Психогимнастика (интересные игры и упражнения). Условия реализации данного метода

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Содержание статьи:

Психогимнастика для детей - это не просто модное нововведение, но и одна из важных составляющих программы многих дошкольных заведений. Проще говоря, данная методика в виде специальных упражнений при использовании невербального общения (движений, мимики) предназначена для общего развития ребенка и разрешения некоторых его психологических проблем.

Что такое психогимнастика?

В начале 60-х годов в практику был введен описываемый термин. Наиболее четко его озвучил чешский специалист Ганя Юнова, которая разработала целую систему, в основу которой легли специальные элементы психодрамы. Ее разработки изначально использовались при работе с детьми, которым была необходима коррекция сознания. Однако затем и старшее поколение заинтересовалось данной методикой, преобразовав ее в тренинги для решения эмоциональных проблем у взрослых.

Психогимнастика - это практическая коррекция сознания у ребенка при общении без слов, направленная на развитие его коммуникативности и умения найти свое место в социуме. Проводится она в четыре этапа, чтобы в итоге добиться максимального результата от занятий.

Первый из них должен быть направлен на развитие искусства пантомимы, мимики, а также памяти и внимания. Второй этап подразумевает проработку отдельных качеств человека. Третья часть занятия включает в себя работу с образами, а также перевоплощение в них. Заключительный этап психогимнастики для дошкольников - это блокировка эмоционального напряжения у детей.

Подобные занятия не занимают много времени: от получаса до 60 минут. Однако при желании подопечных их можно несколько продлить. В идеале в группе не должно быть более 6 детей, и курс психогимнастики нужно ограничивать 20 сеансами. Организовывать их рекомендуется два раза в неделю, чтобы ребенок не потерял интерес к предложенным упражнениям и играм.

Если более детально рассмотреть озвученную методику, то можно выделить следующие ее позитивные стороны:

Прежде всего следует помнить о том, что к ребенку 3-4 лет следует искать совершенно иной подход, чем к воспитаннику старшей и подготовительной группы. Предлагаемые рекомендации пригодятся как для работников детских садов, так и для родителей (при индивидуальной терапии со своим чадом). Следует при этом помнить, что такое занятие должно сопровождаться соответствующей музыкой. Репертуар надо подбирать в зависимости от выполняемого упражнения, отдавая предпочтение все же классике.

Психогимнастика в младшем дошкольном возрасте


Чтобы добиться наибольшего результата при работе с малышами, следует придерживаться следующей тактики проведения занятия:
  1. Приветствие . Детям при этом предлагается изобразить свою особенную улыбку, когда они видят друзей. Даже если ребенок поначалу будет кривляться, то не стоит останавливать его. Инициатива в рамках разумного на таких занятиях только приветствуется.
  2. Разминка . На этом этапе детской психогимнастики рекомендуется привлечь внимание малышей какой-либо эффектной игрушкой и попросить описать ее при помощи жестов и мимики. На первых занятиях необходимо помогать детям словами типа «Как скачет зайчик?» и «Какие у него ушки, лапки и хвостик?». Того, кто лучше изобразил движения животного, при этом обозначать не надо, потому что воспитанники в данном возрасте довольно ревностно относятся к конкуренции.
Упражнения для отработки основных движений:
  • Игра «Сделай, как я» . Это довольное простое задание вызывает море эмоций у детей. Они с удовольствием будут изображать лисичек, медведей, обезьянок и других животных.
  • Игра «Урожай» . Несколько маленьких садовников должны подготовить землю для посадки семян и саженцев: взрыхлить почву и постоянно поливать ее. Задание остальных детей - выбрать себе какой-либо овощ или фрукт и изобразить потом, как он начинает расти.
  • Сценка «Репка» . Предварительно ознакомив детей с содержанием этой сказки, необходимо распределить роли и полностью воспроизвести сюжет действия при помощи декламации педагога. Чтобы игра стала еще более захватывающей, можно заранее приготовить маски с изображением персонажей «Репки». Вполне реально заменить эту сказку «Рукавичкой» или любым другим произведением, которое будет доступно для восприятия малышей.
  • Виртуальный шарик . Игры по психогимнастике для малышей можно разнообразить этой забавой. Детям предлагается представить себе шарик, а затем при помощи рук они должны «перекидывать» его друг другу, сопровождая свои движения улыбкой.
Упражнения для эмоционального общения:
  1. Игра «Покажи меня» . Воспитанники в этом возрасте любят копировать все то, что они видят. Однако следует развивать у них более широкое восприятие окружающего мира. Можно предложить им без слов изобразить, как улыбаются мама, добрая фея и прекрасная принцесса (хмурятся тучки, строгие доктора и волны на море; злятся непослушные или обиженные дети; пугаются трусливые зайцы и кошки при виде собак).
  2. Игра «Изобрази героев» . Для выражения своих чувств ребенок должен научиться их правильно демонстрировать. Своим подопечным необходимо предложить изобразить без слов предоставленные им ситуации. В качестве примера можно привести следующий эпизод из всем известной сказки. Красная Шапочка бежит по лесу к своей бабушке (радость), по пути ей встречается множество лесных жителей (любопытство и улыбка). Вдруг девочка увидела волка (испуг) и т.д. При эмоциональном восприятии сказки дети должны использовать не только мимику, но и двигаться.
Упражнения для наблюдения за поведением и поступками человека:
  • Игра в мяч . Во время данного развлечения необходимо участникам группы предложить такие варианты оценки героя: Баба-Яга - добрая, Колобок - глупый, Лиса - хитрая и т.д. При этом следует помнить, что малыши должны четко знать, о ком идет речь. В случае согласия с утверждением ребенку нужно поймать мяч, показывая при помощи мимики и жестов свою реакцию на озвученный персонаж.
  • Работа над стихами . Во время выполнения этого упражнения детям предлагается в случае хорошего поведения главного героя похлопать в ладоши и покружиться вокруг себя. Если персонаж ведет себя плохо, то эмоции разрешается выражать любым удобным для ребенка способом. За основу лучше всего взять легкие для восприятия малышей четверостишия типа «Зайку бросила хозяйка», «Я люблю свою лошадку» или «Уронили мишку на пол».
  • Прощание . Дети в этом возрасте редко бывают полностью эмоционально закрыты. Под веселую музыку им можно предложить похлопать в ладоши, улыбнуться друг другу и даже обнять своих друзей. На заключительном этапе невербальное общение рекомендуется разнообразить чтением стихотворений или исполнением коллективной песни.
Упражнения по психогимнастике с малышами не должны превратиться в банальный урок физкультуры. Педагогу следует приложить максимум усилий, чтобы заинтересовать своих воспитанников.

