови, свеклы, репы, клали в них мух и закапыва­ли. В Костромской губернии мух выгоняли из избы последним снопом, а потом ставили его к иконам.

С Покрова в деревнях начинались свадьбы и девушки говори­ли: "Покров, Покров, покрой землю снежком, а меня женишком!"

2. СЕМЕЙНЫЕ ОБРЯДЫ И ИХ ПОЭЗИЯ

Календарные и семейные обряды возникли на общей основе, они генетически связаны. Однако между ними существовало большое отличие. Героями календарной поэзии были обожеств­ленные силы природы, герой семейных обрядов - реальный человек. Обряды сопутствовали многим событиям его жизни, среди которых важнейшими были рождение, вступление в брак и смерть. Наиболее развитым в художественном отношении был народный свадебный обряд, поэтому ниже он будет рассмотрен подробно.

Родильные обряды и обряды первого года жизни (периода младенчества) были наполнены ритуальными действиями маги­ческого характера: первое купание новорожденного, крещение, первое укладывание в колыбель, обряд угощения родственни­ков и соседей ("бабина каша"), обычай одаривания матери но­ворожденного и бабки-повитухи, обряд первого подпоясывания, первого пострижения и др. Действия имели две направленнос­ти: оберегание новорожденного и его матери и обеспечение ему благополучной и долгой жизни. Следы ритуальных песен-поже­ланий сохранились в колыбельных песнях; в бытовой практике остались следы заговоров, например: "Как с гуся вода, так с тебя хворь и боль" (при купании). Христианское таинство кре­щения значительно потеснило древние родильные обряды.

Религиозное мировосприятие было также основой обряда по­хоронного. Вместе с тем православный похоронный ритуал вос­принял и впитал в себя многие обряды и поверья, восходящие к язычеству. Смерть - это переход в инобытие, в древности ос­мыслявшийся как инициация. Похоронный обряд пронизывает одна идея - убеждение в продолжении существования умершего.

С одной стороны, покойного необходимо было умилости­вить, облегчить ему путь в мир иной; с другой - требовалось обезопасить живых от возможных вредных действий покойного. На эти две цели была направлена самая разнообразная магия: обмывание умершего, одевание в новую одежду и обувь, вынос ногами вперед, осыпание зерном лавки, на которой лежал по­койник, мытье избы после выноса тела, бросание в могилу де­нег ("Чтобы душа имела чем заплатить за перевоз ее на тот свет "), раздавание на похоронах милостыни, поминки (в день похо­рон - хоронили на третий день после смерти; на девятый, со­роковой день, в годовщину). Поминки постепенно переходили в календарные поминальные обряды.

Похороны - это утрата близкого человека. Чувство горя вы­ражали специальные поэтические произведения - причитания. Их начинали исполнять с наступления смерти, исполняли в те­чение всего похоронного обряда, а затем - на поминках. Кроме похоронных, известны причитания свадебные и рекрутские, вызванные предстоящей долгой, а возможно и вечной, разлукой. Провожая дочь в чужу дальнюю сторонушку или сына на службу государеву, мать оплакивала свое детище. Причитали и другие родственницы, причитала невеста. Несмотря на неодно­кратные церковные запреты оплакивать покойников, причитания дожили до наших дней. Их записи, сделанные в XIX и XX вв., зафиксировали богатый пласт народной поэзии, поэтому при­читания будут рассмотрены специально.


Со Спасами уходит лето и наступает богатая и золотистая осень. Осень для крестьянина – это проводы лета, проводы птиц в теплые края, проводы солнца животворящего.

Но, все же, грусть от расставания с летним временем года светлая. Ибо осень в русской деревне – это еще и пора бабьего лета, время свадеб, начало посиделок, желанных встреч, незатейливых игр.

Первый осенний календарный праздник– Семенов день Семенов День это народное название дня памяти преподобного Симеона Столпника, основателя подвижничества, именуемого столпничеством (IV-V века). На Руси его называли "летопроводцем" и на протяжении 400 лет в этот день праздновали начало нового лета (года), так как в России до 1700 года новый год начинался с 1 сентября. (1/14 сентября). Семенов день у крестьян занимал особое место. С ним связывался конец лета и начало осени – «Семен лето провожает, бабье лето наводит». Начиналось настоящее или старое" бабье лето Старое «бабье лето». На Руси существовало два бабьих лета: молодое – с 28 августа до 14 сентября и старое с 14 – 21 сентября. , которое продолжалось до 8/21 сентября - дня Рождества Богородицы.

