Крещение описание. Крещение господне. таинство крещения. Праздник в православном богослужении

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Мф.3,13-17)

Под небом знойной Палестины
Красив священный Иордан,
Когда поднимется туман
От тихо дремлющей равнины
И в зыбь хрустальную нежна
Посмотрит южная луна.
Чаруют воды Иордана
Своей святыней мировой:
Крещенье принял над Собой
В них Иисус от Иоанна.
Раскрыло небо здесь чертог
И явлен Триединый Бог.

Однако церковь была особенно обеспокоена тем, чтобы организовать испытательный срок, в течение которого оглашенные были готовы принять таинство посредством молитвы, поста и доктринальной инструкции. Дидахе в главе 7 ясно заявляет, что обязанность кандидатов жить согласно евангельским заповедям и отказаться от зла ​​во всех его формах. Как свидетельствует ряд святоотеческих текстов, ритуал крещения быстро обогащался такими дополнениями, как допросы, тройной отказ от дьявола, тройное погружение, помазание неофита со святым хризмом и возложение рук епископом или священником.

И. Лебединский

Праздник установлен в память о евангельском событии, когда 30‑летний Иисус Христос крестился от Иоанна Предтечи в водах Иордана. Крестившись от Иоанна, Христос исполнил "правду", то есть верность и послушание заповедям Божьим. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Как человек, Христос должен был "исполнить" эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример послушания воле Божьей и смирения.

Поскольку таинство указывало на вход в жизнь веры и общину церкви, крещение также считалось средством внутреннего просветления. В Восточной церкви те, кто был посвящен в христианские тайны крещением, назывались «просвещенными», потому что, как объясняет Григорий Назианцус, ​​крещение обрядом открывает глаза оглашенных к свету, который указывает на символическое рождение Бога в человек. С этой точки зрения, теолог-епископ просто продолжает давнюю традицию, начатую Павлом. «Пробудись, спящий», - пишет Апостол в Ефесянам, «и Христос будет сиять на тебе» - увещевание, которое он повторяет в Письме к Евреям.

Своим крещением в Иордане спаситель положил начало таинству крещения ‑ одному из семи главных церковных таинств, через которое человек как бы заново рождается для жизни во Христе. Трехкратное погружение (каждого верующего во Христа) в таинстве Крещения изображает смерть Христову, а исхождение из воды – приобщение тридневному Его Воскресению.

Написав крещение во втором веке, Джастин Мученик говорит о «ванной, которая называется просветлением»; в следующем столетии Климент Александрийский писал: «Крещены, мы просветлены, просвещены, мы приняты, приняты, мы совершенны, совершенны, становимся бессмертными». Таким образом, в ранней церкви крещение было ясно понято как инициация, необходимая человеку, чтобы признать божественный свет и участвовать в вечной жизни, пока еще в этом мире.

Но поскольку это был также фундаментальный обряд вступления в церковную общину, крещение быстро утверждалось как прерогатива нескольких конкурирующих церквей, каждая из которых называла себя ортодоксальной и обвиняла других в ереси и расколе. Модификации обрядов крещения различными сектами были неизбежны. После второй половины четвертого века аномаи, представители доктрины, родственной арианству, отвергли тройное погружение, символ Троицы, равный во всех его членах, доктрину, которую они оспаривали; по той же причине они даже модифицировали формулу крещения, которая была зафиксирована в Священном Писании.

Праздник Крещения называют еще Богоявлением, потому что при Крещении Господа было явление всех Лиц Святой Троицы: Голос Бога Отца свидетельствовал о Сыне, Сын Божий крестился от рук Иоанна в реке Иордан, а Дух Святой в виде голубя сошел на Сына.

Еще этот праздник называется днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить "седящих во тьме и сени смертней" и спасти по благодати падший человеческий род. В древней Церкви был обычай крестить оглашенных в навечерие Богоявления, так как Крещение и является духовным просвещением людей.

