Развитие методики дошкольного обучения и воспитания. Современное дошкольное образование

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Понятие системы дошкольного образования. 1. Национальная доктрина образования (утверждена постановлением Правительства РФ от 04. 10. 2000 № 751 «О национальной доктрине образования в РФ» 2. Федеральный закон от 29. 12. 2012 № 273 -ФЗ «Об образовании в РФ» (далее закон об образовании) , который вступил в силу с 01. 09. 2013 г. Система образования включает:

1 Историческую преемственность поколений, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России Разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, создание условий для непрерывности образования в течении всей жизни человека Организация учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования Формирование у детей и молодежи трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной карьеры и навыками поведения на рынке труда и др.

2 ФГОС и требования, образовательные стандарты, образовательные программы различного вида, уровня и направленности Организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей(законных представителей), несовершеннолетних обучающихся Федеральные государственные органы и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные и совещательные органы Организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования Объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Система дошкольного образования (как совокупность взаимодействующих подсистем) Преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности Сети реализующих их образовательных учреждений (организаций) Органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций

Дошкольные организации создаются для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушения развития.

Задачи функционирования детского сада Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей, осуществление необходимой коррекции недостатков в их физическом и (или) психическом развитии. Обеспечение познавательно-речевого, социальноличностного, художественно-эстетического и физического развития детей Воспитание с учетом возрастных категорий детей любви к семье, окружающей природе и Родине, гражданственности, уважения к правам и свободам человека. Взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития воспитанников, оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 27. 10. 2011 № 1562 « Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» Виды детских садов: Детский сад - реализует ООП ДО в группах общеразвивающей направленности. Детский сад для детей раннего возраста –реализует ООП ДО в группах общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, создает условия для социальной адаптации и ранней социализации детей. Детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста – реализует ООП ДО в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей в возрасте от 5 -7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей.

Детский сад присмотра и оздоровления (реализует ООП ДО в группах общеразвивающей направленности, компенсирующей и комбинированной направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарногигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур) Детский сад компенсирующего вида (приоритетное направление осуществление деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ОВЗ

Детский сад комбинированного вида Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей (реализует ООП ДО приоритетным направлением по развитию детей по одному из таких направлений, как познавательноречевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое) Центр развития ребенка –детский сад (реализует ООП ДО в группах общеразвивающей направленности, с приоритетным осуществлением деятельности познавательно-речевое, социальноличностное, художественно-эстетическое или физическое)

Критерии Казенное оценивани я Бюджетное Автономное Создание Решение учреждени учредителя по я заявке руководителя Путем изменения типа автономных или казенных учреждений Путем изменения типа бюджетных учреждений Основные направлен ия деятельно сти Выполняет работы, оказывает услуги в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий федерального органа государственной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления Выполняет работы, оказывает услуги в целях осуществления предусмотренны х законодательств ом РФ полномочий федерального органа государственной власти, местного Оказывает государственные (муниципальные) услуги, выполняет работы и (или) исполняет государственные (муниципальные) функции

Органы управления Руководитель. Так же + наблюдательный совет могут быть совещательные органы и органы самоуправления. Управляющий и попечительский совет Выделяемые Не выделяются виды имущества Недвижимое, особо ценное движимое имущество, переданное учредителем или приобретенное за счет выделенных средств Заключение контрактов От своего имени От имени учредителя Способ За счет средств финансирования соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы На основе финансирования государственного или муниципального задания

Распределен ие доходов от приносящей доход деятельности Поступают в соответствующий бюджетной системы РФ Поступают в самостоятельное распоряжение учреждения Распоряжение доходами от приносящей доход деятельности Не имеет права на свободное распоряжение доходами от приносящей доход деятельности Не могут Имеет право свободно распоряжаться доходами от приносящей доход деятельности Возможность получать займы, кредиты Могут с учетом могут установленных законом ограничений

Понятие «воспитания» и «обучения» В узком педагогическом смысле ВОСПИТАНИЕ – процесс и результат целенаправленной воспитательной деятельности, направленной на решение конкретных воспитательных задач, связанных с формированием духовных, телесных, эмоциональных и рациональных качеств личности. ОБУЧЕНИЕ – целенаправленный процесс двухсторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний.

Дополнить информацию (представители, что характерно в этот период) Воспитание Древняя Эллада Спартанская, Афинская школа Римская школа Средние века Эпоха Ренессанса (начало XIV последняя четверть XVI в.) Эпоха Возрождения Эпоха нового времени (XVII –начало XVIII в.) Эпоха просвещения (XVIIIв.) Становление общественной системы дошкольного воспитания (середина XVIII – начало ZIX в.) Воспитание XX в.

Условия воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста Ранний возраст - Дошкольный возраст Ведущий вид деятельности Приемы Особенности Приемы Уровни Программно- методические условия

Условие воспитания и обучения детей раннего возраста Психолого-педагогические условия. Ранний возраст – от 1 - 3 лет. характерно: быстрый темп физического и психического развития, интенсивным созреванием ряда органов и систем (нервная система), взаимодействие организма с окружающей средой при определяющем влиянии условий жизни и воспитания.

Н. М. Щелованов сформулировал ее следующим образом: Необходимо воспитывать детей со дня рождения, основные задачи и методы воспитания определяются типологическими особенностями развития функций центральной нервной системы детей раннего возраста.

Типологические особенности Относительно малая роль врожденных форм поведения, их решающее значение в значении воспитания Медленное нарастание функциональной работоспособности нервной системы, выражающееся в медленном постепенном увеличении продолжительности отдельных периодов бодрствования ребенка при соответствующих изменениях его сна Ранее развитие анализаторов и совершенно свооеобразный тип развития движений ребенка Развитие специфической человеческой второй сигнальной системы (речи)

Н. М. Аксариной быстрое формирование условных рефлексов и их медленное закрепление, слабая подвижность нервных процессов (ребенок не может быстро ответить или затормозить какое-либо действие). Отмечается неуравновешенность процессов возбуждения и торможения.

Д. Б. Эльконин Определил ее как ситуацию предметнопрактического взаимодействия, в которой совместные действия ребенка и взрослого выступают в качестве прообраза его интеллекта.

Этапы развития предметной деятельности Формирование предпосылок к развитию предметной деятельности (6 -12 месяцев) - Развитие ориентировочной деятельности в ходе реакции на незнакомые предметы и узнавания знакомых предметов, проявление движений рук по направлению к объекту, притягивание объекта при случайном прикосновении. - Формирование умений брать игрушку из рук взрослого из любого положения, противопоставляя большой палец остальным. - Включение в манипулятивную ознакомительную игру с предметами через взрослого (перекладывание, постукивание, отбрасывание)

-формирование умений действовать двумя руками одновременно (держит палочку и надевает на нее колечко, ставит кубик на кубик придерживая их и т. д.) - Формирование способов действия с предметами, направленными на ознакомление с их свойствами (легкие удары, броски, сжатие, надавливание, вдавливание, кручение, вращение и др.) - Появление действий, направленных на достижение результата (звук падения игрушки), формирование системы бинарных действий, противоположных по смыслу (выкладываниевкладывание, рассоединение-соединение и др.)

2. Овладение предметом как средством достижения какой-то цели (от 1 -2 лет) -отнесение одного и того же действия к разным предметам (надеть шапку, надеть колечки на пирамидку и т. д.) -совершенствование действий по подражанию и по образцу с действиями взрослого (выполнение взаимосвязанных прямых и обратных действий – складывать и собирать, вынимать и вкладывать, перекладывать шарики в коробку, ведерко, перекатывать и др.) -использование действий в качестве средств достижения цели и получения результата (чтобы взять игрушку со стола, цепляется за скатерть и притягивает ее к себе) -складывание предметных действий в цепочки, позволяющие доводить предметное действие до результата (заполнить колечками всю пирамиду, подбирая их по цвету и размеру др.)

