Осуществляя регулирование инвестиционной деятельности, государство выполняет ряд следующих функций:
1) установочную (целеполагающую);
2) мобилизующую;
3) стимулирующую;
4) контролирующую.
Установочная функция государства заключается в определении стратегических целей и приоритетов, в постановке задач инвестиционной политики на предстоящий период. Формирование структуры целей и приоритетов предполагает анализ результатов, выявление наиболее острых социально-экономических и политических проблем, определение наиболее активных мероприятий государства по их решению.
Мобилизующая функция государства заключается в поисках источников инвестиционных ресурсов, в определении путей их привлечения для решения поставленных задач. Осуществление этой функции связано с регулированием движения инвестиционных ресурсов, их распределением и перераспределением междуструктурными подразделениями национального хозяйства. Основными инструментами осуществления этой функции является монетарная политика, налоговое обложение, политика в области амортизационных отчислений, бюджетная политика, регулирование внебюджетных фондов.
Стимулирующая функция государства нацелена на безусловное и ускоренное решение ключевых приоритетных задач инвестиционной политики. Эта функция реализуется через посредство налоговых и финансовых льгот (субсидий, субвенций, дотаций), создание офшорных зон, кредитную и дисконтную (процентную) политику, иные инструменты.
Контрольная функция предполагает контроль со стороны государства за соблюдением хозяйствующими субъектами установленных государством экономических и правовых норм в процессе их хозяйственной деятельности.
Государственный контроль осуществляется через соответствующие контрольные органы и органы управления различного уровня.
Стратегия и тактика государства в регулировании инвестиционной деятельности
Стратегия - долговременный курс государства, направленный на комплексное решение крупномасштабныхнароднохозяйственных (макроэкономических) задач. К элементамстратегии относят:
1) постановку долговременных целей и задач, обоснование принципов и приоритетов государственного регулирования инвестиций;
2) определение основных источников и резервовдолговременных вложений;
3) обоснование направлений и способов использования инвестиций (направлений достижения целей).
Понятие "тактика" выражает совокупность приемов (методов),инструментов, форм управленческой деятельности, с помощью которых субъекты управления решают стратегические задачи. Тактика отличается от стратегии тремя признаками:
1) она предусматривает решение оперативных целей и задач в краткосрочном периоде;
2) ориентируется на поиск специфических, наиболее эффективных решений каждой отдельно взятой стратегической задачи;
3) использует оперативные средства (инструменты) и формы воздействия на поведение инвесторов.
В общем итоге экономическая тактика государства в области регулирования инвестиций является продолжением и дополнением стратегии, ее логическим завершением.
Еще по теме Функции государственного регулирования инвестиционной деятельности:
- Государственное и отраслевое регулирование инвестиционной деятельности
- 11.3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в многоукладной экономике
- 2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений в РФ
- 3) Гос.регулирование рыночных процессов. Государственное регулирование рынка - это деятельность государственных органов по выполнению следующих двух основных функций: обеспечение нормальных условий работы рыночног
- Вопрос 41.Формы и методы государственного регулирования инвестиционной и инновационной деятельности. Их особенности в Российской Федерации.
- 17.1. Роль государства в регулировании инвестиционной деятельности
- СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ БЮДЖЕТА 1 НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОЦЕССОВ НА РЫНКЕ ТРУДА. ИНФРАСТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА И ЕГО ФУНКЦИИ
Функции, формы и методы государственного регулирования экономики
В современной экономике перед государством стоят многообразные задачи, в связи с этим помимо классических (роль ʼʼночного сторожаʼʼ), государство в настоящее время выполняет и экономические функции (см. табл. 13-1).
Таблица 13-1
Экономические функции государства
Экономические функции государства | Формы реализации функций |
1. Обеспечение устойчивого поступательного экономического развития, смягчение действия экономических кризисов | Проведение антициклической, структурной, антиинфляционной, региональной, финансовой и кредитно-денежной политики государства |
2.Обеспечение сохранности рыночного механизма и условий его нормального функционирования | Осуществление антимонопольной, монетарной, антиинфляционной политики государства |
3. Определение правил поведения хозяйствующих субъектов на рынке | Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства |
4.Заполнение свободных от рынка хозяйственных зон | Финансирование из госбюджета развития фундаментальной науки, из местных бюджетов развития коммунального хозяйства, общественного транспорта и т.п. |
5.Обеспечение неотъемлемых социально-экономических прав человека и более справедливого (по сравнению со свободным рынком) распределения доходов | Осуществление активной социальной политики государства |
6. Сохранение окружающей среды и воспроизводство природных ресурсов | Установление государством определенных норм, ограничений и даже запрещений |
7. Регулирование внешнеэкономических отношений с другими странами | Заключение различных международных соглашений, введение квот и таможенных пошлин |
Свои экономические функции государство выполняет посредством целой системы государственного регулирования экономики, которая представляет собой совокупность различных форм и методов воздействия государства на деятельность хозяйствующих объектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизма, решения экономических и социальных проблем современной экономики, не подвластных рынку.
