Как заставить делать уроки ребенка - советы психолога. Как научить ребенка делать уроки самостоятельно

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Просто потому, что до 6-7 лет они в принципе не контролируют так называемую произвольность. Что видят, то и поют. О чем слышали, то и говорят, причем всем — и своим, и чужим. Научиться осознанно о чем-то умалчивать ребенок сможет ближе к подростковому возрасту. Но это не значит, что не надо учить наследников хранить секреты. Нужно учить, но очень правильно: постепенно, по шажочку.

Разделяйте фантазию и реальность
То, что часть принимаем за детское вранье, на самом деле — проявление фантазии. Чадо хвастается в детском саду, что его папа — летчик? Это не значит, что ребенок — злостный врун. А вспомните Карлсона и «сто тыщ мильонов паровых машин». Желаемое выдается за действительное, чтобы покрасоваться перед сверстниками. Хочется привлечь внимание одногруппников, хочется побыть героем. И ваша задача в таких случаях не произнести вредную фразу «Хватит врать» и не позорить на глазах у всего детского садика. Лучше потом дома сказать: «Как здорово ты придумал про летчика», «Давай поиграем в то, что папа — летчик?» или «А давай, когда ты фантазируешь, ты будешь говорить «как будто»?»
«Врать нехорошо»
Ребенок рассказывает в гостях, что мама разрешает ему есть шоколад. А вам доказывает, что авторитетные родители соседа Пети сына на обед конфетами кормят. Вот бы и вам так. В школьном возрасте ждите историй на тему «Нам ничего не задали».
Врать, конечно, нехорошо. И, если чадо будет часто рассказывать небылицы, ему перестанут верить.
Совет простой: сами при ребенке не врите. Решили позвонить начальнику и наврать, что заболели, чтобы сходить с деточкой в зоопарк? Хочется сказать: не врите, но скажем мягче: не делайте этого при ребенке. Он ведь учится у вас. Врать самим и говорить при этом, что врать плохо, — бесполезно.
А вот объяснять, что, если будет врать часто, его слова перестанут принимать всерьез, необходимо в любом возрасте.
В дом можно, из дома — осторожно
Деточка ставит вас в неловкое положение перед друзьями, знакомыми, коллегами, в троллейбусе и так далее?
Не нужно затыкать чаду рот. Но нужно извиниться перед чужими людьми, чтобы ребенок понял, что сказал что-то неправильное. Но при этом ему важно знать, что вы извиняетесь вместе. Ведь, выдавая, что мама бреет ноги, ребенок рассказывает про то, что происходит в его жизни. Для него это обычное дело. И тут можно установить простое правило: «В дом можно принести все. А из дома выносить нужно не все». То есть родителям можно рассказывать обо всем на свете — все, что было в школе, с друзьями, на улице, все проблемы. А вот рассказывать чужим то, что происходит дома, нужно осторожно — лучше сначала посоветоваться с мамой и папой. Важный момент: если хотите, чтобы наследник все вам рассказывал, слушайте его и уважайте. Не смейтесь, не позорьте и не подтрунивайте над несерьезными, на ваш взгляд, проблемами.
Хранить секреты
По-настоящему сохранить секрет ребенок сможет не раньше, чем в 6-7 лет. Но до этого времени нужно начинать его тренировать. То есть учиться хранить маленькие секреты. И лучше положительного содержания — придумать сюрприз для бабушки и хранить его в тайне несколько дней. И обязательно сами храните секреты своего чада. Не спешите жаловаться подружкам в присутствии ребенка, что он до сих пор сосет соску или спит с пластмассовым самолетом.
Друга обидел, секрет выдал
Однажды Машка доверила свой важный-преважный секрет другу Феде. А тот, даже не дослушав, побежал и рассказал всем на свете. Маша рыдала и люто ненавидела Федю-предателя. А ведь он в свои пять лет просто хотел стать «крутым», привлечь к себе внимание.
Такие ситуации с ребенком нужно обязательно проговаривать. «Если ты выдаешь чужой секрет, ты обижаешь человека, ты делаешь ему больно. Он не будет тебе больше доверять. Раз он рассказал тебе свой секрет, он считает тебя свои другом. А друзей предавать нельзя».
«Комсомольская правда»

В любой своей беде они находят виновных среди окружающих. Такой взгляд на жизнь типичен для человека, неспособного брать на себя ответственность.

С позиции нытика

Ответственный человек все ситуации рассматривает с позиции: «Это сделал я. И я сам могу это исправить». Работа меня не устраивает? Значит, я должен найти новую. Не нашел ничего лучшего? Значит, нечего ныть. Это я поддался на уговоры родителей и выбрал институт, не подумав. Но что сделано, то сделано. Если сейчас мне недостает образования, я могу его получить. Это я выбрал такую жену. И я сам решаю, жить мне с ней дальше или нет.

Человек, не умеющий брать на себя ответственность, считает, что он - только жертва обстоятельств. Все должны заботиться, чтобы ему было удобно и комфортно. Начальник должен входить в его положение, жена в любой момент должна радостно принимать его друзей. Родители всю жизнь должны каяться, что послали его в технический вуз, а не в экономический…

Кто намочил штанишки?

Об ответственности за свои поступки мы говорим ребенку с раннего возраста. С того момента, когда выражаем сомнения, что штанишки намочил котик. «А может, это все-таки сделал Петя? И мы зря ругали котика?» Позже мы начинаем призывать его к ответственности за сломанную игрушку, порванную одежду. Сюжет о том, как тяжело дается ребенку признание в том, что именно он разбил любимую мамину вазу или съел сливы, встречается во многих детских книгах. И неспроста. Это действительно трудно - отвечать за свои поступки.