3. Овладение предметом как орудием и освоение функции замещения предмета (от 2 -3 лет) -совершенствование навыков мелкой моторики рук и пальцев, координации «рука-глаз» -выстраивание сериационных рядов предметов по принципу чередования, убывания или возрастания признака -использование предметов-орудий в играх-занятиях со взрослыми (сачок –для выуживания из емкостей с водой плавающих игрушек) -нахождение одинаковых предметов и формирование ориентировки на цвет, форму, величину -использование предметов-заместителей.

Приемы в процессе развития предметной деятености 1. Показ предмета и его называние 2. Показ действий с предметами и их называние 3. Рассматривание предмета

А. А. Катаева, Е. А. Стребелева, Н. С. Жукова 1. Уровень (фиксирует внимание на объекте, следит за его передвижением в пространстве, выполняет простейшие манипуляции) 2. Уровень (ребенок овладевает действиями на уровне практических проб, находит идентичные предметы, не выделяя конкретных свойств. Н-р доска сенегена) 3. Уровень (устанавливает тождество предметов по цвету, форме величине, используя практические пробы) 4. Уровень (начинает опираться на зрительное соотнесение, самостоятельно выделенные свойства не выделяет) 5. Уровень (основные цвета называет самостоятельно и т. д.) 6. Уровень (промежуточные тона называет самостоятельно, абстрагируясь от «ненужных» признаков) 7. Уровень (способность к пониманию сигнального значения цвета, формы. Н-р треугольник-крыша)

Программно-методические условия и содержание воспитания и обучения «Кроха» в 1996 году выпущено учебно-методическое пособие для родителей и педагогов ДОУ. Программа воспитания и развития ребенка раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения, направленная на комплексное воспитание и развитие детей в возрасте до трех лет. (Н. М. Щелованова, Н. М. Аксарина, М. Ю. Кистяковская, Л. А. Венгер, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Н. А. Ветлугина, С. Л. Новоселова, В. Г. Нечаева, Р. С. Буре, А. М. Леушина, П. Г. Саморукова.

Разделы: 1. Развитие ребенка в общении: возможные достижения в развитии ребенка в общении. 2. Предпосылки предметной деятельности в условиях общения 3. Физическое развитие и здоровье детей 4. Развитие речи 5. Развитие в музыкальной деятельности 6. Возможные достижения в общем развитии ребенка.

Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. Васильевой М. А. (от рождения до 7 лет)

Условия воспитания детей дошкольного возраста Дошкольный возраст –период развития ребенка от 3 -7 лет. Тенденция к социализации и индивидуализации ребенка в процессе формирования отношения к себе. Ведущий вид деятельности –игра.

Онтогенез игры ü Ознакомительная ИД ü Отобразительная ИД (направлен на выявление специфических свойств предмета) ü Сюжетно-отобразительная ИД (стремление многократно повторять те или иные ИД) И. О. Иванкина (3 уровня) Высокий- замысел возникает по своей инициативе. Средний – замысел возникает как по инициативе взрослого так и ребенка. Низкий- помощь взрослого, игровые действия однообразны.

ü Сюжетно-ролевая ИД (игра состоит из следующих компонентов: 1. Мотивационно–потребностный компонент (реализуется потребность ребенка в социализации, мотив игры «быть как взрослый») Д. Б. Эльконин выделил 3 момента организации игры: -особое внимание уделяется деятельности человека и его отношениям с другими -руководство игрой строится, так чтобы смысл игровой дея-ти не заслонялся «техническими моментами выполняемых действий» -оказывать помощь детям в борьбе с мимолетними желаниями в игре

2. Целевойкомпонент (сдвиг мотива, желание быть как взрослый, цель.) Цели не постоянные, меняются в процессе его развития. 3. Содержательный компонент (содержание игржизнь, деятельность и отношения взрослых) Н. Я. Михайленко выделил логику развития сюжета детских игр: одноперсонажные (действие единственного персонажа) Многоперсонажные (действие нескольких персонажей) Многотемные (не только набор действий, но и взаимоотношения между ними)

4. Операционный компонент (игра с точки зрения игровых действий). Зворыгина Е. В. (игровые действия) ИД с реальным предметом Условное действие с предметом разной степени обобщенности Условное действие, уподобляющееся особенностям реального действия с предметом Условное обозначение словом 5. Результативный компонент (удовлетворенность, радость, полученные от самого процесса) Ролевая ИД (развернутая сюжетно-ролевая игра) Н. Я. Михайленко.

Каждый родитель рано или поздно задумывается, каким образом ему воспитывать и обучать ребенка. Сложность выбора заключается в том, что существует огромное множество взглядов на то, как и в каком возрасте начинать обучение. Споры вызывают объемы информации и очередность получения знаний малышом.

Давайте посмотрим на самые популярные методики воспитания детей до 7 лет и определим, что является первичной целью в обучении ребенка.

Методики дошкольного обучения

  • Вальдорфская педагогика, направлена на духовное развитие свободной личности, при этом обучение основным знаниям в виде чтения и письма не уделяется внимания;
  • Подход Марии Монтессори, формирование самостоятельной личности с внутренним стремлением к познанию;
  • Педагогический подход Сесиль Лупан, развитие личности по ее потребностям, когда родитель помогает освоить то, к чему ребенок проявил интерес;
  • Игровой подход Борис и Елены Никитиных. Развитие умственных и физических способностей без учета развития творческого потенциала;
  • Глен Доман и его карточки. Развитие энциклопедических знаний;
  • Подход Николая Зайцева, раннее обучение ребенка чтению и счету;
  • Традиционный метод воспитания, принятый на государственном уровне для обучения детей в ДОУ. Может использоваться родителями при домашнем обучении на основе методических рекомендаций для дошкольных педагогов.

Это лишь небольшой список популярных методик, которые поддерживаются миллионами родителей. Разница в подходах к одним и тем же вещам разных методик, позволяет родителям выбирать тот вариантдействий, который кажется им наиболее подходящим.

Кто-то считает, что не стоит учить ребенка читать в 2 года, а нужно обучать его музыке, кто-то решит, что рисование и лепка, важнее физических нагрузок. К сожалению, идеальных подходов не существует, как не существует одинаковых детей. Просто при выборе методики помните о том, что Ваш ребенок уникален и определите, что для вас важнее.

Плюсы и минусы различных методик воспитания детей дошкольного возраста

Для того чтобы правильно выбрать подходящую методику обучения детей, стоит понимать плюсы и минусы, достоинства и недостатки каждой из них.

Вальдорфская педагогика или методика Штайнера

Эта методика, разработанная австрийцем Рудольфом Штайнером в начале двадцатого века, основной упор делает на эмоциональном развитии ребенка, в частности на духовном, биологическом и социальном становлении личности. Направленная на независимость личности от социальных ограничителей, предполагает, что ребенок, обучающийся по данной методике, будет ощущать себя органично в любой точке мира.

Педагоги Вальдорфской школы должны предоставить поддержку при раскрытии внутреннего потенциала, чтобы уже в дошкольном возрасте ребенок смог достаточно развить те качества, которые станут основой зрелой личности. Ребенок должен как можно дольше находиться в сказочно-образном мире своих фантазий и стремиться познать себя и свои таланты. Обучение сложным видам знания – письму и чтению, сторонники этой теории относят на период, когда ребенок созреет духовно и на его биологических часах произойдет смена периода. Период смены проходит после полной замены молочных зубов на коренные (12 лет).

