Лепим птичку из пластилина в старшей группе. Конспект занятия по лепке в старшей группе «Птицы на кормушке

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Татьяна Сухих приветствует всех гостей, давних и новых друзей блога! Углубляя тему о , мне хочется более подробно остановиться на методах обучения малышей этому развивающему занятию. Обязательным этапом образовательной программы является создание фигурок животного и пернатого мира из пластилина. Лепка на тему птицы в старшей группе предусматривает обучение более сложным приемам воссоздания с помощью пластичного материала формы, которая соответствует образцу, предложенному воспитателем.

Лепка или рисование по образцу – важный элемент в развитии зрительной памяти, внимания, умения зафиксировать детали и передать образ в целом. Не устану повторять, что любое творческое, спортивное занятие малыша – это не просто забавка, а огромная работа по самосовершенствованию.

Почему-то лишь педагоги меня понимают, а родители в большинстве случаев несерьезно относятся к моим рекомендациям по поводу развития дошкольников посредством творческих и физкультурных занятий, которые нужно проводить с детками дома. Это подготовит дошкольника к сложнейшему этапу в жизни – школе.

Стоит ли объяснять, как птица, слепленная из пластилина, поможет ребенку в школьной жизни? Надеюсь, что не стоит…

Что-то меня понесло в философствование, лучше расскажу о литературе в помощь воспитателям и активным родителям.

Перед тем, как начинать лепить птичку, нужно рассказать о ней и обязательно показать иллюстрации, чтобы перед глазами у ребят был образец. Вот как раз для этой цели можно использовать набор обучающих карточек «Птицы» , который можно купить в Интернет-магазине «OZON.RU». 20 больших красочных картинок помогут детям расширить словарный запас, выучить названия птиц, развить фотографическую память.

Что еще понадобится для лепки пернатых? Понятно, что материал. В детском саду обычно мы лепим из пластилина, но бывает, что используем другие материалы. Отличный выбор на том же «Озоне» : пластилин разных цветов и разных производителей, масса для лепки, тесто, кинетический песок и необходимые аксессуары вы сможете выбрать, не вставая с кресла, как говорится. Все материалы сертифицированы, проверены, рекомендованы к использованию в условиях ДОУ, школы и дома.


Перейдем к книгам. «УчМаг» предлагает методичку «Лепка в детском саду с детьми 5-7 лет» , которая поможет воспитателям составить конспект урока по лепке, а активным родителям – в решении проблемы, чем занять ребенка в выходной или на каникулах. В принципе, дополнительные карточки с иллюстрациями не нужны, в методичке есть красивые картинки.

Магазин в Интернете «Книга.ру» презентует два пособия по нашей теме: «Лепка в детском саду. Конспекты занятий» и «Художественно-эстетическое развитие детей в старшей группе ДОУ» . Мне обе книги нравятся, думаю, их стоит приобрести в библиотечку воспитателя, чтобы внести что-то новое в свою методику планирования развивающих занятий с дошкольниками. Первая методичка интересна тем, что там показано, как можно синтезировать несколько видов искусств (народная игрушка, скульптура малой формы, рисование, музыка, художественное слово) в занятиях лепкой.

А второе пособие более универсально и посвящено не только лепке, но и аппликации, рисованию. Все занятия содержательны и взаимосвязаны, это целая система по эстетическому развитию дошкольников.

Как проходит обучение лепке в старшей группе?

Старшая группа, приступая к творческим занятиям в первом квартале учебного года, закрепляет навыки, полученные ранее. У деток это возраста гораздо больше физических и психологических возможностей для того, чтобы быть более искусными в разных видах творчества.

Так, уже пошел процесс окостенения кистей рук, мышцы окрепли, пальчики стали более подвижными, а мозг способен контролировать более высокую точность движений и координацию. Внимание становится устойчивым, заостряется, память становится более цепкой. Все эти факторы способствуют тому, что дошкольники этого возраста могут делать свои поделки из пластичных материалов заметно лучше.



Вместе с тем воспитанники старших групп не уделяют достаточно внимания деталям, они не стараются сделать работу более совершенной, больше отвлекаясь на придумывание действий и ситуаций с предметом. Например, малыш слепил курочку кое-как, но решил слепить и цыплят, хотя это не требовалось.

