Почему девочек нельзя садить до 6 месяцев. Когда можно присаживать девочек

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Состояние здоровья ребенка довольно часто совершенно не устраивает его родителей. Нет, он не то чтобы все время больной, но уж больно часто болеет. Приходит участковый врач, в очередной раз диагностирует очередное ОРЗ, назначает лечение. Лечим. Помогает. Через пару недель - опять шмыгает носом.
Условия почти идеальные - своя детская комната, игрушки, сыт, одет, обут, в доме тепло и никаких сквозняков, прекрасный детский сад... Все равно болеет. Отрицательные родительские эмоции постепенно накапливаются. Мама конфликтует с начальством в связи с получением очередного больничного по уходу за ребенком. Папе все это тоже надоело; до чего дошло - его уже в аптеке, что по соседству с домом, знают в лицо! Надо что-то делать!
А что делать? Ответ кажется очевидным - закаливать . А как? С чего начать? Что это вообще за штука такая, закаливание ?
Начнем с определения термина.
Итак, ЗАКАЛИВАНИЕ - повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (например, пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами.
Родители, внутренне готовые к тому, что, мол, "хватит нянчиться, пора закаливать ", искренне надеются получить в этой статье четкую программу действий - в воде какой температуры и сколько времени купать, как потом обливать, сколько секунд ходить босиком и какое количество приседаний сделать перед завтраком. Любителей программ и планирования сразу же придется огорчить: подобных сведений автор предложить не может. Наши задачи совершенно иные. Во-первых, объяснить суть закаливания , его цели и способы их достижения. Во-вторых, добиться того, чтобы, проводя над детьми эксперименты, носящие условное название "закаливающие процедуры ", взрослые отдавали отчет своим действиям.
Совершенно очевидно, что многие внешние факторы способны вызывать болезни, которые носят название "простудных заболеваний". К наиболее частым причинам "простуд" относят, прежде всего, переохлаждение как общее (плохо оделись, холодно в квартире), так и локальное (например, промочили ноги). С одной стороны, взаимосвязь "холод-болезнь" совершенно очевидна, с другой, совершенно непонятна.
Озираясь по сторонам, наблюдая за животными - собаками, что бегают по ноябрьским лужам, воронами, что сидят на проводах в лютый январский мороз - невольно начинаешь ощущать некую человеческую неполноценность, некоторую оторванность от природы. Неужели за более развитые мозги приходится расплачиваться абсолютной неспособностью жить по законам природы? Нет, вполне можно объяснить связь простуды и экстремальных физических воздействий - провалились в прорубь, например. Но почему болезнь возникать лишь потому, что дунуло из открытого окна, лишь потому, что в ботинки попал снег, лишь потому, что в школе потерял шапку и пятиминутную дорогу домой шел с непокрытой головой? Почему?
Ответы на поставленные вопросы следует искать в самом раннем детстве. Ведь новорожденный человеческий детеныш обладает врожденной способностью адаптироваться к условиям окружающей среды . Стабильность этих условий, например, постоянная и отнюдь не низкая температура воздуха, теплая вода, стерильная пища, тщательное устранение контактов с движущимся воздухом (ветер) приводит к тому, что врожденные механизмы адаптации отключаются за ненадобностью. К огромному-преогромному сожалению, именно стабильность внешних физических факторов является чуть ли не главным проявлением родительской любви. К чему это приводит? К тому, что физические факторы, для человека вовсе не экстремальные, - движущийся воздух, именуемый страшным словом "сквозняк", или температура в комнате +17 °С становятся источником повышенной опасности.
Таким образом, следует сделать очень важное заключение: новорожденный ребенок в закаливании не нуждается. Он закален самой природой, тысячелетиями естественного отбора. Следует всего-навсего так организовать уход за младенцем, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы . Не только не избегать, но сознательно создавать контрасты температур как воздуха, так и воды, использовать все возможности для максимального по продолжительности контакта с естественными факторами природы, проще говоря, побольше гулять и в любую погоду. Не надо экстремизма! Не надо окунать детей в прорубь, не надо часами держать их на солнце и совершенно не обязательно бегать по снегу босиком.
Тем не менее, естественное воспитание, основанное на поддержании природных способностей, вступает в глубокие противоречия, как с отечественной педиатрией, так и с отечественным менталитетом. Ситуация близка к тупиковой хотя бы потому, что 99% мам и пап благополучно заболевают после того, как посидят на сквозняке или промочат ноги. Неудивительно, что эти факторы однозначно расцениваются как опасные, и ребенка от подобных угроз будут всячески оберегать.
Сама проблема закаливания возникает, как правило, именно в тех семьях, где дети желанны и любимы, где родители готовы на всяческие жертвы и личные ограничения, лишь бы ребенку было хорошо. Закаливание всегда должно рассматриваться как попытка вернуть утраченное, попытка вскочить в уходящий поезд, попытка пересмотреть традиционные родительские представления о том, что для ребенка плохо и что хорошо.
Вышеизложенное следует рассматривать в качестве некой теоретической базы, позволяющей понять, что главная задача родителей не в том, чтобы ребенка закалять. Главное сделать так, чтобы ребенок в закаливании не нуждался. Но это все теория. Имеем факт: постоянные простуды. Признаем, были не правы. Готовы исправляться. С чего начать?
Начать с того, что понять: на любого человека - неважно взрослый это или ребенок - постоянно оказывает воздействие совершенно определенная совокупность внешних воздействий. Воздействия эти условно могут быть разделены на две группы. Первая - факторы естественные (природные) - знаменитые, воспетые в песнях и сказках солнце, воздух и вода. Вторая - факторы цивилизации - место жительства, бытовая химия, учеба в школе, телевизор, одежда, транспорт и т. д. и т. п.
Возникшее вследствие неадекватного воспитания угнетение врожденной устойчивости к совершенно обычным для человеческого организма природным воздействиям, вполне может быть устранено. Для этого надо совсем не много - принципиально изменить образ жизни, сделать его естественным.
Естественный образ жизни предусматривает приоритетный контакт с вышеупомянутыми естественными факторами и максимальное ограничение контактов с "вредностями цивилизации". Именно такой способ существования пробуждает заложенные в человеке адаптационные механизмы . Логичное следствие - многократное повышение устойчивости организма , снижение, как частоты, так и тяжести болезней.
Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является. Малоподвижность. Почти постоянное пребывание в помещении - школа, домашние задания, часовые бдения возле телевизора, детская комната с кучей игрушек. Кормление, несопоставимое с реальными энергетическими затратами, избыток бытовой химии.
Читатели, разумеется, вполне могут возразить - дескать, совсем не у каждого ребенка есть своя комната с кучей игрушек, и не каждые родители могут позволить себе избыток еды, и не все дети часами делают уроки. Так-то оно так. Но весь парадокс как раз и заключается в том, что не имеющие лишнего веса двоечники из малообеспеченных семей в закаливании , как правило, не нуждаются!
Рассмотрим теперь основные составляющие естественного образа жизни , весьма желательные для взрослых и абсолютно обязательные для детей, особенно в тех житейских ситуациях, когда на семейном совете рассматривается вопрос о том, что ребенка пора закалять .

