Ольга Александровна Шиян Развитие творческого мышления. Работаем по сказке

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Введение

Перед вами книга о том, как можно развивать творческое мышление дошкольников, читая вместе с ними сказки. Некоторые взрослые считают, что:
творческое мышление никакой логике не подчиняется, оно сродни вдохновению, наитию – а значит, развивать его бессмысленно;
творческое мышление – удел людей редких, одаренных, а значит, развивать его у всех – бессмысленно;
творческое мышление доступно только взрослым, и у малышей развивать его бессмысленно;
творческое мышление у детей и так лучше развито, чем у взрослых, а значит, взрослым развивать его бессмысленно;
творческое мышление не приносит человеку счастья, а, напротив, может привести к одиночеству, а значит развивать его просто опасно.
На самом же деле:
творческое мышление подчиняется логике, но это особая логика – логика творчества (и это показывают исследования изобретений и открытий);
творческое мышление проявляется нечасто, но только потому, что образование редко ставит целью его развитие. Если не делить людей на «творческих» и «нетворческих», учить детей не только действовать по образцу, но и решать проблемные задачи, мышление и вкус к нему будут появляться и возрастать (и это показывают проведенные исследования!);
дети даже успешнее, чем многие взрослые, справляются с творческими заданиями. Правда, у ребенка нет самой идеи творчества – идеи создавать нечто принципиально новое. У него есть желание играть, экспериментировать с миром. Только если взрослый не пройдет мимо детского решения, ребенок сам поймет, насколько умная мысль вдруг пришла ему в голову. Поэтому можно сказать, что у детей творческого мышления нет, но оно обнаруживается и развивается, если рядом оказывается взрослый, заинтересованный и в детском, и в собственном развитии;
взрослые тоже получают пользу: пока они придумывают проблемные задания для детей, их собственное мышление развивается;
к одиночеству приводит не творческое мышление, а неспособность применить его в своих отношениях с другими людьми, где также возникают сложные задачи.
Именно поэтому Н. Е. Веракса назвал творческое мышление диалектическим – позволяющим удерживать единство противоположностей.
Все это означает, что можно и нужно развивать мышление дошкольников, а значит – стоит взять в руки эту книгу!

Что такое сказки? Мифы, мечты, сказки и их магические образы всегда формировали нас. У нас есть общая история, и повсюду есть множество ритуалов, а жизненный опыт. Это называется коллективной памятью или коллективным бессознательным. И только сказочные истории возвращают нас к нашим сердцам, к этим фундаментальным событиям. Традиционные сказки содержат сообщение, которое понимает наша душа, сообщение, которое мы воспринимаем, хотя наша логика не может его объяснить. Таким образом, сказки - это то, что помогает нам понять самих себя и других, сказки позволяют нам найти правильный путь.