Психогимнастика в старшем дошкольном возрасте


В самом начале мероприятия важно создать комфортную для детей обстановку и настроить их на позитив. Ребенку должны быть предложены варианты приветствия от взрослого, а затем дается задание придумать свои импровизации. Хвалить необходимо все озвученные детьми версии, но особенно следует выделить наиболее неожиданные из них. Дети могут поздороваться при помощи любимых игрушек, носами и даже шуточно пободаться, изобразив козликов.

Этюды для развития эмоциональной сферы (на примере сценок из известных сказок):

  • «Снежная королева» . Кай насмехается над владычицей снежных равнин, за что она на него очень сердится (презрение мальчика - гнев Королевы).
  • «Дюймовочка» . Миниатюрной красавице навязывают в мужья жабу, майского жука, а затем крота (отвращение Дюймовочки - ярость и недоумение отвергнутых кавалеров).
  • «Зайкина избушка» . Серого обитателя леса из собственного дома выгоняет хитрая лисица (печаль Длинноухого - агрессия хищницы).
  • «Три поросенка» . Волк разрушает один за другим домики братьев (злость серого бандита - страх трех друзей).
  • «Цветик-семицветик» . Девочка отдает последний лепесток больному мальчику, чтобы он выздоровел (радость Жени - благодарность нового друга).
Упражнения для психомышечной тренировки:
  1. «Почему?» . При проведении этой разминки детям предлагается изобразить любопытного ребенка, который ничего не знает. Выражать свое недоумение они должны при помощи поднятия плеч и бровей «домиком».
  2. «Помощь» . Детям дается задание представить, что их мама вернулась из магазина с тяжелой сумкой. Необходимо отнести виртуальный багаж на кухню, изображая при этом все усилия, приложенные во время озвученной помощи.
  3. «Спящий кот» . Воспитанникам нужно лечь на коврик, свернуться калачиком и имитировать на свой лад повадки хвостатого друга во время сна. Следует показать, как он дышит, зевает и потягивается.
  4. «Движения Петрушки» . Задание этого упражнения заключается в том, чтобы скопировать прыжки данного героя, который передвигается на двух согнутых ногах, с висящими вдоль тела руками и наклоненной вбок/вперед головой.
  5. «Цапля на болоте» . Детям предлагается изобразить стоящую то на одной, то на другой ноге птицу. Время от времени она должна поймать за лапку скачущую мимо лягушку, а затем отпустить ее.
Упражнения для наблюдения за чертами характера человека:
  • Игра «Кто есть кто» . При ее выполнении дети разбиваются на пары. Одному ребенку на ухо озвучивается какой-либо герой или демонстрируется картинка с его изображением. Сказочный персонаж должен быть обязательно знаком детям этой группы. Затем при помощи мимики и жестов получившему задание воспитаннику необходимо показать повадки и черты характера этого героя сказки. Лучше всего выбирать такие образы, как Буратино, Колобок или Кот в сапогах, чтобы не затруднять задачу игроку, который отгадывает пантомиму-головоломку. Следует сразу предупредить детей, что они должны при помощи мимики и жестов не только продемонстрировать внешние данные героя, но и его черты характера.
  • Игра «Кто покажет лучше» . Сначала участникам тренировочной группы по очереди предлагается скопировать манеру поведения злого персонажа (образ выбирает педагог). При этом они могут сдвигать брови, рычать, топать ногами и т.д. Затем им нужно будет таким же образом описать доброго человека, волшебника или фею. В данном случае ничто не помешает детям широко улыбаться, танцевать и прикладывать руки к сердцу. Самого лучшего исполнителя должны выбрать сами маленькие актеры.
  • Игра «Калейдоскоп характеров» . Подобное упражнение очень нравится детям, потому что многие из них узнают в персонажах самих себя. Каждому участнику игры методом жеребьевки предоставляется образ, который он должен продемонстриовать для своих сверстников. За основу берутся так называемые плаксы, нехочухи, злюки, весельчаки, ябеды, скромняги и т.д. Каждый ребенок при помощи жестов и мимики должен максимально раскрыть предложенный ему образ.
  • Прощание . На этом этапе занятия детям необходимо успокоиться после полученного за короткое время общения с педагогом большого количества эмоций. В данном случае можно сесть на коврик и послушать расслабляющую музыку. Затем воспитанникам должно быть предоставлено время, чтобы они самостоятельно и по своему желанию повторили то, что больше всего им понравилось на занятии.
Методы психогимнастики для детей старшего дошкольного возраста вполне подойдут и для учеников начальных классов. Отдельные их упражнения можно проводить вместо физкультминутки.

Смотрите видео про психогимнастику для детей:


Психогимнастика в детском саду - это коррекционная работа с воспитанниками данного учреждения, которую может организовать любой педагог вне зависимости от квалификации и стажа. Папам и мамам также стоит прислушаться к советам данной статьи, чтобы их ребенок не вырос зажатой и закомплексованной особой, которая не в состоянии управлять своими чувствами. Владение «языком тела» очень важно для подрастающего поколения, что должны помнить воспитатели и родители.

