Как нельзя держать девочек до 6 месяцев. Когда можно сажать девочку (будет ли вред от раннего присаживания?)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Состояние здоровья ребенка довольно часто совершенно не устраивает его родителей. Нет, он не то чтобы все время больной, но уж больно часто болеет. Приходит участковый врач, в очередной раз диагностирует очередное ОРЗ, назначает лечение. Лечим. Помогает. Через пару недель - опять шмыгает носом.
Условия почти идеальные - своя детская комната, игрушки, сыт, одет, обут, в доме тепло и никаких сквозняков, прекрасный детский сад... Все равно болеет. Отрицательные родительские эмоции постепенно накапливаются. Мама конфликтует с начальством в связи с получением очередного больничного по уходу за ребенком. Папе все это тоже надоело; до чего дошло - его уже в аптеке, что по соседству с домом, знают в лицо! Надо что-то делать!
А что делать? Ответ кажется очевидным - закаливать . А как? С чего начать? Что это вообще за штука такая, закаливание ?
Начнем с определения термина.
Итак, ЗАКАЛИВАНИЕ - повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (например, пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами.
Родители, внутренне готовые к тому, что, мол, "хватит нянчиться, пора закаливать ", искренне надеются получить в этой статье четкую программу действий - в воде какой температуры и сколько времени купать, как потом обливать, сколько секунд ходить босиком и какое количество приседаний сделать перед завтраком. Любителей программ и планирования сразу же придется огорчить: подобных сведений автор предложить не может. Наши задачи совершенно иные. Во-первых, объяснить суть закаливания , его цели и способы их достижения. Во-вторых, добиться того, чтобы, проводя над детьми эксперименты, носящие условное название "закаливающие процедуры ", взрослые отдавали отчет своим действиям.
Совершенно очевидно, что многие внешние факторы способны вызывать болезни, которые носят название "простудных заболеваний". К наиболее частым причинам "простуд" относят, прежде всего, переохлаждение как общее (плохо оделись, холодно в квартире), так и локальное (например, промочили ноги). С одной стороны, взаимосвязь "холод-болезнь" совершенно очевидна, с другой, совершенно непонятна.
Озираясь по сторонам, наблюдая за животными - собаками, что бегают по ноябрьским лужам, воронами, что сидят на проводах в лютый январский мороз - невольно начинаешь ощущать некую человеческую неполноценность, некоторую оторванность от природы. Неужели за более развитые мозги приходится расплачиваться абсолютной неспособностью жить по законам природы? Нет, вполне можно объяснить связь простуды и экстремальных физических воздействий - провалились в прорубь, например. Но почему болезнь возникать лишь потому, что дунуло из открытого окна, лишь потому, что в ботинки попал снег, лишь потому, что в школе потерял шапку и пятиминутную дорогу домой шел с непокрытой головой? Почему?
Ответы на поставленные вопросы следует искать в самом раннем детстве. Ведь новорожденный человеческий детеныш обладает врожденной способностью адаптироваться к условиям окружающей среды . Стабильность этих условий, например, постоянная и отнюдь не низкая температура воздуха, теплая вода, стерильная пища, тщательное устранение контактов с движущимся воздухом (ветер) приводит к тому, что врожденные механизмы адаптации отключаются за ненадобностью. К огромному-преогромному сожалению, именно стабильность внешних физических факторов является чуть ли не главным проявлением родительской любви. К чему это приводит? К тому, что физические факторы, для человека вовсе не экстремальные, - движущийся воздух, именуемый страшным словом "сквозняк", или температура в комнате +17 °С становятся источником повышенной опасности.
Таким образом, следует сделать очень важное заключение: новорожденный ребенок в закаливании не нуждается. Он закален самой природой, тысячелетиями естественного отбора. Следует всего-навсего так организовать уход за младенцем, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы . Не только не избегать, но сознательно создавать контрасты температур как воздуха, так и воды, использовать все возможности для максимального по продолжительности контакта с естественными факторами природы, проще говоря, побольше гулять и в любую погоду. Не надо экстремизма! Не надо окунать детей в прорубь, не надо часами держать их на солнце и совершенно не обязательно бегать по снегу босиком.
Тем не менее, естественное воспитание, основанное на поддержании природных способностей, вступает в глубокие противоречия, как с отечественной педиатрией, так и с отечественным менталитетом. Ситуация близка к тупиковой хотя бы потому, что 99% мам и пап благополучно заболевают после того, как посидят на сквозняке или промочат ноги. Неудивительно, что эти факторы однозначно расцениваются как опасные, и ребенка от подобных угроз будут всячески оберегать.
Сама проблема закаливания возникает, как правило, именно в тех семьях, где дети желанны и любимы, где родители готовы на всяческие жертвы и личные ограничения, лишь бы ребенку было хорошо. Закаливание всегда должно рассматриваться как попытка вернуть утраченное, попытка вскочить в уходящий поезд, попытка пересмотреть традиционные родительские представления о том, что для ребенка плохо и что хорошо.
Вышеизложенное следует рассматривать в качестве некой теоретической базы, позволяющей понять, что главная задача родителей не в том, чтобы ребенка закалять. Главное сделать так, чтобы ребенок в закаливании не нуждался. Но это все теория. Имеем факт: постоянные простуды. Признаем, были не правы. Готовы исправляться. С чего начать?
Начать с того, что понять: на любого человека - неважно взрослый это или ребенок - постоянно оказывает воздействие совершенно определенная совокупность внешних воздействий. Воздействия эти условно могут быть разделены на две группы. Первая - факторы естественные (природные) - знаменитые, воспетые в песнях и сказках солнце, воздух и вода. Вторая - факторы цивилизации - место жительства, бытовая химия, учеба в школе, телевизор, одежда, транспорт и т. д. и т. п.
Возникшее вследствие неадекватного воспитания угнетение врожденной устойчивости к совершенно обычным для человеческого организма природным воздействиям, вполне может быть устранено. Для этого надо совсем не много - принципиально изменить образ жизни, сделать его естественным.
Естественный образ жизни предусматривает приоритетный контакт с вышеупомянутыми естественными факторами и максимальное ограничение контактов с "вредностями цивилизации". Именно такой способ существования пробуждает заложенные в человеке адаптационные механизмы . Логичное следствие - многократное повышение устойчивости организма , снижение, как частоты, так и тяжести болезней.
Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является. Малоподвижность. Почти постоянное пребывание в помещении - школа, домашние задания, часовые бдения возле телевизора, детская комната с кучей игрушек. Кормление, несопоставимое с реальными энергетическими затратами, избыток бытовой химии.
Читатели, разумеется, вполне могут возразить - дескать, совсем не у каждого ребенка есть своя комната с кучей игрушек, и не каждые родители могут позволить себе избыток еды, и не все дети часами делают уроки. Так-то оно так. Но весь парадокс как раз и заключается в том, что не имеющие лишнего веса двоечники из малообеспеченных семей в закаливании , как правило, не нуждаются!
Рассмотрим теперь основные составляющие естественного образа жизни , весьма желательные для взрослых и абсолютно обязательные для детей, особенно в тех житейских ситуациях, когда на семейном совете рассматривается вопрос о том, что ребенка пора закалять .

