Воспитание обусловлено культурой общества. Культурное воспитание ребенка

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Осуществляя регулирование инвестиционной деятельности, государство выполняет ряд следующих функций:

1) установочную (целеполагающую);

2) мобилизующую;

3) стимулирующую;

4) контролирующую.

Установочная функция государства заключается в определении стратегических целей и приоритетов, в постановке задач инвести­ционной политики на предстоящий период. Формирование структуры целей и приоритетов предполагает анализ результатов, выявление наиболее острых социально-экономических и политических проблем, определение наиболее активных мероприятий государства по их решению.

Мобилизующая функция государства заключается в поисках источ­ников инвестиционных ресурсов, в определении путей их привлечения для решения поставленных задач. Осуществление этой функции свя­зано с регулированием движения инвестиционных ресурсов, их рас­пределением и перераспределением междуструктурными подразделе­ниями национального хозяйства. Основными инструментами осуществ­ления этой функции является монетарная политика, налоговое обложение, политика в области амортизационных отчислений, бюд­жетная политика, регулирование внебюджетных фондов.

Стимулирующая функция государства нацелена на безусловное и ускоренное решение ключевых приоритетных задач инвестиционной политики. Эта функция реализуется через посредство налоговых и финансовых льгот (субсидий, субвенций, дотаций), создание офшор­ных зон, кредитную и дисконтную (процентную) политику, иные инструменты.

Контрольная функция предполагает контроль со стороны госу­дарства за соблюдением хозяйствующими субъектами установленных государством экономических и правовых норм в процессе их хозяйст­венной деятельности.

Государственный контроль осуществляется через соответствующие контрольные органы и органы управления различного уровня.

Стратегия и тактика государства в регулировании инвестиционной деятельности

Стратегия - долговременный курс государства, направленный на комплексное решение крупномасштабныхнароднохозяйственных (макроэкономических) задач. К элементамстратегии относят:

1) постановку долговременных целей и задач, обоснование принципов и приоритетов государственного регулирования инвестиций;

2) определение основных источников и резервовдолговременных вложений;

3) обоснование направлений и способов использования инвести­ций (направлений достижения целей).

Понятие "тактика" выражает совокупность приемов (методов),инструментов, форм управленческой деятельности, с помощью которых субъекты управления решают стратегические задачи. Тактика отли­чается от стратегии тремя признаками:

1) она предусматривает решение оперативных целей и задач в краткосрочном периоде;

2) ориентируется на поиск специфических, наиболее эффектив­ных решений каждой отдельно взятой стратегической задачи;

3) использует оперативные средства (инструменты) и формы воздействия на поведение инвесторов.

В общем итоге экономическая тактика государства в области регулирования инвестиций является продолжением и дополнением стратегии, ее логическим завершением.

Еще по теме Функции государственного регулирования инвестиционной деятельности:

  1. Государственное и отраслевое регулирование инвестиционной деятельности
  2. 11.3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в многоукладной экономике
  3. 2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений в РФ
  4. 3) Гос.регулирование рыночных процессов. Государственное регулирование рынка - это деятельность госу­дарственных органов по выполнению следующих двух основных функций: обеспечение нормальных условий работы рыночног
  5. Вопрос 41.Формы и методы государственного регулирования инвестиционной и инновационной деятельности. Их особенности в Российской Федерации.
  6. 17.1. Роль государства в регулировании инвестиционной деятельности
  7. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ БЮДЖЕТА 1 НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  8. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОЦЕССОВ НА РЫНКЕ ТРУДА. ИНФРАСТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА И ЕГО ФУНКЦИИ

Функции, формы и методы государственного регулирования экономики

В современной экономике перед государством стоят многообразные задачи, в связи с этим помимо классических (роль ʼʼночного сторожаʼʼ), государство в настоящее время выполняет и экономические функции (см. табл. 13-1).