1. Игра «Ласковушки» . Дети называют друг друга уменьшительно-ласкательными именами.

2. Игра «Восковая палочка» . Ребенок стоит внутри круга и падает назад, ничего не боится, потому что друзья его поддержат, не дадут упасть.

3. Игра «Улыбка» . «Вы знаете ключ, который открывает все замки в душах людей? Это улыбка. Красиво улыбаться нужно уметь. Повернитесь к своему соседу и подарите ему улыбку».

4. Тренировка по укреплению мышц глаз . Каждый ребенок следит за движением своего указательного пальца влево, вправо, вверх, вниз.

5. Игра «Холодно — жарко» . Дети изображают медвежат. Мама-медведица ушла. Подул холодный северный ветер и пробрался сквозь щели в берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в маленькие клубочки — греются. Стало жарко. Медвежата расправили плечики. Опять подул северный ветер (повторить 2—3 раза).

6. Игра «Четыре стихии». Упражнение на развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов. Воспитатель произносит слово «земля» — дети должны опустить руки вниз, «вода» — вытянуть руки вперед, «воздух» — поднять руки вверх, «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

7. Игра «Как славно!» Воспитатель предлагает сначала мальчикам хором называть имена девочек в группе: «Как славно девочек зовут!» Затем девочки говорят хором имена мальчиков: «Как славно мальчиков зовут!»

8. Игра с мячом «Знакомство». Мяч у одного из игроков. Он кидает мяч тому, с кем хочет познакомиться. Второй игрок ловит мяч, называет свое имя и кидает его тому, с кем хочет познакомиться и т. д.

9. Игра «Тропинка» на развитие зрительного внимания. Дети идут по воображаемой тропинке. Каждый внимательно смотрит, куда ступил предыдущий ребенок, и старается идти след в след. Двигаться надо медленно и тихо.

10. Игра «Полслова за вами» . Дети встают в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого-либо слова, тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину. Например: паро-воз, теле-фон.

11. «Назови себя» . Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя так, как ему больше нравится, как он хотел бы, чтобы его называли.

12. «Позови ласково» . Ребенку предлагают бросить мяч или передать игрушку другому сверстнику (по желанию), ласково назвав его по имени.

13. «Волшебный стул». Один ребенок садится в центр на «волшебный стул», остальные говорят о нем добрые, ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.

14. «Перевоплощение» . Дети (по очереди) загадывают определенный образ, изображают его, не называя. Остальные отгадывают, давая словесный портрет.

Методическое пособие из опыта работы воспитателя Натальиной Анастасии Трофимовны

Введение

Здоровье детей – богатство нации; этот тезис не утратит актуальности во все времена, а сегодня он не просто актуален, он самый главный, вызванный рядами причин:

Увеличивающаяся патология рождаемости;

Причины новых открытий в физике (наличие души);

Кризисное, переходное состояние нашего общества, большое количество стрессов;

Раннее начало обучения, усложнение учебных требований.

Дошкольному детству отведено всего 4 года, но от того, как они прожиты ребенком, во многом зависит его физическое и психическое здоровье, развитие его способностей, нравственных качеств.

Физическое формирование ребенка тесно связано с его интеллектуальным и морально-волевым развитием и развитием всех психических функций. Решающую роль при этом играет влияние жизненных условий и воспитание.

В годы детства важнейшими задачами физического воспитания являются охрана жизни и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка, содействие его правильному физическому развитию и работоспособности. Но эти задачи стоят не только в выполнении мышечных упражнений, усвоении гигиенических навыков и укреплении здоровья, а как подчеркивал крупнейший педагог и педиатр Е.А. Аркин «…в культуре чувств, во внимание, в воле, в красоте, в культуре всего характера».

Данное пособие – результат работы воспитателя Натальиной Анастасии Трофимовны. Это – сборник материалов, необходимых воспитателю для работы с дошкольниками. Некоторые из них известны давно, но творчески переработаны, модифицированы автором. Основная часть создана самостоятельно на основе известной теории и методики развития и комплексной коррекции различных сторон психики детей дошкольного возраста М.И. Чистяковой.

Книга состоит из двух частей. В первой, - состоящей из трех разделов, представлен практический материал: комплексы утренней гимнастики, конспекты физкультурных занятий. Которые доставляют малышу массу удовольствия, улучшают ритмичность движения, а комментарии позволяют описывать характер физических действий – силу, темп, резкость и направление внимания детей на осознание или сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений.

Главными задачами здесь являются:

Дать ребёнку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения – путём подражательного повторений движений;

Тренировать ребёнка, направлять и задерживать внимание на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их;

Тренировать ребёнка, изменять характер своих движений, опираясь на контроль мышечных ощущений – работы воображения и чувств.

Тематика здесь различна в зависимости от возраста детей, от задач занятия, но каждый раз это интересная, захватывающая игра, активизирующая положительные эмоции, создающие ощущения душевного комфорта, способствующая формированию первичных навыков саморегуляции.

Во втором разделе содержатся интегрированные занятия, на которых, помимо обучающих, решаются следующие задачи:

Создание возможностей для самовыражения, формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями – средствами человеческого общения (мимикой, жестом, пантомимой);

Коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения;

Выработка у детей положительных черт характера;

Совершенствование памяти, внимания, мышления, развитие восприятия, творческих способностей, выражения, речи;

Обучение приёмам саморасслабления, снятие психологического напряжения;

Обучение детей правилам хорошего тона.

Психогимнастические образы, этюды и упражнения используются здесь с целью раскрытия творческого, нравственного, интеллектуального потенциала детей, развитие у них навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Третий раздел посвящён работе с родителями. Автор уверен, что родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает буквально заново открывать для себя радость общения с ребёнком, общения не только словесного, но и эмоционального. Многие родители в результате участия в игровых тренингах открывали такие, например, истины: невозможно испытывать отчуждение, гнев злость на ребёнка и одновременно быть счастливым родителем; нельзя, сея в душе ребёнка семена негативных эмоций, получать взамен его улыбку, любовь и радостный смех.

