Традиции во 2 младшей группе. Проект «Знакомство детей второй младшей группы с народной культурой и традициями

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В целях обеспечения положительного эмоционального благополучия воспитанников, создания в группах спокойных и доброжелательных взаимоотношений, формированию доверительного отношения к взрослым , обеспечение включения детей в систему социальных отношений, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со взрослыми и сверстниками через развитие игровой деятельности, проведение традиций в ДОУ используются эффективные технологии, предлагаемые программой «Радуга» - групповые традиции. В разных возрастных группах в течение года организуются свои групповые традиции:
Доброй традицией для всех возвратных групп в начале учебного года стала традиция «Новоселье группы» , которая проводится совместно с родителями, детьми, педагогами ДОУ. Воспитатели группы или игровые персонажи вместе с детьми знакомят родителей и вновь поступивших детей с группой, ее содержанием, рассказывают, что нового узнают дети в этом году, представляют педагогов ДОУ, которые будут работать с детьми в течение года; организуются игры и игровые упражнения для детей и их родителей. В конце маленького праздника родители группы дарят подарки для группы на новоселье.

Начиная со второй младшей группы в группах проводится традиция «Мысленное возвращение к прошедшему дню». Во второй половине дня перед ужином или вечерней прогулкой воспитатель организует беседу с детьми, чтобы поговорить о «хорошем». Детям предлагается вспомнить, что приятного и хорошего было в прошедший день, воспитатель обязательно рассказывает что-то хорошее о каждом ребенке. В группах раннего и младшего дошкольного возраста педагогами групп организуются такие традиции:

Еженедельные традиции «Сеансы», «Подарки», «Сокровищницы», которые способствуют созданию в группе атмосферы равных прав, развивает уверенность ребенка в себе, закладывает основы доверительного и доброжелательного отношения к взрослым и сверстникам.

Ежедневная традиция «Дружный кружочек», способствует эмоциональному сближению детей друг с другом. В процессе проведения традиции воспитатель организует детей в круг, проводит игры и игровые упражнения по эмоциональному развитию. В ДОУ для организации данной традиции создан цикл игр на развитие эмоциональной сферы для разных возрастных групп.
Начиная со среднего возраста в группах ДОУ проводятся такие традиции: Еженедельная традиция «Сладкий вечер», организуется в середине недели, в среду, способствует психо- эмоциональной разгрузке детей в середине недели, обеспечивает сохранение психологического здоровья ребенка, способствует воспитанию столового этикета.

Ежемесячная традиция «Встреча с интересными людьми» , способствует формированию у детей представлений о ценности, уникальности и своеобразии каждого человека, воспитанию культуры общения, обогащению знаний о профессиях людей нашего города. В начале года воспитатели групп проводят анкетирование родителей, приглашая их к участию в данной традиции. На основе анкет составляется план работы данной традиции на год с участием родителей. Ежемесячная традиция «Театральная пятница».
В подготовительных к школе группах нашего ДОУ организуется замечательная традиция: Традиция «Шефство», которая способствует нравственному воспитанию детей, создает условия для развития у детей эмоциональной отзывчивости, сопереживанию; развитию коммуникативных навыков, навыков сотрудничества в детском коллективе. Педагогами групп старшего возраста разработан перспективный план взаимодействия старших дошкольников с младшими в различных видах деятельности (игровой, трудовой, театральной деятельности, повседневном общении). При организации данной традиции используются разные формы: коллективные, персональные.

Воспитатель 1: Добрый день, уважаемые родители!

Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, о семейных традициях, их значении в воспитании и развитии ребенка.

Воспитатель 2: Как вы считаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка: семье или детскому саду?

Родители: (Ответы родителей) .

Воспитатель 1: Приоритет в воспитании ребенка принадлежит семье, детский сад является лишь помощником семьи.

Вы самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа ваш дом. Именно семья оказывает огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни.

Давайте попробуем ответить на непростые вопросы.

Что по вашему мнению, входит в понятие «Семейные традиции» ? Оказывают ли они влияние на воспитание ребенка? Родители: (ответы родителей)

Воспитатель 1: Какие семейные традиции есть в вашей семье?

В семье Мозжериных традиция каждый выходной ходить в театр, в кино.

Замечательные традиции.

В семье Черкасовых традиции праздников, праздник радостное событие в жизни ребенка. Они обьединяют, сплачивают семью.

В семье Степановых традиция. Зимой ходить на лыжах, летом бродить по лесу.

В семье Мозер по выходным готовить вкусные блюда.

