Вайолет Оклендер - Скрытые сокровища. Путеводитель по внутреннему миру ребенка

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

из интервью семейного и детского психотерапевта Ларисы Пяткиной

А чем принципиально отличается модель Вайолет Оклендер от других методов работы с детьми?


- Во-первых, модель простая и ясная. Вот почему я с удовольствием приглашаю на тренинги как психологов, так и родителей. Кстати, родители потом признаются: мол, они сначала не понимали, что будут тут делать. «Пафосный» преподаватель из Питера, много психологов в аудитории… Однако после семинара благодарили. Ведь полученные техники можно использовать и в кабинете у психотерапевта, и в классе, и дома.

Во-вторых, Вайолет Оклендер не применяет интерпретации. И это принципиальная позиция - мы слушаем ребенка, узнаем о нем от него самого, следуем за ним и осторожно вступаем в его мир. Иные психотерапевтические техники интерпретируют сказанное и сделанное ребенком, и тогда получается, что мы знаем ЗА ребенка. А мы просто спрашиваем: как ему живется? В-третьих, и это самое, пожалуй, главное - деликатное и уважительное отношение к детям. Поверьте, в таком подходе - огромное поле для творчества самого психолога. Можно рисовать, лепить, играть на музыкальных инструментах, заниматься куклами-марионетками, рассказывать стихи, составлять истории, играть в театральные постановки.

Лариса Валерьевна, почему все сводится к творчеству? Это работа с чем-то неосознанным?

Вопросов подсознания, осознания мы не касаемся. Это психоаналитические модели. Мы же никакие неосознанные вещи с детьми не совершаем. Дело в том, что в малом возрасте языковые формы еще только формируются и недостаточно развиты, а изображение, рисунки подвластны ребенку. Он может посмотреть на картинку и что-то рассказать. А творческие методы позволяют сблизить языки взрослого и ребенка, и, значит, помогают психотерапевту успешно взаимодействовать с маленьким человеком. Это все равно, что создать единый и общий язык между ними.

А в рисунках что имеет значение - цвет, яркость, само изображение?

Повторюсь: мы не интерпретируем нарисованное. То есть не знаем, депрессивно то, что сотворил на бумаге ребенок, или нет. Мы просто спрашиваем, почему он нарисовал черным карандашом. И оказывается, к примеру, что папа сегодня надел черную куртку, потому что погода сменилась. А вот если мы заранее решим, что черный цвет символизирует депрессию, тогда это будет уже наша собственная проекция на ситуацию. Часто мне приносят или высылают по Интернету рисунки своих детей с просьбой рассказать про ребенка. И я отвечаю: спросите сами свое дитя, что он нарисовал.

Можно ли творческими методами справиться с агрессией ребенка, с гневом?

Безусловно. Гнев - это одна из естественных эмоций человека. Любой, независимо от возраста, может разгневаться. Здесь важно учитывать, как проявляют и взрослые, и дети эту эмоцию, как ощущают ее, и как относятся окружающие к такому проявлению. Агрессия необходима. Если мы не будем испытывать ее, то, к примеру, не сможем защитить своего ребенка. Или останемся голодными, так как не сможем откусить даже яблоко. Ведь для этого простого действия тоже нужна агрессия - разрушение. Поэтому проявлять эмоции необходимо. Другой вопрос: как? И взрослые, и дети не умеют проявлять гнев социально приемлемым способом. А Вайолет Оклендер как раз учит этому. Сначала нужно эмоцию осознать и узнать у себя, потом выбрать, как ее корректно проявить. Можно прямо сказать обидчику: «Я недоволен этой ситуацией, потому что...» Но порой это невозможно. Если вас остановит дорожный полицейский, вы ведь не скажите, что им недовольны. Не признаетесь и начальнику, что гневаетесь на него. И если мы не обучим корректному способу проявления негативных эмоций себя и своих детей, то они выберут деструктивные способы реагирования, потому что не знают, как сделать это правильно.

А, может, вообще стараться не гневаться и не злиться?

Эмоция гнева необходима. Если вы не проявите ее, она будет тлеть внутри организма, и все равно проявится не в одном, так в другом месте. Неважно как - будет ли ребенок топать ногами на уроке или стучать линейкой по столу. Кончится тем, что его накажут, но он все равно снова это сделает, потому что ему необходимо избавиться от негативной эмоции. Нужен выплеск - сходите с ребенком на тренировку, покричите, побейте грушу, постреляйте. Выберите приемлемые способы проявления эмоций, чтобы ребенок знал, что делать, когда внутри него что-то кипит. И тогда у малыша не возникнет потребности делать это агрессивно. И не путайте: мы не учим детей управлять агрессивностью, а учим проявлять эмоции, не вредя ни себе, ни миру.