Вторая часть включает в себя описание этюдов, игр, упражнений, имеющих своей целью:

Развитие психических процессов (внимание, воображение, мышление, память), автоматизированный и выразительной моторики;

Выражение различных эмоциональных состояний;

Коррекцию нежелательных личностных особенностей того или иного ребёнка;

Расслабление, приведение в равновесие.

Таким образом, способность ребёнка радоваться свободе своих движений создаёт у него уверенность в себе, повышает эмоциональное, физическое благополучие и, далее, гармоничное психическое развитие. А удовлетворённое собой формирует и поддерживает положительную самооценку.

Условия реализации данного метода:

  • Отбор знаний наиболее актуальных для детей данного возраста.
  • Непрерывность и преемственность педагогического процесса.
  • Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов.
  • Рациональное сочетание разных видов деятельности.
  • Деятельный подход.
  • Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
  • Восприятие индивидуальности как особо значимой ценности.
  • Наличие у педагогов целостного и адекватного представления о каждом ребенке, его достижениях и проблемах, о сугубо типичных и индивидуальных сторонах его личности.
  • Предоставление детям свободы выбора форм и способов проявления своей активности, возможности найти и занять свое место в жизнедеятельности сообщества.
  • Оптимальное сочетание индивидуальных и групповых форм воспитательной работы, направленных на формирование в детях общего, особенного и единичного.
  • Теоретическая и практическая готовность педагога к осуществлению индивидуально-ориентированной воспитательной деятельности.

Последовательность реализации метода:

  • Установка на определенную деятельность (эмоциональная подготовка детей к решению поставленной задачи).
  • Обеспечение деятельности, ее разбивка на операции (создание условий для успешного решения).
  • Сравнение полученных результатов с требуемыми (осознанное отношение к результату своего труда).

Критерии оценки данного метода:

  • Актуальность и важность поставленных проблем.
  • Социальная значимость проблем.
  • Самостоятельность разработки.
  • Реалистичность, экономичность.
  • Перспективность, практические результаты.

Прогнозируемые конечные результаты:

  • Повышение функциональных возможностей организма детей.
  • Рост уровня физического развития несовершеннолетних и осознание ими приоритета здорового образа жизни.
  • Активизация познавательного интереса у детей.
  • Рост позитивных изменений в поведении ребенка, его взаимоотношениях с семьей и окружающими людьми.
  • Приобретение навыков поиска и анализа необходимой информации.
  • Повышение культурного уровня и знаний о традициях народов нашей Родины у дошкольников.

Часть I. Раздел 1

Комплексы утренней гимнастики на основе психогимнастики для детей 3-4 лет

Этюды, упражнения

Дозировка

ОМУ

Этюд «Пробуждение кошки»

И.П.: ноги чуть расставлены, руки внизу.

Плавно потянуться вверх.

3 раза

Движения мягкие, плавные

Этюд «Прогулка кошки»

Ходьба мягким пружинистым шагом, с движением рук.

1-2 круга

Максимальная имитация

Этюд «Любопытная кошка»

Ходьба на четвереньках.

½ круга

Спина прямая, руки ставить мягко

Этюд «Подлезание под забор»

И.П.: стоя на коленях и ладонях, прогнуться с движением туловища вперед, назад: с поворотом головы в одну и другую стороны.

Выполняя последний раз, дети услышали «Кар» и посмотрели вверх.

3 раза

Максимальный прогиб спины, обязательный поворот головы

Посмотреть вверх

Этюд «Кошка кувыркается в песке»

И.П.: лечь на спину, ноги вместе, перекаты с одной стороны на другую.

5-6 раз

Самостоятельно

Этюд «Встряхивание песка»

И.П.: стоя на коленях и ладонях, голень поднять вверх, выполняя волнообразные движения туловищем влево, вправо.

3-4 раза

Спину держать прямо голову не опускать

Этюд «Игра с мухой»

И.П.: стоя О.С. выполнять прыжки с выбросом рук вверх.

5 раз

Максимальные прыжки

Этюд «Царапки»

Погладить друг друга по спине.

Для детей старшего дошкольного возраста (по методике М.И. Чистяковой)

Упражнения

Дозировка

ОМУ

Ходьба по залу со сменой направления.

2 круга

По звуковому сигналу

Этюд «В магазине зеркал»: упражнения выполняются с флажками.

А) «Азбука Морзе»

И.П.: ноги слегка расставлены, руки опущены.

Разноименные взмахи правой и левой руками.

Б) «Украсим дома»

И.П.: ноги чуть расставлены, руки согнуты, флажки у плеч.

Поочередные повороты в сторону с выпрямлением рук.

В) «Фейерверк»

И.П.: то же.

Взмахи обеими руками вверх с прогибанием назад, наклон вперед со взмахом рук назад.

Г) И.П.: сидя, ноги вместе – прямые, руки прямые в стороны.

Ноги согнуть, флажки к коленям вертикально.

Д) «Пружинка»

И.П.: стоя, ноги – пятки вместе, носки – врозь, флажки вниз.

Присесть, взмах вперед.

Е) «Подскоки»

Чередовать с ходьбой.

4 раза

по 3 раза

5 раз

5 раз

6 раз

3 раза

Сопровождать сюжетным рассказом

Четкое повторение взмахов

Смотреть в сторону поворота

Следить за флажками

Спина прямая

Спина прямая, пятки отрывать от пола, колени разводить в стороны

Сбор флажков

Этюд на расслабление мышечного напряжения и психоэмоционального.

«Шалтай-болтай» или «Спящий котенок».