Название «бабье лето» было связано с жизнью крестьянских женщин. «Бабье лето» - это время окончания всех полевых работ, время, когда женщины ещё могут погреться на осеннем солнце.

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё - простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

(Федор Тютчев)

Недаром в народе говорили: «Сентябрь бабу красит». Бабье лето считалось и бабьим праздником и временем, когда начинались осенние женские работы: мяли и трепали пеньку, мочили коноплю, мыли в воде и расстилали по лугам лен. В Семенов день начинали прясть и затыкать кросна Кросно- в данном значении нитяная основа, натянутая на ткацкий станок, то есть подготавливали основу на ткацких станах, чтобы ткать холст.

В Семенов день совершался обряд Осенин - первой встречи осени. Отмечалось это обновлением огня: старый огонь в печи гасили с вечера, вычищая всю золу, а наутро Семенова дня зажигали новый, который добывали трением. Причем делали это старики, собравшись в овине или на чьем – то дворе. Терпеливо ждали заветной искры, от которой и зажигали первую лучину, а уж от нее зажигали лучины для каждого дома. И разносили по домам огонь в горшках.


Осень на этот раз встречали у воды.Женщины собирались рано утром и выходили на берег рек, озер и прудоввстречать Матушку Осенину. Для этой встречи специально выпекался овсяный хлеб, который держала старшая из женщин, а молодые пели песни, стоя вокруг нее. Затем хлеб разламывался на куски по числу собравшихся и им кормили домашний скот.

Есть ли у вас какие-то свои традиции встречи осени? Может быть, вы придумали что-то свое?

1/ 14 октября отмечался Покров Богородицы. Покров для наших предков был одним из важных праздников. В народной традиции праздник связан с окончательным завершением полевых работ и началом зимы, с первым снежным покровом земли. Говорили «На Покров с утра – Осень, а к вечеру – Зима».


Покров Богородицы

Этот переход был важен тем, что заканчивались работы и гуляния на улице. Говорили: «Покров – конец хороводам, начало посиделкам». С этого дня молодежные гулянья переносили с улицы в избу, скот ставили на двор, охотники уходили на зимние промыслы.
Начиналось время ткачества, прядения, которые совмещались с песнями,плясками в домах. Покров открывал время свадеб, женских вечерок, посиделок.

Чтобы успеть крестьянке сделать всю работу по дому, двух рук бывало недостаточно. Вот и придумали женщины себе в помощницы кукол многоручек(десятиручек). Делали их в день Покрова,когда после полевых работ садились за рукоделие. Ставили такую куклу в женский кут, рядом с прялкой или ткацким станком.

1/14 ноября справлялись Кузьминки - день памяти Кузьмы и Демьяна День памяти Кузьмы и Демьяна. Отмечался три раза в году в соответствии с житиями святых. По народным представлениям святые братья считались покровителями кузнечного дела и многих женских полевых и домашних работ, а также - брака, семьи и домашнего очага. . Этот праздник считался девичьим и справлялся по всей России. В этот день девушка-невеста становилась хозяйкой дома. Она готовила еду для семьи и угощала всех; основным блюдом, подаваемым на стол, была куриная лапша. А вечером девушки устраивали «кузьминскую вечеринку».Готовили обрядовую еду, среди обязательных блюд была каша, варили пиво. После угощения начинались игры молодежи, песни и пляски. Кузьминская вечеринка могла продолжаться всю ночь.


Кузьминки.

По традиции в этот день исполнялся обряд «свадьба и похороны Кузьмы-Демьяна»: девушки изготавливали чучело – набивали соломой мужскую рубаху и штаны, приделывали к ним голову, обували в старые лапти. Затем происходило «потешное венчание» - чучело усаживали посреди избы и «женили Кузьку» на одной из девушек; затем укладывали его на носилки, уносили в лес, за территорию деревни, где его раздевали, разрывали на части, плясали на соломе, оставшейся от чучела, а потом сжигали ее. Солома, из которой изготовлялось антропоморфное существо, олицетворяя зрелый злак будущего урожая, использовалась для обеспечения плодородия на будущий год.Также в этот день делали тряпичных кукол Кузьму и Демьяна.