    Двигательная активность. В школу пешком или, может, одну остановку подъехать на автобусе? Посмотреть кино или поиграть в футбол? Что вообще полезнее для здоровья - шахматы или теннис? В воскресенье всей семьей делаем генеральную уборку, формируя трудовые навыки, или в воскресенье всей семьей отправляемся на природу, а генеральную уборку совершаем за два вечера в будни? Надо ли отвечать на эти вопросы? Надо ли объяснять, что проявлять двигательную активность лучше под открытым небом, а не между полом и потолком?

    Одежда. Не мешает двигаться. Количество умеренное, поскольку потливость вызывает простуды чаще, чем переохлаждение.

    Питание. Аппетит как главный критерий целесообразности приема пищи вообще и как эквивалент энергозатрат в частности. Не хочет есть - значит, не потратил должного количества энергии (на поддержание температуры тела, на уже упомянутую нами двигательную активность).

Совершенно особый вопрос - посещение детских коллективов (школа, детский сад). Понятно, что воспитательнице детского сада сослаться на "плохую погоду" и не выходить из помещения проще, чем, во-первых, всех одевать-раздевать и, во-вторых, выслушивать потом от Сережиной мамы претензии - мальчик заболел потому, что было сыро.
Школа, это вообще отдельная тема. Мы все дружно смирились с тем, что школа - источник знаний. А со здоровьем как? Ведь благосостояние нашего народа не настолько велико, что у всех есть дома тренажеры, бассейны и площадки для тенниса. Остается лишь на школу надеяться. Но не тут то было...
Почему математика 4 раза в неделю, а физкультура 2? Нищие спортзалы с осыпающимися потолками, какие тренажеры, нам бы хоть пару новых волейбольных мячей! 90 минут в неделю на двигательную активность и 20 минут из этих 90 - перекличка, "равняйся", "смирно", "на первый-второй рассчитайся". Ботаника, природоведение и география, не выходя из класса. Дополнительные занятия. Количество домашних заданий таково, что добросовестное отношение к учебе способно подорвать самое крепкое здоровье.
Минуточку, воскликнет нетерпеливый читатель, у нас ведь тема "закаливание "! А закаливание тут при чем?
Очень даже при чем, поскольку именно закаливание сплошь и рядом пытаются сделать заменителем естественного образа жизни.
Классическая ситуация: славная девочка Леночка - отличница. Она много читает и любит мультики, помогает маме мыть посуду, дополнительно занимается английским языком, а по воскресеньям в дом приходит учительница музыки (в прошлом году дедушка на сэкономленную двухлетнюю пенсию купил пианино). У Леночки много игрушек и книг, хронический тонзиллит, аденоиды, низкий гемоглобин, аллергия на апельсины и шоколад. За зиму она 5 раз болела ОРЗ и 1 раз бронхитом. Леночкин папа первым сделал вывод о том, что ребенка надо закаливать и был поддержан на семейном совете (пять голосов "за", теща воздержалась). В доме даже нашлась изданная массовым тиражом брошюра "Закаливание". Начать решили с обливаний. В книжечке была таблица - с какой температуры начать и как температуру снижать. Каждый день (перед сном) Леночку обливали - начали с 34 °С, каждую неделю температуру воды снижали на 1 градус, дошли до 30 °С, но в классе у всех был грипп, а в книге написано - в случае заболевания температуру повысить, опять вернулись к 34 °С... В принципе, закаливать оказалось очень даже просто - какие-то 10 минут в день потратить на дополнительные водные процедуры.
Описанный вариант действий весьма типичен и, что самое главное, - с одной стороны, абсолютно безвреден для ребенка, а с другой - очень удобен для родителей. Ничего не меняя в целом и тратя максимум 15-20 минут в день на закаливающие процедуры , взрослые и, на первый взгляд, вполне разумные люди, пребывают в глубоком убеждении касательно того, что они ребенка закаляют .
Давайте еще раз вернемся к теоретической основе закаливания . Некий физический фактор, например сквозняк, вызывает простудные заболевания. Если же этот фактор будет постоянным, вначале кратковременным (дозированным), а затем более длительным, то организм к нему (сквозняку) привыкнет и не будет болезненно реагировать. Из теории - практический способ закаливания - сегодня посидим 20 секунд возле открытого окна, завтра минуту, послезавтра 2 минуты, в идеале через 3 месяца будем спать с открытой форточкой. Промокшие ноги - болезнь. Нальем в ванну тепленькой водички и попрыгаем перед сном 2-3 минуты. На следующий день сделаем воду чуть холоднее, а прыгать будем чуть дольше. В идеале через полгода будем бегать по лужам в тапочках.
Ребенок неделями не выходит гулять, не снимает шапочек и шерстяных носков, ест с уговорами, часами сидит возле телевизора, но перед сном его обливают (обтирают) водой и с чувством глубокого удовлетворения ложатся спать.
Именно такой теорией и именно такими практическими действиями внедряется закаливание в нашу повседневную жизнь.
В подавляющем большинстве случаев, "закаливающие процедуры" не приносят ребенку ни пользы, ни вреда, но оказывают огромную пользу нервной системе родителей. Закаливание является большим жирным крестиком на совести мамы и папы - мол, мы сделали все, что могли.
Так что не закалять ? Закалять , но правильно и понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Начинать не с обтираний и обливаний, не с открытия форточки на 20 секунд. Начинать с решения глобальных вопросов: распорядок дня, интенсивность обучения, еда, сон, детская комната, одежда, спорт.
Раз и навсегда определить некие правила, обязательные к исполнению - гулять в любую погоду и всячески поощрять двигательную активность, никогда не заставлять есть, свести до минимума контакты с бытовой химией, предоставить возможность одеваться самому (самому определять количество вещей). Если ребенок не вылезает из болезней, определиться с дополнительными учебными нагрузками (музыка, иностранные языки). Лишние знания при дефиците здоровья не делают человека счастливым. Привести в порядок детскую комнату, выкинуть накопители пыли, каждый день - влажная уборка. Не свежий воздух дозировать, а дозировать телевизор, дозировать уроки, дозировать шашки-шахматы и крестики-нолики. Дарить не игрушки и шоколадки, дарить свежий воздух - не из окна, а в лесу, цветы - не в вазе, а в поле, воду - в реке, а не из водопровода.
Только такой образ жизни может сделать ребенка счастливым. А практическая реализация подобных действий требует от родителей не только желания, но и времени. Это гораздо сложнее и хлопотнее, чем обтирать теплой водичкой пять минут в день.
Прямая связь здоровья ребенка и возможностей родителей находить время для укрепления этого самого здоровья представляется очевидной. Но имеем, что имеем - печальную окружающую среду, низкий уровень материального благосостояния, постоянный поиск средств к существованию, дефицит здоровья у самих родителей. Легко сказать: "все свободное время - гулять". Надо ведь иметь свободное время. Легко сказать "прохладный душ по утрам". Надо ведь иметь горячую воду - без горячей воды трудно сделать прохладную, только холодная получается. Рука не поднимается проветривать комнату, в которой и без проветривания + 15 °С.
Перечень причин, мешающих закаливанию можно продолжать, но сил мириться с детскими болезнями уже не осталось, а желание делать хоть что-нибудь усиливается с каждым днем. Важный аргумент в пользу необходимости действий - болезнь ребенка, сама по себе, требует времени и немалых средств (лекарства, диета, финансовые потери в связи с невозможностью ходить на работу). Итак, конкретные рекомендации, долгожданные ответы на извечный вопрос "что делать?".
Понять, что имеется два варианта действий. Первый вариант - относительно пассивный - коррекция образа жизни. Что, как и в каком направлении корректировать мы уже определили. Сразу же заметим - подобных перемен совершенно достаточно для постепенного возврата утраченного здоровья. Второй вариант - активный. Перемены образа жизни плюс некие дополнительные мероприятия (те самые закаливающие процедуры), позволяющие вернуть утраченное заметно быстрее.
Рекомендуемая схема активного варианта действий примерно такова.
Начать с физических нагрузок. Проснуться на час раньше обычного и в любую погоду устроить пробежку. Не бег на месте в комнате, а на свежий воздух! Пробежались 5-10 минут (никуда не торопимся, спокойно, никаких рекордов на скорость и дальность), остановились, еще 5-10 минут - комплекс элементарных гимнастических упражнений (помахали руками, покрутили тазом, попрыгали, поприседали) и побежали домой. Итого - максимум 30 минут. Дома - водные процедуры, душ или из ковшика облились теплой водичкой (пока папа бегал, мама подогрела воду), почистили зубы. Позавтракали. Пошли в школу (детский сад). Постепенно увеличиваем дальность и время пробежек, усложняем гимнастические упражнения, уменьшаем количество одежды.
Описанному варианту действий помешать может только лень . Никаких других оправдательных мотивов просто не существует. Можно допустить (хотя и не очень хочется), что родители не могут позволить себе выходной на природе и прогулки с ребенком после работы. Но час в день по утрам выкроить можно и нужно. За этот час ребенок получит гармоничный комплекс воздействий - собственная двигательная активность + вода и свежий воздух. Автор гарантирует, что, найдя в себе силу воли ежедневно просыпаться на час раньше, вы уже через месяц почувствуете перемены к лучшему - не только в отношении здоровья ребенка, но и в отношении своего собственного здоровья!
При осуществлении любых закаливающих мероприятий следует неукоснительно соблюдать три главных принципа:

    систематичность - раз уж начали, не идите на попятную, не ищите повода сегодня пропустить;

    постепенность - плавное увеличение интенсивности и продолжительности воздействий;

    учет индивидуальных особенностей - возраста, психологической настроенности самого ребенка, сопутствующих болезней, бытовых факторов.

Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Всегда имеет смысл делать акцент именно на те варианты действий, к которым стремится сам ребенок. Нравится ему, например, ходить босиком. Очень хороший вариант закаливания - родителям лишь остается не забывать о постепенности и систематичности.
Обращаю внимание: закаливание помогает предотвратить лишь те болезни, которые связаны с неблагоприятным воздействием именно физических факторов окружающей среды. Закаливание ни коим образом не может уменьшить частоту инфекционных болезней - если в детском саду ветрянка или началась эпидемия гриппа - заболеет обязательно. Но именно закаливание позволяет многократно уменьшить тяжесть и продолжительность болезней, частоту и вероятность осложнений.
Еще раз подчеркиваю главное. Ребенок не нуждается в закаливании, ребенок нуждается в естественном, гармоничном образе жизни. Максимальная двигательная активность, максимально возможное пребывание на свежем воздухе, достаточный минимум одежды, чистая, прохладная детская комната - в десятки раз важнее и целесообразнее любых гимнастик, обливаний и обтираний. Справедливость именно такого положения вещей нередко постигается родителями слишком поздно, когда якобы любовь, якобы уход и якобы забота приносят плоды в виде целого букета болезней.

Какими бы ни были достижения современной профилактической медицины, к сожалению, наши дошкольники все равно болеют, и болеют часто.

Среди заболеваний в этой возрастной группе преобладают .

А, как известно, лучшим средством профилактики простудных заболеваний является закаливание .

Кандидат биологических наук Анохина Ирина Анатольевна, которая в своей диссертационной работе поднимает вопросы закаливания детей дошкольного возраста, отмечает следующие преимущества и эффект от закаливания :

  • улучшает терморегуляционные реакции организма;
  • закаливание проявляется в совершенствовании кожно-сосудистых реакций;
  • эффекты закаливания проявляются в ускорении моторного развития, совершенствовании вегетативных регуляторных механизмов дыхательной и сердечной функции;
  • уменьшается восприимчивость к простудным заболеваниям.

Режим закаливания детей в возрасте от 3 лет

Начинать закаливание можно в любом возрасте. Если Вы решили укрепить здоровье ребенка после трех лет, предлагаем придерживаться такого утреннего режима :

  1. в течение 10-20 минут, усилит эффект легкая гимнастика.
  2. Умывание и обтирание прохладной водой (начинаем с температуры 22 градусов и постепенно понижаем до15) до пояса.
  3. Полоскание горла водой (температура 35 градусов, ежедневно снижаем на 1 градус, доводим до 17 градусов). Если ЛОР-органы у ребенка - слабое место, снижайте температуру медленнее - на 1 градус каждый 5-7 дней.
  4. (прогулка на улице в период с 8 до 11 часов не менее 30 минут).