2 минуты

Музыкальное сопровождение

Р. Паулс «Колыбельная»

Для детей младшего возраста

Этюды, упражнения

Дозировка

ОМУ

«Будь внимателен» – этюды на внимание и развитие имитационных способностей ребенка.

«Зайки» - прыжки на двух ногах,

«Лошадки» - ударяют ногой об пол,

«Раки» - пятиться,

«Птицы» - бегать, размахивая руками.

Задания выполняются во время ходьбы.

по 2 раза

Быстро и точно реагировать на звуковые сигналы

Построение в звенья.

«Силачи»

И.П.: ноги расставлены, руки в стороны.

1 – руки к плечам, кисти в кулак.

2 – И.П.

6 раз

С силой сжимаем руки

«Сильный ветер»

И.П.: ноги на ширине плеч, руки за головой.

Наклоны в стороны, вперед, назад.

И.П.: сидя, руки за головой.

Наклоны в стороны, вперед.

по 4 раза

Крепко стоит дерево

Ветер качает куст, спина прямая

И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища.

Поочередное поднимание ног.

4 раза

Колени не сгибать

И.П.: сидя, руки в упоре сзади.

Поочередное поднимание ног.

4 раза

Спина прямая

Этюд на расслабление мышц

«Шалтай-болтай».

2 раза

«Перекат на пятки»

И.П.: ноги слегка расставлены, руки за спиной.

1 – подняться на носки.

2 – перекат на пятки.

4 раза

Спина прямая голову не опускать

«Попрыгаем!»

И.П.: О.С., руки на поясе.

8 подпрыгиваний, поворот вправо – 8 шагов

3 раза

Прыгать легко

Этюд на мышечное и эмоциональное расслабление. «Идем за синей птицей».

Для детей среднего возраста (по методике М.И. Чистяковой)

Мероприятия, упражнения

Дозировка

Ходьба по залу под тихие удары бубна – ходьба на носках;

«Зайчики» - прыжки на двух ногах с продвижением;

«Раки» - пятиться.

3 круга

чередуя со строевой ходьбой.

Ходьба строевая, спина прямая, руки на поясе

Построение в круг.

Этюд «Поиски Карлсона», на координацию движений и развития мимики.

Имитация подтягивания на перекладине, заглядывания за нее.

6 раз

Мимика – глаза широко открыты, рот закрыт, но зубы разжаты (удивление)

Ноги прямые, руки согнуты в локтях

Этюд «Карлсон-толстяк»

И.П.: стоя, ноги расставлены, руки опущены. Изобразить толстяка.

3 раза

Предельное разведение рук в стороны и слегка назад, надувание щёк.

Этюд «Заведи пропеллер »

И.П.: стоя, руки перед грудью, на сигнал «заводи», произвести вращательные движения согнутыми руками, озвучивая движения звуком «р»

4 раза

Постепенное ускорение вращательного движения.

Этюд «Завяжи шнурки, банты »

И.П.: стоя, руки опущены, ноги слегка расставлены. Наклоны к ноге, имитируя завязывания шнурков и бантиков.

6 раза

по три наклона к каждой ноге

Колени не сгибать.

Этюд «Оглянись»

И.П.: стоя, руки на поясе, повороты в правую и левую стороны.

6 раз

Ноги прямые, повороты туловища и головы глубокие.

Этюд «Карлсон-шалун»

И.П.: лёжа на животе, руки и ноги напряжены, перекат на животе.

7 раз

Кисти держать вместе, руки и ноги напряжены.

Этюд «Радость»

И.П.: прыжки на двух ногах.

5 раз

Прыгать легко

Этюд «Отдых»

Дети располагаются, кто, как хочет, и слушают музыку.

2 минуты

Глаза закрыть.

Для детей старшего возраста

Этюды, упражнения

Дозировка

«Слушай хлопки» -этюд на развитие мимики

1- хлопок «лягушки»

2- хлопок «аисты»

3- хлопок ходьба с продвижением

3 круга

2 раза

Будь внимательным!

Бег по залу с заданием

«Будь внимательным!» - этюд на координацию движения, ходьба на носках на тихие удары бубна.

2 круга

2 раза по ½ круга

Спина прямая.

Построение в 2 шеренги.

Этюд на развитие мышц лица «Грустный и весёлый клоун»

2 раза

Мимика, жесты, пантомима

Этюд «Два клоуна» на координацию движений. подскоки, взявшись за руки с кружением.

30 сек

Движения согласованы

«Жонглёры»

И.П.: ноги чуть расставлены, руки внизу. Имитация бросания колец друг другу.

1 минута повторить 2 раза

Движения плавные, согласованные

«Акробатический этюд»

И.П.: стоя лицом друг к другу на расстоянии вытянутой руки, кисти рук положить на плечи другу. Поочерёдные махи прямой ногой назад.

8 махов каждой ногой повторить 2 раза

Прогнуться максимально назад

Этюд «Благодарю»

И.П.: ноги на ширине плеч, руки опущены. Глубокий наклон с поворотом головы вправо, влево, руки прямые максимально отвести назад.

5 раз

Ноги прямые, глубокий наклон, обратить внимание на поворот головы и улыбку.

«Качели»

И.П.: стоя лицом друг от друга, сцепиться руками, поочерёдные наклоны вперёд.

По 4 раза

Максимально приподнять друга

«Лодочка»

И.П.: сидя друг перед другом, ноги переплетены, взявшись за руки, поднимая друга из положения лёжа.

5 раз

Руки при движении прямые

Прыжки с закрытыми глазами.

И.П.: О.С., руки на поясе, прыжки – ноги вместе, врозь с закрытыми глазами.

10 прыжков

по 2 раза

Носок оттянуть

Этюд «Солнышко и тучка» - пантомима на сокращение и расслабление мышц.

2 раза

Чёткие имитационные движения

Этюд «Загораем»- на полное расслабление организма.