Задача воспитателя и родителей – мотивировать детей уделять внимание мелочам, которые как раз делают изделие реалистичным. Мы показываем приемы и способы, как слепить фигурку или предмет характерной для оригинала формы, пропорции, динамики, не забывая о деталях.

  • Итак, в 1 квартале ребята лепят знакомые им предметы, как из целого куска, так и из отдельных частей, соединенных между собой. Это животный мир и человек – что-то из народного творчества, куклы, птички-свистульки и т.п. Мы с детками вспоминаем и закрепляем те навыки, которые получили в средней группе. Как раз осенью уместно провести занятие «Перелетные птицы» и изобразить пернатых, которые отлетают и тех, которые остаются. Мы уточняем размеры и пропорции, следим, чтобы они соответствовали оригиналу;

  • Второй квартал начинается в декабре и раз мы говорим о лепке птиц, то никак не обойти эту тему в старшей группе. Проведем беседу о том, как трудно птичкам зимой, когда очень непросто найти корм. Предварительно изготовим кормушки и потом можно провести занятие «Птицы на кормушке».

Обычно мы читаем какой-то рассказ о зимующих пернатых, потом отгадываем загадки, раздумываем, как помочь птицам зимой. Потом изучаем картинки, обращаем внимание на особенности той или иной птички. Начиная работу по лепке, планируем пошагово, как и что делать.

Воспитатель задает вопросы о способах лепки, которые подойдут для изготовления конкретной птицы, и сам показывает некоторые новые приемы. Например, что можно сделать клювик из зернышка, показывает, как наносить стеком текстуру, имитирующую перышки и т.п.



Также в этом квартале ребята занимаются изготовлением и украшением посуды из пластилина, глины или теста.

  • Третий квартал посвящен выработке более высокого мастерства лепки людей, фигурок животных и птиц в динамике. Можно уже использовать ленточный способ лепки, также мы знакомим ребят с мозаичной лепкой, рисованием пластилином и т.п.

Зная способности своих воспитанников, рекомендуется усложнять технику лепки по усмотрению педагога. Так, предлагаем детям лепить по схеме. Можно раздать по схеме на каждый стол или предложить сделать одинаковую поделку по образцу-схеме. Это сложно, но возможно и очень полезно для развития наблюдательности, координации, пространственного мышления.

  • Четвертый квартал – обобщающий. Мы закрепляем полученные навыки и уже делаем композиции: птичий двор, кошка с котятами и т.п., передаем простые сюжеты из сказок или детки лепят по собственной задумке. Мне вот нравится, когда деткам дают задание сделать фантастическую птичку, волшебную, невиданную. Что только они не делают! Современные малыши загружены образами из телевидения, поэтому такое вытворяют, диву даешься. У меня не было в детстве такой фантазии, как-то шаблонно я мыслила, как и все советские дети. А эти освобождены от условностей, им легче придумать странное существо, инопланетное, несуществующее…

Но главное, что уже происходит в старшей группе – это обсуждение работ после завершения работы. Важный этап в развитии дошкольников – вместе учимся объективно оценивать свою работу, анализировать ошибки, выделять самые лучшие образцы из всех работ детей. Здесь, конечно, нужно быть максимально тактичным, чтобы не задеть чувства ребенка и не отбить охоту вообще что-то делать.



Конспект занятия по лепке в старшей группе включает в себя не только беседы, художественное чтение, музыкальное сопровождение, но и физкультминутку или пальчиковую гимнастику. Это обязательно нужно проводить с ребятами, чтобы переключать внимание, дать отдых мозгу и размяться немного.

У каждого воспитателя свои методы и приемы, как сделать свои занятия познавательными и интересными одновременно. Мы должны не только научить, но и привить любознательность, стремление к творческому самовыражению.

Спасибо, что прочли до конца мой опус, я старалась дать интересную информацию, а не сухой академический текст о методике занятий по лепке.

Если моя попытка показалась вам удачной, прошу сделать репост и подписаться на новые статьи, будет весело, обещаю!

До свидания, дорогие друзья! С уважением, Татьяна Сухих.

Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы»

Задачи:

1. Образовательные: закреплять навыки лепки разными способами: раскатывание, оттягивание, сглаживание, расплющивание.

2. Развивающие: развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику рук.

3. Речевые: обобщать знания по теме «Птицы» и синтезировать их с темой «Весна».

4. Воспитательные: воспитывать эмоциональный отклик на результаты творческой деятельности.