Основные принципы:

  • Уважение к ребенку и его личности. Психологический комфорт стоит на первом месте;
  • Основа для развития личности лежит в развитии эстетических и трудовых навыков, через которые раскрываются творческие способности;
  • Особое внимание на изучение и проникновение ценностями национальной культуры, что позволяет ребенку ощущать себя частью чего- то большего, чем его семья;
  • Изучение внешней среды происходит через комплексный подход. Ребенок должен находиться ближе к природе. Все предметы вокруг должны быть из натуральных материалов и простых форм;
  • Обучение происходит в виде отдельных блоков, которые равномерно разделены в течение всего дня. Ребенок познает трудовую, творческую и душевно-духовную составляющую жизни человека. Разделяя весь учебный материал на «эпохи», которые длятся приблизительно один месяц проходит осознанное запоминание всех необходимых знаний.

К плюсам данного метода, можно отнести следующие пункты:

  • Если у ребенка выраженный гуманитарный склад ума, то эта школа идеально для него подходит, т.к. только в этой методике уделяется настолько большое количество времени для развития творческого
    потенциала;
  • Отсутствие оценочной системы позволяет ребенку не бояться ошибок, что делает процесс гармоничным;
  • Использование самых различных игровых материалов и форм изготовленных их натуральных материалов.

Минусы:

Подход Марии Монтессори

Достаточно популярной на сегодняшний день считается методика Марии Монтессори основанная на убеждении в том, что ребенка нужно воспитывать и обучать, как свободную личность способную самостоятельно овладевать необходимыми навыками и знаниями. Основательница этой методики заметила, что дети по своей природе хотят учиться и впитывают все особенности своей культуры и цивилизации без усталости. При высвобождении ребенка и награждении его свободой исследования, малыш сам будет стремиться учиться. Через самостоятельную мотивацию и самопознание, заложенное в раннем возрасте, будет происходить процесс обучения на протяжении всей жизни.

Для данной методики был разработан специальный дидактический материал, который на основе сенсорики позволяет обучать детей. Интересно, что создательница этой методики придерживалась мнения, что игрушки стоит называть «материалом», а игры с ребенком «занятиями». Обучение включает в себя некоторые физические упражнения, занятия для развития мелкой моторики и речи. Так же ребенку предлагаются классические виды занятий в виде конструирования и лепки, аппликации и рисования. Включены музыкальные формы и развивающие игры. Мария Монтессори предлагала начинать занятия с детьми по данной методике с 2,5 лет.

На сегодняшний день занятия с применением незначительных изменений начинаются с возраста 8 месяцев. Такой подход часто осуждается приверженцами классической модели, так как в этом возрасте, существует мало возможностей предоставить ребенку самостоятельный выбор занятия без непосредственного участия взрослого.

Основные принципы:

  • Невмешательство взрослого;
  • Помоги мне это сделать самому;
  • Свобода выбора занятия;
  • Заинтересовать, а ребенок сам будет развиваться.

Этот метод направленный на формирование самостоятельности и самодисциплины со стороны ребенка имеет множество сторонников и противников, но при, казалось бы, таком спорном отношении имеет свои неоспоримые достоинства и недостатки

Плюсы:

  • Развитие наблюдательности, дисциплинированности и самостоятельности как важный критерий для развития будущей личности;
  • Развитие мелкой моторики;
  • Положительное влияние данной методики на развитие логики и аналитики. Самостоятельный поиск, стимулируя работу мозга ребенка, развивает важные для школьного обучения и дальнейшей жизни качества;

Минусы:

  • Система обучает только интеллектуальным и практическим навыкам, не дает развития творческих навыков;
  • Отсутствие ролевых и подвижных игр;
  • Обучение в такой свободной среде может стать проблемой при адаптации к правилам поведения в школе.

Педагогический подход Сесиль Лупан

Методика раннего развития, которая направлена на установление тесной связи между взрослым занимающимся воспитанием и обучением и ребенком. Именно эта связь позволяет родителю вовремя заметить и понять познавательное желание малыша. Исходя из того, что основательница методики считает, что ребенок не сосуд, который нужно наполнять, а огонь, требующий разжигания, методика направлена не на обучение ребенка необходимым, по мнению родителя, навыкам и знаниям, а на помощь в изучении того, что интересует ребенка.

Идея заключается в том, что ребенок сам может показать то, чем он хочет заниматься в данный момент, а обязанность родителя увидеть и понять желание чада. Методика подразумевает под собою, что если ребенок заинтересовался каким-либо предметом, то стоит занять его внимание широким освещением интересующего. Так, например, если он укажет на шарф, то позволить ему развивать сенсорику, дав образцы различных материалов.

Для методики Сесиль Лупан характерно большое количество разнообразных предметов, которым обучают малыша. Такие дисциплины как география, история, музыка и т.д. даются ребенку в соответствии с его желанием не всегда в привычном для этого возраста объеме. Интересной технологией применяемой в данной методике, является обучение ребенка с использованием индивидуальных книг, в которых он сам является героем. Так же в программу занятий по данной методике в обязательном порядке входит обучение плаванью с самого раннего возраста.

Основные принципы данной методики:

  • Разглядеть желание ребенка и предоставить ему для изучения предметы;
  • Родители выступают главными преподавателями своего ребенка;
  • Занятия стоит прекращать до того, как ребенок начнет уставать. Радость от занятия должны испытывать и родители и дети. Ребенком нужно интересоваться, а не опекать;
  • Ребенка не нужно проверять;
  • Поддержание интереса и развитие любознательности через новизну материала и быстроту преподнесения.

Следуя этим принципам, методика предполагает, что каждый родитель, избравший для себя этот подход должен взять из предложенного огромного количества материала только тот, который подходит непосредственно его ребенку. Важным аспектом в данной методике считается проявление любви и тактильного контакта между ребенком и родителем в процессе познания.

Плюсы:

  • Всестороннее обучение ребенка тем навыкам, которые его интересуют в данный момент и в том объеме, который он может усвоить;
  • Отсутствие принуждения к обучению. Через предложение игры или
    занятия, выбор того, которое интересует ребенка в данный момент.
  • Создание теплых и доверительных отношений между ребенком и родителем.

Минусы:

  • Настойчивые рекомендации раннему обучению плаванью;
  • Большой объем предлагаемой информации для обучения ребенка при
    ошибке родителей может привести к перегрузке и отрицанию новых знаний у ребенка;
  • Нет основ социализации ребенка и приучению его к коллективу детей.

Игровой подход Бориса и Елены Никитиных

Методика, разработанная на опыте супругов Никитиных, которые воспитали семерых детей, часто вызывает споры и противоречивые отзывы, но она достаточно популярна благодаря своему новаторскому подходу.

Супружеская пара полагает, что в современном мире все методики разделяются на два лагеря. В одном, методики создающие эффект сильной загрузки и организованности ребенка, в которой у последнего нет времени для самостоятельных занятий. Во втором лагере, находятся методики, которые в своей основе содержат только свободу действий ребенка, не приучая его к занятиям по определенным критериям, что вызывает проблемы при дальнейшем школьном обучении.

Супруги Никитины создали свой подход, который, по их мнению, позволяет сочетать признаки обоих видом обучения.