Программа развития творческого (диалектического) мышления дошкольников

Что же такое «логика творчества»?
Среди задач, которые нам приходится решать в жизни, есть особый тип – проблемные, противоречивые ситуации, которые требуют совмещения несовместимого и, на первый взгляд, могут показаться неразрешимыми. И ситуации такие возникают очень часто. Вот только некоторые из них.
Для того чтобы ребенок развивался, ему необходима помощь взрослого, но эта помощь делает самого ребенка беспомощным. Как же помогать, не помогая?
Часто бывает необходимо, чтобы объект отвечал взаимоисключающим требованиям: например, чемодан должен быть одновременно тяжелым (т. е. вместительным) и легким (иначе с ним трудно передвигаться). Именно в таких «безвыходных» ситуациях и появляется изобретатель с диалектическим мышлением.
Случается, что надо указать человеку на его ошибку, но в то же время сохранить с ним теплые дружеские отношения.
И реагировать в такой ситуации можно тремя принципиально разными способами.
Первый способ – попеременно утверждать или делать то одно, то другое, т. е. «просто» не замечать существования противоположностей. В этом случае можно говорить об отсутствии всякой логики: человек ведет себя или действует противоречиво. И чувствует себя при этом плохо – и жизнь, и окружающие люди постоянно будут ловить его на противоречиях.
Второй способ – признать наличие противоположностей, но при этом уныло сказать, что задача неразрешима, и выбрать только одну из крайностей (со всеми вытекающими проблемами – ведь и вторая «крайность» жизненно необходима!). В этом случае человек уже руководствуется логикой, но только традиционной, формальной, которая считает, что противоположности всегда строго исключают друг друга. Во многих случаях формальная логика очень ценна, но вот в проблемных ситуациях она бессильна.
Третий способ – найти творческое решение, позволяющее обнаружить, как взаимоисключающие отношения могут существовать одновременно в одном явлении или объекте. Именно поэтому Н. Е. Веракса назвал творческое мышление диалектическим – позволяющим удерживать единство противоположностей .
Творческое (диалектическое) мышление замечательно тем, что позволяет обнаруживать в мире явление развития, качественного изменения, потому что развитие как раз и задается единством и борьбой противоположностей. Человек, у которого развито творческое мышление, сможет и замечать, и создавать ситуации развития, движения в окружающем его мире.
Действия с противоположностями, которые совершает человек, предлагая творческое решение проблемной задачи, вполне можно описать – они-то и составляют «логику творчества».
Если есть два противоположных требования, каждое является справедливым, и отказаться ни от одного нельзя, необходимо совершить «опосредствование» – найти решение, которое будет совмещать в себе обе противоположности. Такие проблемы возникают и в практике изобретений, и при решении конфликтных ситуаций в отношениях между людьми и пр. Для решения такой задачи нужно найти такой объект, который был бы одновременно и тем же самым и другим. Если же он не будет найден, человек будет метаться от одной крайности к другой. Отличие опосредствования от банальной «золотой середины» в том, что оно предполагает именно создание ка чественно нового (и то и другое), а не просто количественный компромисс (ни того ни другого или и того и другого понемножку). Так, в сказке разумница выполняет задание «и ехать и не ехать», а в жизни появляются роликовые коньки или эскалатор.
Если объект уже совмещает в себе противоположности, надо это обнаружить, т. е. совершить действие «объединение» . Тот, кто этого сделать не может, воспринимает сложное как простое, поэтому и действует неэффективно. Диалектическое объединение: в любом объекте можно обнаружить взаимоисключающие отношения. Обнаружить их не так просто – поэтому часто объекты кажутся нам непротиворечивыми, однозначными – а значит, статичными, не развивающимися. Обнаружить внутренний конфликт – значит увидеть в объекте или ситуации возможность развития. Например, такое действие необходимо для понимания художественного произведения. Не так просто ответить – хорошо или плохо заканчивается сказка (любая детская сказка – «Волк и лиса», «Колобок» и пр.). В одном случае обманывают плохого героя – хорошо ли это? В другом случае – съедают того, кто и так был испечен для того, чтобы быть съеденным, да к тому же вел себя самонадеянно. Открытие неоднозначности сказки, объединения противоположностей помогает прочитать ее по-новому, поразмышлять и поспорить.
Объекты иногда не просто меняются, а именно развиваются – т. е. приобретают противоположные характеристики: например, человек может поумнеть (или наоборот), стать добрым или злым и пр. Для того чтобы заметить это, необходимо совершить действие «превращение» , что бывает не так просто: часто мы обманываемся внешним постоянством и не замечаем существенных изменений. Диалектическое превращение – это элементарное творческое действие; чтобы совершить его, надо обнаружить (или представить себе), что ситуация уже иная или может кардинальным образом измениться в будущем. Известно, что происходит, если мы не замечаем изменения настроения собеседника и продолжаем разговаривать, как если бы ничего не произошло. А уж когда взрослый обращается к выросшему ребенку как к маленькому, происходят и вовсе драматические события.
Как часто проблема кажется неразрешимой именно потому, что она неверно поставлена! Выйти из тупика помогает смена альтернативы – выстраивание новой противоположности к уже известному объекту. Если удалось выстроить новую противоположность (отличающуюся от ранее обнаруженной), можно говорить о смене альтернативы. Так, в сказках появляющиеся герои отличаются по росту, но вдруг решающим оказывается совсем другое качество, например, хитрость или храбрость. Согласимся, что это очень жизненная ситуация.
А вот если объект превращается в противоположный себе, но именно поэтому возвращается в исходное состояние, мы будем говорить о действии «замыкания» . В народных сказках встречается множество примеров того, как плохой герой попадает в ловушку, которую сам же расставил для другого. Применяя это действие, можно отразить бумерангом направленную против тебя хитрость. Другой вариант: человек, способный совершить замыкание, может предугадать разрушительный эффект действий, которые поначалу ведут к хорошему эффекту.
Для того чтобы научиться решать возникающие задачи, человек должен уметь обнаруживать явления развития или чужие творческие «ходы» в окружающей жизни.

Как это работает? Мы все подвержены определенным образцам поведения. Мы говорим, что это наследство. В психологии давно обнаружилось, что существуют некоторые модели поведения, которые все время воздействовали на нас в течение тысяч лет. Они врожденные и обычно бессознательные. И просто сказки делают это возможным для нас. Есть все существенные элементы. Все, что происходит в классических сказках, касается нас. Некоторые из этих формул очень полезны для нас и облегчают нам жизнь. И это не просто сказки в детстве.

Так мы должны читать классические сказки? В идеале это уже в детстве, когда все еще формируется, но в нас уже много чего закодировано. Традиционные сказки содержат много символов и абсолютно необходимы для здорового развития мозга. Одним из главных посланий сказок является программирование нашего подсознания.