Основными формами государственного вмешательства в настоящее время являются:
Государственная собственность в государственное предпринимательство;
Государственные заказы;
Образование государственных финансов и осуществление финансовой политики государства;
Регулирование денежно-кредитных отношений и проведение монетарной, антиинфляционной и инвестиционной политики государства;
Организация государственного прогнозирования, программирования и планирования экономического развития;
Осуществление государственной социальной политики;
Регулирование внешнеэкономических связей.
Государственное регулирование экономики осуществляется различными методами, которые подразделяются на две большие группы: экономические и административные. В современной экономике государство пользуется преимущественно экономическими методами, которые имеют стимулирующий характер, применяются для решения ключевых задач, связанных с поддержанием режима эффективного функционирования и динамичного развития рыночной экономики. Экономические методы регулирования экономики реализуются путем косвенного воздействия на экономические процессы посредством инструментов кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики.
При этом в определенных ситуациях явно недостаточно экономических методов для обеспечения нормального развития экономики и общества, в связи с этим государство должно использовать строго ограничительные или даже запретительные, ᴛ.ᴇ. административные методы прямого воздействия.
Основные направления эффективного использования экономически методов государственного регулирования экономики:
1. Стимулирование нового качества экономического роста
2. Осуществление антициклического и структурного регулирования экономики
3. Проведение антиинфляционной политики
4. Проведение региональной политики
5. Проведение государственной политики занятости
6. Развитие внешнеэкономических связей с другими странами
Основные направления эффективного использования административных методов государственного регулирования экономики:
1. Осуществление прямого контроля над монопольными рынками
2. Регулирование рынка тех товаров неэластичного спроса, которые отнесены к монополии государства, планирующего их цены и устанавливающего жесткие ставки и акцизы
3. Обеспечение экономической безопасности производства через установление жестких норм и запрещение некоторых видов производства
4. Разработка стандартов, необходимых для осуществления всех видов производственной и хозяйственной деятельности и организации контроля их выполнения
5. Определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения (минимального уровня зарплаты, пенсии, пособий по безработице)
6. Защита национальных интересов в сфере международных экономических отношений (квоты, таможенные пошлины, запрет на ввоз и вывоз определенных товаров)
Государство обычно использует весь арсенал форм и методов государственного регулирования экономики. Их сочетание и приоритеты определяются той конкретной экономической ситуацией, которая складывается в каждой стране в определенный период времени.
Следует особо отметить, что государство не произвольно в своих действиях. Оно должно учитывать следующие требования конкурентного рынка, которые определяют возможности и границы государственного регулирования экономики:
1. Должны быть исключены действия государства, подрывающие внутренние связи рыночного механизма, в частности: административный контроль за ценами, централизованное жесткое планирование, перераспределение ресурсов.
2. Методы государственного воздействия на экономику должны носить в основном косвенный (экономический) характер, что не исключает в отдельных случаях использование мер административного воздействия.
3. Применение ʼʼвнешнихʼʼ регуляторов не должно приводить к ослаблению рыночных стимулов (особенно путем чрезмерного перераспределения доходов).
4. Необходимо максимально учитывать действие каждого используемого государством регулятора на различные стороны экономического развития (нет идеальных регуляторов; создавая положительный эффект в одном направлении, государственный регулятор может привести к отрицательному эффекту в другом направлении).
5. Государство всегда должно исходить в своих действиях, прежде всего из своих финансовых возможностей (иначе, увеличивая бюджетный дефицит и государственный долг, оно будет способствовать ухудшению экономической ситуации).
Функции, формы и методы государственного регулирования экономики - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Функции, формы и методы государственного регулирования экономики" 2017, 2018.
Определение государственного регулирования экономики и его принципы
Государственное регулирование развития экономических процессов - это воздействия государственных властей, которые направлены на деятельность субъектов хозяйствования и конъюнктуру рынка, главной целью которых является обеспечение оптимальных условий для функционирования рыночного механизма.