Что еще более важно, начиная с третьего века, ариан настаивал на недействительности обряда крещения, присвоенного еретиком или расколом, мнение, придаваемое донатистами большое значение. Арианцы и донатики не верили, что человек может быть привлечен к церковному сообществу министром, который был лично чужд ему и не разделял его веры; они утверждали, что крещение было справедливым только в том случае, если оно сопровождалось чистым намерением в лице, которое управляло им, кто также должен был принадлежать истинной церкви.

Они отказались признать католическую точку зрения, что обряд крещения сам по себе является каналом всемогущей божественной благодати, которая полностью превосходит канал качеств человека, который его руководит. Начиная с шестого века католическая церковь разрешала крещение детей, помогая следовать вере, принятой от их имени взрослыми христианами. Обычай крещения младенцев вскоре после рождения стал популярным в десятом или одиннадцатом веке и был общепринятым тринадцатым. В четырнадцатом веке крещение обрядом было упрощено и обряд духовной инфузии, в котором вода льется на голову ребенка, удерживаемого над крестильным шрифтом, заменяя крещение погружением.

Из истории праздника Крещения

Начало празднования Богоявления относится ко временам святых апостолов. В своих установлениях они заповедуют праздновать Крещение Господне, так как в этот день совершилось явление Божества Иисуса Христа. В Православной Церкви этот праздник отмечается так же торжественно, как и Рождество Христово. Сами последования богослужений в эти праздники очень схожи между собой. День, предшествующий празднику Крещения Господня, именуется Крещенским сочельником. По своему уставу он вполне соответствует сочельнику Рождественскому и также является днем строгого поста.

Для приверженцев этих движений бескомпромиссная интерпретация доктрины индивидуального оправдания только верой подразумевала, что обряд вступления в христианскую общину должен был быть ограничен взрослыми, которые осознавали свое спасение через Христа и просили креститься. Диссиденты формально отрицали действительность крещения, предоставленного детям, не отвечающим на вопросы, и требовали, чтобы те, кто получил такое крещение, были перекрещены как взрослые, тем самым получив имя анабаптистов. Идя еще дальше, Томас Мюнцер, один из «пророков Цвиккау», подтвердил, что индивидуальное вдохновение Святого Духа определило поведение человека и продемонстрировало уникальное веры.

Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную; обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, пытавшихся мыслью и словом человеческим объять Творца мира. Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник Крещения: "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся".

Наряду с этим требованием религиозной дисциплины, анабаптистское движение, особенно в Германии, развил революционную идеологию, проповедовал радикальный эгалитаризм, сообщество собственности и даже многоженство и активно поддерживал восстание немецких крестьян. Осужденный и осужденный Лютером, Кальвином и Цвингли, Мюнцер был казнен в Мюхаузене, а анабаптисты подверглись беспощадным репрессиям.

Чин великого освящения воды

Эти секты и церкви имеют общую практику крещения путем погружения под именем Троицы только для взрослых, которые верят и исповедуют свою веру в Иисуса Христа; кроме того, из их далекого анабаптистского происхождения большинство придерживается доктрины свободы каждого конфессионального сообщества, чтобы интерпретировать Священные Писания и христианскую веру.

См. в Евангелии: от Матфея 3, 13 - 17; 4,16; от Марка. 1, 9 - 11; от Луки. 3, 21 - 22, послание к Галатам 3, 27.

Великая Агиасма

В Крещенский сочельник и в сам день Крещения Господня (только два раза в году) в храмах после Божественной литургии совершается чин великого освящения воды – торжественно, с крестным ходом на реки и водоёмы, в воспоминание Крещения Спасителя, освятившего все водное естество земли Своим погружением в воды Иорданские. На водных источниках во льду прорубается особое отверстие, обычно крестообразной формы, традиционно именуемое «иордань».