Методика Никитиных состоит из развивающих и физических задач, которые усложняются по мере освоения. Свобода творчества и времени проведения занятий лежит в основе, при этом взрослые находятся рядом и должны помогать в решении задач, а не мешать или заставлять. В случае если ребенок по каким-либо причинам не может решить некую задачу, то ее стоит отложить до более взрослого периода. Огромное внимание уделяется физическому развитию. Закаливание и зарядка вводится с момента рождения малыша. Важным, для применения этого подхода, является наличие спортивного уголка в доме для восприятия физической активности как обязательной части жизни.

В основе данной методики заложены следующие принципы:

  • Близость к природе и творчеству, труд и естественность. Взросление в спортивной обстановке в свободной удобной одежде, приближенно к природе;
  • Отсутствие принуждения со стороны родителей. Свобода творчества и свобода выбора занятия;
  • Подталкивать в развитии, но не опережать. Родитель должен быть неравнодушен к успехам ребенка даже в самых простых заданиях;
  • Максимально развить творческую сторону жизни ребенка и подготовить его к взрослению;

Плюсы:

  • Возможность освоения любым родителем и легкость применения на практике;
  • Внимание не только развитию умственных, но и физических способностей;
  • Подход позволяет освоить рациональную организацию времени ребенка и взрослых.

Минусы:

  • Все дети занимаются по единой программе, и отсутствует индивидуальный подход;
  • Практически отсутствует материал для развития речи, а творчество исключено из методики в принципе.
  • Жесткий подход к закаливанию.

Глен Доман и его карточки

Методика обучения Глена Домана рассчитана на обучение детей с самого раннего возраста и утверждает, что наибольший эффект можно получить при развитии познавательных способностей малышей с рождения. В основе метода лежат специальные карточки, которые получили название по имени создателя. Карточки Домана это небольшие по своей форме отрезки бумаги с картинкой и крупными буквами написанными словами.

Методика рассчитана на способность малышей усваивать большое количество информации, которая будет подаваться по специальной системе. При разумном подходе методика позволяет развивать пытливость ума, стимулирует раннее развитие речи и создает основу для дальнейшего скорочтения. Гармонично сочетаемые интеллектуальные и физические нагрузки позволяют к 6-7 годам, когда по утверждению автора методики начинается основной процесс обучения, развить познавательные способности до высокого уровня. Так же данная методика включает в себя комплекс физических упражнений, которые должны развивать ребенка с самого рождения, стимулируя когнитивные способности.

Беря за основу предположение о том, что стремление ребенка к познанию обусловлено необходимостью выживания, и отсутствие усталости в детском возрасте при постижении нового.

Методика Домана строится на следующих принципах:

  • Физические нагрузки являются фундаментом для развития интеллекта и тела;
  • Ребенок должен учиться читать в то же время, когда учится говорить;
  • Математика является основой для будущего интеллекта, при этом обучение должно идти от изучения реального числа, а не цифры;
  • Взращивание энциклопедического знания из всевозможных сфер жизни человека с самого раннего возраста.

Плюсы:

  • У детей формируется большая база информации;
  • Тренируется зрительная память и физические способности;
  • Правильное применение методики способствует проведению большого количества времени вместе родителей и детей, что благотворно влияет на развитие ребенка.

Минусы:

  • Обучение чтению по Доману подразумевает запоминание слова целиком, обучение буквам и звукам отсутствует;
  • Методика дает большой массив информации, но не развивает способность ей воспользоваться.

Методика Николая Зайцева

Одна из самых популярных методик на территории постсоветских стран, которую создал педагог-новатор Николай Зайцев. Особенность методики воспитания и обучения, которая строится на обучении чтению и разговору при помощи системы кубиков. В отличие от классических кубиков на сторонах нарисованы не буквы, а слоги. Выбор обучения чтению через использование слогов объясняется создателем этой методики.

Николай Зайцев утверждает, что ребенок учится говорить не отдельными буквами, а слогами. Эта особенность подтверждает факт того, что наименьшей единицей слова для ребенка будет не буква, а слог. Исходя из этого, для легкого запоминания и понимания системы чтения ребенка нужно обучать слогам. Так же кубики различаются размерами, цветом и наполнением. Они позволяют обучать не только чтению, но и основам фонетического слуха.

Данную методику рекомендуется применять уже в раннем возрасте, даже когда ребенок еще не научился говорить. Так же в данной методике заложено обучение счету. Обучать ребенка предлагается числовыми рядами, используя схожую с обучением чтению технологию.

Сам процесс обучения происходит в игровой форме. Для запоминания и практического применения данной методики детям предлагаются самые различные варианты произношения слогов. Хлопать в ладоши, петь, приносить необходимый кубик. При помощи различных двигательных техник происходит не только запоминание и уяснение правил словосложения, но и развиваются физические навыки ребенка, что позволяет сохранять здоровье. Так же активная игра с методическим материалом позволяет дольше сохранять интерес к процессу обучения. Методика подходит и для группового и для индивидуального изучения.

Принципы:

  • Отсутствие давление на ребенка со стороны взрослого, преподнесение материала в игровой форме;
  • Достижение цели с использованием базового материала, который является основой процесса обучения.
  • Индивидуальный подход к каждому ребенку, позволяющий дать каждому конкретному обучающемуся возможность полностью усвоить материал.

Методика Зайцева, на сегодняшний день, активно внедряется в детских садах и кружках и возможно в скором времени станет частью традиционной методики обучения.

Плюсы:

  • Раннее обучение чтению и счету, через развитие зрительной памяти и способностей запоминать;
  • Развитие творческого мышления, через понимание процесса словотворчества;
  • Универсальность метода, позволяющая применить ее как при индивидуальном обучении, так и в группах.

Минусы:

  • Вследствие использования крупных методических пособий (кубиков) недостаточно уделяется времени развитию мелкой моторики.
  • Методика направлена на освоение чтения и счета, но не учитывает потребностей в познании других дисциплин.

Традиционная методика педагогического обучения дошкольника

Традиционной методикой называют подход, который используется обычно в ДОУ и соответствует признанной на государственном уровне программе и стандартам, признанным для детей соответствующего возраста. Методика базируется на том, что все занятия проводятся в группах при помощи игры. Запрещается использование любых действий, которые имели бы некое напоминание о том, как проходят занятия в школе. К детям не применяется система оценок и аттестации. При этом все дети, находящиеся в группе, проходя классификацию по основным чертам личности.

При обучении используются три базовых подхода. Так каждое занятие должно быть наглядным, речевым или практическим, или же сочетать все три метода. Так же при использовании этих подходов важную роль играет возможность обучения группы детей с наивысшей степенью вовлечения каждого в процесс обучения.

Согласно установленным стандартам для традиционной методики воспитания и развития ребенка в возрасте до 7 лет ориентиром являются следующие навыки:

  • Развитие в ребенке инициативности, как важного умения для успешного обучения. Обучение самостоятельности;
  • Развитие уверенности в себе;
  • Принятие себя и общее положительное отношение к людям;
  • Развитие фантазии и воображения;
  • Раскрытие творческих способностей;
  • Развитие мелкой моторики;
  • Раскрытие и укрепление силы воли для достижения поставленных целей;
  • Интерес к познанию нового;

Также можно отметить, что традиционный метод обучения ребенка, который используется в ДОУ, в основе имеет стремление научить и закрепить знания, которые будут необходимы ребенку при дальнейшем школьном обучении. Но при этом в традиционной методике освоения знаний нет некоторых популярных подходов и видов деятельности, которые могут считаться многими родителями обязательными в дошкольном периоде.