Результатом появления негативных сторон рыночной экономики является повышения роли государственных органов в ее развитии. Так как основной задачей государства в экономической сфере считают предотвращение и смягчение негативных последствий.
Полагаясь на все вышесказанное, можно выделить основные функции государства в сфере экономического регулирования:
- предоставление правовой базы для функционирования частного предпринимательства;
- защита конкуренции - государство дает некую поддержку для развития конкуренции, так как монопольная деятельность наносит немалый вред обществу;
- с помощью эффективного налогообложения и выдачи платежей (пенсий, пособий, компенсаций) государство осуществляет перераспределение полученных доходов;
- осуществляет финансовую поддержку в сфере фундаментальной науки и охраны окружающей среды;
- проводит мониторинг уровня занятости, цен и динамики развития экономических процессов;
- осуществление финансовой поддержки в сфере непосредственного производства товаров и услуг общественного характера.
Существует два основных направления государственного влияния на экономику страны:
- с помощью государственного сектора;
- воздействие на деятельность частного предпринимательства с использованием различных экономических инструментов.
Учитывая условия рыночного хозяйствования, государственное регулирование экономики представлено как система определенных мер, имеющих законодательный, исполнительный и контролирующий характер, который осуществляется компетентными государственными органами и общественными организациями. Целью таких учреждений является стабилизация и приспособление экономической системы к изменяющимся условиям.
В зависимости от объектов государственного регулирования выделяют три взаимосвязанных части:
- ресурсное регулирование;
- производственное регулирование;
- финансовое регулирование.
В зависимости от иерархии государственного регулирования на уровне регионов выделяют федеральное и региональное направления.
Также, существуют определенные принципы государственного регулирования, на основе которых осуществляется его общая стратегия:
- организация экономики должна быть построена на основе рыночных форм, то есть государство выдает финансовую поддержку только тем отраслям, которые не связанны с частным бизнесом (причиной этого является малая прибыльность);
- государственные формы предпринимательства не должны создавать конкуренцию частному бизнесу, так как его основная задача состоит в том, чтобы помогать развитию частного предпринимательства;
- экономическому возрастанию и социальной стабильности способствует рациональная организация финансовой, кредитной и налоговой политики государства;
- контроль за общехозяйственными кризисами и международными экономическими отношениями осуществляется с помощью усиления государственного регулирования.
Методы и цели проведения государственного регулирования экономики
Основные цели проведения государственного регулирования экономики изображены на рис. 1.
Рассмотри более детально главные цели государственного регулирования экономики страны:
- избежание или сведение к минимуму негативных последствий процессов рыночного характера;
- для эффективного функционирования рыночной экономики должны создаваться финансовая, правовая и социальная поддержка;
- те группы рыночного общества, которые стали более уязвимы в конкретной экономической ситуации должны быть обеспечены социальной защитой.
Также, существую методы, с помощью которых достигаются основные цели проведения государственного регулирования экономики (рис.2): прямые (дирижистские) и косвенные (экономические).
Прямые методы - это методы проведения государственного регулирования, которые используют административно-правовые способы влияния на предпринимательскую деятельность различных хозяйственных субъектов
Косвенные методы - характерной особенностью этих методов, является то, что они не ограничиваю свободу выбора, а создают дополнительные мотивы к принятию рыночного решения. Вся экономическая среда является областью применения этого метода.
Вышеперечисленные методы взаимосвязаны и имеют общие инструменты регулирования со стороны государства:
- инструменты административно-правового характера;
- налоговая и финансовая системы;
- кредитно-денежная система;
- собственность государства;
- государственный заказ.
С государственным использованием этих инструментов, при организации регулирования экономики, также существует немалое количество инструментов связанных с внешнеэкономическим регулированием.
Все методы регулирования экономики со стороны государства являются абсолютно пригодными и эффективными. Главная задача состоит в том, чтобы определить причастность каждого из методов к той или иной ситуации. Основной причиной хозяйственных потерь является чрезмерное использование либо прямых, либо косвенных методов.