    Двигательная активность. В школу пешком или, может, одну остановку подъехать на автобусе? Посмотреть кино или поиграть в футбол? Что вообще полезнее для здоровья - шахматы или теннис? В воскресенье всей семьей делаем генеральную уборку, формируя трудовые навыки, или в воскресенье всей семьей отправляемся на природу, а генеральную уборку совершаем за два вечера в будни? Надо ли отвечать на эти вопросы? Надо ли объяснять, что проявлять двигательную активность лучше под открытым небом, а не между полом и потолком?

    Одежда. Не мешает двигаться. Количество умеренное, поскольку потливость вызывает простуды чаще, чем переохлаждение.

    Питание. Аппетит как главный критерий целесообразности приема пищи вообще и как эквивалент энергозатрат в частности. Не хочет есть - значит, не потратил должного количества энергии (на поддержание температуры тела, на уже упомянутую нами двигательную активность).

Совершенно особый вопрос - посещение детских коллективов (школа, детский сад). Понятно, что воспитательнице детского сада сослаться на "плохую погоду" и не выходить из помещения проще, чем, во-первых, всех одевать-раздевать и, во-вторых, выслушивать потом от Сережиной мамы претензии - мальчик заболел потому, что было сыро.
Школа, это вообще отдельная тема. Мы все дружно смирились с тем, что школа - источник знаний. А со здоровьем как? Ведь благосостояние нашего народа не настолько велико, что у всех есть дома тренажеры, бассейны и площадки для тенниса. Остается лишь на школу надеяться. Но не тут то было...
Почему математика 4 раза в неделю, а физкультура 2? Нищие спортзалы с осыпающимися потолками, какие тренажеры, нам бы хоть пару новых волейбольных мячей! 90 минут в неделю на двигательную активность и 20 минут из этих 90 - перекличка, "равняйся", "смирно", "на первый-второй рассчитайся". Ботаника, природоведение и география, не выходя из класса. Дополнительные занятия. Количество домашних заданий таково, что добросовестное отношение к учебе способно подорвать самое крепкое здоровье.
Минуточку, воскликнет нетерпеливый читатель, у нас ведь тема "закаливание "! А закаливание тут при чем?
Очень даже при чем, поскольку именно закаливание сплошь и рядом пытаются сделать заменителем естественного образа жизни.
Классическая ситуация: славная девочка Леночка - отличница. Она много читает и любит мультики, помогает маме мыть посуду, дополнительно занимается английским языком, а по воскресеньям в дом приходит учительница музыки (в прошлом году дедушка на сэкономленную двухлетнюю пенсию купил пианино). У Леночки много игрушек и книг, хронический тонзиллит, аденоиды, низкий гемоглобин, аллергия на апельсины и шоколад. За зиму она 5 раз болела ОРЗ и 1 раз бронхитом. Леночкин папа первым сделал вывод о том, что ребенка надо закаливать и был поддержан на семейном совете (пять голосов "за", теща воздержалась). В доме даже нашлась изданная массовым тиражом брошюра "Закаливание". Начать решили с обливаний. В книжечке была таблица - с какой температуры начать и как температуру снижать. Каждый день (перед сном) Леночку обливали - начали с 34 °С, каждую неделю температуру воды снижали на 1 градус, дошли до 30 °С, но в классе у всех был грипп, а в книге написано - в случае заболевания температуру повысить, опять вернулись к 34 °С... В принципе, закаливать оказалось очень даже просто - какие-то 10 минут в день потратить на дополнительные водные процедуры.
Описанный вариант действий весьма типичен и, что самое главное, - с одной стороны, абсолютно безвреден для ребенка, а с другой - очень удобен для родителей. Ничего не меняя в целом и тратя максимум 15-20 минут в день на закаливающие процедуры , взрослые и, на первый взгляд, вполне разумные люди, пребывают в глубоком убеждении касательно того, что они ребенка закаляют .
Давайте еще раз вернемся к теоретической основе закаливания . Некий физический фактор, например сквозняк, вызывает простудные заболевания. Если же этот фактор будет постоянным, вначале кратковременным (дозированным), а затем более длительным, то организм к нему (сквозняку) привыкнет и не будет болезненно реагировать. Из теории - практический способ закаливания - сегодня посидим 20 секунд возле открытого окна, завтра минуту, послезавтра 2 минуты, в идеале через 3 месяца будем спать с открытой форточкой. Промокшие ноги - болезнь. Нальем в ванну тепленькой водички и попрыгаем перед сном 2-3 минуты. На следующий день сделаем воду чуть холоднее, а прыгать будем чуть дольше. В идеале через полгода будем бегать по лужам в тапочках.
Ребенок неделями не выходит гулять, не снимает шапочек и шерстяных носков, ест с уговорами, часами сидит возле телевизора, но перед сном его обливают (обтирают) водой и с чувством глубокого удовлетворения ложатся спать.
Именно такой теорией и именно такими практическими действиями внедряется закаливание в нашу повседневную жизнь.