Таблица 13-1

Экономические функции государства

Экономические функции государства Формы реализации функций
1. Обеспечение устойчивого поступательного экономического развития, смягчение действия экономических кризисов Проведение антициклической, структурной, антиинфляционной, региональной, финансовой и кредитно-денежной политики государства
2.Обеспечение сохранности рыночного механизма и условий его нормального функционирования Осуществление антимонопольной, монетарной, антиинфляционной политики государства
3. Определœение правил поведения хозяйствующих субъектов на рынке Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства
4.Заполнение свободных от рынка хозяйственных зон Финансирование из госбюджета развития фундаментальной науки, из местных бюджетов развития коммунального хозяйства, общественного транспорта и т.п.
5.Обеспечение неотъемлемых социально-экономических прав человека и более справедливого (по сравнению со свободным рынком) распределœения доходов Осуществление активной социальной политики государства
6. Сохранение окружающей среды и воспроизводство природных ресурсов Установление государством определœенных норм, ограничений и даже запрещений
7. Регулирование внешнеэкономических отношений с другими странами Заключение различных международных соглашений, введение квот и таможенных пошлин

Свои экономические функции государство выполняет посредством целой системы государственного регулирования экономики, которая представляет собой совокупность различных форм и методов воздействия государства на деятельность хозяйствующих объектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизма, решения экономических и социальных проблем современной экономики, не подвластных рынку.

Основными формами государственного вмешательства в настоящее время являются:

Государственная собственность в государственное предпринимательство;

Государственные заказы;

Образование государственных финансов и осуществление финансовой политики государства;

Регулирование денежно-кредитных отношений и проведение монетарной, антиинфляционной и инвестиционной политики государства;

Организация государственного прогнозирования, программирования и планирования экономического развития;

Осуществление государственной социальной политики;

Регулирование внешнеэкономических связей.

Государственное регулирование экономики осуществляется различными методами, которые подразделяются на две большие группы: экономические и административные. В современной экономике государство пользуется преимущественно экономическими методами, которые имеют стимулирующий характер, применяются для решения ключевых задач, связанных с поддержанием режима эффективного функционирования и динамичного развития рыночной экономики. Экономические методы регулирования экономики реализуются путем косвенного воздействия на экономические процессы посредством инструментов кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики.

При этом в определœенных ситуациях явно недостаточно экономических методов для обеспечения нормального развития экономики и общества, в связи с этим государство должно использовать строго ограничительные или даже запретительные, ᴛ.ᴇ. административные методы прямого воздействия.

Основные направления эффективного использования экономически методов государственного регулирования экономики:

1. Стимулирование нового качества экономического роста

2. Осуществление антициклического и структурного регулирования экономики

3. Проведение антиинфляционной политики

4. Проведение региональной политики

5. Проведение государственной политики занятости

6. Развитие внешнеэкономических связей с другими странами

Основные направления эффективного использования административных методов государственного регулирования экономики:

1. Осуществление прямого контроля над монопольными рынками

2. Регулирование рынка тех товаров неэластичного спроса, которые отнесены к монополии государства, планирующего их цены и устанавливающего жесткие ставки и акцизы

3. Обеспечение экономической безопасности производства через установление жестких норм и запрещение некоторых видов производства

4. Разработка стандартов, необходимых для осуществления всœех видов производственной и хозяйственной деятельности и организации контроля их выполнения

5. Определœение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населœения (минимального уровня зарплаты, пенсии, пособий по безработице)

6. Защита национальных интересов в сфере международных экономических отношений (квоты, таможенные пошлины, запрет на ввоз и вывоз определœенных товаров)

Государство обычно использует весь арсенал форм и методов государственного регулирования экономики. Их сочетание и приоритеты определяются той конкретной экономической ситуацией, которая складывается в каждой стране в определœенный период времени.

Следует особо отметить, что государство не произвольно в своих действиях. Оно должно учитывать следующие требования конкурентного рынка, которые определяют возможности и границы государственного регулирования экономики:

1. Должны быть исключены действия государства, подрывающие внутренние связи рыночного механизма, в частности: административный контроль за ценами, централизованное жесткое планирование, перераспределœение ресурсов.

2. Методы государственного воздействия на экономику должны носить в основном косвенный (экономический) характер, что не исключает в отдельных случаях использование мер административного воздействия.

3. Применение ʼʼвнешнихʼʼ регуляторов не должно приводить к ослаблению рыночных стимулов (особенно путем чрезмерного перераспределœения доходов).

4. Необходимо максимально учитывать действие каждого используемого государством регулятора на различные стороны экономического развития (нет идеальных регуляторов; создавая положительный эффект в одном направлении, государственный регулятор может привести к отрицательному эффекту в другом направлении).

5. Государство всœегда должно исходить в своих действиях, прежде всœего из своих финансовых возможностей (иначе, увеличивая бюджетный дефицит и государственный долг, оно будет способствовать ухудшению экономической ситуации).

Функции, формы и методы государственного регулирования экономики - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Функции, формы и методы государственного регулирования экономики" 2017, 2018.