Крещение в Новом Завете. Нью-Йорк. Каноническая молитвенная книга мандейцев. Гилмор, Алек, изд. Христианское крещение. Чикаго. Лундберг, Пер. Лейпциг. Условия труда, связанные с распространением и распространением евреев в Италии. Братство верующих: баптистская мысль и практика вчера и сегодня. 2-е изд. Обл. Рейтценштейн, Ричард. Эллинистические тайные религии.

Рудольф, Курт. Томас, Жан. Очень необходимо объяснить значение элементов или материалов, используемых в обряде крещения. Словесный язык, слова, чтения и песни, празднования крещения превосходны, изобилуют и легко понимают, хотя им всегда нужны большие объяснения. С другой стороны, невербальный язык, знаки, символические жесты и такие элементы, как вода, нефть или свет, нуждаются в хорошем объяснении, чтобы понять, почему они используются и какие духовные эффекты они порождают у тех, кто принимает их с верой.

И в крещенский сочельник и в сам день Крещения Господня (18 и 19 января) вода освящается по чинопоследованию Великого освящения, носит название "Великая Агиасма" (греч. "Святыня"), имеет одинаковое достоинство и удивительные свойства. В ней преодолеваются законы природы, «побеждается естества чин». Эта вода имеет чудесное свойство не портиться в течение года и даже многих лет, даже если ее держать в закрытом сосуде. Об этом свидетельствовал еще в IV века святитель Иоанн Златоуст, и в этом может убедиться любой на собственном опыте. Крещенская вода есть одно из многих свидетельств неотмирной природы Церкви, уже здесь, на земле, причастной Церкви Небесной.

Удобно продвигать эти признаки, чтобы обнаружить духовные реалии, которые они действительно понимают и понимают. Эти знаки должны быть подлинными, истинными, а не фиктивными, «адаптированными к способностям верующих и вообще, им не нужно много объяснений». В крещении они используются, помимо воды: масло оглашенных, хризм, белая одежда и зажженная свеча. Это явные признаки, символизирующие духовные реалии. Мы уже говорили о воде и ее значении как о главном предмете крещения.

Масло оглашенных напоминает масло, которое дается, как массаж, спортсменами перед соревнованием, чтобы быть сильным, подвижным и жизнерадостным. Святой Павел сравнивает христианина с дальним бегуном и спортсменом-гладиатором, который соревнуется за достижение цели и победу. Он должен быть сильным, чтобы идти по пути Христа, без уныния, преодолевая искушения, которые захотят отвлечь его на протяжении всей жизни. Это масло, приложенное к сундуку, подобно щиту, который отвергает дьявола и защищает веру.

Крещенская вода - это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу, возле икон.

Крещенская вода освящает, исцеляет благодатью Божией каждого человека, с верой пьющего ее. Как и святое Причастие, она принимается только натощак. Ее пьют больные, ослабевшие люди, и по вере выздоравливают и укрепляются. Старец иеромонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять крещенской водой продукты и саму пищу. Он говорил, что сильнее лекарства, чем святая вода и освященное масло, нет. Святая вода гасит пламя страстей, отгоняет злых духов - вот почему ею окропляют жилище и всякую вещь. Берегут ее весь год.

Все, что символизировано, получено в истине и на протяжении всей жизни становится эффективным. ХРИСТ - это ароматизированное масло, освященное епископом на Пасху, которое служит для освящения и обозначения христиан как священного человека, принадлежащего к семье Бога. Тот, кто крестит в помазании с хризмом, говорит: «Святой Дух посвящает вас с храбростью спасения, чтобы вы могли стать частью своего народа и быть членом Христа, священником, пророком и царем навеки». Он используется в крещении, подтверждении, священническом рукоположении.

В богословском выражении говорится, что «он отпечатывает характер», то есть он отмечает, он печатает навсегда, поэтому они являются неповторимыми таинствами. Белая одежда иногда представляет собой не что иное, как ткань на голове. Чтобы выразить свое значение, это должно быть новое платье или белый халат. Вспомните белые одежды, полученные крещеными на Пасху в первые дни христианства. Это символизирует чистоту и достоинство жизни, которую ведет христианин, чему способствует слово и пример его. Все вы, крестившиеся, облечены Христом.

