Ценной особенностью бумаги является возможность с самых первых шагов обучения изготавливать практически полезные, нужные вещи. При работе с бумагой совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Наряду с этим обогащается творческий опыт, формируется воображение. Обучающиеся сосредотачиваются на процессе изготовления поделки для получения желаемого результата, что способствует концентрации внимания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приложение № 1
Материалы и инструменты
Бумага бывает разного качества: от тонкой прозрачной - папиросной, до плотной, которую очень трудно даже надорвать, - металлизированной.
- Для создания объема некоторых поделок нужна тонкая и мягкая бумага (папиросная, бумажные салфетки).
- Понадобится также простая белая или цветная бумага, типа газетной, для бумажной мозаики.
- Более плотную бумагу, которая, впитывая влагу, не промокает насквозь (большинство наборов цветной бумаги), можно использовать для аппликаций.
- Для изготовления игрушек оригами нужна бумага в меру плотная, дающая четкие линии при изгибе (лощеные тетрадные листы, мелованная бумага).
- Картон необходим для основы объемных изделий, игрушек.
- Картонные коробки, фантики, фольга, обрезки обоев - все понадобится настоящему мастеру.
Для работы нужны два вида клея: жидкий (ПВА) и клеящий карандаш.
Клеящий карандаш используют при изготовлении аппликаций, для приклеивания мелких деталей.
Клей ПВА необходим для склеивания различных деталей, когда требуется большая прочность.
Работая с клеем, не забывай о правилах, которые необходимо выполнять, чтобы не было неприятностей.
- Рабочую поверхность застели газетами, упаковочной бумагой или клеенкой - после работы не придется отмывать стол от капелек застывшего клея.
- Если клей хранится в довольно большой емкости, для работы отливай его понемногу в небольшую плоскую баночку или крышечку - тогда тебе не грозят клеевые озера на бумаге или на полу.
- Для нанесения клея используй специальную кисточку или трубочку из плотной сложенной бумаги.
Для работы нужны две пары. Одни ножницы должны быть средней длины с закругленными кончиками. Ими режут бумагу. Вторые - маленькие с прямыми лезвиями. Их используют для прорезания внутренних деталей и насечек.
Кисти
Широкая кисть нужна для быстрого нанесения клея на основу. Кисть малая клеевая понадобится для смазывания клеем небольших деталей.
Линейка, карандаш
С помощью линейки можно не только провести ровную линию, но и ровно оторвать нужную полоску бумаги. Для этого приложи линейку к листу в нужном месте так, чтобы бумага слегка выступала из-под листа. Плотно прижимай линейку левой рукой. Правой рукой возьми лист бумаги за правый верхний угол и приподними его до линейки. Затем сильным движением потяни лист на себя. Разрез пойдет вдоль линейки.
Карандашом можно не только рисовать, но и придать кусочку бумаги нужную форму.
Чтобы получить трубочку, оберни карандаш полоской бумаги и прогладь между ладонями. Убери карандаш - и бумага останется скрученной.
Для придания выпуклой формы мелким деталям (пуговичка, цветочек) помести вырезанную фигурку на ладонь левой руки, а концом карандаша надави на ее середину. Получится выпуклая деталь.
Спиральку из бумаги можно сделать при помощи ножниц или линейки. Возьми кончик бумажки в левую руку. Большим пальцем правой руки прижми полоску бумаги к острию раскрытых ножниц или торцу линейки. Скользящим движением на себя протяни бумагу по всей длине.
Циркуль
Поможет начертить круг на бумаге любого размера.
Правила работы с бумагой
- Все линии сгиба делают четко, хорошо проглаживая. Чтобы на бумаге не оставалось грязных пятен, место сгиба проглаживают закрытыми ножницами или на место намеченного сгиба накладывают лист бумаги и проглаживают сверху. Причем если сгиб одиночный, то лист удобно расположить так, чтобы сгиб находился справа или сверху.
- Если нужно разорвать бумагу на полосы, необходимо учитывать, в каком направлении в ней располагаются волокна. Если рвать вдоль волокон - разрыв будет длинным и довольно ровным. А если поперек, то длинная полоска не получится. Чтобы это почувствовать, потренируйся на газетной бумаге.
- Если необходимо наклеить деталь на ровный лист, клеем намазывают наклеиваемую деталь. Если же намазать контур детали на листе-основе, а затем приложить саму деталь, она не будет ровной и гладкой, на ней появятся морщины и складки.
- Наклеиваемую деталь необходимо крепко прижать. Для этого используют чистый лист белой бумаги и кусочек фланели. Деталь намазывают клеем, помещают на лист-основу, слегка прижимают в центре, расправляют и накладывают на нее чистую бумагу. После этого фланелевой тряпочкой тщательно проглаживают деталь от центра к краям.
Обустройство рабочего места
Прежде чем заниматься изготовлением поделок из бумаги, нужно подготовить рабочее место. На столе не должно быть ничего лишнего. Все инструменты и материалы должны быть под рукой.
Освещение также имеет большое значение. Если вы работаете вечером, то обязательно должна быть настольная лампа. Свет должен падать с левой стороны.
Поскольку бумага предполагает отходы, то рядом хорошо поставить мусорное ведро или коробку, куда можно выкидывать обрезки.
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Приложение № 3
История бумаги
Бумага – один из самых распространенных материалов. Она выступает не только информационным носителем, но и упаковкой, средством гигиены, платежным средством, строительным материалом, фильтром и т.д. В настоящее время сложно представить нашу жизнь без бумаги.
