Учитель начальных классов
МБОУ «Краснознаменская школа»
Алёшина Валентина Александровна
ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА
Праздник День Знаний имеет свою историю. Историки считают, что её истоки уходят вглубь времён. С одной стороны, дата связана с церковными канонами.
Византийские богословы предполагали, что Бог приступил к сотворению света именно 1 сентября.
Осенью заканчивается полевая страда.
В древности славянские землепашцы именно в это время отмечали Новый год.
В ХV веке
Иван Грозный объявил
А 1984 году был издан указ, теперь
ДЕНЬ ЗНАНИЙ
Сейчас 1 сентября - это праздничный день для всех школьников, студентов и их родителей.
Я поздравляю
вас с этим
замечательным
днём.
Первый урок
Что такое профессия?
Профессия - род трудовой деятельности, занятий, требующих специальной подготовки.
Врач - это очень нужная профессия. Врач одет в белый халат, на голове у него специальная шапочка. Это врачебная форма. Врач лечит детей и взрослых от болезней. Врач работает в больнице. Для его работы ему нужны специальные инструменты, такие как фонендоскоп, шприц, градусник и т.д. Профессия врач нужна для того, чтобы защищать и лечить людей от различных болезней.
Основная задача хирурга - установление точного диагноза, выяснение причины болезни, проведение непосредственно операции, и, конечно, помощь в полном восстановлении организма. Работа хирурга – это огромная ответственность за человеческую жизнь
Фармацевты приготавливают, контролируют и отпускают лекарственные средства по рецептам и разрешенные к отпуску без рецепта, предметы санитарии, гигиены и ухода за больными, лекарственные травы, дезинфекционные средства, перевязочные материалы и другие товары аптечного ассортимента.
Учитель – профессия довольно сложная. Нужно не только уметь интересно подать материал, но организовать работу детей. Учитель должен обладать моральной выдержкой и тактом, хорошо знать свой предмет.
Бухгалтер подсчитывает затраты и прибыли на предприятиях, фирмах, организациях. Бухгалтер должен иметь экономическое образование и математические способности.
Повар любит готовить, но делает это он согласно кулинарным нормам и требованиям. Повар нужен не только в столовых или ресторанах, но и в организациях, школах, детсадах.
Модельер создает новые стили одежды и воплощает в жизнь творческие идеи и замыслы, создает эскизы, новые модели, проектирует технически современные, удобные, красивые, композиции одежды, организует показы, выставки модной одежды.
Стюардесса проверяет санитарное состояние кабин, салонов, работу электрооборудования, получает контейнеры с питанием и кухонным оборудованием, почту и другие грузы, размещает пассажиров в салоне, организует питание, информирует о достопримечательностях, оказывает необходимую помощь в полете пассажирам.
Водитель нужен везде. Это не только человек, который водит такси. Водители требуются на предприятиях, на стройке, для междугородних грузоперевозок и т.д. Эта профессия требует выдержки, внимания и, конечно, умения водить машину.
Продавец занимается реализацией товаров в магазине. Эта профессия требует коммуникабельности и аккуратности. Продавец также должен уметь хорошо считать.
Строитель участвует в постройках домов. Для этой профессии нужна физическая сила. Строитель – очень нужная профессия.
Парикмахер делает нам прически. Парикмахер должен обладать ловкими руками и тонким художественным вкусом.
С огнём бороться мы должны, С водою мы напарники. Мы очень людям всем нужны, Ответь скорее, кто же мы?
У меня немало дел, если кто-то заболел, всех я вылечу, друзья! Отгадайте, кто же я?
Отправляюсь я в полёт. Забираюсь в самолёт. И лечу я над землёй. Отгадай, кто я такой?
По квартирам и домам, много писем, телеграмм, он приносит адресатам. Как зовут его, ребята?
Все моря он бороздил, В штиль и в шторм корабль водил. Человек отважный, смелый И морское знает дело.
Он проснётся на заре,
снег расчистит на дворе.
Все дорожки подметёт
и песком посыплет лёд.
По размеру в самый раз, Он костюм сошьет для вас. Все исполнит по науке – И ходите руки в брюки.
Наведёт стеклянный глаз, щёлкнет раз – и помнит Вас!
Что вы можете рассказать о следующих профессиях?
Вопросы для беседы:
- Как называется человек этой профессии на картинке?
- Во что одет человек на работе?
- Есть ли у него специальная форма?
- Что он делает на этой работе?
- Где он работает?