Причины государственного вмешательства в развитие экономики
Экономисты считают, что основными причинами регулирования экономики со стороны государства являются:
- неопределенность территориального пространства экономики, так как оно несколько замедляет успешность ее развития. Основной составляющей экономических взаимосвязей между предпринимателями, домохозяйствами и любыми экономическими субъектами является потребление. А оно, соответственно, связано с определенной социальной средой, которая имеет четкие территориальные границы. Эти границы обеспечиваются государственными властями. Главными условиями для успешного развития экономики и функционирования экономических рынков является: надежная исполнительная и законодательная власть; единое экономическое, информационное и правовое пространство. Еще одной главной составляющей этого принципа считают функционирование государства в сфере народного хозяйства и ее международных отношений;
- формирование и поддержка моральной, психологической, этической среды, которые, в свою очередь, являются носителями главных целей в развитии нации и удовлетворении потребностей населения. Их государственное определение осуществляется под влиянием менталитета общества и его духовные характеристики. Эти составляющие должны быть организованны так, чтоб обеспечивалось их уважение со стороны частного бизнеса. В противном случае, может создаться негативная ситуация, которая приведет к социальным протестам большинства населения страны;
- сбалансированные экономические интересы в стране. Государство не допускает свое подчинение каким-либо узким экономическим и политическим интересам отдельной социальной группе или группе населения. Как показывает практика, при возникновении таких ситуаций возникает, так называемая, "взрывоопасная" обстановка. Учитывая ее особенности (когда в "элите" начинается война кланов) государство лишено какой-либо деятельности в сфере экономического регулирования;
- динамичное развитие инфраструктуры государства должно приносить пользу как частному бизнесу, так и различным домохозяйствам;
- должна сохранятся как стабильность, так и динамичность развития институциональной сферы государства, таких как нормативная база, институты права, информационные системы, консалтинг, высокообразованный аппарат управления и контроля и др.
Результатом проявления причин государственного вмешательства в экономику является возникновение его главных целей и задач (текущие и стратегические).
Основные цели государственного регулирования могут зависеть от большинства обстоятельств, в частности от уровня развития экономики, ее основной структуры, ее роли в международных связях, от политической и социальной ситуации в государстве. Большим количеством целей для экономики характеризуются страны с переходной экономикой.
Государственное регулирование экономики Российской Федерации
Уровень регулирования экономики со стороны государства является главной проблемой всех стран мира. Вмешательство государства в экономику рассматривают со двух сторон. Одна, по мнению А. Смита, состоит в том, что рынок, как и вся экономика, - это система которая довольствуется саморегулированием и не требует дополнительного вмешательства. Вторая свидетельствует о том, что рынок имеет множество слабых и негативных сторон, которые государство должно изъять или минимизировать.
Многие специалисты этой сферы считают, что неконкурентные отечественные предприятия - это главная проблема, которой необходимо уделить должное внимание. Примером послужил тот факт, что эксперты по машиностроению в аграрной сфере проводили эксперимент. Он заключался в том, что определенное производство тракторных машин в Канаде, которое имело высокие показатели за 2012 год перенесли на территорию России. Это предприятие имело самые современные технологии по энергосбережению, высокий уровень контроля качества, высокий уровень производительности труда и т.д. Когда предприятие было перенесено, то цены на газ и заработная плата российских работников оказались значительно ниже, однако, предприятие сразу же стало нести убытки. Результатом эксперимента стало то, что в первый же год своего существования завод объявил себя банкротом. Основной причиной стала высокая процентная ставка на кредиты, так как в Российской Федерации она составляла 11,75%, а в Канаде - 2,3%. Избежать кредитования предприятие не могло, так как процесс производства тесно связан с понятием займа.
Следующими, не менее важными, причинами гибели канадского завода в России стали:
- стоимость электроэнергии. В Канаде 1 киловатт-час стоит 1,7 руб., а в России - 3,7 руб. То есть предприятие переплатило 2,18 миллиона долларов за год;
- стоимость перевозки продукции. Цены на бензин в Канаде значительно ниже, поэтому 1 км перевозки стоит 60 руб., в то время как в Канаде всего лишь 39,4 руб. Дополнительные затраты составили 4,18 млн. долл.;
- высокие налоги. Налог на добавленную стоимость в Канаде составляет 12%, а в России - 18%. Дополнительные затраты составили 24,5 млн. долл., так как в Канаде предприятие заплатило бы 49 млн.долл., а в России - 73,5 млн. долл.
- Исключением является налог на прибыль, поскольку в РФ он составляет 20%, а в Канаде - 35%. Но не смотря на это, сумма к оплате такого налога в Канаде значительно меньше, так как существуют различные виды льгот. Учитывая все привилегии, которые мог бы получить канадский завод в своей стране, налог на прибыль составил бы 16,7%. В итоге, находясь в России канадский завод заплатил налогов на сумму 74,04 млн. долл., в то время как в Канаде эта сумма составляла бы 47,94 млн. долл. (с учетом всех полученных льгот).