Но бумага в том виде, в каком мы ее знаем сейчас, появилась не сразу. Изначально писали на бересте, коже, дереве и т.п.
История бумаги начинается в Древнем Египте примерно 3500 лет назад, когда там начали изготавливать папирус. Сырьем для него служил тростник. Изготовление папируса было довольно трудоемким процессом, поэтому он стоил недёшево и был доступен не каждому. Но папирус был недолговечным и требовал бережного отношения.
Параллельно с папирусом возник другой материал- пергамент, появившийся в Малой Азии во II веке до нашей эры. Своё название он получил от места, где началось его производство, - города Пергама Пергамского царства. Для получения пергамента использовали кожу молодых животных – ягнят, ослов, телят и козлов,- подвергая её специальной обработке. Основные достоинства пергамента – прочность, эластичность, а значит долговечность. И писать на нем можно было с двух сторон. К недостаткам можно было отнести трудоёмкий процесс изготовления пергамента, кроме того, кожа была очень дорогим материалом.
Настоящая история бумаги началась в Китае примерно в 105 году нашей эры. Цай Лунь – китайский сановник династии Хань и изобретатель бумаги – обобщил и усовершенствовал способы изготовления бумаги, которые уже были известны, а также предложил технологический процесс производства бумаги. Для производства бумаги можно было использовать любое растительное сырье и отходы, в том числе побеги бамбука, лубяные волокна ивы и тутового дерева, а также траву, мох, солому, водоросли, паклю и т.п.
В Китае на рубеже II-III веков нашей эры бумага из растительных волокон уже не была редкостью. Бумагу стали изготавливать нужных цветов, размеров и толщины, её пропитывали специальными веществами для длительного хранения.
Первым центром по производству бумаги за пределами Китая стал Самарканд в 751 году. В 800 году бумага появилась в Багдаде, в 1100 году – в Каире, в 1300 году – в Венеции. Около 300лет потребовалось, чтобы бумага попала из Ирака в Египет.
В Европе первая бумага появилась в X веке в Испании. В начале XII века произведения некоторых итальянских поэтов были уже написаны на отличной белой бумаге. Далее конкуренцию итальянцам составляют французы. Из Франции бумажное производство проникает в Англию, потом в Голландию и дальше двигается в Восточную Европу, а именно в Германию и Польшу, а затем на восток, в Московскую Русь.
Сегодня использование бумаги настолько разнообразно, что говорить о конце её истории можно будет ещё очень не скоро. Существует около 5000 тысяч сортов бумаги, которые можно разделить на три вида:
- собственно бумага: гигиеническая, обёрточная и печатная;
- картон;
- строительный картон: для облицовки и изоляции.
Лариса Ахременко
Правила работы с бумагой
Правила личной гигиены
Все работы нужно выполнять на подкладном планшете (клеенка, бумага, картон).
Чистота рук обеспечит аккуратное выполнение работы.
Склеенные детали следует протирать чистой сухой салфеткой (тряпочкой).
Окончив занятие, необходимо тщательно убрать рабочее место, инструменты привести в порядок, а руки обязательно вымыть.
Работа ножницами
В дошкольном и младшем школьном возрасте рекомендуется использовать ножницы с округлыми концами. Ножницы должны храниться в специальном футляре. Поворачиваться или переходить с места на место с ножницами в руках запрещается. | Бумагу или картон следует резать:
По прямой линии - серединой лезвия, смотреть на конец ножниц, направляя их вдоль линии;
По кривой линии - смотреть на место разреза, плавно поворачивая левой (правой) рукой материал;
По внутреннему контуру - проколоть кончиками ножниц бумагу в середине круга (овала, сделать надрез до линии разметки и вырезать отверстие по намеченным линиям.
Правила работы кистью при склеивании
1. Держать кисть вертикально к поверхности.
2. Размашистыми движениями от середины к краям наносить клей тонким слоем на всю поверхность детали.
3. Аккуратно накладывать детали на смазанную клеем поверхность. 4. Протирать деталь чистой тряпочкой от середины к краям.
5. При необходимости сушить изделие под прессом.
В случае попадания клея в глаза обязательно промыть их водой.
Сгибание бумаги и картона
1. Складывать бумагу и картон нужно только на столе.
2. Линию сгиба обязательно проглаживать от середины к краям ребром ладони, а затем гладилкой.
3. При сгибании плотной бумаги или картона надо сначала прочертить линию сгиба по линейке острым предметом (чертилкой).
1. Перед тем как приступить к работе с детьми, внимательно прочитать описание технологического процесса, продумать его алгоритм.
2. Попробовать самому смастерить предложенное изделие.
3. Адаптировать объяснение процесса изготовления каждой поделки соответственно возрасту детей, их реальным возможностям.
4. Организовать рабочее место ребенка удобно и безопасно.
Дорогие ребята! Прежде чем взяться за работу, познакомьтесь с тем, из чего и чем мастерят чудесные бумажные и картонные поделки. Итак, для работы вам понадобятся:
Бумага бывает разного качества: от тонкой прозрачной - папиросной, до плотной, которую очень трудно даже надорвать, - металлизированной.
- Для создания объема некоторых поделок нужна тонкая и мягкая бумага (папиросная, бумажные салфетки).
- Понадобится также простая белая или цветная бумага, типа газетной, для бумажной мозаики.