Сказки: «недетская» литература

«Детская литература» – это не то же самое, что «литература для детей».
На самом деле, появившиеся в ХХ веке литературные сказки – о Винни-Пухе, Алисе или муми-троллях – вовсю читаются и цитируются взрослыми. Все они были написаны именно для детей (а некоторые – для вполне конкретного и сегодня известного всему миру ребенка), но их авторы сумели открыть такое удивительное пространство, где граница между детскими и взрослыми вопросами исчезает.
У народных сказок – судьба принципиально иная и все же похожая. Серьезные научные тома написаны об их происхождении, о том, как появлялась древняя мифология, как человек пытался в символических персонажах выразить свои представления о жизни и смерти, уме и глупости, о страшном и веселом. И вот человечество подросло, у него появились и другие способы размышления о мире – наука, искусство, религия. Но что произошло со сказкой? Осталась ли она в прошлом как памятник наивному детству цивилизации? Вовсе нет – сказки живут, читаются и перечитываются, переиздаются, по-прежнему (и по-новому) любимы не только детьми, но и взрослыми. Сказки – это бесценное сокровище творческих действий для того, кто умеет читать.
Вы спросите: а разве нужно уметь читать сказки? Вот уж чему, кажется, учить не надо! Достаточно вспомнить, с каким трогательным вниманием слушают вновь и вновь свои любимые книжки совсем маленькие дети. Стоит ли создавать специальные образовательные программы?
Но представьте себе в чем-то похожую ситуацию: вам довелось попасть в незнакомый город. Нужен ли вам человек, который о нем расскажет, поводит по улицам?
Нет, скажете вы, вспомнив монотонный голос экскурсовода, предлагающего «посмотреть направо и налево», я и без этого получу массу впечатлений!
Да, скажете вы, вспомнив случаи (редкие, но счастливые), когда по городу довелось побродить с тем, кто его знает и любит: такой попутчик помогает увидеть скрытое от поверхностного взгляда, и тогда город оживает, наполняется историями и историей, начинает порождать все новые вопросы.
То же можно сказать и о сказке: по ее страницам и в одиночку побродить интересно, но это путешествие можно сделать и просто захватывающим – если помочь обнаружить скрытые от беглого взгляда чудеса. Педагоги, участвовавшие в разработке программы, не раз обнаруживали, что даже самая привычная на первый взгляд сказка после обсуждения начинала сверкать разными неожиданными гранями. Способность к удивлению от этого не исчезает, а, напротив, появляется – ведь удивлению надо научиться! Чем образованнее человек, тем больше удивительного открывает он в мире, чем менее образован – тем скучнее ему жить.
В народных сказках отразились и способы отношения человека к миру, и способы решения творческих задач. Однако вдумчивое чтение сказки не сковывает, а умножает свободу читателя понимать, создавать и осмыслять мир.
Может возникнуть и такое опасение: не разрушим ли мы непосредственное детское восприятие своим «методическим вмешательством»?
Ведь Арина Родионовна не рисовала с юным Александром Сергеевичем ни схем, ни моделей, а просто рассказывала ему сказки.
Понятно, почему возникает такая тревога: нам кажется, что интеллект (понимание) и эмоции (впечатление) – нечто совершенно не связанное. Но это не так: удовольствие от художественного произведения может получить только тот, кто способен его понять. Многие ли получают удовольствие, слушая концерты Скрябина или читая романы Достоевского? Разумеется, подготовленный читатель или слушатель не проводит анализа – он «просто» смеется или плачет над страницами, а другой – неподготовленный – «просто» остается равнодушным (и уныло скучающим). «Неподготовленный» – то есть неспособный обнаружить сложное сплетение противоположностей, которым держится любое произведение.

Очень просто, можно сказать, что тот, у кого есть проблемы, не чувствовал правильной сказки - к счастью, можно исправить, даже если кто-то работает на очень длинном пути. Так что конкретно означают сказки? Маленькие дети чувствуют, что они должны воспринимать сказку как образ, а не логически. Он подозревает, что каждый мальчик может быть Баджаджа, чтобы победить дракона, который охраняет самое драгоценное существо - мать, что Красная Шапочка не имеет отношения к волкам, но с мальчиком, который не боится, потому что она его никогда не видела.

Заброшенные и потерянные Марренка и Еничек должны различать зло и добро. Сказка - темный лес, полный сверхъестественных существ, потому что жизнь полна неожиданных событий и поворотов. Не только дети, но и взрослые также тонко ощущают, в чем суть традиционных сказок. Его символизм нелогичен и говорит прямо с нашим подсознанием.

Развитие творческого мышления дошкольников и взрослых

Сразу оговоримся: чего в сказке искать не стоит, так это прямых, на поверхности лежащих нравоучений. С точки зрения прямолинейной морали, сказки иногда звучат довольно странно: самым успешным может оказаться самый глупый из братьев, ленивый Емеля добивается любви царской дочери, а некоторые сказочные герои добиваются своего прямым обманом. Трудно поверить, но такое прямолинейное прочтение привело когда-то даже к гонениям на сказку: в 1930-е годы сказки детям читать не рекомендовалось, поскольку они, якобы, «мешают формировать у ребенка реалистические представления о мире». Надеемся, эти опасные (не только для сказки) времена позади.
Великий итальянский педагог Мария Монтессори писала, что «дети учатся жить у жизни», но если чему-то учиться у жизни – то это творчеству. А творчество невозможно просто «показать», надо самому решать задачи! Вот и возникает вопрос: каким образом ребенок может получить опыт такого решения, читая сказки? Ведь в сказках все задачи предлагаются, казалось бы, уже в решенном виде. Тут есть два ответа.
Во-первых, воспитатель должен построить работу таким образом, чтобы дети восприняли сказку как задачу для себя: например, искали решение вместе с главным героем или анализировали взаимоотношения персонажей. В сказках можно обнаружить все диалектические действия – и превращение, опосредствование, и объединение, и замыкание, и смену альтернативы. Самое интересное и непредсказуемое – в том, что часто дети видят не то действие, которое «запланировал» взрослый, а совсем иное – в этом случае очень непросто пойти навстречу детской инициативе и свернуть с заранее проложенной тропы конспекта. Причем глубины, изумляющие даже бывалых взрослых читателей, открываются именно в ходе дискуссии. А сказки от этого нисколько не теряют своей непосредственной прелести: именно после решения проблемных ситуаций дети с особенной радостью рисуют понравившиеся эпизоды, рассказывают о прошедших в группе спорах родителям, придумывают собственные сказки. Даже в известном наизусть с детства «Колобке» можно обнаружить неожиданные секреты!
Во-вторых, в ходе изучения каждой сказки последние занятия посвящены проигрыванию, рисованию и даже придумыванию своих собственных историй. Это необходимая часть программы: дети учатся у сказки творчеству.
Первые шаги в создании программы по освоению детьми диалектической структуры сказки были предприняты Р. Р. Зинуровой.
Данная книга обращена к педагогам, которые хотят творчески читать сказки с детьми. Она может быть интересна и полезна тем, кто хочет:
помогать детям обнаруживать сокровища творческого мышления, скрытые в народных сказках;
развивать способность дошкольников создавать новое.