2 минуты

Полное расслабление всех мышц

«Стряхнём песок » - имитация встряхивания песка, поглаживание всех частей тела.

Поглаживание.

Конспект физкультурного занятия с применением нетрадиционных оздоровительных методик «В гостях у Нептуна»

(старший дошкольный возраст)

Программное содержание :

  1. Упражнять в подтягивание на животе, по гимнастической скамейке, двумя руками.
  2. Продолжать учить прыгать из обруча в обруч, отталкиваясь двумя ногами.
  3. Отрабатывать ходьбу по канату, не касаясь, пола носками ног.
  4. Закрепить подлезание по тоннелю на четвереньках.
  5. Упражнять в подпрыгивание и удара по предмету – амортизатору.
  6. Во время дыхательных упражнений следить за правильным глубоким диафрагменным вдохом через нос и выдох энергичный через нос.
  7. Воспитывать чувство коллективизма, сопереживания к своим друзьям, уважение к себе и к друг другу.

Оборудование: гимнастическая скамейка, канат, 5 набивных мячей, 4 обруча, обручи для игры по количеству детей, тоннель, дорожка препятствий, «речка», свисающие предметы.

Ход занятия: построение в шеренгу. Настрой «Я здоровый! «У меня хорошее настроение! Я буду хорошо заниматься!»

Упражнения

Дозировка

ОМУ

I

Чередование ходьбы на носках, пятках, перекатом с пятки на носок, прыжки на двух ногах. Сели с задержкой дыхания. Бег, отталкивающие предметы – амортизаторы, пролезание.

Дыхательное упражнение

«Подуем на волну»

Перелезание. Высота предмета 40 см. ОРУ «Морское путешествие»

2 минуты

3 минуты

1 раз

Идём по песчаному берегу, не наталкиваясь. Впереди река: на нас движется волна. Набрали воздух – сели. Погуляем по дну: оттолкните медузу, пройдите под щукой.

Набирайте больше воздуха, дуйте сильнее. Вот мы и на поверхности. Смотрите корабль.

Проходите на него. Встали удобно.

1 . И.П.: ноги слегка расставлены, руки внизу. 1-2 поочерёдное движение рук вперёд – в сторону, корпус слегка поворачивается.

8 раз

Покажите, как вы сейчас плыли.

2. «Штурвал»

И.П.: ноги на ширине плеч руки согнуты в локтях у груди 1-4 покачивания

8 раз

Взяли «штурвал», руки округлили: «В путь!»

3. «Земля»

И.П.: ноги на ширине плеч руки на поясе. 1- посмотреть вправо, поворот, 2- влево, 3- наклон вперёд, 4 – повернуться назад.

4 раза

Посмотрите, что на горизонте, смотрит дальше голову не опускать. Ноги не отрывать от пола: «Земля!»

4. «Гребля»

И.П.: сидя ноги прямые врозь, руки согнуты в локтях у плеч, 1- наклон вперёд, «имитируем греблю», 2- вернуться в И.П.

6 раз

Но здесь корабль не пройдёт, нужно пересесть на лодки. Гребите сильнее. Посмотрите, какие на острове раки.

5. «Раки»

И.П.: сидя упор на ладонях и ступнях со спины.

2 минуты

Покажите, как они передвигаются.

6. «Водоворот»

И. П.: сидя, ноги согнуты в коленях, руки смыкаются на коленях. Передвигаемся вокруг себя.

4 круга

Ой, ребята, что это с нашими лодками – нас засасывает. Закрутило, закрутило. Давайте выбираться, помогайте руками.

7. И.П.: основная стойка. Прыжки произвольные. Ходьба. Бег широким шагом, со сменой направления «Проверяем осанку»

20 прыж.

10 сек.

1 минута

20сек.

Ура! Мы на суше! Легко, выше.

А теперь можно обрадоваться, остров – вперед. Следим за движением, спина прямая.

II

Основные виды движений:

1 . Потягивание на скамейке двумя руками одновременно, ноги прямые.

4 раза

На этом острове нас ждут много препятствий. Готовы вы их преодолеть, тогда начали.

2. В прыжке достать до подвешенного предмета-амортизатора

4 раза

Подпрыгнуть выше, вытянуться вверх.

3. Бег «змейкой» между набивными мячами.

4 раза

Не задевайте колючки, оббегайте их.

4. Переход по канату, лежащему на полу.

4 раза

Осторожно идите по узкой тропинке, не касайтесь пола.

5 . Подлезание под канатом на четвереньках

4 раза

Будьте внимательны в тоннеле.

1. Прыжки из обруча в обруч

Упражнения для глаз

Игра «Море волнуется раз»

4 раза

20 сек

3 раза

«Спрыгните в воду», приземление на носки.

А теперь можно дать отдых глазам.

Обручи по количеству детей. Быстро занять пустой домик (берет коврики).

III

Отдых на «берегу моря» - полная релаксация.

40 сек

Мы с вами долго путешествовали, а теперь давайте отдохнем. Лягте на тёплый песок, закройте глаза и слушайте музыку. А как она закончится, вы встанете.

Спасибо наше занятие закончено. До свидания.

Конспект физкультурного занятия с элементами психогимнастики «Путешествие в лес»

(средний дошкольный возраст)

Программное содержание :

  1. Обогащать умения у детей фантазировать, заменять реальные предметы на импровизированные;
  2. закрепить ходьбу по гимнастической скамейке, приставляя пятку к носку другой ноги;
  3. упражнять в прыжках с мешочка на мешочек;
  4. закрепить ходьбу по скамейке, с опорой на ладони и ступни;
  5. упражнять детей в ползании на четвереньках с опорой на ладони и колени «змейкой»;
  6. воспитывать дружеские отношения, умение придти на помощь друзьям в преодолении препятствий.

Оборудование: 2 скамейки, 6 мешочков (400 г), 5 набивных мячей, 2 наклонные доски.