Но многие родители запрещают ребенку испытывать эмоции: «Не реви!», «Не плачь!» Это что, получается, вредно?

Да. Все может закончиться психосоматическими нарушениями. Некоторые дети становятся послушными, но ходят с больным желудком, или утомленные, уставшие. Это напрямую связано с подавлением эмоций. Я всем говорю: важно обучить ребенка узнавать эмоции. А это зависит от родителей. Взрослые должны говорить ребенку, что он сердится, злится, раздражается. Чтобы он понимал и отличал одни эмоции от других. «Сейчас ты в ярости, я понимаю, но давай выберем, как лучше и безопасно проявить свою ярость».

Лариса Валерьевна, конкретный вопрос: как быть со злостью ребенка, когда отрываешь его от компьютера?

Гнев, когда человека отрывают от удовольствия, - первый признак зависимости. Что необходимо делать? Первое: понять, что сформирована компьютерная зависимость. Второе: ответить самому себе - почему? Третье: выработать нормативы пребывания у компьютера. Это 30-60 минут в сутки. Как правило, ограничения вызывают у ребенка негативную реакцию. И здесь родитель должен быть старшим, понимать, что он мудрее, а потому, несмотря ни на что, он просто обязан удержать ребенка в границах поведения и времени. Тогда ваше чадо поймет, что этот мир выдержит его, а рядом всегда есть крепкий и мудрый взрослый.

Это сближает родителей и детей?

Да. Обычно родители проваливаются в эмоциональном плане, потому что гневаются, топают и орут. Надо быть твердым: «В нашей семье есть определенные требования, их нужно соблюдать». Все. Ребенок, пусть не сразу, но поймет. Только так вы справитесь с компьютерной зависимостью и с зависимым поведением. Помните, что у детей постоянно возникают эмоции. И важно, чтобы малыш раньше времени не становился взрослым.

Почему? Может, наоборот, хорошо - так ребенок заранее подготовится к трудностям жизни.

Я имею в виду то обстоятельство, когда ребенок в пять лет становится подушкой для мамы, в которую она плачется, рассказывает все проблемы. Иногда дети становятся родителями собственных мам и пап. Не надо раньше времени все сваливать на них. Мой сын недавно меня обнял и сказал: «Я тоже буду добр к своим детям, мамочка!» Как бы не выстраивались обстоятельства в жизни, даже из неблагоприятной среды можно вытащить ребенка, помочь ему построить свою жизнь.

Понимаю, психологи не дают общих советов, но все же, Лариса Валерьевна, подскажите, как воспитать гармоничного и гуманного ребенка?

Я обращусь к словам Вайолет Оклендер. Во-первых, слушать и принимать эмоции ребенка. Во-вторых, относиться к нему уважительно, помнить о принципах неповторимости. И, в-третьих, быть для ребенка хорошим примером. Если мы гуманны к своим детям, сострадательными вырастут и они.

Подробнее: http://kstnews.kz/newspaper/111?node=19788
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на сайт www.kstnews.kz

Вайолетт Оклендер - практикующий американский детский психотерапевт, доктор психологии, она выступала с лекциями и супервизиями в ряде стран, и ее по праву можно назвать одной из наиболее заметных фигур в детской психотерапии. Книга «Скрытые сокровища» появилась в результате наблюдений над сотнями детей, работы с глубоко травмированными маленькими пациентами и подростками, и тем ценнее выводы и рекомендации, которые окажутся полезными не только начинающим, но и опытным специалистам. Переведенная на 6 языков, эта книга включена в шорт-листы, рекомендуемые детским психологам и психотерапевтам, став своеобразным учебником-«путеводителем».

