Как не тратить энергию. Как оградить себя от потерь энергии при общении? Ментальный защитный барьер

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Мышление – это познавательный процесс, который характеризуется опосредованным и обобщенным отражением действительности в деятельности каждого индивида. Явления и предметы действительности обладают отношениями и свойствами за счет восприятия и ощущений. Мышление имеет несколько особенностей, среди которых особо четко выделяются:

Опосредованный характер – каждый индивид познает мир косвенно, т.к. каждое свойство познается через другое взаимосвязанное свойство. В данном случае мышление опирается на восприятие, ощущения и представления, т.е. ранее полученные теоретические и практические знания и навыки;

Обобщенность – представляет собой процесс познания существенного и общего в объектах существующей действительности, поскольку все свойства аналогичных объектов тесно взаимосвязаны между собой. Общее может существовать и проявляться только в конкретном отдельном объекте. Данная особенность выражается за счет языка и речи. Словесное обозначение может быть отнесено к конкретному объекту, либо группе аналогичных свойств.

Основные формы мышления.

Мышление каждого отдельного индивида протекает в двух формах: умозаключений и суждений. Рассмотрим формы мышления более подробно:

Умозаключение – представляет собой результативный вывод, складывающийся из нескольких суждений, позволяя нам получать новые знания и практические навыки о конкретном явлении или предмете, существующего в объективном мире. Умозаключения могут выступать в нескольких видах: дедуктивные, индуктивные и по аналогии;

Суждение – определенная форма мышления, которая отражает объекты действительности в конкретных отношениях и связях. Каждое отдельное суждение представляет конкретную мысль об объекте. Последовательность нескольких суждений с последовательной связью необходимы для мыслительного решения задачи или вопроса, что представляет собой определенное рассуждение. Само рассуждение приобретает практический смысл только в случаях, когда оно приводит к конкретному умозаключению или выводу. Так умозаключения может стать ответом на интересуемый вопрос.

Основные виды мышления.

В зависимости от расположения слов, действия или образа а в мыслительном процессе, а также их взаимодействия между собой, различают несколько видов мышления. Каждый из них имеет свои особенности (теоретические или практические). Рассмотрим более подробно основные виды мышления:

Наглядно-действенное данный вид мыслительной деятельности индивида опирается непосредственно на восприятие конкретного предмета;

Предметно-действенное – данный вид мышления направлен на решение вопросов и задач в условиях конструктивной, производственной, организаторской, а также всех видах практической деятельности граждан. В данном случае практическое мышление выступает в качестве конструктивного технического, позволяя каждому человеку решать технические задачи самостоятельно. Сам процесс представляет взаимодействие практических и умственных компонентов работы. Каждый момент абстрактного мышления тесно взаимосвязан с практическими действиями индивида. Среди характерных особенностей можно выделить: внимание к деталям, четко выраженная наблюдательность, умение использовать внимательность и навыки в конкретной ситуации, умение быстро переходить от размышления к действию, оперирование пространственными схемами и образами. Только так единство воли и мысли проявляется максимально в данном виде мышления;

Наглядно-образное – весь процесс мышления характеризуется опорой на образы или представления, отвлеченные мысли, что позволяет человеку в конкретных образах воплощать обобщения;

Словесно-логическое (абстрактное) мышление – данный вид мышления осуществляется за счет логических связей и структур логических операций и понятий. Оно направлено на выявление конкретных закономерностей в окружающем мире и человеческом обществе, поскольку отражает общие отношения и связи. В данном случае понятия играют главенствующую роль, а образы выступают в качестве второстепенной.

Эмпирическое мышление (от греч. empeiria - опыт) дает первичные обобщения на основе опыта. Эти обобщения делаются на низком уровне абстракции. Эмпирическое познание - низшая, элементарная ступень познания. Эмпирическое мышление не следует смешивать с практическим мышлением.

Как отмечает известный психолог В. М. Теплов («Ум полководца»), многие психологи за единственный образец умственной деятельности принимают работу ученого, теоретика. Между тем практическая деятельность требует не меньших интеллектуальных усилий.

Умственная деятельность теоретика сосредоточена преимущественно на первой части пути познания - временном отходе, отступлении от практики. Умственная деятельность практика сосредоточена в основном на второй его части - на переходе от абстрактного мышления к практике, т. е. на том «попадании» в практику, ради которого и производится теоретическое отступление.

Особенностью практического мышления является тонкая наблюдательность, способность сконцентрировать внимание на отдельных деталях события, умение использовать для решения частной задачи то особенное и единичное, что не входило полностью в теоретическое обобщение, умение быстро переходить от размышления к действию.

В практическом мышлении человека существенно оптимальное соотношение его ума и воли, познавательных, регуляционных и энергетических возможностей индивида. Практическое мышление связано с оперативной постановкой первоочередных целей, выработкой гибких планов, программ, большим самообладанием в напряженных условиях деятельности.

Теоретическое мышление выявляет всеобщие отношения, исследует объект познания в системе его необходимых связей. Его результат - построение концептуальных моделей, создание теорий, обобщение опыта, раскрытие закономерностей развития различных явлений, знание которых обеспечивает преобразовательную деятельность человека. Теоретическое мышление неразрывно связано с практикой, но в своих конечных результатах имеет относительную самостоятельность; оно основывается на предшествующих знаниях и, в свою очередь, служит основанием последующего познания.

В зависимости от стандартности/нестандартности решаемых задач и операциональных процедур различаются алгоритмическое, дискурсивное, эвристическое и творческое мышление.

Алгоритмическое мышление ориентировано на заранее установленные правила, общепринятую последовательность действий, необходимых для решения типовых задач.

Дискурсивное (от лат. discursus - рассуждение) мышление основано на системе взаимосвязанных умозаключений.

Эвристическое мышление (от греч. heuresko - нахожу) - это продуктивное мышление, состоящее в решении нестандартных задач.

Творческое мышление - мышление, приводящее к новым открытиям, принципиально новым результатам.

Различают также репродуктивное и продуктивное мышление.

Репродуктивное мышление - воспроизведение ранее полученных результатов. В этом случае мышление смыкается с памятью.

Продуктивное мышление - мышление, приводящее к новым познавательным результатам.

Мышление – это психический познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее наиболее существенных признаках и взаимосвязях. Высшая форма мышления понятийная.