Во всех семьях есть замечательные традиции. Возможно после нашей сегодняшней встречи, ваши семейные традиции приумножатся.

Воспитатель 2: А сейчас мы Вам предлагаем небольшую разминку.

Послушай. Вот моя семья:
Дедуля. Бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота. А почему?

Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка
Сестра, невестка, дочка.
А самый младший я.
Какая же у нас семья?

Родители: (ответы родителей) . (Семья состоит из шести человек: брат, сестра их родители, бабушка и дедушка) .

Воспитатель 1: Теперь вашему вниманию

Игра «Кто быстрее составит слово» ? Приглашаем

Две команды по пять человек.

Одному игроку первой команды надевают маску зайца, остальные участники получают буквы, из которых состоит слово «Заяц» . Игроки второй команды берут буквы для слова «Волк» и надевают одному играющему маску волка. Под музыку родители и дети врассыпную бегают по залу. С окончанием звучания первая команда складывает слово «заяц» около игрока в маске зайца, вторая - слово «волк» около участника в маске волка. Побеждает команда, выполнившая задание первой.

Воспитатель 2: Ну а сейчас для Вас предстоит эстафета семейная.

Приглашаем две семьи в составе папа, мама и ребенок. Ваша задача, каждых из команд: ребенок прыгает на обеих ногах, передает эстафету маме (мама прыгают на одной ноге, другую придерживает обручем) . Затем папа на четвереньках везет своего ребенка к финишу.

Побеждает та команда которая выполнит задание первой.

И последнее задание

Из строительного материала надо построить дом, кто из семей лучше и быстрее сделает.

На этой веселой ноте мы заканчиваем собрание. Всего доброго, до новых встреч!

Г. Астрахань
МБДОУ № 52 «Росинка»
Воспитатель
Федорова Ольга Павловна


Конспекты занятий
по теме: «Приобщение детей к истокам народной культуры».


Тема: Две Матрёны, три Матрёшки и ещё Матрёшечка.
(2-ая младшая группа)


Цель: продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой, с внешним обликом, особенностями росписи Семёновской и Полхов-Майданской матрёшек. Обратить внимание на характерные для того или иного вида художественного промысла особенности. Упражнять в умении последовательно собирать разрезные матрёшки, учитывая роспись. Учить различать по размеру, развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивать творческую активность, внимание. Воспитывать интерес детей к народному творчеству.

Материал: наборы матрёшек Семёновские и Полхов-Майданские, плоскостные разрезные матрёшки, маленькие матрёшки на каждого ребёнка, пластмассовая прозрачная матрёшка, крупа: пшено и рис красный, крашенный, Дуняша – кукла, старичок-лесовичок, ТСО-музыка.

Литературный ряд: потешки, загадки, стихотворения.
Предварительная работа: экскурсия в музей ДОУ, знакомство с Дуняшей, матрёшкой; рассматривание альбомов и иллюстраций «Народная игрушка», заучивание стихотворений про матрёшку.


Ход занятия

Воспитатель: - Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости.
- Посмотрите, а кто ещё к нам сегодня пришёл в гости? Дуняша! (воспитатель обращает внимание детей на куклу) Здравствуй Дуняша! (дети здороваются)
- Ребята, Дуняша мне рассказала, что с ней к нам хотела придти её подружка. Отгадайте, кто подружка у нашей Дуняши?
Воспитатель загадывает загадку:

Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка?
Дети: - Это матрешка.
Воспитатель: - Молодцы! Это матрёшка. Ребята, Дуняша предлагает нам с вами отправиться в гости к матрёшкам. Хотите? Тогда отправляемся в путь.
Путь не близкий будет, не беда
С музыкой нам весело, хорошо всегда.
(под музыку дети идут по дорожке)
Останавливаются на полянке, на которой сидит игрушка «старичок-лесовичок)
Воспитатель: - Ой, ребята нас кто-то встречает. Это старичок-лесовичок. Здравствуй дедушка.
-Куда мы идём? В гости к матрёшкам. Ребята, старичок-лесовичок не знает, кто такие матрёшки, Расскажем ему кто это?
Дети: - Это игрушка. С ней можно играть, любоваться, разбирать и собирать.
Воспитатель: - Матрёшка – это особенная игрушка, она разбирается, в каждой большой живёт маленькая, а в каждой маленькой ещё меньше. Эта игрушка вызывает восторг не только у детей, но и у взрослых.
Воспитатель: - Из чего делают матрёшку?
Дети: - Из дерева, молодцы!
Воспитатель: - А наши дети знают стихотворения про матрёшек.
Дети читают стихи.

