Когда появилась мини-юбка? История создания мини-юбки.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Когда-то порядочная женщина и подумать не смела о том, чтобы показать хотя бы щиколотки ног. Юбки были тяжелыми, длинными, со множеством складок и оборок. Впрочем, знатные дамы могли себе позволить величественно и неспешно передвигаться в своих нарядах. Девушкам из простонародья нужно было преуспевать в хлопотах, а значит их юбки были несколько короче и проще по покрою.

Но 1920-е годы заставили женщин пересмотреть свои принципы и начать носить прямые юбки без всяких оборок, длиной до середины икры: Первая Мировая Война нанесла такой удар экономике, что на юбки прежней длины и роскоши попросту не было денег. Экономить нужно было все, в том числе и ткань. Но до мини было еще далеко.

Впервые мини-юбка появилась на киноэкране в 1956-м году. Актриса Энн Фрэнсис в фильме “Запретная планета” откровенно продемонстрировала красоту своих ног. Но, разумеется, этого было недостаточно, чтобы мини вошло в моду. Тут уж без вмешательства дерзких и решительных модельеров обойтись было никак нельзя!

Родоначальники мини

Первенство в создании мини-юбки делят между собой Мэри Куант и Андрэ Курреж. Но они следовали разными - если не совершенно противоположенными путями. В коллекциях Куррежа мини появилось в 1961-м году. Но его модели не могли появиться в гардеробах простых горожанок хотя бы потому, что Курреж был представителем “высокой моды” и приверженцем стиля авангард.

С Мэри Куант все вышло совсем иначе. Эта молодая и очаровательная девушка-дизайнер держала магазинчик одежды для лондонской молодежи, и умела точно предугадать, в чем нуждаются ее клиенты. Идею мини-юбки, по словам Мэри, подсказала ей подруга, укоротившая домашнюю юбку так, чтобы в ней удобнее было делать уборку. Дизайнер заметила, что такая длина совершенно не стесняет движений, и должна быть очень удобна для повседневной носки. В 1962-м году юбки и платья длины “мини” появились в магазине Мэри, и были восторженно приняты молодежью, а старшее поколение повергли в шок. “Безобразие! Как можно носить юбку, на которую ткани требуется меньше, чем на носовой платок!” - возмущались блюстители приличий. Многие дизайнеры, в том числе, Коко Шанель, тоже считали эту длину недопустимой. По словам Шанель - колени следовало прятать, как “самую безобразную часть женского тела”. Но молодежь продолжала укорачивать юбки и платья. Эту волну было уже не остановить!

Позже Мэри призналась, что историю с подругой - любительницей уборки, она придумала сама, чтобы ее идея не выглядела слишком вызывающе. На самом деле, она просто интуитивно поняла, что ее покупательницы - молодые, не боящиеся привлекать к себе внимание девушки - давно хотели бы носить одежду покороче.

Мини завоевывает мир

Конечно, первыми поклонницами мини стали девушки из простых семей. Светские дамы продолжали придерживаться старых традиций. Но в 1965-м году, на скачках в Мельбурне, среди утонченных леди в шляпках и перчатках, появилась манекенщица Джин Шримптон в простом белом мини-платье. И это заставило девушек из знатных семей несколько пересмотреть свои вкусы в одежде.

Стоит заметить, что мини тех времен было длиннее, чем мы привыкли себе представлять - всего на 10 см выше колена. Эта длина до сих пор считается классической для мини.

В Советский Союз мини пришло благодаря Вячеславу Зайцеву, который первым осмелился включить эту длину в свои коллекции.

в 1970-х интерес к мини угас, и в моду снова вошли длинные юбки. Но в 1980-м мини снова вернулось на подиумы и на улицы городов, ведь мода циклична - ничто в ней не пропадает бесследно, а лишь возвращается каждый раз в обновленной форме.