Предварительная работа : беседа «перелётные птицы», загадки, чтение стихотворений о перелётных птицах, весне, беседа по картине Алексея Саврасова «Грачи прилетели», разучивание весенних закличек, лепка домашних птиц.

Материалы к НОД: дерево, колечко, картинка с изображением грача, пластилин, стеки, дощечки, аудиозапись.

Методические приёмы: игровая ситуация, беседа – диалог, рассматривание иллюстрации и беседа по ней, физкультминутка: «Ну-ка, птички, полетели», пальчиковая гимнастика: «Грачата», продуктивная деятельность детей, подведение итогов.

Ход НОД:

Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель: «Ребята, сегодня на порог детского сада прикатилось «волшебное кольцо» оно нам хочет рассказать что-то интересное, я скажу волшебные слова, а вы закройте глаза и тихонечко послушайте, что же колечко нам расскажет.

Ты катись-катись колечко

На весеннее крылечко

И с весеннего крылечка

Принеси нам весточку (звучит фонограмма «Пение птиц»)

Воспитатель: « Ребята, кто это поёт?» (Птицы поют)

Действительно это пение птиц. На зиму они улетали в тёплые края, а весной возвращаются на родину. Как называются птицы, которые улетают в тёплые края? (Перелётные)

Воспитатель : А каких перелётных птиц вы знаете? (Аист, журавль, скворец, грач) Молодцы! Но посмотрите на нашу «Березу », к ней еще не прилетели птицы, давайте, вылепим птиц и посадим их на наше дерево. (Давайте).

Физкультминутка: «Ну-ка, птички, полетели»

Ну-ка, птички, полетели,

Полетели и присели,

Поклевали зёрнышки,

Поиграли в полюшке,

Водички попили,

Пёрышки помыли,

В стороны посмотрели,

Прочь улетели.

Воспитатель: Ребята, пройдите, пожалуйста, за столы и сядьте на свои места.

Воспитатель показывает детям картинку, на которой изображён ГРАЧ, рассматривает её с детьми, задаёт вопросы:

Как называется эта птица? (Грач)

Какого цвета Грач? (Чёрного)

Что есть у этой птицы? (Туловище, шея, голова, крылья, хвост, лапы, клюв, глаза).

Сколько у птиц крыльев?

Какой формы у птицы туловище, голова, клюв?

Туловище - овальное, голова - круглая, клюв - вытянутый заострённый.

Чем покрыто тело птицы? (перьями)

Воспитатель показывает и рассказывает детям, как нужно лепить птиц

1. Разогреем пластилин: помнём его в руках, чтобы он стал мягким

Воспитатель рассказывает:

Трудно мнется

Туго гнется,

Он лепиться не дается?

Вот вам и нелепица –

Пластилин не лепится!

То ли мальчик неродивый

То ли пластилин ленивый

2. разделим кусок пластилина на 2 равные части

3. из одной части пластилина скатаем овал ­­­- это будет туловище (катаем пластилин между ладоней прямыми движениями рук вперёд - назад, слегка нажимая - так, чтобы получилась «толстая колбаска», сглаживаем пальцами края – получился овал).

4. с одного края овала вытянем хвост (прищипываем пальцами край овала тянем его и расплющиваем)

5. с другого края овала вытянем шею (захватываем пальцами, небольшой участок пластилина и вытягиваем его вверх)

6. берём другой кусок пластилина и делим его на 2 равные части

7. из одного куска пластилина катаем шар - это будет голова (катаем пластилин между ладоней круговыми движениями слегка нажимая - получился шар)

8. присоединяем голову к шее (приставляем голову к шее, сглаживаем места соединения)

9. вытягиваем на голове клюв (прищипываем двумя пальцами и слегка вытягиваем вперёд)

10. берём другой кусок пластилина и делим его ещё на 2 части - это будут крылья

11. катаем, короткие «колбаски», расплющиваем, присоединяем (катаем пластилин между ладоней прямыми движениями рук вперёд - назад, слегка нажимая - так, чтобы получилась короткая «колбаска», расплющиваем пальцами обеих рук, присоединяем к туловищу, сглаживаем места соединений).

12. стекой рисуем глаза, оперение.