- Более плотную, которая, впитывая влагу, не промокает насквозь (большинство наборов цветной бумаги), можно использовать для аппликаций.
- Для изготовления игрушек оригами нужна бумага в меру плотная, дающая четкие линии при изгибе (лощеные тетрадные листы, мелованная бумага).
- Картон необходим для основы объемных изделий, игрушек.
- Картонные коробки, фантики, фольга, обрезки обоев - все понадобится настоящему мастеру.
Для работы нужны два вида клея: жидкий (ПВА) и клеящий карандаш.
Клеящий карандаш используют при изготовлении аппликаций, для приклеивания мелких деталей.
Клей ПВА необходим для склеивания различных деталей, когда требуется большая прочность.
Работая с клеем, не забывай о правилах, которые необходимо выполнять, чтобы не было неприятностей.
- Рабочую поверхность застели газетами, упаковочной бумагой или клеенкой - после работы не придется отмывать стол от капелек застывшего клея.
- Если клей хранится в довольно большой емкости, для работы отливай его понемногу в небольшую плоскую баночку или крышечку - тогда тебе не грозят клеевые озера на бумаге или на полу.
- Для нанесения клея используй специальную кисточку или трубочку из плотной сложенной бумаги.
Для работы нужны две пары. Одни ножницы долж ны быть средней длины с закругленными кончиками. Ими режут бумагу. Вторые - маленькие с прямыми лезвиями. Их используют для прорезания внутренних деталей и насечек.
Линейка, карандаш
С помощью линейки можно не только провести ровную линию, но и ровно оторвать нужную полоску бумаги. Для этого приложи линейку к листу в нужном месте так, чтобы бумага слегка выступала из-под листа. Плотно прижимай линейку левой рукой. Правой рукой возьми лист бумаги за правый верхний угол и приподними его до линейки. Затем сильным движением потяни лист на себя. Разрез пойдет вдоль линейки.
Карандашом можно не только рисовать, но и придать кусочку бумаги нужную форму.
Чтобы получить трубочку, оберни карандаш полоской бумаги и прогладь между ладонями. Убери карандаш - и бумага останется скрученной.
Для придания выпуклой формы мелким деталям (пуговичка, цветочек) помести вырезанную фигурку на ладонь левой руки, а концом карандаша надави на ее середину. Получится выпуклая деталь.
Спиральку из бумаги можно сделать при помощи ножниц или линейки. Возьми кончик бумажки в левую руку. Большим пальцем правой руки прижми полоску бумаги к острию раскрытых ножниц или торцу линейки. Скользящим движением на себя протяни бумагу по всей длине.
Правила работы с бумагой
- Все линии сгиба делают четко, хорошо проглаживая. Чтобы на бумаге не оставалось грязных пятен, место сгиба проглаживают закрытыми ножницами или на место намеченного сгиба накладывают лист бумаги и проглаживают сверху. Причем если сгиб одиночный, то лист удобно расположить так, чтобы сгиб находился справа или сверху.
- Если нужно разорвать бумагу на полосы, необходимо учитывать, в каком направлении в ней располагаются волокна. Если рвать вдоль волокон - разрыв будет длинным и довольно ровным. А если поперек, то длинная полоска не получится. Чтобы это почувствовать, потренируйся на газетной бумаге.
- Если необходимо наклеить деталь на ровный лист, клеем намазывают наклеиваемую деталь. Если же намазать контур детали на листе-основе, а затем приложить саму деталь, она не будет ровной и гладкой, на ней появятся морщины и складки.
- Наклеиваемую деталь необходимо крепко прижать. Для этого используют чистый лист белой бумаги и кусочек фланели. Деталь намазывают клеем, помещают на лист-основу, слегка прижимают в центре, расправляют и накладывают на нее чистую бумагу. После этого фланелевой тряпочкой тщательно проглаживают деталь от центра к краям.
Бумагу можно использовать самыми разными способами. Складывать, писать, сдавать в макулатуру, использовать в строительстве – это далеко не полный список. Новый способ применения бумаги будет особенно полезен, если вам нечем заняться или если у вас есть особая бумага, с помощью которой вы хотите сделать что-то интересное. Прочитайте эту статью, и вы узнаете, как можно использовать завалявшийся у вас на столе лист бумаги необычным способом.
Шаги
Сделайте что-нибудь из бумаги
- классического лебедя;
- розу для любимого человека;
- милого кролика;
- фоторамки;
- шлем самурая;
- обычную бумажную коробочку или коробочку в виде звезды для небольших подарков друзьям и членам семьи;
- бумажные когти на костюма на Хэллоуин.
-
Займитесь декупажем и сделайте дневник или коробку для памятных вещей. Если у вас есть бумажные вещи, которые много для вас значат (брошюры, билеты, записки, фотографии, счета и письма), вы можете сделать для них коробочку, где вы также могли бы хранить украшения и прочие важные для вас вещи. Найдите подходящую заготовку, придумайте, как вы оформите ее бумагой, и приступайте к декупажу.
- Можно использовать дополнительные инструменты: краску, блестки и прочее (пуговицы, искусственные цветы) - так коробочка станет еще интереснее. Какие-то украшения нужно будет крепить с помощью горячего клея.
- Можно собрать все памятные вещи в альбом, если вы не хотите портить их. Подыщите альбом, в котором было бы много пластиковых кармашков. Держите альбом вдали от влаги, потому что конденсат на пластике может повредить бумагу.
