Схемы подсказки по рассказыванию для дошкольников. этап

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Дошкольное воспитание №10 за 1990 г. стр. 16 - 21

Краткое описание методики

Одной из основных задач детских образовательных учреждений является формирование у дошкольника связной речи, то есть умения чётко, логично, последовательно рассказывать о событиях и явлениях, легко объединяя отдельные предложения в единое смысловое и структурное целое. Среди всех видов связной речи особое место занимают описательные рассказы . Для таких рассказов характерно создание словесного образа объекта, находящегося в статичном (неподвижном) состоянии. Отсутствие динамики заметно усложняет для ребёнка планирование, и, следовательно, формулирование развёрнутого высказывания.

Представим, что воспитатель детского сада показывает дошкольникам обычный помидор и просит составить о нём рассказ - описание. О чём ребёнку рассказывать, если никаких действий не происходит? Какие признаки помидора выделить? В какой последовательности перечислять эти признаки? Как удержать в памяти намеченную последовательность изложения? Какие предложения использовать, чтобы рассказ получился связным и чётким? Не только дошкольнику, но и рядовому ученику начальных классов непросто справиться с подобными задачами…

Многолетний опыт практической работы убеждает, что при стихийном речевом развитии ребёнок не в состоянии овладеть составлением описательных рассказов. Для подобной деятельности не достаточно самого благоприятного речевого окружения. Необходимо целенаправленное, научно обоснованное, системное обучение под руководством специалиста, а также использование особых наглядных средств.

В качестве универсального вспомогательного средства для моделирования дошкольниками описательного рассказа читателям предлагаются графические планы – схемы , которые разрабатывались, уточнялись и применялись автором на практике с 1983 года (первая публикация схем в журнале «Дошкольное воспитание» № 10 за 1990 год ).


Схема описания и сравнения игрушек


Схема описания и сравнения посуды

Характерно, что без зрительной опоры (при отсутствии схемы) обычный дошкольник (без речевых нарушений) не способен удержать в памяти плана рассказа – описания, состоящего более чем из 4х пунктов . Очевидно, что составление описательных и сравнительных рассказов в традиционном варианте (без схем) недоступно детям с ОНР.

Предлагаемые схемы позволяют ребёнку постоянно придерживаться графического плана рассказа, состоящего из 6 - 8 пунктов. Кроме того, схемы помогают дошкольнику: выделить определённые качества объекта, наглядно представить их количество и последовательность, соблюдать эту последовательность при изложении описательного рассказа и тем самым сделать его более полным, точным, связным, непрерывным.

Учитывая изложенное, описательные и сравнительные рассказы с использованием авторских схем могут применяться при коррекционном обучении детей с ОНР на пусковом этапе .

В наших схемах отражены наиболее характерные признаки объектов, относящихся к основным тематическим группам из Государственной программы дошкольного обучения: игрушки, одежда, посуда, продукты, овощи, фрукты, домашние животные, дикие звери, птицы, профессии людей, времена года.



Схема описания и сравнения овощей, фруктов


Схема описания и сравнения птиц

Каждый признак представлен в схемах особыми символическими изображениями , доступными детям дошкольного возраста. По мнению психологов, освоение различных знаков и символов помогает ребёнку не только анализировать, сравнивать, обобщённо воспринимать действительность, но и повышает умственный возраст ребёнка, способствуют переходу его мышления на более высокий уровень.



Схема описательного и сравнительного рассказа о профессиях людей


Схема описания и сравнения одежды


Схема описания и сравнения времён года


Схема описания и сравнения животных

Ольга Войтова

Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития . Наш педагогический опыт показывает, что процесс формирования у детей умения описывать предмет происходит очень медленно и трудно. Одним из приемов, которые значительно облегчают ребенку составление описательного рассказа , является использование наглядных опорных схем . Они заметно упрощают задачи, делают высказывания дошкольника четкими, связными и последовательными. Опорные схемы выступают в роли плана-подсказки, значит, дошкольник может строить по ним свой рассказ .

Структура комплекта опорных схем содержит 16 карточек по разным лексическим темам.

Диапазон тем, которые вошли в комплект опорных схем для составления описательных рассказов , довольно широкий :

2. Фрукты, ягоды

3. Цветочные растения

5. Деревья

7. Насекомые

10. Животные

11. Человек

12. Герои сказок, мультфильмов

13. Одежда

14. Посуда

15. Игрушки

16. Времена года

Предложенный вниманию воспитателей комплект схем для составления описательных рассказов обеспечит :

Формирование у детей навыков построения связного и целостного описательного рассказа ;

Развитие у детей логического и образного мышления, а также воображения и наблюдательности;

Умение дошкольников оперировать родовыми понятиями («животные» , «насекомые» , «посуда» и так далее);

Углубление знаний детей об окружающей среде;

Улучшение коммуникативных навыков детей.

