Портфолио медико биологические и социальные основы здоровья. Группы СДО –25А,Б

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Татьяна Загороднева
Медико-биологические и социальные основы здоровья основной профессиональной образовательной программы (Опоп)

Пояснительная записка

Портфолио- это способ фиксирования, накопления информации для повышения собственной компетенции. Он позволяет учитывать результаты, достигнутые в освоении профессиональных компетенций: планировать мероприятия направленные на укрепления здоровья ребенка и его физическое развитие, осуществлять педагогические наблюдения за состоянием здоровья ребенка.

Перечень основных нормативных документов в области дошкольного образования

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ №1155 от 15 октября 2013г).

2. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию «организации режима работы дошкольных образовательных учреждений СанПин 2.4.1.3049-13» (постановление от 15 мая 2013г №26)

4. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного возраста: «От рождения до школы».Программа воспитания и обучения в детском саду. (Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. М. 2011. с 331)

5. Нормативно-правовые основы вариативных подходов к организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.

6. Примерные требования к ведению отдельных видов документации в дошкольном образовательном учреждении.

План утренней гимнастики в 1 младшей группе.

Комплекс: «Большие и маленькие»

Водная часть: Дозировка

«Большие ножки идут по дорожке

Топ-топ-топ, топ-топ-топ. - бег в чередовании с

Маленькие ножки бежали по дорожке» ходьбой 10 с.

Общеразвивающие упражнения

«Какие мы стали большие»

И. п: Ноги слегка расставлены, руки внизу. - 3- 4р.

В. : Поднять руки вверх, опустить.

«Какие мы маленькие»

И. п: Ноги слегка расставлены, руки внизу.

В. : Присесть, руки положить на колени, - 3-4р.

Встать, опустить руки.

Заключительная часть:

Ходьба стайкой

Продолжительность зарядки - 5 минут.

План занятия по физической культуре в 1 младшей группе

Задачи занятия: разучить комплекс упражнения с мячом; совершенствовать навыки прыжков на двух ногах; развивать мелкую моторику, воспитывать желание заниматься физической культурой.

Физкультурный инвентарь: комплект мячей (по одному на каждого ребенка, один мяч большого диаметра.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вводная часть:

Упражнение “Большие ноги – маленькие ножки”.

Ходьба по кругу друг за другом широким шагом –

Большие ноги шли по дороге - 1/2 круга. Бег по кругу друг за другом - 3р.

Маленькие ножки бежали по дорожке - 1 круг

Основная часть

Общеразвивающие упражнения с мячом:

1. “Спрячем мячик”.

И. п. широкая стойка, мяч перед грудью в прямых руках;

1 – спрятать мяч за голову, 2 – и. п. – “вот” – 4 раза.

2. “Неваляшка”.

И. п. широкая стойка, мяч положить

на голову и крепко его удерживать; - 4раза

1 – повернуться вправо, 2 – и. п. ,

3 – повернуться влево, 4 – и. п.

3. “Часики”.

И. п. широкая стойка, мяч прижат к груди,

локти разведены в стороны;

1 – наклон в сторону “тик”, 2 – и. п. “так” – 4 раза.

4. “Покатаем”.

И. п. сидя на коленях, мяч на полу перед собой -2раза.

прокатить один раз вокруг себя в одну сторону,

затем вдругую. 5.“Карусель”.

И. п. сидя на полу, мяч зажат коленями,

руки в упоре сбоку; удерживая мяч

коленями и отталкиваясь руками сделать

полный оборот вокруг себя в одну,

затем в другую сторону.

Основные виды движений

Прыжки на двух ногах возле мяча “прыгаем как мячик”

Игра – упражнение “Волчок” – вращение мяча сидя на полу правой рукой.

Подвижная игра:Мой веселый звонкий мяч”

Мой весёлый звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Жёлтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой.

Дети прыгают на двух ногах, затем убегают от катящегося мяча – 3 раза.

Заключительная часть:

Игра на дыхание “Надуем шарик” – соединить пальцы рук, дуть в отверстие.

Итог: С чем мы занятие проводили? В какие игры играли? Вам понравилось?

Все хорошо занимались, молодцы ребята!

План физкультурного развлечения в 1 младшей группе

«В гости к нам пришла матрешка»

Оборудование: Пластмассовые кольца-обручи для всех детей, два сигнала светофора, выполненные в виде двух кругов (красный и зеленый, карусель – обруч с привязанными лентами по количеству детей.

Игра «Едет весело машина!» - 2-3 раза.

(Матрешка раздает детям разноцветные пластмассовые обручи. Поворачивают «руль» вправо-влево. Идут топающим шагом, каждый по своей дорожке.)

Игра «Перейти через лужи» - 2-3 раза.

(Дети выкладывают обручи на полу, плотно друг к другу, в виде дорожки. Шагают по одному, стараясь наступить в кольцо и не задеть его ногой.)

Игра «Карусель» - 2-3раза.