Мышление – это активный процесс. Его внутренним источником выступают потребности и мотивы, побуждающие человека к постановке и решению жизненно важных задач. Необходимость в нем возникает в ситуациях, когда для удовлетворения жизненных нужд субъект должен принимать во внимание внутренние, недоступные для восприятия свойства предметов и явлений, осуществлять прогнозы развития событий и процессов, планировать оптимальный способ поведения. Такие ситуации являются критическими для актуализации мышления.

Мышление можно определить как систему особых умственных действий и операций, на основе которых осуществляется субъективное воссоздание познаваемых предметов и явлений в их существенных свойствах, связях и отношениях.

Мышление порождается в контексте социального бытия человека (в предметно-практической деятельности). Оно тесно связано с речью, языком. Мышление – это процесс внутреннего рассуждения, в результате которого происходит решение задачи.

Мышление свойственно только человеку. Однако оно не дано ему в готовом виде. Оно возникает и развивается у него под влиянием обучения и воспитания. Необходимым условием для этого является наличие интеллектуально насыщенной среды и общения с другими людьми.

На практике мышление как отдельный психический процесс не существует. Оно функционирует в тесной взаимосвязи со всеми другими познавательными процессами. Мышление тесно связано со знаниями. С одной стороны, оно порождает знания, с другой стороны, они входят в состав мышления, выступая как инструмент и условие умственных действий.

Процесс мышления представляет собой некоторую последовательность умственных действий и операций, которые можно рассматривать как приемы понимания. Уровень развития мышления определяется тем, насколько широк круг умственных действий, которыми в совершенстве владеет человек. При всем многообразии и содержательной специфике в структуре мышления можно выделить всего лишь несколько наиболее универсальных действий, которые называются мыслительными операциями.

Анализ – мыслительное расчленение предмета, явления или ситуации для выявления составляющих элементов.

Синтез – обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.

Абстракция – выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечения от остальных.

Сравнение – это мысленное сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними.

Обобщение (или генерализация) – отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей: через сравнение, через раскрытие отношений, связей и закономерностей.

Конкретизация – это мыслительный переход от обобщенного к единичному, отдельному. Данная операция обратна обобщению.

Классификация – это мыслительное распределение предметов и явлений по какому-либо основанию в зависимости от сходства и различия друг с другом.

Операции мышления обычно не выступают в чистом виде, человек использует набор различных операций.

Суждение является основной формой результата мыслительного процесса.

Рассуждение – это работа мысли над суждением. Рассуждение является обоснованием, если, исходя из суждения, оно вскрывает посылки, которые обуславливают его истинность. Рассуждение является умозаключением, если, исходя из посылок, оно раскрывает систему суждений, следующую из них.

Не операции порождают мышление, а процесс мышления порождает операции.

Качества мышления и структура интеллекта

Качество мышления оценивается по множеству показателей. Перечислим их.

Широта мышления – это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей.

Глубина мышления – выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов.

Поверхностность мышления – качество, противоположное глубине мышления, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.

Самостоятельность мышления – характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.

Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки.

Быстрота ума – способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.

Торопливость ума проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения.

Критичность ума – умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.

Мыслительный эксперимент – это одна из наиболее очевидных форм проявления деятельности воображения в науке.

Считается, что именно Галилей первым дал достаточно методологическое указание на мысленный эксперимент как на особое познавательное образование, квалифицируя его как воображаемый эксперимент.

Мыслительный эксперимент – вид познавательной деятельности, строящийся по типу реального эксперимента и принимающий структуру последнего, но развивающийся целиком в идеальном плане.

Мысленный эксперимент отличается от реального эксперимента, с одной стороны, своей идеальностью, а с другой – присутствием в нем элементов воображения как базиса оценки идеальных конструкций.

Оценка интеллекта

Наибольшей популярностью пользуется «коэффициент интеллектуальности» IQ, который позволяет соотнести уровень интеллектуальных возможностей индивида со средними показателями своей возрастной и профессиональной группы (средний балл – 100, ниизкий → 0, высокий → 200).

Врожденное слабоумие (олигофрению) следует отличать от приобретенного (деменцией).

Самая тяжелая форма слабоумия – идиотия, IQ=20 (речь и мышление практически не формируются, преобладают эмоциональные реакции).

В зависимости от формы выделяют три вида мышления: наглядно-действенное, образное и вербальное или словесно-логическое.

Развитие мышления ребенка происходит постепенно.

В своем становлении мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную.

Допонятийное мышление – это начальная стадия развития мышления у ребенка; суждение детей – единичные, о данном конкретном предмете. При объяснении чего-либо все сводится ими к частному знакомому. Главная роль отводиться памяти. Самая ранняя форма доказательства – пример.

Центральная особенность допонятийного мышления – эгоцентризм. Эгоцентризм обуславливает такие особенности детской логики как: 1) нечувствительность к противоречиям, 2) синкретизм (связывается все со всем), 3) трансдукция (от частного к частному, минуя целое), 4) отсутствие представления о сохранении количества.

Понятийное мышление приход не сразу, а постепенно, через ряд промежуточных этапов.

Наглядно-образное мышление возникает у дошкольников в возрасте 4-6 лет.

Мышление детей младшего школьного возраста является понятийно-конкретным, т.е формирующийся мыслительные операции еще связаны с конкретным материалом, недостаточно обобщены; образующиеся понятия носят конкретный характер.

Школьникам в среднем и старшем возрасте становится доступно более сложные познавательные задачи. В процессе их решения мыслительные операции обобщаются, формализуются, благодаря чему расширяется диапазон их переноса и применения в различных новых ситуациях (абстракто-понятийное мышление).

Виды мышления.

Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятия предметов, реальное преобразование в процессе действия с предметами.

Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуации и изменения в них, которые человек хочет получить в результате свое деятельности, преобразующей ситуации.

Словесно-логическое – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Итогом словесно-логического мышления является не образ, а некая мысль, идея, даже не всегда оформленная в речи. Вербальное мышление имеет форму понятий, суждений и умозаключений. Они называются логическими.

В зависимости от характера познаваемой реальности различают два вида мышления: предметное и психологическое. Предметное мышление направлено на познание физических и биологических предметов и явлений. Оно обеспечивает ориентировку человека в окружающей предметной среде. Это мышление может быть хорошо развито у инженеров, биологов, механиков, географов, физиков и т. п. Психологическое мышление позволяет понимать людей. Оно направлено на понимание индивидуальных психологических особенностей другого человека: черт характера, способностей, интересов, эмоциональных состояний, чувств и т. д.

Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей.

Теоретическое мышление – это познание законов, правил. Основная задача – подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.