Кузьма и Демьян

Их считают покровителями семейного очага, святости и нерушимости брака, устроителями супружеской жизни. Они же и покровители женского рукоделия, ремесел, особенно мастеров кузнечных дел (поэтому тряпичные куклы одеты в фартуки). Эти куклы были обрядовыми, ими не играли, а традиционно помещали над рабочим местом и оставляли на год до следующего праздника.

Девичий праздник, отмечаемый в день Кузьмы-Демьяна, логично вписывался восенний свадебный период, когда происходят знакомства молодежи, совместные игры и ухаживания, свадьбы. В процессе Кузьминок разыгрывались «свадьбы», даже угощения в этот день –свадебные обрядовые блюда: куриная лапша и каша. Вся красота свадебных обрядов, само действо инсценировалось и как бы репетировалось холостой молодёжью в ожидании настоящей свадьбы.

Вспомните, были ли в вашем детстве/юности игры, в которых вы проигрывали определенные праздники или обряды?

В русской деревне браки в основном заключались осенью – с конца сентября до Рождественского поста и зимой, в Рождественский мясоед, то есть со дня Крещения и до мясопустной субботы перед Масленицей. Большая часть остального времени года для свадеб исключалась, так как на него приходились четыре многодневных поста: Великий, Петровский, Успенский, Рождественский, а также Святки, Масленичная и Пасхальная недели, когда венчания не проводились. Кроме того, с марта до середины или до конца сентября продолжался цикл сельскохозяйственных работ, не оставлявших людям времени на свадебное веселье.

Русская свадьба была удивительно красивым и музыкальным зрелищем. Онапредставляла собой комплекс обрядов, совершавшихся в определенной последовательности по установленному традицией сценарию. Обычно выделяют три этапа свадьбы.

Досвадебный (сватовство, погляды, смотрины, рукобитье) – период переговоров двух семей о возможном заключении брака между парнем и девушкой. К досвадебному периоду относился и девичник Девичник. Психологически девушка готовилась к замужеству с помощью обрядов, которые назывались «прощание с девичеством» или «прощание с красотой». Слово «красота» означало всю девичью жизнь, со всеми ее радостями и тревогами. Обряды прощания проходили обычно в течение последней недели предсвадебного периода и достигали кульминации накануне венчания – на девичнике, который устраивала невеста. Прощание с девичеством воспринималось как событие трагическое – как умирание «красоты» и даже как смерть девушки. В большинстве русских деревень невеста в это время носила «печальную» одежду (то есть одежду белых и темных тонов), распущенные волосы, покрытые надвинутым на лицо платком. Она мало выходила из дому и при посторонних демонстрировала печаль. Обряд «прощания с красотой» был кульминационным в цикле прощальных обрядов предсвадебного периода. После того как в избе собирались все участники обряда, к ним выходила невеста в «печальной» одежде, с платком на голове, садилась на лавочку и начинала причитать. Девушки также старались успокоить невесту: брали ее под руки, жалели, гладили. Прощание с девичеством предполагало также и расставание девушки с косой. Косу – главный символ девичества – сначала заплетали таким образом, чтобы ее было трудно расплести: в нее вплетали шнуры, тесьму, вкалывали булавки и даже зашивали нитками. Все это сопровождалось причитаниями невесты. Невесте надевали праздничный девичий головной убор, характерный для этой местности, или венок из искусственных цветов. Затем брат или подруги невесты начинали торг за ее косу с дружкой или тысяцким – крестным отцом жениха. Некоторое время продавец и дружка торговались, затем дружка передавал сумму, которая была заранее определена на сговоре. После этого девушки приступали к расплетанию косы: медленно снимали головной убор, все украшения, расчесывали волосы, распуская их по плечам. Распущенные волосы невесты символизировали ее готовность к браку, были знаком того, что первый шаг к замужней жизни сделан. После этого подруги приглашали ее пойти в баню. Мытье в бане сопровождалось пением песен эротического содержания. Вечером накануне венчания у невесты собирались девушки на «плаканье». Невеста, закрытая платком, сидела под божницей за столом, плакала, причитала. В причитаниях невеста прощалась с родным домом, корила отца и мать за то, что они отдают ее «чужому чуженину на чужудальню сторону», прощалась с подругами. – обряд прощания невесты с девичеством. Это был необходимый этап перехода девушки в социально-возрастную группу замужних женщин.