(Матрешка берет большой обруч с лентами – «карусель». Каждый ребенок берется за ленту. Сначала дети идут по кругу спокойным шагом, затем «карусель» ускоряется.)

Итог: Дети получают положительные эмоции на весь день; ориентируются в пространстве; развивают навыки в ловкости, беге, в преодолении различных препятствий; также учатся играть совместно с родителями и не наталкиваясь друг на друга.

План прогулки в 1 младшей группе

ВЫНОСНОЙ МАТЕРИАЛ: Ведерки, лопатки, мячи, грабли, машинки.

НАБЛЮДЕНИЕ: Наблюдение за трудом дворника. Что делает: сгребает листья, подметает дорожки, собирает мусор. Что есть у дворника (метла, грабли, корзина для мусора).

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА: Катание мяча по прямой- Катя Р,Кирилл, Егор.

Учить отталкивать мяч двумя руками- Павел, Дарина, Анюта, Аня.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ: «Птички в гнездышках» Упражнять детей в беге в разных направлениях, в умении слышать сигнал воспитателя, ориентировка в пространстве.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ: «Я - шофер» Развитие диалогической речи, памяти, руководство игрой, распределение ролей.

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ: Игры детей с выносным материалом, обучение умению правильно пользоваться совочком и формочкой, изготовление «куличиков».ТРУД: Собрать палочки и сухие листья на участке.

Диагностическая карта здоровья в 1 мл группе:

№ Имя реб. Физич. развит. Группа здоровья Физ. под-сть. Отк. в сос.

1Катя Р среднее II средняя -

2атюша Р. среднее II средняя Плоскостопие

3Кирилл. Д среднее II средняя Плоскостопие

4Аня З среднее II средняя ЦПРПО

5Дима Б среднее II средняя З. Р. Р

6Егор Д среднее II средняя МАС,ЛХЛДС

7Егор К среднее III низкая ИМВП

8Дарина К среднее III низкая Гипотиреоз

9Анюта Б среднее II низкая -

10Павел С среднее II средняя РП, ППЦНС

11Рома М среднее II средняя Плоскостопие

12Катенька Г среднее II средняя Плоскостопие

13Ярик Г среднее II средняя МАС,ЛХЛЖ

14Вероника Т среднее II средняя ПЦНС

15Максим К среднее II средняя плоскостопие

16Эллина В. среднее I высокая -

Вывод: В ходе проводимых диагностических исследований выявлено, что 3 детей из 16 обследуемых имеют высокий уровень тревожности: это дети, часто болеющие и пропускающих детский сад.

Состояние двигательной активности детей в 1 мл. группе:

Ф. И ребенка % по отн. К периоду бодр. Разнооб-зие движений Оценка

Катя Р 47 Прыжки,ходьба средняя

Катюша Р 51 ходьба средняя

Кирилл Д 53 Бег,ходьба средняя

Аня З 43 Ходьба,ползание средняя

Дима Б 52 Ходьба,ползание средняя

Егор Д 49 Бег. средняя

Егор К 21 ходьба низкая

Дарина К 15 ходьба низкая

Анюта Б 25 ходьба малая

Павел С 56 Ходьба,прыжки, ползанье. средняя

Рома М 53 Бег,прыжки средняя

КатенькаГ 49 Ходьба,прыжки, ползанье средняя

Ярик Г 56 Ходьба, поскоки,бег средняя

ВероникаТ 47 Прыжки, ходьба средняя

Максим К 51 Бег средняя

Эллина В 75 Бег, лазанье,прыжки, ходьба большая

Вывод: Наблюдения за играми детей показали, что запас двигательных навыков и умений у детей небольшой. Играя, они ходили, бегали, приседали, ползали, наклонялись, а такие движения как лазание, бросание, прыжки совершали немногие, редко и однообразно. В группе были как активные, так и малоактивные дети. Кроме того, эти дети затруднялись в организации своей деятельности, часто с трудом находили себе занятие, что неблагоприятно сказывалось на их двигательной активности.

Анализ сформированности культурно-гигиенических навыков в 1 младшей группе.

Ф. И реб. Умыван. Прием пищи Одев. и раздев. Средний показатель

Катя Р 2 2 3 2,3б (средний)

Катя Р 1 2 1 1,3б (низкий)

Кирилл Д 3 2 2 2,3б (средний)

Аня З 3 2 2 2,3б (средний)

Дима Б 2 2 1 2,3 (средний)

Егор Д 2 2 2 2б (средний)

Егор К 2 3 2 2,3б (средний)

ДаринаК 1 2 2 2,3 (средний)

Анюта Б 2 3 2 2,3б (средний)

Павел С 3 2 3 2,6 (высокий)

Рома М 2 2 2 2б (средний)

Катенька Г 2 2 2 2б (средний)

Ярик Г 2 2 1 2,3б (средний)

Вероника Т 3 2 2 2,3б (средний)

Максим К 2 2 2 2б (средний)

Эллина В 2 2 2 2б (средний)

Умывание- Самостоятельно и аккуратно моют руки, лицо, правильно пользуются мылом, насухо вытирают,вешают полотенце на место. (1-3б)