Проводиться также различие между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением. Обычно используют 3 признака:

    временной (время протекания процесса)

    структурный (членение на этапы)

    уровень протекания (осознанность/неосознанность)

Аналитическое мышление развернутого времени имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека.

Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое связано с реализацией желаний человека. Иногда используется термин «эгоцентрическое мышление», оно характеризуется прежде всего невозможностью принять точку зрения другого человека.

Важным является различие продуктивного (творческого) и репродуктивного (воспроизводящее) мышления, основанного на «степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта».

Различают также произвольные и непроизвольные мыслительные процессы. Непроизвольные – это трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач

По С.Л. Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и условия. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом решение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие субъекта, напряженное вначале и удовлетворительное в конце.

Начальной фазой мыслительного процесса является осознание проблемной ситуации. Первый признак мыслящего человека – умение увидеть проблему там, где она есть. От осознания проблемы мысль переходит к ее разрешению. Применение правила включает две мыслительные операции:

    определить, какое именно правило привлечь для решения;

    применение общего правила к частным условиям задачи.

Автоматизированные схемы действия можно считать навыками мышления.

Мыслительный процесс можно представить в виде следующей цепочки: гипотеза­­ - проверка - суждение.

Мыслительный процесс – это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи), которой является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами и который завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения и т.п.).

Выделяют четыре стадии решения проблемы:

    подготовка;

    созревание решения;

    вдохновение;

    проверка найденного решения.

Структура мыслительного процесса решения проблемы может быть представлена следующим образом:

    мотивация (желание решить проблему),

    анализ проблемы,

    поиск решения,

    1. поиск решения на основе одного известного алгоритма (репродуктивное мышление),

      поиск решения на основе выбора оптимального варианта из множества известных алгоритмов,

      решение на основе комбинации отдельных звеньев из различных алгоритмов,

      поиск принципиально нового решения (творческое мышление),

      1. на основе углубленных логических рассуждений (анализ, сравнение, синтез, классификация, умозаключение и т.д.),

        на основе использования аналогии,

        на основе использовании эвристических приемов,

        на основе использования эмпирического метода проб и ошибок,

В случае неудачи:

3.5 отчаяние, переключение на другую деятельность – озарение, вдохновение, инсайд, мгновенное осознание решения (интуитивное мышление),

Факторы, способствующие озарению:

    высокая увлеченность проблемой,

    вера в успех, в возможность решения проблемы,

    высокая информированность в проблеме, накопленный опыт,

    высокая ассоциативная деятельность мозга.

    логическое обоснование найденной идеи решения, логическое доказательство правильности решения,

    реализация решения,

    проверка найденного решения,

    коррекция (в случае необходимости возврат к этапу 2).

Способы активизации мышления.

Для активизации мышления можно применить специальные формы организации мыслительного процесса, например «мозговой штурм» или брейнсторминг(метод А. Осборн США), предназначен для продуцирования идей или решений при работе в группе. «Мозговой штурм», который ведет группа, постепенно накапливающая опыт решения различных задач, положен в основу так называемой синектики (У. Гордон США).

Метод фокальных объектов. Он состоит в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на рассматриваемый (фокальный, находящийся в фокусе внимания) объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию и косность.

Метод морфологического анализа заключается в том, что вначале выделяют главные характеристики объекта, а затем по каждой из них записывают всевозможные варианты.

Метод контрольных вопросов предусматривает применение для этой цели списка наводящих вопросов.

Важно понимать, что мышление - качественно разнородный процесс, соотношения между разными видами мышления являются очень сложными.

В психологии принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям как:

1) генезису развития;

2) характеру решаемых задач;

3) степени развернутости;

4) степени новизны и оригинальности;

5) средствам мышления;

6) функциям мышления и т.д.

1. По генезису развития различают мышление:

    наглядно-действенное;

    наглядно-образное;

    словесно-логическое;

    абстрактно-логическое.

Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления.

Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления. Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в филогенезе и в онтогенезе.

2. По характеру решаемых задач различают мышление:

    теоретическое;

    практическое.

Теоретическое мышление - мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений.

Практическое мышление - мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.

Теоретическое мышление - это познание законов и правил. Основная задача практического мышления - разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.

3. По степени развернутости различают мышление:

    дискурсивное;

    интуитивное.

Дискурсивное (аналитическое) мышление - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека.

Интуитивное мышление - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

4. По степени новизны и оригинальности различают мышление:

    репродуктивное

    продуктивное (творческое).

Репродуктивное мышление - мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.

Продуктивное мышление - мышление на основе творческого воображения.

5. По средствам мышления различают мышление:

    вербальное;

    наглядное.

Наглядное мышление - мышление на основе образов и представлений предметов.

Вербальное мышление - мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами. Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми структурами.

6. По функциям различают мышление:

    критическое;

    творческое.

Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей.

Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей.

Типологические классификации мышления

наглядное вербальное

(по степени соответствия реальности)

реалистическое аутистическое

(также “эмоциональное”, по Майеру)

(по характеру протекания)

интуитивное аналитическое

(по характеру задач)

практическое теоретическое

(по степени новизны продукта мышления)

продуктивное репродуктивное

(по степени сознательного контроля и управления )

произвольное непроизвольное

Функциональные классификации мышления.

а) творческое - критическое

б) абстрактное и конкретное (Гольдштейн)

Генетические классификации мышления.

Выделяют три уровня развития мышления, различающиеся по форме предъявления объекта и способам познания мира:

1) наглядно-действенный (через практическое действие с объектом)

2) наглядно-образный (с помощью образных представлений)

3) словесно-логический (с помощью логических понятий и знаков)

В психологии принято выделять три вида мышления :

    Практическое,

    Конкретно-образное (художественное)

    Абстрактное (словесно-логическое)

1. Практическое мышление направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной деятельности людей. Это прежде всего техническое, конструктивное мышление. Оно состоит в понимании техники и в умении человека самостоятельно решать технические задачи. Характерными особенностями практического мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно. Именно в этом виде мышления в наибольшей мере проявляется единство мысли и воли.

2. Конкретно-образное (художественное) мышление характеризуется тем, что отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы.

3. Абстрактное (словесно-логическое) мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нём играют вспомогательную роль.

Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты практическое, конкретно-образное и теоретическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, вид мышления.

Мышление неразрывно связано с практической деятельностью людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение. Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо.

Мыслительная операция - это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает поставленные перед ним жизнью задачи.