Обтирания можно заменить обливанием ножек. Начинаем с температуры воды 30 градусов и каждые 3-5 дней понижаем ее на 1 градус, доводим до 16 градусов.

Колебания температуры детки лучше всего переносят в первой половине дня . Поэтому не затягивайте с процедурами и не откладывайте их на время перед сном.

Закаливание методом кратковременного холодового раздражителя более эффективно в профилактике ОРЗ по сравнению с другими способами

Ирина Анохина также акцентирует внимание на том, что закаливание методом кратковременного холодового раздражителя более эффективно в профилактике ОРЗ по сравнению с другими способами. Уменьшается общее число заболеваний и, в частности, ОРВИ. А вот экстремальные методы закаливания не могут считаться эффективными , поскольку их воздействие оказывается неадекватным состоянию здоровья большинства детей и вызывает у них рост числа простудных и хронических заболеваний.

Что еще надо знать родителям

Существует несколько правил закаливания детей. Если следовать им, то процедуры не доставят дискомфорта и принесут организму ребенка только пользу.

  1. Начинать закаливание надо в теплое время года.
  2. Помните, что важны постепенность и регулярность.
  3. Учитывайте возможности ребенка, нагрузки не должны быть чрезмерными.
  4. Следите за здоровьем ребенка. Если малыш приболел - сделайте шаг назад. При легких закаливание не прекращается, но переходит на более щадящий режим (чуть более теплая вода, исключите полоскание). Если заболевание серьезное, пропустите процедуры.

Противопоказания к закаливающим процедурам:

Максимальный эффект от закаливания наблюдается через 2-3 месяца, а вот исчезает за 1-2 недели. Поэтому закаливание должно стать постоянной и обязательной процедурой в режиме ребенка.

В этом вопросе придерживайтесь пословицы: тише едешь - дальше будешь.

Терпения и крепкого иммунитета!

Именно в такой ситуации родители вспоминают о закаливании и начинают обливать малыша холодной водой. Но метод не приносит ожидаемого эффекта и разочаровывает отчаявшихся мам и пап. Врачи же утверждают, что закаливание детского организма – неотъемлемая часть здоровья ребенка, но проводить его нужно правильно.

Много мифов ходит о методах и способах закаливания детей. Родителям стоит разобраться в особенностях детского организма и подобрать подходящие малышу процедуры. Не нужно забывать о правилах закаливания, без соблюдения которых все усилия будут напрасны, а состояние здоровья крохи может даже ухудшиться.

Что такое закаливание

Закаливание – повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным условиям внешней среды путем целенаправленного дозированного воздействия этих условий.

При упоминании слова «закаливание» в памяти сразу всплывает обливание холодной водой, но водные процедуры – не единственный метод укрепления иммунитета ребенка.

С чего начать закаливание ребенка

Начинать закаливание нужно с изменения образа жизни всей семьи. Ведь усиление защитных функций иммунной системы не произойдет при обливании холодной водой. Чтобы эффективно укрепить здоровье ребенка, закаливающие процедуры должны включать в себя и другие простые мероприятия.

Для этого достаточно приблизить образ жизни малыша к природному, естественному.

  • Регулярные прогулки

Ребенок должен ежедневно бывать на улице, активно играть на свежем воздухе. Это значительно укрепляет иммунитет малыша. Выбирая между прогулкой и просмотром телепередач, родители должны отдать предпочтение совместному времяпровождению на улице.

  • Не кутать!

Обратите внимание, сколько слоев одежды на вашем ребенке. Доктор Комаровский утверждает, что при температуре более 23 градусов достаточно одного тонкого слоя одежды, платья или футболки без рукавов.

Ребенок постоянно пребывает в движении и замерзает он намного реже, чем родители. Одетые тепло, в несколько слоев, малыши быстро потеют, что и вызывает развитие заболеваний.

  • Погода в доме

Одной из причин частых простудных заболеваний считается слишком сухой воздух в помещении. Пересушенные слизистые оболочки теряют свои защитные свойства и перестают противостоять вирусам и бактериям. Особенно это касается помещений с дополнительными обогревателями и теплым полом.

В домах, где постоянно работает теплый пол, влажность воздуха снижается до 20 %, при нормальных показателях в 40-60%.

Если воздух в квартире слишком сухой, стоит подумать о методах дополнительного увлажнения.

Температуру в комнате должна составлять 20-22 градуса. Соблюдение достаточной влажности и температурных условий в доме оградит малыша от многих проблем.

  • Режим дня

Правильное соотношение нагрузок, прогулок на свежем воздухе и отдыха формирует основу здоровья крохи. Важно предупредить перегрузку малыша избытком секций и повышенную психоэмоциональную нагрузку.

  • Правильное питание

Здоровое питание заключается в достаточном поступлении с пищей питательных веществ, которые участвуют в формировании защиты организма от инфекций. Нежелательно употребление тяжелой пищи, переедание и кормление ребенка через силу. Нужно соблюдать режим кормлений, питаться простой и здоровой пищей.

  • Закаливающие процедуры

Рациональное применение закаливающих процедур положительно воздействует на организм малыша, улучшается кровообращение, обмен веществ, работа нервной системы. Ребенок постепенно адаптируется к воздействию факторов закаливания, повышается способность сопротивляться инфекциям.

Закаливающие процедуры разделяют в зависимости от фактора окружающей среды, который воздействует на организм. Самыми распространенными и эффективными системами закаливания детей являются водные и воздушные процедуры, закаливание солнцем.

Правила закаливания

Ни при каких обстоятельствах закаливание не должны приносить малышу неприятные ощущения. Ребенок не должен плакать, кричать, воспринимать закаливание как испытание. Если малышу не нравится выбранный вами метод, подберите другой вариант, который принесет ребенку пользу и положительные эмоции.

  • Закаливаемся постепенно

Не нужно торопиться закаливать малыша, дайте организму крохи адаптироваться постепенно. Понемногу увеличивайте время процедуры, постепенно снижайте температуру.

  • Проводим процедуры систематически

Закаливающие процедуры будут иметь отличный результат, если проводить их регулярно. Лучше всего подобрать подходящий момент, когда малыш сыт и находится в хорошем расположении духа. Проводить процедуры следует в одно и то же время ежедневно.