Определение государственного регулирования экономики и его принципы

Государственное регулирование развития экономических процессов - это воздействия государственных властей, которые направлены на деятельность субъектов хозяйствования и конъюнктуру рынка, главной целью которых является обеспечение оптимальных условий для функционирования рыночного механизма.

Результатом появления негативных сторон рыночной экономики является повышения роли государственных органов в ее развитии. Так как основной задачей государства в экономической сфере считают предотвращение и смягчение негативных последствий.

Полагаясь на все вышесказанное, можно выделить основные функции государства в сфере экономического регулирования:

  • предоставление правовой базы для функционирования частного предпринимательства;
  • защита конкуренции - государство дает некую поддержку для развития конкуренции, так как монопольная деятельность наносит немалый вред обществу;
  • с помощью эффективного налогообложения и выдачи платежей (пенсий, пособий, компенсаций) государство осуществляет перераспределение полученных доходов;
  • осуществляет финансовую поддержку в сфере фундаментальной науки и охраны окружающей среды;
  • проводит мониторинг уровня занятости, цен и динамики развития экономических процессов;
  • осуществление финансовой поддержки в сфере непосредственного производства товаров и услуг общественного характера.

Существует два основных направления государственного влияния на экономику страны:

  • с помощью государственного сектора;
  • воздействие на деятельность частного предпринимательства с использованием различных экономических инструментов.

Учитывая условия рыночного хозяйствования, государственное регулирование экономики представлено как система определенных мер, имеющих законодательный, исполнительный и контролирующий характер, который осуществляется компетентными государственными органами и общественными организациями. Целью таких учреждений является стабилизация и приспособление экономической системы к изменяющимся условиям.

В зависимости от объектов государственного регулирования выделяют три взаимосвязанных части:

  • ресурсное регулирование;
  • производственное регулирование;
  • финансовое регулирование.

В зависимости от иерархии государственного регулирования на уровне регионов выделяют федеральное и региональное направления.

Также, существуют определенные принципы государственного регулирования, на основе которых осуществляется его общая стратегия:

  • организация экономики должна быть построена на основе рыночных форм, то есть государство выдает финансовую поддержку только тем отраслям, которые не связанны с частным бизнесом (причиной этого является малая прибыльность);
  • государственные формы предпринимательства не должны создавать конкуренцию частному бизнесу, так как его основная задача состоит в том, чтобы помогать развитию частного предпринимательства;
  • экономическому возрастанию и социальной стабильности способствует рациональная организация финансовой, кредитной и налоговой политики государства;
  • контроль за общехозяйственными кризисами и международными экономическими отношениями осуществляется с помощью усиления государственного регулирования.

Методы и цели проведения государственного регулирования экономики

Основные цели проведения государственного регулирования экономики изображены на рис. 1.

Рассмотри более детально главные цели государственного регулирования экономики страны:

  • избежание или сведение к минимуму негативных последствий процессов рыночного характера;
  • для эффективного функционирования рыночной экономики должны создаваться финансовая, правовая и социальная поддержка;
  • те группы рыночного общества, которые стали более уязвимы в конкретной экономической ситуации должны быть обеспечены социальной защитой.

Также, существую методы, с помощью которых достигаются основные цели проведения государственного регулирования экономики (рис.2): прямые (дирижистские) и косвенные (экономические).

Прямые методы - это методы проведения государственного регулирования, которые используют административно-правовые способы влияния на предпринимательскую деятельность различных хозяйственных субъектов

Косвенные методы - характерной особенностью этих методов, является то, что они не ограничиваю свободу выбора, а создают дополнительные мотивы к принятию рыночного решения. Вся экономическая среда является областью применения этого метода.

Вышеперечисленные методы взаимосвязаны и имеют общие инструменты регулирования со стороны государства:

  • инструменты административно-правового характера;
  • налоговая и финансовая системы;
  • кредитно-денежная система;
  • собственность государства;
  • государственный заказ.

С государственным использованием этих инструментов, при организации регулирования экономики, также существует немалое количество инструментов связанных с внешнеэкономическим регулированием.

Все методы регулирования экономики со стороны государства являются абсолютно пригодными и эффективными. Главная задача состоит в том, чтобы определить причастность каждого из методов к той или иной ситуации. Основной причиной хозяйственных потерь является чрезмерное использование либо прямых, либо косвенных методов.