В. Оклендер применяет гештальт-подход, активно включает средства арт-терапии в работе с детьми и их родителями, предлагает ряд простых, но эффективных методик в работе с различными степенями травматизации. Эту книгу можно рассматривать и как руководство для работы, и как рекомендации для родителей, в ней затрагиваются как терапевтические, так и профилактические моменты в развитии и воспитании детей. Хотя направленность книги, скорее, узкоспециальная, но и внимательные родители, небезразличные к судьбе своего ребенка, смогут взять для себя нечто полезное и, прежде всего, переосмыслить собственное поведение сквозь непривычную призму детского восприятия. В потоке будничных дел иногда сложно заметить, как «слово ваше отзовется», как будет воспринят внешне невинный поступок родителей, вполне объяснимый с точки зрения логики. А для ребенка он может быть воспринят как тревожный сигнал и, возможно, запустит процессы, тормозящие полноценное развитие личности. И если будничные недоразумения довольно просто корректировать, то работа с детской травмой требует не только полной сконцентрированности, честности и аутентичности терапевта, но и мудрости, понимания, а иногда и просто выносливости. Например, в одной из глав В. Оклендер рассказывает, как ей однажды всю первую сессию пришлось просто перемещаться вслед за ребенком по собственному кабинету, который хватал то одну игрушку, то другую, а она мужественно следовала за ним, чтобы дать ему почувствовать безопасность, наличие с собой доброжелательного взрослого, принимающего и готового помочь. Это было своеобразное «испытание», которое устроил ей недоверчивый ребенок, но терапевт его прошла. Даже этот небольшой эпизод может быть хорошим уроком практикующим психологам.

Методика работы специалиста с ребенком

В процессе многолетней практики В. Оклендер выработала свой алгоритм работы с детьми и щедро предложила его читателям. Он заключается в нескольких этапах, которые я предлагаю рассмотреть подробнее.

1. Научение ребенка выражаться максимально конкретно . Например, фразу «я себя ненавижу» всегда нужно конкретизировать: всего себя? Или есть какие-то черты? Чаще всего в процессе этой работы ребенок отходит от первоначальной максималистской позиции и начинает понимать, что есть отдельные его стороны и качества, не удовлетворяющие по каким-то причинам.

2. И на втором этапе важно понять, что это за аспекты личности, что именно подвергается отторжению и отрицанию . Оформление этих аспектов в некий образ (фигурку, куклу из пластилина, рисунок) снимает напряжение и дает четко определенный вектор работы.

3. Часто эффективным оказывается сравнение с идеальными противоположными модальностями личности ребенка: к примеру, ребенок, считающий себя трусом и ненавидящий этот аспект своей личности, может припомнить моменты, когда он бывал смелым, вспомнить, что он ощущал тогда.

4. Следующий этап очень важен. В. Оклендер отмечает, в большинстве случаев у ее маленьких пациентов непременно присутствует подавленный гнев , что естественно, особенно учитывая запрет на внешнее проявление гнева и агрессии в нашей и западной культурах. И его обязательно следует «выпустить» наружу, используя для этого игрушечный молоток, глину, разрывание на части рисунка с негативным содержанием - арт-терапевтические методики, предполагающие обязательную деструкцию. «Сессию гнева» автор считает вообще одним из наиболее успешных методов для облегчения состояния ребенка. А родителям В. Оклендер рекомендует: «Проводите «сессию гнева» регулярно перед сном. Ребенок должен вам рассказать все, что ему не понравилось и что его взволновало за день. Не надо ничего обсуждать, просто послушайте». Это хорошая профилактика агрессии, детских неврозов, да и просто возможность ощутить близость, поддержать диалог родителя и ребенка.

5. На следующем этапе работы психотерапевт подчеркивает важность обретения с ребенком той его составляющей, которая принимается . С ней налаживается контакт (это может быть добрая фея-крестная из волшебных сказок, какой-то любимый персонаж книги или мультфильма, с образом которого отождествляет свой аспект ребенок). Эта часть «я» «озвучивается» ребенком. Например, терапевт спрашивает: «Как ты думаешь, что могла бы сказать эта фея?» И «фея» обращается к отрицаемому и ненавидимому аспекту «я». Как отмечает автор, иногда целесообразно вернуться, регрессировать к тому аспекту личности, который когда-то принял негативный интроект, согласился с неверным представлением о себе, чтобы подкорректировать его восприятие и обратить к нему ободряющий и поддерживающий монолог «феи-крестной».

6. В ходе дальнейшей работы вместе с ребенком составляется план дальнейших действий , которые ребенок может выполнять и дома, без сопровождения взрослых: это может быть разговор с персонажем, олицетворяющим часть «я», небольшой ритуал перед сном, тайный талисман или что-то еще, что может обеспечить поддержку ребенку.

7. На завершающем этапе терапии с ребенком обсуждаются и проигрываются ситуации , когда он оказывается способен оказать себе помощь и поддержку. Лучше будет сделать приятной привычкой способность радовать себя, пусть даже в мелочах.