Пальчиковая гимнастика: «Грачата»

Грачиха говорит грачу (сжимают и разжимают пальцы)

«Слетай с грачатами к врачу,(соединяют два больших пальца, остальными машут как крыльями)

Прививки им делать пора

Для укрепления пера!»(сжимают и разжимают пальцы)

Воспитатель предлагает приступить к лепке.

Итог: Какую птицу мы сегодня лепили? (Грача)

«Когда прилетают птицы домой на родину?» (Весной)

«Вам понравилось лепить птиц?» (Да)

«А для чего мы их слепили?» (Чтобы посадить на нашу Березу)

Воспитатель предлагает детям посадить птиц на дерево, включает фонограмму пение птиц и говорит: «Посмотрите, вот и на нашу Березу прилетели птицы, а значит, весна наступила и у нас, давайте попросим наших грачей, чтобы они поскорей украсили собой нашу березу.

Молодцы, вы хорошо потрудились, все ваши птицы получились очень интересные и похожи на настоящих грачей.

МБДОУ «Детский сад №11»

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности

В средней группе

Образовательная область:

Художественно-эстетическое развитие

(лепка из соленого теста)

Тема: «Птица»

Воспитатель:

Мурашова

Елена Валентиновна

Программные задачи

Образовательные:

Учить детей отражать впечатления,полученные от знакомства с

Произведениями устного народного творчества в продуктивной

Деятельности.

Учить творчески,инициативно подходить к решению задачи.

Учить самостоятельно определять способы лепки и декорирования,

Используя умения полученные ранее.

Закреплять умение лепить из теста сказочную птицу,передавая

Овальную форму тела,оттягивать и прищипывать мелкие части:

Клюв,хвост,крылышки.

Закреплять умение лепить,используя уже знакомые прием

(раскатывание шара,сплющивание).

Развивающие:

Развивать речевую активность детей, обогащать их словарь.

Развивать сенсомоторный опыт.

Развивать мелкую моторику рук,чувство формы,пропорций,

Наблюдательность.

Развивать фантазию,образное мышление,желание создавать свой

Оригинальный образ сказочной птицы.

Воспитательнае:

Воспитывать самостоятельность,аккуратность при работе с

Пластичными материалами,художественный вкус.

Воспитывать стремление делать что-то для других,формировать

Умение объединять результаты своей деятельности с работами

Сверстников.

Вызывать положительный эмоциональный отклик на результат

Совместной деятельности.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Чтение художественной литературы о птицах.

Рассматривание иллюстраций с птицами.

Рассматривание иллюстраций,альбомов по декоративно-

Прикладному искусству.

Декоративное рисование.

Отгадывание загадок.

Проект «Зимующие птицы».

Беседы об образе сказочной птицы.

Материалы

Макет «Сказочный сад»

Аудиозапись

Гномик

Письмо

Тарелочки для теста

Разноцветное тесто в закрытых баночках

Баночки с водой

Стеки

Салфетки влажные матерчатые

Доски

Кисти

Декоративный материал-бусины,бисер,стеклярус,крупы,перья и др.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель показывает детям писмо.

Воспитатель: Ребятки,сегодня утром я пришла в нашу

Группу и нашла вот это письмо.Посмотрите,какое оно

Необыкновенное.Как вы думаете от кого оно?

(письмо в красивом конверте с картинками)

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Давайте откроем его и прочитаем.

Его прислал гном.Послушайте,что он пишет:

«Здравствуйте, дорогие ребята!

В нашем лесу случилась беда!В нем жили разные удивительные

Птицы.Их пение было слышно всюду.Но однажды они все

Пропали.А назад не возвращаются.В лесу наступила тишина.

И стало очень грустно.Помогите.»

Воспитатель. Что же делать ребята?

(ответы детей)

Дети: надо помочь.

Воспитатель: Как же можем помочь?

Дети: Да, мы можем вылепить птичек.

А из чего можно слепить птичек?

Дети: Из пластилина,теста.

Воспитатель: Ребята,давайте вспомним каких птичек мы с

Вами знаем?

Дети: ответы детей(снигирь,голубь,свиристель,…..)

Воспитатель: Молодцы.(рассматривание иллюстраций)

Посмотрите,какие они разные.

Какие цвета присутствуют в окрасе? (ответы детей)

Что общего у сказочных и у реальных птиц?