Собственно свадьба (свадебный поезд, венчание, свадебный стол, брачная ночь). Венчание Венчание - было кульминацией свадьбы, проводилось на следующий день после девичника. Церковное венчание придавало браку юридическую силу. В церковь жених и невеста отправлялись в разных санях: впереди ехал дружка, за ним жених с тысяцким, потом невеста с крестной матерью, далее остальные поезжане. Обряд венчания сопровождался обменом колец, чтением молитв, благословениями и возложением венцов на головы брачующихся, которое осмыслялось как наложение славы Божьей. являлось религиозным и юридическим оформлением брака; свадебный пир Свадебный пир - новобрачных, называвшихся во время свадебного пира «князем и княгиней», сажали за стол на почетное место под иконы. Гости рассаживались, соблюдая мужские и женские места, в строгой последовательности родства: чем ближе родственник, тем ближе он садился к жениху или невесте. Свадебные столы обязательно накрывали белыми скатертями. По обычаю, в первую очередь на столы ставили хлеб и пироги. После того как гости занимали свои места, начинали подавать напитки и еду. Блюда приносили попеременно, то есть сначала подавали одно блюдо, потом второе, третье и т. д., чередуя с напитками. Количество блюд должно было быть четным, так как с четными числами связывались обычно представления о счастье и удаче. Жених и невеста, сидевшие за свадебным столом вместе с другими женатыми мужчинами и замужними женщинами, не имели права прикасаться к еде и питью. Этот запрет объяснялся древними мифологическими представлениями о том, что жених и невеста не могут принимать участие в общей трапезе с женатыми родственниками, так как пока еще не относятся к ним. Свадебный стол заканчивался уходом молодых в особое помещение, где им подавали ужин. В некоторых деревнях молодую сразу после ужина «окручивали» («повивали»), то есть делали ей женскую прическу и покрывали голову женским головным убором – кокошником, сорокой, повойником. Второй частью свадебного пира был горний стол. На нем присутствовали «князь молодой» и «княгиня молодая» в новом женском головном уборе и нарядной одежде. К этому столу приезжали родители и родственники новобрачной, которые первый раз садились за общий стол со своей новой родней. Горний стол предполагал одаривание невестой родственников жениха. Во время горнего стола молодые получали право участвовать в общей трапезе. Однако молодым подавали определенный набор блюд: кашу, яйца, мед, масло, хлеб, пироги, молоко. Кроме того, молодые должны были пить молоко из одного стакана, есть хлеб или пирог от одного куска, пользоваться одной миской и одной ложкой. Это было необходимо для того, чтобы подтвердить единство молодых, их неразрывную связь. Свадебное пиршество сопровождалось всевозможными развлечениями: песнями, танцами, играми. означал коллективное одобрение брака; брачная ночь Брачная ночь - Брачная ночь осмыслялась русскими крестьянами как один из основных свадебных обрядов, во время которого из «девицы рождалась молодица, из молодца – молодой». Местом проведения брачной ночи всегда служило холодное помещение: чулан, сенник, баня, амбар, иногда даже хлев или овчарня. Высокое брачное ложе сооружали на деревянном настиле. На доски укладывали мешки с мукой, ржаные снопы, несколько матрасов, набитых сеном, иногда перину. Все это покрывали белой простыней с вышитым подзором, спускавшимся до самого пола, красивым одеялом, укладывали подушки в нарядных наволочках. Для постели использовали вещи из приданого невесты. Постель для новобрачных застилали постельницы – свашки со стороны жениха и невесты, а также мать или сестра жениха. После того как устройство брачного ложа было закончено, постельницы укладывали под него кочергу, сковородник, несколько поленьев и обходили постель с веткой рябины или можжевельника, которую потом втыкали в стену. Считалось, что кочерга, можжевельник, рябина, сковородник могут обеспечить новобрачным защиту от злых сил, мешки с мукой и ржаные снопы – благополучие в совместной жизни. Поленья же символизировали будущих детей: чем больше положить поленьев под ложе новобрачных, тем больше будет у них детей. Уход молодоженов на брачную постель обставлялся довольно торжественно. Во главе процессии шел дружка, а в старину колдун или знахарь. Дружка нес в руках икону, за ним шли две свашки с венчальными свечами в руках, за свашками шли новобрачные, а за ними почетные и уважаемые люди – была его физическим и правовым скреплением.