Причины государственного вмешательства в развитие экономики

Экономисты считают, что основными причинами регулирования экономики со стороны государства являются:

  • неопределенность территориального пространства экономики, так как оно несколько замедляет успешность ее развития. Основной составляющей экономических взаимосвязей между предпринимателями, домохозяйствами и любыми экономическими субъектами является потребление. А оно, соответственно, связано с определенной социальной средой, которая имеет четкие территориальные границы. Эти границы обеспечиваются государственными властями. Главными условиями для успешного развития экономики и функционирования экономических рынков является: надежная исполнительная и законодательная власть; единое экономическое, информационное и правовое пространство. Еще одной главной составляющей этого принципа считают функционирование государства в сфере народного хозяйства и ее международных отношений;
  • формирование и поддержка моральной, психологической, этической среды, которые, в свою очередь, являются носителями главных целей в развитии нации и удовлетворении потребностей населения. Их государственное определение осуществляется под влиянием менталитета общества и его духовные характеристики. Эти составляющие должны быть организованны так, чтоб обеспечивалось их уважение со стороны частного бизнеса. В противном случае, может создаться негативная ситуация, которая приведет к социальным протестам большинства населения страны;
  • сбалансированные экономические интересы в стране. Государство не допускает свое подчинение каким-либо узким экономическим и политическим интересам отдельной социальной группе или группе населения. Как показывает практика, при возникновении таких ситуаций возникает, так называемая, "взрывоопасная" обстановка. Учитывая ее особенности (когда в "элите" начинается война кланов) государство лишено какой-либо деятельности в сфере экономического регулирования;
  • динамичное развитие инфраструктуры государства должно приносить пользу как частному бизнесу, так и различным домохозяйствам;
  • должна сохранятся как стабильность, так и динамичность развития институциональной сферы государства, таких как нормативная база, институты права, информационные системы, консалтинг, высокообразованный аппарат управления и контроля и др.

Результатом проявления причин государственного вмешательства в экономику является возникновение его главных целей и задач (текущие и стратегические).

Основные цели государственного регулирования могут зависеть от большинства обстоятельств, в частности от уровня развития экономики, ее основной структуры, ее роли в международных связях, от политической и социальной ситуации в государстве. Большим количеством целей для экономики характеризуются страны с переходной экономикой.

Государственное регулирование экономики Российской Федерации

Уровень регулирования экономики со стороны государства является главной проблемой всех стран мира. Вмешательство государства в экономику рассматривают со двух сторон. Одна, по мнению А. Смита, состоит в том, что рынок, как и вся экономика, - это система которая довольствуется саморегулированием и не требует дополнительного вмешательства. Вторая свидетельствует о том, что рынок имеет множество слабых и негативных сторон, которые государство должно изъять или минимизировать.

Многие специалисты этой сферы считают, что неконкурентные отечественные предприятия - это главная проблема, которой необходимо уделить должное внимание. Примером послужил тот факт, что эксперты по машиностроению в аграрной сфере проводили эксперимент. Он заключался в том, что определенное производство тракторных машин в Канаде, которое имело высокие показатели за 2012 год перенесли на территорию России. Это предприятие имело самые современные технологии по энергосбережению, высокий уровень контроля качества, высокий уровень производительности труда и т.д. Когда предприятие было перенесено, то цены на газ и заработная плата российских работников оказались значительно ниже, однако, предприятие сразу же стало нести убытки. Результатом эксперимента стало то, что в первый же год своего существования завод объявил себя банкротом. Основной причиной стала высокая процентная ставка на кредиты, так как в Российской Федерации она составляла 11,75%, а в Канаде - 2,3%. Избежать кредитования предприятие не могло, так как процесс производства тесно связан с понятием займа.

Следующими, не менее важными, причинами гибели канадского завода в России стали:

  • стоимость электроэнергии. В Канаде 1 киловатт-час стоит 1,7 руб., а в России - 3,7 руб. То есть предприятие переплатило 2,18 миллиона долларов за год;
  • стоимость перевозки продукции. Цены на бензин в Канаде значительно ниже, поэтому 1 км перевозки стоит 60 руб., в то время как в Канаде всего лишь 39,4 руб. Дополнительные затраты составили 4,18 млн. долл.;
  • высокие налоги. Налог на добавленную стоимость в Канаде составляет 12%, а в России - 18%. Дополнительные затраты составили 24,5 млн. долл., так как в Канаде предприятие заплатило бы 49 млн.долл., а в России - 73,5 млн. долл.
  • Исключением является налог на прибыль, поскольку в РФ он составляет 20%, а в Канаде - 35%. Но не смотря на это, сумма к оплате такого налога в Канаде значительно меньше, так как существуют различные виды льгот. Учитывая все привилегии, которые мог бы получить канадский завод в своей стране, налог на прибыль составил бы 16,7%. В итоге, находясь в России канадский завод заплатил налогов на сумму 74,04 млн. долл., в то время как в Канаде эта сумма составляла бы 47,94 млн. долл. (с учетом всех полученных льгот).