Прием пищи- Опрятно едят, тщательно пережевывают пищу, держат ложку в правой руке, пользуются салфеткой. Не выходят из-за стола, не окончив еды. Не мешают другим детям за столом. (1-3б)

Одевание и раздевание- Одеваются и раздеваются по порядку, при небольшой помощи взрослого снимают одежду, обувь. В определенном порядке складывают снятую одежду, правильно одевают одежду и обувь. В процессе одевания и раздевания не мешают другим детям. Замечают неопрятность в одежде, с помощью взрослого приводят себя в порядок. (1-3б)

Вывод: Уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у детей:

Высокий-1 ребенка

Средний-14 детей

Низкий-1 ребенка

Памятка по профилактике травматизма и охране здоровья в 1 младшей группе.

Цель: создать условия для обогащения знаний детей и взрослых (родителей) знаниями о безопасном поведении на дорогах, в быту, на природе, способствуя формированию соответствующей морали поведения, через различные виды деятельности.

НАГЛЯДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Буклеты: «Безопасность ребенка дома»

«Воспитываем грамотного пешехода»

«Наступили холода!»

«Не страшен огонь тому, кто знаком с правилами пожарной безопасности»

«Физкультура или спорт. Как сделать правильный выборПамятки: "Безопасное поведение на проезжей части", "Безопасное поведение на улице",Памятка "Будьте осторожны на воде","Если чужой приходит в дом", "Будь здоров, малыш»,"Обучаем ребенка безопасному поведению на дороге", "Взрослые и дети на улицах города","Ребенок под угрозой", "Причины детского дорожно-транспортного травматизма","Что дошкольник должен знать о дороге"

Консультации: «Как не травмировать ребенка»,«легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге»,«О правилах дорожного движения»,«О правильной осанке детей»,«Режим дня. Гигиенические требования к нему»

Список литературы:

1. Вавилова Е. Н. Развитие основных движений у детей 3-7 лет. Система работы. / Е. Н. Вавилова-М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008

2. Кенеман А. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста/ А. В. Кенеман-М. : «Просвящение», 1985-271с.

3. Ерофеева Т. И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений/М. :1999г. С-170,99,2-12

4. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXIвека/ Авторы- состовители: Антонов Ю. Е. ,Кузнецова М. Н., Саулина Т. Ф. /М. : АРКТИ 2000-88с.

5. Глазырина Л. Д. Физическая культура- дошкольникам. /М. : Владос, /

6. Шаманова С, Федоров А, Лапина Н. Круговая тренировка в физическом воспитании детей/ Дошкольное воспитание. 1998-51с.

Здоровый образ жизни для детей дошкольного возраста — это не только двигательная активность, но и целый комплекс мер, которые должны стать приоритетными задачами для родителей малыша. До 7 лет ребенок проходит огромный путь развития, на котором закладывается как его физическое здоровье, так и личностные качества. Они взаимосвязаны друг с другом, поэтому так важно в самом начале жизни сформировать у малыша базу знаний и навыков здорового образа жизни.

Основы здоровья дошкольников

Для многих родителей формирование здорового образа жизни у дошкольников ограничивается лишь физическим развитием ребенка, тогда как организм малыша — это сложная система. Нормальная жизнедеятельность молодого организма обеспечивается совмещением нескольких компонентов:

  • биологического;
  • психического;
  • социального.

Эти компоненты тесно взаимодействуют друг с другом. Образ жизни ребенка — это половина его биологического здоровья. Однако на вторую половину влияют такие факторы, как генетическая предрасположенность, качество медицинского обслуживания, состояние окружающей среды.

Часто биологическое здоровье ребенка напрямую зависит от образа жизни его родителей. Вредные привычки папы и мамы вредят развитию малыша еще в его внутриутробной жизни. Негативно сказывается на развитии плода и чрезмерная двигательная активность женщины во время беременности, переедание, плохой сон, эмоциональные перегрузки.

Если экологическая среда, в которой растет и развивается ребенок, не может быть изменена одним человеком, то психическое и социальное здоровье малыша находится полностью в руках его родителей. Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста должно начинаться с родительского примера. Спокойная обстановка в семье, адекватная реакция на возникающие трудности, помощь друг другу — все это станет основой для нормального психического развития дошкольника.

Социальные основы здоровья дошкольника и младшего школьника закладываются в общении не только с родителями, но и друзьями. Неблагополучное окружение отрицательно повлияет на развитие личности. Поэтому так важно найти для ребенка такое окружение, которое влияло бы на него положительно. Кроме того, у самого малыша должны быть развиты необходимые качества для комфортного взаимодействия с окружающими его людьми. Это формирование нравственных идеалов и ценностей, а также социальная адаптация. Все это является важным составляющим основы воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста. Одним из лучших средств укрепления социального здоровья является трудовая деятельность. Именно приобщение малыша к работе дает ему чувство нужности и принадлежности к обществу.