А как насчет очень популярной «Золушки» в нашей стране? По словам Михала Чернушека, который интенсивно занимается символикой сказок, Золушка - это история о любви к ее отцу. Маленькая девочка маленького папы любит и любит и хочет быть абсолютно любимой, потому что человек - нарциссическое существо, он особенно любит себя, каждая маленькая девочка хочет ее для себя. Поэтому она может мечтать о том, что моя мама и братья и сестры исчезли где-то, и мой отец остался полностью и оставил ее в покое. Она может быть смущена, но потом она видит, что Золушка также борется со своей матерью и ее родными братьями и сестрами и что эта битва не является чем-то осуждающим.

Развивающее образование требует от взрослого многого: умения точно ставить вопрос, реагировать на детские неожиданные ответы, раскручивать волчок дискуссии в детской группе, находить неожиданные аргументы, придумывать самому и радоваться придумкам детей. Все это, действительно, очень важно, и этому нужно учиться, но если взрослый придет к детям суровым и сосредоточенным на методических приемах, ничего хорошего не выйдет. Предложенные далее конспекты – не столько руководство к неукоснительному выполнению, сколько один из вариантов проведения занятий.
Ведь самое главное – дать ребенку почувствовать радость решения задач, умного спора, восхищения неожиданной идеей. Мышление заработает только если на занятии будет создана атмосфера творческого поиска, решения задачи, если дети поймут, что им надо не отгадывать мнение взрослого, а действовать самостоятельно, не боясь ошибиться. Это – цели. Все остальное – только средства!
Мышление ребенка будет развиваться, если:
взрослый будет слышать детские творческие ответы (даже произнесенные тихо), поддерживать и развивать их;
понимать, что именно мы развиваем в детском мышлении: от чего уводим и к чему хотим привести.
Мышление ребенка не будет развиваться, если:
взрослый будет пытаться подсказать ему правильные ответы, не давать опыта самостоятельного мышления;
критиковать детские версии, не приводя аргументов;
одинаково поддерживать любые детские ответы, не показывая, чем умный, удачный ответ отличается от неудачного.
Задача перед взрослым стоит непростая – ведь искать новое человек станет только в том случае, если он не боится ошибиться и при этом понимает, что все же надо искать безошибочное решение.
Основные шаги работы со сказкой:
1. Чтение и первое обсуждение сказки.
2. Решение диалектической задачи.
3. Символическое проживание сказки.

И ее переход от отца к принцу. Точно так же мальчики сначала хотят, чтобы их мама одна для себя. Сказка о Баджадже - это миф о рождении героя. Это картина постепенного развития независимого Я, в конце которого должен стать целым человеком. Рассказ о герое важен для эмоционального и нравственного развития мальчиков. По словам Чернушка, он также может подбирать различные современные маскировки, такие как Виннету.

Почему сказки лечат? Сказки помогают понять, что у каждого есть теневой сайт, который не должен стыдиться того факта, что мир иногда очень сложный, и у него много препятствий, но есть надежда. Важным посланием является победа добра. Наш ум должен принять тот факт, что даже самое большое вред может быть брошен в небо, что Золушка также может быть королевой и что принц любит ее даже в грязном переднике, что даже у Глупого Хонды есть шанс на трон и что могущественный колдун не непобедим и будет уничтожены.