Она пришла в нашу жизнь с улицы и стала символом сексуальной революции. Ее создатели оспаривали право авторства, но сегодня их имена уже ни о чем не говорят модницам. Она смогла отодвинуть правила приличия на второй план и повысить рождаемость. Ставшая предметом бурного обсуждения и ожесточенных споров на тему «носить – не носить», сегодня мини-юбка является гармоничным компонентом даже делового стиля.

Что и говорить, современные женщины гораздо свободнее в выборе одежды, чем их прабабушки. Вплоть до ХХ века демонстрация обнаженной женской плоти была запрещена, если девушка не была циркачкой, танцовщицей или «жрицей любви». За 100 лет до появления откровенных мини-юбок героиня «Унесенных ветром» Скарлетт О"Хара сокрушалась по поводу того, что ее прелестные стройные ножки не могут восхищать мужской взгляд. Чтобы ее желание осуществилось, потребовался целый век.

Не прихоть – нужда

Ничто не возникает просто так ниоткуда, и к коротким юбкам человечество пришло совсем не сразу. Укорочение длины женских юбок происходило постепенно и было продиктовано не столько модой, сколько потребностью. Впервые укоротить свои подолы женщины решились в 1920-ых годах. На смену пышным юбкам с оборками пришли юбки прямого покроя длиной до середины икры. И дело было даже не в том, что прежний покрой мешал движениям или устарел, просто раны экономики после Первой мировой войны были слишком серьезны, чтобы тратиться на материал для женских юбок. Куплетисты Советской России, говорившие в стихах о проблемах времени, пели по этому поводу: «Юбки укорочены, платья отфокстрочены, мы мануфактуру бережем. Экономим, граждане, экономим, милые, экономим, родные, на всем!». Впрочем, вся Европа могла бы подписаться под этими словами.

Война обошлась очень дорого, и едва восстановленная экономика получала новые удары: сначала Великую депрессию 1930-ых, а затем и Вторую мировую. «Экономия на всем» была девизом того времени. Но даже если бы последних событий и не случилось, вряд ли женщины вернулись бы к моде прошлых лет: слишком уж сладок был вкус свободы от домашних забот. Женщины получили равноправие, вели активную общественную жизнь, и корсеты с пышными юбками в эти процессы никак не вписывались. Нужно отдать должное строгости женщин тех лет: длина юбки фиксировалась под коленом и выше не поднималась.

С улицы - в моду!

Настоящая мини-юбка появилась в 1960-ых годах. И сразу же вызвала ожесточенные споры относительно того, кто же является создателем этого женского оружия. Называются несколько имен: англичанка Мэри Куант, француз Андре Курраж, по мнению редактора «Vogue», мини придумал дизайнер Джон Бейтс. Ну и, конечно, костюмер фильма «Запретная планета» (фильм вышел в 1956 году, и актриса Энн Фрэнсис щеголяла в кадре в мини-юбке).

Мэри Куант владела собственным бутиком молодежной одежды в Челси. Бутик назывался «Bazaar» и полностью отвечал запросам уличной моды. Именно в этом магазине девушки приобретали пластиковые украшения, брюки, похожие на пижамы, бриджи и, позднее, мини-юбки.

Мэри Куант была не просто владелицей бутика – она была довольно известным британским дизайнером. Первые мини-юбки в ее коллекции появились в 1962 году. Изобретение Куант сразу же активизировало злопыхателей. По их словам, на такие юбки требовалось меньше материала, чем на носовые платки викторианской эпохи.

Согласно легенде, юбки стали не результатом творческих мук дизайнера, а были подсмотрены ею. Однажды придя к своей подруге в гости, Мэри застала ее за уборкой. Для удобства и свободы движений подруга дизайнера значительно укоротила подол, не подоткнув его за пояс, как обычно, а отрезав длинную часть. Куант пришла в восторг и решила, что подобные чувства испытали бы все девушки, дай им такую возможность.