- Что ему нужно для работы (инструменты, специальные приспособления)?
- Зачем нужна эта профессия?
- Какую пользу она приносит людям?
Отгадай загадки
1.Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды
Природу любить,
Стариков уважать.
3. Встаём мы очень рано,
Ведь наша забота –
Всех отвозить по утрам на работу.
4. Кто у постели больного сидит?
И как лечиться он всем говорит:
Кто болен – он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, - разрешит погулять.
5. Он бревно отешет ловко, Стены сделает, навес. У него смолой спецовка, Как сосновый пахнет лес.
6. Средь облаков, на высоте,
Мы дружно строим новый дом,
Чтобы в тепле и красоте
Счастливо жили люди в нём.
7. Кто гантели поднимает,
Быстро бегает, метко стреляет,
Как одним словом их всех называют?
ТВОЁ ПРИЗВАНИЕ
Строитель нам построит дом,
И мы в нем дружно заживем.
Костюм нарядный выходной
Искусно нам сошьет портной.
Даст книги нам библиотекарь,
Хлеб испечёт в пекарне пекарь,
Учитель выучит всему –
Научит грамоте, письму.
Письмо доставит почтальон,
А повар сварит нам бульон.
Я думаю, ты подрастешь
И дело по душе найдёшь!
Всякие профессии важны для людей:
учитель, бухгалтер, парикмахер, повар, строитель, пожарный, водитель, инженер, продавец ветеринар – все они приносят пользу человечеству, и без них нам было бы очень сложно.
Сегодня, как я и обещала, мы поговорим об игрушках, коих из бересты может быть превеликое множество, только фантазию подавай. Ни в коем случае не следует рассматривать моё повествование как какую-либо классификацию или хоть сколько-нибудь профессиональную интерпретацию. Это сугубо моё личное распределение игрушек из бересты, так я их представляю и так мне легче про них рассказывать.
Начнем рассказ с изделий, в которые запросто могли играть наши пра-бабушки и пра-дедушки, а уж пра-пра..., так почти 100% именно в такие игрушки и играли.
Традиционные:
Это те игрушки, которые выполнялись в старину и чаще всего это были лошадки.
Иногда их называли «коники», в каждой местности по-разному, но у коников ножки тоже выплетались.
Особо «развлекаться» было некогда, да и играть тоже, поэтому старались чтобы даже игрушка носила на себе бытовую роль. А чтоб дети берегли ее, то хранили в ней самое дорогое, а именно соль, она в старину была очень дорогая, иногда даже дороже золота. Это почти единственная утварь, которой можно было поиграть за обеденным столом и не получить от тятьки по лбу. Итак, солонички:
Почти мифическое происхождение было у погремушек , тонкая грань разделяла их и обереги, можно долго спорить, что произошло вначале, оберег или погремушка:
Погремушка из Новгородской губернии (Великий Новгород).
Современные варианты:
Вообще, любая полая игрушка, не несущая хозяйственного назначения, имела внутри себя горох, зёрна или косточки, от чего издавала шуршащий звук и немедленно становилась «шаркунком», что в свою очередь тут же делало ее оберегом. И любой оберег, издающий шаркающий звук, привлекал внимание ребёнка и становился его забавой. Считалось, что звук шуршащих зёрен отгонял злых духов. Вот бычок:
Хотя, существовали определённые формы, такие как уточка, курочка или зайчик, которые делались только так и накак иначе и считались оберегами по своей сути. Но о них будет отдельный топик.
Обереги:
Совсем недавно стали появляться игрушки, которые созданы на основе или «на базе» традиционных игрушек, но с применением современных мотивов. Согласитесь, сложно представить игрушку в виде машинки веке эдак в 17-м. А теперь — пожалуйста:
Самовар «Иван-Иваныч» — это, конечно уже не совсем игрушка, но вещь красивенная:
Современные игрушки , но сюжеты, которых все чаще встречаются у разных мастеров, вполне могут претендовать на то, чтобы стать традиционными, лет эдак через 200 будут достойны изучения и хранения в музеях. Как правило, это животные, чаще всего почему-то собачки, и кошки, ну и конечно, «Иван-Иваныч»!
Этого кота изобрела я лично в каком-то дветысячи-мохнатом году, поэтому он удостоился двух фото:
Из всех сказок наиболее часто встречается и поэтому уже почти традиционна именно «Репка». Каждый уважающий себя мастер воплощал ее сюжет на том или ином этапе своего творчества.