Физическое развитие

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников не может проходить без практической составляющей. Пример здорового образа жизни родителей важен, но понятие ЗОЖ для дошкольников немыслимо без физического развития самого малыша. Пока ему не нужны спортивные нагрузки, однако комплекс мер по укреплению физического состояния необходим. Основные аспекты, направленные на укрепление здоровья детей дошкольного возраста, включают в себя:

  • двигательный режим;
  • личную гигиену;
  • закаливание.

Игры — главный способ поддержания двигательной активности ребенка. Укрепляющие физические упражнения важны, однако на них отводится всего лишь несколько минут в день. Все остальное время малыш проводит в играх. Однако должен быть сохранен разумный баланс между активной деятельностью и отдыхом. Поэтому лучше чередовать активные и спокойные игры, а также времяпровождение на свежем воздухе и в помещении.

Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни начинается с коротких физических нагрузок. Это утренняя гимнастика, двигательные физкультминутки, которые нужно проводить как дома, так и в детском саду, зарядка после дневного сна. Полезно проводить с ребенком оздоровительные водные процедуры в бассейне.

Личная гигиена для здоровья ребенка крайне важна. Малыш в самом начале жизни должен усвоить, что за телом необходимо ухаживать. Это важно не только для хорошего состояния организма, но и здоровья окружающих. У ребенка должны быть личные вещи: расческа, зубная щетка, полотенце и носовой платок. С детства нужно научить его правильно пользоваться этими предметами.

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста не проходит без закаливания, хотя эта процедура у многих родителей ассоциируется с применением рискованных мер. Однако закаливание — эффективный метод профилактики заболеваний и укрепления иммунитета. Если соблюдать основные правила закаливания, то организм малыша постепенно станет выносливее к факторам внешней среды. Важно проводить закаливающие процедуры регулярно, особенно в зимний период. Принцип постепенности является главным. Без проблем приспособить организм к изменениям внешней среды получится, если увеличивать нагрузку постепенно. Нужно учитывать также индивидуальные особенности малыша. Если он плохо переносит какую-либо процедуру, то лучше от нее отказаться.

Здоровьесберегающие технологии

Сегодня в образовательных учреждениях большое внимание уделяется системе воспитательно-оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий. Использование здоровьесберегающих технологий дошкольного образования — это важная ступень в развитии полноценного и физически крепкого ребенка. Такие технологии применяются во всех видах деятельности. Направлены они на сохранение здоровья и формирование основных знаний ЗОЖ у детей. В дошкольных учреждениях применяются следующие формы технологии сохранения и стимулирования здоровья:

  • динамические паузы;
  • пальчиковая гимнастика;
  • гимнастика для глаз;
  • дыхательная гимнастика;
  • бодрящая гимнастика;
  • подвижные игры;
  • релаксация.

Короткие динамические паузы в течение 2-5 минут необходимы для малышей. Они разнообразят занятия и снимут напряжение. Короткая двигательная активность позволяет включиться в занятия с новой силой.

Пальчиковая гимнастика в детских садах очень важна. Если для школьников разминка пальцев и кистей рук только снимает напряжение, то у малышей во время этих коротких занятий улучшается мелкая моторика, стимулируется речь, усиливается кровообращение. В логопедических группах такие перерывы между занятиями просто необходимы. Проводить пальчиковую гимнастику можно в любой период. В последнее время в детских садах большое распространение получила технология биоэнергопластики. Это совмещение движений кистей рук и артикуляционного аппарата. Такая зарядка помогает стимулировать мозговую активность.

Во время занятий, требующих большого зрительного сосредоточения, необходимо устраивать паузы и давать отдохнуть глазам. Специальная гимнастика в течение 3-5 минут позволит снять напряжение с глазных мышц. Полезно сделать круговые движения глазами, посмотреть в разные стороны, вдаль и перед собой.

Дыхательная гимнастика хорошо влияет на здоровье детей дошкольного возраста. Она активизирует кислородный обмен в тканях, нормализует дыхательную систему в целом. Особенно этот вид паузы полезен при физических нагрузках.

После обеденного сна полезно провести бодрящую гимнастику. Длится она всего 5-10 минут и состоит из определенного комплекса упражнений. Это своего рода утренняя зарядка, только не такая интенсивная. Начинать комплекс бодрящих упражнений можно прямо в кроватках. Эти упражнения направлены на коррекцию осанки и плоскостопия. Во многих садах воспитатели используют коврик с пуговицами. Дети ходят по нему после сна. Такая дорожка полезна для здоровья дошкольников, она отлично массирует ступни и укрепляет мышцы.

Подвижные игры — неотъемлемая часть занятий в дошкольных учреждениях. Они не только способствуют укреплению здоровья детей, но и развивают двигательную активность, улучшают психологическое и физиологическое состояние организма. Конечно, после подвижных игр необходим отдых. Во время релаксации ребенок может сделать самомассаж. Подобная процедура улучшит кровообращение и станет отличной профилактикой многих заболеваний. А добрые сказки и приятная музыка, дополняющие занятия, улучшат психологическое здоровье малыша.