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ

1. ПОДГОТОВКА К ПРАЗДНИКУ КРЕЩЕНИЯ (БОГОЯВЛЕНИЯ) смотреть видео или читать текст.
- Праздник Крещения в храме Богоявления особый. У каждого прихода есть событие, в честь которого он освящен. В Артеме - это Крещение или, иначе его называют Богоявлением.
- В Церкви вспоминаются события Крещения Господа нашего Иисуса Христа, тот момент, когда Господь наш Иисус Христос пришел на реку Иордан и принял крещение от рук Иоанна Крестителя - вот это главное событие.
- Службу в этот день 19 января в храме Богоявления проведет митрополит Приморский и Владивостокский Вениамин. Будут освящаться вино и хлеб, совершиться таинство Евхаристии, но главное для прихожан верующих и неверующих - это раздача святой крещенской воды.
- Водой окропляется все - и дома, и хлев, где животные стоят, буквально все. Для того, чтобы человек имел возможность спастись, следуя вот этой мысли, что крещенская вода может совершить чудо для любого человека.
- Есть категории людей, которые в Церковь в течении года не ходят, даже по праздникам, но свято верят в волшебную божественную силу освященной воды.
- Я лично верю в милосердие Божье, в тот факт, что Господь может достучаться до любого. В какой момент это произойдет и по какому поводу, в этом ли случае с крещенской водой или с пасочкой на праздник Пасхи - не известно.
- Есть еще одна традиция, в крещенскую ночь для усиления божественной силы, окунать тело в прорубь. Но можно ли и нужно ли это делать?
- Можно и нужно, но здраво нужно оценивать свои силы. Если ты больной и немощный, то не стоит дополнительную нагрузку давать своему организму, а если ты
можешь это понести, то можно и окунуться.
- Если вы все же решили провести в крещенскую ночь водные процедуры на свежем воздухе, то будьте предельно внимательны и осторожны, используйте только проверенные, подготовленные для купания места. Одно из них находится в городе рядом с храмом Богоявления. Там созданы специальные раздевалки и другие условия для купания. Для верности перед купанием трижды осените себя крестом, а после купания немедленно отправляйтесь в раздевалку, где ждут вас теплые одежды и горячий чай.

2. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (БОГОЯВЛЕНИЕ) ЗНАЧЕНИЕ.
Крещение - один из главных христианских праздников. Праздником Крещения заканчиваются Рождественские святки, продолжающиеся с 7 по 19 января. Праздник начинается вечером 18 января когда все православные отмечают Крещенский Сочельник.

Праздник Крещения также называется праздником Богоявления, потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица: "Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя."
В день праздника и в день Крещенского сочельника совершается Великое водоосвящение. Во дворах храмов тянутся длинные очереди за святой водой. Если человек по каким-либо серьезным причинам не может пойти на службу он может прибегнуть к целительной силе простой воды, взятой из обычного водоема в крещенскую ночь.
Считается, что крещенская вода набирает особую силу и целебность. Крещенской водой лечат раны, окропляют каждый уголок своего жилья - в доме будет порядок и покой. Праздник обычно сопровождается обрядом выпускания голубей, символизирующего заканчивающиеся праздники, которые нужно выпустить.

3.ПРАЗДНИК КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ. Слово Пастыря о крещенской воде, о таинстве крещения.
Святейший Патриарх Московского и Всея Руси Кирилл:
"Доброе утро, дорогие телезрители. Сегодня великий праздник Крещение, Богоявление Господне. В этот день множество людей посещают храмы для того, чтобы помолиться и почерпнуть святую воду, потому что в этот день, так как и накануне в крещенский сочельник, особым образом освящается святая вода. Она освящается в память о крещении Спасителя, она освящается именно потому, что Бог, придя в мир, во Христе Сыне Своем, принес этому миру избавление грехов и возможность, и способность усваивать Его энергию, Божественную энергию, Божественную благодать. Мы усваиваем Божественную благодать именно потому, что Христос разрушил средостение, которое человеческий грех возвел между Богом и людьми. Святая вода наполняется этой Божественной энергией. В этот день так же очень многие считают необходимым погрузиться в купель, в воду, соприкоснуться телом с естеством водным. И правильно делают, потому что в этот день освящается не только тот объем воды, в который погружается крест во время чина освящения, но освящается все естество водное.