  • Комбинируем факторы закаливания

Необходимо периодически менять и комбинировать закаливающие факторы. Самые полезные и доступные из них – солнце, воздух и вода. Очень действенно сочетание закаливающих процедур и гимнастики.

  • Предупреждаем переохлаждение и перегрев ребенка

Следите за состоянием и настроением малыша во время закаливания. Слишком интенсивные мероприятия могут негативно отразиться на состоянии здоровья ребенка.

  • Не закаливаться во время болезни

Перед началом закаливания стоит проконсультироваться с врачом. Если у закалявшегося ребенка нарушено самочувствие, повышена температура или проведена вакцинация, закаливание стоит пропустить.

  • Закаливаться вместе

Если традиций здорового образа жизни и закаливания придерживается вся семья, ребенок быстро адаптируется и поддерживает родителей.

  • Начинать в любом возрасте

Хотя эффективность закаливание выше при правильной организации быта малыша еще с пеленок, начинать закаливаться можно в любом возрасте.

Виды закаливающих процедур

Закаливание воздухом

Закаливание воздухом – один из самых легких и безопасных методов укрепления здоровья крохи. Именно с него стоит начинать закаливание новорожденных и малышей до года.

Проветривание

С первых дней жизни малыша нужно создавать правильные условия окружающей среды. Для новорожденных комфортной температурой воздуха в помещении считается 22 градуса. Проветривать комнату в зимнее время нужно не менее 4-5 раз в день, причем температура воздуха после проветривания должна снизиться на 1 градус.

Новорожденного малыша при проведении процедуры стоит вынести в другую комнату. Ребят постарше можно постепенно приучать к открытому на короткое время окну. В теплое время года доступ кислорода должен быть постоянным, можно оставлять открытым окно даже в присутствии малыша. Но если проветривание квартиры сквозное, ребенка стоит отвести в другую комнату.

Прогулки

Первые прогулки с ребенком можно совершать уже через несколько дней после выписки из роддома при условии удовлетворительного состояния малыша. Продолжительность прогулки зависит от времени года и температурных условий региона. В среднем первый выход на улицу должен длиться около 20 минут, а продолжительность прогулки постепенно увеличиваться до 1-2 часов.

Стоит отказаться от прогулки с грудничком, если температура за окном опустилась ниже 15 градусов или поднялась выше 30 градусов. Это предупредит возможное переохлаждение и перегрев ребенка.

Для определения минимальной температуры для прогулок грудничка доктор Комаровский предлагает правило: на каждый месяц ребенка прибавляем -5 градусов, но в итоге температура на улице не должна быть ниже 15 градусов.

Воздушные ванны

Самый простой способ закаливания малышей первого месяца жизни – воздушные ванны во время пеленания. Это не займет много времени, ребенка оставляют раздетым на пеленальном столике на несколько минут.

Когда малышу исполнится полгода, продолжительность процедуры увеличивается до 15 минут, а к достижению годовалого возраста – до 30 минут. Хорошие результаты приносят воздушные ванны в летнее время на улице. Для этого нужно поместить коляску с малышом в тени деревьев.

Если ребенок раньше не закаливался, начинать проведение воздушных ванн следует постепенно. Для начала достаточно оголить ручки и ножки, потом по пояс, а затем оставить ребенка полностью раздетым. Длительность первых воздушных ванн не должна превышать 5 минут. Так ребенок учится адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.

Закаливание детей водой

Способы закаливания детей водой разнообразны, можно подобрать подходящие процедуры для любого возраста.

Закаливание в ванной

Даже новорожденных здоровых детей после консультации педиатра можно начинать закаливать водичкой. Для этого привычную ванну температурой 37 градусов стоит закончить прохладным обливанием заранее подготовленной водой из кувшина. Важно, чтобы вода из кувшина была на 1-2 градуса прохладнее, чем в ванной.

Затем температуру воды в кувшине нужно постепенно понижать на 1 градус каждые 3-5 дней. Но не следует обливать кроху холодной водой ниже 20-26 градусов.

Поливать кроху нужно держа на ладони спиной вверх, начиная со стоп и пяток и заканчивая спинкой вдоль позвоночника и затылком. После процедуры обсушите свое чадо полотенцем и согрейте.

Можно закаливать кроху, не доставая из ванночки. Для этого пересадите малыша в сторону и откройте кран с холодной водой. Когда температура воды в одной части ванны станет на градус ниже, чем во второй, перемещайте младенца из стороны в сторону. Таким образом, купание в прохладной воде чередуется с окунанием в теплую воду. После процедуры обсушите и согрейте малыша.

Обтирание

После достижения ребенком двухмесячного возраста можно вводить следующий метод закаливания – влажное обтирание. Проводят обтирание после пробуждения малыша, учитывая, что после еды должно пройти 60-90 минут. Температура в помещении должна держаться в пределах 20-22 градусов. В летнее время обтирание хорошо проводить на улице.

Проводится закаливающая процедура с помощью махровой рукавицы или полотенца, смоченного прохладной водой 33-35 градусов. Если ребенок с удовольствием принимает процедуру, можно сделать воду холоднее на 1 градус.

Сама процедура заключается в обтирании массажными движениями кожи ребенка. Лучше соблюдать такую последовательность: сначала обтирают ручки и ножки крохи, затем принимаются за живот, грудь и спинку малыша. Заканчивать процедуру лучше обтиранием кожи ребенка сухим полотенцем.

Для полутора годовалых детей идеальной температурой для обтирания считается 28-30 градусов. В возрасте старше 2 лет допустимо охладить воду до 24-26 градусов. Для подросшего малыша возрастом старше 4 лет при регулярном закаливании подойдет вода, охлажденная до 22-23 градусов. Закаливание старших детей, подростков проводят водой ниже 20 градусов.

Обливание

После адаптации ребенка к влажному обтиранию можно начинать закаливание обливанием прохладной водой. Процедуру проводят как во время купания в ванной и приема гигиенических процедур, так и отдельно.

Обливание ручек и ножек малыша

Если ребенок раньше не получал закаливающие процедуры, обливать нужно через 2-3 недели после адаптации малыша к обтиранию. Сперва начните обливать руки и ноги малыша водой 30-32 градусов. После процедуры разотрите кожу крохи до легкой красноты. Температура воды снижается на градус каждую неделю до достижения 20 градусов.

Важно. При проведении обливания водой ребенок должен быть согрет. Если руки и ноги малыша охлаждены, закаливание прохладной водой не имеет смысла, организм не воспринимает изменение фактора окружающей среды.