Исходя из этого, необходимо отметить, что основной целью государственных органов является удержание, так называемой, "золотой середины" в экономическом спектре. Поскольку, большая активность со стороны государства может привести к необратимым последствиям, так же как и ее пассивные действия.
Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш
Воспитание культурой
Сегодня наступило новое время в жизни общества - экономические реформы, социальные преобразования, технический прогресс и другие изменения диктуют новые правила жизни.
У каждого времени свои ценности, но есть некие незыблемые истины, необходимые в любые времена. Существует такое понятие как "культурная среда", которая не только окружает человека, но и незаметно воспитывает его. Культурная среда создаётся многими поколениями людей, и процесс этот непрерывен, поскольку каждый из нас в той или иной мере является её творцом. Сохранить культурную среду - значит дать возможность каждому участвовать в созидательном процессе, который способствует созданию культурологической среды, формирующей этническую, региональную, гражданскую, общечеловеческую идентичность. Особенно это важно для молодого человека, студента, школьника, так как именно в это время формируется система жизненных ценностей. Важно знать культуру, традиции края, в котором живёшь.
Дополнительное образование исчисляется не только наличием хорошо оборудованных кабинетов, наличием финансирования и т.п., сегодня для воспитания важно иметь развитую систему сохранения культурных ценностей: библиотеки, музеи, театры. Чистые улицы, красивые фасады зданий, оборудованные тротуары, цветущие клумбы, ухоженные парки, вежливые люди – это важные составляющие процесса воспитания, которые призваны вырабатывать норму поведения иными словами «Культура» должна создавать благоприятную среду для воспитания личности с высоким культурным потенциалом.
Современное учреждение дополнительного образования это не только место, где царит мир увлечений - это центр роста, социализации и предпрофессиональной подготовки детей. С самого начала важно донести детям идею о том, что в основе успешности человека лежат культурные и моральные ценности, без них формируется примитивный, рационально-потребительский тип сознания.
И здесь, конечно же, огромна роль такого учреждения как музей. Значение музея как образовательного, просветительского центра в культурной жизни особенно велико.
Музей как культурный центр синтезирует в себе возможности эстетического, нравственного воспитания и образования, способствует творческому развитию личности. Музейная культура является составной частью общечеловеческой культуры. Но её не воспитать за одно посещение. Выполнение такой задачи требует постоянной и последовательной работы. Вот почему сегодня так важно руководителю музея образовательного учреждения
основывать свою работу на принципах музейной педагогики - новой научной дисциплине, которая возникла на стыке музееведения, педагогики, психологии. Воспитание посетителя музея - дело трудоёмкое, кропотливое, творческое. Каждый посетитель музея, будь школьник, дошкольник, студент, должен непременно найти в музее что-то своё, именно ему интересное. Поэтому экспозиция музея в равной степени обращена и к интеллекту, и к эмоциям посетителя, то есть она даёт возможность познания истории края и личностного с ней соприкосновения, сопереживания. У музея образовательного учреждения особый статус и особая миссия.
Особенно важна работа с детьми младшего возраста. Здесь уместно использовать ролевые игры, соревнования, викторины и т.д., то есть нужно вовлечь ребёнка в диалог, сделать так, чтобы ему в музее было комфортно. Не менее важно встретить подростков, пришедших в музей впервые, так, чтобы им захотелось зайти ещё не раз. Современный посетитель не нуждается просто в общеобразовательной информации. Гораздо важнее пробудить потребность думать и чувствовать, а не только усваивать знания. Поэтому, чтобы, пришедшему впервые захотелось прийти ещё раз, надо, чтобы в музее было интересно. А это значит, что музей должен меняться. Одним из новых направлений в музейном маркетинге стал так называемый "событийный маркетинг", когда музей организует серию "событий", не меняя основной экспозиции. Цель события - информировать и привлекать в музей посетителей. Таким образом возникла идея: на фоне постоянной экспозиции организовывать временные и передвижные выставки. Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, очень важно внимательно относиться к событиям сегодняшнего дня и заботиться об их фиксации. Поэтому открытия выставок работ творческих людей, живущих с нами рядом, и есть такой способ фиксации, но и способ воспитания нравственных патриотических начал человека.