-
Займитесь изготовлением папье-маше. Папье-маше - это наложение кусочков бумаги с клеем друг на друга и наклеивание их на определенный предмет либо формирование особой формы из этого материала. Когда все это высыхает, оно затвердевает и может быть использовано в различных целях. Однако знайте, что изготовление папье-маше - не самый аккуратный процесс, поэтому будьте готовы к небольшому беспорядку. Из папье-маше можно сделать многие вещи:
- вазы;
- ободки для выключателей;
- ракушки;
- маски;
- стаканы для карандашей;
- шкатулки.
-
Сделайте поздравительную открытку в качестве уникальной альтернативы готовым открыткам. Можно использовать оригинальные техники, например, эффект 3D.
- Проще всего взять обычный лист бумаги и сложить его пополам. Полученную заготовку можно разрисовать краской, карандашами, маркерами или украсить как-нибудь еще.
-
Сделайте игрушки из бумаги. Существуют целые книги по изготовлению сложных игрушек из бумаги (например, роботов), но вы можете сделать и простые игрушки из обычного листа бумаги:
- гадалочку;
- футбольный мяч;
- самолетики и кораблики.
-
Создайте из бумаги предмет искусства. Можно сделать его в 2D или в 3D. Здесь речь идет не об оригами! Мы имеем в виду сложные работы, которые можно сравнить в живописью, только здесь используются фигуры из бумаги, а не линии, проведенные кистью или карандашом.
- Если вы работаете в 2D, вырезайте нужные фигурки из бумаги, используя бумагу разных цветов. Если вы хотите изобразить лицо, вам нужно будет вырезать глаза (возможно, из разных листов бумаги), нос, рот, кожу, волосы (лучше всего - из разноцветной бумаги) и другие элементы. Чем больше у вас будет фрагментов, тем более детализированным получится изображение.
- Если вы хотите сделать что-то в 3D, нарежьте тонкие полоски (шириной как 2-3 штуки спагетти) и закрепите их на одном или двух листах бумаги. Складывайте, сгибайте, заворачивайте их, и у вас получится объемная фигура.
Займите себя чем-нибудь
-
Начните рисовать! Возьмите карандаш или цветные ручки и просто начните делать набросок. Выразите себя и нарисуйте то, что вас вдохновляет. Можете попробовать нарисовать менее реалистичные вещи - мультяшных персонажей или героев комиксов - либо какие-нибудь предметы в комнате. Нарисуйте друзей, членов семьи. Отправляйтесь на свежий воздух и нарисуйте то, что увидите там. Когда вы закончите, вы с гордостью сможете продемонстрировать свою работу (возможно, даже в рамке оригами)!
Поиграйте в футбол. Можно играть в футбол бумагой. Просто сложите из бумаги пирамидку или скатайте шарик и начните передавать его друг другу. Можно даже сделать ворота из бумаги, если у вас достаточно листов.
Поиграйте в морской бой. В этой игре вам потребуется только ручка, лист бумаги и партнер. Нарисуйте сетку и разместите по одной стороне буквы, а по второй - цифры. Расположите корабли и начните играть. Только играйте по-честному!
Поиграйте в палочки. Нарисуйте сетку из точек, расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга (например, 20 на 20 точек). Каждый игрок по очереди соединяет две точки. Тот, кто сможет соединить четыре точки в квадрат, получает этот квадрат. Выигрывает тот, у кого будет больше всего квадратов.
Сделайте из бумаги пистолет и развяжите войну с друзьями. Пистолет можно сделать с помощью бумаги, ножниц и скотча. Вооружившись таким пистолетом, вы сможете затеять войну в офисе или поиграть с друзьями. Будьте осторожны - не попадите никому в глаз!
Используйте бумагу с пользой
-
Пишите рассказы. Бумага предназначена для того, чтобы на ней писали! Скорее всего, вы это уже знаете, поэтому возьмите ручку и дайте волю воображению! Придумайте историю и поразмышляйте о персонажах. Убедитесь, что вам есть с чего начать и чем закончить, и решите, что будет происходить в середине. Получайте удовольствие от процесса и не слишком перенапрягайте свою руку! Как закончите, покажите результат друзьям, семье, чтобы узнать их мнение. Ура!
- Не хотите писать рассказы? Существуют и другие жанры, в которых можно попробовать себя:
- поэзия или хокку;
- короткие повести;
- собственный журнал;
- комиксы.
- Не хотите писать рассказы? Существуют и другие жанры, в которых можно попробовать себя:
Сдайте бумагу в макулатуру. Знаете ли вы, что каждая тонна бумаги стоит жизни 17 деревьев? Если вы не собираетесь больше использовать какую-либо бумагу, это не означает, что ее необходимо просто выбросить. Если вы сдадите ее в макулатуру, ей будет дана вторая жизнь - из нее смогут сделать самые разные вещи. Из ненужной бумаги можно сделать другую бумагу, а можно изготовить бусины.
Займитесь оригами. Оригами – японское искусство складывания фигурок из бумаги. Владея техникой оригами, вы сможете изготовить бесчисленное количество вещей из простого листа бумаги (журавликов, бабочек, голову лисы и многое другое). Попробуйте сделать:
Работа с бумагой и картоном занимает значительное место в системе обучения ручному труду учащихся младших классов, создает условия для воспитания у учащихся трудолюбия, аккуратности в работе, художественного вкуса. Некоторые виды работ выполняются совместно всеми учениками, что позволяет развивать умение работать в коллективе, подчинять свои интересы интересам одноклассников.
