Развитие исследовательских способностей. Развитие исследовательских способностей детей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Развитие исследовательских способностей школьников

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования.

Общие исследовательские умения и навыки включают в себя умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи.

Для формирования у ребенка основ культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательского поведения можно использовать различные методики.

I . Развитие умения видеть проблемы

Проблема – это затруднение, сложный вопрос, задач, требующие разрешения, т. е действий, направленных в первую очередь на исследование всего, что связанно с данной проблемной ситуацией.

Поиск проблемы – дело непростое. Найти проблему порой бывает не менее трудно, чем решить ее. Выполняя эту часть исследовательской работы вместе с ребенком, учитель должен проявить гибкость. Не стоит непременно требовать от ученика ясного осознания и формулирования проблемы, четкого обозначения конечной цели, четкого обозначения конечной цели. Вполне достаточно общей, приблизительной характеристики.

Умение видеть проблемы – интегральное свойство мышления. Развивается оно в течении длительного времени в самых разных видах деятельности. Для того чтобы научится выявлять проблемы, необходимо овладеть способностью изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Помогут в этом несложные упражнения.

1. «Посмотри на мир чужими глазами».

Читаем детям неоконченный рассказ:

а) С утра небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…

Продолжи рассказ: представь себя гуляющим во дворе с друзьями; водителем грузовика, едущего по дороге; летчиком, отправляющимся в полет; мэром города; вороной, сидящей на дереве; зайчиков в лесу.

б) В четвертом классе просто «эпидемия» - все играют в космических пришельцев…

Продолжи рассказ, оценив эту ситуацию с позиции учителя; школьного врача; школьного психолога; одноклассника этих ребят; одного из космических пришельцев; компьютера, на котором набраны тексты писем пришельцам.

2. «Составь рассказ от имени другого персонажа»

Представь, что ты на какое-то время стал столом в классной комнате; камешком на дороге; животным человеком определенной профессии. Опиши один день этой воображаемой жизни.

Эту работу можно сделать письменной, продолжив детям написать сочинение, но хороший эффект дают и устные рассказы. При выполнении этого задания надо поощрять самые интересные, самые изобретательные, оригинальные детские ответы.

3. «Составь рассказ, использую данную концовку»

а) … нам так и не удалось выехать на дачу.

б) …сидевший в соседнем вольере орангутанг не обратил на это никакого внимания.

в) …прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски.

Подумай и расскажи о том, что было вначале и почему все закончилось именно так.

Оценивается логичность и оригинальность изложения.

4. «Сколько значений у предмета?»

Учитель предлагает детям рассмотреть какой-нибудь хорошо знакомый предмет (карандаш, кирпич, мел, коробку и т.п) и найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.

5. «Тема одна – сюжетов много»

Придумай и нарисуй как можно больше сюжетов на одну и ту же тему, например: «Осень», «Город» , «Лес» и т.д.

II . Развитие умения выдвигать гипотезы.

Гипотеза – это предположение, суждение о закономерной связи явлений. Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что они видят, слышат, чувствуют.

Множество интересных гипотез рождается в результате поиска ответов на собственные вопросы. Изначально гипотеза не истина и не ложна – она просто не определена. Стоит ее подтвердить, как она становится теорией, если опровергнуть – превращается в ложное предположение.

Обычно используются два способа проверки гипотез – теоретический и эмпиричный. Первый опирается на логику и анализ других теорий (имеющихся знаний), в рамках которых данная гипотеза выдвинута. Эмпирический способ предполагает наблюдения и эксперименты. Построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы позволяют увидеть проблему в ином свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.

Делая предположения, обычно используют слова: может быть, предположим, допустим, возможно, если, наверное.

1. «Давайте вместе подумаем».

Как птицы узнают дорогу на юг?

Гипотезы:

а) Может быть, птицы определяют дорогу по солнцу и звездам.

б) Наверное, птицы сверху видят растения (деревья, траву и т.д.), которые указывают им направление полёта.

в) Предположим, что птиц ведут за собой те, кто уже летал на юг и знает дорогу.