Итак, реализуя принципы музейной педагогики, мы включаем учащихся в безграничное культурное пространство, приобщаем их к общечеловеческим ценностям, помогаем им ощутить потребность в общении с культурными ценностями. Посетитель музея - не бессловесный объект, на который обрушивается поток информации, а собеседник, партнёр, участник диалога, викторины или ролевой игры. Музейные предметы воспитывают уважение как к их контексту, так и к посетителю.
Воспитание, образование, культура - неотъемлемые элементы цивилизационного развития общества. Они являются одновременно его содержанием, предпосылкой и результатом. Характеризуя сначала лишь новую форму коммуникации внутри одной общности (например письмо, навыки речи как элемент обучения), они затем превращаются в.способ связи между поколениями, передавая и сохраняя таким образом самое ценное и значимое из созданного и приобретенного.
Являясь частью науки и производства, воспитание, образование и культура, превращаются в важнейший элемент общественных производительных сил. На современном этапе, характеризуемом как общество постмодерна, они - фактор новых качественных изменений в росте производительности труда, обеспечивая через индивидуализацию воспитания и образования преодоления отчужденности труда, роста его эффективности. При этом они - обязательное условие развития нынешнего, т.е. гражданского общества.
Признавая значимость и взаимообусловленность этих трех феноменов развития общества, их следует различать, поскольку и содержание и социальные роли у них - различны. Дадим определение каждому, исходя из логики нашего курса.
Представляется, что воспитание - это привитие личностных качеств, способности к труду, творчеству, саморазвитию. Это - умение жить и работать в коллективе, соизмеряя свои действия с интересами других. Воспитанием занимаются с самого рождения ребенка. Наиболее эффективно это делают родные, любя и понимая его лучше других. Обеспечить достойное воспитание каждому ребенку, таким образом, трудно, но создавать необходимые условия общества может и обязано. Образование - часть воспитания, связанная в большей мере с профессиональной подготовленностью индивида. Оно способствует приобретению суммы знаний, необходимых для жизни и труда, привитию трудовых и квалификационных навыков. Одной из форм образования можно считать повышение общей культуры как условие гармоничного развития личности, как фактор наращивания его творческого и производственного потенциала, как форму повышения групповой и общественной коммуникабельности.
Еще более специализированным направлением развития личности является культура.
Определяя ее как выделение и сохранение для потомства лучших образцов поведения, морали, достижений в области науки, производства и искусстве, происходит качественное сужение сферы ее доступности. Она не может носить обязательного для всех характера, предполагает определенную подготовленность, учитывая личную предрасположенность к тому или иному виду культурной деятельности. Ее развитие можно поощрять, культивируя все формы приобщенности к ней, понимая, что широкое признание общественности есть лучший стимул для творчества особо одаренных - тех, кто реально способен на новации.
Итак, воспитание, образование и культура - три части единого процесса - духовного развития личности и общества. При этой общности, их социальные роли существенно различны. Так, воспитание - способствует развитию в каждом человеке необходимых норм его самореализации и социализации. Оно доступно каждому и направлено на каждого. Образование - организует процесс труда, как основу, но отнюдь не все богатство человеческой жизни. В силу этого, оно желательно, но не обязательно. Можно не иметь образования, но приносить пользу обществу, любя ближнего, воспитывая детей, поддерживая порядок в обществе, гармонию в природе. Культура еще менее доступна каждому, но зато успех. приобщенных к таинству ее создания остается на века, являясь всеобщим достоянием, передаваясь из поколения к поколению.
Признавая важнейшую социальную роль воспитания, образования и культуры, общество контролирует и организует процесс их развития и распространения. Забота о них является обязательным для любого государства, что отражено в Конституциях многих стран. Рассматривая их как важнейшую услугу, государство способствует дополнительной мотивации ее производителей и потребителей.
Признаками, характеризующими воспитание, образование и культуру как услугу, является соучастие участников процесса духовного производства (производителей и потребителей духовных благ), неповторимость творческого акта, зависимость результата от настроения и подготовленности зрителей или учеников, равно как и от внутреннего настроя производителя услуги - учителя, актера и т. д.
Еще по теме 1. Понятие воспитания, образования и культуры, различие в их социальных ролях, обоснование их принадлежности к сфере услуг:
- Приложение 3 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ по организации индивидуальной предпринимательской деятельности без образования юридического лица в сфере образовательных услуг* 1.
- 40. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей
- Маркетинговые подходы к формированию эффективной системы управления малыми и средними предприятиями в сфере социальных услуг