Контрастное обливание

Можно применять контрастное обливание голеней и ступней крохи. Для этого ножки ребенка поочередно поливают теплой и холодной водой. Обратите внимание, температура теплой воды должна составлять 30-32 градуса, а температура холодной воды должна колебаться в пределах 24-25 градусов и постепенно снижаться.

Одна из разновидностей контрастных процедур – использование тазиков для ног с теплой и холодной водой. Погружение ног в воду осуществляют 3-6 раз.

Ослабленные дети должны заканчивать процедуру окунанием ног в таз с теплой водой, а закаленные – в холодную воду.

Обливание ребенка целиком

После адаптации малыша к частичному обливанию можно приступать к обливанию крохи целиком. Для этого используется емкость с водой или душ. Если ребенок хорошо и давно закаливается, то возможно применение контрастного душа.

Не забывайте, что закаливание должно проходить в игровой форме и не вызывать отрицательные эмоции у малыша. В летнюю знойную погоду хорошо проводить любые методы обливания на улице.

Закаливание солнцем

Солнечные лучи сильно влияют на активность иммунной системы крохи. В небольших дозировках ультрафиолет стимулирует защитные свойства организма ребенка. Но повышенная инсоляция, особенно у детей до 3 лет, может быть опасна.

Недопустимо пребывание на открытом солнце и тем более загорание детей младше 1 года. Кожа крохи не способна вырабатывать достаточное количество защитного пигмента – меланина.

Закаливать солнцем грудничков можно только в тени деревьев. В таком случае солнечные лучи рассеваются и не оказывают вредного воздействия на кожу ребенка. Позаботьтесь, чтобы во время закаливания ребенок мог двигаться, играть с игрушками, и не забывайте одевать на голову малыша панамку.

При температуре воздуха 25-26 градусов и отсутствии ветра можно оставить кроху в трусиках и футболке из тонкой ткани. Через полчаса пребывания на улице при хорошем самочувствии ребенка оголяют на несколько минут. С каждым днем время пребывания крохи без одежды увеличивают на минуту до достижения 10 минут.

Начиная с 3 лет, можно постепенно выводить малыша на солнце. Для закаливания солнечными ваннами лучше подойдет время до полудня и после 16 часов вечера. Важно, чтобы в это время ребенок играл в спокойные игры и не перетруждался. Длительность первой процедуры закаливания солнцем не должна превышать 5 минут. Максимальная продолжительность солнечной ванны в детском возрасте не должна превышать 50 минут.

Недопустимо закаливание солнцем, если температура воздуха поднялась выше 30 градусов.

Очень действенный способ закаливания – купание в водоемах под открытым небом. В этом случае совмещаются все факторы закаливания – солнце, воздух и вода. Этот способ закаливания подойдет детям старше 3 лет.

Для начала процедур предпочтение стоит отдавать утреннему и вечернему периоду. Температура воздуха должна быть не менее 25 градусов, а воды – не менее 23. Обязательно позаботьтесь о наличии пляжного зонтика, тени, где малыш может передохнуть. Начинать закаливание нужно с 15 минут пребывания в воде.

Закаливание и возраст ребенка

Каждую маму интересует вопрос, что нужно делать, чтобы кроха рос здоровым и активным, не навредит ли метод раннего закаливания малышу. На самом деле многие опасения родителей беспочвенны, грамотное закаливание укрепит иммунитет и поможет избежать частых заболеваний.

Для детей до года идеально подходит закаливание воздухом, которое можно проводить при переодевании ребенка. Затем включайте в ежедневное принятие ванн обливание прохладной водой или применяйте влажные обтирания. Не нужно забывать про прогулки, следует правильно подбирать одежду крохе.

Для детей старше 3 лет, кроме вышеупомянутого, можно использовать контрастные процедуры и начинать применять закаливание солнцем. Хорошие результаты в этом возрасте дает комбинация и смена методов закаливания. Закаливание детей и подростков может включать полный набор укрепляющих иммунитет мероприятий.

Заключение

  • Закаливание детского организма – простой и эффективный способ тренировать защитные силы ребенка.
  • Лучше всего начинать приучать ребенка к закаливанию с первого года жизни. Но если вы упустили этот период, не отчаивайтесь – начинать закаливание никогда не поздно. Руководствуясь простыми правилами, можно легко и безопасно повысить устойчивость организма.
  • Для каждого периода жизни ребенка подойдет воздействие определенного фактора окружающей среды.
  • Укрепление иммунитета малыша должно включать в себя не только воздействие физических факторов, но и коррекцию образа жизни всей семьи. Это принесет хороший и длительный результат.

Рождаясь, ребенок попадает в новую среду обитания. Природа наделила младенца множеством различных приспособительных и защитных механизмов, для того чтобы он мог выжить и начать развиваться в этой среде. Так, например, у ребенка есть механизмы терморегуляции, предупреждающие перегревание и переохлаждение. Кутая ребенка, создавая ему тепличные условия, мы «лишаем работы» эти механизмы. Став ненужными, они могут постепенно атрофироваться, и тогда даже легкий ветерок будет представлять для ребенка угрозу - оказавшийся беззащитным малыш легко может заболеть.

Выносливость организма и его сопротивляемость по отношению к меняющимся условиям внешней среды повышаются под влиянием ЗАКАЛИВАНИЯ - воздухом, водой, рассеянным солнечным светом: у ребенка повышается иммунитет к различным заболеваниям, совершенствуются механизмы терморегуляции; закаливание способствует правильному обмену веществ, оказывает положительное влияние на физическое развитие ребенка, на адаптацию его организма к новым условиям жизни. Закаливание - ведущий метод повышения сопротивляемости детского организма.

Однако для получения положительного эффекта от закаливания необходимо соблюдать ряд ОБЩИХ ПРАВИЛ:

Систематическое использование закаливающих процедур во все времена года без перерывов

Перерывы в закаливании ведут к ослаблению адаптационных механизмов, формирующихся под влиянием закаливающих процедур. Даже у взрослых через 3-4 недели после прекращения закаливающих процедур резко ослабляется выработанная устойчивость к воздействию холода. У детей на 1-м году жизни исчезновение эффекта адаптации происходит в еще более короткие сроки - через 5-7 дней. По мере изменения условий, связанных с временем года, процедуры надо варьировать, не отменяя их полностью. Например, летний душ зимой можно заменить обливанием ног.