заочное отделение

Преподаватель Тиранова Н.Л.

1. Здоровье и факторы его определяющие. Понятие об индивидуальном и общественном здоровье. Составляющие компоненты здорового образа жизни, их характеристика.

3. Медицинские критерии здоровья. Группы здоровья детей.

4. Хронические неинфекционные заболевания и основные нарушения обмена веществ. Гипотрофия: этиология, клиника профилактика. Значения гимнастики и массажа для профилактики гипотрофии.

5. Рахит: этиология, ранние симптомы заболевания. Влияние рахита на жизнедеятельность всего организма. Последствия рахита. Дородовая профилактика рахита. Роль правильного вскармливания, свежего воздуха, гимнастики, массажа в лечении и профилактике рахита.

6. Железодефицитная анемия: этиология, клиника, диагностика. Роль правильного питания и физического воспитания в лечении и профилактике рахита.

7. Сахарный диабет у детей: этиология, клиника. Особенности течения заболевания, лечение, профилактика в детском возрасте.

8. Заболевания нервной системы и их профилактика. Неврозы: этиология, формы проявления, связь с типом высшей нервной деятельности и обстановкой, окружающей ребенка. Профилактика неврозов у детей в семье и ДОУ.

9. Аллергические реакции и состояние у детей. Аллергены. Формы проявления аллергических реакций: крапивница, отек Квинке, астматические бронхиты. Механизмы и особенности течения аллергических реакций у детей. Первая доврачебная помощь и профилактика.

10. Эпидемический процесс и его факторы. Звенья эпидемического процесса. Роль воспитателя ДОУ в предупреждении распространения эпидемиологического процесса в ДОУ.

11. Инфекционные болезни: общая характеристика, классификация, периоды болезни.

12. Детские кишечные инфекции, общая характеристика.

13. Дизентерия: источник и пути передачи инфекции, проявления. Особенности течения дизентерии у детей. Осложнения, профилактика.

14. Сальмонеллез: источники заражения и пути передачи инфекции, клиническая картина, профилактика.

15. Гепатиты. Вирусный гепатит А: клиническая картина, факторы и пути передачи, осложнения, профилактика. Гепатиты В, С, D, их влияния на функционирование иммунной системы человека. Роль вакцинации в предупреждении заболеваний.

16. Воздушно-капельные детские инфекционные заболевания, общая характеристика.

17. Ветряная оспа: возбудитель, пути передачи, клиническая картина, профилактика.

18. Корь: возбудитель, пути передачи, клиническая картина, профилактика.

19. Краснуха: возбудитель, пути передачи, клиническая картина, профилактика.

20. Скарлатина: возбудитель, пути передачи, клиническая картина, профилактика.

21. Коклюш: возбудитель, пути передачи, клиническая картина, профилактика.

22. Острые респираторно-вирусные инфекции (ОРВИ): этиология, клинические особенности, возможные осложнения, профилактика.

23. Грипп: этиология, клинические особенности, возможные осложнения, профилактика.

24. Ангина у детей: этиология, формы, клиническая картина, возможные осложнения, профилактика. Хронический тонзиллит.

25. Эпидемический паротит: этиология, клиническая картина, возможные осложнения, профилактика.

26. Бронхо-легочные заболевания у детей (бронхит, пневмония): этиология, клиника, особенности протекания у детей, профилактика.

27. Гельминтозы у детей (аскаридоз, энтеробиоз): пути заражения, симптомы, диагностика. Значения соблюдения и выполнения правил личной и общественной гигиены для профилактики гельминтозов у детей.

28. Виды и причины детского травматизма: бытовые, уличные, транспортные, школьные, спортивные и прочие. Доврачебная помощь при различных травмах. Меры по предупреждению детского травматизма в ДОУ.

29. Физиологические основы, принципы и правила назначения возрастного режима.

30. Основы рационального питания детей дошкольного возраста.

31. Здоровьесдерегающая среда ДОУ. Направления работы по созданию здоровьесберегающей среды в ДОУ.

32. Гигиенические требования к зданию, участку, оборудованию, отоплению, воздушному и водному режиму в дошкольной образовательной организации.

33. Гигиенические требования к организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях для детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием.

Здоровье и факторы его определяющие. Понятие об индивидуальном и общественном здоровье. Составляющие компоненты здорового образа жизни, их характеристика.

Здоровье - это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие.

Здоровый образ жизни - совокупность внешних и внутренних условий жизнедеятельности человеческого организма, при которых все его системы работают долговечно, а также совокупность рациональных методов, способствующих укреплению здоровья, гармоничному развитию личности, методов труда и отдыха.

Здоровье - состояние полного физического, духовного (психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических эффектов.

Функция здоровья - здоровье обеспечивает, поддерживает определенный уровень жизнедеятельности (работоспособности, биологической и социальной активности) человека в каждый период жизни и создает запас для старости.

Составляющие здоровья

Физическое здоровье - естественное состояние человека, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем; оно зависит от двигательной системы, от правильного питания, от оптимального сочетания умственной и физической работы.