Послесвадебный период (гостьба Гостьба проходила на второй день после свадьбы. В этот день молодую подвергали различным испытаниям, проверяя ее характер и хозяйственные способности. Это была своего рода презентация молодой женщины новым родственникам. Молодуха старалась также показать всем присутствующим, что в дом пришла умелая хозяйка. Она демонстрировала перед собравшимися свое умение прясть, ткать, вышивать – показывала полотенца, вытканные и вышитые ею в девичестве, покрывала столы привезенными с собой скатертями, иногда при всех садилась за прялку или ткацкий стан, чтобы оценили ее мастерство, дарила свое рукоделье родне мужа и гостям. Во многих русских деревнях невестка должна была показать также свое умение печь блины, шаньги, оладушки. Затем начинался княжой обед. Появление молодоженов перед собравшимися гостями приветствовалось радостными возгласами, пожеланиями счастливой, дружной жизни. За стол с ними садились только состоявшие в браке женщины и мужчины. Для парней и девушек угощение подавали в другом помещении. По распространенному обычаю, гости приносили с собой разные яства – пироги, кулебяки, оладьи, мясо, дичь, которые передавали тысяцкому, а тысяцкий в свою очередь передавал их сватке, чтобы она поставила на стол. Гости дарили новобрачным подарки. После княжого обеда: молодые вместе с гостями вечером отправлялись в дом на хлибины к родителям новобрачной. К родителям молодухи ехали в определенном порядке: впереди новобрачные, за ними свекор со свекровью, а за ними уже вся остальная родня: золовки с мужьями, дядья, тетки, двоюродные братья с женами, двоюродные сестры с мужьями. Холостым людям ехать не полагалось. Родители благословляли новобрачных иконой, а гостей встречали хлебом и солью, угощали пивом. На хлибины молодая привозила рыбный пирог, хворост, пряники, каравай, которыми угощала в своем бывшем доме родителей, свекра и свекровь, всех находившихся в доме, каждому кланяясь в ноги. Родители новобрачной приглашали всех за стол, стараясь угостить получше. Обязательными блюдами на этом пиру были блины и яичница. Хлибины у родителей молодухи в большинстве сел были последним свадебным обрядом.. , хлибины - совместное посещение молодыми родителей и взаимное угощение)– знаменовал собой включение молодых в новую социальную структуру.

Браки, заключавшиеся на «свадебных неделях», длившихся от Семенова до Гурьева дня (14 сентября/ 28 ноября), по народному поверью, считались самыми счастливыми, крепкими. В этот период времени от дома к дому поспешали свахии сваты. Для девушек на выданье это было волнительное время, ибо каждая надеялась не остаться в девках до следующего свадебного сезона. Сватами становились крестные родители парня или кто-нибудь из его родственников. Если родители парня сомневались в положительном исходе сватовства, то на роль свата приглашался человек, пользовавшийся доверием и уважением односельчан.

Сватать обычно ездили вечеромсубботы, воскресенья, вторника или четверга, лошадей украшали лентами, к дуге привязывали колокольчики. После сватовства поведение невесты резко менялось: она редко выходила из помещения, старалась тихо и незаметно передвигаться по дому, общалась с помощью причитаний, жестов, тщательно соблюдала пищевые запреты.

Аудиозапись Причет невесты к родителям «Тебе спасибо-то, да родной батьюшко..» (Лешуконский народный хор Архангельской области).

Изменения касались и внешнего облика невесты: она надевала невзрачную одежду, рубаху с длинными рукавами и закрывала лицо платком, что свидетельствовало о её символической смерти.


Нестеров М. «Фленушка», 1920- ые гг.

По логике предсвадебного обряда «прощание с девичеством» девушке следовало, как бы умереть ради новой жизни уже в качестве женщины с новым именем, новой прической, новой одеждой, новой семьей, в новом доме и новом окружении. Этот мотив во многом задавал особый драматизм русской свадьбе. Для жениха подобные изменения в поведении после свадьбы были не столь актуальны.