Каждая схема состоит из нескольких клеточек, в которых расположены символы. Клеточка – это условный пункт плана рассказа . На обороте схемы представлены объяснения содержания клеточек, т. е. развернутый план описательного рассказа .

По такой модели можно составить описание отдельного предмета , который принадлежит к определенной группе.

Комплект издательство «ТЦ Сфера» . Учебное издание серия «В помощь воспитателям детских садов» , автор Волкова Юлия Станиславовна «Опорные схемы для составления описательных рассказов (для фронтальной, индивидуальной и индивидуально-групповой работы с детьми 4-6 лет)».

Желаю удачи!



Публикации по теме:

«Использование наглядных пособий в развитии познавательной активности дошкольников». Мастер-класс для педагогов Использование наглядных пособий в развитии познавательной активности дошкольников (Мастер-класс для педагогов района). Уважаемые коллеги.

Метод использования опорных рисунков для составления рассказов особенно эффективен для индивидуальной работы с детьми с речевой патологией.

Консультация «Использование опорных схем в составлении описательных рассказов» Описание – это особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания – описания состоит в создании словесного образа.

Конспект НОД по коммуникации «Составление описательных рассказов по картинкам» Конспект НОД по коммуникации «Составление описательных рассказов по картинкам». Цели: закреплять знания детей об осени, ее приметах. Расширение.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «В гостях у Осени». Составление описательных рассказов об овощах Конспект НОД по развитию речи в старшей группе составление описательных рассказов об овощах «В гостях у Осени» Цель: учить детей составлять.

Конспект открытой НОД по развитию речи средняя «Б» группа Тема «Составление описательных рассказов по игрушке» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Солнышко» комбинированного вида КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ.

Конспект занятия по развитию речи. Составление описательных рассказов об игрушках Конспект организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе

Сейчас многие учителя жалуются, что детки, которые пришли в первый класс, не могут связно составить рассказ на заданную тему, и этому есть причина. Как то упустило современное дошкольное образование эту тему. Сейчас учим детей подготовительной группы читать, считать и писать раньше, чем рассказывать, и это неправильно. К школе рассказывать ребенок должен уметь. И научить его этому обязан воспитатель. Не сделать из него писателя, нет, но как минимум дать алгоритмы, схемы, мнемотаблицы, которые ребенок будет держать в голове и составит по ним более или менее связный рассказ. И, само собой, нужна практика. Родителей тоже касается. Распечатайте такие алгоритмы и изредка просите свое чадо рассказать, что же он знает о каком-то предмете или животном, следуя схеме. А вот и сами схемы.

Схемы (мнемотаблицы) для составления рассказов-описаний по разным лексическим темам

(Игрушки, Транспорт, Зимующие и перелетные птицы, Овощи, Фрукты, Домашние и дикие животные, Семья, Времена года).

Цель:

Развитие лексики, грамматики и связной речи детей.

Схема рассказа-описания по теме «Игрушки»

  1. Размер.
  2. Форма.
  3. Цвет.
  4. Из чего сделана игрушка.
  5. Составные части (детали) игрушки.
  6. Как в неё играют.

Пример ответа:

Это пирамидка. Она среднего размера, треугольной формы. Пирамидка разноцветная. Она сделана из пластмассовых колец. Кольца нужно надевать на палочку. Сначала одеть большое кольцо, потом поменьше и еще меньше.

Схема рассказа-описания по теме «Транспорт»

  1. Назначение транспорта (легковой, грузовой, пассажирский, специальный).
  2. Вид транспорта (водный, воздушный, наземный, поземный).
  3. Кто управляет транспортом (специальность, профессия).
  4. Что перевозит этот транспорт.

Самолет - пассажирский воздушный транспорт. Самолетом управляет пилот. Самолет перевозит людей и их багаж на дальние расстояния. Он может перевозить и грузы.

Схема рассказа-описания по теме «Зимующие и перелетные птицы»

  1. Вид птицы (зимующая или перелетная).
  2. Размер.
  3. Окрас перьев, внешний вид.
  4. Как передвигается, особенности поведения.
  5. Где живет.
  6. Чем питается.

Скворец - перелетная птица. Он небольшого размера, немного больше воробья. Перья у скворца черные, блестящие. Он проворно летает и бегает по земле. Скворцы вьют себе гнездо на ветвях деревьев, в старых дуплах или в скворечниках, которые сделал человек. Едят скворцы насекомых и червяков.

Схема рассказа-описания по теме «Домашние и дикие животные»

  1. Вид животного (домашнее, наших лесов, жарких стран).
  2. Размер животного.
  3. Окрас шкуры или меха животного, особенности тела.
  4. Чем питается животное.
  5. Где живет (место обитания).
  6. Способы передвижения, поведение.
  7. Опасно или неопасно для человека.
  8. Польза для человека (только для домашних животных).