г) Допустим, что птицы находят тёплые воздушные потоки и летят по ним.

д) А может быть – у них есть внутренний компас - такой, как в самолёте или на корабле.

е) А если птицы точно находят дорогу на юг потому, что она ловят специальные сигналы из космоса? (Провокационная идея.)

2. Упражнение на обстоятельства

При каких условиях каждый из этих предметов будет полезным? Можешь ли ты придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов?

Письменный стол, нефтяное месторождение, игрушечный кораблик, апельсин, чайник, мобильный телефон, букет ромашек, охотничья собака.

3. Упражнение, предполагающее обратное действие.

При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?

4. «Найди возможную причину события»

а) Трава во дворе пожелтела.

б) Пожарный вертолёт весь день кружил над лесом.

в) Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу.

5. «Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?»

Надо придумать как можно больше гипотез и провокационных идей, выдвигающих версии того, что случилось бы в результате.

III . «Развитие умений задавать вопросы»

В процессе исследования, как и любого познания, вопрос играет одну из ключевых ролей и обычно рассматривается как форма выражения проблемы. По сравнению с вопросом проблема имеет более сложную структуру – образно говоря, она имеет больше «пустот» , которые нужно заполнить. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, пробуждающая потребность в познании, приобщая его к умственному труду. Вопросы можно поделить на две группы :

Уточняющие (прямые или «ли» - вопросы) – верно ли, что... , надо ли создавать…, должен ли…. Сложный вопрос фактически состоит из нескольких простых, например: Верно ли, что если котёнок отказывается от еды и не играет, то он болен?

Восполняющие (неопределенные, непрямые или «к» - вопросы) включают в свой состав слова: где, когда, кто, что, почему, какие и др. Эти вопросы так же могут быть простыми сложными. Например: Кто, когда и где может построить этот дом ? – сложный вопрос. Его без труда можно разделить на 3 самостоятельных (простых) вопроса.

1. «Найди загадочное слово»

Дети западают друг другу вопросы об одном и тоже предмете, начинающиеся со слов что, как, почему, зачем. Обязательное правило: вопрос не должен явно наводить на ответ. Например, вопрос об апельсине звучит не «Что это за фрукт?», а «Что это за предмет».

Возможен и более сложный вариант этого управления. Ведущий загадывает слово, но сообщает всем только первую букву (звук). Остальные задают вопросы, например: «Это то, что находится в доме?» «Этот предмет оранжевого цвета?»; «Используется ли этот предмет в перевозке грузов?»; «Это не животное?». Ребенок, загадавший слово, отвечает «да» или «нет»

2. Игра «Угадай о чем спросили».

Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко написано; «Вы любите спорт?» Ребенок отвечает «Я люблю спорт». Остальным надо догадаться каким был вопрос. Прежде чем выполнять задание, надо предупредить отвечающих у доски детей, чтобы они не повторяли вопрос при ответе.

Почему совы охотятся ночью?

Почему пригородные поезда не называются электричками?
- Как называют птиц, способных повторять человеческую речь?

Могут ли люди жить без компьютеров?
- Почему весной разливаются реки?

IV . Развитие умений и навыков экспериментирования .

Эксперимент (проба, опыт) – важнейший из методов исследования и самый главный метод познания в большинстве наук.

Эксперимент предполагает, что мы активно воздействуем на то, что исследуем. Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения. Однако эксперименты бывают и мысленные, т.е такие, которые можно проводить только в уме.

1.Мысленный эксперимент.

В ходе мысленных экспериментов исследователь представляет себе каждый шаг своего воображаемого действия с объектом и яснее может увидеть результаты этих действий.

Попробуем в ходе мысленного эксперимента решить задачу: «Правильно ли нарисованы тени?».