Сегодня, дети, мы отправимся в лес. С собой мы возьмём рюкзаки со всем необходимом. (Дети одевают рюкзаки).

В лесу нужно быть очень внимательными, дружными, ловкими и послушными. А теперь – в путь!

Упражнения

Дозировка

ОМУ

1.Ходьба по залу с высоким подниманием колен;

на носках;

обычная ходьба.

20 сек.

20 сек.

10 сек.

Дети, поднимайте ноги высоко, здесь высокая трава.

Ой, кажется рядом спит какой-то зверек, идите на носках, чтобы его не разбудить.

2. Бег с «горки»

1 мин. 20 сек.

Наш путь лежит через горы, бег легкий.

3. Ходьба, упражнения для глаз.

ОРУ (в движении)

40 сек.

Наш путь лежит через густой лес. Трудно пробираться, помогите руками, берегите глаза.

4. И.П.: руки вперед в стороны, поочередное движение.

10 метров

5. «Сбор ягод на поляне»

И.П.: ноги чуть расставлены, наклоны вперед– вниз, колени слегка сгибать.

10 раз

А вот и полянка, сколько здесь ягод. Давайте соберем ягоды.

6. «Разминка»

И.П.: ноги слегка расставлены, руки внизу.

1-2 – хлопки прямыми руками вперед и назад.

10 раз

После сбора ягод нужно размяться.

7. И.П.: лежа на спине встать на «мостик».

стойка 10 сек.

Старайтесь больше прогнуться, выпрямите руки, ноги слегка согните в коленях.

8. «Наклоны вперед»

И.П.: сидя ноги вместе, руки сзади упор

1 – наклон вперед, касаясь носков;

2 – в И.П.

7 раз

Колени не сгибать.

9. «Березка» - дренаж.

И.П.: лежа, поднять прямые ноги, стойка на предплечьях и лопатках.

10 сек.

На поляне очень много красивых и стройных берез. Покажите, какие они стройные.

10. И.П.: О.С. прыжки ноги вместе – ноги врозь с хлопками над головой.

35 прыжков

Ребята, а вот побежал заяц в кустах. Покажите, как он скачет.

11. Ходьба, оттягивая носок

20 сек.

А теперь можно в путь. Ой, кажется, здесь крапива. Идите осторожно.

II

1. Основные виды движений:

Ходьба по гимнастической скамейке, приставляя пятку одной ноги к носку другой, руки в стороны.

2 раза

На нашем пути река. Мостик очень узкий, смотрите, не упадите!

2. Прыжки из мешочка на мешочек (5 шт.)

2 раза

А здесь можно и по камушкам перебраться, не промахнитесь, страхуйте друг друга.

3. Ходьба по гимнастической скамейке на ладонях и ступнях.

2 раза

Посмотрите, какое бревно лежит у нас на пути.

4. Ползанье на четвереньках с опорой на колени и ладони «змейкой»

5 мячей

2 раза

5. Ходьба по залу со сменой направления.

30 сек.

Вот и выбрались мы на хорошую дорогу и садик совсем близко. Вот мы и пришли.

III

Игра «Охотники и обезьяны» (полная релаксация).

1. Ходьба с закрытыми глазами.

2 раза

15 сек.

Теперь можно отдохнуть и поиграть.

Ходить не натыкаясь друг на друга.

Литература:

  1. М.И.Чистякова «Психогимнастика»
  2. Е.А.Алябьева «Психогимнастика в детском саду»
  3. С.А.Шмаков «Игры – шутки, игры – минутки»
  4. В.Е.Дружинин «Психическое здоровье детей»
  5. Н.Л.Кряжева «Мир детских эмоций детей 5-7 лет»
  6. Т.Б.Мазепина «Развитие навыков ребенка в играх, тренингах, тестах»
  7. Н.Т.Яковлева «Психологическая помощь дошкольнику»
  8. А.Е.Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду»
  9. А.Н.Максаков, Т.А.Тумакова «Учите, играя»
  10. Л.В.Артемова «Окружающий мир в дидактических играх дошкольника»
  11. Л.Ю.Субботина «Развитие воображения у детей»
  12. Е.Л.Агаева «Чего на свете не бывает?»
  13. В.Волина «Праздник букваря»
  14. В.Волина «Праздник числа»
  15. А.Ф.Чистяков «Пословица не зря молвится»
  16. Е.Н.Арнаутова «Педагог и семья»

Полную версию работы можно .

Конспект по психогимнастике для 3-4 лет «Добро и зло»

Камаева Инна Вячеславовна, методист МАОУДО "ДДЮТ" г.Чебоксары.
Описание : предлагается конспект по психогимнастикке для детей 3-4 лет. Это занятие с легкостью можно провести в дошкольном образовательном учреждении без специальной психологической подготовки.

Цель: развитие невербального общения.
Задачи:
- научить различать добро и зло, дифференцировать эмоциональное состояние по мимике, жестам, пантомимике;
- развить координацию движений;
- воспитывать доброжелательность к сверстникам и окружающим людям.

Материалы: игрушки гномиков – на доброго повязать желтую ленточку, на злого – синюю; листы А4, скамейка, раздаточный материал на задание, карточки желтые и синие, карточки с картинками сказочных персонажей.

Краткая техника безопасности: не бегать, не драться, мелкие предметы в рот/нос/уши не засовывать, карандаши не зрызть, как отпрашиваться в туалет (напоминать на каждом уроке).

Разминка

Ребята, обычно к нам приходят гости (вспомните - кто? Зайчик, ежик, грузовик, котята), а сегодня мы пойдем в гости. Для этого всем надо взяться за ручки и пойти.

Идем – идем по кочкам (разложить листочки А4 – это кочки).
Осторожно, не оступитесь, а то упадете в болото…
Идем-идем по мостикам (использовать скамейку, если есть).
А теперь надо идти гуськом – сверху колючие-колючие ветки.
Пришли, молодцы.