Современные дети начинают учиться задолго до поступления в школу, но взрослые стараются строить это обучение с учетом «хочу» ребенка. Не хочешь читать сегодня? Почитаем завтра. Вчера помог маме убирать в квартире - молодец! Сегодня не хочешь помогать? Ничего, поможешь в другой раз. В общем, условия для дошкольного обучения в большинстве случаев выбираются щадящие, и это правильно.

Под грузом «надо»

С приходом в школу все меняется. Теперь никакое «не хочу» в расчет не берется. Задания надо выполнять регулярно, необходимо работать столько минут, сколько длится урок, выполнять требования учителя независимо от того, нравятся ли эти требования и сам учитель. И это еще далеко не все «надо», которые обрушиваются на первоклассника.

По своим нервно-психическим возможностям здоровый ребенок уже в состоянии справляться с этими требованиями. Однако не все дети на первом этапе школьного обучения считают себя обязанными это делать. «Поиграв» некоторое время в школу, часть детей пытаются выйти из этой утомительной игры и отстоять свое право делать то, что хочется, и тогда, когда хочется. В мягком варианте протест выражается в небрежном выполнении школьных заданий, невнимании на уроках. В жестком варианте - в истериках по утрам, психосоматических заболеваниях (тошнота и боли в животе, небольшой подъем температуры, когда надо идти в школу), отказе садиться за выполнение домашних заданий. От исхода этой борьбы будет зависеть многое в жизни ребенка.

Спасительный баланс

Каждый взрослый балансирует между «хочу» и «надо» (на научном языке - индивидуацией и социализацией). Человек, который в большинстве случаев отдает предпочтение «хочу», в значительной мере асоциален. Он не удерживается на работе, поскольку каждая работа предполагает должностные обязанности, он не удерживается в семье, потому что и семейная жизнь налагает обязательства. Человек, который, наоборот, всегда делает выбор в пользу «надо», не проживает собственную жизнь. Он является предметом безжалостной эксплуатации начальства, жены (мужа), собственных родителей и детей.

В норме мы находим баланс между желаниями и обязательствами. Заработал деньги? Можешь потратить их так, как считаешь нужным. Позаботился о другом - можешь рассчитывать на ответную заботу.

Поступив в школу, ребенок учится поддерживать баланс между «хочу» и «надо». Но без помощи взрослых ему не справиться. Именно взрослые помогают ребенку прочувствовать, что новые обязанности и достойное их выполнение дают ему также новые права, новые возможности.

Многие взрослые начинают формировать у малыша ощущение тесной взаимосвязи между правами и обязанностями задолго до его поступления в школу. Например, просят его не отвлекать их от важного дела. Наградой будет похвала, высокая оценка его выдержки и ответное уважительное отношение к его делам со стороны взрослых: например, позволение доиграть «еще пять минут». Желательно, чтобы похвала следовала сразу за одобряемым поведением (особенно это важно для маленьких детей), а вот расширение прав ребенка может быть отсрочено. Одно увязывается с другим комментарием взрослого. Дети, которых воспитывали таким образом, как правило, легко воспринимают переход к школьной жизни.

Не будьте идеалистами

Описанный способ воспитания ответственности вытекает из логики жизни. Он удобен и родителям и детям. Почему же он практикуется далеко не во всех семьях? Почему так часто в первый класс приходят дети, не знающие никаких обязанностей и не желающие их иметь?

Чаще всего причина коренится в том, что родители сами ощущают долг и ответственность только как бремя. В их собственной жизни «надо» задавило «хочу». И они стараются уберечь своих детей от этого «преждевременного» бремени: «Еще наработается».

Это может случиться и с теми родителями, которые большими усилиями добились того, что уже могут себе позволить заниматься тем, чем хотят, и поступать так, как считают нужным. Свои достижения они распространяют и на близких. Такие родители легко подхватывают лозунг «учения с удовольствием», толкуя его односторонне. Для них учение с удовольствием (как и работа с удовольствием) - это учение, основанное на «хочу». Хочу выучить. Хочу ходить в школу. Такое представление нереалистично. Даже самое любимое дело не всегда хочется делать. А ведь есть и много скучных, но необходимых дел.

Радость преодоления

Удовольствие может доставлять не только удовлетворение своего «хочу», но и преодоление трудностей, исполнение долга. Я смог. Я могу гордиться собой. Чтобы почувствовать удовольствие такого рода, ребенку необходима эмоциональная поддержка взрослых. Именно взрослые должны одобрять стремления ребенка соответствовать принятым в обществе нормам, выражать восхищение по поводу его способности преодолеть себя.

Когда доделано неприятное дело, человек испытывает чувство эмоционального подъема. Погонять мяч после выполненного домашнего задания - огромное удовольствие. Обращайте внимание ребенка на эти положительные эмоции, радуйтесь вместе с ним.

Постепенно, пережив множество напряженных и часто неприятных ситуаций, ребенок начинает испытывать удовольствие от того, что он соответствует положительному эталону. Именно тогда можно говорить, что он стал на путь, который позволит ему стать ответственным человеком. Не по принуждению, а по свободному выбору.

Личное мнение

Сергей Светлаков:

У нас все просто. Если говоришь, что нужно обязательно что-то сделать, а ребенок на это забивает, то тут нужны кардинальные меры. Наказание, даже возможна порка ремнем, если слов не понимает.