Духовное (психическое) здоровье зависит от:

1 отношения к окружающему миру;

2 ориентации в этом мире;

3 от умения определять своё положение в обществе;

4 от своего отношения к людям и вещам.

Индивидуальное здоровье (здоровье каждого человека в отдельности) обуславливается:

Сохранением и развитием биологических (размножение), физиологических (дыхание, питание, выделение, кровообращение), психофизиологических (восприятия, память, мышление), социальных (трудоспособность) функций при наибольшей продолжительной активной жизни.

Общественное здоровье складывается из здоровья отдельных людей, его показатели:

1 общая смертность;

2 средняя продолжительность жизни;

3 детская смертность.

На общественное здоровье влияют:

Природные факторы (загрязнение окружающей среды, жилищная среда) и социальные факторы (зарплата, продолжительность рабочего труда, условия труда, здравоохранение, уровень питания).

Здоровый образ жизни – это индивидуальная система поведения и привычек каждого отдельного человека, обеспечивающая ему необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое долголетие.

Составляющие З.О.Ж.:

1) умеренное и сбалансированное питание;

2) режим дня с учетом динамики индивидуальных биоритмов;

3) достаточная двигательная активность;

4) закаливание организма;

5) личная гигиена;

6) грамотное экологическое поведение;

7) психогигиена и умение управлять своими эмоциями;

8) сексуальное воспитание;

9) отказ от вредных привычек;

10) безопасное поведение в быту, на улице, в школе, обеспечивающее предупреждение травматизма и отравления.

Варианты заданий зачётной работы по МДК 01.01. Медико-биологические и социальные основы здоровья

Вариант 1.

4. Коклюш. Этиология. Течение болезни. Лечение и профилактика.

5. Решение ситуационной задачи. Определить уровень освещенности в помещении площадью 20 кв. м., где установлено 8 светильников, в каждом из которых находятся по две люминесцентные лампы мощностью по 20 Вт.

Вариант 2.

__________________________________________________________________

Вариант 7.

2). Сан ПиН 2.4.1.3049-13

Вариант 8.

Изучите учебную и справочную литературу: 1) , Голубев педиатрии и гигиена детей раннего и дошкольного возраста: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2013.

2). Сан ПиН 2.4.1.3049-13

3). Используйте Интернет-ресурсы для выполнения контрольной работы

Вариант 9.

Изучите учебную и справочную литературу: 1) , Голубев педиатрии и гигиена детей раннего и дошкольного возраста: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2013.

2). Сан ПиН 2.4.1.3049-13

3). Используйте Интернет-ресурсы для выполнения контрольной работы

Вариант 10.

Изучите учебную и справочную литературу: 1) , Голубев педиатрии и гигиена детей раннего и дошкольного возраста: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2013.

2). Сан ПиН 2.4.1.3049-13

3). Используйте Интернет-ресурсы для выполнения контрольной работы

5. Изучите Сан Пин (Приложение 3). Ответьте на вопрос: Каковы гигиенические требования к организации проветривания помещений

__________________________________________________________________

Вариант 11.

Изучите учебную и справочную литературу: 1) , Голубев педиатрии и гигиена детей раннего и дошкольного возраста: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2013.

2). Сан ПиН 2.4.1.3049-13

3). Используйте Интернет-ресурсы для выполнения контрольной работы

1. Дайте определение понятиям «здоровье», «болезнь».

2. Какие выделяют группы здоровья. Дайте характеристику каждой из них.

3. Ангина. Виды ангин. Этиология. Течение болезни. Лечение и профилактика.

___________________________________________________________________________

Вариант 12.

Изучите учебную и справочную литературу: 1) , Голубев педиатрии и гигиена детей раннего и дошкольного возраста: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2013.

2). Сан ПиН 2.4.1.3049-13

3). Используйте Интернет-ресурсы для выполнения контрольной работы

1. Дайте определение понятию «Здоровый образ жизни».

2. Перечислите факторы, определяющие здоровье.

3. Анемия. Этиология. Течение болезни. Лечение и профилактика.

4. Гастрит. Этиология. Течение болезни. Лечение и профилактика.

5. Изучите Сан ПиН (разд. XI). Ответьте на вопрос: Каковы требования к организации прогулок в ДОО.

Вариант 13.

Изучите учебную и справочную литературу: 1) , Голубев педиатрии и гигиена детей раннего и дошкольного возраста: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2013.

2). Сан ПиН 2.4.1.3049-13

3). Используйте Интернет-ресурсы для выполнения контрольной работы

1. Дайте определение понятиям «психическое здоровье», «психологическое здоровье».

2. Перечислите основные факторы риска в дошкольном возрасте.

3. Гастрит. Этиология. Течение болезни. Лечение и профилактика.

4. Дифтерия. Этиология. Течение болезни. Лечение и профилактика.

5. Приведите пример методики для исследования самооценки дошкольников.

_____________________________________________________________________________

Вариант 14.

Изучите учебную и справочную литературу: 1) , Голубев педиатрии и гигиена детей раннего и дошкольного возраста: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2013.