Чтение и первое обсуждение сказки

Первый шаг – это знакомство со сказкой. Некоторые сказки детям давно уже знакомы («Колобок», «Сестрица Аленушка» и пр.), однако они с радостью послушают их еще раз, если взрослый сумеет создать радость встречи со «знакомыми незнакомцами». Можно и предупредить ребят о том, что, хотя сказки им хорошо известны, читателей ждет много удивительного.
Цель знакомства со сказкой. Итак, сказка прочитана. Теперь, чтобы освоиться с ней, надо задать вопросы. Но вот только зачем мы будем их задавать? Казалось бы, ответ простой – чтобы вспомнить события, происходившие в сказке. Однако гораздо более важная задача – понять сказку! Конечно, дети часто знают свои любимые сказки буквально наизусть, однако это вовсе не показатель понимания и не повод для умиления. Механически запомнить сказку дословно гораздо легче, чем разобраться в ее содержании. Это случается и со взрослыми – часто при чтении у нас возникает только иллюзия понимания – мы улавливаем внешнюю канву сюжета, а самое главное – причинно-следственные связи – остаются не понятыми.
Итак, на первом этапе работы мы задаем вопросы, чтобы:
восстановить последовательность событий;
установить причинно-следственные связи.
Как выбрать картинки. Опорой для выделения основных событий станут иллюстрации к сказке. Их подобрать не так-то просто: ведь нужны именно те картинки, которые отражают основные эпизоды – структуру сказки.
В таких сказках, как «Колобок» или «Заюшкина избушка», важен размер картинок, изображающих персонажей, так как к этим иллюстрациям будут строиться модели именно в соответствии с размером персонажей.
Если взрослому захочется попробовать провести занятие по сказке, подобранной самостоятельно, то вопрос о том, какие именно иллюстрации выбрать, встанет обязательно. Можно сказать, что их выбор – это уже первый шаг в анализе сказки.
Как сочинять вопросы. Для того чтобы сменить жанр беседы с демонстрации памяти на вдумчивое чтение, взрослому надо продумать вопросы, которые станут «ловушками для мышления». Чтобы вопросы действительно помогали детям и будили их мышление, надо знать об особенностях дошкольного возраста и при составлении вопросов отталкиваться от этих особенностей.
Взрослый и его слова очень авторитетны для дошкольника, поэтому лучше задавать не закрытые, а открытые вопросы. «Закрытые» вопросы – вопросы, на которые можно однозначно ответить «да» или «нет», и обычно по интонации взрослого вполне можно угадать правильный ответ. Такие вопросы не требуют мышления. «Открытые» вопросы предполагают развернутый ответ – ребенку приходится самому формулировать мысль.

Даже величайший пессимист должен научиться верить, что где-то за девятью горами люди счастливы, и ничего не пропало. Сказки приносят порядок в хаос. Когда мы оставляем сказочные истории проникать в нашу душу без критики типа «Отесанек не мог есть так много вещей, а затем он все еще был бы жив и нерушимый снова не мог бы прыгнуть!», Он будет чрезвычайно обогащать нас и освобождать нас. Просто нужно смотреть сказку как образ.

Должны ли мы объяснить детские сказки? Каждый ребенок находит пищу, необходимую ему для своего здорового развития. Дети, среди прочего, учатся в сказке, что не все люди хороши и что они иногда злые и агрессивные, они совсем не против. Дети могут чувствовать себя монстрами, когда их родители все еще говорят, что они все еще должны быть достойными. Дети, через сказки, чувствуют, что, когда они сражаются и остаются чистыми, они достигнут любви, счастья и богатства.

Ребенку трудно восстановить последовательность событий – что за чем следовало в сказке, поэтому не стоит подсказывать, что за чем следовало. Лучше задавать открытые вопросы обо всех ключевых моментах сказки.

Детям трудно уловить причинно-следственные отношения – в тексте они чаще всего прямо не объясняются, и взрослому кажется, что ребенку они вполне понятны. Однако чаще всего это только иллюзия понимания. Если взрослый не задает вопросов о причинах событий, а останавливается только на их последовательности, дети в ответ бодро пересказывают сказку (а иногда и рассказывают близко к тексту), не отвечая на вопросы «Почему?» и «Зачем?». Надо заранее придумать вопросы, требующие объяснения причинно-следственных связей.

Через сказки они понимают себя, своих друзей и своих врагов. По мнению психологов, гены и бессознательное влияют на нас до 85%. Как будто мы не принимали решения о наших действиях, но что-то, что мы не можем контролировать вообще. Но если мы сможем обработать даже несколько процентов нашего подсознания, нашего наследия, то чудеса произойдут. Правильным формированием мы можем изменить наше врожденное расположение. Мы можем полностью измениться - как в сказке!

Как это работает на практике? Мы можем проиллюстрировать изменения в чем-то общем, например, для чистки зубов. Сначала мы должны сделать немного усилий, чтобы чистить зубы каждый день. Мы будем постепенно принимать его как необходимость. Во время чистки зубов мы также можем найти удовольствие. Мы не чувствуем себя хорошо, если мы не очистим зубы. И тогда мы чистим наши зубы так автоматически, что мы даже не знаем об этом. Из сознательной деятельности становится бессознательным. Мы создаем привычку, которая настолько автоматизирована, что мы практически не знаем и не думаем об этом.


Часто вместо поиска причины в самой сказке дети ограничиваются общей характеристикой героя (он злой, он добрый). Не стоит давать объяснения за детей, самому договаривая правильный ответ, лучше показать детям, что их версия не очень хороша, что стоит еще подумать. Для этого надо задать дополнительный – уточняющий – вопрос. Например, при обсуждении сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» педагог задает вопрос: «А почему ведьма просила зарезать козленочка?»

У нас тысячи таких привычек. И мы изменимся. Во-первых, мы делаем немного сложнее, но если вы твердо, вы изменитесь очень быстро. Быстрее, чем ты думаешь сейчас. И сказки могут ускорить этот процесс именно потому, что благодаря их влиянию на подсознание они нацелены непосредственно на цель.