Александр Цекало:

Помню наставление своего отца. Когда я пошел учиться в первый класс, он сказал: «Всегда приходи на встречу раньше, уже будут должны». Сейчас-то я понимаю весь глубокий смысл этой фразы. Время - штука особенная. Когда ты ценишь свое время и время других людей, у тебя автоматически вырабатывается чувство ответственности: не подвести, не опоздать, а вдруг ты опоздаешь и что-то жизненно важное пройдет мимо. А вообще, я считаю, воспитывать ребенка лучше всего своим примером.

Успехи детей в учебе и других видах деятельности во многом зависят от их способности быть внимательными.

Когда ребенок становится учеником, к нему предъявляются разного уровня новые требования, у него появляются новые обязанности. Кто-то с ними справляется легко и просто, а для кого-то это сложный и порой трудный процесс.

Школа, в свою очередь, стремится не только дать определенный багаж знаний своим ученикам, но и ставит более значимую цель — научить детей учиться.

Это сделать не так просто, так как в первую очередь эта цель требует развития у детей всех необходимых для учения познавательных процессов. Это мышление, память, воображение, внимание.

Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих.

Очень часто оказывается, что успехи наших детей в учебе и других видах деятельности во многом зависят от сформированности у них способности быть внимательными.

Как часто мы говорим своему ребенку-школьнику: «Ты невнимательный!», когда ребенок допускает нелепые ошибки, не может их найти.

Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Маленький ученик словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится труднее, т.к. поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.

Внимание — это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Конечно, в школе предусмотрены практически на всех уроках задания на внимание. Но надо заметить, что как бы ни старались учителя использовать эти задания в своей педагогической деятельности, они могут только поддерживать тот уровень развития внимания, который имеется у учеников на данном этапе. На это существуют определенные причины: во-первых, объем учебного материала достаточно велик; во-вторых, должна быть определенная система заданий и работа, как правило, должна быть индивидуальной, что в классе осуществить трудно.

Тем не менее, ученику необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. Самому младшему школьнику это сделать еще трудно. И главным помощником ребенку могут стать его родители.

Работать есть над чем. Это показали результаты анкетирования, проведенного среди учащихся 2-ых классов.

На вопрос «Часто ли ты отвлекаешься во время выполнения домашнего задания?» только 31 % учащихся ответили, что они не отвлекаются. Причинами того, что может отвлечь называли разное. Чаще всего отвлекают сами родители (так считают ваши дети!). Не меньше отвлекают другие родственники, среди которых чаще назывались младшие братья и сестры. Могут отвлечь и домашние животные, реже были названы такие причины как телефон, телевизор (громкий звук).

Был и еще один вопрос: «Считаете ли вы себя внимательными?» Из всех учащиеся ответили «нет» — 53 %, «да» — только 19 %.

Так же были и другие интересные сведения, которые доказывают, что развитию внимания родители не придают большого значения.

Например, по ответам детей, дома помогают делать уроки 79% родителей, из них помогают и подсказывают 27 %, проверяют работы, иногда объясняют непонятное — 31%, за двойки ругают 41%, расстраиваются и выясняют причину двойки — 8%, не занимаются дополнительно и не играют со своими детьми — 66% .

Чтобы помогать ребенку, мы должны знать, что надо делать и как.

Что же такое внимание? Внимание — это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из нее полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание.

Когда учитель говорит об отсутствии внимания вообще — это очень обобщенно. Внимание имеет такие основные свойства как концентрация, объем, устойчивость, распределение и переключение. И у ребенка может быть развито хорошо одно из названных свойств внимания и совершенно отсутствовать другое, которое как раз и требует коррекции.

Поэтому прежде, чем приступать к занятиям по развитию внимания, надо знать, какие именно свойства слабо развиты у вашего ребенка, ибо каждое свойство очень значимо для успешной учебной деятельности.

Концентрация внимания — умение сосредоточиться на нужном объекте, его частях, способность вникнуть в задачу. Ребенок с хорошей концентрацией внимания отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, тот, у кого не развито это свойство, бывает рассеянным и несобранным.

Объем внимания — это количество одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от 3 до 5. При хорошем объеме внимания ребенку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Умение выполнять эти операции говорит о развитии логического мышления.

Устойчивость внимания — это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте. Ребенок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряженная работа (интерес к заданиям повышенной трудности).

Распределение внимания — это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: заниматься работой и наблюдать за окружающим (легко ли воспринимаются дополнительные разъяснения и беглые замечания учителя).

Переключение внимания — это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи.

Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, может ли быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях и действиях (продолжают решать, когда все закончили; все считают устно, а некоторые пытаются в это время записывать то, что до этого сделать не успели).

Когда вы изучите внимание своего ребенка и выявите, какое свойство наименее развито — можно приступать к занятиям.

К числу эффективных средств развития внимания относятся игры и игровые упражнения, которые можно включать в любую, даже очень серьезную деятельность.