Видео Расплетание косы у невесты. Из фильма «Русская народная песня».

Русская свадьба – из семейных торжеств самое богатое, самое значительное событие. Она открывала жизнь новой супружеской пары, и с нее начиналась новая семья, что являлось залогом продолжения рода. Поэтому для неё делали много обережных тряпичных кукол. Так приданое невесты «охраняла» особая кукла на еловых веточках. Когда будущая невеста перебирала в сундуке свое добро, она разговаривала, советовалась со своей куколкой. Кукла выполняла и чисто утилитарную функцию: аромат еловых веток отпугивал насекомых, тем самым сохраняя вещи.


Невеста перед сундуком с приданым (экспозиция музея деревянного зодчества и крестьянского быта в Суздале)

На свадьбу дарили комплект свадебных кукол. В таком наборе было порой до ста кукол: жених, невеста, вся родня. С этими куклами можно было разыгрывать весь многодневный свадебный обряд. А так как девушки тогда могли выйти замуж в 13-15 лет, то игры в куклы для них были еще актуальны. И родители жениха не препятствовали этим играм, а наоборот поощряли их.


Куклы для игры в свадьбу. Вторая половина XIX века, Архангельская губ.

Накануне венчания выпекали каравай. Это происходило в доме жениха или в доме невесты, а в некоторых деревнях и у жениха, и у невесты. Приготовление теста и сама выпечка каравая представляли собой обряд, который символизировал рождение новой жизни и, таким образом, был направлена на обеспечение плодовитости молодой брачной пары.

Для изготовления каравая приглашали женщин - «каравайниц», счастливых в семейной жизни, имевших здоровых детей, и девушек из богатых, счастливых семей – свах. За процессом наблюдали зрители: родственники невесты, ее крестные родители, подружки, соседи. Сначала каравайницы обращались к Богу и святым угодникам за благословением: «Благослови нас, Господи, спаси нас, милостливый Козьмы-Демьян, на Филатушкину свадьбу спечь каравай высокий, веселый!». И только потом начинали приготовление.


Свадебный каравай

Готовый каравай украшали выпеченными из теста небольшими украшениями, которые представляли собой разные фигурки – солнце, звезды, месяц, цветы, плоды, коровок, лошадок, птичек, то есть знаки, считавшиеся у русских олицетворением мира, добра, счастья, довольства, плодородия. Весь процесс изготовления каравая сопровождался пением каравайных песен. Каравай на свадебном столе воспринимался как символ достатка, благополучия, счастливой доли, которая ждет будущих молодоженов.


Каравай испекли. Фото. Начало XX в.

Подружки невесты делали куклу «Мировое дерево» на березовой рогатинке, которая возвышалась в центре каравая на свадебном застолье. Эта кукла имела глубокое символическое значение. В старинных поверьях славян мир уподоблялся дереву, где корни – подземное царство, ствол – мир живых людей, а крона – небеса. В легендах и сказаниях его называли Мировым деревом.

Видео Символика Мирового древа.

Рождение новой семьи уподоблялось рождению Мирового древа жизни.Изготавливалась эта кукла без сшивания, чтобы счастье не зашить. После свадьбы «Мировое дерево» занимало почетное место в избе рядом с другими хранимыми в крестьянских семьях куклами.

Подружки невесты делали и «Свадебную парочку» или как их еще называют «Неразлучников». Неразлучников подвешивали под дужкой упряжи, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. Эта кукла символизировала слияние женского и мужского начала в неразрывное целое. Основой для куклы служила лучина или тонкая плоская щепка длиной 25-30 см, шириной до 1,5 см из ясеня или березы. У кукол получается одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и в беде.

После свадьбы «Неразлучников» вешали в красном углу избы, а с появлением в доме ребенка мать изготавливала нитяную куколку и подвешивала к ним. Так на одной щепке «Неразлучников» могло висеть много нитяных куколок, по числу детей в доме.

Символом духа предков, обращенных к потомкам, была зольная кукла. Голова такой куклы набивалась золой из печи семейного очага, а значит, кукла была частицей дома, рода, родного очага. Как знак рода, она несла в себе идею его сохранения и умножения потомства.Делала зольную куклу мать невесты, вместе с нею мать передавала силу родного огня. И невеста в дом к жениху уносила этот огонь и благословение своего рода, своих предков. Таким образом, на огненном уровне соединялись два рода.