Это исцеляющие истории, сопровождаемые релаксацией и предложениями о том, как достичь своих целей и жить своими мечтами. Он уже давно занимается психотерапией. Еда - важная часть всех знаменитых чешских сказок. Тем не менее: какую роль в сказках нашей классики неосознанно играла еда? В общем, еда в сказках, ее достаточности или недостатке делит героев на бедных и богатых. Богатые избиты, избалованы, смущены. Мы ясно знаем об этом, но есть вопрос, не должен ли у ребенка, который смотрит на сказку, никаких объяснений. Сочетание благополучия и пищи не нужно делать в психике ребенка, но хорошо объяснить, что те, кто ел и питался нездоровым, так долго не были виновны.


В сказках есть ситуации, которые разные герои понимают по-разному (например, один обманывает, а другой – обманывается, не понимает, что с ним хитрят). То, что ситуация видна по-разному с разных позиций, детям не всегда понятно. Но вопросы о том, как воспринимают ситуацию разные персонажи, помогут понять сказку.

Лучше иметь процветание, но столы должны согнуться со здоровой едой. Для бедных ребенок должен понять, что из-за физической работы эти люди стройны и имеют мускулы. Они также находятся в воздухе, и они радуются, поэтому они впитывают здоровье. Сказки также редко отсутствуют. Сегодня, однако, вы встретите повсюду, что сладкий плохой, а сахар - яд. Почему чешские сказки были настолько милыми, настолько невероятно заманчивыми? Из-за сказочных создателей, для нас, людей, это очень соблазнительно. Сердитый белый убийца сахара сильно затягивает, и когда мы едим его с раннего возраста, мы просто зависим от него, и мы ищем его, как и другие наркотики.


Итак, основные правила составления вопросов по содержанию сказки:
задаются открытые вопросы обо всех ключевых событиях сказки;
задаются вопросы не только о последовательности событий, но и о причинно-следственных отношениях в сказке;
задаются вопросы о том, как понимают ситуацию разные герои.
Чтение и первое обсуждение сказки обычно занимает отдельное занятие. В конце его можно предложить кому-нибудь из ребят рассказать сказку по картинкам, прикрепленным к доске.

Проблема в том, что препарат является законным и разрешенным, поэтому его также допускают в сказках. Но нужно понимать, что ранее белого сахара не было, а в сказках было приготовлено, а ад с медом, фруктами, а не с химическим сахаром, - говорит Ленка Черна для подробных подробностей.

То, что было тогда так же, как и сегодня, - это тот факт, что алкоголь - это выдумка человечества. Никогда не пейте воду в замке, просто вино, пиво, мёд. С точки зрения советника по питанию действительно ничего! Я лично говорю, что мы не должны употреблять алкоголь каждый день, и это должен быть праздник, когда мы его даем. Кстати, в коттедже в деревне, опять же, они предпочитали воду, молоко, и сегодня мы можем взять пример.

Решение диалектической задачи

Диалектическая задача – смысловой центр развивающего занятия.
Цель развивающих занятий – помочь ребенку обнаружить в содержании сказки диалектические отношения, т. е. единство взаимоисключающих сторон, противоположностей.
Почему речь при этом идет именно о решении задачи? Потому что эти отношения носят скрытый характер: хотя в сказке они и явлены, но не лежат на поверхности. Читатель (и не только дошкольного возраста) чаще всего попадает в «формально-логическую ловушку», либо не удерживая одну из противоположностей, либо не видя их единства.
Например в сказке «Скатерть, баранчик и сума» герой получает в подарок суму, которая приносит ему огорчение, однако именно она помогает справиться с врагом. Но ребенок часто оценивает этот сложный подарок либо как однозначно «плохой» – причинил боль («забывая» тот факт, что именно сума и сыграла решающую роль в хорошем исходе сказки), либо как однозначно хороший – помог наказать обманщика («забывая», что от побоев первым пострадал тот, кому она была подарена). Педагог должен быть готов к такого рода ошибочным ответам – именно они являются для него своеобразными «маячками», показывающими направление дискуссии. Именно поэтому в предлагаемых конспектах указаны не только хорошие решения, но и те ловушки, в которые может попадать читатель. Они называются «формально-логическими ловушками» и позволяют предвосхитить наиболее типичные ошибки.
Итак, диалектическая задача заключается в том, что привычные (формально-логические) правила не позволяют понять суть сказки, и читателю приходится искать иной тип отношений, при котором единство противоположностей возможно. Другими словами – совершать диалектическое умственное действие.

Когда мы добавляем и вычитаем его, с точки зрения питания, сказка не должна быть так много неприятностей. Тем не менее, здоровая пища в нас всегда вызывает насмешку, чем чувство пользы навсегда! «Я сделаю очень богатый праздник из здоровой еды!», - возражает Ленка Черна. Это больше связано с тем, что мы не можем приготовить достаточно здоровые, чтобы сделать нас счастливыми с точки зрения глаза и живота. Это действительно так, мы просто смеемся, чтобы проверить, попробовать новые. И тогда мы можем просто поместить это в сказки, пока мы не подумали, что это странно! Заключает специалиста по здоровому образу жизни с тем фактом, что в сказках по-прежнему существует потребность в позитивном послании как для детей, так и для детей.

Почему она так озаглавлена. В названии – суть памятки.


  • Изучите внимательно содержание памятки.

  • Ответьте на вопрос: «Все ли я делаю так, как советуют памятки?»

  • Если Вы что-то делаете по-другому или в иной последовательности, подумайте, почему лучше делать так, как говорится в памятке. В случае затруднений или возникновения сомнений обратитесь за разъяснением к учителю.