Мыслительные опреации очень разнообразны:

  • сравнение,

    абстрагирование,

    конкретизация,

    обобщение,

    классификация.

Что из этого списка применит человек, будет зависеть от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке. Эта переработка протекаетв форме суждений и умозаключений:

1. Суждение - это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо.

2. Умозаключение - это вывод из нескольких суждений, дающий новое знание о предметах и явлениях объективного мира.

Результаты мыслительной деятельности людей фиксируют в форме понятий. Познать предмет - значит, раскрыть его сущность.

3. Понятие - есть отражение существенных признаков предмета. Чтобы эти признаки раскрыть, нужно всесторонне изучить предмет, установить его связи с другими предметами.

Развитие понятий, суждений и умозаключений происходит в единстве с овладением, обобщением и пр. Успешное овладение мыслительными операциями зависит не только от усвоения знаний, но и от специальной работы учителя в этом направлении.

Мышление во многом определяет успешность человека в мире, его отношение к жизни и способность решать повседневные задачи достигая максимальной продуктивности при затрате энергии.

Мышление, что это

Мышление - это наивысшая ступень человеческого сознания, позволяющая человеку ориентироваться в окружающем мире, накапливать опыт, формировать представление о предметах и явлениях. Представляет собой внутреннюю систему способную моделировать закономерности мира окружающего человека, прогнозировать варианты развития событий, анализировать происходящее и аккумулировать своеобразные истины.

Основные функции: постановка цели и планирование ее достижения, поиск выхода из различных ситуаций, контроль происходящего и оценка степени достижения поставленных целей на основе личной мотивации. В психологии выделяют разные виды мышления, как здорового, так и патологического.

Формы

В психологии выделяют основные формы мышления, включающие понятие, суждение и умозаключение:

  1. Понятие формирует представление человека об окружающих явления и предметах, данная форма присуща только словесной речи и позволяет объединять предметы и явления по каким-либо признакам. Понятия подразделяются на конкретные (истинные означающие предмет или явления «дом», «ребенок») и относительные (зависят от восприятия разными людьми, например, что такое добро и зло). Содержание имеющихся понятий раскрываются в речи через суждения.
  2. Суждение - относится к форме, представляющей отрицание или утверждение об окружающем мире или определенном предмете. Образование суждений возможно двумя способами: восприятие понятий, находящихся в тесной взаимосвязи или полученное в виде умозаключения.
  3. Умозаключение представляет формирование нового суждения на основе двух или более существующих изначально. Любое умозаключение формируется как цепочка обоснованных идей. Способность к умозаключению зависит от стадии развития мышления, чем она выше, тем легче человек находит решение при определенной задаче.

Все умозаключения подразделяются на индуктивные и дедуктивные. В первом случае суждение движется от единичного понятия к общему, а дедуктивное на основе существующих общих происходит обобщение целой группы явлений или суждений в одно общее.

Методы мышления подразумевают разные уровни, где на каждом этапе достигаются определенные цели: сбор информации, анализ имеющихся данных и умозаключение как руководство к действию или бездействию.

Процессы

Процесс мышления - это целенаправленный процесс оперирования понятиями и суждениями на получение результата. Процессу предшествует определенная ситуация (которая по умолчанию и будет условием задачи), далее следует сбор информации, ее анализ.

В конце цепочки человек приходит к умозаключению, которое подразумевает решение поставленной задачи и поиск выхода из сложившейся ситуации или прогнозирование различных вариантов развития событий.

Выделяется всего 4 стадии процесса, направленные на нахождение решения:

  1. подготовка;
  2. нахождение решения;
  3. вдохновение к его достижению;
  4. проверка результатов.

Весь процесс состоит из цепочки вытекающих друг из друга пунктов.

Начинается процесс с мотивации характеризующейся желанием найти решение. Далее следует сбор информации (исходных данных) их оценка и умозаключение.

Приемы мышления:

  1. анализ - это мысленное «разложение по полочкам». Анализ представляет разложение проблемы на составляющие и вычленение основ;
  2. синтез - это процесс объединения частей в единое целое по определенным признакам. Мысленно устанавливается отношение каждой составляющей к целому. Синтез является противоположностью анализа и представлен обобщением имеющихся деталей в единое целое;
  3. сравнение - это процесс выявления сходства предметов и явлений между собой и их отличий;
  4. классификация представляет разбивку по пунктам формируя определенные классы и подклассы;
  5. обобщение - это выявление общего среди различных предметов или явлений и определение выявленного в одну группу. Обобщение может быть простым (по одному признаку или свойству) или сложным по разным составляющим;
  6. конкретизация позволяет определить суть явления или предмету;
  7. абстрагирование - это противоположность конкретизации, когда создается отвлеченный образ в ходе процесса. На развитие абстрактного восприятия влияют упражнения, требующие творческого подхода.

Способы развития мышления известны психологам, неврологам и педагогам. Приемы включают решение задач, игры, обучение смотреть под разным углом, тренировку образного и интуитивного мышления через творчество. В развитии важно учитывать индивидуальные особенности мышления.

Человеку с выраженной склонностью к фантазиям следует больше уделить внимания развитию творческого и неординарного подхода в процессе обработки информации. Напротив, при обладании точности и последовательности следует уделить больше внимания именно в данном направлении.

Нарушения (расстройства)

Расстройства мышления - это нарушение мыслительной деятельности. Нарушение подразделяется на количественное и качественное.

Количественный формы расстройства характеризуются нарушением речевой деятельности, задержкой нейропсихологического развития или умственной отсталостью.