Исходя из этого, необходимо отметить, что основной целью государственных органов является удержание, так называемой, "золотой середины" в экономическом спектре. Поскольку, большая активность со стороны государства может привести к необратимым последствиям, так же как и ее пассивные действия.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Воспитание культурой

Сегодня наступило новое время в жизни общества - экономические реформы, социальные преобразования, технический прогресс и другие изменения диктуют новые правила жизни.

У каждого времени свои ценности, но есть некие незыблемые истины, необходимые в любые времена. Существует такое понятие как "культурная среда", которая не только окружает человека, но и незаметно воспитывает его. Культурная среда создаётся многими поколениями людей, и процесс этот непрерывен, поскольку каждый из нас в той или иной мере является её творцом. Сохранить культурную среду - значит дать возможность каждому участвовать в созидательном процессе, который способствует созданию культурологической среды, формирующей этническую, региональную, гражданскую, общечеловеческую идентичность. Особенно это важно для молодого человека, студента, школьника, так как именно в это время формируется система жизненных ценностей. Важно знать культуру, традиции края, в котором живёшь.

Дополнительное образование исчисляется не только наличием хорошо оборудованных кабинетов, наличием финансирования и т.п., сегодня для воспитания важно иметь развитую систему сохранения культурных ценностей: библиотеки, музеи, театры. Чистые улицы, красивые фасады зданий, оборудованные тротуары, цветущие клумбы, ухоженные парки, вежливые люди – это важные составляющие процесса воспитания, которые призваны вырабатывать норму поведения иными словами «Культура» должна создавать благоприятную среду для воспитания личности с высоким культурным потенциалом.

Современное учреждение дополнительного образования это не только место, где царит мир увлечений - это центр роста, социализации и предпрофессиональной подготовки детей. С самого начала важно донести детям идею о том, что в основе успешности человека лежат культурные и моральные ценности, без них формируется примитивный, рационально-потребительский тип сознания.

И здесь, конечно же, огромна роль такого учреждения как музей. Значение музея как образовательного, просветительского центра в культурной жизни особенно велико.
Музей как культурный центр синтезирует в себе возможности эстетического, нравственного воспитания и образования, способствует творческому развитию личности. Музейная культура является составной частью общечеловеческой культуры. Но её не воспитать за одно посещение. Выполнение такой задачи требует постоянной и последовательной работы. Вот почему сегодня так важно руководителю музея образовательного учреждения основывать свою работу на принципах музейной педагогики - новой научной дисциплине, которая возникла на стыке музееведения, педагогики, психологии. Воспитание посетителя музея - дело трудоёмкое, кропотливое, творческое. Каждый посетитель музея, будь школьник, дошкольник, студент, должен непременно найти в музее что-то своё, именно ему интересное. Поэтому экспозиция музея в равной степени обращена и к интеллекту, и к эмоциям посетителя, то есть она даёт возможность познания истории края и личностного с ней соприкосновения, сопереживания. У музея образовательного учреждения особый статус и особая миссия.

Особенно важна работа с детьми младшего возраста. Здесь уместно использовать ролевые игры, соревнования, викторины и т.д., то есть нужно вовлечь ребёнка в диалог, сделать так, чтобы ему в музее было комфортно. Не менее важно встретить подростков, пришедших в музей впервые, так, чтобы им захотелось зайти ещё не раз. Современный посетитель не нуждается просто в общеобразовательной информации. Гораздо важнее пробудить потребность думать и чувствовать, а не только усваивать знания. Поэтому, чтобы, пришедшему впервые захотелось прийти ещё раз, надо, чтобы в музее было интересно. А это значит, что музей должен меняться. Одним из новых направлений в музейном маркетинге стал так называемый "событийный маркетинг", когда музей организует серию "событий", не меняя основной экспозиции. Цель события - информировать и привлекать в музей посетителей. Таким образом возникла идея: на фоне постоянной экспозиции организовывать временные и передвижные выставки. Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, очень важно внимательно относиться к событиям сегодняшнего дня и заботиться об их фиксации. Поэтому открытия выставок работ творческих людей, живущих с нами рядом, и есть такой способ фиксации, но и способ воспитания нравственных патриотических начал человека.