2). Сан ПиН 2.4.1.3049-13

3). Используйте Интернет-ресурсы для выполнения контрольной работы

1. Дайте определение понятиям «физическое здоровье», «социальное здоровье».

2. Перечислите условия формирования социального здоровья.

3. Отит. Этиология. Течение болезни. Лечение и профилактика.

4. Грипп. Каковы основные симптомы гриппа? В чем опасность гриппа?

5. Приведите пример методики, при помощи которой выявляется эмоциональное состояние ребенка в детском саду.

_____________________________________________________________________________

Вариант 15.

Изучите учебную и справочную литературу: 1) , Голубев педиатрии и гигиена детей раннего и дошкольного возраста: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2013.

2). Сан ПиН 2.4.1.3049-13

3). Используйте Интернет-ресурсы для выполнения контрольной работы

1. Дайте определение понятию «социальная адаптация».

2. Какие дети считаются готовыми к обучению в школе?

3. Острая пневмония. Этиология. Течение болезни. Лечение и профилактика.

4. Дизентерия. Этиология. Течение болезни. Лечение и профилактика.

5. Приведите пример методики, при помощи которой выявляется эмоциональное состояние ребенка в детском саду.

_____________________________________________________________________________

Вариант 16.

Изучите учебную и справочную литературу: 1) , Голубев педиатрии и гигиена детей раннего и дошкольного возраста: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2013.

2). Сан ПиН 2.4.1.3049-13

3). Используйте Интернет-ресурсы для выполнения контрольной работы

1. Дайте определение понятиям «асфиксия», «аллергия».

2. Перечислите условия положительной мотивации детей к ЗОЖ.

3. Острые и хронические заболевания полости носа (риниты). Этиология. Течение болезни. Лечение и профилактика.

4. Сальмонеллез. Этиология. Течение болезни. Лечение и профилактика.

5. Приведите пример 3-5 упражнений для зрительной гимнастики.

____________________________________________________________________________

Вариант 17.

Изучите учебную и справочную литературу: 1) , Голубев педиатрии и гигиена детей раннего и дошкольного возраста: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2013.

2). Сан ПиН 2.4.1.3049-13

3). Используйте Интернет-ресурсы для выполнения контрольной работы

1. Дайте определение понятиям «психофизиологическое благополучие», «здоровый образ жизни».

2. Каковы функции медицинского и педагогического персонала при приеме детей в период адаптации к условиям ДОО?

3. Что такое плоскостопие и как его предупредить.

4. В чем заключается профилактика заболеваний органов дыхания?

_____________________________________________________________________________

Вариант 18.

Изучите учебную и справочную литературу: 1) , Голубев педиатрии и гигиена детей раннего и дошкольного возраста: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2013.

2). Сан ПиН 2.4.1.3049-13

3). Используйте Интернет-ресурсы для выполнения контрольной работы

1. Что включает в себя понятие «правильный режим»?

2. Назовите основные составляющие здорового образа жизни.

3. Что понимают под неврозами? Какие причины лежат в основе неврозов у детей?

4. Ветряная оспа. Этиология. Течение болезни. Лечение и профилактика.

5. Изучите Сан ПиН (разд. XI). Ответьте на вопрос: Каковы требования к организации прогулок в ДОО.

_____________________________________________________________________________

Вариант 19.

Изучите учебную и справочную литературу: 1) , Голубев педиатрии и гигиена детей раннего и дошкольного возраста: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2013.

2). Сан ПиН 2.4.1.3049-13

3). Используйте Интернет-ресурсы для выполнения контрольной работы

1. Дайте определение понятию «здоровый образ жизни».

2. В чем заключается сущность методики антропометрических исследований? Для чего её применяют?

3. Рахит. Этиология. Течение болезни. Лечение и профилактика.

4. Краснуха. Этиология. Течение болезни. Лечение и профилактика.

_____________________________________________________________________________

Вариант 20.

Изучите учебную и справочную литературу: 1) , Голубев педиатрии и гигиена детей раннего и дошкольного возраста: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2013.

2). Сан ПиН 2.4.1.3049-13

3). Используйте Интернет-ресурсы для выполнения контрольной работы

1. Что понимают под физическим развитием детского организма?

2. Перечислите критерии, определяющие здоровье.

3. Гельминтозы у детей и их профилактика.

4. Корь. Этиология. Течение болезни. Лечение и профилактика.

5. Изучите Сан ПиН (разд. XII), ответьте на вопрос: Каковы требования к организации физического воспитания в ДОО?

____________________________________________________________________________


Теоретический курс

Предмет и задачи курса «Медико-биологические и социальные основы здоровья»; Требования ФГОС к качеству подготовки специалиста; Научно-методическое обеспечение курса;

Курс «Медико-биологические и социальные основы здоровья» (МДК 01) является частью профессионального модуляПМ 01- «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие» - основной профессиональной образовательной программы по специальности 050144 Дошкольное образование.