К минусам традиционного государственного подхода к обучению детей относят следующее:

  • Практически полное отсутствие индивидуального подхода к воспитанникам; Например, обучение в ДОУ работе с предметами, которые отвечают творческим позывам ребенка, ведется только в присутствии воспитателя в группе. Вне занятия ребенок не имеет возможности индивидуально заниматься интересующим его предметом, так как они находятся вне его досягаемости.
  • Доминирующая роль воспитателя в процессе обучения. Ребенок получает знания в рамках группы и, находясь в роли пассивного ученика, может только следовать по пути, который ему предлагает воспитатель;
  • Развивающие занятия в большинстве случаев идут по пути объяснения, а не по пути творческого поиска.
  • Обучение идет по строгому расписанию и графику, который не сбивается в случае отсутствия одного ребенка.

Как выбрать подходящую методику?

Каждая методика, обладая своими достоинствами, имеет так же и свои недостатки, которые могут стать критичными для многих родителей. Выбор той или иной техники и подхода зависит от индивидуальных взглядов родителей на процесс обучения и воспитания.

Для выбора подходящей методики нужно сделать следующее:

  1. Определиться с тем, на что данная методика должна делать упор в обучении малыша (знания, творчество, духовное развитие)?
  2. Изучить каким образом происходит процесс обучения и подходит ли он для вас и вашего ребенка?
  3. Какие плюсы и минусы есть у выбранной методики?
  4. При выборе более одной методики необходимо оценить насколько они между собой сочетаются

Критерии выбора методики

Для выбора методики обучения ребенка родители должны ответить себе на вопрос о том, что они хотят получить от дошкольного образования:

  • Общий объем знаний;
  • Раскрытие творческого потенциала ребенка;
  • Сформировать свободную личность;
  • Развить физические навыки;
  • Получить энциклопедические знания;
  • Что-то другое.

Чаще всего одна методика направлена на развитие одного или нескольких из указанных критериев. На сегодняшний день не существует одного подхода, который бы в полной мере обеспечивал равное развитие всех указанных направлений. Вследствие этого родителям нужно либо принять одну из наиболее подходящих методик или же комбинировать несколько в желаемых пропорциях. Помните, что, возможность комбинировать и брать от методик самое необходимое позволяет родителям успешно решать большинство вопросов связанных с обучением ребенка до 7 лет.

Молодой маме легко запутаться в популярных методиках развития малыша. Короткое описание поможет разобраться, что к чему и выбрать те методики, которые подойдут именно вашему ребенку.

1. Система Ховарда
Методику так же называют «Английский - мой второй язык». Во время занятий педагог или мама разговаривают с малышом исключительно на английском языке, однако никаких оценок не ставится. Большое внимание уделяется также становлению характера ребенка, особенно поощряется его самостоятельная работа над собой. Пока ребенок не освоит материал, к новому не переходят.

2. Методика Марии Монтессори
Одна из самых популярных. Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. Постулатом системы Монтессори является наблюдение за ребенком и невмешательство в его дела, если ребенок сам об этом не попросит.

3. Музыка интеллекта
Автор методики, Алиса Самбурская, считает, что музыка влияет не только на духовное развитие ребенка, но и на физическое (регулирует кровяное давление, тонус мышц, стимулирует процессы восприятия и памяти; активизирует творческое мышление и др). Методика подходит абсолютно всем детям, независимо от способностей. Заключается в том, что любые обучающие занятия ребенка сопровождаются специально подобранной музыкой.

4. Система Дьеныша
Основана на развитии логического мышления. Разработанные автором игры способствуют развитию логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения логических задач.

5. Система Глена Домана
Развивая ребенка всесторонне и одновременно (чтение, письмо, энциклопедические знания и т.д.) еще во время первого года жизни можно сделать очень серьезный задел на всю его будущую жизнь, считает Доман. Методика безусловно результативна, и если вы хотите вырастить нобелевского лауреата, то она находка для вас. Основной отрицательный момент: практически не уделяется внимание творческому развитию ребенка.

6. Методика Николая Зайцева
Методика раннего обучения чтению. В методике используется «складовой принцип» (не путать со слогами). Самые известные его пособия - «Кубики Зайцева». Весь материал подается в игровой форме.

7. Методика Никитиных
Предпосылкой создания методики Бориса и Лены Никитиных явились частые соматические заболевания их собственных детей, поэтому изначально в методике большое внимание уделяется физическому развитию. К плюсам методики так же можно отнести позицию естественного усвоения знаний, отказ от «натаскивания» детей.

8. Система Макадо Шичида
Одна из самых популярных в Японии. Макато Шичида считает, что все дети рождаются с уникальным природным способностям, которые легко развить пользуясь специальными методиками подготовки, которые направлены на развитие фотографической памяти.

9. Методика Сесиль Лупан
Метод Лупан родился из ее попыток учить своих дочек по Доману. В отличие от Домана, у Сесиль все более тонко и индивидуально, она связывает те или иные методики раннего развития с возникновением у ребенка интереса. Самая известная ее книга - «Поверь в свое дитя» - написана очень доступно. Ознакомившись с методикой, родители легко могут заниматься с ребенком сами.

10. Грудничковое рисование Марии Гмошинской
Грудничковое творчество предполагает рисование ребенка красками с 6 месяцев. Техника рисования - пальцы, ладошки. Малыш может работать как правой, так и левой рукой. Методика развивает интеллект и творческое начало ребенка.

Каждый родитель желает, чтобы его ребенок рос умным, талантливым и сообразительным.

Родные часто задаются вопросом, как сделать процесс познания окружающего мира наиболее увлекательным для малыша.

На помощь приходят разнообразные методики развития детей дошкольного возраста. Чтобы выбрать для своего ребенка подходящие системы обучения и воспитания, нужно выяснить их особенности, а также узнать достоинства и недостатки.

Самые популярные методики развития детей дошкольного возраста

Для реализации любой из систем требуется серьезная подготовка. Нужно не только обладать знаниями, но и обеспечить соответствующую развивающую среду: предметы и игровой материал.

Методика Марии Монтессори

Автором является итальянский педагог 19 века Мария Монтессори. Согласно данной системе, ребенка нельзя заставлять заниматься, его нужно заинтересовать.

Малыш погружается в ситуацию естественного развития и обучения.

Ему предоставляется полная свобода выбора. Ребенок сам определяет, чем, каким образом и как долго ему заниматься.

Окружающая среда должна включать все, что необходимо для полноценного развития: игрушки, предметы, музыку, общение.

Методика предусматривает целую систему упражнений, а также наличие разнообразных материалов:

  • дощечек;
  • фигур;
  • рамок;
  • вкладышей и других пособий.

Взрослый выступает лишь посредником между ребенком и предметом исследования. То, что малыш в состоянии сделать сам, он выполняет без участия педагога или родителя. Это развивает самостоятельность и уверенность в собственных силах.

К сожалению, в методике отсутствуют сказки и ролевые игры, так любимые детьми. Систему довольно сложно применять по отношению к гиперактивному ребенку.

Методика Никитиных

Это система развивающих игр, которую создали русские педагоги Елена и Борис Никитины. Являясь родителями семерых детей, авторы апробировали методику в своей семье. Основа игр – головоломки, направленные на развитие логического мышления. Каждая игра представляет собой определенный набор задач, которые ребенку нужно решить.

Во многих детских садах и центрах используются такие пособия, как:

  • «Сложи квадрат»;
  • «Сложи узор»;
  • «Уникуб»;
  • «Точечки»;
  • «Ящик Сегена»;
  • кубики, рамки и вкладыши Монтессори.

Методика Никитиных – сложи квадрат

Важно, что игры можно адаптировать к любому начальному уровню ребенка.

Основополагающее назначение методик не заключается в подготовке ребенка к садику или школе, в их основе лежит цель всестороннего гармоничного развития (мышление, анализ, внимательность, логика).