Матрёшка на окошке, в ярком сарафане
И вся семья в матрёшке, как в доме деревянном.

Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки.
Всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.

Они игрушки знатные, складные и ладные.
Матрёшки всюду славятся, они нам очень нравятся.

Воспитатель: - Молодцы! Нам пора дальше в путь отправляться. Досвидания старичок-лесовичок. (идут под музыку, останавливаются на другой полянке)
Воспитатель: - А кто это нас с вами встречает на поляне? Да, это матрёшки. Мы сейчас с вами сядем и внимательно рассмотрим их. (Стоят две большие матрёшки: Семёновская и Полхов-Майданская)
-Ребята, это Семёновская матрёшка. (показ матрешки) У неё яркий цветастый фартук, который украшен пышными букетами малиновых роз с зелёными листьями, травкой. На голове жёлтая косынка с мелким узором.
- А, это Полхов-Майданская матрёшка. (показ матрешки) По форме она более вытянутая и стройная. Основные цвета: фиолетовый, алый, голубой, жёлтый. Узор на сарафане красивые цветы.
-Скажите, а матрёшки отличаются друг от друга? Дети: (по форме, цвету, росписи. И у них разные названия. Одна матрёшка – Семёновская, а другая Полхов-Майданская.)
-Молодцы! Матрёшкам интересно, куда мы с вами идём?
-Они нас проводят на свою поляну, но сначала нам с вами надо собрать портрет матрёшек. (дети собирают фото матрёшек из частей)
-Молодцы! Матрёшки довольны, вы правильно всё собрали. Они говорят вам «Спасибо».
- А мы сейчас с вами отдохнём.

Физкультминутка.

Хлопают в ладоши дружные матрёшки. (хлопают)
На ногах сапожки топают матрёшки. (топают)
Влево, вправо наклонись, (наклоны влево, вправо)
Всем знакомым поклонись. (дети кланяются)
Девчонки озорные матрёшки расписные, (кружатся)
В сарафанах ярких, пёстрых. (приседают)
Вы похожи словно сёстры. (качают головой)
Ладушки, ладушки. Весёлые матрёшки. (хлопают)
(Дети под музыку идут по музыку и останавливаются на полянке возле домика)
-Посмотрите, ребята, дом стоит, кто же в нём живёт? (под музыку на платформе выезжают матрёшки)
-Нас с вами встречают. Кто же это? Матрёшки, все красивые, нарядные.
-Возьмите по одной матрёшке, рассмотрите узор, цвета (дети берут по одной матрешке, садятся и рассматривают их)
-Рассмотрели? А теперь большие матрёшки зовут к себе своих маленьких сестричек. (на двух маленьких столах стоят две большие: Семеновская и Полхов-Майданская матрешки, дети ставят своих матрёшек: Семёновские на стол, где Семеновская, Полхов-Майданские на стол, где Полхов-Майданские и садятся на стульчики)
-Посмотрите, правильно вы их поставили? А сейчас, подойди и собери Семёновские матрёшки, а ты собери Полхов-Майданские матрёшки. (воспитатель предлагает детям сложить матрешек по размеру в одну большую, дети складывают и на столах остаются только две большие матрешки)

Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке,
А которая осталась
Больше всех перепугалась.

-Молодцы! Ребята, а матрёшка может быть вот какой? (воспитатель показывает пластмассовую прозрачную матрёшку)
-Мы с вами вместе будем наряжать матрёшку. У меня есть пшено и красный, крашеный рис. Мы сделаем нашей матрёшке красного цвета – юбочку (1 ребёнок засыпает на дно красный, крашеный рис), а кофту мы сделаем жёлтого цвета (2-ой ребёнок засыпает сверху пшено). Вот какая нарядная матрёшка у нас с вами получилась.
-Ребята, матрёшки благодарят вас за то, что вы так много знаете о них, что смогли собрать фото матрёшек. И в подарок они хотят вам подарить своих маленьких сестёр. (воспитатель дает каждому ребенку маленькую матрешку)

Тема: Знакомство с костюмом Дуняши.
(2-ая младшая группа)


Цель: познакомить детей с русским народным костюмом. Продолжать знакомство с куклой Дуняшей. Учить детей из разнообразия одежды выбирать то, что относится к русскому народному костюму. Через имена подвести детей к пониманию того, что люди разных национальностей живут рядом. У каждого народа есть свои стихи, сказки, песни, костюмы. Уточнить с детьми, что лучший подарок друг другу – это улыбка. Развивать эмоциональную отзывчивость. Продолжать учить детей чередовать геометрические фигуры для составления узора на полосе. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание прийти на помощь.