В подавляющем большинстве случаев, "закаливающие процедуры" не приносят ребенку ни пользы, ни вреда, но оказывают огромную пользу нервной системе родителей. Закаливание является большим жирным крестиком на совести мамы и папы - мол, мы сделали все, что могли.
Так что не закалять ? Закалять , но правильно и понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Начинать не с обтираний и обливаний, не с открытия форточки на 20 секунд. Начинать с решения глобальных вопросов: распорядок дня, интенсивность обучения, еда, сон, детская комната, одежда, спорт.
Раз и навсегда определить некие правила, обязательные к исполнению - гулять в любую погоду и всячески поощрять двигательную активность, никогда не заставлять есть, свести до минимума контакты с бытовой химией, предоставить возможность одеваться самому (самому определять количество вещей). Если ребенок не вылезает из болезней, определиться с дополнительными учебными нагрузками (музыка, иностранные языки). Лишние знания при дефиците здоровья не делают человека счастливым. Привести в порядок детскую комнату, выкинуть накопители пыли, каждый день - влажная уборка. Не свежий воздух дозировать, а дозировать телевизор, дозировать уроки, дозировать шашки-шахматы и крестики-нолики. Дарить не игрушки и шоколадки, дарить свежий воздух - не из окна, а в лесу, цветы - не в вазе, а в поле, воду - в реке, а не из водопровода.
Только такой образ жизни может сделать ребенка счастливым. А практическая реализация подобных действий требует от родителей не только желания, но и времени. Это гораздо сложнее и хлопотнее, чем обтирать теплой водичкой пять минут в день.
Прямая связь здоровья ребенка и возможностей родителей находить время для укрепления этого самого здоровья представляется очевидной. Но имеем, что имеем - печальную окружающую среду, низкий уровень материального благосостояния, постоянный поиск средств к существованию, дефицит здоровья у самих родителей. Легко сказать: "все свободное время - гулять". Надо ведь иметь свободное время. Легко сказать "прохладный душ по утрам". Надо ведь иметь горячую воду - без горячей воды трудно сделать прохладную, только холодная получается. Рука не поднимается проветривать комнату, в которой и без проветривания + 15 °С.
Перечень причин, мешающих закаливанию можно продолжать, но сил мириться с детскими болезнями уже не осталось, а желание делать хоть что-нибудь усиливается с каждым днем. Важный аргумент в пользу необходимости действий - болезнь ребенка, сама по себе, требует времени и немалых средств (лекарства, диета, финансовые потери в связи с невозможностью ходить на работу). Итак, конкретные рекомендации, долгожданные ответы на извечный вопрос "что делать?".
Понять, что имеется два варианта действий. Первый вариант - относительно пассивный - коррекция образа жизни. Что, как и в каком направлении корректировать мы уже определили. Сразу же заметим - подобных перемен совершенно достаточно для постепенного возврата утраченного здоровья. Второй вариант - активный. Перемены образа жизни плюс некие дополнительные мероприятия (те самые закаливающие процедуры), позволяющие вернуть утраченное заметно быстрее.
Рекомендуемая схема активного варианта действий примерно такова.
Начать с физических нагрузок. Проснуться на час раньше обычного и в любую погоду устроить пробежку. Не бег на месте в комнате, а на свежий воздух! Пробежались 5-10 минут (никуда не торопимся, спокойно, никаких рекордов на скорость и дальность), остановились, еще 5-10 минут - комплекс элементарных гимнастических упражнений (помахали руками, покрутили тазом, попрыгали, поприседали) и побежали домой. Итого - максимум 30 минут. Дома - водные процедуры, душ или из ковшика облились теплой водичкой (пока папа бегал, мама подогрела воду), почистили зубы. Позавтракали. Пошли в школу (детский сад). Постепенно увеличиваем дальность и время пробежек, усложняем гимнастические упражнения, уменьшаем количество одежды.
Описанному варианту действий помешать может только лень . Никаких других оправдательных мотивов просто не существует. Можно допустить (хотя и не очень хочется), что родители не могут позволить себе выходной на природе и прогулки с ребенком после работы. Но час в день по утрам выкроить можно и нужно. За этот час ребенок получит гармоничный комплекс воздействий - собственная двигательная активность + вода и свежий воздух. Автор гарантирует, что, найдя в себе силу воли ежедневно просыпаться на час раньше, вы уже через месяц почувствуете перемены к лучшему - не только в отношении здоровья ребенка, но и в отношении своего собственного здоровья!
При осуществлении любых закаливающих мероприятий следует неукоснительно соблюдать три главных принципа:

    систематичность - раз уж начали, не идите на попятную, не ищите повода сегодня пропустить;

    постепенность - плавное увеличение интенсивности и продолжительности воздействий;

    учет индивидуальных особенностей - возраста, психологической настроенности самого ребенка, сопутствующих болезней, бытовых факторов.

Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Всегда имеет смысл делать акцент именно на те варианты действий, к которым стремится сам ребенок. Нравится ему, например, ходить босиком. Очень хороший вариант закаливания - родителям лишь остается не забывать о постепенности и систематичности.
Обращаю внимание: закаливание помогает предотвратить лишь те болезни, которые связаны с неблагоприятным воздействием именно физических факторов окружающей среды. Закаливание ни коим образом не может уменьшить частоту инфекционных болезней - если в детском саду ветрянка или началась эпидемия гриппа - заболеет обязательно. Но именно закаливание позволяет многократно уменьшить тяжесть и продолжительность болезней, частоту и вероятность осложнений.
Еще раз подчеркиваю главное. Ребенок не нуждается в закаливании, ребенок нуждается в естественном, гармоничном образе жизни. Максимальная двигательная активность, максимально возможное пребывание на свежем воздухе, достаточный минимум одежды, чистая, прохладная детская комната - в десятки раз важнее и целесообразнее любых гимнастик, обливаний и обтираний. Справедливость именно такого положения вещей нередко постигается родителями слишком поздно, когда якобы любовь, якобы уход и якобы забота приносят плоды в виде целого букета болезней.

Современные люди слишком изнежены по сравнению с собственными предками. Передвигаются на личном автомобиле, работают в офисе, спортом занимаются - в зале, купаются в бассейне. Жизнь стала комфортнее, а болеют и взрослые, и дети чаще. Все потому что, что организм надо подвергать «пыткам» неудобствами и внешними раздражителями. Только так защитные силы будут работать, сталкиваться с вирусами и побеждать их.

Детский иммунитет должен стоять первым пунктом его развития. Так с чего начать детское закаливание?

Как начать закалять ребенка?

Закаливание не требует предварительной подготовки и начинать его можно в любом возрасте. Первый этап - индивидуальный подход. Изучив все методы, родители должны выбрать только те, которые подходят именно их семье, их малышу. Второй - систематичность. Не стоит форсировать процесс, активно увеличивать длительность процедур, чтобы не спровоцировать заболевание. Только постепенный и систематичный график приведут к желаемому эффекту. Наконец, комплексность. Весь образ жизни родителей и ребенка должен быть направлен на поддержание крепкого здоровья.

Одно лишь закаливание при неправильном питании или недостаточном сне не сможет поднять иммунитет на должный уровень.

Основные принципы и методы закаливания детей.

Принцип закаливания такой же, как и у прививки: организму надо дать испытать небольшой стресс, чтобы потом стать крепче. Тогда в ситуации большого стресса, например, переохлаждения, он будет готов к борьбе.

Воздушные ванны

Суть метода в равномерном понижении температуры в комнате ребенка. Новорожденного достаточно на несколько минут оставить голеньким при +23°. Месячному малышу можно снизить до 21°, соединив ванны с зарядкой. Время воздушных ванн рассчитывается по принципу увеличения на 2 минуты каждые 5 дней. К полугоду оно может достигать 20 минут, годовалому ребенку уже устанавливается 18° при длительности ванн - 30-40 минут.

Как бы ни был полезен кондиционер в очень жаркий или очень холодный сезон, он не заменяет свежий воздух. С рождением ребенка родители должны проветривать квартиру не менее 5 раз в день по 10-15 минут, летом форточки в принципе лучше держать открытыми, ведь малышам нужно в 2 раза больше кислорода, чем взрослым людям.

Прогулки

Свежий воздух полезен каждому человеку, а детям особенно. Летом младенцев можно сразу выносить на прогулку, ограничиваясь 20-30 минутами в день и постепенно увеличивая длительность. Зимой во избежание переохлаждения следует начинать с 5-7 минут, прибавляя по 5-10 минут ежедневно.

С грудничками от 1 до 3 месяцев не стоит выходить на улицу, если температура ниже -10°. От 3 до 6 месяцев усилить закаливание при температуре в -12-15° соответственно. С 1,5 лет оптимальная температура -16°, при которой можно находиться на воздухе до 2 часов.

Одевают ребенка на прогулку по принципу - на 1 слой теплее, чем себя. Делая из малыша «капусту», родители гораздо больше рискуют подцепить на вспотевший организм разные вирусы.

Солнечные ванны

Солнечные лучи очень стимулируют иммунную систему ребенка, если принимать ванны правильно. Не следует гулять под открытым солнцем, полезный ультрафиолет можно получить и под кроной деревьев. В среднем за лето необходимо получить около 30 солнечных ванн, в остальные сезоны их количество может быть выше

Водные процедуры

Вода лучше и быстрее всех остальных процедур оказывает благоприятное действие на организм ребенка. Малыша с рождения приучают к теплой ванночке 34-36°, с целью закаливания по завершении мытья нужно облить купальщика водой на пару градусов прохладнее.

Так же можно практиковать контрастное обливание ног. Для этого потребуются 2 тазика: один с теплой водой 37° и второй - на пару градусов ниже. Около минуты подержать ножки в теплой воде, потом на 10-15 секунд опустить в прохладную. Повторить несколько раз.

С 2-летнего возраста можно вводить после приема ванны контрастный душ на 10-15 секунд. По мере взросления постепенно увеличивать длительность прохладного обливания, тщательно, до красноты, растирая ребенка полотенцем после проведения процедуры.

Нетрадиционные методы закаливания детей дошкольного возраста

Ходьба босиком

Едва малыш научиться ходить, можно применять этот метод. Сначала пусть ходит дома в носочках, затем босиком, затем летом - по камешкам и траве. Данный метод не только способствует закаливанию, но и уберегает от плоскостопия.