2. Эксперименты с реальными объектами

«Определяем плавучесть предметов»

Предложите детям выбрать для исследования десять самых разных предметов, например: деревянный брусок, чайная ложка, блюдце, камешек, яблоко, пластмассовая игрушка, картонная коробочка, металлический болт и т.д. Затем дети выдвигают гипотезы, какие предметы могут плавать, а какие утонут. Эти гипотезы надо проверить. Дети не всегда могут гипотетически предсказать поведение в воде таких предметов как яблоко или пластилин; кроме того, блюдце будет плавать если его аккуратно опустить в воду, но если в него попадает вода оно тонет.

После того как первый опыт будет закончен, продолжим эксперимент. Изучим плавающие предметы. Все ли они легкие? Все ли она одинаково хорошо держатся на воде? Зависит ли плавучесть от размеров и формы предмета? Будет ли плавать пластилиновый шарик? А Если мы придадим пластилину, например, форму тарелки? А что произойдет если мы соединим плавающий и не плавающий предметы? Они будут плавать или оба утонут? И При каких условиях возможно и то и другое?
В заключение хотелось бы подчеркнуть еще раз, что формировать и развивать научный интерес и исследовательскую активность ребенка нужно с младшего школьного возраста

От учителя требуется создание дидактических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, использование исследовательских методов обучения, где наряду с приобретением знаний организуется собственная практическая деятельность детей. Для этого существует достаточно большой арсенал технологий, методов и средств:

проблемное обучение;

поисковые методы;

частично-поисковые методы;

метод проектов.

Использование практических методов обучения - упражнений, практических и лабораторных работ способствует развитию умений сравнивать, наблюдать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и др.

Прибегая к частично-поисковому методу, учитель организует деятельность учеников при выполнении отдельных этапов поиска, намечает его шаги, конструирует задание, разбивает его на вспомогательные части. У младших школьников развиваются умения планировать, осознавать цель своей деятельности; вырабатываются приёмы анализа и синтеза, умение изменять способ действия соответственно задаче, видеть новые проблемы в традиционной ситуации, выбирать результативный способ их решения.

Применение исследовательского метода предполагает постановку проблемной задачи, предложение составить критический анализ произведения, провести эксперимент и т.д.

Главным условием эффективности этого метода является самостоятельность учащихся на всех этапах исследования, которая заключается в проведении соответствующих познавательных действий:

наблюдение и изучение фактов и явлений; выдвижение гипотез; составление плана исследования и его осуществление;

формулирование результатов исследования; контроль и проверка полученного результата, оценка его значимости.

Важное место в формировании исследовательских умений занимает метод проектов, так как он включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов .

Проект предполагает создание образовательных ситуаций, которые:

сталкивают младших школьников с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися у них представлениями;

побуждают учащихся высказывать свои предположения, догадки;

предоставляют возможность исследовать эти предположения;

предоставляют учащимся возможность представить результаты своего исследования одноклассникам, учителям, родителям, чтобы они оценили значимость полученных данных.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность школьников, которая может осуществляться индивидуально, в паре или группе в течение определённого временного промежутка (от одного урока до нескольких).

В основу метода проектов положена идея направленности учебно-познавательной деятельности на результат, который достигается в процессе решения той или иной проблемы.

Исследовательские умения, нарабатываемые школьниками в ходе выполнения проектов, в отличие от "накопительно-знаниевого" обучения, формируют осмысленное исполнение различных умственных и практических действий.

Учителя отмечают, что метод проектов позволяет сделать учёбу интересной, расширяет кругозор ребёнка, повышает его культурный уровень, стимулирует интеллектуальную активность и учебную деятельность в целом.

Именно поэтому необходимо выделить педагогические условия развития исследовательских умений через выполнение учебных проектов. Прежде всего это изменение роли учителя. Являясь организатором, координатором и консультантом проекта, учитель формирует ряд исследовательских умений: ставить и выявлять проблемы, уточнять неясные вопросы, формулировать и проверять гипотезы, планировать и разрабатывать исследовательские действия, собирать данные (накапливать факты, наблюдать, доказывать), анализировать, синтезировать и сопоставлять их, выступать с подготовленными сообщениями, делать обобщения и выводы и др. .