Примеры игр и игровых упражнений

  1. «Кто внимательный?» Читают текст. Дети должны понимать смысл и считать количество слов со звуком [М], например.
  2. «Сколько чего?» Детям нужно осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся в ней предметов, отбирая по любым признакам: цвет, форма, материал, из которого сделаны предметы, чтобы была определенная буква в их названии.
  3. «Повтори быстро». Ребенок может повторять за вами слова только тогда, когда вы говорите слово «повторите» (диалог идет быстрый). Можно использовать слова: скажите, произнесите и т.д.
  4. «Построй в темноте». На столе кубики и спичечные коробки или иные предметы (части от конструктора, кубики разного размера). Ребенок с завязанными глазами должен быстро построить одной рукой столбик с основанием в один кубик (возможен соревновательный момент).
  5. «Не собьюсь». Счет до 30. Определенные числа (содержащие цифру 3, делящиеся на 3) называть нельзя. Вместо них — любое движение или слово (подпрыгнуть, сказать «не собьюсь»).
  6. Бросать мяч, называя существительные. Ребенок, принимая мяч, называет подходящий по смыслу глагол и говорит свое существительное и т.д.
  7. Игры в шашки и шахматы. Эти игры не зря называют школой внимания. Надо просчитать ходы наперед, сделать выводы.
  8. Игра в перепутанные действия. Если я подниму руки вверх, дети — в стороны, если я присяду — дети подпрыгивают и т.д. Нельзя забывать, что задания на развитие внимания часто встречаются в различных детских журналах и др. изданиях. Это хорошо вам знакомые лабиринты, рисунки с перепутанными линиями, нахождение отличий на картинках, вычеркивание в тексте определенных букв (через три), решение различных головоломок и др. Так вырабатывается сосредоточенность.
  9. Учитель или родитель предлагает решить устно несколько арифметических примеров. Например, даны 2 числа — 84 и 26. Первую цифру второго числа нужно умножить на вторую цифру первого, к полученному произведению надо прибавить вторую цифру второго числа и из этой суммы вычесть первую цифру первого числа (2 × 4 + 6 -8 = 6) (устойчивость внимания).
  10. Предлагается удержать восприятие рисунка (усеченная пирамида, приближающаяся к нам — уходящая внутрь; профиль — ваза), только в одном положении определенное время. При изменении ставить черточку на бумаге (объем внимания).
  11. Посмотреть на предметы в течение 1 секунды и потом назвать: сколько и какие предметы изображены? какие цифры изображены? в какую фигуру вписана та или иная цифра? (распределение внимания).
  12. Одновременно решать несложные математические примеры и слушать пословицы. Затем назвать ответы и повторить, что за пословицы были названы.
    • Писать числа от 1 до 20, а называть их при этом в обратном порядке.
    • По таблице с буквами и цифрами — сначала назвать цифры по порядку, потом — буквы по алфавиту, потом чередуя букву — цифру (переключение).
  13. На листочке числа от 1 до 20 вразброс, надо указать и назвать их по порядку как можно быстрее.

Помогайте вашим детям стать внимательными. Приобретайте и читайте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания.

Играйте вместе с детьми. Это дает возможность лучше понять ребенка, лучше его узнать, найти правильный подход, расположить его к себе.

Не забывайте о спортивных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание.

Учите детей быть наблюдательными — умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире (что-то переставили дома, сломалась ветка дерева, сорвали цветок, который вчера еще был и т.д.) Все это будет способствовать обогащению и развитию личности.

Л. П. Прохватилова, преподаватель гимназии (г. Печоры),
победитель областного конкурса «Учитель года»

Обсуждение

меня сегодня будила старшая сестра катя я не как не пороснулась в школу и катя моя старшая сестра меня до сих пор очухивает в школу ставит мне будильник под ухо я его не слышу

Комментировать статью "Как помочь ребенку стать внимательным?"

Как развить в ней концентрацию внимания? Вроде и возраст уже не совсем маленький... Ругаться лишний раз на нее не хочется, говорю с ней, она обижается. Надо подумать, что помогает и непросто пинать, а приучить ребенка к некоторым палочкам-выручалочкам.

Обсуждение

Не перегружена, а чего ей напрягаться. В секции какие нибудь ходит? Спорт очень дисциплинирует

Есть конрктные советы, можно поискать, например, на рабочем месте ничего лишнего, меньше раздражителей. Помогает порядок, расписание. Надо подумать, что помогает и непросто пинать, а приучить ребенка к некоторым палочкам-выручалочкам. Немного на дрессировку похоже. С уроками: можно встать и сделать перерыв, когда сделаешь русский/м-ку и пр., пока не сделала - не вставать или "занимаешься 20 минут", таймер ставить, но это сложнее. Больше автоматизма, все на своих местах. Приучить вести дневник и планировать день.

Как выработать у ребенка усидчивость и сосредоточнность? Как научить его не отвлекаться каждую минуту? Как добиться, чтобы домашнюю работу, где дел от силы на 40 минут, он делал меньше 3 часов? Уверена, что мне сейчас напишут про отсутствие мотивации у ребенка, про...

Обсуждение

нам психолог школьный поставила "диагноз" - отсутствие саморегуляции. Сразу спросила: ребенок родился при помощи кесарева? Такая проблема как правило именно у кесарят. Мы ходили на обследование к нейропсихологу, психологу, невропатологу. Все в порядке по большому счету, но невропатолог сказала, что это проблема детей 21 века. Вот прям резко с началом 2000 года увеличилось количество детей с подобными проблемами. Почему? никто не знает толком. Прописала попить пантогам и еще что-то, помогать ребенку, спорт, прогулки и ждать, ждать, когда подрастет и дозреет

Не знаю, подойдет ли наш опыт вашему сыну. Старший, будучи во втором классе, ныл, что слишком много времени тратит на уроки. Хотел делать их быстрее (хотя с моей т.зрения он и так не слишком долго их выполнял). Предложила ему провести исследование: делать уроки в разное время - сразу после школы, после обеда, после 16, глубоким вечером... И записывать сколько времений он тратит на предмет в зависимости от времени суток.Еще предложила поэкспериментировать с порядком выполнения заданий (устные, письменные, любимые, не очень). Он увлекся, развлекался так с месяц, обсуждал со мной результаты, делал выводы (понято, что вполне предсказуемые), но ему-то они казались откровением, и насколько я могу судить, до сих пор придерживается стратегии, выбранной тогда как оптимальная.