Полоскание горла

Это лучшая профилактика заболеваний носоглотки. Совсем крохам, не умеющим полоскать горло, родители могут спринцовкой орошать горло, наклонив голову малыша вниз. Начинать процедуру надо с 36-37°, каждые 2-3 дня понижая на пару градусов, пока она не достигнет комнатной температуры.

К закаливанию малыша приступают в любом возрасте, все зависит от особенностей детского организма. Врачи советуют проводить профилактику как можно раньше. Пять лет – это возраст, когда до школы остается совсем немного времени. Именно сейчас желательно начать проведение адаптационных мер ребенка перед школой, благодаря чему не придется пропускать уроки из-за частых ОРВИ и простудных заболеваний.

Что нужно знать о закаливании

Чтобы закаливание принесло ожидаемые результаты, важно соблюдение основных параметров:

  • Индивидуальный подход – процедуры должны происходить с учетом личных особенностей и возможностей каждого малыша. Нет четких правил и норм адаптации.
  • Плавная адаптация. Это не спортивное состязание, здесь подвиги устанавливать не нужно. Важно соблюдение принципа постепенности и планомерности: это касается любого этапа мероприятий. Категорически нельзя интенсивно вводить быстрые темпы, снижать температуру, открывать сразу большие участки тела.
  • Безопасность – важно наблюдать за реакцией ребенка на мероприятия.
  • Позитивность. Проводить все манипуляции только в хорошем настроении – как родителей, так и малыша.
  • Комплексность – кроме закаливания важно организовать правильный режим дня, сбалансированное питание и физические нагрузки.
  • Систематичность – все манипуляции должны происходить ежедневно, а для этого нужно планировать распорядок дня.

Это важно! Перед тем как начать закаливать малыша, следует проверить его здоровье, а для этого нужно посетить врача. После болезни должно пройти не менее двух недель. Особенно это касается детей с ослабленным иммунитетом.

Этапы закаливания малыша

Процедуры можно разделить на два этапа:

  1. Процесс привыкания или начальный режим. Его протяженность может занимать до 60 дней в зависимости от того, как малыш адаптируется к манипуляциям;
  2. Период постоянной поддерживающей процедуры закаливания.

Если по каким-либо причинам произошел перерыв в занятиях, начинать нужно с начального этапа, его длительность будет зависеть от реакции малыша на проводимые действия.

Основные способы закаливания

Все методики выполняют в следующих режимах:

  • на воздухе;
  • с помощью воды;
  • на солнце.

Можно выделить базовые подходы:

  1. В теплую погоду организовывать сон малыша на свежем воздухе.
  2. Периодически проветривать комнату, в которой находятся дети.
  3. Нельзя кутать ребенка, одежда должна соответствовать погоде или быть немного легче.
  4. Для умывания использовать прохладную воду.
  5. Постоянные прогулки.

Кроме общих мероприятий, важно проводить и поддерживающую терапию. К ней относятся обтирания, обливания, плавание, физические упражнения. Чтобы получить максимальную отдачу и результат, нужно выполнять регулярно оба способа закаливания.

Мероприятия на свежем воздухе

Воздушные ванны – это самый безопасный и доступный метод. Их можно принимать дома, на свежем воздухе или в садике. Однако летом лучше их проводить в притемненном месте.

Правила закаливания на улице следующие:

  1. Начинать процедуры нужно с температуры воздуха 26.
  2. Постепенно снижать ее до 18°.
  3. В прохладную, дождливую или ветреную погоду упражнения переносят в помещение.

Солнечное закаливание

Для ребенка пяти лет существует ограничение по временному отрезку нахождения на солнце:

  • утром процедуры проводят не позже 10 часов;
  • к вечерним занятиям приступают не раньше 17 часов.

Днем на солнце находиться нельзя. Но есть вариант обосноваться в притемненной местности, например, под кронами деревьев.

Для начала следует начинать принятие солнечных лучей с 10 минут, постепенно в течение полутора месяцев можно продлить до 50 минут. После успешной адаптации допускается сдвинуть рамки, ограничивая время нахождения на солнце с 11 до 16 часов.

Полезная вода

С помощью воды можно получить самый мощный отклик на проводимые манипуляции. Причем она становится вдвойне полезной, если в нее добавлять травяные отвары. После процедуры нужно вытереть тело сухим полотенцем до состояния легкого покраснения кожи.

Выделяют несколько способов закаливания.

Обтирание влажным полотенцем

Это наиболее щадящий способ. Алгоритм действий следующий:

  1. Утром вскоре после пробуждения нужно смочить полотенце, слегка отжать его и протереть все тело, начиная с конечностей.
  2. Процедура выполняется в течение четырех минут.
  3. Температура воды на начальном этапе составляет 30°.
  4. Еженедельно можно снижать показатель на 1° пока вода не достигнет 19° в летний период и 23° — в зимний.

Контрастное обтирание

Методика его выполнения аналогична обычному, только используется попеременно вода в двух температурах: очень теплая и прохладная. Длительность проведения не должна превышать 5 минут. Если у ребенка хорошая реакция, через 4 дня можно повысить температуру между жидкостями на 1°, постепенно доводя манипуляции до обтирания очень горячей и ледяной водой.

Обливание

  1. Поначалу для отдельных участков тела вода должна быть не менее 28°, для всего тела – 30°.
  2. Еженедельно уменьшают температуру на 1°-2°. Минимальное снижение может составлять 15° для участков и 17° – для всего тела.

Контрастный душ

Во время такого вида закаливания голова должна оставаться сухой. Его можно применять как на отдельных участках, так и для всего тела. Начинать процедуры следует с 0,5 минуты, доводя постепенно время до 3 минут.