Между прочим, длина мини того времени очень сильно отличалась от той, которую мы видим сегодня. Современные девушки считают мини юбку, едва прикрывающую прелести. Однако в 60-ых мини-юбка открывала ноги на 10 сантиметров выше колена. Именно эта длина и считается классической длиной мини.

Годы спустя Мэри призналась, что придумала историю с уборкой. Прикрываясь удобством движений в мини, она смогла бы оправдать непристойность нового наряда. На самом деле, будучи близка к уличной моде, Куант перенесла ее в бизнес. Многие посетительницы бутика «Bazaar» были простыми уличными девчонками, любившими рок-н-ролл и мужской пол. Именно эти девчонки стали безжалостно укорачивать юбки, стремясь к эпатажу и вниманию, а Куант просто сделала уличную моду массовой. Поэтому дизайнер говорила: «На самом деле, мини-юбки изобрела не я и не Курреж – их придумали девушки на улицах».

Андре Курреж, французский кутюрье, включал укороченные юбки в свои коллекции еще с 1961-го года. Однако его мини не стали хитом просто потому, что имели славу «от кутюр», что значит – высокая мода не на каждый день. К тому же Курреж придерживался авангардистского стиля, к которому относились недоверчиво. Куант просто направила их общие достижения в коммерческое русло.

Еще одним авангардистом, которого считают изобретателем мини-юбки, был американский дизайнер Руди Генрайх. В 40-ых годах он был танцором, в 50-ых - костюмером киностудии «Metro-Goldwyn-Mayer», а в 60-ых занялся собственным дизайном. Вскоре у него появилась фирма по дизайну одежды, мебели и аксессуаров для дома.

Его наряды были откровенны настолько, что было пару случаев, когда женщины в этих платьях арестовывались за смелость появляться в «оскорбляющем общественный вкус» виде. Он был первым дизайнером из Америки, который представлял в своих коллекциях мини-юбки. Возможно, именно поэтому Руди Гернрайха считают основоположником моды на мини.

Шокирующее зрелище

Презентации мини-юбки как нового веяния в моде заслуживают отдельного рассказа. Все он были организованы силами Мэри Куант. Подиумом для представления мини в Лондоне в 1962 году дизайнер выбрала трансатлантический лайнер «Queen Elizabeth» («Королева Елизавета»). Такой неординарный ход сразу же привлек к себе внимание английских модников.

В Америке презентация мини от Куант произошла в 1965 году. И имела очень нестандартный вид: тридцать манекенщиц в мини покинули подиум после показа, чтобы выйти на Таймс-сквер и пройтись по Бродвею. Шествие сопровождала музыка, любопытные взгляды нью-йоркцев и автомобильные пробки. Это событие было освещено в теленовостях. После Нью-Йорка еще 12 городов были удостоены «марша» манекенщиц.

Мини моментально стала популярной среди простых людей. Светская элита же относилась к новому наряду скептически. 30 октября 1965 года состоялись ежегодные скачки в Мельбурне. Сливки общества собрались посмотреть на сие зрелище. Дамы в своих нарядах придерживались элегантности и утонченности: шляпки, перчатки, драгоценности... И только манекенщица Джин Шримптон надела простое белое платье-мини. Это был фурор, после которого знаменитости стали появляться в мини на публике. Однако споры вокруг короткой юбки не прекратились.

Противники и награды

Как ни странно, но против мини стали выступать некоторые известные дизайнеры одежды. Сама Коко Шанель была против мини-юбок: «Колени – самая безобразная часть женского тела, их надо прятать!» – считала она. Кристиан Диор в 1966 году представил новую коллекцию, в которой прослеживались тенденции возвращения длинных юбок. Британское общество защиты мини-юбок, организованное Биллом Скарфом, пикетировало показ, выйдя с транспарантами «Мини-юбки – навсегда!», «Поддержим мини!». Так мужчины встали на защиту нового женского наряда.