Методика Воскобовича

Вячеслав Воскобович разработал методику, которую назвал «Сказочные лабиринты игры». Основные принципы данного подхода: интерес, познание, творчество. Автор создал более 50 игр, представляющих собой многофункциональные пособия. Каждая из них может использоваться для детей разного возраста – от двух до семи лет.

К играм предложено большое количество заданий, начиная с манипулирования и заканчивая сложными упражнениями. Методика развивает творческий подход и воображение. Ребята проявляют большой интерес в процессе занятий и играют с удовольствием.

Игра Воскобовича «Чудо-крестики-2»

Благодаря системе Воскобовича, процесс обучения чтению и счету проходит легко и увлекательно. Ко многим играм прилагается методическое пособие, в котором представлены иллюстрации и готовый сказочный сюжет.

Игры являются универсальными – способствуют всестороннему развитию, позволяя решать такие задачи, как:

  • вызывать любознательность и стремление к познанию нового;
  • воспитывать желание наблюдать, изучать окружающий мир;
  • формировать представления об окружающей действительности;
  • развивать воображение и оригинальность мышления;
  • тренировать математические представления и навыки;
  • улучшать речевые умения;
  • способствовать эмоциональному и психическому развитию;
  • вырабатывать мелкую моторику.

Воспитание и развитие по Вальдорфской системе

Методика родом из Германии. Автором является Рудольф Штейнер. Согласно данному подходу, логические упражнения, а также обучение счету и чтению, следует отложить до времени, когда ребенку исполнится семь лет. В период дошкольного детства необходимо формировать нравственные качества и развивать творческие способности малыша. Воспитание ребенка проходит в гармонии с природой. Малыш учится рисовать, лепить, чувствовать музыку, петь и танцевать.

Методика Зайцева

Педагог Николай Зайцев разработал уникальное пособие для обучения чтению – набор кубиков, различающихся по:
  • цвету;
  • величине;
  • весу;
  • звучанию наполнителя.

Согласно этой системе, в качестве единицы языка выступает не буква, а слог.

Играя с кубиками, на гранях которых изображены склады, ребенок быстро осваивает и учится составлять слова. Данная система требует регулярности.

Методика Глена Домана

Американский врач Глен Доман создал систему чтению. Методика предназначена для детей от года до трех. Именно в этот период происходит активное развитие головного мозга. Взрослый в течение одной – двух секунд показывает ребенку карточку с напечатанным словом, одновременно произнося его. Рядом со словом находится соответствующее изображение. Ребенок запоминает все слово целиком.

Карточки Домана

Методика имеет неоднозначные отзывы. Многие родители и педагоги отмечают, что, благодаря этой системе, дети начинают читать с двух – трех лет. Методика содействует обогащению словарного запаса, а также развитию зрительного внимания и памяти. Однако, наблюдается тенденция: ребенок, хорошо запомнив слово на карточке, затрудняется узнать его в другой ситуации.

Карточки Домана реализуются в магазинах или в интернете, а также изготовить самостоятельно. Слова должны быть напечатаны на карточке красными буквами одинаковой высоты.

Важно не мешать ребенку гармонично развиваться, а помогать ему в этом, создавая обстановку для самосовершенствования. Излишняя настойчивость и требовательность, может утомить его и вызвать потерю интереса.

Методика Сесиль Лупан

Сесиль Лупан – последователь Глена Домана. В книге «Поверь в свое дитя» она представила собственный подход к воспитанию и развитию ребенка.

Сесиль Лупан обращает внимание на отсутствие необходимости в ежедневной строгой программе занятий.

Рекомендует печатать на них согласные буквы в словах черным цветом, гласные – красным, а буквы, не обозначающие звуков, писать зеленым. Для более легкого освоения букв и цифр нужно рядом нарисовать изображение. С.Лупан считает, что для развития речи малыша необходимо часто читать ему книги. Советует объяснять ребенку сложные сказки и басни.

  • музыке;
  • живописи;
  • плаванию;
  • верховой езде.

Есть немало методик воспитания и обучения дошкольников. Добиться всестороннего развития можно лишь при сочетании разных систем. При этом нужно исходить из возраста и интересов ребенка. Важно помнить, что детство – прекрасная пора. Не следует перегружать малыша информацией или заставлять заниматься. Пусть ребенок развивается в самой комфортной и естественной для него ситуации – в игре.

Дошкольное воспитание в детском саду

Дошкольное образование предназначено для обеспечения умственного, физического, личностного развития ребенка в возрасте от 2-х месяцев до 7-ми лет. Учреждением для воспитания детей может служить муниципальный или частный детский сад, центр дошкольного образования, центр раннего развития и прочее. Задачей дошкольного образования является донесение до ребенка базовых основ культуры и правил поведения в обществе, а также интеллектуальное и эстетическое воспитание.

Детский сад - это первый социальный институт, который учит детей жить в социуме. Именно в детсаду происходят первые самостоятельные контакты ребенка с окружающими людьми, здесь он учится общаться и взаимодействовать. Общение со сверстниками позволяет ребенку быстрее осваивать новые умения и приобретать новые знания, так как эффект подражания в раннем возрасте очень силен. Успешной адаптации в детском саду или центре дошкольного воспитания способствуют воспитатели, целью которых является помощь ребенку в любой сложной ситуации. Давно отмечено, что «домашние» дети, которые не посещали детских образовательных учреждений, нередко испытывают сложности с адаптацией в школьном коллективе. Начинать обучение в школе им сложнее, чем выпускникам детских садов, так как они не имеют достаточных навыков общения.

Кроме того, дошкольное воспитание в детском саду учит ребенка волевому поведению, умению находить компромиссы между своими желаниями и желаниями других. Ребенок учится защищать свои интересы без ущерба интересам других. Также в детском саду дети осваивают основы саморегуляции. То есть ребенок учится самостоятельно выбирать себе занятие и посвящать выбранному делу определенное количество времени. Именно это умение становится основой организованности ребенка дома и (в будущем) в школе. Крайне важен и тот факт, что в детском саду указанные качества формируются естественным образом в процессе игры, которая является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Именно во время игр формируются основные навыки самостоятельности, умения контактировать и договариваться.

Дошкольное воспитание в детском саду удовлетворяет потребности ребенка в развитии и общении. Образование в домашних условиях, безусловно, способно обеспечить малышу освоение всех навыков самообслуживания и усвоение знаний, необходимых для подготовки к школе, но оно не в состоянии научить ребенка жизни в коллективе. В то время как именно умение находить общий язык с окружающими людьми является залогом успешности человека во взрослой жизни.

Современное дошкольное образование ориентировано на развитие личностных качеств ребенка. Пребывание в коллективе ровесников позволяет ребенку научиться общаться, отстаивать свое мнение и свои интересы, а также учитывать интересы и мнение окружающих. У детей формируется представление о социальном устройстве, ведь именно в детском саду происходят первые ролевые игры, например, «дочки-матери». Дошкольное воспитание в детском саду позволяет ребенку сформировать свое представление об окружающем мире и своем месте в нем. Ребенок учится оценивать свои способности и возможности, сравнивая себя со сверстниками. То есть у него формируется адекватное самовосприятие.

Помимо коммуникативного развития ребенка в цели дошкольного образования входит развитие умственное, нравственное, эстетическое и физическое. Все эти компоненты являются неразрывными условиями формирования полноценной личности. Рисование, создание поделок и аппликаций, конструирование, занятия музыкой и физкультурой - это минимальный набор, который готов предложить любой детский сад. Как правило, современное дошкольное образование предоставляет достаточно широкий ряд занятий, предназначенных для разностороннего развития детей. Детский сад или центр дошкольного образования может предложить детям дополнительные занятия иностранным языком, хореографическую подготовку, занятия ритмикой, обучающие компьютерные программы и многое другое.