Так вот как научить ребенка не расстраиваться по пустякам и не считать шутки по отношению к себе обидными? У меня средний такой, сначала обижался, потом научился смеяться над собой... а потом ушел в "штатные клоуны" класса, еле-еле вытянула с этой роли.

Обсуждение

не советую. У меня средний такой, сначала обижался, потом научился смеяться над собой... а потом ушел в "штатные клоуны" класса, еле-еле вытянула с этой роли.

Мне тоже кажется, что если какие-то шутки обижают, то это-ОБИДНЫЕ ШУТКИ.
И тот, кто видит, что обидно, и тем не менее, продолжает,-поступает некрасиво, неправильно, и т.п.
А тому, кого шутки обижают, грамотней не смеяться (через силу) вместе со всеми, а предпринять некие действия, эти шутки прекращающие.
Хотя... "посмеяться вместе со всеми" -это один из способов прекратить обидные и нежелательные шутки.
Но есть и другие.
Не идет этот способ,-искать и использовать другие.
И не принимать манипуляцию "ну чего ж ты обижаешься, это же не обидно, это же по-дружески". Если обидно, то это вовсе не по-дружески.

Да, уметь быть веселым клоуном-это искусство. Которое не каждому дано.
Но в нашем праве,-быть им, когда захочется. И не быть им, когда захочется. А для маленьких детей есть риск остаться "клоуном" надолго.

Научить ребенка красиво и с выражением читать стихи перед зрителями – не так уж и сложно. Как научить усидчивости? Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков.

Как привить (выработать, научить) ребенку усидчивость или хотя бы внимательность? Мой сын (ему три года), даже когда занимается любимым делом, все время норовит "встать на голову" (попрыгать,сесть на шпагат, залезть мне на шею).

Привет! Предлагаю вспомнить, как порой тяжело ждать нужного для вас звонка, как трудно справиться с собой и со своим нежеланием терпеть хоть 5 минут, как тянется время, когда вы на пороге чего-то важного в вашей жизни, например, рождения малыша, повышения по службе, поездки с любимым человеком на отдых. А знали ли вы, что на этом вашем нежелании ждать, построена вся маркетинговая система? Но что может мотивировать нас освоить науку ожидания, ведь, если мы сами не в состоянии быть терпеливыми, то как мы этому обучим своих крох? И какие есть 10 способов научить ребенка быть спокойней и терпеливей? Как научить ребенка ждать? Вот эти вопросы и станут темой нашей встречи.

Ждать… старинная русская поговорка говорит, что нет ничего хуже этого, разве что, догонять. Скажите, неужели хоть кто-то из вас любит , ой, нет, УМЕЕТ ждать? Но именно на этом нашем неумении настроена целая система продаж. Не верите?

Вспомните, вы стоите в очереди на кассу. Что вас с двух сторон окружает? Стеллажи продукции. Сказать, что эти батончики или жвачки очень вам нужны, нельзя. Но от нечего делать, ваша рука сама тянется, чтобы почитать/поизучать то, что написано на упаковке. Естественно, что после такого «исследования» этот товар оказывается в нашей корзине.

Так мы – взрослые люди! А какого деткам? Яркие «наряды» вкусных шоколадок манят карапузов. Кажется, что, если мы не купим для них эту вкуснятину, их жизнь просто потеряет смысл. Но, если вам кажется, что, после того, как вы пообещали приобрести батончик, малыш успокоится и будет тихо стоять в ожидании, вы глубоко ошибаетесь. Теперь он еще больше жаждет чтобы наступила ваш черед расплатиться и окончательно завладеть своим трофеем.

Научный опыт, который мотивирует на ожидания

Подобные случаи говорят об одном: ребенка нужно учить ждать правильно. Расскажу вам об одном эксперименте, который показывает, насколько важно это делать.

Во всех научных источниках он известен, как Зефирный эксперимент. Сразу его провели с целью узнать грань терпеливости малышей. Но спустя время об эксперименте не забыли. И то, что показали окончательные результаты, поразительно.

Суть опытов заключалась в том, чтобы угостить ребенка зефиром. Вот только, ученый предлагал малышам не торопиться есть сладость. Детки могли немного подождать, пока ученый сходит по срочным делам, тогда, по возвращению он бы дал карапузам дополнительный зефир, как вознаграждение за стойкость.

Итак, если бы перед вами стояла задача: угоститься десертом сейчас или получить чуть позже в 2 раза больше, что бы вы выбрали? Поверьте, несмотря на то, что предложение очень выгодное даже вам, взрослым людям, и то было бы очень сложно определиться, что вы хотите. Так и малыши. Не все решили ждать.

Одна из следующих фаз исследования прошла через много лет, когда ребятишки повзрослели. Оказывается, те карапузы, которые в детстве могли проявить терпение, добились в своей жизни значительных успехов. Почему? Они контролировали свою жизнь и желания, имели больше возможностей, больше сосредотачивались на продолжительных результатах и на достижение успеха.