Дети: У птиц есть голова,туловище и хвост(Ответы детей)

Воспитатель: Вы правильно заметили,ребята,что при всем

Разнообразии птиц,они имеют много общего.Все птицы

И сказочные и реальные имеют одни и теже части тела

(туловище,голову,хвост)

Воспитатель: Хорошо,а хотите слепить своих птиц из теста?

Дети: да.

Воспитатель: А как вы будете лепить птичку?

(показ приемов лепки в воздухе)

Дети: Скатаем два шарика:голова и туловище.

Воспитатель: А эти два шара будут одинакового размера?

Дети: Туловище больше,а голова меньше.

Воспитатель: Покажите,как вы будите скатывать шар.

Что сделаете потом?

Дети: Соединим их вместе.

Воспитатель: Что еще нужно сделать?

Дети: хвост,крылья.

Можно вытянуть их из туловища,можно сделать отдельно

И соединить.

Воспитатель: Как будите вытягивать,покажите.

Каким еще способом можно слепить птичку?

Дети: Раскатать тесто в валик.Придать форму голове,туловищу.

Оттянуть хвост,крылья,клюв.

Воспитатель: Покажите,как будите скатывать валик.

А чтобы птички получились красивые,яркие,вы можите их

Украсить.Посмотрите,что есть у вас на столе.

А чем вы будете украшать?

Дети: Можно украсить бисером,бусинками,перьями…

Воспитатель: Что вы можете украсить?

Дети: хвост,крылья,глазки из бисера…

Воспитатель: А теперь закройте глаза и представьте свою

Птичку. Какая она.Какие у нее крылья,какой хвост.

Молодцы,ребята.Все необходимое есть у вас на столах.

Проходите на свои места на свои места.

Давайте сначала подготовим свои пальчики,поиграем с ними.

Пальчиковая гимнастика

Сел на ветку снегирек,

Брызнул дождик,-он промок.

Ветерок,подуй слегка,

Обсуши нам снегирька.

(Лепка птички.Во время лепки звучит спокойная музыка

Музыкальная терапия.Душевное равновесие.Трек13)

Воспитатель: Ребята,какие замечательные птицы у вас

Получилось.

(звучит мелодия «В гостях у сказки»)

Ребята,слышите звучит волшебная музыка…Почему?

Дети: ……….(ответы детей)

Воспитатель: Она зовет нас куда-то…

Возьмите своих птичек и подойдите ко мне.Закройте глаза

«Повертитесь,покружитесь и в лесу вы окажитесь».

(появляется макет леса)

Посмотрите,какой красивый лес!А вот и Гномик нас

Встречает.

Здравствуй,Гномик!

Гномик: Здравствуйте,ребята.

Воспитатель: Гномик,мы получили ваше письмо и

Решили помочь.

Посмотри каких сказочных птиц мы вам принесли.

Какие красивые крылья получились у Диминой птички;

Очень красочные хвостики получились у птичек Сони,Кирю-

Ши, Кристины.

Какой красивый хохолок у Машиной птички.

Все ребята очень старались,им очень хотелось тебе помочь.

Гномик:

Вот спасибо удружили ,
Каких птиц вы мне слепили .
Будут жить они не в клетке ,
А в лесу сидеть на ветке .
Будут песни распевать ,
Лес волшебный украшать.

(птичек расставить у макета,звучит пение птиц –

«Экзотика земли» Звуки природы-Цветение сакуры)

Гномик: Ребята,мне так понравились ваши птички.Я хочу вас

Отблагодарить.Примите от меня в подарок эту замечательную

Игру.Она называется «Что перепутал художник»

(Гномик дарит новую игру)

Я всегда буду рад видеть вас в нашем лесу.

Воспитатель: Вот и хорошо,мы рады,что

Смогли помочь . Теперь в вашем саду снова будет звучать

Удивительное пение.А нам пришло время возвращаться в

Детский сад.

До свидания,Гномик.

Ребята,чтобы вернуться давайте закроем глаза и скажем

Волшебные слова «Повертитесь,покружитесь в группе нашей

Окажитесь».

Звучит мелодия «В гостях у сказки»

Вот мы и в группе.Вы молодцы ребята.Вы хотите поиграть

В новую игру?


Ольга смирнова

ЦЕЛЬ : Развивать чувство формы, эстетическое восприятие.

ЗАДАЧИ :

1 Закреплять технические приёмы лепки , соединять части, плотно прижимая их друг к другу,

и сглаживать места скрепления.

2 Умение передавать в лепке относительную величину частей птички

3 Развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.