Вот как раз на эту тему мы и получили вопрос от Светланы Зиновой из Ростова на Дону: "Существует на руси поверие, что в полночь этого праздника освящаются все источники вод, моя бабушка каждый год ночью под 19 января наливала в сосуды воду прямо из под крана и она стояла весь год не портясь."
Не только в полночь, но и в канун праздника Крещения в Крещенский сочельник и в сам день Крещения, когда совершается освящение воды, то через воду освящаемую в сосуде и куда погружается крест, освящается все естество водное. Совсем не означает, что не нужно идти в храм и почерпать ту воду, которая прямо освящалась крестом, а почерпать ее из под крана водопроводного это не совсем будет правильно, потому что мы приходим за святой водой в храм не как в магазин, не получить некую услугу и некий товар, мы приходим в храм для того, чтобы исповедовать нашу веру в то, что через Иисуса Христа, Сына Божьего, Бог дает миру благодать. Мы приходим в храм для того, чтобы исповедовать наши грехи, потому что грех является преградой для воздействия благодати Божией. Поэтому, в святой воде ни в коем случае нельзя относиться, как к некому товару,- пришел взял, унес и что эта вода будет мистически, автоматически воздействовать на нас в не зависимости от нашего духовного состояния,- это ошибка. Святая вода может почерпаться во спасение людей, в исцеление, в освящение, но может почерпаться в суд или во осуждение, как мы говорим тоже самое и о причащении святых Христовых тайн, поэтому очень важно в этот день с особым благоговением почерпать святую воду, не так как иногда происходит в наших храмах, закончилась служба, а потом начинается гвалт, шум, тут же у святой воды ругаются, спорят, а потом получив воду, с удовлетворением несут к себе домой и не известно какую воду человек приносит домой, если почерпал святую воду в состоянии озлобления, может быть вовсе уже и не святую воду, может благодать Божия отвернулась от человека, только потому, что в момент почерпания этой воды он совершил грех осуждения или злобы по отношению к другому человеку. Святая вода не действует на нас магически, в церкви вообще ничего магически не действует на человека, все обусловлено его внутренним сердечным движением, желает человек спасения или не желает, желает он работать над самим собой или не желает. Все то, что мы получаем от Бога, дается в ответ на наши духовные усилия, чтобы святая вода благодатно воздействовала на нас, мы должны почерпать ее с верой, не просто открыть кран в ванной или на кухне, набрать воду и поставить ее, а потом пить как лекарство, нужно прийти в храм Божий, с молитвой и благоговением постоять в храме, не спешить, даже если длинная очередь за святой водой, постойте и не спешите, особенно те, кто редко в храм ходит, это единственная возможность помолиться в этой очереди, подумать о себе, о своих близких, родных, исповедовать Богу свои грехи, с мирным и радостным чувством подойти к сосуду со святой водой, благоговейно ее почерпнуть и принести в дом, как великую святыню, окропить дом этой святой водой, а потом потреблять ее, особенно тогда, когда мы себя плохо чувствуем, либо духовно, либо физически, верим и знаем, что святая вода несет в себе не только силу предотвращающую ее от тления, но несет в себе силу предотвращающую от тления и разрушения наши души и телеса, великую силу исцеления.
Вот еще и такой вопрос пришел в связи с праздником Крещения: "Скажите пожалуйста, Владыка, для чего Иисусу Христу было принимать крещение? В Евангелии сказано, что сам Иоанн Креститель был этим поражен и удивлен, а Господь ответил ему загадочно, что так, мол, и надо, я думаю, может быть это нам для примера дается или еще для чего-то? И что значат слова Иоанна предтечи: "Я вас крещу водою, а прийдет другой и будет крестить святым духом", ведь и сейчас все равно нас крестят водою?"