Обеспечить систематическое проведение закаливающих процедур в течение круглого года можно лишь в том случае, если они прочно войдут в распорядок дня ребенка и будут сочетаться с обычными мероприятиями, проводимыми в различное время суток (умывание, прогулка, сон, игра, гигиеническая ванна и т. д.).

Постепенное увеличение силы раздражающего воздействия

Закаливание основано на свойстве организма постепенно приспосабливаться к необычным условиям. Устойчивость к воздействию пониженных температур должна воспитываться последовательно, но непрерывно. Переход от более слабых по воздействию закаливающих процедур к более сильным (за счет понижения температуры воздуха, воды и увеличения продолжительности процедуры) необходимо осуществлять постепенно. Особенно это важно для детей раннего возраста и ослабленных детей (недоношенных, страдающих гипотрофией, рахитом, эксудативным диатезом или другими аллергическими заболеваниями).

Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка

При любых закаливающих мероприятиях необходимо учитывать возраст и состояние здоровья ребенка и индивидуальные особенности его организма. С возрастом нагрузки нужно постепенно увеличивать. Чем слабее ребенок, тем осторожнее надо подходить к проведению закаливающих процедур, но закаливать его надо обязательно! Если ребенок все же заболеет, посоветуйтесь с врачом, можно ли продолжать хотя бы некоторые процедуры с уменьшенной силой воздействия; если этого сделать нельзя, придется по выздоровлении начать все сначала.

Проведение закаливающих процедур на фоне положительной настроенности ребенка

Любое закаливающее мероприятие следует проводить, предварительно создав ребенку хорошее настроение. Нельзя допускать плача, появления чувства беспокойства или страха перед закаливающими процедурами. Если ко времени выполнения процедуры ребенок чем-то расстроен, плачет, лучше перенести процедуру на другое время или совсем отменить: положительного эффекта от этой процедуры получить уже не удастся.

Соблюдение температурного режима кожных покровов

Во время закаливания обязательно проверяйте состояние кожи ребенка: проводить процедуру можно лишь в том случае, если нос и конечности у него теплые. Если ребенок охлажден и у него уже имеется сужение сосудов, выработать положительную реакцию на закаливание не удастся, можно получить лишь обратный эффект. Вредно и перегревание: оно повышает влажность кожи, что изменяет ее теплопроводность, в результате чего даже умеренное воздействие прохладной воды или воздуха могут привести к значительному переохлаждению организма ребенка.

Закаливание воздухом

I способ - проветривание помещения. Закаливание воздухом начинается именно с этого. Лучший способ проветривания - сквозное, его можно устраивать в отсутствие ребенка. Закаливающим фактором при проветривании помещения является понижение температуры на 1-2О С. Осенью и зимой проветривать помещение необходимо 4-5 раза в день по 10-15 минут. Летом окно должно быть открыто, оптимальная температура воздуха в помещении, где находится грудной ребенок, - +20- 22 С. Исследования показали, что при более высокой температуре в помещении рост и развитие ребенка задерживаются.

II способ - прогулка, включающая и сон на воздухе. Желательно как можно больше времени проводить под открытым небом. Летом за городом целесообразно питание, сон, гимнастику, игры вынести на свежий воздух. В любое время года полезно гулять, не забывайте только, что одеваться нужно по погоде. Не кутайте ребенка! Детей с 2-3-недельного возраста в холодное время года при температуре воздуха не ниже -5О С надо выносить на улицу. Продолжительность первой процедуры - 10 минут, в дальнейшем время прогулки следует довести до 1,5-2 часов и гулять два раза в день. В теплое время года прогулки с ребенком должны быть ежедневными, 2-3 раза в день, между кормлениями по 2-2,5 часа.

В первые 1,5 года жизни ребенка рекомендуется дневной сон на воздухе. При этом быстрое засыпание, спокойный сон, ровное дыхание, розовый цвет лица, отсутствие пота, теплые конечности по пробуждении свидетельствуют, что ребенок одет правильно, то есть находится в состоянии теплового комфорта. При охлаждении или перегревании ребенок спит беспокойно. Синюшность лица, холодный нос, холодные конечности являются показателями резкого охлаждения. Потный лоб и влажная кожа свидетельствуют о том, что ребенку жарко.

III способ - воздушные ванны. Под влиянием воздушных ванн повышается поглощение кислорода, существенно изменяются условия теплообмена, улучшается состояние нервной системы ребенка - он становится спокойнее, лучше ест и спит.

Для детей 1-го года жизни воздушные ванны начинаются с пеленания. Полезно при каждом пеленании и переодевании оставлять ребенка на некоторое время раздетым. Раздевать и одевать ребенка надо не торопясь. Температура воздуха во время воздушной ванны должна постепенно снижаться до +18-20О С. Время воздушных ванн следует постепенно увеличивать, причем уже с месячного возраста воздушную ванну надо сочетать с массажем и гимнастикой.

В течение второго полугодия - 2 раза в день по 15 минут, ежедневно увеличивая продолжительность ванны на 2 минуты.

Во время и после воздушной ванны ребенок должен выглядеть бодрым, у него должно быть хорошее настроение. Следите за тем, чтобы дети в это время не плакали и имели возможность двигаться. Не пропустите признаки переохлаждения: при появлении «гусиной кожи» надо одеть ребенка, прекратить проведение воздушной ванны, а в дальнейшем уменьшить ее продолжительность. Всегда необходимо обращать внимание на сон и аппетит ребенка: их нарушение может быть признаком неблагоприятного влияния воздушной ванны.

В летний период воздушные ванны можно сочетать с солнечными.

Закаливание солнечными лучами

Необходимо помнить, что солнечные лучи - сильнодействующее средство. Детям раннего возраста пребывание под прямыми солнечными лучами, также как и принятие солнечных ванн, не показано. Начинать закаливание следует, при рассеянном солнечном свете. Ребенку лучше находится в так называемой «кружевной тени». Вначале он должен быть одет в рубашку из легкой светлой ткани при температуре воздуха +22-24О С. В середине бодрствования ребенка надо раздеть и оставить его обнаженным на несколько минут, постепенно увеличивая время закаливания до 10 минут. На голову малышу нужно надеть панамку. Полезно, чтобы он в это время свободно перемещался в манеже, на площадке, играя с игрушками.

