История чингизидов. Чингизиды в истории мусульманских народов

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Однако же для народников весь этот поход в народ кончился неудачей, и притом не столько благодаря тому, что их сейчас же арестовали, сколько потому, что с народом они не вошли в соприкосновение. Крестьяне во многих местах их просто-напросто чуждались, в некоторых местах даже выдавали, а кое-где проявили и резко враждебное к ним отношение. Поэтому, когда этот первый поход так несчастливо ликвидировался, причем все же значительные кадры народников остались на свободе, одни под надзором, а некоторые и совсем незамеченные полицией, то между революционерами начались разговоры о том, как же быть дальше, и мало-помалу они пришли к мысли о необходимости более прочной организации. Мы видим уже в 1876 г. две попытки такой организации. Одна попытка была осуществлена в Москве; она была результатом многолетнего сотрудничества и содружества кружка, составившегося из нескольких воспитывавшихся заграницей молодых девушек, которые сблизились там с кружком кавказцев-студентов, во главе которого стоял студент Джабадари; они-то и составили группу мирных народников-пропагандистов, которая фигурировала в 1877 г. в так называемом «процессе 50-ти». В эту группу входили, между прочим, Л. Н. Фигнер, В. И. Александрова-Натансон, Джабадари и несколько московских рабочих, в частности Петр Алексеев, который сказал на суде пламенную и произведшую большое впечатление речь.

Но эта попытка организации не имела большого значения; гораздо большее значение имела другая попытка – в Петербурге, где было положено начало образованию уже совершенно оформленного сообщества народников-революционеров, впоследствии получившего наименование, под которым оно и известно в истории, – «Земля и воля».

Во главе этого общества стояли Марк Натансон, жена его Ольга Натансон, Александр Михайлов, и в него же входили остатки кружка чайковцев и другие народники, уцелевшие от арестов. Это общество получило довольно детально разработанную организацию. Исходным пунктом принятой им программы было положение, что только экономическая революция снизу при посредстве самого народа может привести к окончательной и полной замене современного строя более справедливой и согласной с народными идеалами общественной организацией.

Поэтому операционным базисом своей деятельности народники-революционеры, объединившиеся в обществе «Земля и воля», считали обязательно народную массу. Деятельность в народе сводилась к следующим видам: 1) организационная деятельность, имевшая в виду создание в народе такой сознательно и планомерно действующей боевой дружины, которая, концентрируя в себе все материальные и духовные орудия борьбы, могла бы в благоприятный момент или сама вызвать всеобщее восстание, или же, в случае самопроизвольного его возникновения, утилизировать его для народных целей.

Но так как для этого требовался целый ряд подготовительных работ, к признанию чего склонился перед смертью (в 1876 г.) и сам Бакунин, то предполагались:

2) агитационная деятельность, которая направлялась бы к образованию необходимой обстановки. Агитация при этом предполагалась двоякая: пассивная (подача прошений, посылка ходоков, забастовки, отказ от платежа податей и проч.) и активная (бунты и восстания), которая, однако, применена была только в одном месте, и то при помощи подложных манифестов, именно – в Чигорине (известное дело Стефановича и Дейча).

3) Установление правильных сношений с имеющимися уже готовыми организациями в народе (раскольничьими и сектантскими).

4) Пропаганда идей революционного народничества в среде общества, молодежи и городских рабочих, с целью увеличить число «критически мыслящих» и сознательно действующих поборников народа. Этими четырьмя пунктами исчерпывалась – по словам О.В. Аптекмана – сущность тактической землевольской программы.

Затем наряду с этой программой выработан был и определенный устав, причем в основу организации положена была та основная группа, которая составила этот устав в Петербурге, а затем, по рекомендации ее членов, в общество могли попадать посторонние элементы; из этой основной группы должна была рекрутироваться вся администрация общества, которая так и называлась «администрацией» и которая ведала все дела общества; при ней была особая «небесная канцелярия» для изготовления фальшивых паспортов; затем были особые группы для пропаганды среди молодежи и рабочих и, кроме того, особая «дезорганизаторская» группа, задачей которой являлось вследствие участившихся столкновений с правительством, а также для борьбы с предателями и провокаторами применение вооруженной силы. Наконец, для непосредственной пропаганды и организации в народе была основана особая, наиболее важная и многолюдная группа, так называемые «деревенщики».