Это важно! Манипуляции с контрастным душем начинаются и заканчиваются всегда только теплой жидкостью . Кроме того, время ее подачи по длительности должно быть больше, чем холодной.

Первоначально температура прохладной и горячей воды может составлять 27° и 33° соответственно. Через месяц эти показатели следует довести до отметки 20° и 40°.

Основные правила проведения закаливания

Чтобы все манипуляции работали только во благо здоровья и не принесли никакого вреда, важно соблюдение основных мер безопасности:

  • избегать сквозняков;
  • помещение должно быть хорошо проветрено;
  • для уличных мероприятий необходима сухая погода и отсутствие ветра;
  • для закаливания на воздухе и принятия солнечных лучей на малыше должен быть головной убор;
  • заранее подготовить все емкости, термометр, полотенца.

Заключение

При регулярных мероприятиях закаливания и совмещении с физическими упражнениями можно за год добиться существенных результатов. Для этого достаточно уделять занятиям всего полчаса в день. И даже в случае болезни или непредвиденных ситуаций по истечении времени к закаливанию следует вернуться. Ведь от выдержки и терпения взрослых зависит здоровье ребенка в будущем.

Лучший способ защитить малыша от простуды и укрепить иммунитет - это закаливание. В современном мире еще не придумали средства более эффективного. Закаленному ребенку не страшны ни холод, ни ветер, ни резкий перепад температур.

  • не требует материальных затрат,
  • проводится в любое время,
  • не нуждается в специальных условиях,
  • не требует предварительной подготовки,
  • не занимает много времени,
  • доступно каждому,
  • не имеет возрастного ограничения.

Зачем нужно закаливание

Закаливание тренирует иммунную систему. Иначе говоря, это комплекс процедур, направленных на подготовку организма к резко меняющимся условиям внешней среды. Каким именно: сильный ветер, сквозняк, мороз, дождь. При закаливании повышается устойчивость иммунитета к микроорганизмам: бактериям и вирусам.

Закаленные дети реже болеют и гораздо легче переносят заболевания.

С какого возраста начинать закалять ребенка?

Закалять малыша начинают с первых дней появления на свет. Подмывая, купая, переодевая младенца, родители и не подозревают, что тем самым тренируют его терморегуляцию.

Нужно сказать, что ребенок появляется на свет уже подготовленным к внешним природным условиям. Но чересчур заботливые мамочки и бабушки нарушают эту естественную способность, чрезмерно кутая в одежки и опекая.

Чем раньше начать, тем лучше. Но это не значит, что если ребенку исполнилось три - пять годиков, то закаляться поздно. Начинать можно в любом возрасте. Соблюдая принципы и правила закаливания, вы добьетесь такого же результата, как если бы занимались с рождения.

Принципы закаливания

Часто, определяющим фактором закалять или нет ребенка, является психологическая неготовность родителей. Убирайте все страхи и сомнения. И вперед, к здоровому образу жизни!

  1. Хорошее настроение. Это важно! Закаливание принесет пользу, если малыш будет настроен позитивно. Лучший способ этого добиться - поиграть с ним.
  2. Регулярность. Процедуры нужно проводить постоянно. Перерывы ведут к ослаблению адаптационных механизмов. У малышей до года пропуск в 5-7 дней приводит к исчезновению эффекта.
  3. Постепенность. Увеличивать дозировку следует понемногу. Резкое изменение приводит организм в шоковое, стрессовое состояние.
  4. Индивидуальный подход. Если ребенок болен или после больничного, с закаливанием нужно подождать. Детей со слабым иммунитетом закаляют по индивидуальному графику, щадящему.
  5. Учет возрастных особенностей. Каждому возрасту соответствует ограничение по продолжительности закаливающих процедур и диапазон допустимых температур. Не переусердствуйте!

Закаливание воздухом

Самый доступный способ. Применяют с рождения. И первое, с чего нужно начать - перестать кутать младенца.

Снимаем лишнюю распашонку. Дополнительная одежда приводит к тому, что адаптивные механизмы ребенка ослабевают. Его организм привыкает к «тепличным условиям», и малейшее понижение температуры приводит к переохлаждению.

Регулярное проветривание. Проводят с момента рождения. Летом форточки должны быть открыты постоянно. Сквозняки не допускаются. для малыша +20-+22°С.

В холодное время года комнаты проветривают по 15 минут 5-6 раз в день. Делают это в отсутствие ребенка. Лучший эффект дает сквозное проветривание.

Воздушные ванны. Проводят с первых дней появления на свет. При переодевании новорожденного малыша оставляют на 2-3 минуты голышом. Раз в две недели увеличивают время на 1-2 минуты. К полугоду допустимо 10 минут. После шести месяцев время увеличивают до 15 минут. Воздушные ванны делают 2-3 раза в день при комнатной температуре.

Различают ванны теплые (+20°С), прохладные (+17-+ 19°С) и холодные (+15°С).

  • 0-3 года применяют теплые,
  • 3-4 года делают прохладные,
  • 5-6 лет допускается применение холодных ванн.

Данная процедура проводится в сочетании с физической нагрузкой. Новорожденным деткам мама делает зарядку или массаж. С детьми постарше желательно поиграть (например, в мячик), сделать несложные упражнения или дать возможность подвигаться (попрыгать, побегать).

Прогулки. При хорошей погоде гуляют после выписки из роддома. Летом от 20 минут и более. Места для прогулок лучше выбирать вдали от проезжей части. Если есть возможность, гуляйте на природе: в лесу, на полянке, в тени аллеи.