Материал: кукла Дуняша, набор (русский народный костюм) для фланелеграфа, коробка с прорезями, иллюстрации к сказкам, сарафан, украшения для сарафана в виде геометрических фигур (красного цвета – круг, жёлтого цвета – квадрат) на каждого ребёнка, игра «Собери костюм», аудиокассета с русской народной музыкой.

Предварительная работа: экскурсия в музей народной старины ДОУ, знакомство с русскими народными потешками, заучивание потешки «Расти коса до пояса».

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, я вижу по вашим глазам, улыбкам, что у вас сегодня хорошее настроение. Хотите, я отгадаю почему? Потому, что вы пришли в детский сад и здесь вас встретили ваши друзья. Угадала?
Дети: - Да.
Воспитатель: - А кто такие друзья? Сколько может быть друзей? А вы дружные ребята?
-Молодцы! Посмотрите, что у меня в руках? (вос-ль показывает коробку с прорезями, в которых видна картинка)
-Это коробочка. Какая-то знакомая, вы не знаете, чья это коробочка?
-Правильно, это Дуняшина коробочка, а в ней спряталась сказка. Как вы думаете, что это за сказка? (дети рассматривают картинку через прорези)
-Молодцы! Это сказка «Колосок». Это украинская народная сказка. А какие русские народные сказки вы знаете? Почему сказка называется народная?
-Правильно, потому что её придумал народ. Скажите, а кто нам рассказывал с вами сказку «Колосок»? Чья это любимая сказка?
-Да, эту сказку нам рассказывала Дуняша, когда приходила к нам в гости. А как вы думаете, если Дуняшина коробочка здесь, то где сама Дуняша? Может нам её позвать? (стук в дверь, воспитатель заносит куклу Дуняшу)
-Здравствуй Дуняша. Мы очень рады тебя видеть.
-Ребята, Дуня тоже очень рада нас всех видеть. Ей так понравилось у нас, что она решила прийти к нам сегодня в гости. Чтобы Дуня вспомнила наши имена, мы поиграем все в игру «Как тебя зовут?» (дети встают в круг, но не держатся за руки)
-Я, Ольга Павловна. Я русская. (вос-ль берёт за руку рядом стоящего ребёнка. Дети поочерёдно называют своё имя и национальность, берутся за руки, последний берёт Дуняши, получается круг)
-У нас у каждого разные имена и они все очень красивые. А ещё мы отличаемся друг от друга тем, что мы разной национальности, но мы все вместе дружим. Мы держимся за руки и тепло от наших рук, передаётся друг другу, греет нас. А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь. В нашей группе стало тепло, светло и радостно.
-Садитесь на стульчики. Дуняша нам принесла, что-то интересное. Это книжка, может она со сказками? (вос-ль показывает книгу «Русский народный костюм»)
-В этой книжке рассказывается про Дуняшину одежду (вос-ль показывает книгу детям) У Дуни, так как она русская, русский народный костюм. Это рубаха, она широкая, по краю рукавов и по вороту украшена узором. (показ)
-Повторим все вместе – это рубаха.
-Это сарафан. (показ) Он украшен красивой тесьмой. Повторим все вместе сарафан.
-На голове у Дуняши – кокошник (показ), он украшен красивыми бусами. Повторим – кокошник.
-На ногах – лапти (показ)
(каждый раз воспитатель прикрепляет на фланелеграф: рубаху, сарафан, кокошник, лапти)
-Всё вместе это русский народный костюм. А мы с вами сейчас одеваемся, так как Дуняша? Мы так не одеваемся. Так одевались раньше. Люди разных национальностей живут рядом, у каждого народа есть свои песни, стихи, игры, костюмы, сказки.
-А какая у Дуняши длинная коса. У наших девочек тоже есть косы и когда мы их расчёсываем, то вспоминаем потешку «Расти коса до пояса».
-Дуняша, а ты хочешь послушать потешку?
(ребенок читает потешку)
Расти коса, до пояса не вырони ни волоса.
Расти косынька до пят все волосоньки в ряд.
Расти коса не путайся маму Дуня слушайся.
-Молодец! Вот какую потешку про косу, знают наши дети. Тебе понравилась? Наши дети, очень хотят с тобой поиграть. А ты хочешь? Тогда вставайте в круг.