«Дезорганизаторская» группа мало-помалу расширяется, и она создаст, как вы увидите, основание для уже совершенно террористической партии «Народная воля», о которой мне еще придется говорить вам.

Первым проявлением организации «Земля и воля» было устройство довольно грандиозной по замыслу демонстрации, которая, однако, свелась на деле к очень скромным размерам. Это была демонстрация 6 декабря 1876 г., устроенная у Казанского собора, причем предполагалось, что в ней будут участвовать тысячи рабочих. Нашелся и оратор, тогда молодой человек и ныне здравствующий известный теперь предводитель русских социал-демократов Г. В. Плеханов; было выкинуто знамя с надписью «Земля и воля» – лозунг, как казалось манифестантам, понятный и близкий народу, но в действительности столичным народом совсем не понятый. Полиция, пользуясь малочисленностью демонстрации (собралось не более 200–300 человек), направила на нее дворников и сидельцев мелочных лавок, и демонстрация была легко рассеяна. 20 человек были схвачены и по процессу, который происходил всего через полтора месяца, были наказаны самыми суровыми карами; некоторые были сосланы в каторгу на 5– 10 лет, и минимумом наказания была ссылка на поселение.

Таково было первое публичное выступление группы революционеров-народников, за которыми вскоре укрепилось наименование общества «Земли и воли». Самая многочисленная группа этого общества – так называемые «деревенщики» – упорно продолжала делать попытки водвориться среди народа и завязать в народе более прочные и постоянные связи. Наученные горьким опытом 1874 г., они переменили значительную тактику: стали действовать гораздо осторожнее и осмотрительнее, являлись в деревню не в качестве бродячих чернорабочих, которым крестьяне всюду оказывали такое недоверие, а пытались завести в разных местах более постоянные и солидные поселения под видом мелких промышленных предприятий или же селились в деревне в качестве волостных писарей, фельдшеров, акушерок, иногда учителей, причем заводили с крестьянами на этой почве связи исподволь, не позволяя себе резко обнаруживать свои истинные тенденции и взгляды и не приступая слишком стремительно к пропаганде. Но и такие приемы хотя и предохраняли их от слишком быстрых крушений и провалов, очень мало подвигали их к цели, в конце концов заставляли все яснее и безнадежнее убеждаться в полной неподготовленности народа к восприятию их идей и в невозможности достигнуть успеха своего дела при данном уровне народного развития. Оставалось, следовательно: или, отложив в сторону всякие революционные планы и помыслы, обратиться чуть не на всю жизнь в мирных культуртрегеров, или уходить из деревни, махнув на нее рукой, и приниматься за дело «с другого конца». Трудности, которые приходилось им переживать, грубые преследования и гонения, которым подвергало их правительство, и растущее раздражение против этих репрессий и ничем не стесняемого произвола полицейских и административных властей, – все это неизбежно должно было склонить их ко второму выходу, причем перед ними все яснее ставилась задача – прежде чем вести бесплодную, при данных условиях, пропаганду в деревне, завоевать себе те элементарные условия общественной жизни, при которых свободное общение с народом, свободная и широкая пропаганда в нем своих идей сделается для них возможной и плодотворной. Обстоятельства складывались таким образом, что среди народников-революционеров «Земли и воли» все более и более должны были редеть ряды «деревенщиков», все сильнее должна была, наоборот, расти и развиваться деятельность «дезорганизаторской» группы, которая мало-помалу из «охранительного отряда» превращается в конце 70-х годов в знаменитый «исполнительный комитет», возникший первоначально среди киевских революционеров, но затем вскоре привлекший к себе все самые активные силы революционеров и сделавший террористическую борьбу с правительством главною их задачею, оттеснившею на задний план народнические мечты и идеалы.