И игрушки, которые можно было бы назвать истинно авторскими
, сюжет или образ которых пришел кому-то одному в голову и не имел повторного воплощения.
Женская фигура:
Такая дама вряд ли появилась бы на свет даже лет 100 назад.
Деды, кстати играют в старинную игру, кто первей ударит соперника по ладони.
Емеля — тоже часто встречающийся сюжет (но рекорд «Репки» не побил).
А вот дань памяти любимому писателю:
И снова тема домашних питомцев, кот и пес:
Наш любимый крокодил Гена:
Коляска для пупсиков, но можно и большую сплести, если постараться
А вот дань Дню Победы:
Гармонисты, даже затрудняюсь сказать, что за «звери» такие:
Рамки для фото, скорее уже предмет быта:
А вот настоящий шедевр:
Часто встречаются так называемые «реплики», точные копии работ выполненных в старину, вот солонка и пастух:
Разумеется, куклы:
Постановочные композиции:
Не смогла пройти мимо такого «позитивного поросёнка», хотя он почти не имеет отношения к плетению — это техника складывания:
Снова, повторюсь, в моей публикации никакой классификации игрушек, я даже не пыталась сделать. И не думайте, что вот этими образами и формами можно ограничиться. Ограничить вас может только ваша фантазия. Береста очень податливый и благодарный материал из нее можно сделать всё, что угодно! Видела и Змея-Горыныча и даже Аврору(корабль).
Дерзайте, плетите, вас ничто не держит!
Благодарю всех за внимание!
Цель. Закреплять навыки изготовления игрушки из бересты по выкройке; развивать воображение; направлять усилия каждого ребенка на самостоятельное построение схемы поэтапного изготовления игрушки; формировать настойчивость в достижении поставленной цели.
Материал и инструменты: береста, веточки, палочки или спички, плоды шиповника, семена гледичии, клей ПВА, пластилин, нитки; деревянный брусок, иголка, ножницы, шило.
Ход работы. Воспитатель предлагает ребятам смастерить собачку Тобика. Дети вспоминают, что они уже мастерили собачек из земляного ореха и желудей. Теперь они научатся делать игрушку из бересты. На учебную доску вывешивают модель-образец игрушки; дети размышляют о способе выполнения каждой части поделки, отмечают своеобразие использования материала.
В процессе обсуждения этапов работы воспитатель обращает их внимание на то, что принцип изготовления собачки из бересты остается тот же, что и при изготовлении других игрушек из этого же материала - туеска, ведерка. Значит, сначала надо будет подготовить материал, сделать разметку с помощью выкройки, вырезать необходимые детали, а затем из них смастерить игрушку. Дети рисуют схему последовательности действий.
На первом этапе заготавливают лист бересты, заранее вымоченный, с помощью выкройки делают разметку и вырезают: для туловища прямоугольник, для головы сектор, для лап и ушей шесть кусочков бересты в форме трапеции. На втором этапе заготавливают голову и туловище из вырезанного материала. Прямоугольник и сектор сворачивают цилиндриком и кулечком, по краю сшивают или прошнуровывают - это голова и туловище.
На следующем этапе мастерят голову собачки. Склеивают уши, вырезанные ранее, глаза делают из семян гледичии, а нос - из плода шиповника. Затем к туловищу приклеивают лапы. Предварительно намечают карандашом все места для передних и задних лапок, чтобы они были на одинаковом уровне. Голову и туловище соединяют с помощью веточки, которую вставляют в отверстия, сделанные в конусе и цилиндре. Это соединение выполняет сам воспитатель (из-за недостаточного опыта детей в работе с данным материалом). Места соединения для большей прочности смазывают клеем или пластилином.
Хвостом собачке служит веточка, у которой один конец более острый (кончик хвостика). Другой конец этой веточки соединяют с туловищем при помощи пластилина.
После обсуждения последовательности работы дети - приступают к изготовлению поделок.
Готовая собачка Тобик крепится (приклеивается) на подставке (гладкая дощечка размером 15 х 10 см). Игрушки оцениваются, а рабочие места убираются.
БЕРЕСТЯНАЯ РАДОСТЬ
Представить Россию без берёзовых лесов, также как без колоколен, колодцев с журавлями, бревенчатых изб, просто не возможно. Там, где есть берёза, естественным образом развито и рукоделие – берестяной промысел.
Чего только не делают из этого удивительного материала – бересты! Предметы быта, украшения, одежду, обувь, посуду…
Вот и я, наконец, пришла к бересте, благо – берёзовых лесов в Поволжье хватает.