Государственные учреждения запрещали сотрудницам носить мини, Ватикан объявил новый тренд порождением «Диавола», однако даже Жаклин Кеннеди-Онассис не устояла перед соблазном и начала носить мини с 1966 года. Благодаря ей мини получили официальное признание в США.

15 ноября 1966 года королева Англии Елизавета II наградила Мэри Куант Орденом Британской империи за особые экономические заслуги. Церемония происходила в Букингемском дворце, и Куант, конечно, была в мини. После многие заметили, что и сама королева не боится показывать свои колени - мини прочно вошла в ее гардероб. Многие уверены, что Орден Куант получила вовсе не за экономический вклад, а за то, что ее изобретение повысило уровень рождаемости.

Появлением мини в Советском Союзе женщины обязаны Вячеславу Зайцеву, который первым из советских модельеров не побоялся включить их в свои коллекции.

Благодаря появлению мини в мире появился новый стандарт красоты, который жив до сих пор: худенькие девушки с идеальными длинными ногами. До этого идеалом была совсем не «щуплая» Мэрилин Монро. К тому же, с мини нельзя было носить чулки на резинке, что ввело колготки в постоянный обиход женщин.

Дизайнеры постоянно работали над совершенствованием мини, добавляя новые детали: ремешки, складки, карманы, меняли покрой. Все это позволило быть мини-юбке разнообразной и подходить к любому случаю.

В 1970-ых годах мини несколько померкла, потому что в моду вновь вошли удлиненные юбки. Однако в 80-ых девизом молодежной жизни стала сексуальность. Даже модный дом Великой Мадемуазель Шанель сдался под напором молодежной моды. Сама Коко вряд ли когда-нибудь стала бы выпускать мини, однако к тому времени ее уже не стало, а главой Дома «Chanel» был Карл Лагерфельд. В 1983 году он представил свою первую коллекцию для этого модного Дома, и в ней мини сочетались с классическими твидовыми жакетами от «Chanel». Мини-юбка как нельзя лучше вписалась в новый стиль жизни и жива до сих пор. Хотя брюки и джинсы ее значительно «подвинули». К большому неудовольствию мужчин.

Мини-юбка. Короткая история:

В «свингующие шестидесятые» Лондон был центром европейской молодежной культуры. Не последнюю роль сыграла в этом и Мэри Квант, создавшая в маленькой лавочке на Кинг-Роад первую мини-юбку.

Символ молодежной культуры

Ватикан пытался запретить мини-юбку по моральным соображениям, Коко Шанель находила ее невозможной по соображениям эстетическим. И все же короткая юбочка мгновенно вошла в моду как символ эмансипации молодых от родительской морали. Наконец-то у подростков и юных девушек появилась недорогая модная одежда, в которой они не походили на своих матерей на старых фотографиях. Женственные формы отступили перед идеалом подростковой худобы. Платья имели прямой покрой, подол как минимум на десять сантиметров не доходил до колен. В идеале такая одежда подчеркивала длину ног своей стройной обладательницы. Символом этого стиля стала манекенщица Лесли Хорнби по прозвищу Твигги. Молодежь выбрала сверстницу образцом моды в мире, отньше все больше ориентирующемся на молодых

То короче, то длиннее

Однако мини-юбка недолго оставалась исключительной принадлежностью культуры молодежного протеста. Вскоре французский модельер Андре Курреж ввел сомнительную тряпочку в мир высокой моды. Успех был так велик, что до 1970-х гг. никто и не вспоминал о длинных юбках, теперь называвшихся макси. Сейчас, говорят, по длине юбки можно определить экономическое положение женщины: чем надежнее дама обеспечена, тем больше у нее желания продемонстрировать уверенность в себе смелыми туалетами.