Господь действительно, прийдя на берег реки Иордан в толпе грешников, которые шли принимать крещение от рук Иоанна крестителя, отличался от всех остальных, потому что люди шли на Иордан, исповедовать свои грехи и как символ освобождения от грехов через исповедь, через покаяние, принимали из рук Иоанна это омовение. Омовение было символом исповедания греха и очищения человека. Иоанн крестил крещением покаяния, людям говоря о Христе, который шел за ним. А зачем нужно было покаяние Спасителю, ведь на нем не было греха? Не было греха, но он имел реальную человеческую личность, реальную человеческую природу, в единой Бого-человеческой личности соединилась Божественная природа и человеческая природа. И по этой своей человеческой природе Господь был таким же как мы, полностью подобный нам, кроме греха, но прийдя в мир он принимает на себя грехи всего рода человеческого, чтобы на Голгофе их искупить. И символизируя эту солидарность с людьми - с грешниками Господь в их толпе и приходит к Иоану, а Иоанн действительно говорит: "Не я Тебя должен крестить, а ты Меня должен крестить", а Господь говорит: "Так мы должны совершить, не спорь, ты может быть не понимаешь, что тебе должно сделать, но ты должен это сделать". На Иордане действительно является нам и всему миру великая любовь Божия, сила Божественного снисхождения, Бог Всемогущий в толпе грешников, Он и люди вместе, Он не отделяет себя от них, Он не приходит на землю в виде громовержца, могущественной силы, царя - полководца, Он в такой же пыльной, грязной одежде на берегу Иордана вместе со всеми. И это никакая не сцена, специально сделанная, это то, что было действительно в жизни. Господь ради этого и пришел, чтобы вместе с нами соединиться, стать одним из нас и великим образом этого соединения было крещение на берегу Иордана. Господь действительно говорит о том, что он будет крестить Духом через искупительную жертву Спасителя, через Его жизнь, через Его подвиг. Бог открывает нам возможность принимать Его энергию, Его божественную благодать, силу святого Духа. Все что происходит после Христа, все что происходит в Церкви, связано с этим энергетическим воздействием Бога на мир. Церковь принимает и аккумулирует эти энергетические и божественные потоки, и все что Бог совершает в истории, ныне Он совершает силой святого Духа. Поэтому, все что в Церкви происходит, направлено на то, чтобы помочь людям усвоить дар Божественной благодати, силу божественной энергии, которая только и способна преобразовать и человека, и мир и дать людям возможность спасения. Мы ничем другим не можем спастись, как только вот этой божественной благодатью, которая живет и действует в общине веры, в христианской Церкви, через которую каждый человек реально соединяется с Богом, подключается к источнику энергии. Поэтому всякое таинство совершаемое в церкви, есть действие святого Духа, в каком-то смысле, вся жизнь Церкви - есть действие святого Духа. Вот почему, то что мы называем воцерковлением, вхождением в Церковь через таинство Крещения, Миропамазания, через Евхаристию - является непременным условием подключения человека к потоку божественной благодати. И то крещение, которое совершается в церкви, несет в себе вот эту способность и силу приобщить человека к божественной жизни. Внешне наше крещение не отличается от крещения Иоанного, но то было крещение покаяния, символом очищения, крещение, которое совершается в Церкви, является и знаком и символом очищения, ибо силой божественной благодати человек избавляется от грехов и одновременно является дверью, которая открываясь, вводит человека в благодатную божественную жизнь, где действует сила святого Духа. Мы празднуем день Крещения Господня, как величайшее событие в человеческой истории, которая помогает нам усвоить, что означает для человека жить с Богом!"

Рассказать друзьям