Земля и воля

Земля и воля

1. тайное революционное общество. Зародилось в Петербурге в 1861 (действовали Центральный и Петербургский комитеты). Во главе общества - Н. А. и А. А. Серно-Соловьевичи, А. А. Слепцов, Н. Н. Обручев, В. С. Курочкин и др., в Петербургском комитете - Н. И. Утин, Л. Ф. Пантелеев, А. А. Жук, М. С. Гулевич и др. Идейный руководитель «З. и в.» Н. Г. Чернышевский. Опорные пункты в Петербурге - книжный магазин Н. А. Серно-Соловьевича (Невский проспект, 24) и «Шахматный клуб». «З. и в.» поддерживала тесную связь с находившимися в эмиграции А. И. Герценом, Н. П. Огарёвым, революционными кружками в других городах России. В 1862 на одной из дач Петербургской стороны создана нелегальная типография, где отпечатаны ряд листовок, листки «Свобода» № 1 и 2 и др. В конце лета - начале осени 1862 в Петербурге оформился руководящий центр «З. и в.» - «Русский центральный народный комитет». В конце 1862 в Петербурге прошли переговоры землевольцев с членами русских офицерских кружков в Польше и представителями польского национально-освободительного движения, заключено соглашение о совместных действиях. В 1863 ожидавшегося землевольцами всеобщего крестьянского восстания не произошло, восстание в Польше было подавлено, многие члены общества арестованы. В 1864 «З. и в.» самоликвидировалась.
2. революционная народническая оранизация. Возникла в Петербурге в 1876 (до 1878 называлась «Северная революционная народническая группа» или «Общество народников»). Основатели: М. А. Натансон, О. А. Шлейснер (Натансон), А. Д. Михайлов, А. Д. Оболешев, Г. В. Плеханов, А. А. Квятковский, Д. А. Лизогуб, В. А. Осинский, О. В. Аптекман и др. Позднее к «З. и в.» примкнули бывшие «чайковцы»: С. М. Кравчинский, Д. А. Клеменц, Н. А. Морозов, С. Л. Перовская, М. Ф. Фроленко, Л. А. Тихомиров и др. Ставя главной целью подготовку крестьянской революции, члены «З. и в.», учитывая опыт «хождения в народ», выдвинули в программе конкретные требования, понятные крестьянам: передача всей земли крестьянским общинам и свободное самоуправление общин. Вместо «летучей пропаганды» начала 70 х гг. землевольцы приступили к организации «поселений» революционеров в деревне под видом учителей, фельдшеров, писарей и др. (планы «поселений» и места для них выбирались на собраниях в Петербурге). Рассматривая промышленных рабочих как вспомогательную силу крестьянской революции, землевольцы создавали кружки на предприятиях Петербурга (из их среды вышли будущие руководители «Северного союза русских рабочих»). Большое внимание уделялось революционной работе среди учащейся молодёжи и демократической интеллигенции, в которой землевольцы видели главный резерв организации (кружки действовали во всех высших учебных заведениях Петербурга). Землевольцам удалось впервые в России создать организацию, основанную на началах строгой дисциплины, централизации и конспирации. В начале 1879 по заданию «З. и в.» на службу в III отделение поступил Н. В. Клеточников, который систематически информировал революционеров о планах тайной полиции. Члены «З. и в.» в декабре 1876 участвовали в организации первой политической демонстрации в России (см. Казанские демонстрации), в проведении стачек на Новой бумагопрядильне (ныне прядильно-ткацкая фабрика имени П. Анисимова) и фабрике Шау (ныне не существует) в 1878-1879. В нелегальной типографии «З. и в.» на Николаевской улице в 1878-1879 печатались орган организации газета «Земля и воля», листовки, брошюры. Преследования властей делали невозможной революционную работу в деревне, в конце 70 х гг. начался отток революционеров в города (главным образом в Петербург). Жестокая карательная политика правительства вызывала в среде революционеров жажду мести. 24 января 1878 В. И. Засулич совершила покушение на петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова, 4 августа 1878 на Михайловской площади (ныне площадь Искусств) Кравчинский заколол кинжалом шефа жандармов Н. В. Мезенцова (оба акта произвели огромное впечатление на общество). Среди части землевольцев зрело сознание необходимости открытой политической борьбы против самодержавия (органом сторонников этого течения - «политиков» стала выходившая в Петербурге нелегальная газета «Листок „Земли и воли"»). В первой половине 1879 в Петербурге сложилась группа «Свобода или смерть», объединившая сторонников политической борьбы и террора. 2 апреля 1879 член «З. и в.», бывший сельский учитель А. К. Соловьёв, близ Дворцовой площади совершил покушение на императора Александра II (не удалось; 28 мая 1879 Соловьёв был повешен на Смоленском поле). В конце мая 1879 землевольцы-«политики» создали в Басковом переулке, 6 подпольную динамитную лабораторию. Противоречия между «деревенщиками» (сторонниками старой программы «З. и в.», противниками политической борьбы) и «политиками» привели в июне 1879 к расколу организации. В августе 1879 на съезде в Лесном «З. и в.» окончательно распалась на «Народную волю» и «Чёрный передел».

Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. - М.: Большая Российская Энциклопедия . Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др. 1992 .


Смотреть что такое "Земля и воля" в других словарях:

    1) революционная народническая организация 1870 х гг., основана в Санкт Петербурге в 1876. Название с 1878. Организаторы: М. А. Натансон, А. Д. Михайлов, А. Д. Оболешев, Г. В. Плеханов и др. Руководящий орган «Администрация»; состав: группа… … Политология. Словарь.

    «Земля и воля» - «Земля и воля», тайное революционное общество. Зародилось в Петербурге в 1861 (действовали Центральный и Петербургский комитеты). Во главе общества — Н. А. и А. А. Серно Соловьевичи, А. А. Слепцов, Н. Н. Обручев, В. С. Курочкин и др., в… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Лидер: Период 1861 1864 Н. Н. Обручев С. С. Рымаренко И. И. Шамшин и др. Период 1876 1879 А. Д. Михайлов Г. В. Плеханов Д. А. Лизогуб Позже С. М. Кравчинский Н. А. Морозов С. Л. Перовская Л. А. Тихомиров. Дата основания … Википедия

    Революционная народническая организация 1870 х гг., основана в Санкт Петербурге в 1876. Название с 1878. Организаторы: М. А. Натансон, А. Д. Михайлов, А. Д. Оболешев, Г. В. Плеханов и др. Руководящий орган Администрация; состав: группа… …

    I тайное революционное общество разночинцев в России в 1861 64 (название с 1862), федерация революционных кружков. Возникла под идейным влиянием А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского. Организаторы и руководители: Н. А. и А. А. Серно Соловьевичи,… … Энциклопедический словарь

    Нелегальная газета, орган одноименной народнической организации, 1878 1879, Санкт Петербург, 5 номеров. Приложение: Листок Земли и воли, 6 номеров. Редакторы: С. М. Кравчинский, Д. А. Клеменц, Г. В. Плеханов, Л. А. Тихомиров, Н. А. Морозов … Большой Энциклопедический словарь

    Тайное революционное общество разночинцев в России в 1861 64 (название с 1862), федерация революционных кружков. Возникла под идейными влиянием А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского. Организаторы и руководители: Н. А. и А. А. Серно Соловьевичи, А.… … Большой Энциклопедический словарь

    О газете см. Земля и Воля (газета). Земля и Воля тайное революционное общество, возникшее в России в 1861 году и просуществовавшее до 1864 года, с 1876 года по 1879 годы восстановившееся как народническая организация. Содержание 1 … Википедия

    I Земля и воля («Земля и воля»,) тайное революционное общество в России в начале 60 х гг. 19 в. Появление и деятельность «З. и в.» обусловлены революционной ситуацией 1859 61 в стране. Образование и начало деятельности «З. и в.» относятся … Большая советская энциклопедия

Угэдей-хан;

Бату-хан (Батый);

Гуюк-хан и Мунке-хан;

Хубилай-хан.
................
Чингизиды, Род Чингиза, Чингизовичи, Чингисиды, - прямые потомки Чингисхана. У Чингисхана и его первой жены Бортэ было четыре сына: Джучи, Чагатай, Угэдэй, Толуй. Только они и их потомки наследовали высшую власть в государстве и только их потомки носили родовой титул чингизидов.

Количество Чингизидов
Согласно генетическим исследованиям, сегодня около 16 миллионов мужчин вероятно являются потомками Чингисхана по мужской линии. Так, его старший сын оставил 40 сыновей. В свою очередь, внук Хубилай, правивший Китаем, имел 22 законных сына. Девочек от них должно было родиться не меньше.

Сыновство Джучи
Существует версия, что старший сын Чингисхана, Джучи, не был его родным сыном. Согласно «Сокровенному сказанию монголов», Джучи на самом деле был сыном Чилгера, который похитил и держал наложницей Бортэ, любимую жену Чингисхана, держа её в плену полгода, пока её не отбил обратно Темуджин (первое имя Чингисхана). В соответствии с легендой, сыновья Чингисхана неоднократно выражали сомнения относительно их родства с Джучи, но сам Чингисхан называл Джучи родным сыном. Тем не менее, из-за сомнений о происхождении Джучи, Чингисхан был вынужден назначить своим наследником своего третьего сына, Угэдэя. Ни один джучид так и не стал ханом Монгольской империи.