Формы количественного расстройства:

Скорость мышления зависит от преобладания процессов в коре ГМ (головного мозга). Это может быть чрезмерное возбуждение или напротив торможение мыслительной деятельности:

  • Разорванность характеризуется быстрой сменой мысли, при которой речь становится абсурдной, полностью отсутствует логика и последовательность суждений. Речь состоит из обрывков фраз быстро сменяющих друг друга. Грамматика речи обычно сохранена. Данное нарушение присуще шизофрении.
  • Маниакальный синдром характеризуется ускорением речи и одновременным повышением психоэмоционального фона. Речь ускорена, больной может говорить «взахлеб» особенно выражено в определенных тематиках.
  • Замедление мысленных процессов присуще депрессивному синдрому. Отличительные черты: отсутствие мыслей в голове, медленная речь с учетом малейших деталей, не относящихся к сути вопроса, преобладание подавленного настроения.
  • Обстоятельность выражается в чрезмерном «утопании» в деталях. Больной с трудом переключается с одного вопроса на другой, наблюдается ригидность мышления. Обстоятельность присуща заболеваниям нервной системы (Эпилепсия).
  • Резонерство выявляется при длительном общении и выражается склонностью поучать. Когда человек не отвечает на поставленный вопрос, а рассуждает о вещах, не имеющих к нему отношения и стремится учить жить каждого, с кем начинает общаться.
  • Аутическое развивается у замкнутых людей. Отличительной чертой данного нарушения будет отгороженность от мира, слабая ориентация в социуме и погружение во внутренние переживания, часто не соответствующие реальному положению дел.
  • Обсессивный синдром характеризуется навязчивостью идей или мыслей от которых больной не может избавиться хоть и понимает абсурдность. Навязчивые мысли угнетают человека, вызывают негативные эмоции, заставляют страдать, но справиться с ними больной не может. Возникают на фоне стойкого возбуждения участка нервной системы.
  • Фобии (необоснованный страх) . Различные фобии возникают на фоне перенапряжения и выполнения сложной задачи для взрослого или ребенка. В детском возрасте страх наказания порождает различные фобии.
  • Сверх ценные идеи возникают в подростковом возрасте. Преобладание ярко окрашенного эмоционального фона говорит о развитии данного синдрома. Данное нарушение сознания не доставляет страдания больному.
  • Бредовое мышление (часто сопровождается галлюцинозом) характеризуется возникновением устойчивых мыслей идей, не поддающихся переубеждению. Умозаключение основано на логическом умозаключении, сделанном на основе каких-либо данных. Это может быть страх преследования, безосновательная ревность, самобичевание. Бредовое мышление может быть опасно для окружающих и больного при ярко выраженном синдроме. Требуется лечение у психотерапевта или психиатра.

Патология мышления часто провоцирует нарушение эмоционального фона (депрессию, эйфорию, апатию). Любое нарушение мыслительного процесса должно наблюдаться специалистом. При необходимости проводится психокоррекция или медикаментозная терапия. Игнорирование патологии мышления может привести к возникновению стойкой психической патологии и стать причиной серьезных проблем для обществ или больного.

Диагностика мышления подразумевает определение типа возбуждения мозговой деятельности и особенности мыслительных процессов. Учитывается и умение решать актуальные задачи. Развитие речи и мышления тесно связаны и начинаются с раннего возраста.

При задержке речевого развития наблюдается и нарушение мыслительной деятельности. Важно вовремя заметить отклонение и начать тренировку мышления, используя доступные приемы развития мышления (игровая, действенная, обучающая).

Развитие (упражнения для тренировки)

Развитие мышление начинается с раннего возраста. При рождении младенец не обладает способностью мыслить, однако уже к году формируется начало мыслительных процессов. Для развития мышления необходимы знания, опыт, память. В процессе развития ребенок накапливает необходимые компоненты через познание окружающего мира и у него начинает проявляться простейшее мышление.

Скорость и качество становления мыслительных процессов зависит от того, насколько этому вопросу уделяют внимание родители. С ребенком необходимо постоянно заниматься для быстрого формирования и закрепления навыков мыслить.

Способность формировать мысли побуждает к самообучению и познанию. Развитие мышления происходит непрерывно от рождения до полного угасания в процессе общения. Деятельности, освоении нового в быту формирует подсознание человека. На каждом жизненном этапе оно имеет свои особенности:

  • Для детей раннего возраста мышление наглядно-действенное. Все процессы, направленные на выполнение простейших задач (взять игрушку, открыть коробочку, принести что-то или достать). Ребенок думает, действует, развивается. Этот непрерывный процесс познается в повседневности как через игру, так и через необходимость достижения определенных действий.
  • При овладении речью ребенок учится обобщению и постепенно его мыслительный процесс выходит за рамки наглядно-действенного. Мышление и речь находятся в тесной связи, речь человека способствует развитию , способности обобщать предметы и явления, выявлять суть на основе полученных знаний. Речь у взрослых является главным способом передачи опыта и навыков, что значительно облегчает обучение.
  • Расширение речи позволяет выражаться словами, ребенок больше уходит в сторону образного и абстрактного мышления. На этом этапе формируется фантазия. Развиваются творческие способности.
  • Школьники учатся оперировать знаниями, полученными словесно (предметы общего образования). Практическое закрепление опытом отсутствует. Этот этап учит делать выводы на основании логической связи и накопленных знаний о предметах и явлениях. Различные методики школьной программы повышают эффективность и скорость оперирования понятиями и достижения умозаключения в короткие сроки при наличии недостаточных знаний о предмете или явлении.
  • Старшие классы способствуют формированию абстрактного мышления. Изучение и разбор художественной литературы провоцирует развитие мышления и воображения.

Чем старше становится ребенок, тем больше методов мышления задействованы в ежедневном процессе. Основным средством является обучение, включающее формирование речи, изучение предметов и явлений путем словесной передачи данных и формирование абстрактного мышления и воображения на основе художественной литературы, творчества (рисование, вязание, вышивка, резьба по дереву).

Этапы развития мышления напрямую зависят от освоенного раннее и уровня интеллекта. Обычно соответствует возрастным категориям.

В накоплении понятийной базы выделяется несколько уровней: чем выше уровень развития, тем легче человеку дается обобщение или анализ явлений (или предметов), проще находится решение вопроса:

  • Первый уровень характеризуется способностью обобщить простые понятия, накопленные личным опытом или усвоенные при подаче в словесной форме.
  • Вторая фаза ознаменована расширением понятийного мышления.
  • Третий уровень характеризуется возможностью дать более четкие понятия условий, определить конкретные признаки и подкрепить сказанное конкретными примерами из жизни, подходящими по смыслу и условиям задачи.
  • Четвёртый уровень - это наивысшая ступень понятийного мышления, при котором индивид обладает полными знаниями о предмете или явлении и с легкостью определяет его положение в окружающем мире, с указанием взаимосвязи и отличий.

Важно! Чем выше уровень познания понятий, тем четче становится суждение и проще достигается умозаключение.

Виды мышления

Мышление представляет наивысшую форму познавательной деятельности человека. Благодаря процессам, происходящим на подсознательном и сознательном уровнях, человек формирует понятия об окружающем мире и явлениях. Находит решения поставленных жизнью задач.