Также на свадьбу новобрачным дарили и подбрасывали в постель куклу «пеленашку» или просто полено, завернутое в тряпки, как пожелание новой семье потомства. Вот как показана врусской сказке «Терешечка» молитва родителей о потомстве, о продолжении рода: у старика со старухой не было детей. Век прожили, а детей не нажили. Вот сделали они колодочку, завернули ее в пеленочку, стали качать да прибаюкивать. Качали так, качали да прибаюкивали, и вместо колодочки стал расти сыночек Терёшечка - настоящая ягодка.

Делали в качестве свадебного подарка икуклу «Кормилку», символизирующую плодородие и достаток. Главной чертой такой куклы являлась большая грудь. Будет у матери молоко при вскармливании младенца, значит, будет дитя крепким и здоровым. Крутили такую куколку, не выпуская из рук до самого последнего узелка.

Если бы вы захотели подарить брачующимся что-то, символизирующее род, продолжение потомства и слияние женского и мужского начала в неразрывное целое. Что это были бы за предметы?

Вот и отгремели свадьбы в деревнях. Затихли бубенцы свадебных поездов. Наступал декабрь. В народе говорили:«Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням путь даст». На Введение во Храм Пресвятой Богородицы (4 декабря) обычно устанавливался санный путь и начинались традиционные зимние катания на санях. Во время этого праздника существовал обычай «казать молодую». Одетые в свои лучшие наряды молодые (новобрачные) катались на разукрашенных санях, чтобы себя показать и на людей посмотреть.


Грузинский П.Н. Тройка, 1889 г.

Декабрь приходил с холодами и снегом, начинался Рождественский пост.Посиделки молодёжи уже носили строгий характер, ни веселых песен, ни плясок.

Видео Посиделки в Рождественский пост. Фрагмент фильма- концерта «Северные зори»(5 часть, 1970г.).

А с Рождества начинался новый год, с его радостями, огорчениями, трудами. А люди как всегда ждали праздника, чтобы почувствовать себя в стороне от суеты.Праздники давали отдых от тяжелой работы, эмоциональную и физическую разрядку. Они также имели магическое значение, их задачей было защитить здоровье и жизнь людей, принести в дом благополучие. И как мы видим, разнообразные обрядовые куклы в сознании наших предков активно этому помогали.

Задание для самостоятельной работы Куклы осенних празднеств

Предлагаю вам сделать неразлучников - непременный атрибут русской свадьбы, который изготавливали подруги невесты как оберег на свадьбу. Существует несколько вариантов этой куклы. Мы сделаем с вами тот вариант, который является самым архаичным.

Приготовьте три квадратных лоскута красного цвета 20х20 см, небольшую палочку длиною в 17 см, диаметром 3-4 мм, контрастные нитки – белые или желтые.

1. Первая деталь, на которой будет держаться вся кукла, называется «рука». Для ее изготовления нам нужен квадратный лоскут и палочка. Закручиваем палочку в тряпицу и по бокам стягиваем нитью. Края тряпицы можно загнуть изначально вовнутрь, чтобы было аккуратнее.


3. Узкую полосу-заготовку перекидываем через «руку» и с помощью ниток закрепляем в области шеи и пояса, а также на груди делаем крест.

4. Фигурке справа оформляем ножки – это будет мужичок.

5. А фигурке слева повязываем нитку/тесьму на голове, как обозначение головного убора. Это женская фигурка.

Неразлучники – символ соединения в неразрывное целое мужского и женского начал – готовы!



Славянская культура очень богата на обряды, обычаи и традиции.

Славянские обряды не устают поражать своим многообразием, интересной смысловой составляющей и красотой исполнения. Многие из них дошли до наших дней, многие мы практикуем в быту, и вовсе не догадываемся, насколько глубокую они имеют историю.

Осеннее равноденствие – это значимый праздник. В дни осеннего равноденствия славяне издревле устраивали праздники урожая. Ведь работы в поле уже прекратились, урожай уже фактически был собран, и можно было позволить себе немного передохнуть, прежде чем хозяйки начнут готовить запасы к зиме, хозяева – утеплять дом, жилище домашнего скота и хозяйственные помещения, а юноши – отправятся наниматься в рекруты.