  • 1920-е гт.: Коко Шанель впервые укоротила юбку до длины чуть ниже колена.
  • 1938 г.: американский концерн «Дюпон» выпустил в продажу первые в мире нейлоновые чулки.
  • 1946 г.: французский кутюрье Луи Реар создал бикини.
  • 1970-е гг.: британские дизайнеры Малькольм Макларен и Вивьен Вествуд шокировали публику скандальными моделями в стиле панк.

Это сегодня длина юбки меняется в зависимости от модных веяний каждый сезон, а раньше дизайнеры вели борьбу за каждый сантиметр. Мини-юбки считались униформой феминистического движения и символом сексуальной революции, прорывом в дизайне и вызовом общественному мнению.

Историки моды до сих пор спорят о том, когда появилась мини-юбка, и кто был ее автором. В своей современной интерпретации эта модель была представлена публике в 1960-х. За право считаться инноваторами борются француз Андре Курреж и англичанка Мэри Куант, практически одновременно представившие короткие юбки в своих коллекциях.

Однако, строго говоря, назвать Куррежа или Куант изобретателями новой модели нельзя. На самом деле, появилась мини-юбка гораздо раньше. Предлагаем немного вспомнить историю!

5400-4700 до н.э.: Да, не удивляйтесь, первые упоминания мини-юбок появились еще задолго до того, как люди вообще придумали названия для разных видов одежды. Например, в Египте в коротких юбках выступали гимнастки. Об этом свидетельствуют обнаруженные археологами фрески.

1920-е годы: в следующий раз мини-юбки вернулись в поле зрения лишь несколько тысяч лет спустя. Однако в начале XX века они были предназначены исключительно для занятий спортом или танцев. Появляться в подобных моделях на публике считалось неприемлемым, но всемирно-известную танцовщицу того времени Жозефин Беккер это не смущало. Она примеряла откровенные наряды и на сцене, и в жизни. Самый знаменитый пример – юбка из бананов, в которой она выступала на сцене легендарного варьете «Фоли-Бержер» в Париже .

1950-е годы: в середине века увидеть на улице девушку в короткой юбке было по-прежнему невозможно, зато мини впервые появились на экране – в научно-фантастических фильмах «Полет на Марс» и «Запретная планета».

Кадр из фильма "Запретная планета"

Кадр из фильма "Полет на Марс"

Первая половина 1960-х годов: именно эта декада считается официальной точкой отсчета в истории мини-юбки в ее современной интерпретации. Пионерами движения за освобождение женщин от одежды, надежно скрывающей ноги, стали француз Андре Курреж и англичанка Мэри Куант. Победу в этой борьбе одержала Куант – и с тех пор именно свингующий Лондон считается родиной мини. Британский дизайнер совместно с мужем владела бутиком Bazaar в районе Челси – перед его дверьми и выстраивались в очереди местные бунтарки, желающие приобрести новый культовый предмет гардероба, который еще несколько лет считался возмутительной дерзостью. Кстати, по легенде свое название мини-юбка получила в честь модели авто, принадлежащего Куант. Главным символом эпохи мини стала супермодель Твигги .

Вторая половина 1960-х годов: если еще в 1965 году появление модели Джин Шримптон в юбке выше колен и без чулок на скачках в Мельбурне стало причиной настоящего скандала, то уже в 1968 году Джекки Кеннеди выбрала мини в качестве свадебного наряда, отправляясь под венец с Аристотелем Онассисом. Короткие платья и юбки стали повсеместным явлением – их можно было увидеть и в знаменитой коллекции Ив Сен-Лорана Mondrian, и в космических фантазиях Пако Роббана.


1970-е годы были не лучшим периодом в истории мини-юбки. Эта модель постепенно была смещена с модного пьедестала, и только солистка группы Blondie Дэбби Хэрри не позволяла забыть о некогда популярном предмете гардероба, регулярно появляясь в коротких юбках на сцене.


1980-е годы: в это десятилетие мини стали ассоциироваться, в первую очередь, с униформой девочек-чирлидеров. Еще один знаковый момент декады – появление бунтарки Мадонны на сцене церемонии MTV Video Music Awards в коротком свадебном платье.