Каждый воспитатель дошкольного учреждения должен обладать необходимыми систематизированными знаниями и практическими навыками в работе по охране и укреплению здоровья детей.

Изучаемый нами курс интегрирует данные таких наук как, педиатрия, гигиена, валеология, педагогика, психология и целого ряда других медицинских, и педагогических наук и направлена на освоение профессиональных компетенций, т.е. с пособностей успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задания, решении задачи профессиональной деятельности в образовательной области «Здоровье».Следовательно, педагог должен овладеть здоровье сберегающими технологиями.

Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников Здоровье Состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ).

Педиатрия (от греч. pais , paidos - ребенок, iatreia - лечение) - учение о детских заболеваниях . Современная педиатрия изучает закономерности развития детей, причины и механизмы заболеваний, способы их диагностики, лечения и предупреждения. Особенно большое внимание современная педиатрия уделяет вопросам профилактики заболеваний, гигиены детей и подростков.

Дошкольная гигиена (гр.hygienos - целебный, приносящий здоровье) как наука изучает влияние факторов внешней среды на развитие и состояние здоровья детей раннего и дошкольного возраста. При этом понимается не только материальная среда, окружающая ребенка, но и коллектив, в котором он находится, а также методы воспитания и обучения. Дошкольная гигиена разрабатывает мероприятия, способствующие укреплению здоровья детей, их гармоничному развитию и правильному воспитанию в дошкольном учреждении.

На разных возрастных этапах состояние организма ребенка различно, поэтому нормы и рекомендации, разработанные дошкольной гигиеной, учитывают особенности каждого возрастного этапа и меняются по мере роста и развития ребенка.


С момента рождения ребенок нуждается в гигиенической организации окружающей его среды. В первые дни и месяцы его жизни эту задачу гигиена разделяет с педиатрией, которая также занимается созданием необходимых для ребенка условий (уход, вскармливание, профилактика заболеваний, закаливание и т.д.).

Педиатрия и гигиена детей школьного возраста в методическом отношении тесно взаимосвязаны, так как объектом их изучения являются дети от рождения до 14 лет. В связи с этим педиатрию и гигиену детей дошкольного возраста необходимо рассматривать в общем контексте, не выделяя какую-то одну дисциплину, так как в данном случае имеет место объединение хотя и самостоятельных, но тесно взаимосвязанных наук.

Обе науки - педиатрия и гигиена детей дошкольного возраста (дошкольная гигиена) - основываются на опыте и достижениях анатомии, физиологии, медицины, педагогики, психологии и других наук. В частности, знания в области анатомии и возрастной физиологии, законы высшей нервной деятельности позволяют правильно подойти к разработке всех вопросов гигиены и воспитательно-образовательного процесса детей раннего и дошкольного возраста.

Важная задача педиатрии и дошкольной гигиены - профилактика заболеваний в дошкольных учреждениях. Чтобы успешно осуществлять эту задачу, надо хорошо знать причины возникновения болезней у детей, способы их передачи, симптомы, по которым можно их распознать. При разработке профилактических гигиенических мероприятий необходимо опираться на данные разных наук: эпидемиологии, офтальмологии, отоларингологии и др., что позволяет создать благоприятные условия для развития детей, перенесших острые инфекции, страдающих функциональными отклонениями или хроническими заболеваниями.

2. Цели и задачи МДК выражаются в требованиях ФГОС к результатам освоения учебной дисциплины (демонстрация на интерактивной доске), это следующие общие и профессиональные компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4.Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 7. Ставить цели. Мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления её целей, содержания, смены технологий.

ОК 10 .Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих её правовых норм.

Воспитатель детей дошкольного возраста должен обладать профессиональными компетенциями:

ПК 1.1.Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребёнка и его физическое развитие.

ПК 1.2. Проводить режимные процессы в соответствии с возрастом.

ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.

ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребёнка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.

ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учётом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.

ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчётов, рефератов, выступлений.

ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.

В результате освоения МДК обучающийся должен уметь:

Организовывать процесс адаптации детей к условиям образовательного учреждения, определять способы введения ребёнка в условия образовательного учреждения;

Создавать педагогические условия проведения умывания, одевания, питания, организации сна в соответствии с возрастом;

Определять способы контроля за состоянием здоровья, изменениями в самочувствии каждого ребёнка в период пребывания в образовательном учреждении;

Определять способы педагогической поддержки воспитанников;

Анализировать проведение режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон), мероприятий двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки, закаливание, физкультурные досуги, праздники) в условиях образовательного учреждения.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должензнать:

Особенности планирования режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон),

Теоретические основы режима дня;

Методику организации и проведения умывания, одевания, питания, сна в соответствии с возрастом;

Особенности детского травматизма и его профилактику;

Требования к организации безопасной среды в условиях ДОУ;

Наиболее распространённые детские болезни и их профилактику;

Особенности поведения ребёнка при психологическом благополучии и неблагополучии;

Основы педагогического контроля состояния физического здоровья и психического благополучия детей;

Особенности адаптации детского организма к условиям образовательного учреждения;



Рассказать друзьям