Все процессы мыслительной деятельности делятся в зависимости от целей и вариации мировоззрения. Способы мышления различны и позволяют находить выход из любой ситуации при разном подходе к решению проблемы. Основные виды мышления человека:

Критическое мышление

Используется для оценки найденных в процессе мышления решений относительно возможности их применения на практике. позволяет выбрать наиболее верный путь решения и оценить реальность его реализации.

Позитивное мышление

Представлено принятием удачи и добра. Человек, обладающий позитивным типом мышления, воспринимает всё в радужных тонах, всегда сохраняет веру в лучший исход и возможность найти выход из любой ситуации.

Абстрактное мышление

Позволяет отречься от деталей и взглянуть на ситуацию или проблему в целом. Развивать его необходимо с раннего возраста. Выраженное абстрагирование характеризует быстрота мышления и нестандартный подход.

Особенностью умения абстрагировать можно отметить способность быстро находить суть в незнакомой ситуации, за короткое время собрав всю информацию. Что позволяет находить решение в любой ситуации.

Логическое мышление

Это обработка имеющейся информации с уклоном на причинно-следственную связь. В логическом мышлении человек использует уже имеющиеся знания путем обработки их в определенной последовательности.

Итогом такого мышления будет нахождение наиболее правильного решения при определенной задаче. Оно позволяет сделать выводы, определиться с дальнейшей тактикой и найти решение в ситуации, требующей быстрых действий.

Когда нет времени и возможности всесторонне изучать предмет и детально разрабатывать тактику решения задачи, логическое мышление позволяет быстро наметить путь разрешения и начать действия незамедлительно.

Клиповое мышление

Это особенность восприятия, основанная на формировании суждения на основе коротких ярких образов, выхваченных из контекста. Люди, обладающие клиповым мышлением, способны формировать суждение на основе коротких новостей клипов или отрывков из новостей.

Присуще современному поколению молодых и позволяет быстро найти интересующую информацию, не вникая в особенности и детали. Оно характеризуется поверхностью и мало информативностью. Недостатком такого типа будет снижение концентрации внимания, неспособностью всесторонне изучать поставленную задачу.

Креативное мышление

Позволяет находить решения, не признанные обществом. Отклонение от шаблонов, неординарный подход - это его главные особенности. Благодаря отличному от ожидаемого решению, люди с креативным мышлением находятся в выигрыше при равных условиях с людьми мыслящими шаблонами.

Оно позволяет людям творческой профессии создавать что-то новое и неповторимое, а бизнесменам находить решения, казалось бы, неразрешимых задач. Люди с креативным мышлением часто имеют и поведенческие отклонения в сравнении с общим принципом.

Наглядно-образное мышление

Позволяет быстро получить результат, благодаря мгновенной обработке информации на основе зрительных образов. Образное решение формируется мысленно и доступно людям, способным создавать зрительные картины достаточно полно.

Данный вид мышления не основан на практических фактах. Тренируется с детского возраста путем запоминания предмета с последующим наиболее полным воссозданием его описания. Наглядно-образное мышление и воображение находятся в тесной связи и легко тренируются в детском возрасте в игровой и творческой деятельности.

Системное мышление

Позволяет определить связи разобщенных предметов и явлений. Все элементы находятся во взаимной связи друг с другом. Умение их познавать и воссоздавать позволяет спроецировать результат еще в начале.

Благодаря системному подходу можно определить различные направления развития событий и выбрать наиболее подходящий или определить совершенную ошибку в действиях и найти решение.

Человек, обладающий системным мышлением, способен упрощать решение задачи, изучать реальность с различных точек зрения и менять свои убеждения в процессе жизнедеятельности.

Все это позволяет приспособиться к постоянно меняющемуся окружению и выйти из любой ситуации с наименьшими потерями.

Пространственное мышление

Ориентация в пространстве возможна благодаря развитию пространственного мышления. Это способность ориентироваться на месте и воспринимать окружающее как единое целое, воссоздавая в памяти расположение объектов относительно друг друга и самого человека, независимо от точки, в которой он находится. Оно начинает формироваться в возрасте 2-3 лет и может развиваться на протяжении всей жизни.

Стратегическое мышление

Это способность индивида заранее спрогнозировать результат активности в определенном направлении (действии) не только личных, но и оппонента. Развитое стратегическое мышление позволяет просчитывать шаги противника и действовать на опережение, достигая. тем самым. высоких результатов.

Аналитическое мышление

Это способность получить максимум информации из имеющегося минимального материала посредством анализа каждой составляющей предоставленных данных. Посредством логических умозаключений человек прогнозирует разные варианты при рассмотрении вопроса с нескольких точек зрения, что позволяет найти наиболее оптимальное решение.

Люди, обладающие аналитическим мышлением, говорят, что они сперва все хорошо обдумают, потом сделают. Пословица «семь раз примерь, один отрежь» является руководством для людей с аналитическим складом ума.

Творческое мышление

Характеризуется умением создавать субъективно новое на основе уже существующего. Помимо получения отличного от первоначального явления или объекта творческое мышление позволяет собирать информацию путями, выходящими за рамки шаблонов, что позволяет получить решение задачи быстро и качественно. Оно относится к продуктивной группе и легко развивается в детском возрасте.

Латеральное мышление

Позволяет качественно решить задачу, исследовав объект или явления с разных сторон и под разным углом. В латеральном мышлении используется не только накопленный опыт и знания, но и интуитивные способности, иногда идущие вразрез с научными представлениями.

Опираясь на опыт и собственные чувства, человек может не просто найти выход из ситуации, но и получить удовольствие в ходе решения даже сложных задач. Как правило лица, пользующиеся латеральным мышлением, выбирают творческий подход и неординарный тип решения проблемы что позволяет добиться наивысших результатов.

Ассоциативное мышление

Это способность мозга создавать разнообразные яркие образы, связанные с предметом или явлением, что позволяет изучить условия проблемы не только на понятийном ровне, но и подключить эмоциональный фон и чувственный, сформировать собственное отношение к проблеме и наполнить различными красками.

При развитом ассоциативном мышлении человек способен связывать различные ситуации, не имеющие ничего общего с определенным предметом. Так, например, люди могут связывать какие-то события личной или общественной жизни с какой-либо мелодией или фильмом.

Благодаря этому человек способен находить нестандартные решения проблемы и создавать что-то качественно новое на основе уже существующего.

Дивергентное и конвергентное мышление

Дивергентное характеризуется способностью личности найти множество решений, имея одни исходные данные. Противоположностью является конвергентное - фокусировка на одном варианте развития события с полным отклонением возможности других вариантов решения проблемы.