Важность накопления опыта

Основное внимание в работе с травмированным ребенком В. Оклендер уделяет опыту проигрывания. Ведь до 10-11 лет дети и не нуждаются в анализе, вербализации происходящего, однако часто собственные сильные эмоции пугают ребенка, он замыкается в себе, считая себя «каким-то не таким». Это оправдано законами детской психологии, последовательно сменяющими друг друга фазами развития ребенка. И тогда часто спасает условная реальность, игра, в которой не только корректируются, но и закрепляются стратегии поведения и способы реагирования. До определенного возраста игра и вовсе необходима, как воздух (в книге В. Оклендер анализируются разные случаи: с детьми от 3 до 18 лет). Главное - понимать, каковы потребности и специфика развития личности на том или ином этапе. «Ребенок борется за возможность проявить себя и мечется между состоянием слияния и изоляции. Слияние подразумевает заимствование ощущения самости от кого-то другого - он должен быть похожим на другого, поскольку не имеет собственного представления о себе». И, чтобы обогатить и «напитать» этот только формирующийся еще образ собственного «Я», ребенку и нужен свой опыт преодоления, выработка своих, индивидуальных стратегий совладания с чем-то тревожным, непривычным и пугающим. Если насыщать образ «Я» позитивными подкреплениями от полученного безопасного опыта в кабинете терапевта, укрепится стержень личности, станет более устойчивой психика, сформируются те образцы поведения и реагирования, которые повлекут успешную социализацию и повысят адаптационные возможности (одна из глав так и называется - «Усиление «Я»).

Инструментарий для работы

Уже отмечалось, что В. Оклендер применяет широкий спектр арт-терапевтических методик в работе с детьми. И это обосновано тем, что мир ребенка - яркий, образный, метафоричный, а не логичный, вербализированный. Поэтому так хорошо «работает» то, что и составляет интерес ребенка до определенного возраста - рисование, игра, проигрывание с фигурками каких-то сюжетов, исследование новых для ребенка предметов и игрушек и пр. Кроме использования средств художественной выразительности (красок, пластилина, глины и т. п.), в последней главе автор уделяет внимание звукотерапии (или музыкальной терапии), описывая случай, когда ребенок «спасался» тем, что просто выбирал музыкальный инструмент и извлекал звуки, к чему присоединилась затем и терапевт. Подтверждается один из базовых законов терапии: излечение наступает, прежде всего, благодаря магии со-присутствия, дающего ощущения поддержки и безопасности. С детьми это буквально просто нахождение рядом и деятельность, которая объединяет, может быть, даже и без лишних слов.

Книга В. Оклендер написана очень простым языком, поэтому будет понятна даже тем, кто далек от профессионального изучения психологии. Она построена в форме заметок психотерапевта, рассказов о разных историях излечения разновозрастных детей. Причем ситуации, описываемые автором, универсальны: будь то горе и утрата, переживание ребенком собственной медлительности и неуклюжести, неумение общаться и вступать в контакт с другими, переживание одиночества, высокая тревожность и недоверие к миру взрослых, кажущемуся враждебным, отсутствие навыков самоконтроля и многие другие проблемы, которыми занимается детская психология. Поэтому, если вам интересен мир ребенка, непохожий на наш, если у вас есть дети и вы стремитесь к любви и пониманию в семье, заботитесь о психологическом здоровье ребенка - книга «Скрытые сокровища» - для вас.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Вайолет Оклендер

Скрытые сокровища. Путеводитель по внутреннему миру ребенка

Посвящаю эту книгу Молли Филлер Соломон и Джозефу Соломону – моим замечательным родителям, сделавшим мое детство таким, каким оно должно быть у всех детей.

Violet Oaklander


HIDDEN TREASURE

A map to the child’s inner self


Original edition published by Karnac Books Ltd, represented by The Cathy Miller Foreign Rights Agency, London – in the case of this contract representing the Author Violet Oaklander


ISBN 978-1-85575-490-4 (англ.)


Перевод с английского под общей редакцией В. И. Белопольского

Благодарности

Я хотела бы выразить особую благодарность моим дорогим сыну и дочери: Мха Атма Хальса и Саре Оклендер, которые поддерживали меня, помогали мне советом и искренне делали все от них зависящее, чтобы дать мне возможность написать эту книгу.

Хочу особенно отметить участие моей невестки, Марты Оклендер, которая помогла мне даже больше, чем сама предполагает.