4 Вызывать желание любоваться своими работами

Материалы : пластилин, стеки

Интеграция образовательных областей : труд, художественное творчество, познание, физическая

культура.

Предварительная работа : беседа о птицах остающихся на зимовку.

Ход занятия:

Воспитатель : Сегодня мы будем лепить птичек , но сначала отгадайте загадки, что это за птички .

Серый маленький комочек :

Чик-чирик – замёрз он очень!

Солнце, выгляни скорей!

Кто тепла ждёт? (воробей)

И зимой ей не сидится :

Над моим окном кружится,

Хлебных крошек и пшеницы

Просит к завтраку ….(синица)

Воспитатель : Молодцы, отгадали все загадки. Давайте слепим птичек . А что есть у птиц?

Дети : Голова, туловище, хвост, крылья, клюв.

Воспитатель : Перед вами два кусочка пластилина. Возьмём побольше кусок, хорошо разомнём его, раскатаем колбаску. Это будет туловище птички . Из маленького кусочка скатаем шарик. Это будет голова птички . Теперь соединим туловище с головой.

Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо, (дыхательные упражнения)

Закачалось деревцо. (руки верх, наклоны вправо-влево)

Ветер тише, тише, тише –

Деревцо всё выше, выше (дети поднимаются вверх на носочках, поднимают руки вверх)

Воспитатель : Хорошо. Теперь сделаем птичке крылья , хвост и клювик. Для этого скатаем три

колбаски и сплющим их. Прикрепим к туловищу по бокам, это будут крылья, а сзади прикрепим

хвостик. Из маленького кусочка пластилина вылепим клювик птичке и соединим с головкой.

Скатаем маленькие шарики и сделаем птичке глазки .

Молодцы! Какие красивые птички получились ! Наши птички прилетели на кормушку , но им нечего поесть. Покормим наших птичек , слепим им зёрнышки. (Дети скатывают маленькие шарики и кормят птичек ) .

Рефлексия :

Воспитатель : Дети чем мы сегодня занимались?

Дети : Лепили птичек .

Воспитатель : Из какого материала?

Дети : Из пластилина.

Воспитатель : Молодцы ребята. Пусть эти птички ,которых мы сделали сегодня порадуют вас

и подарят вам хорошее настроение. Не забывайте кормить и настоящих , живых птиц. Зимой

птичкам очень голодно . В кормушку можно насыпать зерна и хлебных крошек.








Лепка домашних птиц (по представлению)

Программное содержание. Учить детей выбирать тему для лепки; передавать характерные особенности формы, деталей, пропорций, пластичность предмета и его красоту; лепить предметы не только в состоянии покоя, но и в действии; окрашивать лепку, чувствуя красоту и декоративность формы.
Оборудование. Глина, ангобы, доски или поворотные станки, стеки, кисти, чашечки с водой для заглаживания поверхности перед обработкой ангобами.
Методика проведения занятия. В начале занятия воспитатель спрашивает детей, каких домашних птиц они знают, просит вспомнить, как они их рисовали, уточняет знания детей о характерных особенностях строения птиц и о их повадках. Затем детям предлагают подумать над тем, какую бы птицу они хотели лепить, продумать форму ее туловища, головы, длину шеи, ног, положение, решить, каким способом лучше изобразить птицу. Нужно сказать детям, что, после того как предмет будет изображен, можно перейти за стол с ангобами и окрасить вылепленную птицу. По мере того как дети приступают к работе, воспитатель подходит к ним, выясняет, что выбрал для лепки ребенок, советами и вопросами направляет его на верное решение темы.

Лепка петуха (по игрушке)