В ходе работы над проектами нужно поддерживать детскую любознательность, а не блокировать её высказываниями типа «Ты сделал не так», «Много будешь знать…». В то же время учитель должен совершенствоваться в накопленном опыте: принимать участие в конкурсах в качестве научного руководителя проекта, посещать курсы повышения квалификации и мастер-классы по данной тематике, интересоваться новыми публикациями, участвовать в обсуждении применения метода проектов на методических объединениях и педагогических советах, посвящённых проблемам ученических исследований.

«Как составить план?»,

«Как провести анкетирование?»

«Как провести наблюдение?»

Таким образом, школьники научатся планировать свою деятельность, использовать методы исследования, записывать результаты наблюдений и др.

Овладение исследовательскими умениями будет эффективнее, если правильно организовать работу с родителями. Они должны стать помощниками и консультантами при выполнении проекта: так же, как и учитель, помогать в поисках источников информации, координировать весь процесс, поддерживать и поощрять детей, оказывать им помощь в изготовлении продукта и др. Полезно пригласить родителей на защиту проектов, чтобы они участвовали в обсуждении, задавали вопросы и т.п.

Тогда ученик будет получать необходимую поддержку не только в стенах школы, но и дома .

Одним из условий развития исследовательских умений является обучение младших школьников умениям проектирования (проблематизации, целеполаганию, планированию деятельности, поиску нужной информации, практическому применению знаний, проведению исследования, представлению продукта своей деятельности). Такая работа должна проходить систематически и целенаправленно в форме школьных факультативов, в урочной и внеурочной деятельности.

На уроках создаются педагогические ситуации, которые побуждают школьника защищать своё мнение, предоставлять аргументы своих предположений, задавать вопросы, обращаться к различным источникам информации и др. Этими ситуациями могут быть работа в группе, оказание помощи товарищу, выполнение заданий повышенной сложности, решение задач разными способами, рецензирование или комментирование работ своих товарищей, выступление на конференциях и др.

Младшие школьники помимо осознания результатов своей деятельности приобретают:

речевые навыки;

опыт отстаивания своей точки зрения;

умения сотрудничать;

работать с информацией;

логично выстроить своё выступление;

Для формирования умений исследовательской работы на уроках активно используются познавательные и занимательные задания.

Для тренировки умения выдвигать гипотезы предлагаются задания типа: «Найди причину события…» (например, почему заяц белый или трава пожелтела). Для развития умения классифицировать - «Продолжи ряд: полезные ископаемые - это уголь, нефть…», «Раздели на группы», «Найди общий признак у предметов» и др. Умения наблюдать хорошо развивают задания, заставляющие ребёнка разобраться в сплетённых линиях: «Узнай, кто где живёт?», «Что изображено на рисунке?» и др. Способности к умению анализировать зрительные образы тренируют задания с намеренно сделанными ошибками: «Что перепутал художник?», «Найди отличия у предметов». При ответе на поставленные в задании вопросы следует приучать школьников начинать со слов: «Я думаю…», «По моему мнению…». Это формирует у детей умение выражать собственные мысли.

Познавательные задания помогают развивать мыслительные операции, делать выводы. Разбор решений таких заданий становится началом общей дискуссии, в ходе которой дети учатся прислушиваться к мнениям товарищей, приводить свои аргументы.

На уроках литературного чтения школьники учатся писать аннотацию к прочитанному произведению, на уроках окружающего мира - статью для энциклопедии. Такая работа помогает сформировать умения выделять главное и второстепенное, логично излагать свои мысли .

Важным педагогическим условием развития исследовательских умений является использование системы стимулов. Учителю необходимо поощрять учеников, подмечать оригинальность решения проблемы, творческий подход, глубину раскрытия темы и др. Для этого он должен суметь организовать учебный диалог, который будет стимулировать учащихся, развивать их творческий потенциал, воспитывать характер, углублять опыт, подчеркивать индивидуальность. Если процесс обсуждения, контроля со стороны учителя «пущен на самотёк» или речь идёт о том, что работу «надо переделать», то такой подход может полностью отбить у детей желание принимать участие в исследованиях .