Развитие дивергентного мышления позволяет подобрать множество вариантов решения проблемы, выходящих за рамки общепринятых, и выбрать наиболее оптимальный путь действий, способный быстро привести к желаемому результату при наименьшей затрате энергии и средств.

Нестандартное мышление

Позволяет находить необычный вариант решения проблемы в любой ситуации. Главная ценность такого вида мышления заключается в способности найти выход из «безвыходной ситуации» когда стандартные методы не работают.

Саногенное и патогенное мышление

Саногенное (здоровое) направленно на оздоровление, патогенное же наоборот ведет к болезням в силу своего разрушительного влияния. Патогенный вид определяется склонностью человека прокручивать негативную ситуацию множество раз спустя время, что приводит к возникновению отрицательных эмоций (гнев, обида, злость, безысходность). Лица с патогенным типом склоны винить себя в случившемся и постоянно страдать, прокручивая плохую ситуацию.

Обладатели саногенного мировоззрения способны абстрагироваться от негатива и создавать комфортный эмоциональный фон, они не зависят от стрессовых ситуаций.

Рациональное и иррациональное мышление

Представлены двумя противоположностями. Первый тип основан на строгом следовании логике и имеет четкую структуру, что позволяет находить решение большинства жизненных ситуаций.

Второй тип характеризуется обрывочными суждениями при отсутствии четкого мыслительного процесса.

Люди с иррациональным мышлением перескакивают с одного на другое, позволяя мыслям двигаться хаотично. Рационально мыслящий человек всегда всё тщательно обдумывает, выбирает наиболее логически выверенный путь решения проблемы. Иррационалисты же напротив полагаются на чувства и эмоции.

Понятийное мышление

Формируется у детей школьного возраста и заключается в формировании неких истин, не требующих доказательств. Понятийное мышление исключает возможность рассмотрения предмета или явления под разными углами в силу формирования определенного клише. Оно исключает инакомыслие и творческий подход в решении проблемы.

Научное мышление

Представляет собой стремление к познанию сути предмета или первопричины явления. Характеризуется системностью, требует сбора доказательной базы и носит объективный характер. Его преимущество в способности изучать процессы окружающего мира и использовать полученный результат во благо общества или себя.

Стереотипное мышление

Представлено склонностью оценки событий и явлений по общепринятым стандартам без включения логики или творчества. Оно позволяет социализироваться, однако убивает в человеке индивидуальность и делает его не только предсказуемым, но и легко внушаемым.

Развитие мышления и воображения - это главный метод борьбы со стереотипностью и формирования способности самостоятельно решать задачи и находить выход из ситуаций. Снижает эффективность процесса из-за неумения действовать в ситуациях, не описанных в инструкции.

Когнитивное мышление

Характеризуется высоким уровнем развития всех видов процессов мыслительной деятельности что позволяет собрать и проанализировать информацию, оценить все под различным углом, применить логический подход и при этом действовать интуитивно и на основании эмоций.

Такой тип мышления позволяет решать множество задач, используя наиболее эффективный метод при учете всех факторов ситуации (или явления) в соответствии с зависимыми и независимыми развитиями событий.

Первый тип — это врожденный запас сексуальной энергии.

Определенное количество ее передается нам при рождении от наших родителей. Этот запас энергии ограничен и не восполняется в течение жизни. Жаль, что мы пользуемся им, бездумно, растрачивая энергию куда попало.

Второй тип — это энергия, приобретенная в течении жизни.

Другой тип сексуальной энергии – это то, что мы накапливаем и приобретаем сами. Это количество может меняться .

Но не все люди, к сожалению, умеют правильно пополнять запасы своей жизненной силы.

Частенько наряду с приобретением энергии идут ее огромные утечки. Причем мы виноваты в этом сами, так как сами допускаем их по незнанию, не желанию что-то менять и многим другим причинам. Поэтому…

Накопление энергии в большинстве случаев не перекрывает ее утечку!!!

Обычно мы совершенно не интересуемся, что с нами будет, когда энергия закончится совсем…

А будет вот что, люди просто умирают и все.

Поэтому не допускайте утечек энергии, учитесь преобразовывать и восполнять ее запасы – это продлит вам жизнь и сделает ее более яркой и насыщенной.

Куда же утекает наша жизненная энергия, и почему мы сами в этом виноваты?

Вы будете удивлены, но… По большей части, мы ее тратим даже НЕ на секс.

Я перечислю 10 основных причин , когда мы теряем энергию. Это поможет вам прекратить утечку и начать ее накапливать.

1. Не оглядывайтесь на прошлое.

В большинстве своем, люди делают это постоянно. Не вспоминайте ничего — ни хорошего, ни плохого. Это заставляет вас возвращаться назад, туда, где вы уже были раньше. Энергии на каждое такое воспоминание уходит куча. И еще больше ее уходит, если вы при этом испытываете какие-то эмоции, особенно негативные.

Не рассказывайте другим грустные истории своей жизни. Так, вы только отдаете энергию. Останавливайте себя каждый раз, когда заметите, что вы опять говорите о прошлом.

Это не просто. Но со временем у вас получиться. Возможно, некоторые люди вас не поймут и даже перестанут с вами общаться. Не сдавайтесь, вам не нужны пустые разговоры и сплетни.

Со временем, отвыкнув обсуждать прошлое, вы заметите, что перестали думать о нем. Это и будет вашей победой и началом новой жизни, человека, смотрящего только вперед…

2. Оценивайте адекватно ситуацию, в которой находитесь.

Адекватно – это значит, взглянув на нее со стороны, а не с позиции того, что вам в ней нравится или не нравится.

Так, вы сможете избежать негативных последствий оценки людей и их действий по отношению к вам.

Ведь обычно конфликты возникают:

  • Когда вы все спланировали , но что-то пошло не так, как рассчитывали. Что-то сбилось, ситуация вышла из-под контроля, и вы начинаете нервничать. Судорожно стремитесь все исправить, ищите виновников сбоя, или вините во всем себя. Понимаете, сколько энергии тратится на эти действия?
  • Когда люди совершают поступки, которые они не должны были бы совершать в соответствии с вашими представлениями о жизни. Например, человек не пунктуальный – в то время как вы никогда не опаздываете и очень этим гордитесь.

Конечно, такая черта характера вас сильно раздражает, вы начинаете учить его уму разуму, теряя при этом свою энергию . Зачем? Ведь вы даже не уверены, что достигните цели…

Будьте проще. Выбор всегда есть. Позвольте другому человеку быть таким, каким он хочет. А для себя решите, насколько он важен в вашей жизни. Тогда все встанет на свои места. И, возможно, не пунктуальность этого человека перестанет быть для вас такой раздражающей по сравнению с другими его качествами характера.