Сегодня цели дошкольного образования заключаются в развитии пяти основных личностных потенциалов: познавательного, коммуникативного, эстетического (художественного), ценностного (нравственного) и физического. Современное дошкольное образование подразумевает разработку «модели» выпускника, отражающей все основные качества, умения и навыки, которые должны быть привиты ребенку в процессе дошкольного образования.

«Модель» выпускника может включать в себя такие параметры, как:

  • уровень физического развития;
  • степень закаленности;
  • приобретение основных навыков гигиены;
  • освоение основных видов двигательной активности;
  • формирование интеллектуальных предпосылок для начала обучения в школе;
  • работоспособность;
  • развитие интереса к миру, стремления к познанию;
  • интерес к творческой деятельности;
  • развитие воображения;
  • стремление к самостоятельности;
  • приобретение основ культуры общения;
  • освоение основных правил дисциплины;
  • степень осознания своих возможностей;
  • умение действовать в коллективных целях

В соответствии с системой дошкольного воспитания в детском саду «модель» выпускника может исключать какие-либо из предложенных составляющих, а может дополнять их характеристиками, соответствующими специфика образовательного учреждения.

Программа и методики дошкольного образования

Программы дошкольного образования разрабатываются каждым учреждением самостоятельно, что соответствует требованию ст.14 Федерального закона «Об образовании». Однако при разработке программ необходимо руководствоваться требованиями указного закона, Типового положения о дошкольном образовательном учреждении и государственными стандартами дошкольного воспитания. Программа дошкольного образования является одним из главных нормативных документов учреждения. На основании данной программы и Устава осуществляется получение лицензии, аккредитации, аттестации, а также организация дополнительных платных образовательных услуг.


Современное дошкольное образование

В современном дошкольном образовании указанная программа рассматривается в качестве нормативно-управленческого документа, целью которого служит обоснование выбранных методик и технологий дошкольного образования, а также формы организации воспитательного процесса. Назначение программы дошкольного образования - это мотивированное обоснование выбора общеобразовательной программы и содержания воспитательного процесса. Программа дошкольного воспитания в детском саду должна четко и доступно описывать особенности воспитательно-образовательной системы учреждения, а также набор образовательных услуг, представляющих интерес для законных представителей детей (родителей).

Как правило, с образовательной программой учреждения можно ознакомиться на сайте дошкольного образования. Каждое образовательное учреждение имеет право выбирать существующие методики и технологии дошкольного образования или разрабатывать собственные. Если программа дошкольного образования формулирует цели и задачи воспитания, то методики и технологии направлены на достижение этих целей. Необходимо отметить, что понятия методика и технология дошкольного образования нельзя путать. Традиционно в педагогике выделяют определенные составляющие, рассматриваемые отдельно друг от друга. Так существуют различные методики физического развития, методики преподавания математики, методики стимулирования речевого развития и прочее.

Технологии дошкольного образования предназначены для того, чтобы объединить все методики в единое целое, обеспечив при этом комплексный воспитательный процесс. Кроме того, отличие технологии от методики дошкольного образования состоит в том, что технология гарантирует достижение определенного результата. Технология предполагает описание определенной последовательности действий, которые в итоге приведут к ожидаемому результату. Гарантией эффективности технологий дошкольного образования является их практическое происхождение. То есть, если методики имеют скорее теоретический характер, то технологии разрабатываются воспитателями и преподавателями на основе собственного, многократно повторенного, успешного опыта воспитания детей.

Технологии дошкольного образования могут быть основаны на известных воспитательных методиках или использовать их отдельные элементы. Например, популярными среди российских детских садов являются методики Монтессори, Никитиных, Домана. Информацию о применяемых методиках и их особенностях можно найти на сайте дошкольного образования, который сегодня есть практически у каждого детсада. Все существующие методики дошкольного образования ориентированы на какую-либо одну сторону развития ребенка. Множество разнообразных методик можно также найти на сайтах дошкольного образования.

Методики физического воспитания детей направлены на развитие личности ребенка посредством проведения спортивных мероприятий. Целью данных методик является воспитание у детей привычек, направленных на укрепление здоровья и совершенствование физической формы. К таким привычкам относится, например, ежедневная утренняя зарядка. В данных методиках дошкольного образования спортивные упражнения рассматриваются не только как способ поддержания здоровья, но и как фактор, способствующий формированию волевых качеств. Кроме того, физические упражнения могут стать одним из видов проявления творческой активности.


Сайт дошкольного образования

Современное дошкольное образование немыслимо без методик формирования математических представлений. Целью данных методик является ознакомление дошкольников с геометрическими фигурами, обучение их обследованию величины и формы предметов, формирование представлений о счете. Согласно данным методикам производится обучение детей сопоставлять формы окружающих предметов с определенными геометрическими фигурами, определять количество и величину предметов. Основным способом познания величины, формы и определения количества является сравнение. Предметы или совокупности предметов сравниваются по геометрической форме, величине, числу элементов и прочему. Дошкольное образование детей старших групп включает обучение измерению величины предметов с использованием условной мерки.

Детское дошкольное образование обязательно включает в себя творческие занятия. Теоретическая часть методик руководства изобразительной деятельностью включает в себя информацию об особенностях творческого мышления детей, определение понятия способностей, приемы и способы обучения, позволяющие развить творческие способности ребенка. Практическая часть технологии дошкольного образования содержит описания возможных форм организации творческих занятий.

Детям должны быть показаны обобщенные способы получения изображения: рисование, аппликации, лепка. Рисование в детском саду подразумевает обучение детей созданию рисунков карандашами, гуашью, акварельными красками, а также знакомство с техниками пальцевой живописи, набрызга, монотипии и других. В ходе занятий детям должны быть даны понятия о таких видах изобразительного искусства, как живопись, скульптура, графика, архитектура. Также в рамках методики дошкольного образования дети знакомятся с произведениями искусства различных жанров.

Неотъемлемой частью дошкольного воспитания в детском саду является знакомство детей с природой. Целью методик ознакомления детей дошкольного возраста с природой является формирование знаний о природных объектах и явлениях. Отношение детей к окружающей среде напрямую зависят от результатов экологического воспитания, поэтому данные методики крайне важны. Задачами, стоящими перед педагогами, являются воспитание бережного отношения к природе, освоение детьми навыков ухода за растениями, усвоение правил поведения на природе. Современное дошкольное образование помимо теоретических знаний должно давать практический опыт взаимодействия с объектами природы. Для этого в детсадах создаются уголки живой природы, цветники, огороды.

Традиционной частью образовательного процесса в дошкольных учреждениях являются музыкальные занятия. Любая методика музыкального дошкольного образования включает в себя несколько направлений. Первым направлением является знакомство дошкольников с фольклорными музыкальными произведениями, симфонической и инструментальной музыкой. Преподаватель должен дать детям понятие жанра, познакомить с различными музыкальными жанрами и примерами произведений. Другим направлением музыкального дошкольного образования являются игры с использованием различных музыкальных инструментов. Музыкально-дидактические игры способствуют развитию музыкального слуха у детей, расширяют круг познаний, пробуждают интерес к музыке. Третьим направлением, безусловно, является пение. На подобных занятиях дошкольникам дается понятие распевки, объясняются основные правила пения. К тому же разучивание песен способствует развитию памяти.