Учителю следует учитывать особенности темперамента детей при организации рабочих групп, учить их слушать друг друга, уметь работать в команде. Нужно помочь учащимся обрести уверенность, что любое их мнение заслуживает того, чтобы его высказать и выслушать. Главное - ученик должен поверить в себя.

Активная познавательная позиция играет немаловажную роль в формировании исследовательских умений.

Она заключается в том, что сам учащийся обладает определённым набором проявлений:

эмоциональным настроем;

волевыми качествами;

«интеллектуальной зрелостью»;

сознанием цели своей деятельности;

навыками своевременной коррекции своих действий;

учётом прежних ошибок и желанием самосовершенствоваться

Только в этом случае каждое следующее исследование будет носить качественно новый уровень: возрастёт степень самостоятельности учащегося, широта применения им исследовательских умений.

Любая учебная работа ребёнка, в том числе исследовательская, должна быть доведена до результата. Им является не только индивидуальное признание завершённости работы учителем, но и публичное представление результатов исследования и их коллективное обсуждение. Для подведения итогов существует много форм: семинары, конференции, защиты исследовательских работ и др.

В ходе защиты младший школьник учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими точками зрения на проблему и учится доказывать свою .

Оценка итогов детских исследований является ответственной и сложной работой. Можно предложить каждому члену жюри бланк для отметок с чётко обозначенными критериями: название темы, её познавательная ценность, оригинальность собранного материала, исследовательское мастерство, структура и логика работы, стиль изложения и ответы на вопросы.

В ходе защиты отметки ставятся по трёхбалльной системе:

  • 3 - высокий уровень,
  • 2 - средний,
  • 1 - низкий.

Победитель определяется по результатам среднеарифметических расчётов.

Однако старается каждый ученик, и потому наиболее удачным способом оценивания мы считаем распределение детских исследований по номинациям:

«За лучший эксперимент», «За самую глубокую проработку проблемы», «За оригинальную тему» и др. Следующее педагогическое условие - учёт возрастных особенностей. Учитель должен понимать, что темы для исследований младших школьников должны быть достаточно близки с темами по учебным дисциплинам. Продолжительность выполнения исследования не должна быть слишком долгой, так как у детей может наблюдаться слабая концентрация внимания, чрезмерный уровень фантазии в процессе работы над проектом, что приводит к быстрой утомляемости и потере интереса к работе вообще .

Для педагога главный результат учебно-исследовательской работы - не просто проработанная тема, склеенный из бумаги макет или сообщение, подготовленное ребёнком.

Педагогический результат - это прежде всего:

бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой исследовательской работы;

новые знания;

исследовательские умения, которые помогут младшему школьнику выходить из нестандартных ситуаций не только при решении учебных задач, но и в освоении своего социального опыта .

Консультация для родителей "Развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста в игре на природе"