При определении потомков Чингисхана необходимо учитывать, что джучиды нередко брали себе жен из ильханской династии Персии, родоначальником которой считается Хулагу-Хан. Следовательно, у многих джучидов также присутствуют и гены Чингиса по материнской линии.

Линии Чингизидов
От Чингисхана вели род ряд азиатских династий - династия Юань в Китае, джучиды в Золотой Орде (Казахстан, Средняя Азия и Северный Кавказ), Хулагуиды в Персии, Гиреи в Крыму, Туглуктимуриды в Могулистане и Могулии, Шейбаниды и Аштарханиды в Бухаре.

На сегодняшний день существует несколько основных линий потомков Чингисхана, плюс несколько более малочисленных линий.

Монгольские Чингизиды
Казахские Чингизиды (Торе)
Узбекские Чингизиды (Шейбаниды)
Гиреи (потомки крымских ханов)
Татарские Чингизиды (Тукайтимуриды)

Казахские Чингизиды
Исторически в центрально-азиатском регионе только чингизид мог стать ханом. В частности на территории Казахстана правили потомки Джучи и его потомка Урус хана (потомки ханов Керея и Жанибека), их род называется торе (существует и до сих пор). С потерей суверенитета и присоединения Казахского ханства к Российской империи Чингизиды были военными правителями, султанами. Известный чингизид - казахский ученый, просветитель и путешественник Чокан Валиханов (1835-1865). В современном Казахстане Чингизиды существуют и поныне (например - поэт Б. Канапьянов и скульптор Ш.-А. Валиханов).

Вблизи современного космодрома Байконур находится могила одного из представителей рода - Торе-Баба, в честь него назван посёлок Торетам.

13176 0

Казахстанский исследователь, историк-любитель создал самую большую в мире генеалогическую схему потомков Чингисхана.

История этого исследования началась более 15 лет назад. Анатолий Григорьевич Оловинцов, инженер по профессии, всегда интересовался историей, выискивал интересные малоизвестные факты, читал книги запоем. Он - ходячая энциклопедия, историк-любитель и настоящий исследователь, автор 7 книг, один из создателей единственной в мире генеалогической схемы потомков Чингисхана.

Анатолий Григорьевич, я поражена увиденной генеалогической схемой, держу в руках вашу последнюю книгу «Тюрки или монголы? Эпоха Чингисхана» и единственный вопрос у меня сейчас: как вы начали этим заниматься?

Меня натолкнули на создание схемы учебники по истории Казахстана для вузов. Из учебника в учебник перепечатывается схема, которая должна рассказывать о генеалогии казахских ханов. Эти таблицы представляют собой перечень имен в определенной последовательности, не более того, причем неизвестно, в какое время правил этот человек, кто он (сын, брат, племянник и т. д.) по отношению к вышестоящему и так далее.

Та самая таблица из учебников по истории Казахстана


Проанализировав все, я пришел к выводу, что нужно делать по-другому. Ориентиром для дальнейшего исследования для меня стала книга Н. Назарбаева «Народ в потоке истории». Я начал составлять таблицу «Генеалогия казахских ханов на Евразийском континенте», за точку отсчета взяв Чингисхана. На составление этой таблицы, где помещены все потомки завоевателя за 800 лет, я потратил 15 лет.

Это первая таблица восьмилетней давности. Я и сейчас продолжаю ее дополнять, как только где-то что-то найду. Эта таблица вошла в книгу рекордов Казахстана (КИнЭС), где написано, что аналогов подобной генеалогической таблицы в мире нет. За эту же генеалогическую таблицу Оловинцову присвоено звание академика Всемирной академии Чингисхана. Всех этих успехов Анатолий Оловинцов не достиг бы без Гизата Табулдина, своего коллеги, исследователя и известного чингисхановеда.

Нужно сказать, работа над схемой позволила исследователям подробно представить генеалогию основателей Казахского ханства Жанибека и Керея, которые в 13-ом поколении являются потомками Чингисхана.

- На что вы опирались в своем исследовании, какие источники использовали?

Мы использовали арабские, персидские, западно-европейские, китайские, монгольские, российские, казахские источники, сидели в архивах, библиотеках. Зачастую, чтобы найти нужную нам информацию или еще одно имя для таблицы, необходимо прочесть десятки книг.