При хорошем общем состоянии, если ребенок хорошо переносит нахождение в кружевной тени деревьев, можно подставить его и под прямые солнечные лучи, вначале на полминуты, а затем постепенно довести время пребывания на солнце до 5 минут. Производить эту процедуру необходимо утром (до 10-11 часов) или вечером (после 17). Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не перегрелся. При покраснении лица, появлении раздражительности, возбудимости надо увести его из кружевной тени деревьев или из-под прямых лучей солнца в тень и напоить остуженной кипяченой водой. Если ребенок ослаблен заболеваниями, закаливание солнечными лучами должно проводиться очень осторожно, под контролем постоянно находящегося рядом взрослого, необходимо также периодически консультироваться с лечащим врачом или врачом ЛФК, которые разрешают и дозируют процедуру.

Закаливание водой

Одним из наиболее действенных природных средств закаливания является вода. Не слишком знакомых с методиками закаливания людей часто поражает тот факт, что привычные нам с детства умывание и душ могут служить не только гигиеническим, но и оздоровительным целям, однако это именно так. При грамотной организации водных процедур, правильно подобранном температурном режиме, постепенном увеличении времени воздействия прохладной воды привычное выполнение незамысловатых действий утреннего и вечернего туалета может возыметь неожиданно сильный оздоровительный эффект.

Закаливающие процедуры исключительно полезны для детей первого года жизни, но - с двумя оговорками. Во-первых, ни о каком закаливании не может быть речи до конца адаптационного послеродового периода (т.е. до 1 месяца), когда организм ребенка, испытавший значительный стресс при переходе от внутриутробного существования к жизни во внешнем мире, приспосабливается к новым для него условиям. Во-вторых, прежде чем начинать проводить со своим ребенком закаливающие процедуры, необходимо обязательно посоветоваться с врачом.

Для детей первого года жизни водные закаливающие процедуры могут быть местными (умывание, обтирание) и общими (гигиенические ванны, обтирание и обливание, а иногда и душ). При этом для закаливания можно использовать как ежедневные гигиенические процедуры - мытье рук перед едой, мытье ног перед сном, обычное купание, так и различные игры с водой. Эффект водного закаливания основан на постепенном понижении температуры воды и увеличении времени процедуры.

Начинать закаливание можно с обычного умывания ребенка. Начальная температура воды при этом должна быть близкой к температуре кожи открытых частей тела ребенка - примерно +28-26°С.

Дальнейшим этапом закаливания водой должно стать обтирание. Начинать можно с воды температурой +34°С и в течение 10-15 дней постепенно (на 0,5-1°в день) снижать температуру до +26-23°С.

Производят обтирание так: смоченной в воде варежкой из махровой ткани или сложенным в несколько раз махровым полотенцем быстрыми движениями обтирают ребенка: первую неделю - только верхнюю половину тела (см. фото 1), а спустя неделю - все тело (см. фото 2). Направления движения при обтирании должны быть следующими: руки ребенка надо обтирать от пальцев к плечам, грудь круговыми движениями по часовой стрелке, спину - от середины позвоночника к бокам, ноги - от стоп вверх к тазу, живот по часовой стрелке, ягодицы - не раздвигая их. Каждое движение повторяют 2-4 раза.

Наряду с обтиранием обычной прохладной водой, полезно обтирание раствором морской соли (1 чайная ложка на 1 стакан воды).

Хорошо зарекомендовал себя метод закаливания, предложенный шведскими врачами: махровое полотенце смачивают «морской водой» (1 столовая ложка морской соли на 1 л воды, температура воды +22° С) и ребенка (начиная с 6 месяцев) после сна опускают на 2-3 секунды на полотенце; ребенок «прыгает», «подтанцовывает» (см. фото 3). Не вытирая стопы, переходят к другим элементам туалета. Через 2 недели, если ребенок чувствует себя хорошо, можно увеличить нагрузку: ребенка на 2-3 секунды опускают на влажное полотенце, которое предварительно кладут в полиэтиленовый пакет и помещают в холодильник.

После влажного обтирания необходимо растереть кожу ребенка до порозовения и одеть его.

Внимание: те участки кожи, которые подвергаются обтиранию и последующему растиранию, должны быть абсолютно здоровыми - если на коже есть опрелости, какие-либо высыпания и т.п., данную процедуру следует отложить.

После 2-4 недель систематических обтираний можно перейти к обливанию водой (температурный режим лучше обсудить с врачом). Начинать обливание необходимо с ног, затем к ним присоединяют ягодицы, далее грудь и живот и заканчивают обливанием левого и правого плеча (см. фото 4). Эту процедуру можно начинать с 9-12 месяцев (а у более закаленных детей и еще раньше).

Из местных обливаний рекомендуются в первую очередь обливания ног (см. фото 5). Такие процедуры оказывают не только местное, но и общее воздействие на организм, и связано это, в частности, с тем, что охлаждение стоп - один из возможных способов стимуляции деятельности надпочечников, играющих важную роль в адаптации организма к неблагоприятным условиям и в функционировании иммунной системы человека. Закаливающий эффект этой процедуры может быть обусловлен либо постепенным (на 1° в день) снижением температуры, либо применением контрастного обливания. В последнем случае ноги сначала обливают теплой водой (+36° С), затем холодной (+24-20°С), а в конце снова теплой (+36°С). Такой способ рекомендуется для часто болеющих или страдающих аллергическими реакциями детей, поскольку у них имеется склонность к спазму капилляров (мелких сосудов).

Очень полезны ножные ванны («топтание» в воде). Начинать их можно с температуры +35°С. Эту процедуру проводят так: наливают в ванну воду несколько выше уровня щиколоток. Ребенок должен пройти по воде (с вашей помощью или без) 5-6 раз. Затем наливают воду на 2-3°С холоднее (см. фото 6). После ванны вытирают ноги ребенка и укладывают его спать (стопы можно не вытирать).

Внимание: не следует проводить обливание ног холодной водой или «топтание» в воде, если у ребенка холодные ноги! Температура кожи стоп должна быть выше температуры воды на несколько градусов.

Возможен и такой вариант закаливания: общее обливание прохладной (+28-22°С) водой после гигиенической ванны.

Сильнодействующим средством закаливания является душ (см. фото 7), к нему, как правило, прибегают, когда ребенку уже исполнится полтора года, однако врач ЛФК может назначить его и раньше по каким-либо показаниям (часто душ прописывают вялым детям, особенно с плохим аппетитом).

И в заключение статьи хотим напомнить - закаливание водой не отменяет других видов закаливания (воздухом, солнцем) - проветривание, прогулка, сон на воздухе, о которых мы подробно рассказали в предыдущем номере, должны проводиться независимо от водных закаливающих процедур.



Рассказать друзьям