В современной школе уделяется много внимания формированию восприятия и развитию исследовательских умственных способностей. Это предусмотрено содержанием учебных программ. На протяжении всех школьных лет педагоги развивают мышление учащихся, поднимая его от наиболее доступных наглядных форм к абстрактным словесно-логическим понятиям. Поэтому мы должны существенно помочь детям в данном вопросе уже в период раннего и на протяжении всего дошкольного детства.
Важнейшая составная часть общего психического развития ребенка дошкольного возраста - развитие внимания, памяти, мыслительной исследовательской деятельности.
Вся жизнь ребенка сопряжена с бесконечным восприятием окружающего мира с его красками, формами, звуками и т.п. Необходимо, чтобы восприятие было целенаправленным. В играх, на прогулке необходимо обращать внимание детей на те или иные предметы, явления, на их свойства. Учить его вслушиваться, всматриваться, узнавать предметы с помощью анализа. Играя с детьми, важно ставить перед ними задачи, для решения которых требуются умственные усилия, создавать ситуации, побуждающие их к активизации знаний, умений, прошлого опыта, развитию навыков исследовательской деятельности.
Предложенные игры родились в общении с детьми и при их непосредственном участии. Они вызывают интерес не только у детей, но и у многих родителей. В них можно играть на улице и в детском саду, и в парке, и на лужайке, и во дворе, т.е. везде, где есть красавица природа. Из многолетней практики в детском саду мною было замечено, что дети довольно быстро начинают проявлять смекалку, внимание, глазомер и множество других качеств человеческого ума. И эти качества не просто проявляются, но при этом и успешно развиваются в исследовательской деятельности детей.
Так двухлетнего дошкольника можно познакомить с понятиями «один – много», «мало – много», «один - ни одного» на предметах природного мира.
Гуляя на улице, можно предлагать ему незамысловатые рассказы (каждый раз по одному), которые помогут малышу закреплять, осознавать эти понятия.
Бабочки
Сидели на цветке бабочки, грелись на солнышке, махали крылышками. Много бабочек сидело. Подлетел воробей к цветочку, увидел бабочек, много бабочек, и порадовался: «Чик-чирик!» Испугались бабочки: «Ой, страшно!» и улетели. Нет ни одной. Посмотрел воробей на цветок - нет бабочек. Ни одной. И улетел. Но од¬на самая смелая бабочка опять прилетела и села на цветочек. Посидела, посмотрела - нигде воробышка не видать и позвала еще бабочек. Они прилетели, и опять стало бабочек много. Сидят, греются на солнышке, радуются, что им воробышек больше не мешает.
Героями таких рассказов могут стать все, кто встречается по дороге: и со-бачка, и цветочек, и жучок и многое другое. Главное, проявляя фантазию, уметь это использовать для обучения и развития своего малыша.
Детям более старшего дошкольного возраста предлагаются следующие игры.
«Подбери листику пару». Ребенку предлагается листик с любого дерева и ему необходимо найти такой же.
«Это что такое?». Эта игра учит ребенка классифицировать и обобщать предметы (трава, деревья, цветы, птицы, животные и т.д.)
«На что похоже облако». Вместе с ребенком смотреть на облако и представлять себе, на что оно может быт похоже.
«Выложи из палочек». Всеми любимая игра, которая позволяет использовать любые веточки от деревьев и палочки от кустиков, которые попадаются под ноги.
«Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет». Ребенку младшего дошкольного возраста дается команда идти по ориентирам. Например: «Иди к пеньку, потом к дереву, потом к колесику и там ты найдешь сюрприз». Для детей более старшего возраста задание усложняется тем, что им конкретно указывается направление. Например: «Иди прямо, потом направо, потом налево и там найдешь сюрприз».
«Рисование палочками на песке, снегу, земле, глине». Еще одна игра, которая доставляет детям массу удовольствия, потому что позволяет им развивать свои исследовательские способности, не прибегая к специальным средствам, а используя только подручные природные материалы. Ребенок сможет заметить, что на разной поверхности по-разному «пишет» палочка и получаются разные рисунки.
Вариантов этой игры очень много. Младшим дошколятам можно предложить нарисовать просто разные предметы: солнце, колобка, елочку и многое другое. Пятилеткам и более старшим детям задание усложняется. Например, взрослый рисует дерево с одной веткой, потом - с двумя. Ребенок должен продолжить этот ряд и нарисовать дерево с тремя ветками. (Причем ребенку не говориться, сколько веток будет на его дереве, он должен догадаться сам). Другим вариантом игры служат задания «Продолжи ряд из...». Здесь включается фантазия взрослых. Это может быть ряд из геометрических фигур, из листиков разной формы, из камешков и т.д.
При развитии исследовательских навыков детей, непременно расширяются и его речевые возможности. Чем бы вы ни занимались с ребенком, непременно обращайте внимание на его речь. Побуждайте его рассказывать вам, что он делал, что он видел, что слышал на прогулке. Как раз игры в природе дают такую возможность для развития речи. Предлагаемые игры предназначены для детей старшего дошкольного возраста, так как позволяют развивать монологическую речь и умение обосновывать свой выбор.
«Четвертый лишний в природе». Помогает детям классифицировать предметы и выявлять особенности явлений природы. Например, что лишнее: дерево, трава, цветок, дождь. Почему?
«Цепочка слов». Взрослый называет слово, например, дерево. Ребенку нуж¬но назвать слово, которое начинается на букву, которым закончилось преды¬дущее слово, например, облако. И так до конца, пока не закончатся слова на нужную букву.
«Хорошо – плохо» в природных явлениях». Ребенку предлагается один предмет или явление природы, и он должен сказать, что в нем хорошего, а что плохого. Например, дождь. Это хорошо, потому что, когда он идет, полива¬ются все растения - деревья, цветы, кустарники. Птички могут пить из луж. Плохо то, что после дождя очень грязно, сыро и нужно ждать пока высохнет, чтобы погулять.
«Преврати себя в...» (Цветок, дерево, птичку, ит.д.) О чем он мечтает? Что видит ночью? О чем шепчут листья?
«Куда плывут облака». Придумать краткую историю и загадки про облака.
«Что бывает...» (Зеленым, желтым и т.д.) Развивается внимание, умение сосредотачиваться на определенной задаче.
Некоторым детям свойственна леность мысли: им не хочется думать. Именно по этой причине они нередко отказываются от выполнения задания со словами: «Я не знаю, не умею». В то же время при участии взрослых они вполне способны сделать то, что им предлагают. Не давайте им готовые ответы, и помогайте в поисках способов действия. Лучше побуждать детей к исследовательской деятельности. Для ее развития полезны занимательные задачи, загадки, посильные головоломки, развивающие игры и упражнения, подсказать которые поможет сама природа.
Такие игры на природе, могут служить хорошим дополнением к современным детским игрушкам, так как дают, во-первых, богатую пищу для развития творческих сторон интеллекта малыша, во-вторых, учат родителей и воспитателей активно участвовать в этом процессе и, наконец, в-третьих, позволяют это делать в самое лучшее время, когда малыш наиболее восприимчив к развитию, - в дошкольном детстве.