Лиса - дикое животное наших лесов. Она среднего размера. Шубка у лисы рыжая, а кончик хвоста и грудка белые. У лисы длинный хвост и острые чуткие уши. Лиса - хищник. Питается она мелкими животными. Живет лиса в лесу в норе. Лиса быстро бегает. У нее хороший нюх. Дикая лиса опасна, не стоит подходить к ней близко.

Схема рассказа-описания по теме «Семья»

  1. Как зовут (Имя, фамилия, отчество).
  2. Домашний адрес.
  3. С кем живешь (перечисление всех членов своей семьи).
  4. Рассказ о каждом члене семьи (Имя, отчество, где работает).
  5. Сколько всего человек.
  6. Чем занимается семья, когда собирается вместе (хобби, семейные традиции).

Меня зовут Иванов Иван Иванович. Я живу в городе Краснодаре, на улице Красной, в доме номер 8. У меня есть мама, папа и брат. Мою маму зову Елена Петровна. Она работает воспитателем в детском саду. Моего папу зову Иван Петрович. Он работает инженером на заводе. Моего брата зовут Вадим. Он учится в школе. Всего нас в семье 4 человека. Когда мы собираемся вместе, мы любим играть в домино и смотреть фильмы по телевизору.

Схема рассказа-описания по теме «Овощи. Фрукты»

  1. Цвет.
  2. Форма.
  3. Величина.
  4. Вкус.
  5. Место произрастания (где растет).
  6. Способ употребления в пищу (что делают с этим продуктом).

Яблоко - это вкусный фрукт. Яблоки бывают красными или зелеными. Они бывают большими и маленькими. На вкус яблоки сладкие или кислые. Растут яблоки на яблонях. Яблоки едят сырыми, делают из них десерты, варят компот или варенье.

Схема рассказа-описания по теме «Времена года»

  1. Состояния неба и солнца в данное время года.
  2. Состояние природы в данное время года (осадки, трава, деревья).
  3. Как одеваются люди в данное время года.
  4. Поведение птиц в данное время года.
  5. Поведение животных в данное время года.
  6. Детские развлечения и действия взрослых в данное время года.

Зимой солнце низко над землей, оно греет плохо. Деревья стоят голые. Все покрыто снегом. Люди надевают для прогулок теплую одежду - шубы, меховые шапки, зимние сапоги, варежки. Перелетные птицы зимой улетают на юг. Многие животные впадают в спячку. Хотя зимой и холодно, зато можно кататься на коньках и лыжах, лепить снеговика и играть в снежки.

Любой алгоритм может быть дополнен, чтобы рассказ получился объемнее и интереснее. В любом случае знакомство с такими схемами пойдет ребенку на пользу.

Интегрируемые образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье».

Виды детской деятельности: коммуникативная, чтение художественной литературы, игровая, двигательная.

Цель: развитие связной речи.

Задачи:

  • Формировать умение составлять описательные рассказы о людях разных профессий, используя план-схему.
  • Расширять и активизировать словарь по теме “Профессии”.
  • Упражнять в употреблении в речи существительных в родительном и дательном падеже; в подборе слов-действий.
  • Совершенствовать умение вслушиваться в стихотворный текст загадки.
  • Закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи.
  • Развивать память, внимание, мышление.
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности инициативности.
  • Создавать эмоционально благополучный климат, обеспечивать необходимую двигательную активность.

Оборудование:

  • демонстрационные картинки с изображением людей разных профессий
  • раздаточные картинки с изображением инструментов
  • схемы для составления описательных рассказов
  • компьютерная презентация
  • кукла Незнайка

Предшествующая работа:

  • Беседы «Профессии наших мам и пап».
  • Чтение В.Маяковский «Кем быть?», Е. Пермяка «Мамина работа».
  • Игры «Загадки о профессиях», «Как сказать иначе», «Доскажи словечко».
  • Экскурсии на стройку, в магазин, больницу.

Ход НОД

Организационный момент.

Игровое упражнение «Кто это? Кто спрятался (кого не стало?)»

Компьютерная презентация загадок.

Введение в тему.

Воспитатель: Сегодня на улице я встретила мальчика. На все вопросы он отвечал «не знаю», «не знаю». Вы не скажите, кто это, как его зовут? (Незнайка). Я его пригласила к нам.

Вноситься кукла.

Незнайка: О чем вы тут говорите?

Дети: О профессиях людей.

Незнайка: Я тоже много профессий знаю и даже знаю, кто, чем занимается.

Игровое упражнение «Кто что делает?»

Предложить детям послушать, как Незнайка рассказывает о том, что делают люди разных профессий. Решить, правильно ли он говорит, и поправить Незнайку, если это необходимо.

Врач варит суп.