Физкультминутка.
Вот какой чудесный дом, много есть соседей в нём.
Вот казах, а вот аварка, русский здесь и армянин.
В этом славном доме нужно жить со всеми очень дружно.
Никого не обижать всех соседей уважать.
-Ребята, а Дуняша нам ещё, что-то принесла, посмотрим что это? (вос-ль показывает мешочек и достаёт оттуда настоящий сарафан) У Дуняши к нам просьба. Её пригласили в гости, но вот беда. Она попросила сшить ей сарафан, портниха его сшила, но заболела и не успела его украсить. Дуняша очень просит вас помочь ей. Поможем?
-Вот сарафан, портниха успела пришить только белую ленту, которая называется княжья лента, её надо украсить. Вот здесь в коробочке лежат украшения. (вос-ль показывает детям круг-красного цвета, квадрат – жёлтого цвета) Сейчас мы с вами будем украшать сарафан. (вос-ль одевает сарафан на девочку)
-Я первым прикреплю квадрат, а затем мы прикрепим круг, какую фигуру дальше будет прикреплять? (квадрат) (дети поочерёдно прикрепляют круг, квадрат, которые крепятся к белой ленте на липучки)
-Теперь мы с вами сядем на стулья и посмотрим, какие мы молодцы, как мы украсили сарафан. (воспитатель предлагает девочке в сарафане: покружись, покажи нам, какой сарафан стал красивый и нарядный). Как вы думаете, теперь Дуняша может идти в гости? (вос-ль снимает сарафан с девочки и отдаёт его Дуняше)
-Как мы с вами помогали Дуняше? Дуня говорит нам «Спасибо» Мы такие молодцы! Мы настоящие друзья, так дружно помогали.
-Вы рады, что помогали Дуне?
-За нашу помощь Дуня нам принесла подарок (вос-ль показывает детям коробку) Это игра «Собери костюм Дуняши».
-Мы сегодня познакомились с русским народным костюмом. Поэтому мы сможем играть в эту игру.
-На этом наше занятие окончено. Я вами очень довольна, вы молодцы!

Календарно-тематическое планирования для детей младшей группы

Иголкина Елена Константиновна, воспитатель 2 мл.гр. МБДОУ д/с № 7 "Полянка"
Данный материал будет полезен для воспитателей, при написании плана на каждый день

МУЗЫКА (организует муз. руководитель)
Д/И «Большие и маленькие колокольчики»
Пальчиковая гимнастика- игра «Пальчики- помощники», «Про сороку». Цель:учить детей слушать родное слово, улавливать ритм потешки, соотносить слова с действиями пальцев
Д/И «Сложи картинку» Цель: Развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память.
Рассматривания иллюстраций к сказкам и потешкам «Петушок и бобовое зернышко», «Гуси-лебеди», «Бычок – черный бочок, белые копытца

Утренняя гимнастика. Комплекс упражнений № 19 «Сильные и ловкие»
КГН: «Поведение за столом»: Формировать навыки самообслуживания
Ситуационное общение: «Выйдет котя в огород – всполошится весь народ» Цель. Знакомство с прибаутками и песнями о домашних животных, Вовлечение детей в подвижные народные игры.
Русская народная подвижная игра «Карусель». Цель: развитие общей моторики, развитие внимания.
Познавательное развитие
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ«Тарелочка из глины»
О.В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во 2 мл. группе.» с.36 Гимнастика после сна Комплекс №4 «Я на солнышке лежу»
Чтение сказка обр. М. Булатова «Бычок – чёрный бочок, белые копытца». Цель: воспитывать любовь к сказкам и чтению книг.
Рисование «Половички для зайчонка». Цель: способствовать расширению знаний детей о предметах народного быта и развитию интереса к изобразительному творчеству; закрепить понятия «половик», «широкий», «узкий», «круглый»; учить детей проводить прямые линии в одном направлении, чередовать разные цвета, оставлять между полосками небольшое расстояние – «коридорчики»;
П/И «Докати мяч до кегли»
Учить катить мяч по прямой линии до определённого места
С/Игра: «Как котик в гости ходил». Цель. Знакомство с обычаем хождения в гости с гостинцами.
Художественно-эстетическое развитие
РИСОВАНИЕ
«Знакомство с дымковскими игрушками. Рисование узоров»
Т.С.Комарова «Занятия по ИЗО во 2 мл. группе.» с. 71-72
Ситуативное общение: «Наша-то хозяюшка».
Цель. Знакомство с новой прибауткой. Показать, как пользоваться основными предметами домашней утвари
Русская народная игра «Каравай». Цель игры: формирование чувства сопричастности и позитивного психологического микроклимата группы; выявление симпатий и антипатий в группе.

Планирование на каждый день по Васильевой тема «Народная культура и традиции» 2 младшая группа



Рассказать друзьям