Осенью, зимой, холодной весной в безветренную погоду гулять начинают от 15 минут, постепенно увеличивая время до 1-1,5 часа. Грудным детям допускаются прогулки не ниже -10°С.

Ребенку дошкольного возраста летом находиться на улице нужно как можно чаще. Зимой позволительно гулять до -15°С, продолжительность 1-2 часа.

И груднички, и дошколята должны бывать на улице два раза в день: в первую половину дня и после обеда.

Прогулки при неблагоприятных условиях. Хороший закаливающий эффект дают прогулки при любой погоде. Начинают их после 1,5-2 лет. Ребенка выводят в пасмурную, ветреную погоду на 3-5 минут. При этом малыш должен активно двигаться, чтобы не замерзнуть. Лишние кофточки не одевают.

С дошкольником (3-6 лет) допускается гулять и в небольшой дождь, и в снегопад, и ветер. Главное правило - постепенно увеличивать время пребывание до 15-20 минут, и следить за состоянием ребенка (чтобы не перегревался и не переохлаждался).

Закаливание водой


Особую радость детям доставляют водные процедуры. Кроме того, что это полезно для иммунитета, вода обладает еще и успокаивающим свойством.

Умывание. Делают с рождения. Изначально температуру воды берут +28°С. Постепенно (раз в 2-3 недели) ее понижают на 1-2°С, к полугоду доводят до +25°С, к году до +20°С.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Умывание проводится ежедневно по утрам, перед сном и по необходимости. Малышу протирают сперва личико, затем ручки.

Детям дошкольного возраста температуру воды снижают:

  • 3-4 года - до +18°С
  • 5-6 лет - до +16°С

Обтирание. Начинают с 6 месяцев. Для этого берут мягкую рукавичку (или полотенце) и смачивают в воде +35°С. Обтирают ребенка в последовательности: ручки, ножки, спину, грудь и животик. После, насухо вытирают. Каждые 2 недели температуру понижают на 1-2 градуса и доводят до +28°С.

Обливание:

  1. Общее обливание. Делают с рождения. Каждый раз после купания малыша приподнимают над ванночкой спинкой вверх и поливают водой на протяжении нескольких секунд. Главное правило - температура воды должна быть на пару градусов меньше, чем в ванне.
  2. Местное обливание. Рекомендуется с 2-х летнего возраста. Малышу в течение 20-30 секунд поливают стопы. Изначально температуру воды берут +30°С. Раз в 2 недели ее снижают на пару градусов. В 4 года допускается температура +18°С, к 5-6 годам ее доводят до + 16°С.

Прохладный душ. После 3 лет общее обливание заменяют душем. Начиная с температуры в +35-+36°С, воду постепенно снижают до +26°С. Продолжительность - несколько секунд. После процедуры ребенка насухо вытирают и одевают.

Купание в открытых водоемах. Допустимо с раннего возраста. Купать малышей летом в реках, озерах, море можно при температуре не ниже +22°С воды. Начинают с 1-2 минут, планомерно увеличивая до 5-8.

Детям 3-5 лет допускается купание при температуре воды +19-+20°С, и увеличивают время до 10 минут.

Закаливание солнцем


Волшебное солнышко:

  • Предупреждает .
  • Оказывает противомикробное действие.
  • Повышает устойчивость иммунитета к простудным заболеваниям.

И дарит хорошее настроение!

Прогулки на солнышке. Дети грудного возраста в летнюю погоду гулять начинают с 2 минут под рассеянными лучами солнца. Постепенно (раз в 3-4 дня) родители увеличивают время на 1-2 минуты и доводят до 10-15.

Солнечные ванны. До года проводить не рекомендуют. Малыша раздевают до трусиков, и позволяют поиграть на солнышке.

Возраст/время:

  • 1-3 года - 5-10 мин.
  • 3-7 лет - 10-15 мин.

Желательно такие процедуры проводить вблизи источника воды. Хороший закаливающий эффект дают солнечные ванны в сочетании с обливанием. Сперва малыш греется под лучами солнца, затем его обрызгивают водой.

Закаливание проводится в первой половине дня до 11.00, и во второй - после 16.00. Когда солнце находится не на пике активности, дабы избежать ожогов. На ребенке обязательно должен быть головной убор.

В жару свыше +30°С закаливающие процедуры не проводят.

Видео: 8 пунктов о закаливании ребенка

Другие способы закаливания

Закаляют как весь организм, так и отдельные его части: стопы ног, горло. Можно использовать предметы быта, например, вентилятор.

  • Закаливание сквозняком (или вентилятором). Начинают после 3 лет. Процедуру проводят при температуре воздуха +20-+22°С. Ребенка ставят на расстояние 6 метров от вентилятора в легкой одежде. Скорость движения лопастей минимальная. Начинают с 20 секунд, при этом малыш должен ворочаться, чтобы обдувание происходило со всех сторон. Постепенно (1 раз в 2 недели) увеличивают время и скорость прокрутки вентилятора;
  • Полоскание горла холодной водой. С 3 лет. Изначально температуру воды делают в +25°С. Каждые четыре дня ее снижают на 1°С, и доводят до 8°С. Ребенок должен набрать в рот воды и продолжительно произнести звук А-А-А. После чего выплюнуть. Процедуру повторяют несколько раз;
  • Босохождение. Практикуют с того времени как ребенок начал ходить. При температуре поверхности пола +18°С, малыш ходит в носочках. Через неделю носки снимают, и он бегает 3-7 минут босиком. Летом полезно ходить по песку, траве, камушкам.