Итак, реализуя принципы музейной педагогики, мы включаем учащихся в безграничное культурное пространство, приобщаем их к общечеловеческим ценностям, помогаем им ощутить потребность в общении с культурными ценностями. Посетитель музея - не бессловесный объект, на который обрушивается поток информации, а собеседник, партнёр, участник диалога, викторины или ролевой игры. Музейные предметы воспитывают уважение как к их контексту, так и к посетителю.

Воспитание, образование, культура - неотъемлемые элементы цивилизационного развития общества. Они являются одновременно его содержанием, предпосылкой и результатом. Характеризуя сначала лишь новую форму коммуникации внутри одной общности (например письмо, навыки речи как элемент обучения), они затем превращаются в.способ связи между поколениями, передавая и сохраняя таким образом самое ценное и значимое из созданного и приобретенного.

Являясь частью науки и производства, воспитание, образование и культура, превращаются в важнейший элемент общественных производительных сил. На современном этапе, характеризуемом как общество постмодерна, они - фактор новых качественных изменений в росте производительности труда, обеспечивая через индивидуализацию воспитания и образования преодоления отчужденности труда, роста его эффективности. При этом они - обязательное условие развития нынешнего, т.е. гражданского общества.

Признавая значимость и взаимообусловленность этих трех феноменов развития общества, их следует различать, поскольку и содержание и социальные роли у них - различны. Дадим определение каждому, исходя из логики нашего курса.

Представляется, что воспитание - это привитие личностных качеств, способности к труду, творчеству, саморазвитию. Это - умение жить и работать в коллективе, соизмеряя свои действия с интересами других. Воспитанием занимаются с самого рождения ребенка. Наиболее эффективно это делают родные, любя и понимая его лучше других. Обеспечить достойное воспитание каждому ребенку, таким образом, трудно, но создавать необходимые условия общества может и обязано. Образование - часть воспитания, связанная в большей мере с профессиональной подготовленностью индивида. Оно способствует приобретению суммы знаний, необходимых для жизни и труда, привитию трудовых и квалификационных навыков. Одной из форм образования можно считать повышение общей культуры как условие гармоничного развития личности, как фактор наращивания его творческого и производственного потенциала, как форму повышения групповой и общественной коммуникабельности.

Еще более специализированным направлением развития личности является культура.

Определяя ее как выделение и сохранение для потомства лучших образцов поведения, морали, достижений в области науки, производства и искусстве, происходит качественное сужение сферы ее доступности. Она не может носить обязательного для всех характера, предполагает определенную подготовленность, учитывая личную предрасположенность к тому или иному виду культурной деятельности. Ее развитие можно поощрять, культивируя все формы приобщенности к ней, понимая, что широкое признание общественности есть лучший стимул для творчества особо одаренных - тех, кто реально способен на новации.

Итак, воспитание, образование и культура - три части единого процесса - духовного развития личности и общества. При этой общности, их социальные роли существенно различны. Так, воспитание - способствует развитию в каждом человеке необходимых норм его самореализации и социализации. Оно доступно каждому и направлено на каждого. Образование - организует процесс труда, как основу, но отнюдь не все богатство человеческой жизни. В силу этого, оно желательно, но не обязательно. Можно не иметь образования, но приносить пользу обществу, любя ближнего, воспитывая детей, поддерживая порядок в обществе, гармонию в природе. Культура еще менее доступна каждому, но зато успех. приобщенных к таинству ее создания остается на века, являясь всеобщим достоянием, передаваясь из поколения к поколению.

Признавая важнейшую социальную роль воспитания, образования и культуры, общество контролирует и организует процесс их развития и распространения. Забота о них является обязательным для любого государства, что отражено в Конституциях многих стран. Рассматривая их как важнейшую услугу, государство способствует дополнительной мотивации ее производителей и потребителей.

Признаками, характеризующими воспитание, образование и культуру как услугу, является соучастие участников процесса духовного производства (производителей и потребителей духовных благ), неповторимость творческого акта, зависимость результата от настроения и подготовленности зрителей или учеников, равно как и от внутреннего настроя производителя услуги - учителя, актера и т. д.

Еще по теме 1. Понятие воспитания, образования и культуры, различие в их социальных ролях, обоснование их принадлежности к сфере услуг:

  1. Приложение 3 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ по организации индивидуальной предпринимательской деятельности без образования юридического лица в сфере образовательных услуг* 1.
  2. 40. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей
  3. Маркетинговые подходы к формированию эффективной системы управления малыми и средними предприятиями в сфере социальных услуг


Рассказать друзьям