Введение

Двадцать восемь лет прошло после выхода моей первой книги «Окна в мир ребенка», но за это время наша жизнь несильно изменилась. Конечно, нельзя отбросить технические достижения (книгу «Окна в мир ребенка» я печатала на крошечной портативной машинке «Гермес», а сейчас в моем распоряжении замечательный компьютер), да и бесчисленное множество событий, произошедших в мире за эти неполные три десятилетия. Однако прежними остаются потребности ребенка. Дети все так же страдают от жестокого обращения и надругательств, разводов и утрат, разлук и многого другого. Те из нас, кто работает с детьми, все так же нуждаются в психотерапевтических техниках, помогающих детям выдержать все трудности, справиться со своими бедами и стать цельными личностями, способными жить в нашем полном стрессов мире. Все эти годы я продолжала применять на практике свои методы и утвердилась в том, что гештальт-терапия с детьми и подростками не утратила своей актуальности.

Не имея достаточно времени для создания еще одной книги, я использовала диктофон, записывая с его помощью аудиокассеты с рассказами о своих достижениях и новых идеях. Я писала статьи для разных журналов и главы в сборники, издаваемые другими людьми, читала лекции и организовывала презентации на многочисленных семинарах, понимая, что все мои новые (появившиеся на свет после выхода книги «Окна в мир ребенка») идеи, мысли, открытия и успехи просто необходимо свести воедино, ведь ценность моей работы заключается в том, что человеку любого возраста она позволяет расти и развиваться.

В апреле этого года мне исполнилось 79, и сейчас я уже считаю себя наполовину пенсионеркой. Частную практику я оставила семь лет назад и теперь занимаюсь супервизиями, преподаю, а летом провожу двухнедельный тренинг. Я по-прежнему путешествую по США и выезжаю за пределы страны с семинарами и программными лекциями, но прилагаю все усилия, чтобы сократить эти поездки. В последние годы мне приходилось работать в Южной Африке, Ирландии, Австрии, Мексике и Англии, а также в нескольких городах США. На мои тренинги съезжаются слушатели со всего мира. И как только я начинаю подумывать о том, чтобы закрыть программу интенсивного обучения, мне приходят запросы из Бразилии, Аргентины, Тайваня, Новой Зеландии и других далеких стран. Я получаю письма от людей, горящих искренним желанием изучить мой метод работы с детьми и подростками. Потребность в качественной работе с детьми ощущается повсеместно.

Несколько человек организовали фонд под названием «Фонд Вайолет Соломон Оклендер», чтобы продолжить работу после моего полного ухода от дел. Когда я пишу эти строки, организация находится еще на самом раннем этапе развития, и я бесконечно счастлива, что могу заложить первые камни в ее фундамент. Эти люди глубоко преданы делу, которому посвятила себя и я. Нет нужды говорить, что это лучшие представители нашей профессии, и это наполняет мое сердце гордостью и признательностью.

Моя работа доставляла мне огромную радость. Я надеюсь, что тем, кто трудится в этой области, моя книга будет полезна и позволит получить ту же награду, что была дарована мне. Эта награда – счастье помогать детям в их развитии и в выборе правильных жизненных ориентиров.

Когда детям нужна психотерапия

Что приводит детей в кабинет психотерапевта? В ответ на этот вопрос вы, вероятно, скажете, что проблема возникает тогда, когда с ними что-то не в порядке: они плохо успевают в школе, агрессивны или замкнуты, испытывают травматические переживания, страдают из-за развода родителей и т. д. и т. д. Но все это лишь симптомы и реакции. А в чем же все-таки истинная причина?

Я много думала над этим вопросом и теперь хотела бы изложить свои мысли. То, что я хочу сказать, может показаться слишком простым и незначительным. Фактически, я обращаюсь к явлениям столь тривиальным, что мы их просто не замечаем. Но иногда необходимо устремить свой взгляд на очевидное.

У большинства детей, приходивших на мои сеансы в течение многих лет, было две основные проблемы. Во-первых, им было сложно установить полноценный контакт с учителями, родителями, сверстниками, книгами. А во-вторых, как правило, у них было слабо развито ощущение собственного «Я».

Чтобы описать, как ребенок воспринимает самого себя, часто используют понятие «Я-концепция». Мне больше нравится более широкое и не несущее в себе оттенка оценки понятие «самоощущение».