Последним, и, пожалуй, наиболее интересным направлением, которое включает в себя музыкальное дошкольное образование, является организация детских праздников. Подготовка к проведению утренников включает в себя разучивание детских песен, постановку танцев, репетиции основной сюжетно-игровой составляющей. Участие в праздничных концертах позволяет детям раскрыть свой творческий потенциал, попробовать свои силы в качестве певца или актера, что, безусловно, повышает самооценку.


Программы дошкольного образования

Методика дошкольного образования, направленная на развитие речи дошкольников, дает представление о приемах и упражнениях, предназначенных для формирования связной речи. В любой методике обязательно присутствует теоретическая часть, определяющая основные понятия, такие как связная речь, диалогическая и монологическая речь. Кроме того методика должна давать понятие об особенностях контекстной речи детей младшего возраста. Методики развития речи, как правило, основываются на диалоге взрослых с детьми. Обязательным элементом подобной методики дошкольного образования являются требования к темам бесед с детьми, их форме и содержанию.

Развитие речи в дошкольном образовании играет едва ли не ведущую роль, поэтому на нем следует заострить свое внимание. Именно развитию речи посвящены многие книги и сайты дошкольного образования. Речевое развитие в дошкольном возрасте происходит стремительными темпами и зависит от интенсивности и качества общения с окружающими. Детское дошкольное образование дает множество стимулов для развития связной речи: это и общение с воспитателями, и совместные игры с детьми, и специальные развивающие занятие. При необходимости с ребенком занимается логопед.

Совершенствование логических способностей также стимулирует речевое развитие. Если ребенок в возрасте двух-трех лет говорит о том, что он видит или делает в данный конкретный момент, то дошкольники пяти-шести лет способны рассуждать об отдаленных вещах. Дошкольное образование в плане развития речи в корне отличается от принципов школьного обучения. Дошкольники не учат правил грамматики, они не знают определений частей речи, особенностей построения предложений. Овладеть грамотной речью он должен практически, разговаривая с взрослыми, слушая их правильную речь. При правильной организации воспитательной работы дети на практике легко усваивают основные правила языка и используют их в своей речи.

Однако развитие речи в дошкольном образовании заключается не только в умении грамотно строить предложения, но и в существенном увеличении словарного запаса. Так, если в среднем словарный запас ребенка 3-х лет составляет 1000 слов, то в возрасте 6-ти запас слов переваливает за 4000. При этом ребенок должен усваивать не только звучание новых слов, но и понимать их значение. Значения слов, являющихся названиями или характеристиками каких-либо предметов, дети понимают легко, зато с определениями отвлеченных понятий им приходится намного сложнее. Сложностью дошкольного образования в развитии речи является именно донесение до детей смысла сложных понятий. Например, как объяснить трехлетнему ребенку понятие совесть или ответственность? Нередки ситуации, когда ребенок запоминает услышанное слово, но трактует его исходя из своего малого жизненного опыта.

Кроме развития диалогической речи, что достигается путем общения, перед воспитателем стоит задача обучения детей монологической речи. Поэтому детское дошкольное образование должно включать в себя занятия, целью которых является обучение рассказу. Первым этапом дошкольного образования в развитии речи-монолога является обучение детей рассказу по картинке. Важным условием является то, чтобы на картинках были изображены знакомые детям предметы. Тогда речь становится более свободной. В процессе подготовки занятия воспитатель должен отбирать такие картины, сюжет которых способствует формированию нравственных переживаний. Тогда одновременно с составлением рассказа, дети учатся сопереживать, а это немаловажное умение в процессе становления личности.

В дошкольном образовании развитие речи-монолога очень важно, еще и потому, что самостоятельный рассказ стимулирует фантазию ребенка. И, если дети младшего возраста могут построить лишь описательный рассказ, то старшие дошкольники учатся додумывать сюжет, привносить в него свои элементы. Более совершенным инструментом развития речи в дошкольном образовании является пересказы литературных произведений. Первые занятия обычно строятся на пересказе хорошо известных детям сказок. Первые сюжеты должны быть простыми, но со временем задания усложняются. Воспитатель должен предлагать дошкольникам придумать продолжение сказки, или изменить концовку, стимулируя развитие воображения.

Современное дошкольное образование детей включает работу над совершенствованием звукопроизношения. Младшие дошкольники, как правило, не выговаривают определенные звуки, или заменяют их другими. К наиболее сложным в русском языке относятся звуки р, л, ж, ш. По мере совершенствования умения владеть голосовым аппаратом речь ребенка становится более правильной. Во многом этому способствует правильная организация воспитательного процесса, ежедневное общение со взрослыми, проведение развивающих игр и занятий. Если по достижении пятилетнего возраста детская речь не становится чистой, то дальнейшее дошкольное образование детей включает занятия с логопедом.

Проблемы дошкольного образования

Не секрет, что современное дошкольное образование имеет ряд серьезных проблем. Пожалуй, главной проблемой сегодня оказалась нехватка мест в существующих муниципальных детских садах. Нередко очередь растягивается на годы. В некоторой мере улучшает ситуацию наличие центров дошкольного образования и частных детских садов. Но глобальным образом они решить проблему не могут.


Качество дошкольного образования

Другая проблема дошкольного образования состоит в нехватке квалифицированных кадров. Все знают, каков уровень заработной платы сотрудников муниципальных детских учреждений. Эта причина и объясняет нежелание молодых перспективных специалистов идти работать в детские сады. Поэтому на работу часто берут людей с непрофильным или недостаточным образованием, которые, как следствие, имеют низкую квалификацию. Нередки также ситуации, когда воспитатель идет работать по профессии в силу сложившихся обстоятельств (например, чтобы пристроить в детсад собственного ребенка), и тогда недостаточный уровень заработной платы может стать причиной халатного отношения воспитателя к своим обязанностям. К сожалению, такая ситуация сегодня не редкость. По-другому обстоит дело в частных детских садах (найти которые можно, например, через сайт дошкольного образования). В частные дошкольные учреждения на работу берут только квалифицированных специалистов. Достойная зарплата делает должность привлекательной для соискателей, поэтому руководство имеет возможность выбирать лучшего кандидата. Это является одной из причин, объясняющих высокое качество дошкольного образования в частных детских садах. Описывая проблемы дошкольного образования нельзя также не остановиться на вопросе преемственности обучения.

Эта проблема является достаточно актуальной на всех ступенях образовательного процесса, но на стадии перехода от дошкольного образования к начальному школьному она стоит особенно остро. Причинами этого явления можно назвать множество факторов. Главным, конечно, является несоответствие требований к ребенку старшей группы детского сада и к первокласснику. Априори считается, что первоклассник должен быть более дисциплинирован, усидчив, работоспособен, чем дошкольник. Но ребенок не может в один миг овладеть всеми требуемыми качествами. К тому же многие начальные образовательные учреждения выдвигают крайне высокие требования к качеству дошкольного образования. От первоклассника нередко требуется не только знание алфавита, но умение читать и считать.

Однако в программу детского сада обучение чтению и счету попросту не входит. Чтобы избежать подобных проблем, родители должны ознакомиться не только с программой детского сада (например, выложенной на сайте дошкольного образования), но и с требованиями той школы, в которую планируется отдать ребенка. В случае обнаружения несоответствия необходимо организовать для ребенка дополнительные занятия в детском центре, или воспользоваться услугами репетитора, или заняться образованием ребенка самостоятельно. Дополнительно осложнить ситуацию может психологическая неготовность ребенка к обучению в школе, стресс при смене коллектива и обстановки. Более мягкий для ребенка переход к новой системе обучения происходит в том случае, если дошкольное образование включает в себя занятия по подготовке к школе.



Рассказать друзьям