На занятиях этим видом труда создаются большие возможности для коррекции физических и умственных недостатков детей с нарушением интеллекта.
Учащиеся на уроках изготавливают плоские и объемные изделия различной формы, состоящие из одной или многих деталей, из разных сортов бумаги и картона. При этом учащиеся пользуются определенными инструментами и приспособлениями. Выполнение поделок осуществляется в основ по образцу. Поэтому очень важно воспитывать у учащихся умение проводить анализ изделия, вычленять характерные его признаки, проводить операции сравнения, делать простейшие обобщения.
Порядок выполнения изделий из бумаги и картона имеет определенную последовательность, нарушение которой приводит к тому, что учащиеся совсем не выполняют изделие или выполняют его некачественно, к непроизводительной трате времени.. В связи с этим следует формировать у учащихся умения составлять пооперационный план, придерживаться его при реализации задания и отчитываться о сделанном.
Обучая изготовлению плоских и объемных предметов из плоского поделочного материала, учитель имеет возможность корригировать недоразвитие у учащихся пространственного анализа и пространственной ориентировки.
Так, при составлении аппликации учащиеся знакомятся с законами ритма и симметрии, упражняются в узнавании геометрических форм. Распределяя детали на листе бумаги, называть то или иное пространственное положение (вверху, внизу, сбоку, справа, прямо, выше и т.д.).
С бумагой и картоном учащиеся постоянно встречаются в повседневной жизни. Но сведений об этих материалах, способах их обработки первоклассники с нарушением интеллекта как правило, не имеют. На уроках ручного труда они знакомятся с различными сортами бумаги, картона, переплетных материалов, их назначением и свойствами.
В процессе изготовления различных изделий учащиеся изучают и усваивают простейшие приемы разметки и обработки бумаги и картона. Разметка по шаблонам простой и сложной конфигурации в основном усваивается учащимися без особых затруднений.
Определенную трудность представляет для учащихся с интеллектуальным недоразвитием освоение приема разметки по линейке. Поэтому рекомендуется обучать учащихся младших классов только одному приему – разметке прямоугольной полосы в одном направлении. Он выполняется следующим образом: сначала от верхнего, а затем от нижнего углов полосы бумаги откладывается вправо по линейке нужный размер, точки отметки соединяются по линейке.
Однако при этом следует варьировать упражнения и объекты работы, чтобы научить детей применять усвоенный прием в различных ситуациях. Например, давать учащимся размечать деталь на только в горизонтальном, но и в вертикальном положении.
Для выполнения складывания, резания, склеивания и т.д. нужны простейшие инструменты: ножницы, ножи, гладилки, линейки, кисти. Учащиеся должны овладеть правильными приемами работы ими, так как многие из них находят применение на занятиях с другими видами материалов, а также на уроках профессионального труда и математики.
Ножницы – сложный инструмент для данной категории учащихся младших классов, требующий хорошей координации движений обеих рук и высокого зрительного контроля. Обучая учащихся владению ножницами, учитель должен помнить, что точности и тщательности вырезывания можно добиться лишь в том случае, если учащиеся усвоят правильную хватку ножниц и приемы резания по прямой и кривой линиям. Поэтому следует постоянно следить, чтобы учащиеся брали ножницы правой рукой, средний и большой пальцы вставляли в кольца, указательным пальцем поддерживали нижнее кольцо, безымянный палец и мизинец прижимали к ладони. Если при резании они будут оттопыривать безымянный палец и мизинец, то ножницы будут рвать бумагу.
При выполнении прямого разреза надо держать лезвия ножниц по линии разметки, широко разводя их и не сводя до конца, так как режущая часть ножниц средняя. Сжимание рычагов ножниц при этом должно быть плавным м медленным с одновременным продвижением незакрытых лезвий вперед.
Тема урока. Изготовление по образцу наборной линейки из листа бумаги для рисования (I класс, первая четверть).
Задачи урока . Формировать умения выслушать и повторить за учителем, анализ образца, выполнить изделие по инструкции, чередующейся с показом. Продолжить знакомство с различными сортами бумаги. Повторить свойства бумаги, приемы складывания.
. Листы бумаги для рисования, гладилки, образец изделия, подкладные доски.
ХОД УРОКА
1. Организация учащихся.
2. Беседа о сортах бумаги по коллекции (газетная, писчая, бумага для рисования).
3. Повторение по вопросам учителя свойств бумаги (складывается, рвется, мнется).
4. Сообщение темы урока.
5. Организация рабочего места. Учащиеся по инструкции учителя кладут перед собой на подкладную доску лист бумаги, справа – гладилку.
6. Ориентировка в задании. Учитель показывает образец, называет изделие и объясняет его назначение. Говорит детям, что наборная линейка сделана из листа бумаги для рисования, сложенного пополам. Внизу загнут кармашек для расстановки букв, картинок. Боковые края загнуты в другую сторону, чтобы кармашек не отгибался.
Затем учащиеся по вопросам учителя повторяют анализ.