Садимся на свои стульчики.

Знакомство с добром и злом

Ребята, посмотрите, к кому мы пришли в гости? К гномикам. Эта два брата, только один добрый, а другой злой. Сейчас я прочитаю стишки, которые они написали вам и мы постараемся понять – кто добрый гномик, а кто злой. Педагогу необходимо подобрать соответствующую интонацию.

Я с улыбкой не дружу
И лишь обидам рад.
Я гневом, злостью дорожу,
Кусаю всех подряд,
Не пожалею никогда,
Нигде и никого.
Люблю на свете я всегда
Себя лишь одного.

Ребята, какой это гномик? Злой, конечно. Чтобы мы не путались, давайте повяжем ему ленточку. Он всех доводит до слез, поэтому мы повяжем синюю ленточку.

Я слабым помогать готов,
Попавшим вдруг в беду,
Всегда приветлив и здоров
И правду говорю.
С улыбкой я всегда дружу,
Всегда гостям я рад.
Я дружбой верной дорожу,
Люблю я всех ребят.

А это какой гномик? Добрый. А ему мы повяжем желтую, как солнышко. Когда человек добрый, на него приятно смотреть, как на солнышко.

Затем дети показывают мимикой и жестами злого и доброго гномика.

Где добрый, а где злой гномик?


Обсудить почему (у одного брови нахмурены, наверняка, он злой).

Корзинка с добром и злом

Детям предлагаются карточки со злыми и добрыми «колобками». Необходимо всех добрых «поместить» в «добрую корзинку», а злых – в «мусорную корзину».

Беседа о добрых и злых людях

Кого называют добрым?
-Кого называют злым?
-Как ведут себя добрые люди?
-А как ведут себя злые люди?
-Какие слова говорят добрые люди?
-Какие слова говорят злые люди?
-Кого из родных или знакомых Вы можете назвать добрыми людьми? Почему?

Викторина: «Добрые и злые сказочные персонажи»

Детям предлагаются две карточки: желтая обозначает доброго героя, синяя – злого. Затем педагог показывает карточки сказочных персонажей, например, волк, Чебурашка, кот Леопольд, Дюймовочка и другие, а дети, карточкой обозначают его поведение.


Заключение

Ребята, какие Вы хотите быть – добрыми или злыми? Конечно, будем добрыми-добрыми. Что будем делать? Помогать маме, улыбаться, делиться…
А теперь все улыбнемся широко-широко, как солнышки. Какие все сразу красивые стали. До свидания, ребята.

«Драка»

Цель: Расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.

«Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!»

Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.

«Воздушные шарики»

Цель: Снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу» .

«Корабль и ветер»

Цель: Настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.

«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!»

Упражнение можно повторить 3 раза.

«Подарок под елкой»

Цель: Расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.

«Представьте себе, что скоро новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь» .

После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят) , кто о чем мечтает.

«Дудочка»

Цель: Расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.

«Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!»

Все перечисленные упражнения можно выполнять в классе, сидя или стоя за партами.

«Танцующие руки»

Цель: Если дети неспокойны или расстроены, эта игра даст детям (особенно огорченным, неспокойным) возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться.

«Разложите большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по 2 мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. (Иными словами, так, чтобы у детей был простор для рисования.) Закройте глаза, и, когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом вы можете посмотреть, что получилось» (2-3 минуты) . Игра проводится под музыку.

«Слепой танец»

Цель: Развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.

«Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет "слепой". Другой останется "зрячим" и сможет водить "слепого". Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1-2 минуты) . Теперь поменяйтесь ролями» .

Сначала можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1- 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.

«Гусеница»

Цель: Игра учит доверию.

Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников. «Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. По-стройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту» .

«Смена ритмов»

Цель: Помочь тревожным детям включиться в общий ритм ра-боты, снять излишнее мышечное напряжение.

Если воспитатель хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре... Дети присоединяются и тоже, все вместе хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре... Постепенно воспитатель, а вслед за ним и дети, 1 хлопает все реже, считает все тише и медленнее.

«Зайки и слоны»

Цель: Дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.

«Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется "Зайки и слоники". Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т. д. Дети показывают. «Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?» Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т. д. «А что делают зайки, если видят волка?..» Педагог играет с детьми в течение нескольких минут.

«А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра...» Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.

После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

«Волшебный стул»

Цель: Способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.

В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка - его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» - он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5-6 человек) , причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.

В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные) . Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.

Этюды на расслабление мышц

«Штанга 1»

Цель: Расслабить мышцы спины.

Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз».

«Штанга 2»

Цель: Расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным.

«А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы» .

Упражнение можно выполнить несколько раз.

«Сосулька»

Цель: Расслабить мышцы рук.

«Ребята, я хочу загадать вам загадку:

У нас под крышей белый гвоздь висит, солнце взойдет, гвоздь упадет. (В. Селиверстов)

Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую - уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем... А теперь выступаем. Здорово получилось!»

«Шалтай-болтай»

Цель: Расслабить мышцы рук, спины и груди.

«Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется "Шалтай-Болтай". Шалтай-Болтай сидел на стене. Шалтай-Болтай свалился во сне. (С. Маршак)

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова "свалился во сне" - резко наклоняем корпус тела вниз».

«Винт»

Цель: Снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.

«Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде "Начали" будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали!.. Стоп!»

Этюд может сопровождаться музыкой Н. Римского-Кор-сакова «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» .

«Насос и мяч»

Цель: Расслабить максимальное количество мышц тела.

«Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас - большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом) . Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком "с". С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук "с", он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго "с" выпрямилось туловище, после третьего - у мяча поднимается голова, после четвертого - надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал на-качивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса... Из мяча с силой выходит воздух со звуком "ш". Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение» . Затем играющие меняются ролями.



Рассказать друзьям