1990-е годы: пожалуй, подобной популярности мини-юбки не переживали со времен своей «золотой эпохи», пришедшейся на 1960-е. Кто бы мог подумать, что женщины по всему миру будут восхищаться образом лос-анджелесской проститутки? Но героине фильма «Красотка» в исполнении Джулии Робертс в ультра-мини и ботфортах удалось стать примером для подражания. Несколько лет спустя тренд подхватили новые кумиры молодежи – поп-звезды. Образ Бритни Спирс в школьной юбочке в складку еще долго бередил умы молодых людей по всему миру.

Для меня уже много лет подряд железобетонной приметой прихода настоящей весны является отнюдь не таяние снега, не услужливо подсовываемое «Яндексом» «увидел грача – весну встречай», а депортация осточертевших за зиму джинсов на верхнюю полку шкафа и извлечение на свет пачки мини-юбок.

Причем самое интересное, как только в мою голову приходит эта абсолютно эксклюзивная и конгениальная мысль, весь город, будто сговорившись устроить гигантский флешмоб, переодевается в эту самую сногсшибательно сексапильную одежку. И понимаешь: вот она – ВЕСНА. А в этом заснеженно-завьюженном марте я дала слово одному очень хорошему человеку устроить приход весны к началу апреля. Так что вы дочитывайте, а я пошла доставать мини-юбку.

Существует несколько историй рождения мини-юбки. Одна приписывает авторство французскому модельеру Андре Куррежу , но мне лично больше нравится другая, которая связывает мини с именем англичанки Мэри Куант . Согласно ей, однажды модистка Мэри пришла в гости к своей подруге Линде Квайзен без преду­преждения, а та в это время занималась уборкой в весьма шокирующем виде: вместо того чтобы подоткнуть подол юбки за пояс, как это делали всегда, девушка укоротила ее до абсолютно неприличной длины – так, по ее словам, одежка не стесняла движений. Уже через неделю Куант продавала новые юбки в своем магазине Bazaar, и они расходились со свистом. В 1963 году в Лондоне прошло представление первой коллекции мини-юбок Мэри Куант, покорившей Великобританию, а спустя два года и Америку. Мэри Куант организовала весьма своеобразный показ мини в Нью-Йорке: модели, сойдя с подиума, отправились прямиком на Бродвей. Движение в городе было парализовано. Мини заполонили улицы, но официально были признаны лишь спустя год, когда вдова Кеннеди и признанная икона стиля Жаклин Онассис появилась на публике в мини.

В 1966 году Мэри Куант была объявлена женщиной года и награждена орденом Британской империи за развитие легкой промышленности и увеличение экспорта. Но есть и более пикантная версия получения награды: говорили, что благодаря мини-юбкам в Англии значительно повысилась рождаемость.

Конечно, не все шло гладко. Многие госучреждения запрещали своим сотрудницам носить мини, Ватикан объявил мини-юбки бесстыдством и порождением дьявола, и даже великая Коко Шанель заявила: «Колени – самая безобразная часть женского тела, их надо прятать!» Но справедливости ради нужно заметить, что в 1983 году, когда креативным директором дома Chanel стал Карл Лагерфельд , он в первой же коллекции нарушил табу Великой Мадемуазель – отныне к классическим жакетам Chanel предлагались коротенькие юбочки.

Как бы то ни было, мини в шестидесятые прочно вошли в нашу жизнь и, похоже, уходить не собираются, чему лично я откровенно рада. Ведь короткая юбка – одна из самых сексапильных вещей женского гардероба. И что бы ни говорили психологи о соблазнительности и недосказанности наглухо закрытой одежды, не встречала ни одного мужика, который не обернулся бы на девушку с точеной фигуркой, в короткой юбке.

Наталья Ванденко.



Рассказать друзьям