Программное содержание. Учить детей передавать характерную форму и пропорции петуха (яйцеобразной формы туловище, овальной формы голову, дугообразный хвост; туловище во много раз больше головы, несколько втянутая шея); изображать мелкие характерные детали: гребешок, бородку, клюв; видеть и передавать в оформлении некоторую декоративность крыльев, хвоста; работать ангобами; закреплять умение пользоваться различными способами лепки (вытягивание из целого куска мелких деталей, накладывание и примазывание стекой кусочков глины к общему объему).
Оборудование. Глина, ангобы, доски, стеки, кисти.
Методика проведения занятия. Перед занятием (за день или два) детей предупреждают, что они будут лепить петуха и организуют рассматривание игрушек и картинок. Воспитатель обращает внимание детей на то, какой формы у петуха туловище, шея, хвост, голова и другие детали, на декоративность в окраске петуха. Можно прочитать рассказ К. Ушинского «Петушок с семьей». В начале занятия детям показывают игрушку, изображающую петуха, и с помощью вопросов выясняют, насколько хорошо дети представляют себе форму тела и пропорции птицы. Воспитатель показывает, как можно вылепить петуха из целого куска, как изобразить крылья путем наложения кусочков глины на основной объем туловища, предупреждает, что гребешок, бородку можно оттянуть от основной формы, а можно вылепить отдельно и прикрепить к голове.
По окончанию лепки нужно предложить ребятам окрасить петушка ангобами, чтобы он получился красивый и веселый. В процессе занятия воспитатель следит за тем, чтобы дети соблюдали пропорции между объемами, пользовались различными приемами лепки, учились выбирать глину не только пальцами, но и стекой.

Лепка сосудов округлой и цилиндрической формы

Программное содержание. Учить детей делать сосуд путем выбирания глины стекой из шарообразной или цилиндрической формы; обрабатывать поверхность и внутреннюю часть сосуда; заделывать край сосуда, украшать его узором.
Оборудование. Глина, ангоб, доски, стеки, кисти.
Методика проведения занятия. Перед занятием детям предлагают рассмотреть различные сосуды округлой и цилиндрической формы. Одновременно дети вместе с воспитателем выясняют, как делаются те или иные детали и как они прикрепляются к сосудам.
После беседы воспитатель показывает, как легко сделать из округлой формы сосуд, выбирая глину стекой. Он берет заготовку и делает в ней углубление, постепенно расширяя и увеличивая его: углубление делается больше, а стенки сосуда тоньше. Педагог предупреждает ребят, что выбирать глину нужно осторожно, иначе стенки сосуда станут очень тонкими и сломаются.
Для удаления глины удобны стеки в виде лопаточки и петли. Лопаточкой удаляется основная масса глины, а петлей ведется окончательная обработка и заглаживание внутренней стороны сосуда.
Подготовленная полая форма устанавливается на доске, и дети смотрят, как заделывается край сосуда. Воспитатель показывает несколько способов: край аккуратно заглаживается пальцами; по краю отверстия укладывается столбик и плотно примазывается к сосуду - получается ваза с низким горлышком; на отверстие сосуда ставится заранее приготовленная глиняная трубка и плотно примазывается к изделию - так делается кувшин с высоким горлышком. Все остальные детали воспитатель предлагает детям делать самостоятельно.

Лепка посуды путем составления ее из колец

Программное содержание. Познакомить детей с работой гончаров, с тем, какие красивые сосуды они делают (ребята должны узнать, что сосуды разной формы создаются различными способами); учить лепить посуду цилиндрической формы путем составления ее из колец; заготавливать часть нужной длины и толщины; проверить их размеры в процессе работы; плотно соединять части пальцами и стекой; сочетать размеры и форму сосуда с толщиной ручки; наносить узор, учитывая форму сосуда.
Оборудование. Глина, доски, стеки в форме лопаточки. Чашечки с водой для увлажнения глины во время лепки и заглаживания поверхности сосуда.
Методика проведения занятия. За день до занятия воспитатель сообщает детям, что завтра они будут лепить, и предлагает рассмотреть сосуды цилиндрической формы: кружки, стаканы для карандашей (салфеток), небольшие вазы. Дети определяют форму, детали и назначение предметов. Педагог помогает понять красоту декоративных форм, сочетание различных деталей с общим объемом сосуда. Например, у массивной по форме латвийской кружки - толстая ручка. Высокий стакан для салфеток красиво стоит на маленьких круглых ножках. Воспитатель обращает внимание детей на характер росписи некоторых предметов: одни сосуды блестящие, покрыты глазурями, другие матовые, расписаны ангобами, а узоры состоят из цветов, листьев, кругов и других элементов.
Воспитатель рассказывает ребятам о том, как работают гончары в мастерской, и предлагает подумать, какой бы сосуд хотел вылепить каждый на предстоящем занятии.
В начале занятия воспитатель предлагает детям вспомнить о том, какое задание было дано вчера, спрашивает некоторых об их замысле. Затем он показывает заготовленные части - дно дискообразной формы и шесть столбиков, одинаковых по длине и толщине, соответствующих длине окружности дна. Далее воспитатель кладет на доску дно и по его краю, сверху, укладывает один из столбиков, плотно прижимает его к дну и примазывает пальцами или стекой; потом берет другой столбик, помещает его над первым столбиком, прочно прикрепляет и говорит: «У меня осталось четыре столбика, три из них накладываются друг на друга, как и первые два, а из последнего можно сделать одну толстую ручку, прикрепить ее, и получится кружка; а если вылепить две маленькие ручки, то получится ваза. Подумайте, что вам хочется слепить». После объяснения дети приступают к работе над сосудом: заготавливают части, затем последовательно соединяют их дополняют сосуд деталями.