7. Выполнение изделия по инструкции учителя, чередующейся с показом приемов работы. Порядок работы следующий: лист бумаги кладется на подкладную доску по длине, прямо; лист надо взять за нижние уголки и сгибать его вверх, верхние и нижние уголки и стороны листа должны точно совпасть; сгиб слегка приминается рукой от середины к краям, затем проглаживается гладилкой в том же порядке; снизу (вдоль сложенного листа) загибается полоска (кармашек) так, чтобы совпали при сгибании боковые стороны (учитель помогает детям определить ширину загибаемой полоски), сгиб проглаживается гладилкой; изделие кладется лицевой стороной на доску и загибаются боковые края, сгибы проглаживаются гладилкой. В готовый кармашек вставляются буквы разрезной азбуки или цифры (рис.). В процессе изготовления наборной линейки повторяются правила складывания бумаги.
8. Коллективная оценка готового изделия. По вопросам учителя дети рассказывают, что и как они делали, для какой цели загибали кармашек и боковые края. Учитель оценивает, хорошо (аккуратно, красиво) или плохо они выполнили работу.
Слабые учащиеся складывают линейку по намеченным сгибам.
9. Подведение итогов.
Тема урока. Составление по образцу композиции из геометрических фигур (домик и елка) (I класс, третья четверть).
Задачи урока. Развивать умения ориентироваться в задании по вопросам учителя, выполнять изделие с планированием ближайшей операции, отчитываться по вопросам учителя о ходе проделанной работы, ориентироваться в листе бумаги при выполнении аппликации.
Познакомить детей с правилами выполнения аппликации.
Оборудование и наглядные пособия . Образец изделия, листы плотной белой бумаги, полосы зеленой и коричневой бумаги, ножницы, кисточки, клей, подкладные доски, тряпочки, коробки для обрезков.
Ход урока
1. Организация учащихся.
2. Сообщение темы урока.
3. Ориентировка в задании. Анализ образца проводится по вопросам учителя. Определяется тема аппликации, расположение предметов на листе бумаги, геометрические фигуры, составляющие елку и домик, их цвет и количество. Указываются материалы и инструменты. Учащиеся с помощью учителя вспоминают способы заготовки прямоугольных деталей: обводка по шаблону и складывание из полосы бумаги.
4. Организация рабочего места. Учащиеся из конвертов достают все необходимое и с помощью учителя располагают материалы и инструменты на рабочем месте.
5. Выполнение аппликации. Вначале учащиеся изготавливают геометрические фигуры. Особенность заготовки фигур состоит в том, что они не вырезаются по шаблону. Дети с помощью учителя вспоминают приемы складывания треугольников и квадратов из полосы бумаги, затем заготавливают нужное количество геометрических фигур.
Слабые учащиеся заготавливают детали только для одной фигуры (домика).
Потом учитель знакомит детей с основным правилом выполнения аппликации: сначала составляется композиция на листе, точно определяется место расположения деталей и последовательность их прикрепления (при этом необходимо ориентироваться на образец). Затем все детали снимаются, и учащиеся, планируя ближайшую операцию, приступают к наклеиванию
названной детали. В ходе работы учитель знакомит учеников с другими правилами. Например, детали, намазанные клеем, надо слегка прижимать к листу бумаги, а не притирать, чтобы не сдвинуть их с места. Необходимо следить, чтобы учащиеся правильно называли место прикрепления очередной детали (справа, наверху...) и располагали их в соответствии с образцом.
Слабые учащиеся ограничиваются построением домика (рис.).
6. Составление отчета по вопросам учителя. Дети должны ответить, какое изделие и из чего они сделали, в какой последовательности. Следует спрашивать у ребят названия только основных операций и указания мест прикрепления деталей.
7. Краткая оценка качества изделия с указанием его достоинств и недостатков. Дети с помощью учителя отмечают правильное расположение деталей на листе бумаги, чисто аккуратность изделия, степень совпадения с образцом.
8. Подведение итогов. Учитель отмечает поведение и старание детей, порядок на рабочем месте по окончании практической деятельности.
Тема урока . Изготовление ракеты из трех деталей (II класс, вторая четверть).
Задачи урока. Развивать умения проводить анализ образца, составлять план работы и отчет о ней с частичной помощью учителя. Учить детей пользоваться предметной картой. Познакомить с приемами изготовления объемных елочных украшений из трех частей. Повторить приемы симметричного вырезывания.
Оборудование и наглядные пособия . Образец изделия, предметная карта, цветная бумага, нитки, шаблоны, ножницы, карандаши, клей, кисточки, подкладная доска.
Ход урока
1. Организация учащихся.
2. Сообщение темы урока.
3. Ориентировка в задании. Анализируя образец, ученики должны назвать изделие, его назначение, указать размер и количество деталей и их особенности, инструменты, материалы и приспособления, необходимые для работы. В случае затруднений учащимся следует показать ту часть предметной карты, с помощью которой они могут дополнить свои ответы.
4. Организация рабочего места. Учащиеся самостоятельно раскладывают материалы, приспособления и инструменты. Учитель проверяет правильность их действий.
5. Составление предварительного плана работы с помощью предметной карты. Учитель расставляет таблицы предметной карты. Предлагает детям внимательно посмотреть их. На карте, помимо материалов, приспособлений, должны быть отражены основные этапы выполнения игрушки (рис.). Учащиеся, ориентируясь на карту, учатся составлять план работы, в котором указывается порядок действий и операций. Прием симметричного вырезывания ученики вспоминают по вопросам.