Учитель учит детей в школе.

Повар лечит людей.

Шофер убирает двор.

Дворник водит машину.

Швея чинит сапоги.

Сапожник шьёт одежду.

Продавец продает продукты.

Строитель подстригает людей.

Парикмахер строит дома.

Незнайка благодарит детей за правильные ответы и предлагает поиграть в следующую игру.

Игровое упражнение с мячом “Кто, где работает?”

Дети стоят в кругу.

Шофер – на дороге.

Повар – в столовой.

Строитель – на стройке.

Врач–в больнице.

Швея – в ателье.

Продавец – в магазине.

Парикмахер – в парикмахерской.

Воспитатель – в детском саду.

Незнайка приглашает помочь разобраться кому, что нужно для работы.

Игровое упражнение «Кому что?»

Работа в микрогруппах. Дети к картинке с профессией подбирают инструменты.

Затем детям предлагается определиться, кем бы они хотели быть, когда вырастут. Раздаются схемы для составления рассказов.

Изучение нового.

Составление описательного рассказа по схеме.

План:

Название профессии. (Кто это?)

Место работы. (Где работает?)

Что делает человек данной профессии?

(Что делает на работе?)

Что ему нужно для работы?

(Какие предметы нужны ему для работы?)

Образец рассказа:

— Это продавец. Продавец работает в магазине(супермаркете, универсаме и т.д.). Он продает продукты, одежду, мебель и т.д. для работы ему нужны прилавок, весы, касса, продукты, одежда.

Самостоятельные рассказы детей.

Закрепление материала.

Игровое упражнение «Составь предложение»

Незнайка предлагает, опираясь на картинки закончить предложение.

Врач лечит…

Повар варит…

Строитель строит…

Швея шьёт…

Воспитатель воспитывает…

Шофер перевозит…

Парикмахер подстригает…

Продавец продает…

Итог.

— Чему вы сегодня научились?

— Что узнал Незнайка из ваших рассказов?

Татьяна Казакова

Цель : учить составлять описательный рассказ о доме .

Задачи :

1. Формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения.

2. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях.

3. Закрепить навыки образования прилагательных.

4. Закрепить навык составления рассказа по описанию

План составления рассказа :

1. Что это? Сколько этажей в доме (одноэтажный, многоэтажный, n-этажный)

2. Из какого материала построен дом? Какой дом? (из кирпича, дерева, панелей, блоков. Кирпичный, деревянный, панельный, блочный)

3. Какого цвета дом?

4. На какой улице расположен дом?

5. Что находится рядом с домом? (Растут деревья, кустарники, магазин, школа, детская площадка и т. д.)

6. С кем проживает? (с мамой, папой, дедушкой, бабушкой, сестрой, братом)

7. Какие домашние животные живут дома? (кошка, собака, морская свинка и т. д.)

8. За что любишь свой дом? (он уютный, там тепло, он красивый и т. д.)

Примерный рассказ :

Это дом. Он одноэтажный. Дом построен и дерева, значит он деревянный. Мой дом красного цвета. Он расположен на улице Московская. Рядом с моим домом растет много берез. Еще рядом с домом находится дорога. Я живу с мамой и папой. У меня дома живет кошка – ее зовут Мурка, и собака – ее зовут Жучка. Я люблю свой дом за то, что он красивый.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи. Составление описательного рассказа о стуле Конспект занятия по развитию речи. Составление описательного рассказа о стуле. Задачи: Учить детей составлять описательный рассказ о.

Конспект НОД «Составление описательного рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 1. Программное содержание: 1. Учить детей составлять описательный рассказ по картине А. Саврасова «Грачи прилетели». 2. Дать энциклопедическое.

Конспект занятия по развитию речи подготовительной группе Тема: «Составление описательного рассказа» Программное содержание: 1. Обеспечение целостного восприятия картины. Закреплять умение детей составлять связный рассказ – описания по картине.

Конспект занятия по развитию речи. «Составление описательного рассказа о зиме» Конспект занятия по развитию речи. «Составление описательного рассказа о зиме» в старшей группе. Программные задачи: учить детей составлять.

Мнемотаблица для составления описательного рассказа. Приложение к конспекту НОД по развитию речи «Мебель» 3. Работа по плану. Вывешивается картинно-графический план Логопед обращает внимание детей на схему, расположенную на магнитной доске и.

Конспект занятия «Составление описательного рассказа по игрушкам» Тема: «Составление описательного рассказа по игрушкам» в средней группе Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально.

Конспект занятия по составлению описательного рассказа по картине «Ежи» для старшей группы Задачи: Воспитывать интерес к лесным животным. Учить детей составлять рассказ по картинке с опорой на имеющиеся у них знания о жизни животных.

Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели» Пояснительная записка. Занятие по развитию речи рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова.



Рассказать друзьям