Лепка декоративной пластинки

Занятие 1.

Программное содержание. Научить детей создавать пластинку из глины путем отбивания ее о доску, обтянутую бумагой; выравнивать пластинку стекой, приближая ее по размеру и форме к эскизу.
Оборудование. Глина, доска, стеки, эскизы.
Методика проведения занятия. В начале занятия воспитатель предлагает детям вспомнить о том, что говорили им о декоративных пластинках, еще раз посмотреть на свои эскизы и послушать, как нужно делать пластинку. Он предупреждает детей, что на этом занятии они выполнят лишь часть работы - сделают пластинку, а рисунок и рельеф будут делать на следующем занятии. Он объясняет, что при изготовлении пластинки доску нужно обтянуть бумагой, чтобы глина не прилипала; по форме и размеру пластинка должна соответствовать эскизу. Воспитатель показывает свой эскиз, затем он берет ком глины, кладет на доску и ладонью или кулаком ударяет по глине так, чтобы получился пласт толщиной примерно в 1-1,5 см (отбивать глину рекомендуется не только для придания формы, но и для того, чтобы из глины вышел воздух, так как в противном случае во время обжига глина будет распадаться). Воспитатель показывает, как пластинка выравнивается стекой и становится по форме похожей на эскиз.
После объяснения воспитатель предлагает детям посмотреть на свои рисунки и начать изготовление пластинок. В конце занятия дети рассматривают изделия и сравнивают их с предварительными эскизами.
Заготовленные пластинки помещают в полиэтиленовые мешочки, чтобы они не высохли до следующего занятия.

Занятие 2

Программное содержание. Научить детей наносить рисунок на глиняную пластинку; сравнивать его с эскизом; по нанесенному рисунку делать рельеф, накладывая на рисунок кусочки глины; учить работать в соответствии с эскизом, аккуратно, плотно примазывать рельефное изображение к пластинке стекой или пальцами; учить детей окрашивать ангобом рельеф или фон пластинки.
Оборудование. Эскизы и подготовленные пластинки, глина, доски, ангоб в банках, кисти для окраски, палитры. Методика проведения занятия. Перед каждым ребенком на столе лежит эскиз узора и пластинка. Воспитатель предлагает посмотреть, как палочкой нарисовать узор на пластинке. Затем он сравнивает получившийся на пластинке узор с эскизом на бумаге и показывает работу над рельефом. Для этого воспитатель берет кусочек глины и в зависимости от рисунка придает ему нужную форму: например, если узор состоит из цветов и листьев, то куску глины придается форма лепестка или листа, а затем вылепленная форма накладывается на рисунок, края рельефа примазываются к пластинке пальцами и стекой. Тем, кто затрудняется выполнить рельеф, показывают отдельно, как следует выкладывать рельеф и примазывать его к основе.
В ходе занятия воспитатель учит детей пользоваться эскизом, предлагает посмотреть на него и сравнить с тем, что получилось на пластинке.
По мере выполнения рельефа дети переходят к другим столам, где приготовлены банки с красками, кисти и палитры, по которым дети определяют цвет красок после обжига. Палитра составлена из 6-8 красок.
Дети садятся за столы и мягкими кисточками разной толщины наносят густые пятна ангоба на пластинку. Для того чтобы краска легла ровно, кисть с ангобом прижимают к поверхности изделия и тут же поднимают, повторяя это несколько раз, до тех пор, пока ангоб не заполнит всю закрашиваемую поверхность. В конце занятия пластинки раскладывают на общем столе и дети вместе с воспитателем рассматривают их. Затем дежурные приводят в порядок столы.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Почему снятся ушедшие из жизни люди?

Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Рассказать друзьям