  • Теперь постарайтесь выполнить задание так, как советует памятка.

  • Для этого прочтите пункт 1, проговорите его про себя и выполните его. Это будет первый шаг. Обратитесь ко второму пункту памятки и выполните все действия в той же последовательности. И так шаг за шагом.

  • После выполнения упражнения обратитесь к памятке еще раз и проверьте, хорошо ли Вы усвоили ее содержание. Не пренебрегайте этим последним советом: в следующий раз при выполнении подобного упражнения памятки может не оказаться под рукой.
  • Как работать на уроке в паре

    1. Внимательно прочитайте задание.

    2. Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен тебе по силам , то старайтесь разделить всю работу поровну. Помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга.

    3. Если твой товарищ справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить что-то объяснить. Но не злоупотребляй этим. Не обижайся на товарища, если он исправит ту или иную ошибку.
      Если ты видишь, что твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так , чтобы он сам работал с полным напряжением сил. Следи за тем, не делает ли он ошибок, если делает, то тактично и доброжелательно исправляй их.

    4. Запомни главное правило: в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему товарищу. Ты в ответе за него. Он – за тебя.
    Как работать над параграфом учебника

    1. Внимательно прочитай название параграфа, уясни, и чём в нём говорится.

    2. Прочитай весь параграф. Найди в нём главное. Отметь непонятные места, выражения, слова. Попытайся разобраться в них самостоятельно. В случае необходимости обратись к предыдущим параграфам, к своим товарищам, а если нужно , к учителю.

    3. Проследи из каких частей состоит правило, какие признаки изучаемого материала в нём отличаются. Найди эти признаки в примерах.

    4. Сопоставь изучаемый параграф с параграфом, в котором излагается похожий материал, изученный ранее. Найди в них сходное и различное.

    5. Установи, что ты узнал из нового параграфа.

    6. Перескажи содержание параграфа.

    7. Попытайся запомнить вывод из параграфа, а правило выучи наизусть.

    8. Проследи по учебнику, как применяется данное правило. Сделай то же на своем примере. Если ты выполнял задание письменно, проверь написанное.

    Памятка-инструкция
    по самоподготовке

    И дать их детям, для которых это в конечном счете более важно, какую пищу мы даем им, когда смотрим сказку, в которой она даже нездоровая. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя здоровым в ней. Этот козел был ленив, и он много травля. Она также поднимается из печи и уходит в мир. Почему его путешествие не вдохновляет нас?

    Ленка Черна говорит: Потому что в сказке Хонза было немного другое сообщение, чем умеренная диета и движение. Он показал, что, когда он не сидит дома и фон поднимается, каждый может что-то сделать. Многие из нас пытаются поддерживать семью через пищу. Эта сказка о том, чтобы снова поесть с другой точки зрения. Никто в ней внезапно не отвратительно, как надо, потому что соли нет. В наши дни консультанты по питанию довольно глупы в отношении соли. Как этот специалист по искусству перевел эту сказку?


    1. Выполнять домашнюю работу нужно начинать в точно установленное время.

    2. Прежде чем начинать заниматься, проверь готовность рабочего места.

    3. Приступая к работе , сосредоточься, подумай, с чего начнёшь.

    4. Старайся все затруднения разрешить самостоятельно.

    5. О задании узнавай в дневнике или по закладкам в учебнике.

    6. Забыл правило, постарайся вспомнить, проверь себя по учебнику.

    7. Начинай самоподготовку в определённом порядке.

    8. Через каждые 35-40 минут работы, связанной со зрительной нагрузкой, делай перерывы на 5-10 минут для отдыха.



    Работа над словом (анализ слова).

    1. Подбери родственные слова (сущ., прил., гл.). Выдели в них корень.

    2. Разбери данное слово по составу.

    3. Морфологический разбор данного слова.

    4. Составь простое предложение с данным словом.

    5. Выполни разбор предложения по членам.

    6. Игра с данным словом

    Правило проверки

    Будет ли он просто удовлетворен несоленого жаркого, сырого хлеба? Является ли это разумной солью, специями или травами. И мы также ем не только наш рот, но и наши глаза. Когда кто-то хочет жить здоровым, они должны научиться готовить не только здоровые, но и вкусные. И, кроме того, должно быть приятно смотреть на еду.

    Кто никогда не чувствовал себя так? Может быть, это должна быть сказка, которую нужно сыграть раньше. В этой сказке сказано прямо: переходите к перерыву, спать каждый толстяк. Ленка Черна говорит: Эта сказка представляет собой небольшое опасное сообщение: «Кто ел его, он толстый», и это может привести к тому, что за ним следует не тот. Принцип хорошего тела - это питание, но здоровое! устанавливает неправильное предположение, что еда является жирной.

    Наметь порядок выполнения проверки: сначала проверь по смыслу, потом проверь по написанию.
    Чтобы проверить предложение по смыслу:


    1. Прочитай предложение вслух.

    2. Проверь, подходят ли слова друг другу.

    3. Нет ли пропуска слов в предложении.

    4. О чем говорится в предложении, бывает ли так.

    Чтобы проверить предложение по написанию:


    1. Читай каждое слово по порядку по слогам и выделяй каждый слог.

    2. Проверь, подходят ли буквы к слову.

    3. Нет ли пропуска букв?