Современному обществу нужны образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Поэтому перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями встаёт задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребёнок вырос не только сознательным членом общества, не только крепкими здоровым человеком, но и – обязательно! - активным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.

Понятие «эксперимент» раскрывается в педагогическом словаре, происходит от греческого «experimentum» и переводится как «проба, опыт» . Выделяют два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.

Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

Второй вид ориентировочно-исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

В наиболее полном, развернутом виде исследовательское обучение предполагает следующее:

  1. Ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
  2. Предлагает возможные решения;
  3. Проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
  4. Делает выводы в соответствии с результатами проверки;
  5. Применяет выводы к новым данным;
  6. Делает обобщения.

Как доказал Н.Н. Поддъяков лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем.

Пятилетний малыш выходит гулять. Вокруг много интересного. Но самое привлекательное – большущая лужа в самой середине двора, в которой весело отражается весеннее солнышко. А что если кинуть в лужу камешек? Испугается солнышко или нет? От камушков по воде расходятся по воде круги. Лужа морщится. От маленького камушка – немножко. От большого - по воде расходятся широкие круги. Надо бы еще камушков, но их почему-то не оказывается под рукой. Зато в воду летит большая глыбина почерневшего апрельского снега.

Что делал малыш? Баловался? Отнюдь нет. По мнению Н.Н. Поддъякова занимался наисерьезнейшим делом – экспериментировал. Никто не ставил перед ребенком никакой специальной задачи, никто не организовывал его деятельность. Действия его были вызваны исключительно природным любопытством – качеством, которому человек обязан своим появлением в процессе эволюции в качестве Человека. Подобную деятельность Н.Н. Поддъяков назвал «бескорыстным экспериментированием» и считал её показателем умственной активности ребенка. Без нее, полагал ученый, невозможно нормальное интеллектуальное и творческое развитие детей.

Не сдерживать инициативу детей. Не делать за них то, что они могут сделать сами (или могут научиться делать) самостоятельно.

Если возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

Не спешить с вынесением оценочных суждений.

С раннего детства побуждать малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.



Рассказать друзьям