В эти дни и традиции предписывали устраивать пиры, ярмарки, игры, шуточные кулачные бои. Вечерами крестьяне отправлялись друг к другу в гости, приглашали домой родственников, готовили многообразные блюда, проводили вечера в беседах.

Осеннее равноденствие хоть и имело для крестьян большое значение, празднование его и сопровождающие праздник были на Руси не так распространены. И этому была простая причина.

Осень для славян являлась порой увядания, замирания жизни. Осенью активность природных жизненных сил фактически сходила на нет. Потому взаимодействие с этой энергией не всегда приносило плоды, ведь наиболее активной взаимосвязь с природой становилась, когда та пробуждалась. Потому пик, когда набирали свою силу, чаще всего приходился на весну. И потому осеннее равноденствие не всегда активно праздновали.

Но обряды, проводимые в осеннее равноденствие, все же существовали. Одним из таких обрядов был обряд «Гнездо».

Обряд этот был весьма прост по исполнению, но у славян считался одним из наиболее действенных.

Проводила обряд чаще всего молодая женщина. Проводиться обряд должен был в дни осеннего равноденствия. На рассвете женщина отправлялась в лес, на поиски пустого гнезда. Перед тем, как зайти в чащу, обязательно нужно было поклониться Хозяйке леса, иначе обряд, скорее всего, не сулил ничего хорошего. Найти пустое гнездо не всегда было очень просто. И иногда женщинам подолгу приходилось бродить в лесной чаще в поисках.

Гнездо у славян являлось символом домашнего очага защиты и уюта. Все это помогало обрести семье найденное хозяйкой гнездо. Его женщина с осторожностью несла в дом и оставляла в красном углу, рядом с другими талисманами и оберегами.

Иногда к Хозяйке леса обращались люди, отчаявшиеся обрести семью. Они просили дать им такое гнездо, чтобы этот талисман помог им в обретении семьи, домашнего очага и уюта. Но к Хозяйке леса нельзя было обратиться просто так. Нужно было пообещать ей что-то взамен, дать «обет».

Обеты у славян – это отдельная и очень интересная тема, об обетах мы поговорим с Вами в других статьях.

На Руси было не так много осенних праздников и обрядов, а связано это с тем, что у славян это время ассоциировалось с увяданием природы и замиранием жизни. Ритуалы, которые все же существуют, обладают огромной силой, и проводить их необходимо по всем правилам.

Народные осенние обряды на Осенины

  1. Ритуал обновления огня . Временем, когда осень вступает в свои права, считается 21 сентября, ведь заканчивается период бабьего лета. В этот день славяне проводили ритуал обновления огня. Ночью в Осенины тушили все источники света, и он мог гореть только в церквях. После этого огонь зажигали по-новому, используя либо кремень, либо две деревянные палки. Считалось, что пламя, которое было зажжено в этот день, способствует обновлению всего вокруг и наделяет человека энергией. Чтобы закончить этот осенний обряд, необходимо обойти с зажженным огнем весь дом, а также зажечь от него печь. Использовали и дым от нового огня, которым окуривали скот, чтобы обезопасить его от болезней и других проблем.
  2. Ритуал для женщин . Еще один ритуал на Осенины проводили возле воды и делали это исключительно представительницы прекрасного пола. На рассвете женщины выходили к берегу водоема, взяв с собой овсяный хлеб и кисель. Хлеб непременно должна была держать в руках самая взрослая женщина. Ее ставили в центр хоровода, а другие женщины пели песни, танцуя вокруг нее. Женщина с хлебом должна была прочитать , обращенную к Богородице и попросить ее, избавить от несчастья и подарить удачу. После этого хлеб ломали на куски, количество которых должно совпадать с числом участниц. Женщины возвращались с ним домой, и кормили им скот. Считалось, что такой ритуал привлекает в дом достаток и благополучие.
  3. Обряд на осеннее солнцестояние . В этот день можно провести обряд «Гнездо» и делать это должна женщина. На рассвете необходимо отправиться в лес, чтобы найти так пустое гнездо любой птицы. Оно у славян считалось символом домашнего очага. Заходя в лес, важно поклониться, приветствуя Хозяйку леса. Найденное гнездо следует отнести домой и оставить его в красном углу вместе с другими


Рассказать друзьям