10 способов научить малышей не торопиться

Хотите в своих крохах посеять именно эти, ведущие к счастью качества и склонности? Тогда помогите им. Научите их ждать. Чтобы понять, как это сделать, давайте вспомним условия зефирного теста:

  • То, чего малыш хочет, он видит.
  • То, что он может получить – скрыто от него.

Но прежде всего, призываю, расценивайте ситуацию объективно. Поймите! Ваш маленький нормальный здоровый ребенок, если ему хочется побаловаться, попрыгать и пошуметь. Только совсем больной кроха останется неподвижным хотя бы 10 минут. А потому, не дергайте карапуза и не требуйте от него невозможного.

А теперь посмотрим, что мы может предпринять. Ребенок сосредоточен на «награде», которая перед ним. Это может быть что угодно: игрушка, выстоять очередь, исполнение нашего обещания купить мороженко. И он хочет ее получить. И это правильно, это характеризует его, как целенаправленного человечка. Но мы не можем или не хотим пока ее дать. Что делать? ОТВЛЕЧЬ!

Что послужит таким отвлекающим маневром:

  1. Разговор . Простая, но увлекательная беседа способна «воровать время». что это может быть за беседа? Спросите. Как прошел день крохи, какие его планы на будущее, поговорите об игрушках, задействуйте воображение, рассказав, как вместе придете домой и что будете время. не говорите сами, задавайте вопросы, втягивая кроху в беседу.
  2. Играйте . Заведите некоторые традиционные игры для таких моментов. Учите весело счет, читайте стишки по очереди, в города, в слова, имена играйте. Загадывайте цифры. Подсчитывайте, сколько вокруг вас цветов: желтая куртка, зеленая сумка, зеленая тележка и т.д.
  3. Используйте склонности крохи . Если малышам нравится складывать конструктор, рисовать или петь, пусть он займется этим. Тогда время для него пролетит незаметно.
  4. Устройте соревнование . Все дети это любят, им нравится выяснять, на что они способны. Дайте им эту возможность. Что это может быть: игра в шашки, армреслинг или кто больше вспомнит персонажей из любимого мультика и т.д.
  5. Поймите, карапуза . Ему на самом деле тяжело, а потому скажите, что вы понимаете его, и, как только увидите возможность, поможете ему. Поверьте, это помогает! А заодно налаживает между вами доверительные отношения.
  6. Исполняйте обещанное . Только что мы поговорили, что вы сопереживаете крохе и обещаете ей помочь. Обязательно исполните это, тогда ему будет проще ждать, надеясь на вас.
  7. Будьте всегда примером . Наше поведение всегда проецируется на крохах. А потому, следите за собой. Если вы стонете и жалуетесь, то и маленький будет вести себя подобным образом.
  8. Покажите, как идет время . Как думаете, ваш маленький понимает, сколько это – 5 минут? А поймет он, если мы покажем, сколько должна прокрутиться средняя минутная) и тонкая (секундная) стрелочки на часах? Заведите песочные часы. Купите отрывные календари, или, доверьте крохе зачеркивать прошедший день. Так вы сориентируете малыша по времени, сколько прошло и сколько осталось.
  9. Хвалите ! Если вам кажется, что это мало и никак не поможет, ошибаетесь. Ваше одобрение покажет маленькому, что вы видите всё его геройство, с которым ему приходится ждать, и цените это в нем. Ваше одобрение ему очень нужно.
  10. Ставьте долгосрочные цели . Например, если вы хотите, чтобы ваш малышок стойко преодолел препятствия, покажите, какие приятные последствия его ожидают, если у него получится. Например, скажите ему: «Хочешь, чтобы папа порадовался за тебя? Тогда немного придется потерпеть. Вот папа придет, мы расскажем ему, какой ты умничка!».

Надеюсь, что вам не придется малыша понапрасну обнадеживать и он получит и папину похвалу, и интересное времяпрепровождение, вместо того, чтобы стоять и конючить: «хочу!», «когда?».

Вот теперь все! Пока-пока!

В этом мире вашего ребёнка ждёт немало трудностей и преград, и одним из самых важных качеств, которое поможет ему выстоять в многочисленных жизненных бурях является умение отстаивать свои права и интересы, говорить "нет" и не поддаваться любому негативному внешнему воздействию. Как его научить этому?

Почему это так важно

Далеко не во всех детях нужно как-то специально развивать эти качества. "Внешние", экстравертные дети, возможно, в этом особо нуждаться и не будут. Наоборот, их нужно будет убеждать, чтобы они ни в коем случае не притесняли своих более тихих и скромных товарищей. А вот для замкнутых, малообщительных и живущих в своём внутреннем мире интровертных детей обязательно нужно будет провести психологический "курс молодого бойца", чтобы они могли эффективно противостоять любому негативному внешнему воздействию, уметь говорить "нет", и смело отказываться от того, что им не нужно.

Почему это так важно? Да потому, что, к сожалению, мы живём совсем не в идеальном мире, и уже в детско-юношеском возрасте ребёнок столкнётся с огромным количеством наглых сверстников, которые с удовольствием будут эксплуатировать чью-то "доброту" и уступчивость, навязывать свои желания и всячески давить на тех, кто не может сказать "нет".

Если ваш ребёнок вовремя не научится противостоять негативному внешнему воздействию, то будет большая вероятность, что уже в 12-13 лет (если не раньше), он попробует сигареты, алкоголь, а может быть, чего-нибудь и похуже (наркотики и т.д.). Или будет бездумно рисковать своей жизнью, делая селфи на крыше поезда и творить всевозможные глупости только из-за того, что "все пошли".