6. Выполнение ракеты. В ходе работы учитель следит, чтобы соблюдалась последовательность изготовления поделки. С этой целью он время от времени привлекает внимание детей к карте. Очень важно не давать готовые ответы на вопросы учеников, а помогать им найти правильное решение с помощью карты. При изготовлении деталей ракеты учитель следит за соблюдением приемов симметричного вырезывания и экономным расходованием материалов.
Слабые учащиеся выполняют ракету по заделу.
7. Отчет о проделанной работе. Необходимо добиваться, чтобы учащиеся при ответе точно придерживались порядка, в котором произведена работа. Помощь в этом окажет предметная карта, которую не нужно убирать до конца урока.
8. Оценка качества готовой игрушки. Учащиеся оценивают достоинства и недостатки своей поделки путем сравнения с образцом или изделием товарища. При этом они отмечают точность вырезывания (совпадение контуров всех трех частей), чистоту работы, своевременность вклеивания петли. Оценка изделия проводится с частичной помощью учителя.
9. Уборка рабочего места.
10. Подведение итогов.
Тема урока . Изготовление гирлянд с симметричными фигурами по образцу (II класс, вторая четверть).
Задачи урока. Учить детей ориентироваться в задании, планировать работу и отчитываться о ней, оценивать качество готовой поделки с частичной помощью учителя. Познакомить детей с приемами вырезывания гирлянд с симметричными фигурами. Закрепить умения ориентироваться в листе бумаги и пользоваться предметной картой.
Образцы гирлянд, предметная карта, полосы цветной и белой бумаги, карандаши, ножницы, шаблоны елки и гриба, подкладные доски.
Ход урока
1. Организация учащихся.
2. Сообщение темы урока, рассматривание образцов гирлянд (елки, грибы, матрешки).
3. Ориентировка в задании. Анализируя гирлянду, дети называют фигурки гирлянд, определяют назначение изделия, материал, форму, количество и размер деталей. При этом учитель должен обратить внимание учеников на следующие особенности фигурок, составляющих гирлянду: они все одинаковы и соединены между собой, стороны каждой фигурки симметричны. Затем учащиеся вспоминают, какие еще изделия они делали, где встречались симметричные фигуры.
4. Составление плана работы. Учащиеся подобные изделие выполняют впервые. Поэтому организует коллективное составление плана по предметной карте. Он следит за тем, чтобы отвечающие точно указывали, во сколько раз складывается полоска бумаги, как располагается шаблон, где соединяются фигурки. Затем он объясняет, как образуется соединение фигурок. В ходе ответов учащиеся должны также назвать инструменты и приспособления.
5. Организация рабочего места. Учащиеся сами располагают все на рабочем месте, затем учитель организует взаимопроверку.
6. Выполнение гирлянд. Учитель вначале сам вырезает гирлянду, показывая правильную хватку заготовки рукой и способ вырезывания. Затем в ходе работы он помогает отдельным учащимся выполнить изделие. Периодически привлекается внимание учеников к предметной карте, с тем, чтобы они еще раз посмотрели, как складывать бумагу, как прикладывать и обводить шаблон, как вырезать гирлянду, чтобы фигурки не распались (рис. 24). Если изделие получилось плохо, то можно повторить его выполнение по обведенному контуру или без него. Вторую гирлянду «грибы» сильные ученики могут самостоятельно выполнить, нарисовав половину контура гриба, не пользуясь шаблоном. Но при этом учитель рекомендует детям ориентироваться на образец, вывешенный на доске. Остальные учащиеся вырезают гирлянду «грибы» по шаблону с помощью учителя.
7. Оценка качества выполненных изделий. В выполненных изделиях учащиеся определяют симметричность фигур, точность и аккуратность вырезывания. В гирляндах, вырезанных без шаблона, отмечается сходство с натуральным предметом (в данном случае сходство с грибом).
8. Подведение итогов.
Тема урока. Изготовление закладки из тонкого картона (II класс, третья четверть).
Задачи урока. Развивать умения самостоятельно ориентироваться в задании, составлять план работы над изделием,
отчитываться о сделанном, выполнять окантовку картона полосами бумаги. Повторить приемы разметки прямоугольной детали по линейке.
Оборудование и наглядные пособия . Образцы – несколько окантованных изделий, в том числе образец закладки, таблица с образцами окантовочных материалов, рисунок закладки, полосы картона, полоски бумаги, линейки, карандаши, ножницы, клей, кисти, подкладные доски.
Ход урока
1. Организация учащихся.
2. Повторение. По вопросам учителя дети повторяют назначение окантовки в изделиях, рассматривают и называют материалы, необходимые для нее, повторяют правила окантовки.
3. Сообщение темы урока.
4. Ориентировка в задании. Анализируя образец изделия, учащиеся должны самостоятельно указать назначение изделия, его форму, перечислить детали (прямоугольник из картона и окантовочные полосы), отметить особенность окантовки. Потом определить материалы, их цвет, длину готовой закладки. Если учащиеся самостоятельно не вспомнят, как надо измерить длину закладки, то учитель должен помочь им. Затем учитель открывает заранее нарисованный на доске рисунок изделия с указанием на нем длины готовой закладки. Этот, рисунок в дальнейшем будет служить учащимся ориентиром при разметке полос.
5. Организация рабочего места.
6. Составление плана работы над изделием. Учитель предлагает детям рассмотреть заготовки и определить наложением или по линейке, что окантовочные полосы длиннее картонного прямоугольника. В плане должна быть указана, последовательность работы: отбор материалов и инструментов, разметка окантовочных полос, подготовка полос к наклеиванию (складывание полосы вдоль пополам, намазывание ее клеем, оклеивание долевых сторон картона). Учитель может записать план на доске. После этого дети повторяют с помощью учителя порядок разметки.