Высказывая же претензии другим, вы постоянно теряете энергию. Ликвидируя эту привычку, вы остановите утечку энергии с этой стороны, а значит, пустите ее на более важные для вас дела.

3. Перестаньте идти напролом к своим целям.

Наши цели и наши желания очень сильно просаживают нас по энергетике, если мы начинаем чересчур мечтать об их исполнении, а также прикладывать для этого больше усилий, чем требуется.

Мы ставим себе сроки и часто в них не укладываемся. Планка и возможности сильно завышаются. И в результате, чтобы в чем-то преуспеть и что-то кому-то доказать, мы выкручиваемся наизнанку. Но результата все нет. А энергии тратится огромное количество.

Если вы при этом начинаете испытывать негативные ощущения в виде: гнева, зависти, обиды и т. д. Это значит лишь одно – вы не принимаете жизнь такой, какая она есть.

Испытывая подобные чувства, вы расписываетесь в собственном бессилии и теряете энергию — вместо того, чтобы поискать причину происходящего и шаги ее преодоления.

И даже если, в результате своих поисков вы обнаружите, что желание ваше, в данный момент невыполнимо — смиритесь и примите это как неопровержимый факт.

Откажитесь от цели в пользу своего спокойствия и сохранения своей жизненной силы. Ведь если вы этого не сделаете добровольно, а сорветесь на самогнобилку, последующие дни вас будет преследовать депрессия.

Помните, что плохое настроение возникает всегда при недостаточном количестве сексуальной энергии.

4. Не болтайте лишнего.

На разговоры также тратится много энергии. Поэтому говорить желательно меньше и по делу.

Промолчите, когда вам нечего сказать. В противном случае вы рискуете потерять энергию и заодно, прослыть болтуном, так как не сможете произвести впечатления на собеседника речью, лишенной чувств.

Когда человек обладает определенным количеством сексуальной энергии, даже пара сказанных им слов запоминается надолго и западает в сердце.

И наоборот, когда энергии мало – его не интересно слушать, он не может подать информацию захватывающей и красивой.

5. Никогда не жалуйтесь и не обвиняйте никого в своих бедах.

Человек начинает жаловаться при недостатке жизненной энергии.

Так, он перекладывает ответственность за себя и свою жизнь — на других людей.

В этом процессе проигрывают обе стороны:

  • В качестве ноющего рассказчика. На жалобы, вы тратите львиную долю сексуальной энергии. Ведь вам нужно заново пережить ситуацию, о которой вы рассказываете. Для того чтобы выжить, организм начинает подсасывать энергию извне. Вы превращаетесь в вампира.
  • Поэтому если вы попались под руку в качестве слушателя — никогда не жалейте тех, кто вам рассказывает душераздирающие истории. А иначе потеряете энергию.И люди чувствуют это на уровне подсознания. Обычно с вечно ноющими субъектами предпочитают не общаться.

Останавливайтесь всякий раз, когда заметите, что начинаете вести себя подобным образом.

То же самое скажу об осуждении и обсуждении других людей.

Не сплетничайте, не растрачивайте на это свою жизненную силу.

6. Не делайте лишних движений.

Энергия тратится на любое слово и действие. Поэтому если вы и без того нервничаете, не усугубляйте ситуацию.

Не тратьте ее еще и на нервное постукивание карандашом по столу, или на хождение из угла в угол. Дополнительные действия ведут к дополнительной утечке жизненной энергии, помните об этом.

Это же относится и к другим лишним, бесполезным движениям: не жуйте жвачку, не щелкайте семечки от нечего делать, не тащите в рот сигарету, не размахивайте руками… Все это ведет к утечке энергии, как бы странно оно ни звучало.

7. Женщинам.

Повышенное внимание к своей внешности, а также мысли об этом, косметика и грим — забирают большое количество сексуальной энергии. Так же, как и пристальная забота о своей прическе, накручивание локонов на палец или постоянное приглаживание волос, особенно во время разговора.

Вы намного красивее, чем думаете. Природная привлекательность женщины зависит только от количества энергии , и нисколько от пудры и помады.

Большую часть энергии женщина теряет при менструациях, осторожнее в этот период. Отдыхайте и ведите спокойный образ жизни, так как в это время женщина становится слабее, обидчивее или, наоборот, агрессивнее – все это признаки потери энергии.

Попробуйте не использовать в своей жизни бессознательные слова и выражения, а также матерные высказывания. Все это забирает энергию. Все, что мы говорим по привычке, следует также исключить из нашей жизни. Никаких хм-м-м и гм-м-м, лишних «ага» и тому подобного. Ничего, что отвлекает нас и нашего собеседника от цели разговора.

9. Не стройте гримасы.

Не надо ужимок и ухмылок, не щурьтесь, не косите глазами, не смотрите многозначительно вверх, когда думаете, не хмурьтесь и не хихикайте не по теме. Это тоже отнимает энергию.

Будьте собой и выражайте то, что думаете и чувствуете в этот момент, не сбивая собеседника с толку своими гримасами… Не одевайте маски, дайте волю своим чувствам, выражайте на лице только то, что на самом деле ощущаете. Все остальное – это дополнительные усилия, которые влекут за собой необоснованную трату энергии.

10. Контролируйте свои сексуальные отношения.

Опасайтесь заниматься сексом со случайными партнерами. Так, вы рискуете не только подхватить какую-нибудь заразу, но и потратить жизненную силу. В таких связях не происходит полноценного обмена энергией, который нужен как мужчине, так и женщине. А вот потеря ее значительна.

Обычно оба партнера, получив физическую разрядку, просто скидывают энергию впустую. Ведь недаром, люди чувствуют себя после такого секса опустошенными и использованными.

Не стоит заниматься сексом по принуждению, из страха, что партнер вас бросит. Или спать с теми, кто вам не отвечает взаимностью.

Ведь главное правило секса – это РАВНОЦЕННЫЙ обмен энергией. В противном случае вы просто ее потеряете.

Попробуйте исключить из своей жизни эти 10 вещей, и вы увидите, что будет. Насколько легче и свободнее вы станете. Появятся новые возможности и силы для их реализации. Жизнь приобретет совершенно другое качество и яркие краски.

в комментариях ниже.

Константин Довлатов.



Рассказать друзьям