Умение отстаивать свои интересы и свою точку зрения понадобится ему не только в сложном подростковом периоде, но и во всей дальнейшей жизни. Те, кто не умеет этого делать, чаще всего, оказываются в жизни ведомыми, а это не та позиция, которая позволяет добиться большого успеха на любом поприще.

Способность говорить "нет" и отказываться от всего "лишнего" пригодится ему и в работе, и в бытовой сфере, и в личной жизни, и в общении со всевозможными государственными и коммерческими структурами, и просто поможет ему сохранить массу времени и денег в нашем "рекламном" мире, перенасыщенном различными ненужными предложениями.

Поэтому, даже если вы живёте с ребёнком в лесу или на малообитаемом острове, и не собираетесь отдавать его в какие-либо образовательные учреждения, всё равно развивайте в нём эти качества, которые непременно ему понадобятся при любом столкновении с социумом.

Если бы мы жили в мире бесконечно доброжелательных и приветливых людей, которые во всём бескорыстно помогают друг другу, возможно, все эти навыки были бы не нужны, и исчезли бы в человеческом характере в результате длительной или быстрой психологической эволюции. Но так как мы обитаем совершенно в другой реальности, начинайте с детства готовить к ней своего ребёнка, чтобы суровая правда жизни не оказалась для него полной неожиданностью.

Что нужно объяснить ребёнку перед началом психологических тренировок

Перед началом психологических тренировок, прежде всего, объясните своему ребёнку, что в этом мире нет никаких сверхлюдей, и никто (в том числе, и вы сами, а также сверстники, учителя, тренеры в секции) не имеет права его обижать и каким-либо образом притеснять, не говоря уже о том, чтобы причинять физическую боль. Во многих западноевропейских странах и в США детей учат этому фактически с младенчества, но у нас как-то это не принято. В ваших силах восполнить этот недостаток.

Если на него накричит или каким-либо образом его оскорбит учительница в школе, или тренер в секции, пусть смело ответит им, что они не имеют права этого делать. Если же вы задумаете дать ему подзатыльник, пусть напомнит вам, о том, что за любое физическое насилие вам придётся отвечать по закону. Возможно, вам и не понравится такое своеволие вашего отпрыска, но умение отстаивать свои права, которое вы обязаны в нём воспитать, гораздо важнее любых корыстных родительских интересов.

Как научить ребёнка отстаивать свою точку зрения

Очень часто в том, что дети не могут отстаивать свою точку зрения, и отказываться от того, что им не нужно, виноваты их родители, которые с детства навязывают им свои взгляды на жизнь и абсолютно не прислушиваются к их мнению.

Для того, чтобы научить ребёнка твёрдо стоять на своём, нужно придерживаться противоположной воспитательной тактики. С малых лет приучайте ребёнка высказывать обо всём на свете своё собственное, а не навязанное кем-то мнение.

Всячески поощряйте и поддерживайте его, если это мнение не соответствует и противоречит вашим собственным взглядам на жизнь, всегда прислушивайтесь и серьёзно относитесь к его точке зрения. Пусть не просто высказывает своё мнение, но и аргументирует его, доказывая свою правоту, не взирая ни на какие авторитеты и мнение большинства людей.

Если вы с детства будете развивать в ребёнке это важнейшее качество, то в дальнейшем ему будет гораздо проще применить его во внешнем мире при различных социальных контактах. Умение смело отстаивать свою точку зрения, не ориентируясь на общественное мнение и "глас народа" поможет ему избежать в подростковом возрасте многих глупостей, а в дальнейшем станет залогом его успеха в самых разных сферах жизни.

Как научить ребёнка говорить "нет"

С детства приучайте ребёнка к тому, что никто не вправе навязывать ему свою волю, что он никогда не должен делать того, что противоречит его взглядам и интересам, поддаваясь какому-либо внешнему давлению. Он должен научиться смело отказываться от любых сомнительных предложений и говорить "нет", когда ему будут пытаться навязать что-то, что ему совсем не нужно.

Для того, чтобы приучить к этому ребёнка не нужно требовать от него абсолютного послушания и чёткого, автоматического следования всем родительским инструкциям. Если предложение, которое вы ему делаете, кажется ему неправильным, пусть смело от него отказывается, каким-либо образом аргументируя свою позицию, и, по возможности, делая это таким образом, чтобы никто не обиделся (ещё лучше будет, если он предложит свои, альтернативные варианты решения проблемы).

Пусть сначала научится говорить "нет" своим родным и близким, чтобы потом ему было проще не "вестись" на любое внешнее давление со стороны сверстников. Не факт, что вам понравится такая воспитательная тактика. Но если вы будете требовать от ребёнка беспрекословного выполнения всех своих требований, и не будете давать ему возможность отказываться от того, что кажется ему неправильным, вряд ли он научится говорить "нет" другим людям в ответ на не слишком благопристойные предложения.

Возможно, вашему ребёнку не просто будет сразу ответить резким отказом своим сверстникам. Поэтому пусть сначала потренируется в более лёгких формах отказа - с юмором, с аргументацией, с обещанием подумать, а потом дать ответ и т.д.

В любом случае, следите за тем, чтобы он не рос слишком уступчивым, и мог твёрдо отказываться и говорить "нет", когда ему предлагают что-то, что не соответствует его жизненной философии.