Закаливание льдом

  • Рассасывание. Небольшой кубик замороженного отвара календулы или ромашки, кладут ребенку в рот и предлагают рассасывать как леденец. Через 30 секунд извлекают. Время каждые 4 дня увеличивают на 10 секунд и доводят до 2 минут. Это могут быть замороженные ягоды, сироп;
  • Протирание пяточек. Допустимо с трех лет. В течение нескольких секунд перед сном ребенку протирают стопы кусочками льда. После этого насухо вытирают и надевают носочки. Процедуру проводят 2 раза в день.

Интенсивное и контрастное закаливание

Все вышеперечисленные методы относятся к умеренному закаливанию. В основе которого лежит принцип постепенности. Но существуют и более экстремальные способы. Например, интенсивное и контрастное закаливание. В основе этих методов лежит резкая смена температуры с большим диапазоном, на короткий промежуток времени.

Интенсивное закаливание. Суть данного метода - кратковременное соприкосновение тела с морозом, снегом, ледяной водой.

К нему относятся:

  • Обливание водой крайне низких температур;
  • Обтирание снегом;
  • Окунание в прорубь зимой.

Это достаточно экстремальные способы закалки. Их не рекомендуется проводить с детьми дошкольного возраста. Хотя некоторые активные родители практикуют даже с грудничками достаточно удачно.

Контрастное закаливание. Более щадящая процедура. Оно основано на попеременной, резкой смене температур с большой разницей.

Например:

  • Окунание стоп то в теплую, то в холодную воду;
  • Контрастный душ.

Противопоказания

Признаки и заболевания, при которых закаливающие мероприятия не проводят:

  • Отрицательное отношение ребенка к процедурам;
  • Недомогание, температура выше нормы;
  • Признаки простуды;
  • Кишечные заболевания;
  • Повышенная возбудимость (гиперактивность);
  • Приобретенный (декомпенсированный) порок сердца;
  • Истощение организма;
  • Пониженный гемоглобин;
  • Заболевания эпидермиса (кожи);
  • Нарушения дыхательной системы.

Каждый родитель волнуются за собственное дитя, но порой эти страхи приносят больше вреда, чем пользы. Чтобы предупредить простуду, не надевайте лишние кофточки и штанишки, а тренируйте иммунную систему. Другими словами - закаляйтесь на здоровье!

Доктор Комаровский: закаливание детей

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Как закалять ребенка? Этот вопрос волнует многих родителей. Почти все мамы и папы знают, что закаливание помогает избавиться от частых простуд, укрепить иммунитет и здоровье ребенка. Но как правильно закаливать ребенка? Как получить максимальный эффект от закаливания?

Как закалять ребенка: несколько секретов

Залог правильного закаливания - систематичность и методичность. Если вы решили оздоровить своего ребенка, то необходимо комплексно подойти к этому вопросу, мало только одного закаливая, нужно в целом пересмотреть режим дня ребенка, рацион его питания.

Так что, первый шаг к здоровью - это не закаливание, а изменение жизненного уклада ребенка. Только после того, как твой малыш начнет жить по режиму и правильно питаться, можно начинать программу систематичного закаливания.

Зачем закаливать детей?

Закаливание - это наиболее эффективная профилактика простуд, заболеваний дыхательных путей, ОРВИ, сердца. Именно закаливание позволяет держать тело в тонусе и поддерживать бодрость духа. Именно поэтому важно знать, как закалять ребенка?

Если вы решили начать закаливание ребенка, то стоит узнать, есть ли в том детском саду, который посещает ваш ребенок, специальные оздоровительные группы. Если да, тогда вы можете положиться на опыт профессионалов и доверить закаливание вашего чада воспитателям. Если же такой группы не окажется, тогда нужно взять инициативу в свои руки.

Как закалять ребенка: 10 правил для родителей

1. Основные факторы закаливания - это солнечные ванны, водные процедуры, свежий воздух.

2. Желательно начинать закаливание с первых месяцев жизни малыша. Если же в младенчестве вы не приучили ребенка к закаливанию, не волнуйтесь, это можно сделать в любом возрасте.

3. Главное для закаливания ребенка - это ваша настойчивость и целеустремленность. Если вы начали закаливание, не делайте перерывов, ведь даже после небольшого перерыва придется все начинать заново.

4. Характер закаливания должен соответствовать возрасту ребенка. Новшества в закаливании нужно вводить постепенно, с равномерным увеличением.

5. Перед тем, как начать закаливание ребенка, необходимо проконсультироваться с доктором. Возможно, что врач даст какие-либо противопоказания, тогда закаливание начинать не стоит. Если же противопоказаний не было, и вы начали закаливание, с первых дней процедур регулярно посещайте педиатра. Если здоровье ребенка ухудшается при закаливании, тогда процедуры необходимо прекратить и обратиться к врачу.

6. Начинать закаливать необходимо с воздуха и воды.

7. заключается в ежедневном проветривании комнаты, где находится ребенок. Такие проветривания нужно делать около трех раз в день, даже в зимний период. Летом, когда жарко, окна можно вообще не закрывать. Температура в комнате должна быть не ниже 18 градусов. Чаще гуляй с ребенком на улице. В теплое время года полезны гуляния босиком по морским ракушкам, щебени, траве, камням.

8. Делайте вместе с закаливанием традиционные процедуры - купания и умывания.

Начинайте умывать ребенка прохладной водой (28С) и постепенно уменьшайте температуру воды до 20С.

9. Также можете проводить обливания: купайте ребенка в теплой воде (36 С) в течение 8 минут, после этого облейте малыша более прохладной водой. Каждые 5 дней снижайте температуру воды для обливаний на один градус, необходимо свести ее к температуре не меньше 28С.

10. Перед тем, как вы начнете закаливать ребенка, попробуйте закаливание сами, чтобы иметь свое представление об этом процессе.



Рассказать друзьям