    Памятка
    для проверки орфограммы


          1. Какую букву (какие буквы, часть слова) проверяешь?

          2. На какое правило? Определи способ проверки (какое правило следует применить, или проверить по словарям , или другой способ).

          3. Выполни все «шаги» (ступени) проверки, не пропусти! Сделай вывод, как писать правильно.

          4. Напиши правильно.
    Как готовить домашнее задание по русскому языку

    1. Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл.

    2. Выучи и повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.
    3. Прочитай задания упражнения.


    4. Прочитай всё упражнение. Устно выполни задания к нему.

    5. Выполни упражнение письменно.

    6. Проверь всю работу.


    Правила списывания предложения или текста


    1. Прочитай предложение, текст.

    2. Подумай, понимаешь ли ты, что будешь писать.

    3. Прочитай внимательно первое предложение.

    4. Запомни, как пишутся слова в предложении.

    5. Напиши его, диктуя себе каждое слово по слогам.

    6. Проверь, правильно ли ты списал.
    Точно так же работай над следующими предложениями.



    Правило-совет для читателя

    1. Старайся читать вслух, не торопись, глубже вникай в смысл прочитанного.

    2. Обрати внимание на то, как ведут себя герои книг, учись у них хорошему.

    3. Закрывая книгу, подумай, чему она тебя научила.

    4. Умей беречь книгу!
    Основная памятка для заучивания наизусть

    1. Прочитай вслух стихотворение.

    2. Подумай и скажи одним предложением , о чём оно?

    3. Тебе понравилось стихотворение? Почему?

    4. Прочитай вслух ещё раз. Если ты прочитаешь странные или не очень понятные слова, постарайся их запомнить.

    5. Уточни, что обозначают непонятные слова и научись их правильно произносить.

    6. Прочитай стихотворение ещё раз. Всё ли понятно теперь?

    7. О чём (о ком) говорится в начале стихотворения?
      Прочитай начало стихотворения. Попробуй повторить его по памяти.

    8. Начни читать стихотворение наизусть.

    9. Попробуй повторить те строчки, которые ты уже запомнил (4-8 строк).

    10. Повтори первое четверостишие полностью.

    Знакомство с новой книгой


    1. Рассмотри обложку книги.

    2. Прочитай фамилию автора и название произведения.

    3. Внимательно рассмотрите иллюстрации, перелистывая книгу.

    4. Определи примерное содержание книги.

    5. самостоятельно прочитай рассказ (стихотворение, сказку и т.д.)
    Работа со сказкой

    1. Как называется сказка, кто е сочинил?

    2. Перечитай сказку. Как ты думаешь, какая она (бытовая, волшебная, о животных)?

    3. Кто в сказке действует? Какие это герои?

    4. какие события описываются в сказке?

    5. Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?

    6. Найдите в сказке слова и выражения, которые хочется запомнить?

    7. Как относится автор к своим героям?

    8. Что из этой сказки вам запомнилось больше всего?
    Как работать над кратким пересказом по плану?

      1. Раздели рассказ на смысловые части.

      1. Перечитай рассказ по частям , составь мысленно картины по его содержанию.

      2. В каждой части рассказа выдели важные мысли (2-3 предложения)

      3. Перескажи каждую часть по плану (при затруднении можно заглядывать в книгу)
    Как составить план рассказа?

          1. Прочитай рассказ целиком, обращая внимание на то, как построен текст.

            • О чём говорится в начале рассказа?

            • Какие события описаны дальше?

            • Чем заканчивается текст?

          2. Раздели рассказ на смысловые части (одна часть отличается от другой содержанием)

          3. Определи главное в каждой части, отметив в тексте основные предложения.

          4. Перечитай их, расскажи своими словами, о чём говорится в данной части. Подбери к ней заголовок.

          5. Запиши свой заголовок к каждой части.

          6. Проверь себя по книге, определи, отражает ли заголовок главное. Не повторяется ли название, не пропущено ли что-либо важное.


    Правила безопасной работы с ножницами


    1. Соблюдай порядок на своём рабочем месте.

    2. Перед работой проверь исправность инструментов.

    3. Не работай ножницами с ослабленным креплением.

    4. Работай только исправными инструментами: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

    5. Работай ножницами только на своём рабочем месте.

    6. Следи за движением лезвий во время работы.

    7. Ножницы клади кольцами к себе.

    8. Подавай ножницы кольцами вперёд.

    9. Не оставляй ножницы открытыми.

    10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.

    11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

    12. Используй ножницы по назначению.

    Правила безопасной работы с клеем.


    1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.

    2. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.

    3. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её.

    4. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.

    Правила безопасной работы с пластилином.


    1. Выбери для работы нужный цвет пластилина.

    2. Обрежь стекой нужное количество пластилина.

    3. Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.

    4. По окончании работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой и только потом вымой их с мылом.
    Правила безопасной работы co швейной иглой.

    1. Храни иглу всегда в игольнице.

    2. Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки.

    3. Передавай иглу только в игольнице и с ниткой.

    4. Не бери иглу в рот и не играй с иглой.

    5. Не втыкай иглу в одежду.
      До и после работы проверь количество игл.

    6. Храни игольницу с иголками только в одном и том же месте.

    7. Не отвлекайся во время работы с иглой.


    Рассказать друзьям