После того, как я показал свою таблицу заведующему кафедрой истории Казахстана Ахметову, он посоветовал съездить в Алматы к специалистам института имени Ч. Валиханова, а также свести воедино доказательства, то есть по имеющимся черновикам написать книгу. Вместе с Гизатом Табулдиным мы написали альманах «Чингизиды». Книга стала так сказать расшифровкой таблицы. К каждому имени приведено описание: годы жизни, чем занимался, на ком был женат, с кем воевал и торговал, чем прославился в своем государстве и так далее. Мы насчитали 18 сыновей Чингисхана, но всего четверо из них оставили след в истории.

Анатолий Григорьевич спустя многие годы исследований и составления таблиц и схем передал всю работу своему верному соратнику Гизату Жолдангаровичу. А сам занялся изучением личности Чингисхана. Он считает, что монголов как нации не существовало. Это было политическое самоназвание, которое дал Чингисхан объединенным вокруг себя племенам.

В последнем издании книги «Тюрки или монголы», - продолжает свой рассказ исследователь, - есть глава «Выводы, или системный анализ из прочитанного за 800 лет», где я привел имена 50 ученых, которые также не верили в то, что были монголы. Среди них и посол, командированный из Южного Китая в ставку Чингисхана. Он искал в Монголии монголов. Спрашивал всех: ты кто? Ему отвечали: татарин, джалаир, найман, кирей, мангыт и так далее. Аналогичное происходило в Советском Союзе, наблюдаем и сейчас в Америке, то есть не было советской нации, как нет и американской. То же самое произошло и в Монголии, когда Чингисхан объединил вокруг себя все тюркские племена и дал им название «монголы». Так и укоренилось это название.

Чингисхан не был монголом

В книге «Тюрки или монголы? Эпоха Чингисхана» я привожу доказательства того, что Чингисхан не был монголом. Он был рыжим, с серыми глазами и широкой бородой. Говорил, как и все, на тюркском языке. Вот некоторые из доказательств.

Внук Чингисхана Гуюк хан в 1246 году писал письмо Римскому папе Иннокентию IV и поставил печать, текст ее написан уйгурским шрифтом на тюркском языке.

Пайцза - знак командира, встречаются серебряные или золотые, крепились к поясу. Их найдено около 20, одиннадцать из них я привел в книге, надписи на них сделаны на тюркском языке.

Камень Чингисхана был изготовлен в 1225 году при жизни самого завоевателя. В честь победы над Харезм шахом на его родине установили этот камень и высекли на нем надпись - уйгурским шрифтом на тюркском языке.

Камень Кюль-тегина был написан за 500 лет до Чингисхана древними рунами на тюркском языке. Таких камней в Монголии найдено семь, среди них есть и те, которые появились спустя 100 лет после смерти Чингисхана, опять-таки они все на тюркском языке. Вся Евразийская степь от Тихого океана до Черного моря была империей Чингисхана, где язык был тюркским. После распада империи образовались Казанское, Сибирское, Монгольское, Казахское хаанства, в которых говорили и писали на своем родном языке - тюркском.

С приходом на территорию Монголии манчьжуров был принят буддизм и новая письменность. Все перемешалось, и получился современный халха-монгольский язык. Этот язык очень сильно отличается от языка Чингисхана. Я обратился к диссертации доктора филологических наук Бухатулы Базылхана. Он этнический казах, родился в Монголии, в равной степени владел казахским и монгольским языком. Окончил Улан-Баторский университет, приехал в Алма-Ату в 1975 году и защитил кандидатскую диссертацию. За основу своего исследования он взял язык Чингисхана, современный халха-монгольский и казахский языки. Исследовал 40 тысяч слов, создал два словаря: казахско-монгольский и монгольско-казахский, написал ряд учебников для казахов, которые обучаются в Монголии. В 1993 году он снова приехал в Алма-Ату и защитил уже докторскую диссертацию. Сравнительный анализ показал, что язык Чингисхана был тюркским и очень похожим на современный казахский язык, нежели халха-монгольский.

40 лет эта диссертация пролежала в Академии наук в Алматы, никто из историков ее не читал. Филологи смотрели, поэтому во всех справочниках написано, что монгольский язык возник в XIV–XVI веках. А по моим данным, он возник в XVII веке, когда монголов завоевали манчьжуры.



Рассказать друзьям