Чтобы установить полноценный контакт с миром, человек должен хорошо владеть такими функциями, как видение, слушание, осязание, вкус, обоняние, движение, выражение чувств, идей, мыслей, проявление любопытства и т. д. (Polster and Polster, 1973). Эти же модальности формируют самоощущение. Дети с эмоциональными нарушениями, вызванными перенесенной травмой или другими причинами, стараются отдалиться от окружающего мира. В ущерб нормальному развитию они замораживают свои чувства, становятся менее подвижными, не допускают проявления эмоций и прячут свои мысли, но это лишь усугубляет проблемы. Ребенок не может полноценно общаться, его личность не развивается.

По моим наблюдениям, такое нездоровое поведение возникает не только вследствие травмы или жизненных неурядиц. Немалую роль здесь играют и другие особенности развития.

Я считаю, что когда здоровый младенец появляется на свет, он способен полноценно использовать свои ощущения, тело, эмоции и разум. Ребенок приходит в этот мир как существо ощущающее: для жизни ему необходимо научиться сосать, а для развития – ощущать прикосновение. По мере роста дети начинают активно использовать все остальные ощущения. Малыш внимательно разглядывает все, что его окружает, пытается дотронуться до всего, что может достать, и пробует на вкус все, что удается потянуть в рот.

Автор и ведущий курса Ольга Егорова специальный психолог, кандидат психологических наук, гештальт — терапевт, супервизор. Прошла обучение у Линн Стадлер, ученицы Вайолет Оклендер. Линн Стадлер - одна из двух тренеров в мире, официально сертифицированных по данной модели.

Работа с детьми в модели Вайолет Оклендер помогает ребенку:

  • Лучше чувствовать себя (свои потребности) - чувствовать опору внутри себя и иметь ясное чувство себя
  • Почувствовать больше счастья и дружелюбия в жизни, улучшить его способность контактировать с окружающей средой и людьми в его жизни.
  • Направлять и выражать глубокие чувства и эмоции безопасным, приемлемым способом (особенно агрессию)
  • Приобрести опыт чувствования себя, той части, которую он отрезал, ограничил, заблокировал.

​Программа курса

Модуль 1, даты проведения 02.02.2019 — 03.09.2019

Представление модели В. Оклендер. Контакт. Функции контакта. Чувство «Self». Контракт. Границы. Этапы терапевтического процесса. Первая сессия. Работа с проективными картами, рисование.

Модуль 2, даты проведения 27.04.2019 — 28.04.2019

Процесс терапии. Этапы терапевтического процесса (продолжение). Оценка и диагностика терапевтических потребностей детей и разработка плана терапии. Сопротивление. Эмоции. Выражение эмоций. Работа с гневом и агрессивной энергией. Сенсорный опыт. Работа с глиной.

Модуль 3, даты проведения 01.06.2019 — 02.06.2019

Соматические симптомы. Психосоматика. СДВГ. Гиперактивный ребенок. Замкнутый ребенок. Игровая терапия. Работа с песком. Теория «поля». Работа с «полем» - школа, родители, учителя, дети.

Модуль 4, даты проведения 14.09.2019 — 15.09.2019

Насилие над детьми, ПТСР. Родители с алкогольной, наркотической зависимостью. Дети и домашнее насилие. Самоподдержка. Работа с «Self». Усиление чувства собственного «Я». Работа с куклами - марионетками.

Модуль 5, даты проведения 12.10.2019 — 13.10.2019

Работа с группой, очень маленькими детьми, сиблингами, подростками, с семьями. Типы семей. Семейная терапия. Использование музыкальных инструментов в психотерапевтической работе с детьми.

Модуль 6, даты проведения 23.11.2019 — 24.11.2019

Работа с утратой, горем, одиночеством (дети и подростки). Работа с детьми в период развода. Экспериментальная работа (рисование, проективные карты). Супервизия отдельных случаев из практики участников (по модели В. Оклендер). Консультационные кейсы.

Методика л егкая в применении, результативная в работе, ясная в понимании, проверенная в мире детской психотерапии.

Программа рассчитана на психологов, психотерапевтов различных школ и направлений, педагогов, воспитателей, наставников, тьютеров, представителей смежных специальностей (социологов, антропологов), а также слушателей и студентов профильных ВУЗов.

Возможно участие как в целом курсе, так и в отдельных семинарах.

Стоимость обучения на первом семинаре 11000 руб.

​Обучение будет проходить на территории Центра развития РЕБУС



Рассказать друзьям