Береста – замечательный антисептик, поэтому в коробах и туесах молоко и другие продукты хранятся довольно долго. В старину, когда с антисептиками были большие проблемы, в комнате, где должна была разродиться молодка, поджигали берёзовый дёготь или топили печь берёзовыми поленьями. Воздух становился практически стерильным!
Итак, наступило лето… Вы загорелись идеей освоить бересту. С чего начать?
Вначале заготовим инструменты. Нужен будет удобный нож-косяк, а также бечёвка.
Лето – понятие растяжимое, поэтому уточним – бересту (или берёсту) собирать лучше всего в конце мая и весь июнь. В нашем Поволжье и в июле ещё можно пособирать.
От того, в каком месте растёт берёза, может напрямую зависеть цвет бересты. Чем больше солнца досталось дереву, тем желтее будет оттенок материала.
Выбрать нужно дерево, на котором менее всего выражены чёрные пятна (полоски). Это так называемая отдушка, через которое дерево дышит, потому что береста – очень плотная кора.
Как правило, лучше всего береста отслаивается с южной стороны.
Выбрав белую полоску бересты на дереве, делается небольшой надрез. Слишком большие пласты собирать с одного дерева нельзя – оно может заболеть и даже погибнуть!
Сделав надрез, подденьте отслоившийся кусок бересты рукой или специальной деревянной лопаточкой.
Хочу предупредить неискушённых в этом деле мастеров – берёзы бывают … жадными! Да-да, не удивляйтесь! Я с такими сталкивалась множество раз. Даже если вы с трудом снимете кору, расщепить её будет практически невозможно!
Снятые листы складывают, чередуя – лицевую сторону к лицевой и изнаночную к изнаночной.
Обвязав бечёвкой снятую кору, привозите домой. Береста не любит пересыхания также, как любая кожа. Поэтому, по горячим следам, её нужно будет расщепить на тонкие, пластичные пласты, из которых вы будете что-то мастерить.
Я на следующий же день после сбора обрабатываю бересту. Зацепив ногтем или небольшим ножом (можно канцелярским), снимаю слой за слоем. Снятые полоски раскладываю по размерам и убираю в пакеты, мешки. Более тонкие полоски подойдут для изготовления более изящных вещей, допустим, бижутерии.
Попадаются такие красочные берестяные кусочки, что их оставляю в первозданном виде – на них можно будет рисовать картины! Загляните в интернет, и вы увидите великолепие и разнообразие берестяных картин!
Бересту я храню на чердаке дома, под прессом (кусок доски, кирпичи). Её можно хранить и под кроватью, лишь бы не дать ей пересохнуть. Почувствовали, что кора становится ломкой – увлажните её влажной тряпочкой.
Итак, береста готова!
Для работы заготовим:
- стамески по дереву,
- электровыжигатель,
- канцелярский нож,
- дырокол
- и… вашу фантазию!
Вначале и мне было страшновато, но как говорится – глаза боятся, а руки делают. Но так бывает всегда при освоении нового материала. И руки, и душа должны к нему привыкнуть. Уверяю вас, если вы станете работать с берестой, она вас не разочарует! Этот природный материал буквально излучает свет. От него исходят непередаваемое ощущение уюта и тепла. Береста пришлась по душе и моим воспитанникам, особенно мальчишкам.
И последний штрих к вышесказанному – запаситесь не только терпением, но и…маслом ! Береста очень любит масло. Можно пользоваться или льняным, или растительным.
Готовое изделие я протираю тряпочкой или губкой, слегка смоченной в масле. Излишек масла на следующий день исчезнет, а изделие приобретёт приятный солнечный оттенок.
Солонка, тарелочка, подвеска, очелье из бересты прослужат намного дольше, если они смазаны маслицем.
Желаю всем творческих успехов и вдохновения при работе с таким замечательным материалом, как береста!
Мастер-классы:
Понравилось изделие и хотите заказать такое же у автора? Напишите нам .
Еще интересно:
Посмотрите также:
Кто такие мартинички
Народные куклы Мартинички
1 Марта - начало весны. В Болгарии в этот день отмечают праздник Баба Мар...
Кукла Кубышка-травница
Народная кукла Кубышка-травница
Сегодня Вы узнаете, как сделать народную куклу-оберег.
Куколка К...
Тульская барыня
Хороша, правда? Мечта хозяек: нарядная, белолицая, руки в боки, женщина-праздник:). Вполне можно и...