7. Изготовление закладки. В ходе практической работы учитель может оказать частичную помощь отдельным учащимся. Желательно, чтобы дети больше работали самостоятельно. По окончании работы педагог предлагает учащимся из остатков бумаги сделать на закладке украшение, кто какое хочет (рис.).
8. Отчет о проделанной работе. В отчете, помимо запланированных операций, ученики должны указать операции, необходимые для украшения закладки.
9. Оценка качества изделий. Учащиеся отмечают точность разметки окантовочных полос, качество окантовки, красоту украшения, аккуратность выполнения всего изделия.
10. Подведение итогов.
Тема урока. Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки (III класс, третья четверть, 2 занятия).
Задачи урока. Развивать умения самостоятельно ориентироваться в задании, планировать последовательность работы, отчитываться о сделанном, ориентироваться в плоскости листа картона. Закрепить умения производить разметку прямоугольной детали. Показать прием нанесения рицовки.
Оборудование и наглядные пособия. Образец изделия, куски картона, линейки с фальцем, нож, краски, кисти, подкладные доски, куски картона для упражнений, ножницы.
Ход урока
1. Организация учащихся.
2. Повторение сведений о группах инструментов и их назначении, а также правил безопасной работы с режущими инструментами.
3. Организация рабочего места.
4. Выполнение упражнений: ознакомительные упражнения по нанесению рицовки.
5. Сообщение темы, урока.
6. Ориентировка в задании. Учащиеся определяют назначение изделия, его форму, размеры, особенности конструкции, количество начерченных клеток по длине и ширине, материал и инструменты.
7. Составление плана работы. Один из учащихся самостоятельно составляет план. Другие поправляют и дополняют его. Уточненные пункты плана записываются на доске.
8. Выполнение изделия. Дети выполняют самостоятельно разметку заготовки по длине, предварительно посмотрев рисунок на доске. Учитель помогает отдельным учащимся разрезать картон ножницами. Затем ученики с помощью учителя размечают заготовку на клетки по шаблону (шаблоном служит полоса картона, отрезанная от заготовки), обратную сторону доски делят по линейке пополам. По линии разметки наносят рицовку. Инструктируя детей, учитель следит за правильной их ориентировкой на листе картона. Раскраску клеток учащиеся производят самостоятельно.
Слабым учащимся следует дать для работы размеченную доску и готовый шаблон. Работа выполняется ими с помощью учителя (рис.).
9. Отчет о проделанной работе.
10. Оценка качества готовых изделий в сравнении с образцом.
11. Подведение итогов.
Тема урока. Изготовление открытой коробки из тонкого картона (III класс, четвертая четверть, 2 занятия).
Задачи урока. Развивать умения самостоятельно ориентироваться в задании, планировать последовательность изготовления изделия, отчитываться о ходе работы, адекватно оценивать результаты труда. Закрепить умения наносить рицовку по линейке с фальцем. Показать способы разметки развертки коробки и склеивания ее с помощью клапанов.
Оборудование и наглядные пособия . Образец изделия, предметная карта, куски картона размером равные развертке коробки, ножи, линейки с фальцем, кисти, клей, шаблон, карандаши, ножницы.
Ход урока
1. Организация учащихся.
2. Организация рабочего места.
3. Повторение. По вопросам учителя дети повторяют свойства картона, правильную хватку инструментов и приемы нанесения рицовки, правила безопасной работы с режущими инструментами.
4. Сообщение темы урока.
5. Ориентировка в задании. Учащиеся рассматривают образец коробки. Учитель должен привлечь внимание детей к особенностям соединения стенок коробки с помощью клапанов.
6. Составление плана работы, ориентируясь по предметной карте. Карта должна отражать основные операции: разметку по шаблону, нанесение рицовки, надрез квадратов (клапанов) по долевой стороне развертки, складывание коробки, приклеивание клапанов.
7. Выполнение коробки. Вначале по шаблону размечают линии сгибов и надрезов (ширина шаблона должна соответствовать высоте стенки коробочки). Размеченный картон слегка надрезается по линии сгибов и разрезов, разрез квадратов производится по долевым сторонам развертки, тогда при склеивании клапаны соединяются с длинными сторонами коробки; так изделие будет прочнее. Коробка складывается в противоположные надрезам стороны; надрезанные клапаны намазываются декстриновым клеем или клейстером и приклеиваются с внутренней стороны стенок; склеенные части прижимаются грузом. При изготовлении коробки внимание учащихся по мере необходимости привлекается к предметной карте, дети учатся находить в ней помощь при затруднениях. Прием скрепления стенок коробки с помощью клапанов учитель показывает детям и помогает правильно его выполнить (рис.)
Слабые учащиеся складывают коробку по готовым рицовкам.
8. Отчет о проделанной работе. Учащиеся самостоятельно отчитываются о проделанной работе. Учитель следит за полнотой ответа, за соблюдением последовательности изложения, правильным называнием операций, инструментов, указанием пространственных признаков предмета и мест соединения деталей.
9. Оценка качества готовых изделий. Учащиеся отмечают ровность нанесения рицовки и надрезов, правильность приклеивания клапанов, соблюдение одинаковой высоты всех стенок, чистоту и аккуратность работы.