Как научить ребёнка не поддаваться негативному воздействию сверстников

Большинство подростков проводят алкогольно-никотиновые эксперименты под давлением сверстников, которые берут их на "слабо", обзывая маменькиными сыночками, если они не хотят познакомиться с этими признаками "взрослой" жизни. Как научить ребёнка сопротивляться подобному негативному воздействию сверстников?

Как известно, для подростков очень важно чувство крутизны и взрослости. Поэтому, прежде всего, объясните своему ребёнку, что "маменькины сыночки" - это как раз те, кто, подчиняется стадному инстинкту и делает то же, что и все, а по-настоящему сильные, крутые и взрослые люди не подвержены какому-либо внешнему давлению, и делают выбор, ориентируясь на собственные жизненные приоритеты, а не на мнение большинства людей.

В отношении алкоголя, сигарет и наркотиков он должен понять, что знакомство с ними совсем не является признаком взрослости, а как раз - наоборот, что гораздо круче быть сильным, мощным и здоровым, чем портить свою печень алкоголем, а лёгкие - никотином. Если он будет знать, что гораздо круче, чем курить и "алкоголить", этого не делать, то вряд ли он будет стремиться, как можно быстрее познакомиться с этими атрибутами "взрослой" жизни.

Спорт как один из лучших способов воспитания ребёнка уверенности в себе

Для того, чтобы научить ребёнка твёрдо стоять на своём очень пригодятся занятия спортом. Они сделают его сильным физически и морально, придадут уверенности в отношениях со сверстниками, и помогут сохранять хладнокровность в непростых, адреналиновых ситуациях, когда нужно чётко отстаивать свою позицию.

Совсем не обязательно отдавать ребёнка в какие-либо единоборства. Конечно, умение драться и постоять за себя имеет большое значение для мальчиков. Но уметь хорошо драться - это не значит быть правым.

Тем более, что в некоторых секциях восточных единоборств детей учат беспрекословно выполнять все указания "гуру", что отнюдь не развивает в них способность мыслить и действовать самостоятельно и сопротивляться давлению авторитетов. Но, в любом случае, спорт сделает вашего ребёнка более стойким и уверенным в отношениях со сверстниками.

Это тоже пригодится

Для того, чтобы уметь отстаивать свою точку зрения и не поддаваться негативному воздействию сверстников, вашему ребенку потребуются не только внушительные физические кондиции, но и сильный голос, который уместно развивать у ребёнка с помощью вокальных занятий и упражнений для дикции. Пусть периодически поёт во весь голос где-нибудь в лесу рядом с дачей и тренируется в скороговорках.

Обладая сильным, уверенным голосом гораздо проще идти в "отказ" и говорить "нет", чем, если что-то тихонько мямлить в ответ на какие-либо неблагопристойные предложения. Не забывайте, что харизма человека на треть состоит из голоса, и этому инструменту взаимодействия с внешним миром нужно уделять не меньше внимания, чем физической форме.

Пусть знает свои потребительские и юридические права

Когда ребёнок немного повзрослеет, чтобы понимать какие-то серьёзные вещи, объясните ему его потребительские и юридические права, которые в России "с удовольствием" и повсеместно нарушаются, зачастую, без каких-либо последствий. Если ему не додали сдачу в магазине, пусть требует, чтобы вернули всё до копейки, если продали некачественный товар, пусть настаивает, чтобы его заменили или вернули деньги и т.д.

В "опасном" подростковом возрасте познакомьте ребёнка с гражданским, трудовым, уголовным и другими кодексами, чтобы он чётко знал свои права, и то, что не могут делать в отношении него любые властные и силовые структуры.

Знание своих прав во внешнем мире имеет огромное значение для воспитания сильной, уверенной, раскрепощённой и свободной личности, как и соответствующий, позитивный пример родителей. Если вы с детства будете показывать ребёнку, как отстаивать свои права и интересы, говорить "нет" и сопротивляться любому негативному внешнему воздействию, то, скорее всего, он быстро освоит эти важнейшие для всей его дальнейшей жизни качества.


Статья предоставлена:

Алексей Кормушкин,
специально для ДЕТИНФОРМ

Актуальные вопросы

здравствуйте! Моему ребёнку на сегодня 3 месяца и 3 недели. С 24.02-28.02- у нас был осипший голос, горло не красное, температуры и соплей нет, состояние болезнетворное. (Лечение: 1 свеча кипферона, 1 свеча виферон, ингаляции с физраствором). С 20.03 по сей день опять осип голос не так сильно как в первый раз, никаких признаков болезни нет, состояние игривое, с 03.04- голос осип ещё больше, состояние болезнетворное, а со вчера голос почти пропал, температура 37,2. По крови которую сдавали 12.03- когда были здоровы и голос нормальный небольшое увеличение лимфоцитов.. Что делать?

Прочитать ответ

Вопрос № 913 |сын 6 лет снимает трусы ночью |20.02.2017 | Спрашивает Петрова Надежда Алексеевна

Добрый день! Мой сын любит спать голым, т.к. ему постоянно все мешает, давит, жмет и т.д. В течение дня то майку дергает, то трусы вниз подтягивает, то горловину, он очень активный и постоянно что-то поправляет из одежды. Так как днем в саду нельзя раздеваться приходиться и на ночь его укладывать хотя бы в трусах, чтобы привыкал, но чаще всего ночью он все снимает. А не так давно вообще стал приспускать трусы на попе, т.е. не полностью снимать, бужу его - а трусы на попе спущены. Что это может означать? Почему ребенок так делает? Что нужно мне делать - стоит ли обращать на это внимание?



Рассказать друзьям